domvpavlino.ru

Чудеса иконы Божьей Матери «Знамение» и ее значение. Празднование иконы Божией Матери, именуемой Знамение

Молятся молятся об исцелении от слепоты, холеры. Также молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани.

Образ Богоматери, имя которому «Знамение», представляет собой портрет Небесной Царицы, которая сидит и молитвенно вздымает руки Свои, а на груди у Божией Матери, на фоне овального щита можно увидеть благословляющего Божественного Младенца, именуемого как Спас-Эммануил. Данный образ Божией Матери приписывается к одним из первых Её иконописных изображений. В гробнице святой Агнии в Риме имеется образ Матери Божией, которая молитвенно вздымает руки к небесам, а на коленях Её сидит Младенец. Данное изображение датируют четвертым веком. Помимо этого, также существует древнейшая икона Матери Божией «Никопеи» из Византии, датируемая шестым веков, изображающая Богородицу восседающей на троне и держащей двумя руками круглый щит, на котором можно увидеть Спаса-Эммануила. Образы Богоматери, которые люди помнят под названием «Знамение», появились на территории Руси на протяжении 10-12 столетиях, а такое имя им был дано после того, как в 1170 году произошло дивное знамение от Новгородского образа.

В этот год объединенные силы удельных князей русских, во главе с сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, сконцентрировали свою мощь у стен города Великого Новгорода. Все, что оставалось жителям Новгорода, так это склониться в молитве и надеяться на Божию благодать. Днями и ночами они напролёт сидели, склонившись в молитве, взывая к Господу не покидать их. Как-то однажды на третью ночь услыхал архиепископ Новгородский Илия чудный голос, который велел ему отправиться к Церкви Спаса Преображения, которая находилась на Ильиной улице, и принести оттуда икону Пресвятой Богоматери и отнести его к стенам городским. Однако когда образ переносили, то случилось так, что вражеские стрелки пустили в крестный ход волну стрел, и одной из них было суждено вонзиться в иконописный лик Божией Матери. Глаза её начали источать слёзы, и образ повернулся ликом к городу. После сего знамения Божьего врагов охватил немыслимый ужас, они стали атаковать друг друга, после чего ободренные Божьим благословлением жители Новгорода отважно бросились в бой и одержали победу.

Во имя сего дивного покровительства Царицы Небесной, архиепископ Илия тот час же решил учредить новый праздник в честь Знамения Богоматери, который и по сей день отмечает вся Русская церковная община. Иеромонах Пахомий Логофет из Афона, который пребывал на торжественном празднестве в честь иконы в России, создал на данный праздник 2 канона. Некоторые образы Знамения из Новгорода, за исключением Матери Божией с Предвечным Младенцем, описывают и дивные события, имевшие место быть в 1170 году. Чудодейственный образ на протяжении 186 лет после знамения хранился всё в той же неизменной церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году преднамеренно для иконы было учреждено строительство собора Знамения пресвятой Богоматери, который был расположен в Новгороде, и который позднее стал собором Знаменского монастыря.
Неисчислимые копии образа Знамения пользуются известностью по всей территории России. Многие из них явили свои чудеса в местных церквях, и они были названы территориально по месту явления див. К подобным копиям образа могут быть отнесены образы Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и прочие.

Термин «Знамение Пресвятой Богоматери» используется в церковном языке для обозначения двух случаев: как установленный тип образа Богоматери и как православный праздник данного образа, отмечаемый 10 декабря на территории России. Именно отсюда и пошло двойное название празднества в русском православном календаре современного стиля: «[Чествование] образа Богоматери, которая именуется «Знамение». Знамение Пресвятой Богоматери случившееся в городе Новгороде в 1170 году».

Таким образом, празднество было учреждено во имя одного из моментов кровавой и братоубийственной междоусобицы в разделенной Киевской Руси, когда один князь воевал с другим, и все они взывали к помощи Христа и Богородицы! Данные беспрерывные войны продолжали истощать государство, и были крайне выгодны для войск монголо-татар, которые одни за другими разбивали полки несмышленых князей-полуязычников, которые не желали идти на уступки местническими амбициями и сплотиться даже ради общей цели, чтобы победить сию опасность. Основав данное празднество, в ходе празднования которого вспоминается то, как ни в коем случае не должны вести себя христиане, Церковь сделала его предупреждением всем будущим поколениям. Увы, данного урока людям оказалось недостаточно, и Матерь Божия понуждена была попустить в первой половине 17-го, и особенно в двадцатом веке столько ужасные «знамения», коих ещё не доводилось видеть глазам человека.

