domvpavlino.ru

Зигмунд фрейд - биография, информация, личная жизнь. Зигмунд Фрейд: биография и трудовая деятельность

  • "Будущее одной иллюзии", 1927 г.
  • "Цивилизация и недовольные ею", 1930 г.
  • "Очерк психологии", 1940 г. - незакончен
  • "Ребенка бьют: к вопросу о происхождении сексуальных извращений"
  • Основная особенность Фрейда заключается в том, что он имеет смелость додумывать всякую мысль до конца, доводить всякое положение до последних и крайних выводов. В этом трудном и страшном деле у него не всегда находились спутники, и многие покидали его сейчас же за исходным пунктом и сворачивали в сторону. Этот максимализм мысли послужил причиной того, что и на вершине подъема научного интереса к психоанализу Фрейд как мыслитель остался, в сущности, в одиночестве. Книга "По ту сторону принципа удовольствия" (1920) принадлежит к числу таких именно одиноких работ Фрейда. Даже правоверные психоаналитики иной раз находят возможным обойти эту работу молчанием; что же касается более постороннего круга читателей, то здесь приходится столкнуться - и за границей, и в России - с настоящим предубеждением, которое необходимо разъяснить и рассеять.

    Книга эта приводит к таким ошеломляющим и неожиданным выводам, которые стоят, на первый взгляд, в коренном противоречии со всем тем, что все мы привыкли считать за незыблемую научную истину. Больше того: она противоречит основным положениям, выдвинутым в свое время самим же Фрейдом. Здесь Фрейдом брошен вызов не только общему мнению, но взято под сомнение утверждение, лежащее в основе всех психоаналитических объяснений самого же автора. Бесстрашие мысли в этой книге достигает апогея.

    Основными объяснительными принципами всех биологических наук мы привыкли считать принцип самосохранения живого организма и принцип приспособления его к условиям той среды, в которой ему приходится жить. Стремление к сохранению жизни своей и своего рода и стремление к возможно более полному и безболезненному приспособлению к среде являются главными движущими силами всего органического развития. В полном согласии с этими предпосылками традиционной биологии, Фрейд в свое время выдвинул положение о двух принципах психической деятельности. Высшую тенденцию, которой подчиняются психические процессы, Фрейд назвал принципом удовольствия. Стремление к удовольствию и отвращение от неудовольствия, однако, не безраздельно и не исключительно направляют психическую жизнь. Необходимость приспособления вызывает потребность в точном осознании внешнего мира; этим вводится новый принцип душевной деятельности - принцип реальности, который диктует подчас отказ от удовольствия во имя "более надежного, хотя и отсроченного".

    Первоначальнее принципа удовольствия, по мысли Фрейда, следует считать, как это ни парадоксально звучит, принцип влечения к смерти, который является основным, первоначальным и всеобщим принципом органической жизни. Следует различать два рода влечений. Один, как более доступный наблюдению, давно подвергся изучению - это эрос в широком смысле, сексуальное влечение, включающее в себя не только половое влечение во всем его многообразии, но и весь инстинкт самосохранения; это - влечение к жизни. Другой род влечений, типическим примером которых следует считать садизм, может быть обозначен как влечение к смерти. Задачей этого влечения является, как говорит Фрейд в другой книге, "возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние", т. е. его цель - "восстановить состояние, нарушенное возникновением жизни", вернуть жизнь к неорганическому существованию материи. При этом все положительные жизнеохранителъные тенденции, как стремление к самосохранению и проч., рассматриваются как частные влечения, имеющие целью обеспечить организму его собственный путь к смерти и удалить все посторонние вероятности возвращения его в неорганическое состояние. Вся жизнь при этом раскрывается как стремление к восстановлению нарушенного жизненного равновесия энергии, как окольные пути к смерти, как непрестанная борьба и компромисс двух непримиримых и противоположных влечений.

    Такое построение вызывает естественное сопротивление против себя по двум мотивам. Во-первых, сам Фрейд отмечает отличие этой работы от других его построений. То были прямые и точные переводы фактических наблюдений на язык теории. Здесь часто место наблюдения заступает размышление; умозрительное рассуждение заменяет недостаточный фактический материал. Поэтому легко может показаться, что мы имеем здесь дело не с научно достоверными конструкциями, а с метафизической спекуляцией. Легко поэтому провести знак равенства между тем, что сам Фрейд называет метапсихологичекой точкой зрения, и точкой зрения метафизической.

