domvpavlino.ru

Егэ история правление николая 1. Исторический портрет Николая I. Внутренняя политика. Главные мероприятия

Историческое сочинение:1825-1855

Эпоха Николая I – одна из противоречивых эпох правления Романовых. Началась она с подавления восстания декабристов и закончилась участием в Крымской войне, что показало низкую боеспособность российской армии. В течение этого периода - ужесточение режима, борьба с любым проявлением инакомыслия, стремление установить жёсткий порядок в стране, да и влиять на политику в Европе. «Жандармом Европы» называли Россию Николая 1, а самого императора историки называют одним из самых реакционных правителей дома Романовых. В период правления Николая I проводилась кодификация законов, создавалась Его Императорского Величества Канцелярия, предпринималась попытка решения крестьянского вопроса (Указ «Об обязанных крестьянах), проводились реформы Киселёвым П.Д., Канкриным Е.Ф. и многое другое. Одни события и явления политики совершенствовали развитие России, другие - способствовали замедлению её движения вперёд по пути прогресса. Остановлюсь на двух, на мой взгляд, наиболее значимых событиях эпохи.

1. Одним из важнейших направлений деятельности Николая 1 стало ужесточение режима, усиление самодержавной власти, наведение порядка в стране.

Причины тому - восстание декабристов, показавшее несовершенное государственное развитие России по сравнению со странами Запада, появление многочисленных кружков, в которых не только обсуждалось положение дел в России, но и планировались революционные выступления, например, петрашевцев. Николай I боялся, что революционные идеи, настроения Запада появятся и в общественных кругах России. Поэтому создание III отделения Его Императорского Величества Канцелярии в 1826 году во главе с графом Бенкендорфом А.Х., а затем и корпуса жандармов - это результат стремления царя и усилить свою власть, не дать распространиться вольнодумию в стране.

Велика роль в данном процессе - Бенкендорфа А.Х. – главного начальника III Отделения и шефа жандармов. Сам он и не стремился к знанию, а в распространении его видел лишь опасность для существующего строя. Узость мысли делала его в вопросах политики необычайно черствым и нетерпимым. Круг ведения третьего отделения, с самого начала охватывавший почти все стороны тогдашней русской жизни, на практике оказался еще более широким; в его состав вошли цензурные и некоторые судебные функции. Кроме многообразных служебных обязанностей императором на Бенкендорфа А.Х была возложена цензура сочинений А. С. Пушкина. Всю страну наводнили тайные агенты и сыщики, подозревая каждого, кто осмеливался высказываться против строя. Разгром кружка Н.П. Сунгурова в 1831 г., Герцена А. и Огарёва в 1834, преследования П.Я. Чаадаева за его « Философические письма» в 1836, арест петрашевцев в 1849- это небольшая часть репрессий, проводимых отделений, возглавляемым Бенкендорфом А.Х.

Последствием деятельности III Отделения стала атмосфера страха, появившаяся в обществе, пресечение любых попыток вольнодумия, протеста, ужесточение режима, усиление самодержавия в стране.

2.Немаловажным событием во внутренней политике Николая 1 стала кодификация законов под руководством Сперанского М.М.. Законодательным документом на тот момент было Соборное уложение Алексея Михайловича 1649 года. Прошло уже около двух веков, произошли большие изменения в стране, появилось множество законодательных нормативных актов, которые не только часто дублировали друг друга, но и противоречили. Необходимо было привести в систему все имеющиеся законы, то есть их кодифицировать, и в то же время отдельно выделить действующие законы, чтобы облегчить работу всем государственным учреждениям.

Данную работу было поручено провести . , который с 1826 года возглавил II Отделение Канцелярии императора, специально созданное для систематизации законов страны. Сперанский М.М. был одним из самых образованных и юридически опытных сановников. Именно он предложил план кодификации законов: сначала все их собрать, исключить уже отменённые, сопоставить повторяющие и противоречащие друг другу, пересмотреть законы с точки зрения современной жизни, исключить устаревшие нормы, включить новые. Это была действительно колоссальная работа. Следствием стало создание в 1830 году 45 томов «Полного собрания законов Российской империи» (в нём был собраны законы с 1649 по 1825 годы), а также в 1833 году - «Свода законов Российской империи» (вступил в силу в 1835 году)- действующее законодательство, систематизированное по отраслям права: уголовное, гражданское, торговое и др. Данный «Свод» был признан единственным основанием при решении административных и судебных дел. Значение данной работы огромно. Было не только систематизировано законодательство, но и облегчен процесс ведения юридической практики, контроль за ней. Кроме того, законодательство стало доступно для изучения, что формировало правовую культуру общества. Сам Сперанский М.М.был награждён императором Андреевской звездой и получил графский титул.

