domvpavlino.ru

Условный инстинкт. Инстинкты животных

Несмотря на то, что человек является существом мыслящим, т.е. обладающим разумом, некоторые мотивы его поведения основаны исключительно на инстинктах.

Что такое инстинкты?

Врожденное поведение, заложенное природой, свойственно не только животным, но характерно и для человека. Конечно, люди умеют мыслить и благодаря этому контролировать свои поступки, подавляя инстинктивную природу. Но в ситуации опасности или в случае, если « » начинает над «человеческим», природа берет свое. Инстинкты есть абсолютно у всех "гомо сапиенс", и они являются тем общим, что объединяет человека и животного.

Какие инстинкты достались человеку от животных?

Инстинкт самосохранения. Благодаря ему люди умеют различать потенциальные опасности и себя, соизмеряя собственные силы и желания. У некоторых это врожденное поведение выражается ощущением дискомфорта. Оно часто возникает, если, к примеру, человек оказывается в незнакомых местах. Чувство опасности диктует и дальнейшее поведение. Однако у ряда смельчаков этот инстинкт приглушен, и именно путешественники- смело идут новыми маршрутами, исследуя заповедные территории.

Инстинкт продолжения рода. Любое живое воспроизводит само себя. В этом заключен закон жизни, и человек как часть живого мира тоже участвует в процессе воспроизведения. Наложение разума позволяет приглушить половой инстинкт, и люди свою сексуальную жизнь, не спариваясь бесконтрольно. Впрочем, подобное поведение свойственно , которые образуют одну пару на всю жизнь.

Особенно много примеров моногамного поведения среди птиц. Лебеди, черные грифы, альбатросы, белоголовые орланы и даже обыкновенные горлицы создают пару на всю жизнь.

Материнский инстинкт. Один из самых сильных врожденных , позволяющих выхаживать потомство, оберегать и заботиться о нем. Неразрывная связь мать-ребенок существует так долго, сколько дитя остается беспомощным и подверженным опасностям. Материнский, как и другие , тесно связан с гормональным уровнем человека. Мощная связь мать-ребенок позволяет регулировать физиологические процессы: выделение молозива и молока, поверхностный сон и другие.

Недаром мощный запуск природного поведения матери осуществляется с прикладыванием новорожденного ребенка к груди. Об этом свидетельствует поведение женщин, выносивших нежелательного малыша и впервые покормивших его грудью.

Нет ни единого инстинкта, который бы не достался в наследство человеку от животных, хотя люди разумные зачастую не осознают причин своего поведения, диктуемых природой.

Инстинкты- сложнейшие акты врожденного поведения. Для инстинктивного поведения есть два важных момента. Во- первых, зависимость инстинктивного поведения от состояния внутренней среды организма. Во- вторых, раздражители являются только триггерами инстинктивного поведения и не обязательны для осуществления всего акта. Серый гусь, например, как правило, возвращает в гнездо выкатившееся яйцо, толкая его клювом, и продолжает эти толкательные движения даже в том случае, если яйцо перекатилось (смешение активности) через гнездо.

Ч. Дарвин под инстинктом принимал ту часть поведения животных, которая характерна для данного вида и закреплена за представителями этого вида наследственно.

Согласно немецкому зоологу Биглеру (1914 год) действие считается инстинктивным, если оно:

наследственно, т.е. побуждение и способность к действию принадлежат к числу наследственных свойств вида;

не требует предварительного наущения;

выполняется одинаково у всех;

соответствует телесной организации животного, т.е. находится в связи с нормальным употреблением ею органов;

приспособлено к естественным условиям жизни, часто даже в связи с регулярными естественными изменениями этих условий, например со временами года.

В настоящее время инстинктом называют все не зависящие от воспитания действия животных. Инстинктивное поведение основано на специфических для данного вида нормах движений (эндогенные автоматизмы), а также на специфических для данного вида нормах реагирования.

Инстинкт- совокупность двигательных актов и сложных форм поведения, свойственных животным данного вида, возникающих на раздражение из внешней и внутренней среды организма и протекающих на фоне высокой возбудимости нервных центров, связанной с осуществлением этих актов.

Инстинктом называется наследственный комплекс реакций на определенные воздействия, определенные изменения условий внешней и внутренней среды, одинаковый у всех особей вида. Инстинкты- проявления поведенческих актов, обусловливаемых закрепленными эволюцией сложнейшими связями структур и процессов организма.

