domvpavlino.ru

Юридическая аспирантура дистанционно. Факультет гуманитарных и социальных наук. Нюансы при поступлении и обучении в аспирантуре

Нужна ли сегодня аспирантура? Какие преимущества она дает? Может ли научный статус помочь в продвижении по службе? Об этом и многом другом мы поговорили с Аленькиным Игорем Владимировичем , аспирантом юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

КонсультантПлюс: Расскажите, как проходит обучение в аспирантуре? Какова его продолжительность? Чем оно отличается от обучения в вузе?

Аленькин Игорь: Процесс обучения в аспирантуре по сравнению с обучением студентов имеет свою специфику. Это обусловлено тем, что в рамках аспирантуры осуществляется подготовка кадров высшей квалификации - научно-педагогических. При этом не стоит забывать, что в соответствии с Законом об образовании 2012 г. аспирантура признается одним из уровней высшего образования, поэтому современные аспиранты, так же как и студенты, ходят на семинарские занятия и слушают лекции. Обучение в аспирантуре составляет три или четыре года, в зависимости от формы обучения - очной и заочной соответственно.

В Московском университете традиционно у аспирантов учебный год начинается 1 октября, а от того, на каком году обучения аспирант, зависит и его учебное расписание. Так, на первом году аспирантам читаются лекции и проводятся семинарские занятия по истории и философии науки, занятия по иностранному языку. По двум этим обязательным для всех аспирантов предметам весной проводятся кандидатские экзамены или, как их еще называют, кандидатские минимумы - экзамены, на которых аспирант подтверждает свое знание соответствующих предметов.

Важная особенность - каждый аспирант вместе с научным руководителем разрабатывает индивидуальный учебный план, а после его утверждения следует ему в течение всех трех (четырех) лет. В индивидуальном плане отражаются сроки сдачи экзаменов (зачетов) по дисциплинам, программа прохождения научно-исследовательской и педагогической практики, основные вехи научной деятельности аспиранта (от сбора материала для исследовательской работы до подготовки текста диссертационного исследования).

В соответствии с действующим законодательством в МГУ приняты собственные образовательные стандарты, среди которых и образовательный стандарт аспирантуры. На основании стандарта в образовательную программу аспирантуры включены дисциплины по выбору аспиранта: отдельные специальные курсы по проблемным вопросам соответствующей направленности (специальности научных работников), а также предметы, посвященные подготовке аспирантов к двум видам профессиональной деятельности в сфере юриспруденции: научно-исследовательской (к примеру, курс "методика научных исследований") и педагогической (например, курс "интерактивные методы обучения").

В то же время привычных для студентов сессий у аспирантов нет. Как уже говорилось выше, аспиранты обязаны сдать кандидатские минимумы по истории и философии науки и иностранному языку, а также важнейший экзамен - по специальности. После его успешной сдачи аспирант вправе вести занятия у студентов. Помимо этого аспиранты сдают зачеты после освоения дисциплин по выбору и других предметов.

На втором и третьем годах обучения больший уклон в обучении аспирантов делается на специальные дисциплины и самостоятельную работу. Особое внимание аспиранты должны уделять научной деятельности: подготовке различных докладов и участию в конференциях, написанию научных статей, текста диссертации.

КонсультантПлюс: Чем занимаются аспиранты, какие у них обязанности? Должны ли аспиранты преподавать в обязательном порядке?

Аленькин Игорь: Главная обязанность аспиранта (после сдачи кандидатских экзаменов) - написание диссертации. Но помимо этого аспирант должен принимать активное участие в жизни своего научного коллектива (кафедры). Самая простая обязанность - посещение заседаний кафедры.

Аспиранты также привлекаются для организации кафедральных научных мероприятий, могут проводить по поручению преподавателей консультации и семинары. Как правило, аспирант должен прослушать лекции своего научного руководителя, помогать ему при проведении занятий и принятии экзаменов. На некоторых кафедрах, например на моей - кафедре конституционного и муниципального права, часть аспирантов привлекается к выполнению научных проектов и научно-исследовательских работ. В рамках указанных научно-исследовательских работ и различных грантов аспиранты совместно с профессорско-преподавательским составом готовят учебно-методические материалы и пособия, научные публикации и организуют научные мероприятия.

