domvpavlino.ru

Василий кривошеин - богословские труды. Символические тексты в православной церкви

Его Превосходительству

канцлеру славного Германского государства

господину Адольфу Хитлеру

Ваше Превосходительство,

С глубоким почтением нижеподписавшиеся представители двадцати священных царских, патриарших и ставропигиальных монастырей Святой Горы Афонской, имеем исключительную честь обратиться к Вашему Превосходительству с горячей просьбой соблаговолить взять под свое высокое личное покровительство и попечение священное сие место, игуменами и представителями коего мы являемся, наследуя в этом основателям и благодетелям Священного этого места – византийским императорам и их преемникам.

Святая Гора, Ваше Превосходительство, сформировалась в IX веке по Рождестве Христовом во всеправославное монашеское государство, где издревле живут в любви и согласии монахи различных православных национальностей, беспрепятственно прибывающие на Св. Гору; духовно она зависит от Вселенского Константинопольского Патриархата, административно самоуправляется Священным Собранием представителей двадцати священных и господствующих монастырей, а в государственном отношении находилась под покровительством и попечением византийских императоров и их наследников.

Это автономное государство было ограждено (в своих правах) последовательными уставами и хрисовуллами основателей и благодетелей священных монастырей – византийских императоров Василия Македонянина (882), Иоанна Цимисхия (972), Константина Мономаха (1046), Мануила II Палеолога (1406), Стефана Душана (1346) и других славянских и угро-волошских государей, фирманами султанов и, наконец, Уставом 1926 г., коего два экземпляра прилагаем.

Утвержденный таким образом особенный и автономный этот строй священного сего места, бывший предметом обсуждения и решений различных международных договоров, был под конец огражден ст. 62 Берлинского договора 1878 г., следующего содержания: „Монахи Св. Горы Афонской, какова бы ни была страна их происхождения, сохраняют свои владения и прежние права и будут пользоваться без всякого исключения полным равенством прав и преимуществ“.

Целью и назначением подвизающихся во Святой Горе монахов, независимо от места их происхождения и национальности, на всем более чем тысячелетнем протяжении жизни Святой Горы является сохранение, преуспеяние и обеспечение священных её обителей, возделывание посредством неутомимого трудолюбия подвизающихся в ней монахов церковной и классической письменности, аскетическая жизнь и непрестанная молитва о мире всего мира.

Сохранение этого строя автономного монашеского государства, совершенно удовлетворяющего всех подвизающихся во Святой Горе православных монахов независимо от национальности и соответствующего их цели и назначению, просим и молим горячо, Ваше Превосходительство, взять под свое высокое покровительство и попечение.

Царя царствующих и Господа господствующих от всей души и сердца умоляем даровать Вашему Превосходительству здравие и долгоденствие на благо славного германского народа и подписываемся с глубоким уважением» .

Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (в миру Кривошеин Всеволод Александрович) родился 17 июня 1900 года в Санкт-Петербурге в семье министра земледелия.

В 1916 году окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета.

В 1917 году продолжил образование в Московском университете.

В годы гражданской войны уехал на юг, чтобы воевать в Белой Армии. Поступил во 2-й полк дивизии генерала Дроздовского (Добровольческая армия генерала Деникина). Отморозил руки и ногу и в феврале 1920 г. был эвакуирован из Новороссийска в Каир.

Осенью 1920 г. он переехал в Париж и поступил там на филологический факультет Сорбонны, который окончил с дипломом в 1924 году. По данным ПСТБИ, в 1920-21 — учился на филологическом факультете в Париже, а в 1922-23 гг. учился на философском факультете Мюнхенского университета.

В 1924 — 1925 гг. принимал участие в Русском христианском студенческом движении, был на его съездах в Аржероне.

В сентябре 1925 г. он выехал из Франции на съезд Движения в Хоповском монастыре в Югославии, откуда в ноябре того же года отправился в паломническую поездку на Афон, которая определила всю его последующую жизнь. В том же году в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы он был принят в братство Пантелеимонова монастыря в качестве послушника. Состоял под руководством духовника архимандрита Кирика, и нёс послушание в мастерской починки церковных облачений.

24 марта 1926 года был пострижен в рясофор с именем Валентин, а год спустя 5 марта — в мантию с именем Василий. Получил новое послушание: учиться греческому языку, что и осуществлял сначала в монастыре, а потом на Карее, афонской столице (1927-1929).

С 1929 по 1942 исполнял обязанности монастырского секретаря по греческой переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также, как знающий западные языки, обязан был «водить» иностранных гостей, посещавших монастырь.

В 1937 году избран «соборным старцем», т. е. членом монастырского собора.

В 1942 — 1945 гг. он был антипросопом (постоянным представителем) монастыря в Киноте св. Горы, а в 1944 — 1945 гг. еще и членом Эпистасии (административного органа Афона).

В течение 22-х лет он жил на Афоне. За это время он написал и опубликовал ряд работ, посвященных аскетическому учению и богословию св. Григория Паламы.

В 1947 г. был aрестовaн греческими влaстями зa вымышленное «сотрудничество с немцaми» и был вынужден покинуть Aфон.

В сентябре 1947 года о. Василий поселился в Афинах.

В феврале 1951 г., по приглашению настоятеля русского храма свят. Николая Чудотворца в Оксфорде архимандрита Николая (Гиббса) и с благословения игумена Пантелеимонова монастыря архимандрита Иустина прибыл в Англию и стал работать по подготовке издаваемого Оксфордским университетом, под редакцией проф. Лампе, богословского словаря греческого патриотического языка (словарь был издан в 1962-1968 гг., отец же Василий сотрудничал в нем до 1955 года).

Здесь же, в Оксфорде, 21 мая 1951 года епископом Далматинским Иринеем (Сербский Патриархат) с согласия игумена Пантелеимонова монастыря рукоположен во иеродиакона, а 22 мая — во иеромонаха к домовому храму св. Николая, обслуживающего православных разных национальностей. Служил он в качестве помощника настоятеля — архим. Николая (Гиббса).

С 1951 года состоял в юрисдикции Московского Патриархата.

Начиная с 50-х годов он много работал по изучению жизни и трудов прп. Симеона Нового Богослова, великого христианского мистика ХI века. Результатом этого явился капитальный труд «Прп. Симеон Новый Богослов. Жизнь, духовность, учение». Книга издана в Париже в 1980 г.

За период жизни в Оксфорде он участвовал в работе Первого Международного съезда патрологов в сентябре 1951 г., затем в каждом из оксфордских патрологических съездов, являющихся самыми представительными научно-богословскими форумами своего времени.

