domvpavlino.ru

Введение советских войск в афганистан когда случилось. Ввод советских войск в Афганистан. Первый этап их пребывания в ДРА

И установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама, усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай — силам оппозиции.

К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась , нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбой направить в страну воинские части. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского "Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве", заключенного 5 декабря 1978 года, и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.

Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать "санитарный кордон" у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.

16 декабря 1979 года было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и полной его мобилизации. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью мобилизованы за 10-12 дней до ввода.

Ввод и размещение ОКСВ в ДРА проводились с 25 декабря 1979 года. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территорию Афганистана были введены три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.

В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ (1985) составляла 108,7 тысячи человек, в том числе в боевых частях — 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.

Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года — генерал армии Валентин Варенников. Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.

Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции.

Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 года — февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 года — апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 года — декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.

4-й этап: январь 1987 года — февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года — содействовать системной политике национального примирения.

14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения — ещё через шесть месяцев.

С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ — 525,2 тысячи человек.

Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими — 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными — 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 "афганцев", в том числе инвалидами первой группы — 1479 человек.

За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 — посмертно.

(Дополнительный

Оценка ситуации. Из Кабула поступали все новые и новые донесения с просьбами Х. Амина ввести советские войска в ДРА, а также с оценками ситуации, складывавшейся в Афганистане. Причем представители различных ведомств часто давали противоречивую информацию.

Стратегическая обстановка на Ближнем и Среднем Востоке в конце 1970-х гг. складывалась не в пользу Советского Союза. Кэмп-Дэвидский мирный договор между Израилем и Египтом, поражение на выборах премьер-министра Индии Индиры Ганди, военный переворот в Ираке, исламская революция в Иране значительно ослабили советские позиции в регионе. В этой связи возможность потери «ставшего на социалистический путь развития» Афганистан советским руководством воспринималась крайне болезненно.

По оценкам советских аналитиков того времени, события в ДРА стали частью мирового революционного процесса, и руководству СССР рекомендовалось не допустить экспорта контрреволюции и оказать помощь «здоровым силам» Афганистана в защите революционных завоеваний. Такая позиция была созвучна настроениям советских руководителей. Слишком заманчивой казалась возможность иметь на своих южных границах надежного союзника, связанного с Советским Союзом единой идеологией и интересами. Но Х. Амин представлялся человеком, способным в любой момент переориентироваться на Запад. Такого развития событий опасались больше всего. Еще свежи были в памяти изменения курсов в Египте, Чили, Сомали... А тут еще всплыли «сведения» о причастности Амина к ЦРУ.

Постепенно появилась идея устранить Х. Амина и заменить его более лояльным деятелем. В то время в Москве уже находился лидер фракции «Парчам» Б. Кармаль. По оценкам экспертов, он пользовался поддержкой определенной части афганских партийцев и населения. Поэтому ему было предложено возглавить борьбу по свержению режима Х. Амина.

Письмо Андропова. В начале декабря председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов написал Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу письмо, в котором излагал ситуацию в Афганистане как критическую и предлагал меры по обеспечению защиты наших интересов в этом регионе. Очевидно, это письмо дало новый толчок обсуждению и проработке вопроса о необходимости ввода советских войск в Афганистан.

Руководство СССР пришло к выводу, что без советских войск создать условия для отстранения от власти Амина будет очень сложно. Не было также гарантий того, что афганская армия поддержит Б. Кармаля и его новое правительство. А если ему даже и удастся захватить власть, сумеет ли он отразить нападки вооруженной оппозиции?

Последнее совещание. 8 декабря в кабинете Брежнева состоялось совещание, в котором принял участие узкий круг членов Политбюро ЦК КПСС: Ю.В. Андропов, А.А. Громыко, М.А. Суслов и Д.Ф. Устинов. Они долго обсуждали положение, сложившееся в Афганистане и вокруг него, взвешивали все «за» и «против» ввода туда советских войск. Ю.В. Андропов и Д.Ф. Устинов приводили следующие доводы в защиту такого шага: предпринимаемые якобы ЦРУ США (резидент в Анкаре Пол Хенци) усилия по созданию «новой Великой Османской империи» с включением в нее южных республик из состава СССР; отсутствие на юге надежной системы ПВО, что в случае размещения в Афганистане американских ракет типа «Першинг ставило под угрозу многие жизненно важные объекты, в том числе космодром Байконур; возможность использования афганских урановых месторождений Пакистаном и Ираком для создания ядерного оружия, установление в северных районах Афганистана власти оппозиции и присоединение этого региона к Пакистану. В итоге решили проработать два варианта: руками спецслужб КГБ устранить Х. Амина и передать власть в Афганистане Б. Кармалю; послать какое-то количество войск на афганскую территорию для этих же целей.

