domvpavlino.ru

Флажный семафор (семафорная азбука). Семафорная азбука Морская азбука флажками для детей

Программа курса c емафорная азбука для летней практики в кадетской школе 1-4 класс.

Кол-во

часов

Введение: « Что такое семафорная азбука и где ее применяют»

Учащиеся познают основы семафорной азбуки, для чего и где она применяется. А так же изготовляют сами себе флажки.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение первой и второй группы букв»

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение третьей группы букв»

Учащиеся знакомятся с буквами, которые показывают двумя руками и одной рукой.А так же развивают память и внимательность.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Повторение и закрепление пройденного.

Учащиеся закрепляют приобретенные знания в парах.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение четвертой группы букв»

Учащиеся знакомятся с буквами, которые показывают двумя руками и одной рукой.А так же развивают память и внимательность.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Повторение и закрепление пройденного.

Учащиеся закрепляют приобретенные знания в парах.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Итоговое показательное выступление

Отчетное занятие по приобретенным навыкам семафорной азбуки.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Курс семафорная азбука для начальной школы

Тема занятия

Кол-во часов

Значение «Семафорная азбука»

Изучение первой и второй группы букв

Изучение третьей группы букв

Изучение третьей группы букв

Изучение четвертой группы букв

Показательное выступление

Итого

РУССКАЯ ФЛАЖНАЯ СЕМАФОРНАЯ АЗБУКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Научить детей приёмам передачи и приёма текстов посредством флажного семафора;

Закрепить знание алфавита и правильного произношения букв;

Повышение самооценки детей вследствие обладания новыми, необычными в повседневной жизни, знаниями.

Изучение проводится в три занятия, продолжительностью 30 – 40 мин.

На отработку материала каждого занятия должно ежедневно выделяться 2 занятия по ~ 30 мин в течение 2-3 дней.

1 ЗАНЯТИЕ.

ВВДЕНИЕ.

Флажный семафор – наиболее простое средство зрительной связи в светлое время суток на небольшое расстояние (невооруженным глазом - около 2-х км, с помощью оптических приборов - около 4-х км). Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. За передачу сведений семафорной азбукой на корабле отвечает сигнальщик; эта специальность на флоте была введена в 1869 году.

Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом и включает 29 буквенных знаков. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» - словом «запятая».

Каждой букве соответствует определенное положение рук с флажками. Условные знаки, установленные буквам алфавита, сведены в таблицу, получившую название семафорной азбуки.

Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков. Цвет ткани зависит от времени суток: в сумерках или на фоне тёмного неба используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток - с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков - семафорят бескозырками. Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.

Для удобства изучения семафорная азбука разделена на несколько групп.

Первая группа букв – показывается симметричным положением обеих рук, стоя лицом к детям. Дети повторяют одновременно с педагогом, повторяя звучания букв.

Изображение букв А Т У похоже на их написание в русском языке.

Для изображения Ь Ъ установлен один и тот же знак.

Вторая группа букв – показывается одной рукой сначала спиной к детям, потом – лицом.

Н В Е Э И Й - изображаются правой рукой,

причём парам букв Е – Э, И – Й установлен один и тот же семафорный знак.

О Г С - изображаются левой рукой.

Симметричные по изображению знаки В и Г, Н и О, стоят рядом в семафорной азбуке.

Показ повторяется несколько раз.

В конце занятия педагог предлагает чтение слов, состоящих из букв первой и второй групп. Показывает педагог.

НОГА

ВАТА

СЕТТИ

ВЕСНА

ВИЙ

ТЕНЬ

НЕГА

ГОТИС

СУЕТА

ВЕС

ЕСТЬ

НИВА

ВАЙГА

АГОНА

ГИГ

ГИГА

СНОС

НЕТТО

ВАНГА

ВЕС

НАСТ

ВАГА

ВЕСТИ

СОСУН

ВИВ

ГОУТ

ВИНТ

ГАВАНЬ

НАВЕСЬ

ОГОН

НИВА

ЕСТЬ

ОГОНЬ

НАГОН

ОВНА

СВАИ

НАСОС

НАСОС

ОГНИВО

НИТЬ

ОГНИ

АГЕНТ

ВАТАГА

ОСТОВ

СНОУ

СНАГ

СНАСТЬ

СОСНА

НАЙТОВ

ОСЕНЬ

СЕНО

ГОСТЬ

СЕЛЬ

ТАЙГА

Отработка приёмов передачи и приёма слов, состоящих из букв первой и второй групп, производится по парам. Сначала - повторение показа букв, затем – чтение слов. Педагогу следует запастись большим количеством карточек со словами (по 5 - 10 слов в карточке). Можно предложить игру на составление предложений из слов, состоящих из букв первой и второй групп. Например: «У нас осень», «У Насти гость», «В тайге весна» и пр.

