domvpavlino.ru

Урок «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Методические материалы по русскому языку

14.12.2015г. Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.

    продолжить знакомство со сложными предложениями

    учиться определять типы сложноподчиненных предложений, выяснять общее и различное между ними;

    выяснить, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные, какие союзы или союзные слова служат средством связи между частями;

    совершенствовать навык постановки знаков препинания.

Основные задачи:

    Обобщить изученное по теме «Сложное предложение»

    Проверить сформированность навыка постановки запятой в сложных предложениях.

    Формировать навык уместно и правильно употреблять их в речи.

    Формировать умение работы с тестами, заданиями разного уровня и характера (т.к. это способ проверки знаний, положенный в основу ВОУД и ЕНТ)

Оборудование: индивидуальные карты оценивания для учащихся, карточки для индивидуальной работы, флипчарты (таблица «Верные/неверные утверждения», распределительный диктант, закрепление нового материала).

Знать и уметь: Определять главную и придаточную часть, границы частей, постановка запятых на границе частей, перед союзами.

Вступительное слово учителя о том, что продолжается работа над СПП, пополняя и углубляя знания учащихся. На уроке работа будет состоять из 3-х этапов (назвать) и системы оценивания (указать):

На рабочих листах, указали фамилию.

Урок начинаем с повторения. Приготовились. 10 утверждений, на которые необходимо дать либо утвердительный ответ, либо отрицательный.

Словосочетание-это связь двух слов по смыслу и грамматически

нет

Сад и огород-это словосочетание

Предложение является основной единицей общения

нет

Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, является простым предложением

нет

Союзы: или, либо, то-то- соединительные

Предложение «Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются»- ССП с противительным союзом.

нет

В предложении «Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали» значение последовательности.

Запятая в ССП не ставится, если есть общий член или вводное слово

Если придаточное предложение отвечает на вопросы косвенных падежей, то он изъяснительное

Чтобы определить вид придаточного, нужно задать вопрос от главного предложения к придаточному.

(флипчарт № 1)

Взаимопроверка (обмен листами, выставление первой оценки).

Исправление ошибок.

    На какие виды делятся сложные предложения? (ССП и СПП)

    Чем отличаются ССП от СПП?

    Какие виды СПП вам известны?

    Что собой представляют СПП с придаточными изъяснительными?

    Что собой представляют СПП с придаточными определительными?

Переходим к диктанту.

(флипчарт № 2)

Взаимопроверка (обмен листами, выставление второй оценки).

Исправление ошибок.

Сегодня мы познакомимся с еще одним видом СПП.

    Как вы думаете, каким? (СПП с придаточным обстоятельственным)

Открыли учебники стр.126 § 14, взяли в руки карандаши, работаем над параграфом с карандашом в руке по стратегии «Чтение с пометами».

    Прочитайте теоретические сведения, отметьте знаком «+» информацию, которая была вам известна, знаком « \/ » новую для вас информацию, поставьте знак «?» над информацией, которая осталась для вас непонятной (время работы 1,5 минуты).

У кого возникли вопросы? Что непонятно?

Назовите, что оказалось известным для вас?

Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельства: как? где? куда? когда? и т.д.

Придаточное обстоятельственное будет присоединяться к главному с помощью союзов или союзных слов.

Что узнали нового?

Что придаточные обстоятельственные имеет те же значения, что и обстоятельства в простом предложении

Посмотрите таблицу на стр.127

Какие виды обстоятельств вы знаете?

А как мы различаем виды обстоятельств? Как отличить обстоятельство времени от обстоятельства причины, например?

А как мы будем различать виды придаточных обстоятельственных? (таким же образом, по вопросам и еще по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединены к главному предложению)

Давайте проверим!

Практическое задание - упражнение, даны предложения, расставьте недостающие знаки препинания, выделите главное и придаточное предложение, укажите вид придаточного предложения.

