domvpavlino.ru

АТР - это что такое? АТР - расшифровка. История стран АТР. Геостратегическая характеристика атр Атр азиатско тихоокеанский регион

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР)

Согласно ст. XXIV ГАТТ исключения из принципа наибольшего благоприятствования в пользу интеграционных объединений считаются правомерными, если отвечают ряду условий: замораживаются ставки таможенных пошлин в отношении товаров третьих стран на момент создания интеграционного объединения; снижаются пошлины и устраняются прочие ограничения во взаимной торговле. Максимальный срок формирования объединения составляет 10 лет. Каждое объединение должно быть нотифицировано в ГАТТ и после этого может быть предоставлено исключение из принципа наибольшего благоприятствования. Официально такие исключения предоставлялись лишь дважды: в отношении ЕОУС в 1952 г. и Американо-канадского автомобильного пакта в 1965 г.

Для интеграционных объединений, состоящих из развивающихся стран, существуют особые правила нотификации и правового режима объединений. Одно из условий при этом – провести консультации с партнерами из третьих стран. По состоянию на 2010 г. в рамках ВТО были нотифицированы 12 интеграционных объединений, которые созданы развивающимися странами, в том числе латиноамериканскими, арабскими, азиатскими и др.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – третий по значению центр экономической интеграции в мире (после ЕС в Европе и НАФТА в Северной Америке). Здесь наиболее сильны и заметны межцивилизационные противоречия и различия в интересах между развитыми и развивающимися странами. Соответственно различаются доктринальные подходы к интеграции, внешнеполитические и правовые позиции заинтересованных государств. Так, в первой половине XX в. Япония пыталась реализовать в АТР концепцию Великой восточно-азиатской зоны совместного процветания. Целью являлось прикрытие японской экспансии и обеспечение азиатскими природными ресурсами экономики Японии. В 1965 г. в Японии появилась идея создания Тихоокеанской зоны свободной торговли (ПАФТА) и организации экономического сотрудничества, аналогичной ОЭСР. В регионе активно действуют США, пытаясь сохранить свое влияние. Малайзия с начала 1990-х гг. выступила и продолжает выступать с концепцией создания восточноазиатского интеграционного объединения, которое состояло бы только из азиатских государств.

Можно выделить три основных центра интеграции в АТР: 1) АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии; 2) Австралия – Новая Зеландия и Форум тихоокеанских островов; 3) АТЭС – Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

АСЕАН

В 1960-х гг. в регионе сформировались и развиваются несколько крупных межгосударственных интеграционных объединений, состоящих из государств – бывших колоний Великобритании, Франции, США, Нидерландов. Наиболее крупное из них – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – нотифицировано, легализовано в рамках ГАТТ/ВТО.

АСЕАН была создана в 1967 г. на основе Бангкокской декларации. Штаб-квартира находится в Джакарте (Индонезия). Сегодня в АСЕАН входят: Сингапур, Таиланд, Филиппины, Индонезия, Малайзия, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. В рамках АСЕАН уже создана зона свободной торговли шести наиболее развитых из развивающихся стран-участниц (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия, Бруней), формируется зона свободного движения инвестиций. Бангкокской декларацией была поставлена задача создания таможенного союза.

Высший орган АСЕАН – Конференция глав государств и правительств. В период между конференциями руководящими органами являются ежегодные сессии (совещания) министров иностранных дел и других отраслевых министров. Текущая работа осуществляется Постоянным комитетом АСЕАН; в него входят: генеральный секретарь АСЕАН, генеральные секретари национальных секретариатов во главе с министром иностранных дел страны, являющимся председателем АСЕАН на данный момент (собирается несколько раз в год). Для координации деятельности АСЕАН создан Секретариат с соответствующими службами (бюро, комитеты). Каждое государство располагает собственным секретариатом для координации текущей работы и подготовки решений АСЕАН.

На регулярных конференциях (встречах) министров экономики рассматриваются вопросы взаимной торговли и преференций, создания стабилизационных запасов товаров, строительства региональных промышленных объектов и др.

В 1976 г. на совещании в верхах руководителей стран АСЕАН были приняты Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН (рамочное соглашение о программе действий). В 1977 г. подписан Договор о взаимных торговых преференциях (ASEAN Preferential Trade Agreement), на основании которого сформирована зона преференциальной торговли. Преференциальный тариф согласно Договору о взаимных торговых преференциях 1977 г. распространяется на продовольствие, жидкое топливо, некоторые виды сырьевых и промышленных товаров – товары, доля иностранных компонентов в которых не превышает 50%.

В 1992 г. на саммите АСЕАН было принято решение о создании зоны свободной торговли и подписано соглашение (ASEAN Free Trade Agreement) – АФТА; в 1994 г. – Рамочное соглашение АСЕАН по услугам (АФАС); в 1998 г. – Соглашение о формировании Инвестиционного пространства АСЕАН (ASEAN Investment Area).

Движение в сторону зоны свободной торговли и таможенного союза происходит на основе Действующего общего таможенного тарифа (Common Effective Preferential Tariff). В целях унификации товарных номенклатур государства перешли на Гармонизированную систему описания и кодирования товаров. В 1998 г. было подписано рамочное соглашение о взаимном признании стандартов производства товаров. Началась гармонизация внутреннего законодательства по широкому фронту отношений.

В рамках создания общей инвестиционной зоны проводится либерализация режима для взаимных инвестиций, в первую очередь в сфере промышленности, сельском хозяйстве, рыбной ловли и горной добычи. Предоставляется национальный режим в сочетании с РНБ в отношении прямых инвестиций и инвесторов; к 2020 г. планируется распространить национальный режим и на инвесторов из третьих стран (с определенными исключениями). Создана институциональная структура Инвестиционного пространства: Совет из министров стран-участниц, Координационный комитет по инвестициям.

Осуществляя либерализацию инвестиционного режима для иностранных инвестиций и инвесторов, государства АСЕАН "расчищают" внутреннее законодательство, устраняют заложенные в него ограничения для иностранного элемента. Так, Индонезия разрешила создавать предприятия со 100%-ным иностранным капиталом в сфере оптовой и розничной торговли и в банковской системе; Малайзия – в промышленности; Бруней – в сфере высоких технологий и экспортно-ориентированных отраслях. Вьетнам внес коррективы в законодательство, в соответствии с которыми не только крупные иностранные инвесторы (при стоимости проекта в 5 млн долл, и выше) могут получать необходимые лицензии, но и более мелкие инвесторы. Малайзия законодательно сняла запрет на покупку зарубежными предприятиями (юридическими лицами) земельных участков.

В то же время во внутреннем праве многих стран АСЕАН имеются нормы, ограничивающие свободу допуска иностранных инвестиций и инвесторов и правовой режим для них, а именно:

  • – прямые запреты на допуск прямых иностранных инвестиций в отдельные отрасли и сектора экономики (в Таиланде – более 60 отраслей);
  • – установление процентной доли иностранного инвестора в уставном капитале национального предприятия (до 30–50%);
  • – запрет на покупку земли иностранным инвестором;
  • – разного рода ограничения (часто процедурного характера) на получение инвестиционных льгот.

Государствами АСЕАН заключаются двусторонние и многосторонние соглашения о тарифных преференциях, которые не охватывают всех членов Ассоциации. Между АСЕАН и ЕС, начиная с 1980 г., подписываются Соглашения о сотрудничестве, предусматривающие взаимное предоставление РНБ в торгово-экономической сфере. С просьбой о создании зоны свободной торговли к правительствам государств АСЕАН обратился в ноябре 2002 г. министр экономики Тайваня. Со стороны Южной Кореи прозвучало предложение Сингапуру подписать двусторонний договор о создании зоны свободной торговли. Выдвинута и обсуждается идея создания зоны свободной торговли между АСЕАН и Китаем, АСЕАН и Японией.

Видно, что государства АТР либо стремятся "переключиться" с метода многостороннего регулирования интеграции на двусторонний, либо более эффективно совместить эти два метода.

Международные отношения

Развитие права норм и механизмов регулирования международных отношений в АТР как и в других регионах мира связано с такими организациями как: Ассоциация государств ЮгоВосточной Азии АСЕАН АзиатскоТихоокеанское экономическое сотрудничество АТЭС Асеановский региональный форум АРФ Шанхайская организация сотрудничества ШОС и др. Роль США в АТР АТР объединяет около 25 стран бассейна Тихого океана. Факторы повлиявшие на выделение АТР в особую зону мирового развития: передел мира после 2 ой мировой войны США становится лидером;...

