domvpavlino.ru

Задание 3 по химии егэ. Задача С5 на ЕГЭ по химии. Определение формул органических веществ. Задания С3 ЕГЭ по химии

ЕГЭ. Химия. 1000 заданий с ответами и решениями. Рябов М.А.

М.: 2017. - 400 с.

Настоящее пособие включает около 1000 тестов и заданий по химии, подготовленных на основе перечня элементов содержания, проверяемых на Едином государственном экзамене по химии. Приводятся решения тестов и заданий, при этом повторяются соответствующие разделы курса химии. Пособие дает возможность самостоятельно составлять многочисленные варианты ЕГЭ в соответствии с текущим планом. Предназначено для учащихся, готовящихся к сдаче ЕГЭ по химии, преподавателей химии, родителей, а также методистов и членов приемных комиссий.

Формат: pdf

Размер: 4,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 7
Перечень элементов содержания, проверяемых на Едином государственном экзамене по химии 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ 15
1.1. Современные представления о строении атома 15
1.1.1. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: S-, р- и d-элементы.
Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов 15
1.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 20
1.2.1. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам 20
1.2.2. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов 25
1.2.3. Характеристика переходных элементов - меди, цинка, хрома, железа - по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов 29
1.2.4. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением
в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.... 32
1.3. Химическая связь и строение вещества 37
1.3.1. Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь 37
1.3.2. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.44
1.3.3. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость
свойств веществ от их состава и строения 55
1.4. Химическая реакция 61
1.4.1. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии 61
1.4.2. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения 68
1.4.3. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов 71
1.4.4. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 78
1.4.5. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты 88
1.4.6. Реакции ионного обмена 94
1.4.7. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная 100
1.4.8. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее 116
1.4.9. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) 136
1.4.10. Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии 146
2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 152
2.1. Классификация неорганических веществ.
Номенклатура неорганических веществ
(тривиальная и международная) 152
2.2. Характерные химические свойства простых веществ- металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа 161
2.3. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния 167
2.4. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных 172
2.5. Характерные химические свойства оснований
и амфотерных гидроксидов 179
2.6. Характерные химические свойства кислот 184
2.7. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) 189
2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ 196
3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 209
3.1. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах 209
3.2. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода.
Радикал. Функциональная группа 215
3.3. Классификация органических веществ.
Номенклатура органических веществ
(тривиальная и международная) 221
3.4. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола) 231
3.5. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола 246
3.6. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров 256
3.7. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот 266
3.8. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды) 269
3.9. Взаимосвязь органических соединений 276
4. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ....290
4.1. Экспериментальные основы химии 290
4.1.1. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии 290
4.1.2. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ 293
4.1.3. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы 296
4.1.4. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы 299
4.1.5. Идентификация органических соединений 308
4.1.6. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений 316
4.1.7. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) 320
4.1.8. Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории) 323
4.2. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ 326
4.2.1. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов 326
4.2.2. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия 329
4.2.3. Природные источники углеводородов, их переработка 334
4.2.4. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры.
Пластмассы, волокна, каучуки 337
4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций 341
4.3.1. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей 341
4.3.2. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях 348
4.3.3. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ 351
4.3.4. Расчеты теплового эффекта реакции 357
4.3.5. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) 360
4.3.6. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества 367
4.3.7. Нахождение молекулярной формулы вещества....373
4.3.8. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного 387
4.3.9. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси 393

1. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояние атомов.

2. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов

3. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов

1.

1) Al 2) C 3) O 4) F 5) Cr

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне два неспаренных электрона

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения их атомного радиуса. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3.

2. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Р 2) S 3) Cl 4) Ne 5) Cu

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют один неспаренный электрон в основном состоянии. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке усиления их неметаллических свойств. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые не образуют бинарные соединения с водородом. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

3. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Ga 2) Cd 3) K 4) F 5) Ca

1. Определите, у атомов каких из указанных в ряду элементов все электроны спаренные. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения их электроотрицательности. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, образующих с кислородом бинарные соединения, в которых его степень окисления не равна -2.

4. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Р 2) C 3) O 4) V 5) N

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом два неспаренных электрона. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке увеличения их энергии сродства к электрону. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, для которых формула летучего водородного соединения ЭН 3 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

5. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) F 2) С 3) Ni 4) Cl 5) Br

1. Атомы каких элементов в основном состоянии имеют такое же число неспаренных электронов как атом германия в основном состоянии. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одной подгруппе. Расположите выбранные элементы в порядке увеличения их потенциала сродства к электрону. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые не проявляют высшую степень окисления, равную номеру группы. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

7. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Na 2) S 3) B 4) Cr 5) Si

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют столько же s-электронов, сколько их в ионе N 4+ . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке увеличения кислотных свойств оксидов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые могут образовывать оксиды с общей формулой Э 2 О 3 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

8. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Na 2) N 3) Si 4) P 5) C

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют в основном состоянии два неспаренных электрона. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания окислительной способности простых веществ, образованных этими элементами. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют низшую степень окисления равную -3. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

9. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Na 2) Н 3) F 4) Li 5) C

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов до завершения слоя не хватает одного электрона. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их атомного радиуса. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в соединениях проявляют только положительную степень окисления. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

10. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Na 2) K 3) F 4) Li 5) Cl

1. Определите, одновалентные ионы каких из указанных в ряду элементов имеют конфигурацию внешнего электронного слоя 2 s 2 2 p 6 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одной группе. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их электроотрицательности. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в соединениях проявляют отрицательную степень окисления. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

11. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Ba 2) Na 3) Fe 4) S 5) Si

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов содержат во внешнем слое два электрона. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания основности их высших оксидов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют степень окисления равную +4. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

12. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) S 2) Zn 3) O 4) Ba 5) Se

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов не содержат неспаренных электронов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одной группе. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания кислотности образуемых ими летучих водородных соединений. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые могут проявлять степень окисления +4. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

13. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

    S 2) P 3) Na 4) F 5) O

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 4 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2 . Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их электроотрицательности. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые не проявляют высшей степени окисления, равной номеру группы. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

14. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

    Si 2) P 3) Mg 4) F 5) Br

1 . Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии имеют одинаковое число неспаренных электронов

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания кислотных свойств их высших гидроксидов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые имеют одинаковою низшую степень окисления. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов

15. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Ca 2) C 3) N 4) O 5) Na

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют радиус больше чем у лития. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке увеличения их металлических свойств. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют постоянную степень окисления. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

16. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Se 2) O 3) K 4) Te 5) Cs

1. Определите, атомы каких из указанных элементов в ряду элементов имеют электронную форму внешнего энергетического уровня n s 1 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в главной подгруппе одной группы. Расположите выбранные элементы в порядке убывания электроотрицательности. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые могут проявлять высшую степень окисления +6. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

17. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Li 2) Se 3) K 4) S 5) Cs

1. n s 2 n p 3 n d 1 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, для которых разница между высшей и низшей ступенями окисления равна 8. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

18. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) N 2) S 3) P 4) Se 5) As

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в возбужденном состоянии имеют электронную формулу внешнего энергетического уровня n s 1 n p 3 n d 1 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в главной подгруппе одной группы. Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения электроотрицательности. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в соединениях с водородом проявляют валентность равную II . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

19. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Te 2) Be 3) Cs 4) Ba 5) Sr

1. Определите, катионы каких из указанных в ряду элементов имеют одинаковую конфигурацию внешнего энергетического уровня 5 s 2 6 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в главной подгруппе одной группы. Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения неметаллических свойств. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в гидроксидах, обладающих основными свойствами, проявляют степень окисления +2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

20. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Se 2) Ca 3) Br 4) Sr 5) Ba

1. Определите, анионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную формулу внешнего энергетического уровня 4 s 2 4 p 6 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в главной подгруппе одной группы. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания электроотрицательности. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в соединении с водородом проявляют свою низшую степень окисления. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

21. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Mg 2) Cl 3) S 4) Br 5) Ca

1. n s 2 n p 5 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке убывания электроотрицательности. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют в соединениях с металлами низшую степень окисления, равную -1. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

4. Изпредложенного перечня веществ выберите два соединения, в которых присутствует донорно-акцепторную связь.

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

22. Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) S 2) K 3) O 4) Te 5) Na

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную формулу внешнего энергетического уровня n s 1 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в главной подгруппе одной группы. Расположите выбранные элементы в порядке убывания атомного радиуса. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют высшую степень окисления, равную +6. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Задания С3 посвящены реакциям, подтверждающим взаимосвязь различных классов углеводородов и кислородосодержащих органических соединений. Они представляют собой цепочку из пяти стадий превращений органических веществ, и оцениваются в 5 первичных баллов. Рассмотрим примеры наиболее трудных цепочек 2004-2009 года (в скобках – успешность выполнения в процентах для учащихся Тюменской области, первая волна)

С3 (2004, 11%)

Ацетальдегид ® ацетат калия ® этановая кислота ® этилацетат ® ацетат кальция ® ацетон

То, что в этой цепочке даны не формулы, а названия веществ, тоже вероятно, привело к тому, что она оказалась самой сложной для учащихся. Перепишем:


CH 3 CHO ® CH 3 COOK ® CH 3 COOH ® CH 3 COOC 2 H 5 ® (CH 3 COO) 2 Ca ® (CH 3) 2 CO

Тип реакции может подсказать сравнение состава исходного и получаемого веществ. Так, для первого превращения видно, что необходимо окислить альдегид в щелочной среде, например:

