domvpavlino.ru

Военные финансисты. Подготовка военных финансистов и особенности профессии

«Финансово-экономическая служба Вооружённых сил
занимается и денежным довольствием, и
обеспечением ремонта вооружения и военной
техники, обеспечением деятельности подсобных
хозяйств воинских частей и оплатой разработок
нового вооружения, приобретением канцелярских
принадлежностей и оплатой поставок вооружения,
обеспечением текущего ремонта и оплатой
капитального строительства зданий и сооружений
и т. д.».

(Из интервью президента Академии военных наук,
генерала армии Махмута ГАРЕЕВА газете «Военно-
промышленный курьер» от 7 июля 2004 г.).

Знаете ли вы, что такое «пиджак»? Нет, это не атрибут мужского гардероба. Это, как правило, призванные из запаса офицеры, окончившие военную кафедру в гражданских вузах, и призванные на два года в качестве офицеров. В основной своей массе, после двух лет службы, они возвращаются на «гражданку».

И очень незначительная их часть, вкусив за два года все прелести, поняв и оценив все достоинства и преимущества самой военной службы, взвесив их со своими возможностями и способностями, остаются в армии, переходя в разряд кадровых офицеров.

Но есть и другая часть офицеров, приходящих в кадры вооружённых сил из запаса, в добровольном порядке, минуя этот двухгодичный срок. Их тоже поначалу называют «пиджаками», но они, в силу своего добровольного характера призыва, как правило, быстро вливаются в воинские коллективы и перестают быть для него «белыми воронами».

К первой категории таких «пиджаков» относился, к примеру, брат моей жены, прошедший в гражданском вузе военную кафедру и призванный затем на два года офицером. Отслужив год, побывав в отпуске и посмотрев, как устроились в жизни его приятели по институту, он принял твёрдое решение перейти в кадры и написал об этом рапорт. В дальнейшем он отдал службе два с лишним десятка лет, поменяв не один гарнизон, пройдя Афганистан и дослужившись до погон подполковника.

Ко второй категории, безусловно, относится ваш покорный слуга, осознанно выносивший это решение в собственных мыслях. Оно окончательно и бесповоротно изменило моё отношение к «гражданке», с которой я попрощался на целых четверть века (!).

Это было настолько стремительно и эмоционально, что я даже не удосужился забрать из отдела кадров завода собственную трудовую книжку. О ней я вспомнил только спустя 34 года, с наступлением общегосударственного пенсионного возраста (60 лет), когда, кроме выслуги лет в армии, потребовалось подсчитать также и собственный гражданский трудовой стаж. Кто же мог предполагать, что кишинёвский завод «Мезон», которому я отдал когда-то целых три года, будет давно ликвидирован, а та земля, на которой он построен, оказалась в дальнем зарубежье?

В среде кадровых офицеров презрительное прозвище «пиджак» по отношению к таким категориям, пополнявшим их ряды, наверно оправдано. Отсутствие строевых навыков, особой военной выправки и незнание воинского этикета, мешковатость сидящего мундира, - всего того, что в воинской среде именуется понятием «подход, отход, фиксация» и называется воинским шиком, - всё это, конечно же, впитывается в кровь будущего офицера ещё в военном училище. Там выправке, строевому шагу и чувству собственного достоинства будущего офицера уделяется не меньше внимания, чем привитию профессиональных навыков.

Но это только часть проблемы, так сказать, внешняя атрибутика. Второй, самой важной, является быстрое вхождение в военную профессию. Помните репризу незабвенного Аркадия Райкина, посвящённую проблемам вхождения молодых специалистов в производство: «Забудьте дедукцию и индукцию, и давайте продукцию!». Но там молодых специалистов хоть чему-то учили. Здесь же необходимо быстро и без потерь, научиться всему самостоятельно.

Я об этом задумался ещё на стадии принятия решения о кадровой службе. Обратился за помощью к своему тестю, проживавшему в Ярославле, где находилось единственное в стране военное училище, готовившее военных финансистов. И он, через знакомых ему преподавателей училища, нашёл мне учебник под названием «Финансовое хозяйство воинской части» - толстенную книгу, оказавшуюся очень важной и доступной в изложении, позволившей мне в течение полугода, в спокойной домашней обстановке, неспешно изучить основные вопросы моей будущей профессии офицера-финансиста.

Таким образом, вступая на новую для себя стезю деятельности, я уже имел самое общее представление о характере предстоящей службы, тонкостях финансовых потоков, порядка расходования денежных средств, экономических аспектов деятельности воинской части, документооборота и отчётности. Да, многие вопросы ещё предстояло освоить и изучить на месте, многое понять для себя, в том числе роль и место военного финансиста в серьёзном военном строю, попытаться охватить задачи, решаемые военной финансовой службой в целом, историю её формирования и развития на всех этапах становления Вооружённых сил России и СССР.

Для моих коллег-военных финансистов всё это было делом известным, постигнутым ими ещё в училище, включая понимание самой уникальности и обособленности финансовой службы. Мне же предстояло чётко осознать и принять для себя все ограничения самой службы, учитывая её специфику.

А она заключалась, прежде всего, в работе с наличными деньгами: получением больших сумм в банке и личной доставкой их в часть; с начислением и выдачей денежного довольствия коллегам; расчётом и выплатой командировочных, отпускных, подотчётных сумм, иногда в объёмах, достаточно значительных.

А ещё с доступом к «святая святых» – личным делам твоих коллег по службе, в которых отражён их жизненный и служебный путь, со всеми его взлётами и падениями, достижениями и просчётами, включая не только служебную, но партийную, личную и семейную жизнь.

Это накладывало отпечаток на характер отношений с сослуживцами, с заведомой самоизоляцией в вопросах службы и быта, с разборчивостью в выборе приятелей. Мудрые командиры должны были понимать и всячески поддерживать эту щепетильность отношений, включая создание особых условий для службы финансиста: от решения его квартирного вопроса до ограничения его привлечения к несению гарнизонной и караульной службы.

Увы, на практике таковых мудрых командиров и начальников штабов, понимающих смысл и специфику нашей службы, оказывалось не так много. Армия – этот великий, суровый и сложный мужской организм, - веками складывался не только Уставом, Приказом, Духом воинских традиций и великих исторических завоеваний, но был исполненным и многих предрассудков и пережитков, укоренившихся понятий и порядков, вносимых в армейскую среду издержками самой воинской службы. Одним из них была и есть зависть к карьерному росту сослуживцев. Парадоксально, ведь в армейской среде служебный рост, карьера – непременное условие жизни офицера, стимулирующее его к дальнейшей службе, достижению высот в ней, накоплению личного опыта и передаче его своим подчинённым. На этом строится, в том числе, и принцип единоначалия.