Причинно-следственные связи этих процессов очевидны: они явились проявлением консервативной модернизации империи, которая оказалась нежизненной. Вместо порядка, который Николай I стремился навести по военному образцу, в стране царили бесправие и произвол, в армии – муштра и телесные наказания; в непомерно раздутом чиновничьем аппарате - казнокрадство и взяточничество. Следствиями всего этого явились развал армии и позорное поражение в Крымской войне, а также рост общественно-политического движения в ответ на жестокое преследование инакомыслия.

Время правления Николая I историки называют апогеем самодержавия (А.Е. Пресняков). Русская историография в целом определяла николаевское правление как консервативно-охранительное, при этом отмечая все-таки стремление царя к определенной реформаторской деятельности. Причины же провала всех преобразований Николая виделись в опоре на бюрократию (А.А. Кизиветтер, А.А. Корнилов, С.Ф. Платонов).
Советские историки однозначно трактовали николаевский режим как время самой свирепой и темной реакции, а царя – как тупого гонителя всякого прогресса. При этом за рамками исследования оставался анализ реальных возможностей правительства Николая I.

В целом, эпоха Николая I была крайне противоречивой. Безусловно, нужно отметить, что шаг вперёд был сделан и в законодательной сфере, и в экономике, и получило дальнейшее развитие решение крестьянского вопроса. Но в то же время это было время жесткого преследования борцов за свободу, да и вообще любого вольномыслия, период ужесточения режима. Нерешённость многих вопросов привела к тому, что Россия оказалась позорно отставшей в военном отношении от стран Европы. Крымская война - тому доказательство. Всё это станет причиной реформирования страны, которое проведёт сын Николая I - Александр II.

Годы правления:1825-1855

Из биографии

  • Николай I был сыном Павла I, не готовил себя к правлению. Получил домашнее образование, хотя и не был старательным учеником. Признавал только технические дисциплины, военное дело, а гуманитарные предметы — игнорировал.
  • Пришёл к власти в период восстания декабристов 14 декабря 1825 года, именно с его подавления началось его правление.
  • С детства воспитывался в аскетическом духе. Став императором, отличался большим трудолюбием, собранностью, дисциплинированностью. Не случайно его готовили к военной службе, черты армейского офицера всегда были присущи его характеру.
  • С детства проявлялись такие черты, как надменность, самонадеянность, стремление к самовластию.
  • Николай I любил Россию, стремился усилить её экономическую мощь, международный авторитет. Правда, методы он выбрал жёсткие, старясь усилить авторитарную власть императора.

Исторический портрет Николая I

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Проведение курса на укрепление самодержавия и централизацию управления. С 1826 года создание 6 отделений Собственной Его Императорского Величия Канцелярии и усиление её влияния в государстве.1834-утверждение официальной идеологии, предложенной министром просвещения Уваровым, составляющие части которой: самодержавие, православие и народность.

Значительно возросли расходы на содержание бюрократического аппарата.

Совершенствование законодательства России. Комиссией во главе со М.М. Сперанским была проведена кодификация законов, составлен кодекс всех действующих до 1835 года законов.
Проведение мер по укреплению экономики страны и боеспособности армии. 30-е годы 19 века- начало промышленного переворота в России.При нём продолжали существовать военные поселения, что значительно сокращало военные расходы.

1839-1843- проведение финансовой реформы министром Канкриным. Стабилизация рубля.

Начало железнодорожного сообщения в России: в 1837 году открыта дорога Петербург-Царское Село, а в 1851-Петербург-Москва.

Проложено много шоссейных дорог. Проведён электрический телеграф.

Решение крестьянского вопроса 1837-1841-проведение реформы государственных крестьян (вводилось волостное и местное самоуправление,отменена барщина для госкрестьян, их повинности зависели от доходности земель, создавались школы, больницы).

1842-указ об обязанных крестьянах. По нему крестьяне получали землю не в собственность, а в пользование, несли повинности, размер которых определяло государство).

Проведение сословной политики Стремление избежать размывания дворянства как сословия. С этой целью в 1845 году издан Указ о новом порядке приобретения дворянства: потомственного – с 5 чина, а личного- с 9.Указ о майоритах, который запрещал дробить мелкое поместье и оставлял его за старшим сыном.
Борьба с инакомыслием и революционными выступлениями.. Жестокая расправа с декабристами.1826-издание «чугунного», то есть непробиваемого цензурного устава.

