domvpavlino.ru

Войны во время александра 1. Правление императора Александра I

Правление Александра 1 пришлось на годы судьбоносной для всей Европы военной кампании Наполеона. «Александр» переводится как «победитель», и царь полностью оправдал свое гордое имя, которое ему дала его венценосная бабушка Екатерина II.

За несколько месяцев до появления на свет будущего императора Александра в Петербурге произошло самое ужасное наводнение 18 века. Вода поднялась выше трех метров. Мать Александра, жена императора Павла Петровича, была так сильно напугана, что все опасались преждевременных родов, но все обошлось. Сам Александр 1 усматривал в этом наводнении 1777 года некий знак, который дан был ему свыше еще до рождения.

Воспитанием наследника престола с удовольствием занималась его бабушка, Екатерина II. Она самостоятельно подбирала своему любимому внуку воспитателей, сама писала особые наставления, в каком ключе необходимо вести воспитание и обучение. Отец Александра, император тоже стремился воспитывать сына по своим строгим правилам и требовал неукоснительного подчинения. Это противостояние отца и бабушки оставило неизгладимый отпечаток в характере юного Александра. Он часто находился в растерянности - кого же ему слушать, как себя вести. Такая обстановка приучила будущего императора к замкнутости и скрытности.

Восхождение на престол Александра 1 связано с трагическими событиями во дворце. Его отец, Павел 1, был задушен в результате заговора, о котором Александр был хорошо осведомлен. Но тем не менее известие о смерти отца довело Александра почти до обморочного состояния. Несколько дней он никак не мог прийти в себя и во всем слушался заговорщиков. Правление Александра 1 началось в 1801 году, когда ему было 24 года. Всю свою последующую жизнь император будет мучиться угрызениями совести и во всех жизненных неурядицах видеть наказание за пособничество в убийстве Павла 1.

Начало правления Александра 1 ознаменовалось отменой прежних правил и законов, которые ввел в свое время Павел. Всем опальным дворянам были возвращены права и титулы. Священников освободили от Тайная канцелярия и Тайная экспедиция были закрыты, возобновили проведение выборов представителей дворянства.

Александр 1 даже позаботился об отмене ограничений в одежде, которые были введены при Павле 1. Солдаты с облегчением сняли белые парики с косами, а гражданские чины снова смогли носить жилеты, фраки и круглые шляпы.

Участников заговора император постепенно отправлял подальше от дворца: некоторых в Сибирь, некоторых на Кавказ.

Правление Александра 1 началось с умеренно-либеральных реформ, проекты которых разработал сам государь и его молодые друзья: князь Кочубей, граф Новосильцев, граф Строганов. Свою деятельность они называли «Комитет общественного спасения». Мещанам и купцам было позволено получать незаселенные земли, открылся Царскосельский лицей, были основаны университеты в разных городах России.

Ближайшим помощником Александра начиная с 1808 года становится статс-секретарь Сперанский, который тоже был сторонником активных государственных реформ. В том же году император назначил военным министром А.А Аракчеева, бывшего протеже Павла 1. Он считал, что Аракчеев «предан без лести», поэтому доверил ему отдавать приказы, которые прежде отдавал сам.

Правление Александра 1 все же не было агрессивно-реформистским, поэтому даже из проекта государственных реформ Сперанского были реализованы только наиболее «безопасные» пункты. Особой настойчивости и последовательности император не проявлял.

Во внешней политике наблюдалась та же картина. Россия заключила мирные договоры сразу с Англией и Францией, пытаясь лавировать между этими двумя странами. Однако в 1805 году Александр 1 был вынужден вступить в коалицию против Франции, поскольку стала исходить конкретная угроза порабощения Наполеоном всей Европы. В том же году войска союзников (Австрии, России и Пруссии) потерпели сокрушительные поражения под Аустерлицем и Фридландом, что привело к подписанию с Наполеоном.

Но этот мир оказался весьма непрочным, и впереди Россию ожидала война 1812 года, разрушительный пожар Москвы и жесточайшая переломная битва под Бородино. Французы будут изгнаны из России, а русская армия победно пройдет по странам Европы до самого Парижа. Александру 1 уготовано было стать освободителем и возглавить коалицию европейских стран против Франции.

Зенитом славы Александра стало его вступление с войском в побежденный Париж. Местные жители, убедившись, что их город не будет сожжен, с восторгом и ликованием встречали русские войска. Поэтому правление Александра 1 у многих ассоциируется именно с судьбоносной победой над войсками Наполеона в войне 1812 года.

Покончив с Бонапартом, император прекратил либеральные реформы у себя в стране. Сперанского отстранили от всех должностей и отправили в ссылку в Нижний Новгород. Помещикам опять позволили самочинно ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия. В университетах были введены ограничения их самостоятельности.

При этом и в Петербурге, и в Москве активно начали развиваться религиозно-мистические организации. Масонские ложи, которые запретила Екатерина II, вновь оживились. Правление Александра 1 вошло в колею консерватизма и мистицизма.

Председательство в Синоде отдали петербургскому патриарху, а членов Синода государь назначал лично. Официально следил за деятельностью Синода обер-прокурор, друг Александра 1, В 1817 году он же возглавил Министерство духовных дел, созданное по указу императора. общества постепенно наполнялась все большим мистицизмом и религиозной экзальтацией. Многочисленные Библейские общества, домовые церкви со странными обрядами вносили дух еретичества и создавали серьезную угрозу основам православной веры.

Поэтому церковь объявила войну мистицизму. Возглавил это движение монах Фотий. Он внимательно отслеживал собрания мистиков, какие книги они выпускают, какие высказывания выходят из их среды. Он прилюдно проклинал масонов, сжигал их издания. Военный министр Аракчеев поддерживал православное духовенство в этой борьбе, поэтому под общим давлением Голицыну пришлось подать в отставку. Однако отголоски прочно укрепившегося мистицизма еще долго давали о себе знать в среде русского светского общества.

Сам же Александр 1 в 20-е годы 19 века все чаще стал посещать монастыри и говорить о своем желании отречься от престола. Любые доносы о заговорах и создании тайных обществ не трогают его больше. Все события он воспринимает как кару за смерть отца и за свои внебрачные связи. Он хочет отойти от дел и посвятить дальнейшую жизнь искуплению грехов.

Правление Александра 1завершилось в 1825 году - по документам он скончался в Таганроге, куда уехал со своей женой для лечения. Императора перевезли в Петербург в закрытом гробу. Очевидцы говорили, что лик его весьма сильно изменился. По слухам, в то же время в Таганроге скончался фельдъегерь, очень похожий внешне на Александра. До сих пор многие люди считают, что император использовал тот случай, чтобы покинуть престол и уйти скитаться. Так это или нет - исторических фактов на этот счет нет.

Итоги правления Александра 1 можно подвести следующие: это было весьма непоследовательное правление, где начавшиеся либеральные реформы сменил жесткий консерватизм. В то же время Александр 1 навсегда вошел в историю как освободитель России и всей Европы. Его почитали и славили, восхищались и славословили, но собственная совесть не давала ему покоя всю жизнь.

Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи. Как и отец, Александр был воспитан в духе идей Просвещения об «истинной», «законной» монархии. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Ф.-Ц. де Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом. Документы свидетельствуют, что взгляды Александра в юности носили довольно радикальный характер: он симпатизировал Французской революции и республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право, процветавшие при петербургском дворе фаворитизм и взяточничество. Есть основания полагать, что придворная жизнь с ее интригами, вся закулисная сторона «большой политики», которые Александр мог близко наблюдать еще при жизни Екатерины, вызывали у него негодование, чувство отвращения к политике как таковой, желание не принимать в ней участия. Так же относился он и к слухам о замысле Екатерины передать ему престол в обход Павла.

Таким образом, в отличие от Павла I Александр, вступая на российский престол, не был, видимо, особенно властолюбив и еще не успел отказаться от идеалов молодости (ему было то время 23 года). Сквозь призму этих идеалов смотрел он на действия отца, совершенно не сочувствуя ни его целям, ни методам. Александр мечтал сначала осуществить революцию, которая “была бы произведена законной властью», а затем удалиться от дел.

Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В.П.Кочубей - племянник екатерининского канцлера гр. Безбородко, во-вторых, кн. Адам А.Чарторыйский - богатый польский вельможа на русской службе, затем А.С. Строганов - сын одного из самых знатных и богатых людей того времени и, наконец, Николай Н. Новосильцев - двоюродный брат Строганова. В этом кружке “молодых друзей” обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее.

Следует, однако, заметить, что жизненный опыт Александра и членов его кружка был очень различен. Так, Строганов и Кочубей были свидетелями событий в революционной Франции. Первый находился там в самом начале революции со своим гувернером Жильбером Роммом, посещал заседания Национального собрания, стал якобинцем и был силой возвращен домой в 1790 г. Второй попал во Францию уже в 1791-1792гг. после нескольких лет жизни за границей и, в частности, в Англии, где он изучал английскую государственную систему. По возвращении в Россию Кочубей получил назначение послом в Константинополь, где провел еще пять лет. С образовательными целями побывал в Англии и князь Адам Чарторыйский, у которого имелся также опыт совсем иного рода: он сражался против России во время второго раздела Польши. Самым старшим из участников этого кружка был Н.Н. Новосильцев - ко времени воцарения Александра в 1801 г. ему уже исполнилось 40 лет. Что же касается Александра, его жизненный опыт ограничивался лишь знанием петербургского двора и негативным восприятием царствования сперва бабки, а затем и отца. В беседах с членами кружка Александр восхищался революционной Францией и выражал наивную веру в возможность создания «истинной монархии» путем преобразований сверху. «Молодые друзья» были настроены более скептически и реалистично, но не разочаровывали великого князя, надеясь извлечь из своего положения опрелеленные выгоды.

Историки много спорили о том, насколько Александр был посвящен в планы заговорщиков против Павла 1 и, следовательно, насколько он повинен в его гибели. Сохранившиеся косвенные свидетельства указывают на то, что скорее всего Александр надеялся, что Павла удастся убедить отречься от престола в его пользу и, таким образом, переворот будет законным и бескровным. Свершенное убийство Павла поставило молодого императора совсем в иную ситуацию. С его чувствительностью, романтической верой в справедливость и законность он не мог не воспринять происшедшее как трагедию, омрачившую самое начало его царствования. При этом, если бы Александр получил власть законным путем, руки у него были бы в достаточной степени развязаны. Теперь же он оказался в зависимости от тех, кто преступлением добыл ему трон и кто постоянно оказывал на него давление, напоминая о возможности нового переворота. К тому же за спиной заговорщиков стояла партия старых екатерининских вельмож («екатерининские старики», как их называли) - влиятельная многочисленная, с сильными семейными связями. Главным для этих людей было сохранение прежних порядков. Не случайно в манифесте Александра о восшествии на престол он обещал «управлять Богом нам врученный народ по закону и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни императрицы Екатерины Великия».

Мероприятия начала царствования

И действительно, первые указы императора подтверждали это обещание. Уже 13-15 марта 1801 г. были изданы повеления о выдаче указов об отставке всем уволенным с военной и гражданской службы без суда, амнистированы члены Смоленского кружка, которым возвращены чины и дворянство; 15 марта была объявлена амнистия политическим заключенным и беглецам, укрывшимся за границей, снят запрет на ввоз различных промышленных товаров; 31 марта - отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз из-за границы книг. Наконец, 2 апреля император огласил в Сенате 5 манифестов, восстанавливавших в полном объеме действие Жалованных грамот дворянству и городам. Одновременно было объявлено о ликвидации Тайной экспедиции Сената и передаче следствия по политическим делам в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством. Один из манифестов 2 апреля был адресован крестьянам; в нем обещалось не увеличивать налоги и разрешался вывоэ сельскохозяйственных продуктов за границу.

Казалось бы, «старики» должны быть довольны, но реальный смысл манифестов оказался шире простого восстановления екатерининских порядков. Например, изъятие политических дел из непосредственного ведения государя воспринималось в принципе как ограничение его власти. В этом обнаруживалась вторая (не менее существенная, чем первая) цель заговорщиков: создать такую государственную систему, которая законодательно ограничила бы права любого деспота-государя в пользу верхушки аристократии. Контроль за деятельностью монарха, создание механизма, предохраняющего от деспотических тенденций, вполне отвечали и убеждениям Александра, и потому 5 апреля 1801 г. появился указ о создании Непременного совета - законосовещательного органа при Государе (в 1810 г. заменен Государственным советом).

В самом факте создания подобного Совета ничего принципиально нового не было: острая необходимость в таком органе ощущалась всеми правителями после Петра I. Однако юридический статус и права не закреплялись обычно в законах, иначе обстояло дело с Непременным советом. Хотя верховная власть в стране продолжала полностью оставаться в руках государя и за ним сохранялось право издавать законы без согласования с Советом, члены Совета получали возможность следить за деятельностью монарха и подавать представления, т. е. по существу опротестовывать те действия или указы императора, с которыми они были не согласны. Реальная же роль Совета в управлении страной должна была определиться в зависимости от того, как на практике сложатся взаимоотношения членов Совета и монарха.

Однако помимо взаимоотношений важно было и отношение Государя к Совету - насколько серьезно он его воспринимал и насколько собирался с ним считаться. Александр собирался выполнить свои обязательства в точности, и, как показало дальнейшее развитие событий, это была его ошибка. Что же касается взаимоотношений с Советом, то они, в свою очередь, зависели от состава этого органа власти.

Первоначально Совет состоял из 12 человек, преимущественно руководителей важнейших государственных учреждений. Помимо них в Совет вошли доверенные лица императора и главнейшие участники заговора против Павла. В основном все это были представители высшей аристократии и бюрократии - те, от кого Александр 1 зависел в наибольшей степени. Однако такой состав Совета давал надежду избавиться от этой зависим, потому что екатерининские вельможи оказались там рядом с павловскими, а они не могли не соревноваться между собой за влияние на императора. Довольно быстро государь научился использовать эту ситуацию в своих интересах.

При подобной расстановке сил молодой император мог надеяться найти среди членов Совета и сторонников более широких реформ, однако разрабатывать план этих реформ он собирался со своими «молодыми друзьями». Основную цель перемен Александр видел в создании конституции, гарантирующей его подданным права гражданина, аналогичные сформулированным в знаменитой французской «Декларации прав человека и гражданина». Он, однако, соглашался с мнением, что первоначально следует таким образом реформировать систему управления, чтобы гарантировать права собственности.

Между тем, не дожидаясь, когда план реформ будет создан, в мае 1801 г. Александр внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о запрещении продажи крепостных без земли. По мысли императора, этот указ должен был стать первым шагом к ликвидации крепостного права. За ним намечался следующий - разрешение покупки населеных земель недворянам с условием, что живущие на этих землях крестьяне будут становиться вольными. Когда в результате появилось бы некоторое количество вольных крестьян, подобный порядок продажи земли планировалось распространить и на дворян. Таким образом, замысел Александра был сходен с планом, существовавшим в свое время у Екатерины, о чем он скорее всего не знал. При этом император был достаточно осторожен и не раскрывал всех деталей даже самым близким ему людям, но уже на первом этапе ему пришлось столкнуться с бешеным сопротивлением крепостников.

Не отклонив в принципе предложение императора, члены Совета, однако, довольно твердо дали ему понять, что принятие подобного указа может вызвать как брожение среди крестьянства, так и серьезное недовольство дворян. Совет полагал, что введение подобной меры должно быть включено в систему законов о правах владельцев имений, которую следует разрабатывать.