Соответственно видам потребностей различают следующие виды инстинктов:

Витальные, направленные на выживание особи, неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация потребности не требует участия другой особи;

Зоосоциальные, или ролевые, направлены на выживание вида, эффективное существование группы- «что хорошо виду, то хорошо и тебе»;

Саморазвития, обращены в будущее, направлены на самосовершенствование рассудочной деятельности.

Витальные инстинкты :

*питьевой

*оборонительный (активный и пассивный)

*регулирования цикла «сон- бодрствование»

*экономии энергии (сил)

Зоосоциальные, или ролевые, инстинкты:

*половые (выбор партнера)

*родительские (разделение роли отца и матери)

*территориальные (охрана зоны обитания для сохранения ресурсов)

*эмоциональный резонанс (ускорение социализации- путь возникновения сопереживания, сочувствия, в конце концов- сознания)

*групповая иерархия (альтруистический эгоизм)

Инстинкты саморазвития:

*исследовательский

*имитационный (подражательный)

Инстинкт осуществляется в несколько последовательных этапов: подготовительный, поисковый, завершающий.

К свойствам инстинктов можно отнести то, что инстинктивные поведенческие реакции обладают высокой видовой специфичностью- комплексом фиксированных действий, генетически предопределенных центральной программой. Относительно простые («ключевые») стимулы только запускают стереотипную реакцию, но не определяют ее реализации. Возникают инстинкты на специфические раздражители, предаются по наследству. Движущей силой инстинкта является потребность. Изменяются с возрастом. Не требуют научения.

Этологи представляют инстинктивное поведение как сложную иерархию взаимоподчиненных внутренних и внешних влияний, причем на каждом уровне нервная система контролирует специфические инстинктивные акты.

Часто врожденные инстинкты человека еще называют основными инстинктами. В основе этих инстинктов лежит склонность человека совершать те или иные действия или же избегать тех или иных поступков.

Безусловно, что все врожденные инстинкты человека реализовываются не полностью, поскольку важную роль также отыгрывают социальные нормы.

Необходимо отметить, что по отношению к людям, точное определение инстинктов не относится. То есть сложные врожденные реакции, которые происходят в организме практически без изменений, в качестве ответа на раздражители внешней среды касаются только животных.

На сегодняшний день выделяют три группы врожденных инстинктов человека.

Итак, у первой группе относятся:

Предрасположенности, которые появляются врожденно. Эти инстинкты отвечают за желание человека сохранить свою жизнь.

В качестве признаков этих инстинктов выступают:

наличие неудовлетворенности приводит к тому, что человеческая особь имеет значительно пониженные шансы на выживание;

отсутствие необходимости в другом объекте для того, чтоб удовлетворить свои потребности.

Кроме того, к этой группе относят такие предрасположенности, как:

Инстинкт самосохранения. Этот инстинкт является врожденным, так как каждый человек с самого своего рождения стремиться избегать ситуаций, которые могли бы причинить вред ему или его здоровью.

Эволюционные фобии. Например, некоторые люди с самого рождения чувствуют страх перед теми или иными предметами, например боязнь змей, пауков, темноты.

Пристрастия или отвращения. На генетическом уровне человек может испытывать отвращение или пристрастие к той или иной пище. Например, для кого-то является острым и непреодолимым желанием попробовать что-то новое, ощутив новый вкус, для кого-то же имеет место быть желание употреблять в пищу соленую, наполненную минералами или калорийную пищу.

Регуляция температуры тела.

Желание бодрствовать и при ощущении усталости – спать для того, чтоб организм наполнялся силами и энергией для дальнейшего существования.

Желание увидеть или ощущать полет. Часто на генетическом уровне у многих людей возникает желание ощутить или посмотреть на полет. Так, для некоторых особей особенной популярностью пользуется вид сверху, другие люди, при первых признаках опасности пытаются спрятаться как можно выше, а некоторые люди настолько привязаны к брахиации, что связывают свою основную деятельность с воздухом и полетом. Например, занимаясь прыжками с парашютом или руководя самолетом.

Еще одним врожденным инстинктом первой категории является испражнения. То есть каждый человек нуждается в мочеиспускании и дефекации переработанных продуктов.

Еще одним врожденным инстинктом является страсть к собирательству или коллекционированию.

Биологические часы и ритмы. То есть взаимодействие с окружающим миром происходит в результате привыкания человека к факторам окружающей среды, которые имеют периодические изменении. То есть привыкание к колебаниями температуры, изменению сезонов и т.д.