Создание в 1826 году 3 отделения канцелярии -политического сыска в главе с А.Бенкендорфом.

1831-1837- закрытие ряда прогрессивных журналов: «Европейца», «Московского телеграфа», «Телескопа».

1835-новый университетский устав, ограничивающий автономию университетов и вводивший контроль администрации за их деятельностью.

1848-создан секретный цензурный комитет во главе с Д.Батурлиным- вершина гонений на передовую печать и цензурный террор.

Дальнейшее развитие культуры и образования Было открыто около трёх тысяч начальных школ для обучения крестьянских детей.Учреждены Военная и Морская академия, открыто 11 кадетских корпусов.

Внешний облик Петербурга значительно изменился, благодаря строительству и возведению новых зданий и памятников: конной группе на Аничковом мосту, здания Сената, Синода, Дворянского собрания.

Период правления Николая 1 – это деятельность Н.Лобаческого, Н.Зимина, Н.Пирогова.

Создают свои творения композитор Н.Глинка, художник П.Федотов и многие другие яркие личности России.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Решение восточного вопроса Сначала велась удачная восточная политика.По итогам войны с Турцией-1826-1828 года по Туркманчайскому миру была присоединена Армения.

По Андрианопольскому миру(война с Турцией 1828-1829)Россия приобрела восточное побережье Чёрного моря

Однако в Крымской войне 1853-1856 годов Россия потерпела неудачу.

Несмотря на победу Нахимова в Синопском сражении в 1853 году, героическую оборону Севастополя в 1854-1855гг, Россия потеряла выход к Чёрному морю и право иметь крепости там.

Участие в Кавказской войне 1817-1864гг. В период правления Николая I продолжалась Кавказская война, происходит постепенное продвижение России на Кавказ. Однако полностью Кавказ будет присоединён к России при Александре II.
Участие в подавлении революционных выступлений в Европе. 1830-1831-подавление революционных выступлений в Польше1848- войска России участвовали в подавлении национально-освободительного движения в Венгрии.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Царствование Николая I- период расцвета абсолютной монархии в её бюрократической форме. Значительно усилился контроль со стороны государственной бюрократической системы за всеми сферами общественной жизни.
  • Были сделаны попытки решения крестьянского вопроса. Однако на отмену крепостного права император не пошёл, не имея поддержки со стороны дворянства. Немного улучшилось положение государственных крестьян, помещичьи же продолжали жить в тяжёлых условиях, потеряв даже право учиться в гимназиях и университетах.
  • Продолжалась продворянская политика. Николай I стремился сохранить привилегированное положение дворян, не допустить размывания сословия. Он усложнил получение дворянства представителями других сословий.
  • Николай I вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия, выступлениям против строя. Жестоко расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов.
  • При Николае I продолжается дальнейшее развитие экономики, стабилизуется финансовая система, открываются новые предприятия, начинает действовать железнодорожное сообщение. Период Николая I- это начало промышленного переворота в России.
  • Внешняя политика была направлена на подавление революционных волнений в Европе, за что Россию прозвали « жандармом Европы».
  • Восточная политика была нестабильной по результатам: от присоединения ряда территорий до потери выхода к Чёрному морю в результате Крымской войны, что значительно понизило статус страны в мире.
  • Время Николая I называют Николаевской эпохой. Эпоха имеет неоднозначные оценки. С одной стороны, это время реакции, не случайно императора в народе называли « Николай Палкин». А с другой — все действия Николая I направлены были на укрепление России. Он глубоко любил страну. Возможно, просто избрал не те методы, которые помогли бы решить многие проблемы общества. Его преемник – Александр II — во многом опередит отца, решится на глобальные реформы, на которые так и не рискнул пойти Николай I.

Хронологию внешней и внутренней деятельности Николая I, о развитии культуры в период его правления можно прочитать на сайте poznaemvmeste. ru в разделах » Даты» и « Культура». В статье о культуре представлены фото архитектурных зданий, построенных в данный период, и иллюстрации картин художников, творивших в эпоху Николая I.

Данный материал можно использовать, готовясь


Период 1825-1855 относится к времени правления императора Николая I. Данный отрезок отечественной истории характеризуется борьбой с революционными настроениями после восстания декабристов, проведением крестьянской, финансовой реформ и кодификацией российского законодательства. Во внешней политике выделяют такие направления, как подавление революционных движений в Европе, расширение территорий на Кавказе и решение Восточного вопроса.