Иначе говоря, предлагалось отсрочить принятие указа на неопределенный срок. Показательно, что с этим мнением Совета согласились и «молодые друзья» Александра - Строганов и Кочубей. Однако царь не сдался и самолично явился на заседание Совета, чтобы защитить свой проект. Состоялась дискуссия, в которой императора поддержал лишь один из членов Совета. Александр, надеявшийся на просвещенность дворянства, подобной реакции, видимо, не ожидал и вынужден был отступить. Единственным результатом этой его попытки ограничить крепостничество стал запрет печатать объявления о продаже крепостных в газетах, который уже вскоре помещики научились легко обходить.

Важнейшим следствием неудачи Александра в попытке решения крестьянского вопроса было окончательное перенесение подготовки реформ в кружок «молодых друзей», причем он согласился с их мнением, что работа должна вестись в тайне. Так был создан Негласный комитет, в который вошли Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, а позднее и старый “екатерининский вельможа” граф А.В. Воронцов.

Уже на первом заседании Негласного комитета выяснилось некоторое расхождение в представлениях о его задачах между императором и его друзьями, которые полагали, что начать надо прежде всего с изучения положения государства, затем осуществить реформу администрации и уж только тогда перейти к созданию конституции. Александр, соглашаясь в принципе с этим планом, желал поскорее заняться непосредственно третьим этапом. Что же касается официального Непременного совета, то реальным итогом первых месяцев его работы стал проект “Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», который предполагалось обнародовать в день коронации 15 сентября 1801 г. Грамота должна была вновь подтвердить все привилегии, означенные в Жалованных грамотах 1785 г., а также общие для всех жителей страны права и гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести. Специальная статья грамоты гарантировала нерушимость этих прав. Одновременно с этим документом был подготовлен новый проект по крестьянскому вопросу. Автором его стал последний фаворит Екатерины и один из руководителей переворота 1801г. П.А.Зубов. Согласно его проекту вновь (как и при Павле 1) запрещалась продажа крестьян без эемли и устанавливался порядок, по которому государство обязывалось выкупать крестьян у помещиков в случае необходимости, а также оговаривались условия, по которым крестьяне могли выкупиться сами.

Третьим проектом, подготовленным к коронации, был проект реорганизации Сената. Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько его вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к тому, что Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший исполнтельные, судебные, контрольные и законосовещательные функции.

По существу, все три подготовленных к коронации акта в совокупности представляли собой единую программу превращения России в «истинную монархию», о которой мечтал Александр I, однако обсуждение их показало, что единомышленников у царя практически не было. Помимо этого обсуждение проектов затруднялось постоянным соперничеством придворных группировок. Так, члены Негласного комитета решительно отвергли проект Зубова по крестьянскому вопросу как слишком радикальный и несвоевременный. Проект реорганизации Сената вызвал в окружении царя целую бурю. «Молодые друзья» императора, объединившись с прибывшим в Россию Лагарпом, доказывали Александру невозможность и вредность какого-либо ограничения самодержавия.

Таким образом, люди из ближайшего окружения царя, те, на кого он возлагал свои надежды, оказались большими монархистами, чем он сам. В результате единственным документом, опубликованным в день коронации, стал манифест, все содержание которого свелось к отмене рекрутского набора на текущий год и уплаты 25 копеек подушного сбора.

Почему же так случилось, что царь-реформатор фактически оказался в одиночестве, т. е. в ситуации, когда никакие серьезные реформы были уже невозможны? Первая причина - та же, что и несколькими десятилетиями ранее, когда свой план реформ осуществляла Екатерина II: дворянство - главная опора и гарант стабильности трона, а следовательно, и вообще политического режима - не желало поступиться и толикой своих привилегий, в защите которых готово было идти до конца. Когда после восстания Пугачева дворянство сплотилось вокруг императорского престола и Екатерина поняла, что переворота ей можно не опасаться, она сумела осуществить ряд преобразований, решительных настолько, насколько это было возможно без опасения нарушить политическую стабильность. В начале XIX в. в крестьянском движении наметился определенный спад, что усилило позиции оппонентов Александра и давало им возможность пугать молодого царя крупными потрясениями. Вторая важнейшая причина была связана с разочарованием значительной части образованных людей не только в России, но и во всей Европе в действенности Просвещения. Кровавые ужасы Французской революции стали для многих своего рода отрезвляющим холодным душем. Возникла боязнь, что какие-либо перемены, реформы, и в особенности ведущие к ослаблению царской власти, могут в конечном счете обернуться революцией.

Есть и еще один вопрос, который нельзя не задать: почему Александр I не решился в день своей коронации опубликовать хотя бы один из трех подготовленных документов - тот, о котором, как кажется, особых споров не было,- Грамоту Российскому народу? Вероятно, император сознавал, что Грамота, не будучи подкрепленной другими законодательными осталась бы простой декларацией. Именно поэтому она и не вызывала возражений. Следовало или публиковать все три документа вместе, или не публиковать ничего. Александр избрал второй путь, и это, конечно, было его поражением. Однако несомненным положительным итогом первых месяцев царствования стал приобретенный молодым императором политический опыт. Он смирился с необходимостью царствовать, но и планы реформ не оставил.

По возвращении из Москвы с коронационных торжеств на заседаниях Негласного комитета царь вновь вернулся к крестьянскому вопросу, настаивая на издании указа, запрещающего продавать крестьян без земли. Царь решился раскрыть и второй пункт плана - разрешить продажу населенных земель недворянам. И вновь эти предложения вызвали резкие возражения «молодых друзей». На словах они полностью соглашались с осуждением практики продажи крестьян без земли, но по-прежнему пугали царя дворянским мятежом. Это был сильный аргумент, который не мог не подействовать. В результате и этот раунд реформаторских попыток Александра закончился минимальным результатом: 12 декабря 1801г. появился указ о праве недворян покупать землю без крестьян. Таким образом, монополия дворянства на владение землей была нарушена, но столь нечувствительно, что взрыва недовольства можно было не опасаться.

Следующие шаги Александра I были связаны с реоргнизацией государственного управления и соответствовали сложившейся в этой сфере практике предшествующих царствований. В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначейства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои всеподданнейшие доклады императору. Первоначально статус Комитета министров был неопределенным, и лишь в 1812 г. появился соответствующий документ.

Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев стал причиной конфликта царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором, причем речь шла об установлении сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офицерского чина. Сенат усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г.. запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был преобразован, на сей раз в чисто судебное учреждение и некоторыми административными функциями. Главным органом управления стал, по сути, Комитет министров.

Инцидент с Сенатом в значительной мере предопределил дальнейшее развитие событий и планы императора. Превратив Сенат в представительный орган с широкими правами, Александр сделал то, от чего отказался годом раньше. Теперь он убедился, что исключительно дворянское представительство без правовых гарантий другим сословиям становится для него только преградой, добиться чего-либо можно, только сконцентрировав всю власть в своих руках. По сути, Александр пошел по тому пути, на который с самого начала его толкали “молодые друзья» и старый наставник Лагарп. По-видимому, к этому времени и сам император ощутил вкус власти, ему надоели постоянные поучения и нотации, непрекращающиеся споры его окружения, за которыми легко угадывалась борьба за власть и влияние. Так, в 1803 г. в споре с Г.Р. Державиным, бывшим в это время генерал-прокурором Сената, Александр произнес знаменательные слова, которые едва ли можно было услышать от него раньше: «Ты меня всегда хочешь учить, я самодержавный государь и так хочу”.

Начало 1803 г. ознаменовалось и некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. На сей раз инициатива исходила из лагеря сановной аристократии от графа Румянцева, пожелавшего отпустить своих крестьян наволю и просившего установить для этого законный порядок. Обращение графа было использовано как предлог для издания 20 февраля 1803 г. Указа о вольных хлебопашцах.

Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп.Это положение легло потом в основу реформы 1861 г. По всей видимости, Александр возлагап на указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию подавались ведомости о числе крестьян, переведенных в эту категорию. Практическое применение указа должно было показать насколько в действительности дворянство готово расстаться со своими привилегиями. Результаты обескураживали: по новейшим данным, за все время действия указа было освобождено 111829 душ мужского пола, т. е. примерно 2% всех крепостных.