Удивление генерала Огаркова. 10 декабря 1979 г. министр обороны СССР Д.Ф. Устинов вызвал к себе начальника Генерального штаба Н.В. Огаркова и сообщил ему, что Политбюро приняло предварительное решение временно ввести советские войска в Афганистан, и поставил задачу готовить 75—80 тысяч человек. Н.В. Огарков был удивлен таким решением, сказав, что 75 тысяч обстановку не стабилизируют и он против ввода войск, так как это безрассудство. Но министр осадил его: «Вы что, будете учить Политбюро? Вам надлежит только выполнять приказания...»

В тот же день Н.В. Огаркова срочно вызвали в кабинет Л.И. Брежнева, где собралось так называемое «малое Политбюро» (Андропов, Громыко и Устинов). Начальник Генерального штаба вновь попытался убедить присутствующих, что афганскую проблему надо решать политическим путем, а не уповать на силовые методы. Он ссылался на традиции афганцев, не терпевших на своей территории иноземцев, предупреждал о вероятности втягивания наших войск в боевые действия, но все оказалось тщетным.

Коллегия министерства Обороны. Вечером Д.Ф. Устинов собрал коллегию Министерства обороны СССР и сообщил, что в ближайшее время, очевидно, будет принято решение о применении советских войск в Афганистане и надо готовить соответствующую группировку. В войска была направлена директива Г 312/12/00133. Начиная с 10 декабря Д.Ф. Устинов стал отдавать устные указания начальнику Генерального штаба по формированию новой общевойсковой армии в Туркестанском военном округе, в частности, - подготовить к десантированию воздушно-десантную дивизию, отдельный парашютно-десантный полк, повысить боеготовность двух дивизий в Туркестанском военном округе, доукомплектовать до полного штата понтонно-мостовой полк в Киевском военном округе и отправить его в район Термеза. Все мероприятия проводились скрытно.

Политбюро склонилось к применению войск еще более уверенно после получения из Кабула донесения представителя КГБ СССР с негативной оценкой обстановки в Афганистане. В донесении говорилось, что просьбы афганского руководства о помощи имеют под собой реальную почву. Над марксистским режимом страны нависла угроза падения. Трезвые оценки ситуации советскими военными руководителями расценивалась в Политбюро ЦК КПСС как непонимание или недооценка политической важности происходящих в Афганистане процессов.

Последней каплей, перевесившей чашу весов в пользу ввода войск в Афганистан стало решение министров иностранных дел и обороны НАТО на встрече 12 декабря в Брюсселе, одобрившее сценарий размещения в Западной Европе новых американских ракет средней дальности «Круз» и «Першинг-2». Эти ракеты могли поражать практически всю европейскую часть территории СССР.

Окончательное решение. Именно в тот день - 12 декабря - и было принято окончательное решение ввести советские войска в Афганистан. В Особой папке ЦК КПСС сохранился протокол этого заседания Политбюро, написанный секретарем ЦК К.У. Черненко. Из протокола видно, что инициаторами ввода советских войск в Афганистан были Ю.В. Андропов, Д.Ф. Устинов и А.А. Громыко. За ввод войск проголосовали единогласно все члены Политбюро. Однако примечательным является отсутствие на заседании Политбюро председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, который был категорически против ввода войск в Афганистан. Либо он сам предпочел не явиться на заседание, либо ему посоветовали это сделать, либо заседание провели без его ведома. Последнее все же выглядит маловероятным.

Шифротелеграммы. Поступавшие позже из Афганистана шифротелеграммы как бы подтверждали правильность принятых руководством СССР шагов в отношении Афганистана. По сообщению представителя КГБ СССР, Х. Амин в ходе встреч с ним 12 и 17 декабря говорил, что афганское руководство будет приветствовать присутствие Советских Вооруженных Сил в ряде стратегически важных пунктов в северных провинциях ДРА. Формы и методы оказания военной помощи должна определить советская сторона.

Тогдашнее руководство КПСС не посчитало нужным вынести такой важный вопрос, как ввод войск в соседнюю страну, на обсуждение государственных органов власти - Верховного Совета СССР или Совета Министров СССР. Ни указа Президиума Верховного Совета СССР, ни постановления Совета Министров СССР, ни какого-либо другого документа по вопросу ввода войск не принималось. Все указания отдавали устно, мотивируя это необходимостью обеспечить и ввести в заблуждение Х. Амина.

