domvpavlino.ru

Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных". Урок русского языка. Мягкий Ь после шипящих в глаголах

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Котиково

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Работу выполнила И.М.Салиновская

учитель русского языка и литературы

Конспект урока по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». 5 класс сл1

Цель: Создать условия для повторения закономерностей написания буквы ь после шипящих; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

Тип урока: урок-повторения.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной: сл2

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу добра.

Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

2. Актуализация знаний, умений, навыков и известных способов действий.

Прогнозирование сл 3

Задание 1.

На доске записаны транскрипции слов. Прочитайте слова.

[ т, эн, ], [ мыш ], [ кон, ], [ й, эл, ], [ уж ], [ рож ], [ рол, ], [ карандаш ],

[ уч, ит, эл, ], [ д, ич, ], [ м, ач, ], [ п, эн, ]

Распредели слова в два столбика по характерным признакам. Запиши их буквенной записью. (В тетрадях появляется запись)сл 4,

тень мыш.

роль карандаш

учитель дич.

По какому признаку разделили данные слова?

Прочитайте слова, которые записали в первый столбик, во второй.

Подтверждение своих знаний о правописании мягкого знака на конце имен существительных.

У. Что помогло вам успешно справиться с заданием?

(Помогло знание правила о мягком знаке.)

У. Что вы знаете о мягком знаке?

(Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный звук.)

У. Что вы можете сказать о словах второго столбика?

(Эти слова оканчиваются на шипящие звуки. Согласные звуки [ж], [ш] – всегда твердые, а звук [ч , ] – всегда мягкий.)

Задание 2.

Давайте разделим слова второго столбика на 2 группы по характерным признакам

Постановка учебной задачи.

В тетрадях появляется запись. Сл5

рожь карандаш

У. По какому признаку разделили эти слова?

(В первом столбике слова с мягким знаком, этосущж.р., а во втором - без мягкого знака, сущ. М.р..)

3. Постановка темы и цели урока.

Подумайте и скажите, пожалуйста, какова тема урока? (Буква Ь после шипящих в конце существительных)сл 6

Запишите в тетрадь число и тему урока.

Что будет являться целью нашего урока? (Научиться правильно писать слова с буквой ь после шипящего в конце существительных).

Самооценивание №1

3. Обобщение и систематизация изученного.

А теперь вспомните, что вы знаете о написании букв с ь после шипящих.

(ученики вспоминают, что ь знак пишется у сущ 3 скл и у глаголов)

1. Заполните таблицу. Слова, записанные на доске распределите по сл 7 колонкам. (Таблица выдается каждому ученику).

Ь пишется

Ь не пишется

1. В существительных 3 склонения:

Мышь, дичь, рожь.

1. В существительных муж. рода: мяч, карандаш, камыш, ландыш, пейзаж.

2. В глаголах: увлечь, терпишь, не зависишь, собираешь, беречь, бродишь, спешишь.

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание.№ 2

2. Самостоятельная работа. Работа по упр. 76.

Какие трудности вам встретились при выполнении данной работы?

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание. №3

Физминутка.

Самостоятельная работа.

Вставить пропущенную букву.

Учащиеся выбирают уровень самостоятельно. Сл 10.

I уровень – «3».

Глуш(?) (3 скл.), финиш(?) (2 скл), мелоч(?) (3 скл.), из – за туч(?) (1 скл.), помощ(?) (3 скл.), жилищ(?) (1 скл.), молодёж(?) (3 скл.), манеж(?) (2 скл.).

II уровень – «4».

Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).

III уровень – «5»

Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.

Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

I уровень – «3». Сл 11

Глушь (3 скл.), финиш (2 скл), мелочь (3 скл.), из – за туч (1 скл.Р.п), помощь (3 скл.), жилищ (2 скл.Р.п), молодёжь (3 скл.), манеж (2 скл.).

II уровень – «4».

Речь, пахуч, луч, рощ, морж, блестящ, вещь, задач, роскошь, проигрыш, клещ.

III уровень – «5»

Водится дичь, прячется ёж, собирается молодёжь, скребётся мышь, ползает уж, спрячешь вещь, ландыш пахуч, песок сыпуч, напиток шипуч, видишь пейзаж, рисуешь камыш).

