domvpavlino.ru

«7 смертных грехов» — все, что должен знать. Перечень грехов с описанием духовной их сути

Что считается грехом

Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах своих.

Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4) .

Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.

Мы грешим «делом», когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «не сотвори себе кумира и всякого подобия». Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки - грехи делом.

Грех «словом», когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни - грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36) . Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем из ненависти, то грешим против заповеди Божией: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна» . Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.

Мы грешим «помышлением» , если имеем какие-либо желания, противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: «не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему». Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием.

Грехи «ведением» - те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим - по гордости, злобе, лености и тому подобное - и оправдываем себя ложными доводами. Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26–30).

Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13) , - говорит пророк Давид, то есть, кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: «от тайных моих очисти меня», то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых не считаю даже за грехи.

Грешить «волею» - значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так об этих грехах: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи». Отступившим от Христа и волей восстающим против Него, невозможно получить прощение; как изъясняет это тот же Апостол, говоря: «невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6, 4. 5. 6). Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины.

«Невольный грех» - тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию.

Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными»; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые.

Смертных грехов семь:гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев.

От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то и все детища их, все прочие грехи уничтожатся.

Эти смертные грехи подобятся тем семи бесам, которых изгнал Господь Иисус Христос из тела грешницы - Марии Магдалины. Их можно также сравнить и с семью врагами народа израильского, которых необходимо было истребить, чтобы войти в землю обетованную, изображающую собой Царство Небесное.

Из книги Радостные вести Комментарий на Послание ап. Павла к Галатам автора Ваггонер Эллет

Под законом, под грехом Мы все были заключены под законом до того времени, пока не открылась вера. Мы знаем, что все, что не по вере, есть грех (см. Рим. 14:23), поэтому быть «под стражею закона» равносильно тому, что быть под грехом. Благодать Божья несет спасение от греха,

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

1. Божий суд над грехом. Поскольку грех - это глубоко укоренившееся противление всему доброму, чистому и истинному, его нельзя игнорировать. «Возмездие за грех - смерть» (Рим.

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

5. Почему среда считается постным днем наравне с пятницей? Вопрос:Почему среда считается постным днем наравне с пятницей? Ведь события распятия Спасителя и предательства Иуды несопоставимы по масштабам. На Голгофе состоялась наше спасение, а иудины сребренники скорее

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

5. Является ли лень грехом? Вопрос:Является ли лень грехом, и где в Священном Писании подробно освещён вопрос о труде и лени?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Лень есть проявление вялости и бездействия. Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к

Из книги Конец веры [Религия, террор и будущее разума] автора Харрис Сэм

Почему пентаграмма (пятиконечная звезда) считается сатанинским символом? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПотому что некоторые оккультные общества как в древнее, так и в наше время избирали пентаграмму магическим знаком. Вмместе с тем надо

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Является ли грехом хвастовство? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Слово хвастовство происходит от древне-славянского «хвастати» - лгать, прибавлять в разговоре лишнее. Следовательно, хвастающийся человек согрешает ложью и

Из книги Бог не хочет страдания людей автора Ларше Жан-Клод

Почему близость между любящими друг друга людьми считается смертным грехом? иеромонах Иов (Гумеров)Прежде всего, надо ясно сознавать, что такое грех и почему Божественное откровение относит блуд и прелюбодеяние к числу смертных грехов. Господь Бог сотворил мир

Из книги Преподобный Иоанн Лествичник автора Агриков Тихон

Является ли лень грехом? иеромонах Иов (Гумеров)Лень есть проявление вялости и бездействия. Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни

Из книги автора

Считается ли самоубийством смерть от передозировки наркотиками или алкоголем? иеромонах Иов (Гумеров)Нет. Самоубийством является осознанное лишение себя жизни. Оно совершается в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни.

Из книги автора

Почему курение является грехом? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряРазличные болезни души святые отцы определяют понятием страсть. Существуют различные классификации страстей. Человек соединяет в себе плотское и духовное начала. Поэтому в

Из книги автора

Почему среда считается постным днем наравне с пятницей? иеромонах Иов (Гумеров)Предательство Божественного Учителя одним из учеников является тяжким грехом. Поэтому пост в среду не только напоминает об этом страшном падении, но и обличает и нас: своими грехами мы вновь

Из книги автора

Война с грехом В Соединенных Штатах Америки, как и в большинстве других стран мира, некоторые виды удовольствий противозаконны. Если ты предаешься таким удовольствиям даже у себя дома, к тебе в дверь могут постучаться вооруженные люди, которые тебя арестуют. Самое Из книги автора

2. Этап возрождения и борьбы с грехом Подойдя ко второму этапу нравственной жизни - возрождению плотского человека и его борьбы с грехом, сравним его понимание святыми отцами. Имеются ли в этом вопросе какие-либо расхождения между ними, или они так же единомысленны, как и

«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего;

я сказал: «исповедую Господу преступления мои»,

и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5)

Данный перечень приводится для того, чтобы готовящийся к исповеди мог поглу6же рассмотреть себя, поточнее найти выражения, названия своих болезней. Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, что бы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открыть их пред Богом, вынимать их из своей души как гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них.

Неверие. Атеизм. Несохранение обетов Святого Крещения. Непочитание икон, неношение нательного креста.

Маловерие . Сомнение во всемогуществе и милосердии Творца. Ненадеяние на спасение, отчаяние, помыслы и попытки самоубийства. Недоверие к Промыслу Божию. Неупование на Господа. Опасение старости, бедности, болезней, будущих скорбей. Неблагодарение Бога за все, что с нами происходит. Приписывание успехов себе и ропот за неудачи на Бога. Взгляд на Православие, как на национальную традицию, набор внешних обрядов. Расхождение наших слов и дел в храме и за церковной оградой.

Суеверие и ересь. Вера в приметы, сны, гороскопы, астрологические прогнозы. Обращение за помощью к посредникам бесовской силы — оккультистам: экстрасенсам, биоэнергетикам, бесконтактным массажистам, гипнотизерам, народным целителям, колдунам, ворожеям, знахарям, гадалкам, астрологам, парапсихологам, сайентологам. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием, чтение оккультной литературы. («Белых» колдунов и целителей не существует. Даже если они читают молитвы, вешают на сцене иконы и уверяют в своей любви к Церкви — не верьте! По учению Святых Отцов, это волки в овечьей шкуре). Участие в сеансах кодирования, снятия «порчи и сглаза», спиритизма. Контактирование с НЛО и «высшим разумом». Подключение к «космическим энергиям». Изучение теософии, восточной философии и религиозных культов, занятие йогой, медитацией, следование системе Порфирия Иванова. Изучение «живой этики» Рерихов, дианетики и сайентологии (учение Хаббарда) и участие в сеансах одитинга и др.