2 ЗАНЯТИЕ.

Дети становятся в 2 – 3 шеренги в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог стоит так, чтобы его было видно всем (желательно на возвышении).

Третья группа букв – показываются двумя руками, сначала повернувшись спиной к детям, чтобы было понятнее, как показывается буква, затем – лицом, чтобы было понятно, как она выглядит. Положение рук проговаривается.

Этой группе свойственна попарная симметричность в изображении семафорных знаков.

Ж -З Л-М П-Р Ф-Ы

Ц - Ч Ш - Щ

К тому же почти все эти знаки стоят рядом в семафорной азбуке.

Показ повторяется несколько раз.

Для закрепления дети разбиваются на пары и поворачиваются лицом друг к другу. Педагог называет буквы, дети их показывают, глядя друг на друга. При этом происходит запоминание не только показа букв, но их восприятия. Педагог, при необходимости, подсказывает правильность изображения.

В конце занятия педагог предлагает чтение слов, состоящих из букв первой, второй и третьей групп. Показывает педагог.

ЛЕТО

ГОРА

ТЕАТР

ШТОПОР

РОГ

ЗИМА

ЗОНТ

ЗВЕРЬ

РЕМЕНЬ

НОС

ПЛОТ

СТОЛ

СТВОР

СРЕЗ

ГУЛ

МОРЕ

МАМА

ОТЕЦ

СПОНСОР

ШПОР

СЛИП

ПРОА

ТРАЛ

ВЕРФЬ

ГУАРИ

ЛАТ

ПИРС

ВОРСТ

ИОЛ

РЕЙ

ШТАГ

ПЛОТ

ТРАП

ТОП

МАРС

ГАЛС

НИРАЛ

ПОНТО

ЛАГ

ЛИНЬ

ПЕРТЫ

СТРОП

ФАЛ

ШПУНТ

РЕПРИЗ

РЕМУ

РЕЛЕ

РЕМЕНЬ

РЕЛИНШ

СТОПОР

ВЕРП

СПЛАВ

МОРОЗ

МОЛОТ

Отработка приёмов передачи и приёма слов, состоящих из букв первой, второй и третьей групп, производится по парам. Сначала - повторение показа букв, затем – чтение слов по карточкам.

Можно предложить игру на составление небольших текстов из 2-3 предложений на заданную или свободную тему, состоящих из букв первой, второй и третьей групп.

Можно увеличивать расстояние в паре до 10 метров. Состав пар менять до тех пор, пока не подберутся «идеальные» пары.

3 ЗАНЯТИЕ.

Дети становятся в 2 – 3 шеренги в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог стоит так, чтобы его было видно всем (желательно на возвышении).

Знаки четвёртой группы букв также являются попарно симметричными, показываются двумя руками, обе руки находятся с одной стороны корпуса, сначала повернувшись спиной к детям, чтобы было понятнее, как показывается буква, затем – лицом, чтобы было понятно, как она выглядит. Положение рук проговаривается.

Б - Д, Х - К, Ю – Я

Повторение показа.

Закрепление показа и запоминание изображения букв в парах.

Чтение слов.

БОЛЬ

ШЛЮП

ДРОБЬ

БУХТА

ДОМ

ХРЕН

КЛОТ

КАЮТА

СКАФО

ДАУ

ШКОТ

КРОТ

КРЮК

ЯКОРЬ

КОФ

РУКА

РУМБ

ДОБРО

БЛИНД

КУБ

БУЛЬБ

ШНЯК

ГУКЕР

ДИКАРЬ

ЮЛА

ЯХТА

КЛЮЗ

ЯГОДА

КРУЖКА

КЕЧ

ТРЮМ

ДРЕК

КОРМА

ЛЮБОВЬ

ЯМБ

ШТЫК

КАДЕТ

ЛЮГЕР

КУБРИК

ГИК

БРЮК

БОНЕТ

КАТЕР

РЯБИНА

ХЕК

ЧИКС

ХОЛОД

ДРАКА

ДЯГЕЛЬ

Отработка производится в парах на расстоянии до 50 метров.

Итогом обучения является проведение состязаний внутри отряда. Пары формируются по желанию. Участники, не подобравшие себе пары, могут показать свои достижения в паре с педагогом.

