domvpavlino.ru

Двойные фальцы горизонтальные и вертикальные. Фальцы кровли — это? Фальцевая кровля. Видео

Возведение частного дома завершают кровельные работы. Этот этап считается одним из самых сложных и надежных. Причем трудности связаны не только с самим устройством крыши, но и с выбором покрытия. Это достаточно сложно, если учесть огромное разнообразие кровельных материалов, которые представлены на рынке.

Каким бы прочным и выносливым ни был материал, надежность готового покрытия крыши будет зависеть от качества присоединения отдельных элементов. Сегодня чрезвычайно популярна кровля фальцевая, при укладке которой используется особый тип крепления.

Фальцевая кровля, что это такое

Фальц кровля – это сплошное покрытие, уложенное по всей длине ската. Ее отдельные элементы, фальц-панели или картины, соединены между собой специальными элементами – фальцами.

Фальц-панели представляют собой металлические листы, боковые кромки которых специально подготовлены под этот тип соединения.

Для изготовления металлической фальцевой кровли можно использовать готовые картины (0,555х8 м) или кровельный металл в рулонах. В последнем случае используется специальное кромкогибочное оборудование, которое устанавливают прямо на месте монтажа. Изготовленные панели-картины могут иметь фальцы разной формы, одинарные или двойные, разную длину. В любом случае их прокатывают за один проход.

Металл для фальцованой крыши может быть практически любого типа:

  • медь;
  • алюминий;
  • сталь;
  • сплавы цинка и титана.

На заметку

Оцинкованная фальцевая кровля, как правило, имеет полимерный слой из пурала, полиэстер, пластизола и других.

Все они долговечны и просты, не подвергаются коррозии. Эти материалы отличаются небольшим весом, с легкостью формуются, могут принять любую форму, даже самую причудливую.

Виды фальцевания кровли

Металлические листы имеют склонность к терморасширению, что может создать определенные осложнения при соединении. Проникновение воды в кровельный пирог можно предотвратить, уложив на обрешетку под фальцевую кровлю однородный водонепроницаемый слой. Однако добиться жесткого соединения из-за изменения линейных размеров будет невозможно. В этом случае в месте сопряжения возникает напряжение, которое приводит к возможным значительным деформациям.

Единственным надежным вариантом механического соединения специалисты считают использование особого способа – фальцевания. Кстати, слово «фальц» имеет немецкое происхождение и означает в переводе «желоб» либо «паз». Он предполагает соединение краев смежных картин, которые согнуты специальным образом. Вдоль них при этом образуются желобки, которые служат для отведения воды.

Фальцевые соединения классифицируют по двум параметрам:

  • внешний вид: лежачий, стоячий либо угловой фальц;
  • степень уплотнения: 1. фальц одинарный, 2. двойной фальц (фото ниже).

Фальцы закатывают механическим способом вручную или используя специальный инструмент, или электромеханическим при помощи специальных устройств.

Основные виды стоячих фальцев

  • Одинарный. Это простейший способ соединения, который используют при наклоне фальцевой крыши от 10°.
  • Угловой. Особая Г-образная форма создает объем и обепечивает соединению эффектный внешний вид, поэтому его используют преимущественно на «видных» поверхностях, имеющих большую площадь: фасад, при уклоне фальцевой кровли больше 25° и т. п.
  • Двойной. Это соединение сложнее. Его выполняют в два шага: сначала создают угловой фальц и загибают его под прямым углом. Фальцепрокатное оборудование нового поколения позволяет получать двойной фальцевый шов и на технически сложных для обработки сегментах крыши. На малых уклонах их лучше пропаивать. Поперечное терморасширение происходит главным образом в основании фальца, поэтому там необходимо предусмотреть зазор до 5 мм.

Двойной фальц защищает конструкцию от воздействия осадков, а также тающего снега, однако от стоячей воды не спасает и он. Именно поэтому согласно СНиП кровля фальцевая должна иметь угол наклона не меньше 10°.

