domvpavlino.ru

Феи это добрые волшебные создания. Картинки и фото фей. Существуют ли феи? Как выглядят настоящие феи Изменение значения образа

Фиалки – очень нежные цветы, красота которых ценится во всем мире. Одна из наиболее популярных разновидностей – это фиалка Фея. Ее описание, советы по выращиванию представлены в данной статье.

Данное растение относится к травянистым раннецветущим многолетникам. Его цветение начинается в апреле и длится до конца мая, плодоносит фиалка в июне. Произрастает она на территории Европы, Северной Африки, Средней Азии, Кавказа и Крыма, а также на Балканском полуострове. Наиболее комфортно чувствует себя в широколиственных лесах и на горных склонах.

Выведенный селекционерами в 2012 году цветок сразу получил популярность. Фиалка Фея обладает высотой 15 см, ее корневище очень толстое и крепкое. Стволы тонкие и длинные, величина их диаметра составляет около 2 мм. Листики округлые, по краям их форма характеризуется как городчато-пильчатая. Цветки одиночные. Темно-сиреневые лепестки расположены следующим образом: боковые направлены вниз, а нижний по размерам чуть шире остальных.

Достаточно прихотливой является фиалка Фея. Посадка и уход за этим растением требуют много сил. Для того, чтобы цветок чувствовал себя комфортно и радовал глаз на протяжении долгого времени, нужно правильно подобрать грунт. Лучше всего подойдет кислая почва, поэтому в субстрат следует добавить такое вещество, как торф. Если земля будет глинистой и тяжелой, растение может погибнуть.

Основные требования к почве – ее легкость и воздушность. Кроме того, она должна быть влагопроницаемой. Чтобы корень был насыщен кислородом, нужно добавить в грунт перлит или вермикулит. При этом важно не переборщить с добавками: они не должны составлять более 50% от всей массы почвы.

Идеальная формула грунта для фиалки выглядит следующим образом: три части листовой земли, две – дерна, по одной части хвойной и торфяной почвы. Как только эти ингредиенты будут смешаны, следует добавить указанные выше вещества.

Необходимо также позаботиться о том, чтобы цветок рос в подходящем горшке, диаметр которого должен быть в 3 раза меньше розетки. Лучше всего, чтобы у него была подставка, которая сделает более устойчивой фиалку Фею. Цветок может получить травму, если в большой емкости будет легкая почва. Чтобы предотвратить появление желтизны на листьях и гниение корневой системы, нужно наполнить горшок хорошим грунтом.

Четверть пространства нужно заполнить дренажом. Следует отдать предпочтение емкости с отверстиями или проделать их самостоятельно. Это нужно для того, чтобы излишки влаги не задерживались в почве. Более того, через сильно пористый дренаж растение постоянно будет получать свежий воздух, что пойдет ему на пользу. Наиболее подходящим материалом для горшка служит пластик. От глиняных тар лучше отказаться, так как они удерживают воду, в результате чего может появиться плесень на цветке.

Фиалка Фея, описание которой было представлено выше, будет цвести долгое время, если правильно ухаживать за ней. Особенно важна процедура полива, ведь из-за недостатка или избытка влаги растение может погибнуть. Чтобы на лепестках не образовывались пятна, листья не желтели, а соцветия не засыхали, следует подобрать лучший способ полива. Всего их различают три:

  • В горшке. Этот вариант традиционен. Для его осуществления вам понадобится лейка или иное приспособление. При этом необходимо следить за тем, чтобы жидкость не попала в розетку, на листья или цветки, ведь из-за этого они могут завянуть.
  • В поддон горшка. В этом случае придется действовать аккуратно. В тот момент, когда растение получит достаточно влаги, то есть «напьется», остатки воды нужно убрать.
  • Еще один вариант – горшок опустить в емкость, заполненную жидкостью. Через некоторое время его вынимают.
  • Какой бы способ полива вы ни выбрали, следует использовать отстоянную воду комнатной температуры.

    Фиалка Фея – растение, которое любит свет. Поэтому некачественное освещение может стать губительным для него. В летнее время года цветок можно поместить на подоконниках, которые выходят на северную сторону. В этом случае он будет получать необходимое количество света, но при этом ему не страшны какие-либо повреждения. Зимой же лучше использовать люминесцентные лампы, которые дают мягкое, приближенное к естественному освещение. Особенно внимательно следует отнестись к этому вопросу в марте, ведь именно на весеннее время года приходится период активного роста цветка. Если начнутся какие-то проблемы с освещением, например, оно будет неравномерным, то листья растения станут хрупкими и ломкими.

    Температурный режим и влажность

    Данную разновидность фиалок нельзя назвать неприхотливой, ведь есть много нюансов, которые нужно учесть в уходе за ней. Одним из наиболее важных аспектов является температурный режим. Самое главное – правильно ухаживать за цветком в марте, так как в это время он начинает активно расти. Поэтому в это время температура должна составлять не менее +16 0 С.

    Опасны частые перепады температуры, ведь они могут оказать губительное воздействие на растение. В саду влажность может превышать 50%, а в помещении она не должна опускаться ниже 30%. Что делать, чтобы фиалка Фея чувствовала себя комфортно на протяжении всего года:

  • В той комнате, где находится цветок, следует поместить несколько емкостей, наполненных водой.
  • Поддон, на котором стоит горшок, должен быть наполнен керамзитом или обычным влажным песком.
  • Растение нужно регулярно опрыскивать, если температура в комнате превышает +24 0 С.
  • Очень часто цветоводы сталкиваются со следующей проблемой: листочки фиалки опускаются вниз. Это происходит из-за недостаточного увлажнения. Чтобы сохранить цветок, нужно поторопиться. Следует наполовину поместить горшок в тару с теплой жидкостью. Сверху растение покрывают полиэтиленом. Все это ставят в теплое место. Уже на следующие сутки можно заметить улучшение в состоянии цветка, и через некоторое время его возвращают к нормальным условиям.

    Болезни и вредители

    Фиалка Фея, выращивание которой представляет собой довольно трудоемкий процесс, подвержена нескольким заболеваниям.

    Кроме того, цветок могут атаковать вредители. От каких недугов растение страдает чаще всего?

    В заключение можно сказать, что сорт фиалки Фея получил популярность не просто так. Нежные, пышные, роскошные цветы ценятся многими садоводами. Однако за внешней красотой стоит большой труд по уходу за растением.

    Селекционные фиалки Татьяны Дадоян: «Фея», «Маркиза» и другие сорта

    Невозможно представить без фиалки ни одну коллекцию настоящего цветовода. В современной индустрии флористики, фиалок существует неисчислимое множество, количество их сортов постоянно растет благодаря неустанной работе селекционеров.

    Сегодня речь пойдет о самых великолепных работах коллекционера и любителя фиалок Татьяне Львовне Дадоян.

    Вы увидите, как они выглядят на фото, узнаете их отличительные черты и особенности, а также какие сорта самые лучшие и популярные.

    О селекционере

    Татьяна Львовна Дадоян? это российский селекционер . Сама Татьяна терпеть не может, когда к ней применяют слово?селекционер. Деятельность этой женщины долгое время оставалась засекреченной.

    Она занималась выведением новых сортов фиалок исключительно для себя, это занятие для нее было хобби. В люди Дадоян выпустила свои растения в 2012 году, когда услышала, что все варианты сочетаний в селекции узамбарских фиалок уже перебраны и новых открытий быть не может.

    Самые популярные сорта

    Дадоян занималась фиалками около 5 лет и за это время насчитывается не более 20 сортов ее селекции. Наиболее часто на слуху сорта :

    Описание лучших видов и фото

    Чаще всего среди цветоводов всплывают названия трех фиалок селекции Татьяны. Какие же они, эти великолепные цветы?

    «Фея Дадоян»

    Растение селекции 2010 года. Внешний вид :

  • цветки? большие, махровые, белого цвета с розовым отсветом в центре, у них шикарная розовая волнистая окантовкой, которая выделяется фуксиевыми точками;
  • цветоносы растения плотные, крепкие;
  • листья прямые, правильной формы, стеганные, волнистые по краю, темно-зеленого цвета, глянцевые;
  • стебель короткий, выходит из прикорневой листовой розетки;
  • каждый цветок имеет свою цветоножку;
  • цветоножки слегка опушенные.

