domvpavlino.ru

Вариант 15 егэ русский. Использование этого слова говорит о…

Источник задания: Решение 3850. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Не так давно Поля не только виделась но и беседовала с отцом да вот обстоятельств встречи припомнить уже не могла.

2) Ребёнку шёл четвёртый год и он по своему возрасту был хорошо развит.

3) При появлении посторонних людей Кусака убегала в сад или пряталась под террасой.

4) Каждый день и каждая ночь приносили в один из трёхсот домов хутора свои большие и малые радости и печали.

5) После тихой лесной полутьмы по-иному воспринимались и поникшие большие колокольчики и цветы дикой гвоздики на липких смолистых стеблях.

Решение.

В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных челах предложения.

1. Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное.

1) Не так давно Поля не только виделась но и беседовала с отцом да вот обстоятельств встречи припомнить уже не могла. Простое предложение.

2) Ребёнку шёл четвёртый год и он по своему возрасту был хорошо развит . Сложное.

3) При появлении посторонних людей Кусака убегала в сад или пряталась под террасой. Простое.

4) Каждый день и каждая ночь приносили в один из трёхсот домов хутора свои большие и малые радости и печали. Простое.

5) После тихой лесной полутьмы по-иному воспринимались и поникшие большие колокольчики и цветы дикой гвоздики на липких смолистых стеблях. Простое.

2. Определим постановку запятых в сложных предложениях. Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не имеют общий второстепенный член.

2) Ребёнку шёл четвёртый год,и он по своему возрасту был хорошо развит . Общего второстепенного члена нет, ставим запятую. ОДНА запятая.

3. Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и т.д.).

1) Не так давно Поля не только виделась,но и беседовала с отцом, да (=но) вот обстоятельств встречи припомнить уже не могла. – Сложный союз не только … , но и … . Союз да имеет значение «но», и перед ним тоже ставится запятая. ДВЕ запятые.

3) При появлении посторонних людей Кусака убегала в сад или пряталась под террасой. – Однородные сказуемые соединены союзом «или» (убегала или пряталась), запятая не нужна.

4) Каждый день и каждая ночь приносили в один из трёхсот домов хутора свои большие и малые радости и печали. Однородные подлежащие соединены союзом «и» (день и ночь). Однородные сказуемые соединены союзом «и» (радости и печали). Однородные определения соединены союзом «и» (большие и малые). Между собой эти пары не являются однородными. Запятые не нужны.

Вариант 15 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Ещё в 1820-х годах химики установили удивительный факт: у нескольких соеди­нений оказался один и тот же состав, хотя свойства у них были разными. (2)Чтобы объяснить это явление, появлялись различные гипотезы, <„> у каждой были серьёз­ные изъяны. (3)Создание стройной и всё объясняющей теории химического строения вещества стало важнейшим достижением Александра Михайловича Бутлерова, ко­торый впервые познакомил с ней научный мир в 1861 году, во время своей второй за­граничной поездки, выступив в немецком городе Шпейере на съезде немецких врачей и естествоиспытателей с докладом «О химическом строении вещества».

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1) В 1861 году Бутлеров познакомил научный мир с теорией химического строения веще­ства, объясняющей различия в свойствах соединений, имеющих один состав.

2) В начале XIX века химики установили, что у нескольких соединений оказался один и тот же состав, хотя свойства у них были разными.

3) Во время своей второй заграничной поездки Бутлеров выступил в немецком городе Шпейере на съезде немецких врачей и естествоиспытателей с докладом «О химическом строении вещества ».

4) У появлявшихся в XIX веке гипотез, которые объясняли различия в свойствах соеди­нений, имеющих один состав, были серьёзные изъяны.

5) Различия в свойствах имеющих одинаковый состав соединений Бутлеров объяснил посредством своей теории, с которой познакомил научный мир в 1861 году.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

вследствие чего следовательно ведь вопреки чему но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова МИР. Оп­ределите значение, в котором это слово использовано в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словар­ной статьи.

МИР, -а, м.

1) Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.

2) Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных, растений. Мир зву­ков. Внутренний мир человека.

3) Круг людей, объединённых общей профессией, принадлежностью к какой-либо среде и т.п. Театральный мир. Мир музыкантов.

4) Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь мир. Пер­вые в мире.

5) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

знАчимый вручИт созЫв клалА налитА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Наставник всегда откровенно, ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ тоном рассказывал воспитанникам о своей богатой событиями трудовой жизни.

Неожиданно для самих себя путешественники, предусмотревшие, казалось бы, всё до ме­лочей, оказались в весьма ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЙ ситуации.

Внезапно лыжник почувствовал НЕСТЕРПИМУЮ боль в повреждённой когда-то во время соревнований ноге и, неловко взмахнув сжимающими палки руками, повалился на снег. Любой футбольный болельщик незамедлительно ответит на вопрос, какую победу своей национальной сборной он считает самой ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОЙ.

Бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на договаривающихся о чём-то ребят из другого отряда, ка­питан команды подошёл к ведущему и нерешительно протянул руку, чтобы вытянуть жребий.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВУМЯСТАМИ инженерами корзина ЯБЛОК

ИХНИЙ подарок ПРИЛЯГТЕ на полчаса компетентные ДОКТОРА

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Можно услышать и прочесть удиви­тельно тонкую шутку, поразиться остроумию её автора и даже поду­мать, что «как же это смешно».