    Второе возражение напрашивается само собой у всякого по существу против самого содержания этих идей. Является подозрение, не проникнуты ли они психологией безнадежного пессимизма, не пытается ли автор под маской биологического принципа провести контрабандою упадочную философию нирваны и смерти. Объявить целью всякой жизни смерть - не означает ли заложить динамит под самые основы научной биологии - этого знания о жизни?

    Оба эти возражения заставляют крайне осторожно отнестись к настоящей работе, а некоторых приводят даже к мысли, что в системе научного психоанализа ей нет места и что надо обойтись без нее при построении рефлексологического фрейдизма. Однако внимательному читателю не трудно убедиться в том, что оба эти возражения несправедливы и неспособны выдержать легчайшего прикосновения критической мысли.

    Ценность и достоинства всякой научной гипотезы измеряются ее практической выгодностью, тем, насколько она помогает продвигаться вперед, служа рабочим объяснительным принципом. И в этом смысле лучшим свидетельством научной полноценности этой гипотезы о первоначальности "влечения к смерти" является позднейшее развитие тех же мыслей в книге Фрейда "Я и Оно", где психологическое учение о сложной структуре личности, об амбивалентности, об инстинкте разрушения и проч. поставлено в прямую связь с мыслями, развитыми в предлагаемой книге. Но еще большие возможности сулит смелая гипотеза Фрейда для общебиологических выводов. Она расстается нацело и окончательно со всякой телеологией в области психики и биологии. Всякое влечение причинно обусловлено предшествующим состоянием, которое оно стремится восстановить. Всякое влечение имеет консервативный характер, оно влечет назад, а не вперед. Таким образом перебрасывается мост (гипотетический) от учения о происхождении и развитии органической жизни к наукам о неорганической материи. Органическое впервые в этой гипотезе вводится так тесно в общий контекст мира.

    Фрейд готов допустить, что "в каждом кусочке живой субстанции", в каждой клетке действуют оба рода влечений, смешанные в неравной дозе. И только соединение простейших одноклеточных организмов в многоклеточные живые существа дает возможность "нейтрализовать влечение к смерти отдельной клеточки и... отвлечь разрушительные побуждения на внешний мир". Из этой мысли раскрываются огромные возможности для учения о социальной субстанции этих влечений к смерти. "Многоклеточный" социальный организм создает грандиозные, неисчислимые возможности для нейтрализования влечений к смерти и сублимации их, т. е. превращения в творческие импульсы социального человека.

    Фрейд родился во Фрайберге (Моравия) 6 мая 1856. В молодости интересовался философией и другими гуманитарными дисциплинами, однако постоянно ощущал потребность в изучении естественных наук. Поступил на медицинский факультет Венского университета, где получил степень доктора медицины в 1881, и стал врачом Венской больницы. В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза . В 1885–1886 работал с французским невропатологом Жаном Мартеном Шарко в парижской клинике Сальпетриер. По возвращении в Вену занялся частной практикой. В 1902 работы Фрейда уже получили признание, и он был назначен профессором невропатологии Венского университета; этот пост он занимал вплоть до 1938. В 1938, после захвата нацистами Австрии, вынужден был покинуть Вену. Побег из Вены и возможность временно обосноваться в Лондоне были организованы английским психиатром Эрнстом Джонсом, греческой принцессой Марией Бонапарт и послом Соединенных Штатов во Франции Уильямом Буллитом.

    Психоанализ

    В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

    Сначала Фрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненных воспоминаний, а позднее заменил его техникой т.н. свободных ассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову. Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.

    В процессе этой работы Фрейд расширил диапазон необходимых данных, включив в него сновидения, т.е. психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, – многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия – так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

    Затем Фрейд перешел к проблеме неврозов. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.

    Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения. Фрейд различал ряд стадий развития – оральную, анальную и генитальную. Разнообразные сложности развития могут помешать человеку достичь зрелости, или генитальной фазы, задержав его на оральной или анальной стадии. Подобное предположение базировалось на изучении нормального развития, сексуальных отклонений и неврозов.

    В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.

    Затем теория либидо была применена к изучению формирования характера (1908) и, вместе с теорией нарциссизма, к объяснению шизофрении (1912). В 1921, в основном для того, чтобы опровергнуть концепции Адлера, Фрейд описал ряд применений теории либидо к изучению феноменов культуры. Затем он попытался использовать понятие либидо как энергии сексуального инстинкта для объяснения динамики таких социальных институтов, как армия и церковь, которые, будучи ненаследственными иерархическими системами, отличаются в ряде важных аспектов от других социальных учреждений.