  • Растение селекции 2011 года. Внешний вид :

  • цветки большие, махровые, ярко-розового цвета с малиновой окантовкой и с тонким белым краем и волной по краю;
  • листья темные, глянцевые с легкой опушкой;
  • форма листьев правильная, ложковидная, края листа гладкие;
  • цветоножки-стебельки выходят из прикорневой розетки;
  • розетка ровная и компактная;
  • цветоножки опушеннные.
  • Маркиза требовательна к освещению, не терпит агрессии солнца, но и не любит постоянной тени, в пасмурные дни требуется дополнительное досвечивание фотолампой, а в сильную жару необходимо притенение растения.
  • Молодые саженцы быстро и активно наращивают листву.
  • Сорт быстро развивается и рано зацветает.
  • Отличительные особенности цветов

    Ее цветы обладают рядом отличительных особенностей :

  • все цветки у всех сортов в виде махровых помпонов;
  • листья всех сортов узамбарских фиалок выходят из одной точки, все они собраны в прикорневую розетку;
  • практически у всех сортов форма листьев правильная, ложковидная, края листа гладкие (реже зубчатые или волнистые);
  • листья ланцетные, глянцевые с легкой опушенностью;
  • фиалки Дадоян любят много света;
  • цветение у фиалок обильное и продолжительное, основная масса сортов отличается медленным раскрытием бутонов;
  • цветут фиалки букетом, каждый цветок имеет свою отдельную миниатюрную опушенную цветоножку.
  • Рассмотренные виды и сорта фиалок этого селекционера? это истинные произведения флористического искусства. Махровые фиалки Т. Дадоян принесут в любой дом яркие краски и разбавят своей красотой ваши серые будни.

    Фиалки селекционеров стран СНГ – “М-3”

    Узамбарская фиалка.

    Семейство Gesneriaceae - Геснериевые.

    Род Saintpaulia hybrida - Сенполия гибридная.

    African violet saintpaulia hybrid.

    Фиалка описание и фото Мария (Т. Дадоян)

    Фиалки селекционеров стран СНГ – “М-3” .

    Мария (Т. Дадоян ).

    Густомахровые цветы, в роспуске долго находятся в виде “кочанчиков”. Лепестки белые с легкой розовинкой , по краю малиновая с напылением кайма и зеленая густая рюша. Кучерявый, закрепленный спорт от сорта Фея (Т. Дадоян ).

    Лист средне-зеленый, волнистый. Стандарт. У розетки волнистый, кучерявый лист и ее крутит. На стеллаже розетка поднимает листья вверх , на подоконнике опускает за горшок , надо индивидуально подбирать освещение. Розетка рыхлая с длинными черешками .

    Крупные сильно махровые цветы с малиновым напылением и зеленой рюшей. Цветы крупные, объёмные. Зеленая рюша получается во 2-3 цветении . Содержание в теплых или прохладных условиях дает огромную разницу в яркости окраса . Размер цветов до 6 см.

    Растет не быстро, не из скороспелых. Растение любит свет. До цветения желательно доводить несколько растений , т.к. спорты бывают довольно часто. Правда, все варианты цветения красивы.

    Цветение обильное, цветы долго не увядают. Цветоносы довольно легко держат свои крупные набитые кочаны. Сорт не прихотлив, быстро растет, дает много деток.

    Очень спортивный сорт, очень редко получаются растения по сорту. На одном растении и даже на одном цветоносе цветы могут существенно отличаются друг от друга. Даже из пасынка Феи вырастает спорт, а из листа Марии вырастает два разных по окраске растения, но, ни одно не похожее на Марию.

    Сорт Фея при размножении даёт много кудрявых спортов (из практики приблизительно 50х50). Часто такие спорты записываются как Мария. От Феи, дающей спорты, расплодилось много “псевдо Марий”, незаконно названных Марией. Получается, что все красивые спорты от Феи стараются называть сортом Мария.

    Мария это та же Фея, но с цветами кочанчиками (розочками) и волнистым листом. У Марии кочанчик-цветок с малиновой каймой напылением и зеленой рюшкой. У сорта Мария основной тон цветка должен быть светлым. От материнского сорта Фея кроме как листами, практически ничем не отличается. Есть такие спорты, которые легко переходят в первичный сорт и обратно. Или в сорт, или в спорт.

    Мария (Марья) - имя происходит от древнееврейского имени Мариам (Марьям). Православная традиция переводит имя Мария как “госпожа”. Согласно традиционным христианским представлениям, Марией звали мать Иисуса Христа.

    Знаете ли Вы, что…?

    Мутационная изменчивость фиалок непредсказуема и передается по наследству, то есть имеет необратимые последствия в виде спортов. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной, носит индивидуальный (затрагивает отдельные организмы) и неопределенный (непредсказуемый) характер. У фиалок чаще всего “спортирует” окраска цветков и листьев, реже встречаются изменения формы органов растения. Любители фиалок знакомы с ней по возникновению спортов. Спорт - это спонтанно возникшее устойчивое генетическое отклонение. Это случайные, скачкообразные изменения внешнего вида растений, которые, возникнув один раз, передаются потомству. А это означает, что спорт уже никогда не сможет стать обратно сортом - ни по прошествии времени, ни при попытке размножения такого растения каким угодно способом. Причиной этого являются изменения в наследственной информации, закодированной в ДНК растения.

    Прежде чем купить нижеперечисленные фиалки, внимательно ознакомьтесь на форумах с их поведением на подоконнике. Многие из них – очень красивые цветы. Однако, это могут быть крупные розетки с крупными и хрупкими листьями, с поднимающимися листьями вверх или обнимающие горшок, образуют много пасынков мешающих формированию аккуратной розетки, тянет стволик вверх и растет в елочку, искривляя ствол, редкое цветение с большими перерывами, цветы-опадашки или держатся мало и быстро вянут, очень длинные и лежачие цветоносы, быстро выгорает окрас цветка, не любят яркого освещения на подоконнике, боятся малейшего подсыхания или переувлажнения, большой процент ухода в спорт или затемнение цветка.

    - Магия (Макуни ); - Макстрем (Макуни ); - Маргоша (Федорченко ); - Масленица (Дадоян ); - Матильда (Вольская ); - Машенька (Пугачёва ); - Мечта (Колесов ); - Мирштанти Гульбе (Бутене ); - Морской Бриз (Иванова ); - Морской Миф (Архипов ); - Мюллер (Макуни );

    Фиалка, описание и фото Фея (Т. Дадоян)

    Фиалки селекционеров стран СНГ – “Ф” .

    Фея (Т. Дадоян ).

    Крупные, махровые, белые цветы с розовым отсветом в центре и шикарной зубчатой розовой с фуксиевыми точками каймой. От него зарегистрирован спорт Мария (Т. Дадоян ).

    Плотная, аккуратная розетка, листья крупные. Стандарт.

    Цветы огромные, объемные, густомахровые, нежно-розового цвета с гофрированной малиновой каймой, края которой украшает тонкая гофрированная бронзовая кайма. Розовый цвет со временем проступает. Зелёная кайма по мере роста цветка исчезает .

    Цветоносов очень много, много бутонов, но на одном цветоносе по одному-два бутона . Крепкие цветоносы.

    Отклонение от сорта - это волнистые по краям или полностью кудрявые листья. У сорта лист стёганый и слегка по краю волнистый. Очень неустойчивый сорт, очень много даёт спортов. Сорт конечно красивый, но из 9 деток только одна с прямыми листьями, то есть остальные 8 это спорт.

    Если листья очень волнистые, то получится спорт с цветками-качанчиками . В более прохладных условиях цветы были бы махровее и кайма четче. Зацветает через год от посадки черенка. Фиалка любит свет .

    Фея - в кельтском и германском фольклоре - мифологическое существо, как правило, миниатюрные женщины, обладающее необъяснимыми, сверхъестественными способностями, ведущее скрытый образ жизни и при этом имеющее свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека - под видом добрых намерений, нередко причиняя вред.

