domvpavlino.ru

Воронежский собор. Благовещенский кафедральный собор (Воронеж): расписание богослужений, адрес. Мощи и святыни собора

Благовещенский кафедральный собор в Воронеже

Благовещенский кафедральный собор — православный храм Русской православной церкви, расположенный в центре города Воронежа. Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. С обор способен вместить до 6 тысяч человек. Его кресты видны практически из любой части города. Это третий по величине в России православный храм и один из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж.

Разные исследователи называют разные даты основания Благовещенского собора. Митрополит Киевский Евгений (Болхотников) полагал, что он был основан в 1620. Другие считали, что датой основания необходимо принять 1586 год, то есть год основания Воронежа.

2 апреля 1682 года Святитель Митрофан посвящен в епископы Патриархом Иоакимом с шестнадцатью архипастырями. Позже, в этом же году, епископ Митрофан стал инициатором строительства нового Благовещенского собора из камня взамен старого и двора епископа с домовыми людьми. Ещё до отъезда из Москвы Святитель просил выделить место под новое строительство собора.
19 июня 1682 года царской грамотой было одобрено строительство собора и архиерейского двора и выделено под застройку около 255 сажен (почти треть города), территория современной Университетской площади. Но возведение собора отложили из-за нехватки средств. Святитель Митрофан ограничился ремонтом старого храма. 24 марта 1683 г. епископ просил у государя челобитной грамотой выдать ему сроком на три года с оплатой работы из архиерейской казны двух плотников, которые брались правительством их Воронежской епархии на постройку стругов. Но существующий соборный храм к тому времени уже сильно обветшал, обвалилась кровля и помост. Совершать богослужения стало практически невозможно. Святитель Митрофан обратился к Патриарху Иоакиму с челобитной по поводу возведения нового каменного храма, так как кирпич и камень находились поблизости, а лес «в дальнем расстоянии, верстах в тридцати и больше».

19 апреля 1684 года от Патриарха была получена благословенная грамота на постройку собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По указу из Москвы на строительство храма в 1684 году было выделено 100 пудов железа, а в 1685 г. — ещё 200. Государь для постройки собора пожертвовал мельницу при речке Ельце, а к открытию — колокол весом 160 пудов. Храм освятили к 1692 г. Новый храм превосходил все постройки того времени, но архитектура его проста — высокие прямые стены с окнами в два ряда, низкая деревянная крыша с пятью главами, на которых возвышались кресты. К главной части собора справа примыкал придел Архангела Михаила. Иконостас храма был шестиярусным. Главные иконы и царские врата отделены серебряными чеканными позолоченными окладами. Святой престол покрывала бархатная с золотом одежда. Большая часть облачений была из атласа, шелка и бархата, расшитых золотом и серебром. Почти вся церковная утварь была серебряная и вызолоченная. Исследователи полагают, что значительную часть средств на постройку храма и церковную утварь Святитель Митрофан собрал в Москве, у знатных знакомых.

Перед своей кончиной Святитель завещал хранить в храме все «недвижимо». Но уже к началу XIX века многие ценности были утеряны. В первые годы существования собора не хватало средств на свечи, ладан и церковное вино, подаяния были незначительными. Святитель Митрофан обратился с просьбой к государю о финансировании текущих нужд. Царской грамотой из «Воронежских таможенных доходов» велено было выдавать «в вечные времена» каждый год «без умаления» по 5 пудов воску на свечи и по 5 рублей на вино и ладан. 25 марта 1696 года Петр I, в престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, присутствовал за Литургией, которую совершал Святитель Митрофан в Благовещенском кафедральном соборе. На правом клиросе пели певчие царя. 12 апреля того же года Петр Великий слушал здесь Пасхальную утреню. Когда начали Пасхальный канон, по приказу государя был произведен пушечный залп с судов флота. Государь пожаловал епископу Воронежскому два архиерейских облачения: белой «камчатое» с «золотными» травами и «золотое» с серебряными и шелковыми разноцветными травами.