Официальная причина. Официально провозглашенная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно - оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Советские войска должны были стоять гарнизонами и не ввязываться во внутренний конфликт и боевые действия. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Считалось, что само присутствие советских войск явится мощным стабилизирующим фактором, существенно укрепит режим НДПА, окажет сдерживающее влияние на оппозиционное движение и обеспечит устойчивость военно-политической обстановки в Афганистане. При этом подчеркивалось, что если ввод войск и случится, то он будет носить кратковременный характер.

В то же время замалчивался тот важнейший факт, что первой задачей, которой придется решать нашим войскам, станет свержение и устранение Х. Амина и замена его советским ставленником Б. Кармалем. Следовательно, ссылка на то, что ввод советских войск на афганскую территорию осуществлялся по просьбе законного правительства ДРА, вряд ли обоснована.

В целом же решение советского руководства о вводе войск в ДРА было принято без соответствующего анализа обстановки и прогноза развития ситуации, оценки причин, характера, масштабов и способов разрешения конфликта, а также без постановки четких общеполитических и стратегических целей. В результате Афганистан для Советского Союза стал «трясиной» вроде той, какой был Вьетнам для США.

Ввод советских войск в Афганистан уже на протяжении трех десятилетий вызывает у многих ученых, военных и политиков противоречивые эмоции. С одной стороны, сама операция, ключевым моментом которой стал штурм дворца Амина в Кабуле, до сих пор является образцом для действий спецназа в подобных ситуациях. С другой, нельзя рассматривать ввод советских войск в Афганистан в отрыве от последующего обострения международной напряженности, а также от того, что это событие в конечном итоге стало одной из причин

Между тем, чтобы понять глубинный смысл событий более чем тридцатилетней давности, необходимо принять во внимание, какая обстановка сложилась в этой среднеазиатской стране в 1979 году.

Все началось в апреле 1978 года, когда к власти в Кабуле в результате военного переворота пришла НДПА во главе с известным писателем Н. Тараки. В то время такое развитие событий посчитали большим просчетом США, так как Тараки и его соратники своим главным союзником видели Советский Союз, где у власти тогда находилось уже изрядно одряхлевшее правительство во главе с Л. Брежневым.

Руководство СССР и КПСС стремилось к тому, чтобы всячески поддержать молодое правительство афганской республики. В течение всего 1978 году сюда направлялись значительные денежные средства, ехали военные и экономические советники, которые стали главными организаторами земельной и образовательной реформ.

В то же время внутри Афганистана росло недовольство как среди простого населения, так и среди правящей верхушки. В начале 1979 года это сопротивление вылилось в открытый мятеж, за которым, как выяснилось уже в наши дни, стояли США. Уже тогда Тараки требовал от Брежнева, чтобы тот санкционировал ввод советских войск в Афганистан, однако, получил твердый отказ.

Ситуация резко изменилась в сентябре 1979 года, когда один из сподвижников Тараки Амин произвел переворот и пришел к власти вместо задушенного в тюрьме бывшего президента. Приход к власти Амина резко изменил как положение дел внутри Афганистана, так и его положение на международной арене. При этом, судя по недавно опубликованным воспоминаниям известного американского общественного деятеля З. Бжезинского, в этом перевороте Соединенные Штаты играли самую непосредственную роль, имея своей единственной целью погрузить СССР в «свою вьетнамскую войну».

Таким образом, основные причины ввода советских войск в Афганистан заключались в крайне важном стратегическом положении этой страны, а также в том, что после переворота Амина советское правительство было вынуждено вмешаться во внутренние дела этого государства, чтобы не получить на своей границе очаг напряженности.

Ввод советских войск в Афганистан был санкционирован решением высшего партийного органа - Политбюро При этом в решении указывалось, что в своих действиях руководство СССР опирается на договор о дружбе, который был подписан между странами еще в 1978 году.

Накануне нового, 1980-го года, в результате штурма президентского дворца был убит Амин и стал ставленник СССР Б. Кармаль. На какое-то время ввод советских войск в Афганистан способствовал нормализации внутренней жизни страны, однако, впоследствии советские войска были втянуты в тяжелые вооруженные столкновения с моджахедами, итогом которых стали более 15 тысяч погибших с советской стороны.