    По листу можно заранее предсказать некоторые особенности растения. Например, растения с длинными черешками обычно формируют широкую розетку . Если при этом еще и листовая пластина крупная - ждите рыхлую лопушистую розетку . Круглые листочки с крепкими черешками обычно формируют компактные некрупные розетки . Волнистые кружевные листья в этом случае образуют красивые ажурные розетки вроде комка пены. С ними не бывает проблем поднятия листьев, этого просто не видно.

    И еще наблюдение: розетки с кружевными листьями не зацветают, пока не наберут достаточно большую листовую массу , а при цветении цветы располагаются шапочкой поверх листьев, зрительно от нее не отрываясь. Из листьев со сравнительно короткими черешками легче сформировать симметричную розетку уже в молодом возрасте.

    Подойдут ли они для Вашего подоконника и условий, которые Вы можете им создать? На цветы Вы будете смотреть несколько месяцев, а розетка все время перед глазами. Красивых цветов много, красивых и аккуратных розеток значительно меньше, смотрите в первую очередь на розетку! Поищите и можете найти десяток фиалок с такой же расцветкой цветов, если Вас не интересуют малейшие детали, как коллекционера.

    - Фаэтон (Архипов ); - Филька (Скорнякова ); - Фиона (Пугачёва ); - Фисташковое Пралине (Фиалковод ); - Фуэте (Пуминова );

    Описание сортовых фиалок с названиями и фото

    Настоящие фиалки, иначе называемые Виолами, растут преимущественно в Северном полушарии. Их часто можно встретить в горах и районах с умеренным климатом, наибольшая концентрация фиалок в Северной Америке, Андах и Японии. У виол одиночные асимметричные цветы с пятью простыми лепестками, нижний из которых имеет шпорец.

    Говоря про фиалки, многие цветоводы-любители имеют в виду узамбарскаую фиалку, Сенполию. Этот цветок относится к совершенно другому виду и похож на виолы только формой листьев и немного цветами.

    Узамбарская фиалка имеет южное происхождение: горные районы Восточной Африки. Ниже представлены основные виды и тех, и других фиалок, а также популярные сорта и известные отечественные селекционеры.

    Основные виды цветов с названиями и описанием

    Настоящие фиалки, виолы, - садовые травянистые растения , в природном виде широко распространённые в Европе, Средней полосе России, Западной и Восточной Сибири. Рогатая фиалка наиболее активно используется в селекции. Также для получения гибридов используются трёхцветная, алтайская и жёлтая.

    Узамбарские

    Фиалки комнатные или узамбарские, сенполии, родом из горный районов Восточной Африки (Танзания и Кения).

    Форма листовых пластин сенполий бывает:


    • круглая;
    • яйцевидная;
    • продолговатая;
    • плоская или вогнутая ложкообразная;
    • со слегка волнистыми или гофрированными краями;
    • с сердцевидным или плоским основанием;
    • с острым или округлым кончиком.
    • По строению цветов классификация намного обширнее и включает в себя:

    • Колокольчиковые. Трубчатые цветки в форме граммофона.
    • Звездообразные. Пять одинаковых лепестков с заострёнными кончиками, равномерно распределены.
    • Осообразные. Два верхних лепестка намного меньше по размеру остальных.
    • Классические. Цветы немахровые асимметричной формы, лепестки однотонные.
    • Пальчиковые. Светлое овальное и круглое пятно по центру лепестка.
    • Каёмчатые. Контрастная кайма проявляется в прохладном помещении.
    • Фантазийные. На основном тоне лепестков присутствуют разнообразные вкрапления другого цвета.
    • Обратное фэнтези. Белые штрихи, пятна и другой рисунок на цветном фоне.
    • Химера. От центра цветка к краям идут лучики различных цветов. По центру лепестка проходит контрастная полоса.
    • Давайте рисовать!


    • Добрая фея Фиалка и ее помощник Каляка-Маляка научат рисовать всех-всех-всех, главное - желание! Присоединяйтесь!

      Познавательная программа для дошкольников. Несложные упражнения развивают навыки рисования и готовят малыша к письму. Все, кто любит рисовать, могут научиться этому в увлекательной игре, которую затевают добрая фея и ее помощник. Как нарисовать домик, чтобы он не упал? Сколько цветов у радуги? Как нарисовать солнечный свет и летящую бабочку? Все это и многое другое можно узнать в программе «Давайте рисовать!».

      Ведут программу добрая фея Фиалка и ее строгий помощник Каляка-Маляка. И конечно вместе с телезрителями будут рисовать маленькие участники программы, которые очень хотят учиться у доброй феи и совсем не боятся ворчливого и немножечко (совсем капельку) вредного Каляку-Маляку. Фиалка не только научит рисовать малышей, она еще и оживит их рисунки! А рисунки телезрителей Каляка-Маляка поместит на ветви волшебного дерева, чтобы было видно всем, кто смотрит передачу.

      Все упражнения, используемые в программе, а также советы феи Фиалки и ее помощника по содержанию рабочего места настоящего художника тщательно подобраны детским психологом.

      Сорт вишни Фея — низкорослое деревце, всего 2-3 метра , крона шаровидная, средней густоты, ветви приподняты.

      Цветы белые, крупные. Цветение обильное. Плодоножка короткая, средней толщины, отрыв имеет полусухой.

      Плодоношение ежегодное, стабильное . Молодое растение приносит первые плоды на третий или четвертый год жизни. Листья эллиптической формы, густо-зеленые, средней величины.

      Если вы ищете вишню, способную приносить регулярные и обильные урожаи, обратите внимание на сорта , и .

      Плоды

      Плоды округло-овальные светло-розовые или светло-красные, средней величины, около 3,5 гр., мякоть желто-розовая, очень вкусная, сочная, сладкая с кислинкой. Созревает вишня сорта Фея в конце июня.

      Если учесть во внимание отзывы опытных садоводов, то вишня Фея достаточно хорошо переносит низкие температуры, уход за ней совсем не сложен, его описание вы сможете прочесть ниже.

      Хорошую зимостойкость также демонстрируют , и .

      Фото








      История селекции сорта

      Этот замечательный сорт был получен при скрещивании вишни сортов Коралл и Премьера.

      Посадка и уход

      При посадке вишни необходимо помнить, что сырых мест и кислых почв она не любит.

      Если участок переувлажнен, нужно использовать дренаж , а кислая почва должна пройти известкование.

      Для посадки используется схема — 1,5-2 метра между растениями и 3-4 метра между рядами.

      Для каждого саженца копается ямка 80 см на 80 см.

      Грунт обогащают перегнившим навозом, вносят лопату древесной золы , хорошо перемешивают.

      Объем его в посадочной яме возрастает.

      Делаем углубление для саженца, втыкаем в него палку-опору для подвязки, но не слишком близко к растению, она не должна мешать саженцу активно расти.

      При посадке корневая шейка саженца должна находиться над поверхностью почвы сантиметров на 6-8. Оседая, грунт заглубит корни и корневая шейка окажется на нужной глубине.

      Край посадочной ямы нужно оформить бортиком из почвы, чтобы вода при поливе не растекалась. На полив саженца потребуется около двух ведер воды.

      Обрезка.

      В первый год после посадки молодое растение значительно прирастает, и на второй год после посадки нуждается в формирующей обрезке.

      Обрезка с целью формирования красивой кроны проводится до начала плодоношения, со времени начала плодоношения формирующая обрезка заменяется санитарной.

      Уход.

      Вишня по природе своей растение сильное и неприхотливое , но вниманием ее обделять не стоит, очень скоро ваши посадки могут превратиться в заросли — какой уж тут урожай.

      Прикорневая поросль должна удаляться постоянно и своевременно , но в случае необходимости сильное растение из числа поросли может быть сформировано и использовано в качестве замещающего, если вишня корнесобственная.

      Сбор урожая и защита от птиц.

      Сбор урожая — дело важное и ответственное, а главное, долгожданное и приятное.

      Деревце сорта Фея низкорослое , это значительно облегчает работу. Нужно учитывать, что ягода имеет нежную кожицу и полусухой отрыв, что обращения требует деликатного.

      В сборе урожая к вам всегда рады присоединиться добровольные помощники — птицы.

