domvpavlino.ru

Звуковые законы в области согласных звуков. Система согласных звуков В системе русских согласных звуков есть два

54 . Лингвистическое наблюдение. Сравните фонетическую систему русского языка и изучаемого вами иностранного языка. Найдите сходные и отличные элементы. Подумайте, как знание фонетики русского языка помогает в изучении звукового строя иностранного языка. Приведите примеры.
Фонетический строй каждого языка индивидуален. Языки могут иметь какое-либо сходство в том случае. Если они принадлежат к одной языковой группе. Подобного сходства не наблюдается в русском и английском языках – они относятся к разным языковым семьям.
Сходство русского и английского языков, как и впрочем, любых языков, в том, что звуки в языке делятся на гласные и согласные. И здесь же мы встречаем первое различие в языках. Оно заключается в количестве звуков. В английском языке соотношение согласных к гласным 24:20, т.е. приблизительно равное. Прямо противоположную картину мы наблюдаем в русском языке – 6:34.
Следующее различие заключается в делении звуков по звучанию. Согласные в русском языке бывают звонкими/глухими, парными/непарными, твердыми/мягкими, сонорными. В английском же абсолютно другая классификация. Согласные звуки бывают: носовыми, ртовыми, губными, корональными, доральными, глоточными. Также обратим внимание на следующие различия:
- в английском все согласные произносятся твердо. В русском языке существует специальная буква для обозначения мягкости согласного (ь), а также несколько гласных, в слоге с которыми согласный смягчается. Например: тишь, оба согласных в котором будут мягкими. Такого явления нет в английском языке. Например: middle – все согласные будут твердыми, вне зависимости от гласных, рядом с которыми они расположены.
- также в английском согласные в конце слова не оглушаются, все звуки произносятся четко. В противном случае можно исказить смысл сказанного. Например: bet и bed различаются только одним звуком, однако имеют принципиально разное значение.
- кроме того, в английском языке есть согласные звуки, которым нет аналогов в русском языке. Это звуки [r], [w], [?], [?] и [?].
Подобные же различия можно наблюдать и с гласными звуками. В русском языке всего 6 гласных, тогда как в английском их 20. Следовательно, с помощью русских звуков передать английский невозможно. Английские гласные звуки различаются по:
- качеству звука (могут быть широкими или обычными). Отсюда следует, что гласные звуки следует проговаривать четко;
- долготе звука. Звуки могут быть длинными или короткими отрывистыми. Например: ship и sheep.
- кроме того, в английском существует такое явление, как дифтонги и трифтонги, которые обозначают сочетания соответственно двух и трех звуков, которые произносятся как одно целого. Они имеют главную «часть» и второстепенные.
Заметим, что это не единственные фонетические различия между русским и английским языками. Они очень вариативны и многочисленны.

Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации ; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.

Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.

В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки , а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л"], [м"], [н"], [р"].

Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].

Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:

  1. аппроксиманты;
  2. носовые фонемы;
  3. дрожащие;
  4. одноударные.

Отличительные черты

Как отличить сонанты:

  • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
  • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных . При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
  • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба - [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
  • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог , что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

Характеристика сонорных согласных

Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

По месту образования выделяют губно-губные ([м] , [м’]), язычно-губные ([н] , [н’]), язычно-альвеолярные ([л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ([н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ([л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ([й]).

По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

Упражнения на артикуляцию

Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом . Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

Трудности в русском языке

Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.

Обратите внимание!

  1. Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
  2. Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

Видео

Из этого видео вы узнаете, что такое сонорные звуки.

Все согласные русского литературного языка классифицируются по четырем признакам :

2) по месту образования шума, то есть по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух;

3) по способу образования шума. то есть по способу преодоления преграды;

4) по наличию или отсутствию смягчения (палатализации, ср. лат. palatum «мягкое небо»)

Каждый согласный звук может быть охарактеризован по этим четырем признакам и каждый согласный отличается от каждого другого согласного комбинацией этих четырех признаков.

Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся

[р ], [л ], [м ], [н ] и [р` ], [л` ], [м` ], [н` ], [j ].

Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные , образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные , которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).