Спустя год правительство сделало еще один шаг: 20 февраля 1804 г. появилось «Положение о лифляндских крестьянах”. Ситуация с крестьянским вопросом в Прибалтике была несколько иной, чем в России, поскольку продажа крестьян без земли там была запрещена. Новое положение закрепляло статус «дворохозяев» как пожизненных и наследственных арендаторов земли и предоставляло им право выкупить свой участок в собственность. Согласно положению “дворохозяева” освобождались от рекрутской повинности, а телесному наказанию могли быть подвергнуты лишь по приговору суда. Четко определялись размеры их повинностей и платежей. Вскоре основные положения нового закона были распространены и на Эстляндию. Таким образом, в прибалтийской деревне создавался слой зажиточного крестьянства.

В октябре 1804 г. здесь было введено указом еще одно новшество: выходцам из купечества, дослужившимся до чина 8 класса, разрешалось покупать населенные земли и владеть ими на основе договора с крестьянами. Иначе говоря, купленные таким образом крестьяне переставали быть крепостными и становились вольными. Это был как бы усеченный вариант первоначальной программы ликвидации крепостного права. Однако такими полумерами конечная цель не могла быть достигнута. Говоря о попытках решения крестьянского вопроса в первые годы царствования Александра I, следует упомянуть и о том, что в это время прекратилась практика пожалования государственных крестьян помещикам. Правда, около 350 000 казенных крестьян были переданы во временную аренду.

Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные реформы в сфере народного образования. 24 января 1803 г. Александр утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что все эти учебные заведения будут пользоваться единообразными учебными программами, а университет в каждом учебном округе - представлять собой высшую ступень образования. Если до этого в России существовал лишь один университет - Московский, то в 1802 г. был восстановлен Дерптский университет, а в 1803 г. - открыт университет в Вильно. В 1804 г. основаны Харьковский и Казанский университеты. Тогда же был открыт Педагогический институт в Петербурге, потом переименованный в Главный педагогический институт, а с 1819 г. преобразованный в университет. Помимо этого открывались привилегированные учебные заведения: в 1805г.- Демидовский лицей в Ярославле, а в 1811 г. - знаменитый Царскосельский лицей. Были созданы и специализированные высшие учебные заведения - Московское коммерческое училище (1804 г.), Институт путей сообщения (1810 г.). Таким образом, при Александре I была продолжена и скорректирована начатая Екатериной II работа по созданию системы народного образования. По-прежнему, однако, образование оставалось недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян.

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I. Постепенно роль Аракчеева становилась все более значительной, он превратился в доверенное лицо императора, а в 1807 г. последовал императорский указ, по которому повеления, объявляемые Аракчеевым, приравнивались к именным императорским указам. Но если основным направлением деятельности Аракчиева было военно-полицейское, то для разработки планов новых реформ нужен был иной человек. Им стал М.М. Сперанский.

Деятельность М.М. Сперанского

Сын сельского священника Сперанский не только, как и Аракчеев, не принадлежал к аристократии, но даже не был дворянином. Он родился в 1771 г. в деревне Черкутино Владимирской губернии, учился сперва во Владимирской, затем в Суздальской и, наконец, в Петербургской семинарии. По окончании ее был оставлен там в качестве преподавателя и лишь в 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А. Б. Куракина. Карьера эта была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года Сперанский имел чин действительного статского советника равный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство.

В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. В 1803г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана. Однако практического значения Записка не имела. Лишь в 1807г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутриполитического кризиса Александр вновь обратился к планам реформ.

Но почему именно на Аракчеева и Сперанского пал выбор императора и чем они были для него? Прежде всего - послушными исполнителями воли монарха, который пожелал превратить двух не знатных, но лично преданных ему людей во всесильных министров, с чьей помощью он надеялся осущесвить свои планы. Оба они были, по существу, усердными и старательными чиновниками, не зависимыми в силу своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии. Аракчеев должен был предохранить трон от дворянского заговора, Сперанский - разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов, подсказанных императором.

Новую роль Сперанский получил не сразу. Сперва император поручал ему некоторые ^частные дела”. Уже в 1807 г. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он сопровождает Александра в Витебск на военный смотр, а год спустя - в Эрфурт, на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия.

План реформ, составленный в 1809 г. Сперанским в виде обширного документа под названием “Введение к Уложению государственных законов” был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Сперанский настаивал на тождестве исторических судеб России и Европы, тех процессов, которые в них происходили. Первые попытки изменить политический строй произошли при вступлении на престол Анны Иоанновны и в царствование Екатерины II, когда она созвала Уложенную комиссию. Теперь же настало время для серьезных перемен. Об этом свидетельствует состояние общества, в котором исчезло уважение к чинам и титулам, подорван авторитет власти. Необходимо осуществить подлинное разделение властей, создав независимые друг от друга законодательную, судебную и исполнительную власти. Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов - дум, начиная с волостных и до Государственной думы, без согласия которой самодержец не должен иметь право издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь идет о спасении отечества. Государственная дума осуществляет контроль за исполнительной властью - правительством, министры которого ответственны перед ней за свои действия. Отсутствие такой ответственности - главный недостаток министерской реформы 1802 г. За императором остается право распустить думу и назначить новые выборы. Члены губернских дум избирают высший судебный орган страны - Сенат. Вершиной государственной системы является Государственный совет. Члены Государственного совета назначаются Государем, который сам в нем председательствует. В Совет входят министры и другие высшие должностные лица. Если в Государственном совете возникает разногласие, царь по своему выборуутверждает мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Не обошел Сперанский и проблему гражданских прав. Он полагал, что ими должно быть наделено все население страны, включая крепостных. К числу таких прав он отнес невозможность наказания кого-либо без решения суда. Политическими правами, т. е. правом участия в выборах предполагалось наделить граждан России, владеющих землей и капиталами, включая государственных крестьян. Право быть избранным в представительные органы ограничивалось имущественным цензом. Уже из этого ясно, что проект Сперанского не предполагал ликвидации крепостного права. Сперанский полагал, что отменить крепостное право единовременным законодательным актом невозможно, но следует создавать условия, при которых помещикам самим станет выгодно отпускать крестьян на волю.

Предложения Сперанского содержали и план поэтапного осуществления реформ. Первым шагом предполагалось учреждение в начале 1810 г. Государственного совета, которому должно было быть поручено обсуждение предварительно составленного «Гражданского уложения», т. е. законов об основных правах сословий, а также финансовой системы государства. Обсудив «Гражданское уложение», Совет приступил бы к изучению законов об исполнительной и судебной власти. Все эти документы в совокупности должны были составить к маю 1810 г. “Государственное уложение”, т. е. собственно конституцию, после чего можно было бы приступить к выборам депутатов.

Реализация плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Некоторые историки полагают даже возможным говорить о переходе к буржуазной монархии, однако, поскольку проект сохранял сословную организацию общества и тем более крепостное право, это неверно.

Претворение плана Сперанского в жизнь началось в 1809 г. В апреле и октябре появились указы, по которым, во-первых, прекратилась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате, а во-вторых, вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Это должно было упорядочить деятельность государственного аппарата, сделать ее более профессиональной

В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 г. состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил “План финавсов”, который лег в основу царского манифеста 2 февраля. Основная цель документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита, прекращении выпуска обесценившихся ассигнаций и увеличении налогов, в том числе на дворянские имения. Меры эти дали результат, и уже в следующем году дефицит бюджета сократился, а доходы государства возросли.

Одновременно в течение 1810 г. Государственный совет обсуждал подготовленный Сперанским проект “Уложения гражданских законов” и даже одобрил первые две его части. Однако осуществление следующих эталов реформы затянулось. Лишь летом 1810 г. началось преобразование министерств, завершившееся к июню 1811 г.: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообщения, Государственный контроль (на правах министерства), а также ряд новых Главных управлений.

В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т. е. разделить его административные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично назначаться тосударем, а частично избираться от дворянства. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государстве совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810 - 1811 гг. и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление от первоначального их плана, и не случайно в феврале 1811 г. Сперанский обратился к Александру с просьбой об отставке.