Азиатско-тихоокеанский регион в международной системе.

Азиатско-тихоокеанский регион — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Крупнейшими городами региона являются Шанхай , Гонконг , Сингапур , Куала-Лумпур , Сеул , Токио , Лос-Анджелес , Сидней , Мельбурн , Сан-Франциско , Сиэтл и Ванкувер . Штаб-квартиры многих межгосударственных и негосударственных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона расположены в Гонолулу (Гавайи ).

В регионе представлено большое разнообразие экономик и ресурсов: динамично развивающиеся Гонконг, Тайвань и Сингапур, высокие технологии Японии , Кореи , Тайваня и запада США , природные ресурсы Австралии , Канады , Филиппин и российского Дальнего востока , людские ресурсы Китая и Индонезии , высокая сельскохозяйственная производительность Чили , Новой Зеландии , Филиппин и США.

Многие экономисты полагают, что с постепенным угасанием старых индустриальных центров в Европе и на востоке США центр мировой экономической активности может перенестись в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Развитие права, норм и механизмов регулирования международных отношений в АТР, как и в других регионах мира, связано с такими организациями как: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН ), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС ), Асеановский региональный форум (АРФ ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС ) и др.. Велика их роль в создании прав и норм для либерализации экономического сотрудничества, экономической интеграции, внедрения демократических форм межгосударственного общения, обеспечения безопасности. Особенное внимание уделяется созданию организационных и правовых основ противодействия терроризму .

Роль США в АТР

АТР объединяет около 25 стран бассейна Тихого океана. Это самый динамично развивающийся регион мира. В нем объединено 40% населения мира, 60% мирового ВВП, 50% мировой торговли. Темпы роста 6-7% в год. В 90-е гг. на порты Тихого океана приходилось более 70% мирового грузооборота.

Факторы, повлиявшие на выделение АТР в особую зону мирового развития: передел мира после 2 ой мировой войны, США становится лидером; индустриализация Восточной Азии: экономическое чудо Японии; активное развитие Филиппин, Малайзии, Тайланда; появление лидера в регионе - Япония; изменение системы мировых экономических отношений после 2 ой мировой войны, развивающиеся страны требовали равноправия в торговле; во 2 ой половине ХХ века снижается доля США в мировом ВВП; переориентация США с Европы на страны АТР в торговле, Австралия и Новая Зеландия так же переориентировались на АТР; либерализация внешнеэкономических связей Китая. Именно тогда и применительно к этим государствам появились два новых понятия: научное - «новые индустриальные страны» (НИС) и публицистическое - «азиатские тигры».

Страны АТР разделены на 4 блока: 1) Страны Северо-Восточной Азии (СВА): Дальний Восток России, Северная Корея (КНДР), Южная Корея (Республика Корея), Япония, Монголия, Китай (КНР); 2) Страны Юго-Восточной Азии (ЮВА): Индонезия, Папуа-Новая Гвинея, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Бруней, страны Индокитая (Тайланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма (Бирма)), Макао. Гонконг, Тайвань (китайская республика); 3) Страны Океании: Австралия, Нов. Зеландия; 4) Страны американского континента: США, Канада, Мексика, Перу, Чили, Бразилия, Аргентина.

Экономическое развитие АТР в 1990-е годы было неравномерным. Это в значительной степени обусловило то, что в последнее время появились некоторые сомнения в том, что АТР действительно станет «локомотивом» мирового развития в 21-м веке.

Высокие темпы роста развивающихся экономик АТР, прежде всего государств Восточной Азии, на протяжении длительного периода времени обеспечивались благодаря расширению экспорта и масштабов привлечения иностранных инвестиций.Это, в свою очередь, стало возможным благодаря проведению эффективной экономической политики, ориентированной на поддержание высоких темпов роста на долгосрочную перспективу. Помимо прочего, данная политика включала в себя проведение приватизации и дерегулирования в сфере экономики, а также постепенную либерализацию внешней торговли и движения капитала.

Япония сохраняет позицию в качестве основного экспортера капитала в регионе. Прямые инвестиции составляют значительную часть экспорта капитала из Японии. Динамичное развитие экономики США в 90-е гг. создавало благоприятный климат для экономического роста в регионе АТР в целом. Вместе с тем, начавшееся в последние годы замедление темпов роста американской экономики, может свидетельствовать о начале циклического спада, оно способно в ближайшей перспективе оказать негативное влияние на экономическое развитие стран АТР, особенно на экспорт, значительный удельный вес которого принадлежит продукции электронной и электротехнической промышленности (Филиппины, Сингапур и Малайзия). Китайской экономике, несмотря на ряд серьезных проблем циклического и структурного характера, удается сохранять высокие темпы экономического роста. Среди «НИС», Республики Корея и Тайваню, в целом, удалось восстановить тенденцию к сравнительно высоким темпам экономического роста после валютно-финансового кризиса 1997-1998 гг. На рубеже столетий обе экономики смогли получить значительный выигрыш за счет глобального бума в развитии информационных технологий (рост спроса на соответствующие товары, прежде всего на американском рынке), а также посткризисного восстановления рынков стран Восточной Азии.

На рубеже 90-х - 2000-х гг. наблюдалось улучшение макроэкономических показателей для стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд). Тем не менее, темпы роста в этом регионе являлись более умеренными, чем в субрегионе Северо-Восточной Азии.

Интеграционные процессы в АТР развиваются, но по несколько иной модели по сравнению с Европой и Северной Америкой. Азиатские государства в настоящее время взаимодействуют на уровнях субрегиональных интеграционных группировок: АТЭС, НАФТА, АСЕАН, АНЗСЕРТА и др.

Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в настоящее время является наиболее влиятельной экономической организацией в АТР. В настоящее время АТЭС объединяет 21 экономику АТР. В регионе АТЭС сконцентрированы огромные природные, человеческие и инвестиционные ресурсы. Со времени его создания в 1989 году на сессиях АТЭС было принято свыше десятка программ: по разработке сопоставимых данных о торговле и инвестициях, о расширении капиталовложений и передаче технологий, о подготовке научных кадров, о региональном сотрудничестве в области энергетики, защиты морских ресурсов, развития рыболовства, туризма, телекоммуникаций.

Успешно действующая на протяжении более 40 лет (с 1967 года) Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней (7 января 1984 г.), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор. Изначально цели создания данной организации - содействие социальному и экономическому развитию стран-членов ассоциации, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки связан с бурным экономическим ростом в этих странах в последнее время. Декларированная цель АСЕАН - к 2020 году создать единый рынок, тем самым обеспечив свободный товаро- и капиталооборот в регионе. На встрече министров экономики, в августе 2006 года, генеральный секретарь АСЕАН ОнгКенгЙонг заявил, что формирование Азиатского экономического союза необходимо завершить уже к 2015 году. Хотя, у стран АСЕАН существует локальное соглашение о свободной торговле (AFTA), но на данный момент его недостаточно для более широкой интеграции, поскольку многие процессы в регионе излишне политизированы и осложняются различного рода противоречиями между государствами.

Также можно выделить такую субрегиональную группировку, как АНЗСЕРТА (1983 г.), Австралийско-Новозеландская Зона свободной торговли, которая была создана путем подписания Австралийско-Новозеландского соглашения об углублении экономических связей.

17 декабря 1992 года США, Канадой и Мексикой было подписано соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 года. Ключевыми элементами соглашения стали: ликвидация таможенных пошлин во взаимной торговле, смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике, либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке. Территорией блока является обширное пространство с населением 400 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. На его долю приходится 20% всего объема мир торговли.

Интеграционные процессы внутри региона и влияние общемировых тенденций глобализации привели к тому, что в АТР стали разрабатываться и реализовываться новые варианты сотрудничества. Это, прежде всего, так называемые «малые формы» сотрудничества на двух- и трехсторонней основе. Другой пример стремления к такому сотрудничеству - с 1990 года Малайзия выступала инициатором создания Восточно-азиатской экономической группировки (ВАЭГ), своего рода торговой коалиции без участия США, в которой несущей конструкцией были бы торгово-экономические связи Японии с региональными государствами. Китай, Япония и Южная Корея уже создали трехстороннюю аналитическую группу, призванную представлять правительствам этих стран согласованные рекомендации, как следует координировать экономическую и финансовую политику, а также развивать торговое и инвестиционное сотрудничество между ними. Во всех трех государствах на академическом и деловом уровне прорабатываются такие вопросы, как создание в регионе единого энергетического кольца и транспортных коридоров в Европу, в частности, через Россию. В январе 2002 г. было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Японией и Сингапуром, включающее в свою очередь соглашение о свободной торговле, которое практически отменяло торговые пошлины между двумя государствами. Пошлины сохранялись только на часть сельскохозяйственной продукции. На экспортные товары из Японии в Сингапур пошлины также были отменены.