В 1956г. по приглaшению Московской Пaтриaрхии явился членом первой поездки в СССР делегaции Зaпaдно-Европейского Экзaрхaтa.

В марте 1959 года назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде.

26 мая 1958 года постановлением Св. Синода назначен епископом Волоколамским и с пребыванием в Париже, вторым викарием Патриаршего Экзарха в Западной Европе. Хиротония, однако, несколько задержалась из-за трудностей с получением визы. 14 июня 1959 года в Успенском соборе Лондона состоялась его хиротония во епископа, которую совершили Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе архиеп. Клишийский Николай (Еремин) и епископ Сергиевский Антоний (Блум). В своей речи на интронизации, новопоставленный епископ произнес:

«Я счастлив принадлежать к Русской Православной Церкви, Московской Патриархии, Церкви исповедников веры Христовой, высоко держащей яркий светоч Святого Православия. [...] Верю, что наше пребывание в Западной Европе не есть нечто случайное, но определено Промыслом Божиим, и что на всех нас возложена задача свидетельствовать пред народами Запада об истине православной веры, распространять ее в инославной среде, содействовать созданию и укреплению Западного Православия с конечной целью воссоединения всего христианского мира во Едину, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь».

С ноября 1959 года епископ Василий нес свое архипастырское послушание в Париже в качестве помощника архиепископа Клишийского.

31 мая 1960 года назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. На этой кафедре Василий пребывал в течение четверти века, вплоть до своей кончины.

С 1960 г. и до смерти проживал при храме в Брюсселе.

За время управления Брюссельской епархией владыка Василий, кроме существовавшего ранее русского Никольского храма добился открытия еще трех бельгийских православных храмов со службой на французском и фламандском языках. Активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви.

Являлся редактором «Вестник Русского Западно-европейского патриаршего экзархата=Вестника Русского Западно-европейского патриаршего экзархата».

В 1961 и 1964 гг. он — член делегации РПЦ на совещании на о. Родос. На IV Всемирной Конференции избран членом Комиссии Всемирного Совета Церквей «Вера и церковное устройство».

В 1963 году награжден правом ношения креста на клобуке.

В 1964 году удостоен ученой степени доктора богословия Советом Ленинградской духовной академии за научное издание в патристической серии Огласительных слов прп. Симеона Нового Богослова.

Шестидесятые годы были также отмечены назначением викарного епископа Бельгийской архиепископии для Голландии. Тогда же было предложено расширить титул архиепископии за счет введения в него упоминания о Голландии, однако от этой идеи отказались, «дабы не нарушить закона об историческом старшинстве Бельгийской архиепископии». От этого область пастырского окормления владыки Василия над Голладнской епархией нисколько не умалилась, а его юрисдикция распространилась практически по всему «Бенилюксу».

С 1 по 15 сентября 1966 — руководитель делегации Русской Православной Церкви на заседании Международной православной комиссии по диалогу с Англиканской церковью в Белграде. На протяжении многих лет участвовал в диалоге с англиканами в составе различных комиссий.

24 июня 1968 года назначен членом делегации Русской Православной Церкви на IV Ассамблею Всемирного совета церквей.

Кроме того, он участвовал еще в целом ряде научных, богословских и экуменических форумов.

Начиная с 1956 года, владыка Василий около 20 раз приезжал на свою Родину, где Господь судил ему найти и вечное упокоение.

15 сентября 1985 года владыка Василий во время очередного посещения своего родного города совместно с митрополитом Ленинградским Антонием совершал Божественную литургию в Преображенском соборе г. Ленинграда. В этом храме он был крещен и состоял прихожанином в детские и юношеские годы. После богослужения во время трапезы владыка Василий почувствовал сильное недомогание. Он был доставлен в больницу с инсультом и парализацией левой части тела. В воскресенье 22 сентября 1985 года в 4 часа утра последовала кончина. За время пребывания в больнице владыка Василий все время находился в сознании. Незадолго до кончины над ним был прочитан канон на исход души.

23 сентября в 15 часов тело архиепископа Василия, облаченное в архиерейские одежды, было доставлено в Преображенский собор г. Ленинграда. Отпевание было совершено утром 24 сентября. В отпевании приняли участие: митрополит Ленинградский Антоний, митрополит Минский Филарет и митрополит Ростовский Владимир. Митрополит Антоний произнес слово, в котором охарактеризовал покойного как верного сына Русской Православной Церкви, смиренного монаха, ревностного архипастыря и выдающегося ученого-богослова.

Погребен архиепископ Василий на Серафимовском кладбище г. Ленинграда, где находятся могилы его родственников. На кладбище Ixelles в Брюсселе есть надпись на могиле: «Покоится в своем родном городе на берегах Невы».

Который окончил с дипломом в году. По данным ПСТБИ, в 1920-21 - учился на филологическом факультете в Париже, а в 1922-23 гг. учился на философском факультете Мюнхенского университета.

Начиная с 50-х годов он много работал по изучению жизни и трудов прп. Симеона Нового Богослова, великого христианского мистика ХI века. Результатом этого явился капитальный труд "Преп. Симеон Новый Богослов. Жизнь, духовность, учение". Изд. Париж, 1980 г. (360 с.).

За период жизни в Оксфорде он участвовал в работе Первого Международного съезда патрологов в сентябре 1951 года, затем в каждом из оксфордских патрологических съездов, являющихся самыми представительными научно-богословскими форумами своего времени.

21 июля того же года возведен в сан архиепископа .

За время управления Брюссельской епархией владыка Василий, кроме существовавшего ранее русского Никольского храма добился открытия еще трех бельгийских православных храмов со службой на французском и фламандском языках. Активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви.

Являлся редактором "Вестник Русского Западно-европейского патриаршего экзархата=Вестника Русского Западно-европейского патриаршего экзархата".

В эпоху великих трудностей Православной Церкви в Советском Союзе эти действия владыки Василия являли его искреннюю привязанность к Церкви, сочетающуюся с бескомпромиссностью. Внимательно наблюдая за сложными взаимоотношениями между атеистическим государством и Церковью, ее наиболее высокопоставленными представителями (такими, как митрополиты Николай (Ярушевич) и Никодим (Ротов)), он стремился сочетать верность церковному руководству с противостоянием давлению со стороны советской власти, и не боялся открыто высказываться от имени Церкви, практически обреченной на безмолвие. Всем, кто его спрашивал о том, что его удерживает в лоне Московского Патриархата при всем его критическом к нему отношении, он отвечал, что, хотя и невозможно «оправдать» все действия последнего, можно, тем не менее, их частично «понять» и «простить» . Этой позиции он придерживался всю свою жизнь.

