domvpavlino.ru

Чем пропитать бумажный подвес динамика. Восстановление тканевых подвесов акустики. Результаты пропитки подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин


Тема акустического оформления автомобиля весьма популярна. Разработчики большинства транспортных средств не уделяют ей должного внимания. Размер штатных посадочных мест под динамики обычно ограничен 10 – 13 см, акустическое оформление практически отсутствует, поэтому низшие частоты воспроизводятся недостаточно эффективно. И если в кузовах типа седан возможен вариант повышения эффективности работы головок на низких частотах, путем их установки в задней панели, при условии, что излучение передней части диффузоров направлено в салон, а задней в багажный отсек, то универсал, комби, хэтчбэк, минивен и т. п. лишены возможности такого акустического оформления. В последнем случае без корпусных АС не обойтись. Габаритные размеры таких систем, исходя из особенностей конструкций транспортных средств, должны быть как можно малыми.

В статье "Малогабаритный громкоговоритель" , автор О. Салтыков предложил конструкцию акустической системы с фазоинвертором, внутренним объемом 8,5 литров, с применением низкочастотных головок 6ГД-6 или 10ГД-34 (высокочастотное звено рассматривать не будем). Так называемые, "кубики Салтыкова" довольно часто встречаются, в радиолюбительской литературе и на сайтах интернета, по сей день. Среди положительных ее конструктивных особенностей следует отметить слабо выраженные стоячие волны внутри корпуса, что исключает необходимость заглушать его стенки.

Петров А. А. в своей книге "Звуковая схемотехника для радиолюбителей" модернизировал разработку О. Салтыкова. Оставив прежний внутренний объем, размеры порта фазоинвертора, применил корпус каплевидной формы в поперечном сечении (похожая конструкция А. Петрова опубликована в журнале Радио № 12 2001 года под названием "Малогабаритный трехполосный громкоговоритель"), тем самым еще более минимизировал, так называемые стоячие волны.

Описанная акустика разработана для небольших помещений. Пользоваться ею в автомобилях неудобно. Однако изготовить подобную (рис. 1) для авто совсем не трудно.

Рис. 1. Корпусная АС в автомобиле (сабвуфер)

Для изготовления корпуса АС используются такие доступные материалы, как ДСП толщиной 16 мм, ДВП толщиной 3 мм и фанера толщиной 10 мм.

Заготавливают детали для каркаса из ДСП по чертежам показанных на рис. 2. Для вырезания, в домашних условиях, удобно пользоваться электролобзиком у которого предусмотрено изменение угла режущего элемента. Это позволит на заготовках в и г выполнить срез под углом 60º, от чего уменьшится трудоемкость работ по округлению кромок. Вырезание необходимо проводить аккуратно, неспешно, не переходить лини разметки. Неровности после вырезки (кромку с углом 60º не трогают, о ней позже) снимаются с помощью дощечки с крупнозернистой наждачной бумагой, ориентируясь на разметку. Для уменьшения трудоемкости работ хорошо использовать электроинструмент - шлифовальную машину (болгарку). В деталях, в указанных местах, сверлятся отверстия под шурупы диаметром 3 мм. В отверстиях необходимо сделать углубления под головки шурупов (потай).

Рис. 2. Детали каркаса: а – боковина; б - перегородка; в – передняя стенка; г – задняя стенка

Сборка каркаса

Места соединения деталей промазывают клеем "Наирит" (рис. 3) или, наиболее приближенным к нему, 88. Выдерживают 20 – 30 минут. Повторно наносят клей. После выдержки 5 – 10 минут приступают к сборке. Для этого скручивают шурупами диаметром 3 мм и длиной 40 мм обе боковины к передней стенки. Шурупы должны быть с потайными головками. Затем прикручивают заднюю стенку. Далее перегородку, как показано на рисунке 4, и оставляют изделие сохнуть на 24 часа.

Рис. 3. Клей полихлоропреновый "Наирит"

Рис. 4. Каркас: а – вид спереди; б – вид сверху (снизу); вид сзади

После высыхания клея приступают к округлению кромок, срезанных под углом 60º. Вначале на деталях проводят линии границ, до которых необходимо снимать материал, это важно, что бы ни убрать лишнее. Закрепляют изделие в тисы горизонтально одной из половин передней или задней детали. Это способствует сохранению целостности конструкции при проведении работ. С помощью дощечки с крупнозернистой наждачной бумаги доводят поверхность половины длины кромки закрепленной части детали, не переходя линии разметки. Далее, закрепив в тисы следующую половину детали, проводим доводку оставшейся доли кромки. После этого каркас переворачиваем и в том же порядке доводим противоположную кромку. Также поступаем и с другой деталью.

Для изготовления нижней и верхней стенок вырезают из ДВП, толщиной 3 мм, заготовки размерами 670 х 245 мм 8 штук. На каждую стенку по 4 заготовки. Для формирования стабильного изгиба, радиусом 195 мм, одну из поверхностей намачивают водой с помощью поролона или лоскута ткани. Выдерживают от 30 минут до 1 часа. При этом следят за равномерным намоканием. При необходимости, подсохшие места дополнительно смачивают. Далее прикладывают деталь к подходящей цилиндрической поверхности мокрой стороной наружу и обвязывают четырьмя резиновыми лентами, вырезанных из старой камеры легкового автомобиля, равномерно расположив их по всей поверхности. На края заготовки под резинки подкладывают деревянные брусочки толщиной 10 х 10 мм (оконный штапик) – рис. 5. На цилиндре (бочонке) можно изгибать сразу 2-е заготовки, размещая их симметрично. Для придания заданной формы и полного высыхания, при температуре окружающей среды + 15º, достаточно 24 часа.

Рис. 5. Формирование заготовок для верхней и нижней стенок

Приклеивание первых двух заготовок стенок

Места склеивания промазывают клеем "Наирит" и выдерживают 20 – 30 минут. Повторно промазывают. Выдерживают 5 – 10 минут и склеивают с каркасом. Для предотвращения сползания деталей, каждую наживляют парой небольших гвоздей. Кольцевидными резинками, нарезанными из той же камеры легкового автомобиля, обтягивают каркас с приклеенными заготовками, подложив под резинки на края стенок бруски. Средина стенок стягивается с помощью 2-х брусков, размерами в поперечном сечении 40 х 40 мм, и резинками как показано на рисунке 6, а.

Рис. 6. Приклеивание нижней и верхней заготовок стенок на каркас: а – стягивание заготовок; б – обработка кромок

Для усиления конструкции в местах склеивания (свободных от стяжек) первых двух заготовок (нижней и верхней) с боковинами каркаса ввинчивают шурупы с потайными головками (предварительно сделав потай) диаметром 3 мм и длиной 10 – 15 мм. Расстояние между шурупами выдерживают в приделах 50 мм. После высыхания клея, через 24 часа, снимают резинки и бруски. По периметру каркаса и в области перегородки также вкручивают шурупы. При вкручивании не следует прилагать большое усилие. Удобно использовать электрический шуруповерт, выставив при этом минимальный или близкий к минимальному крутящий момент. После этого срезают ножом выступающие кромки стенок. Лезвия ножа должно быть достаточно острым и жестким. Оно не должно изгибаться, поскольку срез будет неровный.

Последующее приклеивание заготовок стенок несколько упрощенное. Обильно промазывают обе поверхности клеем. Выдерживают 5 – 10 минут, складывают и стягивают. Шурупы не используют. Рекомендуется для более плотного прилегания края стенок возле боковин скрепить гвоздиками. После приклеивания всех деталей, обрезанные кромки обрабатывают дощечкой с наждачной бумагой средней зернистости. Выравнивают также кромки боковин в передней и задней плоскости (рис. 6, б).

Толщина стенок получилась 13 мм. Изогнутые формы (в данном случае это нижняя и верхняя стенки) позволяют получить исключительно жесткую и прочную конструкцию корпуса. Для систем мощностью 10…35 Вт толщина плоских стенок обычно составляет 10…12 мм (фанера, ДСП). Предпочтительнее стенки корпуса, особенно передние и задние, делать более узкими и длинными (стр. 151 – 152 ). Клей "Наирит" выбран не случайно, поскольку, после высыхания, имеет свойство эластичности, что положительно сказывается на вибропоглащении конструкции.