Режим сна и отдыха. То есть каждая человеческая особь с рождения имеет потребность в отдыхе для восстановления своих сил.

На сегодняшний день, многие ученые выделяют вторую категорию врожденных человеческих инстинктов, которые получили название социальных.

Особенность этих инстинктов заключается в том, что процесс их формирования происходит, только если одна особь имеет взаимодействие с другой.

Эта группа выделяет такие предрасположенности:

Инстинкт продолжения своего рода. То есть каждый человек имеет врожденное желание продолжать свой род, создавая свое потомство.

Родительское поведение. Этот инстинкт проявляется, когда человек имеет детей, у него на подсознательном уровне возникает желание опекать и заботиться о своем потомстве.

Доминирование и подчинение. Этот инстинкт проявляется у одних людей желанием подчинять себе других людей (выраженные лидерские качества), а у других – подчиняться.

Умиротворение и агрессия.

Территориальные инстинкты. То есть четкое очерчивание своей территории.

Групповое поведение. Оно характеризуется желанием человека подчиняться мнению большинства, как единственно правильному.

Третья группа инстинктов состоит из врожденных программ идеальных потребностей. Особенность этой категории связана с тем, что она не имеет привязки к индивидуальному или видовому адаптированию к действительности. То есть эти инстинкты не могут быть выведенными, они могут существовать лишь самостоятельно и обобщенно.

К этим инстинктам относят:

  • инстинкт обучения;
  • существование игр;
  • наличие имитации;
  • наличие своих собственных предпочтений в искусстве.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Рик Берри

Вы когда-нибудь интересовались тем, как передаются от матери к ребенку? Как могут эти необходимые для жизни «знания» переходить через молекулы всего одной клетки? За долгие годы ученые провели немало исследований, но сегодня они продолжают задавать те же самые вопросы!

Откуда новорожденный младенец знает то, чему его никто и никогда не учил?

Сначала этот вопрос может показаться бессмысленным. Первая мысль, которая приходит в голову, «И правда! Младенцы не знают того, чему их не учили. Во время рождения мозг человека похож на чистый лист, который через внешние воздействующие факторы впоследствии заполняется новой информацией и опытом» .

Однако представление о том, что люди (или животные и насекомые) рождаются с «чистым» мозгом, который только и ждет подходящего момента, чтобы заполниться информацией, в корне неверно! Для того чтобы провести аналогию, представьте себе компьютер: все его детали можно правильно собрать до последнего винтика, но он не может выполнять свою непосредственную функцию, пока в его материнскую плату не будет введена информация.

Как правило, компьютеры, которые мы покупаем, уже имеют встроенную операционную программу, благодаря которой компьютер функционирует на элементарном уровне, несмотря на то, что большинство его памяти свободно от дополнительных программ и данных.

По сути, наш Творец точно также запрограммировал и младенцев (и других существ). Еще до рождения ребенка Бог закладывает в его мозг и нервную систему жизненно необходимую «операционную систему», помогающую новорожденному выживать.

Важные человеческие инстинкты

Эта «операционная система» выражена в форме инстинктов и инстинктивного поведения.

К примеру, когда вы родились, кто учил вас, как сосать и пить из бутылочки - мама или папа? Конечно же, ни один и ни другой! Даже новорожденный ребенок весом меньше чем некоторые ноутбуки, имеет «предварительно установленную программу» или , которые и помогают ему брать грудь или сосать из бутылки. Если бы новорожденный не имел этой программы, он умер бы с голоду.

Представление о том, что люди (или животные и насекомые) рождаются с «чистым» мозгом, который только и ждет подходящего момента, чтобы заполниться информацией, в корне неверно!

Ребенок поступает по-умному: он просто берет бутылочку и кушает. В его маленькой головке не возникает никаких соображений, типа: (a) дискомфорт в моем животе вызван чувством голода, (б) для того чтобы избавиться от голода, мне необходимо положить какую-нибудь пищу в рот (в) эта бутылочка может меня накормить.

Бог заложил в крошечный мозг и нервную систему младенца все эти способности еще до того, как ребенок начинает понимать, зачем они ему нужны.

То же самое можно сказать и об инстинкте искать грудь. Если дотронуться до щечки, носика или губок малыша соской бутылочки, его головка начинает поворачиваться в поисках источника еды. Медицинское сообщество называет способность ребенка искать грудь «примитивным рефлексом».

