domvpavlino.ru

Вариант 15 егэ по русскому языку. Использование этого слова говорит о…

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.10. Свобода и ответственность

Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. В праве свобода связана не только с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности – степени вменяемости или невменяемости поступка.

В истории : 1) у Сократа и Платона речь идет о свободе в судьбе; 2) у Аристотеля и Эпикура – о свободе от политического деспотизма; 3) в средние века подразумевалась свобода от греха; 4) в эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Стремление к свободе – естественное состояние человека. То или иное понимание свободы соотносится с такими понятиями, как произвол, воля, необходимость и т. д. В XVIII в. Б. Спиноза сформулировал тезис «свобода – есть познанная необходимость»: свободен человек, только когда познает; при этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность. В марксизме необходимость выступает как выражение закономерного, объективно обусловленного для развития событий; но задача заключается не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и преобразовать его. Свобода – это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой инновационной деятельности. Мера необходимости и свободы, коллективистской и индивидуалистической устремленности в человеке задает определенные типы личности .

Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.

Модели взаимоотношения личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов: 1. Отношения борьбы за свободу (человек вступает в открытый и непримиримый конфликт с обществом); 2. Бегство от мира (эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, идет в монастырь, уходит «в себя», чтобы там обрести свободу самореализации); 3. Человек адаптируется к миру, добровольно подчиняется ему, жертвуя стремлением обрести свободу.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности; социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регуляторами подобного поведения являются долг и совесть .

Виды ответственности:

а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

б) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Свобода и ответственность – две стороны сознательной человеческой деятельности. Свобода реализуется тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем выше избранная цель, когда средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели. Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Свобода воли Великие реформаторы церкви стояли за несвободную волю, а иезуиты за свободу воли, и однако первые основали свободу, вторые рабство совести. Анри Амьель Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего? Фридрих Ницше Мы должны верить в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Свобода союзов Свобода союзов, см. Право ассоциаций.

Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор Гаврилович

Свобода торговли Свобода торговли, см. Фритредерство.

Из книги автора

СВОБОДА Свобода предполагает отсутствие препятствий самостоятельному выстраиванию индивидом своей жизни такой, какой он хочет ее видеть, без каких-либо внешних ограничений его деятельности. Между тем подобная трактовка свободы пользуется успехом преимущественно у

Из книги автора

СВОБОДА - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и

Из книги автора

СВОБОДА ВОЛИ - способность человека к самоопределению в своих действиях. В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. акцентируется не столько философско-категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек - это гражданин полиса, тот, кто живет на земле

Из книги автора

3.10. Свобода и ответственность Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений

Из книги автора

Свобода слова. Свобода совести См. также «Цензура» Милостью Божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим. Марк Твен Бороться за свободу законным образом можно лишь в том

Из книги автора

Совесть См. также «Раскаяние. Покаяние», «Свобода слова. Свобода совести», «Стыд» Совесть – тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. NN* Совесть – это дворняжка, которая свободно дает вам

Из книги автора

Цензура См. также «Свобода слова. Свобода совести» Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен. Томас Джефферсон* Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности,

Вариант 15. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)В наши дни симфонические оркестры редко пользуются камертоном - предметом, всегда издающим ноту «ля» и служащим эталоном чистоты при настройке музыкальных инструментов и в пении. (2) в оркестре роль камертона выполняет деревянный духовой инструмент гобой, поскольку окружающая температура не влияет на его музыкальный строй и его нота «ля» всегда устойчива. (3)Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Благодаря особенностям своего строения гобой никогда не нуждается в настройке, именно поэтому в симфоническом оркестре его всегда используют как камертон.

2) Симфонические оркестры пользуются камертоном, только когда с ними играет рояль, в остальных случаях все инструменты оркестра настраиваются по гобою, всегда сохраняющему свой музыкальный строй.

3) Камертон - это небольшой портативный прибор, который издаёт звук «ля» первой октавы частотой 440 Гц и в исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов.

4) Перед выступлением симфонического оркестра, когда музыканты собираются на эстраде, нередко можно услышать, как гобоист играет «ля» первой октавы, а другие исполнители подстраивают под него свои инструменты.