Вступление Николая на престол связано с таким событием, как восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Его причинами стало недовольство участников восстания крепостным правом, отсутствием свободы слова, печати и политических прав. Восстание было подавлено, и большую роль в этом сыграл Николай I.

Он пытался мирным путём ликвидировать это выступление и отправил к восставшим генерала Милорадовича, который был убит декабристом. В итоге, Николай отдал приказ войскам расстрелять восставших из пушек, после чего восстание было подавлено. Следствием этого события стало усиление государственного контроля во всех сферах общества и создание III отделения канцелярии, деятельность которой была направлена на то, чтобы восстаний, подобных декабристскому, больше не было.

Немаловажным событием стала кодификация российского законодательства в 1830-е годы и создание Свода действующих законов Российской империи в 15 томах. Причинами этого послужило то, что последний принятый сборник законов, Соборное уложение, уже устарел, а после реформ Петра I и дворцовых переворотов появилось много новых указов и законов, которые было необходимо унифицировать. Большую роль в этом сыграл М.М. Сперанский. Именно он руководил всей работой, раздавал рекомендации подчиненным, разрешал затруднения и докладывал царю о достижениях.

Следствием стало то, что теперь российское законодательство стало систематичным и простым для понимания всех граждан.

Важным событием внешней политики стала Крымская война (1853-1856), основной этап которой приходится на данный период. Её причиной стало обострение Восточного вопроса и недовольство европейских стран тем, что Россия поддерживает национально-освободительное движение балканских народов. Первый этап войны был удачным для России (Синопский бой), но после присоединения к Турции европейских стран Россия терпит поражение. Выдающуюся роль в этой войне сыграл адмирал Нахимов, который участвовал в нескольких крупных боях. Так, именно он командовал флотом в Синопском сражении, составил тактику боя и уничтожил 9 вражеских кораблей при минимальных потерях русских солдат. Также Нахимов руководил обороной Севастополя, предлагал гениальные идеи, чтобы отрезать вражеским кораблям путь к городу. Война стала неудачной для России, которая вынуждена была затопить черноморский флот в бухте Севастополя, чтобы вражеские корабли не вошли в бухту.

В этот период проводилось много реформ во внутренней политике: финансовая реформа Канкрина, реформа в государственной деревне Киселёва, инвентарная реформа. Также была утверждена "теория официальной народности" Уварова. Во внешней политике Россия участвовала в подавлении революционных движений в странах Европы: в Польше в 1830-1831 и в Венгрии в 1849 гг. Также в этот период Россия провела две успешные войны, которые позволили присоединить новые территории и укрепить влияние на Кавказе и черноморском побережье русско-иранская (1826-1828) и русско-турецкая война (1828-1829 гг.).

Также именно при Николае начинается промышленный переворот в России, строятся железные дороги, открываются новые предприятия.

Данный период нельзя оценивать однозначно. Были как положительные события (кодификация законодательства, успешные войны с Турцией и Ираном, финансовая и инвентарная реформа, попытка решить крестьянский вопрос реформой Киселёва), так и отрицательные (восстание декабристов, неудачная Крымская война). Так или иначе, данный период повлиял на дальнейшую историю России, в большей степени на проведение Великих реформ Александра II.Так, неудачи в Крымской войне показали осталось армии и флота и необходимость военной реформы, которая будет проведена в 1861-1874гг. А попытка решить крестьянский вопрос реформой Киселёва стала некоторым толчком для крестьянской реформы 1861 года, вследствие которой крестьяне получат личную свободу. Свод законов Российской империи, созданный в этот период, будет действовать вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Поражение в Крымской войне лишит Россию права иметь флот и крепости на Чёрном море, что продлится до 1871 года, до Лондонской конференции, когда будут пересмотрены условия Парижского мира и Россия восстановит статус великой державы. Данный отрезок истории являлся важной вехой в истории страны и определил многие дальнейшие тенденции.

На занятии по теме «Николай I. Внутренняя политика в 1825-1855 гг.» перечисляются факторы, оказавшие влияние на формирование личности Николая I. Определяется главная цель его политики - не допустить восстания в России. Вольнодумство в России полностью под запретом, Николай I мечтает ликвидировать крепостное право, послабляет его, но отменить не решается. Раскрываются причины этой нерешительности императора. Рассматривается проводимая Николаем I финансовая реформа. Экономическому подъему способствует строительство железных и шоссейных дорог. Подчеркивается противоречивость развития культуры и образования в стране.