Итоги внутренней политики 1801 - 1811 гг.

В чем же причины новой неудачи реформ? Почему верховная власть оказалась не в состоянии провести коренные реформы, которые явно назрели и необходимость которых была вполне очевидна наиболее дальновидным политикам?

Причины, по существу, обнаруживаются те же, что и на предыдущем этапе. Уже само возвышение Сперанского, превращение его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. В 1809 г. после указов, регламентировавших государственную слслужбу ненависть к Сперанскому еще более усилилась и, по его собственному признанию, он стал объектом насмешек, карикатур и злобных выпадов: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет, всеобщее недовольство достигло апогея.

Дворянство боялось любых перемен, справедливо подозревая, что в конечном итоге эти перемены могут привести к ликвидации крепостного права. Даже поэтапный характер реформ и то, что на самом деле они не посягали на главную привилегию дворянства, да и вообще их подробности держались в секрете не спасло положения. Результатом было всеобщее недовольство; иначе говоря, как и в 1801-1803 гг., Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внешнеполитическими обстоятельствами - приближалась война с Наполеоном. Возможно, отчаянное сопротивление верхушки дворянства, интриги и доносы на Сперанского (его обвиняли в масонстве, в революционных убеждениях, в том, что он французский шпион, сообщали о всех неосторожных высказываниях в адрес государя) в конечном счете все же не возымели бы действия на императора, если б весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления совсем с неожиданной стороны. В марте этого года в салоне своей проживавшей в Твери сестры - великой княгини Екатерины Павловны и при ее активной поддержке замечательный русский историк Н.М. Карамзин передал императору “Записку о древней и новой России” - своего рода манифест противников перемен, обобщенное вырадение взглядов консервативного направления русской общественной мысли.

По мнению Карамзина, самодержавие - единственно возможная для России форма политического устройства. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие в России, не ослабив спасительной царской власти, - он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Однако, признавал Карамзин, “сделано столько нового, что и старое показалось бы нам опасною новостью: мы уже от него отвыкли, и для славы государя вредно с торжественностью признаваться в десятилетних заблуждениях, произведенных самолюбием его весьма неглубокомысленных советников... надобно искать средств, пригоднейших к настоящему». Спасение же автор видел в традициях и обычаях России и ее народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы и прежде всего Франции. Одна из таких традиционных особенностей России - крепостничество, возникшее как следствие “естественного права”. Карамзин спрашивал: «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне разумного помещика, который довольствуется умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя и сторонника».

Ничего принципиально нового в “Записке” Карамзина не содержалось: многие его аргументы и принципы были известны еще в предшествующем столетии. Неоднократно слышал их, по-видимому, и государь. Однако на сей раз эти взгляды были сконцентрированы в одном документе написанном человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую бы он боялся потерять. Для Александра это стало знаком того, что неприятие его политики охватило широкие слои общества и голос Карамзина был голосом общественного мнения.

Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород, а затем и в Пермь (возвращен из ссылки только в конце царствования Александра). Судя по всему к этому времени давление на императора усилилось, а получаемые им доносы на Сперанского приобрели такой хярактер, что было просто невозможно и далее оставлять их без внимания. Александра вынуждали назначить официальное расследование деятельности своего ближайшего сотрудника, и, вероятно, он так бы и поступил, если бы хоть немного поверил наветам. Вместе с тем самоуверенность Сперанского, его неосторожные высказывания, о которых немедленно становилось известно императору, его стремление самостоятельно решать все вопросы, оттесняя государя на второй план,- все это переполнило чашу терпения и послужило причиной отставки и ссылки Сперанского.

Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев после этих событий началась Отечественная война с Наполеоном, за ней последовали заграничные походы русской армии. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внимание императора.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

После смерти в результате заговора Пав-ла I , престол занял его старший сын, Александр Павлович . Сразу же по восшест-вии на престол он отменил ряд решений своего отца, вызывавшие наибольшее не-приятие дворянского сословия, в частности были подтверждены гарантии, данные при Екатерине II в Жалованных грамотах дворянству и городам 1785 г. Были введе-ны некоторые послабления в цензуре, отменен запрет деятельности частных типо-графий.

При Александре I важную роль стал играть так называемый Негласный коми-тет (действовал с 1801 по 1803 г.), в состав которого входили В. П. Кочубей, П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев. Этот неофициальный орган сыграл решающее значение при выработке реформ, проведенных во время правле-ния Александра I. Особую роль комитет придавал крестьянскому вопросу. 20 фев-раля 1803 г. в соответствии с указом «О вольных хлебопашцах »,помещики полу-чили право освобождать своих крестьян от крепостной зависимости. При этом кре-стьянин получал земельный надел, но за достаточно большой выкуп. Этим указом воспользовалось совсем немного помещиков, однако само его появление продемон-стрировало обществу готовность власти идти на уступки в решении крестьянского вопроса.

На заседаниях Негласного комитета обсуждалась также возможность реформи-рование системы государственного управления. Результатом этих дискуссий стало издание указа в сентябре 1802 г.о реформе высших государственных учреждений. Вместо коллегий были созданы соответствующие министерства, а, кроме того, Го-сударственное казначейство, которое имело те же полномочия что и созданные ми-нистерства. Комитет министров контролировал деятельность министерств и их взаимодействие между собой.

Дальнейшее реформирование системы государственного управления связано сименем М. М. Сперанского , который в 1807 г. занял должность статс-секретаря Алек-сандра I, а в 1808 г. - должность министра юстиции. По проекту Сперанского законо-дательным органом империи должна была стать Государственная Дума, которая бы имела приоритетное значение в принятии законов страны. Исполнительным органом власти должны были стать министерства. Совещательным Органом при императоре предполагалось сделать Государственный Совет , в состав которого должны были входить высшие сановники. При этом у императора оставалось преимущественное право назначения министров, внесение законодательной инициативы.

Сословную структуру общества предполагалось сделать более мобильной (т. е. речь шла о возможности перехода из одного сословия в другое с приобретением соответствующих гражданских прав). В результате, большая часть преобразователь-ских планов Сперанского осталась лишь на бумаге, однако они оказали определен-ное влияние на взгляды Александра I , который 1 января 1810 г. издал указ о форми-ровании Государственного Совета. Во главе его канцелярии встал М. М. Сперан-ский. Хотя функции нового органа и были исключительно совещательными, даже в таком виде они не оправдали надежд Сперанского. Одновременно с этим были уточнены функции и полномочия министерств (июнь 1811 г.). Их деятельность должна была строиться на принципе единоначалия, т. е. вся ответственность за при-нятие решений ложилась на министра. Инициатива Сперанского реформировать Сенат была заблокирована Государственным советом.


Несмотря на то, что большинство предложений Сперанского не были реализова-ны, даже те преобразования, на которые пошел Александр I, вызвали резко отрица-тельную реакцию значительной части дворян. Поэтому в марте 1812 г. Сперанский был уволен и отправлен в отставку, а затем сослан в Пермь.

Государственный сейм, состоящий из двух палат, должен был стать высшим законодательным органом с правом наложения вето, при этом законодательная инициатива оставалась в руках императора - главы исполни-тельной власти. Кроме того, предполагалось ввести некоторые гражданские свободы и независимость судебной власти. Однако, как и предыдущие предложения М.М. Сперанского, эти проекты не были реализованы, что в некоторой степени было связано с ухудшением внешнеполитической ситуации.

Военные поселения. Аракчеевщина

С именем военного министра А. А. Арак-чеева связано создание военных поселений (с 1810 г.). (В действительности, учреж-дение военных поселений было инициировано самим Александром I, а не Аракчее-вым). С помощью этих военных поселений предполагалось оптимизировать расходы на содержание армии. По мысли Аракчеева, военные поселяне должны были одно-временно работать, т. е. обеспечивать себя, и заниматься военной службой.

