domvpavlino.ru

Андрей боголюбский даты важнейших событий политической деятельности. Андрей Боголюбский: краткая биография. Миротворческая деятельность Андрея

Элементы содержания

Экономика и экономическая наука.

Само слово «экономика» происходит от греческих «ойкос» - дом и «номос» - учение, закон, что в переводе означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Очевидно, что первым это слово употребил древнегреческий философ Ксенофонт. Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Экономику изучают многие науки, среди которых важнейшей является экономическая теория. Можно выделить два уровня экономического знания (иногда говорят о двух разделах экономической теории): микроэкономику (исследует отдельные экономические единицы: рынки конкретных товаров и услуг, цены на них, экономику фирмы, семьи и т.д.) и макроэкономику (исследует фундаментальные проблемы экономической науки на уровне национального хозяйства в целом, например, экономический цикл, инфляцию, занятость и безработицу и т.д.). Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Экономика - сфера производства, обмена и распределения материальных благ в условиях ограниченных ресурсов.

Основные элементы экономической системы общества: производство, распределение, обмен, потребление материальных благ и услуг (их иногда называют стадиями движениями общественного продукта). Благо – средство (предмет или его свойство) для удовлетворения определенной потребности. Экономические блага имеются в ограниченном количестве. Услуга – целесообразный вид деятельности, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности. Экономические блага и услуги создаются с помощью экономических ресурсов (факторов производства), которые ограничены, в то время как потребности безграничны (ненасыщаемы). Основная проблема экономики – распределение ограниченных ресурсов. Производство – процесс создания материальных благ - основа экономики. Главные вопросы экономики – что производить? как производить? для кого производить? Основные факторы производства: 1) земля (природный фактор) – все природные ресурсы, вовлекаемые людьми в хозяйственный оборот (земля, вода, воздух, полезные ископаемые, растительный и животный мир); 2) труд (человеческий фактор) – осознанная физическая и умственная деятельность людей, направленная на создание необходимого им или другим людям продукта. Труд характеризуется производительностью труда (количество продукции в единицу времени) и интенсивностью труда (напряженность труда, определяемая степенью расхода физической и умственной энергией в единицу времени); 3) капитал (инвестиционный фактор) – средства производства (средства и орудия труда, используемые в хозяйственной деятельности) и денежные средства. Инвестиции (капиталовложения) – вкладываемые в экономику средства, предназначенные для обеспечения ее ресурсами в будущем; 4) информация – научные, проектно-конструкторские, статистические, технологические ресурсы, используемые в процессе производства; 5) предпринимательство – деятельность по организации и управлению производством, эффективному использованию других факторов производства. Собственники ресурсов получают определенный доход от использования принадлежащих им ресурсов. Формы дохода (плата за ресурсы): 1) владелец земли получает ренту, 2) тот, кто предоставляет для использования свою рабочую силу, получает зарплату, 3) владелец капитала – процент, 4) предприниматель – прибыль.

Экономические системы.

Выделяют традиционную экономику, командную (плановую, централизованную) экономику, рыночную экономику, смешанную экономику. Традиционная экономика характеризуется: 1) замкнутое натуральное хозяйство, 2) однотипность и устойчивость производимых продуктов, 4) крайне медленный технический прогресс, 4) уравнительное распределение продукта, 5) неразвитость обмена. Командная экономика характеризуется: 1) производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом, 2) отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, а также ценообразования (решения принимаются центральными органами), 3) отсутствие обратной связи между производителями и потребителями, 4) отсутствие конкуренции, 5) командно-административные методы управления экономикой. Положительные черты плановой экономики: высокая мобилизационная способность, обеспечивает устойчивое развитие без экономических кризисов, обеспечивает низкие цены, гарантирует занятость и заработок. Негативные черты плановой экономики: отсутствие экономических стимулов к труду, формирование психологии социального иждивенчества, постоянный дефицит товаров, низкое качество продукции, расточительное отношение к ресурсам. Рыночная экономика – это экономика, в которой решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Условия функционирования рыночной экономики: 1) частная собственность на средства производства, 2) свобода производителей в принятии решений (нерегулируемые предложение, спрос, цена), 3) конкуренция, 4) отсутствие государственного вмешательства. Смешанная экономика тип экономической системы, в которой наряду с частными предприятиями действует большое число государственных предприятий и значительная часть решений в сфере инвестиций принимается государством.