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), оценивание работы. № 4

Диагностическая карточка по вариантам.

Сейчас вы будете работать с диагностической карточкой, подчеркивать слова с орфограммой: мягкий знак на конце после шипящих у имен существительных.

Как считаете, вы справитесь с этой работой?

Начертите в тетради вертикальный отрезок и отметьте на нем крестиком сверху, если вы считаете, что справитесь, посередине, если сомневаетесь, внизу, если не справитесь.

Учитель раздает карточки.

Диагностическая карточка

Диагностическая карточка

Вариант 1

Вариант 2

Подчеркни слова с орфограммой, которую изучили сегодня

Лень, ночь, ключ, конь, тетрадь, гараж, вещь, пять, камыш, беречь, москвич, день, шерсть, манеж, нож, мелочь.

Ткань, силач, окунь, мираж, мель, ткач, душ, калач, моль, печь, живопись, скрипач, испечь, гуашь, дичь, кисть.

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), оценивание работы. №5

У. Теперь рядом с первым отрезком начертите второй отрезок, отметьте на нем свои результаты.

У кого крестики совпали?

У кого нет? Почему?

(Учащиеся подчеркнули слова:

Вариант 1

ночь, ключ, гараж, вещь, камыш, москвич, манеж, нож, мелочь

Вариант 2

силач, мираж, ткач, калач, печь, скрипач, гуашь, дичь)

VII Итог урока.

У. Какую цель ставили вначале урока?

(Узнать, в каких случаях после шипящих пишется мягкий знак у имен существительных.)

У. Достигли мы цели на уроке?

Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”. Подведем итог при помощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах. На мои вопросы вы поднимаете карточку с правильным ответом.

1. В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

2.У существительных какого склонения Ь после шипящих никогда не пишется? (2скл)

3. У существительных какого склонения Ь после шипящих пишется? (3скл)

А теперь, подсчитайте набранные вами баллы и оцените свою работу.

5. Домашнее задание. (задание по выбору)

    Составить словарный диктант из 15-20 слов с орфограммой “Ь после шипящих на конце слова”

    Упр 77 по заданию

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах».

Цели урока:

  • учить написанию ь после шипящих в глаголах;
  • систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи;
  • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к родному языку.

Оборудование урока: учебники, тетради, интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, карточки для работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, все готовы к уроку? Мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка. В каком городе мы находимся?

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам… ГЛАГОЛ.

– Посмотрите, в нашем стихотворении вдруг пропали гласные в личных окончаниях глаголов. Восстановим их и объясним написание.

2. Словарная работа

– В своих тетрадях запишите число, классная работа.
– Посмотрите, какие-то странные слова встретились нам, они почему-то перевернулись.
– Прочитайте их наоборот и запишите в своих тетрадях.
– Проверим записанные слова и объясним орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (На конце слова – шипящий согласный. Все слова пишутся без ь).
– Дополните запись словами с ь на конце после шипящих (сущ.3 скл. Ж.р.) рожь, молодёжь, вещь, мышь, дочь.

Вывод: Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

ь
дружит не дружит
сущ. 3 скл. 1. Сущ. м.р.
2. Сущ. ж.р. мн. ч. р.п.
3. Кратк. прил.

– Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

3. Изучение нового материала

– Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? (Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Без теста пирога не испечёшь.
  • Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.

(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)

– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь )
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах? §110.
– Как мы можем дополнить это правило?

Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

4. Первичное закрепление

– А сейчас закрепим наши новые знания на практике.

Распределительный диктант

Записать глаголы в 3 столбика.
Н.ф. 2л.ед.ч. повел.накл.

(Попутная работа над гласными в корне слова)

Приберечь к обеду
Стучишься в окно,
Истолочь в порошок, украсишь комнату,
Остричься наголо,
Намажь масло на хлеб,
Уберечься от опасности,
Расположиться у опушки,
Отрежь ровно.

5. Физминутка

А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш,скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим, когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.

6. Вторичное закрепление (интерактивная доска)

Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…

– Всавьте пропущенные буквы, объясните написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор? (Олицетворение, метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания. (Обращение, сложное предложение, однородные члены)

Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»

  • Ночь, луч, тишь, вещь.
  • Кирпич, колюч, могуч, похож.
  • Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.