Отличительные особенности Азиатско-Тихоокеанской интеграции можно перечислить пятью пунктами. Во-первых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. В отличие от других мировых центров Европы и Америки, Азия никогда социокультурно не была едина, общего азиатского социально-культурного пространства тоже никогда не существовало. Оно представляло и представляет собой сложное взаимопереплетение различных базисных мировых ценностей и религиозных традиций - буддизма, ислама, индуизма, конфуцианства, синтоизма, христианства.

Во-вторых, в Азии издревне существовали две великие цивилизации - Китай и Индия. Их влияние наложило отпечаток не только на все стороны жизни народов Тихоокеанского региона, но и большинства стран мира. Индия завтрашнего дня - это мировая фабрика услуг. Из всех азиатских экономик она наиболее глубоко интегрирована в геокультурное западное пространство, прежде всего языковое. Китай сегодняшнего и завтрашнего дня - это мировая промышленная фабрика. Данная специализация не требует системных геокультурных и геополитических трансформаций - английский язык и демократия не рассматриваются как новые базовые ценности.

В-третьих, с середины ХХ века на роль доминирующей культуры, следовательно, на центральный системообразующий элемент АТР претендует Япония. Однако, большинство развивающихся государств этого региона продолжают расценивать интеграционные усилия Японии как вариант транснациональной экспансионистской политики.

В-четвертых, в отличие от Европейского и Американского регионов, основу хозяйственной жизни которых, составляет индивидуальная свобода и частная собственность. Тихоокеанское геопространство базируется на многоукладности и доминировании интересов государства и клана над интересами отдельной личности. В большинстве стран АТР сложилась особая модель социализации, в которой человек воспринимается как элемент (винтик) административной (клановой) единицы.

В-пятых, наряду с системными противоречиями достаточно остро стоит проблема социально-экономических различий по линии «богатый Север» - «бедный Юг». Разрыв в экономических доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами АТР составляет 100 раз.

Интеграционные процессы развиваются снизу вверх: от частного сотрудничества к межгосударственному сотрудничеству.

В последние полтора-два десятилетия Азиатско-Тихоокеанский регион привлекает к себе большое внимание как зона наиболее динамичного экономического роста. Опережая другие регионы мира по темпам роста, в том числе в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительного ряда стран, АТР дает основания рассматривать роль международных интеграционных процессов в нем, способствующих экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства.

Доля АТР в суммарном мировом валовом национальном продукте увеличилась с 4% в 1950 году до 25% в 1995 году и по прогнозам к 2025 году этот показатель может составить 40-50%. Темпы роста экономики в ведущих странах региона превышают аналогичные темпы в США и Европе. Так, за последние 30 лет ВВП Малайзии увеличился в 6 раз, Южной Кореи - 13, Тайваня - 25, Японии в 4,2, Китая в 9,5 раз. По существующим данным, АТР к 2000 году превратился в главный центр мировой экономической мощи, превосходящий Североамериканский и Европейский.

Не случайно сегодня к этому региону приковано внимание всего мира. В 1978 году объем торговли США со странами АТР превысил объем торговли с Европой, а в начале ХХI он уже в два раза превысил уровень американской торговли с Европой.

Экономическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе на сегодняшний день можно оценить как стабильную. Региональная экономика после известных спадов восстановилась. В большинстве стран существенно повысились темпы роста ВВП. Возросли предсказуемость финансовых рынков, уровень сбережений и инвестиционной активности. Повышается квалификация людских ресурсов. Увеличились объемы внешней торговли, прежде всего, за счет производства высококачественной экспортной продукции. Происходит интенсификация внутрирегиональных торгово-экономических связей.

В процессах формирования нового мирового центра политической, экономической и военной активности здесь мы обычно отмечаем усиление интеграции и одновременно соперничества за передел сфер влияния между США, Китаем и Японией. Факторами, дестабилизирующими обстановку в АТР называют тайваньскую и корейскую проблемы, а также проблему обеспечения энергоносителями и ресурсами быстро развивающегося региона.

Экономический подъем в развивающихся странах АТЭС в конце 90-х годов, после валютно-финансового кризиса, во многом зависел от роста внешней торговли, а это, в свою очередь определялось подъемом в экономиках развитых стран, прежде всего, США. Таким образом, в более сложной ситуации оказываются государства и территории со значительной долей электронной продукции и других товаров информационного сектора в их экспорте, такие, как Сингапур, Тайвань, Малайзия, Таиланд и Филиппины. Вместе с тем, Китай, несмотря на негативные тенденции в развитии экспорта, оказался способным поддержать высокие темпы роста, благодаря росту внутреннего спроса в экономике.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73358. Урок духовності (8клас)«СКАРБИ НЕТЛІННІ» 198.04 KB
Вступне слово учителя про святкування річниці Хрещення Русі Указом Президента України у 2008 році встановлено нове національне свято українського народу День Хрещення Київської РусіУкраїни.Передбачення учнями теми години спілкування записана на дошці тема заздалегідь закрита від учнів Про що на вашу думку сьогодні ми поведемо розмову Що означає слово скарб Який скарб ви б хотіли знайти Що для цього треба Якими бувають скарби Що означає слово нетлінні Які словасиноніми можна до нього добратиЧи може скарб...
73359. Електронагрівальні прилади. Безпека людини під час роботи з електричними приладами і пристроями 36.66 KB
Прилади і матеріали: роздатковий матеріал завадання кросворди заготовки до задачігри запобіжники компютер проектор ППЗ бібліотека електронних наочностей фізика 79 джерело струму вимикач провідники лампочка тонка дротина. 1 Ома 2 ДжоуляЛенца Закони послідовного зєднання провідників 3 Сила струму
73360. Подібні трикутники 209.45 KB
Ознайомити учнів з означенням подібних трикутників; навчати використовувати означення подібних трикутників для знаходження їх невідомих елементів.
73361. Розв’язування трикутників в прикладних задачах 952.82 KB
Розвязування трикутників в прикладних задачах Мета уроку:1 формування вмінь учнів застосовувати знання розвязування трикутників до розвязування прикладних задач; розвивати пошукову пізнавальну активність учнів логічне мислення. Сьогодні наш урок пройде за девізом Справжній скарб для людини вміння трудитися Езоп Протягом останніх уроків ми працюємо над якою темою Розвязування трикутників...
73362. Різноманітність речовин у природі 325.59 KB
Тема: Різноманітність речовин у природі. Прості й складні речовини. Мета: сформувати поняття про прості та складні речовини; ознайомити з поділом простих речовин на метали та неметали; навчити розрізняти поняття проста речовина та хімічний елемент складна речовина та суміш. Вони обєднуючись утворюють речовину просту речовину У нас з вами виникло два поняття Хімічний елемент проста речовина Ці два поняття ми повинні чітко розрізняти.
73365. Комп’ютерні віруси та антивірусні програми. Практична робота «Захист комп’ютера від вірусів» 3.04 MB
Мета уроку: сформувати поняття: компютерного вірусі та інших шкідливих програм; антивірусних програм; розглянути: ознаки зараження компютерним вірусом; основні джерела зараження вірусами; класифікацію вірусів; класифікацію антивірусних програм; основні правила профілактики зараження компютера вірусом...

Весь земной шар делится на несколько крупных экономических и политических зон, одной из самых влиятельных и крупных из них является АТР. Расшифровка аббревиатуры - Азиатско-Тихоокеанский регион - говорит о том, что в это объединение входят государства, расположенные по периметру и в водах Тихого океана. Расскажем о том, чем отличается данная зона, и какие страны входят в ее состав.

