domvpavlino.ru

Викторины для школьников. В мире растений. Викторина «Растения и животные Викторина эти удивительные растения сценарий

1. Как с греческого языка переводится название растения астра? (Звезда.)

2. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде. (Огурец.)

3. Эта дикая ягода получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)

4. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - «поземка», у немцев - «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)

5. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.)

6. Слово капут в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)

7. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха.)

8. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? Почему? (Нет. Цветка папоротника не существует.)

9. В России, как, впрочем, и во многих других странах, «цветком солнца», «солнечным сыном» называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник.)

10. Почему у ели нижние ветви находятся у самой земли, а у сосны - гораздо выше? (Сосна - светолюбивое растение.)

11. Это симпатичное с виду болотное растение - настоящий хищник. Оно «питается» комарами и другими насекомыми. А как оно называется? (Росянка.)

12. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)

13. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох).

14. Это вовсе не качели, а растение такое - Обезьянам развлечение, покачаться можно вволю. (Лиана.)

15. Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но, в отличие от елки, опадают те иголки. (Лиственница.)

16. На ветке - конфетки с начинкой медовой,

А кожа на ветке - породы ежовой. (Крыжовник.)

17. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

18. Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)

19. Если высушить виноград, то что получится? (Изюм.)

20. Экзотический, мохнатый, зеленый, но сладко-кислый фрукт. (Киви.)

21. Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет! (Колокольчик.)

22. Цветок синего цвета, который часто можно отыскать во ржи. (Василек.)

23. Колючка на розе. (Шип.)

Викторина «Животные – герои сказок»

Викторина по сказкам для учащихся начальной школы

Сердобинцева Валентина Фёдоровна, заведующий библиотекой МБОУ СОШ №11, г. Новый Уренгой, ЯНАО