Цель обучения достигнута, если каждый ребёнок может, в разной степени мастерства, с разной скоростью, передать и принять простой текст.

Флажный семафор предназначен для связи в светлое время суток на небольшое расстояние, равное при при­еме невооруженным глазом и при хорошей видимости 1 — 1,5 мили, при приеме с помощью оптических приборов и при хорошей видимости — 2,5 мили. Скорость обмена флаж­ным семафором на предельных дальностях достигает 100—110 знаков в минуту. Связь флажным семафором осу­ществляется только словами, передаваемыми по буквам.

Каждая буква русского алфавита имеет присвоенный ей определенный условный знак, изображаемый определен­ным положением рук с флажками. Путем последователь­ного изображения знаков букв в порядке их очередности в слове они передаются на расстояние. Прием основан на правильном определении (чтении) слов и предложений. Передача и прием таким порядком слов и предложений составляют процесс связи флажным семафором. Условные знаки, установленные для букв алфавита, получили назва­ние семафорной азбуки.

Флажки, с помощью которых осуществляют связь семафором, изготовляют из древка длиной 45 см и диамет­ром 2,0—2,6 см, на одном конце древка крепят кусок ткани (штапель или флагдух) размером 30—35 см. Цвет ткани выбирают одинаковым для пары флажков. Для пе­редачи семафора цвет флажков выбирают в зависимости от фона, на котором осуществляют связь: на темном фоне применяют флажки светлой окраски (желтый, бе­лый), на светлом — темного цвета (черный, красный).

Русская семафорная азбука, составленная в соответ­ствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных зна­ков (передний форзац) и имеет особенности, знание кото­рых ускоряет и обеспечивает процесс освоения техники приема и передачи флажным семафором. К ним отно­сятся:

— схожесть изображения семафорных знаков А, Г, К, Т, У с принятым в русском алфавите изображением этих букв;

— установление одного и того же знака парам букв ЕиЭ, ИиЙ, ЬиЪ (поэтому в текстах семафоров бук­ва Э пишется так же, как Е, буква Й, как И, мягкий знак, как твердый знак);

— попарная симметричность в изображении семафор­ных знаков А и У, Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и З, К и X, Л и М, Н и О, П и Р, Ф и Ы, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я. К тому же симметричные по изображению знаки В и Г, Ж и З, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я стоят рядом в семафорной азбуке;

— семафорные знаки Е и С, Ви Г, Ни О, ИиЙ изображаются одной рукой. При этом знаки В, Е, И (Й) и Н изображаются правой рукой, а знаки С, Г, О — левой;

— в семафорных знаках Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и 3, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я, явля­ющихся попарно симметричными, положение флажка пра­вой руки в первом знаке соответствует положению флаж­ка левой руки рядом стоящего знака.

Служебные знаки русской семафорной азбуки:

— знак вызова — для установления связи флажным семафором. Дается взмахами семафорных флажков, под­нятых над головой; при этим положение рук не переходит границ, установленных для буквы У;

— знак ответа —для подтверждения приема знака вы­зова на связь (вызов на связь замечен), а также для под­тверждения каждого правильно принятого слова при ве­дении переговоров. Дается взмахами семафорных флаж­ков, обращенных вниз. Руки при взмахах не должны вы­ходить за пределы, установленные для буквы А;

— знак повторения (ошибки) — для запроса о пов­торении непринятого слова. Дается подъемом дважды вверх семафорных флажков над головой, соответствую­щих положению рук для знака Ь (Ъ). Применяется при передаче текста и как знак ошибки, после чего следу­ет передача правильного (исправленного) слова;

— знак ожидания — при необходимости временно пре­рвать передачу или прием семафора. Сигнальщик, преры­вающий передачу (прием), описывает над головой гори­зонтальные круги поднятыми кверху семафорными флаж­ками;

— знак окончания — для того, чтобы показать, что передача семафора или переговоры закончены. Обозна­чается поочередным подъемом кверху и опусканием вниз семафорных флажков левой и правой рукой несколько раз;

— знак вопроса—в случаях когда переданный текст семафора требует ответа. Обозначается передачей два раза знака, соответствующего букве Т;

— знак разделительный — при передаче сигнала, со­стоящего из нескольких сигнальных сочетаний, для раз­деления одного сигнального сочетания от другого. Обо­значается подъемом семафорных флажков до положения, соответствующего знаку Ъ (Ь), и опусканием их к но­гам. Этот служебный знак похож на знак повторения, разница только в том, что при знаке повторения сема­форные флажки поднимаются кверху дважды, при знаке разделительном — один раз;

— знак невозможности приема — для показа переда­ющему сигнальщику, что прием невозможен (плохо вид­ны знаки), изображается списыванием одним или двумя семафорными флажками в одной руке трех окружно­стей в вертикальной плоскости.

