domvpavlino.ru

Виды омовения. Тахарат (правила ритуальной чистоты) для начинающих. Когда не нужно делать вуду

Омовение. Намаз. Совершение намаза. Как делать намаз?

Многие люди и даже те, кто был рожден мусульманином не знают, как начать молиться (совершать намаз) . Некоторые не могут начать молиться - им что-то мешает. Некоторые боятся начать совершать намаз потому что считают, что со временем они забросят это дело. Будущее знает только Всевышний, а эти сомнения ухищрения шайтана.
Оставление намаза - тяжкий грех, может ввести человека в неверие - неверный будет вечно гореть в аду.
Намаз является вторым по значению столпом Ислама , после Шагьадата (свидетельство- "Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его" ).
Намаз - обязанность мусульманина.

И так приступим... С чего начинать совершения намаза?

В первую очередь это омовение перед намазом. (Малое омовение). Делаем все по порядку.


По-арабски читаем справа на лево.


Намерение на омовение: Бисмиллягьи РахIмани РахIим. Я намереваюсь совершить обязательное омовение, ради Всевышнего Аллаха, Аллаху акбар.

1. Затем моем кисти рук , читаем молитву: اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي جَعَلَ الْماءَ طَهُورًا
"Аль-хIамду лиллягьи-ллязи джагIаляль-маа тагьураа" - Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей.

2. Умывание лица , читаем следующее:اَللّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهُ أَوْلِيائِكَ وَلا تُسَوِّدْ وَجْهي بِظُلُماتِكَ يَوْمَ تَسْوَدُّ وُجُوهُ أَعْدائِكَ
"Аллагьумма баййиз ваджгьи бинурика явма табъяззу вуджугьу авлияика ва ля тусаввид ваджгьи бизулюматика явма тасвадду вуджугьу гIдаика" - О Аллах! Освети мое лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица Твоих любимцев, и не очерняй мое лицо Твоим мраком в тот день, когда очернятся лица Твоих врагов.

3. Умываем правую руку , до предплечья (от кончика пальцев до чуть выше локтя). При этом читаем следующее: اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا
"Аллагьумма агIтIини китаби биямини ва хасибни хисабан ясира". - О Аллах, предложи мне мои записи земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчетом легким.

4. Умываем левую руку , до предплечья (от кончика пальцев до чуть выше локтя) . При этом читаем следующее: اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري
"Аллагьумма ля тугIтIини китаби бишимали ва ля мин вараи загьри". - О Аллах, не предлагай мне мои записи слева и сзади.

5. Протираем голову (смоченными ладонями обеих рук, проводим от лба до затылка (как в рекламах шампуня) три раза, каждый раз новой водой) . Читаем:
اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ
"Аллагьумма хIаррам шагIри ва башари гIаля-ннар". - О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу.

6. Мытье правой ноги (ноги моем левой рукой, хоть немного и не удобно, но обязательно левой) . При этом читаем:اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ
"Аллагьумма саббат къадамайя гIаля-ссиратIи явма тазиллю фигьиль-акъдам". - О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить .

7. Мытье левой ноги (тоже моем левой рукой) . Читаем тоже, что и при мытье правой ноги.

Если не знаете молитв, то можно читать суры или аяты из Корана. Например суры 112-114. По одной суре на каждую руку или ногу и конечно же лицо. При смачивании головы можно сказать Аллаху акбар (Аллах велик) или Бисмиллягьи рахIмани рахIим (во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного)

После омовения желательно прочитать дугIа (подняв ладони до уровня лица, повернувши ладони к небу - все дугIа читаю именно таким образом) . Читаем:молитву:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْني مِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِه وَسَلَّمْ

"Ашгьаду алля иллягьа илляллагь вахIдагьу ля шарика лягь, ва ашгьаду анна Мухаммадан гIабдугьу ва расулюгьу. Аллагьумма-джгIальни мина-ттаввабина ваджгIальни миналь-мутатIагьирина, ваджгIальни мин гIибадика-с-салихIина, субхIанакаллашгьумма ва бихIамдика, ашгьаду алля илягьа илля анта, астагIфирука ва атубу иляйка, ва салляллагьу гIаля саййидина Мухаммадив-ва гIаля алигьи ва сахбигьи ва саллям". - Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад - Его раб и Посланник. О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие.

Намаз: Совершение намаза. Как делать намаз?

После совершения омовения , мусульманин может приступить к намазу. Существует пять обязательных намазов , которые мусульманин обязан выполнять каждый день.
Пять обязательных намазов это: 1. Утренний, 2. Полуденный (обеденный) 3. Послеполуденный (послеобеденный) , 4. Вечерний, 5. Ночной.
Утренний намаз состоит из 2х ракаатов; Вечерний намаз состоит из 3х ракаатов; Полуденный, Послеполуденный и Ночной состоят из 4х ракаатов. Что такое ракааты мы опишем ниже.

И так, приступим к совершению намаза.

Становимся на молитвенный коврик (будем рассматривать коврик, как место для намаза) . Стелим коврик так, чтобы встав на него вы смотрели в сторону Каабы (Киблы) . Любой намаз совершается повернувшись к Каабе.

Делаем намерение (например на вечерний намаз 3х ракаатный): Бисмиллягьи РахIмани РахIим. Я намереваюсь совершить обязательный вечерний трехракаатный намаз, ради Аллаха, Аллаху акбар (в момент, когда произносим Аллаху акбар , поднимаем руки с раскрытыми ладонями, чуть касаясь мочек своих ушей большими пальцами ). Затем опускаем ладони в район под сердцем, сначала ставим левую ладонь, а поверх её правую. И вот вы уже в намазе.

Делаем первый ракаат.

1. В этом положении читаем суру Аль-ФатихIа :

1 بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيم
"Бисмиллягьи рахIмани рахIим" - во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

2 الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِين
"АльхIамдулиллягьи раббиль гIалямин" - Хвала - Аллаху, Господу миров.

3 الرَّحْمـنِ الرَّحِيم
"Ар-РахIмани-р-РахIим" - Милостивому, Милосердному.

4 مَـالِكِ يَوْمِ الدِّين
"Малики яумиддин" - Властелину Дня воздаяния.

5 إِيَّاك نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِين
"Иййака нагIбуду ва иййака настагIин" - Лишь Тебе наше поклонение, лишь к Тебе наша мольба о спасении.

6 اهدِنَــــا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ
"Игьдина ссиратIаль мустакъим" - Веди нас прямым путем.

7 صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّين
"СиратIал лязиина ангIамта гIаляйгьим, гъайриль магъзуби аляйгьим ва лязооалин" - Путем тех, кому ниспослал Ты милость Свою, не тех, на кого пал гнев Твой, и не тех, кто впал в заблуждение.

