domvpavlino.ru

Учим буквы весь алфавит. Буквы. — «Азбука для малышей» студии Берг Саунд

Зубы у человека начинают формироваться на стадии внутриутробного развития (7-8 неделя). Часть эпителия утолщается, затем изогнутая складка краями врастает вглубь окружающей ткани, образуя зубную пластинку (1). Сама по себе складка неровная, поычд ней формируются скопления клеток (зубных сосочков), над ними получается что-то вроде выступающих вверх колоколов. В дальнейшем из самого этого эпителия (2) образуется эмаль, а из тканей, оказавшихся внутри колокола (3) - дентин и пульпа. Эта же ткань поставляет стволовые клетки для растущего зуба. Крупные складки (2,3), заложенные самыми первыми, становятся зачатками молочных зубов. На 5-м месяце беременности из более мелких колокольчатых складок (4) начинают развиваться и зачатки постоянных зубов.

Сам этот процесс обуславливает в дальнейшем строение зуба: поскольку белковая матрица эмали формируется только из участка вросшего эпидермиса, то форма коронки и толщина эмали зубов у взрослого человека сильно зависит от особенностей его внутриутробного развития в конце второго месяца беременности. Недостаточно глубоко вросшая или получающая недостаточно питания пластинка эпидермиса даст начало небольшой коронке, или коронке с дефектом эмали либо с тонкой эмалью. На этой же стадии закладывается число зубов, причем сразу образуются зачатки и молочных и постоянных. В норме их у человека 20 молочных и 28-32 постоянных, однако зубов может быть и больше, и меньше: это зависит от числа маркеров, источников сигнала.
Корни зуба формируются перед его прорезыванием, а окончательную форму принимают через 6-8 месяцев после него (иногда позже).

Иногда третьи моляры не вырастают совсем, иногда вырастают внутри челюсти, создавая проблемы.

После прорезывания постоянных коренных зубов зубная пластика исчезает, и новые зубы появиться уже не могут. Однако если в челюсти сохранились «лишние» зачатки, они иногда могут активироваться. Форма и расположение зубов у каждого человека уникальны. По некоторым исследованиям у ранних предков человека было 44 зуба, поэтому иногда случаются атавизмы, касающиеся увеличения зубного ряда: либо добавочные зубы в основных дугах, либо дополнительные зубы на нёбе.

Важно! Формирование зубов зависит от особенностей течения беременности. Недостаточность питания матери, авитаминозы (особенно отсутствие витамина Д) или применение антибиотиков могут приводить к гипоплазии зубов у новорожденного, причем повреждены могут быть и молочные, и постоянные зубы.

Зубные формулы

У человека разные зубы имеют разные функции, и по форме бывают четырех типов. Для описания расположения зубов существуют так называемые зубные формулы. Зубная формула человека включает 32 зуба.

В простом варианте зубных формул просто указывают номер зуба (№1 центральный резец), во втором случае добавляют номер, который указывают на какой челюсти и стороне расположен зуб.

Зубная формула для молочного прикуса записывается римскими цифрами или обозначается как номера 5-8.

Анатомическое строение зуба

В зубе выделяют коронку (выступает над десной, покрыта эмалью), корень (размещен в лунке челюсти, покрыт цементом) и шейку - место, где заканчивается эмаль и начинается цемент, такую шейку называют «анатомической». В норме она должна быть чуть ниже уровня десны. Кроме того, выделяют «клиническую шейку», это уровень зубо-десневой бороздки. Шейка выглядит как суженная часть зуба, выше и ниже неё он обычно расширяется.

В норме клиническая шейка выше анатомической, а граница десны проходит по эмали. Однако с возрастом десна атрофируется, а эмаль разрушается. В определенное время может случиться так, что клиническая и анатомическая шейки совпадут. В старости, когда десна спускается ниже, а эмаль истончается, истирается и исчезает (около шейки она тоньше и исчезает раньше), между этими условными границами снова появляется зазор, но теперь уровень клинической шейки будет проходить по оголившемуся дентину зуба.

Коронка у резцов долотовидной, слегка изогнутой формы, с тремя режущими буграми; у клыков - уплощенно-коническая; у премоляров призматическая или кубическая, с округлыми боками, с 2 жевательными буграми; моляры (коренные зубы) имеют прямоугольную или кубическую форму с 3-5 жевательными бугорками.

Бугорки разделены желобками - фиссурами. Резцы, клыки и вторые премоляры имеют один корень, первые премоляры - двойной, моляры - тройной. Однако иногда моляры могут иметь и по 4-5 корней, причем корни и каналы в них могут быть изогнуты самым странным образом. Именно поэтому депульпацию зуба и пломбировку каналов всегда делают под рентгеновским контролем: стоматолог должен убедиться, что нашел и запломбировал все каналы.

Зуб закрепляется в альвеолярной лунке при помощи прочных коллагеновых тяжей. Цемент, покрывающий корень, построен из пропитанного минеральными солями коллагена, к нему и прикрепляется периодонт. Зуб питается и иннервируется входящими в отверстие верхушки корня артериями, венами и отростками тройничного нерва.

Длина корня обычно вдвое превышает длину коронки.

Гистологическое строение зуба

Зуб состоит из трех типов кальцинированной ткани: эмаль, дентин, цемент. Наиболее прочна эмаль, дентин в 5-10 раз слабее неё, но в 5-10 раз прочнее обычной костной ткани. И дентин и эмаль представляют собой белковую сетчато-волокнистую матрицу, пропитанную солями кальция, хотя дентин по строению находится между эмалью и плотной костной тканью. Если утрачиваются кристаллы минеральных солей (апатитов), прочность зуба может быть восстановлена, так как кристаллы солей при благоприятных условиях снова отложатся на белковом каркасе; однако если утрачивается часть белковой матрицы эмали (например, при сколе, высверливании или шлифовке), эта потеря для зуба невосстановима.

Толщина эмали на боковых поверхностях коронки 1-1,3 мм, на режущем крае и жевательных буграх до 3,5 мм. Зуб прорезывается с неминерализованной эмалью, в это время он покрыт кутикулой. Со временем она истирается и замещается пелликулой, и в дальнейшем минерализация пелликулы и эмали идет в полости рта за счет солей, содержащихся в слюне и зубо-десневой жидкости.

Внутри дентина нет клеток, он частично может уплотняться и разрыхляться, в нем может идти рост белкового матрикса, но лишь в ограниченном внутренней поверхностью эмали камере. Тем не менее у человека преобладает возрастная деминерализация. Дентин состоит из тонких кальцинированных трубочек, идущих радиально, от эмали к пульпе. При попадании в эти трубочки посторонних веществ или жидкости возросшее внутреннее давление передается на пульпу, вызывая боль (тем большую, чем больше давление внутри дентинной трубочки).

Пульпа - рыхлая соединительная ткань. Она пронизана нервами, лимфатическими и кровеносными сосудами и заполняет пульповую камеру коронки и корня, причем форма камеры может быть любой. Чем объемнее пульпа относительно общего размера зуба, тем он слабее и чувствительнее к температурам и химическим веществам.
Функции пульпы:

  • передает в головной мозг сенсорную информацию;
  • питает живые ткани зуба;
  • участвует в процессах минерализации и деминерализации;
  • её клетки синтезируют белки, встраивающиеся в белковый матрикс зуба.

Строение молочных зубов

Ребенок рождается с практически сформированными зачатками молочных зубов. Они начинают прорезываться уже на 3-4 месяце жизни и уже в это время требуют ухода. К моменту прорезывания зубы имеют еще не до конца сформированные корни, поскольку корень растет довольно долго. Зачатки постоянных зубов так же продолжают развиваться в челюсти, у них растут коронки, но корни начнут формироваться только к моменту смены зубов.

У молочных зубов верхушки корней загнуты на щечную сторону, а между их корнями располагаются зачатки постоянных.