Географическое положение и состав АТР

Одно из самых крупных географических объединений на планете - АТР (расшифровка - Азиатско-Тихоокеанский регион), оно охватывает все побережье Тихого океана, а также большое количество стран Азии. Географически в регионе выделяют Американскую и Азиатскую дуги, а также Австралию и Океанию. На долю АТР приходится около 18,5% всех лесов Земли. Регион охватывает несколько климатических зон и сильно отличается по рельефу и запасам полезных ископаемых. В состав зоны Азиатско-Тихоокеанского региона традиционно включают 46 стран, еще три государства (Мьянма, Непал и Монголия) часто относят к этой зоне и периодически в список АТР включают Индию, Шри-Ланку и Бангладеш. Так как нет единого, утвержденного списка, то число участников в разных трактовках варьируется.

История стран АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона)

Зона АТР - часть земли, которая заселяется издавна, но колонизация этих территорий началась достаточно недавно. Поэтому развитые страны Европы относятся к этому региону, как к молодым и развивающимся странам, как к некой периферии цивилизации. Однако в конце 20 века расклад сил на мировой арене сильно меняется. Тихий океан был открыт в 16 веке, а страны региона становятся известны европейцам в течение следующих 2 веков. Первооткрывателями этих земель стали португальские и испанские мореплаватели. Во второй половине 16 века на эту зону обратили внимание британцы и начали В середине 17 века северные территории начали осваивать русские первопроходцы. С 18 века все крупнейшие державы мира начали бороться за влияние на этот регион, лидерами стали британцы, следом шли французы и русские. Британские и французские колонии немало способствовали развитию стран Тихоокеанского региона. С начала 19 века на судьбу этой географической зоны начинают сильно влиять США. В середине 19 века в Европе существовала теория об упадке цивилизации, и именно с АТР многие мыслители связывали надежды на построение нового мира, это способствует значительному увеличению мигрантов в страны региона из европейских государств. Большие колонии создаются в Чили, Японии, на Филиппинах и в других странах. Время империй постепенно проходит, но крупные государства Европы прилагают много усилий, чтобы сохранить свое влияние на государства региона. В середине 19 века в регионе возникают новые страны, создаваемые на волне освобождения от колонизации, а также в результате экономического и социального развития. В 20 веке АТР становится важной частью

Динамика состава

В середине 20 века страны, входящие в АТР, становятся мощной экономической и политической силой в мире. Первоначальный состав формируется в 30-х годах 20 века, когда в результате мирового финансового кризиса остро встает вопрос о географических объединениях с целью повышения стабильности и конкурентоспособности отдельных государств. Агрессивная политика Японии стала катализатором которые привели к тому, что после Второй мировой войны начинают складываться первые очертания зоны. Две глобальные силы - США и СССР старались завербовать союзников в регионе. Япония, Тайвань, Новая Зеландия, Австралия и некоторые другие государства встают на сторону Америки, на сторону Советского Союза переходят Китай, Вьетнам, Камбоджа, Лаос. В регионе постоянно происходит перераспределение сил, создаются новые государства, случаются падения и подъемы режимов. Ко второй половине 20 века складываются примерные очертания зоны. В ней выделяют побережья двух Америк и Австралию, страны Азии, причем не только прибрежные, но и находящиеся в глубине материка, а также страны, расположенные на островах в Тихом океане. Сегодня устойчиво к АТР себя относят 52 страны, кроме того, есть государства, которые лишь некоторыми исследователями и деятелями причисляются к этой зоне. Однако это постоянно расширяющаяся зона, и ответить на вопрос, какие страны входят в АТР, однозначно не получится. Это также связано с тем, что не существует никакого официального договора между странами-партнерами.

Лидеры АТР

Некоторые экономисты и политологи называют 21 век эрой Тихоокеанского региона. Такое мнение связано с тем, что АТР - это самый активно развивающийся Именно в странах этой зоны наблюдается наиболее динамичный экономический рост. Несомненными лидерами региона являются США, Япония и Китай. Стремительно приближаются к ним по отдельным показателям такие государства, как Индия, Гонконг. Более мелкие страны, конечно, не могут сравниться с лидерами по объемам своих торговых операций, но при этом многие из них в рамках своего масштаба показывают неплохие результаты развития. Значительных успехов добиваются Индонезия, Малайзия, Сингапур.

Роль региона в международной политике

Сегодня уже ни одно государство в мире не может не считаться с существованием стран АТР. Расшифровка этого понятия включает не только географические аспекты, но и политические и экономические характеристики. Вхождение в эту зону таких политических гигантов, как США, Китай и Россия и их борьба за повышение своей значимости в регионе является важнейшим явлением в международной сфере. Но роль АТР не только в распределении сфер влияния между крупнейшими государствами. Она заключается в том, что здесь быстро растут и развиваются страны, претендующие на новое место в международной политике. Такие государства, как Индия, Индонезия, Филиппины, Австралия, Новая Зеландия, КНДР все чаще заявляют о своей роли в глобальном мире. В регионе идет постоянная работа по перегруппировке сил, здесь заключаются союзы и появляются объединения, задачами которых является прорыв на первые позиции в мире. Сегодня невозможно представить глобальную политику без учета интересов стран АСЕАН, ШОС или АТЭС. Эти организации задают тон не только в регионе, но и во всем мире, они способствуют развитию малых и небогатых государств, заботятся о безопасности региона для мировой политики и ориентированы, в первую очередь, на экономическое сотрудничество.

Экономика АТР

В 21 веке экономика стран АТР показывает наилучшие результаты, несмотря на несколько финансовых кризисов здесь продолжается рост и развитие. В большинстве стран региона с начала 21 века повысились значения ВВП, возросла предсказуемость рынка, улучшились показатели по уровню инвестиций и стабильности финансовых систем. Конечно, у региона есть трудности, однако, в целом его развитие выглядит лучше, чем в других частях мира. В этой зоне проживает более половины населения планеты и наблюдается ежегодный значительный прирост, в отличие от других частей Земли. Правда, пока многие страны не могут гордиться высоким уровнем жизни, например, в Бангладеш люди все еще существуют на 1 доллар в день. Но постепенно идет процесс повышение качества жизни. Особенностью АТР является то, что все его участники нацелены на развитие внутренних и внешних торговых и экономических связей, это приоритет для этих государств. Почти во всех странах стремительно растет обрабатывающая промышленность и сфера услуг, которые создают большое количество рабочих мест и приводят в регион инвестиции. Также страны АТР продолжают играть важную роль в мировом сельском хозяйстве и являются обладателями большого количества полезных ресурсов.

Взаимоотношения с Россией

Для России АТР - это важнейший регион, за роль в котором она борется многие годы. Стоит отметить, что в конце 20 века страна сильно потеряла свое значение для этой зоны и сегодня старается наверстать упущенное. Россия является активным участником и источником многих инициатив в таких организациях, как ШОС, АТЭС, ЕврАзЭС, СНГ. Но ей постоянно приходится испытывать давление таких стран, как Китай, Япония и США, которые не хотят отдавать роль лидера Российской Федерации. Поэтому сотрудничество со странами АТР для России - это одна из важнейших стратегических задач на ближайшие десятилетия.

Основные проблемы АТР

Безусловно, АТР - это живая и динамично развивающаяся зона и у нее не может не быть проблем. Основная трудность, с которой сталкиваются страны региона, активно развивающие свои экономики, - это экология. В АТР стремительно сокращается количество лесов, загрязняется вода, истощаются почвы. И пока эти проблемы не находят реального решения. Такое положение дел несет угрозу для всей планеты, так как в экологической системе нет отдельных зон. Еще одна заметная проблема АТР - это социальное развитие. Во многих странах стремительно растет население, люди стремятся переезжать жить в города, которые не готовы к такой миграции. Народы развивающихся стран хотят приближаться по качеству жизни к развитым странам, но возможностей для этого нет. Все это чревато социальными конфликтами.

Перспективы развития

Несмотря на существующие трудности, никто не может отрицать огромные перспективы стран АТР. Расшифровка этого уже экономического понятия сегодня получает все новые трактовки. Происходит перераспределение сил и от региона стоит ждать значительных событий. Перспективы развития этой зоны связывают с растущей ролью Китая, Индии, которые все активнее заключают новые межгосударственные союзы и претендуют на роль лидера в регионе.