Б) В Крыму Ф.А. Васильевым была написана и картина «Мокрый луг», ставший одним из шедевров рус­ской пейзажной живописи.

В) Всем известно содержание сказки Г.Х. Андерсена «Гадкого утёнка».

Г) Вопреки представления о том, что жабы некрасивы, я считаю их просто забавными и очень симпатичными.

Д) Распространяя грамматическую ос­нову второстепенными членами, учитываются способы выражения главных членов.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложе­ния с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложе­ния с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

эксп...нат оз...рить с…гнальный бл…стящий оч…рование

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…мыть, р...зобрать пр...милый, пр...пев

и...пугать, ра...бить пр…одеть, пр...мерить на…писать, о...делить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

застенч…вый угодл…вый продл… вать отвинч…вать топл…вный

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

потрач…нный расскаж…шь осматрива...мый отпущ…нный отправ...шься

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Лошадь Муромского, никогда раньше (не)бывавшая на охоте, испугалась и понесла. (Не)так давно павловские мастера изготовили царь-замок весом более 400 кг. Любовь к людям - это наше (не)исчерпаемое богатство.

С каким чувством смотрел я на свои руки, когда у меня (не)получалось играть на гитаре! Если какой-то человек в общественном транспорте ведёт себя (не)очень вежливо, нужно постараться просто от него отойти.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Павлово и (ДО)НЫНЕ бережёт плодоносящее здесь повсеместно чудо-растение - комнат¬ный лимон, привезённый купцом Карачистовым ЧУТЬ(ЛИ) не два века назад как экзоти¬ческое растение.

На вершине пологого холма, (С)ВЕРХУ (ДО)НИЗУ покрытого только что зацветшею ро¬жью, виднелась небольшая деревенька.

Природа родного края, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, отпечатывается в наших душах (НА)ВСЕГДА. Наши руки почти (ВСЁ)ВРЕМЯ у нас перед глазами, мы постоянно следим (ЗА)ТЕМ, что они делают.

Если человек случайно наступил КОМУ(ТО) на ногу, то (ВО)ВРЕМЯ произнесённое извине-ние поможет сгладить неприятную ситуацию.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Я выглянул в окошко с деревя(1)ыми резными ставенками и внимательно осмотрел стра(2)о черневшую над берегом заброше(3)ую мельницу, вертолётные крылья которой, давно ободра(4)ые ветрами, упёрлись остриём в низкое сизое небо.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях в привычках в своей открытости людям.

2) Художник представлял фиолетовое облако на сиреневом кусте и нежный стебелёк и лиловый колокольчик подснежника и смешивал краски.

3) В мире есть не только полезное но и красивое

4) Конь широко расставил передние ноги наклонил голову и недоуменно замер.

5) Путники долго любовались розовым разливом вечерней зари и прозрачной дымкой степных просторов.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Иванов столп (1) возвышающийся над Москвой (2) постепенно стал восприниматься как стоящий на защите интересов (3) всех русских земель (4) богатырь-воин.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Если бы Муромский мог предвидеть встречу с соседом, то он (1) конечно (2) повернул бы коня в сторону, но он наехал на Берестова неожиданно и (3) вдруг (4) очутился от него на расстоянии пистолетного выстрела.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Седые сказки (1) возраст (2) которых (3) исчисляется десятками тысяч лет (4) убедительно повествуют о волшебных полётах на коврах-самолётах и на различных птицах.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Любовь к людям - это нравственная сердцевина любого из нас (1) и (2) когда человек испытывает такую любовь (3) его нравственная сердцевина всегда остаётся (4) здоровой и чистой.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Между экзаменами в школе и жизненным экзаменом существует огромная разница. (2)В школе ученики сдают экзамен, в случае неудачи иногда пересдают. (З)Жизненные экзаме­ны - это поступки, их не сдают, а совершают и в случае неудачи иногда серьёзно расплачива­ются. (4)«Перепоступить» невозможно - возможно только решиться на новый поступок в уже изменившейся ситуации.

(5)На школьном экзамене в интонации ответа ученика, а иногда и в самой формулировке ответа звучит оттенок неуверенности: «скорее всего», «мне кажется», «я думаю». (6)При оцен­ке ученика традиционно учитывается лишь совпадение его ответа с правильным, степень уве­ренности ученика в правильности его ответа учитывается очень мало. (7)В жизни же надо не просто высказаться о возможных действиях - нужно решиться на их выполнение, на посту­пок.

(8)Если прогноз последствий однозначен, то выбор действий не представляет трудностей, а просто требует точного расчёта. (9)Но в жизни прогноз будущего, включающего и результаты собственных действий, чаще всего носит вероятностный характер. (10)И вот, имея лишь веро­ятностный прогноз будущего, человек должен решиться на вполне определённое действие. (11)И чем неопределённее прогноз результата, тем труднее становится решиться на определён­ные действия, на определённый поступок.

(12)Каждый человек на всём протяжении своей жизни стоит перед необходимостью при­нимать решения, порой очень важные и нелёгкие, чреватые серьёзными последствиями. (13)Мать решает, как разумнее распорядиться делами ребёнка в сложной ситуации, и от её ре­шения зависит будущее ребёнка. (14)Учитель решает вопрос о воспитании своих учеников, и от этого зависит, каким будет следующее поколение. (15)От решения, которое принимает врач, зависит здоровье, а порой и жизнь человека. (16)И каждый раз, принимая решение, человек берёт на себя ответственность за его последствия.