Аминь! (Аминь Рабб-аль гIаламин) .

2. После суры Аль-ФатихIа , Произносим Алаху акбар и нагибаемся вперед и кладем ладони на колени (становимся буквой "Г" - поясной поклон ). Произносим:
سبحان ربي العظيم
"СубхIана Рабби-ль-ГIазим" - Безупречен мой Великий Господь! 3 раза.

3. Выпрямляемся произнося:
سمع الله لمن حمده
"СамигIа-Ллагьу ли-ман хIамида" - Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!

4. После этого сказав Аллаху акбар идем на земной поклон (сужда) . Сначала ложим ладони на коврик (если здоровье позволяет, если не получается, то можно упасть на колени и уже потом положить ладони) , потом касаемся всем остальным коврика, это: колени, лицо. В общем коврика должны касаться семь частей тела: лицо (лоб, нос), ладони, колени и подушечки пальцев ваших ног. Ладони должны быть направлены в ту же сторону, что и молящийся (в сторону Каабы - обязательно) , кладем их на уровне плеч.
В таком положении читаем:
سبحان ربي الأعلى
"Субхана Рабби-ль-ГIаля" - Безупречен мой Высочайший Господь! 3 раза.

5. Прежде чем оторвать лоб от коврика следует произнести Аллаху акбар и уже потом садиться. Садимся так, чтобы ягодицы уперлись в пятки. Ладони кладем на колени. Этот момент называется "сидение между суждами" Замираем в таком положение на 2-3 секунды.

6. Сказав Аллаху акбар , снова кладем ладони на коврик и касаемся лицом (лбом и носом) коврика. Т.е. делаем то же самое, что и в четвертом пункте. После прочтения
"Субхана Рабби-ль-ГIаля" - 3 раза, говорим Аллаху акбар и встаем. И попадаем в такое положение, как в пункте 1. Один ракаат выполнен!!!

Второй ракаат - делается всё тоже самое, что и в первом. Но теперь после пункта 6 мы не встаем, а остаемся в положении "сидя" . Ладонь левой руки оставляем так же на колени, а правую ладонь сжимаем кулак, оставив указательный палец прямым (лучше полу-прямым) . В таком положении читаем: АттахIияту .

اَلتَّحِيّاتُ الْمُبارَكاتُ الصَّلَواتُ الطَّيِّباتُ لِلهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكاتُهُ، اَلسَّلامُ عَلَيْنا وَعَلى عِبادِ اللهِ الصّالِحينَ، أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله،ِ اَللّهُمَّ صَلِّ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما صَلَّيْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، وَبارِكْ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما بارَكْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، فِي الْعالَمينَ، إِنَّكَ حَميدٌ مَجيد

"Ат-ТахIиййяту-мубаракату-ссалявату-ттIаййибату лиллягь. Ас-Саляму гIаляйка аййюгьа-ннабиййю ва рахIматуллагьи ва баракатугь. Ас-Саляму гIаляйна ва гIаля гIибадиллягьи-ссалихIин. Ашгьаду алля илягьа илляллагь ва ашгьаду анна Мухаммада-ррасулюллагь. Аллагьумма салли гIаля МухIаммад, ва гIаля али МухIаммад, кама салляйта гIаля Ибрагьим ва гIаля али Ибрагьим. Ва барик гIаля Мухаммад, ва гIаля али МухIаммад, кама баракта гIаля Ибрагьим ва гIаля али Ибрагьим, филь- гIалямина, иннака хIамиду-ммаджид" . - Все приветствия, благословения, молитвы и благие дела принадлежат Аллаху. Пророк, мир Тебе, милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и богобоязненным, благочестивым рабам Аллаха. Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и я ещё раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха.
О Аллах! Даруй Пророку Мухаммаду и его роду больше чести и величия, так же как Ты дал честь и величие Пророку Ибрахиму и его роду. О Аллах! Дай Пророку Мухаммаду и его роду больше благословения, так же как дал благословение Пророку Ибрахиму и его роду – во всех мирах. Воистину, Ты Хвалимый и Тебя мы славим.

В данном случае приведен салават: "Ас-Салят аль-Ибрагьимийя" (т.к. нужный нам салават пока найти не получается)

Когда читаете Шагьадат (свидетельство) в первой его части (Ашгьаду алля илягьа илляллагь ) отрываем указательный палец от колена на 3-4 сантиметров, во второй (ва ашгьаду анна Мухаммада-ррасулюллагь ) опускаем до уровня 1-2 см. Не опускайте палец и не дергайте, (это важно!). Произносим Аллаху акбар и встаем, как в пункте 1 - два ракаата сделаны.

Делаем еще один ракаат и снова читаем АттахIияту , чтоб закончить намаз т.к. это последний третий ракаат , поворачиваем голову в право и произносим: "Ас-саляму гIаляйкум ва РахIматул-лагь" , затем поворачиваем влево и произносим тоже самое.

Вот вы и совершили Вечерний трех ракаатный намаз.

Это намаз совершенный по Шафиитскому мазгьабу .

Хочу обратить ваше внимание, что это самый простой способ совершения намаза для начинающих. Со временем когда вы уже станете более знающими, в намаз можно добавлять короткие суры и аяты из Корана, читать дугIа и т.д.
Намаз совершается только на арабском языке.

Если заметили ошибки прошу поправить меня, я не являюсь алимом и могу ошибиться. Если есть текст Аттухияту на арабском и транскрипция будьте добры покажите.

Всевышний Аллах в священном Коране сказал:

يأيّها الّذين آمنوا إذا قمتم إلى الصّلاة فاغسلوا وجوهكم و أيديكم إلى المرافق و امسحوا برءوسكم و أرجلكم إلى الكعبين

Смысл: «О вы, которые уверовали, когда вы захотите встать на намаз, будучи без омовения, мойте ваши лица и руки до локтей (включительно), протрите ваши головы (т. е. часть) и мойте ваши ноги до щиколоток (включительно)» .

Знайте, что частичное омовение тела (вузуъ) также имеет определенные условия (шуруты) и включает в себя обязательные (арканы) и желательные (сунны) действия. Обязательные пункты – это те, без соблюдения которых омовение является недействительным. Рекомендуемые – те, при невыполнении которых омовение является действительным, но за соблюдение этих действий дается вознаграждение. Далее мы расскажем об условиях омовения, о способе его выполнения, перечисляя арканы и сунны.

Условия частичного омовения

Условиями частичного омовения тела являются:

1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды .

2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела .

3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые могут изменить цвет, вкус, запах чистой воды .

4. Отсутствие на моющихся частях тела какого-либо изолятора (например, лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с тем или иным омываемым участком тела.