При любых попытках объяснить происхождение этих способностей, светские авторы, как правило, называют их просто «инстинктивными» или «унаследованными» (что на самом деле ничего не объясняет), или обращаются к смутным объяснениям типа «природа знает все ответы».

Люди могут называть эти способности как угодно: «инстинктами» или «инстинктивными рефлексами», но только тот, кто знает Библию, увидит в этом предварительном программировании мудрость и работу Творца.

Удивительные инстинкты

Ученые уже много лет изучают удивительные примеры инстинктов в мире животных. Они исследуют то, как птицы строят свои гнезда, как кенгурята залазят в сумку своей мамы-кенгуру и кушают в ней, как животные спариваются, а медоносные танцуют, сообщая своим собратьям о том, где находится источник пищи.


© Burcin Tuncer | iStockphoto.com

Морская черепаха выходит на берег, чтобы отложить яйца, прячет их в песок, а затем снова возвращается в море. Через два месяца из яиц вылупливаются черепашата. Мамы рядом нет, и для них было бы естественно спрятаться где-нибудь в высокой траве, но они этого не делают. Наоборот, малыши что есть мочи стремятся к неспокойному океану - идеальному месту их обитания, и они понятия не имеют, почему они это делают. Добравшись до океана, они не останавливаются (как большинство животных), а бросаются в воду и парят на волнах подальше в океанские просторы, а ведь никто и никогда не учил их этому!


© Jason Lin | Dreamstime.com

Следующий крупный эксперимент был проведен датским зоологом Николасом Тинбергеном. Он исследовал, способны ли только что вылупившиеся индюшата узнавать силуэт хищной птицы, притом, что мама никогда не учила их этому.

Сначала он загнал крошек-индюшат в круговой загон. Затем он повесил на стенки загона картонные силуэты. Если силуэт имел длинную шею и распростертые крылья как у гуся, птенец не обращал на него внимания. Но когда Тинберген переворачивал картонную форму, и на ней был изображен силуэт с короткой шеей и удлиненным телом, как у совы, индюшата начинали пищать и бежать по загону.

Почему? Ученый пришел к заключению, что даже если мама-индюшиха не учит своих детенышей, как избежать опасности, в их маленький мозг уже вложена информация о том, что тень гуся с длинной шеей не представляет никакой опасности, а тень, напоминающая сову, сообщает о приближающейся гибели.

Среди ученых начались споры: инстинкт или поведение, приобретенное в результате обучения? Последующие годы исследований вызвали еще больше вопросов. Объективность эксперимента Тинбергена, к примеру, была подвергнута сомнению. Ученые считали, что исследователю было легко истолковать реакцию индюшат: либо птенцы суетливо бегали по загону или просто переходили с места на место?

Оказалось, что эти эксперименты трудно воспроизвести. Однако новые опыты, проведенные под более тщательным контролем, показали, что сердце птенцов и в самом деле начинает биться чаще, когда они видят силуэт хищной птицы, но что же это означает?


Если молодые птенцы хотят выжить, они должны быстро распознавать тень приближающейся опасности. Проведенные в 1937 году классические эксперименты Тинбергена показали, что только что вылупившиеся индюшата обладают данной Богом способностью узнавать силуэт хищной птицы с короткой шеей и безопасной птицы с длинной шеей.

Заключение

Большей части поведения люди и животные, конечно же, учатся после рождения. Суть в том, что какое-то инстинктивное поведение есть у живых существ с самого начала, но каждый мозг устроен так, что в определенных обстоятельствах он способен приобретать новые навыки в ответ на свои особые нужды (было показано, что даже импринтинг – процесс обратимый). То, как именно это происходит, для ученых до сих пор остается загадкой.

Возможно ли, что инстинкты появились в результате миллионов лет эволюционных проб и ошибок? Трудно поверить в этот вероятный сценарий, особенно в свете того, к каким последствиям может привести отказ от следования инстинктам всего в одном поколении.

К примеру, если бы морские черепашки направились в траву, а не к воде (как велит им их инстинкт), это положило бы конец истории морских черепах, которые являются легкой мишенью для морских птиц и других хищников. Более того, нам до сих пор точно не известны механизмы хранения и передачи информации к потомству (которое начинается с одной клетки, а не с взрослой копии с работающим мозгом!).

Даже такое явление как инстинкт еще раз показывает нам разумный, благой и преднамеренный отпечаток Творца.