(17)Принимая решение, человек берёт на себя ответственность перед законом, перед людьми, перед совестью. (18)Нередко возникает желание уклониться от принятия решения, снизить свою от­ветственность. (19)Стремление уйти от принятия решения (и от ответственности!) довольно широко распространено, хотя и не всегда осознаётся. (20)0днако попытки переложить на кого-то принятие решения - это иллюзия, самообман. (21)Ведь это не чьё-то, а моё решение поступить так, как кто-то мне посоветовал (или даже приказал). (22)3начит, я (или в том числе и я) несу ответственность за по­следствия своих действий. (23)Это, впрочем, не значит, что не нужно следовать чужим советам. (24)Надо только помнить, что ты сам принял решение, чьему совету следовать, и сам отвечаешь за это решение.

(25)Так как же быть в ситуации, когда необходимо принять ответственное решение? (26)Нужно собрать друзей или коллег и принять решение коллективно?

(27)Но опыт показывает, что коллективно принятое решение (принятое по голосованию большинством) может оказаться хуже, чем решение любого участника этого голосования, если бы он был один и чувствовал на себе полную ответственность. (28)Такая попытка принятия «коллективного решения» ведёт к коллективной безответственности: любой участник голосо­вания может разрешить себе не чувствовать на своих плечах полный груз ответственности.

(29)Но возможен другой тип совещания, когда задача его участников - изложить свои соображения и аргументацию, а задача руководителя - принять решение. (30)Такой совет, безусловно, полезен.

(31)Именно таким был знаменитый военный Совет в Филях в 1812 году. (32)После Боро­динской битвы пытаться остановить французов значило для русской армии понести новые большие потери. (ЗЗ)Кутузов склоняется к решению без боя сдать противнику Москву. (34)Война же, полагал он, всё равно будет выиграна.

(35)Однако вряд ли Кутузов считал, что при такой тактике победа обеспечена стопроцентно; ведь если бы это было так, то и Наполеон осознал бы это и не полез в ловушку. (Зб)Принимая реше­ние, Кутузов брал на себя колоссальную ответственность перед историей, перед народом, перед Бо­гом.

(37)И фельдмаршал собирает генералов на военный совет. (38)Он выслушивает мнения и, взвесив их, принимает решение - знаменитое «Приказываю отступать!». (39)Ответственность за это решение он целиком взял на себя.

(40)И в науке, и в экономике, и в политике наилучшие решения далеко не сразу получают всеобщее понимание и одобрение и легко могут быть отвергнуты большинством голосов.

(По И. М. Фейгенбергу)

Иосиф Моисеевич Фейгенберг (род. в 1922 г.) - психофизиолог, профессор, автор науч­ных статей и книг.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Жизненный экзамен пересдать невозможно.

2) Принимая решение, чаще всего нельзя провести точный расчёт его последствий.

3) Человек не может переложить ответственность за своё решение на другого.

4) Чтобы научиться правильно сдавать жизненные экзамены, нужно сначала научиться сдавать экзамены школьные.

5) Ответственные решения целесообразно принимать, опираясь на результаты голосова­ния.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2-7 приведена аргументация высказанного в предложении 1 утвер­ждения.

2) В предложениях 8-11 представлено повествование.

3) В предложениях 12-16 содержится рассуждение.

4) Предложения 21-22 объясняют содержание предложения 20.

5) В предложении 36 представлено описание.

22. Из предложения 39 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 35-41 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «Высказывая свою точку зрения на поставленную в тексте проблему, И.М. Фейгенберг серьёзно подходит к выстраиванию системы аргументации. Излагая свои размышления, автор использует синтаксические средства: (А) _____(например, в предложениях 12,17, 36), (Б) _____ (в предложениях 22, 23, 30), а также лексическое средство - (В) _____ («неопределённый - определённый» в предложении 11, «безответствен­ность» - ответственность» в предложении 28). В то же время И.М. Фейгенберг стремится привлечь к размышлениям читателей, чему способствует приём - (Г) _____ (пред­ложения 25-28)».

Список терминов : 1) парцелляция 2) эпитет 3) антонимы 4) разговорная лексика

5) вводные слова 6) синонимы 7) восклицательные предложения

8) ряды однородных членов предложения 9) вопросно-ответная форма изложения

Вариант 15

Часть 1

Как действуют на наш организм лекарства? Для пациентов механизм действия лекарств прост и понятен: принял таблетку – и голова болеть перестала. А для фармакологов судьба препаратов в организме – непрекращающаяся головная боль.

Желатиновые капсулы или оболочки таблеток могут защитить лекарственные вещества от соляной кислоты в желудке, пищеварительных ферментов и других химически активных веществ. Но в клетки кишечника препарат всасывается в виде беззащитных перед очередными ферментами молекул. В крови на него могут наброситься антитела и другие белки. Потом лекарство попадает в печень, главная задача которой – разрушать все чужеродные вещества, и в почки, которые выводят их из организма. В результате не только меняется концентрация препарата в расчете на килограмм веса пациента, но и само действующее вещество после множества химических реакций может превратиться в нечто бесполезное и даже вредное.

