domvpavlino.ru

Валуйский успенский николаевский монастырь. Панорама Валуйский Успенский Николаевский монастырь. Виртуальный тур Валуйский Успенский Николаевский монастырь. Достопримечательности, карта, фото, видео Валуйский успенский николаевский мужской монастырь

Монастырь
Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь
Ансамбль Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря

Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь. Литография. XIX век.
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 311721073690005 (ЕГРОКН)
объект № 3100001303 (БД Викигида)
50°11′00″ с. ш. 38°05′02″ в. д. H G Я O L
Страна
Город Валуйки
ул. Никольская, 199 «в»
Конфессия православие
Епархия Валуйская
Тип мужской
Основатель царь Михаил Фёдорович
Первое упоминание 1613 год
Здания
Храм святителя Николая
Статус Охраняется государством
Состояние восстанавливается
Медиафайлы на Викискладе

Предания

Основание монастыря относят к концу XVI веку . По преданию, на берегу реки Валуй была найдена икона святителя Николая , которую дважды пытались принести в церковь в Валуйки , но она чудесным образом каждый раз оказывалась на прежнем месте. На месте обретения иконы была построена пустынь , которая в дальнейшем и была преобразована в монастырь .

История

Чудотворная икона Святителя Николая на данный момент считается утерянной, её местонахождение неизвестно .

Пещерный скит

Предания

По преданию, на территории города Валуйки находились славянские поселения. Во время набегов половцев и печенегов славяне прятались в пещерах, которые были вырыты по благословению Андрея Первозванного . Считается, что именно в этих пещерах и создан скит. Однако, спелеологические исследования , проведённые в конце XX века , показали, что пещеры в Белгородской области имеют естественное происхождение .

История строительства

См. также

Примечания

  1. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. - Москва: издание Ступина А. Д., 1908. - С. 176-177.
  2. Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь (рус.) // Наша Газета. - 2006. - № 21 .

О достопримечательности Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь.

В красивейшем месте Валуйской земли, при слиянии рек Оскол и Валуй расположена одна из самых древних обителей Белгородчины – Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь и меловые пещеры с подземным храмом во имя святого Игнатия Богоносца.
Одна из первых загадок, связанных с монастырём – это время его основания. Точной даты, в связи со сложной политической и социальной обстановкой того времени не сохранилось.

Монастырь был основан в конце XVI в., при царе Фёдоре Ивановиче. По преданию, основателем обители считается «престарелый отставной служилый человек по имени Корнилий» с тремя единомышленниками.
Легенда сообщает, что Корнилий после военной службы в глубокой старости в поисках душевного успокоения удалился на уединённый полуостров при стечении рек Оскол и Валуй, где поставил небольшую часовенку. К нему присоединились ещё три монаха из числа его сподвижников в ратных делах. Корнилий своею почтенною старостью и благочестивой жизнью приобрёл всеобщее уважение у жителей крепости и, вероятно, многие посещали его как человека, много знавшего и испытавшего на своём веку.

В Смутное время крепость Валуйка и монастырь были разорены, церкви осквернены и разрушены. В 1613 г., по указу царя Михаила Фёдоровича Романова Валуйский монастырь был восстановлен.
Утрата царских грамот, как исторических первоисточников, привела к тому, что в дальнейшем утвердилось предание об основании монастыря в 1613 г.
Названия монастыря менялись на протяжении его долгой истории: «Валуйскаго города Успения Пресвятыя Богородицы иЧудотворца Николы Пристанский монастырь», «Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки» и др.

XIX в. это название не употреблялось. Название «Успенский» связано с главным храмом, а «Николаевский» - с известной чудотворной иконой, якобы обнаруженной в кринице, расположенной поблизости. Несколько раз жители города пытались принести икону в городской храм. Однако, Чудотворная всё время чудесным образом возвращалась на место обретения.

Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь долгое время был «острогом» (сторожевым пунктом, укреплённым местом). В конце XVI - начале XVII вв. Валуйский край был дикой, опасной местностью. Город и монастырь подвергались в то время постоянным набегам крымских и ногайских татар.