Используя таблицу стр.127 (попробуем указать вид обстоятельственного придаточного)

(флипчарт № 3)

1. Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трех девочек. (Паустовский) (СПП с пр.обстоят. времени)

2. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком (Паустовский) (СПП с пр. обст. условия)

3. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (Паустовский) (СПП с пр. обст. цели)

4. Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. (СПП с пр.обст. причины)

И последний этап нашего урока, на котором мы повторим материал, ранее изученный, тем самым готовя себя к ВОУД и ЕНТ, а также закрепим материал последних уроков по теме «Сложное предложение».

Работаем на время: 1 минута - 1 задание. Ознакомитесь с заданиями.

Вопросы есть? Кому что непонятно?

Распределите задания между собой. Приготовились. Начали!

Самопроверка! Получите ключи правильных ответов. Проверьте. (2 минуты) Можно помочь проверить друг другу.

Подвели итог работы по заданиям «Вертушка», проставили «+ -» в таблице.

Рефлексия.

Кто полностью справился с заданиями, не допустив ошибок? Хорошо.

Посмотрели на систему оценивания и подвели общий итог работы на уроке, поставьте себе оценку.

Кто поставил себе оценку «5»? Молодцы!

Поднимите руки, кто оценил себя на оценку «хорошо» и вставил себе «4»?

Какие ошибки допустили? (спросить об ошибках 2-3 человека)

У кого сегодня «тройки»? Какие ошибки допустили? (спросить 1-2 человека)

А двойки за урок есть?

Итак, подведем итоги.

Мы сегодня продолжили работу над темой….

Что нового узнали? (можно спросить 2-3 человек)

Что было трудным сегодня на уроке?

Качество нашего урока составило____%

Урок окончен. Спасибо.

КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 31 города Темиртау»

Разработка урока

по русскому языку для учащихся 9-го класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

высшего уровня квалификации

Беспятова Елена Леонидовна

В рамках городского семинара «Использование современных технологий как один из факторов обновления содержания образования»

Темиртау 2015г.

Самоанализ урока русского языка по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» в 9а классе КГУ «ОСШ № 31» учителя русского языка и литературы Беспятовой Е.Л.

Предмет: русский язык

Дата: 14.12.15

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

    Организация урока . И учитель, и учащиеся к уроку готовы, поставлены цели урока и сформулированы задачи согласно теме.

    Оснащенность урока . Урок достаточно оснащен: использовано интерактивное оборудование - доска (работа во флипчартах), у каждого учащегося раздаточный материал, учебники, справочники.

    Содержание урока, формы реализации . По типу урок комбинированный, по календарному плану – первый урок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными», за которым следует еще три урока. Материал урока доступный, понятный, изложен в соответствии с уровнем знаний учащихся, связанный с материалом предыдущем и последующим. Структура урока, выбранные формы работы и приемы соответствуют целям урока. На уроке использованы две стратегии философии критического мышления через чтения и письмо: «Верные/неверные утверждения» в начале урока и «Чтение с пометами» на этапе знакомства с новым материалом. Прием «Верные/неверные утверждения» дает возможность учащимся выбрать утверждение, полагаясь на свой опыт, свои знаний, свою логику. Стратегия «Чтение с пометами» учить учащихся работать с текстом, вдумчиво читать, умению ранжировать информацию по степени новизны и значимости, выделяя по пунктам (знаю, новое, вопрос) основные мысли. При этом формируются навыки самостоятельной работы.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самым распространенным является таблица, которую я использовала для проведения распределительного диктанта, чтобы проверить уровень усвоения ранее изученных тем, связанных с изучением сложного предложения.

На этапе закрепления нового материала, было предложено небольшое упражнение, цель которого показать различие СПП с придаточным обстоятельственным от СПП с другими видами придаточных.