Предварительные замечания

Надо сказать, что в исторической науке на протяжении очень многих лет сохраняется крайне негативный образ самого Николая I (рис. 2) и его тридцатилетнего правления, которое, с легкой руки академика А.Е. Преснякова, назвали «апогеем самодержавия».

Конечно, Николай I не был врожденным реакционером и, будучи умным человеком, прекрасно понимал необходимость изменений в экономическом и политическом строе страны. Но, будучи до мозга костей военным человеком, он пытался решить все проблемы за счет милитаризации государственного строя, жесткой политической централизации и регламентации всех сторон общественной жизни страны. Не случайно почти все его министры и губернаторы имели генеральские и адмиральские звания - А.Х. Бенкендорф (рис. 1), А.Н. Чернышев, П.Д. Киселев, И.И. Дибич, П.И. Паскевич, И.В. Васильчиков, А.С. Шишков, Н.А. Протасов и многие другие. Кроме того, среди многочисленной когорты николаевских сановников особое место занимали прибалтийские немцы А.Х. Бенкендорф, В.Ф. Адлерберг, К.В. Нессельроде, Л.В. Дубельт, П.А. Клейнмихель, Е.Ф. Канкрин и другие, которые, по словам самого Николая I, в отличие от русских дворян служили не государству, а государю.

Рис. 1. Бенкендорф ()

По мнению ряда историков (А. Корнилов), во внутренней политике Николай I руководствовался двумя основополагающими карамзинскими идеями, изложенными им в записке «О древней и новой России»: а) самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования государства; б) главной заботой монарха является беззаветное служение интересам государства и общества.

Отличительной особенностью николаевского правления стал колоссальный рост бюрократического аппарата в центре и на местах. Так, по данным ряда историков (П. Зайончковский, Л. Шепелев), только за первую половину XIX в. численность чиновников всех уровней выросла более чем в шесть раз. Однако нельзя столь негативно оценивать сей факт, как это делалось в советской историографии, ибо на то были свои веские причины. В частности, по мнению академика С. Платонова, после восстания декабристов Николай I полностью утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия император видел теперь только в чиновничьей бюрократии, поэтому он стремился опереться как раз на ту часть дворянства, для которой единственным источником дохода являлась государственная служба. Неслучайно, что именно при Николае I начинает формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией (рис. 3).

Рис. 2. Николай I ()

Параллельно с укреплением государственного и полицейского аппаратов власти, Николай I стал постепенно сосредотачивать в своих руках решение практически всех мало-мальски важных вопросов. Довольно часто при решении того или иного важного вопроса учреждались многочисленные Секретные Комитеты и Комиссии, которые подчинялись непосредственно императору и постоянно подменяли собой многие министерства и ведомства, в том числе Государственный Совет и Сенат. Именно эти органы власти, в состав которых входили очень немногие высшие сановники империи - А. Голицын, М. Сперанский, П. Киселев, А. Чернышев, И. Васильчиков, М. Корф и другие - были наделены огромными, в том числе законодательными, полномочиями и осуществляли оперативное руководство страной.

Рис. 3. Чиновники «николаевской России» )

Но наиболее ярко режим личной власти воплотился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которая возниклае щё во времена Павла I в 1797 г. Затем при Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. В те годы должность начальника канцелярии занимал граф А. Аракчеев, и она (канцелярия) уже тогда имела немалые властные полномочия. Практически сразу после вступления на престол, в январе 1826 г. , Николай I существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи. В рамках Императорской Канцелярии в первой половине 1826 г. было создано три специальных отделения:

I Отделение, которое возглавил статс-секретарь императора А.С. Танеев, ведало подбором и расстановкой кадров в центральные органы исполнительной власти, контролировало деятельность всех министерств, а так же занималось чинопроизводством, подготовкой всех императорских Манифестов и Указов, и контролем за их исполнением.

II Отделение, руководителем которого стал другой статс-секретарь императора, М.А. Балугьянский, целиком сосредоточилось на кодификации обветшавшей законодательной системы и создании нового Свода законов Российской империи.

III Отделение, которое возглавили личный друг императора, генерал А. Бенкендорф, а после его смерти - генерал А.Ф. Орлов, полностью сосредоточилось на политическом сыске внутри страны и за рубежом. Первоначально основу этого Отделения составила Особая канцелярия Министерства внутренних дел, а затем, в 1827 г., был создан Корпус жандармов во главе с генералом Л.В. Дубельтом, который составил вооруженную и оперативную опору III Отделения.