Причины вторжения

Афганистан - страна находящаяся на границах среднеазиатских республик СССР - стал беспокойной точкой в конце 70-х годов. В 1978 году в стране произошел государственный переворот, в котором не последнюю роль сыграло правительство СССР. Результатом этого стало установление в Афганистане просоветского режима. Однако вскоре новая власть в стране стала терять нити управления. Амин, пытавшийся насадить в исламском Афганистане коммунистические идеалы, быстро терял авторитет в обществе, в стране назревал внутренний конфликт, да и в самом Кремле не были довольны Амином, который все больше стал смотреть в сторону США. В этих условиях правительство СССР приступило к поиску лица, которое бы устроило его во главе Афганистана. Выбор пал на оппозиционного Амину Бабрака Кармаля, который в это время находился в Чехословакии. Причины ввода советских войск в Афганистан, таким образом, во многом связаны с возможной сменой внешнеполитического вектора страны. Определив нового лидера соседней стране, СССР, после ряда консультаций Брежнева, Маршала Устинова и министра иностранных дел Громыко, приступил к интервенции в страну. война пропагандистский афганистан

Менее чем за год позиция советского руководства в этом вопросе поменялась от сдержанности до согласия на открытое военное вмешательство во внутриафганский конфликт. При всех оговорках она сводилась к желанию «ни при каких обстоятельствах не потерять Афганистан» (буквальное выражение председателя КГБ Ю.В. Андропова).

Министр иностранных дел А.А. Громыко поначалу выступил против оказания военной помощи режиму Тараки, но отстоять свою позицию не сумел. Сторонники ввода войск в соседнюю страну, прежде всего - министр обороны Д.Ф. Устинов, обладали не меньшим влиянием. Л.И. Брежнев стал склоняться к силовому решению вопроса. Нежелание других членов высшего руководства оспаривать мнение первого лица вместе с непониманием специфики исламского общества предопределили, в конце концов, принятие непродуманного по своим последствиям решения о вводе войск.

Документы свидетельствуют, что советское военное руководство (кроме министра обороны Д.Ф. Устинова), размышляло достаточно здраво. Начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков рекомендовал воздержаться от попыток решать политические вопросы в соседней стране военной силой. Но в верхах проигнорировали мнение экспертов не только из Минобороны, но и МИДа. Политическое решение о вводе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан было принято 12 декабря 1979 г. в узком кругу - на встрече Л.И. Брежнева с Ю.В. Андроповым, Д.Ф. Устиновым и А.А. Громыко, а также секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко, т.е. пятью членами политбюро из 12. Цели ввода войск в соседнюю страну и методы их действий не определялись.

Первые советские части пересекли границу 25 декабря 1979 г. в 18.00 по местному времени. На аэродромы Кабула и Баграма по воздуху были переброшены десантники. Вечером 27 декабря спецгруппами КГБ и отрядом Главного разведывательного управления была осуществлена спецоперация «Шторм-333». В результате нее был захвачен дворец Тадж-Бек, где размещалась резиденция нового главы Афганистана Х. Амина, а сам он был убит. К этому времени Амин утратил доверие Москвы в связи с организованным им свержением и убийством Тараки и информацией о сотрудничестве с ЦРУ. Было спешно оформлено избрание генеральным секретарем ЦК НДПА Б. Кармаля, накануне нелегально прибывшего из СССР.

Население Советского Союза было поставлено перед фактом ввода войск в соседнюю страну в целях, как говорилось, оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу в защите Апрельской революции. Официальная позиция Кремля была изложена в ответах Л.И. Брежнева на вопросы корреспондента «Правды» 13 января 1980 г. Брежнев указывал на вооруженную интервенцию, развязанную против Афганистана извне, угрозу превращения страны в «империалистический военный плацдарм на южной границе нашей страны». Он упомянул также о неоднократных обращениях афганского руководства о вводе советских войск, которые, по его словам, будут выведены «как только отпадут причины, побудившие афганское руководство обратиться с просьбой об их вводе».