5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения .

6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными составными частями (арканами) , а какие желательными (суннами) .

Помимо того, больные, которые страдают недержанием мочи, газов, кала, в том числе и женщины, находящиеся в состоянии истихазы (Истихаза – кровотечение из матки женщины при болезни), совершая частичное омовение тела, должны соблюдать еще и следующие условия:

1. Ждать наступления времени совершения намаза.

2. Подмываться.

3. Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо, обертывать половой член чем-либо не пропускающим влагу наружу, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует просто закрыть половой орган чем-либо, не пропускающим выделения наружу .

4. Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.

5. После омовения необходимо сразу совершить намаз.

Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом» . Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой.

Порядок совершения частичного омовения

1. Омовение начинается с мытья кистей рук . Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘уз у билляhи мина-щщайтани-рраджим» и «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза.

3. Необходимо иметь соответствующее намерение для обязательного омовения. Когда вода касается вашего лица, сделайте намерение сердцем: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вузуъ) ради Аллаха» . Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной) .

При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду»

(«ШАХАДА» – формула принятия и свидетельствования Единобожия.

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ

«Ашhаду алля иляhа илляллаh, ва ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh».

(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение)) .

В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы .

4. Далее, обязательной составной частью омовения является мытье лица (кожи и волос) полностью : от корней волос на голове до подбородка включительно, от одной ушной раковины до другой. Густую бороду достаточно мыть поверхностно (не до корней). Лицо также рекомендуется мыть три раза.

5. После этого обязательно один раз, но рекомендуется три раза помыть руки, включая локти . Сначала моем правую руку, а затем левую.

6. Затем обязательно один раз протереть часть головы смоченной в воде рукой, но желательно протереть три раза и полностью.

8. Обязательно мыть ноги , включая щиколотки. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. Затем точно так же левой же рукой моют левую ногу. Рекомендуется же мыть их три раза, начиная с правой ноги.

На этом омовение завершается.

Обязательные действия частичного омовения

Из описанных выше действий частичного омовения тела, обязательными являются шесть:

1. Намерение. Оно обязательно должно быть выражено сердцем одновременно с мытьем лица, но желательно его произнести и вслух. Также необходимо осознавать обязательность данного омовения. Если вы начали мыть лицо до того, как сделали намерение, то обязательно необходимо повторить мытье вместе с намерением.

2. Полное мытье лица , от корней волос до подбородка, от одной ушной раковины до другой, включая волосы, растущие на лице: брови, ресницы, усы, волосы на висках и те, которые растут на лбу. Если у мужчины густая борода (сквозь которую не видна кожа), ее достаточно помыть поверхностно.

3. Мытье рук от кончиков пальцев до локтей включительно.

4. Протирание части головы – кожи или волос при условии, что протираемые волосы были непосредственно на границе головы.

5. Мытье ног , включая щиколотки.

6. Выполнение этих обязательных пунктов омовения строго в названной последовательности .

Обстоятельства, нарушающие частичное омовение

Частичное омовение тела нарушают следующие обстоятельства:

1. Выделения из переднего или заднего прохода , будь то обычные выделения (моча, кал и воздух) или необычные (камни, глисты, мазью и вадью), кроме спермы (которая не нарушает частичного омовения тела). В этом случае необходимо совершить полное омовение тела.

2. Прикосновение к коже человека противоположного пола старше 6-7 лет без изолятора, за исключением близких родственников (махрам) , с которыми согласно Шариату нельзя вступать в брак (мать, отец, родная сестра, брат, мать жены или молочная сестра). Прикасаться преднамеренно к коже чужой женщины (аджнабийя) , кроме жены, – грех, и нет разницы между молодой женщиной или пожилой, которая не вызывает возбуждения. При прикосновении к маленькой девочке до шести, семи лет, которая не вызывает возбуждения у нормального мужчины, омовение не нарушается. Омовение не нарушается при прикосновении к зубам, ногтям или волосам чужой женщины, хотя это является грехом, если совершено преднамеренно. Омовение не нарушается при прикосновении к коже посторонней женщины через изолятор (например, перчатки).

3. Потеря рассудка , сознания и наступление сна . Кто потерял сознание, рассудок, был в состоянии сильного опьянения или заснул, его омовение нарушается. Исключение – если человек спал, прижавшись к сидению так плотно, что невозможен был выход кишечных газов. Дремота не нарушает омовение. Дремота – это состояние, при котором человек слышит речь окружающих, но не понимает ее хорошо.

4. Непосредственное прикосновение ладонью к человеческим половым органам или кольцу анального прохода , своим или чужим, независимо от возраста и пола. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто прикоснулся к своему половому органу, пусть совершит омовение перед тем, как совершить намаз» .

Ладонь – это сторона кисти, которая не будет видна, если соединить внутреннюю сторону кистей рук, расставив при этом пальцы. Прикосновение к ягодицам и к нечеловеческим половым органам не нарушает омовения. Также не нарушает омовения прикосновение к половым органам тыльной стороной руки или прикосновение через изолятор.

Состояние человека, который находится в одном из названных обстоятельств, называется «малым хадасом» .

Запрещается при нарушении частичного омовения тела совершать намаз, таваф (хождение вокруг Каабы), прикасаться к Корану (но можно читать, не дотрагиваясь до него) и носить его.

Желательные действия частичного омовения

Желательными действиями при выполнении частичного омовения тела являются:

1. сидеть лицом к Каабе;

2. произнести: «Исти‘азу», «Шахаду» и затем «Басмалу» перед началом омовения;

3. вымыть руки до того, как опустить их в сосуд с водой, которая будет использована для омовения (даже если руки чистые);

4. чистить зубы сиваком (веточки и корни дерева арак);

5. прополоскать рот и нос и высморкаться. Их полоскание лучше выполнять одновременно, тремя пригоршнями воды, усердно, если не соблюдаете пост;

6. мыть лицо за его границами;

7. мыть руки и ноги выше обязательных границ (т. е. руки до плеч, а ноги до колен);

8. протирать полностью волосы на голове. Для этого желательно приложить большие пальцы к вискам, а указательные ко лбу, и протереть ими волосы до затылка и обратно.