Почитается православными верующими с 12 века. Икона изображает Деву Марию, вознесшую в молитве к Всевышнему обе руки. На ее коленях сидит младенец, святой Эммануил. Это одна из самых знаменитых икон в православной церкви, которую называют чудотворной. Почему икона получила такое название, и какие чудеса она являла народу?

История и день празднования

Икона Богоматери, получившая название Знамение или Знаменская, была обретена на Руси в 12 веке на новгородской земле. Ее стали почитать как защитницу русских земель не случайно – она спасла город и его жителей от кровопролитной битвы.

Изначально Новгород был обособленным от других земель городом. Жители не хотели покоряться великому князю Андрею Боголюбскому и всеми силами защищали свою независимость . В 1170 году один из сыновей князя Андрея Мстислав со своим войском подошел к стенам города и потребовал подчиниться столице Руси. Ему не удалось убедить новгородцев сдаться, и тогда войско начало осаждать стены города.

Святитель Илия молился в храме святой в течение трех дней о спасении своего народа и города перед иконой Иисуса Христа. На третий день он услышал божественный голос, который приказал ему взять икону Богородицы в храме на Ильинской улице и отнести его к стенам города.

У архиепископа Илии появилась надежда на спасение. Он упал перед образом Христа и молился всю ночь. Наутро он собрал все духовенство и горожан и рассказал о богоявлении. Тогда было решено последовать велению Спасителя и принести икону Божьей Матери.

Когда священнослужители пришли за ней в церковь, случилось первое чудо – они не могли поднять ее и сдвинуть с места. Тогда архиепископ Илия упал перед иконой и в слезных молитвах обратился к Богородице. Святой образ словно задрожал, что означало благоволение высших сил.

Икону торжественно возвели на городскую стену и направили ее лик в сторону врагов, осаждавших Новгород. Когда вражеская стрела пронзила святой образ, из глаз Богоматери полились слезы, а сама икона обернулась ликом к городу. На нападающих напал страх и ужас, а воодушевленные чудесным божественным знамением новгородские воины ринулись с новыми силами на врагов.

С тех пор образ Богоматери, защитивший город от осады, стали называть «Знамением». По старому стилю день почитания иконы отмечается 27 ноября. В юлианском календаре Знаменский образ чтится 10 декабря.

Чудеса

Образ славится своими чудесами. О его божественной силе существует множество преданий и легенд. Одних икона избавляла от болезней, другим помогала спастись от пожаров и вражеских набегов.

  • В 14 веке люди, приходившие с к ней, исцелялись от разразившейся в те времена чумы.
  • В 1356 году загорелась церковь Спаса, где стояла эта икона. Бедствие прекратилось после молебна перед святым образом Девы Марии.
  • В 16 веке икона вновь спасла от пожара жителей города.
  • В начале 17 века икона защитила новгородцев от нашествия шведов. Когда вражеские войска вошли в храм, неведомая сила отбросила их назад. Испугавшись, шведы хотели бежать из церкви, но ее ворота вдруг закрылись.
  • В 1636 году Знаменский храм попытался ограбить Лука Плавильщиков. Когда он попытался взять икону в руки, божественная сила оттолкнула его, и он упал без сознания. Очнувшись на утро, вор раскаялся и всем рассказал об очередном чуде Знаменского образа.

О чем ей молятся?

Знаменская икона Божьей Матери считается заступницей для всех, кому нужны помощь и силы. С тех пор, как она стала защитницей от врагов, с нее рисовали списки, которые впоследствии так же спасали города от болезней и наступления недругов. Эта икона поистине стала заступницей русских земель и обрела славу чудотворного образа. О чем же еще принято молиться перед ликом Знаменской Девы Марии?

  • о примирении враждующих
  • о мире и покое в семье
  • об исцелении от болезней
  • о спасении от пожаров и стихийных бедствий
  • о защите от краж и преступников
  • о заступничестве перед врагами и завистниками

Списки иконы

По всей России почитаются также и списки Знамения Божьей Матери. Списками называются копии, которые были перерисованы иконописцами с разных уголков русской земли. Всего известно около десяти списков, часть которых не сохранилась в наши дни.


Молитвы

  • Молитва

    О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!

    Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

    Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани.

    Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

  • Тропарь

    Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

  • Кондак, глас 4

    Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

  • Величание

    Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

07.12.2015
Понедельник

Тропарь, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость


Кондак, глас 4
Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало

Дорогие братья и сестры!

27 ноября / 10 декабря Русская Православная Церковь чтит образ Божией Матери «Знамение», который особо любим в нашем Отечестве.

Икона «Знамение» относится к типу Оранта («молящаяся»), на ней изображается Пресвятая Богородица с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся.