    В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидо путем описания структуры личности в терминах «Оно», или «Ид» (изначальный резервуар энергии, или бессознательное), «Я», или «Эго» (та сторона «Оно», которая входит в контакт с внешним миром) и «Сверх-Я», или «Супер-Эго» (совести). Три года спустя, в основном под влиянием Отто Ранка, который был одним из первых его последователей, Фрейд пересмотрел теорию неврозов, так что она снова стала ближе к его ранним концепциям; теперь он охарактеризовал «Эго» как ведущий аппарат адаптации и переработал само понимание общей структуры невротических феноменов.

    К 1908 Фрейд имел последователей по всему миру, что позволило ему организовать 1-й Международный конгресс психоаналитиков. В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно. Несмотря на то, что в Европе оно пошло на спад, психоанализ остается основным психиатрическим методом, применяемым в США и (в меньшей степени) в Великобритании.

    В Соединенных Штатах психоанализ оказал значительное влияние на литературу и театр, особенно на произведения таких известных авторов, как Юджин О"Нил и Теннеси Уильямс. Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», и что воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

    Хотя наблюдения и теории Фрейда всегда были предметом дискуссий и нередко оспаривались, нет сомнения, что он внес огромный и оригинальный вклад в представления о природе человеческой психики.

    Наиболее известные работы Фрейда

    Исследования истерии (Studien über Hysterie , 1895), совместно с Брейером;
    Толкование сновидений (Die Traumdeutung , 1900);
    Психопатология обыденной жизни (Zur Psychopathologie des Alltagslebens , 1901);
    Лекции по введению в психоанализ (Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse , 1916–1917);
    Тотем и табу (Totem und Tabu , 1913);
    Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci , 1910);
    Я и Оно (Das Ich und das Es , 1923);
    Цивилизация и недовольные ею (Das Unbehagen in der Kultur , 1930);
    Новые лекции по введению в психоанализ (Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse , 1933);
    Человек по имени Моисей и монотеистическая религия (Der Mann Moses und die monotheistische Religion , 1939).

    Зигмунд Фрейд (полное имя – Сигизмунд Шломо Фрейд ) – австрийский психолог, невролог и психиатр. Ему принадлежит заслуга основания психоанализа – теории об особенностях поведения человека и причинах этого поведения.

    В 1930 году Зигмунд Фрейд был удостоен премии Гёте , именно тогда его теории получили признание обществом, хотя и оставались «революционными» для того периода времени.

    Краткая биография

    Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городке Фрайберг (современная Чехия), население которого насчитывало около 4500 человек.

    Его отец — Якоб Фрейд , был женат во второй раз, от первого брака у него было двое сыновей. Занимался он торговлей тканями. Мать Зигмунда – Натали Натансон , была вдвое моложе отца.

    В 1859 году из-за вынужденного закрытия бизнеса главы семейства, семья Фрейдов переехала сначала в Лейпциг, а затем в Вену. Зигмунду Шломо было на тот момент 4 года.

    Период учебы

    Первое время Зигмунда воспитывала мать, но вскоре этим занялся отец, который хотел лучшего будущего для него и всячески прививал сыну любовь к литературе. Это у него получилось и Фрейд-младший сохранил эту любовь до конца своей жизни.

    Учеба в гимназии

    Прилежность и способность к обучению позволили Зигмунду в 9 лет поступить учиться в гимназию – на год раньше обычного. На тот момент у него уже было 7 братьев и сестер . Родители выделяли Зигмунда за его талант и стремление изучать все новое. Вплоть до того, что остальным детям запрещалось заниматься музыкой, когда он занимался учебой в отдельной комнате.

    В 17 лет юный талант окончил с отличием гимназию. К тому моменту он увлекался литературой и философией, а также знал несколько языков: немецкий в совершенстве, английский, французский, итальянский, испанский, учил латынь и греческий.

    Не нужно говорить, что за весь период учебы он был учеником №1 в своем классе.

    Выбор профессии

    Дальнейшее обучение для Зигмунда Фрейда было ограничено рамками из-за еврейского происхождения. На выбор ему оставалась коммерция, промышленность, медицина или юриспруденция. После некоторых раздумий он выбрал медицину и поступил в Венский университет в 1873 году.

    В университете он стал изучать химию и анатомию. Однако больше всего ему нравилась психология и физиология. Отчасти из-за того, что в университете лекции по этим предметам читал известный Эрнст фон Брюкке .

    Также Зигмунд был под впечатлением от популярного зоолога Карла Клауса , с которым в дальнейшем проводил научную работу. За время работы под руководством Клауса «Фрейд быстро выделился среди других учеников, что позволило ему дважды, в 1875 и 1876 годах, стать стипендиатом Института зоологических исследований Триеста».