Экономический рост и развитие.

Под экономическим ростом понимается количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства. Достижение экономического роста является одной из важнейших задач развития общества как на микро-, так и на макроуровне. На уровне отдельного предприятия экономический рост ведет к усилению его роли и места на рынке, повышению благосостояние коллектива работников предприятия. На уровне общества экономический рост порождает прирост национального богатства, способствует улучшению условий труда и жизненного уровня людей, ведет к усилению международного влияния и престижа страны. Однако процесс экономического роста может иметь и отрицательные черты: на микроуровне - вызвать рост затрат и чрезмерную интенсификацию труда, породить проблему сбыта произведенного товара; на макроуровне - привести к исчерпанию ресурсов и ухудшению экологического состояния окружающей среды.

В зависимости от того, как используется технический прогресс для расширения масштабов производства, различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном типе расширение объемов производства достигается за счет увеличения вложений капитала и количества занятой в производстве рабочей силы. Однако данному типу экономического роста свойствен технический застой, поскольку количественное увеличение выпуска продукции в этом случае не сопровождается внедрением новых технологий. В отличие от экстенсивного интенсивный тип экономического роста базируется на повышении эффективности производственного процесса за счет использования достижений НТП. Экономика страны развивается циклически: выделяются четыре фазы – кризис (спад, рецессия), депрессия (застой), оживление, подъем.

Государственный бюджет.

Государственный бюджет (от англ. bud-get - чемодан, мешок с деньгами) - это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона. Государственный бюджет страны разрабатывается и реализуется Правительством на основе бюджетных посланий Президента, а утверждается законодательным органом власти - парламентом. Контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет специальный парламентский орган – Счетная палата. Парламент же утверждает общий отчет об исполнении бюджета.

Бюджет любого государства состоит из двух частей - доходной и расходной. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, которые выплачивают физические и юридические лица, а также займов и эмиссии денег. Расходная часть бюджета представляет собой затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных и политико-административных функций. В процессе составления и исполнения бюджета государство, как правило, сталкивается с невозможностью достижения равенства его доходной и расходной частей. В этом случае возможны два варианта: бюджетный профицит или бюджетный дефицит. Бюджетным профицитом называется превышение доходов бюджета над его расходами. Это сравнительно редкое явление, которое имеет место только при наличии ряда благоприятных внутренних и внешних условий развития национальной экономики. Гораздо более частое явление - это бюджетный дефицит, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами. Преодолеть его можно несколькими способами: сократить (секвестировать) бюджетные расходы, изыскать дополнительные источники доходов, организовать эмиссию денег, взять заем у населения или других государств и международных финансовых организаций.

Сумма непогашенных обязательств государства перед банками-кредиторами, физическими и юридическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами называется государственным долгом. Государственный долг делится на внутренний (задолженность государства гражданам, предприятиям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, организациям и правительствам других стран).

Виды налогов.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством. Они являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами.

Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства. Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют выделяемые по объекту налогообложения прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушный, промысловый); налогообложение строится на основе средней доходности этого имущества. Личные налоги - это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль). Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы, т.е. добавки к цене на отдельные виды товаров, и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом, производящим их реализацию. Различают также прогрессивные (по мере роста облагаемой базы или размера дохода ставка налога растет) и регрессивные (по мере роста облагаемой базы или размера дохода ставка налога снижается). Если ставка налога постоянна и не зависит от размера дохода или имущества (плоская шкала) налог называют пропорциональным.

Как и в большинстве крупных государств, в России действует трехуровневая система налогообложения. Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и регулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета, за их счет поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Ко второму уровню относятся налоги республик в составе РФ, а также краев, областей, автономной области и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации на основе принципов, закрепленных федеральным законодательством. Часть этих налогов относится к общеобязательным платежам на всей территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только ставки данных налогов в определенных пределах, определяют порядок их взимания и предоставления налоговых льгот. Третий уровень – это местные налоги, т.е. налоги городов, поселков и т.п. Они устанавливаются местными представительными органами власти.