Посещение выступлений протестантских проповедников, участие в собраниях баптистов, евангелистов, адвентистов, пятидесятников (харизматиков), «церкви «Слово Жизни», мунитов («церковь объединения»), «свидетелей Иеговы», «богородичного центра», «белого братства» и других неправославных религиозных организаций. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием. Участие в неправославных богослужениях, принятие крещения у сектантов. Посещение служб и участие в Таинствах у раскольников, многие из которых именуют себя православными, но не состоят в общении с Русской Православной Церковью: староверы-беспоповцы, униаты (греко-католики) и прочие («Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат», «Свободная Православная Церковь», «Истинная Православная Церковь» и т.п.). Агитация и распространение идей упомянутых сект, «церквей» и организаций.

Кощунство и божба . Ропот на Бога за страдания, которые кажутся нам незаслуженными. Неблагоговейное отношение к Богу, церковным святыням, Таинствам. Непочтительность к священнослужителям. Упоминание имени Божия или Пресвятой Богородицы всуе (в бытовых разговорах в качестве междометий: «Ах, ты, Господи», «Бог с ним», «Все у нас не слава Богу» и др.). Упоминание священных слов в шутку, в гневе, наряду с оскорблениями. Молитва о наказании другого человека. Также греховно грозить гневом Господним своим недругам. Призывание нечистой силы в гневе или простом разговоре (чертыхание). Употребление непристойных слов.

Немолитвенность. Пренебрежение к церковной службе. Непосещение церкви по воскресным и праздничным дням. Опоздание на церковную службу по причине нерадения и уход из храма прежде окончания службы. Невнимательность и рассеянность на домашней и церковной молитве. Разговоры во время богослужения. Нечастая исповедь и причащение без должного приготовления. Непонимание смысла совершаемых Таинств и отсутствие интереса к этому познанию. Неисполнение утренних и вечерних молитвенных правил. Неисполнение молитвы до и после еды.

Эгоизм и эгоцентризм. Самолюбие. Непочитание родителей, непочитание старших. Неимение любви к ближнему, нетерпение, немилосердие, мнительность, ревность, подозрительность нрава, непостоянство в отношении к ближним. Чрезмерная забота о своем здоровье.

Гордость и тщеславие. Высокое мнение о себе, о своих мнимых достоинствах. Высокоумие, потеря простоты. Своеволие, непослушание. Самооправдание, осуждение ближнего. Небрежение к своему духовному состоянию, с желанием поучать и «спасать» других. Искание славы, похвалы от людей. Неодинаковое отношение к окружающим (лицеприятие). Творение добрых дел, милостыня и молитва на виду, на показ людям (лицемерие). Человекоугодие, хитрость, лесть. Обидчивость. Зависть. Упрямство.

Духовная прелесть. Мнение о своей избранности, почитание себя достойным и достигшим особого духовного совершенства. Принятие снов за божественные «откровения». Доверчивое отношение к явлениям наяву видений и знамений. Желание видеть ангелов, сподобляться откровений Божиих, исцелять людей, совершать чудеса.

Уныние. Угасание любви к окружающим, равнодушие к чужому страданию, неумение радоваться радости ближнего. Сомнение в возможности прощения своих грехов. Хладность и теплохладность к духовному, нерадение о спасении. Лень. Любление телесного покоя, пустая мечтательность. Пустое времяпровождение, «убивание времени». Излишний сон. Телевизионная всеядность. Пристрастие к компьютеру. Чтение пустых книг.

Празднословие. Многословие. Пустые, бесполезные разговоры. Сплетни, пересказ слухов. Пение страстных песен. Любовь к спорам. Пустой смех, шутки, остроты, анекдоты.

Ложь. Введение ближнего в заблуждение словом, делом или молчанием. Неисполнение данных обещаний. Лукавство. Подхалимство. Сплетни, выдумки и преувеличения в праздных беседах. Клевета. Смелое рассуждение о малопонятных вещах. Шутки, основанные на обмане. Утаение грехов на исповеди.

Сребролюбие. Пристрастие к деньгам, вещам, ко всякого рода материальным благам, проявляющееся как в форме расточительности, так и в противоположной ей скупости. Желание богатства. Любовь к подаркам. Зависть. Не милосердие, презрение к нищим. Чрезмерная забота о своем благосостоянии и страх его потерять. Азартные игры.

Воровство. Незаконное присвоение чужого имущества (частного или государственного). Невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время. Тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости. Нанесение ущерба имуществу ближнего. Взымание оплаты своего труда сверх положенного (лихоимство).

Чревоугодие. Отношение к еде, как к источнику удовольствия. Объядение. Пьянство. Курение. Несоблюдение постов (многодневных — Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; однодневных — по средам и пятницам, и в особые, установленные Церковью, дни). Употребление пищи от скуки, от уныния, от безделья. Недовольство пищей.

Блудодеяние. Блуд, так называемый «гражданский брак». Прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Кровосмешение. Мужеложство, скотоложство, рукоблудие. Совращение, насилие. Просмотр соблазнительных зрелищ, распутных фильмов, картин, книг. Соблазнительные разговоры, непристойные истории. Блудные мечтания. Невоздержание в супружеской жизни в постные дни.

Гнев. Раздражительность. Вспыльчивость, принятие гневных помыслов. Вынашивание в помыслах отмщения и гнева, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума. Грубость. Непристойный крик, спор, бранные и жестокие слова. Памятозлобие. Ненависть, вражда, непримиримость, мстительность, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

Убийство. Лишение жизни другого человека. Попытка самоубийства. Аборт (убийство во чреве). Рукоприкладство, нанесение побоев, ран, увечий. Подстрекание на драку, стравливание людей сплетнями, наговорами, клеветой. Неоказание помощи больному, умирающему, бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения. Убийство животных без нужды, истязание их. Не воспитание детей в православной вере. Издевательство, насмешка над чужим горем.

смертных грехов: чревоугодие, гнев, зависть, похоть, алчность, гордость и лень. Все знают, но не все из нас считают каждый из семи по списку грехом. Кто-то руководствуется своими личными взглядами, кто-то исходя из реалий устройства теперешнего общества. Кто-то не понимает, кто-то лукавит, кто-то не верит, но главное — никто не замечает как эти семь из нас медленно делают рабами наших пороков и приумножают, расширяют «ассортимент» наших грехов. Далее подробнее.

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня, тщеславие, духовная леность, гнев, уныние, алчность, сладострастие и чревоугодие. Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть. Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность.