    После университета

    Будучи рационально мыслящим человеком и поставив перед собой цель добиться положения в обществе и материальной независимости, Зигмунд в 1881 году открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Вскоре после этого он стал применять кокаин в лечебных целях, пробуя сначала его действие на себе.

    Коллеги на него косились, некоторые называли авантюристом. Впоследствии ему стало ясно, что от кокаина неврозы вылечить не получится, а вот привыкнуть к нему достаточно просто. Фрейду стоило большого труда отказаться от белого порошка и завоевать себе авторитет чистого врача и ученого.

    Первые успехи

    В 1899 году Зигмунд Фрейд выпустил книгу «Толкование сновидений» , которая вызвала негативную реакцию в обществе. Ее высмеивали в прессе, некоторые из коллег не хотели иметь с Фрейдом ничего общего. Но книга вызвала большой интерес за рубежом: во Франции, Англии, Америке. Постепенно отношение к доктору Фрейду менялось, его истории завоевывали все больше сторонников и среди медиков.

    Знакомясь со все большим количеством пациентов, в основном это были женщины, жаловавшихся на различные недомогания и расстройства, используя методы гипноза, Фрейд построил свою теорию о бессознательной психической деятельности и определил, что невроз - это защитная реакция психики на травмирующую идею.

    В дальнейшем он выдвинул гипотезу об особой роли неудовлетворенной сексуальности в развитии невроза. Наблюдая за поведением человека, его поступками - особенно плохими, Фрейд пришел к выводу, что в основе действий людей лежат бессознательные мотивы.

    Теория бессознательного

    Пытаясь отыскать эти самые бессознательные мотивы - возможные причины неврозов, он обратил внимание на неудовлетворенные влечения человека в прошлом, которые приводят к конфликтам личности в настоящем. Эти чужеродные эмоции как бы мутят сознание. Они были истолкованы им как главное свидетельство существования бессознательного .

    В 1902 году Зигмунду предоставили должность профессора невропатологии в Венском университете, а через год он стал организатором «Первого международного психоаналитического конгресса» . Но международное признание его заслуг пришло к нему только в 1930 году, когда город Франкфурт-на-Майне наградил его премией Гёте .

    Последние годы жизни

    К сожалению, последующая жизнь Зигмунда Фрейда оказалась наполнена трагическими событиями. В 1933 году в Германии к власти пришли фашисты, евреи стали подвергаться гонениям, книги Фрейда сжигали в Берлине. Дальше хуже - он сам оказался в венском гетто, а его сестры в концентрационном лагере. Его все же смогли вызволить, в 1938 году он вместе с семьей уехал в Лондон. Но жить ему оставалось всего год: он страдал от рака полости рта, вызванного курением.

    23 сентября 1939 года Зигмунду Фрейду было введено несколько кубиков морфия, дозы, достаточной для прерывания жизни ослабленного болезнями человека. Он умер в 3 часа утра в возрасте 83-х лет, тело его было кремировано, а прах помещен в специальную этрусскую вазу, которая хранится в мавзолее Голдерс-Грин .

    Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии). Он был самым старшим из семерых детей в своей семье, хотя у его отца, торговца шерстью, было двое сыновей от предыдущего брака, и он был уже дедушкой к моменту рождения Зигмунда. Когда Фрейду было четыре года, его семья в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену. Фрейд постоянно жил в Вене, а в 1938 году, за год до смерти, он эмигрировал в Англию.

    С самых первых классов Фрейд блестяще учился. Несмотря на ограниченные финансовые возможности, заставлявшие всю семью ютиться в тесной квартирке, у Фрейда была своя собственная комната и даже лампа с масляным фитилем, которой он пользовался во время занятий. Остальные члены семьи довольствовались свечами. Подобно другим молодым людям того времени, он получил классическое образование: изучал греческий и латынь, читал великих классических поэтов, драматургов и философов - Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Ницше. Его любовь к чтению была так сильна, что долги в книжной лавке стремительно росли, а это не вызывало сочувствия у его отца, стесненного в средствах. Фрейд великолепно владел немецким языком и одно время получал призы за свои литературные победы. Он также бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском языках.

    Фрейд вспоминал, что в детстве он часто мечтал стать генералом или министром. Однако, поскольку он был евреем, почти любая профессиональная карьера была для него закрыта, за исключением медицины и юриспруденции - так сильны были тогда антисемитские настроения. Фрейд выбрал медицину без особого желания. Он поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873 году. Во время учебы он испытал на себе влияние знаменитого психолога Эрнста Брюкке. Брюкке выдвигал идею о том, что живые организмы представляют собой динамические энергетические системы, подчиняющиеся законам физической вселенной. Фрейд воспринял эти идеи со всей серьезностью, и позднее они получили свое развитие в его взглядах на динамику психического функционирования.