Однако постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность из дикой и пустынной постепенно превращалась в мирный край.Монастырь обустраивает свою территорию и развивает хозяйство в своих вотчинах. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня.
Особую страницу истории Валуйского Успенского монастыря составила деятельность Архимандрита Игнатия (Алексеевского), бывшего настоятелем с 1857 по 1899 гг.
При вступлении Игнатия в управление монастырём все постройки, кроме Успенского храма, находились в полуразрушенном состоянии и за монастырём числился долг в 4 тыс. рублей.

Прежде всего, был уплачен монастырский долг, а затем произведён ряд капитальных построек, ремонт храмов и других зданий. Вокруг монастыря находился огромный сад и прекрасная пасека, которой занимались монахи. При монастыре была иконная лавка и склад книг, имевший более тысячи богослужебных, церковно – исторических и других книг религиозно – нравственного содержания. За годы настоятельства Игнатия обитель была благоустроена, заведено издательское дело, открыты ясли и лазарет в Уразово.

Главное же деяние Игнатия Алексеевского – возведение к трёхсотлетию династии Романовых трёхпрестольного Николаевского собора. Храм в псевдо - византийском стиле построен из кирпича монастырского завода.
В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки.
«Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи. Окончательная стоимость свыше 200 т. рублей, на освящении собора 1 сентября 1913 года присутствовало более 50 тыс. паломников, на берегу Оскола накрыли стол на 3 тыс. человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк» («Воронежская старина» 1914 год вып. 13)
Валуйский Успенский монастырь привлекал не только городское население, но и множество богомольцев из других уездов своими прекрасными службами и святыми иконами. Он являлся религиозным центром и святым местом, хранящим высокие нравственные традиции христианства в нашем крае.
В таком процветающем состоянии Валуйский Успенский монастырь находился вплоть до революции 1917 г. Затем монастырь пришёл в упадок, монахи были репрессированы (многие подверглись страшным пыткам и казням). Судьба последнего настоятеля Архимандрита Игнатия Бирюкова до сих пор не известна. По одним сведениям настоятель был утоплен большевиками, по другим сведениям – сослан в Сибирь.
В 1926 г. монастырь был закрыт официально.
С 1935 г. территория монастыря занята детской воспитательной колонией МВД.

Решение о проведении восстановительных работ было принято в 2002 году, а активная фаза реконструкции началась в 2009 и в 2011 году собор был полностью реконструирован.

находился близ г. Валуйки Воронежской губ. (ныне Белгородская обл.), при впадении р. Валуй в Оскол. Время основания неизвестно. Согласно составленному Евгением (Болховитиновым) на основе «архивных записок и сказаний» описанию Воронежской епархии (1800), В. м. впервые упоминается в кон. XVI в. как пустынь. К нач. XVII в. в обители был построен Успенский храм, братия особо чтила чудотворную икону свт. Николая, обретенную, по преданию, на месте основания обители во время покоса; образ дважды переносили в церковь в Валуйки, но каждый раз он оказывался на прежнем месте. В Смутное время В. м. был разорен «воинскими литовскими людми и черкасами», в 1613-1614 гг. восстановлен по повелению царя Михаила Феодоровича «отставным служилым человеком» Корнилием († 1625) вместе с неск. сподвижниками; в янв. 1624 г. В. м. получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту «на монастырскую пашню и на всякие угодия». На протяжении XVII в. мон-рь неоднократно подвергался разграблению со стороны литов. отрядов и разбойников.