9. протирать уши изнутри и снаружи. Это выполняется следующим образом: указательные пальцы кладутся в ушные отверстия и проворачиваются несколько раз, большими пальцами протирается внешняя часть, т. е. задняя часть уха, после этого желательно мокрыми ладонями слегка прижать уши. Желательно протирать их три раза, каждый раз обновляя воду;

10. протирать между пальцами рук и ног;

11. промывать густую бороду до корней волос;

12. начинать с правой стороны (например, если вы моете руки, то сначала моете правую, затем левую);

13. троекратно промывать каждую моющуюся часть;

14. мыть с протиранием;

15. помыть следующий орган до того, как высохнет предыдущий;

16. не расходовать сверх меры воду;

17. выпить немного из оставшейся после омовения воды;

18. после омовения побрызгать немного воды ниже пояса;

Омовение того, кто не выполняет сунны, ограничиваясь обязательными действиями, принимается, но он упускает много вознаграждений. Также желательно, чтобы намерение сохранилось до завершения омовения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершил омовение, как было велено, и выполнил намаз, как было велено, ему прощаются совершенные (во время между двумя намазами) малые грехи».

Нежелательные действия частичного омовения

Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:

1. омовение частей тела более или менее трех раз;

2. мытье в начале левых частей тела, а затем правых (например, вначале мыть левую руку, а потом правую);

3. встряхивание воды с частей тела;

4. вытирание омытых частей тела полотенцем без необходимости;

5. чтобы воду при омовении наливал другой человек, если в этом нет необходимости;

6. совершение омовения водой, сильно нагретой на солнце в медной посуде (в жарких странах);

7. ведение посторонних разговоров при омовении;

8. совершение омовения в грязном месте (например, в туалете), где на тело и одежду могут попасть грязные брызги;

9. глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста, при котором вода может попасть вовнутрь;

10. для человека, соблюдающего пост, нежелательно пользоваться сиваком после полуденного намаза;

11. расходование воды сверх меры (т. е. более или менее 1 литра для частичного омовения).

Малое омовение (вудуъ) можно совершать только чистой и очищающей водой – то есть той, которая осталась в первозданном виде.

Примечание : небольшой объем воды становится нечистым при простом соприкосновении с чем-то нечистым (наджас), а большой объем (около 210 литров и более) становится нечистым, только если изменился ее цвет, запах или вкус.

Начинается совершение омовения со слов «БисмиЛля h ». Перед каждым омовением желательно (сунна) вымыть руки, а вставшему после ночного сна, троекратное мытьё рук перед омовением, является обязательным.

Примечание: не желательно мыть любую из частей тела больше трех раз.

Затем нужно прополоскать рот. Полоскание рта один раз является обязательным, а полоскание трижды является желательным (сунной).

Примечание: 1) необходимо именно полоскание рта, а не просто набирание воды в рот и ее сплёвывание. 2) во время полоскания, зубы желательно чистить сиваком.

Затем нужно промыть нос. Промывание один раз является обязательным, а промывание трижды является желательным (сунной).

Примечание: необходимо слегка втянуть воду внутрь носовой полости.

Затем нужно вымыть лицо. Один раз является обязательным, а трижды - желательным. Лицо следует мыть от уха до уха по ширине, а по высоте обычно от границы роста волос на голове до подбородка.

Примечание: мужчинам, если борода не густая, необходимо довести воду до кожы лица, пронизывая бороду пальцами, а если она густая, то достаточно будет провести пальцами между волос.

Затем нужно вымыть обе руки от кончиков пальцев до локтей (включая локтевой сустав). Мытьё рук один раз является обязательным, а троекратное мытьё - желательным.

Примечание: желательно начинать с правой руки и потирать их при омовении.

Затем нужно протереть голову мокрыми руками. После этого следует ввести указательные пальцы в уши, протирая внутреннюю часть, а большим протереть внешнюю часть уха. Все это следует делать только один раз.

Примечание: 1) Нет нужды протирать длинные волосы по всей длине; 2) Если волос нет, следует протирать кожу головы.

Затем нужно вымыть ноги вместе с щиколотками. Один раз является обязательным, а трижды - желательным.

Важные замечания:

1) При малом омовении (вудуъ) обязательным (ваджибом) является совершение четырех действий, это:

1- омывание лица (с полосканием рта и промыванием носа),

2- мытье рук до локтей,

3- протирание головы,

4- мытье ног. Также необходимо соблюдение порядка совершения данных действий. Если порядок нарушается, вудуъ считается недействительным.

2) Также необходима непрерывность совершения действий.

3) Сунной является прочитать после завершения вуду такое ду’а: «Аш h аду алля иля h а илляЛла h у ва h да h у ля шярика ля h у ва аш h аду анна Му h аммадан ‘абду h у ва расулу h » («Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Одного, нет Ему сотоварищей; и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник»), а затем совершить молитву в два рак’ата.

4) Кроме поминания «БисмиЛля h », произносимого вначале омовения и поминания «Аш h аду алля иля h а илляЛла h у ва h да h у ля шярика ля h у… », произносимого по завершении омовения, других поминаний в пророческой Сунне не приходит!

Подготовлено по книге «Толкование последних трёх частей Священного Корана».
Официальный сайт книги: www.tafseer.info
Отредактировано администрацией сайта «Почему Ислам?»

PS: Обращаем внимание наших дорогих читателей, что данные нормы по малому омовению были соблюдены в соответствии с правовой школой имама Ахмада ибн Ханбаля, так как в оригинале указанной нами книги, на которую мы опирались в составлении и оформлении данного материала, информация дана именно по ханбалитскому мазхабу.Поэтому хотели бы от себя пояснить, что в некоторых моментах данного вопроса (малого омовения) в ханафитской правовой школе есть некоторые свои отличительные от ханбалитского мазхаба ньюансы.

Во- первых:

По ханбалитскому мазхабу небольшой объем воды становится нечистым при простом соприкосновении с чем-то нечистым (наджас), а большой объем (около 210 литров и более) становится нечистым, только если изменился ее цвет, запах или вкус.

– по мнению ханафитских и некоторых других ученых, как Ибн Аль-Кайим, нет никакой разницы между большим и небольшим объемом воды, и вода, которая была чистой, теряет свою чистоту только если изменился ее цвет, запах или вкус.

Во-вторых:

Вставшему после ночного сна, троекратное мытьё рук перед омовением является обязательным.

– по мнению ханафитских, маликитских и шафиитских ученых это является желательным действием (сунной), а не обязательным.

В третьих:

Полоскание рта один раз является обязательным, а полоскание рта трижды является желательным (сунной).

– по мнению ханафитских ученых полоскание рта и промывание носа является желательным, а не обязательным.

В четвертых:

Также необходимо соблюдение порядка совершения данных действий. Если порядок нарушается, вудуъ считается недействительным. А также необходима непрерывность совершения действий.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую)/3/ .

8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум 1/4 часть волос) /4/ .

9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей/5/ ; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею/6/ .

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем - левую /7/ .

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.

В конце желательно /8/ произнести следующие слова:

«Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх.
Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин.
Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь.
Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад».