В заключение урока использован прием «Вертушка», цель которого не только повторить и закрепить новое и ранее изученное по теме «Сложное предложение», но и повторить ранее изученные орфограммы и другие темы для подготовки учащихся к ВОУД и в последующем к ЕНТ. «Вертушка» этого урока содержала материал по темам: «Правописание пре-при-», «Способы связи слов в словосочетаниях», два тестовых задания, связанных с изучением СПП.

    Выбранные мною методы работы считаю эффективными, т.к. они позволяют сразу выявить на уроке пробелы в знаниях, усвоил/не усвоил материал ученик.

    Деятельность учащихся . На данном уроке степень активности средняя, видимо, влияние оказали следующие факторы: присутствие гостей, сложность выбранной темы. Дети показали свои умения и навыки работы с интерактивной доской, навыки работы в предложенных формах работы.

    Если говорить об эффективности и вариативности форм контроля на уроке, то он был разный: взаимоконтроль на первых двух этапах, самоконтроль – на последнем, самооценка в конце урока.

    Атмосфера рабочая, жесткий регламент времени, намеченный план урока выполнен, цель урока достигнута.

14.12.15. Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

1) «Верные/неверные утверждения» (да/нет) Итог:

2) Распределительный диктант

1. Он понял, что ответить надо.

2. Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облагала небо.

3. Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.

4. За окном брезжил рассвет и кричали петухи.

5. Недаром говорится, что дело мастера боится.

6. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.

Упражнение : расставьте знаки препинания, определив главное и придаточное предложения; укажите вид придаточного предложения.

    Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу то увидел далеко впереди трех девочек.

    Если исчезнет воображение то человек перестанет быть человеком.

    Все молчали чтобы расслышать шорох цветов.

    Я не удивился его поступку потому что знал его характер.

    Алексей пополз туда где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.

3) «Вертушка»

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Подведение итогов:

Фамилия, имя ученика___________________________________ Оценка за урок

Сложноподчиненные предложения с

придаточными обстоятельственными

Цели:

Обучающие:

Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.

Развивающее:

Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе родного края, к творчеству русских поэтов.

Оборудование:

1.Компьютерная программа “Фраза”. 2.Презентация “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”.

Предварительная подготовка:

1.Создание презентации к уроку в программе Power Point.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению темы “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными” : познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа )

II. Повторение изученного. (слайд 2).

- Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.

(Проверка по цепочке)

- Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.

2. «Сложные предложения» (слайд 3 )

А сейчас повторим сложные предложения (Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).

3 .- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? (СПП)

А) Какие предложения называются СПП? Чем они отличаются от сложносочиненных?

в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

Вывод: «Сложноподчинённые предложения» (слайд 4)

- Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

4. Фронтальный опрос – графический диктант.

А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

  1. Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
  2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
  4. Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
  5. Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)

А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

  1. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)

- Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия.)

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, места, причины, сравнения, уступки, условия, следствия)

Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении .

- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради)(слайд 1)

III. Изучение нового материала.

  1. Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?(Слайды 5 -9)

- Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам) (Слайд 10)

IV. Закрепление новой темы.

Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.

1. Распределительно - цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

  1. в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
  2. во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
  1. Если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись. (С придаточным условным)
  2. Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение)
  3. Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
  4. Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
  5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)
  6. Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)
  7. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)
  8. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)
  9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
  10. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простые предл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)

А сейчас посмотрите на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?

- Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.

У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать. Дождь ли, снег…любое время года Надо благодарно принимать,… (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)

2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.

Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.

- Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Коллективная работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

(Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)

V. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.


Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Разработала учитель русского языка МБОУ СОШ № 7 г. Конаково Хицкова Ирина Николаевна

Цель: - получить понятие о СПП с придаточными обстоятельственными; - начать формировать умения определять типы обстоятельственных предложений; - совершенствовать пунктуационные навыки при употреблении СПП.