Есть у аспирантов и обязанности, связанные с выполнением своих индивидуальных планов, частично они связаны и с выходом на защиту диссертации. Это научно-исследовательская практика и подготовка публикаций в ведущих рецензируемых журналах. Обычно это минимум три публикации в журналах из перечня Высшей аттестационной комиссии но для аспирантов МГУ теперь будут действовать более жесткие требования: аспирант должен подготовить и опубликовать не менее четырех публикаций в рецензируемых научных изданиях, входящих в научные базы данных (Московский университет с 2017 года будет присуждать ученые степени самостоятельно и в соответствии с собственным положением о присуждении ученых степеней).

Что касается преподавания, аспиранты проходят педагогическую практику, являющуюся компонентом их профессиональной подготовки. Осуществляется она в различных формах: проведении семинарских занятий и консультаций, принятии зачетов и экзаменов. К педагогической практике могут относиться также лекции и внеаудиторная работа со студентами (например, проведение заседаний научных кружков, проектных групп и пр.).

КонсультантПлюс: Могут ли аспиранты совмещать обучение с работой?

Аленькин Игорь: Законодательного запрета на то, чтобы аспиранты работали, нет. Совмещать обучение с работой, конечно, возможно, а иногда это даже и нужно - в рамках практической деятельности аспирант может подобрать большое количество эмпирического материала, который впоследствии будет использован в диссертации, а иногда практическая деятельность помогает лучше понять актуальные проблемы той или иной отрасли права, заставляет задуматься над путями их разрешения - как практическими, так и концептуальными.

Но все же не стоит забывать о том, что во всем хороша золотая середина - подготовка диссертации требует много времени и сил, ведь только подбором эмпирического материала процесс подготовки текста не ограничивается, важна его теоретическая, научная составляющая, за которой аспиранты идут в библиотеку, читальный зал или на кафедру, иногда проводя там все дни напролет. Мне кажется, что в вопросе совмещения обучения и работы главное найти оптимальный баланс, грамотно выстраивать свое время и не упускать возможности поработать над диссертацией или посещать научные мероприятия.

КонсультантПлюс: Что такое соискательство и чем оно отличается от аспирантуры?

Аленькин Игорь: Раньше существовала такая форма получения заветной степени кандидата (доктора) наук как соискательство. В настоящий момент существует возможность прикрепления для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Прикрепляться можно как для сдачи кандидатских экзаменов (если ранее они не сдавались) и для работы над диссертацией, так и только для подготовки и защиты диссертации. Думаю, из сказанного становится понятным основное различие двух путей стать кандидатом наук. Заключается оно в том, что прикрепленный соискатель не осваивает программы подготовки, не посещает лекции и семинары, а занимается исключительно работой над диссертационным исследованием. Есть еще и некоторые тонкости: прикрепление, в отличие от аспирантуры, возможно только на возмездной основе, отличаются и сроки - прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов возможно до шести месяцев, для подготовки и защиты диссертации - на срок до трех лет.

КонсультантПлюс: Используют ли аспиранты в своей работе справочную правовую систему КонсультантПлюс?

Аленькин Игорь: Конечно! В современном быстро меняющемся мире юристу уже невозможно обойтись без справочных правовых систем. Для ученых-юристов справочная система является неоценимым подспорьем, даже в какой-то степени другом, ведь она включает в себя не только информационный банк нормативных правовых актов, судебной практики и иных юридических документов, но и выполняет функцию электронной библиотеки. В СПС КонсультантПлюс есть множество учебных пособий, научно-практических комментариев, а также значительное количество статей. Нельзя не вспомнить и о свежих правовых новостях.

Работа с системой позволяет оперативно получать актуальную правовую информацию - законопроекты по исследуемой тематике, свежие судебные решения, разъяснения госорганов и статьи, в которых представлены взгляды ученых и практиков на те или иные вопросы.

Кроме того, справочная система позволяет быстро находить связанные документы, судебную практику, сравнивать различные редакции законоположений. С точки зрения аналитической работы аспиранта, СПС дает возможность, с одной стороны, сэкономить время, а с другой - более глубоко погрузится в проблему, без нее (СПС) мы, как говорится, были бы как без рук.

КонсультантПлюс: Что дает аспирантура молодому специалисту? Какие вы видите преимущества от обучения в аспирантуре?