Слово, переведенное как «блаженны» , является синонимом слову «счастливы» . Почему Иисус не ставит в один ряд счастье человека с тем, что он имеет: успех, обеспеченность, власть и т.д.? Он говорит, что счастье это следствие определенного внутреннего состояния, которое не зависит от того, что происходит вокруг, пусть даже человека злословят и преследуют. Счастье является следствием взаимоотношений с Творцом, ведь именно Он дал нам жизнь и лучше всех знает, в чем ее смысл, а значит и счастье. Зависть появляется только тогда, когда человек не любит и поэтому не счастлив. Появляется пустота в душе, которую некоторые безуспешно пытаются заполнить вещами или мыслями о них.

А. В Ветхом Завете
— примеры зависти (Быт 37:11 ; Чис 16:1-3 ; Пс 105:16-18 )
— заповедь не завидовать (Притч 3:31 ; Притч 23:17 ; Притч 24:1 )

Б. В Новом Завете
— примеры зависти (Мф 27:18 ; Мк 15:10 ; Флп 1:15-17 )
— отрицательные последствия зависти (Мк 7:20-23 ; Иак 3:14-16 )
— положительные последствия зависти (Рим 11:13-14 )
— зависть среди других грехов (Рим 1:29 ; Гал 5:20 ; 1Пет 2:1 )
— любовь не завидует (1Кор 13:4 )

ГНЕВ

Если человек увидит себя в зеркале в припадке гнева, ярости, он просто ужаснется и не узнает сам себя, настолько изменился его облик. Но гнев помрачает не только и не столько лицо, сколько душу. Гневающийся становится одержим бесом гнева. Очень часто гнев порождает один из самых стражных грехов — убийство. Из причин вызывающих гнев хотелось бы отметить прежде всего самомнение, самолюбие, завышенную самооценку – частую причину обидчивости и гнева. Легко быть спокойным и снисходительным, когда тебя все хвалят, а тронь только пальцем, сразу видно, чего мы стоим. Горячность, вспыльчивость может быть, конечно, следствием чересчур темпераментного характера, но все же характер не может служить оправданием для гнева. Человек раздражительный, горячий должен знать эту свою черту и бороться с ней, учиться сдерживаться. Как одну из причин гнева можно рассматривать зависть — ничто так не раздражает, как благополучие ближнего…

Два мудреца жили в одном и том же скиту в пустыне Сахара, и вот один из них сказал другому: «Давай, что ли, побранимся с тобой, а не то вскорости перестанем понимать толком, какие страсти нас мучают». «Я не знаю, как затевать ссору» , — ответил второй пустынник. «Сделаем так: я поставлю эту миску сюда, а ты скажешь: «Это — мое». Я же отвечу: «Она принадлежит мне!» Мы начнем спорить, а потом и поругаемся» . Так они и поступили. Один сказал, что миска — его, а другой возразил. «Не будем терять времени , — сказал тогда первый. — Забирай ее себе. Ты не слишком удачно придумал насчет ссоры. Когда человек сознает, что обладает бессмертной душой, он не станет спорить из-за вещей» .

Справиться с гневом самому не легко. Молитесь Господу прежде, чем дела ваши делаете и милость Господня избавит вас от гнева.

А. Гнев человека

1. Гнев таких людей, как
— Каин (Быт 4:5-6 )
— Иаков (Быт 30:2 )
— Моисей (Исх 11:8 )
— Саул (1Цар 20:30 )
— Давид (2Цар 6:8 )
— Нееман (4Цар 5:11 )
— Неемия (Неем 5:6 )
— Иона (Иона 4:1,9 )

2. Как контролировать наш гнев
— мы должны воздерживаться от гнева (Пс 36:8 ; Еф 4:31 )
— мы должны быть медленны на гнев (Иак 1:19-20 )
— мы должны владеть собой (Притч 16:32 )
— в нашем гневе мы не должны грешить (Пс 4:5 ; Еф 4:26-27 )

3. Мы можем быть ввержены в геенну огненную из-за гнева (Мф 5:21-22 )

4. Мы должны позволять Богу мстить за грех (Пс 93:1-2 ; Рим 12:19 ; 2Фес 1:6-8 )

Б. Гнев Иисуса

— на несправедливость (Мк 3:5 ; Мк 10:14 )
— на кощунство в Храме Божием (Ин 2:12-17 )
— на последнем суде (Откр 6:16-17 )

В. Гнев Бога

1. Божий гнев праведен (Рим 3:5-6; Откр 16:5-6)

2. Причины Его гнева
— идолопоклонство (1Цар 14:9 ; 1Цар 14:15 ; 1Цар 14:22 ; 2Пар 34:25 )
— грех (Втор 9:7 ; 4Цар 22:13 ; Рим 1:18 )
— безверие (Пс 77:21-22 ; Ин 3:36 )
— дурное отношение к другим (Исх 10:1-4 ; Ам 2:6-7 )
— отказ раскаяться (Ис 9:13 ; Ис 9:17 ; Рим 2:5 )

3. Выражение Его гнева
— временные осуждения (Чис 11:1 ; Чис 11:33 ; Ис 10:5 ; Плач 1:12 )
— в день Господень (Рим 2:5-8 ; Соф 1:15 ; Соф 1:18 ; Откр 11:18 ; Пс 109:5 )

4. Господь владеет Своим гневом
— Бог медлен на гнев (Исх 34:6 ; Пс 102:8 )
— Божие милосердие больше, чем Его гнев (Пс 29:6 ; Ис 54:8 ; Ос 8:8-11 )
— Бог отвратит Свой гнев (Пс 77:38 ; Ис 48:9 ; Дан 9:16 )
— верующие избавлены от гнева Божия (1Фес 1:10 ; Рим 5:9 ; 1Фес 5:9 )

ПРАЗДНОСТЬ

Праздность — избегание физической и духовной работы. Уныние, которое тоже входит в состав этого греха, является состоянием беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. По словам Иоанна Лествичника, одного из создателей списка семи грехов, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» . Господь наделил нас Разумом, который способен стимулировать наши духовные поиски. Здесь вновь стоит привести слова Христа из Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6 ) .

В Библии не говорится о лени как о грехе, но говорится как о непродуктивной черте характера. Под ленью понимается вялость и бездействие человека. Ленивый должен брать пример с трудолюбивого муравья (Притч 6:6-8 ) ; ленивый — обуза для других людей (Притч 10:26 ) . Оправдываясь, ленивый только наказывает себя, т.к. приводимые им доводы глупы (Притч 22:13 ) и свидетвуют о его скудоумии, вызывая насмешки людей (Притч 6:9-11 ; Притч 10:4 ; Притч 12:24 ; Притч 13:4 ; Притч 14:23 ; Притч 18:9 ; Притч 19:15 ; Притч 20:4 ; Притч 24:30-34 ) . Немилосердному суду подвергнется тот, кто жил только для себя и не реализовал дарованный ему талант (Мф 25:26 и след.) .