Важнейшими налогами в РФ являются: 1) индивидуальный подоходный налог (его ставка для физических лиц неизменна – 13%), 2) налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, предусматривающий изъятие части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации (добавленная стоимость – выручка предприятия за вычетом покупаемых товаров и услуг). Ставка НДС в России – 18% (по продовольственным товарам и некоторым товарам для детей она снижена до 10%), 3) акцизы – косвенный налог, включенный в цену некоторых товаров, 4) единый социальный налог, взимаемый по регрессивной шкале с фонда заработной платы.

Экономическая сфера жизни общества

Элементы содержания

Изучение экономических вопросов в курсах обществознания и экономики на базовом уровне в старшей школе направ­лено на достижение следующих целей:

Освоение основных знаний об экономической деятель­ности людей, фирм и государства, об экономике России;

Ознакомление с функционированием рынка труда, сфе­рой малого предпринимательства и индивидуальной трудо­вой деятельности, ориентация в выборе профессии и траекто­рии дальнейшего образования;

Развитие у учащихся умений подходить к событиям об­щественной и политической жизни с экономической точки зрения, критически осмысливать информацию об экономи­ке, государственной экономической политике и вырабаты­вать собственное аргументированное мнение 1 .

Изучение экономической теории помогает адаптировать­ся к современным условиям жизни и трудовой деятельности. Какие преимущества у экономически грамотного человека по сравнению с теми, кто не имел возможности получить эконо­мические знания? Освоив «правила игры», действующие в рыночной системе, такой человек сможет наиболее полно реализовать свои таланты и способности в любой выбрайной сфере деятельности. Знающий основы экономической теории способен не только вырабатывать новые идеи, но и оценивать возможные варианты, принимать эффективные решения в условиях ограниченности ресурсов.


Требования к уровню подготовки выпускников включают следующие позиции:

Знать/понимать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные ви­ды налогов, организационно-правовые формы предпри­нимательства, виды ценных бумаг, факторы экономи­ческого роста;

Уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобаль­ных экономических проблем;

Описывать действие рыночного механизма, основные фор­мы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, роль профсоюзов, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

Объяснять взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, пробле­мы международной торговли;

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для: полу­чения и оценки экономической информации, составле­ния семейного бюджета, оценки собственных экономи­ческих действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина 1 .

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы и собственность. Измерители экономической деятельности

Ученики должны уметь:

Давать определение понятий: потребности, блага, фак­торы производства;

Характеризовать сущность проблемы ограниченности ресурсов;

Характеризовать главные вопросы экономики;

Описывать признаки типов экономических систем: тра­диционной, командной, рыночной;

См. образовательный стандарт среднего (полного) общего образо­вания по экономике 2004 года (базовый уровень).


Давать определение валового внутреннего продукта;

Давать определение экономического роста;

Показывать различия между экстенсивным и интенсив­ным экономическим ростом.

Ключевые положения

1) Блага, удовлетворяющие потребности, могут быть сво­бодными и ограниченными. Ограниченные блага - это эко­номические, платные блага.

2) Для производства экономических благ требуются ре­сурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Доходы собственников факторов производства: заработная плата, рента, процент, прибыль.

3) Главная проблема экономики: потребности безгранич­ны, а доступные ресурсы ограничены.

4) Три главных вопроса экономики - «Что произво­дить?», <■ Как производить?», «Для кого производить?» -ак­туальны в любом обществе.

5) В зависимости от того, как общество отвечает на глав­ные вопросы, формируется определенный тип экономиче­ской системы: традиционная, командная или рыночная.

6) Наличие «провалов» рынка делает необходимым вмеша­тельство государства и формирование смешанной системы.

7) Основным показателем уровня развития экономики яв­ляется валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП измеряет рыночную стоимость товаров и услуг, учитывает конечную продукцию, произведенную внутри страны.

8) Уровень благосостояния граждан определяется величи­ной ВВП на душу населения.

9) Экономика страны развивается неравномерно: после
ускорения роста наступает спад деловой активности.

10) Возможны внешние причины циклов: мировые от­
крытия, войны, соглашения о торговле, - и внутренние при­
чины: деятельность правительства, изменение объемов инве­
стиций и потребления.

Экономический рост - это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютном значении, так и в расчете на душу населения. Рост может быть результатом увеличения количества и/или качества ресурсов (экстенсивные или ин­тенсивные факторы). Научно-технический прогресс обеспе­чивает интенсивный экономический рост.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1. Есть несколько значений понятия «экономика». Какая позиция
иллюстрирует экономику как науку?