    Честолюбие толкало Фрейда к совершению какого-нибудь открытия, которое принесло бы ему известность уже в студенческие годы. Он внес свой вклад в науку благодаря описанию новых свойств нервных клеток у золотых рыбок, а также подтверждению существования яичек у самцов угря. Однако наиболее важное его открытие состояло в том, что при лечении многих заболеваний может быть использован кокаин. Он сам употреблял кокаин без каких-либо отрицательных последствий и пророчил этому веществу роль едва ли не панацеи, не говоря уже о его эффективности в качестве обезболивающего. Позднее, когда стало известно о существовании наркотической зависимости от кокаина, энтузиазм Фрейда пошел на убыль.

    После получения медицинской степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомии мозга и проводил сравнительные исследования мозга взрослого человека и плода. Его никогда не влекла практическая медицина, однако вскоре он оставил свою должность и стал практиковать приватно как невропатолог, преимущественно по той причине, что научная работа низко оплачивалась, а атмосфера антисемитизма не давала возможности продвижения по службе. Ко всему прочему, Фрейд влюбился и был вынужден осознать, что если он когда-нибудь вступит в брак, ему нужна будет хорошо оплачиваемая работа.

    1885 год ознаменовался критическим поворотом в карьере Фрейда. Он получил исследовательскую стипендию, которая дала ему возможность поехать в Париж и в течение четырех месяцев стажироваться у Жана Шарко, одного из наиболее выдающихся неврологов того времени. Шарко изучал причины и лечение истерии - психического расстройства, проявлявшегося во множестве разнообразных соматических проблем. У пациентов, страдавших истерией, наблюдались такие симптомы, как паралич конечностей, слепота и глухота. Шарко, используя внушение в гипнотическом состоянии, мог как индуцировать, так и устранять многие из этих истерических симптомов. Хотя позднее Фрейд отвергал применение гипноза в качестве терапевтического метода, лекции Шарко и его клинические демонстрации произвели на него сильное впечатление. За время короткого пребывания в знаменитом госпитале Сальпетриер в Париже Фрейд из невролога стал психопатологом.

    В 1886 году Фрейд женился на Марте Бернайс, с которой они прожили вместе более половины века. У них родились три дочери и три сына. Младшая дочь, Анна, последовала по стопам отца и со временем заняла лидирующее положение в психоаналитическом направлении как детский психоаналитик . В 80-е годы Фрейд начал сотрудничать с Иозефом Брейером, одним из наиболее известных венских врачей. Брейер к тому времени достиг определенного успеха в лечении пациентов с истерией благодаря применению метода свободных рассказов больных о своих симптомах. Брейер и Фрейд предприняли совместное исследование психологических причин истерии и методов терапии этого заболевания. Их работа завершилась публикацией книги «Исследования истерии» (1895), в которой они пришли к выводу о том, что причиной появления истерических симптомов являются подавленные воспоминания о травматических событиях. Дату этой знаменательной публикации иногда связывают с основанием психоанализа, однако наиболее творческий период в жизни Фрейда был еще впереди.

    Личные и профессиональные отношения между Фрейдом и Брейером резко прервались примерно в то же время, когда была опубликована книга «Исследования истерии». Причины, по которым коллеги внезапно стали непримиримыми врагами, до сих пор не вполне ясны. Биограф Фрейда Эрнест Джонс утверждает, что Брейер категорически не соглашался с Фрейдом по вопросу о роли сексуальности в этиологии истерии, и это предопределило разрыв (Jones, 1953). Другие исследователи предполагает, что Брейер выступил в роли «отцовской фигуры» для более молодого Фрейда и его устранение было просто предначертано самим ходом развития отношений вследствие эдипова комплекса у Фрейда. Каковы бы ни были причины, эти два человека никогда снова не встретились как друзья.

    Утверждения Фрейда о том, что в основе истерии и других психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью , привели к его исключению из Венского медицинского общества в 1896 году. К этому времени у Фрейда имелось крайне мало разработок (если они вообще были) того, что позднее получило известность как теория психоанализа. Более того, его оценка собственной личности и работы по наблюдениям Джонса была такова: «У меня довольно ограниченные способности или таланты - я не силен ни в естественных науках, ни в математике, ни в счете. Но то, чем я обладаю, пусть и в ограниченном виде, вероятно, развито очень интенсивно».