В своем завещании к пастве владыка Василий писал:

"Мое неотступное епископское моление и желание, да пребудут наша архиепископия и ее прихожане несокрушимо верны строгому Православию и не приемлют никакого, могущего случиться, догматического компромисса, который может повредить неприкосновенности нашей Православной веры".

Я молю духовенство и паству нашей архиепископии оставаться после моей смерти всегда верными нашей Матери Православной Русской Церкви (Московскому Патриархату) и не переходить ни в какую другую церковную юрисдикцию по собственному почину и без благословения Московского Патриархата в случае, могущем произойти, образования автономной или автокефальной Православной Церкви в Западной Европе или Бельгии" .

Труды

  • "Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы" "?", 8, 1931, с. 89-116.
  • "Братолюбивый нищий" Мистическая автобиография прп. Симеона Нового Богослова (949-1022).
  • "Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата". 1953, № 16, с. 223-236.
  • "Неистовый ревнитель". Преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник. (Там же 1957, № 25, с. 30-53; Библиографию см. ЖМП. 1957, № 8, с. 73).
  • "Второе Всеправославное совещание на о. Родосе". ЖМП. 1964, № 4, с. 32.
  • "Международный съезд в Венеции, посвященный тысячелетию Афона". ЖМП. 1964, № 2, с. 54.
  • "Четвертый Международный съезд патрологов в Оксфорде". ЖМП. 1964, № 2, с. 62.
  • "Третье Всеправославное Совещание на о. Родосе". ЖМП. 1965, № 7, с. 42.
  • "ХIХ Международный Старокатолический конгресс в Вене". ЖМП. 1965, № 11, с. 46.
  • "Межправославная Комиссия по диалогу с англиканами". ЖМП. 1967, № 6, с. 35-48.
  • "Богословские собеседования по вопросу об англиканском священстве между Английской и Русской Православными Церквами" ЖМП. 1967, № 7, с. 45-53.
  • "1V Всеправославное совещание". ЖМП. 1969, № 1, с. 45-53; № 2, с. 47-52.
  • "Неизвестное творение прп. Макария Египетского". ЖМП. 1970, № 12, с. 57.
  • "Сессия Межправославной комиссии по диалогу с англиканами" (Хельсинки, 7-11 июля 1971 г.). ЖМП. 1972, № 4, с. 55-58.
  • "Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении". ЖМП. 1973, № 2, с. 64-69.
  • "Огласительные слова св. Симеона Нового Богослова. Введение, критический текст и примечания". ЖМП. 1964, № 12, с. 29.
  • "Прп. Симеон Новый Богослов. Жизнь, духовность, учение". Изд. Париж, 1980 г. (360 с.).
  • "Символические тексты в Православной Церкви".
  • "Богословские труды", 1968, сб. 4, с. 5-37.
  • "Несколько слов по вопросу о стигматах" (перев.с фр.). ЖМП. 1986, № 4, с. 67.
  • "Другие Главы. Григорий Палама или Симеон Новый Богослов?" (пер. с фр.). (Доклад прочитан на 4-й конференции патрологов в Оксфорде 18 сент. 1963 г.). ЖМП. 1986, № 4, с. 68.
  • Памяти Владимира Лосского (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1959, 30/31, 95-98.
  • Афон в духовной жизни Православной Церкви. "Вестник Экзархата", 1952, 12, 5-23.
  • Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных Отцов. "Вестник Экзархата", 1955, 6, 132-152.
  • Архиепископ Вениамин Новицкий (1900-1976). "Вестник русского христианского движения", 1977, 120, 289-305.
  • Авторитет и Святый Дух (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1969, 68, 205-209.
  • Авторитет и непогрешимость Вселенских Соборов. "Ежеквартальник Восточных Церквей", 1975, 7, 2-8 (англ. яз.).
  • Кафоличность и структуры церкви. Некоторые замечания в связи с вступительной статьей С.С. Верховского (англ. яз.) "Теологический ежеквартальник Св. Владимира", 1972, 17, 41-52.
  • Составление и обнародование единого православного Символа веры (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1966, № 54/55, 71-74.
  • Всеправославное совещание в Жамбези, близ Женевы (фр. яз.) "Вестник Экзархата",1968, 64, 183-216.
  • Международный конгресс в Венеции в честь 1000-летия Афона (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1964, 45, 30-31.
  • 4-й международный съезд патрологов в Оксфорде (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1964, 45, 26-30.
  • Догматическая конституция Церкви: точка зрения православного (фр. яз.). "Ириникон", 1966, 39, 477-496.
  • Дата традиционного текста Иисусовой молитвы". "Вестник Экзархата", 1952, 10, 35-38.
  • Второе международное Православное богословское совещание в Америке (фр. яз.) "Ириникон", 1973, 46, 165-171.
  • Догматическое постановление "О Церкви" Второго Ватиканского Собора с православной точки зрения. "Вестник Экзархата ", 1966, 56, 222-238.
  • Дух Святой в христианской жизни по учению преподобного Симеона Нового Богослова. "Вестник Экзархата", 1975, 91/92, 171-192.
  • Экклезиология святого Василия Великого. "Вестник Экзархата", 1968, 62/63, 122-150.
  • Непогрешимость или совершенность? (фр. яз.) "Вестник Экзархата", 1976, 93/96.
  • Еще о Халкидонском Соборе и малабарских христианах. (По поводу статьи Н. М. Зернова "Что отделяет нас от ортодоксальной Церкви Южной Индии"). "Вестник Экзархата", 1961, 38/39.
  • "Тварная сущность и Божественная сущность" в духовном богословии св. Симеона Нового Богослова (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1971, 75/76, 151-170.
  • Интервью газете "Свободная Бельгия (фр. яз.) от 26 янв. 1980. Необходим ли новый православный Символ веры? (англ. яз.) "Ежеквартальник семинарии св. Владимира", 1967, 11, 69-72.
  • Исповедь и священство у прп. Симеона Нового богослова. "Вестник русского христианского движения", 1979, 129, 25-36.
  • Церковная жизнь в СССР. "Информация из Православной Церкви Н.Ф." 5-11 (Франкфурт-на-Майне, 1975), 34-38 (нем. яз.).
  • Моя встреча с Россией (фр. яз.). Буэнос-Айрес, 1953, 226 с.
  • Мать Мария (Скобцова). (К 25-летию со дня кончины). ЖМП. 1970, № 5, с. 30-42.
  • Митрополит Иосиф (Чернов) (итал. яз.) "Христианская Россия", 1976, 6, 49-53.
  • Монреальское совещание. "Вестник Экзархата", 1963, 42-43, 176-182.
  • Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение. "Вестник Экзархата", 1975, 89/0, 71-88.
  • Некролог митр. Евлогия. "Вестник Экзархата", 1961, 38/39, 164-166.
  • Несколько слов об интервью Архиеп. Волоколамского Питирима. "Вест. русск. христ. движения", 1974, 114, 268-270.
  • Оксфордский международный патристический съезд. "Вестник Экзархата", 1951, 7/8, 33-36.
  • Первоначальная форма и позднейшие редакции проповедей прп. Симеона Нового Богослова. ("Катихизические проповеди" и "Слова") в их взаимоотношениях. (англ. яз.)
  • Труды 9 Международного конгресса византийских исследований. Фессалоники, 1953, том 3. (Афины, 1958) 161-168.
  • Православные и II Ватиканский Собор (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1963, 41, 16-25.
  • Памяти епископа исповедника (митр. Иосиф Чернов). "Вестник русск. христ. движения, 1975, 116, 225-229.
  • Православное духовное предание. "Вестник Экзархата", 1952, 9, 8-20.
  • Письмо в редакцию. "Русская мысль", 20 окт., 1967. с. 10.
  • Преподобного Отца нашего Симеона Нового Богослова. О памяти смерти: (Неизданное огласительное слово). Перевод. "Вестник Экзархата", 1953, 14, 89-91.
  • Заметка к слову "О памяти смерти" прп. Симеона Нового Богослова, там же, с. 92-99.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат. История текста огласительных слов. "Вестник Экзархата", 1961, 37, 41-47.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980, 354 с.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов и его отношение к социально-политической действительности своего времени. "Вестник Экзархата", 1961, 38/39, 121-126.
  • Проблема познаваемости Бога: Сущность и энергия у св. Василия Великого. "Вестник Экзархата", 1968, 61, 48-54.
  • Собрание Богословской и англикано-православной подкомиссии в Румынии. "Вестник Экзархата", 1974, 85/88, 43-53 (фр. яз.).
  • Св. Симеон Новый Богослов в веках (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1979, 101/104, 27-32.
  • Сессия Межправославной комиссии по диалогу с англиканами. ЖМП. 1972, № 4, с. 55-58.
  • Простота Божественной природы и отличия в Боге по св. Григорию Нисскому (фр. яз.) "Вестник Экзархата", 1975, 91/92, 133-158.
  • Симеон Новый Богослов. Катихизисы (на греч. и фр. яз.). т. 1-3. Париж, 1963.
  • Тема духовного упоения в мистике прп. Симеона Нового Богослова (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1960, 35, 10-18.
  • Видение света у прп. Симеона Нового Богослова (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1976, 93/96, 15-37.
  • Труды прп. Симеона Нового Богослова (англ. яз.) Ориенталиа Кристиана Периодика, 1954, 20, 298-328.

