domvpavlino.ru

Задание а5. Синтаксические нормы в ЕГЭ по русскому языку: разбираем задание А5. Протест героини, отстаивающий свои права, показан в этой постановке по-новому

Вариант 11.

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1). В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. 2). <…>, дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. 3). Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.

    В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины - это представители второй земной цивилизации.

    Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.

    Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями.

    Дельфины спасают своих раненых собратьев и выталкивают их из воды, чтобы те смогли дышать.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста?
Выпишите это слово.

    однако

    тем не менее

    бесспорно

    хотя

    наоборот

Ответ:__________________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
УМ, -а, муж.

    Способность мыслить, рассуждать и делать выводы. Иметь ум.

    Высокая степень интеллекта. Недюжинный ум.

    Интеллектуал, выдающийся мыслитель. Лучший ум отечественной науки.

Ответ:__________________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.

    сорвалА

    дозвОнится

    (белка) ловкА

    наделИт

    давнИшний

Ответ:__________________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

    Виды ЗАЩИТНОЙ окраски разнообразны и встречаются среди различных групп животных.

    Два ПЕСЧАНЫХ смерча высотой несколько метров пронеслись по пустыне Сахара.

    По сообщениям газет, запуск спутника связи состоялся, но был НЕУДАЧЛИВЫМ.

    Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля.

Ответ:__________________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    КОЛЫШЕТ

    квалифицированные ЛЕКТОРЫ

    ИХ мнение

    в ДВУХ ТЫСЯЧИ ЧЕТВЁРТОМ году

    ПЯТИСТАМ ученикам

Ответ:__________________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    ут..шение

    мет..орология

    предл..гать

    зам..рев

    к..ричневый

Ответ:__________________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    бе..жалостность, неи..бежный

    с..подчинение, сопр..частность

    пр..встать, пр..милый

    непр..взойдённый, пр..близить

    в..тревожиться, раз..чаровать

Ответ:__________________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    стел..шь

    завис..мый

    задерж..шься

    выгор..шь

    кле..шь

Ответ:__________________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    овлад..вающий

    циркони..вый

    выстра..вая

    быстр..нько

    сломл..нный

Ответ:__________________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Сидите смирно, а (не)то позову директора.

    (Не)взирая на привычку пренебрегать игрой на народных музыкальных инструментах, фрейлины с удивлением и интересом прислушались к звукам.

    Отнюдь (не)приятно было вспоминать всё, что Григорий пережил в последние месяцы.

    Валентин шёл, (не)смотря себе под ноги.

    В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.

Ответ:__________________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА)ПОДОБИЕ шпиля.

    (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.

    Блок ПРЕДПОЧЁЛ (БЫ), ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир - «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.

    (И)ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО)ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.

    (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

Ответ:__________________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

Ответ:__________________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

    И не видит и не слышит и не замечает ничего и сам с собою разговаривает!

    В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

    Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.

    Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.

    Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.

Ответ:__________________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.

Ответ:__________________________________.

17 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.

Ответ:__________________________________.

18 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично.

Ответ:__________________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

Ответ:__________________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (З)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (б)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён - всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) - современный прозаик.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов.

    Пётр решил, выбравшись из западни, двигаться вперёд несмотря ни на что, потому что не хотел запятнать позором бесславного возвращения славу русского воинства.

    Шведский король мечтал о реванше за поражение под Полтавой, поэтому настаивал на том, чтобы турки начали битву с войском Петра.

    Петр лучше всех понимал в каком драматическом положении оказалась русская армия.

    Великий визирь решил вступить в сражение с русскими полками, вчетверо превосходящими по численности турецкие войска.

    Пётр направил к визирю депешу с просьбой выпустить русские войска из окружения и выдать Карла XII.

Ответ:__________________________________.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными?
Укажите номера ответов.

    Предложение 6 текста содержит элемент описания.

    В предложениях 8–9 представлено повествование.

    В предложении 14 перечислены последовательно происходившие действия.

    В предложениях 22–23 представлено рассуждение.

    В предложениях 13–14 представлено рассуждение.

Ответ:__________________________________.

22. Из предложения 19 выпишите 2 любых синонима (синонимическую пару).

Ответ:__________________________________.

23. Среди предложений 10–16 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения.
Напишите номер этого предложения.

Ответ:__________________________________.

24. «Автор текста, показывая уверенность многих русских государственных деятелей в лёгкой победе над турками, использует троп – _____ («чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг» (в предложении 3). Тяжёлое положение русской армии изображается с помощью таких тропов, как _____ («страшный зной», «погребальную музыку») и _____ например, «будто призраки из преисподней» (в предложении 6). Приём – _____ «нельзя» (в предложении 8) - подчёркивает сложность описанной ситуации».

Список терминов:

    лексический повтор

    противопоставление

    книжные слова

    парцелляция

    сравнение

    эпитет

    диалектизм

    ирония

    риторический вопрос

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы на вопросы: Часть 1

Ответы указаны без пробелов по правилам заполнения бланков!