Но элементарная зависть и весь негатив, связанный с ней, есть обратная сторона этого основного армейского принципа. Входя в славную военную когорту, я конечно же был наслышан об этих издержках, но для себя решил, что уж моя-то профессия, не очень распространённая в офицерской среде, не даст повода моим будущим коллегам завидовать мне. Ведь у меня конкурентов в отдельно взятом воинском коллективе не было, и нет, как нет! Видимо, я ошибался в своём прекраснодушии: зависть сопровождала мою службу практически на всех её этапах. Источники этого негатива, гнездящегося в отдельных военных душах, различны, как различно и его проявление. Об этом ещё представится возможность рассказать в дальнейшем.

В завершение этих моих вступительных околоармейских «размышлизмов» хочу привести слова специалиста высокого ранга о роли военных финансистов в развитии Армии. Иногда свежий взгляд человека с «незымыленным» взором, выросшего вне армейской среды, и пришедшего в неё со стороны, а тем более женщине, позволяет дать более объективную оценку событию, явлению, сообществу.

«Военная финансово-экономическая служба появилась в России давно и имеет славную историю. В силу специфики своей деятельности военные финансисты-экономисты никогда не были на виду. Скромно и незаметно они занимались всегда нужной для армии и флота деятельностью. Поэтому и мнение о них сложилось, как о людях, выполняющих бумажную работу, связанную преимущественно с составлением различных денежных, правовых и других документов. Истине это соответствует лишь отчасти, поскольку главное в их работе – забота о людях, социальная защита личного состава армии и флота, реализация финансово-экономической политики государства в Вооружённых силах».

Начальник Главного финансово-экономического управления
– заместитель министра обороны Российской Федерации
по финансово-экономической работе
Л.К.Куделина
(2003 год).

О самой Любови Кондратьевне Куделиной, её роли и месте в системе финансовых органов Минобороны России разговор впереди…

Итак, 14 ноября 1974 года я прибыл в отдел кадров штаба 14-й гвардейской общевойсковой армии, который располагался в центре Кишинёва, для получения распоряжения о моей дальнейшей судьбе. Дежурный офицер, забрав у меня предписание райвоенкомата, вручил мне новое, по которому я должен был убыть в Одессу, в распоряжение Финансовой службы Одесского военного округа.
На следующий день я на поезде направился в Одессу-маму.

Дизель домчал меня за три часа. В пути разговорился с пожилым и хмурым подполковником, следующим со мной в одном направлении. Когда он узнал, что я в добровольном порядке определяюсь в кадры, спросил, для чего мне это нужно, что я вижу для себя в этом хорошего. «Так, началось!», - подумалось мне. Но это ничего уже для меня не значило – решение было принято и пути назад отрезаны.

В Финансовой службе округа я пробыл полдня в ожидании решения своей судьбы. Думалось, что пригласят для беседы к какому-нибудь большому и важному чину. Не тут-то было. До меня никому не было дела. После обеда такой же дежурный офицер вручил мне очередное предписание, со словами: «Возвращайтесь в Кишинёв, в штаб армии, там распорядятся вашим назначением».

На следующий день я вновь объявился в отделе кадров армии. Один из офицеров отдела довёл до меня решение командования: я назначен на должность начальника финансового довольствия 58 отдельного радиотехнического батальона ПВО, который находится в Кишинёве. Он также направил меня для получения вещевого имущества на армейский вещевой склад, который находился тут же, в цокольном этаже штаба.

Я спустился вниз, зашёл на склад. Меня встретил высокий, подтянутый, бравого вида, уже немолодой прапорщик – начальник склада. Я сообщил ему о цели визита, передал вещевой аттестат, он небрежно, не глядя, бросил его на перегородку и тут же отдал приказание вышедшему солдату-кладовщику. Тот начал подбирать мне военную экипировку, которая оказалась весьма объёмной – на дворе была поздняя осень, переход на зимнюю форму одежды уже состоялся.
Закончив работу, солдат обратился к прапорщику. Тот взял мой аттестат для росписи в нём, потом внимательно посмотрел на меня и спросил:

Кем вы приходитесь подполковнику Голышеву Юрию Прохоровичу?
- Сыном, - ответил я.

Он, молча, сгрёб в кучу предназначенное мне имущество, бросил его за стойку, замерил гибким метром мои габариты и сам полез по полкам, подбирая мне экипировку по-своему. Окончив сбор, он аккуратно всё увязал, передал мне документы, пожал руку и сказал:

Передайте привет Юрию Прохоровичу, мы с ним прослужили в штабе не один год. Это –настоящий офицер.

Мне было очень приятно услышать такое об отце, который отдал службе в штабе армии пятнадцать нелёгких лет, которого уважали, ценили и помнили, хотя к тому времени он уже полтора года, как уволился в запас.

Это был прапорщик Тищенко (до 1972 года – старшина сверхсрочной службы), который был много лет бессменным старшиной роты охраны штаба армии и главной опорой строжайшей дисциплины в роте.

Замполитом же этой роты был лейтенант Костя Акулов, выпускник Новосибирского высшего военно-политического училища, наш сосед по дому, с которым мы дружили все три предармейских года, и который всё это время настоятельно предлагал мне стать кадровым офицером. А, как это часто бывает, начало нашему знакомству положили наши жёны, выгуливая в колясках наших детей: жена – нашу рыженькую «красивую красавицу» (как она себя позже величала) Олечку, а жена Кости Оля – сына Володю.

Повзрослевший Володя осознал «тайну» папиной службы: как-то, когда мы все зашли за ним, в расчёте забрать его пораньше со службы и отправили Вовчика на разведку в кабинет отца, на вопрос, что делает папа, он, сбегав к нему в кабинет, ответил: «С дядей разговаривает». Чтобы ускорить окончание папиной «работы», его вторично послали к отцу. «А сейчас что папа делает?» - «С дядей разговаривает!». А после третьего раза довели ребёнка до слёз.

Наша семейная дружба не прекращалась затем все годы нашей совместной службы, продолжившись в войсках Дальневосточного военного округа, по просторам которого мы не один год гонялись друг за другом, меняя места службы и периодически оказываясь рядом друг с другом. И я систематически догонял его в воинских званиях, а своё последнее высокое звание, соблюдая негласную субординацию, я всё же получил на день позже его, чем он был весьма горд – ведь это он приложил столько усилий в моей военной судьбе и справедливость восторжествовала.

Поскольку с Одесским военным округом и 14-й гвардейской общевойсковой армией связано многое – не только начало моей собственной службы, но и добрая половина воинской службы отца (с 1957 по 1973 годы), беру на себя смелость дать краткую характеристику этим воинским объединениям.

Одесский военный округ (в его послевоенных рамках) был воссоздан в 1944 году после освобождения территории юга Украины и Молдавии от фашистов и располагался на территории Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской областей, Республики Крым, а также Молдавии.