Описание материала : Трудно представить жизнь без сказок. Их любят и читают не только дети, но и взрослые. В сказках животные разговаривают человеческим голосом и совершают поступки, которые присущи людям. В сказках высмеиваются все человеческие пороки, а зло всегда наказано. Предлагаю Вам викторину для учащихся начальной школы по русским народным сказкам о животных. Викторину можно использовать на уроках по литературному чтению, а также во внеурочной деятельности. Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям, библиотекарям.
Цель : Расширить знания детей о сказках, воспитать нетерпимость к порокам людей.
Задачи: Научить понимать занимательность сюжетов сказок, уметь делать выводы. Развивать речь
и образное мышление. Сформировать устойчивый интерес к чтению.
Демонстрационный материал:
Выставка книг «В стране сказок». Рисунки детей на тему сказок. Запись песни «Маленькая страна»: музыка И.Николаева, слова И.Резника.
Ход мероприятия :
Звучит запись песни.
Библиотекарь :
Ребята! Сегодня мы поведём разговор о сказках. Я думаю, все вы любите сказки, знаете их. Посмотрите, какие замечательные герои сказок на ваших рисунках! Сколько разных сказок вы читали. Чему учат сказки? (Ответы детей) Правильно, сказки учат быть добрыми и справедливыми, ненавидеть злодеев, презирать хитрецов. В сказках с давних времён идёт непримиримая борьба между добром и злом. Сказка не просто выдумка – народная или авторская. Это занимательный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории, которая происходит с героями.
В сказках о животных звери не только разговаривают человеческим голосом, но и поступают как люди, думают как люди. Сегодня мы с вами вспомним сказки, в которых герои – животные.
Герой сказок – лиса
1. Какие сказки вы знаете, где высмеивается глупость, жадность лисы?
(«Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев»)
2. В какой сказке добрая лиса отнесла домой внучку бабушке и дедушке?
(«Снегурушка и лиса»)
3. Чем угощали спасительницу?
(творогом, молоком, яйцами и курочку на дорогу)
4. Кто ещё из зверей предлагал Снегурушке отвезти её домой?
(медведь, волк)
5. Кто учил волка ловить хвостом в проруби рыбку?
(лиса, «Лисичка-сестричка и волк»)
Сказка «Лиса и дрозд»
1. Почему дрозд испугался лисицы?
(лиса грозилась съесть дрозда и его деток)
2. Чем накормил дрозд лису?
(пирогами и мёдом)
3. Что вёз по дороге мужик?
(пиво в бочке)
4. Как дрозд напоил лису?
(дрозд рассердил мужика, и он вышиб из бочки гвоздь, а пиво полилось на дорогу)
5. Какие новые желания появились у лисы?
(она захотела, чтобы дрозд её насмешил, а затем испугал)
6. Как была наказана лиса за свою жадность и глупость?
(её разорвали собаки)
Сказка «Кот и лиса»
1. Почему мужик отнёс кота в лес?
(он был большой баловник)
2. Каким именем представился кот лисе?
(Котофей Иванович)
3. Что принесли в подарок Котофею Ивановичу волк и медведь?
(волк – барана, медведь - быка)
4. Кого они отправили с поручением к лисе и коту?
(зайца)
5. Где спрятались волк и медведь от кота?
(волк – в кустах, медведь – на дереве)
Герой сказок – медведь
1. В какой сказке мужик и медведь делили урожай?
(«Мужик и медведь»)
2. Что сеял мужик?
(репу, рожь)
3. В какой сказке девочка жила в избушке медведя?
(«Маша и медведь»)
4. Почему вол, баран и петух из сказки «Медведь и петух» убежали в лес?
(потому, что сын просил отца их убить)
5. Где хранил медведь мёд в сказке «Медведь и лиса»?
(на чердаке)
6. Кто съел весь мёд медведя?
(лиса)
Сказка «Медведь и собака»
1. Почему хозяин прогнал собаку?
(он стал старый и перестал сторожить дом)
2. Кто кормил собаку в лесу?
(медведь)
3. Кто помог вернуться собаке домой?
(медведь)
4. Как отблагодарил собака медведя?
(он носил ему угощения со стола хозяина)