Молочные зубы имеют более слабый слой дентина и менее минерализованную эмаль, их корни короче и толще, чем у одноименных постоянных. Режущий край резцов обычно имеет слабо выраженные бугры, жевательные бугорки тоже незначительны. Большой объем пульпы и тонкий слой дентина делает такие зубы более чувствительными к кислому, сладкому, горячему. Поскольку они менее минерализованные, они сильнее подвержены кариесу и пульпитам, а местные анестетики при лечении угнетают выработку стволовых клеток и рост дентина в зачатках постоянных зубов.

Важно: начавшийся в молочных зубах кариес легко передается пришедшим на смену постоянным, так как вызывающие его бактерии продолжают развиваться в ротовой полости. Ребенок получает эти бактерии обычно от матери, если она кормит его той же ложкой, которой ест сама, или облизывает упавшую соску (вместо того, чтобы вымыть).

Смена зубов на постоянные

К моменту смены зубов и активному началу роста ветвей челюсти у ребенка 20 зубов. В это время имеется по 2 моляра с каждой стороны, но отсутствуют премоляры. Именно премоляры и займут появившееся свободное место в растущих в длину ветвях. Если челюсть растет недостаточно быстро, может появиться дефект зубного ряда.

При смене зубов растущий зачаток постоянного зуба сдавливает корни молочных, пережимает питающие их кровеносные сосуды. Постепенно корни молочных зубов, недополучая питания, начинают разрушаться и полностью растворяются, так что остается только шейка зуба и коронка. Однако при этом могут пострадать и зачатки постоянных. Иногда они вовлекаются в процесс и разрушаются полностью, иногда возникают дефекты эмали, так как её белково-коллагеновая матрица, образующаяся из эпителия, легко может быть повреждена на этом этапе. Гипоплазия (недоразвитие) зуба и прорезывание зубов с поврежденной эмалью очень часто встречается в последние годы.

Аномалии зубов и зубного ряда

Аномалии строения зуба

  • слишком большое (более пяти) количество корней;
  • недоразвитие корня;
  • нехарактерная форма (шиловидные, крюковидные, конические, плоские коронки);
  • недоразвитая, деформированная коронка;
  • тонкая эмаль;
  • повышенная стираемость эмали;
  • отсутствие всей эмали или её части.

Аномалии смены зубов

  • корень может не рассосаться вовремя;
  • верхушка корня может пробить кость, вызвав язву в десне;
  • корень обнажается полностью, так как разрушается вся ткань (и кость, и десна) над ним;
  • постоянный зуб тронулся в рост до того, как выпал молочный;
  • формируется дополнительный ряд постоянных зубов или зубы не нёбе;
  • недостаточно места для нормального роста зубов.

Аномалии зубного ряда

  • аномалии прикуса;
  • аномалии расположения зубов в зубном ряду.

Во всех случаях аномалий с рассасыванием корней молочные зубы нужно удалять. Если зубы растут в два-три ряда или стоят криво, также может быть показано удаление молочных зубов. В то же время, слишком раннее удаление зуба (например из-за кариеса) может заставить постоянные зубы начать расти раньше, либо вызвать рост дополнительных зубов (обычно они мелкие, конической формы). Дополнительные зубы, соответствующие по форме молярам, формируются реже.

Важно! 5-7 лет второй критический возраст для здоровья зубов. Именно в этот период закладываются проблемы постоянного прикуса и дефекты зубного ряда, поэтому к смене зубов нужно отнестись очень серьёзно и не пренебрегать походами к детскому стоматологу.

Видео — Строение зуба. Виды и функции зубов

Видео — Анатомия зубов

Все новоиспеченные родители с большим нетерпением ожидают прорезывания первых зубов у своих детей. Но если они не прорезываются в установленных нормах врачами, в этом случае взрослые начинают бить тревогу и переживать за малышей. Эти опасения вполне логичны, так как своевременное прорезывание зубов является признаком нормального развития ребенка.

Также эти переживания могут возникнуть и при замене молочных зубов на коренные. На этом фоне появляется множество вопросов: какие же сроки прорезывания первых зубов и замены их на коренные? Какие зубы и в какое время режутся у детей, до какого возраста лезут основные зубы, в каком порядке появляются, сколько их должно быть у ребенка до одного года?

Симптомы и сроки прорезывания зубов у детей

Первыми симптомами прорезывания являются повышенное слюноотделение, которое необходимо для дезинфицирования полости рта, небольшое припухание десен, пальцы и игрушки ребенка все время находятся во рту.

Многие родителей указывают на появление высокой температуры тела, озноб и жидкий стул, однако, именно эти признаки не стоит определять именно прорезыванию зубов , так как этот процесс не может вызывать такие симптомы. Скорей всего это является инфекционной болезнью, которая может легко поразить ребенка из-за слабого иммунитета во время прорезывания.

В какой очередности происходит прорезание?

Довольно часто молодые матери интересуются относительно того, какая же самая правильная очередность прорезывания зубов у малышей до одного года. Сказать точное время прорезывания не сможет никакой врач, так как у любого младенца все происходит в индивидуальном порядке. Но все же есть два основных правила, которые определяют очередность прорезывания:

  • «Нижняя революция» . Естественная система прорезывания у малышей до года подразумевает, что первыми в любом случае прорезаются нижние зубы, и лишь затем прорастают одноименные сверху. Естественно, это правило имеет исключение относительно прорезывания боковых резцов (вначале вырастают верхние, затем нижние);
  • Парность . Одноименные зубы, как правило, прорезаются почти одновременно. Если прорастает левый верхний резец, то очень скоро нужно ожидать прорастания его правого собрата. В некоторых случаях у малышей может происходить прорезывание одновременно нескольких пар.

Даже, невзирая на установленное врачами время прорезывания, взрослые чаще всего основываются на практическое время их прорастания:

  • Боковые резцы;
  • Верхние и средние нижние резцы;
  • Клыки;
  • Первые моляры;
  • Вторые моляры.

У некоторых младенцев может начаться верхнее прорезывание. Иногда это является признаком рахита, но, как правило, это индивидуальная особенность роста и развития ребенка.

Также могут быть случаи, когда сверху уже находится несколько зубов, а внизу еще не проявляются даже никакие симптомы скорейшего прорастания. Не стоит сильно переживать в этом случае, если при осмотре педиатр не определил каких-то нарушений, то ребенок в ближайшее время непременно обзаведется недостающими зубами . Просто данный процесс потребует чуть больше времени и, скорей всего, нужно будет увеличить объем потребляемых продуктов с кальцием (молоко, сметана и т.д.). Нужно помнить про то, что составленная схема и таблица роста является лишь приблизительной, а не точной нормой прорезывания.

Время роста

Чаще всего только родившийся ребенок не имеет зубов, но иногда могут быть случаи, когда прорезывание у малышей походит еще в утробе матери и появляется он на свет уже с несколькими зубами. Как правило, первые зубы у малышей до одного года вырастают парно с интервалом в несколько месяцев. Первыми обычно вырастают средние нижние резцы, это случается в возрасте 7–8 месяцев, затем проявляются средние верхние.

Приблизительно к году показываются верхние боковые резцы, а спустя небольшое время и внизу. Примерно в полтора года появляются первые моляры , затем – клыки и по достижению малыша возраста около двух лет, появляются вторые моляры.

На данном этапе формирование молочного прикуса завершается, молочных зубов у детей всего 20. Замена молочных зубов на коренные начинается чаще всего в возрасте приблизительно 5–8 лет.

Рост не по правилам

Объяснить задержку роста можно с генетической точки зрения либо временем рождения ребенка. К примеру, малыши, родившиеся зимой, обзаводятся молочными зубками в довольно раннем возрасте. Но если в возрасте одного года они так и не проросли, то нужно все же перестраховаться и посоветоваться со стоматологом , так как такая задержка может говорить о проблеме с обменными процессами или являться симптомом развития рахита. Но, когда молочные зубки являются единственным недостатком счастливого и здорового ребенка, то, наверное, взрослые просто наводят ненужную панику и скорей хотят видеть появление первых зубов у своего малыша.