На его территории дислоцировались: 14 гвардейская общевойсковая армия (Кишинёв, затем Тирасполь); 32 Кёнигсбергский армейский корпус (Симферополь); 82 армейский корпус (расформирован в 1987 г.); 5 воздушная армия и 49 корпус ПВО. С 1984 года округ находился в оперативном подчинении Главного командования войск Юго-Западного направления (со ставкой в Кишинёве). К 1990 году численность войск составляла 110 тысяч военнослужащих, 1 тыс. боевых бронированных машин, 900 орудий, 600 танков, 150 вертолётов.

В разные годы округом командовали известные военачальники: маршал Советского Союза Г.К.Жуков, генерал-полковники Бабаджанян А.Х., Шурупов А.Г., Волошин И.М.

3 января 1992 года округ перешёл под юрисдикцию Украины, а с 1998 года был переформирован в Южное оперативное командование. При этом особая судьба ожидала 14 гвардейскую общевойсковую армию.

Эта армия являлась наиболее крупным оперативным объединением в составе Одесского военного округа. Об истории её формирования лучше других и не понаслышке знает мой отец. Вот выдержки из его военно-исторической справки:

«В 1964 году тогдашний министр обороны Родион Яковлевич Малиновский обязал командование армий Советского Союза иметь свои написанные истории. В 14-й армии это дело поручили мне – офицеру оперативного отдела штаба армии. В январе 1965 года для сбора исторического материала я был направлен в Москву, в Центральный архив Минобороны, в Подольск.

Армия была сформирована в 1956 году на базе двух расформированных гвардейских стрелковых корпусов: 10-го Будапештского, со штабом в Кишинёве и 24-го Братиславского, со штабом в Тирасполе. Их дивизии и вошли в состав армии. В Бендерской крепости появилась ракетная бригада, в Унгенах артиллерийский полк, в Кишинёве полк связи, в дивизиях ракетные дивизионы.

В 1967 году армии присвоено гвардейское наименование в знак преемственности гвардейских корпусов. Гвардейское знамя, вручённое округом армии, доверено было из Одессы сопровождать тоже мне».

Армия была вполне полнокровной и грозной: в 60-х годах её состав входили четыре мотострелковые дивизии, две из которых дислоцировались на территории Молдавии (в Тирасполе и Бельцах), а другие две – на территории Одесской области Украины (в Болграде и Белгороде-Днестровском).

В 1968 году, в связи с известными событиями в Чехословакии, Болградская дивизия, усиленная кишинёвским мотострелковым полком, была передислоцирована во вновь созданную Центральную группу войск (ЧССР), а на её место с Дальнего Востока прибыла гвардейская воздушно-десантная дивизия, один из полков которой разместился в Кишинёве, на базе ушедшего МСП.

Вскоре он стал головной болью не только для коменданта кишинёвского гарнизона (о чём речь впереди), но с 1989-1992 годов – костью в горле для независимых Молдавских властей, формирующих собственные вооружённые силы, особенно во время Приднестровского конфликта.

С мая по октябрь 1992 года, когда практически все войска 14 армии были расформированы либо выведены с территории Молдавии (включая Кишинёв) на территорию Приднестровской Молдавской республики (Тирасполь, Бендеры, Рыбница и т.д.), где начались кровавые разборки между молдавско-румынскими силовиками и частями 14-й армии, этот парашютно-десантный полк, оставшийся единственным боевым оплотом российских войск в Молдове, находился на осадном положении в Кишинёве, не принимая участия в боевых действиях.

Но… нельзя не вспомнить о ходившей в офицерской (и не только) среде ультимативной фразе, якобы сказанной новым командармом-14 Александром Ивановичем Лебедем в переговорах с молдавскими лидерами, подстрекаемыми румынами: «Если будут продолжаться кровавые провокации, то может статься так, что, позавтракав в Тирасполе, я буду обедать в Кишинёве, а ужинать уже в Бухаресте!».

Думается, что здесь роль и местоположение 300 гвардейского ордена Кутузова III степени парашютно-десантного полка, признанного лучшим полком ВДВ по итогам боевой подготовки последних лет, были не последним доводом: ведь на тот период командиром полка был младший брат командарма-14 полковник Алексей Иванович Лебедь.

58 отдельный радиотехнический батальон ПВО располагался на окраине города, на территории городка танкового полка, через дорогу от которого находился тот самый парашютно-десантный полк. Я представился командиру батальона майору Ляхову и начальнику штаба майору Гаврилову.

Мне показали мой кабинет: маленькую комнатушку, разделённую к тому же перегородкой с перекладиной, отделявшей моё рабочее место от посетителей. Всё очень компактно и тесно. Но меня это не особо волновало, было не до простора и эстетики. Важнее было то, что дела принимать было не у кого: мой предшественник убыл к новому месту службы, а мне предстояло осваивать своё новое хозяйство самому.

И я начал входить в курс дел. Поначалу моим основным консультантом был начфин танкового полка, старый знакомый капитан Ковалевский. Он и преподал мне на практике азы работы, подсказал, что надо делать, какие бумаги оформлять, как вести учётные книги и денежный журнал, как наладить деловой контакт с обслуживающим банком и ещё многое другое.

Хозяйство моё, казалось, было невелико: батальон, несмотря на важность решаемых им задач противовоздушной обороны неба над частями и штабами армии, был не полного, а сокращённого состава. Однако, дополнительной нагрузкой для меня, помимо батальонных нужд, было наличие на моём финансовом довольствии также отдельной роты химзащиты, на содержание которой выделялись отдельные средства. И это тоже требовало своего изучения.

И я без проволочек и с трепетом нырнул в новое для меня дело. Финансовые работники не дадут соврать: для любого бухгалтера, будь он в погонах или без оных, конец года – не самое лёгкое время. Особенно для тех из них, кто связан с государственными финансами, со сметами самых разнообразных расходов, которые надо обязательно освоить до конца года.

А в смете Министерстве обороны всё расписано предельно подробно и исчерпывающе, где, как говорят в ином ведомстве: «Шаг вправо, шаг влево считается попыткой к…» (далее – по смыслу, применимому к моей специфике). Это правило, как Отче наш, я принял для себя как должное - один раз и на всю службу! Отступление от него всегда и везде чревато пагубными последствиями, впрочем, так же, как и «прилипание» государственных казначейских билетов к твоим рукам.

Считалось, что если до конца года деньги по какой-нибудь статье сметы не израсходуешь, либо, не дай бог, сдашь в доход бюджета, то на следующий год их обязательно урежут и выделят в меньших объёмах. В этот, прямо скажем, идиотский принцип свято верили все - от командира и начальников служб до самого начфина. Отсюда проистекали и все беды финансовой деятельности каждой части.