В. м. был одним из беднейших в Центр. России, а в Воронежской епархии (до 1764) - единственным не имевшим вотчин и крестьян. В 20-30-х гг. XVIII в. обители были пожалованы небольшие участки земли, к сер. XVIII в. она владела слободами Яблоновой, Ореховой, Казинкой. В мон-ре проводилось 5 ярмарок в год, имелись скотный двор, пасека и сад. В 1766 г. В. м. стал заштатным, лишился почти всего имущества. В сер. XVIII в. братия состояла из 3 иеромонахов и иеродиакона, в обитель ссылали для исправления провинившихся иноков, к-рые «чинили пьянство и всякое распутство». Положение мон-ря осложнялось также нападениями разбойников, воровством и частыми поджогами, о чем в 1800 г. писал строитель мон-ря Воронежскому еп. Арсению (Москвину) . По инициативе строителя «для безопасности от лихих людей» рядом с обителью в специально выстроенных на монастырской земле домах поселились неск. десятков семей выходцев с Украины. Однако эта мера не привела к желаемым результатам: соседство мирян, находившиеся близ монастырских стен питейные дома негативно повлияли на внутреннюю жизнь обители. В 1796-1797 гг. по благословению Воронежского еп. Мефодия (Смирнова) строитель В. м. иером. Ермоген упразднил питейные дома близ обители, за что подвергся преследованию от братии и был вынужден удалиться в Толшевский мон-рь .

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда.

Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

К нач. XX в. в В. м. действовали следующие храмы: Успенский, трапезная церковь и Никольский храм с приделами свт. Димитрия Ростовского и мц. Параскевы Пятницы; в Никольском храме хранилась чудотворная икона святителя. Храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в нач. XX в. не упоминается. При В. м. существовал пещерный скит, офиц. открытие к-рого состоялось 4 мая 1914 г. В пещерах был освящен храм во имя сщмч. Игнатия Богоносца. До 1917 г. у входа в пещеры велось строительство храма-часовни, однако он не был освящен. В нач. XX в. в обители жили ок. 100 чел.: 20 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 4 иеросхимонаха, 2 схимонаха, послушники и трудники.

В марте 1917 г. в В. м. был произведен обыск, настоятеля архим. прмч. Игнатия (Бирюкова) вызвали в Валуйский исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, где потребовали передать совету все монастырские сбережения, братия выполнила это требование. В ночь на 26 февр. 1918 г. мон-рь был подвергнут вооруженному ограблению. В 1924 г. В. м. закрыли, архим. Игнатий служил в храмах Воронежа, в 1930 г. был арестован, в 1932 г. погиб.

С 1935 г. в В. м. находилась колония для несовершеннолетних преступников. В 2001 г. была достигнута договоренность между РПЦ и Министерством юстиции РФ, в соответствии с к-рой часть сохранившихся построек В. м. должна быть передана Белгородской и Старооскольской епархии.

В 2005 г. началась реконструкция пещерного комплекса и строительство нового храма во имя св. Игнатия Богоносца. Осенью 2007 г. пещерный комплекс был торжественно освящен. С окт. 2007 г. проводились реставрационные работы по восстановлению Никольского храма. Освящение храма состоялось 13 авг. 2009 г.

Местонахождение чудотворной иконы свт. Николая неизвестно.

Арх.: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Ед. хр. 124. Л. 86 об.; Архив УФСБ РФ по Воронежской обл. Арх. № П-24705. Т. 1. Л. 30, 87/а; Т. 2. Л. 171, 174, 175; Т. 3. Л. 350-352; Т. 4. Л. 423-430, 492.

Лит.: Болховитинов Е . Описание Воронежской епархии: Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ., собр. из историй, архивных записок и сказаний. Воронеж, 1800. С. 119-192; Самбикин Д ., свящ . Валуйский Успенский мон-рь // Воронежские ЕВ. 1869. № 20. С. 807-827; № 21. С. 868-886; Токмаков И . Успенский Пристанский под Валуйками мон-рь // Воронежский епарх. вестн. 1883. № 6. С. 162-165; Димитрий (Самбикин), архим . Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884-1886. Вып. 2. С. 39; он же . Хронол. указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886). Воронеж, 1886; он же . Месяцеслов. Вып. 3. С. 287; Багалей Д . И . Мат-лы для истории колонизации и быта Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губ. в 16-18 ст. Х., 1890. Т. 2. С. 120-122; Ведяевский К . «Валуйская старина», «Валуйский Пристанский мон-рь по разрядной описи 17 в.» // Памятная кн. Воронежской губ. на 1893 г. Воронеж, 1892. С. 35-70; Игнатий (Бирюков), иером . Валуйский Успенский Николаевский мон-рь. Воронеж, 1899; Златоверховников Н . И . Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902; Набивач И . В скиту Валуйской обители // Воронежские ЕВ. 1914. № 34. С. 911; Олейников Т . Н . Мат-лы по истории Валуйского Успенского Николаевского мон-ря // Воронежская старина. 1914. Вып. 13. С. 3-88; 1915-1916. Вып. 14. С. 186-262; Воронежский вестн. церк. единения. Воронеж, 1918. № 18. С. 20, 24; Дамаскин (Орловский), игум . Священноисповедник архим. Игнатий (Бирюков) // Ист. вестн. М.; Воронеж, 1999. № 2. С. 32-37; Долотов Ю . О подземных сооружениях в Белгородской обл. Белгород, 1999. С. 6; Дамаскин . Кн. 4. С. 368-377.

Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь - мужской православный монастырь близ города Валуйки Воронежской губернии (Белгородской области). В разные времена имел названия: Валуйскаго города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь, Николы Чудотворца Пристанский монастырь, Пристанский монастырь на Валуйке, Валуйский Успенский монастырь

Предания

Основание монастыря относят к концу XVI веку. По преданию, на берегу реки Валуй была найдена икона святителя Николая, которую дважды пытались принести в церковь в Валуйки, но она чудесным образом, каждый раз оказывалась на прежнем месте. На месте обретения иконы была построена пустынь, которая в дальнейшем и была преобразована в монастырь.

В начале XVII века, в смутные времена, постройки находящиеся на месте нынешнего монастыря были полностью разорены. Первым письменным упоминанием о монастыре, является указ о начале восстановления, царя Михаила Фёдоровича, датированный 1613 годом. В 1624 году по царскому указу монастырь получил земли под пашню и другие надобности. Однако на протяжении XVII века монастырь продолжал подвергаться разграблению со стороны литовских отрядов и разбойников, продолжая получать помощь на воостановление. В это же время был возведён Успенский храм. Монастырь был одним из беднейших; в Воронежской епархии до 1764 года он был единственным, не имевшим своих вотчин и крестьян. Основной доход монастыря составляли пожертвования паломников, притекавших к чудотворной иконе Святителя Николая. В 1766 году, после реформ Екатерины II, монастырь теряет все свои земли и почти всего имущества, монастырь становится заштатным, братии остается всего несколько человек, пополнение её идет в основном за счет переведенных в обитель провинившихся монахов их других монастырей. От закрытия Валуйский монастырь спасет все та же чудотворная икона Святителя Николая, ставшая известной многочисленными исцелениями и знамениями. С конца XVIII века, на пожертвования и при содействии городских властей монастырь обновляется и обустраивается. С 1794 года строится трапезная церковь, ведется реконструкция Успенского храма, сильно обветшавшего к тому времени, которое заканчивается к 1808 году, к этому же году заканчивается строительство настоятельских келий. В 1810-1820 годах возводится первое в монастыре каменное сооружение - двухэтажный Успенский собор. В 1839 году освещена колокольня, начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица». В 1906 году закладывается Свято-Николаевский собор, открытие которого состоялось в 1913 году, приуроченное к 300-летию дома Романовых. Храм был освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном в присутствии губернатора С. И. Голикова. В начале XIX века вокруг монастыря возводится каменная ограда. К 1916 году в монастыре действуют Успенский, Никольский и Преображенский храмы, трапезная церковь, сапожная, портняжная, столярная, кузнечная, слесарная мастерские…

28 сентября н.ст. Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника архимандрита Игнатия (Бирюкова), последнего настоятеля Валуйского Николо-Успенского монастыря, осужденного по делу воронежских иосифлян. 80 лет назад, 27 сентября 1932 года он скончался в ссылке в Казахстане.

Тюремная Пасха

Пасху 1930 года настоятель Николо-Успенского Валуйского монастыря архимандрит Игнатий встретил в Воронежской тюрьме. Отцу Игнатию было 65 лет, он был выходцем из верующей семьи, с детства жил богослужением, не пропускал ни одной службы. Но это была самая необычная и, возможно, самая важная Пасха в его жизни.