Также очень важно тут же после их появления начать своевременный уход за ними и приучать вашего малыша к постоянной чистке. Эти мероприятия значительно повысят шансы сохранения их здоровыми и красивыми.

Относительно порядка либо же схемы очередности роста, то в этом случае тоже все проходит в исключительно индивидуальном порядке и очередность прорезывания может существенно отличаться от общепринятой врачами. Множество стоматологов уверенны, что на все моменты развития влияет непосредственно образ жизни матери , ее заболевания, прохождение беременности и непосредственно родов.

Но все-таки, когда у ребенка проходит прорезывание совсем невпопад, то не нужно сильно переживать и нагнетать эту ситуацию. Никто еще не сделал препарат, который бы заставил прорезаться зубы в четком порядке, а когда они полностью вырастут, то будет абсолютно неважно, в какой очереди они появились.

Что влияет на рост коренных зубов?

На сроки изменения молочных зубов на коренные могут влиять ряд факторов:

  • Сбои в эндокринной системе;
  • Пол ребенка;
  • Форма вскармливания и ее длительность;
  • Негативные моменты прохождения беременности (например, токсикоз);
  • Генотип ребенка;
  • Перенесенные инфекционные болезни;
  • Нарушение обменных процессов.

Необходимо проследить, чтобы время изменения коренных зубов, которые указаны в таблице или календаре, совпадали с графиком выпадения всех молочных. Нередко случается так, что молочные выпадают намного раньше необходимого времени. Это может проходить в результате механической деформации костной ткани, по причине неправильного прикуса или чрезмерного давления коренными.

Быстрое время выпадения молочных зубов опасно тем, что рядом находящиеся начинают смещаться, заполняя, таким образом, появившуюся пустоту. В результате, к тому сроку, когда наступит время прорезывания коренного , ему просто не хватит места и, скорей всего, он будет кривым.

При несвоевременном выпадении нужно пройти с ребенком осмотр у стоматолога-ортодонта, при необходимости он установит пластинки, чтобы не допустить сдвигания зубного ряда.

В случае когда молочные зубы не хотят самостоятельно выпадать в нужное время, когда коренные уже обязаны их заменить, это чревато развитием неправильного прикуса. Нужно непременно посетить врача для принятия требуемых мер. Очень важно, чтобы взрослые уделили внимание тому, в каком возрасте появились зубы у ребенка и как они находятся в зубном ряду. Так как неправильный прикус может влиять не только на эстетику, но и, в общем, оказывает значительное влияние на здоровье малыша.

Очередь прорастания коренных зубов

Прорезывание коренных зубов у детей имеет особенный порядок, что дает возможность правильно сформировать прикус. Когда же они должны прорезываться, и какая их очередность? Для лучшего понимания коренные зубы имеют нумерацию, которая начинается от медиального резца.

По схеме прорезывания, первыми начинают появляться первые моляры или нижние шестерки. Приблизительный возраст малыша при их прорезывании составляет 5–8 лет . Нужно отметить, что эти зубы не меняют молочные, а являются сразу же коренными. Место для их прорастания обеспечивается предварительно благодаря росту непосредственно челюсти. Затем вырастают боковые средние резцы, после первые премоляры, верхние шестерки, вторые премоляры и клыки. Полное формирование коренных зубов завершается к совершеннолетию.

Особенности прорезывания:

  • Коричнево-желтый цвет эмали чаще всего связывают с употреблением антибиотиков мамой во 2–3 триместре беременности, или же употреблением их малышом во время прорезывания;
  • Неверное формирование ряда происходит по ряду причин: генетическая предрасположенность (очень маленькая челюсть), врожденная аномалия процессов обмена в соединительной ткани, травмирование;
  • Увеличение промежутков между зубами . Эта особенность говорит про активное развитие челюстей и во время сменного перехода временных зубов к постоянным расценивается как нормальное состояние. Увеличенная щель (как правило, между средними верхними передними зубами) появляется в связи с глубоким расположением уздечки на верхней челюсти. Исправлением этого дефекта занимается ортодонт;
  • Формирование неверного прикуса случается из-за продолжительного времени сосания пустышек или из-за ненормированного развития челюстей;
  • Серая окантовка в районе шейки чаще всего появляется во время приема растворимых препаратов с содержанием железа или при сильном воспалении;
  • Очень редко не появившиеся зубы к одному году являются симптомами адентии – отсутствие зачатков. Определить данный диагноз возможно лишь с помощью радиовизиографии.

Как ухаживать за зубами?

Начинать гигиену полости рта необходимо еще во время введения прикорма. До одного года это можно выполнить с помощью мягкой зубной щетки или салфетки, смоченной в теплой воде.

Ближе к году нужно чистить зубы ребенку на ночь без пасты специальной щеткой. Менять ее необходимо не менее чем два раза в месяц.

Начинать использование специальных детских паст без фтора можно с возраста двух лет.

Прививайте вашему малышу чувство необходимости периодического обследования у стоматолога в целях профилактики не менее чем раз в 6 месяцев. Первый поход к врачу обязан проводиться при прорезывании первых зубов, в возрасте приблизительно полгода.

Приучайте ребенка к чистке зубов дважды в день, тем более это необходимо делать на ночь. Чтобы не допустить появление кариеса, которому так подвержены молочные зубы, не нужно злоупотреблять чрезмерным употреблением сладостей и продуктами с большим количеством сахара.

Развитие зубов это весьма сложный процесс, который начинается на ранних стадиях развития зародыша и продолжается у человека до 18-20 лет. Этот процесс можно разделить на несколько периодов. Период - от момента рождения до 6-7 месяцев, когда у ребенка зубов еще нет, но зачатки молочных зубов уже заложены в челюстях, начиная с 40-45-го дня внутриутробной жизни. Первый молочный зуб появляется у новорожденного на 6-7 месяце жизни. Период - от 6-7 месяцев до 6-7 лет. В этот период идет развитие молочного прикуса. За то время прорезываются и вырастают все 20 молочных зубов. В формировании молочного прикуса в свою очередь различают две стадии: первая начинается с момента прорезывания в 6-7-месячном возрасте и заканчивается полным формированием зубных рядов в 2-3 года; вторая стадия длится от 2,5-3 до 6 лет. В это время молочные зубы подготавливаются к смене на постоянные. Период начинается с конца 6-го года жизни и продолжается до 12-13 лет. Он характеризуется постепенной сменой молочных зубов на постоянные 32 зуба.

Формирование молочных зубов завершается в период к 3-м и 5-м годам жизни. Дальше происходит интенсивное увеличение высоты альвеолярного отростка и рост челюстей. Поэтому у большинства детей в молочном прикусе наблюдаются выраженные пространства между передними зубами. Первый постоянный большой коренной зуб прорезывается в возрасте 6-7 лет. Примерно в это же время прорезываются резцы нижней челюсти. Это вначале приводит к небольшой скученности зубов, что не следует рассматривать как нарушение развития прикуса, так как к 12 годам, благодаря интенсивному росту челюстей, прикус нормализуется.

Отличие молочных зубов от постоянных.

Вопреки расхожему мнению в молочных зубах, также как и в постоянных, есть корни и нерв (пульпа). Корни удерживают зуб в кости. Под молочным зубом располагается зачаток постоянного. По мере прорезывания, постоянный зуб стимулирует рассасывание корней молочного зуба и к моменту выпадения у молочного зуба остаётся только коронка.

Так как у молочных зубов (как и у постоянных) есть нерв (пульпа), они могут болеть, если инфекция кариозной полости попадает в полость зуба, вызывая развитие пульпита.

Молочные зубы существенно отличаются от постоянных зубов своими размерами и строением.