Аленькин Игорь: Говорят, диссертация - это путевка в жизнь. И небезосновательно. Есть два важных аспекта. Первый я бы назвал прагматическим. Обучение в аспирантуре позволяет углубиться в изучение фундаментальных проблем той или иной отрасли права, проявить себя и значительно повысить свою теоретическую, фундаментальную подготовку в определенной сфере, а также отработать навыки работы с большими массивами информации. Кроме того, степень кандидата наук (как результат успешного обучения в аспирантуре) подтверждает высокую квалификацию молодого специалиста, говорит о его личностных качествах и способностях. Подготовка и защита диссертации требует немалых усилий, трудолюбия, усердия и целеустремленности. Кандидаты наук в сфере права отличаются развитыми аналитическими способностями, умением вычленять суть и проблемы в различных правовых ситуациях, а главное - предлагать варианты их решения, достаточно эффективные, а порой и вовсе неординарные. Как мне кажется, это зачастую является одним из факторов успешности на профессиональном поприще.

Второй аспект, а мне он видится даже более важным, - личностный. Все-таки занятие наукой и преподавание - это дело для души, некий путь самореализации. И этот путь предполагает постоянное самосовершенствование, повышение своей квалификации как специалиста, поиск нового знания и истины, а главное - донесение этого знания до других. Возможность делиться знаниями и умениями с другими, быть полезным обществу - вот, что может дать аспирантура.

КонсультантПлюс: Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь с наукой? Что следует предпринять сейчас, чтобы к моменту поступления в аспирантуру бы ть готовым к научной и преподавательской деятельности?

Аленькин Игорь: Думаю, что секретов тут быть не может. Первое и самое главное правило - трудолюбие. Особое внимание всегда обращается на успеваемость студента - более высокие показатели успеваемости всегда являются положительным фактором и способствуют поступлению. По возможности нужно стараться как можно больше читать литературы по интересующей тематике, посещать лекции признанных специалистов, участвовать в научных мероприятиях. Без отслеживания актуальной практики - тоже никуда.

Немаловажный момент: чем раньше студент определится со сферой профессиональных интересов и погрузится в нее, тем будет проще и при окончании вуза, и при поступлении и обучении в аспирантуре. Важна также работа с научным руководителем, прежде всего в плане активности самого студента/аспиранта, не нужно бояться показаться назойливым, чем больший интерес человек проявляет к предмету и проявляет свои способности, тем больше в нем заинтересована научная школа, к которой он бы хотел присоединиться в будущем.

Кроме того, надо отметить, что при поступлении в аспирантуру могут действовать и дополнительные критерии отбора, которые, как правило, используются при прочих равных. Помимо красного диплома сюда относятся наличие публикаций, участие в научных конференциях и иные заслуги. Без соответствия критерию научной активности аспиранту не обойтись.

После поступления новоиспеченному аспиранту пригодятся все навыки, которыми он овладел в студенческие годы: это и умение работать с справочно-правовыми системами, библиографиями и тонной литературы, законодательным массивом, навыки быстрого решения поставленных задач. Несомненно, ценятся организаторские способности и готовность прийти на помощь своей кафедре/факультету. Но более всего справляться со всеми перипетиями научной жизни поможет умение правильно организовать себя. Этот навык, если он еще не сформирован, нужно отрабатывать по максимуму.

В целом могу пожелать будущим ученым усердия, терпения и оптимизма! Как говорится, в борьбе обретешь ты…


Поступление в аспирантуру проводится на конкурсной основе при наличии диплома специалиста (например, по ) или магистра. Как правило, поступающие в устной форме сдают три главных экзамена:

  • специальная дисциплина;
  • философия;
  • иностранный язык.

Если вы настроены стать первоклассным специалистом в конкретной области права, то аспирантура станет главным помощником для достижения этой цели. Кропотливая работа в течение нескольких лет станет залогом успешного трудоустройства.

Преимущества обучения в аспирантуре

Аспирантура дает глубокие знания в выбранном профиле обучения, что позволит занять самые высокие должности в престижных организациях, в том числе государственного уровня.

Краткое описание специальности

Всего выделяется около 15 специальностей для обучения по ним в аспирантуре, однако каждый вуз предлагает лишь некоторые из них, поэтому если вас интересует определенное направление, уточните в вузе, доступно ли там обучение по данной специальности. Аспирант может сделать выбор в пользу одного из видов права, либо криминалистики, теории и истории государства и права и т.д.

Крупные вузы в Москве

  • Российский государственный университет правосудия
  • Московский финансово-юридический университет
  • Международный юридический институт

Сроки и формы обучения

Обучение в аспирантуре очно продолжается 3 года, заочно — 3 года 8 месяцев или 4 года. При очном обучении аспиранты получают отсрочку от армейской службы.