На заметку

Тем не менее, если до обжатия фальца вставить в него специальную уплотняющую ленту, минимальный порог уклона может составить 3°.

  • Сегодня используют и другую разновидность фальцев – самозащелкивающуюся. Для их соединения можно ограничиться простым нажатием.

Преимущества и недостатки

Кровля фальцевая, как и любая другая, имеет свои преимущества:

  • плоскость покрытия крыши, собранная из картин на двойные фальцы, представляет собой цельный лист, имеющий гладкую поверхность, с которой беспрепятственно сходит вода от осадков и снег;
  • небольшой вес, что позволяет не усиливать несущую конструкция и снизить таким образом затраты;
  • такую крышу можно эксплуатировать достаточно долго – более 50 лет, учитывая высокую антикоррозийную устойчивость покрытия;
  • высокая влагостойкость, которая объясняется надежностью фальцевого замка и минимальным количеством отверстий под крепления. Такой уровень герметичности исключает возможные протечки;

  • простой монтаж для крыши любой сложности, с которым можно справиться своими руками при наличии самозащелкивающегося замка;
  • отходы при работе с материалом – минимальные. К примеру, неиспользуемые обрезки такого дорогого материала, образовавшиеся при монтаже фальцевой кровли, можно переставить на другие участки. Более того, в отличие, скажем, для такого покрытия не нужны комплектующие. Таким образом, оно значительно экономичнее;
  • подходит для скатов любой длины как коротких, так и длинных.

У фальцованной кровли имеются и недостатки. Среди наиболее важных отметим:

  • укладку дополнительного слоя звукоизоляции, который погасит шум от капель дождя и т. п.;
  • обязательная установка молниеотвода, минимизирующего опасность влияния статического электричества, которое накапливается покрытием крыши;
  • необходимость качественного и дорогостоящего инструмента.

Инструкция по монтажу

Как же происходит монтаж фальц-панелей, как их грамотно соединить, чтобы обеспечить долговечность и прочность покрытию крыши? Технологическая карта на устройство металлической кровли предполагает последовательное выполнение нескольких этапов:

  • Изготавливают листы, которые специально подготовлены под фальцевание. Данный процесс осуществляют в производственных условиях на заказ по индивидуальным размерам. Это позволяет получить максимальную точность при устройстве фальцованной крыши. Параллельно с панелями заказывают также фасонные элементы, к примеру, свесы или коньки и другое.

  • Присоединяют металлические листы с помощью специального инструмента либо нажатием для самозащелкивающихся фальцев.
  • Крепят их к обрешетке. Используют для этого узкие полоски из того же материала, как и листы – «кляммеры». Один конец крепежа в процессе изгибания заводится в фальц, второй – фиксируется к элементу обрешетки.

Для крепления используют два различных типа кляммеров.

Подробности Категория: Соединения методами холодной пластической деформации Просмотров: 1417

Соединения в фальц применяют для скрепления тонколистовых материалов толщиной от нескольких десятых миллиметра (жесть) до 1—2 мм.

На рис. 61 показаны фальцевые соединения, применяемые для стыковки тонкостенных труб и обечаек.

Наиболее употребительно соединение (рис. 62) с отбортовкой кромок деталей (вид а), формированием замка (вид б), отгибом и расплющиванием замка с образованием четырехслойного шва (вид в).

Виды г—е — фальцевое соединение с накладкой из полоски листового материала, виды ж—л — усиленное фальцевое соединение шестислойным швом (полуторный фальц), виды м—р — соединение семислойным швом.

На рис. 62 показаны конструкции фальцевых соединений , применяемых для скрепления плоских листов и образования продольных швов цилиндрических обечаек.

На рис. 63 изображены способы фальцевого присоединения днищ и крышек к цилиндрическим обечайкам.

Конструкции (а, б) применяют для соединения сравнительно толстостенных изделий (0,5—2 мм).