Вариант 11. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Нейробиологам в ходе экспериментов удалось выяснить, что во время сна в нервных клетках образуются новые межнейронные контакты, необходимые для запоминания информации. (2)Этим объясняется тот факт, что консолидация памяти - превращение кратковременной памяти в долговременную - наиболее активно происходит именно во сне, когда наша нервная система занимается сортировкой полученной днём информации, пока внешние сигналы не мешают. (3), чтобы запомнить прочитанный перед экзаменом учебник, нужно поспать, тогда информация, что называется, уляжется в голове, то есть перейдёт в долговременное хранилище.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Чтобы лучше подготовиться к экзаменам, нужно больше спать, а не заниматься сортировкой полученной в течение учебного года информации.

2) Нейробиологам в ходе экспериментов удалось выяснить, что консолидация памяти - превращение кратковременной памяти в долговременную - наиболее активно происходит именно во сне.

3) Консолидация памяти - превращение кратковременной памяти в долговременную - наиболее активно происходит во время сна, когда в нервных клетках образуются новые межнейронные контакты, необходимые для запоминания информации.

4) Сон лишь иная форма активности мозга, причём ночью наша нервная система трудится гораздо больше и эффективнее, ведь внешние сигналы не мешают ей сортировать полученную за день информацию.

5) Во время сна, когда в нервных клетках образуются новые межнейронные связи, наиболее активно происходит консолидация памяти - превращение кратковременной памяти в долговременную, что способствует запоминанию информации.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

Потому что

Дело в том, что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОНТАКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КОНТАКТ, а, м.

1) Соприкосновение, соединение (спец.). Электрический к. Тектонический к. (в земной коре).

2) Деловая связь, согласованность в действиях. Торгово-экономические контакты. Войти в к. с кем-н. Действовать в контакте с кем-н.

3) Непосредственное общение. К. с больным.

4) Деталь, обеспечивающая соприкосновение проводов электрической цепи (спец.). Припаять к.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бухгАлтеров

плодонОсить

надорвалАсь

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ встрече присутствовали политики дружественных стран.

Биологически активные вещества, содержащиеся в сельдерее, оказывают БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ влияние на обмен веществ в организме.

Стремясь к объективной оценке происходящего, педагог старался не выражать своего ЛИЧНОГО мнения.

Актриса, получившая награду, доказала, что вовсе не обязательно обладать ЭФФЕКТНОЙ внешностью.

Главное - не ошибиться, ВЫБИРАЯ свой жизненный путь.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ЯБЛОК

РАЗОЖЖЁМ костёр

рота СОЛДАТОВ

в ДВЕ тысячи одиннадцатом году

ДВУМЯСТАМИ экземплярами

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) По телеканалу «Культуре» показывают как старые, так и совершенно новые театральные постановки.

2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников.

3) Художники Эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.

4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки.

5) Человека, пожелающего увидеть новые страны, ждут незабываемые впечатления и удивительные открытия.

6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.

7) Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил.

9) Алексей был единственным ребёнком в семье, поэтому родители заботились и любили его настолько сильно, что любые попытки убедить их быть строже заканчивались неудачей.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

инт..ллектуальный

неисч..рпаемый

сов..щание

ут..шение

осл..пительный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

чере..чур, бе..шовный

п..добрал, р..зыграл

р..яный, под..езжая

пр..рвать, пр..людно

д..бавил, пр..дедушка

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

преодол..вать

лед..нить (душу)

раскашл..лся

предприимч..вый

черешн..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

ссор..щиеся (ребята)

стро..тся (новые дома)

кле..щий (карандаш)

(пчёлы больно) жал..т

стел..щийся (туман)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В. Г. Короленко пишет о людях, (НЕ)ПОКОРИВШИХСЯ судьбе, полных желания правды и свободы.

Он ехал, как ему казалось, всё время прямо, ничего (НЕ)ВИДЯ перед собой, кроме головы лошади.

Но по природе отец будущего писателя был далеко (НЕ)ЗЛЫМ человеком.

Эта (НЕ)ОКОНЧЕННАЯ картина ознаменовала возвращение Врубеля к теме, волновавшей его всю жизнь.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Выйдя из дома, мы (В)НАЧАЛЕ следуем по просёлочной дороге, а (ЗА)ТЕМ по асфальтированному шоссе.

Пока дорога шла близ болот, (В)ВИДУ соснового леса, мы (ЗА)ЧАСТУЮ вспугивали целые выводки уток, приютившихся здесь.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего пути мы ТО(ЖЕ) делали продолжительные остановки у воды, несмотря на громадную потерю времени.

Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей и деревень всё ТАК(ЖЕ) не было.

Напрасно всматривались мы (В)ДАЛЬ горизонта: (НА)ВСТРЕЧУ нам поднимался туман.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Просторная терраса дачи была очень ярко освеще(1)а лампой и четырьмя стари(2)ыми канделябрами, расставле(3)ыми на дли(4)ом чайном столе.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Лес замолкает и в зареве пылающего костра он кажется волшебно-призрачным.

2) А. С. Пушкин не боялся разговорных слов и выражений и смело вводил их в поэзию.

3) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий но и в области быта и уклада.

4) Работа его успокаивала проясняла голову и за работой незаметно прошло два часа.

5) В нашей поэзии есть и раздумье и грусть и горечь разлук и печаль неосуществлённых встреч.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В. Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «лирическим» пейзажем.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Название «Коломна» (1) по мнению некоторых исследователей (2) восходит к финскому слову. До прихода славян на данной территории жили финские племена, они-то (3) вероятно (4) и оставили это название.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Провинциальный музей (1) экспозицию (2) которого (3) можно назвать памятником художнику (4) обладает одним из самых богатых собраний работ знаменитого пейзажиста.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дарья Александровна попробовала было играть (1) но долго не могла понять игры (2) а (3) когда поняла (4) то так устала (5) что села с княжной Варварой (6) и только смотрела на играющих.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Надменное высокомерие и презрение к людям своего племени сделали героя рассказа Горького изгоем.

Прочитайте текст и выполните задания2 1 – 26

(1)Я проснулся глубокой ночью от неистового бега, грохота колёс, от скрипа полок, от дребезжания полуоткрытой двери купе: над головой ходили пронзительные сквознячки.

(2)В коридоре и купе было темно - я долго лежал с открытыми глазами, угадывая в потёмках чёрный квадрат окна, за которым всё было непроницаемо, по-ночному глухо, и невозможно было понять, степь или леса шли в этой бесконечной, тайной, непостижимой, как мрак, Вселенной.

(3)Потом в заоконной бездне неба вспыхнула запредельным огнём, замерцала синяя одинокая звезда.

(4)Поезд по-прежнему мчался, не сбавляя набранной скорости, затерянный в тёмных осенних пространствах, без земных огней, невидимый с немыслимой высоты этой звезды, горевшей среди ледяных космических пустынь, отъединённых от Земли многомиллионными расстояниями.

(5)В высокомерной своей недосягаемости звезда плыла рядом с вагоном, ярко, космато шевелила щупальцами лучей во мраке мироздания, проникая сквозь его холод, и я неотрывно смотрел на неё с чувством восторга и страха перед неразгаданностью каких-то существующих вне разума законов, которые для чего-то беспощадно уплотняли вечность в миг и миг растягивали в вечность. (6)«Значит, вечность - это жизнь, миг - это разрушение?..»

(7)Представьте, мне стало страшно оттого, что всё бессильно перед этими законами: жизнь, любовь, искусство, сама Земля, этот обжитой уютный островок в беспредельном угрожающем океане неизвестности...

(8)И я представил нашу Землю, какой она может видеться с высоты этой равнодушной осенней звезды, - маленькую, голубоватую пылинку, этот воздушный кораблик, мчащийся сквозь толщи фиолетового холода, звёздного света, сквозь метеоритные, сверкающие туманы, представил его хрупкость, его слабость, его ограниченные запасы воды и продовольствия - и ужаснулся при мысли о беспомощности его перед Вселенной.

(9)Если бы каждый из команды на этом кораблике осознал, что впереди смертельный риф и в столкновении с ним бесследно исчезнет, рассыплется в ничто прекрасная его плоть, состоящая из лесов, рек, океанов, дождей, закатов, зелени травы, красивейших городов, памятников, соборов, машин, книг, полотен живописцев, - всё то, что создано гениями человеческой мысли и человеческими руками, если бы каждый хоть на минуту задумался о скоротечном веке Земли, люди не расшатывали бы свой корабль с борта на борт, не пробивали бы дыры в его днище, не полосовали бы ножами злобы и ненависти надутые паруса.

(10)Неужели никогда люди не поймут, что Земля должна быть их чистым, светлым белопарусным кораблём, путь которого, к сожалению, не бесконечен?

(11)Не задумываясь об этом, люди порой утрачивают главное - смысл неповторимости жизни, и тут наступает безжалостное Земли и человека.

(12)Тогда наша крошечная планета становится лишь средством для достижения современных удобств и удовольствий.

(13)Да, человек не только мучит, терзает, истязает плоть Земли разрывами снарядов и многотонных бомб с той поры, как начались войны, но и превращает свой дом в мусорный ящик, в грязную свалку использованных и уже ненужных предметов, в кладбище машин, транзисторов, бутылок, консервных банок. (14)Человек душит, отравляет Землю химическими отбросами, как будто в неистовости алчного обогащения торопится погубить и её, и себя.

(15)Ведь Земля - это живое тело со своим ритмом, дыханием, пульсом кровообращения, и естественный ток крови в ней остановить - смертельно. (16)Несомненно, люди понимают, вернее, чувствуют надвигающуюся опасность и в то же время уповают на туманное «потом», в котором может ничего и не случиться с прекраснейшим из миров.

(17)Но всё имеет свои начала и свои концы.

(По Ю. В. Бондареву)

21. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в предложении 11? Выпишите это слово.

осознание

содружество

отчуждение

раскаяние

использование

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 8 представлено повествование.

2) В предложении 9 содержится рассуждение.