АЛЧНОСТЬ

В Библии вы не найдёте слово «жадность». Однако это не значит, что Библия обошла своим вниманием проблему жадности. Совсем наоборот, Слово Божье очень пристально и внимательно рассматривает этот человеческий порок. И делает оно это, разложив жадность на её составляющие:

1. Сребролюбие (есть любовь к деньгам) и любостяжание (стремление к обогащению). «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф 5:5 ) .
Сребролюбие, будучи корнем всех зол (1Тим 6:10 ) , является фундаментом жадности. Все остальные составляющие жадности и все остальные человеческие пороки берут начало в сребролюбии. Господь учит нас не быть сребролюбивыми: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр 13:5 ) .

2. Лихоимство и мздоимство
Лихоимство – это требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Мзда – награда, вознаграждение, плата, возмездие, барыш, корысть, прибыток, взятка. Мздоимство – взяточничество.

Если сребролюбие является фундаментом жадности, то лихоимство – правая рука жадности. Об этом пороке в Библии сказано, что он исходит из сердца человека: «Далее [Иисус] сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло изнутри исходит и оскверняет человека» (Мк 7:20-23 ) .

Библия называет лихоимцев и мздоимцев нечестивыми: «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия» (Еккл 7:7 ). «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце» (Притч 17:23 ) .

Слово Божье предупреждает нас о том, что лихоимцы Царства Божия не наследуют: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор 6:9-10 ) .

«Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис 33:15-16 ) .

3. Алчность:
Алчность – жажда наживы. Природа алчного человека хорошо описана в книге пророка Амоса «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, — вы, которые говорите: когда же пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать» (Ам 8:4-6 ). «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч 1:19 ) .

Исх 20:17 ) . Иными словами, эта заповедь обращается к человеку с призывом: «Не будь алчным!»

4. Скупость:
«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор 9:6-7 ) . Отличается ли скупость от алчности? Эти слова являются почти синонимами, но некоторое различия между ними всё-таки есть. Скупость, в первую очередь, нацелена на сохранение имеющегося, а алчность и жадность ориентированы на новые приобретения.

5. Корыстолюбие
«Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя» (Пс 9:24 ). «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить» (Притч 15:27 ) .

Корыстолюбие – это грех, за который Господь наказывал и наказывает людей: «За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца» (Ис 57:17 ) . Слово Божье предупреждает христиан, «чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали» (1Фес 4:6 ) .

Отсутствие корыстолюбия – обязательная черта истинных служителей Божьих: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив…» (1Тим 3:2-3 ); «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы…» (1Тим 3:8 ) .

6. Зависть:
«Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Притч 28:22 ). «Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно» (Притч 23:6-8 ) .

Десятая Заповедь запрещает нам желать чужого добра: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17 ) . Однако известно, что подобные желания чаще всего возникают у людей из-за зависти.

7. Эгоизм:
Об эгоизме у нас уже была достаточно глубокая беседа. Мы не будем к ней возвращаться, напомним лишь, что составными частями эгоизма являются похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Мы это назвали триединой природой эгоизма: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин 2:16 ) .

Жадность является составной частью эгоизма, ибо похотью очей является всё, чего желают ненасытные глаза человека. Именно против похоти очей предупреждает нас десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17 ) . Итак, эгоизм и жадность – два сапога – пара.

8. Ненасытность:
Слово Божье предупреждает о том, что глаза человека ненасытны: «Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие» (Притч 27:20 ). «У ненасытимости две дочери: «давай, давай!»» (Притч 30:15 ) «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!» (Еккл 5:9 ) «И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это – суета и недоброе дело!» (Еккл 4:7-8 ) .

Основная причина жадности, – это духовная пустота: духовные голод и жажда, с которой рождается человек на свет. Духовная пустота образовалась в душе человека в результате духовной смерти, ставшей последствием его грехопадения. Бог сотворил человека совершенным. Когда человек жил с Богом, он не был жадным, но без Бога жадность стала чертой характера человека. Что бы он ни делал, он не в состоянии заполнить эту духовную пустоту. «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6:7 ) .

Жадный человек, не понимая, в чём причина его неудовлетворённости, пытается заглушить её материальными благами и богатствами. Он, бедняга, не понимает, что духовную нищету не восполнишь никакими материальными благами, так же как духовную жажду не утолить ведром воды. Всё, что нужно такому человеку, это обратиться к Господу, который, являясь единственным источником живой воды, способен заполнить духовную пустоту в душе.

Сегодня Господь обращается к каждому из нас через пророка Исаию: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» (Ис 55:1-3 ) .

Только Господь и Спаситель Иисус Христос способен утолить духовный голод и духовную жажду всякого, кто к Нему приходит: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6:35 ) .

Разумеется, невозможно избавиться от жадности за один день, тем более, если вы уже давно находитесь в рабстве этого порока. Но попытаться непременно стоит. (Втор 24:19-22 ; Мф 26:41 ; 1Тим 6:11 ; 2Кор 9:6-7 ; Кол 3:2 ; Рим 12:2 ; 1Тим 6:6-11 ; 3Ин 1:11 ; Евр 13:5-6 )

В следующий раз, когда у вас появляется желание на ком-то нажиться или возникнет нежелание с кем-либо делиться, вспоминайте слова Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20:35 )

А. Заповедь об алчности

— в Ветхом Завете (Исх 20:17 ; Втор 5:21 ; Втор 7:25 )
— в Новом Завете (Рим 7:7-11 ; Еф 5:3 ; Кол 3:5 )

Б. Алчность приводит к другим грехам (1Тим 6:10 ; 1Ин 2:15-16 )

— обману (Иаков) (Быт 27:18-26 )
— прелюбодеянию (Давид) (4Цар 11:1-5 )
— неповиновению Богу (Ахан) (Нав 7:20-21 )
— лицемерному поклонению (Саул) (1Цар 15:9-23 )
— убийству (Ахав) (1Цар 21:1-14 )
— воровству (Гиезий) (4Цар 5:20-24 )
— неурядицам в семье (Притч 15:27 )
— лжи (Анания и Сапфира) (Деян 5:1-10 )

В. Удовлетворяться тем, что имеешь — средство против алчности

— заповедано (Лк 3:14 ; 1Тим 6:8 ; Евр 13:5 )
— опыт Павла (Флп 4:11-12 )

ЧРЕВОУГОДИЕ

Чревоугодие — это грех против второй заповеди (Исх 20:4 ) и есть один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники выше всего поставляют чувственное удовольствие, то, по слову апостола, у них бог чрево, или, иначе сказать, чрево есть их идол: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп 3:19 ) .

Сладости могут стать идолом, предметом вожделений и постоянных мечтаний человека. Это несомненно чревоугодие, но уже в мыслях. Этого также нужно остерегаться. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф 26:41 ) .