      Они достаточно умны, чтобы отличить вас от пугала, всякие блестяшки и гремучки вызывают недолгий интерес, действенна только сетка.

      При правильной установке она поможет спасти урожай.

      Замечательный вкус , хорошая переносимость низких температур, высокая устойчивость к грибковым заболеваниям позволили сорту вишни Фея получить среди садоводов большое количество почитателей.

      Великолепным вкусом могут также похвастать следующие сорта

      Мифологические существа Феи прекрасно знакомы в современном мире. Сегодня под термином «феи» подразумеваются некие крошечные люди или существа, зачастую которые имеют крылья и умеют летать. Существуют поверья как в домашних фей, которые обитают в доме, могут помогать людям, так и в лесных фей, которые живут в кронах деревьев и высокой траве. Самыми известными феями являются: Мелюзина — дух воды, рек, источников (изображалась, как полуженщина-полузмея или полуженщина-полурыба) и Фея Моргана — фея-волшебница, целительница, известный персонаж английских легенд V-VI вв. Самыми знаменитыми современными выдуманными феями являются: Зубная фея, Дюймовочка и фея Динь-Динь из Питера Пэна.

      Изначально феи являлись неотъемлемой частью языческих верований у кельтов и германских народов . В мифологии этих народов феи представлялись крошечными людьми, которых очень сложно заметить из-за их небольших размеров. К тому же, феи удачно прячутся от людей, и увидеть их можно разве только случайно. Стоит отметить, что сравнить фей с верованиями других народов, в том числе и мифологией славян, достаточно непросто, так как кельты и германцы подвергли древнее, единое для всех, поверье в помогающих и оберегающих духов серьёзным изменениям. Пожалуй, больше нигде нет аналогичных представлений о крошечных существах, размером с небольшое насекомое, которые при этом практически полностью похожи на людей. Схожие верования существовали разве только в Англии, где маленьких людей называли эльфами.

      Поверья в фей стали очень популярными в Европе, а затем и по всему миру, в эпоху расцвета романтизма (XVIII-XIX вв.). Это время, когда различные деятели искусств (художники, скульпторы, писатели) активно обращались к фольклору разных стран, открыло для мира одно из самых красивых поверий. Особенно популярными тогда стали именно миниатюрные девушки-феи, которые буквально стали символами любви, озорства, а также безобидности данной когорты духов.

      Несмотря на уникальность этого поверья, что, собственно, и послужило в дальнейшем пробуждению интереса к красивым легендам про фей, сам образ фей и английских эльфов является видоизменённым представлением, которое зародилось ещё во времена индоевропейцев или праиндоевропейцев. Относится данное поверье к обычным обережным духам, духам предков, призрачным духам или существам, которые живут практически везде и всюду, помогают людям и различным территориям (духи места). Это можно понять даже проанализировав сам термин «Фея». По данным учёных-этимологов, «фея» происходит от французского слова «feerie, fee», которое, в свою очередь, происходит от латинского «fata», что в переводе значит — дух-хранитель . Таким образом, крошечное существо фея — это позднейшая переработка древнего поверья в духов-хранителей, которые обитают всюду — в лесах, полях, реках, домах людей, различных постройках людей. Примерно такое же развитие фольклорной традиции поверьев в обережных духов можно наблюдать и в истории нашей страны, где изначальные обережные духи, известные как « », с ходом времени, изменением мировоззрения людей, смешения с другими верованиями и религиозными течениями, стали разделяться на домовых и банников, дворовых и полевых духов, русалок, а также духов-хранителей, которых в наше время чаще называют ангелами-хранителями.

      Германские и скандинавские феи, славянские берегини, английские эльфы, древнеримские маны и пенаты, древнегреческие даймоны (духи, которые в ходе эволюции термина превратились в демонов, то есть из духов-хранителей в злобных духов), древнегреческие нимфы, дриады и сирены, персидские мифологические девы — пери, духи ками из и многие-многие другие являются поверьем в одних и тех же духов — духов, которые помогают людям, оберегают людей от опасности (берегини, духи предков, духи жилища) или занимаются важными делами в своей области (духи природы).

      Реальные феи видео

      «AllShoes» — интернет-магазин модной обуви. Только здесь кеды Vans в большом ассортименте. Выбор на любой вкус и по самым приемлемым расценкам.

      Феи. Полная энциклопедия!

      Сообщение Верлиока

      Фея - В мифологии западноевропейск их народов сверхъестественн ые существа в обличие прекрасных молодых женщин или омерзительных старух (иногда - с крыльями). Наделены способностью творить чудеса и менять по желанию свой внешний вид. Бывают как добрыми, так и злыми. Их название связано с латинским словом fatum (судьба, жребий). Феи считаются самыми многочисленными, самыми красивыми примечательными из всех второстепенных сверхъестественн ых существ. Вера в них не ограничена какой-либо одной страной, или эпохой. Древние греки, эскимосы и краснокожие индейцы рассказывают истории о героях, завоевавших любовь этих созданий фантазии. В такой удаче таится, однако, опасность - когда прихоть феи удовлетворена, она с легкостью может своего любовника погубить.

      «Там прогуливались феи, воздушные и нежные, как сон. Их длинные волосы отливали золотом, алые уста улыбались; их легкие платья, сотканные из лепестков роз и лилий, были самых нежных оттенков. Легкие и воздушные, они носились, танцуя в воздухе, чуть шурша своими легкими крыльями, казавшимися серебряными в блеске майского дня… Не птичка, не мотылек, а веселая крошечная голубая девочка. У нее серебряные крылышки, за спиной и кудри, легкие, как пух. Я знаю ее - это фея голубого воздуха и весеннего неба, фея золотого солнца и майского праздника ». (Л. А. Чарская «Сказки голубой феи»)

      Феи очень любят танцевать и устраивать веселые балы. Для этого они специально выравнивают поляны в лесу, чтобы не было ни рытвин ни кочек, и эти поляны становятся их танцплощадками. Едят феи цветочную пыльцу и пьют утреннюю росу.
      Феи проводят все время, свободное от пляски и пения, в том, что сидят за пряжей или тканьем. Быстрота, тонкость и красота их работы вошли в пословицу. Их искусные руки, гласит предание, производят те плащи и ковры, одаренные всякими чудесными свойствами, те шапочки, колпачки-невидим ки и тонкие сорочки, защищающие тело лучше всякой кольчуги, которыми феи часто дарят своих любимцев. Поселяне в Норвегии рассказывают, что «как идешь поутру мимо холмов, так очень часто слышишь, как феи там прядут: колесо так и поскрипывает - видно, что не застаивается, и работа идет не по-нашему».
      Все феи и эльфы, без исключения, одарены способностью мгновенно являться, мгновенно исчезать и становиться невидимыми либо принимать на себя наружный вид разного рода животных или неодушевленных предметов. Первые два свойства - мгновенное появление и исчезновение - заключаются в их волшебной одежде.

      Феи, по поверьям кельтских и романских народов - фантастические существа женского пола, волшебницы. Феи, в европейской мифологии - женщины, обладающие волшебными знаниями и могуществом. Феи, обычно, добрые волшебницы, но есть и "темные" феи. Существует множество легенд, сказок и великих произведений искусства, в которых феи творят добрые дела, становятся покровительницам и принцев и принцесс, а иногда и сами выступают в роли жен королей или героев.
      Согласно валлийских легенд феи существовали в облике обычных людей, временами прекрасных, но иногда и ужасных. По своему желанию, творя волшебство, они могли принять вид благородного животного, цветка, света или могли стать невидимыми для людей.
      Собственно, происхождение слова фея остается неизвестным, но в мифологиях европейских стран оно весьма схоже. Слову фея в Испании и Италии соответствуют "fada" и "fata". Очевидно, они являются производными от латинского слова "fatum", то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Во Франции слово "fee" происходит от старофранцузског
      о "feer", которое видимо появилось на основе латинского "fatare", означавшее "очаровывать, околдовывать". Это слово говорит о способности фей изменять обычный мир людей. От этого же слова происходит английское слово "faerie" - "волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир фей. Слова "fairy" и "fay", означающие фея, эльф, являются другими производными слова "faerie".