3) В предложении 10 представлено описание.

4) Предложение 12 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 11.

5) В предложении 15 представлено повествование.

23. Из предложений 14-16 выпишите синоним к словам «жадный», «корыстный».

24. Среди предложений 2-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи вводного слова и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Язык Ю. В. Бондарева очень образный, о чём свидетельствуют использованные в тексте тропы: (А)___("как мрак" в предложении 2, "вспыхнула запредельным огнём" в предложении 3) и (Б)___(предложение 9). Взволнованную интонацию автора передают лексические средства, в частности (В)___ ("вечность" - "миг" в предложении 6, "начала" - "концы" в предложении 17), а также приём - (Г)___("мучит, терзает, истязает" в предложении 13)».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) парцелляция

3) развёрнутая метафора

4) разговорная и просторечная лексика

5) антонимы

6) сравнение

7) синтаксический параллелизм

8) риторическое восклицание

9) градация

Вариант 11

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

вначалезатем

234 или любая комбинация
этих цифр

плодоносить

благотворное

1234 или любая комбинация
этих цифр

1245 или любая комбинация
этих цифр

интеллектуальный

надменное

чересчурбесшовный

отчуждение

предприимчивый

стелющийся

алчного или алчный

неоконченная

Проблема

1. Проблема преодоления отчуждения человека от Земли. (Как избежать отчуждения человека от Земли?)

2. Проблема негативного влияния деятельности человека на жизнь Земли. (В чём проявляется негативное влияние деятельности человека на жизнь планеты?)

1. Чтобы избежать отчуждения человека от Земли, людям нужно помнить о том, что Земля - это живой организм и век Земли скоротечен, что нельзя утрачивать смысл неповторимости жизни.

2. Человек своей деятельностью губит Землю, загрязняя её, раня её плоть взрывами, при этом надеясь на то, что ничего с планетой не случится.

Сочинение на тему: Я проснулся глубокой ночью от неистового бега, грохота колес, от скрипа полок

Образец и пример сочинения № 1

Часто ли мы задумываемся о том, что наша Земля – всего лишь «маленькая голубоватая пылинка» в бескрайних просторах Вселенной? Всегда ли осознаем, что ее существование определено не поддающимися человеческому разуму законами, перед которыми человек бессилен, но мы своими действиями «торопимся погубить» удивительнейшую из планет?

Поймут ли когда-нибудь люди, что стремление превратить Землю в «средство для достижения современных удобств и удовольствий» приближает к опасности, ставит под угрозу само существование прекраснейшего из миров? Этот важный вопрос волнует писателя Ю.В. Бондарева.

Над данной проблемой, автор предлагает нам представить нашу крошечную планету беспомощным воздушным корабликом, который «мчится сквозь толщи фиолетового холода, звездного света, сквозь метеоритные, сверкающие туманы». Если на его пути случайно встретится «смертельный риф», столкнувшись с ним, «хрупкий, слабый кораблик» погибнет… А люди, не задумываясь о «скоротечном веке Земли», «расшатывают свой корабль,… полосуют ножами злобы и ненависти надутые паруса».

С авторской позицией невозможно не согласиться. Действительно, человек не только превращает свой общий дом в «мусорный ящик», но и беспощадно губит его. Желающих безбедно жить, ни в чем себе не отказывать людей не волнует судьба этого дома, их не интересует, что останется в наследство будущим поколениям.

Человек, как жадный Игнатьич, герой новеллы В.П. Астафьева «Царь-рыба», и похожий на «доисторического ящера», поразительных размеров осетр, находится «на одной ловушке» с Землей, которая не спешит губить его и терпеливо предоставляет новые шансы на искупление огромной вины перед ней. Земля – «живое тело со своим ритмом, дыханием, пульсом кровообращения». Безответственная деятельность человека наносит ему серьезный вред.

Автор отмечает, что люди «чувствуют надвигающуюся опасность», но надеются на «потом». Забывая о печальных последствиях, они безжалостно вырубают леса, отравляют воздух, бассейны рек, озер и морей. В неутолимой жажде обогащения и всевластия придумывают и испытывают новое оружие, представляющее большую угрозу не только для человеческой жизни, но и для существования нашей планеты.

Результатом бездумного, хищнического отношения к жизни и природе можно считать многочисленные экологические катастрофы: огромной разрушительной силы торнадо, страшные землетрясения, наводнения, пожары. Эти природные явления постепенно становятся «привычными» для нас, а не только жуткими сюжетами кинофильмов.
Планеты, подобной нашей Земле, такого «обжитого, уютного островка», возникшего в «угрожающем океане неизвестности», в просторах огромной Вселенной не существует. Нужно обходиться с ней так, чтобы она всегда была «чистым, светлым белопарусным кораблем», на пути которого бесконечно долго не встречались опасные рифы.

В заключение хочется вспомнить героя известной сказки А. де Сент-Экзюпери Маленького принца, жившего по установленному им «твердому правилу»: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Как же сейчас необходимо всем жителям нашей планеты выучить наизусть и неукоснительно следовать этому простому, но такому важному правилу!