Когда то, что осталось от препарата, входившего в состав таблетки, наконец добирается до внутренних органов, возникает новая проблема. Лекарство поступает во все клетки организма, а не только в больные, и таблетка, например, «от головы» действует также на сердце, печень, легкие – и далее по анатомическому атласу. И чем более сильнодействующим является препарат, тем больше для него справедлива пословица «одно лечим, другое калечим». Особенно остро эта проблема стоит в онкологии: там применяют настолько токсичные вещества, что врачам приходится балансировать на лезвии бритвы, чтобы уничтожить опухоль и при этом не убить пациента.

Около ста лет назад великий химик и микробиолог Пауль Эрлих назвал «волшебной пулей» лекарства, которые когда-нибудь смогут без побочных эффектов уничтожать только патогенные бактерии или больные клетки. Этот идеал до сих пор остается мечтой, но мечта все же становится более реалистичной. (254 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

Часть 2

(1)В Одессе прибой пахнет раскаленными каменными молами, старыми канатами, чабрецом, ржавыми минами образца 1912 года, валяющимися на берегу, пристанскими настилами, поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями... (2)И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.

(3)От такого солнца и воздуха берега приобретают суровый цвет, охристый, пепельный и сизоватый, как окалина, – цвет незапамятных времен, цвет вечности. (4)И на эти ржавые берега, на обнаженную, окаменелую глину равномерно набегают из столетия в столетие неисчислимые волны.

(5)Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие, что весь этот сухой берег с его колючками, осыпями, золотым дроком, ветрами, зернистым пляжем, грудами водорослей, небом и облаками, все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному.

(6)Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов, где на крышах рыбачьих лачуг сушились дынные корки и дозревали помидоры.

(7)Все это сообщало ветру тот запах, о каком я здесь упоминаю, – освежающий и чистый. (8)Воздух был действительно тонок и опасен. (9)Но не потому, что от этого воздуха легко было простудиться, а потому, что, вдохнув его, уже нельзя было избавиться от желания, чтобы такая осень стояла, не иссякая, над Одессой, с ее мягким уличным говором и смехом.

(10)Следует сказать несколько слов о Черноморской улице. (11)Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.

(12)Путь из города на Черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод. (13)Я часто испытывал это на себе. (14)Иногда я возвращался из города в полном унынии из-за какой-нибудь неудачи. (15)Но стоило мне войти в безлюдные в Обсерваторный, Стурдзовский или Батарейный переулки, окружавшие Черноморскую, услышать шелест старых акаций, увидеть темный плющ на оградах, освещенных золотеющим солнцем зимы, почувствовать веяние моря на своем лице, и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.

(16)Все эти переулки состояли из оград, дома в них скрывались в глубине садов за глухими калитками. (17)Переулки приводили на Черноморскую улицу, которая тянулась по краю высокого обрыва над морем. (18)Слово «тянулась», однако, здесь вряд ли подходит, так как улица была недлинная: ее можно было пройти за несколько минут.

(19)С Черноморской улицы открывалось море, великолепное, во всякую погоду. (20)Слева внизу были хорошо видны Ланжерон и Карантинная гавань, откуда уходил, изгибаясь, в море обкатанный штормами старый мол. (21)Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.

(22)Черноморская улица была морским форпостом Одессы. (23)Мимо нее проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него. (24)Шум ее садов говорил о разной силе ветра. (25)Мы научились определять ветер по этому шуму, как моряки по шкале Бофорта.

(По К.Г. Паустовскому)

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик, описывая одесский воздух, говорит, что он был «тонок и опасен »?

1) Это был холодный зимний воздух.

2) От этого воздуха можно было легко простудиться.

3) Этот воздух рождал желание остановить время и наслаждаться прекрасной осенью вечно.

4) В воздухе приятно пахло спелыми овощами и фруктами.

Почему рассказчик, говоря об одесском морском береге, сказал: «Побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному »?

2) Побережье было безлюдным.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 4, описывая одесское побережье, называет берега «ржавыми »?»

Использование этого слова говорит о…

1) множестве ржавый мин 1912 года, которые валялись на берегу.

2) том, что такой цвет берега приобрели от солнца и воды.

3) берег был глинистым и из-за этого имел цвет ржавчины.

4) на берегу было много выброшенных морем водорослей цвета ржавчины.

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: « Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов… ».

1) гипербола

2) антитеза

3) градация

4) олицетворение

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.

В Одессе прибой пахнет раскаленными каменными молами,(1) старыми канатами,(2) чабрецом,(3) ржавыми минами образца 1912 года,(4) валяющимися на берегу,(5) пристанскими настилами,(6) поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями...

Ответ:

сложносочинённого предложения.

Но стоило мне войти в безлюдные в Обсерваторный,(1) Стурдзовский или Батарейный переулки,(2) окружавшие Черноморскую,(3) услышать шелест старых акаций,(4) увидеть темный плющ на оградах,(5) освещенных золотеющим солнцем зимы,(6) почувствовать веяние моря на своем лице,(7) и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.

Ответ:

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие,(1) что весь этот сухой берег с его колючками,(2) осыпями,(3) золотым дроком,(4) ветрами,(5) зернистым пляжем,(6) грудами водорослей,(7) небом и облаками,(8) все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или,(10) вернее,(11) принадлежит только мне одному.

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Часть 3

С2.1

Апишите сочинение-рассуждение «Для чего нужны в тексте заглавные буквы ».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные признаки текста-повествования.

