domvpavlino.ru

Чувствительность и её изменения. В чем состоит отличие свойств адаптации и сенсибилизации ощущений? Чувствительность и ее измерение. Адаптация. Сенсибилизация и синестезия

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора.В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение или понижение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией – это возникновение под влиянием раздражения одного

анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И УПРАЖНЕНИЕ.

Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и посредством упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования безграничны. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них хорошо развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих.

У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Некоторые слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. Вследствие высоко развитой обонятельной чувствительности они могут ассоциировать многих близких людей и знакомых с запахами, исходящими от них.

Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, имеющих некоторые специальные профессии. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы от 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди – всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно сказать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и назвать место, где вырос этот виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, равные 1/60-1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме – в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, игра на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха, и у скрипачей он более развит, чем у пианистов. У людей, с трудом различающих высоту звука, можно, посредством специальных занятий, улучшить звуковысотный слух. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Все это – доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Думают иные - те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать люблю…

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Но слова без звука - чувства трепетанье

Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова.

Так, как любят запах нежного цветка,

Так, как любят в дружбе дорогое слово,

Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,

А мечтой привольной мир я облечу:

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше - чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,

Я соткала жизни красочный узор.

Если Вас чаруют красота и звуки,

Не гордитесь этим счастьем предо мной!

Лучше протяните с добрым чувством руки.

Что б была я с Вами, а не за стеной.

Эти стихи были написаны Ольгой Ивановной Скороходовой, слепоглухонемым человеком. Кажется, как может человек, который на 97% не ощущает мир… писать стихи, получать высшее образование. Поразительно, не правда ли?

Попробуйте закрыть глаза, заткнуть уши и не говорить. Хотя бы полчаса. Ради эксперимента, попробуйте поужинать: сварить себе кофе, сделать бутерброд

7. Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.

8. Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма.

9. Органы чувств представляют собой, по сути дела, фильтры энергии, через которые проходят соответствующие изменения среды. По какому принципу осуществляется отбор полезной информации в ощущениях? Было сформулировано несколько гипотез.

10. Согласно первой гипотезе, существуют механизмы для обнаружения и пропускания ограниченных классов сигналов, причем сообщения, не соответствующие этим классам, отвергаются. Задачу такой селекции выполняют механизмы сличения.

11. Вторая гипотеза предполагает, что принятие или непринятие сообщений может регулироваться на основе специальных критериев, которые, в частности, представляют собой потребности живого существа. Все животные обычно окружены морем стимулов, к которым они чувствительны. Однако большинство живых организмов реагирует только на те стимулы, которые непосредственно связаны с потребностями организма.

12. Согласно третьей гипотезе, отбор информации в ощущениях происходит на основе критерия новизны. Действительно, в работе всех органов чувств наблюдается ориентировка на изменение раздражителей. При действии постоянного раздражителя чувствительность как бы притупляется и сигналы от рецепторов перестают поступать в центральный нервный аппарат. Так, ощущение прикосновения имеет тенденцию к угасанию. Оно может совершенно исчезнуть, если раздражитель вдруг перестанет двигаться по коже. Чувствительные нервные окончания сигнализируют мозгу о наличии раздражения только тогда, когда изменяется сила раздражения, даже если время, в течение которого он сильнее или слабее давит на кожу, очень непродолжительно. Для зрительного и слухового анализаторов также характерно угасание ориентировочной реакции на постоянный раздражитель.

13. В ходе учебной деятельности происходят такие изменения в процессах психической перцепции (восприятии), как сенсорная адаптация и сенсибилизация.

14. Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации .

15. Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.

16. Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Применительно к другим органам чувств пока не доказано, что в их рецепторных аппаратах имеются какие-либо вещества, химически разлагающиеся при воздействии раздражителя и восстанавливающиеся при отсутствии такого воздействия.

17. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях (явление последовательной взаимной индукции).

18. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией .

19. Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По И.П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.

20. А.Р. Лурия выделял два типа сенсибилизации. Первый тип имеет длительный, постоянный характер, зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме. Острота чувствительности повышается с возрастом, достигает максимума в 20-30 лет, затем постепенно понижается. Второй тип имеет временный характер, зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

21. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей (речи).

22. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность.

23. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

24. 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

25. 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Сенсибилизация – это учение в психологии, которое объясняет феномен роста чувствительности нервных центров вследствие воздействия раздражителя. В большинстве случаев сенсибилизации организма одновременно сопутствует развивающийся процесс сенсорной адаптации. У разных живых существ сенсибилизация может обнаруживаться в различной степени выраженности. Сенсибилизацией называется увеличение уровня чувствительности вследствие согласованных действий анализаторов или регулярных упражнений.

Сенсибилизация организма выявляется не только исключительно вследствие использования посторонних раздражителей, но и после проведения систематических упражнений. Выделяют две области, обуславливающие увеличение чувствительности анализаторов. К первой области относятся нарушения в работе сенсорных анализаторов (например, слепота), то есть сенсибилизация наступает вследствие необходимости компенсаторных действий. Деятельность является второй областью, которая способствует росту чувствительности анализаторов. Сенсибилизация во втором случае, обусловливается специфическими требованиями деятельности.

Сенсибилизация ощущений

Человеческие ощущения претерпевают изменения вследствие влияния среды и в результате видоизменения состояния организма. Ощущением называется простейший процесс психики, объединяющий в себе отражение отдельных характеристик предметов, явлений окружающего материального мира и внутренних состояний организм, обусловленных непосредственным воздействием раздражителей на соответственные рецепторы.

Сенсибилизация в психологии в общем смысле — это рост чувствительности, обуславливаемый направленным действием раздражителей различного характера.

Взаимодействием ощущений называют процесс трансформации чувствительности определенного анализатора вследствие воздействия раздражителей, оказывающих влияние на другие совокупности рецепторов. Закономерность подобного взаимодействия выражается в следующем: сильные раздражители при их согласованном воздействии снижают чувствительность анализаторов, а слабые, напротив, повышают.

Сенсибилизация организма является повышением чувствительности комплекса рецепторов вследствие влияния факторов психического характера.

Сенсибилизация ощущений являет собой рост чувствительности, наступающий под влиянием внутренних факторов следующего характера:

  • комплексная работа рецепторов и последующее их взаимодействие (при слабой насыщенности ощущений одной модальности увеличиваются ощущения другой, например, при несильном охлаждении кожи обнаруживается световая сенсибилизация);
  • психологическая установка (способно настраивать на максимально ясное восприятие раздражителей ожидание какого-либо особенно значимого события так, например, предстоящий поход к стоматологу может вызвать усиление боли в зубе);
  • приобретенный опыт (в ходе выполнения деятельности развиваются определенные сенсорные анализаторы. Сенсибилизация примеры: опытные музыканты различают на слух относительную продолжительность нот или профессиональные дегустаторы, определяющие тончайшие нюансы вкуса блюд);
  • воздействие на организм фармакологических средств (введение различных препаратов, таких как фенамин или адреналин, провоцирует значительное усиление чувствительности рецепторов).

Вследствие чрезмерного возбуждения одной анализаторной системы может наблюдаться уменьшение чувствительности другой. Механизм взаимодействия ощущений физиологического характера заключается в процессах иррадиации возбуждения и его концентрации в коре мозга, в которой представлены центры анализаторов.

В соответствии с концепцией И. Павлова, незначительный раздражитель провоцирует в мозге процессы возбуждения, легко иррадиируемые (распространяются). Итогом иррадиации процесса возбуждения является рост чувствительности другой анализаторной системы. При воздействии интенсивного раздражителя зарождается процесс возбуждения, характеризующийся тенденцией к концентрации, что ведет к торможению в центрах анализаторов, результатом которого будет понижение чувствительности последних.

Понимая закономерности видоизменений чувствительности сенсорных анализаторов, можно посредством применения побочных раздражителей, подобранных специфическим образом, сенсибилизировать рецептор, другими словами повысить его чувствительность. На этом принципе базируются некоторые методики борьбы с алкоголизмом.

Сенсибилизация к алкоголю это введение комплекса медикаментозных средств, направленных на создание своеобразного барьера, который провоцирует устойчивое отвращение к спиртосодержащим жидкостям. В большинстве случаев результативность сенсибилизирующей терапии связана с понижением или даже полным отсутствием тяги к алкоголю. Постепенно , злоупотребляющие употреблением алкогольных напитков, меняют собственное отношение к таким напиткам. Их все больше начинает увлекать трезвый образ жизни. Эффект от данного метода лечения фиксируется на уровне рефлексов приобретенного характера. Однако сенсибилизация к алкоголю это довольно серьезная методика терапии, требующая систематического контроля врача.