Выбор места для передачи семафорными флажками предопределяет качество приема. Поэтому при необходи­мости принимающий сигнальщик может указать переда­ющему место, с которого лучше видна передача. Для этой цели служат дополнительные служебные знаки (рис. 1.7):

— «Передвиньтесь в правую от меня (принимающего) сторону». Делается отмашкой 4—5 раз в правую сторо­ну на 90° вытянутым вперед в горизонтальное положе­ние семафорным флажком, т. е. повторяется несколько раз подряд знак, соответствующий букве В;

Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице адмирал Степан Осипович Макаров. Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не… … Википедия

В Викисловаре есть статья «азбука» Азбука (от аз и буки) то же, что алфавит, чаще всего исп … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Азбука. Радист передаёт сигнал при помощи азбуки морзе … Википедия

Азбука семафорная - условное обозначение букв и служебных знаков, изображаемое различным положением рук с семафорными флажками. Применяется для связи кораблей между собой на ходу и стоянке, а также с береговыми постами … Словарь военных терминов

Радист передаёт сигнал при помощи азбуки морзе Азбука Морзе Азбука Морзе, код Морзе, «Морзянка» способ кодирования букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов при помощи длинных и коротких сигналов, так называемых « … Википедия

- (или шифр Полибия, квадрат Полибия) способ кодирования букв алфавита, с целью его приведения к виду, удобному для передачи по каналу связи (через стенку). Нередко в таблице использовался естественный порядок расположения букв алфавита,… … Википедия

Абур / Древнепермская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: коми Территория: Пермский край Создатель: св. Стефан Пермский … Википедия

Абур / Древнепермская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: коми Территория: Пермский край Создатель: св. Стефан Пермский … Википедия

Греческий алфавит Тип: консонантно вокалическое Языки: греческий Дата создания: около VIII века до н.э. Период: до настоящего времени … Википедия

Книги

  • Справочник по иностранным флотам , . Основные тактико-технические данные, фотографии и силуэты военных кораблей, судов, самолетов и вертолетов морской авиации, а также некоторых образцов ракет, реактивных бомбометов, мин, торпед…
  • Основы классической криптологии. Секреты шифров и кодов , Адаменко Михаил Васильевич. Предлагаемая книга посвящена вопросам, касающимся истории появления и развития шифров и кодов, а также основам криптографии, криптоанализа и криптологии. Особое внимание уделено особенностям…

Флажный семафор (семафорная азбука) - является одним из способов связи, где каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками.

Флажный семафор используется для передачи на расстояние, равное при при­еме невооруженным глазом и при хорошей видимости 1-1,5 мили, при приеме с помощью оптических приборов и при хорошей видимости — 2,5 мили.

Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.

Семафорная азбука не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра "7" будет передана словом "семь", а знак "," — словом "запятая".

Флажки, с помощью которых осуществляют связь семафором, изготовляют из древка длиной 45 см и диамет­ром 2,0—2,6 см, на одном конце древка крепят кусок ткани (штапель или флагдух) размером 30—35 см.

Цвет ткани выбирают одинаковым для пары флажков. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков — семафорят бескозырками.

Скорость передачи текста обученным семафорной азбуке сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.

С 1 декабря 2011 года "флажное сигналопроизводство" исключено из учебной программы младших специалистов связи.

Русская семафорная азбука

Русская семафорная азбука, составленная в соответ­ствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных зна­ков и имеет особенности, знание кото­рых ускоряет и обеспечивает процесс освоения техники приема и передачи флажным семафором. К ним отно­сятся:
  • схожесть изображения семафорных знаков А, Г, К, Т, У с принятым в русском алфавите изображением этих букв
  • установление одного и того же знака парам букв ЕиЭ, ИиЙ, ЬиЪ (поэтому в текстах семафоров бук­ва Э пишется так же, как Е, буква Й, как И, мягкий знак, как твердый знак)
  • попарная симметричность в изображении семафор­ных знаков А и У, Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и З, К и X, Л и М, Н и О, П и Р, Ф и Ы, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я. К тому же симметричные по изображению знаки В и Г, Ж и З, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я стоят рядом в семафорной азбуке
  • семафорные знаки Е и С, Ви Г, Ни О, ИиЙ изображаются одной рукой. При этом знаки В, Е, И (Й) и Н изображаются правой рукой, а знаки С, Г, О — левой
  • в семафорных знаках Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и 3, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я, явля­ющихся попарно симметричными, положение флажка пра­вой руки в первом знаке соответствует положению флаж­ка левой руки рядом стоящего знака.
Ниже приведен флажный семафор (семафорная азбука). В кружках показан перевод русской семафорной азбуки в международную семафорную азбуку.