Молочные зубы меньше постоянных зубов и имеют менее массивные корни;

Молочные зубы имеют более сложную анатомическую структуру корневых каналов, что приводит к более трудоёмкому процессу лечения, нежели в постоянных зубах;

Твёрдые ткани молочных зубов менее минерализованы и обладают меньшей устойчивостью к истиранию и развитию кариозного процесса.

Твёрдые ткани молочных зубов значительно тоньше чем у постоянных: воспалительный процесс быстро достигает нерва зуба;

Зачем нужны молочные зубы?

Молочные зубы участвуют в развитии таких функций у ребёнка как жевание и произношение звуков. Без них было бы невозможно пережёвывание жёсткой пищи. Не последнюю роль играет эстетический компонент.

Также молочные зубы удерживают пространство в зубном ряду для постоянных зубов. Прорезывание молочных зубов стимулирует первичный рост челюстей. Вторая волна роста челюстей начинается в период замены молочных зубов на постоянные. Раннее удаление молочных жевательных зубов приводит к смещению соседних зубов в область отсутствующего и формированию скученности зубов в будущем!

Одонтогенез.

Одонтогенез - развитие зуба - начинается на 6 неделе эмбриогенеза, когда закладываются фолликулы молочных зубов, а полностью завершается иногда после 20 лет, когда прорезываются третьи постоянные моляры и заканчивается формирование их корней.

Зубы человека развиваются из компонентов слизистой оболочки полости рта эмбриона. Её эпителий даёт начало структурным элементам, участвующим в образовании эмали, а мезенхима является источником дентина, пульпы и цемента.

В развитии каждого зуба различают 3 периода: закладку зубных зачатков, их дифференцировку и гистогенез - т.е. развитие основных тканей зуба (эмали, дентина, пульпы, цемента).

Закладка зубных зачатков.

Вначале в области будущих передних зубов от вестибулярной пластинки под прямым углом берёт начало зубная пластинка, врастающая в подлежащую мезенхиму. В процессе своего роста эпителиальные зубные пластинки принимают форму двух дуг, расположенных в мезенхиме верхней и нижней челюстей.

Затем вдоль свободного края пластинки на передней (щёчно-губной) стороне образуются колбовидные выпячивания эпителия (по 10 в каждой челюсти) - зубные почки (gemmae dentis). На 9-10 неделе эмбрионального развития в них начинает врастать мезенхима, дающая начало зубным сосочкам (papillae dentis). Вследствие этого зубная почка приобретает форму колокола или чаши, преобразуясь в эпителиальный зубной орган (organum dentale epitheliale). Его внутренняя поверхность, граничащая с мезенхимой, своеобразно изгибается и очертания зубного сосочка постепенно приобретают форму будущей коронки зуба. К концу 3-го месяца эмбриогенеза эпителиальный зубной орган с зубной пластинкой соединяет лишь узкий эпителиальный тяж - шейка зубного органа.

Вокруг эпителиального зубного органа и под основанием зубного сосочка образуется сгущение мезенхимы - зубной мешочек (sacculus dentis)

Таким образом, в сформировавшемся зубном зачатке можно различить 3 части: эпителиальный зубной орган, мезенхимные зубной сосочек и зубной мешочек. На этом заканчивается 1 стадия развития зуба - стадия закладки зубных зачатков, и начинается период их дифференцировки.

Дифференцировка зубных зачатков.

Сначала происходит разделение зубного органа на несколько клеточных слоев. В его центральной части между клетками накапливается белковая жидкость, раздвигающая их. Эти клетки приобретают звёздчатую форму, а их совокупность образует пульпу зубного органа (pulpa organi dentis). Клетки зубного органа, прилегающие к поверхности зубного сосочка, становятся цилиндрическими и получают название внутреннего зубного эпителия (epithelium dentale internum). Эти клетки дают начало энамелобластам, участвующим в образовании эмали зуба.

Между энамелобластами и пульпой зубного органа располагаются несколько рядов плоских или кубических клеток, образующих промежуточный слой зубного органа (stratum intermedium). Внешняя поверхность зубного органа образуется уплощенными клетками наружного зубного эпителия (epithelium dentis externum)

В дальнейшем клетки наружного зубного эпителия постепенно атрофируются, а клетки промежуточного слоя эмалевого органа и его пульпы принимают участие в образовании кутикулы эмали.

Итак, в результате произошедшей дифференцировки зубного органа в нем уже можно различить его пульпу, внутренний и наружный зубной эпителий и промежуточный слой. Затем дифференцируется зубной сосочек. К этому времени он увеличивается в размерах и глубже впячивается в зубной орган.

В основание зубного сосочка проникают кровеносные сосуды и нервные волокна, растущие по направлению к его верхушке. На поверхности мезенхимного зубного сосочка образуется несколько рядов густо расположенных клеток - преодонтобластов, дающих позднее начало клеткам с базофильной цитоплазмой - одонтобластам (дентинообразующим клеткам). Сначала они формируются на вершине зубного сосочка, позднее - на его боковых поверхностях. Слой одонтобластов прилегает к внутреннему зубному эпителию (энамелобластам), отделяясь от него тонкой базальной мембраной.

К концу 3-го месяца внутриутробного развития, вследствие разрастания мезенхимы, зубные зачатки обособляются от зубной пластинки, она теряет связь с эпителием полости рта и частично рассасывается. Сохраняются и разрастаются лишь глубокие отделы зубных пластинок, которые дают начало зачаткам постоянных зубов.

Гистогенез зуба.

К концу 4-го месяца эмбриогенеза период дифференцировки зубных зачатков сменяется интенсивно протекающим периодом гистогенеза, во время которого образуются дентин, эмаль, пульпа и цемент зуба, причем в течение эмбриогенеза происходят закладка и формирование коронок молочных зубов, а их корни формируются после рождения ребенка.

Дентиногенез.

Первой из зубных тканей образуется дентин. В этом процессе активную роль играют одонтобласты. Ядра одонтобластов имеют овальную форму и находятся в тех отделах клеток, которые направлены к центру зубного сосочка.

В процессе дентиногенеза в цитоплазме одонтобластов синтезируются белки и кислые мукополисахариды, которые позже выводятся за пределы одонтобластов в межклеточное пространство (с помощью пластинчатого комплекса или иным путём). В межклеточном пространстве в результате ферментативных процессов формируются тонкие длинные аргирофильные фибриллярные структуры - преколлагеновые волокна. Так образуется необызвествлённый дентин-предентин. В предентине оказываются замурованными периферические отделы одонтобластов, которые постепенно удлиняются, превращаясь в дентинные отростки (волокна Томса).

Преколлагеновые волокна предентина имеют в основном радиальное направление. Позднее они превращаются в коллагеновые волокна. Когда слой предентина достигает толщины 40-80 мкм, он оттесняется на периферию новыми массами дентина, в которых коллагеновые волокна утрачивают первоначальную ориентацию, располагаясь менее упорядоченно. Это тангенциальные волокна, которые не проходят преколлагеновой стадии, а сразу возникают, как коллагеновые.

Тонкий периферический слой дентина, содержащий в своём составе радиальные волокна, называют плащевым дентином, а мощный внутренний отдел дентина с преимущественно тангенциальным расположением волокон именуется юкстапульпарным (околопульпарным) дентином. По мере отложения новых масс дентина отростки одонтобластов удлиняются, так что тела этих клеток не включаются в дентин, а находятся всегда на периферии зубного сосочка или зубной пульпы.

Одонтобласты не только образуют предентин, но и активно участвуют в процессе его минерализации. Обызвествление дентина начинается на 5-м месяце эмбрионального развития.