Ази атско Тихооке анский реги он … Русский орфографический словарь

Азиатско-Тихоокеанский регион - формирующийся мировой полюс экономической мощи (наряду с США и Западной Европой). Здесь расположено большинство государств мира, наиболее динамично развивавшихся до глобального финансового кризиса конца 90 х годов. Среди ведущих индустриально… … Геоэкономический словарь-справочник

регион - а, м. region, англ. region<лат. rego (regionis) область, округ, район. Обширный район, соответствущий нескольким областям страны или нескольким странам, объединенным экономико географическими и другими особенностями. Сибирский регион России.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

А; м. [от лат. regio (regionis) область] Обширный район, группа соседствующих стран или территорий, объединённых по нескольким общим признакам (географическим, экономическим, политическим). Сибирский р. России. Азиатско тихоокеанский р. Южные… … Энциклопедический словарь

регион - а; м. (от лат. regio (regionis) область) см. тж. региональный Обширный район, группа соседствующих стран или территорий, объединённых по нескольким общим признакам (географическим, экономическим, политическим) Сибирский регио/н России. Азиатско… … Словарь многих выражений

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бажанов. Евгений Петрович Бажанов … Википедия

Михаил Алексеевич Конаровский … Википедия

История Австралии … Википедия

Тип Публичная … Википедия

Книги

  • Азиатско-Тихоокеанский регион проблемы глобальных и региональных измерений безопасности , Кашин В. (ред.). В сборник вошли аналитические статьи, написанные по итогам работы Круглого стола, проведенного в Институте Дальнего Востока РАН и посвященного ситуации в областирегиональной безопасности…
  • Азиатско-Тихоокеанский регион Страны и флаги , Амосов М., Сафина С.. В книге дается обзор развития Азиатско-Тихоокеанского региона от древнейших этапов его освоения человеком до современности, а также представлен актуальный справочный материал о 43 странах…
  • Азиатско-Тихоокеанский регион: проблемы и перспективы их разрешения, или Восток-2018 , В. Д. Самойлов. В монографии представлены статьи участников «круглого стола», организованного и проведенного в ФГКВОУ ВО «Военная академия Генерального штаба ВС РФ» 1 февраля 2018г. на тему: «Состояние…

Специально для портала «Перспективы»

Петр Яковлев

Яковлев Петр Павлович – руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки (ИЛА) РАН, профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук.


Развитие мировой экономики и торговли все в большей степени зависит от положения дел в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где в последние годы происходят хозяйственные сдвиги планетарного масштаба. Крупные изменения ожидают этот район мира в связи с приходом к власти в Соединенных Штатах администрации Дональда Трампа, политика которого существенным образом трансформирует внешнеэкономический курс Вашингтона.


Процесс глобализации, в течение десятилетий определявший основной вектор развития мировой экономики и торговли, начал пробуксовывать. Впервые признаки торможения дали о себе знать в период кризиса 2008 ‒ 2009 гг., когда десятки государств прибегли к протекционистским мерам, чтобы защитить своих производителей от внешней конкуренции. Практика протекционизма вошла в клинч с политикой многосторонней либерализации торговых отношений, проводимой с середины XX столетия.

То, что дальнейшая либерализация международной торговли (прежде всего в интересах главных игроков глобальной экономики – транснациональных корпораций) застопорилась, в Вашингтоне было воспринято как провал политики «глобального мультилатерализма». Альтернативой ему США решили сделать «региональный мультилатерализм» – формирование интеграционных объединений, способных на практике реализовать либеральные нормы и правила трансграничной торговли в отдельно взятых регионах . Таким образом планировалось придать дополнительный импульс угасающей глобализации, дать жизнь «новому глобализму».

В период президентства Барака Обамы в фокусе внешнеэкономического курса США было формирование торгово-экономических мегаблоков нового поколения в регионах Атлантики и Тихого океана. В первом случае речь шла о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) с государствами Европейского союза, во втором – о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) с группой стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По замыслу Вашингтона, эти гигантские объединения должны были стать своего рода «гравитационным центром» глобальной экономики и усилить позиции американских корпораций в системе будущих мирохозяйственных связей . Однако приход в Белый дом администрации Дональда Трампа внес существенные коррективы в международную торгово-экономическую политику Вашингтона. В частности, резким поворотом была отмечена стратегия США на ключевом для судеб глобальной экономики азиатско-тихоокеанском пространстве. Именно в отношении государств АТР Д. Трампом были приняты первые радикальные решения, имеющие далеко идущие последствия для всего мира.

Страны АТР в мировой экономике и торговле

Глобальный финансово-экономический и воспроизводственный кризис 2008 ‒ 2009 гг. придал дополнительную динамику хозяйственным процессам, развивавшимся на азиатско-тихоокеанском экономическом пространстве, ускорил его превращение в крупнейший центр мировой экономики и торговли. Это и не удивительно, поскольку к этому району планеты примыкает свыше 50 государств и территорий, включая крупнейшие экономические державы: Индию, КНР, США, Японию, Канаду, Россию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Индонезию, Мексику, Австралию, Вьетнам, Таиланд и т.д. Именно АТР уверенно лидирует по темпам прироста ВВП и объема внешнеторгового оборота, интенсивно наращивает промышленное производство, демонстрирует выдающиеся достижения в эффективном коммерческом использовании результатов научно-технического прогресса, активно внедряет инновации. В основе общепризнанных хозяйственных успехов многих стран АТР лежат их конкурентные преимущества, обеспеченные высоким уровнем накоплений, сравнительно низкой (в большинстве случаев) стоимостью рабочей силы, курсом на форсированную индустриализацию, четко выраженной экспортной ориентацией национальных экономик.

По данным Всемирного банка на 2015 г., в числе 30 крупнейших мировых экономик (топ-30) фигурировали 11 ведущих азиатско-тихоокеанских стран (АТР-11), на долю которых приходилось около 59% мирового ВВП (табл. 1).

Таблица 1

Топ-30 стран по размеру ВВП в 2015 г. (текущие цены, млрд долл.)

Швейцария

Япония

Саудовская Аравия

Германия

Аргентина

Великобритания

Индия

Бразилия

Канада

Таиланд

Южная Корея

Норвегия

Австралия

Россия

Мировой ВВП

Мексика

ВВП стран топ-30

Индонезия

Доля АТР-11 в мировом ВВП

Нидерланды

Доля АТР-11 в ВВП топ-30

Источник : (Cтраны АТР выделены курсивом).

Разумеется, среди очень разных азиатско-тихоокеанских государств имеются свои лидеры и аутсайдеры. В решающей степени своим геоэкономическим возвышением АТР обязан КНР, ставшей второй экономикой мира и крупнейшим мировым экспортером товаров, прежде всего промышленных.

В 1980 ‒ 2015 гг., за три с половиной десятилетия, ВВП Китая в текущих ценах вырос со 191 млрд до 11 трлн долл. (почти в 58 раз!), что является беспрецедентным явлением в мировой экономической истории, изменившим соотношение сил в системе мирохозяйственных связей (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика ВВП Китая (млрд долл.)


Источник :

Но если по объему ВВП, рассчитанному по официальному обменному курсу национальных валют, Китай еще уступает Соединенным Штатам (хотя и «наступает им на пятки»), то по размеру товарного экспорта Поднебесная уже ряд лет не знает себе равных и уверенно занимает первое место в глобальной табели о рангах, далеко опережая все другие государства-экспортеры, включая традиционных «чемпионов» международной торговли: США, Германию и Японию. Доля Китая в мировом товарном вывозе повысилась с 1,2% в 1983 г. до 14% в 2015 г. (рис. 2). Подобного экспортного спурта не было никогда.

Рисунок 2. Доля КНР в мировом товарном экспорте (%)


Источник : .

Что касается других стран АТР, они представляют значительное разнообразие национальных экономических систем и природных ресурсов. В том числе: высокие технологии Японии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и западного побережья США, индустриальные хабы Мексики, Вьетнама и Малайзии, энергетическое сырье России, Канады и Индонезии, полезные ископаемые Австралии, Перу, Чили и Филиппин, продовольствие Новой Зеландии, Колумбии, Таиланда, Эквадора и центральноамериканских стран, неисчерпаемые людские ресурсы Индии и т.д. Такого рода «единство в многообразии» является существенным фактором дальнейшего укрепления конкурентных позиций АТР в мировом хозяйстве и международной торговле.

В 2015 г. в списке топ-30 ведущих стран-экспортеров больше половины (ITC) составили азиатско-тихоокеанские государства (АТР-16), причем на их долю пришлось свыше 60% совокупного объема экспортных поставок этих стран и почти 51% общемирового показателя (табл. 2).

Таблица 2

Топ-30 стран-экспортеров в 2015 г. (товары, млрд долл.)