Образец и пример краткого сочинения № 2 на тему: Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит. Как написать мини сочинение с планом

В предложенном для анализа тексте Ю.В.Бондарев поднимает важную проблему негативного влияния человека на Землю. Автор раскрывает этот вопрос на примере собственных рассуждений о роли человека в развитии Земли. Писатель отмечает, что «люди никак не поймут, что Земля должна быть их чистым, светлым, белопарусным кораблем». Ю.В.Бондарев обращает наше внимание на то, что при безжалостном отчуждении человека и Земли «планета становится лишь средством для достижения современных удобств и удовольствий».

По словам писателя, «человек душит, отравляет Землю химическими отбросами, как будто в неистовости алчного обогащения торопится погубить и ее, и себя» Авторская позиция предельно ясна. Ю.В.Бондарев убеждает нас в том, что человек сам несет ответственность за сохранение жизни на Земле, и он не должен использовать ее только для достижения собственных целей.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, человечество должно нести ответственность за собственные поступки, неизбежно влияющие на Землю. Мы должны заботиться о родной планете всеми возможными способами. Докажу правдивость своих слов на примерах из художественной литературы. Так, в произведении Распутина «Прощание с Матерой» люди затопили деревню ради постройки дамбы. Это в огромной степени повлияло на флору и фауну в этом регионе, погубило поля и леса.

А в произведении Астафьева «Царь-рыба» показано потребительское отношение Игнатьича к данным ему ресурсам. Лишь в конце произведения он осознает то, насколько губительна была его деятельность для природы и понял, что природу необходимо защищать. Таким образом, мы еще раз убеждаемся в важности поднятой автором проблемы. Человечество обязан опомогать Земле, так как это наш дом, от которого мы все зависим.

Образец и пример краткого сочинения № 3 на тему: Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит. Аргументы из литературы. Проблема текста

Глубокой ночью во время поездки в поезде герой отрывка видит удивительную звезду, которая глядит в окно. И это зрелище наводит его на размышления о Земле, которая тоже летит в пространстве многие тысячи лет. Именно Земле, её будущему и ее настоящему, посвящён текст. Автор ставит проблему существования и благоденствия планеты в будущем. Земля кажется писателю маленькой голубоватой пылинкой, воздушным корабликом (об этом он говорит в предложении 8). Далее автор развивает свою мысль и представляет себе, что все люди, какие есть на Земле, — это команда корабля. Но мира среди корабельщиков нет — они всё время ссорятся и портят корабль, на котором плывут, не осознавая, что вот-вот могут оказаться в бездне небытия. Автор останавливается на этом в предложениях 13-14. Он рисует пугающую картину разрушения, захламления Земли, обвиняет людей в алчности, в неистовстве.

Разумеется, я разделяю точку зрения автора. Действительно, экологическая проблема стоит сейчас очень остро. Мы часто не задумываемся о будущем, ослепленные желанием получить что-то в настоящем. Кроме того, каждый из нас думает, что от него ничего не зависит: все загрязняют, все бросают, все напрасно льют в воду, бессмысленно жгут электричество. Если я один перестану, неужели это что-то изменит?

Над этим вопросом задумывались русские писатели. В рассказе Евгения Носова «Кукла» один из героев, ветеран войны Акимыч, делает свое небольшое дело. Он хоронит изуродованного куклу. «Всего не закопаешь,» — говорит Акимыч, намекая на то, что все безобразия, которые совершили люди, невозможно спрятать или исправить. Люди загрязняли реку, изуродовали ее: теперь там нет рыбы, а сам водоем стал отвратительным, вонючим болотом. Акимыч не может это исправить, но он делает хотя бы то, что может. И мир делается чуть-чуть чище. Если каждый из нас будет делать то, что он может, будет уже гораздо лучше.

В книге Виктора Астафьева «Затеси» есть отрывок, в котором говорится о молодых людях, поселившихся в глухом месте. Когда они видят росточек лиственницы, они ставят над ним несколько жердочек, чтобы ни человек, ни зверь не затоптали «лесного младенца», не погубили его. Может быть, благодаря этим людям в том месте скоро будет больше деревьев, больше красоты, кислорода.

Каждый из нас может внести свой вклад в защиту окружающей среды: не бросать полиэтиленовые пакеты, не использовать понапрасну электричество, не лить воду, сажать деревья и не позволять никому бросать на землю мусор, убирать за собой. Тогда мир станет немного чище, а будущее земли — не таким предсказуемо ужасным.

Образец и пример краткого сочинения № 4 на тему: Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

Зачастую, бросая окурок на асфальт, заправляя свой автомобиль бензином, выкидывая батарейки в мешок с отходами, мы даже не задумываемся над тем, к чему в последствии это может привести. Больше 7 миллиардов человек руководствуется логикой «от одного раза ничего не будет», но действительно ли все так просто? Об экологической проблеме ответственности человека за сохранение жизни на земле предлагает нам задуматься в своем тексте Ю.В. Бондарев. Рассуждения автора упираются в мысль о беспомощности нашей планеты в масштабах Вселенной.