Характерной особенностью дентина является глобулярный характер его обызвествления. Минеральные соли в основном веществе дентина откладываются в виде кристаллов гидроксиапатита, которые, сливаясь друг с другом, располагаются так, что обызвествлённые участки дентина принимают шаровидную форму. Между этим дентинными шарами могут оставаться участки необызвествлённого дентина - так называемые интерглобулярные пространства или интерглобулярный дентин. В течение жизни участки необызвествлённого интерглобулярного дентина обычно сохраняются в области коронки зуба возле эмали и в корне у границы цементом. Образование дентина всегда предшествует энамелогенезу и является необходимым условием для образования эмали.

Энамелогенез.

После того, как на вершине сосочка образуется узкий слой предентина, начинается развитие эмали. Эмаль образуется за секреторной деятельности внутренних клеток эпителиального зубного органа - энамелобластов. Этому процессу предшествует некоторая перестройка эпителиального зубного органа. Его наружная поверхность образует многочисленные углубления, в которые врастает мезенхима зубного мешочка с кровеносными сосудами. Видимо, эти сосуды отделил их от прежнего источника - сосудов зубного сосочка. Это приводит к изменению физиологической полярности энамелобластов: ядро клетки и пластинчатый комплекс меняются местами. Теперь базальная (ядросодержащая) часть клетки обращена к пульпе зубного органа, а вершина с пластинчатым комплексом прилежит к предентину. Такие энамелобласты готовы к образованию эмали. Признаком начала функционирования энамелобластов является исчезновение гликогена из цитоплазмы этих клеток.

Развитие пульпы.

Источником развития пульпы зуба является мезенхима зубного сосочка. Кровеносные сосуды врастают в основание зубного сосочка уже на ранних этапах развития зубного зачатка. Почти одновременно (начиная с 9-10 недели эмбрионального развития) начинают врастать в основание зубного сосочка и нервные волокна. Позже там образуется гемокапиллярное сплетение и нервные концевые разветвления.

Процесс гистогенеза тканевых элементов зубного сосочка начинается на его вершине и постепенно распространяется к основанию. Под слоем одонтобластов, приобретающих вытянутую, грушевидную форму, образуется слой мелких звездчатых клеток, формирующих субодонтобластический слой пульпы. Мезенхимальные клетки центральных отделов зубного сосочка становятся крупнее и дифференцируются в фибробласты, макрофаги и адвентициальные клетки. Между ними накапливаются преколлагеновые и коллагеновые волокна, а также межфибриллярное вещество. Так мезенхима центральных отделов сосочка преобразуется в рыхлую соединительную ткань пульпы зуба.

Развитие корней и цемента зуба.

Развитие корня зуба происходит в постэмбриональном периоде и начинается незадолго до его прорезывания. После того, как коронка зуба сформирована, эпителиальный зубной орган в большей своей части редуцируется, превращаясь в несколько слоев плоских клеток, плотно прилегающих к эмали и отделяющих ее от окружающей мезенхимы. Вскоре из них образуется своеобразная эпителиальная диафрагма. Эта диафрагма впоследствии врастает в подлежащую мезенхиму в виде рукавов, причём число рукавов равно количеству корней формирующегося зуба. У однокорневых зубов таких рукавов - один, у многокорневых - два или три.

(Эти рукава ещё называют гертвиговскими эпителиальными корневыми влагалищами.)

Мезенхимные клетки, прилежащие изнутри к рукаву, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня. Из центрального отдела этого участка мезенхимы формируется пульпа корня.

Когда эпителиальный рукав распадается, клетки мезенхимы зубного мешочка приходят в соприкосновение с дентином корня и превращаются в цементобласты, откладывающие на поверхности корневого дентина бесклеточный цемент, состоящий из коллагеновых волокон и межфибриллярного вещества. Позднее образуется клеточный цемент, при этом цементобласты замуровываются в образованном ими веществе, превращаясь в цементоциты. Из наружного отдела мезенхимы зубного мешочка развивается периодонт, соединяющий пучками коллагеновых волокон цемент корня с костной стенкой зубной альвеолы. Становятся источниками питания для энамелобластов, так как предентин отделил их от прежнего источника - сосудов зубного сосочка. Это приводит к изменению физиологической полярности энамелобластов: ядро клетки и пластинчатый комплекс меняются местами. Теперь базальная (ядросодержащая) часть клетки обращена к пульпе зубного органа, а вершина с пластинчатым комплексом прилежит к предентину. Такие энамелобласты готовы к образованию эмали. Признаком начала функционирования энамелобластов является исчезновение гликогена из цитоплазмы этих клеток.

Процесс образования эмалевых призм происходит следующим образом. Вначале апикальный, т.е. обращённый к дентину, участок энамелобластов несколько суживается, приобретая вид отростка. Затем энамелобласты секретируют компоненты органической матрицы эмали - тонкие, переплетающиеся фибриллярные структуры.

При этом периоды активности энамелобластов сменяются периодами покоя. В результате в эмали возникают линии Ретциуса, пересекающие под углом эмалевые призмы. Эти линии соответствуют периодам снижения активности энамелобластов, впоследствии здесь откладывается меньшее количество минеральных веществ. По окончании энамелогенеза энамелобласты редуцируются. Их остатки образуют на поверхности коронки кутикулу эмали.

После образования органической основы эмали происходит ее обызвествление. Оно начинается от дентинно-эмалевого соединения и распространяется к поверхности эмали, носит ритмичный характер, в результате чего в эмалевых призмах появляется поперечная иiерченность, причем вначале это происходит в области вершины будущего режущего края коронки, а затем процесс распространяется на ее боковые отделы. Особенно интенсивно обызвествление эмали протекает после того, как эмаль достигает своей окончательной толщины. Завершается оно уже после прорезывания зубов.

Прорезывание молочных зубов у детей.

Прорезывание зубов обычно начинается ближе к полугоду; в среднем к году малыш имеет 8 резцов, а прорезывание всех 20 молочных зубов должно завершиться к 2,5 - 3 годам. Однако сроки прорезывания зубов могут сильно варьировать - они зависят от наследственности, питания ребенка. Поэтому приведенные ниже возможные сроки и порядок прорезывания зубов весьма приблизительны:

Первые нижние резцы - 6-9 месяцев.

Первые нижние резцы - 7-10 месяцев.

Вторые (боковые) верхние резцы - 9-12 месяцев.

Вторые (боковые) нижние резцы - 9-12 месяцев.

Первые верхние коренные зубы - 12-18 месяцев.

Первые нижние коренные зубы - 13-19 месяцев.

Верхние клыки - 16-20 месяцев.

Нижние клыки - 17-22 месяца.

Вторые нижние коренные зубы - 20-23 месяца.

Вторые верхние коренные зубы - 24-26 месяцев.

Было время, когда считалось, что позднее прорезывания зубов обусловлено рахитом, однако это не так! Многочисленные исследования в данной области показывают, что задержка прорезывания зубов свойственна многим нормально развивающимся малышам. Нередко молочные зубы располагаются асимметрично. Неправильное расположение молочных зубов не считается заболеванием! Такой зубной беспорядок имеет полное право на существование до полного закрытия зубного ряда, то есть до появления первых 16 зубов. Далее в результате пережевывания пищи молочные зубы притираются и становятся на место.

Смена молочных зубов.

Смена молочных зубов на постоянные начинается у малышей приблизительно в пять с половиной лет. Иногда это происходит немного раньше или позже. Челюстно-лицевой аппарат ребенка готовится к смене молочных зубов. Вы можете заметить, что промежутки между молочными зубами стали больше - это означает, что челюсть ребенка растет, ведь для постоянных зубов места нужно больше. Если промежутки не увеличиваются, постоянные зубы могут начать расти криво, поэтому обязательно сходите с малышом к врачу.

Процесс смены молочных зубов на постоянные интересен и довольно не сложен. За некоторое время до выпадения молочного зуба, его корень постепенно рассасывается, зуб начинает шататься. По мере рассасывания корня молочного зуба, он шатается все сильнее, пока не выпадает. Одновременно с рассасыванием постоянный зуб потихоньку растет. Иногда молочный зуб выпадает сам, часто дети расшатывают их и вытаскивают самостоятельно. У нового зуба еще не до конца сформирован корень. На это уйдет не меньше двух - трех лет.