Чревоугодие в буквальном смысле означает неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Дело здесь не только в еде, но и в несдерживаемом желании потреблять больше, чем того требуется. Однако борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. Еда безусловно важна для существования, но она не должна становиться смыслом жизни, тем самым заменяя заботы о душе, на заботы о теле. Вспомним слова Христа: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» (Мф 6:25 ) . Это очень важно понять, т.к. в современной культуре обжорство определяется скорее медицинским недугом, чем нравственным понятием.

СЛАДОСТРАСТИЕ

Этот грех характеризуется не только внебрачными половыми связями, но и самим страстным желанием плотских удовольствий. Обратимся к словам Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф 5:27-28 ) . Человек, которого Господь наделил Волей и Разумом, должен отличаться от животных, которые слепо идут на поводу у своих инстинктов. Также к похоти стоит отнести и различные виды сексуальных извращений (зоофилия, некрофилия, гомосексуализм и др.), которые по своей сути противоречат человеческой природе. (Исх 22:19 ; 1Тим 1:10 ; Лев 18:23-24 ; Лев 20:15-16 ; Втор 27:21 ; Быт 19:1-13 ; Лев 18:22 ; Рим 1:24-27 ; 1Кор 6:11 ; 2Кор 5:17 )

Списку грехов противопоставляется перечень добродетелей. Гордыне - смирение; жадности - щедрость; зависти - любовь; гневу - доброта; сладострастию - самоконтроль; чревоугодию - умеренность и воздержание, а лени - усердие. Фома Аквинский среди добродетелей особо выделял Веру, Надежду и Любовь.

Тяжкие грехи

Наши грехи многочисленны, однако все их можно свести к следующим восьми: гордость, тщеславие, сребролюбие, блуд, гнев, объядение, зависть и нерадение . Все они называются смертными, ибо умерщвляют наши души и являются главой, корнем и основанием для остальных грехов. Посредством восьми смертных грехов с нами борются три смертных врага: плоть, мир и диавол . Плоть ввергает нас в блуд, объядение и нерадение. Мир толкает к сребролюбию и безграничной жажде стяжания материальных благ. Диавол вселяет в нас гордость, тщеславие, гнев и зависть. Разумеется, лукавый толкает нас на совершение всякого беззакония, однако ни над чем другим так не трудится бес, как над тем, чтобы вселить в нас гордыню и соделать нас через это своими подражателями и последователями.

Помимо этих восьми смертных грехов, о которых мы далее расскажем более подробно, существуют еще шесть столь же тяжких, порождаемых этими восьмью, речь о которых пойдет в настоящей главе.

Первым и наиболее тяжким из всех является мерзкое и трижды проклятое богохуль

ство , порожденное не кем иным, как самим изобретателем зла - диаволом. Ведая, что оно тяжелее блуда, убийства, распутства и какого бы то ни было бесчинства и что его одного достаточно, чтобы навеки заключить человека в огненную геенну, диавол часто к нему прибегает. Богохульник - это враг Божий. Возбужденный и разъяренный лукавым, он, безумный, в порыве своего гнева готов броситься с кулаками на Самого Господа либо на хулимого им святого, окажись они в этот момент перед ним. Об этом святой Августин говорит, что во много крат тяжелее согрешают злословящие Христа - Царя Небесного, чем распявшие на земле Христа - Человека.

В грех богохульства в большей степени впадают мужчины. Женщинам обычно присущ другой грех - проклинание, который, впрочем, по своей природе равноценен богохульству. Когда их постигают несчастья, они с негодованием восстают против Промысла и правосудия Божия, причитая, о безумные, что, дескать, Божий суд несправедлив. Если, например, кто-нибудь из любимых ими родственников умирает, тяжело заболевает или каким-либо образом страдает, тогда вместо того, чтобы прославлять Всесильного, они проклинают день своего рождения, призывают в отчаянии смерть и предаются безудержным рыданиям. Они не скупятся на жалобы в адрес Бога, якобы «посылающего им несчастья и горе». Очень часто они забываются

и, совершенно предав себя во власть диавола, начинают извергать страшные, неслыханные сатанинские проклятия. Все это суть глаголы богохульные, достойные лишь мучающихся в аду. Эти слова единят их, в них все хулящие находят согласие.

Итак, ты, страшащийся попасть в ад и возжелавший сладкого рая, смирись и безропотно склони главу перед постигающими тебя по попущению Божию несчастьями. Прими их из Его Божественной руки как исцеляющее снадобье, как уготованный для твоего спасения Премудрым Врачом бальзам. Уверуй без тени сомнения, что Преблагой Творец справедливо и мудро посылает тебе несчастья и скорби и делает это исключительно ради твоей душевной пользы. Ибо говоря, что Господь поступает с тобой несправедливо, ты как бы утверждаешь, что Он вовсе не Господь. И если ты говоришь, что несчастье твое велико и что его невыносимая тяжесть заставляет тебя извергать хулу на Бога, то поразмысли благорассудно и пойми, что своим противлением Богу ты не только не облегчаешь их, но лишь усугубляешь.

Чтобы твои несчастья не казались тебе столь тяжелыми, поразмысли о следующих четырех вещах: 1) о ниспосланных тебе от Господа благодеяниях и дарах, 2) о бесчисленных сотворенных тобой против Него прегрешениях, 3) о мучениях в аду, которых ты становишься достоин, творя беззакония, и 4) о славе рая, обещанной тебе Господом, не

смотря на твое недостоинство. Когда осознаешь все это, любые горести и постигшие тебя скорби покажутся тебе мелкими и незначительными.

Вторым тяжким грехом является клятвопреступление , то есть ложная клятва на Евангелии или Честном Кресте во имя Господа Бога, Пресвятой Богородицы или святого. Как и богохульство, этот грех направлен прямо против Бога и тяжелее грехов, направленных против ближнего. Каждое клятвопреступление - это смертный грех, потому как является поруганием Божественного величия.

Третьим тяжким грехом является хищение - присвоение чужих вещей без разрешения их владельца. Все время, пока ты держишь при себе чужую вещь, ты пребываешь под смертным грехом. Одного желания ее возвратить недостаточно. Необходимо не только возвратить эту вещь, но и возместить ущерб, который был причинен его владельцу за время отсутствия у него украденной вещи.

Четвертым грехом является преступление какой-либо церковной заповеди или канона святых апостолов и отцов Церкви , соблюдение которых должно быть незыблемо для всех христиан. Таковыми, например, являются хождение в церковь по воскресным дням и праздникам, исповедь, причащение, пост в установленные Церковью дни и другие.