Рик Берри - уже более 20 лет участвует в христианском служении в России и Восточной Европе. В настоящее время он является директором служения основания новых церквей совместно с «Baptist International Evangelistic Ministries». Рик написал более 200 статей и рассказов для различных христианских и светских изданий.

В начале ХХ века отечественный зоопсихолог Е.Елачич дал следующее определение инстинкта: “инстинктом называется врожденная большинству животных психическая способность, дающая им возможность в обычных для них условиях жизни пользоваться присущей им телесною организацией для достижения максимума пользы в интересах особи и вида с затратою минимума энергии, и дающая, благодаря этому, животным возможность действовать целесообразно, точно и совершенно и при том без понимания цели, опыта и обучения”. Современные исследователи под инстинктом понимают поведенческие реакции, а не психические способности животных и человека.

В настоящее время принято использовать для обозначения инстинкта следующие понятия: “видоспецифичное поведение”, “стереотипическое поведение, “врожденное поведение”, “генетически запрограммированное поведение”, “комплекс фиксированных действий”. Приведенные термины обладают большей информационной емкостью, чем термин “инстинкт”, которым мы будем пользоваться для простоты. “Инстинкт (лат. инстинктуус - побуждение) - эволюционно выработанная врожденная приспособительная форма поведения, свойственная данному виду животных, представляющая собой совокупность унаследованных сложных реакций, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражения”, - даёт определение инстинкту отечественный биолог Н.Ф.Реймерс. Имея в виду инстинкты человека, часто употребляют образное выражение “видовая память”.

В человеческом обществе выделяют два типа “видовой памяти” - передаваемую по наследству (генетическую) и негенетическую. Инстинкт представляет собой “видовую память”, передаваемую из поколения в поколение по наследству. “Негенетическая память” человеческого коллектива - культура (Ю.М. Лотман).3 Инстинктивное поведение человека и животных имеет ряд характерных особенностей.

Перечислим их:
1) Инстинктивное поведение животных или человека высоко адаптивно и не требует предварительного научения. Это создает явные преимущества для животных с коротким сроком жизни и для животных, лишенных родительской заботы, например, насекомых.

Так, самка роющей осы должна в течение нескольких недель, до того, как она погибнет, встретиться с самцом и выполнить сложную серию действий, связанных с рытьем гнездовой норки, постройкой в ней камер, снабжением камер добычей. Далее, она должна отложить яйца и “запечатать” ячейки. Оса не смогла бы выполнить эту плотную программу, если бы должна была всему учиться от случая к случаю методом проб и ошибок.

Врожденное поведение характерно и для млекопитающих, например, у обезьян есть врожденный страх перед змеями.

Знание инстинктов животных помогает управлять их поведением. Недавно Англии в лесополосах, которые там достаточно широки, развели оленей. Животным ничто не угрожало, и через некоторое время их расплодилось так много, что они стали мигрировать, вытравливая при этом сельскохозяйственные угодья. Отстрел запрещен законом. Для того, чтобы олени не уходили из отведенной им территории, по границам этой территории разложили экскременты хищников - львов, гепардов, пантер, привезенные из зоопарка. Олени, обитавшие в лесополосах, никогда ранее не сталкивались с хищниками, но у них имеется инстинкт самосохранения, срабатывающий на запах хищника. Инстинкт выработался в процессе длительной эволюции оленей, по ходу которой встречи с хищниками бывали неоднократно в ряду многих сотен поколений;

2) Инстинктивное поведение видотипично, то есть одинаково для всех животных данного вида при одинаковых внешних и внутренних условиях. Порядок и сила мышечных сокращений, осуществляемых при выполнении инстинктивных движений, совпадают до малейших подробностей у всех животных данного вида. Инстинктивные поведенческие реакции животных настолько неизменны и характерны для каждого вида, что могут служить для уточнения систематического положения того или иного животного (т.е. могут служить таксономическим признаком). Основатель этологии Конрад Лоренц указывает, например, что семейство голубей можно определить как семейство птиц, производящих характерные “сосущие” движения во время питья. Вариабельность (изменяемость) инстинктов значительно меньше вариабельности морфологических структур организмов.