5) В наши дни в симфонических оркестрах роль камертона обычно выполняет гобой, который всегда сохраняет свой музыкальный строй, но когда с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают по роялю, предварительно настроенному по камертону.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Дело в том, что

С тех пор

Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИГРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИГРАТЬ, -аю, -аешь; игранный; несов.

1) Резвясь, развлекаться, забавляться чем-н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем-н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их).

2) Проводить время в игре (во 2-м знач.). И. в куклы. И. в солдатики. И. в прятки, в жмурки. И. в шахматы. И. в футбол. И. на бильярде.

3) Исполнять музыкальное произведение. И. вальс. И. на скрипке. И. первую скрипку (также перен.: занимать руководящее положение в каком-н. деле; разг.), И. на чьих-н. нервах (перен.: намеренно нервировать, раздражать кого-н.).

4) Исполнять сценическую роль, пьесу на сцене. И. роль (также перен.: изображать кого-н. или действовать в качестве кого-н.). И. роль Гамлета. И. Хлестакова. И. комедию (также перен.: притворяться, действовать неискренне; неодобр.).

5) Общаться с кем-чем-н. легкомысленно, как с игрушкой, забавой. И. своей жизнью (понапрасну рисковать). И. (шутить) с огнём (обращаться легкомысленно с чем-н. опасным). И. людьми (обращаться с ними по своей воле). И. чьими-н. чувствами.

6) О чувствах, состоянии: проявляться, обнаруживать себя каким-н. образом. В глазах играет радость. На лице играет злорадство.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

создалА поднЯв цЕнтнер насорИт диспАнсер

5. В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Для успешной сдачи экзамена вам необходимо ЗАПОЛНИТЬ пробелы в знаниях по разным предметам.

Сообщение ведущего было кратким и ИНФОРМАТИВНЫМ.

Вместе с аттестатами выпускники получили БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ письма.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ зал, в котором проходила премьера нового спектакля, был полон.

Именитый профессор, читавший лекцию, был уже в весьма ПОЧТЕННОМ возрасте.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

скоро ВЫЗДОРОВЕЕШЬ

детские ДОКТОРЫ

в «Вишнёвом САДЕ»

в ПОЛУТОРАСТА метрах

в романах Александра ДЮМА

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Вступая в должность начальника госпиталя, перед глазами Н. И. Пирогова предстала ужасная картина: для операций не было приспособленных помещений, кругом царила антисанитария.

2) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

3) Я знаю, что язык - самая прочная связь, которая объединяет поколения в одно великое целое - народ.

4) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень».

5) Многие из тех, кто читал журнал «Эпоха» и был его поклонником, после ряда статей отвернулся от него, посчитав изменение редакционной политики недопустимым.

6) Внимательно наблюдая за отдельными животными, учёные выявили некоторые закономерности их поведения.

7) В рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

8) В очередной раз перечитывая Д. С. Лихачёва, случайно обратил внимание на пропущенную ранее интересную мысль о храме Василия Блаженного.

9) Ипполит спрашивает князя Мышкина, действительно ли тот утверждал, что «мир спасёт красота».

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ск..сить (траву) пол..екать (ребёнка) ст..пендия погл..щать с..дина

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

непр..менно, пр..уныл

комп..ютер, в..явь

пр..родина, п..никла

и..подлобья, ..держал (слово)

с..грал, дез..нфекция

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

фасол..вый замуч..лись нищ..та намер..вались кашл..нуть

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

кол..щиеся (иголки)

бре..щийся (дедушка)

стро..щийся (дом)

сыпл..щаяся (штукатурка)

бор..щийся (за победу)

12. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Маяковский писал, что (НЕ)ДОЧИТАЛ до конца «Анну Каренину»: ночью его вызвали «с вещами по городу».

Войдя в комнату, доктор (НЕ)СПЕША снял шляпу и перчатки.

Было принято (НЕ)ПРОСТОЕ, но верное решение.

На последний вопрос не было дано (НИ)ОДНОГО правильного ответа.