1) изучение функционирования рынка труда

2) оказание населению образовательных услуг

3) развитие сетей мобильной связи

4) производство большой партии новых автомобилей

2. Экономическая теория - это

1) наука о ведении домашнего хозяйства

2) наука об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей

3) умение сохранять и увеличивать капитал

4) знания о последствиях научно-технического прогресса

3. Экономика как область знаний непосредственно изучает

1) способы регулирования социальных конфликтов

2) способы эффективного использования ограниченных ресурсов

3) социальные последствия научно-технической рево­люции

4) способы оптимального управления обществом

4. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика - это наука о том, как наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы для удовлетворе­ния неограниченных потребностей.

Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей пу­тем создания необходимых благ, условий и средств су­ществования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения об экономике как науке?

А. Экономика относится к общественным наукам.

Б. Методы исследования экономики предполагают ее тес­ную связь с математикой.


ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Что из перечисленного относится к природным ресурсам?

1) сырье, не включенное в производство

2) действующие на производстве машины

3) квалифицированная рабочая сила

4) топливо, находящееся в вагонах на подъездных путях

7. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного,
характеризуют понятие «измерители экономического роста».

Валовой внутренний продукт, национальный доход, ВВП в расчете на душу населения, количество налогов, индекс инфляции.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

8. Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воз­действия экономики на социальную сферу (в каждом случае запи­шите сначала проявление, а затем - соответствующий пример).

9. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в го­сударственную собственность составляет суть

1) национализации

2) инфляции

3) приватизации

4) разгосударствления

10. Переход предприятий из рук государства в частную собствен­
ность составляет суть

1) национализации

2) инфляции

3) приватизации

4) деноминации

11. Какая из перечисленных ценных бумаг олицетворяет корпора­
тивную форму собственности?

1) облигация

2) страховой полис

4) ассигнация


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

12. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруд­
нику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует пра­
во собственника

1) распоряжаться имуществом

2) пользоваться имуществом

3) владеть имуществом

4) наследовать имущество

13. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три
первых позиции должны представлять формы частной собст­
венности, три последующие - государственной. Цифры в каж­
дой тройке запишите в порядке возрастания.

1) Семейная ферма

2) Вооруженные Силы страны

3) Сельскохозяйственный кооператив

4) Приватизированная гражданином квартира

5) Имущество дипломатических представительств стра­ны за рубежом

6) Национальный парк

14. Необходимым признаком рыночной экономики является

1) свободное ценообразование

2) использование ресурсосберегающих технологий

3) высокое качество продукции

4) внешнеэкономическая деятельность государства

15. Для рыночной экономики характерно(-а)

1) преобладание государственных предприятий

2) самостоятельность предприятий в вопросах производства

3) государственное ценообразование

4) преобладание энергоемких технологий в промышлен­ности

16. Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней

1) вопрос о том, что и как выпускать, производители ре­
шают самостоятельно

2) работникам на предприятии выплачивается повышен-
- ная заработная плата

3) принимаются государственные планы, обязательные для производителей

4) существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства


ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

17. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Конкуренция в условиях рыночной экономики несо­вместима с монополией.

Б. Задача государства в условиях рыночной экономики - правовым путем ликвидировать конкурентную борьбу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. К объективным условиям функционирования рыночной эконо­
мики можно отнести

1) экономическую самостоятельность предпринимателей

2) общественную собственность на факторы производства

3) преобладание универсального труда.

4) прямые связи между производством и потреблением

19. Основу традиционной экономической системы составляет

1) свободное распределение ресурсов /

2) директивное ценообразование

3) распределение ресурсов государством

4) использование ресурсов в соответствии с обычаями

20. Рынок обязательно предполагает

1) конкуренцию независимых производителей

2) государственную регламентацию производственной деятельности

3) наличие значительного сектора государственной собст­венности

4) полное отсутствие государственного вмешательства в экономику

Что относится к характеристикам рыночной экономики?

1) частная собственность на средства производства

2) уравнительное распределение производимых про­дуктов

3) государственное регулирование ценообразования

4) централизованное планирование производства


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

22. В стране А гарантировано существование предприятий различ­
ных форм собственности. Успех этих предприятий 1¥атчаямую за­
висит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К каЪ
типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А?