Инстинктивным является поведение млекопитающих при протекании процесса родов. Самки млекопитающих инстинктивно находят самую удобную позу для родов; женщина должна быть раскованной, чтобы сделать то же самое. К сожалению, “культурные” соображения - традиции общества, мода и удобство врачебного ухода - ограничивают врожденные адаптивные программы поведения рамками, диктуют матери позы и движения во время родов. В последние годы прогрессивные врачи считают, что инстинктивная поза, принимаемая роженицей безотчетно, наиболее благоприятна для протекания процесса родов и уменьшает необходимость вмешательства врачей. (Тобиас, Стюарт).

3) Инстинктивные движения запрограммированы в генах и формируются в процессе индивидуального развития независимо от опыта животного.

Генотип гибридных особей отличается от генотипа их родителей. Лоренц описал выпадение отдельных поведенческих реакций у гибридных птиц семейства гусиных, имевшее место в процессе поиска участка для гнезда и насиживания. По-видимому, биологическое значение распада целостного поведения у гибридов заключается в поддержании видовой изоляции.

Ярким примером генетического контроля поведения, по мнению Р. Шовена, служит поведение пчел при очистке ульев от личинок, пораженных американским гнильцом. Генетический анализ показал, что в геноме пчел имеются два гена, которые контролируют две стадии поведения пчел при очистке ячеек - ген, контролирующий распечатывание ячейки над больной личинкой и ген, ответственный за удаление самой пораженной личинки.

Другим примером кодирования инстинктивных движений в геноме служит поведение “мозаичных” дрозофил. У таких мух генотип состоит из фрагментов генотипов разных организмов обоих полов. Фенотипически это может выражаться в том, например, что сложные глаза у мухи окрашены участками, как на мозаичной картине. Различные участки тела несут различный набор генов. Поведение таких особей фрагментарно. Например, муха может начать движения, подобные брачному поведению самца, затем выполнить движения, типичные для комфортного поведения, вернуться к половому поведению самки, и, наконец, закончить серию движений пищевым поведением.

В поведении можно условно выделить врожденный и приобретенный компоненты: инстинкт и научение. Для психически низко организованных животных адаптивность полностью обеспечивается врожденным, генетическим компонентом поведения. Американский этолог Д.Дьюсбери считает, что “адаптивный, приспособительный характер многих инстинктивных действий сам по себе означает, что они должны были сформироваться на возникшей в филогенезе генетической основе. Так, например, самец паука-скакуна, для того чтобы затормозить хищническую реакцию самки, должен адресовать ей определенные демонстрационные акты, иначе он будет съеден. В этом случае важно, чтобы в первый же раз возникло как филогенетическая адаптация”.

До сих пор в биологии нет общепринятой теории инстинкта. Сейчас наука находится в стадии накопления данных по инстинктивному поведению. Но в последние десятилетия акценты, расставляемые при изучении врожденного поведения, существенно изменились.

Ранние исследователи инстинктивного поведения к проблеме инстинкта относились статически, то есть как к факту существования инстинкта в противовес существованию выученного, приобретенного в процессе индивидуального развития поведения. Проблема ставилась таким образом: “Чем отличается врожденное поведение от приобретенного поведения? Является ли данный тип поведения врожденным или это поведение приобретено в процессе жизни?” В последние десятилетия к проблеме инстинктивного поведения стали относится динамически, то есть как к проблеме формирования поведения. Вопрос ставится таким образом: “Каковы закономерности взаимодействия врожденного компонента поведения и условий внешней среды?”

Современные исследователи считают, что у высших животных и человека инстинктивное поведение и научение не существуют в поведении сами по себе, а переплетаются в единый поведенческий акт. Спрашивать, что сформировало данное поведение, врожденные наклонности или условия жизни, все равно, что спрашивать, от чего зависит площадь фигуры, от длины или ширины. С такой постановкой вопроса мы могли встретиться в телепередаче “Я сама”, когда обсуждалась проблема, является ли родительский инстинкт человека врожденным или он приобретается в процессе правильного воспитания.

Исторически в естествознании сложились два подхода к определению инстинкта.
Первый подход - достаточно широкий. Его обычно придерживаются, когда говорят об инстинктах млекопитающих и человека. Под инстинктами понимают поведенческие стратегии в ответ на возникновение в организме какой-либо биологической потребности: голода, жажды, потребности во сне, в обладании территорией, половой потребности, познавательной потребности, которая имеется у высших млекопитающих. Инстинкт, кроме того, отождествляют с понятием “драйв”, что значит влечение, страсть. При этом подходе имеется в виду, что конкретные проявления инстинктов у разных людей могут быть разные, но стратегии проявления инстинктов одинаковые или укладываются в рамки какой-либо классификации (типологии). Таков, например, психоаналитический подход к проблеме влечений.