Напишите сочинение-рассуждение.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы В15:

Вариант 15. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)В наши дни симфонические оркестры редко пользуются камертоном - предметом, всегда издающим ноту «ля» и служащим эталоном чистоты при настройке музыкальных инструментов и в пении. (2) в оркестре роль камертона выполняет деревянный духовой инструмент гобой, поскольку окружающая температура не влияет на его музыкальный строй и его нота «ля» всегда устойчива. (3)Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Благодаря особенностям своего строения гобой никогда не нуждается в настройке, именно поэтому в симфоническом оркестре его всегда используют как камертон.

2) Симфонические оркестры пользуются камертоном, только когда с ними играет рояль, в остальных случаях все инструменты оркестра настраиваются по гобою, всегда сохраняющему свой музыкальный строй.

3) Камертон - это небольшой портативный прибор, который издаёт звук «ля» первой октавы частотой 440 Гц и в исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов.

4) Перед выступлением симфонического оркестра, когда музыканты собираются на эстраде, нередко можно услышать, как гобоист играет «ля» первой октавы, а другие исполнители подстраивают под него свои инструменты.

5) В наши дни в симфонических оркестрах роль камертона обычно выполняет гобой, который всегда сохраняет свой музыкальный строй, но когда с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают по роялю, предварительно настроенному по камертону.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Дело в том, что

С тех пор

Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИГРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИГРАТЬ, -аю, -аешь; игранный; несов.

1) Резвясь, развлекаться, забавляться чем-н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем-н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их).

2) Проводить время в игре (во 2-м знач.). И. в куклы. И. в солдатики. И. в прятки, в жмурки. И. в шахматы. И. в футбол. И. на бильярде.

3) Исполнять музыкальное произведение. И. вальс. И. на скрипке. И. первую скрипку (также перен.: занимать руководящее положение в каком-н. деле; разг.), И. на чьих-н. нервах (перен.: намеренно нервировать, раздражать кого-н.).

4) Исполнять сценическую роль, пьесу на сцене. И. роль (также перен.: изображать кого-н. или действовать в качестве кого-н.). И. роль Гамлета. И. Хлестакова. И. комедию (также перен.: притворяться, действовать неискренне; неодобр.).

5) Общаться с кем-чем-н. легкомысленно, как с игрушкой, забавой. И. своей жизнью (понапрасну рисковать). И. (шутить) с огнём (обращаться легкомысленно с чем-н. опасным). И. людьми (обращаться с ними по своей воле). И. чьими-н. чувствами.

6) О чувствах, состоянии: проявляться, обнаруживать себя каким-н. образом. В глазах играет радость. На лице играет злорадство.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

создалА поднЯв цЕнтнер насорИт диспАнсер

5. В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Для успешной сдачи экзамена вам необходимо ЗАПОЛНИТЬ пробелы в знаниях по разным предметам.

Сообщение ведущего было кратким и ИНФОРМАТИВНЫМ.

Вместе с аттестатами выпускники получили БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ письма.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ зал, в котором проходила премьера нового спектакля, был полон.

Именитый профессор, читавший лекцию, был уже в весьма ПОЧТЕННОМ возрасте.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

скоро ВЫЗДОРОВЕЕШЬ

детские ДОКТОРЫ

в «Вишнёвом САДЕ»

в ПОЛУТОРАСТА метрах

в романах Александра ДЮМА

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Вступая в должность начальника госпиталя, перед глазами Н. И. Пирогова предстала ужасная картина: для операций не было приспособленных помещений, кругом царила антисанитария.

2) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

3) Я знаю, что язык - самая прочная связь, которая объединяет поколения в одно великое целое - народ.

4) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень».

5) Многие из тех, кто читал журнал «Эпоха» и был его поклонником, после ряда статей отвернулся от него, посчитав изменение редакционной политики недопустимым.

6) Внимательно наблюдая за отдельными животными, учёные выявили некоторые закономерности их поведения.

7) В рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

8) В очередной раз перечитывая Д. С. Лихачёва, случайно обратил внимание на пропущенную ранее интересную мысль о храме Василия Блаженного.

9) Ипполит спрашивает князя Мышкина, действительно ли тот утверждал, что «мир спасёт красота».

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ск..сить (траву) пол..екать (ребёнка) ст..пендия погл..щать с..дина

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

непр..менно, пр..уныл

комп..ютер, в..явь

пр..родина, п..никла

и..подлобья, ..держал (слово)

с..грал, дез..нфекция

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

фасол..вый замуч..лись нищ..та намер..вались кашл..нуть

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

кол..щиеся (иголки)

бре..щийся (дедушка)

стро..щийся (дом)

сыпл..щаяся (штукатурка)

бор..щийся (за победу)

12. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Маяковский писал, что (НЕ)ДОЧИТАЛ до конца «Анну Каренину»: ночью его вызвали «с вещами по городу».

Войдя в комнату, доктор (НЕ)СПЕША снял шляпу и перчатки.

Было принято (НЕ)ПРОСТОЕ, но верное решение.

На последний вопрос не было дано (НИ)ОДНОГО правильного ответа.

(НЕ)ЗНАЮЩИЕ правил ученики допускают большое количество ошибок.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(БЕЗ)СОМНЕНИЯ, имена учёных составляют славу своего народа ТАК(ЖЕ), как имена художников, поэтов, музыкантов.

(В)СЛЕД за своим хозяином (ТОТ)ЧАС стремительно побежал и верный пёс.

Имейте (В)ВИДУ: он всё равно это сделает (ПО)СВОЕМУ.