Кстати, это заблуждение, возведённое в принцип, процветало не только в армии, о чём я узнал много позже, но благополучно бытует во всём советском и постсоветском экономическом пространстве до настоящих времён. «Просвещённые» демократы во главе с бывшим министром финансов А.Кудриным закрепили этот принцип в основном финансовом законе России - Бюджетном Кодексе РФ ещё в 1998 году, наплодив в стране целое море разных надзорно-финансовых органов: от налоговиков и казначейств до огромной армии надзорных и контрольно-ревизионных органов разных уровней.

Все эти контрольно-счетные палаты, контрольные управления при президенте, губернаторах и мэрах, управления Росфиннадзора в Москве и регионах, - все они, пытаясь оправдать собственную значимость, яростно обозначают нам с вами своё рвение в поисках нарушителей финансовой дисциплины, хвалятся выявленными миллиардными суммами ущерба, якобы нанесённого бюджету страны.

Но при этом скромно умалчивают, что, во-первых, принципы составления и исполнения бюджета страны в целом и отдельного региона в частности, заложенные в Бюджетном Кодексе, допускают их многочисленные искажения и нарушения.

Во-вторых, реальная юридическая ответственность, заложенная в Кодексе, допускается только в отношении выявленных случаев хищения и нецелевого использования средств, а их суммы в общем объёме озвученных нарушений, как правило, весьма незначительны.

В-третьих, освоение средств по бюджетным сметам бывает часто под угрозой срыва именно из-за того, что реальные деньги поступают потребителям в конце года (как результат плохой работы налоговых органов) и сами надзорные органы вынуждены идти на заведомые финансовые нарушения, загоняя эти деньги на другие нужды либо намеренно пряча их в авансы.

Наконец, в-четвёртых, при всем этом обилии ревизоров в стране, все они действуют абсолютно разрозненно, не согласованно, каждый на своём уровне, закреплённом в том самом, хитро составленном, Кодексе.

Отсутствие согласованности, видимо, очень выгодно всем ветвям исполнительной власти, и, прежде всего самому минфину, а не принятие в течение этих лет Федерального Закона о финансовом контроле выхолащивает сам принцип деятельности контрольных органов. Отсутствие предварительного финансового контроля вынуждает их «бить по хвостам», вызывает безнаказанность и позволяет нечистым на руку дельцам беспрепятственно «распиливать» огромные куски бюджетного «пирога», а потом спокойно уходить от ответственности, скрываясь от возмездия беззубой отечественной Фемиды за рубежом либо за родственными связями.

Это лирическое отступление – крик души человека, более 35 лет непосредственно связанного с финансовой и контрольной деятельностью разного уровня: от обычной воинской части до минфиновских высот, на практике сталкивавшегося с тем, что обычно скрыто от взгляда простого обывателя.

Возвращаясь к финансовым бедам конца года, с содроганием вспоминаю, как я каждодневно засиживался за рабочим столом допоздна, а иногда и до утра, мучительно постигая многочисленные документы, инструкции, положения, наставления и т.д. Очень сложным, в моём понимании, было положение о денежном довольствии – основной финансовой науке, которой в совершенстве должен владеть начфин, о составлении финансовой отчётности, а главное, о полном расходовании выделенных средств.

И в самом конце года я стал в спешном порядке вызывать начальников служб батальона, у кого оставались неизрасходованными денежные средства, и выдавать им эти деньги под отчёт. Но все сложности оказались впереди. После новогодних праздников меня ожидала ещё большая проблема – добиться от них авансовых отчётов об израсходовании выданных сумм. Без этого я не мог завершить закрытие бюджетного года.

А они всё тянули с этим. Особенно в этом преуспел зам.по тылу майор Налимов, нахватав кучу денег в конце декабря и не спешивший отчитываться. Он полностью оправдывал свою фамилию: грузный, краснолицый («кровь с коньяком»), шумный, многословный и изворотливый, что твой налим. За его словесной эквилибристикой скрывалось явное нежелание напрягать себя в подтверждении расходов полученных денег, и под надуманными предлогами оттягивались сроки их представления.

Я был в отчаянии. У меня не было никакого опыта в том, чтобы заставить их всех отчитаться. И тут мне на выручку пришёл инспектор-ревизор армии (а наш батальон был армейского подчинения), серьёзный и деловой, умудрённый жизненным и служебным опытом, майор Глушков.

Я вспоминаю с большим теплом и уважением моего первого учителя: это именно он вытащил меня из этого финансового «болота». Он, быстро разобравшись в сложившейся обстановке, вместе со мной зашёл к командиру батальона, доложил ему суть проблемы и потребовал отдать приказание своим подчинённым немедленно отчитаться. При этом намекнул, что оставляет за собой применение данного ему права: задержать выплату денежного довольствия этим нерадивым офицерам.

Это возымело своё действие: все отчёты моментально легли мне на стол. А с майором Налимовым у Глушкова состоялся отдельный нелицеприятный разговор, результатом которого стало кардинальное изменение отношения нашего главного тыловика ко мне и моим требованиям.

Глушков появился у меня и несколько позже, на стадии составления мной самого годового отчёта. Он проверил всю отчётность, внёс изменения там, где были явные ошибки, объяснил все особенности и нюансы, согласованность всех цифр. Это был наглядный урок, давший мне многое для понимания важности моей профессии.

Это он настоятельно предложил мне в конце года повысить свою квалификацию, направив меня в октябре 1975 года на четырёхмесячные курсы в Москву. Я благодарен ему за то, что он подставил своё надёжное плечо в трудные для меня времена вхождения в сложную профессию военного финансиста и не дал разочароваться в ней, что часто встречалось на практике в среде молодых финансистов.

Он, ко всему прочему, был руководителем учебной группы финансистов кишинёвского гарнизона, где мы регулярно повышали знания в своей профессии. На занятиях часто выступал и сам начальник финансового отдела армии полковник Южаков – высокий, худой, измождённого вида и убелённый сединами, старый (как нам всем казалось) офицер. Нам было почему-то немного страшновато от его нарочитой отрешённости и погруженности в какие-то свои заботы, явно далёкие от наших.

Продолжение следует.

Re: В армии восстанавливают сокращенные военные финансовые органы и службы
« Ответ #555: 27 Апрель 2014 21:04:38 »

Цитировать
"В 2010г. в результате "реформ" перевелся в Военный университет, где до настоящего времени преподаю военным финансистам (выпуски все уменьшаются, но ваша ветка дает надежду на востребованность нашей работы)."

Ну есть же НЕПОТОПЛЯЕМЫЕ люди.... avacyi Училища НЕТ, специальности и должностей таких в армии НЕТ, а вы там что-то кому-то преподаете... avacyi Что новенького в области финансового обеспечения слышно??
« Последнее редактирование: 28 Апрель 2014 09:32:12 от BiBiCiФИН »

Факт, что в Военном универститете выпускают военных финансистов - это правда. Но немного и для нужд других силовых ведомств. Не знаю насчет того, будет-ли выпуск в 2014 году, но в 2012 году самолично видел, как не смог призваться в одну из в/ч ФСО опытный финансист из-за того, что Московское управление уже назначило выпускника Военного универститета. А впоследствии данного выпускника я видел вживую. В 2013г. со слов знакомых в ВВ (кстати закончивших еще ЯВВФУ и ЯФЭА), что выпускники в 2013г у них приходили. В 3 командование ВВС и ПВО в 2012 г приходили выпускники, правда на должности мобистов (даже была одна представительница слабого пола).