Китай

Индия

Германия

Япония

Таиланд

Нидерланды

Саудовская Аравия

Южная Корея

Малайзия

Гонконг

Бразилия

Великобритания

Австралия

Вьетнам

Канада

Чешская Республика

Мексика

Индонезия

Сингапур

Мировой экспорт

Россия

Экспорт стран топ-30

Швейцария

Доля АТР-16 в мировом экспорте

Тайвань

Доля АТР-16 в экспорте топ-30

Источник : . (Страны АТР выделены курсивом).

Несмотря на впечатляющий прогресс в хозяйственном развитии и наращивании внешнеторгового оборота, важной геоэкономической и геополитической характеристикой этого обширнейшего региона остается «феномен чистого листа» . Другими словами, на пространстве АТР (во многом в силу его гигантских масштабов) до настоящего времени не создана сеть устойчивых стратегических интересов и прочных взаимных обязательств ведущих мировых держав, отсутствуют торгово-экономические объединения интеграционного типа с участием если не всех, то, по крайней мере, основных региональных игроков. По сути, здесь только формируются многосторонние механизмы взаимодействия, без которых невозможно эффективно задействовать весь совокупный потенциал региона. Опыт других районов мира (прежде всего Европы) да и сама жизнь подсказывают, что торгово-экономическое сотрудничество в АТР должно осуществляться по двум трекам: межнациональному (двусторонние контакты между странами) и наднациональному (многостороннему), который играет особую роль в разработке и продвижении общерегиональных проектов, развитии объединительных процессов.

Насущная необходимость создания интеграционных блоков давно признана политическим истеблишментом и деловыми сообществами азиатско-тихоокеанских государств . Нельзя сказать, что на этом направлении до настоящего времени ничего не было сделано. Напротив, страны тихоокеанского бассейна предприняли немалое количество попыток экономического объединения, образования интеграционных группировок и создания региональных банков развития. Вот наиболее известные из них:

АТЭС – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (учреждено в 1989 г. в Канберре, Австралия, штаб-квартира находится в Сингапуре, насчитывает 21 участника);

АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (создана в 1967 г. в Бангкоке, Таиланд, секретариат расположен в Джакарте, Индонезия, объединяет 10 стран-членов);

Тихоокеанский альянс – образован в 2012 г. четырьмя латиноамериканскими странами: Мексикой, Колумбией, Перу и Чили. Насчитывает 49 государств-наблюдателей;

АБР – Азиатский банк развития (основан в 1966 г., штаб-квартира находится в Маниле, Филиппины. Включает 48 региональных и 19 нерегиональных членов);

АБИИ – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (образован в 2014 г. в Пекине, где представители 21 страны подписали «Меморандум о взаимопонимании». Впоследствии число государств-членов возросло до 57, штаб-квартира находится в Пекине).

Тем не менее, уровень интеграции в АТР явно недостаточен. Актуальна задача формирования мегарегиональных объединений нового поколения («углубленного типа») . Решить ее вознамерилась администрация Б. Обамы, пролоббировавшая создание ТТП, поскольку считала жизненно важным для торгово-экономических и стратегических интересов США консолидацию и расширение их позиций в тихоокеанском регионе.

Значение деловых связей с государствами АТР для американского бизнес-сообщества убедительно иллюстрируют данные о торговле Вашингтона с участниками АТЭС. На их долю в последние годы приходилось 64‒66% всего товарооборота Соединенных Штатов (табл. 3). Другими словами, речь идет о регионе, где сконцентрированы колоссальные интересы американских ТНК.

Таблица 3

Торговля США с участниками АТЭС (товары, млрд долл.)

Показатель

Товарооборот США в целом

Экспорт в целом

Импорт в целом

Товарооборот с АТЭС

Экспорт на рынки АТЭС

Импорт из стран АТЭС

Сальдо в торговле с АТЭС

Доля АТЭС в товарообороте США (%)

Доля АТЭС в экспорте (%)

Доля АТЭС в импорте (%)

Источник :.

Именно АТР рассматривался Вашингтоном как главное географическое направление торгово-экономической экспансии. В качестве наиболее эффективного инструмента стратегии в этом районе мира администрация Б. Обамы избрала формирование ТТП – интеграционного мегаблока, предложение о создании которого было выдвинуто Новой Зеландией, Сингапуром и Чили еще в 2003 г. . После длительных переговоров 12 государств АТР во главе с США, но без участия Китая, сумели преодолеть бесчисленные разногласия и прийти к соглашению, подписанному 4 февраля 2016 г. в Окленде, Новая Зеландия. Практическая реализация достигнутой договоренности должна была открыть путь к формированию межрегионального торгово-экономического объединения нового типа . Главная особенность ТТП – беспрецедентное расширение бизнес-возможностей транснационального капитала и принятие правил, защищающих интересы ТНК во взаимоотношениях с суверенными государствами.

В торговле с подавляющим большинством азиатско-тихоокеанских государств у Соединенных Штатов стабильно наблюдался значительный дефицит (в товарообороте с АТЭС в 2013 ‒ 2016 гг. он суммарно составил свыше 2382 млрд долл.). Особенно неблагоприятно для Вашингтона складывался товарообмен с Китаем: в 2010 ‒ 2016 гг. при общем объеме товарооборота в 3175 млрд долл. отрицательное сальдо для США превысило 2390 млрд долл., или более 60% (табл. 4). Именно колоссальный дисбаланс в американо-китайской торговле послужил для Д. Трампа одним из самых сильных аргументов в пользу отстаивания политики протекционизма.

Таблица 4

Торговля США с КНР (товары, млрд долл.)

Источник : .

По утверждению нынешнего американского президента, реализация проекта ТТП могла, с одной стороны, привести к опережающему росту экспорта промышленной продукции азиатских и латиноамериканских компаний на рынок США, а с другой – еще больше стимулировать американские ТНК к вывозу капиталов в те развивающиеся государства, которые предоставляют иностранным компаниям наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса (дешевое сырье, низкая стоимость рабочей силы, слабая социальная защищенность наемных работников, гибкое налоговое законодательство и т.д.). Все это дало повод Д. Трампу категорически выступить против участия Соединенных Штатов в транстихоокеанском партнерстве.

Итоги саммита АТЭС в Лиме

В условиях растущего беспокойства по поводу судьбы ТТП в столице Перу Лиме во второй половине ноября 2016 г. собрался очередной, XXIV саммит АТЭС, в работе которого приняли участие первые лица ключевых государств, входящих в это крупнейшее межрегиональное объединение: Австралии, Канады, Китая, Мексики, США, России, Японии и др. Саммит в Лиме прошел под девизом «Качественный рост и развитие человеческого капитала», но на практике в центре дискуссий были вопросы, связанные с кризисом процесса глобализации и усилением неустойчивости сложившейся системы мирохозяйственных связей. Значительное внимание было уделено поиску новых источников экономического роста, обеспечению его инклюзивного характера, а также перспективам интеграции на азиатско-тихоокеанском пространстве.

В итоговой декларации лимского форума отмечалось, что мировая экономика сталкивается с серьезными проблемами и вызовами, а ситуация во многих государствах характеризуется неравномерностью экономического роста, увеличением социального неравенства, деградацией окружающей среды. В данной связи делался вывод, что глобализация и связанные с ней социально-экономические процессы все чаще «ставятся под вопрос», а «усиливающаяся неопределенность лишает уверенности в ближайшем будущем» . Вместе с тем документ предостерегал от увлечения критикой глобализации вместо ее корректировки и совершенствования, от тотального протекционизма и экономического изоляционизма.

В Лиме участники АТЭС договорились поддерживать открытость национальных рынков и «бороться со всеми формами протекционизма». Специально подчеркивалось, что обращение к протекционистским практикам «ослабляет международную торговлю» и «замедляет прогресс в деле экономического восстановления». Более того, поскольку судьба ТТП в связи с победой Д. Трампа становилась туманной, в Лимскую декларацию был включен пункт о поддержке членами АТЭС предложения Пекина создать Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство или, как это фигурирует в документах АТЭС, Зону свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (ЗСТАТ). Напомним, что решение о начале работы по формированию ЗСТАТ было пролоббировано китайским руководством на XXII саммите АТЭС в ноябре 2014 г. в Пекине, где стартовала выработка «дорожной карты» нового регионального интеграционного объединения .

Уже в самом начале проект ЗСТАТ воспринимался в политических и экспертных кругах как «китайский ответ» планам Вашингтона по созданию ТТП. Не случайно в состав ЗСТАТ не предполагалось включать США, а в рамках ТТП не было места для Китая (впрочем, как и для России). Пекину было ближе формирование ЗСТАТ путем постепенного расширения уже существующей с 2010 г. зоны свободной торговли между КНР и странами АСЕАН.