5. Почему медведю пришлось убегать из гостей?
(он громко начал петь и всех напугал)
Герой сказок - заяц
1. В какой сказке заяц спас ворону?
(«Заяц – хваста»)
2. Чем хвастался заяц?
(своими усами, лапами и зубами)
3. Почему зайцы в сказке «Зайцы и лягушки» решили утопиться в озере?
(потому, что им надоело жить в страхе)
Сказка «Лиса и заяц»
1. В какой сказке лиса выгнала зайца из его избушки?
(«Лиса и заяц»)
2. Какая избушка была у зайца, а какая у лисы?
(у зайца – лубяная, у лисы – ледяная)
3. Кто из зверей помогал зайцу выгонять лису?
(собака, медведь, бык, петух)
4. Кто выгнал лису из чужой избушки?
(петух)
Герой сказок – волк
1. В какой сказке волк изменил голос и проглотил козлят?
(«Волк и коза»)
2. Как отблагодарил волк журавля за своё спасение в сказке «Журавль и волк»?
(волк съел журавля)
3. Кого хотел съесть волк, в сказке «Волк и бараны»?
(жеребёнка, баранов, ишака)
4. В какой сказке козёл перехитрил всех волков и убежал домой?
(«Хитрый козёл»)
Сказка «Овца, лиса и волк»
1. Почему овца убежала от хозяина?
(он обвинял её во всех проказах барана)
2. Кого встретила на своём пути овца?
(лису, волка)
3. Как лиса и овца избавились от голодного волка?
(лиса направила его в капкан)
Сказка «Иван-царевич и серый волк»
1. Как звали царя из сказки?
(Берендей)
2 .Сколько сыновей было у царя?
(3 сына)
3. Кто воровал золотые яблоки в саду царя?
(Жар-птица)
4. Какое задание поручил царь своим сыновьям?
(найти Жар-птицу)
5. Почему волк стал служить Ивану-царевичу?
(потому, что он съел его коня)
6. Где нашёл Жар-птицу Иван-царевич?
(в замке царя Афрона)
7. Что потребовал царь Афрон взамен Жар-птицы?
(привезти ему златогривого коня)
8. Какую службу нужно было сослужить царю Кусману?
(привезти дочь царя Далмата Елену Прекрасную)
9. В кого превращался Серый волк?
(коня златогривого, Елену Прекрасную)
10. Кто убил Ивана-царевича?
(родные братья)
11. Кто оживил Иван-царевича и как?
(Серый волк окропил его мёртвой и живой водой)
Вопросы для обсуждения:
1.Кто в сказках из лесных жителей:
А) самый хитрый и почему
(лиса, всех обманывала)
Б) самый злой
(волк, всех съедал или угрожал съесть)
В) самый трусливый
(заяц, всех боялся)
Г) самый сильный
(медведь, он большой, сильный и его боялись)
2. А бывают ли в сказках волк и лиса добрыми, а заяц храбрым? Приведите примеры.
(Да. «Иван-царевич и серый волк», «Заяц-хваста», «Снегурушка и лиса» и другие)
3. Все вы знаете сказку «Репка». Кто помог вытянуть репку?
(мышка)
4. Как вы думаете, мышка была самая сильная? О чём эта сказка?
(Мышка не самая сильная, но если всем вместе взяться за работу, всё получится. И даже самая малая
сила не бывает лишней)
5. В сказках герои часто попадают в беду. Давайте вспомним, по какой причине это происходит. И чему
учат эти сказки:
А) «Волк и коза»
(Козлята открыли двери волку, и он их проглотил. Нельзя открывать двери дома незнакомым)
Б) «Лиса и кувшин»
(Лиса решила утопить кувшин и сама утонула. Прежде чем что-то делать, нужно хорошо подумать)
В) «Коза-дереза»
(Коза обманула старика, обидела зайчика и за это поплатилась.Нельзя обманывать и обижать слабых)
Г) «Колобок»
(Колобок убежал от дедушки и бабушки и лиса его съела. Нельзя уходить без разрешения далеко от
дома, это опасно)
Д) «Лиса и журавль»
(Лиса пожалела угощения для журавля, а он ответил ей тем же. Нельзя жадничать и поступать плохо)
Сказки учат нас добру и справедливости, вселяют чувство оптимизма и радости. Читайте сказки, учитесь на чужих ошибках и постарайтесь не делать своих. Обратите внимание на выставку литературы «В стране сказок». Сколько интересных, занимательных сказок на ней представлено. Приходите в библиотеку, ждём вас. В следующий раз мы с вами поговорим о волшебных сказках.