Вскоре Благовещенский собор стал любимым храмом жителей и гостей Воронежа. Но спустя 14 лет после смерти Святителя Митрофана (1717) храм обрушился от близости рвов из-за нетвердости фундамента. Собор начал рушиться и его разобрали, чтобы из этого же материала построить новый. Строительство началось в 1718 году и закончилось в 1735 году. Его освятил 9 ноября епископ Воронежский Иоаким (Струков). Тело Святителя Митрофана было перенесено «в правое крыло собора близ самой южной стены в вышнем первом месте, к углу». Именно тогда было замечено, что тело Святителя не тронуто тленом.


В 1828 году была достроена колокольня высотой 105 аршин (74,5 метра). Её строительство продолжалось около тридцати лет. Весной 1831 года проведен ремонт собора. Необходимо было обследовать фундамент на прочность и перестелить пол. При ремонте разобрали церковный помост и обнаружили склеп Святителя Митрофана с разломленным отверстием наверху. Через него и увидели раскрытый гроб (крышка стлела) и нетленное тело епископа Воронежского. 6 августа 1832 года в день Преображения Господня состоялось открытие мощей Святителя. На этом событии присутствовало около 50 тысяч человек. Мощи торжественно были перенесены из Благовещенского (на время ремонта) в Архангельский собор. Благовещенский храм вновь открылся для верующих в 1833 году. Тогда же были перенесены мощи Святителя Митрофана. К этому событию воронежские купцы устроили серебряную вызолоченную раку весом семь пудов.

Митрофановский монастырь

1 сентября 1836 году был открыт Митрофановский монастырь. Колокольня собора вместе с ним составила единую композицию. В проектировании этого архитектурного ансамбля, сложившегося в конце XVIII — начале XIX века, принимал участие известный архитектор Д. Кваренги. В монастырь в августе съезжались тысячи людей для поклонения мощам Святителя. Во время Великой Отечественной войны колокольня была разрушена. С Благовещенским собором тесно связано имя священномученика Тихона (Никонорова), архиепископа Воронежского и Задонского. 13 мая 1913 года Тихона назначили на Воронежскую кафедру. Он был инициатором причисления к лику святых архиепископа Антония (Смирницкого). Тихон совершал богослужения в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. 27 декабря 1919 года (9 января 1920 года) в третий день Рождества Христова Тихон был повешен на царских воротах алтаря Благовещенского собора. Его сгубила Гражданская война, ярым противником которой он являлся.


3 февраля 1919 года большевики ворвались в собор во время богослужения и пытались опорочить святые мощи Митрофана, сдернув с них одеяния и подняв на штыки. Тут же был проведен акт вскрытия мощей, по которому их признали поддельными. Митрофановский монастырь объявили оплотом контрреволюционных сил и по решению органов Советской власти закрыли. В 1922 году большевиками был инициирован раскол Православной церкви, Благовещенский собор стал обновленческим. 20 августа 1929 года, в «Митрофанов день», были запрещены все богослужения. Некто Варейкис объявил присутствующим, что мощи святителя изымаются в связи с закрытием Благовещенского собора на нужды социалистического строительства. Мощи епископа Воронежского Митрофана были переданы в Воронежский Краеведческий музей.

Закрытие и разрушение

Желающих занять освободившиеся помещения нашлось много. Благовещенский собор первоначально был отдан ломбарду, но в июне 1930 года горсовет пересмотрел свое решение и наметил разместить в монастыре Фтизиатрический институт. Был ли он создан, как развернул борьбу с туберкулезом в православной обители - не знаю. Певческий корпус против улицы Володарского все 1930-е годы занимал областной архив.

В 1937 году городские власти, озабоченные поисками места под музыкальный театр, как один из вариантов предложили участок, занятый монастырем. «Малоценные в архитектурном отношении здания» могли быть безболезненно снесены. Местность не устроила проектантов с геологической точки зрения, и театр стали строить на центральной площади. Монастырь уцелел, но, как оказалось, ненадолго.