Констатируя тот факт, что Николай I стремился сохранить и упрочить самодержавно-крепостнический строй через усиление бюрократического и полицейского аппаратов власти, мы должны признать, что в ряде случаев он пытался решить острейшие внутриполитические проблемы страны через механизм реформ. Именно такой взглядна внутреннюю политику Николая I был характерен для всех крупных дореволюционных историков, в частности В. Ключевского, А. Кизиветтера и С. Платонова. В советской исторической науке, начиная с работы А. Преснякова «Апогей самодержавия» (1927), особый акцент стал делаться на реакционности николаевского режима. Вместе с тем, ряд современных историков (Н. Троицкий) справедливо говорит о том, что по своему смыслу и происхождению реформы Николая I существенно отличались от предыдущих и предстоящих реформ. Если Александр I лавировал между новым и старым, а Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое, чтобы успешнее противостоять новому.

Рис. 4. Первая в России железная дорога ()

Реформы Николая I

а) Секретный Комитет В.П. Кочубея и его проекты реформ (1826-1832)

6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 - март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

Первым был проект сословной реформы, в соответствии с которым предполагалось отменить петровский «Табель о рангах», дававший право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги лет. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только по праву рождения, или по «высочайшему пожалованию».

Вместе с тем, чтобы как-то поощрить государственных чиновников и нарождающийся класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия - «чиновных» и «именитых» граждан, которые, как и дворяне, освобождались бы от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный - высшим органом государственной юстиции.

Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830-1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826-1832)

31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.

Летом 1826 г. М. Сперанский направил императору четыре служебных записки со своими предложениями по составления нового Свода Законов. По этому плану кодификация должна была пройти в три этапа: 1. Вначале предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты, начиная с «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. 2. На втором этапе планировалось издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке. 3. На третьем этапе предусматривалось составление и издание нового систематизированного по правовым отраслям Свода Законов.

На первом этапе кодификационной реформы(1828-1830) была опубликована почти 31 тысяча законодательных актов изданных в 1649-1825 гг., которые вошли в 45-томное первое «Полное Собрание законов Российской империи». Одновременно с этим были изданы 6 томов второго «Полного Собрания законов Российской империи», куда вошли законодательные акты, изданные при Николае I.

На втором этапе кодификационной реформы(1830-1832) был подготовлен и издан 15-томный «Свод законов Российской империи», который представлял собой систематизированный (по отраслям права) свод действующего законодательства из 40 тысяч статей. В 1-3 томах были изложены основные законы, определяющие пределы компетенции и порядок делопроизводства всех правительственных учреждений и губернских канцелярий. В 4-8 томах содержались законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9 томе были опубликованы все законы о сословиях, в 10 томе - гражданские и межевые законы. В 11-14 томах содержались полицейские (административные) законы, и в 15 томе было опубликовано уголовное законодательство.

19 января 1833 г. «Свод законов Российской империи» был официально одобрен на заседании Государственного Совета и вступил в законную силу.

в) Сословная реформа Николая I (1832-1845)

После завершения работы над кодификацией законов Николай I вернулся к сословным проектам Секретного Комитета графа В. Кочубея. Первоначально, в 1832 г., был издан императорский Указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие «почетных граждан» двух степеней - «потомственных почетных граждан», куда зачислялись потомки личных дворян и гильдейское купечество, и «личных почетных граждан» для чиновников IV-X классов и выпускников высших учебных заведений.

Затем, в 1845 г., был издан ещё один Указ, напрямую связанный с проектом сословной реформы Секретного Комитета. Николай I так и не решился отменить петровский «Табель о рангах», но, в соответствии с его Указом, были существенно повышены чины, которые требовались для получения дворянства по выслуге лет. Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам с V (статский советник), а не с VIII (коллежский асессор) класса, а военным, соответственно, с VI (полковник), а не с XIV(прапорщик) класса. Личное дворянство и для гражданских и для военных чинов устанавливалось с IX (титулярный советник, капитан), а не с XIV класса, как ранее.

