domvpavlino.ru

Гатчинские святыни. Филермская икона Богоматери. Чудотворная икона божией матери филермская Молитва святой Марте на исполнение желания

Предание

Ранняя история Филермской иконы Божией Матери (до XI века) имеет удивительное сходство с историей одного из наиболее почитаемых в России иконописных образов Царицы Небесной - чудотворной Смоленской иконы Богородицы. Оба священные изображения были написаны, по преданию, святым евангелистом Лукой.

В 46 г. св. Лука отправил образ в свой родной город - Антиохию Сирийскую - к назореям, посвятившим свою жизнь иноческому подвигу. Там икона находилась в древнем молитвенном доме и чествовалась верующими более трех веков.

В царствование императора Константина Великого, когда были восстановлены христианские святыни Иерусалима, и стали собирать вещественные доказательства земной жизни Иисуса Христа и святых апостолов, в Иерусалим из Антиохии перенесли и Филермскую икону Божией Матери.

В святом граде икона оставалась до 430 г. Греческая императрица Евдоксия, супруга императора Феодосия Младшего, во время паломничества по святым местам, послала святой образ в благословение царице Пульхерии, в Константинополь. В царственном граде икона была поставлена во Влахернском храме, посвященном Пресвятой Богородице. Здесь образ пребывал в течение нескольких столетий и прославился своей чудотворной силой. Известен факт исцеления двух слепцов, которым явилась Пресвятая Богородица и повелела идти в церковь к иконе, где они тотчас получили прозрение. После этого случая образ получил также название Одигитрии (Путеводительницы).

В 626 г., в царствование греческого императора Ираклия, во время нашествия на Византийскую империю персов и авар, Константинополь устоял заступничеством Пресвятой Богородицы. Всю ночь множество людей вместе с патриархом простояли на молитве во Влахернском храме, прося помощи Божией Матери. На другой день был совершен крестный ход по стенам города с Нерукотворным Образом Спасителя, иконой Одигитрии и Животворящим Крестом Господним, после чего патриарх погрузил ризы Богородицы в воды залива. Поднявшаяся буря взволновала море и потопила корабли неприятеля, избавив город от разорения.

На протяжении нескольких веков, чудесным заступничеством Царицы Небесной через Ее святой образ, Константинополь был избавлен от сарацин (при императорах Константине Пагонате, Льве Исавре) и от отрядов русских витязей Аскольда и Дира (при императоре Михаиле III).

В тяжелые времена иконоборчества образ Филермской Божией Матери христиане сохранили от поругания нечестивых еретиков. По восстановлении иконопочитания чудотворный образ был вновь поставлен во Влахернском храме.

В 1204 году, когда рыцари четвертого Крестового похода захватили Царьград, в числе многих других константинопольских святынь ими была увезена и Филермская икона Божией Матери. Образ был вновь перенесен в Палестину, где он достался рыцарям Ордена святого Иоанна Иерусалимского. По окончании крестовых походов рыцари перенесли икону на остров Родос, где на территории древнего селения Филермиос, близ города Родос, они построили для иконы храм.

В 1573 г., после захвата турками Родоса, святой образ обрел новое местопребывание на о. Мальте, в кафедральном соборе во имя святого Иоанна Предтечи. После его освящения чтимая икона была помещена в Филермском приделе, где она и пребывала до самого конца XVIII века.

10 июня 1798 года остров Мальта был оккупирован 40-тысячной армией Наполеона. Покидая Мальту по приказанию французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увез с собой несколько святынь. В числе их были десница святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая священные реликвии, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе, пока не достиг Австрии. Отсюда икона совершила еще одно длительное путешествие, на этот раз - в Россию.

Австрийский Император Франциск II, искавший пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции, желая расположить к себе Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра мальтийского ордена, велел передать Филермскую икону Божией Матери вместе с другими святынями в Гатчину.

В своей резиденции император Павел устроил для Филермской иконы новую богатую ризу, на которой сияние вокруг лика Пресвятой Богородицы было исполнено на фоне мальтийского креста.

После убийства императора Павла I в 1801 году реликвии были перенесены в Зимний дворец в Санкт-Петербурге и помещены в соборе Нерукотворного Спаса - домовом храме Царской семьи.

С 1852 по 1919 год, по повелению императора Николая I, все три чудотворные святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в гатчинскую Дворцовую церковь, откуда совершался многолюдный крестный ход в Павловский собор, где святыни на 10 дней выставлялись для поклонения православному народу.

В 1919 году, во избежание поругания от богоборцев, все три реликвии были тайно вывезены в Эстонию, в город Ревель, где они пребывали некоторое время в православном соборе. Далее их путь простирался в Данию, где в то время пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После ее кончины в 1928 году дочери царственной особы великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе заграничной Русской Православной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому).

Некоторое время священные реликвии находились в православном соборе г. Берлина, но в 1932 году, предвидя последствия прихода к власти Гитлера, епископ Тихон передал их королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, который хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи.

В апреле 1941 года в начале оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил вывезли реликвии в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись до 1951 года когда местными чекистами святыни были отвезены в Титоград, а оттуда переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.

В 1993 году православной общественности удалось вызволить из многолетнего заточения десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня. Филермская же чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по неисповедимой воле Божией, и по сей день находится в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье.

Память Филермской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых святынь христианского мира, совершается 25 октября (н. с), в день перенесения чудотворного образа в Гатчину.

Иконография

По своему иконографическому типу Филермская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к изводу «Одигитрии», что также соответствует и данному когда-то образу наименованию.

Ближе всего чудотворная икона стоит к Казанской Одигитрии, если точнее, - к ее списку, находящемуся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Это так же погрудное изображение Божией Матери, но без Младенца.