СССР на тот период, действительно опасался вмешательства в афганские дела США, равно как Китая и Пакистана, реальной угрозы для своих рубежей с юга. По соображениям политики, морали, сохранения международного авторитета Советский Союз также не мог далее безучастно наблюдать за развитием гражданского противоборства в Афганистане, в ходе которого гибли безвинные люди. Другое дело, что эскалацию насилия было решено пресечь другой силой, игнорируя специфику внутриафганских событий. Потеря контроля за ситуацией в Кабуле могло быть расценено в мире как поражение социалистического лагеря. Не последнюю роль в событиях декабря 1979 г. играли личные, равно как и ведомственные оценки ситуации в Афганистане. Факт, что Соединенные Штаты были крайне заинтересованы во втягивании Советского Союза в афганские события, считая, что Афганистан станет для СССР тем же, чем Вьетнам для США. Через третьи страны Вашингтон поддерживал силы афганской оппозиции, воевавшей против режима Кармаля и советских войск. Непосредственное участие Советских Вооруженных Сил в афганской войне принято делить на четыре этапа:

1) декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. - ввод основного состава 40-й армии, размещение по гарнизонам; 2) март 1980 г. - апрель 1985 г. - участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции, оказание помощи в реорганизации и укреплении вооруженных сил ДРА; 3) май 1985 г. - декабрь 1986 г. - постепенный переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций, проводимых силами афганских войск; 4) январь 1987 г. - февраль 1989 г. - участие в проведении политики национального примирения, поддержка сил ДРА, вывод контингента войск на территорию СССР.

Первоначальная численность советских войск в Афганистане составляла 50 тыс. человек. Затем численность ОКСВ превысила 100 тыс. чел. В первый бой советские воины вступили уже 9 января 1980 г. при разоружении восставшего артиллерийского полка ДРА. В дальнейшем советские войска, против своего желания, втянулись в активные боевые действия, командование перешло к организации плановых операций против наиболее сильных группировок моджахедов.

Советские солдаты и офицеры проявили в Афганистане самые высокие боевые качества, мужество и героизм, хотя действовать приходилось в самых тяжелых условиях, на высоте 2,5-4,5 км, при температуре плюс 45-50°С и остром дефиците воды. С приобретением необходимого опыта выучка советских воинов позволяла успешно противостоять профессиональным кадрам моджахедов, подготовленным с помощью американцев в многочисленных учебных лагерях на территории Пакистана и других стран.

Однако втягивание ОКСВ в боевые действия не увеличило шансы на силовое разрешение внутриафганского конфликта. То, что нужно было выводить войска, понимали многие военачальники. Но подобные решения были вне их компетенции. Политическое руководство СССР считало, что условием вывода должен стать мирный процесс в Афганистане, гарантированный ООН. Однако Вашингтон, всячески препятствовал посреднической миссии ООН. Напротив американская помощь афганской оппозиции после смерти Брежнева и прихода к власти Ю.В. Андропова резко возросла. Лишь с 1985 г. в отношении участия СССР в гражданской войне в соседней стране произошли значительные изменения. Необходимость возвращения ОКСВ на родину стала полностью очевидной. Все более остро заявляли о себе экономические трудности самого Советского Союза, для которого масштабная помощь южному соседу становилась разорительной. В Афганистане погибли к тому времени несколько тысяч советских военнослужащих. В обществе зрело скрытое недовольство продолжающейся войной, о которой в прессе говорилось лишь общими официальными фразами.

Год шел за годом, а положение в Афганистане не улучшалось, ряд блестящих операций советской армии, таких как, например, плеяда Пянджширских операций, не могла привнести главного - смены настроения в афганском обществе. Жители страны были настроены категорически против идеологии Советов, а моджахеды завоевывали все большую популярность. Потери советских войск росли, ввод советских войск в Афганистан спровоцировал заметное увеличение военных расходов, рост недовольства в обществе, к слову, интервенция стала и причиной бойкота многими странами Олимпийских игр 1980 года, проходящих в Москве. Негласное поражение сверхдержавы становилось очевидным. В итоге, в феврале 1989 года завершилась бесславная кампания советской армии: последний солдат покинул страну 15 февраля. Несмотря на то что эту войну можно назвать провальной, советский воин подтвердил свои умения, стойкость, героизм и мужество. За время войны СССР потерял убитыми более 13 000 человек. Экономические потери страны также были значительны. Ежегодно на поддержку марионеточного правительства выделялось около 800 млн. долларов, а обеспечение армии обходилось в 3 млрд. Таким образом, это подтверждает тезис о том, что ввод советских войск в Афганистан ухудшил положение дел в экономике страны, и в итоге стал одной из причин ее системного кризиса.