Жестяные изделия соединяют фальцовкой с образованием трехслойного (виды в—м), четырехслойного (виды н—п), пятислойного (виды р—m) или семислойного (виды у—ч) швов. Шов расплющивают на последней операции с упором на центральную оправку, заводимую в углубление днища.

Наиболее распространена фальцовка по видам р—m.

На рис. 64 показана схема механизированной закатки таких соединений на роторных многопозиционных закаточных машинах. Закатка производится в патронах, состоящих из центральной оправки 1 и закаточных роликов 2, 3, совершающих планетарное движение вокруг изделия. Обычно применяют два ролика, диаметрально расположенных по периферии.

Начальная стадия операции показана на виде а. Прикатываемая крышка подается с предварительно завитыми кромками: кромки обечайки предварительно отбортовывают.

Сначала к изделию подводят ролики 2 первой опеации (вид б), формирующие шов, затем ролики 3 второй операции (вид в), расплющивающие и уплотняющие шов.

Ролики первой и второй операций обычно устанавливают в шахматном порядке на одном патроне. В процессе вращения ротора автоматически сближаются и раздвигаются ролики сначала первой операции, потом второй.

Многопатронные закаточные машины, работающие по описанной схеме, имеют производительность до 500 изделий в минуту.

  • < Назад

В качестве покрытия для кровли металл используют издавна — он прочен, негорюч, пластичен и удобен в эксплуатации. Современные технологии значительно расширили ассортимент металлических покрытий: для фальцевых систем сегодня используют рулонную и листовую оцинкованную сталь, сталь с защитным полимерным покрытием и др.

Фальцевая кровля получила свое название благодаря особому методу крепления металлических листов кровельного материала друг с другом. Специальная система стыков гарантирует абсолютную герметичность без резиновых уплотнителей, клеевых швов, а главное — сквозных отверстий, которые могут стать причиной протечек. Кроме того, ребра жесткости, полученные в процессе фальцевания, придают кровле дополнительную прочность и выразительность.

Картины и фальцы

Чтобы фальцевая кровля представляла собой сплошное покрытие на всю длину ската, отдельные листы с помощью фальцевого замка соединяют в картины, а их, в свою очередь, скрепляют друг с другом. Что же такое картина и фальц?

Картина — элемент кровли, кромки которого подготовлены для соединения.

Фальц особый вид шва, образующийся при соединении листов металлического кровельного материала. Различают несколько видов фальцев: одинарные, двойные, лежачие и стоячие. Лежачие фальцы используют для горизонтального соединения листов кровли, а стоячие — для скрепления вертикальных (боковых) полос кровельного материала.

Фальцы выполняют (закатывают) вручную специальным инструментом или более современным способом — электромеханическими закаточными устройствами. Самозащелкивающиеся фальцы герметично соединяют листы кровли без применения инструмента. Но самым надежным считают двойной стоячий фальц. Именно этот вид шва чаше всего используют на фальцевых кровлях за рубежом.

Современное оборудование для закатки фальцев позволяет делать картины любой формы: конусные, радиусные и другие, поэтому фальцевая кровля подходит для крыш разной конфигурации. При этом фальце — вый шов может иметь толщину 5 мм и высоту 30-70 мм в зависимости от уклона крыши.

В ендовах фальцы одного ската должны быть на тех же уровнях, что и фальцы второго ската

Плюсы и минусы фальцевой кровли

Преимущества фальцевой кровли:

  • отсутствие на поверхности элементов крепления (в частности поперечных соединений при создании кровельной карты любой длины), что исключает протечки; использование специальных швов, делающих кровлю герметичной;
  • малый вес кровельного материала, не требующий усиленной стропильной системы;
  • долговечность;
  • не горючесть;
  • гибкость, позволяющая покрывать крыши сложных геометрических форм;
  • простота ремонта.