Ход урока:

    Сообщение цели. Повторение.
- Сегодня мы изучаем придаточные обстоятельственные, а какие-то виды придаточных вы уже знаете. Давайте вспомним их: 1) Какие три большие группы придаточных по значению мы выделяем? (опред, изъясн, обстоят) 2) Какие из них вам уже знакомы? (опред, изъясн) - Для того чтобы проверить ваши знания об этих придаточных и умение определять вид придаточного, небольшая проверочная работа. Задание: заполнить таблицу, анализируя предложенные предложения. № предложения
1 вариант: 1.Мне показалось, что сейчас сгорит все живое. 2.Попадались полянки, которые заросли высокими желтыми цветами. 3.Оставшись один, он (Плюшкин) даже подумал о том, как бы ему возблагодарить гостя за такое беспримерное великодушие. 4.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. № предложения
2 вариант: 1.Я догадывался, что брат привез мне. 2.Лес, который стряхнул с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии. 3.Макар и не заметил, что на равнине как будто стало светать. 4.Не помню, сколько длился этот тягостный разговор.
- После проверки сообщу оценки, но уже сейчас можете уяснить для себя, усвоили ли вы тему «Придаточные изъяснительные и определительные» или нет. (Проверка по проекции на экране)
- Для кого не составило труда определить вид придаточного? Молодцы, значит вы готовы к изучению нового. - А теперь скажите, пожалуйста, какой еще вопрос вы бы задали для более глубокого анализа данных предложений? (вопрос о средстве связи: союз или союзное слово) - А как отличить, союз или союзное слово перед нами?
    Новый материал.
А теперь мы готовы к изучению нового материала, записываем тему урока. - С какими второстепенными членами соотносятся придаточные обстоятельственные? - Следовательно, нам понадобится сегодня вспомнить кое-что об обстоятельствах. - См. на экран: на какие вопросы отвечают обстоятельства данных видов? Виды обстоятельств
- Замечательно, я вижу, что вам нетрудно будет сегодня запомнить информацию о придаточных обстоятельственных. - Давайте сравним информацию об обстоятельствах с информацией о придаточных обстоятельственных, см. учебник - Что бы вам хотелось отметить? (+ сравнения, уступки, следствия) - Есть случаи, в которых будет невозможно задать вопрос. Какие?
    Первичное закрепление.
Чтобы закрепить полученные о СПП с придаточными обстоятельственными знания, комментированное письмо. Задание : записать, расставляя знаки препинания. Определить вид придаточного. 1. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (обр.дей) 2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. (места) 3. Там, где уходят горы вдаль, свободнее вздыхают степи. (места) 4. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (услов) 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (услов) 6. Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой. (причин) 7. Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах. (цели) 8. Чтоб эту истину понять еще ясней, прослушай басенки моей. (цели) 9. Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам. (уступки) 10. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (след)
    Закрепление нового.
А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа. Задание : записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного. Самопроверка.

Весна.

Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.

Весна.

Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели) 1-2 ош – «4», 3-5 ош – «3», 6 и более – «2»
    Итоги урока
См. на схемы и определяем вид придаточного обстоятельственного (не глядя в учебник). На экране появляются поочередно схемы. , (когда…). - образа действия и степени , (где…). - места , когда(). - времени , если(). - условия , потому что(). - причины , чтобы(). - цели , словно(). - сравнения , хотя(). - уступки , так что(). - следствия
    Д\З упр.по учебнику или составляем текст, аналогичный представленному в самостоятельной работе.

1. Организационный момент. Мотивация

Речь человека включает больше сложных предложений, чем простых. Причём, выбор типа сложного предложения определяется речевой ситуацией. Мы уже убедились, что описывая кого-то или что-то, говорящий употребляет СПП с придаточными определительными; рассказывая о каком-либо событии, употребляет СПП с придаточными изъяснительными. Я предлагаю вам продолжить наблюдение над нашей устной и письменной речью и сделать соответствующие выводы.

5 исследовательская группа: наблюдение над устной речью с целью выяснить, как часто мы употребляем СПП в речи (по возможности разграничить СПП с придаточными определительными, изъяснительными,обстоятельственными).