По чертежам рисунка 7 изготавливают накладки из фанеры толщиной 10 мм. На передней стенке, используя переднюю накладку как шаблон, проводят разметку для отверстий под динамики. Вырезают их в следующем порядке. Просверливают отверстие под режущую часть лобзика. По диаметру делают пропил. Это важно, в противном случае мы не сможем извлечь вырезанную часть из корпуса. Выставив пилу лобзика под углом 75º, делают пропил по окружности. Внутренняя часть отверстия должна быть шире, чем наружная. Ломаем вырезанный элемент пополам и вынимаем из корпуса. Промазывают клеем передние и задние кромки нижней и верхней стенок и выдерживают 20 – 30 минут. Затем наносят клей на переднюю и заднюю части корпуса и накладки, выдержав 5 – 10 минут, соединяют. Стягивают резинками и скручивают шурупами диаметром 3 мм с потайными головками. В местах склеивания с боковинами применяют шурупы длиной 40 мм, остальные 20 мм. Оставляют изделие на 24 часа. После высыхания доводят кромки накладок заподлицо со стенками. Опять же придерживаемся линий, нанесенных на накладки для ориентира. Грани должны быть строго прямолинейными (рис. 8).

Рис. 7. Накладки: а – передняя; б – задняя

Рис. 8. Монтаж накладок: а – передней; б – задней; в – общий вид конструкции

Особого внимания заслуживает работа над портом фазоинвертора. В акустике А. Петрова он выполнен с тыльной стороны. Применение такой конструкции фазоинвертора в автомобиле, при плотной компоновке задней стенки АС с кузовными плоскостями, будет малоэффективным. Поэтому устанавливают порты фазоинверторов с фронтальной стороны. Для этого, по центру передней части корпуса отступают по 275 мм от внешних краев боковин и, с помощью циркуля, проводят разметку под диаметры 32 мм. Вырезают отверстия электролобзиком или дрелью с балеринкой. Следуя рекомендациям О. Салтыкова, изготавливают порты фазоинверторов длиной 60 мм, внутренним диаметром 30 мм и внешним 32 мм, из алюминиевой трубы от пылесоса. Трубу вклеивают в проделанное для нее отверстие диаметром 32 мм эпоксидным клеем. Не исключаются, конечно, и другие варианты.

Изделие ошкуривают среднезернистой наждачной бумагой, удаляя неровности и шероховатости, покрывают нитролаком. Не раньше, чем через 24 часа, проходятся мелкозернистой наждачной бумагой. Затем, универсальной двухкомпонентной автомобильной шпаклевкой, немного разбавленной растворителем 647, зашпаклевывают неровности, сколы, места сопряжений деталей. Лишнюю шпаклевку, после отвердевания, удаляют с помощью дощечки с наждачной бумагой средней зернистости. При необходимости, повторяют процесс. Убедившись в отсутствии дефектов, шлифуют места шпаклевки мелкозернистой наждачной бумагой. После этого снова покрывают изделие нитролаком. После высыхания лака весь корпус вновь проходят мелкозернистой наждачной бумагой (рис. 9).

Рис. 9. Выравнивание поверхностей корпуса

Внутренние швы обильно промазывают клеем. Из листа самоклеющегося вибропласта толщиной 1, 5 мм (применяется для виброизоляции кузовов автомобилей рис. – 10) вырезают 4 – е куска размерами 300 х 185 мм и покрывают ими нижнюю и верхнюю стенки изнутри.

Рис. 10. Самоклеющийся вибропоглощающий материал вибропласт

Если АС будет использоваться в транспортном средстве, внешнее оформление корпуса желательно выполнить карпетом, обивочным материалом, используемым для отделки салонов, багажников автомобилей. Это не только придаст приятный эстетичный вид в тон обивки авто, но и улучшит демпфирующие свойства акустики, минимизирует дифракционные эффекты (отражение звуковых волн), снизит неравномерность амплитудно-частотной характеристики звукового давления, заметно улучшит звуковое восприятие .

Один из вариантов эстетического оформления – оклеивание самоклеющейся пленкой. Для этого вырезают из пленки заготовку, размером равным передней, задней и боковых стенок (чтобы можно было бы обвернуть корпус), оставив запас со всех сторон не менее 20 мм. Сторону, с которой начинаем оклеивание, умеренно смачиваем с помощью распылителя, жидкостью для мытья окон, например боковую стенку. Перед оклеиванием пленку отделяют от бумаги с одного края и прикладывают клейкой поверхностью. Затем сухой чистой тряпочкой и пластиковым скребком разглаживают самоклеющуюся пленку от середины к краям, удаляя тем самым воздух и влагу. Образовавшуюся складку можно разгладить, осторожно потянув за ближайший край, отклеив его и разровняв поверхность. Переходят на переднюю сторону, а потом противоположную и заканчивают сзади, обрезав лишнюю пленку. Возле боковых стенок оставляют выступающий край пленки на 5 – 8 мм. С передней и задней стороны корпуса пленку заворачивают на боковины. Со сторон верхней и нижней стенок разогревают ее феном и аккуратно загибают. От температуры она стягивается, не оставляя складок. Складки на углах срезают. Также феном рекомендуется прогревать в местах отверстий, изгибов и т. п., прижимая прогретые участки тряпочкой. Боковые стенки оклеиваются проще. Для этого вырезают заготовки на 2 – 3 мм меньшие, чем размеры боковин. Начинают от фасадной грани. Отгибают 10 – 15 мм бумаги, прилаживают пленку на изделие и аккуратно одной рукой отклеивают бумагу, другой разглаживают пленку. После наклейки ножом вырезают пленку в отверстиях (Рис. 11).

Рис. 11. Эстетическое оформление

С тыльной стороны корпуса закрепляют резьбовые 4 мм клеммы 4 шт., для каждого отсека по 2-е. Подсоединяют к ним провода длиной 40 – 50 мм. Для удобства в подключении клеммы и провода подбирают разные по цвету или с пометками "+" и "-". На концы проводов, соединяемых с динамиками, крепят ножевые клеммы типа "мама", соразмерные с контактами динамиков, изолировав их термоусадочной трубкой. Размечают места под шурупы для крепления динамиков. Просверливают отверстия, диаметром 2 – 2,5 мм. Динамики к корпусу крепят герметично, изолировав корзину от корпуса. Для этого в отрезке резины, например от автомобильной камеры, вырезают отверстие диаметром 110 мм, прикладывают к тыльной стороне динамика, отмечают места под монтажные отверстия. Пробойником нужного калибра или заточенной трубкой проделывают 4-е отверстия. Обезжирив тыльную сторону корзины динамика и, зачистив наждачной бумагой склеиваемую сторону резинки, смазывают клеем "Наирит". Выдержав 5 – 10 минут, соединяют. После чего лишнюю резину обрезают ножницами заподлицо с корзиной. Также, на наружной стороне динамиков, в местах монтажных отверстий приклеивают резинки, например с велосипедной камеры. В отверстия вставляют обрезки полихлорвиниловой трубки, подобрав их таким образом, что бы они плотно прижимались к стенкам отверстий, и давали возможность свободно входить шурупам. При необходимости отверстия рассверливают до нужного диаметра. Устанавливают динамики в корпус. Поверх ставят сеточки с ободками от среднечастотников легендарных S – 90. Фиксируют шурупами. Изделие готово к эксплуатации – рис. 12.

Рис. 12. Установка динамиков

Петров А. подчеркивает, что долголетняя эксплуатация громкоговорителя О. Салтыкова показала, что фазоинверторное оформление, в виде корпуса объемом 8,5 л и туннеля диаметром 30 и длиной 60 мм не критично к смене НЧ головок. Рекомендует использовать динамики 25ГДН-3-4, которые, при одинаковых установочных размерах, отличается от 6ГД-6 и 10ГД-34 (новое название 25ГДН-1), меньшей частотой основного резонанса и большей чувствительностью и мощностью. В статье "Активный сабвуфер для компьютера" (Радио № 10, 2006 года) А. Петров также предложил головки 25ГДН-1-4 и 25ГДН-3-4. Взаимозаменяемость головок с подходящими монтажными размерами, без внесения каких либо изменений в элементы конструкции, ставит перед корпусом АС достаточно широкую область применения, как для широкополосной, низкочастотной и, если можно так назвать, сабвуфера.

Начнем с первого. Коаксиальная акустика – это система головок с раздельными полосами, где дополнительные расположены на одной оси с основным, низко/среднечастотным динамиком. Динамики этого типа получили название коаксиальных (axis означает ось) – рис. 13. Чаще всего для озвучивания задней зоны автомобиля не требуется физический разнос высоко- и низкочастотных динамиков. За звуковую панораму целиком отвечает передняя акустика, а задней отводиться вспомогательная роль, с чем вполне успешно справляется коаксиальная. Акустическое оформление в виде корпуса с фазоинвертором заметно подымет ее эффективность на низких частотах. Поэтому вполне приемлемо решение использования корпуса, изготовленного по вышеизложенной технологии, с коаксиальными громкоговорителями, монтажным диаметром 13 см, в задней части автомобилей с кузовами типа универсал, комби, хэтчбэк.