Таким образом, в середине 2010-х годов на огромном пространстве АТР возникла конкуренция двух геоэкономических и геополитических концепций дальнейшей эволюции интеграционных процессов в этом районе мира. Подписание соглашения о ТТП означало переход стратегической инициативы к США, но победа Д. Трампа смешала все карты и предоставила китайскому руководству возможность с удвоенной энергией педалировать идею расширения зоны АСЕАН-КНР в сторону ее превращения в ЗСТАТ. Не случайно председатель КНР Си Цзиньпин, выступая в Лиме, подчеркнул, что перед лицом протекционистских планов нового хозяина Белого дома Китай будет проводить политику большей торгово-экономической открытости и еще активнее «участвовать в глобализации» .

По утверждениям международных наблюдателей, китайский лидер стал главным действующим лицом на саммите АТЭС. На полях и в кулуарах форума политиками и экспертами широко обсуждались варианты продвижения вперед в развитии интеграционных процессов в АТР без участия Соединенных Штатов . Ряд руководителей государств официально подтвердили свою приверженность принципам регионального экономического сотрудничества и продемонстрировали заинтересованность в расширении зон свободной торговли и формировании мегаблоков. «Если США не хотят участвовать в ТТП, мы будем добиваться подписания соглашения без них, но с Китаем и Россией», – без обиняков заявил хозяин форума, президент Перу Педро Пабло Кучински .

Проблема интеграционных мегаблоков и новых зон свободной торговли тесно связана с задачей создания транспарентной системы международного движения товаров и услуг на основе норм и правил ВТО и специальных многосторонних соглашений. Россия вместе с Китаем выступает в пользу такой системы, что нашло свое подтверждение в ходе дискуссий в Лиме. Но Москва и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) еще не готовы к переговорам по участию в будущей ЗСТАТ. Для этого необходимо прежде решить ряд внутренних проблем ЕАЭС и придать ему больший международный вес, чтобы эффективнее отстаивать свои интересы в ходе переговорного процесса.

Итоги лимского саммита АТЭС зафиксировали начало охлаждения в международных экономических отношениях США после победы Д. Трампа на президентских выборах. Практически сразу после инаугурации новый хозяин Белого дома перешел от слов к делу и отозвал подпись США под учредительным документом ТТП.

Китай в год Огненного Петуха

Выход Вашингтона из проекта транстихоокеанского мегаблока вызвал разочарование в большинстве государств АТР, которые выступают против политики протекционизма и считают необходимым добиваться прорывных договоренностей в интеграционной области, создавать прочный институциональный каркас азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. В новых условиях сложились предпосылки для значимых геополитических перемен: у Китая появились неплохие шансы потеснить США и занять место лидера в АТР, а у России – найти свое достойное место в будущих региональных структурах.

Разумеется, Вашингтон (кто бы ни был американским президентом) не собирается без боя уступать Пекину роль локомотива азиатско-тихоокеанской интеграции и, следовательно, главного игрока глобальной экономики и мировой торговли. Но если прежде главным инструментом в арсенале США была игра на опережение ‒ приоритетное выстраивание межрегиональных мегаблоков в интересах американских ТНК, ‒ то сейчас стратегический курс Вашингтона на биконтинентальном пространстве АТР предстает в видоизмененной геополитической ипостаси. Соединенные Штаты будут не столько инициировать создание новых мегаблоков, сколько тормозить развитие интеграционных процессов, сжимать зоны многостороннего торгово-финансового сотрудничества в этом районе мира, строить отношения с партнерами на двусторонней основе, добиваясь максимально выгодных для себя условий.

Острие этого курса направлено против Китая. Многократно обвиняя Пекин в «валютных манипуляциях» и других грехах, Д. Трамп еще в ходе предвыборной кампании четко дал понять, что он своей международной финансово-экономической политикой намерен создать проблемы развитию Поднебесной, ограничить ее глобальную внешнеторговую экспансию и остановить каток китайского хозяйственного роста. В частности, Вашингтон может продолжить наступление на китайскую валюту – юань, чтобы ее ослабление побудило зарубежных инвесторов к массированному вывозу капиталов из КНР. Собственно, это уже и происходит. В августе 2015 г. Народный банк Китая (Центробанк этой страны) был вынужден ослабить курс юаня к доллару на 3%, что потрясло мировые фондовые рынки. За 2016 г. юань подешевел еще на 7%. В результате, по имеющимся оценкам, в 2015 ‒ 2016 гг. из Китая «убежало» порядка 1,6 трлн долл. . Китайские власти с помощью ужесточения валютного контроля пытались остановить этот процесс, но, как показали факты, чем больше было ограничений, тем активнее инвесторы стремились вывести свои активы. Одновременно происходило сокращение валютных резервов КНР (в ноябре 2016 г. – почти на 70 млрд долл.), а попытки Пекина ограничить отток капиталов вызвали нарекания многих западных компаний, у которых возникли проблемы с перечислением дивидендов из Китая в свои головные офисы за рубежом. Как отметила Торговая палата Евросоюза в КНР, подобные рестриктивные действия китайских властей «создают помехи бизнес-операциям» [China"s… ].

Ответ Пекина на обвинения со стороны Д. Трампа не заставил себя долго ждать и был вполне предсказуемым. На Всемирном экономическом форуме в Давосе в середине января 2017 г. Си Цзиньпин (он стал первым высшим руководителем КНР, посетившим это знаковое ежегодное мероприятие) не только подтвердил китайскую позицию, озвученную на саммите АТЭС в Лиме, но и выступил с предупреждением относительно возможных разрушительных последствий политики развязывания торговых и валютных войн. Одновременно лидер Китая отверг утверждения Д. Трампа о «манипуляциях» обменным курсом юаня. Повышенный интерес мировых средств массовой информации привлекла оценка, данная Си Цзиньпином процессу глобализации и его эффектам. «Многие из проблем, с которыми сталкивается глобальная экономика, не вызваны глобализацией», – подчеркнул председатель КНР и пояснил, что главной причиной кризисных потрясений является отсутствие адекватного международного финансово-экономического регулирования, а также стремление банков и промышленных компаний к получению прибыли «любой ценой» .

В конце января 2017 г. в авторитетном деловом журнале «Bloomberg Businessweek» появилась статья премьер-министра КНР Ли Кэцяна, лейтмотив которой сводился к тому, что «экономическая глобализация сделала возможным создание и распределение беспрецедентного богатства», а имеющиеся проблемы могут и должны быть решены совместными усилиями всех стран. «В мире, полном неопределенностей, – подчеркнул премьер, – Китай являет собой символ стабильности и роста благодаря постоянной приверженности реформам, открытости в экономике и принципам свободной торговли» . Тем самым идея о новой международной миссии КНР – стать «якорем стабилизации» глобальной экономики – была вброшена китайскими руководителями в мировое информационное пространство.

Разрыв Вашингтона с проектом ТТП и твердая позиция Пекина в пользу сохранения процесса глобализации и продолжения интеграционных усилий в АТР вызвали во всем мире шквал комментариев, общим знаменателем которых стал тезис о том, что из-за позиции Белого дома на транстихоокеанском торгово-экономическом пространстве неизбежны кардинальные трансформации. Сложилось впечатление, что в 2017 г. – в год Огненного Петуха по восточному календарю – Китай сделал заявку на лидирующую роль в ключевом районе мира.

ТТП умер, да здравствует пост-ТТП!

Новая геоэкономическая ситуация заставила страны АТР обратить пристальное внимание на лидерские возможности Китая. В частности, премьер-министр Австралии Малколм Тернбулл допустил возможность того, что Китай займет место США в ТТП. С другой стороны, руководство Японии (страны, которая первой ратифицировала соглашение о транстихоокеанском партнерстве) считает, что выход Соединенных Штатов из проекта «делает бессмысленной» его реализацию, а приглашение КНР присоединиться к ТТП таит в себе «стратегические риски» .

Для правительства Синдзо Абэ решение Д. Трампа о выходе из проекта ТТП, призванного стать одной из опор нового либерального международного экономического порядка, явилось особенно болезненным ударом. Дело в том, что для промышленных корпораций Японии именно американский рынок является приоритетным в силу его объема и значительного профицита в товарообмене. Достаточно сказать, что в 2010 ‒ 2016 гг. суммарное отрицательное сальдо США в торговле с Японией превысило 500 млрд долл. (табл. 5). Относительно свободный доступ на американский рынок был тем главным призом, который ориентированные на экспорт японские компании рассчитывали получить после вступления в силу соглашения о ТТП .