Некоторые прохожие глаз не могли отвести (ОТ)ТОГО, как красиво вышагивали военные, (НА)ПОДОБИЕ почётного караула.

Оценив объём работы, я понял, что сегодня мне ВРЯД(ЛИ) удастся уйти домой (ВО)ВРЕМЯ.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На берегу некогда полноводной реки путник увидел деревя(1)ый дом невида(2)ой в этих местах постройки, окна которого были занавеше(3)ы, перед домом был разбит ухоже(4)ый палисадник.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Не так давно Поля не только виделась но и беседовала с отцом да вот обстоятельств встречи припомнить уже не могла.

2) Ребёнку шёл четвёртый год и он по своему возрасту был хорошо развит.

3) При появлении посторонних людей Кусака убегала в сад или пряталась под террасой.

4) Каждый день и каждая ночь приносили в один из трёхсот домов хутора свои большие и малые радости и печали.

5) После тихой лесной полутьмы по-иному воспринимались и поникшие большие колокольчики и цветы дикой гвоздики на липких смолистых стеблях.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Налитые, сочные, прохладные (1) они чуточку покислее своих соплеменниц (2) растущих на пригорках, но (3) увидев такую ягоду (4) не променяешь её на десяток других.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Водителю троллейбуса (1) к счастью (2) удалось (3) всё-таки (4) накинуть на провод соскользнувшую дугу, и пассажиры облегчённо вздохнули.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Архипелаг Земля Франца Иосифа (1) включает 192 острова (2) 83% территории (3) которых (4) до сих пор покрыто льдом (5) и входит в состав Приморского района Архангельской области.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

И всё же он доехал быстрее (1) чем я думал (2) потому что (3) когда я спустился во двор (4) на скамейке под липой уже виднелась его тёмная фигура.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В спектакле Орловского драматического театра «Воительница» роль Домны Платоновны исполняла известная столичная московская актриса Вера Васильева.

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

(1)В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, всё горело и светило вместе с солнцем. (2)Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. (3)Было прохладно и легко, а потому и весело. (4)Осенний запах леса - особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метров Бим чуял хозяина.

(5)Теперь хозяин сел на пенёк, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил её рядом на землю и смотрел на листья. (6)И слушал тишину леса. (7)Ну конечно же, он улыбался! (8)Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.

(9)И вот хозяин встал, расчехлил ружьё, вложил патроны. (10)Бим задрожал от волнения. (11)Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим ещё больше разволновался.

- (12)Ну, мальчик, ищи!

(13)Бим пошёл! (14)Малым челноком пошёл, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. (15)Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, любуясь работой друга. (16)Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное - Бим, изящный, страстный, лёгкий на ходу. (17)Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказывал ему лежать, чтобы дать успокоиться, втянуться. (18)А вскоре Бим уже пошёл ровно, со знанием дела. (19)Великое искусство - работа сеттера! (20)Вот он идёт лёгким галопом, подняв голову, ему не надо опускать её и искать низом, он берёт запахи верхом, при этом шелковистая шерсть облегает его точёную шею, оттого он так и красив, что держит голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью.

(21)Лec молчал. (22)Лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блёстках солнца. (23)Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом - отцом и прародителем. (24)Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. (25)А на палой жёлтой листве стояла собака - одно из лучших творений природы и терпеливого человека. (26)Ни единый мускул не дрогнет! (27)Вот что такое классическая стойка в жёлтом лесу!

- (28)Вперёд, мальчик!

(29)Бим поднял вальдшнепа на крыло.

(30)Выстрел!

(31)Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. (32)Казалось, берёза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. (33)Дубы охнули, как богатыри. (34)Осины, что рядом, торопливо посыпали листьями.

(35)Вальдшнеп упал комом. (36)Бим подал его по всем правилам. (37)Но хозяин, приласкав Бима и поблагодарив за красивую работу, подержал птицу на ладони, посмотрел на неё и сказал задумчиво:

Эх, не надо бы...

(38)Бим не понял, вглядывался в лицо Ивана Иваныча, а тот продолжал:

Для тебя только, Бим, для тебя, глупыш. (39)А так - не стоит.

(40)Вчера был счастливый день. (41)Всё как надо: осень, солнце, жёлтый лес, изящная работа Бима. (42)А всё-таки какой-то осадок на душе. (43)Отчего бы?

(44)Мне жаль стало убивать дичь. (45)Так хорошо вокруг - и вдруг мёртвая птица. (46)Я не вегетарианец и не ханжа, описывающий страдания убитых животных и уписывающий с удовольствием их мясо, но до конца дней ставлю себе условие: одного-двух вальдшнепов за охоту, не больше. (47)Если ни одного - ещё бы лучше, но тогда Бим загибнет как охотничья собака, а я вынужден буду купить птицу, которую для меня убьёт кто-то другой. (48)Нет уж, увольте от такого...

(49)Откуда же всё-таки осадок от вчерашнего? (50)И только ли от вчерашнего? (51)Не пропустил ли я какую-то мысль?.. (52)Итак, вчерашний день: стремление к счастью, жёлтый лес - и убитая птица. (53)Что это: уж не сделка ли со своей совестью?

(54)Стоп! (55)Вот какая мысль ускользнула вчера: не сделка, а укор совести и боль за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность. (56)Из прошлого, из воспоминаний о прошлом идёт и всё более растёт во мне жалость к птицам и животным.