Традиционно считается, что монастырь был полностью разрушен в дни минувшей войны, в 1942-1943 гг. Это правда, но не вся. Во время боевых действий наиболее сильно пострадали оба собора и колокольня. Занятая немецким наблюдательным пунктом, она методично расстреливалась с левого берега советской артиллерией, пока не превратилась в руины. Что ж, война есть война... Но остальные здания лишь выгорели, кирпичные коробки могли быть восстановлены, как это и произошло со многими жилыми домами в центре города. В уцелевших монастырских зданиях в 1943 году поселилось множество жильцов.

Судьба монастыря решилась в начале 1950-х годов. Территория отводилась под строительство главного корпуса университета. Его проект выполнили архитекторы из Москвы П.И. Суковнин, А.П. Станиславская и В.А. Павлов. Намечавшийся ансамбль осуществлен лишь частично. Все выразительные акценты - портик, колонны, арки - были отброшены. Строительство корпуса началось в 1956 году, левое крыло введено в эксплуатацию в 1962, полностью здание завершено в 1965 году.


Новый собор

Возведение нового собора началось в 1998 году на территории Первомайского сада. Первый камень в основание нового собора был заложен 28 августа — в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Вновь построенный собор не имеет внешнего сходства с утраченным. В конце 2001 — начале 2002 года на главах храма были установлены кресты из нержавеющей стали, покрытые нитритом титана. 28 августа 2001 года на центральную главу собора возвели купол, а спустя несколько месяцев, 15 октября, на него установили крест. Ширина скелета купола составляет 18 метров, высота — 16 метров, а вес — 21 тонну. 23 марта 2002 года на колокольне установили колокол, вес которого — шесть тонн. Звонит колокол басом и относится к благовестам. 2 августа 2002 года были освящены и установлены кресты на малые купола собора. 6 декабря 2003 года прошло освящение нижнего храма собора. 23 мая 2003 года, в рамках празднования дня Славянской письменности и культуры, по проекту скульпторов И.П. Дикунова и Эльзы Пак перед собором был установлен памятник первому воронежскому епископу Митрофану. Архитектурная часть памятника выполнена по проекту В. Шевелева. Скульптура отлита из бронзы, её окружают четыре ангела. Освящён памятник митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием и митрополитом Мефодием. Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года.

Реликвии и святыни собора:

  • мощи святителя Митрофана Воронежского
  • мощи святителя Петра (Зверева)
  • часть мощей святителя Тихона Задонского
  • частицы мощей святых двенадцати апостолов
  • частица мощей мученицы Натальи
  • икона с частицей мощей сщмч. Власия, еп. Севастийского
  • икона с частицей мощей прп. Силуана Афонского

Благовещенский кафедральный собор - православный храм Русской православной церкви, расположенный в центре города Воронежа. Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки - 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж.

Благовещенский – так назывался первый храм, построенный в Воронеже. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал кафедральным собором. В 1834 году вокруг Благовещенского собора образовался монастырь, получивший имя Митрофановского. Он, как и поражавшие своим величием и великолепием убранства Владимирский, Свято-Троицкий соборы, были безжалостно уничтожены после революции богоборческой властью. На месте Благовещенского собора и Митрофановского монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета.

Новый собор во внешнем облике повторяет Владимирский собор города, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси, построенный в Воронеже одним из последователей знаменитого архитектора К. Тона. Архитектурный проект выполнен В.П. Шевелевым в традициях русско-византийского зодчества.

Кроме живописных икон, собор украшен монументальным запрестольным мозаичным образом; он являет собой авторскую копию мозаик константинопольской Софии: Спаситель на престоле с предстоящими Богородицей и святым Пророком Иоанном Предтечей. 28 августа 1998 года митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) освятил место под строительство Благовещенского кафедрального собора. Значительные средства на строительство собора внес И.М. Шабанов. До 2003 года активно финансировал строительство Новолипецкий металлургический комбинат. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II освятил закладной камень новой святыни епархии.