Молитвенно воздетые руки Богородицы означают заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII в. гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить». С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11–12).


Изображения Богоматери, сходные с иконой Знамение, встречаются ещё на заре христианской эры. К наиболее ранним относится изображение Богородицы из катакомбы Святой Агнии в Риме, относящееся к IV веку, где изображена Богородица с Божественным младенцем на коленях. Далее традиция развивается в византийской иконописи. В Греции подобный образ обычно связан с Рождеством Христовым, и только на Руси он стал также Знамением, знаком милости Богоматери к людям. В основе иконографии - пророчество о воплощении Спасителя («…Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14)).



XII в. В летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею», то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение - знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо». Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» благоговейно почитается по всей России. Многие из её списков, такие как икона Богородицы Знамение Курско-Коренная, Абалацкая и другие, также прославились чудесами. Традиционно перед иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении слепоты и болезней глаз, при эпидемиях, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, о примирении враждующих, о прекращении бедствий и от воров.



Об иконе Богоматери «Знамение» Абалакской (Абалацкой):


Эта икона была написана по следующему случаю: в царствование Михаила Феодоровича на Абалакском погосте жила одна одинокая вдова. Однажды задремав, она увидела на воздухе образ Знамения Пресвятой Богородицы с изображениями на сторонах Святителя и Чудотворца Николая и преподобной Марии Египетской и услышала от образа голос: «Мария! Объяви это видение народу и скажи, чтобы построили на Абалакском погосте, по правую сторону ветхой Преображенской, новую деревянную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами по одну сторону Святителя Николая, а по другую Преподобной Марии Египетской». После этого видение кончилось и Мария проснулась. По робости она никому ничего не сказала. Через некоторое время не во сне, а наяву вдове было опять то же видение, только с небольшою разницею. Но и после этого видения Мария, боясь насмешек, не сказала ничего. Вскоре было ей третье видение, так же как и второе - наяву. После этого Мария пошла к своему духовнику, рассказала ему все три свои видения и просила объявить их народу. Но духовник не объявил. После четвертого видения вдова стала рассказывать о случившемся всему народу и священникам.

В Тобольском соборе, чтобы удостовериться в справедливости видений, показали вдове образ Знамения Богоматери (который она никогда не видела), она тотчас сказала, что этот видела в видении. Все ей поверили, и Преосвященный, после строгого испытания, благословил абалакских прихожан строить храм. На Абалакской иконе Божия Матерь изображена точно так же, как и на Знаменской, т. е. с воздетыми кверху руками и с Предвечным Младенцем на персях; только с той разницею, что на Абалакской по сторонам Приснодевы изображены: с правой стороны Святитель Николай, а с левой Преподобная Мария Египетская.



Об иконе Богоматери «Знамение» (Курской-Коренной)


Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» - самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. История ее явления такова: город Курск, разоренный Батыем, пришел в запустение и зарос лесом. Тут охотились жители Рыльска. В 1295 г. один из них, ходя по лесу, увидел у корня дерева образ, обращенный лицом к земле. Подняв образ, он увидел, что эта икона «Знамение» Богоматери. Как только он поднял образ, на том месте, где лежал он, показался источник воды. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону.

Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения. В период страшных потрясений XX в., чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная покинула Россию в 1920 г. Она стала Путеводительницей Русского рассеяния, неотлучно пребывая со всеми первоиерархами Русской Православной Церкви заграницей. Ныне она пребывает в одном из храмов Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком. В Российском Курском Знаменском соборе хранится список с чудотворного образа. Интересно, что 30 сентября - 11 октября 2009 г. список иконы «Знамение» сделал 176 витков вокруг Земли на российском космическом корабле «Союз ТМА-16». Проект был реализован по инициативе Учебно-делового центра «Галактика» в рамках Всероссийской программы «Православная экспедиция». А в октябре текущего года святыню торжественно встречали в Уфимском кафедральном соборе Рождества Богородицы. Встречу возглавил Глава Башкортостанской митрополии, Управляющий Уфимской епархией митрополит Уфимский и Стерлитамакский НИКОН с сонмом уфимского духовенства.



С иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курско-Коренная тесно связана жизнь великого святого русского зарубежья Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Она сопровождала святителя в его многочисленных поездках и помогала в нуждах окормляемой им пастве. Душа святителя отошла ко Господу во время молитвы перед ней. В молитве второй ко святителю есть удивительные строки: «…преставленный же от сего временного во иное житие вечное, в неже настави тя Пречистая Владычица, Одигитрия разсеяния русского, чудотворною Своею иконою Кореннокурскою, еяже спутник ты явился еси в день преставления своего…». Божия Матерь «Знамение» Курско-Коренная исцелила и отрока Прохора, будущего великого святого земли Русской - Серафима Саровского, всея России чудотворца. Когда мальчик был смертельно болел, образ «Знамение» с крестным ходом проносили мимо его дома. После того, как отрок приложился к нему, последовало чудесное выздоровление. В кондаке третьем акафиста преподобному говорится: «…и страждущу ти люте Сама Владычица мира явися, с Небес исцеление принесши…».