Звонкие шумные русского литературного языка – это

[б ], [б` ], [в ], [в` ], [д ], [д` ], [з ], [з` ], [ж ], [ж` ], [г ], [г` ].

до[ж`]á (дождя)

Вό[ж`]и (вожжи)

é [ж`]у (езжу)

Глухие шумные

[п ], [п` ], [ф ], [ф` ], [т ], [т` ],

[с ], [с` ], [ш ], [ш` ], [ц ], [ч` ], [к ], [к` ], [х ], [х` ].

2) По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные , так как в их образовании участвуют два активных органа речи – губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных – язык. Активно органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным – верхней губе, альвеолам, зубам, твердому небу.

Губные и язычные согласные делятся на ряд более мелких групп в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные.

Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные . Первые образуют смыканием нижней губы с верхней – к ним относятся:

[п ], [п` ], [б ], [б` ], [м ], [м` ];

вторые образуются сближением нижней губы с верхними зубами – к ним относятся:

[ф ], [ф` ], [в ], [в` ].

Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – выполняет активную роль в образовании звука.

Переднеязычные согласные делятся на 2 группы: зубные и небно-зубные . При образовании зубных согласных передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. К ним относятся:

[т ], [т` ], [д ], [д` ], [с ], [с` ], [з ], [з` ], [ц ], [н ], [н` ], [л ], [л` ].

При образовании небно-зубных согласных передняя часть языка поднимается к передней части неба и там создается преграда в области альвеол. К ним относятся:

[ш ], [ж ], [ш` ], [ж` ], [ч` ], [р ], [р` ].

Среднеязычным , а по пассивному органу средненебным в русском языке является согласный [j ]. При его образовании средняя часть языка поднимается к среднему небу.

Заднеязычные , а по пассивному органу задненебные , звуки

[к ], [г ], [х ], [к` ], [г` ], [х` ]

образуются смыканием ([к, г ]) или сближением ([х ]) задней части языка с неподвижным задним небом.

3) По способу образования шума , или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты , смычно-проходные , дрожащие .

Смычные (взрывные ) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум. К смычным в русском языке относятся:

[п ], [п` ], [б ], [б` ], [т ], [т` ], [д ], [д` ], [к ], [к` ], [г ], [г` ].

Фрикативные (щелевые ) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели. Фрикативными согласными являются:

[ф ], [ф` ], [в ], [в` ], [с ], [с` ], [з ], [з` ], [ш ], [ж ], [ш` ], [ж` ], [j ], [х ], [х` ].

Аффрикаты – это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, то есть путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки. а переход ее в щель, как у фрикативных. В русском литературном языке есть две аффрикаты:

[ц ] (т + с ) и [ч` ] (т` + ш` ).

Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и боковые .

К носовым смычно-проходным относятся:

[н ], [н` ], [м ], [м` ],

к боковым – [л ], [л` ] (бок языка примыкает к верхней челюсти).

Наконец, дрожащими (или вибрантами ) являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует). К дрожащим в русском языке относятся: [р ], [р` ].

4) По наличию или отсутствию смягчения (палатализации) все согласные делятся на твердые и мягкие . При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция – средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу. Эта дополнительная артикуляция иначе называется «йотовой» артикуляцией, то есть основная артикуляция согласного осложняется дополнительной средненебной артикуляцией, свойственной согласному [j ]. Твердые согласные не имеют такой дополнительной артикуляции. Мягкими в русском литературном языке являются согласные:

[п" ], [б" ], [ф" ], [в" ], [м" ], [т" ], [д" ], [с" ], [з" ], [ш" ], [ж" ], [ч" ], [н" ], [л" ], [р" ], [к" ], [г" ], [х" ]

Остальные согласные – твердые. Мягкие согласные, получающие «йотовую» артикуляцию как дополнительную, называются палатализованными в отличие от [j ], у которого эта артикуляция не дополнительная, а основная и который поэтому является палатальным .

Таким образом, каждый согласный русского литературного языка может быть охарактеризован по совокупности четырех признаков, которые выступают в разных комбинациях. Например:

[б ] – звонкий шумный, губно-губной, смычный, твердый;

[л` ] – сонорный, переднеязычный, смычно-проходной, боковой, мягкий.