Вывод:

– Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?

(Интерактивная доска) Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. ж.р. 3 скл кр.прил
Сущ. м.р. Ь глаг. Н.ф.
Глаг 2 л.ед.ч. глаг повелит.наклон.

7. Самостоятельная работа

– А теперь снова обратимся к мудрости народа.

Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

  • С кем поведёш..ся, от того и … .
  • Шила в мешке не ….
  • Слово – не воробей, вылет..т не…
  • Что посееш.., то и … .

8. Итоги урока

– А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. откройте дневники, запишите домашнее задание.

Цель урока: Систематизировать и обобщить правила правописания Ь после шипящих на конце слова; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы: сердечный, душевный, задушевный; изнурительный.

I. Систематизация и обобщение правил правописания Ь после шипящих на конце слова по пособию М. Т. Баранова и др. (с. 228230) или В. Ф. Грекова и др.

II. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Выполнение упр. 69 из пособия В. Ф. Грекова и др.

2. Выборочный диктант (выписать слова с контрольными орфограммами, обозначить их).

1. Воздух тих, прозрачен и свеж, (А, Чехов). 2. Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг. (И. Никитин). 3. Плач полетел, серебряно звеня. (А. ). 4. Я открываю настеж ь окна. В комнат у вливается поток свежего воздуха. (Ч. Айтматов). 5. И я приму тебя, как упряжь, тех ради будущих безумств, что ты, как стих, меня зазубришь, как быль, запомнишь наизусть. (Б. Пастернак). 6. Он тем хорош, что он совсем не то, что думает о нём толпа пустая. (И. Северя нин). 7. Для чего и куда увела она прочь нас с тобой ото всех в эту буйную ночь? (И. Бунин).

3. Предупредительный диктант.

1. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. 2. И умен, и пригож, да на дело не гож. 3. Для дорогого гостя и ворота настежь. 4. День за ночь - сутки прочь. 5. Пеший конному не товарищ. 6. Худая слава пойдё т - никто замуж не возьмё т. 7. С горы вскачь, а в гору хоть плачь. 8. Матушка-рожь кормит всех сплошь. 9. В каком народ е живёшь, того обычая и держись. 10. После дождя и туч снова солнца луч. 11. Красна реч ь поговоркою. 12. В медовых речах всегда горечь найдётся. (Пословицы).

4. Объясните льный диктант.

Щемящ ее чувство овладевает тобой, когда пер еступаешь порог родного дома и вспоминаеш ь прожитые здесь годы...

Лежиш ь, бывало, на тёплой печи, в трубе от лютого холода стонет вьюга, стучится в избу. Мать, сидя за прялкой, выводит пониженным голосом; отец, орудуя шилом и дратвой, подшивает валенки и главенствует простуженным басом. Голоса их пер еплетаются, теснятся в избе. Слушаешь, слушаешь, закрыв глаза, и вот уже нет ни избы, ни вьюги, уходишь мечтами в казачий боевой поход, гарцуеш ь на лихом коне, едешь “по-пiд горою, яром, долиною” и дальше, дальше. Откроешь глаза, чтобы оглянуться, попрощаться с родной хатой,- и проснешься. И снова видишь отца с матерью за работой,

Не понимал я тогда их горьких жалоб на жизнь, не знал, что труд этот дейст вительно изнуряющ, а песня лишь скрашивала его, возвращала их в молодость, в ту пору, когда выходила “дiвчинонька рано-вранцi по воду.. .”. А вспомнив это, пусть и не своё, чьё-то чужое счастье, обоим становилось легче.

Песня из украинской старины действительно была у них самым задушевным разговором. (По И. Ф илоненко).

5. Диктант-кроссворд (заменить продиктованные слова или сочетания слов одним словом с шипящим на конце, письменно объяснить контрольные ).

Неправда (ложь), сильный вихрь (смерч), мелкие деньги (мелочь), сильно размахнувшись (наотмашь), содействие (помощь), ползучее растение (плющ), невозделанное место (пустошь), граница (рубеж), скачка ми, очень быстро (вскачь), способ ходьбы в строю (марш), невыносимо (невтерпёж), распахнув до конца (настежь).

Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи об употреблении буквы Ь после шипящих на конце слова, выполнить упр. 315 из пособия В. Ф. Грекова и др.

Урок по русскому языку для 5 класса « Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов». (На изучение данной темы отводится 2 часа).

1 урок.

Цели урока:

- повторить и закрепить знания учащихся о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов, полученных в начальной школе;

Формировать у учащихся навык правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов и орфографического анализа.

Задачи:

- обучающие: тренировать учащихся в опознавании орфограммы и способам обозначения этого типа орфограмм; закрепить правило правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов

в практической деятельности учащихся;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограммы; развивать познавательную активность;

- воспитательные: прививать интерес и любовь к русскому языку; воспитывать чувства заботы, внимания, доброты в отношениях с родителями.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, видеоролик, звукозапись песни «Спят усталые игрушки», проектор.

Ход урока.

    Орг. момент (2 минута)

Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

II. Сообщение темы и цели урока. (3 минуты)

Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Слайд 1

Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.

О чем пойдет речь на уроке, как вы думаете? (о правописании мягкого знака после шипящих).

Да, ребята, на сегодняшних уроках (т.к. у нас их два) мы повторяем, и закрепляем правила правописания Ь в конце сущ. и глаголов.

2 слайд.

Цель нашего первого урока: научиться правильно писать Ь в конце существительных, а второго урока – на конце глаголов.

Слайд 3 .

Запишите число, кл. работа и тему сегодняшнего урока, она доске. (3 мин)

III. Повторение и закрепление знаний о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов.

1) Фронтальная беседа (4 минуты).

Вспомните, что такое существительное?

Сколько склонений у существительного?

Опираясь на таблицу 3-х склонений имен существительных, скажите какие существительные относятся к 1 скл.? Ко 2-му скл.? К 3-му скл.? (Примеры).

Слайд 4.

Чтобы правильно определить склонение существительного, в какой форме нужно поставить это существительное?

(В Н.ф., И.п., ед.ч.)

2) Работа с учебником. (6 минут)

Ребята, откройте учебники на стр. 33, Упр.76.

Выполнение упражнения на доске (1 ученик) и в тетрадях, опираясь на таблицу и материал, который мы повторили, выделяя орфограмму.

(На доске: Правильно выделяй орфограмму! Камы ш (не 3 скл.), мы шь (3 скл.)

Упр.76 (2). Сверим наш вывод с правилом в учебнике. Прочитайте правило на стр.34 (читают вслух).

- Ребята, кто не разобрался, когда пишем Ь после шипящих на конце имен существительных?

3) Физминутка. (2 минуты) - Сейчас мы отдохнём, но не будем забывать про тему нашего урока. Тихонько встаньте. Если я называю существительное 3 скл. – приседают девочки, 2 скл. – подпрыгивают мальчики. Вот здесь – то я и проверю, как вы усвоили данный материал. Будьте внимательны! Вещь, ключ, дочь, врач, помощь, морж, дочь, брошь, ткач.

4) Показ видеоролика и последующее выполнение задания к нему по цепочке. (10 мин.)

- Назовите и запишите только те существительные, в конце которых пишется Ь. А какие это существительные? (сущ.3 скл.)

(Включаю заново по абзацам видео без звука, дети выбирают слова и записывают их, подчеркнув орфограмму).

5) Творческое задание. Самостоятельно. Слайд 5. (5 минут)

Подберите синонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем синонимами?): Доктор (врач)

Родник (ключ)

Друг (товарищ)

Подберите антонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем антонимами?) :

День (ночь)

Правда (ложь)

Нищета (роскошь)

6) Проверка творческого задания.

7) Работа с текстом. (7 минут)

А сейчас поработаем с текстом, в котором говорится об одном из жанров устного народного творчества. А о каком – догадайтесь, прослушав эту запись.

(Звучит колыбельная «Спят усталые игрушки…»).

Угадали какой жанр?