На Руси построено немало храмов в честь иконы Божией Матери «Знамение». Но наиболее известным является Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Знаменский храм - уникальный памятник русской архитектуры конца XVII - начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч.




Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной. Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса - бриллиантовым рустом. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в подмосковных Дубровицах - уникальный православный храм. Ведь ни до, ни после так обильно скульптурами их не украшали. В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!».

Завершим наше краткое повествование молитвой к образу Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»:

«О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани. 
Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь».

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Трощинский Павел

"Знамение," икона Божией Матери

Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов и наследует таким древним изображениям как Оранта и Никопея . В Греции таким изображением обозначалось обыкновенно Рождество Христово , и только в России такие иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. Такие иконы Божией Матери появились на Руси в -XII веках, а называться так стали после чудесного знамения, случившегося в году от такой иконы в Новгороде .

Новгородское Знамение Пресвятой Богородицы

Описание иконы

Новгородская Знаменская икона имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца , мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого . На иконе была золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными камнями.

История

В году икона была возобновлена митрополитом Макарием . В следующем году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.

В году Новгородом овладели шведы . Избивая новгородцев, они грабили дома и храмы, иконы подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в этот храм.

В году эту церковь задумал обокрасть серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь , собрал серебряные сосуды с жертвенника , высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.

Впоследствии чудотворная икона «Знамение» Богородицы стояла в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат.

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание Новгородского музея. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей-заповедник.

15 августа года состоялось возвращение иконы Новгородской епархии . В этот день многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: радуга окружила кольцом золотой купол Новгородского Софийского собора , а потом стала подниматься и растворилась в безоблачном небе. Икона пребывает в Софийском соборе Великого Новгорода.

Чудотворные списки

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России и за ее пределами. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалакская , Верхнетагильская , Вологодская , Дионисиево-Глушицкая , Курская-Коренная , Павловская , Серафимо-Понетаевская , Соловецкая , Царскосельская и многие другие.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость .

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная .

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь .

Возможно ошибка, т.к. к этому времени святитель Московский Макарий скончался.

Икона Божией Матери «Знамение», находящаяся ныне в новгородском Софийском соборе, прославилась в XII веке, когда Владимиро-Суздальский в союзе с князьями Смоленским, Полоцким, Рязанским, Муромским и другими (всего более 70 князей) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года город был осажден.

Новгородцы, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. По преданию, святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, услышал в алтаре Софийского собора голос, повелевавший ему взять из церкви Спаса-Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены.

Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в лик Богородицы. Из глаз Пречистой истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. Этим чудом образ Божией Матери подал осажденным знак (знамение) того, что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября по ст. ст.).

На некоторых образах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года, как это мы можем видеть на известной новгородской иконе середины XV века, изображающей битву новгородцев с суздальцами, послужившей образцом для других икон на эту тему.

Чудотворый образ еще около двух столетий после явления знамения находился в той же церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В 1352 году по молитве пред этой иконой получали пораженные чумой. Через несколько лет, в благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, икона была с торжеством перенесена из церкви Спаса Преображения в воздвигнутый в 1354 году новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Икона помогла новгородцам и в 1611 году, когда городом овладели шведы. Враг ринулся в церковь, где совершалось богослужение при открытых дверях, но невидимая сила откинула неприятеля назад. После того, как это повторилось несколько раз, шведы отступили от храма, а вскоре и вовсе покинули Новгород.

Иконография


Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки. На груди Ее на фоне круглой сферы – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. В левой руке Христос держит свиток – символ учения. На полях иконы представлены – святые Георгий, Иаков Перский, отшельники Петр Афонский и Онуфрий (или ).

Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди относится к числу самых первых Ее иконописных образов и восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы. Другие греческие названия этого иконографического типа – Богоматерь «Эпискепсис», «Платитера» – «ширшая небес», «Мегали Панагия», именуемая на Руси «Великой Панагией» или «Орантой». «Богоматерь Знамение» является сокращённым вариантом представленной в полный рост «Великой Панагии», её особенность – поясное изображение Богоматери.

Древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением Предвечного Младенца в круге на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве. Например, в усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

На Руси иконы Божией Матери, представляющие собой данный иконографический тип, появились в XI – XII веках, и стали называться «Знамение» после чуда от Новгородского образа, который, кстати сказать, был самым ранним примером этого иконографического типа среди икон. Эти образы могли существенно отличаться от их новгородского прототипа. Так, в ярославской иконе Оранты «Великая Панагия» (около 1224 г., ГТГ) Богородица представлена в полный рост, а под ее ногами написан коврик-орлец, не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа.

На другой древней иконе начала XIII века из Ярославля – «Богоматерь Воплощение», в отличие от новгородского «Знамения», Младенец благословляет двумя распростёртыми руками. От близкого по характеру «Знамения» «Богоматерь Воплощение» отличает отсутствие медальона вокруг полуфигуры Младенца Христа. Эти иконографические особенности двух древних типов сохранялись во всех иконах-списках, а также в изображениях на предметах церковной утвари и в лицевом шитье.

Образ Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии (на Руси – изображение Богоматери в апсиде церкви Спаса на Нередице 1199 года).

Иконографический тип Божией Матери «Знамение» соотносился с темой чудесного предзнаменования Воплощения Христа, которое описано в пророчестве Исайи (Ис. 7.14): «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» , цитируется в Евангелиях (Мф. I:23, Лк. I:31) и гимнографии («И чрево Твое бысть пространнейшее небес» – так величается Богородица в Акафисте). В цитируемых словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек.

Иконография «Знамения» отражала также и традицию влахернского чудотворного образа, который источавшего агиасму, святую воду. В свою очередь, мраморная икона Влахерн была связана с культом ризы Богоматери, поскольку находилась в непосредственной близости от реликвария с ризой. Именно перед этой мраморной иконой император совершал омовение после поклонения священной ризе Богородицы.

Мотив почитания ризы Богоматери во Влахернах отражен в одном новгородском обычае, зафиксированном в XVII в.: ежегодно 2 июля, в день положения ризы Богоматери во Влахернах, совершалось шествие с чудотворной иконой «Знамения» к церкви Покрова Богоматери в Зверином монастыре.

На оборотной стороне иконы «Знамение» изображены двое святых, простирающие в молении руки перед благословляющим Христом, представленным в сегменте неба. Маргинальные изображения – это святые мученицы Екатерина (слева) и Евдокия (справа), Климент папа Римский и свт. Николай Мирликийский. В центре, над Христом, – Этимасия, «Престол уготованный».

Долгое время считалось, что молящиеся святые – это апостол Петр и мученица Наталия, написанные в честь возможных заказчиков иконы. Такая интерпретация изображений известна со второй половины XVI в.: именно так названы святые на копии чудотворной иконы, находившейся в церкви св. Никиты на Молоткове в Новгороде. Однако предположенное отождествление, как это хорошо доказала Э.С. Смирнова в своей статье, представляется маловероятным.

Св. Иоаким и Анна

На обороте новгородской иконы, наиболее вероятно, изображены , родители Девы Марии, в молитве перед Спасителем о даровании им чада. В византийском искусстве XI-XII вв. образы святых Богоотцов встречаются чрезвычайно часто и наиболее характерно расположение их фигур вблизи тех или иных изображений Богородицы (мозаики Неа Мони, 1042-1056 гг., мозаики церкви Успения в Никее, 1065-1067 гг., базилика Рождества Христова в Вифлееме, ок. 1169 г., и др.).

Сквозная идея, объединяющая обе композиции новгородской иконы, имеет два смысловых слоя, которые можно условно назвать «историческим» и «евхаристическим». То есть, с одной стороны, образы Иоакима и Анны напоминают о реальных исторических людях, даровавших миру Богородицу, но также их присутствие в иконе осмысливается как персонификация всего человеческого рода, чающего спасения. Святые Богоотцы являются одновременно и дарующими залог Спасения, и приемлющими его благодать.

Стиль

Стилистические особенности живописи XII в. сказываются в иконе достаточно отчетливо: в эмоциональности ликов, в противопоставлении впадин и выступающих частей рельефа, в стилизации линий, в схематизме контуров фигур и линий драпировок, что особенно заметно в композиции на оборотной стороне. Этот схематизм формы, душевная открытость, выраженная в ликах, дали основание В.Н. Лазареву рассматривать икону как отражение местных, почвенных художественных традиций, в отличие от грекофильских течений, характерных для XII столетия.

Чтимые чудотворные списки с иконы

(1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Примечания:

Подробно о традициях Богородичного Влахернского культа см. – Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, а также – СмирноваЭ.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 1995.

Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. …

Загрузка...