Пятым тяжким грехом является осуждение . Упрекая и очерняя своего ближнего, ты при

чиняешь ему большой ущерб, подталкиваешь его к опасным действиям, ибо пятнаешь его честь и достоинство - нечто куда более драгоценно, чем любое имущество и материальное сокровище. Поистине, как осмеливаются, бесстыдные, осуждать ближнего, когда даже не ведают о природе вещей, о которых берутся судить? И даже если обладают таким ведением, неужели они никогда не слышали слов Господа: Не судите ближних своих, дабы не судил и вас Бог; не осуждайте их, и не осудит вас Бог (ср.: Мф. 7,1). Ты обязан исполнять эту спасительную заповедь, даже если увидишь кого-либо явно согрешающего. Покрой его поступок, насколько это возможно, и Господь покроет твои прегрешения.

Шестым и последним тяжким грехом является ложь . Малая и незначительная ложь, не влекущая за собой последствий, естественно, не может считаться тяжким грехом. Однако если ложь наносит материальный или нравственный ущерб ближнему, то тогда она становится грехом тяжким. В этом случае ты, являющийся непосредственной причиной этого вреда, должен исправить его и любой ценой возместить. Только так Господь простит тебя за причиненное твоей ложью зло.

Таковы шесть тяжких грехов, порождаемых восьмью смертными. И те, и другие необходимо тщательно избегать, ибо они умерщвляют нашу душу и ведут ее к вечной погибели.

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

ГРЕХИ 1. Исповеданные и оплаканные не вспоминаются на СудеУсвояем мы сие благою верою, сокрушенною исповедию, трудами по изглаждению грехов и возненавидением их. (Вып. 1, пис. 118, стр. 122)2. Исповеданные не следует поминать на духуПоминать ли грехи исповеданные и при Божией

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

9. Многие из тех, кто ушел из ЦХ, вынесли оттуда идею, что больше нигде нельзя спастись, махнули рукой на свое спасение и пустились во все тяжкие Повседневная жизнь “Московской ЦХ” почти ничем не отличается от жизни зарубежных ее организаций. Главное событие - воскресная

Из книги Мысли христианина о покаянии и причащении автора Кронштадтский Иоанн

Грехи плоти «Явлена (же) суть дела плотская... А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми». Гал. 5, 19–24. Дух силен, мощен оттого он легко носит тяжелое вещество; а плоть косна, бессильна, и потому ее легко подавляет родное ей вещество. Поэтому Бог, яко ничтоже,

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

15. Готовясь к исповеди я свои грехи записал на бумаге. Разрешительная молитва была прочитана надо мной. т.е. что я там написал священник не знал. В таком случае за эти грехи надо исповедоваться еще раз или они уже прощены Господом? Вопрос: Готовясь к исповеди я свои грехи

Из книги Второе послание к Тимофею автора Стотт Джон

3. Грехи вызывают болезни, то есть человек получает болезнь за грехи, для осознания своего неправильного поведения, неправильного пути. Зачем его исцелять, ведь он снова вернется к своему греху? Христос исцелял, чтобы вернуть человека во грех? Вопрос:Грехи вызывают

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Грехи 1. Что такое Покаяние? Вопрос:Покаяние – это разговор с духовником, или просто искреннее раскаяние в своих грехах?Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:Как разнообразны способы нашего общения с Богом, так и различны условия и

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

1. Грядут тяжкие времена (стихи 1, 2а) 1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. 2 Ибо люди будут самолюбивы… Почему Павел начинает эту главу с обращения к Тимофею: «Знай же…»? В конце концов, существование активно действующей оппозиции христианству ни для кого

Из книги Исповедаю грех, батюшка автора Алексий Мороз

Грехи Грех – это нарушение христианского нравственного закона – такое его содержание отражено в Послании апостола Иоанна: Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (1 Ин. 3; 4).Самые серьезные грехи, приводящие при их нераскаянности к гибели человека, называются

Из книги Сатана. Биография. автора Келли Генри Ансгар

Смертные грехи Как мы уже упоминали ранее, смертными в христианстве называют такие грехи, которые ведут к смерти духовной. По мнению Православной церкви, избавиться от них поможет только чистосердечное раскаяние на исповеди и точное выполнение епитимьи. Священное

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

ГРЕХИ ОСОБО ТЯЖКИЕ И БОГОПРОТИВНЫЕ грехи смертные:ГордостьСребролюбиеПрелюбодеяниеЗавистьЧревоугодиеГневУныниегрехи хулы на Духа Святого:Отчаяние - чувство, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до самоубийства.Упорство в неверии, отрицание любых

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

2.1 Грехи людей, грехи ангелов: Бытие 1-11 и «Книга Еноха» Как я отмечал ранее, тематический анализ Еврейской Библии указывает на то, что священная история для евреев изначально начиналась с 12-й главы Книги Бытия, историей Авраама, потому что в дальнейшем нет ссылок на

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

Кто прощает грехи? Когда через несколько дней Иисус вернулся в Капернаум, сразу стало известно, что Он опять дома. 2 И к Нему пришло так много людей, что даже перед домом недоставало места. Иисус возвещал им слово Божие, 3 когда четверо принесли к Нему человека, разбитого

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Грехи Иерусалима 1 Было ко мне слово Господа:2 - Сын человеческий, будешь ли судить его? Будешь ли судить этот кровавый город? Тогда укажи ему на все его омерзительные обычаи 3 и скажи: «Так говорит Владыка Господь: О город, который, навлекая кару, проливает посреди себя

Из книги Карманные записки молодого священника автора Скрынников Антоний

Глава 18: О терпении немощей и о происходящей от этого пользы, а также о том, что Бог посылает некоторым добродетельным людям тяжкие страдания ради их окончательного очищения и спасения 1. Из ДиадохаБлагочестивейший отец по имени Спаис основал несколько монастырей в месте

Из книги автора

Бог столько не прогневляется на грехи мирян, сколько на грехи монахов Посему никто из нас да не будет безбожником, или смутьяном, или обидчиком, блудолюбцем, (328) ропотливым, сплетником, нерадивым, лентяем, ибо гнев Божий велик, близок, он отомщает за провинности. Бог столько

Из книги автора

«Мелкие» грехи Я солидарен с мнением, что деление грехов на смертельные и не очень – условно. Любой грех страшен и ведет к смерти души – особенно если в нем не каяться. И если один человек всю жизнь убивал и не каялся, а другой «только» воровал и тоже не каялся, то погибнут

Часто используя в своём лексиконе слово «грех», не всегда до конца понимает его толкование. В результате термин употребляется не по назначению, постепенно лишаясь своего истинного содержания. В наши дни грех воспринимается как что-то запретное, но одновременно привлекательное. Совершив его, люди кичатся, гордясь своим поступком в стиле «плохого мальчика», обретая с его помощью популярность и скандальную репутацию. Такие индивиды не осознают: на самом деле даже малейшие грехи в православии - то, за что каждый из нас понесёт тяжёлое и вечное наказание после смерти.