    Промежуток между 1896 и 1900 годами был для Фрейда периодом одиночества, но одиночества очень продуктивного. В это время он начинает анализировать свои сновидения , а после смерти отца в 1896 году практикует самоанализ в течение получаса перед сном ежедневно. Его наиболее выдающийся труд «Толкование сновидений» (1900) основан на анализе собственных сновидений. Однако слава и признание были еще далеко. Для начала этот шедевр был проигнорирован психиатрическим сообществом, а Фрейд за свой труд получил лишь авторский гонорар в размере 209 долларов. Может показаться невероятным, но за восемь последующих лет ему удалось продать всего 600 экземпляров этого издания.

    За пять лет после публикации «Толкования сновидений» престиж Фрейда вырос настолько, что он вошел в число врачей, пользующихся всемирной известностью. В 1902 году было основано общество «Психологические среды» , которое посещал только избранный круг интеллектуальных последователей Фрейда. В 1908 году эта организация была переименована в Венское психоаналитическое общество. Многие из коллег Фрейда, бывшие членами этого общества, стали известными психоаналитиками, каждый в своем направлении: Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Ганс Сакс и Отто Ранк. Позднее Адлер, Юнг и Ранк вышли из рядов последователей Фрейда и возглавили конкурирующие между собой научные школы.

    Период с 1901 по 1905 год стал особенно творческим. Фрейд опубликовал несколько работ, в том числе «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три эссе о сексуальности» (1905) и «Юмор и его отношение к бессознательному» (1905). В «Трех эссе…» Фрейд выдвинул предположение о том, что дети рождаются с половыми побуждениями, а их родители предстают в роли первых половых объектов. Общественное возмущение последовало незамедлительно и имело широкий резонанс. Фрейда заклеймили как страдающего половыми извращениями, непристойного и безнравственного человека. Многие медицинские учреждения бойкотировались из-за их терпимости к идеям Фрейда о половой жизни детей .

    В 1909 году произошло событие, сдвинувшее психоаналитическое движение с мертвой точки относительной изоляции и открывшее ему путь к международному признанию. Г. Стэнли Холл пригласил Фрейда в Университет Кларка в Уорчестере, штат Массачусетс прочесть цикл лекций. Лекции были приняты очень хорошо, и Фрейд был награжден почетной степенью доктора. В то время его будущее выглядело весьма многообещающим. Он достиг значительной известности, пациенты со всего света записывались к нему на консультации. Но были и проблемы. Прежде всего он потерял практически все свои сбережения в 1919 году в связи с войной. В 1920 году умерла его 26-летняя дочь. Но, возможно, наиболее тяжелым испытанием для него стал страх за судьбу двух сыновей, воевавших на фронте. Отчасти под влиянием атмосферы первой мировой войны и новой волны антисемитизма, в возрасте 64 лет Фрейд создал теорию об универсальном человеческом инстинкте - стремлении к смерти. Однако, невзирая на пессимизм в отношении будущего человечества, он продолжал четко формулировать свои идеи в новых книгах. Наиболее важными являются «Лекции по введению в психоанализ» (1920), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930), «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933) и «Очерк психоанализа», опубликованный посмертно в 1940 году. Фрейд был исключительно одаренным писателем, о чем свидетельствует награждение его Премией Гете по литературе в 1930 году.

    Первая мировая война оказала огромное влияние на жизнь и представления Фрейда. Работа в клинике с госпитализированными солдатами расширила его понимание разнообразия и тонкости психопатологических проявлений. Усиление антисемитизма в 1930-х годах также оказало сильное влияние на его взгляды о социальной природе человека. В 1932 году он был постоянной мишенью для нападок гитлеровцев (в Берлине нацисты устроили несколько публичных сожжений его книг). Эти события Фрейд прокомментировал так: «Какой прогресс! В Средневековье сожгли бы меня самого, теперь же они довольствуются сожжением моих книг». Только благодаря дипломатическим усилиям влиятельных граждан Вены ему было разрешено покинуть этот город, вскоре после вторжения нацистов в 1938 году.

    Последние годы жизни Фрейда были тяжелыми. С 1923 года он страдал распространяющейся раковой опухолью глотки и челюсти (Фрейд выкуривал ежедневно 20 кубинских сигар), но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключением небольших доз аспирина. Он настойчиво работал, несмотря на то, что перенес 33 тяжелые операции, которые должны были остановить распространение опухоли (из-за этого он был вынужден носить неудобный протез, заполнявший образовавшееся свободное пространство между носовой и ротовой полостями, и поэтому временами не мог говорить). Его ожидало еще одно испытание на стойкость: во время гитлеровской оккупации Австрии в 1938 году его дочь Анна была арестована гестапо. Только благодаря случайности ей удалось освободиться и воссоединиться со своей семьей в Англии.

    Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне, где он оказался как перемещенный еврейский эмигрант. Тем, кто захочет больше узнать о его жизни, мы рекомендуем трехтомную биографию, написанную его другом и коллегой Эрнестом Джонсом «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда». Опубликованное в Англии издание собраний сочинений Фрейда в двадцати четырех томах распространилось по всему миру.

    Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

    Некоторые чисто научные термины из его теории о развитии личности и сексуальном происхождении неврологических комплексов и заболеваний прочно вошли в повседневную жизнь людей.

    Зигмунд Фрейд был первенцем и любимцем своей матери, у которой после него родилось еще семь детей. У отца Зигмунда было 4 детей от первого брака. Фрейд учился в университете Вены и всегда был способным студентом. Но учеба заняла 8 лет, поскольку несколько раз переходил с одного факультета на другой, будучи не в состоянии окончательно решить, какую же профессию ему избрать. В конце концов Зигмунд остановил свой выбор на медицине после того, как пришел к выводу, что его первоначальное решение стать политиком было бесперспективным: Фрейд понял, что его возможности в этой профессии будут весьма ограниченными, поскольку он был евреем.

    Фрейд стал проводить научные исследования, изучая нервную систему человека. Это привело его к изучению болезней нервной системы и возможных способов их лечения. Он экспериментировал с гипнозом, с энтузиазмом изучал кокаин как терапевтическое средство, а в 1896 году занялся частной практикой как специалист по заболеваниям нервной системы. В том же году, в возрасте 30 лет, он женился на Марте Бернейз.

    В конце 90-х годов Фрейд перенес тяжелый нервный срыв, вызванный агонией и смертью своего отца и потерей интереса к сексу после рождения своего последнего ребенка. В процессе анализа тяжелых снов и даже кошмаров, преследовавших его в то время, он начал пользоваться психоанализом, этим "говорящим лечением", которое было впервые разработано и применено его учителем Джозефом Брейером. На протяжении последующих 40 лет жизнь Фрейда протекала в обстановке домашней стабильности и великих научных достижений. Он сумел собрать вокруг себя многих талантливых ученых, таких, например, как Карл Юнг , Альфред Адлер , Шандор Ференци и Эрнст Джоунз. Когда в 1933 году к власти пришли нацисты, они сожгли научные труды Фрейда, объявив их "еврейской порнографией". Только в 1938 году Фрейд сумел вырваться в Лондон. Греческая принцесса Мари Бонапарт , близкая знакомая и бывший пациент Фрейда, заплатила за него выкуп в размере 20 000 фунтов стерлингов. Последний год своей жизни Фрейд провел в Лондоне. Он умер там в 1939 году от рака челюсти.

    Фрейд сделал своей профессией изучение сексуальных секретов и тайн, окружающих его людей, но предпринял все возможное, чтобы скрыть от всех собственную интимную жизнь. Многие из своих частных писем он попросту уничтожал, а те немногие из них, которые дожили до наших дней, хранятся в библиотеке конгресса США и будут открыты для исследователей только в 2000 году.

    В 16-летнем возрасте Зигмунд впервые в жизни влюбился. Его возлюбленная Гизела Флюсе отвергла его любовь. Он отомстил ей тем, что влюбился в ее мать. До 26 лет Фрейд потом не проявлял никакого интереса к женщинам. В 1882 году он познакомился с Мартой Бернейз, тоненькой хорошенькой девушкой из еврейской семьи. Ей исполнился 21 год. В течение 4 лет они были помолвлены, обмениваясь сотнями писем, но встречаясь довольно редко, хотя Фрейд и жил неподалеку от нее. Фрейд был очень страстным и ревнивым корреспондентом.

    В конце концов они сумели накопить достаточно денег и женились в 1886 году. После нескольких переездов они поселились в доме в Вене, где и прожили до 1938 года. В течение первых девяти брачных лет жизни у Марты родилось шесть детей. В 1895 году к ним приехала сестра Марты Минна и прожила с ними два года. Фрейд был верен Марте, но стал от нее отдаляться. Он с головой ушел в работу, а у Марты хватало домашних дел и забот. На ней был весь дом, и она всегда старалась создать мужу все условия для работы и отдыха. Позже Фрейд признал, что в общении с ним Марта никогда не чувствовала себя легко и непринужденно.