Предметы, изучаемые студентами

Посещение лекций и семинаров составляет минимум аспирантской программы обучения. Аспиранты преимущественно учатся индивидуально по своему плану с поддержкой научным руководителем. Отчет о проделанной работе проводится ежегодно. Также за время обучения по программе обучающимся предстоит пройти три экзамена: по специальности, по истории и философии науки и по иностранному языку.

Получаемые знания и навыки

В процессе обучения аспирант получает все требуемые знания и навыки для работы в любой организации и по любой специальности согласно выбранному профилю. Это касается не только профессиональных, но и организаторских, культурных, разговорных и других знаний и навыков.

Кем работать

Завершение аспирантуры и защита кандидатской диссертации имеют своим итогом присвоение аспиранту звания кандидата наук. Ему может быть предложена работа на высокооплачиваемых должностях в разных организациях и учреждениях всевозможных сфер деятельности по профилю своей специальности.

УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА!

Для подготовки научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в 1998 году в институте открыта аспирантура. Обучение аспирантов проводится по очной и заочной формам.

Телефоны: +7 495 673 74 28

Часы работы: с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00

Адрес: 111024, Москва, шоссе Энтузиастов, дом 21

e-mail:

Обучение в аспирантуре осуществляется на договорной (платной) основе по очной и заочной формам по следующим направлениям подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (в соответствии с действующей лицензией на право осуществления институтом образовательной деятельности):
38.06.01 «Экономика»;
40.06.01 «Юриспруденция»;
42.06.01 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело»;
45.06.01 «Языкознание и литературоведение».

Институт гарантирует своим аспирантам:

  • самый высокий профессиональный уровень научного руководства по подготовке научно-исследовательской работы
  • публикацию научных статей по теме научно-исследовательской работы, участие в научных конференциях
  • возможность стажировок в вузах-партнерах за рубежом, а также в различных учебных и научных учреждениях г. Москвы
  • право пользования библиотечным фондом института

    Институт располагает обширным фондом учебной, учебно-методической и научной литературы, насчитывающим более 100 тыс. экземпляров книг, который постоянно пополняется. ИМПЭ им. А.С. Грибоедова является соучредителем научных журналов "Экономика и право. XXI век" и "Инновации и инвестиции", в которых аспиранты института могут публиковать научные статьи в период подготовки диссертации.

    Среди научных руководителей аспирантов - крупнейшие специалисты, подготовившие не один десяток кандидатов и докторов наук. Многие из них одновременно являются членами Ученых советов таких учебных и научных заведений Москвы, как: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Институт государства и права при Российской академии наук, ВНИИ МВД РФ, Академия управления МВД РФ, Московский университет МВД, Академия ФСБ РФ и др.

    Учебный процесс в институте осуществляют профессора, кандидаты наук, ответственные работники аппарата Государственной Думы и Совета Федерации Российской Федерации, консультанты и эксперты правительственных структур, ведущие практикующие специалисты в области права, бизнеса и журналистики. Все они осуществляют научное руководство аспирантами.

    Вот только несколько имен крупнейших специалистов, работающих в ИМПЭ им. А.С.Грибоедова


    ПОТОЦКИЙ Николай Карлович
    кандидат юридических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии информатизации

    Окончил Академию МВД СССР. Работал ученым секретарем Академии МВД России, профессором кафедры криминологии и профилактики преступлений Московского юридического института МВД России. В ИМПЭ им. А.С. Грибоедова работает с 1999 г. Специалист в области теории оперативно-розыскной деятельности и криминологии. Опубликовал более 100 научных и учебно-методических работ.


    ОСАВЕЛЮК Елена Алексеевна
    кандидат юридических наук, доцент, проректор по учебной работе ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

    Член Российской ассоциации международного права, аккредитованный эксперт Информационного агентства «Комментарии. Ру», член Совета молодых ученых ЦАО г. Москвы, автор учебного пособия, получившего Гриф УМО МО и еще около 20 научных и научно-методических работ. Сфера научных интересов – международное частное и международное публичное право, международный гражданский процесс.