Последнее советское десятилетие ознаменовала Афганская война (1979-1989). Ход войны, кратко говоря, сегодня известен далеко не каждому жителю России и других В 90-е годы из-за бурных реформ и экономических кризисов афганская кампания была почти вытеснена из общественного сознания. Но сегодня, когда проведена большая работа историков и исследователей, исчезли все идеологические клише, появилась хорошая возможность беспристрастно взглянуть на события тех лет.

Предпосылки

В России и на всем постсоветском пространстве Афганская война, кратко говоря, ассоциируется с десятилетним периодом (1979-1989 гг.), когда в этой стране присутствовали вооруженные силы СССР. Фактически это была только одна часть длительного гражданского конфликта. Предпосылки для его возникновения появились в 1973 году, когда в Афганистане была свергнута монархия. К власти пришел недолговечный режим Мухаммеда Дауда. Он прекратил свое существование в 1978 году, когда произошла Саурская (апрельская) революция. После нее править страной начала Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), которая провозгласила Демократическую Республику Афганистан (ДРА).

Организация была марксистской, что роднило ее с Советским Союзом. Левая идеология стала главенствующей в Афганистане. Так же, как и в СССР, там начали строить социализм. Однако к 1978 году страна уже существовала в условиях непрекращающегося хаоса. Две революции, гражданская война - все это уничтожило стабильность в регионе.

Социалистическому правительству противостояли разные силы, но в первую очередь - радикальные исламисты. Они считали членов НДПА врагами всего афганского народа и ислама. По сути, новому политическому режиму была объявлена (джихад). Для борьбы с неверными были созданы отряды моджахедов. Именно с ними и сражалась советская армия, для которой скоро началась Афганская война. Кратко успех моджахедов можно объяснить их умелой пропагандистской работой в стране. Для исламистских агитаторов задача облегчалась тем, что абсолютное большинство населения Афганистана (около 90%) было неграмотным. В государстве за пределами больших городов царили родоплеменные порядки с крайне патриархальными взглядами на мир. Религия в таком обществе, безусловно, играла значительную роль. Таковы были причины Афганской войны. Кратко они были описаны в официозных советских газетах как оказание интернациональной помощи дружественному народу соседней страны.

Не успела НДПА прийти к власти в Кабуле, как в остальных провинциях страны начались подогреваемые исламистами. Афганское руководство начало терять контроль над ситуацией. В этих условиях в марте 1979 года оно впервые обратилось с просьбой о помощи в Москву. В дальнейшем такие послания повторялись еще несколько раз. Ждать помощи марксисткой партии, окруженной националистами и исламистами, было больше неоткуда.

Впервые вопрос о предоставлении помощи кабульским «товарищам» был рассмотрен в Кремле 19 марта 1979 года. Тогда Брежнев выступил против вооруженного вмешательства. Однако время шло, а ситуация у границ СССР становилась все хуже. Постепенно члены политбюро и другие высшие государственные функционеры поменяли свое мнение. Например, министр обороны считал, что Афганская война, кратко говоря, может стать причиной опасности для советских границ.

В сентябре 1979 года в Афганистане произошел очередной переворот. На этот раз поменялось руководство в правящей партии НДПА. Главой партии и государства стал По линии КГБ в советское политбюро стали поступать сообщения о том, что он является агентом ЦРУ. Эти донесения еще больше склонили Кремль к военному вмешательству. Тогда же началась подготовка к свержению Амина. По предложению Юрия Андропова было решено поставить на его место лояльного Советскому Союзу Бабрака Кармаля. Этот член НДПА был сначала важным человеком в Революционном совете. В ходе партийных чисток его сначала отправили послом в Чехословакию, а затем объявили предателем и заговорщиком. Кармаль, находившийся в тот момент в эмиграции, так и остался за границей. При этом он перебрался в СССР, став фигурой, на которую поставило советское руководство.

Принятие решения о вводе войск

12 декабря 1979 года стало окончательно ясно, что для СССР начнется собственная Афганская война. Кратко обсудив последние оговорки в документах, в Кремле одобрили операцию по свержению Амина.

Конечно, едва ли кто-то в Москве тогда осознавал, насколько затянется эта военная кампания. Но с самого начала у решения ввести войска были и противники. Во-первых, не хотел этого начальник Генштаба Николай Огарков. Во-вторых, не поддержал решение Политбюро Эта его позиция стала дополнительным и решающим поводом для окончательного разрыва с Леонидом Брежневым и его сторонниками.

Непосредственные мероприятия по подготовке к переброске советской армии в Афганистан начались на следующий день, 13 декабря. Советские спецслужбы попытались организовать покушение на Хафиззулу Амина, однако первый блин вышел комом. Операция повисла на волоске. Тем не менее подготовка продолжалась.