    Вскоре после смерти отца Фрейд познакомился и подружился с Вильгельмом Флиссом, крупным берлинским специалистом по болезням уха, горла и носа. Они очень привязались друг к другу, часто обменивались письмами и встречались для "проведения съездов", как они сами называли эти встречи. Фрейд писал: "Я с огромным нетерпением ожидаю нашу следующую встречу... Жизнь моя тосклива... Только встреча с тобой может заставить меня вновь почувствовать себя лучше". Флисс очень бережно и заботливо относился к своему другу. Он попытался отучить Фрейда от привычки выкуривать по 20 сигар в день. Фрейд и сам, кстати, утверждал, что курение, употребление наркотиков и азартные игры - лишь тщетная попытка подмены "первобытной привычки" - мастурбации. Во время одного из их "съездов" Фрейд упал в обморок. Позже он так отозвался об инциденте: "Основой всего этого является какое-то неконтролируемое гомосексуальное чувство". Дружеские отношения с Флиссом прекратились в 1903 году, главным образом из-за реакции Фрейда на выдвинутую Вильгельмом теорию всеобщей бисексуальности. Вначале Фрейд отверг эту теорию, а затем стал утверждать, что она впервые была выдвинута им самим, и решил написать на эту тему большой научный труд. Фрейд полагал, что каждая личность бисексуальна, и даже заявил: "В любом сексуальном акте участвует четыре самостоятельные личности".

    Ходили слухи, что Фрейд и сестра его жены Минна были любовниками. Минна была красивее и значительно умнее своей сестры Марты. Фрейд очень любил беседовать с ней и рассказывать ей о своей теории психоанализа. Он однажды написал, что Минна очень похожа на него самого: они оба были "неуправляемыми, страстными и не очень хорошими людьми". Марта же, в отличие от них, была, по его словам, "очень хорошим человеком". Фрейд любил путешествовать. Минна часто сопровождала его, а Марта оставалась дома с детьми. Основным источником появления слухов о том, что Фрейд и Минна были любовниками, был Карл Юнг , ученик Фрейда. Именно он якобы рассказал кому-то из своих друзей о том, что Минна и Марта по отдельности посвятили его в эту тайну. Одному американскому профессору Юнг, в частности, сообщил, что однажды в 1907 году, когда он гостил в доме Фрейда в Вене, Минна рассказала ему о том, что Фрейд очень любит ее и что между ними существуют очень близкие отношения. Юнг был очень расстроен и обратился за разъяснениями к самому Фрейду. Он также предложил, чтобы Фрейд обратился к нему как к психоаналитику и стал его пациентом. Фрейд холодно отказался от этого предложения.

    Фрейд обладал ненасытным сексуальным аппетитом, но сам секс был для него и интеллектуальным развлечением. Ему едва перевалило за 40 лет, когда он однажды написал Флиссу: "Сексуальное возбуждение для меня больше не существует". Он жил в соответствии с требованиями строгого морального кодекса, который сам для себя и написал. Несмотря на то, что все его теории утверждали, что сексуальные импульсы лежат в основе практиче ски любых поступков и действий человека, Фрейд старался не допускать, чтобы эти импульсы оказывали хоть какое-то влияние на его собственное поведение. Он, в конце концов, был солидным женатым мужчиной и всегда утверждал, что семья не может быть прочной до тех пор, пока жена не стала матерью. Шесть детей, которые родились практически друг за другом, частично погасили его желания, заставив больше думать о противозачаточных средствах. В 1908 году он написал: "Семейная жизнь перестает давать то наслаждение, которое она обещала давать сначала. Все существующие сейчас противозачаточные средства снижают чувственное наслаждение, наносят удары партнерам по самым уязвимым местам и могут даже вызвать у них болезни".В 1909 году Фрейд приехал в США с Юнгом и несколькими другими коллегами, чтобы выступить там с публичными лекциями. Однажды утром Фрейд признался Юнгу, что ему снятся эротические сны об американках. "Я очень плохо сплю с тех пор, как приехал в Америку, - сознался Фрейд. - Мне все время снятся проститутки". "Ну так почему бы тебе не предпринять что-нибудь для решения этой проблемы?" спросил Юнг. Фрейд отпрянул от него в ужасе: "Но ведь я же женат!" - воскликнул он.

    Теории Фрейда утверждают, что именно сексуальные силы формируют поведение личности. Культура же приглушает и подавляет инстинктивную сексуальную энергию и направляет ее на формирование у данной конкретной личности стереотипов общественного поведения. Жизнь самого Фрейда отчасти является доказательством одного из его высказываний. Он считал эту мысль трагической, но верной. Вот она: "Сексуальная жизнь цивилизованного человека серьезно искалечена".

    Загрузка...