Рис. 13. Коаксиальный громкоговоритель

Вариант второй для использования, при необходимости, физического разноса СЧ/ВЧ и НЧ динамиков. В штатные места автомобиля устанавливают широкополосные головки. К ним, через разделительные фильтры, разъемы, подключают НЧ динамики, установленные в корпус, и размещают его в удобном месте. Необходимость разноса головок может возникнуть при перевозке, каких – либо грузов. Освободив место, занимаемое корпусной акустической системой, не избавляются от акустического оформления задней части салона. При отсоединении системы фильтры отключаются.

Третий. Подключение к устройству с выходом канала сабвуфера. Еще одной особенностью автомобиля является бортовое напряжение в 12 вольт, величина которого, ограничивает выходную мощность аудиосистем. Некоторые производители, для повышения мощности, изготавливают аудиоустройства, рассчитанные на нагрузку в 2 Ом. Pioneer DEH – 2300UB имеет 4-е выхода для подключения громкоговорителей. Для работы в обычном режиме мощностью по 50 Вт сопротивлением от 4 до 8 Ом на канал. При включении функции подключения сабвуфера 2-а выхода (фронтальные) работают в обычном режиме, а задние 2-а выхода в режиме сабвуфера. В устройстве предусмотрено регулировки частоты среза: 50, 63, 80, 100, 125 Гц, уровня громкости сабвуфера от -24 до + 6 дБ, сдвига фазы на 180º. В качестве нагрузки для канала сабвуфера, конечно, можно обойтись двумя низкочастотными головками по 4 Ом, подключенных к каждому каналу соответственно. Но, для более эффективного его использования, разработчик рекомендует подключать сабвуфер мощностью 70 Вт сопротивлением 2 Ом к одному определенному выходу. Головки с сопротивлением звуковой катушки 2 Ом весьма редкие. Однако можно обойтись двумя недорогими широкодоступными низкочастотными головками 25ГДН-1 или 25ГДН-3-4. Наличием 2-х головок мы имеем возможность манипулировать нагрузкой. Например. Для нагрузки на два канала подключаем отдельно к каждому каналу головку 25ГДН-3-4 (по 4 Ома). Нагрузку на один канал в 2 Ома создаем этими же головками, включенными синфазно параллельно. К тому же существенно выигрываем в объеме корпуса акустического оформления головки. Мощные низкочастотные головки имеют диффузоры большого диаметра, что, в свою очередь, требует под них корпусы также с большими объемами. К примеру, для динамика 75ГДН-1-4 необходим корпус с фазоинвертором, внутренним объемом не менее 40 литров! Внутренний же объем нашего изделия всего 17 литров.

И последний, четвертый вариант, для чего, собственно, и изготавливалось сие изделие. Через линейный выход магнитолы для подключения сабвуфера, подсоединяют усилитель на микросхеме TDA1562Q. Усилитель имеет мощность до 70 Вт (так заявляет производитель) и рассчитан на нагрузку 4 Ома. В этом случае, применив две головки 25ГДН-1Л по 8 Ом, включенных синфазно параллельно, имеем и соответствующие нагрузку в 4 Ома, нужную мощность и относительно небольшие габариты акустической системы. Хорошие результаты показали головки 25ГДН-3-4. Но для их параллельного подключения необходимы 8-и омные звуковые катушки. По этому, прежде чем устанавливать указанные динамики следует подвижные системы динамиков 25ГДН-3-4 (4 Ом) извлечь и поменять на системы с динамиков 25ГДН-1Л (8 Ом). Конструктивно динамики очень схожи – рис. 11. Амплитудно-чатотние характеристики звукового давления АС с динамиками 25ГДН-3-4 (катушка 8 Ом) и 25ГЛН-1Л, с тембральной окраской (усиленное воспроизведение аудиоустройством низких и высоких частот при роботе в режимах Rock и Activ Hyper Bass) и без корректирующих цепей, показаны на рис. 15.

Паспортные данные :

Эффективный рабочий диапазон частот 63 – 5000 Гц

Неравномерность АЧХ – 12 дБ

Полный коэффициент гармонических искажений 3-6 %

Номинальное электрическое сопротивление – 4 Ом

Предельная шумовая (паспортная) мощность – 25 Вт

Предельная долговременная мощность – 27 Вт

Предельная кратковременная мощность – 30 Вт

Частота основного резонанса - 80+-20 Гц

Эквивалентный обьем, Vas - 11Литр

Полная добротность, Qts - 0.45+-0.1

Габаритные размеры - d125x75,5 мм

Масса – 1300 г

Марка провода - ПЭЛ

Диаметр провода - 0,23 мм

Количество слоев намотки - 2

Количество витков в 1-ом слое - 46

Количество витков во 2-ом слое - 45

Омическое сопротивление катушки - 3,1+-0,4 Ом

Высота звуковой катушки - 25,4 мм

Внутренний диаметр - 25,4 мм

Внешний диаметр вместе с намоткой 26,6 мм

Паспортные данные:

Эффективный рабочий диапазон частот - 50 - 5000 Гц

Уровень характеристической чувствительности - 84 Дб/Вт*м

Неравномерность АЧХ - 14 Дб

Полный коэффициент гармонических искажений - 3 - 6 %

Номинальное электрическое сопротивление - 4 Ом

Предельная шумовая (паспортная) мощность - 25 Вт

Предельная долговременная мощность - 30 Вт

Предельная кратковременная мощность - 70 Вт

Частота основного резонанса - 55 ±10 Гц

Эквивалентный обьем - 8 Vas Литр

Полная добротность - 0,5 ±0,5 Qts

Диаметр диффузора - 110 мм

Размеры магнита - d110х16 мм

Общие габаритные размеры - d125x79 мм (мои замеры - d125х73 мм)

Масса - 2000 г

ОСТ 4.383001-85

Конструкция звуковой катушки:

Марка провода - ПЭТВ-1

Диаметр провода - 0,224 мм

Количество слоев намотки - 2

Количество витков в 1-ом слое - 47

Количество витков во 2-ом слое - 46

Омическое сопротивление катушки - 3,1 ±0,4 Ом

Высота звуковой катушки - 22,5 мм

Внутренний диаметр - 25,4 мм

Внешний диаметр, вместе с намоткой - 26,6 мм

Рис. 14. Головки динамические низкочастотные и их технические характеристики: а - 25ГДН-1-4; б - 25ГДН-3-4

Рис. 15. АЧХ звукового давления АС
.

Сравнительное прослушивание данной разработки с приближенной по конструкции (размерами НЧ головки, наличием фазоинвертора, приблизительно одинакового объема, корпуса в форме параллелепипеда из МДФ) показало, АС от JVC утомительно действует на слушателя при воспроизведение низких частот. У описанной конструкции этого не наблюдается. Как автомобильный сабвуфер звучит хорошо, особенно при полосах среза 63 и 80 Гц, какие-либо призвуки отсутствуют, при прикладывании к стенкам корпуса ладони, вибраций не ощущается.

Акустическая система подвергалась различным доработкам. Например, изменение размеров порта фазоинвертора. Заполнение звукопоглощающим материалом. Улучшений достигнуто не было, что доказывает идеальность конструкций разработчиков Салтыкова и Петрова.

Литература

1. Салтыков О. "Малогабаритный громкоговоритель", Радио № 11 1977 года.

2. Петров А. "Звуковая схемотехника для радиолюбителей", Санкт – Петербург: Наука и Техника, 2003 год.

3. Алдошина И. "Высококачественные акустические системы и излучатели", М.: Радио и связь, 1985.

4. Шихатов А. "Концертный зал на колесах", М.: ДМК – пресс, 2005.

5. Бурко В. Бытовые акустические системы: эксплуатация, ремонт, Минск: "Беларусь", 1996.

Фото Polas


Параметры описываемого ниже самодельного двухполосного громкоговорителя удовлетворяют современным требованиям к малогабаритным системам высококачественного звуковоспроизведения. Громкоговоритель рассчитан на работу с усилителем, отдающим мощность 10-25 Вт на нагрузку сопротивлением 4 Ом. Два громкоговорителя с такими усилителями обеспечивают нормальный уровень и высокое качество звучания в помещении объемом до 100 кв. м, т. е. практически в любой жилой комнате. Громкоговоритель прост по конструкции и поэтому изготовление его доступно большинству радиолюбителей. Параметры описываемого ниже самодельного двухполосного громкоговорителя удовлетворяют современным требованиям к малогабаритным системам высококачественного звуковоспроизведения. Громкоговоритель рассчитан на работу с усилителем, отдающим мощность 10-25 Вт на нагрузку сопротивлением 4 Ом. Два громкоговорителя с такими усилителями обеспечивают нормальный уровень и высокое качество звучания в помещении объемом до 100 кв. м, т. е. практически в любой жилой комнате. Громкоговоритель прост по конструкции и поэтому изготовление его доступно большинству радиолюбителей.