Штурм дворца Амина

Ввод войск начался 25 декабря. Еще через два дня Амин, находясь в своем дворце, почувствовал себя плохо и потерял сознание. То же самое случилось с некоторыми его приближенными. Причиной этому послужило отравление, которое организовали советские агенты, устроившиеся в резиденцию поварами. Амину оказали медицинскую помощь, но охрана почувствовала неладное.

В семь часов вечера неподалеку от дворца советская диверсионная группа заглохла на своей машине, остановившейся около люка, который вел в распределительный узел всех кабульских коммуникаций. Туда благополучно была опущена мина, и через несколько минут прогремел взрыв. Кабул остался без электричества.

Так началась Афганская война (1979-1989). Кратко оценив ситуацию, командующий операцией полковник Бояринцев распорядился приступить к штурму дворца Амина. Сам афганский лидер, узнав о нападении неизвестных военных, потребовал у своих приближенных попросить помощи у Советского Союза (формально власти двух стран продолжали оставаться дружественными друг к другу). Когда Амину доложили, что у его ворот спецназ СССР, он не поверил. Точно неизвестно, при каких обстоятельствах погиб глава НДПА. Большинство очевидцев позже утверждало, что Амин покончил жизнь самоубийством еще до того, как в его апартаментах появились советские военнослужащие.

Так или иначе, но операция была успешно проведена. Был захвачен не только дворец, но и весь Кабул. В ночь на 28 декабря в столицу прибыл Кармаль, который и был объявлен главой государства. Силы СССР потеряли 20 человек (среди них были десантники и спецназовцы). Погиб и командующий штурмом Григорий Бояринцев. В 1980 году он был посмертно приставлен к званию Героя Советского Союза.

Хронология конфликта

Согласно характеру боев и стратегическим задачам, краткая история Афганской войны (1979-1989) может быть разделена на четыре периода. Зимой 1979-1980 гг. состоялся ввод советских войск в страну. Военнослужащие были отправлены по гарнизонам и важным инфраструктурным объектам.

Второй период (1980-1985) был самым активным. Боевые действия велись по всей стране. Они носили наступательный характер. Уничтожались моджахеды, и улучшалась армия Демократической Республики Афганистан.

Третий период (1985-1987) характеризуется операциями советской авиации и артиллерии. Мероприятия с применением наземных войск осуществлялись все реже, пока наконец не сошли на нет.

Четвертый период (1987-1989) стал последним. Советские войска готовились к выводу. При этом гражданская война в стране продолжалась. Исламисты так и не были окончательно побеждены. Вывод войск был вызван экономическим кризисом в СССР и переменой в политическом курсе.

Продолжение войны

Когда Советский Союз только вводил свои войска в Афганистан, руководство страны аргументировало свое решение тем, что оно лишь оказывало помощь, согласно многочисленным просьбам афганского правительства. По свежим следам в конце 1979 года был созван Совет Безопасности ООН. На нем была представлена антисоветская резолюция, подготовленная США. Документ не был поддержан.

Американская сторона, хотя и не принимала фактического участия в конфликте, активно финансировала моджахедов. У исламистов было оружие, закупленное на Западе. Таким образом, фактически холодное противостояние между двумя политическими системами получило новый фронт, которым стала Афганская война. Ход войны кратко освещался во всех мировых СМИ.

ЦРУ организовало на территории соседнего Пакистана несколько тренировочных и учебных лагерей, в которых проходили подготовку афганские моджахеды (душманы). Исламисты, помимо американского финансирования, получали деньги за счет наркоторговли. В 80-е эта страна стала мировым лидером по производству героина и опиума. Часто целью советских операций было именно уничтожение этих производств.

Причины Афганской войны (1979-1989), кратко говоря, отправили на противостояние огромную массу населения, никогда до этого не державшего в руках оружие. Вербовкой в ряды душманов руководила широкая агентурная сеть по всей стране. Преимуществом моджахедов было отсутствие у них определенного центра. На протяжении всего вооруженного конфликта это была совокупность из многочисленных разнородных групп. Управляли ими полевые командиры, однако никакого «главаря» среди них не было.

Низкую эффективность партизанских операций в полной мере показала Афганская война (1979-1989). Кратко итоги многих советских наступлений упоминались в СМИ. Многие рейды сводились на нет эффективной пропагандистской работой противника среди местного населения. Для афганского большинства (особенно в глубоких провинциях с патриархальным укладом) советские военнослужащие всегда были оккупантами. Никакой симпатии к социалистической идеологии простолюдины не испытывали.