Для того чтобы корни постоянных зубов сформировались крепкими, да и для здоровья самих зубов следует ввести в рацион ребенка достаточное количество кальция.

Сроки смены зубов очень индивидуальны, а вот последовательность этого процесса всегда одинакова. Первые постоянные зубы, которые Вы обнаружите во рту своего малыша - это моляры - шестые по счету зубы, если считать от середины челюсти. Место для этих зубов появится тогда, когда челюсть подрастет, при этом появление шестых моляров не связано с выпадением молочных зубов.

Далее смена молочных зубов на постоянные происходит по тому же сценарию, по которому появлялись молочные зубы. Начинают шататься и меняются резцы - сначала по два на верхней и нижней челюсти, а потом еще по два. После этого меняются премоляры - зубы, которые находятся за клыками. Смена первых премоляров выпадает на возраст девять - одиннадцать лет, затем до двенадцати лет должны поменяться вторые премоляры. До тринадцати лет сменяются клыки, за ними в возрасте до четырнадцати лет появляются вторые моляры (они тоже вырастают на пустых местах, образующихся в результате роста челюсти). Последними появляются третьи моляры, так называемые зубы мудрости. Это происходит после пятнадцати лет. Кстати, все большее количество молодых людей так и не обретают эти зубы. Фактически они уже не нужны современным людям, и природа решает этот вопрос.

Обычно смена молочных зубов на постоянные не требует никакого вмешательства стоматологов. Происходит она довольно безболезненно. Но бывают такие случаи, когда постоянный зуб уже виден, а молочный даже не шатается. Такая ситуация грозит ребенку тем, что постоянный зуб вырастет криво и в последствии придется ставить брекеты для его выравнивания. Поэтому, если Вы заметили что-либо подобное у своего малыша, сразу же идите к стоматологу. Молочный зуб удалят, и далее процесс пойдет, как положено.

Время появления первых зубов ничего не значит. У разных детей развитие зубов протекает по-разному. Одни дети жуют все подряд, капризничают и хнычут за 3-4 месяца до появления каждого зуба и портят жизнь всем членам семьи. А у других детей зубы прорезаются безболезненно, и мать их обнаруживает случайно в один прекрасный день, вообще не подозревая, что у ребенка выросли зубы.

У относительно здорового ребенка возраст, когда появляются зубы, определяется наследственностью. В одной семье почти у всех детей зубы появляются раньше, а в другой - позже. Не думайте, что ваш ребенок лучше другого, если у него рано прорезались зубы. И не считайте, что ваш ребенок умственно и физически отстает, потому что зубы у него появились поздно.

Как растут зубы у ребенка

Как правило, первые зубы появляются около 7 месяцев, но еще с 3-4 месяцев ребенок хнычет, все кусает и периодически плачет.

В первые 2,5 года у ребенка должно вырасти 20 зубов, поэтому не удивительно, что почти любое недомогание в этот период так легко объяснить прорезыванием зубов.

В прежнее время прорезывание зубов считали причиной простуды, поноса, повышения температуры тела. Разумеется, причина этих болезней не прорезывание зубов. Однако у некоторых детей прорезывание зубов снижает общую сопротивляемость организма, и они в этом время легче заболевают. Поэтому, если при прорезывании зубов ребенок заболеет или температура превысит 38°, необходимо вызвать врача для установления диагноза и лечения.

Обычно первыми появляются два нижних центральных зуба (8 передних зубов называются резцами). Через несколько месяцев прорезаются четыре верхних резца. Обычно к году у ребенка имеется 8 зубов (4 внизу и 4 наверху).

Затем обычно бывает перерыв в несколько месяцев, после чего почти один за другим прорезаются еще 6 зубов: 2 оставшихся нижних резца и 4 коренных зуба, которые находятся на боковых сторонах челюсти. Между коренными зубами и резцами остается место для клыков (заостренных на концах), которые появляются через несколько месяцев после коренных зубов. Как правило, они прорезываются во второй половине второго года.

Последними вырастают еще 4 коренных зуба, обычно в первой половине третьего года жизни.

Когда прорезываются зубы, ребенок часто просыпается ночью. Первые четыре коренных зуба прорезываются особенно болезненно. Ребенок может капризничать и потерять аппетит на несколько дней. Он может просыпаться несколько раз за ночь. Если он снова быстро не засыпает, то это может стать проблемой. Самый простой способ успокоить ребенка - дать ему молока из чашки или из соски. Не рискованно ли это? В большинстве случаев ребенок перестает просыпаться, как только зубы прорежутся.

Но иногда у детей развивается привычка просыпаться ночью, особенно если их берут на руки и занимаются ими. Поэтому я думаю, что лучше не кормить ребенка ночью и не брать его на руки, если он сам засыпает через несколько минут. Если же вам приходится кормить его ночью, делайте это в кроватке, но, как только зубы прорежутся, немедленно прекратите эту практику.

Когда в середине первого года жизни у ребенка растут первые зубы, он тоже часто просыпается ночью. Дайте ребенку возможность жевать.

Некоторые матери считают своей обязанностью ничего не позволять ребенку класть в рот. Но большинству детей это просто необходимо, по крайней мере, от 6 до 15 месяцев. Постоянная борьба измучает и мать, и ребенка. Разумнее обеспечить ребенка предметами для жевания, которые не должны иметь острых углов и краев, чтобы ребенок не поранил себя, если упадет. Очень удобны для этой цели резиновые кольца, но подойдет любой кусок резины, которые ребенку удобно держать в руке.

Будьте осторожны с игрушками из тонкого целлулоида. Иногда дети откалывают маленькие кусочки целлулоида, глотают их и могут подавиться. Следите, чтобы ребенок не грыз краску с мебели и других предметов. Некоторые дети предпочитают жевать кусок материи. Разрешите ребенку жевать все, что он хочет, кроме опасных для него предметов.

Не бойтесь бактерий, живущих на предметах, которые он жует. Это его собственные бактерии, к которым он давно привык. Конечно, надо вымыть кольцо водой с мылом, если оно упадет на пол или если его схватит собака. Кипятите, время от времени тряпку, которую ребенок жует. Некоторым детям нравится сильный массаж десен.

Как укреплять зубы. Прежде всего, необходимо помнить, что коронки зубов (то есть та часть зубов, которая выступает на поверхности десен) образуются в деснах задолго до рождения ребенка из тех веществ, которые мать получает с питанием во время беременности. Исследования показали, что для укрепления зубов особенно полезны следующие вещества: кальций и фосфор (молоко и сыр), витамины D (в виде концентрата и солнечных лучей), витамин C (в виде концентрата, апельсинов и других цитрусовых, свежих помидоров, капусты). Витамин A и некоторые витамины группы B, по всей видимости, так же необходимы, как и другие вещества.

Постоянные зубы ребенка, которые появляются не раньше 6 лет, начинают формироваться через несколько месяцев после рождения. в этом возрасте ребенок получает большое количество фосфора и кальция из молока. С месячного возраста ребенок должен получать витамины C и D (обычно их дают новорожденным в виде концентратов).

В тех странах, где фтор содержится в воде, зубы разрушаются гораздо меньше. Во многих странах фтор добавляют в воду. Если в воде он отсутствует, зубной врач может частично восполнить этот недостаток, нанеся фтор тонким слоем на зубы ребенка. До сих пор некоторые люди восстают против добавления фтора к воде, считая это вредным, несмотря на тщательные исследования ученых и их заключение о пользе такой меры. Но в свое время многие возражали и против всеобщей вакцинации, и против хлорирования воды, хотя сейчас это стало обыденным явлением.