Недостатки фальцевой кровли:

  • гладкость поверхности, способствующая лавинному сходу снега;
  • высокая теплоемкость, приводящая к образованию сосулек;
  • малая сопротивляемость ударам.

Фальцевое соединение считается одним из наиболее надежных, так как не требует использования сквозного крепежа

Материалы фальцевой кровли

Оцинкованная кровельная сталь — одно из самых популярных кровельных покрытий. Она представляет собой стальной лист, с двух сторон покрытый слоем цинка. Материал легок, сравнительно недорог, прост в работе и подходит для крыш сложной конфигурации. Однако подобное кровельное покрытие имеет свои недостатки: под воздействием природных атмосферных факторов цинк окисляется и выветривается, что снижает срок службы всего покрытия.

Сталь с защитным полимерным покрытием (пуралом, полиэстером, пластизолом) служит дольше, а кроме того, обладает еще и декоративными свойствами. Это качественный и долговечный материал с многослойной структурой, каждый элемент которой выполняет свою функцию. Важно знать, что разные покрытия по-разному влияют на свойства материала: полиэстер повышает устойчивость к УФ-излучению, пурал — к негативным природным воздействиям и перепаду температур, а пластизол делает кровлю особенно прочной.

Поверхность может быть любой формы, главное — чтобы ее уклон был не меньше 10°

Алюцинк — более новый материал, представляющий собой тонкий стальной лист, защищенный не чистым цинком, а сплавом, содержащим 55% алюминия, 43,4% цинка и 1,6% кремния. По коррозионной стойкости этот сплав в 6-8 раз превосходит обычный цинк. Для расширения цветовой палитры на алюцинковое покрытие также наносят полимеры.

Медная кровля считается не только самой надежной и долговечной, но и самой красивой. К тому же она не требует эксплуатационных расходов (таблица). Обычно для устройства этого вида кровли применяют ленту, изготовленную из сплава с содержанием меди 99,9%. Благодаря пластичности меди, она может быть использована для укладки кровли любой формы. Из нее же изготавливают и необходимые доборные элементы, начиная от водосточной системы и заканчивая коньковыми украшениями. При работе с ней практически не бывает отходов. Медь хорошо поддается сварке, что делает ремонт покрытия простым и надежным. Применяют и испытанный временем способ паяния (или лужения), при котором используют олово.

Из всех металлов, используемых для изготовления кровельных листов, медь считается самой надежной и долговечной

Важно учесть, что наличие механических повреждений не требует замены всего листа или полосы — достаточно вырезать медную заплату и заварить (или запаять) швы. Через 12-15 лет эксплуатации на медной кровле появляется патина зеленого цвета. Поскольку предметы, покрытые патиной, традиционно ассоциируются с образом благородной старины, существуют даже специальные составы, позволяющие значительно ускорить процесс образования патины на медной кровле.

Ребра, образованные системой фальцевания, обеспечивают направление дождя и снега по продольным линиям, исключая боковое стекание

Чистый цинк в настоящее время для устройства кровель уже не применяют (из-за сложности изготовления элементов криволинейной формы). Но ему на смену пришел новый сплав, получивший название титан-цинк (модифицированный цинк или D-цинк). Аля его получения в цинк вводят комплекс легирующих добавок из титана, меди и алюминия.

Медь и алюминий придают материалу необходимую пластичность, а титан повышает коррозионную стойкость.

Фальцевую кровлю устраивают по обрешетке или сплошному основанию

Обладая высокими потребительскими качествами, титан- цинк имеет и некоторые особенности. Его коэффициент линейного расширения приблизительно на 30 % больше, чем у стали. Поэтому в тех климатических зонах, где в летний период жарко, а зимой холодно, в кровельных конструкциях из титан-цинка необходимо предусматривать компенсационные зазоры.