CH 3 CHO + 2KMnO 4 + 3KOH ® CH 3 COOK + 2K 2 MnO 4 + 2H 2 O

Уравнения полуреакций для расстановки коэффициентов:

CH 3 CHO + 3OH – – 2ē = CH 3 COO – + 2H 2 O |1

MnO 4 – + ē = MnO 4 2– |2

Следующие две реакции не должны вызывать затруднений:

CH 3 COOK + HCl = CH 3 COOH + KCl

CH 3 COOH + C 2 H 5 OH CH 3 COOC 2 H 5 + H 2 O

Чтобы из эфира получить ацетат, надо провести его гидролиз в щелочной среде, причем в качестве щелочи взять гидроксид кальция:

2CH 3 COOC 2 H 5 + Ca(OH) 2 (CH 3 COO) 2 Ca + 2C 2 H 5 OH

Особую сложность могло вызвать последнее превращение, поскольку способы получения кетонов в базовом курсе химии обычно не рассматриваются. Для его осуществления проводят пиролиз (термическое разложение) ацетата кальция:

(CH 3 COO) 2 Ca (CH 3) 2 CO + CaCO 3


Наиболее сложными из заданий 2005 года оказались цепочки, включающие электролиз растворов солей, например:

С3 (2005, 8%) Приведите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения

Ацетат калия X 1 X 2 X 3 ®

X 4 X 5

Электролиз раствора ацетата калия:

K(-) (K +) – не восстанавливается, щелочной металл

2H 2 O + 2ē = H 2 ­ + 2OH – | 2

А(+) 2CH 3 COO – –2ē = CH 3 -CH 3 + 2CO 2 | 2

Суммарное уравнение:

2CH 3 COO – + 2H 2 O = H 2 ­ + 2OH – + CH 3 -CH 3 ­ + 2CO 2 ­

Или 2CH 3 COOK + 2H 2 O = H 2 ­ + 2KOH + CH 3 -CH 3 ­ + 2CO 2 ­

При нагревании этана в присутствии катализатора Ni, Pt, происходит дегидрирование, X 2 – этен: CH 3 -CH 3 ® CH 2 =CH 2 + H 2

Следующая стадия – гидратация этена:

CH 2 =CH 2 + H 2 O ® CH 3 -CH 2 OH; X 3 – этанол

Перманганат калия в кислой среде – сильный окислитель и окисляет спирты до карбоновых кислот, X 4 – уксусная кислота:

5C 2 H 5 OH + 4KMnO 4 + 6H 2 SO 4 = 5CH 3 COOH + 4MnSO 4 + 2K 2 SO 4 + 11H 2 O

Наконец, взаимодействие уксусной кислоты (X 4) и спирта (X 3) приведет к образованию сложного эфира, X 5 – этилацетат:

CH 3 COOH + C 2 H 5 OH = CH 3 COOC 2 H 5 + H 2 O

Сложность данной цепочки еще и в том, что если не знать первой реакции, понять о каких веществах идет речь в остальной ее части невозможно.


Рассмотрим еще ряд превращений, вызвавших затруднения школьников в ходе экзамена 2005 года.

Разложение щавелевой и муравьиной кислоты под действием концентрированной серной кислоты:

H 2 C 2 O 4 H 2 O + CO 2 + CO

HCOOH H 2 O + CO

Окисление альдегидов:

CH 3 CHO X

Здесь надо вспомнить материал неорганической химии, окислительные свойства брома. Альдегид окисляется до карбоновой кислоты, а поскольку реакция идет в присутствии NaOH, продуктом реакции будет соль:

CH 3 CHO + Br 2 + 3NaOH ® CH 3 COONa + 2NaBr + 2H 2 O

Окисление альдегидов аммиачным раствором оксида серебра.

HCHO X

В учебниках обычно пишется, что оно приводит к образованию карбоновых кислот. На самом деле, поскольку реакция идет в присутствии избытка аммиака образуются соответствующие аммонийные соли. В данном случае необходимо учесть, что муравьиная кислота и ее соли способны окисляться дальше, до солей угольной кислоты:

HCHO + 2Ag 2 O + 2NH 3 ® (NH 4) 2 CO 3 + 4Ag, или точнее:

HCHO + 4OH ® (NH 4) 2 CO 3 + 4Ag + 2H 2 O + 6NH 3

Для самостоятельного рассмотрения предлагаются цепочки превращений, вызывавшие наибольшие затруднения на экзамене. Приведите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

1. метилат калия X 1 ® бромметан X 2 X 3 этаналь
Здесь надо разобраться, что такое "метилат калия", но наиболее трудной оказалась последняя стадия, поскольку такая реакция не рассматривается в большинстве школьных учебников.