Из всего перечисленного в ветке я понимаю можно сделать вывод:
1) в начале апреля на коллегии сказали военным финансистам быть, правда на следующей коллегии данный вопрос не поднимался???
2) в ГРУ с 1 апреля ввели должности военных финансистов???
3) в Крыму оставили военных финансистов из числа "местных"
4) ???

Цитата: 62209 от 09 Май 2014 01:51:00
Ходят слухи, что у Шевцовой есть конкретные предложения для МО по введению финансистов от бригады и выше (даты разные - 1 июля, 1 декабря). Только вот чем они будут заниматься не ясно. ЕРЦ и УФО все остается как было.

Так она своего теперь не отдаст ни за какие коврижки. Это равносильно росписи в своей несостоятельности как руководителя. ЕРЦ и УФО - ее детища. Значит ее вина что в финансах (_*_) творится.

З.Ы. хотя ясно что я Омерике никому не открыл - это так и есть)

Цитата: nachfin526 от 09 Май 2014 17:45:29
Надеюсь с 1 июня уже начнут двигать новую систему, а так бы хотелось узнать по подробней, нет не у кого телефона Щевцовой позвоните уточните уже что и как;D

В ТырНете поищите, мож найдете) тогда и с остальными инфой поделитесь;D

Всем доброго времени суток. Разговаривал с другом, проходит службу на Черноморском. Говорит стоит держать руку на пульсе, есть решение о восстановлении. Конкретно что и как по другим направлениям не в курсе, но в Севасе они назначены.

А с каким ВУС выпускались последние года?
- выпуск 2014 г. с ВУС 3101013

И куда едете служить, если не секрет?
- МО, ВВ и другие структуры.

До тех пор, пока Шевцова, Панков и иже с ними при должностях, толку в финансовой сфере не будет! Ибо, как сказал классик: "У нас фраза - "я вами руководил и буду за всё отвечать" произносится только по частям, и двумя разными людьми"... А офицеры-финансисты служить из запаса пойдут, если они государевы люди...

Приходит на ум старый бородатый анекдот...
В публичный дом клиенты ходить престали.Уже и кровати новые ставили, и обои переклеивали, интерьер меняли…Пошли к мудрецу. Тот подумал и сказал:
- Да вам не кровати, вам бл...ей менять надо.

ВУС 3101013 - старый финиковский ВУС, ранее с ним выпускали будующих ПК по ФЭР - НФС части, их вроде бы отменяли, видимо опять возродили
- Не знаю, как насчет 3101013, а 310101 - это извечно наш коренной ВУС..
- Наш ВУС - 310101. А седьмая цифирька "3", добавленная к нему, указывает только на уровень образования, необходимый для занятия конкретной должности. В данном случае, этот уровень - военный институт (по-старому - военное училище).
- Только академический ВУС, кажется, был с 2 на конце, а не с 5 как написал ув. Al_Solo
- Седьмая цифра - только в штатах, напротив наименования должности офицера. 7-я цифра говорит о том, какое образование должно быть у Иванова И.И., чтоб он мог занять эту должность. Если в штате эта цифра 3, то Иванову достаточно закончить ЯВВФУ или быть призванным из запаса с родственным гражданским экономическим образованием. А вот если цифра 2, то Иванову надо иметь высшее военное образование ("Академию"), чтоб он имел право занять должность.
При этом у самого Иванова в личном деле будет значиться ВУС, состоящий только из шести цифр, поскольку 7-я цифра - это принадлежность к должности, а не к человеку.

Постоянно общаюсь и с командирами воинских частей, и с офицерами, и с гражданским персоналом. Ради собственного интереса провел опрос по несколько человек из всех категорий личного состава. Вопрос был такой: "если бы вы могли выбрать для себя финансовый орган для своего финансового обеспечения что бы вы выбрали 1) ЕРЦ 2) УФО 3)финансовый орган воинской части?" Из опрошенных 12 командиров (воинские звания опрашиваемых от г/м-ра до п/п-ка) СЕМЬ сказали, что их вполне устраивает УФО, а 5 хотели бы вернуть старые финансовые органы. А от рядового к/с до полковника (не командиров отдельных в/ч) все в один голос заявили, что хотят общаться с родными финансистами в родной части. А таких я опросил с пол сотни человек. Надо отметить, что и командиры выбирая УФО приследовали личные интересы(не надо отвечать за сохранность и т. п.) У меня на сегодняшний момент нет личной заинтересованности в какой либо структуре (предельный возраст наступил на днях), но из имеющегося опыта многолетней службы военным финансистом и исходя из реалий нынешней ситуации в МО я бы оставил ЕРЦ, сформировал ФРП при в/частях, а УФО оставил бы по только по округам.

Цитата: nachfin526 от 29 Июль 2014 11:58:39
Из всех ваших постов я делаю вывод что вы работник УФО и так старательно доказываете что финансисты не нужны, а что УФО собственно говоря сделало??? Что может УФО того что не может финансист? Я не пойму вас что военный финансист обижал? Финансисты столько не воровали сколько вы!!! Вас всех надо разогнать.
Уважаемый nachfin526 если вы были внимательны то я никогда не скрывал, что сегодня я являюсь работником УФО. Более того могу Вам сказать что имею стаж работы в финансовых органах частей на различных должностях более 15 лет и меня обидеть очень трудно. На сегодняшний день проблем перейти с гражданской должности на должность военного у меня нет, как и противопоказаний к восстановлению в армии. В данном случае я рассматриваю возможность своего восстановления в армии и перспектив зачем данная должность нужна и чем я там буду заниматься, я делаю соответствующие выводы, для себя и делюсь ими на форуме. Если вы опишите круг задач которые может исполнять финансист в части в данных условиях, мне будет приятно с Вами провести обоюдно полезную дискуссию. А в настоящее время, когда все шаги от планирования снабжения части до проведения госзакупок, выплата ДД и прочих выплат военнослужащим, а так же выплаты ГП, изьяты из ведения части и переданы в ОСК, ЕРЦ и УФО. А так же учитывая наличие подготовленного персонала в частях, смысла возвращения должностей финансовых работников в штат части не больше чем просто присутствие в части очень уважаемого, но абсолютно бесполезного свадебного генерала.
Изменятся условия и круг обязанностей, то смысл наверное будет. Поживем увидим.
А насчет воровства и пора всех разогнать - это Вас наверное УФО обидело. Поверьте в некоторых частях воровали несравненно больше. А отжимали и "решали" с командирами. Все перечислять, можно занять половину форума. Поэтому если я Вас обидел своим заключением, то это лично мое мнение и если Вы с ним не согласны я Вам его не навязываю. chect_imeu

Военные финансы есть часть системы военно-экономических отношений, складывающихся в процессе создания, распределения и использования стоимости совокупного военного продукта, формирования у субъектов военно-экономической деятельности фондов денежных средств, необходимых для обеспечения военной безопасности государства.