Сахар и пища, содержащая крахмал, способствует разрушению зубов. Ученые еще не нашли исчерпывающего ответа на вопрос, отчего разрушаются зубы (явление, называемое кариесом). Питание женщины в период беременности и питание ребенка, безусловно, очень важно для предупреждения кариеса. Наследственность тоже играет некоторую роль.

Даже крепкие с виду зубы могут начать разрушаться. Зубные врачи считают, что разрушение вызывается главным образом молочной кислотой, которая вырабатывается бактериями, живущими в сахаре и крахмале, застрявшем в зубах. Чем дольше остатки этой пищи находятся на зубах, тем больше размножается бактерий и тем больше вырабатывается молочной кислоты, которая разъедает отверстия в зубах. Вот почему жевание сладостей (конфеты, печенье, сухие фрукты, сладкие напитки, пирожные) между кормлениями особенно способствует разрушению зубов.

Конечно, во фруктах и даже в овощах тоже содержится сахар. Но в них он находится в растворенном состоянии и поэтому скорее смывается. Грубая клетчатка фруктов и овощей действует на зубы, как зубная щетка. Все мы едим пищу, содержащую крахмал, но обычно только в определенные часы. Кроме того, хлеб, крупы грубого помола и картофель не прилипают к зубам надолго. Зубы страдают от частых "перекусываний" вне расписания (особенно если это пища, надолго застревающая в зубах, как сладкое и крахмал).

Уход за зубами

Некоторые врачи советуют начинать чистить зубы ребенка, когда появляются первые 4 коренных зуба, то есть приблизительно в первой половине второго года жизни. Я думаю, лучше подождать до 2 лет. В этом возрасте ребенок с увлечением копирует все, что делают взрослые. Если его мать и отец чистят зубы, он тоже хочет попробовать. Купите ему зубную щетку, как только он проявит к ней интерес, и пусть он пробует. Разумеется, вначале у него ничего не получится, но вы тактично ему поможете. Вы скажете, что я чересчур подробно говорю на эту тему. Я только хочу показать на этом примере, что нет нужды заставлять ребенка что-то делать, как уверены многие взрослые, так как в свое время он с огромным удовольствием сам будет делать то, что взрослые, может быть, считают неприятной обязанностью. Но только дайте ему возможность самому научиться.

Главная цель чистки зубов - удаление остатков пищи с их поверхности. Чистить зубы надо после каждой еды, 3 раза в день. Особенно важно чистить зубы после ужина, чтобы они оставались чистыми всю ночь, когда слюна образуется в очень небольшом количестве.

Водите ребенка к зубному врачу 2 раза в год с 3 лет. Зубы обычно начинают разрушаться с 3 лет. Пломбировать их надо, пока отверстия еще маленькие. Это, во-первых, сохранить зуб, а во-вторых, причинит ребенку меньше боли. Даже, если зубы трехлетнего ребенка целы, все-таки имеет смысл повести его к зубному врачу по двум причинам: чтобы удостовериться, что зубы здоровы, и чтобы впоследствии ребенок шел к зубному врачу без страха. Если в первый раз ему не причинили боли, он не будет бояться вставлять пломбу, когда это впервые потребуется.

Часто родители думают, что бесполезно ухаживать за молочными зубами, так как они все равно выпадут. Это неправильно. Разрушающийся молочный зуб тоже может болеть и через него инфекция может проникнуть во всю челюсть. Если же больной зуб приходится удалять, то из-за образовавшегося пустого пространства соседние зубы растут неправильно и впоследствии будут мешать расти коренному зубу. Помните, что последние молочные зубы выпадают только в 12 лет. Поэтому они нуждаются в таком же тщательном уходе, как и постоянные зубы.

Постоянные зубы

Они начинают появляться около 6 лет. Постоянные коренные зубы вырастают вслед за молочными коренными зубами. Первыми выпадают нижние центральные резцы. Постоянные зубы, вырастая, разрушают корни молочных зубов, расшатывают их до тех пор, пока они совсем не выпадут.

Молочные зубы выпадают в том же порядке, в каком появляются: резцы, коренные, клыки. Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается только в 12-14 лет. Вслед за коренными зубами, выросшими в 6 лет, появляются вторые коренные зубы около 12 лет.

Зубы мудрости вырастают гораздо позже, примерно в 18 лет (а иногда вообще не вырастают).

Иногда постоянные зубы вырастают кривыми или смещенными, но со временем они несколько выравниваются. Правда, заранее трудно сказать, насколько они исправятся. Зубной врач, проверяющий зубы вашего ребенка каждые 6 месяцев, может назначить лечение.

Лекция 14. Зубы.

Зубы являются частью жевательного аппарата и состоят главным образом из минерализованных скелетных тканей. Они принимают также участие в артикуляции, имеют косметическое значение, у животных это еще орган защиты и нападения. У человека они представлены двумя генерациями: вначале образуются выпадающие, или молочные (d. decidui), а затем постоянные зубы (d. permanentes). В лунках челюстных костей зубы укрепляются плотной соединительной тканью – периодонтом, который в области шейки зуба образует циркулярную зубную связку. Коллагеновые волокна зубной связки имеют преимущественно радиальное направление. С одной стороны они проникают в цемент корня зуба, а с другой – в альвеолярную кость. Периодонт выполняет не только механическую, но и трофическую функцию, так как в нем проходят кровеносные сосуды, питающие корень зуба.

Анатомически в зубе выделяют коронку шейку и корень. Гистологически - зуб состоит из твердых и мягких частей. В твердой части зуба различают эмаль, дентин и цемент, мягкая часть зуба представлена так называемой пульпой (см. ниже).

Из эктодермы ротовой бухты развивается эмаль зуба, остальные ткани имеют мезенхимное происхождение.

В развитии зубов различают 3 этапа, или периода:

1. образование и обособление зубных зачатков,

2. дифференцировка зубных зачатков,

3. гистогенез зубных тканей.

Первый этап при развитии молочных зубов протекает одновременно с обособлением ротовой полости и образованием ее преддверия. Он начинается в конце 2-го месяца внутриутробного периода, когда в эпителии ротовой полости возникает щечно-губная пластинка, растущая в мезенхиму. Затем в этой пластинке появляется щель, знаменующая обособление полости рта и появление преддверия.

В области закладки однокоренных зубов от дна преддверия растет второе эпителиальное выпячивание в виде валика, превращающегося в зубную пластинку (laminadentalis). Зубная пластинка в области закладки многокорневых зубов развивается самостоятельно непосредственно из эпителия ротовой полости. На внутренней поверхности зубной пластинки сначала появляются эпителиальные скопления - зубные зачатки (germendentis), из которых развиваются эмалевые органы (organumenamelium). Вокруг зубного зачатка уплотняются клетки мезенхимы, которые носят название зубного мешочка (sacculusdentis). В дальнейшем навстречу каждой почке начинает расти мезенхима в виде зубного сосочка (papilladentis), вдавливаясь в эпителиальный орган, который становится похожим на двухстенный бокал.

Второй этап - дифференцировка эпителиального эмалевого органа на три вида клеток: внутренние, наружные и промежуточные. Внутренний эмалевый эпителий располагается на базальной мембране, которая отделяет его от зубного сосочка. Он становится высоким и приобретает характер призматического эпителия. Впоследствии он образует эмаль (enamelum), поэтому клетки этого эпителия и получили название энамелобластов (enameloblasti, s. ameloblasti). Наружный эмалевый эпителий в процессе дальнейшего роста органа уплощается, а клетки промежуточного слоя приобретают звездчатую форму вследствие накопления между ними жидкости. Так образуется пульпа эмалевого органа, которая позднее принимает участие в образовании кутикулы эмали (cuticulaenameli).


Дифференцировка зубного зачатка начинается в тот период, когда в зубном сосочке разрастаются кровеносные капилляры и первые нервные волокна. В конце 3-го месяца эмалевый орган полностью отделяется от зубной пластинки.