Такая инициатива не встретила понимания у военных. В военных поселениях периодиче-ски вспыхивали волнения, которые жестоко подавлялись. Хотя в итоге и удалось сэкономить на содержание армии, качество военной подготовки заметно снизилось. Кроме того, их содержание тяжким бременем ложилось на жителей тех местностей, где располагались эти военные поселения. Официально они так и не были отменены и фактически сошли на нет к 1857 г.

Внешняя политика Александра I

1801-1812 гг. В самом начале своего прав-ления Александр I стал налаживать отношения с Англией и в 1801 г. был подписан англо-русский договор «о взаимной дружбе». Таким образом, Россия и Англия со-ставили коалицию против Франции. Отношения с Францией были окончательно разорваны в 1804 г., когда Россия вступила в 3-ю антифранцузскую коалицию(Англия, Австрия и Швеция).

В ноябре 1805 г. русско-австрийская армия потерпела поражение при Аустерли-це . После этого поражения Австрия заявила о выходе из войны. К 1806 г. была сформирована 4-я коалиция против Франции (Россия, Пруссия, Англия, Швеция). В том же году прусская армия потерпела поражение от французов при Йене и Ауэрштедте, и в результате Наполеон занял Берлин. Русской армии удалось выиграть ряд важных сражений (под Пултуском в декабре 1806 г., под Прейсиш-Эйлау, в январе 1807г.). Однако летом 1807 г. русские войска потерпели поражение в Восточной Пруссии, и Россия была вынуждена подписать Тильзитский мир (25 июня 1807 г.).

В соответствии с подписанным в Тильзите соглашением, Россия заключала с Фран-цией союз, разрывала отношения с Англией и признавала за Францией все недавно сделанные территориальные приобретения. Кроме того, России удалось сохранить целостность Пруссии, которую Наполеон предполагал расчленить на несколько го-сударственных образований. Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии, предполагавшей отказ от торговли с этим государством. Это было тем более болезненно для России, учитывая тот факт, что Англия была ее основным экономи-ческим партнером.

В 1808 г. состоялась встреча Александра I и Наполеона I в Эрфурте. Основываясь на условиях подписанного соглашения, Россия была вынужде-на объявить в 1808 г. войну Австрии, однако реально в войне русские войска участие не принимали. По тому же соглашению Россия чувствовала себя более или менее свободно на севере-востоке Европы и поэтому в 1808-1809 гг. Россия вела военные действия со Швецией. Итогом этой войны стало включение в состав России Фин-ляндии, которая получила самоуправление и Асландские острова (Фридрихсгамский договор (1809 г.)).

Восточное направление . Вхождение в состав Российской империи ряда террито-рий на Кавказе (Восточная Грузия, Мегрелия, Имеретия) стало причиной войны с Ираном (1804-1813 гг.). По Гюлистанскому мирному договору Иран был вынужден признать за Россией Бакинское, Гянджинское и Дербентское княжества. Успешной для России стала и очередная война с Турцией (1806-1812 гг.). В со-ответствии с Бухарестским мирным соглашениемк России отходили Бессарабия, часть Грузии и Абхазия. Кроме того, России удалось отстоять для Сербии автоно-мию от Турции.

Война 1812 г. Французская армия вторглась на территорию России 12 июня 1812 г. На стороне Франции выступали войска Австрии и Пруссии, которые неза-долго до этого заключили с Наполеоном военные союзы. Численный перевес был на стороне французской армии (почти в два раза). Военный министр Барклай де Толли возглавил русскую армию. С самого начала военных действий 1. а); армия Барк-лая де Толли стала отступать вглубь страны для соединения со 2-ой армией П. И. Багратиона.Несмотря на соединение армий Наполеон занял Смоленск. Продвиже-ние одной из армий Наполеона к Петербургу было остановлено: в июле 1812 г. французам было нанесено поражение под Клястицами.

Из-за продолжающегося наступления французских войск и под воздействием общественного мнения, главнокомандующим русской армией был назначен М. И. Кутузов .26 августа 1812 г. на подступах к Москве состоялось Бородинское сра-жение , в результате которого Кутузов решил отвести войска и для сохранения ар-мии для дальнейших боевых действий сдать Москву. 2 сентября армия Наполеона вошла в опустевший город.

6 октября французы ушли из Москвы, которая к тому время почти полностью выгорела. Русские войска, набравшиеся сил в Тарутинском лагере, смогли успешно противостоять французам под Малоярославцем и под Красным, не дав таким образом Наполеону продвинуться на юг. Поэтому француз-ская армия была вынуждена отступать по опустошенной Смоленской дороге. Поми-мо этого, рано ударившие морозы также наносили серьезный ущерб армии Наполе-она: к этому французы совершенно не были подготовлены. Сам Наполеон 23 ноября, сумев переправиться с остатками своей армией через р. Березину, бежал из России.

25 декабря Александром I был издан манифест об окончании войны. Однако воен-ные действия русской армии на том не закончились: в январе 1813 г. русские войска заняли Варшаву, Гамбург, Берлин. Новая антифранцузская коалиция, теперь уже в составе Россия, Англии, Пруссии и Австрии, нанесла Наполеону сокрушительное поражение под Лейпцигом (4-7 октября 1813 г.). В марте 1814 г. союзники заняли Париж, после чего Наполеон был вынужден отречься от престола и был сослан на о. Эльба.

Во время Венского конгресса, начавшегося в сентябре 1814 г., Наполеон бежал с о. Эльба и начал спешно набирать войска для продолжения борьбы («сто дней»). 6 июня 1815 г. состоялась битва при Ватерлоо между войсками Наполеона, с одной стороны, и Англии и Пруссии, с другой. Наполеон потерпел сокрушительное пора-жение, после чего был сослан на о. Святой Елены. По результатам Венского кон-гресса 28 мая 1815 г. между его участниками было подписано соглашение, по кото-рому за Россией оставались Бесарабия, Финляндия. В качестве нового приобретения Россия получала герцогство Варшавское (возникшее еще по Тильзитскому миру), преобразованное в Царство Польское.

14 сентября 1815 г. между Россией, Австрией и Пруссией был заключен Свя-щенный союз, в состав которого вошли позже большинство европейских стран. Силами Священного союза были подавлены революционные выступления в ряде регионов Западной Европы.

Восстание декабристов

1814-1815 гг. по всей России стали возникать тайные офицерские общества, которые обсуждали на своих заседаниях проекты отмены крепостного права.

«Союз Спасения» был создан в 1816 г. братьями Трубецкими, Муравьевыми-Апостолами, С. П. Трубецким и И. Д. Якушкиным. Помимо отмены крепостного права общество ставило своей целью введения в России конституции. В 1818 г. эта организация преобразовалась в «Союз благоденствия». Устав новой организации были более обтекаем и не затрагивал вопросы отмены крепостного права и консти-туции. Союз имел разветвленную структуру по всей территории России. В начале 1821 г. Союз был расформирован, образовались Северное и Южное общества.

В Южное общество входили П. И. Пестель, М. П. Бестужев-Рюмин, братья Муравь-евы-Апостолы и другие. Основной документ Южного общества - «Русская правда» П. И. Пестеля - предусматривала объявление России республикой, отмены сослов-ной структуры общества, отмену крепостного права. В Северное общество вошли И. И. Пущин, К. Ф. Рылеев, М. С. Лунин и другие. По «Конституции», написан-ной Н. М. Муравьевым, Россия должна была стать конституционной монархией, построенной на федеративной основе. Сословное деление также отменялось, однако крестьяне при освобождении получали лишь небольшой надел земли.

Переворот планировалось совершить летом 1826 г. Однако смерть Александра I 19 ноября 1825 г. вынудили участников заговора ускорить подготовку к восстанию. У Александра I детей не было и поэтому основным претендентом на престол должен был стать брат Александра Константин, который отрекся от престола еще в 1822 г. Таким образом, наследником престола становился третий брат, Николай. 12 декабря Константин подтвердил свое решение об отречении от престола и на 14 декабря была назначена присяга на верность Николаю. В этот день участники заговора ре-шили сорвать намечавшуюся присягу. Некоторые члены Союза предлагали аресто-вать всю царскую семью, а самого Николая убить (П. Г. Каховский).