Часто родителей интересует вопрос сенсибилизация у ребенка — что это? При сенсибилизации повторное воздействие стимула приводит к более интенсивной активации организма, в результате чего он становится более чувствительным к такому стимулу. Таким образом, можно объяснить феномен, который заключается в том, что раздражитель, при однократном воздействии не вызывавший никакой реакции, повторяясь, провоцирует на определенные действия.

Сенсибилизация зависит от возрастного этапа развития, на котором находится индивид. Чем младше малыш, тем менее выражено это явление. У новорожденного малыша все анализаторные системы по своему строению готовы к отражению, но при этом они должны преодолеть существенный путь к своему функциональному развитию. Острота чувствительности сенсорных систем увеличивается с взрослением ребенка и достигает максимума в возрастном интервале от 20 до 30 лет, а затем идет на снижение.

Таким образом, ощущения зарождаются и формируются на протяжении всей человеческой жизни и образуют ее сенсорную организацию. Развитие личности может происходить на довольно ограниченном сенсорном фундаменте, даже при утрате двух ведущих анализаторных систем их недостаток будет компенсирован другими сенсорными системами.

Сенсибилизация примеры: некоторые индивиды, лишенные слуха, способны слушать музыку при помощи вибрационной чувствительности, положив руку на инструмент.

Сенсибилизация и синестезия

Возникновение вследствие воздействия раздражения на одну анализаторную систему одновременно ощущений характерных для нее и соответствующих другой системе рецепторов называют синестезией. Данное явление не считается расстройством психики.

Синестезия может проявляться в различных вариациях ощущений. Более часто наблюдаются зрительно-слуховые синестезии. Например, у индивида возникают зрительные образы в качестве реакции на воздействие звуковых стимулов. У различных субъектов не существует совпадений в подобных синестезиях, но при этом они достаточно устойчивы для каждой отдельной личности. Некоторые композиторы обладали способностью цветного слуха.

Явление сенсибилизации и синестезии являются еще одним свидетельством устойчивой взаимосвязи анализаторных систем организма человека, единства чувственного. Именно на синестезии базируется создание цветомузыкальных аппаратов, трансформирующих звуковой ряд в цветовые образы. Реже наблюдаются случаи возникновения вкусовых ощущений в качестве реакции на слуховые стимулы, слуховых – зрительные раздражители.

Синестезии подвержен далеко не каждый. Наиболее типичными примерами синестезии являются шелест запахов, цветной слух и обоняние в цвете.

Цветным слухом называют способность субъекта ассоциировать слышимый звук с каким-нибудь цветом.

Слуховая синестезия представляет способность отдельных индивидов как бы «слышать» звуки в ходе наблюдения за движущимися объектами.

Вкусовая синестезия выражается в появлении вкусовых ощущений вследствие произнесения каких-нибудь слов, образов. Так, например, многие субъекты при прослушивании любимой мелодии всякий раз вспоминают вкус шоколада.

Поэтому сенсибилизация в психологии это явление, основанное на взаимодействии ощущений также как и синестезия. Ведь синестезия и сенсибилизация представляют собой тесно соединенные свойства ощущений.

Сенсибилизация и адаптация

Выделяют две стержневые формы видоизменения чувствительности: адекватность и сенсибилизация. Адаптация зависит от обстоятельств среды. А сенсибилизация – от состояния организ­ма. Адаптация более выражена в обонятельной, зрительной, слуховой, осязательной сфере и свидетельствует о высокой пластичности организма, его умении приспосабливаться к условиям среды.

Адаптацией называют приспособление сенсорных анализаторов к особенностям влияющих раздражителей для их наилучшего восприятия и защиты рецепторов от перегруженности. Нередко обнаруживаются разные этапы процесса адаптации к особым экстремальным обстоятельствам: этап первоначальной декомпенсации, последующий этап частичной, а затем и глубокой компенсации.

Трансформации, сопутствующие адаптации, задевают все уровни организма. Ключевую роль в эффективности адаптации к экстремальным обстоятельствам играют упражнения, а также функциональное состояние индивида, психическое и моральное.

Большинство взрослых ищут ответ на вопрос адаптация и сенсибилизация у ребенка — что это? Сенсорная адаптация наступает вследствие видоизменений чувствительности анализатора и служит для подстройки его к интенсивности стимула. Может проявляться в многообразии субъективных эффектов. Достигается путем приумножения или приуменьшения общей чувствительности и характеризуется интервалом изменения чувствительности, интенсивностью такого изменения и селективностью видоизменений относительно адаптирующего влияния. Закономерности адаптации демонстрируют, каким образом видоизменяются пороги чувствительности при продолжительном действии раздражителя. При применении сенсорных стимулов сенсибилизация обычно прячется за одновременно развивающийся процесс сенсорной адаптации.