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ الله ُ وَحْدَهُ لاَ شَريِكَ لَهُ ،
وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ.
اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ
وَ اجْعَلْنِي مِنَ المْتُـَطَهِّرِينَ.
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ أَنْتَ
أَسْـتَـغـْفِرُكَ وَ أَتوُبُ إلَيْكَ.
وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ .

«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей (Он ни с кем не делит Своей власти). И свидетельствую, что Мухаммад - раб Его и посланник.
О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым.
Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою.
Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его».

Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас совершит омовение и скажет после этого: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь» , для того откроются восемь врат Рая, через любые из которых он сможет пройти [если смерть постигнет его]»/9/ .

По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)» /10/ .

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода»/11/ . Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха/12/ , «о необходимости или желательности этого [т. е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса»/13/ .

В итоге можно заключить, что желательным и канонически обоснованным является начать процесс омовения с именем Творца и завершить его вышеприведенной молитвой.

Вода для омовения. Омовение можно совершать любой чистой водой : пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем/14/ ] пригодно для употребления в пищу»/15/ .

Кроме того, для омовения можно использовать снег/16/ , при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной)/17/ .

Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль)/18/ .

В Священном Коране сказано: «Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

/1/ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения - это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.
/2/ Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако, если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение " ‘умумуль-бальва«, ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения - от Сатаны.
Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.
Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.
/3/ «Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин [Сады благонравных]. Каир: аль-Мысрия ал-любнания, 1993. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» - «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» - «правильно» от «recht» - «правый» и т. д.).
/4/ 1/4 часть - это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.
/5/ Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.
/6/ Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Большая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.
/7/ На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой - последовательность в совершении пяти упомянутых.
Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.
/8/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.
/9/ Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.
/10/ См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.
/11/ См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.
/12/ Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (умер в 1245 г. по григор., в 643 г. по хиджре) - шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов - «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».
/13/ См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.
/14/ Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55 или на сайте www. umma. ru.
/15/ Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».
/16/ Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться водой.
/17/ См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.
/18/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.

Многих новообращенных мусульман волнует вопрос о том, как делается омовение перед совершением намаза. Это очень важная процедура , которая не может быть опущена, так как молитвенное предстояние перед Богом возможно только в состоянии ритуальной чистоты. Ниже мы поговорим о том, каким образом совершается это омовение.

Виды омовения

В исламе существует два типа ритуального омовения: малое и полное. В малом варианте требуется омытие только рук, рта и носа, тогда полное требует омытия всего тела. Результатом обоих процедур является чистота, называемая по-арабски тахарат.

Полное омовение

Данный вариант называется по-арабски гусль. Ниже мы расскажем, как делать полное омовение, но предварительно нужно сказать о том, в каких случаях оно бывает необходимо. Итак, если речь идет о женщине, то гусль ей предписывается делать после окончания периода месячных дней и послеродовых истечений крови. Кроме того, причиной для полного омовения считается сексуальная близость. Если мы говорим о мужчине, то для него такой причиной также служит сексуальный контакт и факт семяизвержения вообще. Если человек только что принял ислам или по какой-либо причине не практиковал намаз, то ему также предписывается совершить гусль, поскольку вероятность того, что в предшествующей жизни у него не было таких моментов, когда правилами ислама требовалось полное омовение, близка к нулю.

Правила полного омовения тела

О том, как правильно делать омовение перед намазом, повествуют правила шариата. Согласно им, омыть следует нос, рот и все тело. Но, перед тем как делать омовение, нужно избавиться от всего, что способно помешать проникновению воды. Это может быть воск, парафин, косметические средства, краска, лак для ногтей и прочее. Во время омытия особенно тщательно нужно промыть места тела, в которые вода попадает с трудом. К примеру, ушные раковины, пупок, участки за ушами, отверстия от сережек. Кожа на голове также должна быть омыта водой вместе с волосами. По поводу того, как делать омовение женщинам с длинными заплетенными волосами, правила ислама поясняют, что если они, будучи заплетены, не препятствуют проникновению воды, то их можно оставить, как есть. Но если вода не может попасть из-за них на кожу головы, то волосы требуется расплести. Еще одна рекомендация по поводу того, как делать омовение женщинам, касается их женских половых органов. Их наружную часть также требуется омыть, желательно при этом присев на корточки.


Полоскание рта

Что касается полоскания рта, то эту процедуру нужно совершить трижды. При этом с зубов и из полости рта должно по возможности быть удалено все, что мешает проникновению воды на поверхность. На вопрос о том, как правильно делать омовение, если в зубах стоят пломбы, протезы или коронки, правила гусля отвечают, что эти вещи трогать не нужно. Также не нужно убирать различные приспособления, типа исправительных пластинок и брекетов, которые безопасно удалить сможет только врач. Надлежит на время купания избавиться только от тех вещей, которые легко снимаются и легко вставляются обратно. По поводу того, как правильно делать омовение, нужно сказать, что к этому действию прилагаются определенные суннаты и адабы, то есть некоторые ритуальные действия, которые в общем-то не обязательны. Но если их выполнить, то награда от Аллаха, как верят мусульмане, будет увеличена. Но поскольку это необязательные вещи, мы не будем касаться их в данной статье.


Что запрещено без полного омовения кроме намаза?

Есть вещи, которые запрещены к исполнению мусульманам, не выполнившим полного омовения. Кроме, собственно, намаза, к ним относятся совершение земных поклонов во время чтения определенных строк Корана и земных поклонов из благодарности к Аллаху. Кроме этого, запрещено прикасаться к Корану или к отдельным его частям, напечатанным в других книгах. Еще в состоянии нечистоты запрещено читать Коран, даже если вы его не трогаете. Разрешается читать только отдельные слова, совокупность которых составляет меньше одного аята, то есть стиха. У этого правила, правда, есть исключение. Так, разрешаются к чтению суры, представляющие собой молитвы. Без ритуального полного омовения запрещено ходить в мечеть и обходить Каабу во время хаджа.

Есть одна тонкость - состояние без ритуального омытия классифицируется на три уровня. В одном из них позволяется держать пост Рамадан, а в других - нет. Но это другая тема, и мы этого вопроса касаться не будем.


Малое омовение

Теперь поговорим о том, как делать омовение малое. Во-первых, нужно сказать, что такой способ омытия называется на арабском языке вуду. Также важно отметить, что он не заменяет собой полного омытия - гусля.

Когда делается вуду?

Чтобы понять, как правильно делать омовение перед намазом в соответствии с правилами вуду, надо усвоить, когда в этом есть необходимость. Допустим, вы сделали полное омытие, но затем, перед намазом, посетили туалет. В таком случае вам надлежит сделать малое омытие. Также это необходимо, если вы заснули или упали в обморок, так как состояние бессознательности приводит к частичной потере ритуальной чистоты. Церемонии вуду требует и ситуация, когда у человека пошла кровь, слизь или гной. Аналогично дело обстоит с ситуацией, когда случился приступ тошноты, и человека вырвало. Сильное кровотечение в ротовой полости (если крови больше, чем слюны) также считается поводом к прохождению малого омовения. Ну и заключает этот список ситуация алкогольного опьянения или иное помутнение рассудка.