1) плановая

2) командная

3) рыночная

4) традиционная

23. Запишите слово, пропущенное в схеме.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) многообразие форм
собственности

Б) контроль за производством со стороны государства

B) контроль за распределением
со стороны государства

Г) централизованное ценообразование Д) экономическая самостоятельность товаропроизводителей

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробе­лов и других символов).

А Б В Г Д

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

26. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«В современной экономике действуют три главных ^______ (1):

производители экономического продукта, его потребители и______

___ (2). Между ними происходит весьма интенсивный__________ (3)

товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Госу­
дарство обеспечивает определенную упорядоченность экономиче­
ских процессов, их правовое_____ (4), защиту прав и интересов от­
дельных участников экономических отношений. В то же время госу­
дарство выступает как весьма крупный________ (5) товаров, услуг,

информации. В то же время государство является________ (6), оно

приобретает у производителей военную технику для армии, про­дукты питания для государственных запасов, компьютерную техни­ку для государственных органов и учреждений».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) производитель Б) обмен

Г) государство

Д) предложение

Е) субъект

Ж) регулирование

И) потребитель

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному ва­ми слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25

Совокупность устоявшихся отношений в социуме называют сферой жизни общества. Существует четыре основных сферы: экономическая, социальная, духовная и политическая. В данной статье мы познакомимся с экономической сферой общества, разберёмся со значением понятия собственности и особенностями межличностных отношений.

Экономическая сфера жизни общества

Совокупность связей между людьми, при которых создаются или перемещаются материальные блага, называют экономической сферой жизни общества. К ней относится изготовление, обмен, распределение различных товаров и услуг. Для этого необходимы производительные силы – инструменты, станки, а также рабочая сила (люди). Во время изготовления товара между людьми складываются производственные отношения.

Производственные силы и отношения в совокупности представляют экономическую сферу.

Понятие «экономика» возникло в Древней Греции. Слово состоит из двух основ: «эйкос» – хозяйство и «номос» – закон, и обозначает - «хозяйствование по закону» или «мастерство ведения хозяйства».

Человек является основной производительной силой и источником экономической инициативы. Существуют два типа человеческих усилий:

  • труд - исполнители;
  • предпринимательство - организаторы.

В современном обществе важную роль в производительности труда имеет наука. С её помощью можно создать новые или облегчить привычные орудия труда.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Понятие собственности

Межличностные связи, касающиеся владения, распоряжения, перемещения, пользования материальными благами, называют отношениями собственности. Изначально такие взаимоотношения регулировались традицией и обычаями, но в современном обществе они устанавливаются на основе правовых норм.

Особенность отношений собственности состоит в том, что они предполагают наличие других социальных связей. Так владелец, распорядитель и пользователь - это не один и тот же человек, а абсолютно разные личности.

Чаще всего собственность является основой ряда обязанностей, которые фиксируются в правовых отношениях. Существуют такие формы собственности: личная, частная, коллективная и государственная.

Проблемы экономической сферы общества

Экономическая жизнь общества и его развитие тесно связаны между собой. А именно:

  • Общество постоянно производит материальные блага;

Показателем благосостояния является уровень жизни каждого члена общества. Он включает в себя состояние здоровья человека, условия окружающей среды, доступность культуры, прожиточный минимум и другие показатели. Низкая производительность труда может быть связана с использованием устаревших технологий, неквалифицированных кадров. А чем больше хотим потреблять благ, тем больше нужно их производить.

  • Производство и разделение труда влияют на развитие социальной структуры;

Качественным показателем развития экономики является плотность и численность населения, его состояние здоровья и продолжительность жизни. Проблема экономической сферы общества лежит в неравенстве доходов. В развитых странах доходы обеспеченных слоёв населения перераспределяются в пользу бедных путём социального обеспечения (пенсия, пособия).

В каждой стране свой уровень бедности. Так для развивающихся стран он составляет 1 доллар на человека в день; для СНГ и Восточной Европы - 4 доллара; для развитых государств - 14,4 доллара.

  • Влияние экономических отношений на политику государства;

Большинство развитых стран выбрали рыночные преобразования в экономике. Важной задачей государства при этом остаётся поддержание конкуренции и борьба с монополизмом, а также разработка стратегии экономического развития страны.3.9 . Всего получено оценок: 67.

Загрузка...