  • знак вызова (на рис 1) — для установления связи флажным семафором. Дается взмахами семафорных флажков, под­нятых над головой; при этим положение рук не переходит границ, установленных для буквы У;
  • знак ответа (на рис 2) — для подтверждения приема знака вы­зова на связь (вызов на связь замечен), а также для под­тверждения каждого правильно принятого слова при ве­дении переговоров. Дается взмахами семафорных флаж­ков, обращенных вниз. Руки при взмахах не должны вы­ходить за пределы, установленные для буквы А;
  • знак повторения (ошибки) (на рис 3) — для запроса о пов­торении непринятого слова. Дается подъемом дважды вверх семафорных флажков над головой, соответствую­щих положению рук для знака Ь (Ъ). Применяется при передаче текста и как знак ошибки, после чего следу­ет передача правильного (исправленного) слова
  • знак ожидания (на рис 4) — при необходимости временно пре­рвать передачу или прием семафора. Сигнальщик, преры­вающий передачу (прием), описывает над головой гори­зонтальные круги поднятыми кверху семафорными флаж­ками
  • знак окончания (на рис 5) — для того, чтобы показать, что передача семафора или переговоры закончены. Обозна­чается поочередным подъемом кверху и опусканием вниз семафорных флажков левой и правой рукой несколько раз
  • знак вопроса (на рис 6) — в случаях когда переданный текст семафора требует ответа. Обозначается передачей два раза знака, соответствующего букве Т
  • знак разделительный (на рис 7) — при передаче сигнала, со­стоящего из нескольких сигнальных сочетаний, для раз­деления одного сигнального сочетания от другого. Обо­значается подъемом семафорных флажков до положения, соответствующего знаку Ъ (Ь), и опусканием их к но­гам. Этот служебный знак похож на знак повторения, разница только в том, что при знаке повторения сема­форные флажки поднимаются кверху дважды, при знаке разделительном — один раз
  • знак невозможности приема (на рис 8) — для показа переда­ющему сигнальщику, что прием невозможен (плохо вид­ны знаки), изображается списыванием одним или двумя семафорными флажками в одной руке трех окружно­стей в вертикальной плоскости.

Выбор места для передачи семафорными флажками предопределяет качество приема. Поэтому при необходи­мости принимающий сигнальщик может указать переда­ющему место, с которого лучше видна передача. Для этой цели служат дополнительные служебные знаки:

  • "Передвиньтесь в правую от меня (принимающего) сторону" (на рис а). Делается отмашкой 4—5 раз в правую сторо­ну на 90° вытянутым вперед в горизонтальное положе­ние семафорным флажком, т. е. повторяется несколько раз подряд знак, соответствующий букве В
  • "Передвиньтесь в левую от меня (принимающего) сторону"(на рис б). Делается отмашкой 4—5 раз в левую сторону на 90° вытянутым вперед в горизонтальное положение семафорным флажком, т. е. повторяется несколько раз знак, соответствующий букве Г
  • "Поднимитесь выше"(на рис в). Делается отмашкой вверх семафорным флажком, вытянутым вперед в горизонталь­ное положение
  • "Спуститесь ниже"(на рис г).. Делается отмашкой вниз се­мафорным флажком, вытянутым вперед в горизонталь­ное положение.

Изучение семафорной азбуки

Изучение семафорной азбуки начинается с наиболее простых и легко усваиваемых знаков букв. К этой группе знаков относятся А, Г, К, Т, У, Е, Э, И, Й, Ъ, Ь. Назовем ее первой условной группой. Оставшиеся знаки азбуки с учетом степени их сложности составят вторую и третью условные группы. Во вторую группу входят знаки В, С, Ж, З, Л, М, Н, О, П, Р, а в третью - Б, Д, Ф, Ы, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ю, Я.
Разделение знаков на три условные группы оправдывается практикой обучения, поскольку способствует более быстрому и лучшему их запоминанию. Но данный метод изучения азбуки не является единственным. Иногда применяется иной подход к очередности изучения знаков. В частности, в порядке расположения их в алфавите или по признаку симметричности. Но в обоих случаях азбука разделяется также на три условные группы с количеством знаков 10-11 в каждой. Как видно, в этом нет принципиального отличия от первого метода. Поэтому изучение азбуки и овладение навыками в передаче знаков и их приеме будет рассмотрено применительно к первому методу.
При изучении азбуки необходимо иметь семафорные флажки, плакаты семафорной азбуки и таблицы с допустимыми углами положения рук в знаках букв. Для более быстрой отработки правильного положения рук и корпуса тела следует применять зеркала, позволяющие обучаемым видеть себя во весь рост. С первого же занятия необходимо обращать внимание на правильное положение рук, ног, туловища и головы обучаемого. Даже незначительные наклонения туловища или головы, неправильная стойка или согнутость рук в локтях должны немедленно исправляться.