      Фея (фр. fee, англ. fairy — также faery, faerie, fay, fae; «маленькие люди», «хорошие люди», «мирные люди», «прекрасные люди» и т. д.) — в кельтском и германском фольклоре — существо метафизической природы, обладающее необъяснимыми, сверхъестественн ыми способностями, ведущее скрытый (как коллективный, так и обособленный) образ жизни и при этом имеющее свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека — иногда с добрыми намерениями, нередко причиняя вред. Образ феи как изысканно-привле кательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейск ом фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; иногда дружелюбных и приносящих удачу, чаще — лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям — прежде всего, младенцев.

      Слово «фея», как и его английский аналог fairy, было заимствовано из старофранцузског о «faerie» (совр. — feerie, fee), охватывавшего всё, что так или иначе касалось места жительства и деятельности групп мифологических «маленьких людей» (faie; позже — fee). Источником французского термина считается латинское fata (дух-хранитель; отсюда же — итальянское fata, испанское hada). Fata, употребляющееся в женском роде в языках романской группы, оно первоначально являлось существительным среднего рода множественного числа («fates») и было производным от fatum («предсказанное» ; «пророческое»).

      Терминология, связанная с феями, претерпевала изменения и не отличалась последовательнос
      тью; так, в Англии первоначально преобладало представление об «эльфах», «феи» из французского фольклора пришли сюда позже. Кроме того, согласно «Оксфордскому словарю кельтской мифологии», «разговор о феях на английском языке крайне затруднён, потому что словом fairy здесь переводят десятки более специфических терминов, обозначающих всевозможных существ того же рода из ирландской, шотланской, галльской, валлийской, корнуоллской, манкской фольклорных традиций»

      Первые сообщения о феях появились в средневековой Европе, а наибольшее распространение получили в Ирландии, Корнуолле, Уэльсе и Шотландии. Первые письменные пересказы историй о феях в фольклоре были сделаны Гиральдом Камбренсом (Giraldus Cambrensis, 1146—1223). Однако такие записи — большая редкость: в основном легенды и истории передавались изустно. При этом исследователями отмечалось поразительное сходство между описания фей и их характеристиками в кельтской, английской, скондинавской и континентальной фольклорных традициях.
      С течением времени «документальные» свидетельства людей, якобы общавшихся с феями, перемешались с легендами и литературными образами, как средневековыми, так и сравнительно современными. Усложнял дело тот факт, что под видом «фей» в фольклор проникли персонажи древней мифологии и саг. Кроме того, такой авторитетный исследователь, как преп. Роберт Кирк, взявшийся за исследование фей в Аберфойле, Шотландия, оказался сам сторонником реальности их существования (более того, если верить легенде, кончил тем, что был унесён в их царство). Фольклористы собрали многочисленные данные об этом поверье, но их работы оставались широкой общественности практически неизвестными и всерьёз не воспринимались — до тех пор, пока Катарина М. Бриггc не собрала воедино все факты, касавшиеся этого явления, продемонстрирова в его распространеннос ть, а также ряд общих черт.

      Представление о фее как о человекоподобном крошечном существе, нередко с крылышками, возникло сравнительно недавно, во второй половине XIX века. Изначально фею описывали двояко — либо как высокую, светящуюся ангелоподобную сущность, либо как нечто маленькое и сморщенное, более всего подходящее под описание тролля. В шотландской сказке «Фея и котёл» сохранилось следующее описание: «…Эта фея была крошечная женщина с остреньким личиком, блестящими глазками и смуглой кожей орехового цвета. Жила она в зелёном, поросшем травой холмике, что возвышался неподалёку от дома пастуха».
      При этом феей назывались существа как женского, так и мужского рода, а размер не принимался как постоянная данность: более того, считалось, что эту свою характеристику феи обретают магическими средствами, произвольно меняя её в зависимости от того, какое хотят произвести впечатление. Утверждалось, что фея способна принимать вид животных (selkie,kelpie). Если верить сообщению Жюстина Го (Justinian Gaux), способность фей к перевоплощению поистине не имеет границ: автор XIV века утверждал, что на его глазах фея превратилась сразу в две враждующих армии, которые тут же вступили в кровопролитное сражение, оставив на поле брани 700 трупов — и это после того, как фея, за всё это ответственная, уже успела принять первоначальный вид и с места событий ретироваться.

      Преподобный Роберт Кирк, священник шотландского прихода Аберфойл в Стерлинге, о внешности фей писал в 1691 году («The Secret Commonwealth of Elves, Fauns and Fairies»): «Эти разумные подвижные духи обладают светящимися, видоизменяющимис я телами (родственные тем, что именуют „астральными“) и <консистенцией> густого облака; лучше всего видимы они в сумерки. Тела эти столь переменчивы благодаря утонченности духа, их населяющего, что могут по желанию последнего исчезать или появляться». Намек на «иллюзионистские » способности фей присутствует и в рассказах о снадобьях, которые те преподносят людям. Популярная героиня скандинавских сказаний — женщина, которую феи вызывают, чтобы принять роды (роженицей в таких случаях нередко оказывается женщина из числа смертных, феями похищенная). В награду повитухе дают целебную мазь, предназначенную, как правило, для глаз ребенка. Из любопытства (или по недоразумению) та решает испробовать на себе действие снадобья, после чего словно бы прозревает к реальности (одна такая акушерка рассказывала, что поняла: она приняла роды не у благородной дамы во дворце, а у нищенки в грязной пещере) и в собственный мир возвращается либо ослепшей, либо наделённой опасным свойством — видеть фей.

      В кельтском фольклоре фея — крошечное или низкорослое существо, нередко становящееся невидимым — надевая волшебную шапочку. Любимый цвет фей — зеленый; это касается не только одежды — были сообщения о феях с зелеными кожей и волосами. Впервые изображать фей с крылышками, словно бы заимствованными у насекомых, начали иллюстраторы и художники викторианской эпохи, когда фея в массовом сознании стала превращаться в добрую красавицу из детских сказок. В древних сказаниях ничего похожего не описывалось: феи, как утверждалось, летали, но обходились без крыльев, нередко используя в качестве «аппаратов» стебельки растений (ннапример, амброзии) или птиц.

      Принято считать, что феи подразделяются на два основных класса: «социальный» и «индивидуальный» , хотя первыми эту градацию провели сравнительно недавно — У. Б. Йейтс (1888) и Джеймс Макдугалл (1910). Феи первой группы (trooping fairies: сам же Йейтс и ввёл этот термин в обиход) живут сообществами и заняты коллективной деятельностью праздного толка: в основном, танцами, музицированием и участием в роскошных пиршествах. Смертные вполне способны подслушать звуки таких празднеств; достаточно лишь ступить на Курган фей; угадываются следы таких сборищ по кольцам на траве или на клумбах. В кельтских источниках утверждалось, что «музыка фей» имела «божественный характер»; более того, что «некоторые народные мелодии берут начало в музыке фей». «Общительные» феи предпочитают зелёный цвет и разнятся размером: самые крошечные из них могут быть размером с цветок, самые крупные способны вступать в интимную связь со смертными, о чем существовали и «документи рованн ые» свидетельства.

      Одинокие феи, напротив, избегают сборищ и презирают необузданное веселье фей «семейственных»: они либо присоединяются к человеку и становятся частью жилища (брауни, brownie, ирландский лепрекон), стараясь помогать хозяевам и приносить удачу, либо населяют открытые пространства (боуги: bogey, boggart) и тут представляют в той или иной степени опасность для случайных прохожих. Домашняя фея-одиночка предпочитает красный, коричневый или серый цвета нарядов. Она нередко общается со смертными в угрожающем тоне и легко раздражается, но при этом всегда привязана к человеку и, судя по всему, испытывает зависимость от общения со взрослыми и детьми. Феи-одиночки любят делать добро: могут отобрать еду или деньги, чтобы отдать бедным; приносят игрушки детям или снимают порчу, насланную ведьмами.