Литература

  • ЖМП. 1959, № 7, с. 4, 16; № 9, с. 27, 32.
  • -"-, 1960, № 7, с. 5; № 8, с. 4, 8; № 2, с. 72; № 3, с. 25; № 9, с. 10-13.
  • -"-, 1961, № 1, с. 11; № 2, с. 15, 19; № 4, с. 32; № 9, с. 67; № 10, с. 3.
  • -"-, 1963, № 2, с. 47, 60; № 6, с. 10; № 7, с. 9; № 11, с. 33.
  • -"-, 1964, № 1, с. 4; № 11, с. 3; № 12, с. 29.
  • -"-, 1966, № 11, с. 2.
  • -"-, 1967, № 6, с. 35-48; № 7, с. 45-53.
  • -"-, 1968, № 8, с. 1; № 9, с. 2.
  • -"-, 1969, № 1, с. 45-53; № 2, с. 47-52; № 4, с. 6; № 12, с. 16.
  • -"-, 1970, № 12, с. 57.
  • -"-, 1971, № 6, с. 2; № 8, с. 46.
  • -"-, 1972, № 4, с. 55-58; № 6, с. 43; № 9, с. 24; № 10, с. 54.
  • -"-, 1973, № 11, с. 9.
  • -"-, 1974, № 9, с. 27; № 12, с. 4.
  • -"-, 1976, № 4, с. 5.
  • -"-, 1977, № 3, с. 43; № 7, с. 14.
  • -"-, 1979, № 9, с. 6; № 11, с. 2; № 12, с. 6.
  • -"-, 1980, № 1, с. 45; № 2, с. 2; № 9, с. 11.
  • -"-, 1981, № 7, с. 6; № 12, с. 4, 24.
  • -"-, 1982, № 1, с. 20, 39.
  • -"-, 1984, № 1, с. 13; № 2, с. 58; № 7, с. 3; № 8, с. 3; № 11, с. 36; № 12, с. 18, 29.
  • -"-, 1985, № 2, с. 3, 26; № 10, с. 3; № 11, с. 42; № 12, с. 20.
  • -"-, 1986, № 4, с. 34 (некролог).
  • Религия и атеизм в СССР. 1972. 59/60. 28.
  • "Информационный Бюллетень". 1985. № 12, с. 22.