Основными функциями военных финансов являются:

распределительная функция военных финансов (проявление объективно присущих финансам внутренних свойств в процессе распределения стоимости совокупного военного продукта путем образования и использования фондов денежных средств целевого назначения);

контрольная функция (заключается в том, что военное финансы обладают свойствами количественно (через фонды денежных средств) отображать процесс производства, распределения и потребления совокупного военного продукта, благодаря чему их движение «сигнализирует» о пропорциях распределения совокупного военного продукта, фор-мировании доходов в сфере оборонно-промышленного комплекса, об имеющих место отклонениях и нарушениях, что позволяет систематически контролировать складывающиеся в военной экономике стоимостные пропорции).

Поговорим о влиянии устойчивости финансовой системы на обеспечение военно-экономических потребностей.

Денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета на оборону страны, оплачиваются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, боевая техника, вооружение, боеприпасы, военное имущество, продовольствие, поступающие в Вооруженные Силы. Они должны покрывать потребности войск в материально- технических средствах для ведения боевых действий, способствовать развитию производственных предприятий Министерства обороны, удовлетворять потребности военнослужащих в денежном довольствии, рабочих и служащих - в заработной плате.

Можно выделить две основные функции системы финансового обеспечения военной безопасности государства:

первая играет роль ограничителя, индикатора экономических возможностей государства. Особенно наглядно эта функция проявляется в период формирования и утверждения федерального бюджета;

вторая функция состоит в том, что через финансовые категории опосредуются военная и военно-техническая политика государства. Например, опыт ведения боевых действий в Дагестане и Чечне показал необходимость закупки более эффективных, современных боеприпасов, систем электронной разведки и оповещения, систем подавления электронной разведки противника, средств ночного видения, а также, что очень важно, эффективных средств индивидуальной защиты.

Военно-финансовая политика в решающей мере реализуется в военно-бюджетной политике и базируется на таких принципах, как:

соответствие выделяемых финансовых ресурсов задачам, стоящим перед Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны и военной безопасности страны, а также текущим и долгосрочным планам и программам военного строительства;

максимально возможная открытость бюджета военной организации государства;

жесткий контроль за целевым использованием финансовых средств на всех уровнях военно-хозяйственной деятельности.

Военно-экономическая политика государства представляет собой закрепленную в нормативных и правовых актах систему взглядов, а также мероприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса по организации и использованию финансов в интересах военной безопасности страны.

Военно-финансовая политика включает предусмотренную за-конодательством систему форм и методов мобилизации военно- финансовых ресурсов, их распределения и использования в интересах поддержания обороноспособности страны.

На содержании военно- финансовой политики сказывается то, что она производна, с одной стороны, от экономической и финансовой, а с другой - от оборонной и военно-экономической политики. Вследствие этого содержание военно- финансовой политики весьма многогранно. Его составляет деятельность государства, структур военной организации, оборонных отраслей, предприятий и учреждений по выработке научно обоснованной концепции развития военных финансов, определению основных направлений их использования на перспективу и текущий период, формированию и осуществлению программы практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Основным инструментом реализации военно-финансовой политики является военный бюджет, под которым понимается централизованный фонд денежных средств, находящихся в распоряжении правительства и предназначенных для финансирования подготовки и ведения вооруженной борьбы.

Являясь основным источником финансирования строительства Вооруженных Сил, а также проведения других мероприятий в военной сфере, военный бюджет играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности государства.

Наиболее общей категорией, которая характеризует усилия госу-дарства по обеспечению военной безопасности, являются военные расходы. В федеральном бюджете раздел «Национальная оборона» предусматривает главным образом расходы на содержание Вооруженных Сил. Но не менее ресурсоемкими являются и бюджетные статьи, обес-печивающие финансирование других компонентов военной безопасности России. Так, почти половину - 46% от общего числа военнослужащих и приравненных к ним лиц содержат так называемые другие войска, воинские формирования и органы. Кроме того, предусмотрены зна-чительные расходы, обусловленные военной деятельностью государства, например, мобилизационная подготовка, конверсия оборонной промышленности, утилизация и уничтожение вооружений. К расходам, сопутствующим военной деятельности государства, следует отнести оплату процентов за пользование кредитом коммерческих банков, которая производится за счет расходов федерального бюджета на обслуживание внутреннего долга.

Таким образом, суммарные военные расходы включают в себя оборонные и прочие расходы, сопутствующие им; расходы на содержание войск и воинских формирований различного назначения, расходы оборонной промышленности и др.

Как отдельный документ военный бюджет в России не составляется. Поэтому практически единственным официальным документом, отражающим финансирование военных усилий государства в соответст-вии с бюджетным кодексом РФ, является федеральный бюджет, включая его закрытую часть.

Основными методологическими принципами формирования обо-ронного бюджета в современных условиях являются:

принцип приоритетности (предполагает обязательное выделение финансирования во всех областях жизнедеятельности ВС РФ исходя из потребности сбалансированности их развития);

принцип вариантности (предусматривает различные альтернативы строительства ВС РФ);

принцип сбалансированности (предполагает гармоничное развитие всех компонентов ВС РФ);

принцип программно-целевого планирования (позволяет увязывать цели и задачи военного строительства и ресурсы для решения важнейших задач);

принцип максимально допустимой прозрачности оборонного бюджета (вытекает из необходимости контроля расходов на военные цели различными структурами, а также международными организациями).

Таким образом, из вышеизложенного следует, что формирование оборонного бюджета в общем случае и в условиях осуществления военного строительства в России представляет собой сложную комплексную задачу.

ВОЕННЫЕ ФИНАНСИСТЫ

Финансисты Вооруженных Сил СССР носили в годы войны на петлицах эмблему - серебристую звезду меж двух пучков колосьев. Эти люди ведали теми большими средствами, которые волею партии и народа постоянно выделялись из бюджета страны на финансовое обеспечение Вооруженных Сил.

Еще в 1940 году было образовано финансовое управление при Наркомате обороны, возглавленное генерал-лейтенантом интендантской службы Я. А. Хотенко.

Хорошие кадры финработников Красная Армия получила еще до войны. В 1932 году военно-финансовая служба была выделена как самостоятельная, и вплоть до 1941 года работали окружные курсы интендантов. В 1936 году военный факультет Ленинградского финансового института выпустил первый отряд специалистов. Такие же кадры готовила Харьковская военно-хозяйственная академия. В сухопутных частях, авиации и на флоте была создана стройная система сметно-бюджетного финансирования. Провели ряд неотложных мероприятий по финансированию капитального военного строительства, оборонной промышленности, финансовому контролю, пенсионному обеспечению и налаживанию денежного довольствия военнослужащих.