Нужно помнить и еще об одной особенности титан-цинка: при контакте с железом и медью он образует гальванические пары, вследствие чего возникает эффект электрокоррозии. Поэтому при монтаже кровель и водостоков нужно следить за тем, чтобы титан-цинковые детали были изолированы от соприкосновения с изделиями из меди и железа. В частности для крепления к обрешетке рекомендуется использовать только оцинкованные стальные гвозди. Этот материал подходит для устройства по сплошному основанию кровель любой конфигурации с уклоном не менее 5 %.

Алюминиевая кровля обладает высокой долговечностью, цветостойкостью, практически не подвержена атмосферным воздействиям. Для укладки кровельный алюминий, как и медь, выпускают в рулонах. Его отличает относительно небольшой вес (около 2 кг/м2), который позволяет применять материал практически на всех обрешетках крыш. Особенно эффективно использование кровельного алюминия вместе с популярными ныне металлическими сайдингами для облицовки стен зданий. В результате стало возможным гармоничное сочетание материала и формы крыши, фасада и входной группы. Приобрести кровельное железо в широком ассортименте можно в любом строительном супермаркете или у предприятия, специализирующегося на проведении кровельных работ.

Создание фальцевой кровли — процесс непростой, но результат того стоит

Нюансы кровельной конструкции

Для рядовых кровельных покрытий обычно применяют сталь толщиной 0,5 мм. Для скатов, карнизных и фронтонных свесов, деталей водосточных труб лучше использовать более толстую сталь — 0,6 мм. Каждый кровельный материал рекомендован для определенного угла наклона крыши.

Скрытая под фальцем система крепления гарантирует отсутствие протечек кровли и не нуждается в сквозных отверстиях

Фальцевую кровлю лучше устраивать на крыше с уклоном не менее 10°. Ее создание — непростой процесс. Если у дома холодный чердак, достаточно обеспечить вентиляцию чердачного пространства. Если крыша утеплена, в составе кровельного «пирога» над слоем утеплителя должны быть вентиляционный зазор и специальная антиконденсационная диффузионная мембрана.

На крышу поднимают уже готовые, созданные на земле картины с загнутыми краями

Фальцевую кровлю устраивают по обрешетке или сплошному основанию. В качестве обрешетки используют деревянные брусья с сечением 50 х 50 мм, которые устанавливают перпендикулярно стропилам с шагом 250 мм. При большем шаге обрешетки стальные листы могут прогнуться, что вызовет деформацию швов и приведет к протечке кровли.

В работе используют кляммеры — специальные крепления, с помощью которых картины монтируют на обрешетке

Правила монтажа фальцевой кровли

Монтаж фальцевой кровли не предусматривает крепление сквозь лист металла, поэтому крыша получается без технологических отверстий. Картины соединяют друг с другом по краям, а к обрешетке крепят с помощью кляммеров. Это удобно, если ширина листов, из которых собирают картину, составляет 50-60 см. Самый распространенный размер оцинкованного листа — 1 х 2 м, поэтому его разрезают вдоль на две равные полосы, размером 0,5 х 2м. Стальные листы нужно резать ножницами или гильотиной, но ни в коем случае не болгаркой. Затем необходимое количество листов (оно зависит от длины ската) соединяют в картину с помощью лежачих фальцев. Загибают фальцы в сторону уклона крыши.

При монтаже в разных случаях используют или молотки, или закаточную машину (механизированный крепеж)

Из стального листа нарезают детали для крепления — кляммеры (полоски шириной 50 и длиной 150 мм). Эти подготовительные работы выполняют на земле. Уменьшить продолжительность и трудоемкость процесса можно, купив готовые кровельные листы заводского производства. У них замки гарантированно ровные и одинакового размера.

После этого на крыше вертикально, с шагом 50 см прибивают кляммеры. Картины поднимают на крышу, свободный конец кляммера заводят в боковой замок, которым они соединяются друг с другом, и закатывают двойным стоячим фальцем.