(Кривошеин Всеволод Александрович; 17.07.1900, С.-Петербург - 22.09.1985, там же), архиеп. Брюссельский и Бельгийский, богослов, патролог. Его отец, А. В. Кривошеин (1858-1921),- министр землеустройства и земледелия (1908-1915), один из сподвижников П. А. Столыпина в проведении земельной реформы, премьер-министр правительства Юга России адмирала П. Н. Врангеля (1920), мать - Е. Г. Кривошеина (урожд. Карпова). Находился в родстве со старообрядческой купеческой фамилией Морозовых . В 1916 г. В. А. Кривошеин окончил гимназию и поступил на историческое отд-ние историко-филологического фак-та Петроградского ун-та. Весной 1917 г. переехал в Москву, где продолжил образование на историко-филологическом фак-те Московского ун-та. В годы гражданской войны уехал на Юг, чтобы вступить в Добровольческую армию; после потери 2 пальцев руки был эвакуирован из Новороссийска в Каир. С 1920 г. жил в Париже. В 1924 г. окончил филологический фак-т Сорбонны и записался студентом в только что основанный митр. Евлогием (Георгиевским) Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже . В 1924-1925 гг. В. А. Кривошеин принимал участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД) , присутствовал на его съездах в Аржероне; в сент. 1925 г. выехал на съезд РСХД в Югославию, в мон-рь Хопово, откуда вместе с С. Сахаровым (впосл. схиархим. Софроний) отправился в паломническую поездку на Афон , к-рая определила всю его последующую жизнь. В праздник Введения во храм Пресв. Богородицы того же года он был принят послушником в Русский вмч. Пантелеимона мон-рь на Афоне и поставлен на послушание в мастерскую по починке облачений; 6 апр. 1926 г., в канун праздника Благовещения Пресв. Богородицы , был пострижен в рясофор с именем Валентин, а 18 марта 1927 г.- в мантию с именем Василий. В 1927-1929 гг. учился греч. языку сначала в мон-ре, а затем в Карее , адм. ц. Афона. Наряду с обычными послушаниями с 1929 по 1942 г. В. исполнял обязанности монастырского секретаря-грамматика по греч. переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также сопровождал паломников-иностранцев, посещавших Афон в летнее время. В совершенстве овладев греч. языком, исполнял канцелярские обязанности в мон-ре и, получив доступ в книгохранилище обители с богатейшими архивами древних рукописей, начал изучать святоотеческое наследие, написал ст. «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» (1936). Будучи в 1937 г. избран «соборным старцем», т. е. членом монастырского Совета, почти ежегодно назначался вторым чрезвычайным представителем мон-ря на общеафонских собраниях 20 мон-рей, где обсуждались и решались наиболее важные святогорские вопросы. В 1942-1945 гг. был представителем (антипросопом) Свято-Пантелеимонова мон-ря в Свящ. Киноте Св. горы, а в 1944-1945 гг. также членом Свящ. Эпистасии (адм. органа Афона). В то время мон-рь переживал острый кризис из-за непрерывного уменьшения числа братии в результате кончины ее престарелых членов и отсутствия пополнения по причине жестких ограничительных мер греч. властей, направленных против притока на Афон иностранцев, особенно русских. В. как монастырскому секретарю и представителю в Киноте пришлось вести напряженную борьбу против таких ограничений, что вызвало резкое недовольство гражданской власти и высылку В. в сент. 1947 г. со Св. горы. При этом формально он оставался в составе братии Свято-Пантелеимонова мон-ря. В февр. 1951 г. по приглашению настоятеля домового храма во имя свт. Николая Чудотворца в Оксфорде (РПЦ), окормлявшего православных разных национальностей, архим. Николая (Гиббса) и с благословения игумена Свято-Пантелеимонова мон-ря В. поселился в Оксфорде. По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) он был рукоположен еп. Далматинским Иринеем (Джорджевичем) (Сербский Патриархат) 21 мая 1951 г. во иеродиакона, а на др. день - во иеромонаха и назначен священнослужителем Свято-Никольского храма.

В период жизни в Оксфорде В. занимался активной церковно-научной деятельностью, принимал участие в съездах и собраниях Албания св. и прп. Сергия содружества , выступал на международных научных конгрессах и конференциях: участвовал в работе 1-го Международного съезда патрологов в Оксфорде (1951, затем вплоть до 1979 - в каждом из оксфордских патрологических съездов, являвшихся самыми представительными богословскими собраниями своего времени), в 1958 г. был на съезде византологов в Мюнхене. В апр. 1957 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) В. был возведен в сан архимандрита; 26 мая 1958 г. постановлением Святейшего Патриарха и Свящ. Синода был назначен 2-м викарием экзарха МП в Зап. Европе архиеп. Клишийского Николая (Ерёмина ; впосл. митр. Корсунский) с титулом еп. Волоколамского и пребыванием в Париже. Хиротония В., однако, неск. задержалась из-за трудностей с получением франц. визы. В марте 1959 г. был назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде; 14 июня 1959 г. в Лондоне, в храме Успения Пресв. Богородицы (РПЦ), была совершена хиротония В. архиеп. Николаем (Ерёминым) и еп. Сергиевским Антонием (Блумом ; впосл. митр. Сурожский) (ЖМП. 1959. № 9. С. 27-32). В наречении принял также участие еп. Иаков Апамейский (Вирвос, К-польский Патриархат). В нояб. 1959 г. В. переехал в Париж, где нес архипастырское служение в качестве помощника архиеп. Клишийского; в том же году (11-15 нояб.) состоялась его поездка в Фессалонику для участия в торжествах, посвященных 600-летию со дня кончины свт. Григория Паламы (ЖМП. 1960. № 2. С. 72-80).

После смерти (в апр. 1960) митр. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского) указом Патриарха Алексия I и Свящ. Синода В. был назначен на Брюссельскую кафедру, на к-рой пребывал вплоть до своей кончины. Вскоре после назначения В. посетил Москву, где 21 июля 1960 г., в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, был возведен в сан архиеп. Брюссельского и Бельгийского. За время управления Брюссельской и Бельгийской епархией стараниями В. были открыты 2 храма в Брюсселе и мон-рь в Первейзе. В новооткрытых храмах служба совершается на франц., в мон-ре - на фламанд. языке.

В. много лет возглавлял редакционный комитет «Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата» (ВРЗЕПЭ), в к-ром опубликовал множество своих статей. Активно участвовал в общественной жизни РПЦ: входил в состав делегации Московского Патриархата на трех Совещаниях представителей Поместных Православных Церквей на о-ве Родос (1961-1964) и на 4-м Совещании (1968) в Шамбези (Швейцария); решением Свящ. Синода от 5 авг. 1965 г. был назначен членом Межправославной богословской комиссии от РПЦ по диалогу с англикан. Церковью. В. принимал активное участие в работе Всемирного совета Церквей (ВСЦ): летом 1963 г. работал на IV Всемирной конференции «Вера и церковное устройство» в Монреале (Канада), был членом делегации РПЦ на IV Ассамблее ВСЦ в Уппсале в 1968 г. Присутствовал на XIX Международном конгрессе старокатоликов в Вене в сент. 1965 г. и на ежегодных богословских собеседованиях в Шевтони , а также на целом ряде богословских и экуменических форумов.

В сент. 1963 г. В. участвовал в торжествах в бенедиктинском аббатстве Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, посвященных 1000-летию монашества на Афоне, однако вновь побывать на Св. горе он смог только в апр. 1977 г. В июне 1966 г. В. посетил Св. землю, совершил Божественную литургию у Гроба Господня и в Гефсимании и великое водоосвящение на р. Иордан (ВРЗЕПЭ. 1966. № 56. С. 238-252).

В. неоднократно приезжал в Россию, совершал богослужения, посещал храмы и мон-ри, с большим интересом следил за развитием церковной жизни в России. В окт. 1984 г. он присутствовал на торжествах, посвященных 175-летию со дня основания ЛДА; 7 сент. 1985 г. приехал на торжества по случаю тезоименитства (9 сент.) Патриарха Пимена. 15 сент., в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, В. совместно с митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) совершил свою последнюю Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде, где 85 лет назад был крещен. После литургии он почувствовал себя плохо, был доставлен в больницу с инсультом и параличом левой части тела. Спустя 7 дней В. мирно почил о Господе. Погребен на Серафимовском кладбище в С.-Петербурге, согласно его желанию быть похороненным в родной земле.