Система согласных звуков

В одних позициях (которые называются сильными позициями) согласные звуки произносятся отчетливо и противопоставлены всем другим согласным звукам, в других позициях (называемых слабыми) согласные приспосабливаются к окружению, могут терять свои характерные признаки. Сильной позицией для согласных звуков является позиция перед любым гласным звуком. В этой позиции различается 37 согласных звуков.

Согласные звуки классифицируются по нескольким признакам:

1. интенсивность шума;

3. твердость/мягкость;

4. место образования;

5. способ образования;

6. долгота/краткость.

Интенсивность шума. По этому признаку противопоставлены звуки шумные и сонорные. Шумные звуки ([п], [с"], [з], [т], [к"] и др., их большинство) характеризуются интенсивным, очень звучным шумом. У сонорных звуков шум слабый, зато тон почти такой же звучный, как у гласных. Сонорных звуков 9: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"] и [j] («йот»).

Глухость/звонкость. Все согласные делятся на две группы - глухие и звонкие согласные. Глухие согласные [п], [с], [ш], [к] и др. образуются без участия тона, только при помощи шума; звонкие согласные состоят не только из шума, но и тона: [б], [з], [ж], [г] и т. п.

Большинство согласных объединяются в пары по глухости/звонкости. Таких пар 12:

[п] - [б] [с] - [з] [ш] - [ж]

[п"] - [б"] [с"] - [з"] [ш"] - [ж"]

[ф] - [в] [т] - [д] [к] - [г]

[ф"] - [в"] [т"] - [д"] [к"] - [г"]

Кроме перечисленных парных, имеются и непарные по глухости/звонкости согласные. Непарными глухими являются звуки [х], [ч] и [ц], а непарными звонкими - все 9 сонорных звуков.

Твердость/мягкость. Русские согласные могут быть твердыми или мягкими, ср.: [нос] нос и [н`ос] нёс. Мягкие согласные отличаются от твердых дополнительной артикуляцией: при произнесении мягких согласных спинка языка продвигается в полости рта к нёбу вперед и вверх, а при произнесении твердых язык продвигается назад и вверх.

Согласные могут объединяться в пары по твердости/мягкости, в каждой из этих пар звуки близки по артикуляции и различаются только по признаку твердости/мягкости. Подобных пар 15:

[п] - [п"] [з] - [з"] [р] - [р"]

[б] - [б"] [т] - [т"] [л] - [л"]

[в] - [в"] [д] - [д"] [к] - [к"]

[ф] - [ф"] [м] - [м"] [г] - [г"]

[с] - [с"] [н] - [н"] [х] - [х"]

Не все согласные объединяются в пары по признаку твердости/мягкости. Непарными твердыми являются согласные [ш], [ж], [ц], а непарными мягкими - [ч], [j], [ш`] и [ж`].

Место образования. По месту образования различаются прежде всего согласные губные (образуемые в результате работы губ) и язычные (которые образуются при помощи языка).

Среди губных выделяются группы согласных губно-губных: [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"] и губно-зубных (образуемых присоединением нижней губы к верхним зубам): [в], [в"], [ф], [ф"].

Группа язычных согласных делится на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в артикуляции. Передняя часть (кончик) языка - самый активный речевой орган, поэтому переднеязычных согласных больше всего. Среди них различаются переднеязычные зубные (кончик языка примыкает к области верх них зубов): [с], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [ц], [л], [л"], [н], [н"] и переднеязычные передненёбные (кончик языка примыкает к передней части нёба): [р], [р"], [ш], [ш"], [ж], [ж"], [ч].

Среднеязычным является только звук [j].

Заднеязычные согласные - это звуки [к], [к"], [г], [г"], [х] и [х"].

Способ образования. Этот признак связан с тем, какое препятствие для идущей из легких воздушной струи образуют органы речи и каким образом это препятствие преодолевается. Препятствие может представлять собой или узкую щель, или же полную смычку органов речи.

Звуки, образуемые в результате прохождения воздушной струи сквозь узкую щель, называются щелевыми: [в], [в"], [ф], [ф"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [ш"], [ж], [ж"], [j], [х], [х"].