Руководите-лем восстания должен был стать С. П. Трубецкой. Декабристов поддерживала часть армии, особенно на юге. С утра 14 декабря на Сенатскую площадь, на которой должна была вскоре состояться присяга нового императору, заговорщики вывели подчиненные им военные части. Однако к этому времени Сенат и Государственных Совет уже успели присягнуть Николаю и таким образом время было упущено. Сам Трубецкой на Сенатскую площадь не пришел и вместо него в спешном порядке ру-ководителем был назначен Е. П. Оболенский. К концу дня подтянувшиеся силы ар-тиллерии разогнали восставших и Сенатская площадь была очищена. В конце декаб-ря С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин подняли Черниговский полк, однако их сопротивление был вскоре подавлено.

Состоявшийся над декабристами суд приговорил пятерых участников восстания к повешению (Пестеля, Рылеева, С. Муравьева-Апостола, Бестужев-Рюмина и Ка-ховского). Более ста человек были приговорены к ссылке и поселениям.

(В историографии разрабатывается вопрос: было ли восстание декабристов об-речено на поражение. Традиционный ответ исследователей - да. Известная работа Н. Я. Эйдельмана, посвященная декабристам, так и называется - «Обреченный отряд». Однако, петербургский литератор и исследователь Я. А. Гордин считает, что у движения декабристов были перспективы. Он вписывает восстание в общеев-ропейский контекст, что позволяет ему продемонстрировать примеры, когда типоло-гически схожие вооруженные выступления (например, в Испании) оказывались ус-пешными.)

Основные даты и события:

1801-1825 гг. - годы правления Александра I,

1815 г. - введение в Царстве Польском конституции,

1805 г. - битва при Аустерлице,

1809 г. - Фридрихсгамский договор,

1812 г. - Бухарестский мир,

2 сен-тября 1812 г. - занятие французскими войсками Москвы,

1813 г. - Гюлистанский мир,

1816 г. - образование Союза Спасения,

1818 г. - образование Союза благоденствия,

1821 г. - образование Северного и Южного обществ,

Александр I

Император Александр I.
Портрет работы В.Л. Боровиковского с оригинала Э.Виже-Лебрён. 1802.

Благословенный

Александр I Павлович Романов (Благословенный) (1777-1825) - российский император с 12 (24) марта 1801 г. - после убийства заговорщиками из аристократических кругов императора Павла I .

В начале царствования в его внутренней политике проявлялось стремление к умеренному либерализму. Необходимые преобразования обсуждались членами Негласного комитета - «молодыми друзьями» императора. Были проведены министерская (1802), сенатская (1802), университетская и школьная (1802-1804) реформы, создан Государственный совет (1810), издан Указ о вольных хлебопашцах (1803) и др. После 1815 г. во внутренней политике царя усилилась тенденция к консерватизму (см. аракчеевщина, военные поселения).

Вошел в историю как искусный политик и дипломат. Он стремился к созданию многосторонних европейских союзов (см. Священный союз), широко использовал переговоры с политическими деятелями и монархами Европы на конгрессах и при личных встречах (см. Тильзитские договоры 1807 г.).

В его внешней политике в основном доминировало европейское направление. В первые годы царствования пытался поддерживать мирные отношения с боровшимися за гегемонию в Европе державами (Францией и Англией), однако после усиления агрессивных тенденций в политике Наполеона I Россия стала активной участницей Третьей и Четвертой антинаполеоновских коалиций. В результате победы в Русско-шведской войне 1808-1809 гг. к России было присоединено Великое княжество Финляндское. Разгром Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии в 1813- 1814 гг. укрепил международный престиж России и лично Александра I - по решению Венского конгресса 1814-1815 гг., активным участником которого был русский царь, к России была присоединена большая часть польских земель (Царство Польское).

Внешняя политика на восточном направлении - решение восточного вопроса - выразилась в поддержке национальных движений на Балканах, стремлении присоединить Дунайские княжества и закрепиться в Закавказье (см. Русско-турецкая война 1806-1812 гг., Бухарестский мирный договор 1812 г., Гюлистанский мирный договор 1813 г.).

Обмен посланниками в 1809 г. положил начало русско-американским дипломатическим отношениям.

С 1815 г. во внешней политике Александра I усилилась консервативная тенденция: с его согласия австрийские войска подавили революции в Неаполе и Пьемонте, а французские - в Испании; он занял уклончивую позицию по отношению к Греческому восстанию 1821 г., которое рассматривал как выступление подданных против легитимного монарха (султана).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 11-12.

Другие биографические материалы:

Персоналии:

Долгоруков Петр Петрович (1777-1806), князь, сверстник и приближенный Александра I.

Елизавета Алексеевна (1779-1826), императрица, жена императора Александра I.

Мордвинов Николай Семенович (1754-1845), граф, адмирал.

Новосильцев Николай Николаевич (1761-1836), личный друг Александра I.

Платов Матвей Иванович (1751 - 1818), генерал от кавалерии. Атаман.

Ростопчин Федор Васильевич (1763-1826), русский государственный деятель.

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839), видный государственный деятель.

Император Александр у преподобного Серафима Саровского .
Салават Щербаков. Москва, Александровский сад.

Литература:

Бежин Л. "ЛГ-досье" N 2, 1992.

Богданович М. H., История царствования Александра I и России в его время, т. 1-6, СПБ, 1869-1871;

Валлоттон А. Александр I. М. 1991.

Документы для истории дипломатических сношений России с западными державами европейскими, от заключения всеобщего мира в 1814 до конгресса в Вероне в 1822 г. Спб. 1823. Т. 1. Ч. 1. Т. 2. 1825. -

Кизеветтер А. A., Император Александр I и Аракчеев, в кн.: Исторические очерки, М., 1912;

Ленин, В. И. Сочинения. Т. IV. С. 337. -

Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинения. Т. IX. С. 371-372, 504-505. Т. XVI. Ч. II. С. 17, 21, 23, 24.-

Mартенс, Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россиею с иностранными державами. Т. 2, 3, 4. Ч. 1.6,7, 11, 13, 14. Спб. 1875-1905. -

Mартенс, Ф. Ф. Россия и Англия в начале XIX-го столетия. "Вестник Европы". 1894. Кн. 10. С. 653-695. Кн. 11. С. 186-223. -

Maтериалы к истории восточного вопроса в 1808-1813 гг.-

Mеждународная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. 1. От Французской революции до империалистической войны. М. 1925. С. 61-136. -

Мережковский Д.С. Александр Первый М. "Армада", 1998.

Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

Николай Михайлович, вел. князь. Император Александр I. Опыт исторического исследования. Т. 1-2-Спб. 1912.-

Пичета, В. И. Международная политика России в начале царствования Александра I (до 1807 г.). В кн. "Отечественная война и русское общество". Т. 1. М. . С. 152-174.-

Пичета, В. И. Международная политика России после Тильзита . В кн. "Отечественная война и русское общество". Т. 2. М. . С. 1-32. -

Покровский М. H., Александр I, в кн.: История России XIX в., изд. Гранат, т. 1, СПБ, б. г.;

Попов, А. Н. Отечественная война 1812 года. Историческое исследование. Т. 1. Сношения России с иностранными державами перед войною 1812 года. М. 1905. VI, 492 с. -

Пресняков А. Е., Александр I, П., 1924;

Предтеченский А. В., Очерки общественно-политич. истории России в первой четв. XIX в., М.-Л., 1957.

Окунь С. Б., Очерки истории СССР. Конец XVIII - первая четверть XIX в., Л., 1956;

Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988.

Сахаров А. Н. Александр I // Российские самодержцы (1801-1917). М., 1993.