Сочинения

В период пребывания на Св. Горе В. написал ст. (по сути небольшую монографию) «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» (впервые издана в Праге в 1936 в ежегоднике «Seminarium Kondakovianum»). Это первая работа на рус. языке обобщающего характера, написанная на основе всех изданных к тому времени творений свт. Григория Паламы. Она может рассматриваться как ответ на нападки на свт. Григория нек-рых католич. ученых (М. Жюжи и др.). Миросозерцание свт. Григория Паламы в работе В. представлено как единое, целостное учение. Исходной точкой для него служит гносеология, антропология и аскетика святителя. Значение свт. Григория В. видит в том, что он «своим учением о несозданном Свете и Божественных энергиях... подвел неразрушимый богословский базис под традиционное мистическое учение Православной Церкви» (С. 150). Споры, разгоревшиеся вокруг него, согласно В., объясняются различиями между преобладающими типами богословствования и богопознания, свойственными католич. Западу (катафатическое богословие) и правосл. Востоку (апофатическое богословие) (С. 128-130). В 1960 г. В. вновь возвращается к осмыслению личности и богословия свт. Григория Паламы в одной из небольших работ «Святой Григорий Палама - личность и учение (по недавно опубликованным материалам)» (ВРЗЕПЭ. 1960. № 33-34. С. 101-114). В ней он особенно подчеркивает монашеские истоки учения святителя, к-рое «может быть резюмировано как богословское оправдание возможности непосредственного общения человека с Богом» благодаря Воплощению (С. 107).

Пребывая в Оксфорде, В. принял участие в составлении «Греческого патристического словаря» (A Patristic Greek Lexicon / Ed. G. W. H. Lampe. Oxf., 1961), написал ряд статей для научных журналов Англии, Германии, Греции, Италии, Франции. Начиная с 50-х гг. много работал над изучением жизни и трудов прп. Симеона Нового Богослова . Помимо многочисленных журнальных статей, посвященных прп. Симеону, В. подготовил 3-томное научное издание его «Огласительных слов» во франц. патристической сер. «Sources Chrétiennes». В 1964 г. за этот труд Ученым советом ЛДА В. был удостоен степени д-ра богословия. Результатом многолетних исследований явилась фундаментальная монография «Прп. Симеон Новый Богослов (949-1022)», вышедшая в 1980 г. в Париже одновременно на рус. и франц. языках - первое в рус. церковной науке систематическое изложение мистического и догматического богословия прп. Симеона. В предисловии В. отмечает, что целью данного труда было «дать живой, объективный, хорошо документированный словами самого прп. Симеона и, в особенности, правдивый образ великого святого, доступный широкому кругу образованных читателей... а не только профессиональным византологам, или, тем более, только конфессиональным полемистам» (1996. С. 10-11). Несомненная заслуга В. состояла в том, что ему удалось представить теснейшую связь непосредственного духовного опыта прп. Симеона с догматическим учением правосл. Церкви, а также внутреннее единство его умозрения. В. приходит к выводу, что в центре богословского видения прп. Симеона находится Воплощение, к-рое «является главным источником обожения человека, оно также основа Евхаристии, которая получила у прп. Симеона то место в монашеской жизни, которого», по мнению В., «не имела у древних аскетических писателей» (С. 433-434).

Др. важное научное исследование В.- «Символические тексты в Православной Церкви» (1964) - было предложено им для обсуждения в рамках программы несостоявшегося Всеправославного Предсобора, подготовка к к-рому проводилась в 60-х гг. XX в. В. считал, что «задачей грядущего Предсобора и последующего за ним, если Богу угодно, Вселенского Собора явится... выяснение, что именно среди всех многочисленных догматических текстов может рассматриваться как символический текст, выражающий веру и учение Церкви, как Церковь должна к нему относиться и какою степенью авторитетности и обязательности тот или иной текст обладает» (БТ. 1968. Сб. 4. С. 6). В. анализирует и дает богословскую оценку символическим памятникам правосл. Церкви, начиная с Символа веры свт. Григория Чудотворца (III в.) и заканчивая Катехизисом свт. Филарета (Дроздова) (XIX в.); особенное внимание уделяет символическим текстам XVII в., в первую очередь «Православному исповеданию Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (1662), в к-рых вслед за прот. Георгием Флоровским видит образцы «западного пленения» Православия в тот период; приходит к выводу, что все символические памятники и тексты эпохи после Вселенских Соборов следует оценивать и определять по степени их авторитетности «при свете святоотеческого предания, верности ему не по букве, но по духу... Никакой абсолютный критерий здесь... невозможен, да и не нужен» (Там же. С. 33).

В др. многочисленных научных статьях В. нашли отражение разнообразные вопросы церковной традиции: от обобщающего анализа восточнохрист. духовной жизни («Православное духовное предание») до специальных проблем («Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов», «Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы»», «Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого», «Экклезиология св. Василия Великого», «Простота Божественной природы и различия в Боге по св. Григорию Нисскому» и др.). В 1982-1983 гг. В. опубликовал переводы на рус. язык 3 новооткрытых «Слов» прп. Макария Египетского из собрания типа III и 8 «Слов» из собрания типа I.

Особый интерес в лит. наследии В. представляют его воспоминания, посвященные революционным событиям в России (Февральские дни в семнадцатом году // Воспоминания. С. 2-28), гражданской войне (Девятнадцатый год // Там же. С. 29-197), событиям из истории РПЦ и ее деятелям в XX в. (Там же. С. 199-473).