2. Актуализация знаний

Соотнесите понятия (карточки с понятиями развешаны по классу): 1) определение – согласование – СПП с придаточными определительными; 2) дополнение – управление – СПП с придаточными изъяснительными; 3) обстоятельство – примыкание – СПП с придаточными обстоятельственными (выбор зависит от вопроса)

3. Создание проблемной ситуации.

Сделайте синтаксический разбор предложения: Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлеченно поиграть в футбол

В предложении представлены практически все разряды обстоятельств:
в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия (когда? при каком условии?)

вечером – обстоятельство времени (когда? в какое время?)

несмотря на дождь – обстоятельство уступки (несмотря на что? вопреки чему?)

во двор - обстоятельство места (куда? в какое место?)

поиграть – обстоятельство цели (зачем? с какой целью?)

увлеченно – обстоятельство образа действия (как? каким образом?)
очень – обстоятельство степени (как? в какой степени?)

4. Постановка проблемы исследования.

А теперь вспомните, о чем у нас шла речь на предыдущих уроках, «включите ассоциации» и сформулируйте тему сегодняшнего урока-исследования.

5. Определение темы исследования.

6. Постановка целей исследования.

Рассмотреть характерные признаки придаточных обстоятельственных: место по отношению к главному, количество придаточных, способы присоединения (союз, союзное слово), типичные речевые сферы применения СПП

7. Выдвижение гипотезы.

Основываясь на знаниях и своих ассоциациях, выскажите гипотезы о придаточных обстоятельственных.

Придаточных обстоятельственных, вероятно,так же много, как и обстоятельств, и отвечают они на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства: ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, КАК? и другие;

Придаточные обстоятельственные присоединяются к главному предложению при помощи союзов и союзных слов;

Придаточные обстоятельственные могут стоять перед главным предложением, после главного и в середине главного предложения;

Количество придаточных обстоятельственных в предложениизависит от речевой ситуации (зачем, с какой целью мы говорим, употребляем СПП);

8. Проверка гипотезы (каждая исследовательская группа проверяет одну гипотезу)

1. Исследование теории: параграф «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными »

2. Исследование языкового материала: расставьте в предложениях знаки препинания; постройте схемы предложений; укажите, чем присоединяется придаточное предложение к главному (союзом или союзным словом), к чему относится (ко всему главному или к какому-либо слову)

1 исследовательская группа: 1) Там счастье не диво где трудятся нелениво. 2) Глупец один не меняется ибо время не приносит ему развития. 3) Я хотел бы жить и умереть в Париже если б не было такой земли – Москва. 4) Чтобы воды напиться надо тоже потрудиться. 5) Дерево валят туда куда оно нагнулось. 6) Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. 7) Снег всё становился белее так что ломило глаза. 8) Где тонко там и рвется.

2 исследовательская группа: 1) Живи так как растет дерево. 2) Ученик никогда не превзойдет учителя если не будет видеть в нём соперника. 3) Подлинная дружба расцветает только там где люди уважают друг друга. 4) Чтобы быть правдивым совсем не надо быть героем. 5) Звёзды дрожали в глубине неба как дрожат капли росы утром на траве. 6) Когда солнце спустилось к горизонту жёлтый свет заиграл на зеркальной глади озера. 7) На карнавале было так весело что не хотелось уходить домой. 8) Оттого что зажгли огни стало совсем светло.

3 исследовательская группа: 1) Где нет любви к искусству там нет и критики. 2) Там где только что село солнце небо было в переливах света. 3) Человек бывает счастлив там где ему уютно и комфортно. 4) Когда ночь раскроет свои объятья звёзды засверкают по всему небу. 5) Озеро кажется совсем черным когда солнце заходит за край горизонта. 6) Не надо быть героем чтобы говорить правду. 7) Если хочешь быть счастливым будь им. 8) Цветы оттого что их только что полили издавали ещё более резкий запах.