Список использованных материалов
1. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева /Вступ. статья В. Аникина; ил. Н.Каминского. - М.: Правда, 1982.- 576с.: ил.
2. Русские народные сказки /Сост., вступит. Ст. и примеч. В.П. Аникина; Рисунки Е. Коротковой, Н.Кочергина, И.Кузнецова, К.Кузнецова, В.Милашевского, Б.Шахова; Оформление Б.Школьника.- И.: Дет. лит.,1986.- 543 с.: ил.
3. Мои любимые песни (Электронный ресурс).- 2001, SIMAZ

1. Это дерево — ближайший родственник тополя, его иногда называют «тополь дрожащий». Дрожащий — потому что его листья дрожат на ветру: черешки у них не цилиндрические, а плоские и сгибаться могут только в одной плоскости. (Осина)

2. Дерево или крупный кустарник, главная особенность которого — очень красивые белые, розовые и желтоватые цветки с великолепным запахом. А его листья содержат алкалоиды и эфирное масло, снижающие кровяное давление. Настоящим царством этих тропических растений, получивших название в честь известного французского ботаника, является Черноморское побережье Кавказа, в частности курортный город Сочи (Краснодарский край). Назовите это растение. (Магнолия)

3. Наши предки использовали этот колючий сорняк из семейства сложноцветных, чтобы отваживать чертей и другую нечисть, что и отразилось в его русском названии. Растение является национальным символом Шотландии; в этой стране даже существует орден, носящий имя его цветка, девиз на котором гласит: «Никто не уйдет безнаказанным». В просторечии некоторые виды этого растения часто называют репейником. Вспомните его второе название. (Чертополох)

4. Назовите самые распространенные в мире фрукты: ежегодно их производится в мире свыше шестидесяти миллионов тонн. (Апельсины)

5. Латинское название этого дерева Abies alba происходит от индо-германского слова «изобиловать». Скорее всего люди, давшие ей имя, имели в виду необычное для семейства сосновых сильное ветвление почти от земли. Самый известный лечебный продукт, который делают из этого дерева, — эфирное масло. {Пихта)

6. Этот плод дал основание для создания такой регалии, как держава, или, по старой русской терминологии, «яблоко державное». А кроме того, для создания короны в виде зазубренной шапочки без верха. Что это за плод? (Гранат. Остатки цветка [шипок] на верхней стороне плода граната дали повод так изображать короны со времен Средневековья)

7. Как называются маленькие зародыши растений, из которых вырастают новые растения? (Семена)

8. Как называется часть растения, из которой образуются плоды и семена? (Цветок)

9. О чем эта загадка: «В полосатом домике сто братьев живут, все друг на друга похожи»? (Арбуз)

10. Как называются деревья, на которых растут бобы для приготовления шоколада? (Какао)

11. О чем эта загадка: «Пока было в коже, не было гоже; вылезло из кожи — всем стало гоже»? (Об орехах)

12. Какие деревья должны преобладать в лесу, где строятся санатории для больных с легочными заболеваниями? (Сосны)

13. О каком растении наших огородов говорили, что оно помогает от семи недугов? (Лук — от семи недуг)

14. Какое растение имеет самые крупные семена? (Сейшельская пальма)

15. Какое дерево называют царем тайги? (Кедр. Если собрать весь урожай, который дают кедры за год, и переработать его, то можно удовлетворить мировую потребность в масле)

16. Какое дерево России — чемпион по морозостойкости (переносит морозы ниже —60 °С), чемпион по скорости роста — за 10 лет вырастает на 10 метров, и по площади хвойных лесов оно тоже занимает первое место? (Лиственница)

17. В российском «Лесном словаре» XIX века записано: «Дерево это поставлено на той же ступени, на какой лев находится между четвероногими, а также орел между птиц». О каком дереве идет речь? (О дубе)

18. В сказке говорится: «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная». Из какого же дерева была сделана заячья избушка? (Из липы. Твердый верхний слой липовой коры назывался «луб»)

19. Из какого злака мексиканцы пекут свои национальные лепешки, а румыны и молдаване готовят свою любимую мамалыгу? (Из кукурузы)

20. Изображение какого растения и его цветка, часто стилизованное, служит в ряде стран Азии и Северной Африки с древнейших времен символом жизни и счастья? (Лотос)

21. Символом какой страны является цветущая ветка сакуры? (Японии)

22. В Пекине этот напиток называют «соком от всех болезней» (язва, заболевания печени, почек, сердца, от гипертонии и так далее). Пьют его за 30—60 минут до еды утром и вечером. Он не очень вкусный, поэтому в него можно добавить немного фруктового сока. Из какого овоща китайцы делают «сок от всех болезней»? (Из картофеля)

23. Это дерево называли в старину деревом четырех дел. Первое дело — мир освещать. Второе дело — чистоту соблюдать. Третье дело — крик утешать. Четвертое дело — больных исцелять. Что это за дерево? (Береза)