Когда не нужно делать вуду?

Есть вещи, в отношении которых не совсем понятно, нужно ли делать омовение после них, или нет. И, наверное, самый распространенный среди них вопрос отхаркивания. Правила ритуальной чистоты ислама говорят, что отхаркивание слизи не приводит к необходимости проводить омовение. То же самое касается случаев, когда от тела отделяются небольшие части плоти - волосы, кусочки кожи и прочее. Но только в том случае, если это не вызвало кровотечения. Прикосновение к половым органам (при этом не важно, своим или чужим) не приводит к тому, что требуется повторное омытие. Прикосновение к человеку противоположного пола, если он не входит в категорию махрамов, также не считается поводом к повторению вуду.


Процедура вуду

Теперь расскажем непосредственно о том, как делать омовение перед намазом по чину вуду. В соответствии с нормами шариата, оно включает в себя четыре обязательных пункта - омытие лица, рук, ступней и носа.

Чтобы вымыть лицо, нужно понять, что в исламе считается лицом, то есть где проходят его границы. Итак, если по ширине, то граница лица будет проходить от одной мочки уха до другой. А по длине - от кончика подбородка и до точки, с которой начинается рост волос. Как делать омовение рук, также учат нормы шариата: руки должны быть омыты вплоть до локтей, включая последние. Аналогично и ноги моются до щиколотки. О том, как делать омовение перед намазом, если на поверхности кожи присутствует что-то, что может помешать проникновению воды, правила однозначно говорят, что такие вещи должны быть удалены. Если вода попадет не на всю площадь означенных частей тела, то омовение не может считаться действительным. Поэтому нужно и убирать все краски, украшения и прочее. Однако рисунки из хны омовению не препятствуют, так как она не мешает проникновению воды. После того как все части тела омыты, необходимо омыть голову. Как делать омовение головы по малому чину, опять же подсказывают правила. Фактически, омовением будет считаться простое протирание четверти площади головы влажной рукой. Но при этом нужно быть внимательным, так как протирание волос не на голове, а на лбу, затылке или протирание волос, скрученных на голове, не будет считаться действительным.

Нужно также отметить, что без малого омовения (если, конечно, вы только что не выполнили полное) запрещены некоторые ритуальные действия. Список их идентичен тем, которые запрещены при отсутствии исполненного гусля. Есть также и свои адабы и суннаты к малому омовению, которые мы не рассматриваем в этой статье. Еще один важный момент - при совершении вуду не нужно вынимать контактные линзы из глаз, так как это не требуется нормами шариата.

Полное омовение называется - гусль. Это процесс обливания водой всей поверхности тела. Женщина обязана совершить полное омовение после прекращения месячных или послеродового кровотечения, а также после интимной близости.


Порядок выполнения полного омовения:


  • Совершить (ният) намерение словами: "Я намереваюсь сделать полное омовение ради довольства Всевышнего Аллаха".

  • Прежде чем раздеться, надо произнести слова: "Бисмиллях" (С именем Аллаха). Так как голому человеку нельзя говорить молитву и нежелательно разговаривать.

  • Прежде всего необходимо помыть руки.

  • Подмыться, помыть срамные места, удалить из тела все нечистое.

  • Совершить малое омовение, не омыв только ноги.

  • Трижды облить тело водой, начиная с головы и переходя к правому плечу, после к левому, помыть все тело, в последнюю очередь ноги.

В случае когда волосы заплетены в косы, женщина не обязана их расплетать, если ничего не препятствует доступу воды к корням волос. То есть не надо распускать волосы, вода должна попасть к корням волос, но необязательно волосам.


Полное омовение считается действительным, если человек сполоснул рот, промыл нос и помыл все тело. То есть, необходимо выполнить три обязательных действия.

Малое омовение

Малое омовение называется вуду.


Порядок совершения малого омовения:


  • Намерение: "Я намереваюсь сделать малое омовение ради довольства Всевышнего Аллаха".

  • Произнесение слова: "Бисмиллях" (С именем Аллаха).

  • Мытье кисти рук до запястий.

  • Полоскание рта три раза.

  • Промывание носа три раза (втягивая воду носом и высморкавшись).

  • Промывание лица три раза.

  • Мытье рук до локтей, три раза.

  • Протирание головы, смачивая всего один раз руки, протирание ушей, не смачивая заново руки и шею тыльной стороной кисти. Следует протереть указательными пальцами внутреннюю сторону ушей, большими - наружную (все это делается всего один раз).

  • Мытье ног три раза. Сначала один раз, промывая между пальцами.

Малое омовение портят любые выделения из половых органов и заднего прохода (кал, моча, газы и т.д.), выделение крови, гноя из тела, рвота, потеря сознания, сон.


Без полного омовения малое омовение считается недействительным. После полного омовения не надо заново брать малое омовение.

Полное омовение называется - гусль. Это процесс обливания водой всей поверхности тела. Женщина обязана совершить полное омовение после прекращения или послеродового кровотечения, а также после интимной близости.


Порядок выполнения полного омовения:


  • Совершить (ният) намерение словами: "Я намереваюсь сделать полное омовение ради довольства Всевышнего Аллаха".

  • Прежде чем раздеться, надо произнести слова: "Бисмиллях" (С именем Аллаха). Так как голому человеку нельзя говорить молитву и нежелательно разговаривать.

  • Прежде всего необходимо помыть руки.

  • Подмыться, помыть срамные места, удалить из тела все нечистое.

  • Совершить малое омовение, не омыв только ноги.

  • Трижды облить тело водой, начиная с головы и переходя к правому плечу, после к левому, помыть все тело, в последнюю очередь ноги.

В случае когда волосы заплетены в косы, женщина не обязана их расплетать, если ничего не препятствует доступу воды к корням волос. То есть не надо распускать волосы, вода должна попасть к корням волос, но необязательно волосам.


Полное омовение считается действительным, если человек сполоснул рот, промыл нос и помыл все тело. То есть, необходимо выполнить три обязательных действия.

Малое омовение

Малое омовение называется вуду.


Порядок совершения малого омовения:


  • Намерение: "Я намереваюсь сделать малое омовение ради довольства Всевышнего Аллаха".

  • Произнесение слова: "Бисмиллях" (С именем Аллаха).

  • Мытье кисти рук до запястий.

  • Полоскание рта три раза.