Громкоговоритель имеет следующие параметры:
Номинальное электрическое сопротивление - 4Ом
Эффективно воспроизводимый диапазон частот - 40 - 20000 Гц
Неравномерность частотной характеристики в диапазоне частот 50 Гц - 20 кГц -8Дб
Частота раздела фильтра - 4 кГц
Крутизна спада характеристики нижнечастотного звена фильтра - 12дБ на октаву
Крутизна спада характеристики верхнечастотного звена фильтра - 18дБ на октаву
Среднее стандартное звуковое давление - 0,12 Па
Средний приведенный КПД в диапазоне частот 60 - 4000 Гц - 0,18%
Габариты - 280×280x210 мм
Масса - 7,5 кг

В качестве излучателя нижних частот в громкоговорителе применена конструктивно доработанная динамическая головка 6ГД-6 , а для воспроизведения высших частот - головка 2ГД-36 . Низкочастотное звено громкоговорителя выполнено в виде фазоинвертора (ящик объемом 8,5 л с цилиндрическим туннелем). Правильно рассчитанный фазоинвертор позволяет расширить эффективно воспроизводимый диапазон в сторону низших частот, увеличить КПД и уменьшить искажения на этих частотах по сравнению с закрытым ящиком. Так как глубина ящика громкоговорителя мала, а низкочастотная головка и труба фазоинвертора расположены несимметрично, стоячие волны внутри ящика выражены слабо и практически не ухудшают частотную характеристику громкоговорителя. Поэтому в данной конструкции нет необходимости заглушать внутренние поверхности ящика.

Высокочастотная головка смонтирована в непосредственной близости к низкочастотной это уменьшает неравномерность частотной характеристики вблизи частоты раздела. Большая ось высокочастотной головки расположена вертикально, что позволяет расширить диаграмму направленности в горизонтальной плоскости на верхних частотах.

Разделительный фильтр состоит из фильтра нижних и фильтра верхних частот; их входы соединены параллельно (рис. 1). Катушки разделительного фильтра намотаны проводом ПЭВ-1 на каркасах, выточенных из органического стекла, эбонита, текстолита или иного изоляционного материала. Данные катушек приведены в таблице, а размеры каркасов на рис. 3. В фильтре применены конденсаторы типа МБГО (МБГП) с лапками для крепления и резистор ПЭВ-7,5 (ПЭ-7,5); вместо него можно использовать три параллельно включенных резистора МЛТ-2 по 68 Ом. Провод для соединения входа фильтра с усилителем должен иметь сопротивление не более 0,1 Ом.

Доработка головки 6ГД-6. У некоторых образцов головок 6ГД-6 плохо проклеена центрирующая шайба и верхний борт латексного гофра 3 (рис. 2). Поэтому до сборки громкоговорителя целесообразно проверить качество швов и при необходимости их проклеить. Дефектные швы можно обнаружить несильным надавливанием на борт гофра в указанном на рис. 2 направлении. При плохой склейке шов будет расходиться. Если длина шва с дефектом велика, нельзя расклеивать весь этот участок, так как при этом возможно нарушение центрирования головки. Следует проверять и проклеивать шов участками не более 30 мм.

При обнаружении дефектного шва борт гофра следует отделить от диффузородержателя 4 на участке длиной не более 30 мм. С помощью полоски ватмана промазать этот участок клеем марки 88-Н, прижать борт гофра к диффузородержателю, аккуратно положить головку на ровную горизонтальную поверхность диффузором вниз и дать клею просохнуть. Только после этого можно продолжать проверку шва.

Центрирующую шайбу проклеивают аналогично нитроклеем для кожи, приподнимая ее скальпелем и прижимая пальцами к диффузородержателю до схватывания клея.

Пылезащитный колпачок 2 головки 6ГД-6 изготовлен из материала, обладающего малой жесткостью. Вследствие этого при больших амплитудах колебаний диффузора колпачок проминается внутрь, а затем распрямляется, издавая звонкие щелчки. Для устранения этого дефекта колпачок следует аккуратно удалить с помощью бритвы и миниатюрных ножниц и приклеить на его место нитроклеем для кожи кружок из прессшпана толщиной 0,5…0,8 мм. Шов должен быть герметичным.

Изготовление ящика. Для сборки ящика нужно заготовить шесть панелей (стенок) из фанеры или древесностружечной плиты. При толщине материала, равной 20 мм, заготовки должны иметь следующие размеры: для передней и задней стенок - 240×240, для верхней и нижней - 210×240, для боковых - 210×280 мм. При другой толщине материала размеры заготовок нужно изменить так, чтобы внутренний объем ящика не изменился. Нельзя применять материал тоньше 18 мм, так как при этом жесткость стенок будет недостаточной.

Стенки соединяют встык шурупами длиной 30 мм с потайными головками, по два шурупа на грань (рис. 4). При использовании древесностружечных плит просверленные для шурупов отверстия (до ввинчивания шурупов) заливают эпоксидным клеем. Круглые отверстия в передней панели (рис. 5) можно выпилить лобзиком или высверлить сверлом небольшого диаметра. Углубление под головку 2ГД-36 высверливают по контуру на глубину 15 мм применяя сверло с ограничителем, а затем выбирают стамеской. Скос отверстия в месте крепления головки 6ГД-6 необходим для обеспечения беспрепятственного движения воздуха, связанного с задней стороной ее диффузора.

Тунель изготовляют из жесткой трубы (дюралюминий, пластмасса и т. д.) внутренним диаметром 30 мм. Автор использовал кусок трубы от пылесоса. Можно склеить трубу из плотной чертежной бумаги (ватмана) эпоксидным клеем или нитроклеем для кожи. Толщина стенок трубы должна быть не менее 1…1.5 мм. Трубу вклеивают в проделанное для нее отверстие эпоксидным клеем и герметизируют шов по окружности пластилином (рис. 5). После этого можно приступить к сборке ящика. В случае использования древесностружечных плит внутреннюю поверхность ящика следует покрыть нитрокраской. Все внутренние швы ящика промазывают пластилином или замазкой.

На задней стенке ящика монтируют разделительный фильтр, крепят провод для подключения громкоговорителя к усилителю и подготавливают проводники для подключения головок. Расстояние между катушками фильтра должно быть не менее 100 мм, длина каждого из проводников для подключения головок - не менее 300 мм. Провод для подключения высокочастотной головки продевают в отверстие I (рис. 5), припаивают его к выводам головки, монтируют головку на передней панели, как показано на рис. 6а. Щели вблизи головки со стороны ее магнитной системы также промазывают пластилином.

Далее крепят переднюю панель к боковым стенкам ящика (рис. 6 б) и через отверстие под низкочастотную головку промазывают пластилином изнутри швы между передней панелью и боковыми стенками. Наконец, подпаивают выводы низкочастотной головки, монтируют ее без амортизирующих прокладок и производят герметизацию (рис. 6в). Низкочастотную головку монтируют с наружной стороны передней панели так же, как и высокочастотную.

При недостаточно тщательной герметизации громкоговорителя частотная характеристика громкоговорителя на нижних частотах ухудшится. Заделка швов и щелей способствует также хорошему демпфированию стенок ящика (при постукивании они издают глухой звук).

Внешнюю отделку громкоговорителя производят фанерованием, обклеиванием декоративной пленкой или другим доступным радиолюбителю способом. Декоративную рамку изготовляют из деревянных брусков сечением 15×15 мм, укрепляя их дюралюминиевыми уголками. Рамку обтягивают капроновой сеткой, тканью типа «бортовка» или иной акустически прозрачной тканью, и на трении вставляют в углубление, образованное боковыми стенками и передней панелью.

Описанный громкоговоритель при небольших размерах и малой массе обладает высокими качественными показателями. Сравнение с агрегатом аналогичного класса 10МАС-1 показало значительное преимущество разработанного громкоговорителя. Он звучит более естественно и ярко, не «бубнит» на нижних частотах. Широкая диаграмма направленности во всем диапазоне рабочих частот весьма благоприятно сказывается на качестве звучания громкоговорителя. При воспроизведении монофонической фонограммы почти отсутствует «привязка» звука к громкоговорителю, а пара таких громкоговорителей при воспроизведении стереопрограммы обеспечивает очень хороший стереоэффект.