На этой Пасхе не было ни привычного отцу Игнатию слаженного епархиального хора, ни нарядных одежд духовенства, ни украшенного цветами иконостаса, ни напрестольного Евангелия в драгоценном окладе…

Зато вместе с отцом Игнатием в камере было много православных людей – священники, монахи и миряне и, в частности, протоиерей Александр Архангельский и священник Феодор Яковлев. Начиная с Великого Четверга вместе они совершали богослужения по тем немногим книгам, которые были с ними в тюрьме, и по памяти.

Священнический крест из кипариса был только у протоиерея Александра Архангельского. Священники служили по очереди, передавая крест друг другу. Епитрахилью служило полотенце.

Затем, в Великую Субботу с воли передали парчовую епитрахиль. Был отслужен водосвятный молебен, в конце которого один из священников, обращаясь к узникам камеры, сказал:

– Поздравляю вас с наступающим праздником Пасхи и желаю всем вам встретить его в добром здравии. Вам, братья-иереи, желаю и в дальнейшем быть твердыми защитниками веры православной, а вы, – обратился он к заключенным крестьянам, – должны приобщиться Святых Таин, потому что никто из нас не знает, когда наступит наша смерть; здесь есть много священников, у которых вы можете исповедаться.

Вечером в субботу были освящены куличи, и затем до двенадцати часов ночи узники читали по очереди Деяния апостолов. Удалось достать масло и устроить лампаду. В двенадцать часов ночи пропели “Христос воскресе” и стали укладываться спать. Пасхальную службу отслужили в воскресенье утром после поверки. Вся камера причащалась.

После службы прикладывались ко кресту, который держал архимандрит Игнатий, христосовались и получали кусочек освященного кулича.

«Одет, обут и накормлен»

За плечами у архимандрита Игнатия было светлое, спокойное и, в общем-то, благополучное дореволюционное прошлое. С 14 лет он жил в крупнейшем монашеском центре южной России – Николо-Успенском монастыре города Валуйки. Выходец из крестьянской семьи, он прошел все «ступени» иерархической лестницы – от послушника до настоятеля монастыря.

Стержнем жизни его была любовь к церковному пению. С детства он пел в церковном хоре Успенского собора г. Бирюча, где регентом был его старший брат Михаил. Только придя в монастырь, он получил клиросное послушание – читал и пел в храме каждый день. Затем стал монастырским регентом. Уже после революции, когда монастырь был разграблен и закрыт, руководил епархиальным народным хором.

Известно, что, будучи невысокого роста, он регентовал, стоя на табуретке. На досуге же – играл на скрипке и фисгармонии, и даже увлекался сочинением музыки (сохранились рукописи с несколькими произведениями отца Игнатия).

В 1912 году архимандрит Игнатий стал настоятелем Николо-Успенского монастыря. Обитель его, казалось, являла собой символ «торжества Православия» на Руси. Чудотворная икона святителя Николая привлекала сюда монахов и трудников со всей страны.

В монастыре было около ста человек братии. Сапожная, портняжная, столярная, кузнечная, слесарная мастерские. Водяная и паровая мельницы. Два сада. Свечной восковой завод. Хлебная, поварная, трапезная. Восемь лошадей, двадцать дойных коров, огороды, пасека. Художественная мастерская, иконная лавка. Были даже свой монастырский фельдшер, своя аптека и приемный покой для больных.

Каждый монах, как писал сам о. Игнатий в своих воспоминаниях, был «одет, обут и накормлен». Братские трапезы – строго по расписанию. Обед из трех блюд по будням, из четырех – по воскресеньям, после обеда – отдых до двух часов пополудни… Благополучная, сытая, размеренная жизнь, – такая и сегодня далеко не в каждом монастыре!

А еще – путешествия по святым местам, в которые братья отправляли друг друга «для поправки здоровья». Так, будущий архимандрит Игнатий в 1894 году, еще будучи послушником обители, заболел туберкулезом и был отправлен в паломничество на Святую землю. Вместе с другими паломниками от Императорского Палестинского общества он увидел Иерусалим, Гефсиманский сад, Маврийский дуб, Голгофу…

А в 1913 году – к 300-летию царствующей династии Романовых – в обители был освящен огромный белокаменный Николаевский собор. На праздник прибыло более 50 тысяч паломников, на берегу реки Оскол монахи накрыли стол на 3 тысячи человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк.