  • Промывание носа три раза (втягивая воду носом и высморкавшись).

  • Промывание лица три раза.

  • Мытье рук до локтей, три раза.

  • Протирание головы, смачивая всего один раз руки, протирание ушей, не смачивая заново руки и шею тыльной стороной кисти. Следует протереть указательными пальцами внутреннюю сторону ушей, большими - наружную (все это делается всего один раз).

  • Мытье ног три раза. Сначала один раз, промывая между пальцами.

Малое омовение портят любые выделения из половых органов и заднего прохода (кал, моча, газы и т.д.), выделение крови, гноя из тела, рвота, потеря сознания, сон.


Без полного омовения малое омовение считается недействительным. После полного омовения не надо заново брать малое омовение.

Перед намазом молящийся должен приготовить себя к исполнению великого богослужения, совершив малое ритуальное омовение - вуду’ . В некоторых случаях необходимо совершить полное ритуальное омовение - гусл . Если нет возможности совершить малое или полное омовение - необходимо сделать омовение землёй - тайаммум . Данная публикация целиком посвящена малому омовению: действиям и условиям его совершения, его особенностям при наличии на теле ран, деяниям, для которых малое омовение становится обязательным, а также случаям, при которых оно аннулируется.

Как совершать малое омовение

Положение 58. Для совершения малого омовения человек должен сначала помыть лицо, правую и левую руки, затем провести по голове влажной рукой и провести правой рукой по верхней части стопы правой ноги и левой рукой по верхней части стопы левой ноги.

Действия при совершении малого омовения

Мытьё

Положение 59. При совершении малого омовения, человек должен сначала помыть лицо (от верхней части лба, где растут волосы, до конца подбородка). Чтобы убедиться в том, что обязательные части лица увлажнены, необходимо тщательно помыть его крайние части.

Положение 60. Согласно обязательной предосторожности лицо надо мыть сверху вниз.

Положение 61. Помыв лицо, необходимо помыть правую руку, затем левую (от локтей до кончиков пальцев).

Положение 62. Чтобы убедиться в том, что локти помыты полностью, необходимо помыть область чуть выше них.

Положение 63. Если кто-либо помыл руки до мытья лица, то во время малого омовения он должен помыть свои руки до кончиков пальцев. Омовение того, кто помыл руки до запястий, считается недействительным.

Масх

Положение 64. Местом проведения влажной рукой (масх) по голове, является верхняя часть головы, находящаяся выше лба.

Положение 65. Масх головы должен совершаться так, чтобы со стороны было заметно, что человек проводит рукой по голове.

Положение 66. Желательно (мустахаб) совершать масх головы длиной в один палец тремя сомкнутыми пальцами.

Положение 67. Нет необходимости проводить пальцами по коже головы, проведение пальцев по волосам верхней части головы также действительно. Однако если волосы длинные и при расчесывании падают на лицо, то необходимо совершить масх по коже головы.

Положение 68. После совершения масха головы необходимо провести рукой, на которой осталась влага, по ногам - от одного из пальцев до щиколоток.

Положение 69. Масх головы и верхней части ступни должен совершаться движением руки. Если масх будет совершаться не движением руки, а посредством движения головы или ступни, то такое омовение считается недействительным - голова и ступни должны быть неподвижны.

Положение 70. Рука должна быть настолько влажной, что после масха должен оставаться влажный след.

Положение 71 . Место, на которое совершается масх (голова и поверхность ног) должны быть сухими. Если голова или поверхность ног влажные, то необходимо протереть их насухо. Если место масха слегка влажное, и эта влажность не препятствует воздействию влажности руки, то масх считается действительным.

Положение 72. Между рукой и местом масха не должно быть никаких преград, таких как чадра, шапка, носки, туфли (даже, если некоторые из них пропускают влагу).

Положение 73. Место масха должно быть чистым. Если же место масха осквернилось и с него невозможно смыть скверну, то необходимо совершить тайаммум (ритуальное омовение землёй или песком).

Условия для совершения малого омовения

Положение 74. При условиях, приведённых ниже, малое омовение считается действительным (при отсутствии одного из них омовение аннулируется):

  • Вода должна быть чистой (не осквернённой), и, в целях предосторожности, она не должна быть запачканной веществами, которые не являются скверной, но вызывают отвращение (например, мочой животного, пригодного к употреблению в пищу);
  • Вода должна быть дозволенной к использованию согласно правилам шариата (например, она не должна быть краденной);
  • Вода должна быть категории мутлак (не мудаф );
  • Посуда для омовения должна быть дозволенной по шариату (не краденной);
  • Посуда для омовения не должна быть золотой или серебряной;
  • Части тела, которые мы омываем во время малого омовения и по которым совершаем масх , должны быть чистыми;
  • Не должно быть препятствий для попадания воды на части тела, используемые во время омовения;
  • Омовение должно совершаться с искренним намерением и без притворства;
  • Во время омовения необходимо чётко соблюдать порядок действий, описанный выше;
  • Действия во время омовения должны совершаться беспрерывно и последовательно (мувала) ;
  • Человек должен совершать омовение сам и без чьей-либо помощи;
  • Использование воды не должно навредить здоровью человека;
  • Наличие достаточного времени для совершения омовения.

Объяснение условий для совершения малого омовения

Положение 75. Омовение, совершённое осквернённой водой или водой категории мудаф, считается недействительным, даже если человек не знал о том, что вода осквернённая или принадлежит категории мудаф , или же даже если он забыл про это.

Положение 76. Вода должна быть дозволенной к использованию. В случаях, указанных ниже, омовение является недействительным:

  • совершение омовения водой, на использование которой нет согласия хозяина (несогласие его известно);
  • совершение омовения водой, согласие на использование которой неизвестно;
  • совершение омовения водой, которая является вакфом (имуществом, предназначенным для определённых богоугодных дел) определённых людей, для других считается недействительным. Например, совершение омовения водой из бассейна школы, которая является вакфом для учащихся этой школы, или водой некоторых мечетей, где вода является вакфом для тех, кто совершает молитву в этой мечети;

Положение 77. Если человек в определённом месте не знает о деталях и нюансах какого-либо вакфа , и люди обычно совершают там омовение, и им никто не запрещает совершать его там, то этот человек может совершить омовение водой в этом месте.

Положение 78. Если человек не знает, даёт ли хозяин согласие на совершение омовения водой из его водоёма, то этой водой можно совершать омовение.

Положение 79. Части тела, используемые при совершении омовения (лицо, верхняя часть головы, обе руки и ноги) должны быть чистыми.

Положение 80. Если на частях тела (используемых во время омовения) будет преграда, препятствующая попаданию воды, то необходимо устранить её.