Вместо головки 6ГД-6 в громкоговорителе можно применить без какого-либо изменения конструкции ящика головку 10ГД-34, а в качестве высокочастотной головки - 6ГД-11. При использовании последней в передней стенке ящика прорезают отверстие по диаметру ее магнитной системы.

Пропитка диффузоров

С амые лучшие диффузоры - бумажные. Бумага бывает с наполнителем из натуральных волокон ткани, шерсти, однако это не относится к динамическим головкам экс -USSR , а также нынешнему Китаю - здесь мы имеем бумагу в чистом виде. Причем, если в СССР динамики "придумывали" (копировали и развивали трофейные немецкие разработки) все-таки умные люди и большинство динамиков изготовлялись с диффузорами, имеющими экспоненциальную образующую, то китайские динамики в основной своей массе - конусы. Конусный диффузор очень хорошо колеблется сам по себе, создавая настоящий частокол пиков/провалов на АЧХ и сильно искажая ФЧХ головки. Чтобы снизить собственные резонансы в диффузоре у нас есть один способ - придать различным участкам диффузора (по пути распространения в нем звуковых колебаний) различные коэффициенты внутреннего трения в материале. Т.е. необходимо создать градиент жесткости диффузора в направлении от центра (источника возбуждения - звуковой катушки) к краям (гофру).

Хорошие результаты (поверьте, испорчен не один динамик пока добивался повторяемости) получились при следующей технологии проведения работ:

  1. Мысленно делим диффузор на три концентрические части: центр, середину, край по 1/3 ПЛОЩАДИ поверхности. Внутренняя часть - центр ориентирована на излучение высоких частот, поэтому должна быть жесткой. Средняя часть - кольцо не должна резонировать на средних частотах, следовательно ее необходимо пропитать вязким составом. Край диффузора, включая гофр, отвечает за гибкость подвеса и также отсутствие резонансных явлений, поэтому масса пропитки должна быть больше массы этого участка бумаги.
  2. Готовим растворы для пропитки. Для центральной части - мелко крошим остатки сломанного корпуса от компакт-кассеты или CD (прозрачная пластмасса) и растворяем в пузырьке с дихлорэтаном. Потребуется неделя-две и теплое место, раз в день встряхиваем пузырек. Для средней части - раствор можно приготовить перед проведением работ в необходимом количестве: синтетический резиновый клей в пропорции 1:4 растворяем в уайт-спирите , хорошо перемешиваем (сильно встряхиваем закрытый пузырек 20-30 раз, дожидаемся всплытия всех воздушных пузырьков). Для крайней части - подойдет автомобильный герметик Tectyl (спрей ) для внутренних полостей, желтый, жидкий. Непосредственно перед нанесением сцеживаем необходимое количество в баночку, например в стаканчик от фотопленки Kodak , немножко отстаиваем и сразу в дело.
  3. Наносят составы на соответствующие участки диффузора тремя разными мягкими кисточками, начиная с центра. Очень аккуратно, избегая капель растягивают мазки по наружной поверхности диффузора, визуально контроллируя "сочность" и однородность нанесения слоя. Таким образом наносят 2 слоя каждого состава с промежуточной сушкой между слоями одного покрытия 3-4 минуты и 10-15 минут между участками пропитки разными составами. Составы обладают очень сильной проникающей способностью через поры бумаги, поэтому очень быстро впитываются полностью, буквально через минуту уже можно ошибиться какой участок уже обработан , а какой - нет.
  4. В результате обработки диффузор не изменяет своего товарного вида, никакого блеска или подтеков не образуется, но физические характеристики участков становятся совершенно различными . Это снижает вероятность возникновения резонансов на поверхности диффузора с длиной волны кратной радиусу, эффективному диаметру динамика и их производным размерам.
  5. Сушим динамик вдали от батарей отопления месяц (лучше положить на шкаф магнитом вниз, а сверху от пыли закрыть динамик листком бумаги). Первое включение - тренировочное. Проверяем отсутствие признаков дребезжания и разрабатываем гофр, подавая на динамик синусоидальный сигнал низкой (но не резонансной частоты, а либо 0,8 либо 1,25 ее) тренируем свободный ход диффузора 0,5-0,7 от максимального в течение 1-2 часов. Я, например, помещал работающий динамик в коробку и сверху накрывал двумя теплыми одеялами, чтобы было потише . После этого динамик можно устанавливать в колонку и измерять АЧХ/ФЧХ.

Если ни один из растворов не впитывается хорошо т.е. бесследно, то Ваш динамик уже чем-то пропитан и "помочь" ему уже таким способом Вы больше не сможете. Если это уже кто-то сделал до Вас, причем криво (однородная пропитка) - динамик лучше заменить другим.

Этим способом пропитываются и НЧ и СЧ и ВЧ головки, в последнем случае можно разбить (конечно мысленно!) диффузор не на три, а на две зоны и Tectyl не использовать.

P.S.Не пытайтесь наносить на диффузоры силиконовое покрытие, составы на основе касторовых и минеральных масел, натуральных жиров, битумов, кремов, вазелинов, спиртовые растворы, на основе клеев марки БФ, ПВА - бесполезно, проверено: результаты или нулевые или плохие или портится внешний вид.

Я рекомендую для систем винтажную акустику Золотой Эры hi-fi, но всегда предупреждаю, что лучшие модели колонок, как правило, нуждаются в серьезной восстановительной работе. Десять лет назад еще можно было услышать хорошее звучание от винтажных колонок в состоянии «как есть», но процессы деградации определенных технических узлов - главным образом, подвесов - нарастают лавинообразно, и сегодня почти невозможно найти колонки Diatone или Technics, которые могли бы хорошо звучать без реставрационного вмешательства. (прим. у колонок Technics резиновые подвесы - в названии статьи осталось упоминание тканевых, тк на момент новой редакции статьи ссылка проиндексирована)

Кроме того, неспадающий спрос на винтажную акустику с каждым днем уменьшает на рынке количество сохранных экземпляров, и желающим приобрести топовые и предтоповые модели колонок все чаще приходится довольствоваться экземплярами в , как на фото ниже.


Можно ли восстановить подобную акустику? Начнем с Diatone, раз уж фото этих колонок было выложено первым. Hiendmusic рекомендует приобретать акустику Diatone не ниже 2000 серии:

Diatone DS5000 и Diatone V5000 могут стать основой системы самого высокого уровня;

Diatone DS3000 - прекрасный вариант для небольших помещений, в которых предполагается ходить, а не только сидеть и слушать музыку;

Diatone DS2000 - отличные колонки для относительно недорогого сетапа.

Все «Диатоны» отличаются сочным драйвовым звуком, который иногда может показаться чересчур ярким и резким, что скорее объясняется сочетанием цифровых источников с транзисторным усилением, чем особенностью колонок, созданных в эру аналога.

Внутренние фильтры «диатонов» надежно собраны из качественных элементов и по сей день работают отлично - с ними проблем нет, а если возникнут, то заменить «уставшие» детали несложно - можно этого не бояться. Твитеры и купольные среднечастотники имеют мембраны из титана и титан-бора. Это хрупкий материал, и разбитые ВЧ и СЧ динамиков - частый результат неаккуратной транспортировки колонок. В этом случае купола приходится менять на «донорские», но это форс-мажорная авария, и, если купола целы - делать с динамиками ничего не нужно. Разве что аккуратно почистить мембраны.


Единственный элемент акустики Diatone, который требует обязательного вмешательства - тканевые подвесы басовых и мидбасовых динамиков. Они покрыты с внутренней стороны специальной смолой, которая на всех, без исключения, колонках высыхает до состояния янтаря. Подвесы с такой смолой, вместо нормального эластично-упругого состояния, становятся жесткими, и колонки звучат неправильно. Гулкий коробчатый бас или полное отсутствие баса, резкая крикливая середина - обычный результат использования Diatone с жесткими подвесами. На фото ниже вы видите засохшую смолу на внутренней стороне подвеса мидбасового динамика Diatone DS5000. Обратите внимание: под действием гравитации смола постепенно стекала с верхней части подвеса к нижней, в результате чего внизу образовалась толстая прочная корка. Из-за этого диффузор не только лишен требуемой подвижности, но и работает с перекосом.

Распространенный способ размягчения жестких подвесов - покрытие их специальной жидкостью, которая растворяет смолу. Эта жидкость продается в Японии, и в сети можно легко найти Проблема в том, что размягчение подвесов таким способом помогает на короткий срок - около полугода. Потом процесс нужно повторять, и через 3-4 цикла смола на подвесе окончательно деградирует, лишая колонки правильного звучания навсегда, или, вернее, до глубокого реставрационного вмешательства.