4 исследовательская группа: 1) Когда тебе плохо когда тебе одиноко когда весь мир против тебя просто искренне улыбнись. 2) Даже если обрушится ураган если ветер собьёт с ног я на помощь другу приду. 3) Я буду ждать тебя там где горы касаются неба где ветры ложатся спать где встречается солнце с луною. 4) Утром едва над горизонтом показалось солнце и едва по верхушкам леса пробежал ветерок мы продолжили путь к вершине горы. 5) Всё пришло в движение потому что прозвенел звонок.

5 исследовательская группа: Я старался задавать отцу тревожащие и важные для меня вопросы перед сном. Когда меня что-то беспокоило, когда мне хотелось простоты и ясности, мне нужен был папа. Мне хотелось, чтобы он нашел нужные слова, все объяснил не торопясь и понятными словами. Самые главные вопросы я готовил на вечер, когда меня укладывали спать. В такое время папа был обычно ничем не занят. После того как я задавал свой вечерний вопрос, самыми сладкими были слова: «Сынок, я к тебе приду, и мы поговорим!»

9. Вывод по результатам исследовательской работы

СПП с придаточными обстоятельственными отвечают на вопросы обстоятельств.

Придаточные обстоятельственные присоединяются к главному союзами и союзными словами, могут стоять перед главным предложением, после него или в середине главного предложения.

Урок – исследование.

ТЕМА УРОКА : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями строения и пунктуации придаточных условных;

2) развивать умения находить придаточные предложения в тексте;

3) закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;

4) развивать навыки употребления сложноподчиненных предложений в своей речи;

5) подготовить учащихся к сочинению о родном крае.

Воспитательная цель : воспитывать чувство любви к Родине и родной

Природе.

Наглядность: Опорная схема «Сложноподчиненные предложения с придаточными условными ».

Оборудование: карточки, таблица, компьютер.

Эпиграф:

Мне о России надо говорить…

А.Прокофьев

План урока.

    Орг. момент.

    Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проведем урок-исследование, продолжим работу над сложноподчиненными предложениями.

Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова А.Прокофьева:

Мне о России надо говорить…

Работая над текстами, мы постараемся подготовиться к сочинению- рассуждению о родном крае.

Сначала мы повторим изученные сведения о сложноподчиненных предложениях.

Вопросы:

Расскажите об особенностях строения сложноподчиненных предложений.

- Какие виды придаточных предложений вам уже известны?

И сегодня мы познакомимся еще с одним видом придаточных обстоятельственных, но пока проведем орфографическую «пятиминутку».

Орфографическая « пятиминутка»

Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами;

объясните выбор гласных в корнях с чередованием.

1 2 3 4 5

А) р…стение а о а о а

Б) з…ревать о о а а а

В) к…сательная а а а а о

Г) заг…рать а а о о о

Д) прил…гать а а а о о

Е) р…сток а о о а а

    Словарная работа. Подобрать синонимы к слову Родина .

Родина - отечество, отчизна, отчий край, страна отцов, родная страна.

    Работа по карточкам. Индивидуальные задания .(работа у доски и с компьютером)

Карточка №1

С чего начинается Родина?

Не сразу ответит на это человек. Один представит себе южное небо,

другой - бескрайнюю степь, третий - таежный лес Сибири… У каждого человека есть свои корни, что дают ему жизнь. Мои корни - в приокском крае. Я люблю эту землю. Приокский край - моя родина.

Задание:

1.Определите основную мысль данного текста.

2.Найдите сложноподчиненное предложение, определите вид придаточного, нарисуйте его схему.

Карточка№2

    Используя схему предложения, восстановите высказывание А. Н. Толстого.

    Определите вид придаточного предложения.

    К чему относится придаточное предложение ?

, (потому что….)

Мы, все, отечество, должны любить, здесь, мы, жизнь, получили, потому что.