Положение 81. Чернила ручки, жир, крем и пятна краски в случаях, если краска не будет иметь покрова, не являются препятствиями для попадания воды, но если имеется покров и препятствие для попадания воды на кожу, то необходимо устранить её.

Положение 82. Если человек знает, что какая-то вещь прилипла к частям тела (используемым во время омовения), но не знает, препятствует ли она попаданию воды на кожу, то необходимо устранить эту вещь или сделать так, чтобы вода достигла кожи.

Положение 83. Деяния при совершении омовения должны исполняться в следующем порядке: сначала надо помыть лицо, затем правую и левую руку, затем совершить масх головы и ног.

Положение 84. Омовение необходимо совершать последовательно и беспрерывно (мувала) .

Положение 85. Если человек захочет помыть или совершить масх одной из частей тела и при этом влажность всех предыдущих частей тела (используемых во время омовения) высохнет, то омовение аннулируется, так как между действиями омовения не должно быть большого промежутка времени. Омовение, в котором по мнению людей промежуток времени между действиями омовения не был последовательным и беспрерывным, также аннулируется.

Положение 86. Тот, кто может самостоятельно совершать действия омовения, не должен прибегать к помощи других людей. Если кто-то помоет его лицо, или совершит для него масх , или поможет попаданию воды к частям тела (используемым во время омовения), то его омовение считается недействительным.

Положение 87. Тот, кто не может самостоятельно совершать все этапы омовения, должен совершить его с помощью другого человека. Если же человек не может сам принимать участие в омовении с тем, кто помогает ему, то в порядке обязательной предосторожности, намерение (нийат) должны сделать оба.

Положение 88. Тот, кто знает, что заболеет или боится заболеть, совершив омовение, должен совершить тайаммум (ритуальное омовение землёй или песком). Если же он совершит малое омовение, то оно аннулируется. Тот, кто не знает, навредит ли ему вода или нет, и совершит малое омовение, а потом поймёт, что она была вредна для него, то его омовение также считается недействительным.

Положение 89. Омовение должно совершаться ради Аллаха, и нет необходимости произносить намерение (нийат) вслух или про себя, достаточно того, чтобы человек знал, что он совершает омовение для поклонения Аллаху, и, если у него спросят: «Что делаешь?», он ответит: «Совершаю омовение ради Аллаха».

Положение 90. Если для прочтения намаза остаётся мало времени, а человек хочет совершить малое омовение, и в результате весь намаз или его часть будут прочтены после определённого для намаза времени, то необходимо совершить тайаммум . Если для совершения малого омовения или тайаммума требуется одинаковое количество времени, то в таком случае следует совершить малое омовение.

Малое омовение при ранах

Джабира (лубок) - это лекарство, которым обрабатывают рану, или перевязка для раны или перелома.

Положение 91. Если человек, имеющий рану или перелом на частях тела, используемых во время омовения, в состоянии совершить омовение в обычном виде, то он должен совершить его, как обычно. Например, если имеется перевязанная рана, но её можно открыть и намочить.

Положение 92. Если открытая рана на лице или на руках, то необходимо помыть края раны и желательно провести по ней влажной рукой, если это не нанесёт вреда. После этого к ране нужно приложить чистую тряпку и провести по ней влажной рукой.

Положение 93. При совершении вуду’ джабира (малое омовение при ранах) необходимо, как обычно, омыть (или сделать масх ) те части тела, которые нужно омыть или протереть, а по тем частям тела, которые невозможно омыть (или сделать масх ), необходимо провести влажной рукой (т. е. по джабира ).

Положение 94. Если открытая рана или перелом находятся на верхней части головы или ног (места масха ), и нет возможности совершить масх , то необходимо совершить тайаммум .

Положение 95. Если руки или лицо перевязаны, то необходимо помыть те части, которые находятся между областями перевязки. Если перевязаны ноги или голова, то также необходимо сделать масх между областями перевязки, а с перевязанными частями необходимо поступить так, как описано выше.

Положение 96. Если перевязаны пальцы или ладони, то при совершении омовения необходимо провести по перевязке влажной рукой, а затем можно совершить масх по голове и ногам той влагой, которая осталась на перевязке.

Положение 97. Если перевязаны всё лицо или вся рука, то в таком случае также действует правило джабиры , и достаточно совершить только вуду’ джабира .

Положение 98. Если перевязана вся нога, но пальцы и верхняя часть ноги открыты, то необходимо совершить масх по открытым областям и по повязке.

Положение 99. Если повязка охватывает рану и её края и нет возможности развязать эту повязку, то необходимо совершить либо тайаммум , либо вуду’ джабира и тайаммум в случае, если повязка будет на местах, используемых для тайаммума (лоб, ладонь, поверхность руки).

Положение 100. Если к частям тела, используемым во время малого или полного омовения, прилип какой-то предмет, который невозможно устранить или который доставляет нестерпимую боль во время устранения, то человеку необходимо совершить либо тайаммум , либо вуду’ джабира и тайаммум , в случае если прилипший предмет будет на частях тела, используемых во время тайаммума .

Положение 101. Гусл джабира подобен вуду’ джабира , но, исходя обязательной предосторожности, гусл джабира нужно совершать методом тартиби (по порядку), а не иртимаси (одновременно).

Деяния, для которых необходимо совершить омовение

Положение 102. Омовение строго обязательно:

  • При совершении намаза (за исключением намаза по усопшему);
  • При совершении ритуального хождения вокруг святой Каабы (таваф) во время хаджа;
  • При прикосновении к записям Священного Корана и имени Всевышнего;

Положение 103. Намаз или обязательное хождение вокруг святой Каабы без совершения омовения считаются недействительными.

Положение 104. Тот, кто не имеет омовения, не должен прикасаться к следующим записям:

  • записям Корана (за исключением переводов);
  • имени Всевышнего (в порядке обязательной предосторожности нельзя прикасаться и к переводам имени Аллаха. Например: God, Бог).

Положение 105. Для нижеприведённых действий совершение омовения желательно:

  • для чтения намаза по усопшему;
  • для входа в мечеть или в храм Имамов, да будет мир над ними всеми;
  • для чтения Священного Корана;
  • если иметь при себе Коран;
  • при прикосновении к обложке или полям Корана;
  • при посещении могилы покойников;

В каких случаях аннулируется омовение

Положение 106. Омовение человека, с которым произошло один из нижеприведённых случаев, считается недействительным:

  1. при испускании мочи, кала или при выходе кишечных газов;
  2. после сна, во время которого не слышат уши и не видят глаза (при лёгкой дремоте омовение не аннулируется);
  3. при потере рассудка;
  4. при обмороке (потере сознания);
  5. при опьянении;
  6. при менструации.

Великий аятолла сейид Али Систани

Загрузка...