24. Дерево это на Руси особо ценили. Без него не мыслил жизни ни один крестьянин. И чай из его цветков заваривали, и лыко на лапти драли, и мочало из него делали для веревок, кулей, циновок, из коры изготовляли лубки для покрытия домов, обивки саней, для изготовления коробов. (Липа)

25. Это хвойное дерево непременно сохраняет свою замечательную особенность. Спелая шишка на нем всегда сидит вертикально. (Пихта)

26. Почему у сосны нижние веточки высыхают? (Сосна очень светолюбива. Оттого, что верхние ветки закрывают солнце, нижние засыхают)

27. В старину, когда искали место, где рыть колодец, втыкали в землю прутик одного дерева. Если прутик не упадет, распрямится, надо рыть, вода будет. (Ива)

28. Это дерево по скорости роста может сравниться с бамбуком. Из него делают спички, так как его древесина очень пористая. Высушенная, она быстро загорается. А вот в лесу это дерево загорится последним, так как все поры его ствола заполнены влагой. (Осина)

29. Какое дерево в России одевается листвой позже всех? (Дуб)

30. Какие наши деревья «плачут» весной? (Клен, береза)

31. Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью? (Сирень и акация)

32. Какое дерево тонет в воде, почти не поддается гниению, из него строят опоры мостов, плотины и вся Венеция стоит на нем? (Лиственница)

33. Если у этого дерева обрезать вершину, оно уже никогда не вырастет, зато боковые ветви очень разрастаются. Такие деревья превращаются в живой щит и хорошо задерживают снег, поэтому их высаживают вдоль железной дороги как защитную полосу. (Ель)

34. На земном шаре есть дерево, которое гибнет, если его польешь. Что это за дерево? (Один из символов пустыни — саксаул)

35. Какое растение может расти со скоростью до одного метра в сутки? (Бамбук)

36. Стойкой сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. А чего, кроме пожара, боится сосна? (Темноты)

37. Как отличить черную и красную смородину, если ягоды еще не поспели? (Растереть листочек, у черной смородины запах своеобразный, а у красной нет запаха)

38. Подмечено, что в одни деревья молнии ударяют чаще, в другие реже, а третьи почти не трогают. Особенно значительны «шрамы» у дуба и у сосны. Почему молния часто повреждает дубы и сосны и почти не повреждает березу, тополь, вяз, орешник? (Основные корни дуба и сосны залегают очень глубоко, тем самым притягивают электрический разряд и проводят его в землю)

39. Какое из живых существ на земле в настоящее время самое старое? (Деревья живут гораздо дольше, чем любые другие растения или животные. Старейшее из живущих сейчас деревьев и, соответственно, старейшее из всех известных нам живых существ на земле — это одна из сосен, растущих в Калифорнии. Ее возраст более 4 600 лет)

40. Какое растение ядовито для человека и животных и совершенно безвредно для птиц? (Вороний глаз)

41. Соком какого растения выводятся бородавки? (Чистотел)

42. Какое растение применяли во время войны при перевязках вместо ваты и антисептика? (Мох)

43. Из корней какого растения вы добудете муку для хлеба? Если корни отварите — у вас будет второе блюдо, молодые побеги заменят капусту, свежие листья пойдут на салат, а высушенные листья дадут ароматную заварку. (Иван-чай)

44. Это удивительное растение называют медвежьим луком, растет оно в южной части России. Оно появляется, едва сойдет снег. Едят его в салатах, в супах и пельменях. Но лучше всего оно с хлебом и солью. В ста граммах его листьев витамина С больше, чем в одном килограмме лимона. Если съедать по 15 граммов этого растения в течение 15 дней, то восстанавливаются все витамины, потерянные организмом за зиму. (Черемша)

46. Жители Камчатки из волокон этого растения сотни лет делали одежду, паруса, вязали сети. По крепости и способности противостоять гниению, такие сети могли бы соперничать с капроновыми. Не случайно героиня сказки Андерсена Элиза плела рубашки своим братьям из волокон этого растения. (Крапива)