В годы войны структура финансового ведомства в основном себя оправдала, хотя некоторая перестройка оказалась неизбежной. В июне 1941 года фронтам и военным округам было ассигновано 4,7 миллиарда рублей. Расходы же составили только 3 миллиарда. Уже в 1942 году финорганы РККА справились с исполнением сметы Наркомата обороны. В следующем году был существенно уточнен порядок финпланирования. Лимиты остатков бюджетных средств регулярно пересматривались. Так, лимит, определенный с 1 августа 1942 года для Западного фронта в 5,5 миллиона рублей, с 1 января 1943 года был установлен в 4 миллиона, то есть со снижением, поскольку главные боевые операции развернулись в других районах. Юго-Западному фронту снизили цифру с 2 миллионов до 0,6 миллиона; Донскому фронту - с 2,5 миллиона до 0,8 миллиона; Ленинградскому фронту повысили с 4,5 миллиона до 6 миллионов рублей.

Одновременно проводилась огромная работа по режиму экономии и снижению цен на боевую технику. Финуправление НКО действовало здесь в теснейшем контакте с Наркоматом финансов СССР. Объединенные усилия принесли, на мой взгляд, исключительные результаты. Удалось вследствие одного лишь умелого пересмотра калькуляции цен на изделия и разумной экономии материалов для оборонных заводов сохранить для государства 50,3 миллиарда рублей - гигантская сумма, равная расходам за 138 дней войны!

В марте 1942 года заместитель Председателя СНК СССР А. И. Микоян подверг критике слабое изучение финорганами себестоимости оборонных изделий. Действительно, различным предприятиям за одинаковую продукцию Наркомат обороны платил по-разному. Допускались даже явно завышенные цены. А бюджет страдал. Образованный в составе финуправления НКО отдел цен и калькуляции взялся наладить дело. Перетряхнули все калькуляционные ведомости. Специально командированные люди прямо на предприятиях вникали в производство и выясняли, откуда берется разница в ценах и как распространить на заводах опыт лучших? И вот результат: только за 1942 год экономия составила 9,7 миллиарда рублей. Самыми «щедрыми» оказались предприятия танковой промышленности, и ее руководству пришлось выслушать и принять к сведению немало справедливых замечаний. Производство танков непрерывно росло. В мае 1942 года численность танков и самоходно-артиллерийских установок в РККА достигала 4960, в июле 1943 года- 9920, а в январе 1945 года - уже 12900. Так что военные калькуляторы старались не зря - точность и экономия при таком росте имели первостепенное значение.

Финуправление НКО стремилось не только сберечь народную копейку, но и потратить ее наиболее целесообразно. Весьма разумным было, например, предложение ввести повышенные денежные оклады военнослужащим ударных армий, а также снайперам, пулеметчикам, минометчикам, дополнительно оплачивать ночные вылеты летчиков и т. п. Иными словами, предложения шли по линии материального стимулирования боевой работы. И в этом нет ничего зазорного. Всем ясно, что поступками воинов двигали прежде всего высокие чувства долга и патриотизма. Однако разве одно мешает другому? Любой, скажем, рабочий, старательно повышая свои трудовые показатели, думает о пользе для дела. Тем не менее в материальном его поощрении заключены стимулы улучшения работы. Тем более это оправдано в боевой обстановке, где каждый умело вложенный в дело рубль оборачивался спасением жизней советских граждан и сохранением народного достояния.

Особой стороной финансовой работы военных лет было обеспечение семей генералов, офицеров и сверхсрочников денежными аттестатами. В условиях перемещения войсковых масс на большие расстояния часто случалось, что военнослужащие утрачивали связь со своими семьями, особенно если те были эвакуированы. Между тем ежегодные выплаты по аттестатам достигали 6 миллиардов рублей. Финуправление НКО проявило хорошую инициативу и с завидной оперативностью составило огромную картотеку, в которой были указаны все лица, имевшие право на аттестаты, и адреса их семей. Офицер мог отправить краткие сведения о семье прямо в ФУ НКО, а уж оно становилось посредником и не только пересылало денежный документ по назначению, но и помогало разбросанным по фронтам и тылу людям находить свои семьи. По запросам командного состава РККА было сообщено 174 тысячи адресов.

Немалые сложности довелось преодолеть при упорядочении пенсионной работы. До 1942 года пенсионное обеспечение входило в ведение отделов кадров военных округов. Но война показала, что этот порядок себя не оправдал.

Действительно, инвалидам и другим получавшим пенсии лицам приходилось ехать отовсюду в штаб округа, да порою не один раз. Вспомним, как это было трудно тогда - переполненный транспорт, хлопоты с пропусками для проезда в различные зоны и т. д.

Однажды приходит ко мне Я. А. Хотенко и советуется: куда направить докладную записку, в ЦК ВКП(б) или в Совет Министров СССР?

Какую записку? - спрашиваю.

С предложением передать пенсионные дела из округов в ведение местных военкоматов.

Читаю текст. Да, разумное предложение. Я тоже подписал его и направил в Совнарком. Вскоре у А. И. Микояна состоялось небольшое совещание по этому вопросу. Главное управление кадров Наркомата обороны почему-то было против перемены, но аргументировать свою позицию не сумело. После этого предложению быстро был дан ход. Назначать пенсии для военнослужащих и их семей стали финуправление НКО и его органы на местах. Все изменилось к лучшему, ибо никому не нужно было теперь ехать дальше райвоенкомата.

В целом численность пенсионеров, обеспечиваемых через НКО, возросла за военные годы в 18 раз. Государственные же расходы на соответствующие пенсии увеличились в 1945 году по сравнению с 1940 годом в 96 раз.

Немало забот и хлопот доставили дела, связанные с валютной интервенцией фашистов на территории СССР. В первые же дни Великой Отечественной войны, когда нам пришлось отступать, грабители сумели наложить лапу на советские денежные средства, захваченные в сберкассах и банках. Кроме того, большую сумму денег они собрали при массовых обысках у населения. Они вывезли в Германию около 4 миллиардов рублей советской валюты. Некоторую ее часть оккупанты использовали для снабжения засылавшихся к нам шпионов и диверсантов.

Враг пытался подорвать нашу экономику и вызвать инфляцию заброской к нам крупных партий фальшивых рублей. Гитлеровский Рейхсбанк заставлял всех своих соучастников по грабежу передавать им советские деньги. Эта «операция», конечная цель которой заключалась в изъятии рублей из обращения и навязывании оккупационных марок, имела обратный результат. После победы обнаруженные Красной Армией в Рейхсбанке наши деньги были оприходованы и полностью возвращены законному владельцу - Советскому Союзу.