Герой текста отмечает, что в его представлении Земля – это «обжитой уютный островок в беспредельном угрожающем океане неизвестности», и люди на нем по сути своей гости, а ведут они себя как полноправные хозяева, «расшатывающие корабль с борта на борт». Лирический герой подводит читателя к мысли о том, что, вопреки всем мнениям, наша планета – это хрупкий организм, «со своим ритмом, дыханием, пульсом кровообращения», такой же уязвимый, как, например, ребенок, нуждающийся в поддержке и понимании. Нельзя не понять позицию Ю.В. Бондарева: он считает, что человек несет ответственность за сохранение жизни на родной планете. Земля – крошечный и уязвимый организм с ограниченными запасами еды и продовольствия, и он не может и не должен использоваться человеком в целях получения удовольствия и достижения удобств. Конечно, писатель полностью прав. Я тоже считаю, что мнение людей о том, что Земля – это самовосстанавливающийся шар с бесконечными ресурсами, является невероятно глупым и антиутопичным суждением. Каждый из нас в ответе за собственные поступки и за жизнь на планете в целом.

В наш век существует множество проектов, выступающих за сохранение экологии на Земле, однако они, к сожалению, уже несут спасительный характер. И если каждый продолжит бездумно использовать данные ему ресурсы, гибель всего живого на Земле приблизится еще быстрее, чем мы думаем. Мало кто задумывается о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском атомных бомб и танков, она обязательно отомстит тому, кто возомнит себя хозяином всего живого на земле.

Так, например, в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» автор описывает потребительское отношение Игнатьича к тем ресурсам, которые были ему даны: он до последнего занимался браконьерством, пока однажды не встретился с «царь-рыбой», сумевшей вовремя указать герою на его смертность. Перед лицом надвигающейся гибели герой повести вспоминает всю прожитую жизнь, этапы собственного грехопадения — и приходит к раскаянию. Игнатьич вдруг осознал, насколько губительна его деятельность для всего живого на земле, и понял, что в его праве лишь помогать природе, но никак не использовать её в своих целях, тем более так бездумно. В.Г. Распутин утверждал: «Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении».

В своей повести «Прощание с Матерой» автор раскрывает очередной пример потребительского отношения к природе. Группа людей, решившая строить электростанцию на реке, предпринимает до жути губительные меры. В круг их действий попадает затопление всего острова, со всем нажитом людьми имуществом, флорой и фауной. И тут автор затрагивает не только проблему привязанности к малой родине, ведь тот факт, что коренных жителей Матеры переселяют на совершенно чужую землю – это полбеды. Самой главной проблемой является то, насколько губительной во всех отношениях является деятельность современного человека по отношению к природе.

Поля с обильными урожаями, животные, птицы и растения – все это подлежало уничтожению ради пустой цели, и там, где затоплен целый остров, там же может быть уничтожена вся планета, с такой же «масштабной» целью. Природа и человек – должны тесно взаимодействовать и помогать друг другу, быть друзьями, но никак не врагами. И наступление века «высоких технологий», века покорения космоса должно лишь помогать людям изобретать новые способы безвредного нахождения на Земле, но пока что, к сожалению, об этом задумываются лишь единицы.

Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ

(1)Я проснулся глубокой ночью от неистового бега, грохота колёс, от скрипа полок, от дребезжания полуоткрытой двери купе - над головой ходили пронзительные сквознячки.

(2)В коридоре и купе было темно: я долго лежал с открытыми глазами, угадывая в потёмках чёрный квадрат окна, за которым всё было непроницаемо, по-ночному глухо, и невозможно было понять, степь или леса шли в этой бесконечной, тайной, непостижимой, как мрак, Вселенной.

(3)Потом в заоконной бездне неба вспыхнула запредельным огнём, замерцала синяя одинокая звезда.

(4)Поезд по-прежнему мчался, не сбавляя набранной скорости, затерянный в тёмных осенних пространствах, без земных огней, невидимый с немыслимой высоты этой звезды, горевшей среди ледяных космических пустынь, отъединённых от Земли многомиллионными расстояниями.

(5)В высокомерной своей недосягаемости звезда плыла рядом с вагоном, ярко, космато шевелила щупальцами лучей во мраке мироздания, проникая сквозь его холод, и я неотрывно смотрел на неё с чувством восторга и страха перед неразгаданностью каких-то существующих вне разума законов, которые для чего-то беспощадно уплотняли вечность в миг и миг растягивали в вечность. (6)«3начит, вечность - это жизнь, миг - это разрушение?..»

(7)Представьте, мне стало страшно оттого, что все бессильно перед этими законами: жизнь, любовь, искусство, сама Землю, этот обжитой уютный островок в беспредельном угрожающем океане неизвестности…

(8)И я представил нашу Землю, какой она может видеться с высоты этой равнодушной осенней звезды, маленькую, голубоватую пылинку, этот воздушный кораблик, мчащийся сквозь толщи фиолетового холода, звёздного света, сквозь метеоритные, сверкающие туманы, представил его хрупкость, его слабость, его ограниченные запасы воды и продовольствия - и ужаснулся при мысли о беспомощности его во Вселенной.