(НЕ)ЗНАЮЩИЕ правил ученики допускают большое количество ошибок.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(БЕЗ)СОМНЕНИЯ, имена учёных составляют славу своего народа ТАК(ЖЕ), как имена художников, поэтов, музыкантов.

(В)СЛЕД за своим хозяином (ТОТ)ЧАС стремительно побежал и верный пёс.

Имейте (В)ВИДУ: он всё равно это сделает (ПО)СВОЕМУ.

Некоторые прохожие глаз не могли отвести (ОТ)ТОГО, как красиво вышагивали военные, (НА)ПОДОБИЕ почётного караула.

Оценив объём работы, я понял, что сегодня мне ВРЯД(ЛИ) удастся уйти домой (ВО)ВРЕМЯ.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На берегу некогда полноводной реки путник увидел деревя(1)ый дом невида(2)ой в этих местах постройки, окна которого были занавеше(3)ы, перед домом был разбит ухоже(4)ый палисадник.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Не так давно Поля не только виделась но и беседовала с отцом да вот обстоятельств встречи припомнить уже не могла.

2) Ребёнку шёл четвёртый год и он по своему возрасту был хорошо развит.

3) При появлении посторонних людей Кусака убегала в сад или пряталась под террасой.

4) Каждый день и каждая ночь приносили в один из трёхсот домов хутора свои большие и малые радости и печали.

5) После тихой лесной полутьмы по-иному воспринимались и поникшие большие колокольчики и цветы дикой гвоздики на липких смолистых стеблях.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Налитые, сочные, прохладные (1) они чуточку покислее своих соплеменниц (2) растущих на пригорках, но (3) увидев такую ягоду (4) не променяешь её на десяток других.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Водителю троллейбуса (1) к счастью (2) удалось (3) всё-таки (4) накинуть на провод соскользнувшую дугу, и пассажиры облегчённо вздохнули.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Архипелаг Земля Франца Иосифа (1) включает 192 острова (2) 83% территории (3) которых (4) до сих пор покрыто льдом (5) и входит в состав Приморского района Архангельской области.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

И всё же он доехал быстрее (1) чем я думал (2) потому что (3) когда я спустился во двор (4) на скамейке под липой уже виднелась его тёмная фигура.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В спектакле Орловского драматического театра «Воительница» роль Домны Платоновны исполняла известная столичная московская актриса Вера Васильева.

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

(1)В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, всё горело и светило вместе с солнцем. (2)Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. (3)Было прохладно и легко, а потому и весело. (4)Осенний запах леса - особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метров Бим чуял хозяина.

(5)Теперь хозяин сел на пенёк, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил её рядом на землю и смотрел на листья. (6)И слушал тишину леса. (7)Ну конечно же, он улыбался! (8)Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.

(9)И вот хозяин встал, расчехлил ружьё, вложил патроны. (10)Бим задрожал от волнения. (11)Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим ещё больше разволновался.

- (12)Ну, мальчик, ищи!

(13)Бим пошёл! (14)Малым челноком пошёл, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. (15)Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, любуясь работой друга. (16)Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное - Бим, изящный, страстный, лёгкий на ходу. (17)Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказывал ему лежать, чтобы дать успокоиться, втянуться. (18)А вскоре Бим уже пошёл ровно, со знанием дела. (19)Великое искусство - работа сеттера! (20)Вот он идёт лёгким галопом, подняв голову, ему не надо опускать её и искать низом, он берёт запахи верхом, при этом шелковистая шерсть облегает его точёную шею, оттого он так и красив, что держит голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью.

(21)Лec молчал. (22)Лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блёстках солнца. (23)Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом - отцом и прародителем. (24)Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. (25)А на палой жёлтой листве стояла собака - одно из лучших творений природы и терпеливого человека. (26)Ни единый мускул не дрогнет! (27)Вот что такое классическая стойка в жёлтом лесу!

- (28)Вперёд, мальчик!

(29)Бим поднял вальдшнепа на крыло.

(30)Выстрел!

(31)Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. (32)Казалось, берёза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. (33)Дубы охнули, как богатыри. (34)Осины, что рядом, торопливо посыпали листьями.