Что касается обращения немецких денег на временно оккупированной территории, то они не сумели вытеснить наш рубль. Вынужденно используя оккупационную марку, поскольку, естественно, выдачи зарплаты в рублях там не производилось, советские граждане берегли уцелевшие у них рубли. По многочисленным свидетельствам лиц, переживших оккупацию, если нужно было совершить на «черном рынке» важную покупку и продавец не хотел брать за товар немецкие марки, покупатель, оглянувшись, доверительно сообщал: «Заплачу советскими».

Мы же, в свою очередь, не забывали о необходимости наносить удар по врагу не только оружием, но и экономическим путем: наши партизаны и подпольные центры на оккупированной территории специально снабжались советскими деньгами. Правительство СССР выделило для этой цели особый фонд.

Вот какими делами занимались в годы войны финансисты с погонами. Командуя миграцией финансовых средств по военным каналам, они не покладая рук трудились во имя великого дела приближения победы.

С изгнанием захватчиков граждане СССР принимались за восстановление разрушенного врагом хозяйства. Советские деньги снова стали единственными, законными, полновластными. А что стало с оккупационными марками? Их выбрасывали в хлам. Разве только нумизматы оставили один-два образца для своих коллекций…

Но этот коротенький рассказ о людях в погонах был бы все же неполным, если не упомянуть о незаурядном личном мужестве, проявленном многими военнослужащими с серебристой звездой и колосьями на петлице. Широко известен подвиг начфина полка капитана В. Ступина. Следуя на передовую для выплаты бойцам денежного довольствия, он внезапно попал в фашистскую засаду, однако не растерялся и вступил в неравный бой. Будучи раненным несколько раз подряд, Ступин тем не менее мужественно продолжал поединок, убил трех врагов, а одного даже взял в плен и сумел доставить его по назначению. Начфин дивизии техник-интендант 1-го ранга А. Атласов во время наступления нашего соединения заметил в глубине вражеского расположения брошенные фашистами трофеи. Быстро осмотрев их, он обнаружил в полевой конторе немецкого банка крупные ценности.

Организовав под сильным обстрелом охрану трофеев, отважный и предприимчивый офицер передал затем государству ценностей на 370 тысяч рублей. О подобных фактах фронтовая и центральная печать писала очень широко.

Каков же общий итог деятельности советских финансовых органов в военное время? Ответ может быть один: все военные потребности страны были обеспечены необходимыми средствами, а госбюджет СССР уже с 1944 года имел заметное превышение доходов над расходами. За этой короткой фразой - напряженнейший труд всего советского народа, в том числе финансовых работников.

Из книги Повседневная жизнь Парижа в Средние века автора Ру Симона

Международные финансисты и королевские казначеи Париж давал временный приют иностранцам, явившимся вести дела, переводить деньги в столицу. Разумеется, здесь были итальянцы, поставившие свои знания и навыки на службу монарху, в частности уроженцы Лукки и Сиены, весьма

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Банкиры и финансисты Аббатства, особенно в раннее Средневековье, были наиболее важными финансовыми центрами. Все в них предрасполагало к подобной роли: относительно солидные капиталы, которыми они владели, авторитет и доверие, которыми они пользовались, их

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

2. ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ Сезон военных кампаний приходился на весенние и летние месяцы; зимним операциям препятствовали обильные снегопады на Анатолийском плоскогорье. Ежегодно с наступлением весны рассматривались знамения, и если они предвещали удачу, то царь отдавал

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Финансисты-алхимики В XV веке в Западной Европе уже появились люди, которых с полным правом можно отнести к той социальной категории, которую мы называем финансовой олигархией. Прежде всего мы уже встречаем банкиров - как известных по имени, так и анонимных (в этой связи

Из книги Осторожно, история! Мифы и легенды нашей страны автора Дымарский Виталий Наумович

Военные во власти 16 февраля 1893 года родился будущий маршал Михаил Тухачевский, расстрелянный в 1938 году по обвинению в заговоре против РККА и сотрудничестве с Германией.Пожалуй, это как раз тот случай, когда история изрядно напутала. Маршала Рабоче-крестьянской Красной

Из книги Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира. Книга I автора Карпов Владимир Васильевич

Военные планы Прежде чем перейти к теме, обозначенной в названии главы, приведу небольшую часть из моих бесед с Молотовым, ту, где он затрагивает предвоенное время и касается оценки личности Сталина, которого он знал на протяжении многих лет.- Для меня Сталин неотделим

Из книги De conspiratione. Капитализм как заговор. Том 1. 1520 - 1870-е годы автора Фурсов Андрей Ильич

17. Крымская война, или Финансисты и революционеры против России Отсутствие стратегического плана сыграло с Россией злую шутку в период, предшествующий Крымской войне, и в самой войне. В 1848 г. в Европе началась революция, захватившая и следующий год. Эту «буржуазную» (в том

Из книги Царствование, деяния и личность Людовика XI [СИ] автора Костин А Л

Военные действия Людовик умел учиться на своих ошибках, и этот тяжёлый урок не прошёл для него даром. Вернувшись обратно, Людовик провёл расследование о том, кто мог доложить Карлу о его агентах в Люттихе. В итоге военачальник Шарль де Мелон, герцог Немурский и епископы

Из книги Запечатленный труд (Том 1) автора Фигнер Вера Николаевна

2. Военные на юге Через Ив. Ив. Сведенцева как бывшего военного имелись связи и среди военных, и я познакомилась с ними у него. Это были ротный командир Люблинского полка Крайский и офицеры Телье (брат осужденного) и Стратонович. Они относились ко мне со вниманием и

Из книги Красная эпоха. 70-летняя история СССР автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Реформаторы и финансисты Победа Ельцина ненадолго вернула стране политическую стабильность и позволила обратить внимание на экономику. Состояние ее было крайне тяжелым – и главным препятствием к ее оздоровлению была Чечня. В июне и июле активных боевых действий там не

Из книги От денежной кладовой до Министерства финансов автора Бердников Л П

Материалы к биографическому словарю Финансисты Енисейской губернии и Красноярского края

Из книги De Conspiratione / О Заговоре автора Фурсов А. И.

17. Крымская война, или Финансисты и революционеры против России Отсутствие стратегического плана сыграло с Россией злую шутку в период, предшествующий Крымской войне, и в самой войне. В 1848 г. в Европе началась революция, захватившая и следующий год. Эту «буржуазную» (в

Из книги Полное собрание сочинений. Том 23. Март-сентябрь 1913 автора Ленин Владимир Ильич

Буржуазные дельцы-финансисты и политики Английская рабочая печать продолжает свои разоблачения о связи финансовых «операций» с высшей политикой. Эти разоблачения заслуживают внимания рабочих всех стран, ибо вскрывается здесь самая основа управления государством в

Загрузка...