Соответствие процессов сенсибилизации и адаптации можно оценить с помощью параллельного измерения чувствительности к электрическому стимулу и сенсорному раздражителю. Одновременно с понижением световой чувствительности (т.е. адаптацией) при освещении глаза наблюдается рост электрической чувствительности (т.е. сенсибилизации). Тогда как в темноте наблюдается обратная зависимость. Электрический стимул адресован по направлению к нервным участкам анализатора, которые находятся выше рецепторных связей, и является непосредственным способом измерения сенсибилизации.

Таким образом, процессы сенсибилизации, адаптации и явление синестезии непосредственно взаимосвязаны с трансформациями чувствительности анализаторов и имеют отношение к качественным чертам ощущений. На этом базируется метод сенсибилизации и десенсибилизации.

Метод десенсибилизации заключается в торможении тревожных реакций при помощи параллельного вызывания других реакций, антагонистических, с физиологической точки зрения, по отношению к тревожности. При вызывании несовместимой с тревогой реакции одновременно с раздражителем, который до этих пор провоцировал тревогу, относительная связь между раздражителем и тревогой ослабевает. Противоположным по воздействию методу десенсибилизации считается метод сенсибилизации, состоящий из двух этапов и заключающийся в создании в воображении клиента наиболее стрессогенных обстоятельств, после чего он в реальности переживает пугающие его обстоятельства.

Итак, сенсибилизацией называется рост чувствительности организма к воздействующему раздражителю, вследствие увеличения возбудимости головного мозга. Физиологический базис сенсибилизации ощущений представлен в процессах взаимосвязи анализаторов, которая усиливается вследствие участия функций разных анализаторов в общей деятельности.

Сенсибилизация (от латинского - чувствительность) - повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов - обонятельные и вкусовые ощущения.

Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.

Еще одно из проявлений взаимодействия ощущений - их контраст. Контраст ощущений - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми. Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.

Уровень чувствительности зависит от прирожденных особенностей анализаторов и от условий жизни человека, его воспитания и характера труда. Условиями развития ощущений человека также является его активная и разнообразная практическая и профессиональная деятельность. Известно, например, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета. Летчики на слух определяют разницу в количестве оборотов мотора с точностью до 3%.

АДАПТАЦИЯ СЕНСОРНАЯ - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств адаптирующего раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах. Функ­циональное значение сенсорной адаптации заключается в обеспечении повышенной разностной чувствительности в близкой к величине адаптирующего раздражителя зоне. Это может достигаться как за счет увеличения, так и за счет уменьшения абсолютной чувствительности, примером чего служит зрительная темновая и световая адаптация. Сенсорная адаптация характеризуется диапазоном изменения абсолютной чувствительности, скоростью этого процес­са, а также избирательностью или селективностью происходящих изменений по отношению к адаптирующему воздействию. Так, например, процессы зрительной адаптации частично избирательны по отношению к пространственной частоте и направлению движения раздражителя в поле зрения; процессы вкусовой адаптации избирательны по отношению к любому из 24 видов солей, но неизбирательны по отношению к различным видам кислот и т. д.

Разнообразные физиологические изменения, лежащие в основе сенсорной адаптации, вовлекают как периферические, так и центральные звенья анализатора. Так, процессы зрительной световой адаптации включают реакции уменьшения диаметра зрачка, распада зрительного светочувствительного пигмента, перехода с палочкового на колбочковое зрение, увеличения тормозных взаимодействий и уменьшения возбудимости нейронов на разных уровнях зрительной системы. Большое значение для понимания механизмов сенсорной адаптации, а также процессов восприятия вообще имеет сочетание нейрофизиологических и психофизических методов исследования.

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией .

Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит быстрее, к другим – медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы . Полная адаптация к запаху йода наступает через 1 мин. Через 3 с ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, – один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз.

Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение . Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов называется сенсибилизацией . Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

Сенсибилизация (обострение чувствительности) может быть вызвана не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Чувствительность повышается, если человек ожидает воздействия того или иного слабого раздражителя, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов.

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях – к ее понижению, т. е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений . Контраст ощущений – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном – светлой.

Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет – ощущение кислого. Это явление называется синестезией.

Загрузка...