Таблица 5

Торговля США с Японией (товары, млрд долл.)

Источник : .

Выход США из процесса формирования ТТП, скорее всего, означает, что в обозримом будущем вашингтонская администрация не собирается пересматривать свою негативную позицию в отношении многосторонних усилий по координации национальных торговых и инвестиционных режимов. Иначе говоря, окончательное закрытие транстихоокеанского проекта даст старт новым переговорам, но уже на двусторонней основе. В этих условиях страны, подписавшие соглашение о ТТП, должны будут предпринять дополнительные усилия, чтобы на межстрановом уровне сохранить достигнутый в многостороннем формате баланс между полученными преимуществами и вынужденными уступками. Судя по всему, Япония на этот путь уже встала, о чем свидетельствовал визит С. Абэ в Вашингтон в первой половине февраля 2017 г. По итогам американо-японских переговоров подчеркивалось, что в сфере торгово-экономических отношений обе страны будут стремиться к «взаимной выгоде» (расхожий эвфемизм, скрывающий твердое намерение хозяина Белого дома добиваться более сбалансированного товарообмена и со Страной восходящего солнца, и с другими государствами АТР) .

Представляется очевидным, что для целого ряда крупных индустриально развитых тихоокеанских стран, заинтересованных в продвижении своих товаров на американский рынок, ставки в двусторонних переговорах чрезвычайно высоки, а сложности – исключительно большие. Нет сомнений в том, что США займут жесткую позицию, оказывая нажим на партнеров и выторговывая для себя максимально выгодные условия.

И еще одно обстоятельство стратегического характера, в свете усилий США по сдерживанию КНР и сокращению потенциала ее геоэкономического возвышения. Возможное относительное экономическое ослабление Китая (вне зависимости от того, произойдет оно под влиянием политики администрации Д. Трампа либо в результате критического накопления внутренних дисбалансов) не будет означать фронтального отступления АТР. Этот регион уже обладает столь значимым потенциалом хозяйственного, демографического и цивилизационного развития, что способен выдвигать новых лидеров роста. Ими могут стать Индия, Вьетнам, Индонезия, латиноамериканские члены Тихоокеанского альянса, другие страны, располагающие серьезными демографическими, природными и промышленными ресурсами. Не собираются сдавать позиции и государства, уже достигшие высокого уровня социально-экономического и технико-технологического развития (Канада, Австралия, Южная Корея и др.). Если Соединенные Штаты захотят сохраниться в роли ведущей глобальной державы, им будет необходима эффективная стратегия присутствия в АТР, что неизбежно обострит геоэкономическое и геополитическое соперничество на азиатско-тихоокеанском пространстве.

В марте 2017 г. с важной и своевременной дипломатической инициативой выступило правительство Чили – страны, проводящей открытую торгово-экономическую политику либерального толка и последовательно выступающую за создание максимально обширной зоны свободной торговли в АТР. Чилийские власти пригласили министров иностранных дел и торговли государств, подписавших соглашение о ТТП (исключая США), а также Китая, Южной Кореи и Колумбии, которые в настоящее время проявляют интерес к участию в тихоокеанской интеграции . Тем самым на развалинах проекта транстихоокеанского партнерства, похороненного администрацией Д. Трампа, может быть дан старт переговорам о создании нового мегарегионального объединения ‒ пост-ТТП.

Два лидера лицом к лицу

6 ‒ 7 апреля в частном клубе Mar-a-Lago во Флориде состоялись переговоры президента США Д. Трампа с председателем КНР Си Цзиньпином. Этот саммит рассматривался многими американскими и китайскими экспертами как шанс наладить личный контакт двух мировых политических тяжеловесов и снизить риски хозяйственных и геополитических конфликтов.

За участниками переговоров, наряду с задачами стратегического порядка, стояли конкретные интересы китайских и американских предприятий. Если китайских предпринимателей в первую очередь беспокоило озвученное Д. Трампом намерение ввести запретительные таможенные пошлины на товары из КНР, то пожелания американских бизнесменов были более разнообразными. В частности, бизнес-сообщество США не удовлетворяют правовые условия доступа иностранных компаний на китайский рынок (особенно в наиболее перспективных отраслях), а также практика «несправедливой» государственной поддержки в Китае национальных экспортеров, «заполонивших мировой рынок субсидированной продукцией». В ходе консультаций с помощниками президента, готовившими встречу с Си Цзиньпином, представители деловых кругов США, с одной стороны, демонстрировали интерес к участию в реализации масштабных инфраструктурных проектов на территории Китая, а с другой – приводили различные примеры дисбалансов в американо-китайских отношениях. Так, если в США импортируемые китайские автомобили облагаются таможенной пошлиной в размере 2,5%, то в Китае аналогичный налог на американские машины в 10 раз выше – 25%. Высокотехнологичные компании США указывали на опасность того, что новый закон КНР о кибербезопасности (принят 7 ноября 2016 г. и должен вступить в силу в июне 2017 г.) может носить дискриминационный характер в отношении американских фирм .

Давая общую оценку реальным торгово-экономическим результатам первого американо-китайского саммита, можно применить формулу «первый блин комом». Похожим образом охарактеризовали итоги встречи во Флориде многие международные средства массовой информации, зафиксировавшие сохраняющуюся «пропасть между позициями двух мировых лидеров» . В том же духе высказался и сам Д. Трамп, который перед торжественным ужином в честь китайских гостей как бы в шутку заметил: «У нас (с Си Цзиньпином. – П. Я .) был долгий разговор, до сих пор не давший никакого результата, абсолютно никакого» .

Так или иначе, отказ США от планов создания тихоокеанского интеграционного мегаобъединения неизбежно приведет к усилению американо-китайского соперничества и окажет воздействие на будущее глобальной экономики.

Литература: Asia-Pacific Economic Cooperation. 2016 Leaders’ Declaration. Lima, Peru 20 Nov 2016. – Mode of access: apec.org (date of access:10.12.2016).

Asia-Pacific Economic Cooperation. Free Trade Agreements / Regional Agreements. – Mode of access: apec.org/Groups/Other-Groups/FTA_RTA.aspx (date of access: 12.01.2017).

Asia-Pacífico se moviliza ante el proteccionismo de Trump // Cinco Días. Madrid. 20.11.2016.

China GDP (current US$). – Mode of access: data.worldbank.org/country/china (date of access: 11.03.2017).

China Premier Li Keqiang: ‘Economic Openness Serves Everyone Better’. – Mode of access: bloomberg.com/news/articles/27-01-26/ (date of access: 12.02.2017).

China’s forex reserves drop $70bn as outflow accelerates // Financial Times. London. 07.12.2016.

С ué C.E. Las grandes potencias económicas amenazan con unirse para aislar a Trump // El País. Madrid. 19.11.2016.

Financial policy 2017 outlook. December 1, 2016. – Mode of access: bloomberg.com/ (date of access: 5.11.2016).

González A. Xi advierte en Davos de que no hay vencedores en una guerra comercial // El País. 17.01.2017.

ITC. Trade Map. Trade Statistics for International Business Development. – Mode of access: trademap.org/Bilateral_TS.aspx (date of access: 24.02.2017).

Larrouy D., Bayón A. El proteccionismo de Trump abre la puerta a un nuevo orden comercial // Cinco Días. 25.01.2017.

Mars A., Vidal Liy M. Un abismo separa a Trump y Xi en su primera reunión // El País. Madrid. 07.04.2017.

Office of the United States Trade Representative. TPP Full Text. – Mode of access: ustr.gov/trade-agreements/ (date of access: 05.09.2016).

Países del Pacífico propondrán caminos para nuevo acuerdo post TPP en próxima cumbre. 9 marzo, 2017. – Mode of access: infolatam.com/ (date of access: 11.03.2017).

Presidente chino insta a la cooperación comercial en su primera reunión con Trump. 7.04.2017. – Mode of access: americaeconomia.com/ (accessed: 15.04.2017).

¿ Qué le piden los empresarios a Donald Trump para su reunión con el presidente chino? 4 de abril de 2017. – Mode of access: americaeconomia.com/ (date of access: 23.03.2017).

Загрузка...