Смычные согласные образуются при полном смыкании органов речи, и эта преграда преодолевается воздушной струей по-разному, благодаря чему различаются:

смычные взрывные - [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"], для их образования сомкнутые речевые органы резко, словно при «взрыве» размыкаются под действием напора воздуха в полости рта;

смычно-щелевые [ц] и [ч], которые характеризуются тем, что сомкнутые органы речи размыкаются не широко, как при артикуляции взрывных, а образуют узкую щель;

дрожащие [р] и [р"], образуемые в результате.дрожания кончика языка, его неоднократного примыкания к передней части нёба;

смычно-проходные носовые [м], [м"], [н], [н"], образуемые смычкой губ или органов речи в полости рта и одновременным выходом воздуха через нос;

смычно-проходные боковые [л] и [л"], при артикуляции которых воздух проходит сбоку от преграды, создаваемой кончиком языка и верхними зубами.

Долгота/краткость. В русском языке только два звука: [ш"] (счастье [ш"aс"т"jи]) и [ж"] (езжу ), у которых долгота - их самостоятельный признак. Эти звуки являются непарными по признаку долготы/краткости, потому что, [ш"] отличается от звука [ш] не только долготой, но и мягкостью (это касается и соотношения звуков [ж"] и [ж]).

Однако в русской речи много долгих звуков, которые образуются в результате слияния двух соседних кратких звуков. Так, при соединении приставки рас- с глаголом сыпать появляется в результате слияния [с]+[с] долгий звук [с] ра[c]ыпать.

Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020 школьный этап по русскому языку ответы и задания, официальная дата проведения в Московской области 20-21 сентября 2019 год.

Задания и ответы школьного этапа ВсОШ по русскому языку 4-11 класс 2019-2020 онлайн:

Получить ответы и все задания ВОШ русский язык 2019-2020 (для 4-11 класса)

Некоторые задания с олимпиады:

1)Употребите слова почивать и потчевать правильно, вставьте их в предложения. Подберите синоним к каждому слову

2)В некоторых русских диалектных системах звуки [Ц] и [Ч’] находятся между собой в определенных отношениях. Установите, какие современные литературные слова «зашифрованы» в словах диалектных: челый, цисто, цай, чапать

3)В известной фразе из квази-слов, авторство которой приписывается академику Л.В.Щербе, есть одно слово, похожее на прилагательное: Гло́кая ку́ здра ште́ ко будлану́ ла бо́кра и курдя́ чит бокрёнка Выпишите это слово и докажите, что с точки зрения грамматики русского языка оно – прилагательное.

4)Какое изменение звонкого согласного происходит в одном из слов во фразе Вы с ним помягче, прошу Что именно и почему меняется? С чем это связано в произношении звуков? Приведите аналогичный пример.

5)В древнерусском алфавите последней буквой была V – ижица. Она восходит к букве греческого алфавита, поэтому в русском языке обычно употреблялась в словах греческого происхождения, часто в именах собственных. Прочитайте список слов (адаптированный вариант древней графики), в которых раньше использовалась данная буква. Определите, какой звук/звуки она в этих словах обозначает и в какой/-их позиции/-ях. Напишите данные слова в современной графике.

6)Почему в словах типа психиатр, дециметр, скафандр нередко пишут лишнюю букву? Поясните свой ответ: укажите, какую букву могут написать в таких словах и почему.

7)В советской комедии «Свадьба в Малиновке» (1967 г.) один из персонажей говорит другому «Что ты молчишь, как рыба об лед?» Какие два фразеологизма здесь смешаны?

8)Известно, что слово белобрысый содержит в своем составе древнее существительное бры (Им. п.) – современное бровь (ранее В.п.). Какие существительные женского рода входили в древности в ту же группу, что и слово бровь?

9)В системе русских звуков есть два шумных непарных согласных сложной артикуляции, сходных по какому-то одному фонетическому признаку. Но в потоке речи иногда у этих звуков возникают позиционные пары, как правило, либо на стыке слов, объединенных одним ударением, либо в словах иностранных.

10)Что такое в тексте святая София? Приведите аналогичный пример данного языкового приема в современном языке.

Посмотреть задания и ответы школьного этапа 2019-2020 другие предметы:

Загрузка...