(57)Ах, жёлтый лес, жёлтый лес! (58)Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий. (59)В осеннем солнечном лесу человек становится.

(По Г. Н. Троепольскому)

21. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в предложении 59? Выпишите это слово.

несчастным

браконьером

разговорчивей

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-4 содержится описание.

2) В предложениях 9-11 представлено повествование.

3) Предложение 27 содержит эмоционально-оценочное суждение относительно того, о чём говорится в предложении 23.

4) В предложениях 46-48 содержится повествование.

5) В предложениях 54-56 представлено рассуждение.

23. Из предложений 1-8 выпишите устаревшее слово.

24. Среди предложений 1-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Ощущение присутствия в лесу создаётся, пожалуй, у каждого при прочтении текста Г. Н. Троепольского. И это неслучайно, ведь при описании природы писатель использует всю палитру языковых средств выразительности, в частности троп - (А)___ ("лес молчал", "играли... листья берёзы", "притихли... дубки" в предложениях 21-23), приём - (Б)___ ("жёлтый лес" в предложении 57, "вот вам и" в предложении 58). Особую роль в описании леса играет (В)___ ("золотые листья" в предложении 22, "величавым... дубом" в предложении 23). Этот троп помогает передать авторское восприятие гармонии природы. На этом фоне еще ярче выделяется приём - (Г)___ (в предложениях 45, 52)».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) аллитерация

3) лексический повтор

4) метонимия

5) обращение

6) противопоставление

8) олицетворение

26. Напишите сочинение.

Вариант 15

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

вследтотчас

деловтомчто

124 или любая комбинация этих цифр

диспансер

восполнить

1234 или любая комбинация этих цифр

стипендия

столичная или московская

исподлобьясдержал

замучились

строящийся

непростое

Проблема

Проблема воздействия природы на человека. (Какое влияние оказывает природа на человека?)

Красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, преображает, очищает человека, погружает его в раздумья.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Северную часть Индийского океана называют «океаном прогретых вод». (2)Благодаря тёплому экваториальному течению здесь просто рай для кораллов, бесчисленных видов коралловых рыб и промысла тунца. (3) _____ на юге, в водах, близких к Антарктике, часто можно встретить гигантские айсберги, медленно покачивающиеся в волнах течения Западных ветров.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В северной части Индийского океана благодаря тёплому экваториальному течению живёт множество кораллов и рыб, а в южной встречаются айсберги.

2. Из-за тёплого экваториального течения северную часть Индийского океана называют «океаном прогретых вод».

3. Благодаря тёплому экваториальному течению в северной части Индийского океана созданы условия для жизни кораллов и рыб, а в южной покачиваются айсберги.

4. В южной части Индийского океана, близкой к Антарктике, медленно покачиваются в волнах течения Западных ветров гигантские айсберги.

5. В северной части Индийского океана, которую называют «океаном прогретых вод», часто можно встретить гигантские айсберги.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Разумеется,

4. Вряд ли

5. Таким образом,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВОДА, -ы, вин. воду, мн. воды, ж.

1. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Речная, родниковая в. Водопроводная в. Морская в. Стакан воды. По воду ходить (за водой; прост.). Прополоскать (промыть) в трёх водах (трижды). Много (немало) воды утекло (прошло много времени; разг.).

2. В нек-рых сочетаниях: напиток или настой. Брусничная в. Газированная в. Минеральная в. Фруктовая в. Розовая в. Туалетная в.

3. Речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. Путешествие по воде. Высокая в. (высоко поднявшаяся в берегах). Большая в. (в половодье). Малая в. (самый низкий её уровень). Опуститься под воду или подводу. Ехать водой (водным путём).

4. мн. Моря, реки, озёра, каналы, проливы, относящиеся к данному государству, региону, территории. Внутренние воды (в пределах данного государства). Территориальные воды (участки морского пространства, входящие в состав данного государства). Нейтральные воды.

5. мн. Потоки, струи, волны, водная масса. Весенние воды. Воды Волги.

6. мн. Минеральные источники, курорт с такими источниками. Лечиться на водах. Поехать на воды. Минеральные воды.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

грУшевый

бухгалтерОв

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Почва здесь была КАМЕНИСТАЯ.

2. ГОДОВАЛЫЙ опыт работы

3. В этом ВЕЛИЧЕСТВЕННОМ ансамбле сочетаются традиции древнерусского зодчества и современные архитектурные тенденции.

4. Он поразил всех своим АРТИСТИЧНЫМ исполнением.

5. ДИПЛОМАНТ конкурса пианистов.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙ в город

до ПЯТЬСОТ семи раз

прочные ЦИРКУЛИ

ИЗОБРЕТШИЙ велосипед

ДВОЕ приятелей

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) Каждый день прогуливаясь по набережной, меня не переставал восхищать «оград узор чугунный», о котором писал ещё А. С. Пушкин.
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 2) Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Прочитав эту статью, я стала ещё больше гордиться своим языком.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) Не только октябрь - унылое время года, но время походов в лес за грибами.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Жирафы - одни из крупнейших животных, обитающих на суше, и самые высокие звери на планете.
6) Сейчас скоростной спуск на лыжах со склонов, покрытым травой, стал самостоятельным видом спорта.
7) Я рассказал о своих странствиях и убедил слушателей в реальности описываемых мною событий.
8) В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов, обращаясь к читателям, призывает беречь в себе человека.
9) Благодаря достижений квантовой механики зарядка для телефона скоро станет не нужна.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз...рение

к...нцелярский

соч...тание

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в..плеск, ра..двинуть

пр..людный, пр..чёска

от..гнул, поз..крывал

с..грал, дез..нфекция

пре..сказал, о..давал

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

претерп...вать

удва...вать

потч...вать

фасол...вый

выгор...вший

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

бор..щийся

закле..нный

стел..щийся

раста..вший

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Она н(1) к кому н(2) имела претензий, н(3) на кого н(4) сердилась - для нее н(5)чего н(6) существовало.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (КАК)БУДТО и не было этих каникул - КАК(ТО) быстро они пролетели.