(9)Если бы каждый из команды на этом кораблике осознал, что впереди смертельный риф и в столкновении с ним бесследно исчезнет, рассыплется в ничто прекрасная его плоть, состоящая из лесов, рек, океанов, дождей, закатов, зелени травы, красивейших городов, памятников, соборов, машин, книг, полотен живописцев, всё то, что создано гениями человеческой мысли и человеческими руками, если бы каждый хотя на минуту задумался о скоротечном веке Земли, люди не расшатывали бы свой корабль с борта на борт, не пробивали бы дыры в его днище дьявольскими силами расщеплённой природы, не полосовали бы ножами злобы и ненависти с одержимостью самоубийц надутые паруса.

(10) Неужели никогда люди не поймут, что Земля должна быть их чистым, светлым белопарусным кораблём, путь которого, к сожалению, не бесконечен? (11)Не задумываясь об этом, люди порой утрачивают главное – смысл неповторимости жизни, и тут наступает безжалостное Земли и человека. (12) Тогда наша крошечная планета становится лишь средством для достижения современных удобств и удовольствий.

(13)Да, человек не только мучает, терзает и ранит плоть Земли разрывами снарядов и многотонных бомб с той поры, как начались войны, но он превращает свой дом в мусорный ящик, в грязную свалку использованных и уже ненужных предметов, в кладбище машин, транзисторов, бутылок, консервных банок. (14) Человек душит, отравляет Землю химическими отбросами, как будто в неистовости алчного обогащения торопится убить и её и себя.

(15)Ведь Земля - это живое тело со своим ритмом, дыханием, пульсом кровообращения, и естественный ток крови в ней остановить - смертельно. (16)Несомненно, люди понимают, вернее, чувствуют надвигающуюся опасность и в то же время уповают на туманное «потом», в котором может ничего и не случиться с прекраснейшим из миров.

(17)Но всё имеет начала и концы.

(По Ю. Бондареву *)

Как делать задание А5 в егэ по русскому языку:

Задание ЕГЭ А5 по русскому языку – это Грамматика.

Обычно в таких заданиях, дается предложение с грамматической ошибкой, и эту ошибку нужно найти.

Что нужно запомнить:
1.Причастный оборот не согласовывается с определяемым словом.

2.Не согласуется, если главное предложение находится внутри придаточного.
Техника:убрать придаточное.

3.Запомнить таки словосочетания, как:
Заплатить за проезд, но оплатить проезд

4.В названии произведений(Приведу примеры):
В войне и мире раскрыты проблемы – ВЕРНО
В романе «Войне и Мире» раскрыты проблемы – НЕ ВЕРНО.
В романе «Война и мир» – ВЕРНО.

5.Составное глагольное сказуемое
Нежели, чем – тафтология

6.Тафтология – «Масло маслянное».

7.Не согласуются производные предлоги.

8.Нельзя использовать две степени сравнения одновременно.

9.Количественное числительное – склоняется каждое слово.
Порядковое числительное – склоняется только последнее.
Лексические ошибки

1. Употребление паронимов(слов, сходных по звучанию, но различных по смыслу)
Пример: Он безропотно переносил все тяжести жизни.(Надо тяготы жизни)

2. Употребление лишних слов(плеоназм).
Пример: Базаров несколько резковат.
(Слово «несколько» определяет степень признака, которая выражена в слове «резковат» с суффиксом -оват).

3. Сочетание слов, в которых значение одного слова дублирует значение второго.
Пример: Темный мрак, приближались все ближе, помнили и не забывали, брань и ругательства.

4. Ошибки в употреблении фразеологизмов.
Пример: От малого до великого (надо – от мала до велика), откладвыать в длинный ящик (надо долгий).

5.Ошибки в употреблении падежных окончаний.
Пример: Шофера(надо – шоферы), нет время (надо – нет времени).

6. Ошибки в образовании форм прилагательных.
Пример: Самая наилучшая (надо – самая лучшая, или просто наилучшая), наиболее важнейшая (Надо важнейшая или самая важная).

7. Ошибки в употреблении местоимений.
Пример: ихняя (надо -их), к ему в дом (к нему), у скольки человек (у скольких).

8. Ошибки при склонении числительных. Количетвенные изменяются все, порядковые – последнее слово.
Пример: Нет двухсот пятидесяти шести рублей, но в тысяча девятьсот пятьдесят третьем.

Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро и,т,д, согласуются с существительными мужского рода (двое друзей), с сущ. м.+ ж.р. (их было двое, мужчина и женщина)

9. Ошибки в употреблении форм глагола.
Пример: Игрались в лесу (играли), смотрели кино и думаем о дискотеке (думали).

10. Ошибки согласования в числе.
Пример: Крестьянство выступали (выступало), меньшинство следили (следило).

11. ОДнородные сказуемые требуют различных форм управляемого слова.
Пример: Он хотел вникнуть и познать все тайны Вселенной. (Вникнуть все тайны?).