Работа с компьютером – 4 человека.

Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.

2005 г

5.Анализ текста.

Родина

При слове Родина взволнованно бьется сердце каждого человека.

Родина- это прежде всего дом, в котором ты родился. И береза под окном.

Родина- это улица, по которой ты бегал в школу. Родина- это двор, где ты играл с друзьями. Родина- это лес, речка и все то, что связано с отчим краем. Образ Родины, связанный с тем местом, где человек родился и рос, появляется у него с детства, и он бережно хранит его в своем сердце всю жизнь. Это его малая родина.

Но Родина- это не только место, где прошло наше детство. Родина-это вся наша огромная страна, которую называют большой Родиной.

Понятие Родины постепенно ширится и углубляется. Изо дня в день человек открывает свою родину и узнает, что Родина - это не только окружающая природа, но и ее люди, ее история, ее будущее. Но всегда она начинается с заветного уголка.

(по В. Григорьеву)

Задание к тексту:

    Определите тему текста и основную мысль.

    Найдите сложноподчиненные предложения, определите их вид.

    Объяснение нового материала. Исследование текста №1.( материалы для исследовательской работы распечатываются каждому ученику)

Безграничны просторы нашей Родины. Но для каждого из нас Родина начинается с маленького уголка, который навсегда входит в нашу жизнь… Если бы не было этого заветного уголка, то перед тобой не открылась бы дверь в огромный мир Родины.

Задание: 1 .Прочитайте последнее предложение.

2.Найдите главное и придаточное, задайте вопрос от главного предложения к придаточному.

3.Назовите средство связи главного предложения с придаточным.

4 Определите, на что указывает придаточное предложение?

5.Запишите выводы в опорную схему (заготовка опорной схемы раздается каждому учащемуся и заполняется по ходу исследований).

6 .Можно ли изменить место придаточного?

    Исследование №2.

Упр.№93. (учебник Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык.9 класс.) Вывод оформляется в опорную схему. Опорная схема демонстрируется через компьютер (см. приложение к уроку).

8.Работа с компьютером. Тренировочные упражнения на закрепление нового материала.

Задание: указать предложения с придаточными условными (несколько человек –5-6 или все, по возможности кабинета). Задание №13, раздел №4. Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.

Часть 2. Пунктуация. Издательство. « Айрис». Компания Магнамедиа.

2005 г.

или работа в группах.

1-ая группа . Выписать сложноподчиненные предложения с придаточными условными.

1.Если ты глубоко любишь родину, то не пожалеешь за нее и жизни.

2. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва. (В.Маяковский)

3.Если бы люди все сообща могли отдаться духовной деятельности, то они узнали бы все. (В. Чкалов)

4. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.(Л.Н.Толстой)

5. Раз мы начали говорить, то нужно договорить до конца.

6.Чем больше я старался забраться вглубь, тем реже становились деревья.

2-ая группа . К данным придаточным допишите главные предложения, расставьте знаки препинания.

1.Если вы хотите увидеть новые для себя края…

2. Если же в вашем крае много интересного…

3.Когда все люди на земле будут беречь природу…

4.Раз взялся за дело…

3-я группа. Написать сочинение- миниатюру « С чего начинается Родина?»

(использовать придаточные условия).

9. Вывод по уроку.(использовать опорную схему, демонстрация через компьютер)

-Что нового мы узнали на уроке?

10.Итоги урока. Домашнее задание: упр.94,§ 8.

Приложение к уроку.

Схема №1

(……….),

1.Задайте вопрос.

2.Укажите средство связи частей

сложного предложения.

3.На что указывает придаточное

предложение?

Схема

2

При каком условии?

КОЛИ…

КОГДА

(ЕСЛИ БЫ ),

РАЗ

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛОВНЫЕ.

Схема №3

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ

1.Отвечают на вопрос…

2.Соединяются с главным при помощи…

3.Указывают…

4.Относятся…

Загрузка...