При разучивании знаков букв А, Т, У, Ь, Ъ первой условной группы руки обучаемого должны занимать одинаковое положение относительно корпуса тела. Для знака А обе руки должны находиться под углом 45° вниз, а при Т - вытянутыми горизонтально. Для знака У руки поднимаются вверх под углом 45° , а для изображения мягкого (твердого) знака они вытягиваются вверх над головой. Затем изучаются знаки, которые образуются одной рукой. К ним относятся знаки букв Г, Е, Э, И, Й. Знак Г образуется левой вытянутой рукой горизонтально, правая опущена вниз. Знак буквы Е изображается правой рукой, которая находится под углом 45° вверх. Этим же знаком обозначается буква Э. Знаку буквы И соответствует вытянутая правая рука вверх, составляя продолжение корпуса тела. Другая рука опущена вниз. Этот же знак соответствует букве Й, но в этом случае вытянутой вверх рукой делается легкое круговое движение.
Знак буквы К разучивается после всех усвоенных знаков первой группы. Он один из них, при передаче которого обе руки находятся с левой стороны корпуса тела. При этом левая рука занимает положение под углом 45 градусов вверх, правая - под таким же углом вниз.

В течение одного занятия следует разучивать не более 5-8 знаков. При этом занятия не должны превышать 2 часа. Каждое последующее занятие рекомендуется начинать с повторения ранее изученных знаков букв. После изучения на каждом занятии знаков букв следует практиковать непосредственный переход от передачи единичных знаков к двум и более, а также написанию из них коротких слов.
После изучения знаков первой условной группы рекомендуется практиковать передачи коротких слов, составленных из этих знаков букв. Для этой цели рекомендуется пользоваться текстом, составленным применительно к приведенному в конце.
При передаче слов обязательно нужно следить за тем, чтобы переход от одного знака к другому делался без опускания рук вниз. При этом передаваемый знак буквы должен четко фиксироваться, оставаясь какое-то время в этом положении, после чего воспроизводится последующий знак. Опускать руки следует только после окончания передачи единичной буквы или отдельного слова.

После достижения четкой передачи знаков или коротких слов, состоящих из изученных букв, начинается обучение приему (читке). Передачу знаков букв и коротких слов осуществляет поочередно один из обучаемых. После усвоения знаков букв первой группы начинается изучение знаков второй условной группы. Оно начинается со знаков, которые являются симметричными ранее изученным. К таким относятся буквы В и С. Затем изучаются последующие знаки в порядке их расположения в группе. По мере их запоминания передаются сочетания из двух или трех букв, а затем короткие слова, составленные из изученных букв.

В такой же последовательности изучаются и знаки букв третьей условной группы. При передаче слов основное внимание должно обращаться на четкость изображения и правильный переход от одного знака к другому. Когда в передаваемом слове встречаются удвоенные буквы, то после передачи первой из них руки следует опустить. При этом паузы не делается, так как руки тут же должны быть подняты для повторной передачи этой же буквы. Скорость передачи не должна идти в ущерб качеству воспроизведения знаков, а наращивается занятиями и тренировками постепенно. Тренировки в скорости передачи, а также приеме букв рекомендуется проводить одночасовые в процессе всего периода обучения.