      Если «общительные» феи — своего рода «аристократы», при этом сравнительно добродушные, то их их «одинокие» сородичи — «рабочие»; последним народная молва приписывала особую раздражительност ь. «Домашние» сущности помогают хозяевам мыть посуду, разжигать огонь, но просят, чтобы к ним относились с почтением и вознаграждали чашечкой молока за их заботы. Во гневе они способны вызывать эффект напоминающий тот, что сопровождаетт полтергейст: швыряют камни, препятствуют созреванию пшеницы, задувают свечи, сбрасывают утварь с полок, напускают в дом дым

      Страна «социальных» фей насчитывает огромное количество обитателей; во всех сообщениях это — монархия, управляемая королевами; Короли фей встречаются реже, однако были упоминания и о правителях — супружеских парах. Как отмечает «Оксфордский словарь кельтской мифологии», во многих отношениях «царство фей напоминает человеческое представление о жизни на небесах. Здесь не существует времени, как не существует уродств, болезней, возраста и смерти. Смертные, попадающие в царство фей могут провести здесь до 900 лет, которые кажутся им лишь одной ночью». Обители фей-«аристократо в» всегда богато украшены золотом и серебром. Самые романтические и трогательные фольклорные истории так или иначе обыгрывают «временной» аспект: повествуют о смертном, влюбившемся в Королеву фей, которая переносит его в своё царство, осуществляет все желания, но затем — с силу нарушения некоего табу — позвращает обратно, где тот и узнает, что на земле прошли уже сотни лет.

      В шотландском фольклоре существовала градация морального толка: считалось, что представители Seelie Court (Seelie — «благословенный» , «священный»; аналог германского selig или староанглийского sælig) — это «добрые» феи. Несмотря на обидчивость и мстительность, они готовы оказать человеку помощь, обратиться к нему за помощью, а потом и щедро отблагодарить за неё. Их антиподы из Unseelie Court, напротив, готовы причинять вред, причём без всякого к тому повода. Они нападают ночью на путешественника, переносят его в иную местность по воздуху, избивают, заставляют стрелять в домашний скот (elf-shoot). Типичными представителями существ этого класса считаются bogle, boggar, Abbylubber.

      Черты характера
      Основной чертой фей считалась необычайная обидчивость; вместе с тем отмечалась и неизменная готовность феи отблагодарить человека за оказанную услугу. Правда, дары фей не заслуживали доверительного к себе отношения: так называемое «золото фей» таковым лишь выглядело в момент поднесения; очень скоро оно превращалось в листья, крошки имбирного пирога и т. п. В числе неприятных черт характера фей, которых следовало опасаться человеку, упоминалась склонность ко всевозможным проделкам. Феи могли спутать волосы спящему, похищать мелкие предметы, уводить путников с истинного пути. Приписывались им и более опасные черты поведения. Одной из причиной любой формы внезапной смерти считалось похищение феями; то, что выглядело трупом, считалось манекеном оставлявшимся феями вместо похищенного живого человека.

      Считалось, что мстительные феи могут вызвать болезни (в частности, чахотку), вызвать паралич домашнего скота. Страх перед феями и эльфами, приносящими болезни, сохранялся в Англии до времен Стюартов и Тюдоров. Сохранились записи, свидетельствующи е о деятельности сельских целителей, лечивших детей, в которых «вселялись феи» — основными средствами служили молитва или «волшебные снадобья». С другой стороны, люди, обладавшие необычными способностями, нередко утверждали, что получили их в дар от фей; в XVI—XVII веках нередки были случаи, когда целители использовали снадобья, как они утверждали, принесенные феями, и теми же силами способны были разоблачать ведьм. Каменные наконечники стрел эпохи неолита считались «оружием фей»: вода, в которую окунали эти камни, приносила, как считалось, избавление от болезней.

      Феи, известные как Peg Powler и Jenny Greenteeth, обитавшие в водах, могли утопить купавшегося; рекомендовалось избегать купания в местах, где они обитают. Феи, согласно кельтским поверьям, были способны вызвать «удар» (fairy stroke), который лишал жертву дара речи. Утверждалось, что оскорбленная фея страшна в своём гневе: она реагирует яростно и решительно, нередко поджигая дома и уничтожая урожай. При этом проделки фей часто оказывались не спровоцированным и: они исключительно шалости ради заставляли сворачиваться молоко, выдаивали коров в полях, выхватывали еду со стола, пачкали одежду, оставленную сушиться.

      Похищения
      В фольклоре, связанном с феями, значительное место занимают истории с похищениями. В народе считалось, что эта опасная для человека привычка имела отношение к «подчинённому» положению фей, которые вынуждены платить дань Дьяволу собственными детьми; чтобы спасти последних, они и крадут человеческих, оставляя взамен подкидышей. Последение, как считалось, имели внешнее сходство с похищенными детьми, но были бледнее, болезненнее и раздражённее. Иногда подкидыша удавалось обманом заставить признать своё происхождение, но существовал и более жестокий метод — пытка огнём, причём вера в её действенность сохранялась в некоторых сельских районах Великобритании вплоть до середины XIX века. «Нет сомнения в том, что некоторые дети получали смертельные ожоги, становясь жертвами исключительно собственного необычного темперамента», — отмечал Льюис Спенс.
      Опасности похищения подвергались и взрослые, особенно роженицы, у которых ещё не был священник. Согласно распространённом у убеждению, в плену о фей можно было оказаться и всего лишь отведав угощения феи. Относительно судьбы похищенных в сказаниях существуют разночтения: согласно одному представлению они в царстве фей живут счастливо, без болезней и страха смерти; согласно другому — чахнут от тоски по родным и близким.

      Народные средства защиты от фей
      Значительная часть западноевропейск ого фольклора, связанного с феями, касается средств защиты от их гнева: первостепенная роль отводится здесь холодному железу, которого феи боятся. Страх фей перед железом связывался впоследствии с теорией о «феях»-потомках покоренных народов (захватчики пользовались железными орудиями, коренные жители — каменными). Известны были также магические свойства рябины, защищавшей от агрессии фей. В фольклоре существуют подробные инструкции, касающиеся от защиты от похищения феями детей и взрослых людей. В числе чар, отпугивавших фей, упоминалось надевание одежды наизнанку. Считалось, что феи боятся проточной воды, звука церковных колоколов, клевера-четырёхл истника. В подобных предписаниях замечались противоречия: так, рябина некоторыми сообществами почиталась как средство отпугивания фей, но в других верованиях упоминалась как растение, для фей священное.

      В фольклоре Ньюфаундленда главным средством защиты от фей считался хлеб, как свежий, так и затхлый. Верование в особые магические свойства хлеба уходит корнями в глубокую древность. Хлеб, имеющий связь с домом и очагом, считается символом покорения природы и, следовательно, феям должен быть противен. Вместе с тем, именно свежеиспечённый хлеб (наряду с маслом и сливками) считался самой распространённой формой дара фее или домовому. Согласно К. М. Бриггс, «Первобытная пища и, следовательно символ жизни, — хлеб считался самым распространенным средством защиты от фей. Прежде чем направиться в место, населенное феями, считалось необходимым заручиться поддержкой силы хлеба, положив кусочек его себе в карман». В Ирландии (в частности, в графстве Вексфорд, согласно записям 1882 года), «если ребенка нужно было вынести из дому в тёмное время, ему в одежду или люльку вшивали кусочек хлеба в качестве защиты от злых сил». С другой стороны, категорически не рекомендовалось употреблять в пищу дары фей: считалось, что именно таким образом можно перенестись к ним в «царство» и остаться там навсегда.

      Неоднозначную роль играли и колокола с колокольчиками: при том, что звук их, как считалось, отпугивал представителей «малого мира», Королевы фей часто использовали колокольчики в сбруе своих коней. Утверждалось, что некоторые (добрые) феи используют колокольчики для защиты от других, злых фей.