(35)Вальдшнеп упал комом. (36)Бим подал его по всем правилам. (37)Но хозяин, приласкав Бима и поблагодарив за красивую работу, подержал птицу на ладони, посмотрел на неё и сказал задумчиво:

Эх, не надо бы...

(38)Бим не понял, вглядывался в лицо Ивана Иваныча, а тот продолжал:

Для тебя только, Бим, для тебя, глупыш. (39)А так - не стоит.

(40)Вчера был счастливый день. (41)Всё как надо: осень, солнце, жёлтый лес, изящная работа Бима. (42)А всё-таки какой-то осадок на душе. (43)Отчего бы?

(44)Мне жаль стало убивать дичь. (45)Так хорошо вокруг - и вдруг мёртвая птица. (46)Я не вегетарианец и не ханжа, описывающий страдания убитых животных и уписывающий с удовольствием их мясо, но до конца дней ставлю себе условие: одного-двух вальдшнепов за охоту, не больше. (47)Если ни одного - ещё бы лучше, но тогда Бим загибнет как охотничья собака, а я вынужден буду купить птицу, которую для меня убьёт кто-то другой. (48)Нет уж, увольте от такого...

(49)Откуда же всё-таки осадок от вчерашнего? (50)И только ли от вчерашнего? (51)Не пропустил ли я какую-то мысль?.. (52)Итак, вчерашний день: стремление к счастью, жёлтый лес - и убитая птица. (53)Что это: уж не сделка ли со своей совестью?

(54)Стоп! (55)Вот какая мысль ускользнула вчера: не сделка, а укор совести и боль за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность. (56)Из прошлого, из воспоминаний о прошлом идёт и всё более растёт во мне жалость к птицам и животным.

(57)Ах, жёлтый лес, жёлтый лес! (58)Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий. (59)В осеннем солнечном лесу человек становится.

(По Г. Н. Троепольскому)

21. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в предложении 59? Выпишите это слово.

несчастным

браконьером

разговорчивей

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-4 содержится описание.

2) В предложениях 9-11 представлено повествование.

3) Предложение 27 содержит эмоционально-оценочное суждение относительно того, о чём говорится в предложении 23.

4) В предложениях 46-48 содержится повествование.

5) В предложениях 54-56 представлено рассуждение.

23. Из предложений 1-8 выпишите устаревшее слово.

24. Среди предложений 1-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Ощущение присутствия в лесу создаётся, пожалуй, у каждого при прочтении текста Г. Н. Троепольского. И это неслучайно, ведь при описании природы писатель использует всю палитру языковых средств выразительности, в частности троп - (А)___ ("лес молчал", "играли... листья берёзы", "притихли... дубки" в предложениях 21-23), приём - (Б)___ ("жёлтый лес" в предложении 57, "вот вам и" в предложении 58). Особую роль в описании леса играет (В)___ ("золотые листья" в предложении 22, "величавым... дубом" в предложении 23). Этот троп помогает передать авторское восприятие гармонии природы. На этом фоне еще ярче выделяется приём - (Г)___ (в предложениях 45, 52)».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) аллитерация

3) лексический повтор

4) метонимия

5) обращение

6) противопоставление

8) олицетворение

26. Напишите сочинение.

Вариант 15

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

вследтотчас

деловтомчто

124 или любая комбинация этих цифр

диспансер

восполнить

1234 или любая комбинация этих цифр

стипендия

столичная или московская

исподлобьясдержал

замучились

строящийся

непростое

Проблема

Проблема воздействия природы на человека. (Какое влияние оказывает природа на человека?)

Красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, преображает, очищает человека, погружает его в раздумья.

Источник задания: Решение 3850. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Не так давно Поля не только виделась но и беседовала с отцом да вот обстоятельств встречи припомнить уже не могла.

2) Ребёнку шёл четвёртый год и он по своему возрасту был хорошо развит.

3) При появлении посторонних людей Кусака убегала в сад или пряталась под террасой.

4) Каждый день и каждая ночь приносили в один из трёхсот домов хутора свои большие и малые радости и печали.

5) После тихой лесной полутьмы по-иному воспринимались и поникшие большие колокольчики и цветы дикой гвоздики на липких смолистых стеблях.