12. Ошибки в приложениях.
Пример: В романе «Войне и мире» (в романе «Война и мир», в «Войне и мире»)

13.Ошибки в причастном обороте.
Пример: По дорогам, ведущих к селу (каким? – ведущим).

14. Ошибки в с/п предложениях.
Пример: Все, кто пришел в музей, знал об Островском. (Все зналИ)

Единый госэкзамен по русскому языку содержит в первом блоке заданий вопрос, формулировка которого большинству выпускников не совсем понятна. Тестируемый должен определить, в каком из предложений допущена грамматическая ошибка, а именно нарушены синтаксические нормы. В ряде случаев ответ очевиден, и выпускник интуитивно выбирает ответ, опираясь на «бессознательное» знание языка. Тяжелее всего тем из ребят, для которых язык не является родным, и к его изучению они приступили позже остальных.

Около 20% тестируемых с этим заданием, так или иначе, не справляются. Итак, чтобы обезопасить себя от этой ошибки в самом лёгком блоке ЕГЭ - части А, нужно определиться с тем, что собой представляют синтаксические нормы. А для этого необходимо сначала вспомнить более широкое базовое определение.

Что такое синтаксис и при чём здесь языковые нормы?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо отвлечься на структуру самого языка. Она больше всего напоминает многослойный пирог. В нём несколько пластов - разделов, знания которых должны плотно прилегать друг к другу в голове ученика, чтобы он увидел общую картину. Именно поэтому уже с 5 класса изучение предмета происходит поэтапно. До седьмого класса, как правило, ребята знакомятся с морфологией - разделом о частях речи. В старших классах более углубленно изучается синтаксис. Естественно, что другие разделы (фонетику, лексику, стилистику и т.д.) вниманием обойти нельзя. Но без знания этих двух «китов» - морфологии и синтаксиса, понять грамматику невозможно.

Законы, согласно которым сочетаются слова в осмысленные языковые отрезки, рассматриваются в синтаксисе. Предложения и словосочетания не появляются, если единицы, из которых они состоят, набросать в произвольном порядке. Для того чтобы выразить некую мысль мы все неосознанно пользуемся определёнными языковыми законами. Каждый из нас, ещё будучи дошкольником, освоил основную часть таких правил. Например, что действующее лицо в предложении чаще всего обозначено словом в именительном падеже. Задолго до того, как ребёнку объяснят, что такое склонение, он уже активно им пользуется: «Мама, купи мне игрушку!» Он, естественно, не понимает, что употребил слово «игрушку» в косвенном падеже. Происходит это потому, что речь и её нормы копируются малышом из разговоров окружающих. А тем не менее, как только ребёнок построил своё первое предложение, он стал использовать синтаксические нормы. Это как раз те самые законы, которые строго регламентируют правила построения предложений, а также словосочетаний.

Самые «незаметные» ошибки в задании А5

Список всех законов сочетаемости слов в предложениях в рамках одной статьи уместить достаточно трудно. Но давайте рассмотрим наиболее трудные случаи. Начнём с таких понятий, как согласование и управление. В тестах ЕГЭ по русскому языку многие не видят ошибку в подобном варианте:

  • Андрей весь вечер ждал и звонил своей подруге.

В этом примере нарушены синтаксические нормы, связанные с управлением. Первое из однородных сказуемых «ждал» не подходит к слову «подруге». Согласно языковой норме, оба глагола в этом случае должны управлять им. Если этого не происходит, то необходимо перестроить фразу так, чтобы каждое сказуемое сочеталось со словом в подходящем падеже. В этом нам помогают местоимения:

  • Андрей весь вечер ждал подругу и звонил ей.

Ещё один тяжёлый случай управления - это правильное употребление предлогов. Некоторые из них, особенно производные (благодаря, вопреки, согласно и проч.) уместно использовать только со словами в дательном падеже. Другие, например «в течение», «в продолжение», «в заключение», сочетаются только с Р.п. Форму предлога «по приезде» вообще нужно запомнить. Несколько экзотичная для современной разговорной практики форма является единственно верной. Умело прячутся грамматические ошибки в таких предложениях:

  • Все, кто могли, ушли домой.
  • Те, кто любят читать, обладают хорошим воображением.

В этих сложноподчинённых предложениях слово «кто» сочетается с глаголом во множественном числе. Но синтаксические нормы русского языка указывают нам, что в данном случае необходим глагол в ед.ч. В рейтинг самых «незаметных» ошибок входит неверное сочетание глагола и существительного. Такие случаи многочисленны. Но наиболее частотны такие варианты:

  • Трудно отличать части речи у слов, которые пишутся одинаково.
  • Мария сказала, что будет скучать по нам.

В первом случае глагол «отличать» требует конструкции «что от чего». Во втором - форма местоимения «нам» с глаголом «скучать» употреблена некорректно. Правильно: скучать по нас. Естественно, что далеко не все синтаксические нормы требуют тщательного изучения. Но обратить на них внимание и повторить основные из них при подготовке к экзамену - дело совершенно нелишнее.

Загрузка...