По мере овладения техникой передачи легкие и простые слова должны заменяться более сложными, включающими все усвоенные знаки букв. Передачу слов необходимо чередовать паузами. Длительность пауз следует устанавливать такой, при которой имелась бы возможность записи принятых слов и передачи подтверждения о их приеме. При обнаружении ошибок в принятых словах прием их должен повторяться.
По мере овладения передачей и приемом слов приступают к изучению служебных знаков. В этот период обучения уделяется внимание наращиванию скорости передачи и приема. Однако это должно осуществляться постепенно, по мере приобретения уверенных навыков в передаче. Тексты семафоров следует применять такие, в которых содержались бы слова, имеющие в своем составе все буквы алфавита. Передачу и прием их необходимо сопровождать применением служебных знаков. При этом непрерывность передачи одним обучаемым не должна превышать 3-5 минут. В течение занятий или тренировок время передачи и приема, отводимое на каждого обучаемого, должно быть одинаковым. Такое его распределение будет способствовать в достижении обучаемыми равной скорости приема и передачи. Это особенно важно на данном этапе обучения, когда обмен должен осуществляться на расстояния не менее 50-100 м. Тексты семафоров могут передаваться как под диктовку, так и с бланков, а принятые - должны записываться (в журналы, тетради) или запоминаться. Все принятые тексты подлежат проверке. Она может проводиться после каждого приема или в конце занятия.

Прием семафоров с запоминанием является важным видом подготовки, поскольку он развивает и тренирует память обучаемых, которая в дальнейшей их служебной деятельности будет иметь большое значение.
При парном обмене правильность принятых текстов может проверяться обратной передачей, то есть репетованием их. Но передача в этом случае производится только с бланка семафора, на который эти тексты были записаны.
После освоения обучаемыми служебных знаков начинается изучение правил связи.

Правила связи флажным семафором

В условиях хорошей видимости и на близкие расстояния передача и прием семафоров может осуществляться одним сигнальщиком. В этом случае передача производится с бланка семафора по два-три слова подряд, после чего делается пауза. Она необходима передающему для прочтения следующих слов, а принимающему для записи принятых слов.
На дальние расстояния (при плохой видимости) передача и прием семафоров осуществляется двумя сигнальщиками. При передаче первый передает текст под диктовку второго, который еще и следит за сигналами принимающего корабля (поста). Он же дает указания первому о повторении тех слов, на которые не последовало знака ответа. При приеме первый читает и громко произносит принятый им текст, второй ведет запись и дает указания первому о подтверждении ясности принятого текста ответным знаком (вымпелом).

Установление связи

Связь устанавливается с помощью знака вызова. Этот знак всегда дается в сторону того корабля (поста), с которым передающий желает вступить в связь. Передача знака вызова производится с места (мостика), которое не заслоняется надстройками, такелажем или дымом своего (соседнего) корабля.
На знак вызова, как правило, дается знак ответа флажным семафором тем кораблем (постом), которому адресован вызов. Если ответа на вызов не последовало в течение 2 минут, то одновременно со знаком вызова, который продолжает передаваться, поднимается "до половины" (на половину видимой длины фала) позывной сигнал того корабля (поста), который вызывается на связь. Вызов прекращается (флажный позывной сигнал убирается), когда вызываемый корабль (пост) дает знак ответа флажным семафором или подъемом "до места" (на полную видимую длину фала) ответного вымпела. Последний в качестве знака ответа применяется при связи на дальние расстояния или в плохую видимость в целях повышения надежности связи.

Осуществление связи

Передача семафора начинается после получения знака ответа от вызываемого корабля (поста). Последний обязан после каждого правильно принятого и понятого им слова давать знак ответа флажным семафором или подъемом "до места" ответного вымпела. Принимающим ответный вымпел "до места" может удерживаться до тех пор, пока ему понятны все принятые слова. При непонятном (не принятом) слове принимающий обязан приспустить ответный вымпел "до половины" или не отвечать на это слово знаком ответа флажного семафора. В этом случае передающий повторяет последнее переданное им слово. Как только оно будет принято (ясно), принимающий обязан дать знак ответа флажным семафором или поднять "до места" ответный вымпел.
При неверно переданном слове передающий делает знак ошибки (повторения), после чего вновь его повторяет в исправленном виде.
Интервалы (паузы) между словами при их передаче должны давать возможность принимающему не только записать их, но и опустить (поднять) ответный вымпел.
В такой последовательности передается весь текст семафора от начала до конца. При этом подписной номер передается словом "номер" или сочетанием букв НР, за которым следует четырехзначная группа: две первые цифры - часы, вторые - минуты.

Окончание связи

Связь семафором заканчивается передачей знака окончания, который состоит из букв АР. При невозможности непосредственной связи между двумя кораблями, когда нарушена их взаимная видимость, передачи осуществляются с помощью других кораблей, находящихся между ними по кратчайшему расстоянию. В таких случаях семафоры предваряются выражением "по линии на …" с указанием наименования корабля, которому он адресуется. Передача "по линии" заключается в том, что семафор передается поочередно от корабля к кораблю, начиная с ближайшего к передающему и до указанного в семафоре. Когда семафор касается всех кораблей, находящихся в строю (кильватера, фронта и др.), то после слова "по линии" адресат не указывается.