Решение.

В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных челах предложения.

1. Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное.

1) Не так давно Поля не только виделась но и беседовала с отцом да вот обстоятельств встречи припомнить уже не могла. Простое предложение.

2) Ребёнку шёл четвёртый год и он по своему возрасту был хорошо развит . Сложное.

3) При появлении посторонних людей Кусака убегала в сад или пряталась под террасой. Простое.

4) Каждый день и каждая ночь приносили в один из трёхсот домов хутора свои большие и малые радости и печали. Простое.

5) После тихой лесной полутьмы по-иному воспринимались и поникшие большие колокольчики и цветы дикой гвоздики на липких смолистых стеблях. Простое.

2. Определим постановку запятых в сложных предложениях. Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не имеют общий второстепенный член.

2) Ребёнку шёл четвёртый год,и он по своему возрасту был хорошо развит . Общего второстепенного члена нет, ставим запятую. ОДНА запятая.

3. Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и т.д.).

1) Не так давно Поля не только виделась,но и беседовала с отцом, да (=но) вот обстоятельств встречи припомнить уже не могла. – Сложный союз не только … , но и … . Союз да имеет значение «но», и перед ним тоже ставится запятая. ДВЕ запятые.

3) При появлении посторонних людей Кусака убегала в сад или пряталась под террасой. – Однородные сказуемые соединены союзом «или» (убегала или пряталась), запятая не нужна.

4) Каждый день и каждая ночь приносили в один из трёхсот домов хутора свои большие и малые радости и печали. Однородные подлежащие соединены союзом «и» (день и ночь). Однородные сказуемые соединены союзом «и» (радости и печали). Однородные определения соединены союзом «и» (большие и малые). Между собой эти пары не являются однородными. Запятые не нужны.

Вариант 15

Часть 1

Как действуют на наш организм лекарства? Для пациентов механизм действия лекарств прост и понятен: принял таблетку – и голова болеть перестала. А для фармакологов судьба препаратов в организме – непрекращающаяся головная боль.

Желатиновые капсулы или оболочки таблеток могут защитить лекарственные вещества от соляной кислоты в желудке, пищеварительных ферментов и других химически активных веществ. Но в клетки кишечника препарат всасывается в виде беззащитных перед очередными ферментами молекул. В крови на него могут наброситься антитела и другие белки. Потом лекарство попадает в печень, главная задача которой – разрушать все чужеродные вещества, и в почки, которые выводят их из организма. В результате не только меняется концентрация препарата в расчете на килограмм веса пациента, но и само действующее вещество после множества химических реакций может превратиться в нечто бесполезное и даже вредное.

Когда то, что осталось от препарата, входившего в состав таблетки, наконец добирается до внутренних органов, возникает новая проблема. Лекарство поступает во все клетки организма, а не только в больные, и таблетка, например, «от головы» действует также на сердце, печень, легкие – и далее по анатомическому атласу. И чем более сильнодействующим является препарат, тем больше для него справедлива пословица «одно лечим, другое калечим». Особенно остро эта проблема стоит в онкологии: там применяют настолько токсичные вещества, что врачам приходится балансировать на лезвии бритвы, чтобы уничтожить опухоль и при этом не убить пациента.

Около ста лет назад великий химик и микробиолог Пауль Эрлих назвал «волшебной пулей» лекарства, которые когда-нибудь смогут без побочных эффектов уничтожать только патогенные бактерии или больные клетки. Этот идеал до сих пор остается мечтой, но мечта все же становится более реалистичной. (254 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

Часть 2

(1)В Одессе прибой пахнет раскаленными каменными молами, старыми канатами, чабрецом, ржавыми минами образца 1912 года, валяющимися на берегу, пристанскими настилами, поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями... (2)И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.

(3)От такого солнца и воздуха берега приобретают суровый цвет, охристый, пепельный и сизоватый, как окалина, – цвет незапамятных времен, цвет вечности. (4)И на эти ржавые берега, на обнаженную, окаменелую глину равномерно набегают из столетия в столетие неисчислимые волны.