Монастырь активно занимался просвещением и благотворительностью.Братия содержала школу для детей-сирот. Монастырь бесплатно одевал, кормил и обучал детей. Учительствовал в школе, еще в бытность послушником, и сам архимандрит Игнатий.

«Во время Первой мировой войны, когда многие мужчины из окружавших монастырь селений ушли на фронт, отец Игнатий предложил взять на монастырское обеспечение их семьи. Монастырь регулярно снабжал их одеждой, обувью, продуктами и деньгами во все время войны, и эти семьи не чувствовали ни в чем недостатка. Когда после первых боев раненые воины заполнили госпитали, архимандрит Игнатий предложил их принять в монастырских гостиницах и обеспечить бесплатной трапезой», - пишет игумен Дамаскин (Орловский).

«Всякая душа властем да повинуется»

Первый «тревожный звонок» прозвучал для архимандрита Игнатия в дни февральской революции. В монастыре был произведен обыск, а настоятель арестован. Под арестом отца Игнатия продержали неделю, но поскольку ничего предосудительного в монастыре не нашли, он был отпущен на свободу.

После захвата власти в стране большевиками, в марте 1918 года архимандрит Игнатий был вызван в Валуйский исполком. Председатель Рындин потребовал, чтобы наутро была доставлена на нужды советской власти вся монастырская наличность. Отцу архимандриту был вручен мандат для объявления братии решения советской власти. Вместе с ним в монастырь был отправлен представитель власти, который должен был повсюду сопровождать настоятеля и участвовать в подсчете всех монастырских сумм.

Архимандрит Игнатий подчинился. По возвращении в обитель он вызвал братию в настоятельские покои, объявил о решении советской власти и сказал: «Боголюбивые мои братия! Слово Божие учит нас: всякая душа властем да повинуется; несть власти не от Бога, и противящиеся власти – Божию велению противятся. Посему, во исполнение приказа власти, мы должны сию же минуту приступить к учету всей монастырской наличности, также и нашей братской суммы при участии здесь перед нами предстоящего представителя власти и, поучете суммы, должны доставить ее полностью в исполнительный комитет».

Монахи выразили свое согласие, после чего избранные от братии вместе с архимандритом Игнатием и представителем власти приступили к учету монастырских средств. На утро настоятель доставил в исполком 10 тысяч 105 рублей.

Но даже проявленная лояльность не спасла Валуйскую обитель: в 1924 году власти закрыли монастырь. Отец Игнатий уехал в город Бирюч, где некоторое время жил у родственников. В 1925 году в Воронеж прибыл новый владыка – святитель Петр (Зверев). Он дал отцу Игнатию послушание как специалисту по церковным песнопениям – руководить епархиальным народным хором. Однако вскоре здоровье отца Игнатия пошатнулось – обострился туберкулез. В 1929 году он взял отпуск и отправился в паломничество по окрестным святыням.

Как пишет в житии отца Игнатия игумен Дамаскин (Орловский), «словно предчувствуя свой близкий арест, он сперва задумал посетить все те места, с которыми была связана его жизнь». Он поехал в Валуйки, где остановился у своего племянника. В Валуйках отец Игнатий провел два дня. Оба дня он подолгу стоял у стен своего закрытого монастыря, – монастыря, в котором он провел без малого полвека и без которого не мыслил, казалось раньше, своей жизни.

«Восстановление монархии путем вооруженного восстания»

Решающую роль в судьбе архимандрита Игнатия, как и многих тысяч русских священников того времени, сыграла печально знаменитая «Декларация 1927 года» («Послание к пастырям и пастве» патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 года). Центрально-Черноземная область стала вторым после Ленинграда очагом иосифлянского движения, наиболее сильным сопротивление сергианству оказалось в Воронежской епархии.