Что такое грех?

Религия по-разному его трактует. Обычно считается, что грехи в православии - это состояния души человека, диаметрально противоположные морали и чести. Совершая их, он идёт вразрез со своей истинной природой. Известный богослов Иоанн Дамаскин, живший в VII веке в Сирии, например, писал, что грех - всегда добровольное отступление от духовных правил. То есть заставить человека сделать что-то безнравственное практически невозможно. Да, конечно, ему можно пригрозить оружием или расправой над близкими. Но Библия гласит, что даже перед лицом реальной опасности он всегда имеет право выбора. Грех - это рана, которую верующий наносит собственной душе.

По мнению другого богослова, Алексея Осипова, любой проступок - следствие грехопадения человечества. Однако в отличие от первородной нечестивости, в современном мире мы несём за свои ошибки полную ответственность. Каждый индивид обязан бороться с тягой к запретному, преодолевать её всеми способами, самый лучший из которых, как утверждает православие, - исповедь. Перечень грехов, их аморальное наполнение и расплата за содеянное - об этом обязаны рассказывать преподаватели ещё в начальных классах на уроках богословия, чтобы дети с малых лет понимали суть этого зла и знали, как с ним бороться. Кроме искренней исповеди, ещё одним способом искупить собственную безнравственность является искреннее покаяние, молитва и полное изменение способа жизни. Церковь считает, что без помощи священников не всегда удаётся победить греховность, поэтому человек должен регулярно посещать храм и общаться со своим духовным наставником.

Смертные грехи

Это наиболее тяжёлые пороки человека, искупить которые можно только с помощью покаяния. Причём делать это нужно исключительно от чистого сердца: если индивид сомневается, что сумеет жить в соответствии с новыми духовными правилами, то лучше отложить этот процесс до того момента, когда душа будет полностью готова. В другом случае исповедь считается лукавой, а за ложь можно понести ещё большее наказание. Библия утверждает, что за смертные грехи душа лишается возможности попасть в рай. Если они очень тяжёлые и страшные, то единственное место, которое «светит» человеку после смерти, - ад с его кромешной тьмой, раскалёнными сковородами, бурлящими огненными котлами и прочей чертовской атрибутикой. Если же проступки одиночные и сопровождаются раскаянием, душа отправляется в чистилище, где получает шанс очиститься и воссоединиться с Богом.

Сколько же особо тяжёлых проступков предусматривает религия? Известно, что анализируя смертные грехи, список православие даёт всегда разный. В различных вариантах Евангелия можно найти перечень из 7, 8 или 10 пунктов. Но традиционно принято считать, что их всего семь:

  1. Гордыня - презрение ближнего. Ведёт к омрачению ума и сердца, отрицанию Бога и потери к нему любви.
  2. Алчность или сребролюбие. Это желание нажить богатство любым способом, что порождает воровство и жестокость.
  3. Блуд - само прелюбодеяние или мысли о нём.
  4. Зависть - стремление к роскоши. Приводит к лицемерию и унижению ближнего.
  5. Чревоугодие. Показывает излишнюю любовь к самому себе.
  6. Гнев - мысли о мести, злость и агрессия, что могут привести к убийству.
  7. Лень, порождающая уныние, печаль, скорбь и ропот.

Это основные смертные грехи. Список православие никогда не видоизменяет, так как считает, что большего зла, чем вышеописанные пороки, не существует. Ведь они являются отправной точкой для всех других грехов, включая убийство, рукоприкладство, кражу и так далее.

Гордыня

Это слишком завышенная самооценка человека. Он начинает считать себя самым лучшим и достойным. Понятно, что развивать в себе индивидуальность, необычные способности и гениальные таланты необходимо. Но вознесение своего «я» на неоправданный пьедестал почёта - самая настоящая гордыня. Грех приводит к неадекватной оценке самого себя и совершению других роковых ошибок в жизни.

От обыкновенной гордости она отличается тем, что человек начинает кичиться своими качествами перед самим Богом. В нём вырабатывается уверенность, что он сам способен достигнуть высот без помощи Всевышнего, а его таланты являются не подарком Небес, а исключительно личными заслугами. Индивид становится высокомерным, неблагодарным, самонадеянным, невнимательным к другим.

Во многих религиях грех считают матерью всех остальных пороков. И это действительно так. Человек, поражённый этим духовным недугом, начинает обожать себя любимого, отсюда следует лень и обжорство. Кроме того, он презирает всех окружающих, что неизменно приводит его к гневу и алчности. Почему возникает гордыня? Грех, утверждает православие, становится следствием неправильного воспитания и ограничения развития. Избавить человека от порока тяжело. Обычно высшие силы дают ему испытание в виде бедности или физического увечья, после которого он либо становится ещё более злым и гордым, либо очищается полностью от нечестивого состояния души.

Алчность

Второй по тяжести грех. Тщеславие - порождение алчности и гордыни, их общий плод. Поэтому эти два порока - фундамент, на котором растёт целый букет аморальных качеств характера. Что касается алчности, то она проявляется в виде неукротимого желания получать много денег. Люди, которых она коснулась своей ледяной рукой, перестают тратить свои финансы даже на необходимое, они копят богатство вопреки здравому смыслу. Кроме способа заработать, такие индивиды больше ни о чём не думают. Именно из семян алчности пускают ростки такие пороки человеческой души, как жадность, корысть и зависть. Они причина того, что вся история человечества залита кровью невинных жертв.

В наше время алчность продолжает занимать лидирующие позиции в греховной иерархии. Популярность кредитов, финансовых пирамид и бизнес-тренингов подтверждает тот печальный факт, что смысл жизни многих людей - обогащение и роскошь. Алчность - схождение с ума по деньгам. Как и любое другое помешательство, она разрушительна для личности: лучшие годы жизни индивид тратит не на поиски самого себя, а на бесконечное накопление и приумножение капитала. Часто он решается на преступление: воровство, мошенничество, коррупцию. Чтобы побороть алчность, человеку нужно понять, что истинное счастье находится внутри него, и оно не зависит от материального достатка. Противовесом является щедрость: отдавайте часть заработанного нуждающимся. Только так можно воспитать в себе умение делиться благами с другими людьми.

Зависть

Рассматривая 7 смертных грехов, православие называет этот порок одним из самых страшных. На почве зависти совершается большинство преступлений в мире: люди грабят соседей только потому, что они богаче, убивают знакомых, находящихся у власти, строят козни против друзей, злясь на их популярность у противоположного пола... Перечислять можно бесконечно. Даже если зависть не становится толчком к проступку, она неизменно спровоцирует разрушение личности человека. Например, индивид преждевременно загонит себя в могилу, терзая душу искривлённым восприятием действительности и негативными эмоциями.