Слайд 6 (Ученик читает) Колыбельная – это песня, которой убаюкивают ребёнка. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Слова эти ласковые, певучие. Говорится в них о тишине, покое. И очень много слов с шипящими звуками:

Слайд 7. (читают)

Почему же ты не спишь,

Неспокойный мой малыш..?

Ведь вокруг такая тиш..,

Не скребётся даже мыш…

Ну, мой маленький, не плачь!

Завтра мы достанем мяч…

После мы затопим печ..

И ватрушки будем печь!

Беседа по тексту.

- Для чего мама пела ребенку колыбельную?

Какие слова она подбирала, чтобы ребенок уснул? (ласковые, нежные).

Почему детям нравились колыбельные? (потому что в них ребенок чувствовал любовь, заботу, нежность мамы).

Слайд 7 (с послед. возникновением). Назовите имена существительные с шипящей на конце, в которых вы напишите Ь знак из отрывка колыбельной песни.

Докажите, почему в этих словах нужен Ь после шипящей? (это сущ.3 скл.)

IV . Контроль и оценка знаний (1 минута).

Поработали неплохо, я довольна вами. Оценки за работу на уроке получают…

V . Домашнее задание (1 минута).

- Ребята, т.к. работу по данной теме мы продолжим на следующем уроке, дом. задание будет в конце 2-го урока.

VI . Обобщение и систематизация знаний (1 мин.).

Какое правило мы повторили и закрепили на нашем уроке?

Так, когда же у существительного пишется Ь в конце слова?

Молодцы! Я очень рада, что вы поняли материал и достигли поставленной цели. Работу по теме продолжим на следующем уроке.

Ольга Яворская
Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих»

Русский язык

Дата «___» ___ ___ г Класс 3- «Б»

(2 четверть)

Урок 44

Тема урока : Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих

Цель урока :

1. Знакомить учащихся с особенностями написания .

2. Обобщать знания учащихся о функциях мягкого знака, как показателя мягкости согласных, разделительного мягкого знака для подтверждения женского рода имён существительных .

Тип урока : урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания : информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___

Методы учения : исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___

Оборудование, наглядность, ТСО

Этапы и структура урока .

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока )

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают слова с шипящим на конце .

Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним

3. Чистописание вещь, чертёж

Слого-звуковой анализ слов : вещь, чертёж.

К каким родам относятся эти два слова?

Какими звуками заканчиваются эти слова?

Что мы знаем об этих звуках? Как их называют или что у них общего?

Какие шипящие звуки вы знаете ?

4. Сообщение темы урока .

Мы начинаем изучать написание имён существительных , у которых основа заканчивается на шипящий звук .

5. Постановка учебной задачи.

На что ещё обратили внимание при анализе слов вещь и чертёж! (Заканчиваются на шипящий звук , но в одном случае есть мягкий знак, а во втором его на конце слова нет .)

Почему это происходит вы узнаете, выполнив упр. 247. (Устно выполнить все задания к упражнению) .

Что нового узнали о написании имён существительных женского рода ? (Если основа имён существительных женского рода заканчивается шипящим звуком , то после него пишется мягкий знак. Имена существительные мужского рода , оканчивающиеся шипящим звуком , пишутся без мягкого знака.)

6. Наблюдение над особенностями существительных с шипящим звуком на конце слова

Упр. 248- комментированное письмо.

Упр. 249- комментированное письмо.

Упр. 251- комментированное письмо.

Упр. 253- устно

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился. (Смерч)

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок. (Ключ)

В небе - изба,

На избе - труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет. (Печь)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (Мышь)

Подходить к дому стала,

С неба солнце украла. (Ночь)

Физкультминутка

7. Зрительный диктант.

Упр. 250 стр. 111.

8. Самостоятельная работа творческого х-ра.

Упр. 254. Проверка – фронтально.

9. Итог урока .

Что нового узнали на уроке ?

В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих ?

У кого из вас вызывает затруднение написание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных , стоящих в начальной форме?

Задайте друг другу вопросы о существительных с шипящим звуком на конце слова .

Домашнее задание.

Рефлексия

Публикации по теме:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Род имен существительных» Данный урок разработан для учащихся 2 классов. Цель урока: дать понятие о категории имен существительных. Урок построен на основе применения.

Загрузка...