Во главе местных «несогласных» – так называемой Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) – был викарий Воронежской епархии епископ Козловский Алексий (Буй) (расстрелян в 1937 году, канонизирован в 1981 году Русской Православной Церкви За Границей). Поэтому в документах НКВД движение воронежских иосифлян именуется «буевщиной». «Буевцы» активно выступали против соглашательства с большевиками, поддерживали крестьян в их борьбе против насильственной коллективизации. По мнению историка М.В. Шкаровского, среди духовенства области в числе сторонников епископа Алексия было более 400 человек.

Архимандрит Игнатий оказался в рядах «буевцев», в материалах следствия по делу «Воронежского филиала ИПЦ» 1930 года он упоминается как «пропагандист-связист».

В частности, обвиняемый Муровщик показал:

«Будучи сторожем в Алексиевском монастыре при церкви, я неоднократно видел, как священники ЯК0ВЛЕВ Федор, ГОРТИНСКИЙ Сергей, МАРЧЕВСКИЙ Евгений, архимандрит Тихон КРЕЧКОВ и изредка архимандрит Игнатий БИРЮКОВ после церковных служб оставались в церкви, запирались от всех и проводили какие-то совещания, на которых посторонних никого не пускали. Что на этих совещаниях было, какие вопросы разбирались, я точно не могу сказать, но знаю, что в результате этих совещаний стали чаще к нам приезжать в Алексиевский монастырь крестьяне и спрашивать, где живут священники ЯКОВЛЕВ, ГОРТИНСКИЙ и др.

В беседе с крестьянами я узнал, что свящ. ЯКОВЛЕВ, ГОРТИНСКИЙ, МАРЧЕВСКИЙ, БИРЮКОВ и КРЕЧКОВ в глазах крестьян являются борцами за старую «веру и порядок», что они дают крестьянам советы - не вступать в колхоз, как антихристову выдумку, что Советская власть - есть антихристово наследие, а коммунисты - слуги антихриста».

В ходе следствия НКВД «установило», что «под прикрытием религиозной пропаганды» окружение владыки Алексия готовит «восстановление монархии путем вооруженного восстания крестьянства против Советской власти». Согласно обвинительному заключению, «активная контрреволюционная деятельность руководящего центра организации «буевцев» привела к тому, что под руководством опорных пунктов «буевцев» в округах Острогожском, Усманском, Елецком, Борисоглебском, Козловском, Белгородском и других имели место массовые выступления населения против Советской власти».

Всего по «буевскому» делу проходил 31 человек. На допросах в конце февраля отец Игнатий отвечал: «Я являюсь епархиальным духовником Воронежской епархии. В письмах я подписываюсь обыкновенно или «странник», или «касатик», или «пролетарий»».

По результатам следствия отец Игнатий был объявлен «фактическим руководителем монашества Центральной Черноземной области, через которое вел среди верующей массы антиколхозную и антисоветскую агитацию». В ходе допросов архимандрит Игнатий представил следователю рассказ о своем жизненном пути, поведал о давней истории своего монастыря, изложил чинопоследование основных церковных служб и этим ограничился, не сказав более ничего.Виновным он себя не признал.

28 июля 1930года Коллегией ОГПУ архимандрит Игнатий был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 30 апреля 1931 года наказание, ввиду слабости здоровья священника (обострение туберкулеза), было заменено ссылкой на оставшийся срок. 66-летний тяжелобольной священник был доставлен этапом в Казахстан. Вскоре после прибытия, 27 сентября, он скончался.

Память современников

В 1989 году архимандрит Игнатий был реабилитирован советской властью как полностью невиновный. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви онбыл причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских как преподобноисповедник. Точное место погребения архимандрита Игнатия до сих пор неизвестно.

Постепенно идет восстановление Валуйского монастыря. В 1935 году на территории обители была размещена колония для несовершеннолетних преступников. Николаевский собор переоборудовали в литейный цех. К концу советского периода он был заброшен и пребывал в руинах.

В 2001 году начался процесс передачи монастырского комплекса Белгородской и Старооскольской епархии. 4 сентября 2011 года епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном вновь освящен восстановленный Свято-Николаевский собор.

Загрузка...