47. Доктор Любих из швейцарского исследовательского института транспортной медицины утверждает, что тот, кто ест эту ягоду, ночью видит лучше. Известно, что во время войны ее специально давали английским летчикам ночной авиации. (Черника. Голубика тоже улучшает зрение)

48. Как растет виноград без косточек? (У винограда, в котором нет косточек, нет, соответственно, и семян, из которых могли бы вырастать новые лозы. Поэтому размножаться он может только с помощью человека. Лоза отрезается от такого винограда и прививается к стеблю винограда другой разновидности)

49. Какое дерево является символом силы, мощи, долголетия, мужества и доблести? (Дуб)

50. Какое вечнозеленое дерево символизирует вечность жизни? (Ель)

51. Какое растение стало символом навязчивости и прилипчивости? (Лопух)

52. Какой колючий кустарник, дающий вкусные и полезные ягоды, со времен Париса, присудившего яблоко Афродите, стал символом и эмблемой одиозного, пикантного места? (Малина. Именно в зарослях малины Афродита, Гера и Афина стояли обнаженными перед Парисом, чтобы он мог решить, кто из них прекрасней)

53. Из всех вечнозеленых деревьев Древней Эллады ветви одного дерева стали символом мира, во-первых, потому, что после войн и пожарищ этому дереву требуется для роста больше всего времени, а во-вторых, потому, что венком из ветвей этого дерева греки награждали победителей Олимпиад, на время проведения которых прекращались все войны. Так что это за дерево? (Олива)

54. Согласно мифу, бог солнца, зари и поэзии — Аполлон, преследовал нимфу Дафну, которая, убегая от него, превратилась в куст. Ветвями этого куста Аполлон украсил свою голову и лиру. С тех пор ветви этого кустарника стали наградой тому, кто достиг славы. Назовите этот символ славы. (Лавр по-гречески — «дафн»)

55. Дерево это получило свое название за клейкий сок, а за мягкую древесину оно стало символом женственности, мягкости, податливости и нежности. Назовите это дерево. (Липа)

56. В дореволюционной России ветка этого дерева с плодом использовалась для знаков, отмечающих «мирные заслуги чиновничества, добропорядочную службу». А сейчас этот символ в геральдике не употребляется. Что это за дерево? (Груша)

57. Назовите один из древнейших символов плодородия и изобилия, а также жизненной силы и жизнерадостности. (Виноград)

Викторина «Удивительные растения»

    Из чего растения «производят» питательные вещества, используя для этого энергию солнечного света? (Углекислый газ и вода).

    Эти растения распространены везде: в пресной воде и во влажной почве, на камнях и коре деревьев, но наибольшее их разнообразие встречается в морях. Назовите эти растения. (Водоросли).

    Назовите растения, произошедшие от зелёных водорослей, которые первые освоились на суше. (Мхи).

    По старинному поверью это растение цветёт в ночь на Ивана Купалу, и тому, кто найдёт чудесный цветок, откроются тайны кладов. Но на самом деле это растение не цветёт. Назовите это растение. (Папоротник).

    Назовите единственное хвойное растение, у которого осенью хвоинки желтеют и осыпаются. (Лиственница).

    Назовите самые крошечные растения на Земле. (Ряска маленькая, вольфия бескорневая).

    На звание самых высоких деревьев претендуют два растения. Их высота может достигать 120 м. Назовите их. (Американские секвойи, австралийские эвкалипты).

    Некоторые деревца имеют возраст 47000 лет. Назовите дерево долгожитель. (Сосна остистая).

    С античных времён отварами из соцветий этого растения лечили различные воспаления, и до сих пор она считается одной из самых востребованных лекарственных трав. Часто растёт как сорняк. Что это за растение? (Ромашка аптечная).