Еще одна проблема, связанная с японской жидкостью - глупые ролики на ю-тубе, где владельцы Diatone демонстрируют, какой мягкий у них получился подвес. Из-за этих роликов многие считают, что подвесы нужно размягчать до предела, превращают их в сопли, и опять же, лишают колонки возможности звучать правильно до полной их реставрации.

Предлагая акустику Diatone, я сразу провожу полное восстановление подвесов по рецепту, который методом проб и ошибок разрабатывал в течение трех месяцев. На фото часть экспериментальных смесей, которые были забракованы в результате десятков опытов.

В конце концов, удалось подобрать правильную рецептуру и теперь, после моей обработки, динамики Диатонов звучат идеально, а полученный результат остается на много лет. Ознакомиться с процессом можно, посмотрев короткое ВИДЕО. Сразу должен предупредить, что секрет обработки я не раскрываю.


Кроме восстановления подвесов акустика Diatone часто нуждается в косметическом ремонте корпусов и покраске золоченых ободков динамиков - они почти всегда покрыты некрасивой коррозией.

В результате реставрации акустика приобретает коллекционный вид и отлично звучит. На фото ниже запечатлена та самая пара, фотографии которой были в начале статьи. Сейчас она великолепно играет в системе одного из моих заказчиков.

Другая модель акустики, которая в обязательном порядке требует восстановления, причем более серьезного, чем Diatone - это Technics SB8000. Это прекрасная фазолинейная акустика с бумажными диффузорами, способная воспроизводить не слишком тяжелую (до хард-рока включительно) музыку с натуральностью живой клубной сцены. Каково было мое удивление, когда несколько клиентов, которым я рекомендовал послушать эти колонки в различных точках продаж, вернулись разочарованными. «Резкий, отвратительный звук, невозможно слушать», - был единодушный вердикт.

Ситуация прояснилась, когда одни такие «техниксы» оказались в моей мастерской. Второй сверху динамик этих колонок - бумажный mid-high, отвечающий за частоты 1100-4000Hz должен иметь с внутренней стороны специальный поролоновый демпфер. На всех, без исключения, колонках этих моделей такой демпфер высох и рассыпался от времени, в результате чего диффузор работает не в том режиме, в котором должен.


Кроме того, бумажные диффузоры, на которые в течение долгих лет оседала влага, копоть и жир, потеряли требуемую жесткость и стали мягче, чем нужно. То же самое касается тонких резиновых подвесов. Все эти факторы, складываясь друг с другом, превращают Technics SB8000 в «расстроенный рояль», и неудивительно, что звучание этих колонок даже в лучшем косметическом состоянии многих разочаровывает. Чтобы вернуть им звук, а не только внешнюю свежесть, требуется серьезная работа с динамиками.

Специальным составом возвращается упругость дряблым резиновым подвесам.

Очищаются и с обеих сторон покрываются двумя специальными составами бумажные диффузоры.

Рассохшийся демпфер заменяется новым поролоновым кольцом со специальной пропиткой.


После проведения всех работ Technics SB8000 звучат совершенно иначе. Некоторые спрашивают, как я могу быть уверен, что это именно тот звук, который был сорок лет назад? Мне не нужно уверенности в том, что это «тот» звук - достаточно абсолютно натурального воспроизведения джазовых, блюзовых и классических записей. С аналоговым источником эти колонки после реставрации звучат так, что чувствуешь себя на живом концерте в первом ряду хорошего музыкального клуба. Что еще нужно? Послушать небольшой фрагмент можно на этом ВИДЕО - рекомендую подключить наушники.

Еще несколько слов нужно сказать об усилении для перечисленной акустики. Для четырех систем из пяти я рекомендую лампово-транзисторный биампинг, но штатное подключение двух усилителей имеет только Diatone DS5000. Биампинговые сетапы с Diatone DS3000 и Technics SB8000 требуют установки дополнительных терминалов и включения в систему или Такой апгрейд позволяет выжать из акустики максимум и получить систему с выдающимся звучанием. Подробнее об этом в статье БИАМПИНГОВОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДТОПОВОЙ АКУСТИКИ.

Доктор, я вcпомнил:).Один cтарый патент. ДИффузор громкоговорителя. Пат.
4803242 США МКИ С 08L 1/02/Murata Kousaki и др Заявл 3 8 87 Опубл 4 8 89 Предлагаетcя изготавать диффузор динамичеcкого ВЧ громкоговорителя из cмеcи обладающего выcоким модулем упругоcти выcокомолекулярного натурального хитина и крафт-целлюлозы вноcящей выcокие внутренние потери До 30 маc % порошка хитина c размерами чаcтиц 100-500 мкм перемешиваетcя c 70% целлюлозы заливаетcя водным 3%-ным раcтвором полимеризующего поливинилового cпиртаи из полученной маccы на cитовой бумагоделательной коничеcкой форме выполняетcя заготовка Д.
полимеризуемая @-излучением при температуре 50 "С. Гидрокcильная природа поливинилового cпирта и крафт-целюлозы и хорошая раcтворимоcть хитина в воде


обеcпечивают хорошую адгезию волокон и тем повышенне прочноcть и ж-cткоcть Д. В типовом громкоговорителе c Д диам. 28мм обеcпечиваетcя повышение верхней граничной чаcтоты c 21 до 28 кГц по cравнению c алюминиевым Д. В раcширенной


полоcе 15-27 кГц неравномерноcть АЧХ по уровню звукового давления 92 дБ уменьшаетcя c ±6 до ±3 Дб, а отноcит. уровень второй гормоники cнижаетcяна 20 дБ.

В первую очередь композит нужно хранить в темноте на нижней полке холодильника. Работать с ним нужно при рассеянном свете, избегая прямых солнечных лучей. Он совершенно не ядовит и всегда должен пахнуть аммиаком.
Пропитка диффузоров осуществляется в два захода. Наливаешь в небольшую рюмку и кисточкой с мягким ворсом покрываешь всю внутреннюю поверхность диффузора. Затем кладешь динамик магнитом вверх на ровную поверхность и ждешь пару часов, чтобы он подсох. Потом аналогично покрываешь наружную поверхность диффузора. Ставить на поверхность нужно опять магнитом вверх. Это необходимо для того, чтобы диффузор «не просел» внутрь. Если центрующие шайбы довольно жесткие. то можно подсушивать в любом положении.
Теперь сам процесс, что при этом
происходит. В то время пока диффузор влажный, идет переструктуирование микроволокон бумажного состава. Затем после высыхания, через несколько часов, вступает в действия другая фаза, происходит самополимеризация композита.
Солнечный свет и тепло значительно ее ускоряют. В композит ни в коем случае нельзя ничего добавлять, а неизрасходованный во время пропитки выливать.
Вообще лучше стараться в рюмку наливать маленькими порциями и расчитывать так, чтобы не было остатка. После окончания каждого этапа, кисточку нужно очень тщательно промывать теплой водой. Если он на ней высохнет, то ничем его уже не удалишь.
Возьми кусочек промокательной бумаги или старого диффузора. Потереби его между пальцами, изгибая под 180 градусов.
Через 30 - 100 подобных изгибов а нем образуются дырки. А теперь возьми и обработай композитом и после этого проделай то же самое. Это своего рода тест на увеличение срока службы диффузора. Далее, возьми кусочек уже обработанной с заполимеризованной композитом, той же промокашки и попробуй смочить водой. Она будет точно так же впитывать влагу, как и до обработки. Это уже тест на то, что диффузоры останутся «живые», соответсвенно и звук будет таким. Телефункеновсе динамики прекрасно «чуют» погоду, атмосферное давление, влажность, температуру...
Вообщем у них «своя жизнь», потому и звучание соответствующие. Кстати АМЛ об этом прекрасно знает! Так вот эта переделка диффузоров позволяет полностью решить проблему с «живым звуком».
Давление возрастает в несколько
раз, бас из рыхлого становится упругим, пропадают выбросы и провалы в АЧХ, ход диффузора при этом уменьшается раза в 2, что позволяет увеличить подводимую мощность также вдвое. Но нужно быть уверенным, что катушки не посыпяться. Например на динамик 4А32, с номинальной мощностью 12.5 ватт, я подавал 50 ватт. Людей, буквально кидало от давления. Это может подтвердить бывший менеджер Ф.Киркорова Саша Раю. Я для них переделал колонку с 2-мя 4А32. Она был нагружена на 100 ваттный ламповик. Играл на соло-ритм гитаре в то время мой друг Павлик Ковчегов.
Для прослушивания музыки, такое насилие конечно не нужно делать. Вполне хватает увеличения чутья на 6 дБ при одновременно выравнивании самой АЧХ. Да, еще, сами нелинейные искажение динамика также снижаются.
Это нужно хотя бы один раз услышать, запомнишь надолго!
Да, кстати, подобного композита ни у кого нет. Всякие лаки клеи, да. Вот тут и поможет тест на «дыхание» бумаги.
Левые варианты не дают воде впитываться в диффузор, не позволяя ему «дышать»
и делая его «мертвым».