«Политика национального примирения»

В 1987 году началось осуществление «политики национального примирения». На своем пленуме НДПА отказалась от монопольного права на власть. Появился закон, который разрешал оппонентам власти создавать собственные партии. В стране появилась новая Конституция и новый президент Мухаммед Наджибулла. Все эти меры предпринимались для того, чтобы прекратить войну методом компромисса и уступок.

Одновременно с этим советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым взяло курс на уменьшение собственных вооружений, что означало вывод войск из соседней страны. Афганская война (1979-1989), кратко говоря, не могла вестись в условиях экономического кризиса, начавшегося в СССР. Кроме того, уже на последнем дыхании была холодная война. СССР и США начали договариваться между собой посредством подписания многочисленных документов о разоружении и прекращении эскалации конфликта между двумя политическими системами.

Впервые Михаил Горбачев заявил о предстоящем выводе советских войск в декабре 1987 года, находясь с официальным визитом в США. Вскоре после этого советская, американская и афганская делегации сели за стол переговоров в швейцарской Женеве. 14 апреля 1988 года по итогам их работы были подписаны программные документы. Так подходила к концу история Афганской войны. Кратко можно сказать, что согласно женевским договоренностям, советское руководство обещало вывести свои войска, а американское - прекратить финансирование противников НДПА.

Половина военного контингента СССР покинула страну уже в августе 1988 года. Летом были оставлены важные гарнизоны в Кандагаре, Градезе, Файзабаде, Кунддузе и других городах и поселениях. Последним советским военнослужащим, покинувшим Афганистан 15 февраля 1989 года, стал генерал-лейтенант Борис Громов. Весь мир облетели кадры того, как военные переходили и переезжали Мост Дружбы через пограничную реку Амударью.

Потери

Многие события советских лет подвергались однобокой коммунистической оценке. Была среди них и история Афганской войны. Кратко появлялись сухие сводки в газетах, а телевидение рассказывало о неизменных успехах воинов-интернационалистов. Однако вплоть до начала Перестройки и объявления политики гласности власти СССР старались умолчать об истинном масштабе своих безвозвратных потерь. Цинковые гробы с призывниками и рядовыми возвращались в Советский Союз полутайно. Солдат хоронили без огласки, а на памятниках долгое время не было упоминаний о месте и причине гибели. В народе появился устойчивый образ «груза 200».

Только в 1989 году в газете «Правда» были опубликованы реальные данные о потерях - 13,835 человек. К концу XX столетия эта цифра дошла до 15 тысяч, так как многие военнослужащие умирали уже на родине на протяжении нескольких лет из-за ранений и полученных болезней. Таковы были настоящие последствия Афганской войны. Кратко упоминая о своих потерях, только больше усиливала конфликт с обществом. К концу 80-х годов требование вывести войска из соседней страны стало одним из главных лозунгов Перестройки. Еще раньше (при Брежневе) за это выступали диссиденты. Так, например, в 1980 году знаменитый академик Андрей Сахаров за свою критику «решения афганского вопроса» был выслан в ссылку в Горький.

Итоги

Каковы же итоги Афганской войны? Кратко говоря, советское вмешательство продлило жизнь НДПА ровно на тот период, на который в стране оставались войска СССР. После их вывода режим постигла агония. Моджахедские группировки быстро восстановили собственный контроль над Афганистаном. Исламисты появились даже у границ СССР. Советским пограничникам приходилось терпеть обстрелы противника уже после того, как войска покинули страну.

Статус-кво был нарушен. В апреле 1992 года Демократическая Республика Афганистан была окончательно ликвидирована исламистами. В стране начался полноценный хаос. Ее разделили многочисленные группировки. Война всех против всех там продолжалась вплоть то вторжения войск НАТО в начале XXI века. В 90-е годы в стране появилось движение «Талибан», которое стало одной из ведущих сил современного мирового терроризма.

В массовом постсоветском сознании одним из важнейших символов 80-х годов стала именно Афганская война. Кратко для школы о ней сегодня рассказывают в учебниках по истории для 9 и 11 класса. Войне посвящены многочисленные произведения искусства - песни, фильмы, книги. Оценка ее итогов разнится, хотя в конце существования СССР большинство населения, согласно социологическим опросам, выступало за вывод войск и прекращение бессмысленной войны.

Загрузка...