    Это растение возделывают около 9000 лет и до сих пор оно «кормит» более половины населения Земли. Назовите растение. (Рис).

    В тропических лесах острова Суматра растёт это растение, знаменитое самыми большими в мире цветками. Они достигают размера автомобильного колеса. О каком растении идёт речь? (Раффлезия Арнрльди).

    Капельки на ресничках листа этого растения напоминают росу, откуда и пошло название этого растения. Что это за растение? (Росянка).

    В бассейне реки Амазонки растёт знаменитый сородич кувшинки с роскошными розовыми цветками и плавучими листьями диаметром до 2 м. Как называется это растение? (Виктория амазонская или виктория регия).

    Из древесных растений в тундре могут выжить лишь низкорослые кустарнички, которые зимой целиком укрыты снегом. Назовите самое маленькое древесное растение на свете, растущее в тундре. (Полярная ива).

    Это растение заслужило своё название. Их цветки, похожие на серебристо-белые колокольчики, порой распускаются прямо посреди ноздреватого мартовского снега. Как называется это растение? (Подснежник).

    У этих растений от листьев остались лишь одни черешки, превратившиеся в острые колючки. Стебли – зелёные мясистые. О каком растении идёт речь? (Кактус).

    Плоды этого растения при малейшем прикосновении взрываются, обливая нарушителя спокойствия струёй из липкого сока и семян. Как называется это растение? («Бешеный огурец»).

    Плод этого растения может путешествовать по волнам несколько месяцев. О каком растении идёт речь? (Кокосовая пальма).

Тема: « В мире растений»

Форма проведения: Викторина

Цели и задачи:

Повторить и расширить знания воспитанников о растениях;

Развивать познавательные процессы, сообразительность и смекалку;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ОФОРМЛЕНИЕ: стенд с картинами растений и станциями путешествия.

Ход мероприятия.

Вступительное слово воспитателя:

Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»- писал Л.Н. Толстой.

Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в мир растений. Растения – живые организмы, без которых невозможна была бы жизнь на нашей планете. Растений существует огромное множество, их можно встретить в любой точке земного шара. Как много загадок таится в растительном мире! И чтобы растения не исчезли с Земли, важно научиться их любить, знать и охранять.

Сегодня мы проведем викторину « В мире растений», которая поможет вам поближе узнать и полюбить природу. Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и дачи на них правильных ответов. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов. Игра будет проходить по станциям. Итак, мы начинаем.

1 станция: «Деревья»

1.О каком дереве идет речь?

Во время рассеивания семян пух в большом количестве носится в воздухе, засоряя все кругом.

Бывает черный, бывает белый.

За относительно вертикальное положение ствола получило широкое распространение в озеленении улиц и аллей.

Почки этого дерева покрыты клейкой смолой и прилипают к подошвам обуви или одежде. (Тополь.)

2. Веники, сделанные из его ветвей, самые популярные, обладают лечебными свойствами.

Из его древесины самые лучшие дрова.

Из его коры делают много полезных вещей.

Это самое любимое русское дерево. (береза)

3. С его цветков пчёлы собирают самый лучший мед.

Из него его древесины делают ложки, а из лыка плетут лапти.

Оно цветет летом и очень душистое.

4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа.)

2 станция: «Природная аптека»

Надо будет правильно подобрать к каждому растению его лечебные качества.

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

2. Хорошее средство от кашля, верхняя сторона листа гладкая и холодная, а нижняя сторона листа мягкая и теплая (Мать-и-мачеха).

3. Одно из самых пахучих деревьев, ягоды используют как вяжущее средство (Черемуха).

4. И если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар (Ромашка).

5. Самая горькая и популярная трава в медицине, ее применяют для поднятия аппетита (Полынь).

6. На Руси – это одно из самых эффективных средств при простуде. Применяют их в бане, ими парятся (Березовые веники).