Плохой пример. На необработанных стальных листах со временем образуется коррозия, поэтому их необходимо защищать — или специальным покрытием (в заводских условиях), или окрашиванием (после монтажа)

Для выполнения этой операции вручную потребуются лишь два молотка и крепеж, а при механизированном крепеже молотки заменит специальная закаточная машина. Эта технология монтажа позволяет не только соединить части кровли, но и прикрепить их к крыше.

К атегория: Вентиляционные работы

Изготовление фальцевых соединений

При изготовлении воздуховодов и их деталей из металлических листов толщиной до 1,5 мм наиболее распространенным способом соединения до настоящего времени остается фальце-вый шов, хотя по мере совершенствования способов сварки тонколистового металла область применения фальцевых соединений будет, по-видимому, постепенно суживаться.

В свое время при ручном изготовлении воздуховодов широко применялся двойной фальц, обеспечивающий более высокую плотность соединения по сравнению с одинарным. После механизации большинства операций по изготовлению фальцев и благодаря использованию отсечки, препятствующей смещению частей замка по отношению друг к другу, двойной фальц стали применять крайне редко. Одновременно вышли из употребления фальцевые замки в конструкциях поперечных соединений звеньев воздуховодов между собой, которые были заменены простой отбортовкой края звена на зеркало фланца из угловой или полосовой стали. Наряду с этим появились фальцевые соединения: угловые фальцы с отсечкой, угловые фальцы с просечными защелками и соединительные рейки, широко используемые при изготовлении фасонных частей воздуховодов.

Таким образом, из числа фальцевых соединений металлических листов наиболее распространенными являются продольные соединения в виде одинарного лежачего фальца с двойной отсечкой и угловые фальцы с отсечкой или просечными защелками. Эти соединения при тщательном выполнении отвечают основному требованию - высокой плотности соединения, не допускающей утечек или подсосов воздуха в вентиляционных системах.

Фальцевые соединения вручную изготовляют на деревянных верстаках, в длинный край которых врезается впотай полоса равнобокого уголка 50X6 мм. Первая операция при изготовлении продольного фальца - прочерчивание на листе чертилкой линии отгиба борта, которая должна совпадать с вертикальной плоскостью уголка, врезанного в верстак. Совмещение линии отгиба с краем верстака фиксируется на концах листов ударами кровельного молотка массой 0,4-1,2 кг, в результате чего лист по концам отгибается вниз. Затем ударами деревянной киянки, изготовленной из твердых пород дерева, отгибается весь борт по прочерченной линии.

Рис. 1. Основные типы фальцевых соединений, изготовляемых вручную
а -одинарный стоячий фальц; б - двойной стоячий; в - одинарный лежачий с двойной отсечкой; г - двойной лежачий; д - одинарный угловой; е - комбинированный угловой

Рис. 2. Примеры фальцевых соединений, изготовляемых с помощью механизмов
а -угловой фальц с отсечкой; б - угловой фальц с просечными защелками; в - соединительная рейка

Рис. 3. Изготовление лежачих фальцев вручную (последовательность операций)

Последовательность операций изготовления лежачего фальцевого соединения показана на рис. 3. Как видно из рисунка, на первом листе металла элементы замка одинарного фальца выполняются за четыре операции, а двойного фальца - за восемь операций. Соединение двух малых бортов в одинарный фальц и большого борта с малым в двойной фальц называют обжимкой или осадкой фальца. Оно выполняется за три операции, причем в десятой и одиннадцатой операциях с двух сторон фальцевого соединения образуются отсечки. Возможна осадка фальца и с помощью специальной оправки. Изготовление поперечных фальцевых соединений на плоских поверхностях вручную ничем не отличается от продольных соединений.