Второй подход - узкий. Его предлагал, например, Конрад Лоренц (этолог, нобелевский лауреат, автор книг “Агрессия. Так называемое зло”, “Кольцо царя Соломона”, “Человек находит друга” и др.). Лоренц считает, что под инстинктами следует понимать конкретные, строго фиксированные действия (движения), одинаковые в одинаковых ситуациях у всех представителей данного вида. Инстинкты Лоренц назвал “комплексами фиксированных действий”. Основным объектом исследований Лоренца по инстинктивному поведению выступали птицы.

Какая точка зрения верна? Что такое инстинкты: поведенческие стратегии или комплексы фиксированных действий? Некоторые исследователи поведения, например, американский ученый Уоллес Крэйг (в другой транскрипции - Крег), работы которого были опубликованы еще до появления работ К. Лоренца и до формирования представлений психоаналитиков об инстинкте, применяли оба подхода одновременно. Сравнивая позицию У. Крэйга и вышеизложенные, как может показаться, противоречивые воззрения на природу инстинкта, можно убедиться, что разные воззрения на инстинкт описывают разные структурные части инстинктивного поведенческого акта.

В инстинктивном поведении Крэйг выделил аппетентную и консумматорную части. Аппетентное поведение составляют последовательные реакции особи, проявление которых зависит от опыта животных. В аппетентной (“начальной”, “поисковой”) фазе инстинктивные движения у животных различны, вариабельны, их проявление во многом определяется состоянием внешней среды. Аппетентое поведение подготавливает “выплёскивание” консумматорной (заключительной) части, которая описывается гидравлической моделью К.Лоренца. Поведение животного в процессе выполнения заключительной части инстинкта стереотипно и не зависит от состояния внешней среды.

В физиологии принято представлять заключительную фазу инстинктивного поведения в виде совокупности безусловных рефлексов. Этологи находят ряд отличий в проявлении инстинкта и рефлекса. По мнению этологов, консумматорная фаза инстинктивного поведения отличается от безусловно-рефлекторной деятельности определенной спонтанностью (независимостью от средовых влияний), сложностью, многоступенчатостью. Этологи полагают, что при упрощении понятия “инстинкт”, при сведении этого понятия к понятию “рефлекс”, теряются существенные характеристики инстинкта.

Заключительная фаза инстинктивного поведения детерминирована (определена) филогенетически, но при этом возможно “созревание” инстинкта в онтогенезе.

Роль аппетентной и консумматорной фаз инстинктивного поведения различна у животных разных систематических групп. У млекопитающих, животных с высокоразвитой нервной системой, большую роль в поведении играет научение, поэтому у них начальная фаза инстинктивного поведения достаточно вариабельна. Инстинкты животных, которым учиться “некогда” (к ним относятся, например, насекомые), состоят из одной завершающей фазы и стереотипны в своем проявлении. Птицы отличаются высокой интенсивностью обменных процессов (высокой энергетикой). Инстинктивные действия птиц достаточно стереотипны, как полагают, с целью экономии энергии, и хорошо описываются моделью К. Лоренца.

Врожденное поведение человека играет меньшую роль в сравнении с приобретенным поведением. Кроме того, у людей врожденные импульсы подвергаются культурному вытеснению или корректировке в соответствии с требованиями социума. Так, сексуальные и агрессивные желания человека современное общество считает, большей частью, “неприличными” и “подрывными”. Инстинктивное поведение человека состоит из лабильной начальной фазы, а завершающая фаза редуцирована до рефлекторного акта.

Основное отличие инстинктов животных и инстинктов человека заключается в том, что только человек способен сам конституировать смысл своего инстинктивного поведения, в то время как смысл инстинктивного поведения животных состоит в обеспечении лучшей адаптации к условиям внешней среды. Кроме того, для животных инстинктивное поведение императивно (не допускает выбора, повелительно), в то время как человек, осознавший свои инстинкты, свободен.

Следующий перечень основных инстинктов человека считается общепринятым: инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, социальный инстинкт и инстинкт самосовершенствования. Лоренц добавляет к этому списку “инстинкт борьбы” - агрессию.

При всей своей спорности и противоречивости, теории инстинктов находят применение в психологии человека, потому что позволяют перейти от “оценочного” подхода к “понимающему” подходу.

Загрузка...