3 станция: «Мир цветов»

1.Испокон веков это цветок символизирует русскую природу, а еще на нём любят гадать. Что же это за растение? (Ромашка),

3.Однажды богиня цветов Флора опустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: "Ты забыла меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!" Флора еле-еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветок. "Хорошо!" - сказала она Я дам тебе имя, а еще я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою Родину. – Ребята, вы догадались, какое имя дала цветку Флора? (Незабудка).

4.Существует много легенд о происхождении этого цветка. Но я хочу рассказать вам именно эту. Эти цветы выросли из бусинок, рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки – Эльфы, в них прячутся на ночь солнечные зайчики. О каком цветке идет речь? (Ландыш)

5 . Почему нельзя рвать первоцветы - подснежники, ландыши и др. ? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу)

4.Станция « Легенды о ЦВЕТАХ»

1. Молодой Пан - бог лесов и лугов- однажды повстречал прекрасную речную нимфу Сирингу, нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала, Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан неутешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, и всем старался делать добро. А имя Сиринги стало латинским названием данного цветка. (Сирень)

2. В Турции его называют тулипа, что означает «чалма», «тюрбан». А как это растение называют у нас? (Тюльпан)

3. Индейцы называли этот цветок падающей звездой, а древние римляне - просто звездой. Соцветие этого растения и в самом деле напоминает яркую звезду. Как этот цветок называют сейчас? (Астра)

4. В 1500 г. в Италии в провинции Кампании во время прогулки епископ Паулиний обратил внимание на красоту данного цветка. Ему казалось, что, качаясь от ветерка, он издает мелодичный звон. Епископ приказал отлить такой цветок из меди. На латинском языке данный цветок называется компанула. О каком цветке идет речь? (колокольчик)

5 станция «Растения».

1. . Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться)

2. Какое растение в Китае и Японии считается священным?

(Лотос)

3. Что такое паприка?

(Красный перец)

4. Есть ли у кактусов листья?

(Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому

климату приобрели такую форму)

6 Станция загадки «Загадки »

1.Голубым все поле стало, словно небо, вниз упало. (Лен).

2. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

3.Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)

4.Стоит он задумчивый в желтом венце,

5.Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух).

7. Станция « В мире сказок»

1. Какие цветы рвала девочка в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежники)

2. За какими цветами ухаживали Кай и Герда? (Розы. “Снежная Королева” Г. Х Андерсен)

3. В чашечке какого цветка “на зеленом стульчике сидела крошечная девочка”? (Тюльпан “Дюймовочка” Г. Х Андерсен).

4. Веточку этого растения принято дарить женщинам в их весенний праздник (мимоза)

8. станция: « Историческая»

1. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. (Ромашки)

2. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращен юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. (Василек)

3. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача (Пеона), который лечил людей отварами цветов. (Пион)

4. Название этого красивого крупного цветка переводится с латинского как "меч". По легенде, он вырос на месте гибели двух друзей-гладиаторов. (Гладиолус)

9. станция: «Растения-доктора»

1. Растение, которым сводят бородавки (Чистотел)

2. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь, ближайший родственник Кощея (Бессмертник)

3. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях (Липа)

4. Из этого витаминного растения варят зеленые щи (Крапива, щавель)

5. У русского народа это лекарственное растение получило название «столетник». А как звучит его научное название? (Алоэ)

6. Целебный кустарник - предок всех роз. (Шиповник)

10. станция «Удивительный растительный мир»

1. Это дерево в России символ чистоты, верности (Береза)

2. Плоды этого дерева - любимый корм свиней и кабанов (Дуб)

3. Плоды этого дерева хоть и горьки на вкус, но это любимая еда снегирей и свиристелей (Рябина)

4. Самый вкусный мед пчелы собирают с цветов этого дерева (Липа)

11.станция: « Призовая».

Подведение итогов. Награждение.

Воспитатель: Спасибо всем за игру. Берегите природу !

Загрузка...