Мощи воронежского первопрестольника святителя Митрофана помещены в раку, изготовленную из малахита уральскими мастерами. В Благовещенском соборе также пребывают часть мощей святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, всея России чудотворца, и мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, являя всем помощь и заступление. Величественный Благовещенский собор Воронежской и Борисоглебской епархии – не только место молитвы и украшение центра Черноземья, но и символ народного покаяния и духовного единства и возрождения.

Православных храмов мира. Строительство осуществлялось с по 2009 годы . Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж.

Кафедральный Православный храм
Благовещенский кафедральный собор
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы
51°40′34″ с. ш. 39°12′39″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Воронеж , Проспект Революции , 14 в
Конфессия Православие
Епархия Воронежская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль русско-византийский
Автор проекта В. П. Шевелёв
Строительство - годы
Сайт sobor-vrn.ru
Медиафайлы на Викискладе

История

Ход строительства

Возведение нового собора началось в 1998 году на территории Первомайского сада, популярного места отдыха горожан и гостей города, молодежи и студентов, детей.... Первый камень в основание нового собора был заложен 28 августа - в праздник Успения Пресвятой Богородицы . Богослужение при этом возглавил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) . При закладке собора присутствовали руководители области и города.

Открытие собора

Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года . По этому случаю, 5 и 6 декабря в Воронеже проходили масштабные торжества, в которых приняло участие большое количество горожан и гостей города .

В дни торжеств, рядом с собором, была организована полевая кухня , где всех желающих угощали гречневой кашей с рыбой и горячим чаем.

По разным оценкам, в ходе мероприятий, приуроченных к открытию собора, приняло участие до десяти тысяч человек .

18 сентября 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского кафедрального собора .

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Этот храм имеет двойную линию истории своего существования. Первоначально был построен первый собор в Воронеже, который носил название Благовещенский. В 1682 году он стал кафедральным. Через полтора столетия вокруг него начал образовываться монастырь, который стал носить имя Митрофановский. Благовещенский собор поражал своей красотой и убранством. Но к большому сожалению, не смог пережить революционное время. Его уничтожила богоборческая власть. На месте уничтоженного собора и монастыря находится основной корпус Воронежского государственного университета. Но уже в 1998 году городской властью был выделен участок для построения нового храма. Так и началась вторая линия истории существования храма.

Новая история Благовещенского собора в Воронеже началась с постановления комитета администрации города от 1998 года № 536. В нем было сказано о выделении участка земли в Первомайском сквере на проспекте Революции. Его строительство было неким символическим, потому как это была память о трех уничтоженных храмах. А он постает неким знаком о покаянии жителей города за содеянные грехи.

Архитектура нового собора относится к русско-византийскому зодчеству и имеет некие схожие черты с Владимирским собором в Воронеже. С утраченным храмом он не имеет ничего общего во внешнем сходстве. Начало его строительства было в 1998 году на территории Первомайского парка, где любят отдыхать жители города. Закладка первого камня была приурочена великому церковному празднику Успению Пресвятой Богородицы. Освящение ее в ноябре провел сам Патриарх Алексий 2.

Новый собор состоит из двух храмов: верхнего и нижнего. По вместительности он рассчитан на 6 тысяч человек. Высота составляет около 85 метров. Он входит в число самых высоких храмов России. В начале 21 века продолжалось усовершенствование здания: были поставлены новые кресты, установили колокол.

Освящение нижнего храма произошло в декабре 2003 года. А 7 апреля 2004 года была проведена первая Божественная Литургия. Первая Божественная литургия – всенощное бдение, в верхнем храме была проведена 3 ноября 2003 года накануне в честь празднования иконы Казанской Богородицы. Начиная с 4 ноября такие богослужения проводятся ежедневно.