г) Крестьянский вопрос и реформа П.Д. Киселева (1837-1841)

Во второй четверти XIX в. крестьянский вопрос по-прежнему оставался головной болью царского правительства. Признавая, что крепостное право является пороховым погребом всего государства, Николай I считал, что его отмена может привести к еще более опасным общественным катаклизмам, чем те, которые потрясали Россию во времена его царствования. Поэтому в крестьянском вопросе николаевская администрация ограничивалась лишь паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса в 1828-1849 гг. было создано девять Секретных Комитетов, в недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами. Например, в соответствии с этими Указами помещикам запрещалось отдавать своих крестьян на заводы (1827 г.), ссылать их в Сибирь (1828 г.), переводить крепостных крестьян в категорию дворовых и расплачиваться ими за долги (1833 г.), продавать крестьян в розницу (1841 г.) и т. д. Однако реальное значение этих Указов и конкретные результаты их применения оказались ничтожны: помещики просто-напросто игнорировали эти законодательные акты, многие из которых носили рекомендательный характер.

Единственной попыткой серьезного решения крестьянского вопроса стала реформа государственной деревни, проведенная генералом П.Д. Киселевым в 1837-1841 гг.

Для подготовки проекта реформы государственной деревни в апреле 1836 г. в недрах Собственной Е.И. В. Канцелярии было создано специальное V Отделение, которое возглавил генерал-адъютант П. Киселев. Согласуясь с личными указаниями Николая I и собственным видением данного вопроса, он посчитал, что для исцеления недугов казенной деревни достаточно создать хорошую администрацию, которая могла бы аккуратно и рачительно управлять ею. Именно поэтому на первом этапе реформы, в 1837 г., казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Министерству государственных имуществ, первым руководителем которого стал сам генерал П. Киселев, пробывший на этом посту до 1856 г.

Затем, в 1838-1839 гг. , для управления государственной деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. И только после этого, в 1840-1841 гг. , реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов управления: волостные и сельские сходы, правления и расправы.

После завершения этой реформы правительство в очередной раз занялось проблемой владельческих (помещичьих) крестьян, и вскоре на свет появился Указ «Об обязанных крестьянах» (апрель 1842 г.), разработанныйтакжепо инициативе П. Киселева.

Суть этого Указа состояла в следующем: каждый помещик по личному усмотрению мог даровать вольную своим крепостным крестьянам, но без права продажи им в собственность их же наделов земли. Вся земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали только право пользования этой землей на условиях аренды. За обладание своими же наделами земли они обязаны были, как и раньше, нести барщину и оброк. Однако по соглашению, который крестьянин заключал с помещиком, последний не имел права: а) увеличивать размер барщины и оброка и б) отбирать или сокращать оговоренный по взаимному соглашению земельный надел.

По мнению ряда историков (Н. Троицкий, В. Федоров),Указ «Об обязанных крестьянах» был шагом назад по сравнению с Указом «О вольных хлебопашцах», поскольку тот законодательный акт разрывал феодальные отношения между помещиками и крепостными крестьянами, а новый закон сохранял их.

д) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843)

Активная внешняя политика и постоянный рост государственных расходов на содержание государственного аппарата и армии стали причиной острейшего финансового кризиса в стране: расходная часть государственного бюджета почти в полтора раза превышала его доходную часть. Результатом такой политики стала постоянная девальвация ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю, и к концу 1830-х гг. его реальная стоимость составляла всего 25% от стоимости серебряного рубля.

Рис. 5. Кредитный билет после реформы Канкрина ()

С тем чтобы предотвратить финансовый крах государства, по предложению многолетнего министра финансов Егора Францевича Канкрина, было решено провести денежную реформу. На первом этапе реформы, в 1839 г. , были введены государственные кредитные билеты (рис. 5), которые были приравнены к серебряному рублю и могли свободно обмениваться на него. Затем, после накопления необходимых запасов благородных металлов, был проведен второй этап реформы. С июня 1843 г. началсяобмен всех находящихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета один кредитный рубль за три с половиной ассигнационных рублей. Таким образом, денежная реформа Е. Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны, но полностью преодолеть финансовый кризис не удалось, поскольку правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.

Список литературы

  1. Выскочков В.Л. Император Николай I: человек и государь. - СПб, 2001.
  2. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. - М., 1958.
  3. Зайончковский П.К. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.
  4. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. - М., 1981.
  5. Корнилов А.А. Курс истории России в XIX веке. - М., 1993.
  6. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. - М., 1990.
  7. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.
  8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
  9. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. - М., 1999.
  10. Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. - СПб., 2007.
  1. Omop.su ().
  2. Rusizn.ru ().
  3. EncVclopaedia-russia.ru ().
  4. Bibliotekar.ru ().
  5. Hrono.ru ().