      В качестве простейшего средства защиты от фей предлагалось избегать прохождения по местам их обитания. К. С. Льюис упоминал «нехороший дом», который вызывал ужас в округе, но не призраками, сравнительно миролюбивыми, а крайне злобными феями. Не рекомендовалось начинать раскопки на возвышенностях, предварительно не удостоверившись в том, что это — не «курган фей». Новые дома строились с притуплёнными углами: считалось, что острый угол может каким-то образом помешать фее на пути её следования. Коттеджи строились так, чтобы парадное и чёрный ход находились на одной линии. Предполагалось, что в случае экстренной необходимости владельцы смогут оставят обе двери на ночь распахнутыми, так, чтобы группа фей прошла через дом, не заблудившись. Крепости фей (fairy forts) рекомендовалось обходить стороной: даже срезать кусты вблизи их считалось крайне опасной оплошностью, которая может повлечь за собой смерть. Опасным считалось срезать и терновник: в Ирландии один такой куст на обочине в течение семидесяти лет оставался нетронутым, несмотря на то, что всё это время мешал расширению дороги.

      Человеку, заметившему фею, предлагалось не глядеть на неё слишком пристально — в противном случае это могло быть истолковано как вторжение в частную жизнь. Между тем, необходимость ублажения фей сама по себе была чревата осложнениями. Катарина М. Бриггс приводит в пример сообщение о том, как некий фермер заметил, что феи взялись за молотьбу с таким усердием, что продолжали делать это, когда его собственные запасы пшеницы кончились, явно пополняя его запасы — соседскими. Фермер оказался перед нелегким выбором: оказаться соучастником кражи или обидеть фей отказом от даров. Необходимостью задобрить фей объясняется и обилие эвфемизмов: «хорошие люди», «красивые люди», «мирные люди» (daoine sithe — в Шотландии и Ирландии).

      Теории происхождения
      Относительно происхождения фей в фольклоре разных народов имеются существенные разночтения; в разные времена и в разных местостях их считали душами мёртвых (в частности, некрещённых детей), демонами, ангелами, существами промежуточной ступени; существовало и представление о феях (эльфах, троллях и т. д.) как и о независимой «расе», не имеющей отношения ни к человеческой природе, ни к божественным формам жизни.

      Среди фольклористов распространена теория, согласно которой представление о феях могло возникнуть у завоевателей, потерявших из виду какую-то часть населения покорённого народа; постепенно внушавшим страх «невидимкам» (возможно, прятавшихся в пещерах и нападавших на пришельцев ночью) стали приписываться магические способности и фантастические характеристики. В кельтском фольклоре нередко упоминается некая «раса маленьких людей», которые, спасаясь от захватчиков, вынуждены были уйти под землю; здесь, согласно поверью, и прячутся они по сей день в основании особых возвышенностей, «курганов» — как правило, в местах древних погребений, и в основном вдоль британского западного побережья. Предпочтение зеленой одежде объяснялось при этом маскировочными мотивами, а использование магии рассматривалось как естественная компенсация неспособности противостоять хорошо вооружённым пришельцам.

      Понятие земной формы «иного мира», где, соседствуя с миром смертных, живут бессмертные существа, было широко распространено у кельтов; это касается сказаний как о «сидхе» (людях-феях), так и о некоторых других сферах «иного мира», существующего на земле, так или иначе связанных с традициями магии и колдовства (Tuatha de Danaan; «Долина удовольствий», «Крепость яблонь», «Земля молодости»). Как область «иного мира» рассматривается и «Остров яблонь», Авалон из мифологии Короля Артура. Серебряную ветвь, позволявшую смертным входить в Иной мир (или Страну богов) и покидать это место, преподносила Королева Фей (Fairy Queen). Считается, что существование в кельтских местностях доисторических сооружений, явно построенных людьми меньшего роста, чем те, кто пришел им на смену, может считаться косвенным подтверждением этой теории. Шотландский поэт, антрополог и фольклорист Эндрю Лэнг считал, что вера в фей — «сложное психологическое явление, в основе которой — неосознанная мечта о встрече с "коренными" жителями Земли; мечта, выжившая благодаря любви человека к собственным фантазиям и сновидениям».

      Феи — «потомки» древних божеств
      Согласно другой теории фольклористов, феи — трансформировавш иеся божественные сущности язычников Западной Европы, которые с приходом христианства полностью не исчезли, но прежнее могущество низвели до уровня магии. Действительно, как отмечал Йейтс, многие мистические сущности, в более древних сказаниях именовавшиеся богами, позднее снизили статус до «фей». Развитие эта теория получила в эпоху викторианства, когда популярной стала идея о том, что древние боги — это метафорические воплощения природных явлений. Согласно одному представлению образ феи интерпретировалс я как символ ночного звёздного неба, согласно другому — как персонификация либо того или иного аспекта природной стихии, либо (в соответствии с классической традицией) таких понятий, как «любовь» или «победа».
      Отмечалось, однако, что теория, согласно которой феи — «поверженные боги» древних религий, в отношении кельтских фей вызывает лишь дополнительные вопросы, поскольку об истинной природе кельтской религии известно мало. Принято считать, что персонажи древней кельтской литературы (Lug Lámfhada, Cúchulainn, Tuatha Dé Danann) перешли сюда из более ранних религиозных верований, но они определенно к миру фей отношения не имеют. Персонажи старых литературных источников, такие, как Medb и Midir, возникают в сказаниях о феях, но оказываются здесь трансформированн
      ыми.

      Согласно популярному квазирелигиозном у поверью, когда ангелы взбунтовались, Бог приказал запереть врата Рая; оставшиеся на небесах стали ангелами, поселившиеся в Аду — демонами; часть ангелов, оказавшихся посередине, сделалась феями. По другим источникам, (упоминавшимся, в частности, У. Б. Йейтсом), из Рая фей изгнали за недостаток добродетели, в Ад не пустили за то, что оказались не слишком порочны; представление о феях как об ангелах, за непослушание сброшенных на Землю и оставшихся жить на месте «падения», господствовало, в частности, в Корнуолле. «Считается, что те, кого именуют… феями занимают промежуточную ступень между человеком и Ангелом, подобно даймонам в прошлом», — писал преподобный Роберт Кирк в 1691 году. Прямое отношение к этой идее имеет и устойчивое представление о том, что феям приходится ежегодно платить дань (teind, tithe) Преисподней (считалось что дьявол уносит к себе десятую часть их населения). Таким образом, не будучи демонами, они, тем не менее, находятся всё же в её власти.

      Представление о том, что феи есть демоны, сформировалось в эпоху становления пуританства, но не получило широкого распростарнения. Тем не менее, именно в эти годы многие «феи» стали «злее»: так, хобгоблин, в недавнем прошлом — дружественный человеку домовой, — приобрёл крайне неприятные черты. В этот же исторический период времени общение с феями стало рассматриваться как форма колдовства и соответствующим образом караться. Духовенство, как католическое, так и протестантское, сходилось на том, что существа такого рода могут быть только демонами, многие отмечали их сходство с фавнами, сатирами, нимфами из классической мифологии, — которым также приписывались демонические свойства.

      Обратное представление — о том, что феи представляют собой ангельскую ветвь жизни, возникло и приобрело популярность в теософии. Теософия признает, наряду с devas, сущности меньшего масштаба: в их числе «духи природы», «элементали» и феи. Все они, как считают последователи теософии, могут наблюдаться людьми, обладающими даром «третьего глаза». В теософии считается, что все эти эволюционно недоразвитые существа никогда не были инкарнированы в человеческом сообществе, и считаются отдельной ветвью развития (deva evolution). Впрочем, и в некоторых христианских религиозных работах феи упоминались как сущности, не обладавшие собственными душами, но призванными сопровождать дух праведника к вратам Рая.

      Феи — духи природы
      Существовало и представление о феях как об элементарных «духах природы», самостоятельной ветви мыслящих существ. Как отмечается в «Оксфордском словаре кельтской мифологии», «…не исключено, что древние кельты (как и некоторые другие до-технологическ ие сообщества) наделяли каждый объект духовным смыслом, который антропоморфизиро вался с появлением христианства». В алхимии они (а также гномы и сильфы) рассматривались как элементали, духи стихий; в частности, упоминания об этом есть у Парацельса. В фольклоре также феи иногда именуются духами воздуха.
      Представление о феях-духах природы подтверждала Осборн Леонард: «Да, это духи природы, и они существуют. Узреть их способен лишь тот, кто обладает даром ясновидения. Они одухотворены, но иначе, чем мы. Духи природы рождены — кто от земли, кто от огня, кто от трения. Они не умирают, подобно нам, и жизнь их — само движение», — утверждала медиум-спиритуал
      ист, ссылаясь на «Феду», своего духа-посредника.