2. (ПО)НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет (В)ПОСЛЕДСТВИИ.

3. «КАК(БЫ) решить эту проблему?» - упорно думал он (В)ТЕЧЕНИЕ всей недели.

4. (ПО)НАЧАЛУ казалось, что он дремлет КАК(БЫ) незаметно, надвинув на глаза широкополую соломенную шляпу.

5. Солнечный луч на железной крыше создаёт нечто (В)РОДЕ горного ледника, ИЗ(ПОД) которого рекой струится вода.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Н.

Набережная была подновле(1)а и украше(2)а цветными флагами. Вдоль берега сновали гружё(3)ые многочисле(4)ыми туристами прогулочные катера.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. И тогда по отношению к нему не существует ни человечности ни жалости ни пощады.

2. Привычные к горам кони несли молчаливых всадников и не пугались ни крутизны ни обрывов.

3. Она пристала к берегу и неизвестно зачем вскарабкалась на яр.

4. Далёкие края звали и я бросился навстречу скрытым чудодейственным таинствам.

5. Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.

16

Стёпа Лиходеев пролежал в квартире до тех пор(1) пока Коровьев (2) издеваясь над ним(З) не напялил на него войлочную шляпу и не отправил его на московский аэродром(4) внушив предварительно встречавшим Стёпу представителям угрозыска(5) что Стёпа вылезет из аэроплана(б) прилетевшего из Севастополя.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Потом (1) человек в плаще поднимается всё выше к луне (2) увлекая своего спутника (3) за спиной (4) которого (5) идёт спокойный и величественный гигантский остроухий пёс.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

То ли кустик герани далековато стоял (1) то ли соседка махнула на него рукой по той причине (2) что он захирел в первый же летний месяц (3) и было видно (4) что не жилец (5) но даже тогда (6) когда неожиданно выпал ранний снег (7) соседка не убрала его в тепло.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

К тому же в те времена, когда боролся я, в вольной борьбе перестали снимать очки за уклонение от борьбы и пассивное ведение поединка.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Два случая. (2)Между ними - срок долгий, почти жизнь. (З)Первый - совсем давний. (4)Тогда наш Петя был маленьким. (5)Учился в третьем, а может, в четвёртом классе. (6)Ждали его к обеду. (7)А главное, для какого-то дела. (8)Ждали да ждали, а его нет и нет. (9)Я уж начинаю злиться. (10)А матушка моя - человек и вовсе серьёзный. (11)Пети нет, она меня точит:

(12)- Это ты виноват. (13)Приучил, он никого не слушает. (14)Никакой ответственности. (15)Надо с детских лет. (16)Надо...

(17)Наконец вижу, мчится наш ученик. (18)Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.

(19)- Тебе что было велено...- начала было мать, но перебил её, конечно же, виноватый, с захлёбом голос:

(20)- Не ругай меня, пожалуйста, ладно?..

(23)А мне жалко стало - уж больно он хорошо попросил: (24)«Не ругай, пожалуйста...» - не испуг, а лишь искренняя просьба.

(25)Мальчишеская, детская: (26)«Не ругай».

(27)Я поднялся и вышел на кухню. (28)Стояли друг против друга строгая мать моя и маленький Петя, взъерошенный воробьишко: пальто - нараспашку, волосы - дыбом, на лице и в глазах наивная детская просьба: (29)«Не ругай». (З0)Всё так ясно было, что помощи моей не понадобилось.

(31)- Не ругай... - повторила мать и тоже улыбнулась. (32)- Ну, ладно. (ЗЗ)Тогда не будем ругать.

(34)Я вернулся в горницу, к своему столу.

(35)Прошло много и много лет. (З6)Тот случай, конечно, давно забылся. (37)Сколько было всего, и доброго, и несладкого, - жизнь течёт. (38)Матушка моя состарилась, Петя вырос. (39)В старом доме теперь мы проводим лишь тёплое лето. (40)А чуть заосенеет, сразу переезжаем на городскую квартиру.

(41)И вот похолодало, месяц - сентябрь. (42)Пора «на крыло». (43)Но пожилого человека с места насиженного стронешь не вдруг. (44)Вот и мать наша собирается будто навсегда. (45)Для матери переезд - дело серьёзное, готовится к нему долго. (46)Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать ещё два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. (47)Потом за ней приезжаем. (48)Тогда уж и дом на запор.

(49)И вот новое утро. (50)Подъезжаем. (51)Пасмурно уже, зябко. (52)Дом нахохлился. (53)Кое-где у соседей дымки из труб. (54)Подтапливают. (55)Осень.

(56)Вошли в дом. (57)А у матери только-только самые сборы. (58)Опять все богатства свои разложила. (59)Без слов видно, что не готова.

Загрузка...