1825 – 1855 гг. – это период правления Николая I. Его восшествие на престол связано с роковым днем истории нашего Отечества который – днем восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Закончилось его правление в конце Крымской войны, в предпоследний год его жизни. Николай I на протяжении всего периода своего правления стремился предотвратить и намёка на восстание. Поэтому он был суров даже к самым малым проявлениям возмущения или недовольства людей действиями Правительства. Император запрещал распространять какие-либо новые идеи, контролировал общественную мысль. Назову наиболее важные действия императора в данном направлении.

В 1826 году было создано третье отделение канцелярии. В распоряжении которого был корпус жандармов, созданный для охраны государственной безопасности, борьбы с тайными обществами, наведения порядка в армии и внутри государства. Деятельность этого органа создавала в стране атмосферу недоверия и наушничества. Выявленные "заговорщики, мятежники, другие преступники" представлялись императору в неверном свете, их деяния преувеличивались, за что виновные получали очень тяжелые наказания. Таким образом, создание третьего отделения способствовало упрочению власти императора и неимоверного контроля государства над всеми сферами жизни общества.

Центральной фигурой в работе этого органа был граф А.Х. Бенкендорф. В течение 20 лет он охранял общественный порядок. Население было недовольно действиями этого человека. В глаза начальнику никто не мог сказать, но в своем кругу его обвиняли почти во всех смертных грехах. Итогом формирования этого органа стало обеспечение государственной безопасности. За время правления Николая I произошёл только один существенный заговор, да и тот был быстро раскрыт властями. Инициатором заговора был кружок М.Б. Петрашевского, члены которой хотели свергнуть монархию. Император хорошо относился к А.Х. Бенкендорфу, назначая на важные государственные должности и повышая звания. Так, в 1826 году А.Х. Бенкендорф стал сенатором, в 1828 году генералом, в 1831 году членом Государственного совета, а в 1832 году графом.

Другим значительным событием, произошедшим по инициативе императора стала кодификация законодательства. С самого начала правления Николай I высказал желание регулировать жизнь в стране с помощью закона. В его правления были отпечатаны и разосланы во все уголки страны важные законодательные акты - «Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов Российской империи». Итогом данного события стало упорядочение законов, которые издавались со времен Соборного уложения 1649 г. Это создало стабилизацию и увековечивание самодержавной структуры власти и крепостнических общественных отношений. Личностью, связанной с этим событием является М.М. Сперанский. Это был огромный труд, за который Сперанский был удостоен звания кавалера ордена Андрея Первозванного. Его роль велика в этом событии, безусловно. Он систематизировал массу указов, распоряжений, чтобы суды могли руководствоваться ясным и современным сводом законов.

Рассмотрим причинно – следственные связи данных событий периода правления Николая I. Оба события – и создание III отделения, и кодификация законов – были продиктованы общими причинами: заинтересованностью императора в порядке, создании четких и ясных систематизированных законов. Результатом этих событий было сохранение самодержавной монархии, упрочение власти императора и четкая кодификация законов, поднятие авторитета России в целом.

В годы правления Николая I произошло еще много событий. Это и финансовая реформа Канкрина, и реформа Киселёва в государственной деревне, позволившая накопить опыт решения крестьянского вопроса, использованный в период подготовки крестьянской реформы 1861 года. Консерватизм императора не позволил это сделать в период своего правления. Россия воевала в этот период с Ираном с 1826 по 1828 годы и по Туркманчайскому договору добилась права иметь военный флот в Каспийском море. Продолжалась и Кавказская война. В 1828 – 1829 годах проходила русско – турецкая война, которая по Адрианопольскому договору открыла черноморские проливы для русских судов. В 1853 году началась Крымская война с Турцией, обнажившая слабые стороны России.

Образ Николая I в историографии противоречив. В.О. Ключевский видел в правлении Николая I стремление поддерживать существующий порядок с помощью чиновников, не вводя особых изменений. Он считал, что император подавлял самостоятельность общества. Ключевский характеризовал действия императора как консервативные и бюрократические. Другие историки считают, что воцарение Николая I внесло явное оживление в жизнь страны. Государь стремился упорядочить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления, восстановить законность и порядок, провести реформы.

Эпоха Николая I в целом стала периодом централизации власти; проведенные реформы принесли определенную пользу стране, но не изменили её социально – экономический и политический строй, который всё больше переставал соответствовать требованиям времени.

Учитель истории МКОУ "Мюрегинская СОШ" Абидова П.Г.

Загрузка...