В начале XIX века во Франции был изобретен особый способ передачи информации с корабля на сушу, так называемая семафорная азбука. На мачте поднимали несколько перекладин и путем их перемещения складывали буквы, а затем слова. "Семафор" в переводе с греческого означает "знак несущий". Почти два века данная система знаков активно использовалась по всему миру. Позже ее сменили радиосвязь и азбука Морзе. Сегодня флажковую связь на флоте практически не используют.

Семафорная азбука в России

В России появление семафорной азбуки связано с именем вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. В конце XIX века он разработал систему передачи русских букв при помощи флажков. Русская семафорная азбука состоит из двадцати девяти буквенных символов, к которым в случае необходимости могут добавляться и три служебных символа. Все цифры и знаки препинания передаются по буквам, так как она не имеет отдельного обозначения для цифр или знаков.

Каждая буква или служебный знак - это установленное положение рук с флажками. Иногда, если отсутствуют флажки, передачу сигналов производят с помощью бескозырок. Считается, что матрос, хорошо обученный азбуке флажков, может отчетливо воспроизводить 60-80 букв или знаков в минуту. Вечером или ночью ипользуют флажки ярких и светлых цветов, например желтого или белого. В светлое время суток - черные или красные. В настоящее время обучение семафорной азбуке проводится только на специальных курсах. Ведь на смену флажкам пришли прожектора с азбукой Морзе и радиосвязь.

Семафорная азбука за рубежом

В XVII веке в Англии для передачи информации на расстоянии применялись картинки. Семафорная азбука в современном виде была создана во Франции лишь спустя два столетия. Флажковая система, которая используется за рубежом, немного схожа с российской. Она также использует флажки для обозначения букв, из которых складываются слова и предложения. Но есть между ними и некоторые отличия. Первое заключается в том, что флажки используются не одноцветные, как обычно в России, а цветные, с различным сочетанием цветов и символов. Каждый такой флажок - это отдельно взятая буква. То есть можно вывешивать флажки в определенном порядке, составляя из них слова и предложения. За основу взят латинский алфавит. Еще одно отличие заключается в том, что западная семафорная азбука имеет специальные обозначения и для цифр. При этом допускается способ передачи информации и двумя флажками.

Систематизация языка флажков

Ввиду того, что способ передачи информации с помощью семафора был признан очень успешным, появилась необходимость упорядочить все сигналы. В XIX веке увеличилось количество судов, многие страны обзавелись собственным флотом, поэтому возникла необходимость в создании единого морского языка для общения на расстоянии. В 1857 году был разработан Свод сигналов, где были обозначены международные флаги, их цвета и значение. В него вошли восемнадцать основных флагов, постоянно используемых на флоте. Изначально в разработке этого свода принимали участие четыре морских державы: США, Канада, Франция и Британия. В 1901 году все государства, имеющие военный и торговый флот, утвердили этот документ к использованию. Считается, что с этого момента морская семафорная азбука была принята и зарегистрирована официально как единая система общения.

В 1931 году Свод сигналов претерпевает небольшие изменения. Ввиду того, что все активнее стали использоваться радиосвязь и прожекторы для передачи информации при помощи азбуки Морзе, часть флажков убрали, а для остальных изменили значение. В 1969 году был сделан перевод флажковых сигналов не только на латиницу, но и на кириллицу. Система стала действительно международной и понятной для мореплавателей практически в любой точке планеты.

Флаги и их значение

На данный момент Международный свод сигналов состоит из трех блоков. В первый входят двадцать шесть флажков, которые обозначают исключительно буквы. За основу взят, естественно, латинский алфавит. Второй содержит десять флажков для обозначения цифр от нуля до девяти. В последнем блоке три заменяющих флажка. Они используются в исключительных случаях: если на судне только один комплект флагов и возможности вывесить, например, повторяющиеся буквы в слове, нет. На помощь приходят заменяющие.

После распада система флажковых сигналов в России и в странах СНГ почти не изменилась.

Использование семафорной азбуки в наши дни

С появлением радиосвязи и электричества флажковая система сигналов постепенно утратила свою актуальность и на данный момент практически не применяется. Но почти в каждой стране на случай критической ситуации на судне находится матрос, умеющий передавать информацию при помощи флажков. Также семафорная азбука активно используется на парадах и во время показательных выступлений. Теперь это скорее дань традиции, чем средство общения на расстоянии.

Загрузка...