С уважением, Александр.

За последние 2-3 года, я уже нескольким передал сам композит.
Полная тишина. Между прочим, синтез довольно сложный и для этого требуются химреактивы высокой чистоты. Я их в свое время заказывыл в Лондоне на фирме Диначем.
Пусть тем, кто не нашел время, чтобы обработать динамики, провести измерения и высказать свое мнение на форуме, станет стыдно.

Вот хороший способ улучшить звучание старых бумажников
— Выдержать месяц в сыром, темном обязательно, подвале (с влажностью под 90% и с плесенью), только не передержите, контроль - зрительно поверхность бумаги превращается в мягкую целлюлозу, потом высушить в духовке при 120 и досушить в сухом и обязательно жилом (еще лучше с детьми) помещении при 20.
Звук динамика Вас удивит.


С уважением ко всем,
jara & Co.

> Интерестно, можно перечислить, пожалуйста.


пожалуйста, ok::
- разведенный клей БФ, ПВА, герлен
- воск, церезин на скипидаре
- спиртовые щеллак, идиол
- масло в растворе -
подсолнечное,кукурузное,тунговое,соевое,рыжиковое,маковое (почти подошло),льняное. Конопляное, конэчно, улучшило усе вокруг
- соли на бензине (даже научились варить бензин по-немецки из картофельной
ботвы)
- спиртовые лаки
- некоторые растворы полимеров и магнитных мономеров
- настой хвоща и др. растений. Короче, результаты 2 тома.

> и сделали выводы:


что с бумагой можно работать только в процессе ее варки, что мы счас и делаем (уже 4 месяц). Результаты, коли интерестно, выдадим.

> Не всегда увеличивает. Портит энергичность низов за счёт увеличения

> массы диффузора.


Мы себе решили, что всегда и пошли дальше. Так проще.
Увеличение массы диффузора снижает R-re, но увеличивает Q, и басы разваливаются на призраки. По-нашему, есть один путь - диффузор легкий, как перышко, гибкий и волнистый как парус, вогнутый и открытый с ПАС корпус, динамик с подмагничиванием и магнитом.

> Спорное высказывание. Значит ли это, что динамики с ровной АЧХ плохо

> звучат и наоборот.


Да, динамики с равной АЧХ звучат плохо, заставляют подсознание метаться, анализировать звуки, запоминать и вспоминать их.
Динамики с неровной АЧХ звучат хорошо далеко не все.

> Это правильный совет. Только это относится, видимо, к старым

> динамикам, новые при 120 в духовке придут в негодность из-за шикокого

> применения синтетических легкоплавких материалов. И при такой

> обработке зазор бы зафиксировать прокладками надо.


Только со старыми динамиками. Ежели надо с новыми, то лучше провести несколько таких циклов, а сроки их сократить.
Но токо с бумажными, и то эту бумагу нельзя назвать бумагой.
(..воду смешайте с волокнами шелковицы, бамбука и гиганской мальфы.
Полученную бумагу используйте для письма и изготовления одежды. - Цай Лунь
IIв.)

В России было и есь на кого равняться. Где уж нам.
А усилитель, и динамик, и оформление есть одно целое. Например, вполне может заменить своей АЧХ корректор винила. Или AN DAC5 Signature. Притом с каким звучанием. Главное - опыт, главное - настройка. Допустим, в SE-усилке при расчете параметров — лампы - отдельно, трансы с АС отдельно, тогда усилитель не превращается в регулируемый уровнем темброблок. Или взять ноэмовский динамик 75ГДШ-33, разобрать, протравить диффузор до нормальной толщины и опять собрать, так он с доработанным трансом ТВЗ такое выдаст, что все Utopii отдыхают.


Извините, кого обидел,
jara

УУУ, здорово. А вот ещё, не пробовали раствор даммарного лака в скипидаре?
Нешутка.
Пропитки и намазки, их применение сильно зависит от динамика, конструкции, материала диффузора. Так вот, над какими динамиками издевались, конкретно типы, можно?

> УУУ, здорово. А вот ещё, не пробовали раствор даммарного лака в

> скипидаре? Нешутка.

> Пропитки и намазки, их применение сильно зависит от динамика,

> конструкции, материала диффузора. Так вот, над какими динамиками

> издевались, конкретно типы, можно?


Ок, привет Вам.


Конкретно типы —


Вначале были общенародные 4ГД28 - 11шт. (Их во всякие Ригонды по 2 штуки
ставили)




В итоге было немножко исследованно 408 динамиков.


Так же было препарированно — пара Ловтеров, один Гудманс, пара старых Джи Би Элов , Телефункены T755GW M.Super, D707WKK G.Super, 166WK Super (Grous Super - сильно и красиво, не правда ли, хотя это значило только патентованный в те времена суперогетеродинный приемник),ну и наиболее интерестное нашенское.
(в результате выростили своего Левшу, со швейцарской точностью за 30 секунд разбирает и собирает Ловтер, автомат Колашникова и самурайскую
катану.)

> Очень интерестно. Может, наконец, будет разгадан секрет

> телефункеновской бумаги.


Ну, секрет телефункеновой бумаги - из ряда секретов там скрипки Страдивари, Гварнери, дамаской стали, неуловимого Джо и др.
Эти секреты никогда не будут раскрыты (потому что они давно раскрыты, но это никому не надо). Есть раскрываемые свойства бумаги, которая звучит. Но раскрыть - надо с ним поработать (нежнее, jara, еще нежнее..) Тьфу ты, что значит две ночи неспал.
Так, о чем это я - ага — тут у нас развернулись горячие дискусии, разделились на 2 лагеря --
- первые лагерники утверждают (тут и Ваш покорный писака) - состав бумаги годится более менее любой (даже последнее и Высшее достижение Человеческой Мысли - памперсная, принимающая любую пропитку и любые волшебные звуки) перво - наперво, режимы использования, да.
- лагерные вторые качают права, что состав бумаги решает все, подобрать тот, единственный, ну а он уж как заиграет.
Вообщем, битва титанов в полном разгаре, результатов пока подождите.

> Всё хорошо в оптимальном сочетании. Гибкий диффузор из резины не

> играет. Жёсткий диффузор из алюминия не играет. А что между?


Тут не знаем мы, пока кроме бумаги ничего не нюхали. (не жевали, не мочили, не натягивали)

> Просто АЧХ не цель. Цель-звук. Сначала звук, затем АЧХ.


На счет АЧХ - вот как раз вчера у нас с ней и произошло ЧП вселенского размаха, после чего пришлось весь день отходить душой и телом (телом, значит
- 3 часа тренировки с мордобитием, а душой - как обычно, сугревом) Я, как только отойду, сразу сообщу вам об этом, ежели можно, а то покою не будет.

> А теперь чистой бумаги не бывает, обязательно синтетику кладут, как и

> в шерсть. Так удобнее - выход годных выше.


Да, нынче в бумагу много чего кладут (а то раньше все лапухом)


С уважением
ко всем добрым людям,



зюсю — Я дико извиняюсь за то, что не дал информацию по переделке ноэмовского динамика и транса ТВЗ, но тут проблема вот — давать такую рекламу для Ноэма, зажирно им будет, они тут же взвинтят цены на динамик (такое уже было), отдельно вам на мыло посылать - другие обидятся. Вообщем, тут надо подумать. Может директора Ноэмы пообещают снизить цены, или расписать вначале все (достоинства) их продукции.

2-я часть «Марлезонского балета» или композит для обработки гофра.


Основным компонентом для его изготовления, является т.н.
«сырая резина», которая применяется при вулканизации автомобильных
камер. Это синтетический каучук, представляет собой гибкую,
эластичную ленту в состав которого входит черный краситель и
модифицированная сера. Для справки: При сильном нагреве,
сырая резина превращается в обычную, бензостойкую. У меня осталось
небольшое кол-ство сырой резины с 1969г. и она прекрасно сохранила
свою начальную гибкость и эластичность, несмотря на такой длительный
срок хранения в обычных условиях. Это дает 100% гарантию, что гофр
динамика не расстрескивается со временем. Кроме того, после
высыхания, к покрытию не будет приставать пыль, так как состав
не липкий. По модулю упругости, скорости распостранения звука, а
также демпфирующим св-ствам, пленка из сырой резины идеально
сочетается с хитиновым композитом. Более того, технологически можно
добиться очень плавного перехода частоты раздела 2-х сред, что
полностью устранит отраженные сигналы в этой области и значительно
уменьшит подъемы и провалы в низкочастотной части звукового
диапазона. В качестве растворителей следует использовать бензин и
ацетон максимальной чистоты. Например бензин марки «Калоша», Нефрас
или для зажигалок. Ацетон можно применить технический, но
обязательно, чтобы он был прозрачный как вода и не был окрашен
примесями. Также, можно применять и автомобильный, НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ бензин, например серии «Экстра».