Более сложно образовать поперечное фальцевое соединение по краю цилиндрической поверхности. Для придания такому соединению повышенной жесткости фальц предпочитают делать стоячим, хотя он и менее герметичен, чем лежачий. Последовательность операций изготовления поперечного фальцевого соединения на цилиндрической поверхности показана на рис. IV.4. По краю одной трубы отгибают большой борт, по краю другой-малый. Предварительная операция образования воронки до полного отгиба борта необходима во избежание разрыва кромки металла, что наблюдается при отгибе борта сразу без постепенной вытяжки металла во время образования воронки. Таким образом, отгиб борта осуществляется за две операции, причем большой борт по тем же соображениям выполняют за несколько поворотов трубы. После образования большого борта его превращают в стакан ударами кровельного молотка на конце оправки, укрепленной на верстаке в виде консоли (обычно из куска рельса, имеющего головку округлой формы). Стоячий фальц путем постепенной обжимки большого борта вокруг малого также выполняют за несколько поворотов трубы.

Рис. 4. Изготовление одинарного поперечного фальца на цилиндрической поверхности вручную (последовательность операций)
I - образование воронки; II - отгиб борта; III - образование стакана; IV - обжимка большого борта вокруг малого; 1 - брусок; 2 - линия перегиба; 3 - фальц; 4 - стакан; 5 - малый борт; 6 - большой борт

Рис. IV.5. Последовательность образования лежачего фальца (а), соединительной рейки на фальцепрокатных механизмах (б) и углового фальца с просечной защелкой (в)

Механизированное изготовление фальцевых соединений металлических листов возможно двумя способами: образованием элементов фальцевого замка под давлением с помощью пресса и специальных штампов или прокаткой этих элементов на специальных механизмах. В монтажных организациях СССР применяется только второй способ образования фальцев разных форм, для чего созданы специальные фальцепрокатные и отбортовочные механизмы. Их устройство и принцип действия описаны в специальном курсе «Станки и механизмы для производства санитарно-технических и вентиляционных работ».

Элементы фальцевого замка на фальцепрокатных механизмах образуются путем протяжки металлического листа между несколькими парами роликов, которые отгибают кромку листа, последовательно придавая ей необходимую форму. Благодаря этому деформация (вытяжка) листового металла происходит без разрывов и трещин, несмотря на весьма значительные по сравнению с ручным способом силы, действующие на него. При этом скорость выполнения операций просто несравнима и на современных механизмах достигает 10 м фальца в 1 мин.

На рис. 5 показана последовательность образования лежачего и углового фальцев для соединения с просечной защелкой и рейки на механизме СТД-16 - последней модели отечественных фальцепрокатных механизмов.

Этот механизм комплектуется следующими сменными рабочими роликами:
1) для образования лежачего фальца с двойной отсечкой;
2) для одновременного образования элементов лежачего фальца на обеих кромках воздуховода круглого сечения;
3) для образования углового фальца;
4) для изготовления реек.

В отличие от ручного способа, при механизированном изготовлении размеры элементов фальцевых швов строго регламентированы для каждой толщины металлического листа, как показано на профилях углового фальца с отсечкой и соединительной рейки на рис. 7.

Рис. 7. Односторонняя зиг-машина ВМС-76

Порядок работы на механизме СТД-16 следующий. Устанавливают профилирующие ролики в соответствии с необходимой формой фальца или рейки, регулируют положение роликов в зависимости от толщины обрабатываемого листа (путем регулирования усилия пакетов тарельчатых пружин) и включают электродвигатель. При прокатке лежачего фальца на обечайке воздуховода обе ее кромки заводят одновременно в обе группы профилирующих роликов. При прокатке углового фальца или рейки лист подается с одной стороны механизма. По окончании прокатки выключают электродвигатель и снимают обработанную деталь. На рис. 1V.6 показан один из моментов работы на фаль-цепрокатном механизме.

При образовании фальцев наиболее массовой является первая операция - отгиб борта. Все фальцепрокатные механизмы выполняют эту операцию только по прямой линии, поэтому-для отгиба борта на деталях криволинейной формы (для поперечных фальцевых и реечных соединений) созданы механизмы ВМС-53 и СТД-13, отличающиеся тем, что механизм СТД-13 оснащен дополнительным узлом для образования углового фаль-цевого соединения с защелкой на отводах прямоугольного сечения.