Третий этап - гистогенез зубных тканей - начинается на 4-м месяце эмбрионального развития с дифференцировки образователей дентина - дентинобластов или одонтобластов. Этот процесс начинается раньше и активнее протекает на вершине зуба, а позднее на боковых поверхностях. Он совпадает по времени с подрастанием нервных волокон к дентинобластам. Из периферического слоя пульпы развивающегося зуба дифференцируются сначала преодонтобласты, а затем одонтобласты. Одним из факторов их дифференцировки выступает базальная мембрана внутренних клеток эмалевого органа. Одонтобласты синтезируют коллаген I типа, гликопротеины, фосфопротеины, протеогликаны и фосфорины, характерные только для дентина. Прежде всего образуется плащевой дентин, расположенный непосредственно под базальной мембраной. Коллагеновые фибриллы в матриксе плащевого дентина располагаются перпендикулярно базальной мембране внутренних клеток эмалевого органа (т.н. «радиальные волокна Корфа»). Между радиально расположенными волокнами залегают отростки дентинобластов.

Минерализация дентина начинается прежде всего в коронке зуба, а затем в корне, путем отложения кристаллов гидроксиапатита на поверхности коллагеновых фибрилл, расположенных вблизи отростков одонтобластов (т.н. перитубулярный дентин).

Дентинобласты - клетки мезенхимной природы, высокие призматические клетки с четко выраженной полярной дифференциацией. Их апикальная часть имеет отростки, через которые происходит секреция органических веществ, образующих матрицу дентина - предентин. Преколлагеновые и коллагеновые фибриллы матрицы имеют радиальное направление. Это мягкое вещество заполняет промежутки между дентинобластами и внутренними клетками эмалевого органа - энамелобластами. Количество предентина постепенно увеличивается. Позднее, когда происходит кальцификация дентина, эта зона входит в состав плащевого дентина. В стадии обызвествления дентина соли кальция, фосфора и других минеральных веществ откладываются в виде глыбок, которые объединяются в глобулы. В дальнейшем развитие дентина замедляется, а около пульпы появляются тангенциальные коллагеновые волокна околопульпарного дентина.

В конце 5-го месяца эмбрионального развития в предентине зачатка зуба начинаются отложение известковых солей и формирование окончательного дентина. Однако процесс обызвествления предентина при этом не захватывает участки, окружающие апикальные отростки дентинобластов. Это ведет к возникновению системы радиальных каналов, идущих от внутренней поверхности дентина к наружной. Кроме того, участки предентина на границе с эмалью также остаются необызвествленными и носят название интерглобулярных пространств.

Параллельно развитию дентина в закладке зуба идет процесс дифференцировки пульпы, в которой с помощью фибробластов постепенно образуется основное вещество, содержащее преколлагеновые и коллагеновые волокна. Гистохимически в периферической части пульпы, в области расположения дентинобластов и предентина, обнаруживаются ферменты, гиролизующие фосфатные соединения (фосфогидролазы), благодаря которым фосфатные ионы доставляются дентину и эмали.

Отложение первых слоев дентина индуцирует дифференцировку внутренних клеток эмалевого органа, которые начинают продуцировать эмаль, покрывающую образованный слой дентина. Внутренние клетки эмалевого органа секретируют белки неколлагенового типа - амелогенины. Минерализация эмали в отличие от таковой дентина и цемента происходит очень быстро после образования органической матрицы. Этому способствуют амелогенины. В зрелой эмали минеральных веществ содержится более 95%. Образование эмали происходит циклически, в результате чего в ее структуре (на продольном шлифе зуба) отмечается исчерченность – т.н. линии Ретциуса. Энамелобласты претерпевают инверсию полюсов и расположения аппарата Гольджи, в котором формируются секреторные гранулы.

Энамелобласты - клетки эпителиальной природы, высокие, призматической формы, с хорошо выраженной полярной дифференциацией. Первые зачатки эмали появляются в виде кутикулярных пластинок на поверхности энамелобластов, обращенных к дентину в области коронки зуба. По ориентации эта поверхность базальная. Однако с началом эмалеобразования происходит перемещение, или инверсия, ядра и органелл клетки (центросома и аппарат Гольджи) в противоположный конец клетки. В результате базальная часть энамелобластов становится как бы апикальной, а апикальная - базальной. После такого изменения полюсов клеток питание их начинает осуществляться со стороны промежуточного слоя эмалевого органа, а не со стороны дентина. В подъядерной зоне энамелобластов обнаруживаются большое количество рибонуклеиновой кислоты, а также гликоген и высокая активность щелочной фосфатазы. Кутикулярные пластинки на энамелобластах при фиксации обычно сморщиваются и видны как штифтики или отростки.

При дальнейшем образовании эмали в прилежащих к отросткам участках цитоплазмы энамелобластов появляются гранулы, которые постепенно перемещаются в отростки, после чего начинаются их кальцинация и образование предэмалевых призм. При дальнейшем развитии эмали энамелобласты уменьшаются в размерах и отодвигаются от дентина. К завершению этого процесса, примерно к моменту прорезывания зубов, энамелобласты резко уменьшаются и редуцируются, а эмаль оказывается покрытой лишь тонкой оболочкой - кутикулой, образованной клетками промежуточного слоя пульпы. Наружные клетки эмалевого органа при прорезывании зуба сливаются с эпителием десны и в дальнейшем разрушаются. С появлением эмалевых призм поверхность дентина делается неровной. Частичная резорбция дентина, очевидно, способствует укреплению его связи с эмалью и усилению кальцинации эмали высвободившимися солями кальция.

Развитие цемента происходит позднее эмали, незадолго до прорезывания зубов, из окружающей зубной зачаток мезенхимы, образующей зубной мешочек. В нем различают два слоя: более плотный - наружный и рыхлый - внутренний. В процессе развития цемента во внутреннем слое зубного мешочка в области корня из мезенхимы дифференцируются цементобласты. Цементобласты, подобно остеобластам и дентинобластам, синтезируют коллагеновые белки, которые выделяют в межклеточное вещество. По мере развития межклеточного вещества цементобласты превращаются в отростчатыецементоциты, которые погружаются в межклеточное вещество. Цементоциты расположены в полостях и отходящих от них канальцах. Наружный слой зубного мешочка превращается в зубную связку - периодонт. Таким образом, эмалевый орган выполняет прежде всего морфогенетическую роль, определяя форму развивающегося зуба.

Закладка постоянных зубов начинается в конце 4-го - начале 5-го месяца внутриутробного развития (первых 10 зубов, сменяющих 10 молочных), а заканчивается в возрасте 2,5-3 лет («зуб мудрости», d. serotini; d. sapientiae). Зачаток постоянного зуба находится позади каждого зачатка молочного зуба. Прорезывание молочных зубов у ребенка начинается на 6-7-м месяце жизни. К этому времени сформирована только коронка зуба, а формирование корня лишь начинается. Молочные большие коренные зубы (моляры) заменяются постоянными малыми коренными (премолярами).

Закладка постоянных больших коренных зубов происходит на 1-4-м году жизни. Сначала оба зуба (молочный и постоянный) лежат в общей альвеоле. Затем между ними появляется костная перегородка.

Постоянный зуб развивается очень медленно. Когда наступает время выпадения молочных зубов, т.е. в возрасте 6-7 лет, остеокласты разрушают эту перегородку и корень выпадающего зуба, а постоянный зуб начинает усиленно развиваться. Так же как и молочные, постоянные зубы выталкиваются (прорезываются) под давлением, которое создается в пульпе зуба в связи с образованием основного вещества соединительной ткани. До прорезывания зубов минеральные вещества (кальций, фосфор, фтор и др.) и питательные вещества поступают только из крови. После прорезывания в этих процессах возрастает роль слюны и соответственно ее химического состава.

Загрузка...