Технология изготовления.


Нужно взять чистую пластиковую 0,5Л бутылку наполнить на 1/4 мелко
нарезанными кусочками сырой резины и залить до 1/2 смесью 50% на 50%
бензина и ацетона. Ацетон нужен только на этом этапе, далее смесь
разбавлять только чистым бензином и другие расворители не применять.
Затем, нужно выждать не менее 1 суток, чтобы сырая резина набухла и
хорошо пропиталась в растворителе и долить еще до 2/3 бензина.
Потом бросить в бутылку с 10-к стальных шариков, диаметром около 1см,
плотно закрыть крышку и оставить еще на 1 сутки, при этом постоянно
ее тряся, вращая и покачивая. Чем чаще трясти бутылку, аналог шаровой
мельницы, тем однороднее станет смесь и качественнее получится
композит. В завершении, его можно будет перелить в другую посуду с
плотно-закрывающейся крышкой, предварительно отфильтровав через
тонкую капроновую сетку. Очень удобно использовать для этого кусок
пластиковой трубки, на один конец которой натянута мелкая капроновая
сетка. Для этого вполне подойдет сетка для шелкографии, капроновые
чулки или колготки. Густота композита должна быть как у подсолнечного
масла или очень жидкой сметаны, которую регулируют добавлением
бензина.


Технология нанесения на гофр динамика.


На гофр динамика, уже обработанного хитиновым композитом, резиновый
композит наносится только с наружной стороны. Напомню, хитиновым
композитом покрываются все бумажные части динамика, включая конус и
гофр с внутренней стороны. Покрывать этим вариантом можно не только
бумажный гофр, но также и тканевые подвесы. Для равномерного
нанесения, следует взять небольшую мягкую кисточку и идя по-кругу,
нанести 1-й слой. Он должен перекрывать гофр на 1см к центру
динамика. Примерно через 1 час, когда покрытие высохнет, можно
нанести 2-й слой, но уже только на сам гофр без перехлеста.
Для тканевых подвесов, таких слоев может быть 5 и более. Критерием,
является отсутствие просветов в ткани. Время сушки после 2-го и
последующих слоев, следут значительно увеличивать, до нескольких
часов. Это необходимо для лучшей «сшивки» хитинового и резинового
композитов, а также более прочной и равномерной пленки.



P.S. Возможны некоторые изменения и дополнения.

3-я часть «Марлезонского балета» или композит для обработки рупорков
и мембран Вч излучателей.


Основным компонентом для его изготовления, является 1-й вариант композита (хитиновый) и тонкий металлический порошек алюминия (алюминиевая пудра, серебрянка) Для его приготовления, нужно добавить в композит алюминиевую пудру в соотношении 1/10 по весу, или 1/1 по-объему и тщательно перемешать.
В процессе слабой реакции между алюминием и р-ром аммиака, выделяется водород, который вспенивает смесь и в итоге получается вспененный композитный состав, которым покрывают нужную поверхность.Хотя сама реакция происходит очень вяло, все же не следуют долго хранить эту смесь, а использовать сразу после
тщательного перемешивания и небольшой выдержки по-времени.
Оптимальное время выдержки перед нанесением состава, 15-20 минут. Это позволяет расширить полосу частот в область Вч до 23 кГц и во многих случаях отказаться от «пищалок» и супер-твитеров. Также, помимо улучшения технических характеристик, улучшается и внешний вид самого динамика. Рупорок, или мембрана приобретают серебристо-перламутровый цвет, который очень хорошо гармонируют с другими частями громкоговорителя, обработанные 1-м и 2-м вариантами. Так как во время реакции алюминия с р-ром амиака он частично уменьшается, то для его компенсации, РН композита был увеличен с 8 до 9. Это оказалось также полезным и для приготовления 4-го варианта композита, льняного.
Он же кондовый, пасконный или домотканный 12 стульев:-) Микроволокна льна лучше разбухают в более крепком щелочном р-ре, обеспечивая хорошее армирование. В качестве примера, фото динамиков 4А32 обработанные 1-м, 2-м и 3-м вариантами композита и сделанные ZVladimir.
Для использования композита с меньшим РН, в качестве варианта
«вспененный металл» достаточно в алюминиевую пудру добавить немного р-ра аммиака и тщательно перемешать. Потом только можно добавлять туда композит, иначе он может «свернуться». На одну чайную ложку
алюминиевой пудры, примерно 5 капель 20% р-ра аммиака.
Более подробную информацию можно найти в соседней ветке:
«100ГДШ33-16 в TQWP как лучше сделать?» или по-прямой ссылке:
http://www.vegalab.ru/forum/showthread.php?p=234369#post234369


Успехов! С уважением, А.Воробьев.
P.S. Возможны некоторые изменения и дополнения

Re: Пропитка конусов динамика Хитиновым составом А. Воробьева


Mosfet, и так - часть пятая марлезонского балета.
Или бонустрек.


НЧ диффузоры из целлюлозы легки и прочны. Но особенно совремнная целлюлоза обладает мерзким свойством - при высокой плотности, жесткость маленькая. Я говорил о процессе размола целлюлозы и варки целлюлозы с химическими ускорителями. Волокна режутся и подтравливаются, маленькие. Бумага получается плотная, но нежесткая.
Поэтому мы пользуемся норвежскими сортами бумаги при производстве своих коробок и кашированного микрогофрокартона, так как при одинаковом весе и протности, норвежский картон упругостью превышает и наш и бразильский и китайский.
В результате поршневой диапазон работы таких динамиков невысок и на АЧХ начинаются изломы уже на мидбасе. НО плюсом таких диффузоров является то, что внутренний декримент затухания (потери на триение высокие) очень высок и спад СЧ-ВЧ на АЧХ крут, что для НЧ динамиков есть благо. Стоит еще и раствором полиизобутилена пропитать для увеличения оного эффекта.
Раньше производители добавляли волокна шерсти в бумажную массу, что добавляло потерь и армировало бумагу. Теперь этого недостаточно.
ТАк вот - существует технология повышения поршневого диапазона работы динамика без уменьшения потерь. Это как раз тот случай, когда нелзя пропитывать основной диффузор. В 40-60 года делали армирование конусов динамикрв волокнистыми или шелковыми нитями, пропитанными в клеевых композициях.... например французкий патент 44 года №899711 (VEGA loudspeakers)
Мы же имеем уникальныйматериал. Берем хитиновый композит. Берем строительную паклю и вычесываем её обычной тонкой гребенкой. Вычесываются крупные механические примеси и остаются только длинные мягкие волокна. Разбавляем дисциллированой водой или немного подогреваем композит до состояния жидкого киселя.
Нарезаем эти пучки волокон льна на куски (тут по вкусу от 5мм до 5 а то и 10см.) и замешиваем в композите. Даем остыть месиву до более густой консистенции и равномерно размазываем по
задней поверхности диффузора получившуюся массу, она приклеится к диффузору сама намертво. При этом, основным составляющим должен быть лен. Хитиновый композит тут только для связывания волокон льна и приклеивания их к диффузору, а не для пропитки. И хотя пропитка будет, но слабая. В результате этого процесса, на задней стенке диффузора будет образована армирующая поверхность из нескрипящей льняной волоконной массы, усиленная хитиновым составом. Можно попробовать нетканное волокно - флизелин без клеевой основы. Его пропитываем и секторами приклеиваем на композит к задней поверхности диффузора.
Таким несложным образом можно укрепить армированием хлипкие бумажные диффузоры, значително увеличив поршевой диапазон их работы. А тонкие бумажные широкополосники дополнительно получат и пропитку и жесткость. Естественно стоит наносить очень тонкий слой волокон - только армирующую сетку, чтобы не увеличить массу и не изменить соотношение BL к массе подвижной системы.
В общем, всем у кого есть 4ГД35 или советские 35ГДН-1 советую попробовать данную технологию.
Более того, для низкочастотных динамиков скоро будет еще одна технология... тоже когдато использовавшаяся промышленно но забытая.


Загрузка...