Соч.: Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы // SK. 1936. № 8. С. 99-154; Date du texte traditionel de la «Prière de Jesus» // Messager EPREO. 1951. N 7-8. P. 55-59 (рус. пер.: Дата традиционного текста Иисусовой молитвы // ВРЗЕПЭ. 1952. № 10. С. 35-38); Афон в духовной жизни Православной Церкви // Там же. 1952. № 12. С. 5-23. Православное духовное предание // Там же. 1952. № 9. С. 8-20; Братолюбивый нищий: Мистическая автобиография прп. Симеона Нового Богослова // Там же. 1953. № 16. C. 223-236; Заметка к слову «О памяти смерти» прп. Симеона // Там же. 1953. № 14. С. 89-91; Angels and Demons in the Eastern Orthodox Spiritual Tradition // The Angles of Light and the Powers of Darkness. L., 1954. P. 22-46 (рус. пер.: Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов // ВРЗЕПЭ. 1955. № 22. С. 132-157. М., 2000п. СПб., 2002п); The Writings of St. Symeon the New Theologian // OCP. 1954. N 20. P. 298-328; The Most Enthusiastic Zealot («Ζηλωτὴς μανικώτατος»): St. Symeon the New Theologian as Abbot and Spiritual Instructor // ÖS. 1955. N 4. P. 108-128 (рус. пер.: Неистовый ревнитель: Прп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник // ВРЗЕПЭ. 1957. № 25. С. 30-53); «῾Ο ἀνυπερήφανος θεός»: St. Symeon the New Theologian and Early Christian Popular Piety // StPatr. 1957. Vol. 2. P. 485-494; The Holy Trinity in Greek Patristic Mystical Theology // Sobornost (Ser. 3). L. 1957. N 21. P. 462-469; 1957-1958. N 22. P. 529-537; The Original Form and the Later Redactions of the St. Symeon the New Theologian // Actes du IXème Congr. Intern. des Études Byzantines. 1957. T. 3. P. 161-168; Св. Григорий Палама: Личность и учение (по недавно опубл. мат-лам) // ВРЗЕПЭ. 1960. № 33-34. С. 101-114; Le thème de l"ivresse spirituelle dans la mystique de St. Syméon le Nouveau Théologien // Messager EPREO. 1960. N 35. P. 10-18 (рус. пер.: Тема духовного опьянения в мистике прп. Симеона Нового Богослова / Пер. Т. А. Миллер // АиО. 2002. № 4 (34). С. 79-87); St. Syméon le Nouveau Théologien et Nicétas Stéthatos: Histoire du Texte des Catéchèses // Akten des XI intern. Byzantinistenkongresses. Münch., 1960. P. 273-277 (рус. пер.: Прп. Симеон Новый Богослов и Никита Стифат: История текста огласительных слов // ВРЗЕПЭ. 1961. № 37. С. 41-47); Еще о Халкидонском соборе и малабарских христианах: По поводу ст. Н. М. Зернова «Что отделяет нас от ортодоксальной Церкви Южной Индии» // ВРЗЕПЭ. 1961. № 38-39. С. 153-161; Прп. Симеон Новый Богослов и его отношение к социально-полит. действительности своего времени // Там же. С. 121-126; Quelques mots supplémentaires sur la question des stigmates // Messager EPREO. 1963. N 44. P. 203-205 (рус. пер.: Несколько слов по вопросу о стигматах // ЖМП. 1986. № 4. С. 67-68); Grégoire Palamas ou Syméon le Nouveau Théologien? // Ibid. N 44. P. 205-210 (рус. пер.: Другие главы: Григорий Палама или Симеон Новый Богослов? // ЖМП. 1986. № 4. С. 68-71.); Syméon le Nouveau Théologien: Catéchèses / Introd., texte crit. et not.; trad. par J. Paramelle. T. 1-3 // SC. P., 1963-1965. N 96, 104, 113; Les textes symboliques dans l"Église orthodoxe // Messager EPREO. 1964. N 48. P. 197-217; 1965. N 49. P. 10-23; N 50. P. 71-82 (рус. пер.: Символические тексты в Православной Церкви // БТ. 1968. Сб. 4. С. 5-36. [М.; Калуга], 2003п); Догматич. постановление «О Церкви» Второго Ватиканского собора с правосл. точки зрения // ВРЗЕПЭ. 1966. № 56. С. 222-238; Богосл. диалог между Правосл. Церковью и англиканским вероисповеданием и его проблемы // ВРЗЕПЭ. 1967. № 59. С. 157-178; Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого // Там же. 1968. № 61. С. 48-55; Экклезиология св. Василия Великого // Там же. № 62-63. С. 122-150; Autorité du Saint-Esprit // Messager EPREO. 1969. N 68. P. 205-209; «Essence créée» et «Essence divine» dans la théologie spirituelle de Syméon le Nouveau Théologien // Ibid. 1971. N 75-76. P. 151-170 (рус. пер.: «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии прп. Симеона Нового Богослова / Пер. Т. А. Миллер // АиО. 2002. № 2 (32). С. 64-83); L"œuvre salvatrice du Christ sur la Croix et dans la Résurrection // Ibid. 1972. N 78-79. P. 106-120; L"autorité et l"infaillibilité des Concils œcuméniques // Ibid. 1974. N 85-88. P. 63-70; Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение // ВРЗЕПЭ. 1975. № 89-90. С. 71-88; Дух Святой в христ. жизни по учению прп. Симеона Нового Богослова // Там же. № 91-92. С. 171-191; Simplicité de la nature Divine et les distinctions en Dieu selon saint Grégoire de Nysse // Messager EPREO. 1975. N 91-92. С. 133-158; Vision de lumière chez St. Syméon le Nouveau Théologien // Ibid. 1976. N 93-96. P. 15-37; Исповедь и священство у прп. Симеона Нового Богослова // Вестн. РХД. 1979. № 129. С. 25-36; St Syméon le Nouveau Théologien à travers les âges (XIème-XXème s.) // Messager EPREO. 1979. N 101-104. P. 27-32; Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022). П., 1980. Н. Новг., 19963 (франц. изд.: Dans la Lumière du Christ: St. Syméon le Nouveau Théologien (949-1022). Chevetogne, 1980); Монахиня мать Екатерина [Полюхова] (1906-1982): Опыт духовной биографии // ВРЗЕПЭ. 1985. № 114. С. 209-217; Из восп. о Соборе 1971 г. // Вестн. РХД. 1986. № 147. С. 210-235; Богословские труды (1952-1983 гг.): Ст., докл., переводы. Н. Новг., 1996 [Библиогр.: С. 365-371]; Воспоминания. Н. Новг., 1998; Две встречи: Митр. Николай (Ярушевич) и митр. Никодим (Ротов). СПб., 2003.

Лит.: Бобринский Б ., прот . Памяти архиеп. Василия Брюссельского и Бельгийского // РМ. 1985. 25 окт.; То же // Вестн. РХД. 1986. № 147. С. 206-209; То же // Судьба века: Кривошеины. СПб., 2002. С. 343-345; Городецкий М ., диак . Высокопреосв. Василий, архиеп. Брюссельский и Бельгийский // ЖМП. 1986. № 4. С. 34-38; Lossky N . Son Éminence Mgr Basile, Archevêque de Bruxelles et de Belgique: In Memoriam // ВРЗЕПЭ. 1987. N 115. P. 43-44; Солженицын А . И . Красное колесо: В 10 т. М., 1993-1997. Т. 5. С. 250-255, 383-386.