(5)Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие, что весь этот сухой берег с его колючками, осыпями, золотым дроком, ветрами, зернистым пляжем, грудами водорослей, небом и облаками, все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному.

(6)Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов, где на крышах рыбачьих лачуг сушились дынные корки и дозревали помидоры.

(7)Все это сообщало ветру тот запах, о каком я здесь упоминаю, – освежающий и чистый. (8)Воздух был действительно тонок и опасен. (9)Но не потому, что от этого воздуха легко было простудиться, а потому, что, вдохнув его, уже нельзя было избавиться от желания, чтобы такая осень стояла, не иссякая, над Одессой, с ее мягким уличным говором и смехом.

(10)Следует сказать несколько слов о Черноморской улице. (11)Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.

(12)Путь из города на Черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод. (13)Я часто испытывал это на себе. (14)Иногда я возвращался из города в полном унынии из-за какой-нибудь неудачи. (15)Но стоило мне войти в безлюдные в Обсерваторный, Стурдзовский или Батарейный переулки, окружавшие Черноморскую, услышать шелест старых акаций, увидеть темный плющ на оградах, освещенных золотеющим солнцем зимы, почувствовать веяние моря на своем лице, и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.

(16)Все эти переулки состояли из оград, дома в них скрывались в глубине садов за глухими калитками. (17)Переулки приводили на Черноморскую улицу, которая тянулась по краю высокого обрыва над морем. (18)Слово «тянулась», однако, здесь вряд ли подходит, так как улица была недлинная: ее можно было пройти за несколько минут.

(19)С Черноморской улицы открывалось море, великолепное, во всякую погоду. (20)Слева внизу были хорошо видны Ланжерон и Карантинная гавань, откуда уходил, изгибаясь, в море обкатанный штормами старый мол. (21)Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.

(22)Черноморская улица была морским форпостом Одессы. (23)Мимо нее проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него. (24)Шум ее садов говорил о разной силе ветра. (25)Мы научились определять ветер по этому шуму, как моряки по шкале Бофорта.

(По К.Г. Паустовскому)

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик, описывая одесский воздух, говорит, что он был «тонок и опасен »?

1) Это был холодный зимний воздух.

2) От этого воздуха можно было легко простудиться.

3) Этот воздух рождал желание остановить время и наслаждаться прекрасной осенью вечно.

4) В воздухе приятно пахло спелыми овощами и фруктами.

Почему рассказчик, говоря об одесском морском береге, сказал: «Побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному »?

2) Побережье было безлюдным.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 4, описывая одесское побережье, называет берега «ржавыми »?»

Использование этого слова говорит о…

1) множестве ржавый мин 1912 года, которые валялись на берегу.

2) том, что такой цвет берега приобрели от солнца и воды.

3) берег был глинистым и из-за этого имел цвет ржавчины.

4) на берегу было много выброшенных морем водорослей цвета ржавчины.

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: « Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов… ».

1) гипербола

2) антитеза

3) градация

4) олицетворение

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.

В Одессе прибой пахнет раскаленными каменными молами,(1) старыми канатами,(2) чабрецом,(3) ржавыми минами образца 1912 года,(4) валяющимися на берегу,(5) пристанскими настилами,(6) поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями...

Ответ:

сложносочинённого предложения.

Но стоило мне войти в безлюдные в Обсерваторный,(1) Стурдзовский или Батарейный переулки,(2) окружавшие Черноморскую,(3) услышать шелест старых акаций,(4) увидеть темный плющ на оградах,(5) освещенных золотеющим солнцем зимы,(6) почувствовать веяние моря на своем лице,(7) и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.

Ответ:

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие,(1) что весь этот сухой берег с его колючками,(2) осыпями,(3) золотым дроком,(4) ветрами,(5) зернистым пляжем,(6) грудами водорослей,(7) небом и облаками,(8) все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или,(10) вернее,(11) принадлежит только мне одному.

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Часть 3

С2.1

Апишите сочинение-рассуждение «Для чего нужны в тексте заглавные буквы ».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные признаки текста-повествования.

Напишите сочинение-рассуждение.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы В15:

Загрузка...