    ОКСАМЫТНЫЙ Виталий Васильевич
    доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, руководитель Научного центра сравнительного правоведения ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, заведующий кафедрой теории и истории государства и права ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

    Ведущий специалист в области общей теории права, правомерного поведения личности, юридической компаративистики и правовых систем современности. Автор более 170 научных работ, в том числе учебников, монографий, методических и научно-практических изданий. Принимал участие в разработке Конституции РФ и ряда российских законов, правотворческой деятельности палат Федерального Собрания РФ, Межпарламентской Ассамблеи СНГ и других межгосударственных союзов с участием России. Под его руководством

    ШАРЫЛО Нина Прокофьевна
    кандидат юридических наук, доцент, почетный работник органов прокуратуры, старший советник юстиции, специалист в области гражданского права, трудового права, прокурорского надзора, автор более 60 научных работ.

    МАКАРОВА Ирина Камильевна
    доктор экономических наук, профессор

    Окончила Государственный университет управления. С 1998 по 2004 г. работала деканом экономического факультета ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. Автор более 50 работ по проблемам менеджмента и управления персоналом, в том числе монографии «Управление человеческими ресурсами в российских организациях», учебников «Управление персоналом», «Управление человеческими ресурсами».

    БОРИСОВСКАЯ Татьяна Александровна
    кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

    Сфера научных интересов – проблемы занятости, динамика уровня жизни населения России, компьютеризация учебного процесса. Стаж научно-педагогической работы более 20 лет. Награждена серебряной медалью ВДНХ
    СССР. Автор около 30 публикаций по проблемам экономической теории и совершенствования деятельности научных организаций, соавтор учебников «Экономическая теория» (под редакцией В.Д. Камаева), «Экономическая теория. Краткий курс».
    ЛИГАЧЕВА Людмила Алексеевна

    кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита ИМПЭ им. А.С. Грибоедова.
    Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова. Преподает на кафедре бухгалтерского учета, анализа и аудита в МГУ им. М.В. Ломоносова. Педагогический стаж – около 50 лет. Область научных интересов – бухгалтерский и управленческий учет, налогообложение и финансовый анализ. Автор более 120 научных и учебных работ, в том числе учебного пособия «Бухгалтерский учет».
    КИХНЕЙ Любовь Геннадиевна
    доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры истории журналистики и литературы ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

    Окончила аспирантуру и докторантуру при МГУ им. М.В. Ломоносова. Специалист по теории и истории литературы. Область научных интересов – историческая поэтика, литература и критика русского модернизма, жанровая типология поэзии. Автор свыше 100 публикаций, среди них монографии: «Анна Ахматова: тайны ремесла», «Осип Мандельштам: Бытие слова», «Акмеизм: Миропонимание и поэтика» (М., 2001); учебное пособие: «Анна Ахматова: Сквозь призму жанра» (В соавторстве с Н.В. Чауниной).

    ЯКУШИН Николай Иванович

    кандидат филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории журналистики и литературы ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

    Известный исследователь жизни и творчества русских писателей, публицистов и критиков XIX в., соавтор учебного пособия «Русская литературная критика» (2005 г.). Автор свыше 230 публикаций по истории отечественной ли тературы, среди них «Достоевский в Сибири», «Тропа к Нек расову», «Русская литература XIX века (I половина)», «Исто рия русской литературы XI-XIX веков». По книгам Н.И. Якушина уже несколько
    десятков лет учатся школьники и студенты.

    АГЕНОСОВ Владимир Вениаминович
    доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры истории журналистики и литературы ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской академии наук и искусств, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Известный литературовед и критик, автор многочисленных статей, ряда монографий и 4 учебников для школы и вузов.

    Три книги В.В. Агеносова переведены на китайский язык. Регулярно публикуется в журналах «Филологические науки» и «Знамя», в «Литературной газете», в «Записках русской Академической группы в США». Инициатор издания серии книг поэтов русского зарубежья, ранее не издававшихся на родине. Член редколлегий «Российского филологического журнала», реферативного журнала «Литературоведение» ИНИОН РАН. Член Союза писателей Москвы. Под его руководством защищено 10 докторских и 37 кандидатских диссертаций.

    Это далеко не полный перечень ведущих ученых, которые изъявили желание осуществлять руководство аспирантами.

    Институт готов, с учетом пожеланий аспирантов приглашать для научного руководства специалистов, работающих в других учебных или научных учреждениях страны.

    От аспирантов, в свою очередь, требуется трудолюбие, упорство, целеустремленность в достижении намеченной цели, и успех будет обеспечен.

  • Загрузка...