Наиболее универсальными являются приводные зиг-машины, позволяющие механизировать процесс образования поперечного фальцевого соединения на деталях воздуховодов круглого сечения, а также применяемые для образования зигов, раструбов, гофров и отгиба бортов. Кроме того, мощность приводных зиг-машин позволяет выполнять поперечное соединение элементов воздуховодов, офланцовку звеньев воздуховодов и другие операции на концах патрубков воздуховодов. Однако для выполнения каждой из перечисленных разнообразных операций требуется смена рабочих органов зиг-машины - роликов соответствующего профиля. При массовом поточном производстве деталей воздуховодов частая смена рабочих органов машины неприемлема, а использование универсальной машины в технологическом потоке для одной операции неэкономично. Этим и объясняется относительно небольшое применение зиг-машин в современных крупных заготовительных предприятиях. Кроме того, по характеру технологических операций, выполняемых зиг-маши-нами, для них требуются, как правило, специальные устройства для поддержания обрабатываемой на зиг-машине детали с противоположного конца.

Рис. 6. Прокатка фальца на обечайке воздуховода на фальцепрокат-иом механизме ФП-3

Наиболее совершенными являются отечественные зиг-машины универсального типа ВМС-76 или ВМС-77. В отличие от ВМС-76, зиг-машина ВМС-77 имеет второй хобот, который крепится к тому же корпусу взамен снятого кожуха. Оба хобота механизма ВМС-77 взаимозаменяемы.

Следует помнить, что по условиям техники безопасности на зиг-машинах не разрешается работать одновременно с двух сторон механизма. Для фальцепрокатных механизмов важнейшее требование техники безопасности - не касаться руками вращающихся частей механизма, не допускать захвата руками прокатываемой заготовки на расстоянии менее 200 мм от первой пары роликов и работать обязательно в рукавицах.



- Изготовление фальцевых соединений

Один из наиболее распространенных способом соединения металлических листов кровли, который предполагает собой укладку кровельного материала в шахматном порядке. Лежачие фальцевые соединения создаются при покрытии кровли от 7 до 30 градусов. С помощью строительной киянки создается отворот металлической пластины, которая позволяет соседнему листу соединиться с предыдущим. По линии фальцевой кромки производится сколачивание металлических листов, которые идеально скрепляются и способны защитить кровлю от проникновения влаги, осадков и прочих негативных проявлений атмосферы.

Стоячий фальц

Подобные виды фальцевых соединений для покрытия кровли имеют наиболее прочные конструкции, которые создаются подобно лежачим фальцам с использованием металлических листов и строительной киянки. На устройстве верстака создается специализированная фальцовочная кромка с последующим отгибом под прямым углом. Второй металлический пласт накладывается на линию отгиба первого и создается прочное соединение с двойным отгибом на внутреннюю сторону перпендикуляра металпласта.


Одиночный фалец

Одинарное фальцевое соединение - это наиболее экономичный способ создать надежную кровельную конструкцию. Для создания одинарного фальцевого соединения используются по одному металлическому листу единой кровли, имеющей специфическую шахматную кладку. Все листы кровли прочно крепятся друг к другу при помощи технологии создания стоячих или лежачих фальцев. Подобная кровельная основа позволяет покрыть дачные дома, гаражи и сараи, которые не требуют особых материальных вложений.

Двойный фалец

Двойные фальцы - это особо прочное соединение кровельных металлических листов, которое предполагает использование двух, соединенных между собой металлических пластов. Соединение двойного фальца выполняется стоячим или лежачим способом, что дает возможность создать надежное кровельное покрытие жилого или бытового строения. Двойные фальцы - это отличный выбор хозяина, который планирует создать надежную защиту строения от протеканий, порчи конструкции крыши и чердака.

Загрузка...