2. CH 3 CHO X 1 X 2 ® этилен ® CH 3 CHO X 3

3. калий ® этилат калия X 1 СН 2 =СН 2 X 2 Х 3

Дмитрий Иванович Менделеев открыл периодический закон, согласно которому свойства элементов и образуемых ими изменяются периодически. Данное открытие было графически отображено в таблице Менделеева. По таблице очень хорошо и наглядно видно, как свойства элементов изменяются по периоду, после чего повторяются в следующем периоде.

Для решения задания №2 ЕГЭ по химии нам всего лишь нужно понять и запомнить, какие свойства элементов в каких направлениях изменяются и как.

Всё это отображено на рисунке ниже.

Слева направо растут электроотрицательность, неметаллические свойства, высшие степени окисления и т.д. А металлические свойства и радиусы уменьшаются.

Сверху вниз наоборот: растут металлические свойства и радиусы атомов, а электроотрицательность падает. Высшая степень окисления, соответствующая количеству электронов на внешнем энергетическом уровне, в этом направлении не меняется.

Разберём на примерах.

Пример 1. В ряду элементов Na→Mg→Al→Si
А) уменьшаются радиусы атомов;
Б) уменьшается число протонов в ядрах атомов;
В) увеличивается число электронных слоёв в атомах;
Г) уменьшается высшая степень окисления атомов;

Если посмотреть в таблицу Менделеева, то мы увидим, что все элементы данного ряда находятся в одном периоде и перечислены в том порядке, как они стоят в таблице с лева направо. Что бы ответить на вопрос такого рода нужно просто знать несколько закономерностей изменений свойств в периодической таблице. Так слева направо по периоду металлические свойства падают, неметаллические растут, электроотрицательность растёт, энергия ионизации растёт, радиус атомов уменьшается. По группе сверху вниз металлические и восстановительные свойства растут, электроотрицательность падает, энергия ионизации уменьшается, радиус атомов растёт.

Если вы были внимательны, то уже поняли, что в данном случае уменьшаются радиусы атомов. Ответ А.

Пример 2. В порядке усиления окислительных свойств элементы расположены в ряду:
А. F→O→N
Б. I→Br→Cl
В. Cl→S→P
Г. F→Cl→Br

Как вы знаете, в периодической таблице Менделеева окислительные свойства растут слева направо по периоду и снизу вверх по группе. В варианте Б как раз приведены элементы одной группы в порядке снизу вверх. Значит Б подходит.

Пример 3. Валентность элементов в высшем оксиде увеличивается в ряду:
А. Cl→Br→I
Б. Cs→K→Li
В. Cl→S→P
Г. Al→C→N

В высших оксидах элементы проявляют свою высшую степень окисления, которая будет совпадать с валентностью. А высшая степень окисления растёт слева направо по таблице. Смотрим: в первом и втором вариантах нам даны элементы, находящиеся в одних группах, там высшая степень окисления и соответственно валентность в оксидах не меняется. Cl→S→P – расположены справа налево, то есть у них наоборот валентность в высшем оксиде будет падать. А вот в ряду Al→C→N элементы расположены слева – направо, валентность в высшем оксиде увеличивается у них. Ответ: Г

Пример 4. В ряду элементов S→Se→Te
А) увеличивается кислотность водородных соединений;
Б) увеличивается высшая степень окисления элементов;
В) увеличивается валентность элементов в водородных соединениях;
Г) уменьшается число электронов на внешнем уровне;

Сразу смотрим на расположение этих элементов в таблице Менделеева. Сера, селен и теллур находятся в одной группе, одной подгруппе. Приведены в порядке сверху вниз. Смотрим еще раз на диаграмму выше. Сверху вниз в периодической таблице растут металлические свойства, растут радиусы, падает электроотрицательность, энергия ионизации и неметаллические свойства, количество электронов на внешнем уровне не меняется. Вариант Г сразу исключаем. Если число внешних электронов не меняется, то валентные возможности и высшая степень окисления тоже не меняется, Б и В - исключаем.

Остаётся вариант А. Проверяем для порядка. По схеме Косселя сила безкислородных кислот возрастает с уменьшением степени окисления элемента и увеличением радиуса его иона. Степень окисления у всех трёх элементов одинаковая в водородных соединениях, а вот радиус сверху вниз растёт, значит и сила кислот растёт.
Ответ – А.

Пример 5. В порядке ослабления основных свойств оксиды расположены в ряду:
А. Na 2 O→K 2 O→Rb 2 O
Б. Na 2 O→MgO→Al 2 O 3
В. BeO→BaO→CaO
Г. SO 3 →P 2 O 5 →SiO 2

Основные свойства оксидов ослабевают синхронно с ослабление металлических свойств элементов их образующих. А Ме- свойства ослабевают слева направо или снизу вверх. Na, Mg и Al как раз располагаются слева направо. Ответ Б.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Загрузка...