Официальной датой открытия данного собора считают 6 декабря 2009 года. Это был день памяти святителя Митрофана. Митрополиты отслужили Божественную литургию. На честь такого события в городе 5 и 6 числа были проведены торжества, в которых приняли участие горожане. Также 5 декабря прошел крестный ход из Покровского собора в Благовещенский. Цель его заключалась в переносе мощей святителя Митрофана Воронежского. После этого в соборе провели праздничное Всенощное бдение.

Мощи и святыни собора

Как уже было сказано, в Благовещенский собор были перенесены мощи святителя Митрофана. Они помещены в раку из малахита, которую изготовили уральские мастера. Но кроме этого есть еще и прочие мощи в Благовещенском соборе Воронежа. Так например:

  • мощи священномученика Петра (Зверева),
  • часть мощей святителя Тихона,
  • мощи архиепископа Воронежского, который оказывает всем помощь и заступничество.

Кроме этого, к святыням Благовещенского собора Воронежа относят:

  • икону с частью ,
  • ковчег с частицами мощей двенадцати апостолов,
  • икона с частицей мощей Власия,
  • крест с частицей Животворящего Древа Господня, а также с каменем с Голгофы,
  • ковчег с частицей мощей Наталии Никомидийской,
  • башмачок с .

Богослужения собора

Начиная с 2009 года богослужения в соборе проводятся ежедневно. Более детальную информацию о проведении служб можно получить по телефону или на официальном сайте обители. Кроме того, расписание богослужений Благовещенского кафедрального собора Воронежа может иметь некие изменения. Так что желательно заранее побеспокоится о том, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Как добраться до храма

Адрес Благовещенского собора Воронежа следующий: г. Воронеж, проспект Революции 14. Более точнее – Первомайский сквер.

Священнослужители храма постоянно обращаются к посетителям с тем, что у туристов есть возможность ранее позвонить в храм и договориться о проведении экскурсии по территории собора. Кроме того есть возможность заказать горячие обеды. Также в Воронежской епархии работает телефон доверия по которому можно позвонить и задать интересующие Вас вопросы священнику.

Помните, что наша вера в Господа не должна быть показана только тем, что мы ходим в храмы или выстаиваем длительные службы. Это должно проявляться в наших делах, поступках, помыслах. Ведь нет никакого толку в том, если Вы будете грешить на протяжении всей недели и в воскресенье ходить замаливать грехи, а потом повторите все заново.

Храни Вас Господь!

Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.

Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался "Благовещения, что на Сенях". Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.

В 1484–1489 г.г., спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.

И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. Как известно, почти полностью возведенный Успенский собор неожиданно рухнул: тогда в Москве случился «трус великий», столь редкое для первопрестольной землетрясение, пошатнувшее сооружения в Кремле.

И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая – они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о девяти главах и построен «по образцу греческих храмов Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.

Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев.

И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».

Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.

И еще считается, что Федор Едикеев мог и не быть новатором, а использовать образы первой росписи старого деревянного храма, «во вкусе греческого письма». Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них. Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч христианства.

Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался «на Царском дворе у сеней», только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим собором.

Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.

Ведь, по свидетельству дореволюционного московского историка «не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм». После Василия III, который тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван Грозный.

Он возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел сделать в соборе с левой стороны крытую галерею. Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти», – молвил он, и через несколько дней его не стало.

А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота – тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.

Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.

Однако это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата – это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством – над монголо-татарским игом, или над Османской империей.

Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата – это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. «Тут Пресвятая Дева изображена у кладезя черпающей воду. При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры с изъявлением удивления», – рассказывал о нем старинный краевед. По восточному преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях.

И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.

Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.

Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в "часник", – колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого – около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.

Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.

Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного.

В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.

А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г. Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест – так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась "Благовещенская, что на Житном дворе".

Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в Кремль молящиеся о помощи.

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел.

А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.

И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Нечаянная Радость", ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.

После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя. Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список.

Есть легенда о том, что от иконы "Нечаянная радость" чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.

В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя – Благовещенская.

Не хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай – в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц.

Загрузка...