Сборник Русского исторического общества. Т. 21, 70, 77, 82, 83, 88, 89, 112, 119, 121, 127. Спб. 1877-1908. -

Соловьев С. М., Император Александр I. Политика - дипломатия, СПБ, 1877;

Соловьёв, С. М. Император Александр I. Политика-дипломатия. Собрание сочинений. Спб. . С. 249-758 (имеется отдельное издание: Спб. 1877. 560 с). - Hадлер, В. К. Император Александр I и идея Священного союза. Т. 1-5. [Харьков]. 1886-1892. -

Сталин, И. В. О статье Энгельса "Внешняя политика русского царизма". "Большевик". М. 1941. №9. С. 1-5.-

Суворов Н. К истории г. Вологды: О пребывании в Вологде царственных особ и других замечательных лиц исторических // ВЕВ. 1867. N 9. С. 348-357.

Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. М., 1994.

Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории. 1990. N 1;

Шильдер, Н. К. Император Александр Первый. Его жизнь и царствование. Изд. 2. Т. 1-4. Спб. 1904-1905.-

Czartoryski, A. Mémoires du prince Adam Czartoryski et correspondance avec l empereur Alexandre I-er. Préf. de M. Ch. De Mazade. T. 1-2. Paris. 1887. (Чарторижcкий, А. Мемуары князя Адама Чарторижского и его переписка с императором Александром I. Т. 1-2. М.. 1912). -

Vandal, A. Napoléon et Alexandre I-er. L alliance russe sous le premier empire. 6-me éd. T. 1-3. Paris. . (Вандаль, А. Наполеон и Александр I. Франко-русский союз во время первой империи. Т. 1-3. Спб. 1910-1913). -

См. также лит-ру к статье Венский конгресс 1814 - 1815 гг.

Свиток с изображением траурной процессии
во время похорон императора Александра I (фрагмент).

Насколько я понимаю, отдельного исследования по этой теме нет. Но вопрос периодически всплывает. Народ тоже живо этим интересуется, так что я собрала все факты, сделала выводы, а уж согласится ли кто с этим или нет – посмотрим.

Как известно, Екатерина II страстно хотела увидеть правнуков, да и династию укрепить не мешало бы. Но время шло, а у Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны детей все не было. Ходили слухи, что «императрица, отчаиваясь дождаться детей от великого князя Александра Павловича, поручила князю Зубову, с которым она в то время уже не поддерживала связи, кроме деловой и основанной на доверии, помочь этой беде.» Так ли это, не скажет уже никто. Скорее всего, просто сплетни.
В 1799 году великая княгиня родила наконец дочь. Злые языки тут же объявили ее ребенком Чарторыйского. Мол, и волосы, и глаза у нее темные, тогда как Александр и Елизавета – голубоглазые блондины. Похоже, вся императорская семья так до конца и считала, что Александр не имеет к этому ребенку никакого отношения. Интересно, что сам великий князь не выразил ни особой радости, когда родилась Мария, ни горя, когда она умерла. И это он, который так хотел иметь детей!
В 1806 году Елизавета, уже императрица, разрешилась от бремени еще одной дочерью, названной в честь матери Елизаветой. Ее отцом был кавалергардский штаб-ротмистр А.Охотников.

Император считал своими детей Марии Нарышкиной. Таковых было трое: любимая дочь Софья, умершая в 17 лет от чахотки, еще одна дочь Зинаида, прожившая несколько лет и сын Эммануил, доживший аж до начала 20 века. И вот тут–то начинается самое интересное. Нарышкина, как и сам Александр, верностью не отличалась. Кроме царя у нее была еще куча других любовников. Могу назвать нескольких: Лев Нарышкин (племянник супруга), Ожаровский, Гагарин… Законный муж тоже, кстати, был. Современники не поленились, посчитали и выяснили, что между отъездом государя на войну и рождением Софьи прошло несколько больше времени, чем 9 месяцев. Бывает, конечно. Но бывают же и преждевременные роды. И если Эммануил – сын царя, почему у последнего как-то вырвалась горькая фраза: «Бог не любит моих детей!» (в смысле: все мои дети умерли). Вот он, сын. Живой, здоровый, переживший отца на добрый ¾ века. Или это все же не его ребенок? И он знал это?

Еще один аспект: психологический. Александр был очень обязательным человеком, прекрасно осведомленном о долге правителя, при этом он мог очень далеко задвинуть свою гордость, если того требовали интересы России. Первые годы после свадьбы он честно исполнял супружеский (и тем самым государственный долг), а потом лет на 20 покинул Елизавету. Совсем, пальцем к ней не прикасался. Я как-то не верю, что он мог так легко наплевать на свои прямые обязанности. Ну, не в его это правилах и все тут. Интересы государства и личная жизнь императора никакой связи между собой не имеют. Император должен (именно должен) обеспечить законную линию престолонаследования. Его желания или нежелания в расчет при этом не берутся. Он может завести хоть десяток фавориток, но сделать жене парочку дочерей (для укрепления династических связей) и по крайней мере столько же сыновей просто обязан. Вот ни в жизнь не поверю, что наш государь настолько мог наплевать на свой долг. Вывод? Понял, что все равно ничего не получится и незачем зря время терять?

Что мы видим в итоге? Несколько детей, отцовство которых приписывалось целому ряду лиц. То есть, нет ни одного, кого Александр мог считать БЕЗУСЛОВНО своим, своим на 100 процентов. Можно возразить: существует генеалогическое древо, где указано, что император и императрица имели двух дочерей, умерших во младенчестве. Но иного и не могло быть в дореволюционной России. О романах цариц особо говорить было не принято. А то договоримся до того, что встанет вопрос: а кто же сидит на российском престоле? Да что там о романах. Ровнехонько до 1905 года во ВСЕХ книгах, изданных в России писали, что император Павел скоропостижно скончался. Я сама ради интереса проверила. Весь мир уже давно знал о перевороте и об убийстве, а у нас все твердили одно: апоплексический удар.
Можно сказать: существуют письма царя, где он пишет «мой сын» или «моя дочь». Но то, что хотел видеть император и то, что было на самом деле – далеко не одно и то же. Людям свойственно ошибаться.

Так что, бесплоден, не бесплоден, а очевидные проблемы у императора были. Встает очередной вопрос: почему? Что нам известно по этому поводу?
1. Бабка в детстве переусердствовала в закаливании и застудила?
2. Сифилис, приобретенный или врожденный?
3. Сказалась краснуха, перенесенная в детстве? В принципе, она может привести к бесплодию у мужчин.
4. Свинкой, вроде, не болел…
5. «Так склалось»?

НЕ ЗНАЮ. Я не светило медицинской науки и ничего толкового сказать не могу.

Дополнение.
Как честный человек, хочу привести ВСЮ найденную информацию, даже если она несколько противоречит тому, что говорю я. На сайте http://alexorgco.narod.ru/Romanovs/Romanovs.htm есть сведения о еще нескольких незаконных детях императора.
ВНИМАНИЕ: НЕИЗВЕСТНО, НАСКОЛЬКО ИСТОЧНИК ДОСТОВЕРНЫЙ!

Кое-какие комментарии я могу дать и по этому поводу, но, боюсь, не слишком много. С Маргаритой Жозефиной Веймер (сценическое имя - амадемуазель Жорж) в России, по-моему, не переспал только ленивый. Константин Павлович тоже поучаствовал. Но это мелочи. Главное то, что Жорж уехала из России в 1813 году и больше в нашей стране не была. Так что она никак не могла родить дочь в Санкт-Петербурге в 1814 году.

С Марией, дочерью Туркестановой, тоже не все так просто. Отцом ее называли В.С.Голицына, который хотел жениться на возлюбленной, но отказался от этой затеи, застав как-то ночью у нее императора. Видно, царь в шкаф прятаться не пожелал. Кстати, этот самый Голицын был младше своей любовницы на 19 лет. Чего в жизни не бывает! Так вот, та девочка была самим Голицыным признана и выросла в его семье.

Насчет остальных детей и их матерей пока ничего сказать не могу. Неблагодарное это дело: разбираться с любовницами императора Александра. Много их было! Но что-то у меня есть смутные подозрения, что и там наврали с три короба.

Загрузка...