      Феи — духи умерших
      Представление о том, что феи являют собой некий подкласс духов умерших, получило широкое распространение во многих районах Шотландии и Ирландии. Ирландская банши или шотладская биншит (bean shith), — это и «женщина-фея», и призрак одновременно. Существо с Севера Англии, известное как Cauld Lad of Hylton, — дух убитого мальчика, но вместе с тем и разновидность эльфа. Согласно одному известному сказанию, человек, попавший в плен к феям, каждый раз когда пристально взглядывался в одно из существ, тут же узнавал своего умершего соседа. В Корнуолле к феям относились и как к духам умерших — прежде всего, некрещенных детей (Will-o"-the-Wis p).

      Сообщения о встречах людей с феями фиксировались неоднократно. Доктор Эванс-Ветц: в своей книге «Вера в фей у кельтских народов» (1912) привёл свидетельства 102 человек, которые утверждали, что им эти мифические существа являлись воочию. По свидетельству А. Бирса, англиканский священник сообщал о том, что видел трёх фей неподалек от Колчестера в 1855, когда проходил по парку после ужина с хозяином поместья. В 1807 году целое «войско» фей вошло в лес в Экс-ан-Провансе и унесло девочку, дочь крестьянина. В 1907 году леди Арчибальд Кемпбелл имела беседу со слепым ирландцем и его женой, которые утверждали, что поймали фею и держали её в плену две недели, после чего той удалось бежать. Знакомый этой же супружеской пары утверждал, будто бы ранним утром нередко видел фей на горе Хоут (Hill of Howth); это были «маленькие люди примерно метрового роста на осликах соответствующего размера».

      Считалось, что феи живут вне времени и потому бессмертны. Однако были люди, которые утверждали, что будто бы видели воочию церемонии похорон в мире фей. Согласно книге «Lives of Eminent British Painters» Аллана Каннингема, в их числе был поэт Уильям Блейк. В беседе со знакомой дамой он рассказал о том, как «у себя в саду вечером увидел процессию человекоподобных существо размером и цветом с зеленых и серых кузнечиков, которые несли тело, укрытое розовым лепестком. Они похоронили покойника с пением, после чего исчезли». В Англии считалось, что подобные видения предвещают скорую смерть.

      О многочисленных случаях встреч человека с феями рассказал доктор Кирк, который (как пишет Л. Спенс) «…взялся за исследование фей в Аберфойле, Шотландия, как визитёр-антропол ог принимается изучать жизнь коренного населения». В книге «Тайное содружество фавнов, эльфов и фей» («The Secret Commonwealth of Elves, Fauns, and Fairies», 1691), долгое время считавшейся основным трудом по этой теме, Кирк весьма уверенно описал жизнь, род занятий и деятельность обитателей подземного царства фей. Героиней одной из них этих историй стала «…повивальная бабка из Швеции, чей муж, священник по имени Петер Рам, 12 апреля 1671 года сделал официальное сообщение, рассказав о том, как к нему явился маленький смуглолицый человечек, одетый в серое, и попросил оказать помощь жене, у которой начались родовые схватки. Питер Рам опознал тролля и благословил супругу на доброе дело. "Мне показалось, что ее унес порыв ветра, — пишет он. — Выполнив свою работу, она точно таким же образом была доставлена обратно"». Любопытно, что, если верить легенде, в конечном итоге пришлось встретиться с феями и самому преподобному Роберту Кирку. Могила Кирка находится в Аберфойле, однако известно, что он лишился чувств, пересекая некий холм («курган фей») и скончался на месте, не приходя в свознание. После смерти и погребения Кирк явился во сне своему кузену: сообщил, что он в качестве пленника пребывает у фей и дал подробные инструкции о том, как добиться его возвращения. Брат утверждал, что был слишком напуган, чтобы им последовать: таким образом Кирк остался среди фей навеки.

      В Шотландии «пособниками» фей считали мельников: представителей профессии, которая управляет силами природы. Именно в Шотландии феи проявляли особую зловредность и издавна вызывали страх. Посторонние не могли и помыслить о том, чтобы после наступления темноты ступить на территорию мельницы, потому что точно знали: феи здесь уже начали заготовку пшеницы, которую будут молоть. По крайней мере мельники в местах, где такие верования господствовали, мог спать спокойно, точно зная, что не станет жертвой грабежа. Между тем, Джон Фрезер, мельник из Уайтхилла, утверждал, что однажды ночью спрятался и принялся наблюдать, как феи пытаются — причем безуспешно, — управиться с мельницей. Он вышел, чтобы помочь им, после чего одна из фей дала ему «гоупен» (gowpen, две пригоршни съестного) и приказала положить в склад, заявив, что после этого запасы его долгое время будут полны, вне зависимости от того, сколько он будет брать оттуда. Существовало и поверье, согласно которому, зная имя феи, можно вызвать её и даже заставить выполнить желание. С этим, однако, рекомендовалось проявлять осторожность: такого рода вызов мог фею оскорбить и спровоцировать на жестокую месть. С другой стороны, маги и колдуны утверждали, что посредством специальных ритуалов способны вызывать фей и с их помощью выведывать

      Феи в литературе
      В качестве персонажей феи стали появляться в средневековой романтической литературе, в основном, как существа, встречавшиеся странствующим рыцарям. Фея появилась перед сэром Лаунфалем и потребовала от него любви; подобно фольклорной «фее-невесте», она наложила на него обет, который он нарушил. Постепенно в средневековой литературе число персонажей-фей становилось все меньше; на их место пришли колдуньи и волшебницы. Тем не менее, феи не покинули поэзию и литературу окончательно («Sir Gawain and the Green Knight», «The Faerie Queene» Эдмунда Спенсера). Особую известность приобрела Фея Моргана, на чью связь с царством фей указывало само её имя (впрочем, в Le Morte d’Arthur она — женщина, которая обрела магические способности путём познания.

      Во многих художественных произведениях феи фигурировали бок о бок с нимфами и сатирами классической традиции, в других — постепенно подменяли мифологических существ из классики. Поэт-монах XV века Джон Лидгейт писал, что Король Артур был коронован в «стране фей», и что после смерти унесли его четыре феи-королевы, в Авалон, где он покоится под Курганом фей и будет оставаться до тех пор, пока вновь не восстанет.
      Персонажи-феи играют существенные роли в шекспировском «Сне в летнюю ночь»; действие здесь происходит одновременно в лесу и в стране фей; ссора фей создает хаос в природе и формирует «наркотически-зы бкую» основу сюжета. Феи действуют также в произведении современника Шекспира Майкла Дрейтона («Nimphidia»); сильфы — в «The Rape of the Lock» Александра Поупа. В XVII веке появился термин contes de fee («fairy tale»); так устная традиция передачи сказаний о феях была продолжена в сказках. Известно, что братья Гримм поначалу использовали фей в качестве персонажей, лишь в более поздних изданиях они заменили их на «волшебниц».

      Широкую популярность получили баллады о феях, в большинстве своём рассказывавшие о судьбах смертных, пленёнными царством фей. В песне XIX века «Lady Isabel and the Elf-Knight», рыцарь-эльф являет собою некое подобие Синей Бороды: Изабель вынуждена обмануть и убить его, чтобы спасти себе жизнь. В другой сказочной балладе «Tam Lin» герой, хоть и живет с феями и обладает их способностями, в действительности , — «земной рыцарь». Жизнь его вполне приятна, но он опасается, что феи отдадут его в Ад в качестве элемента подати («тейнда»). Баллада Sir Orfeo повествует о том, как жена Сэра Орфео была похищена Королем Фей, лишь обманом и искусством игры на арфе мужу удалось вернуть ее обратно. Sir Degare рассказывает о трудной судьбе женщины, отдавшейся своему любовнику из царства фей (в более поздних версиях оказывается, что он лишь таковым притворялся, на самом деле — был смертным). «Thomas the Rhymer» спасается из царства эльфов, но прежде вынужден провести там семь лет.

    Загрузка...