М. В. Никифоров

Русь уходящая: Рассказы митрополита Александрова Т Л

Архиепископ Василий (Кривошеин)

В опубликованных воспоминаниях архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия приводятся слова митрополита Никодима о патриархе: «Патриарх Алексий - робкий и равнодушный человек. Он аристократ, барин. На церковь смотрит как на свою вотчину». лучше бы он, конечно, не Никодима цитировал, а написал свои впечатления. Никодим Патриарха ненавидел лютой ненавистью и совершенно не понимал. В этом отчасти сказывалась вечная трагедия отцов и детей. Безусловно, патриарх не был ни холодным, ни равнодушным. Но его слабость была в том, что он был очень деликатный человек. В этом смысле патриарху Сергию с его характером было легче. Кроме того, он был страшно одинок. Единственным его близким другом был митрополит Григорий (Чуков), а после его смерти он остался совсем один. Как–то он даже мне жаловался: «Мне очень трудно, Костя. Мне не с кем поговорить». Патриарх Пимен тоже был одинок. Много позже и он говорил мне - чуть–чуть иначе: «Мне очень трудно, владыка. Мне не с кем посоветоваться».

Что касается самого архиепископа Василия, то человек он был сложный. Страшно самолюбивый. Хотя редактируемый им «Вестник Западного экзархата» был <198> изданием довольно серым, да и его работа о Симеоне Новом Богослове ничего особенно нового не содержит - ну, только то, что он знал греческий и выверил кое–какие переводы. А самомнение было куда какое! Все: «Я - я - я! А вот здесь так, а вот здесь не так, а вот здесь запятая не в ту сторону!»

Однажды собрались сфотографироваться все вместе, а его нет. Ждали, ждали. У Патриарха, смотрю, уже складки на щеках собираются. Наконец, появляется Василий со своим «Я - я - я!». Патриарх, увидев его, процедил сквозь зубы: «У, капуста брюссельская!»

Не хочу примешивать своего раздражения, но меня он однажды зверски обидел. В швеции насели на меня журналисты, стали спрашивать - тогда же, когда спрашивали и о Дудко, - чт? я думаю о преподавании Закона Божия в школах. Я сказал, что мой отец был законоучителем, и говорил, что, когда Закон Божий стоит в обязательной программе, он нивелируется в ряду других предметов. Воспитание, прежде всего, должно быть в семье, - школа же должна воспитывать не столько уроками Закона Божия, сколько общим духом. А Василий после этого разразился статьей: что, вот мол, такой сякой архиепископ Питирим считает, что учить вере не нужно.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

О чем поспорили тверской епископ Федор и новгородский архиепископ Василий Калика? В середине XIV века возник богословский спор между тверским епископом Федором и новгородским архиепископом Василием Каликой на тему о том, существует ли где-нибудь на земле рай. Федор

Из книги Непознанный Мир Веры автора Автор неизвестен

Архиепископ и милиционер Знаменитый хирург, лауреат Сталинской премии, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) гулял по какому-то садику, где играли дети. Был он, разумеется, в рясе и в клобуке. Владыку увидел милиционер и буквально набросился на него:- Гражданин, почему вы тут

Из книги Вероучительные документы Православной Церкви автора Автор неизвестен

Архиепископ Василий (Кривошеин) Обзор Существующих Символических Документов и Вопрос Составления Нового. Введение Вопрос о символических текстах в Православной Церкви, об их месте и значении в православном богословии и в православном сознании не является новым для

Из книги Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия(Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной автора Георгиевский Митрополит Евлогий

16. АРХИЕПИСКОП ВОЛЫНСКИЙ Революция. Церковный Собор (1917–1918)Вскоре по выздоровлении мне пришлось участвовать в Земском собрании. Атмосфера его была нервная, грозовая… Я сказал речь с некоторым подъемом. Губернатор Скаржинский, крайний правый, в бытность свою непременным

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Архиепископ Макариос Архиепископ Макариос был очень милый, приветливый человек. на Кипре его все любили и когда он умер, от Никозии до Киккского монастыря, где его хоронили, народ стоял сплошной цепью - где–то гуще, где–то реже, но без перерыва.Как президент он ездил в

Из книги Отец Арсений автора Автор неизвестен

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Василий, архиепископ Новгородский Святитель Василий, архиепископ Новгородский, по прозванию Калика, был священником в Новгороде и за добродетельную жизнь был избран на Новгородскую кафедру. Святой Василий рукоположен в архиепископа Новгородского святым митрополитом

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

5. Андроник, архиепископ Пермский, Феофан, епископ Соликамский, Василий, архиепископ Черниговский, и иже с ними «В качестве полкового священника сибирской армии, - описывает П. Туруханский, - мне пришлось довольно долгое время странствовать по городам и весям

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Архиепископ см.: Епископ; Церковнослужители.

Из книги Византийское миссионерство [Можно ли сделать из «варвара» христианина?] автора Иванов Сергей Аркадьевич

V. Василий I Видимо, Василий Македонянин стал первым византийским императором, кто всерьез считал себя равным апостолам именно в миссионерском смысле. Конечно, пропаганда веры издавна объявлялась религиозным долгом императора. Такие властители, как Юстин I или

Из книги Отец Арсений автора

АРХИЕПИСКОП 4 августа 1970 г.Я приехала к о. Арсению с целым рядом вопросов и сомнений, возникших в связи с семейными обстоятельствами, племянником, моим братом, его семьей. Приехала рано и уже в шесть утра звонила в дверь дома Надежды Петровны, предполагая уехать с поездом в

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Нашествие Батыя Мученики: князья Роман, Олег, Феодор, Евпраксия, Иоанн рязанские. Владимир, Всеволод, Мстислав, Агафья, Мария, Христина, Феодора владимирские. Св. великий князь Георгий Всеволодович, св. Василий Константинович ростовский, Василий Козельский После смерти

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ВАСИЛИЙ преподобный, игумен Спасомирожский, угодник Псковский, убит 1299 г. мая 4 Ливонцами при нашествии их на город Псков. Мощи Василия почивают в Спасомирожском монастыре. Местная память ему творится 5 марта (60) Ист. Княж. Псков. III,

Из книги Учение древней Церкви о собственности и милостыне автора Экземплярский Василий Ильич

ВАСИЛИЙ, архиепископ Новгородский и Псковский прозванием Колека, избран в сан архиепископа 1329 года, на место Моисея, из священников Новгородской Козьмодемьянской церкви; по пострижении хиротонисан 1331 г. митрополитом Феогностом во Владимире Волынском. В то время

Из книги автора

ПРИЛОЖЕНИЕ. Архиепископ Василий (Кривошеин). ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ Мне хотелось бы рассмотреть в настоящей статье несколько харак­терных мест из «Огласительных Слов» пр. Симеона

Загрузка...