Многие успокаивают себя, что их зависть - белая. Мол, они по-хорошему оценивают достижения близкого человека, что становится для них стимулом для личностного роста. Но если посмотреть правде в глаза, как ни раскрашивай этот порок, он всё равно будет аморальным. Чёрная, белая или разноцветная зависть - грех, потому что предусматривает ваше стремление провести финансовую инспекцию в чужом кармане. А иногда и присвоить то, что вам не принадлежит. Чтобы избавиться от этого неприятного и пожирающего духовность чувства, необходимо осознать: чужие блага всегда лишние. Вы - вполне самодостаточный и сильный человек, поэтому можете найти и своё место под солнцем.

Чревоугодие

Слово старинное и красивое. А ещё прямо указывает на суть проблемы. Чревоугодие - прислуживание своему телу, поклонение земным желаниям и страстям. Только подумайте, как отвратительно выглядит человек, в жизни которого главное место занимает первобытный инстинкт: насыщение организма. Слова «живот» и «животное» - родственные и похожие по звучанию. Они произошли от старославянского исходника живъ - «живой». Безусловно, чтобы существовать, индивид должен питаться. Но при этом следует помнить: мы едим, чтобы жить, а не наоборот.

Обжорство, жадность по отношению к еде, пресыщение, употребление большого количества продуктов - всё это и есть чревоугодие. Грех этот большинство людей не воспринимают всерьёз, считая, что любовь к вкусностям является их небольшой слабостью. Но стоит только посмотреть в более глобальных масштабах, как порок становится зловещим: миллионы людей на Земле умирают от голода, в то время как кто-то без стыда и совести до тошноты набивает своё брюхо. Побороть чревоугодие часто бывает непросто. Понадобится железная сила воли, чтобы придушить внутри себя низменные инстинкты и ограничить себя в еде до необходимого минимума. Строгий пост и отказ от любимых лакомств помогают справиться с чревоугодием.

Блуд

Грехи в православии - это низменные желания слабовольного человека. Проявление половой активности, что осуществляется не в благословенном церковью браке, считается блудом. Сюда можно отнести также измены, различного рода интимные извращения и беспорядочные связи. Самое главное - это только физическая оболочка того, что на самом деле гложет мозг. Ведь именно серое вещество, его воображение и способность к фантазиям посылают импульсы, толкающие человека на аморальный поступок. Поэтому в православии блудом считается также просмотр порнографических материалов, слушание похабных анекдотов, непристойные замечания и мысли - одним словом, всё, из чего рождается сам телесный грех.

Многие часто путают блуд с похотью, считая их одним и тем же понятием. Но это немного разные термины. Похоть может проявляться и в законном браке, когда муж по праву желает свою жену. И это не считается грехом, наоборот, поощряется церковью, которая считает подобную связь необходимой для продолжения рода человеческого. Блуд же - это неизменное отступление от проповедуемых религией правил. Когда говорят о нём, часто употребляют выражение «содомский грех». В православии под этим термином подразумевается противоестественное притяжение к лицам одного пола. Часто избавиться от порока невозможно без помощи опытных психологов, а также в силу отсутствия сильного внутреннего стержня внутри человека.

Гнев

Казалось бы, такое естественное состояние человека... Мы злимся или негодуем по разным причинам, но церковь это осуждает. Если посмотреть на 10 грехов в православии, этот порок выглядит не таким уж и страшным проступком. Тем более что в Библии даже часто употребляется такое понятие, как праведный гнев - подаренная Богом энергия, нацеленная на решение проблем. Как пример можно привести конфронтацию Павла и Петра. Последний, кстати, привёл неправильный пример: злое сетование Давида, услышавшего от пророка о несправедливости, и даже негодование Иисуса, узнавшего об осквернении храма. Но обратите внимание: ни один из упомянутых эпизодов не относится к самозащите, наоборот, все они подразумевают охрану других людей, общества, религии, принципов.

Гнев становится грехом только тогда, когда он преследует эгоистичные мотивы. В этом случае искажаются Божественные цели. Также он осуждается, когда является затяжным, так называемым хроническим. Вместо того чтобы генерировать негодование в энергию, мы начинаем наслаждаться им, позволяем злости подчинить нас себе. Конечно, в этом случае забывается самое важное - цель, которой нужно достичь с помощью гнева. Вместо этого мы концентрируемся на человеке и на неудержимой агрессии к нему. Чтобы справиться с ней, нужно в любом случае отвечать добром на любое зло. Это ключ к превращению гнева в истинную любовь.

Лень

Этому пороку в Библии посвящена не одна страница. Мудростью и предупреждениями наполнены притчи, говорящие о том, что праздность способна погубить любого индивида. В жизни верующего человека не должно быть места безделью, ведь оно нарушает Божью цель - добрые дела. Лень - это грех, потому что неработающий человек не способен обеспечить свою семью, поддерживать слабых, помогать неимущим. Вместо этого труд - инструмент, с помощью которого можно приблизиться к Богу, очистить душу. Главное - работать на благо не только себе, а и всем людям, обществу, государству и церкви.

Лень способна превратить полноценную личность в ограниченное животное. Валяясь на диване и живя за счёт других, человек становится язвой на теле, сосущим кровь и жизненные силы существом. Чтобы освободиться от лени, нужно осознать: без труда ты слабак, всеобщее посмешище, существо низкого ранга, не личность. Безусловно, речь не идёт о тех людях, которые в силу определённых обстоятельств не могут полноценно трудиться. Имеются в виду полные сил, физически здоровые индивиды, которые имеют все возможности принести пользу обществу, но игнорируют их из-за болезненной склонности к праздности.

Другие страшные грехи в православии

Они разделены на две большие группы: пороки, приносящие вред ближнему, и те, которые направлены против Бога. К первой относятся такие злодеяния, как убийство, побои, клевета, унижение. Библия учит нас любить ближнего, как самого себя, а также прощать виновных, почитать старших, оберегать младших, помогать нуждающимся. Всегда выполняйте в срок обещания, цените чужой труд, воспитывайте детей согласно канонам христианской веры, оберегайте растения и животных, не осуждайте за ошибки, забудьте о лицемерии, злословии, ревности и насмешках.

Грехи в православии против Бога подразумевают неисполнение воли Господа, игнорирование заповедей, отсутствие благодарности, суеверие, обращение за помощью к магам и гадалкам. Старайтесь не произносить имя Господа без необходимости, не хулите и не ропщите, учитесь не грешить. Вместо этого читайте Святое Писание, посещайте храм, искренне молитесь, духовно обогащайтесь и почитайте все

Загрузка...