Главным в священном изображении является сосредоточенный лик Богородицы, своими тонкими чертами напоминающий Владимирскую икону Божией Матери. Есть все основания полагать, что образ Филермской Богородицы, так же, как и всемирно известная русская святыня, принадлежит комниновскому времени.

Списки иконы

Один из наиболее чтимых списков Филермской иконы Пресвятой Богородицы был написан в 1852 году для гатчинского собора во имя Святого Апостола Павла. В 1923 году Итальянское правительство обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского Ордена. Поскольку святынь в том году в России уже не было, послу Италии в СССР был передан гатчинский список с Филермского образа.

Известно, что икона пять десятилетий хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (полное название Ордена). С 1975 года и по сей день, чтимый образ пребывает в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи .

Последнее из оставшихся в России изображение Филермской иконы Божией Матери находится на медальоне Великого Магистра де Ла Валетта - большом Мальтийском кресте с помещенной в его центре, на медальоне, изображением иконы. В настоящее время он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля.


© Все права защищены

Лекция «Филермская икона Божией Матери»

2 декабря в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в Концертном зале РЦНК в Киеве прошла встреча, посвящённая истории Филермской иконы Божией Матери. По своему иконографическому типу Филермская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к сокращённому изводу «Одигитрии», что также соответствует первоначальному названию образа.

В начале встречи были представлены два короткометражных компьютерных фильма: «М.-Ф.Квадаль. Коронация Павла и Марии Фёдоровны» и «В.Л.Боровиковский. Портрет императора Павла I в коронационном облачении».

Первый фильм, созданный по сценарию директора Русского музея В.А. Гусева, рассказывается о произведении знаменитого в Европе художника второй половины XVIII и начала XIX века М.-Ф.Квадаля, изобразившего коронацию Павла I и его супруги Марии Фёдоровны, состоявшуюся 5 апреля 1897 года в Успенском соборе Московского Кремля. Эта крупноформатная многофигурная композиция представляет собой некое тщательно продуманное и отрепетированное театрализованное действо и одновременно – групповой портрет высших государственных сановников. Картину, не нашедшую места в Михайловском замке, приобрёл князь А.Б. Куракин для своего имения «Надеждино». Ныне она хранится в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева. Фильм рассказывает о самой коронации и об изображённых на картине персонажах. Проводится аналогия с созданной в те же годы картиной Ж.-Л. Давида «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины».

Второй фильм содержит подробный рассказ о поступившем в Русский музей в 1897 году из Романовской галереи Зимнего дворца портрете Павла I в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена. В фильме собраны интересные сведения об истории принятия Российским императором титула Великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского, названного так в честь Иоанна Крестителя. Вручение Павлу I регалий, привезённых в Россию полномочным послом Мальты графом Литта, состоялось 29 ноября 1797 года в Тронном зале Зимнего дворца. Портрет, исполненный при жизни самодержца, в 1800 году, напоминает о торжественном церемониале, которым обставлялись все связанные с Мальтийским орденом события, выглядевшие пышно и подчас таинственно, с налётом театральности и рыцарской романтики.

Фильм рассказывает о творчестве автора – выдающегося живописца В.Л.Боровиковского, об архитектуре павловского времени, в частности, о новой резиденции императора – Михайловском замке, а также о символике портрета, связанной не только с зодчеством, но и с государственным строительством и деятельностью масонов.

После непродолжительных короткометражек была затронута тема касающаяся, одной легендарной святыни, за которой закрепился как на Западе, так и на Востоке статус апостольской святыни виденной Пресвятой Богородицей. Если вопрос апостольского письма закрыт по отношению к большей части икон, а о некоторых говорят, что они стали списком с иконы писанной Лукой, то о Филермской по умолчанию говорят как о той самой написанной апостолом. Три первых века христианства не дают нам никакой информации о внешнем виде Богородицы, не дошло до нас указаний, относящихся к иконографии Богоматери, а свидетельства IV–V веков и некоторые априорные соображения говорят, по-видимому, даже против существования в то время подлинных Её изображений или признанных таковыми. По замечанию блаженного Августина Аврелия (354–430): «Мы не знаем лица Девы Марии, от которой безмужно и нетленно, чудесным образом родился Христос… Верим, что Господь Иисус Христос родился от Девы, имя которой Мария… Но такое ли лицо было у Марии, какое представляется в уме, когда мы говорим или вспоминаем об этом, мы совсем не знаем и не убеждены. Можно сказать, сохраняя веру, может быть Она имела такое лицо, может быть не такое». Все многочисленные свидетельства об Апостоле и Евангелисте Луке как иконописце позднего происхождения, не ранее VI века.

Практически в каждом описании Филермской иконы присутствует по умолчанию упоминание о том, что «в 46 г. св. Лука отправил образ в свой родной город - Антиохию Сирийскую - к назореям, посвятившим свою жизнь иноческому подвигу».

В царствование императора Константина Великого, когда были восстановлены христианские святыни Иерусалима, и стали собирать вещественные доказательства земной жизни Иисуса Христа и святых апостолов, в Иерусалим из Антиохии перенесли и Филермскую икону Божией Матери. Где икона пребывала до 430 г. Греческая императрица Евдоксия, супруга императора Феодосия Младшего, во время паломничества по святым местам, послала святой образ в благословение царице Пульхерии, в Константинополь. В царственном граде икона была поставлена во Влахернском храме, посвящённом Пресвятой Богородице. Здесь образ пребывал в течение нескольких столетий и прославился своей чудотворной силой. Известен факт исцеления двух слепцов, которым явилась Пресвятая Богородица и повелела идти в церковь к иконе, где они тотчас получили прозрение. После этого случая образ получил также название Одигитрии (Путеводительницы).

В 626 г., в царствование греческого императора Ираклия, во время нашествия на Византийскую империю персов и авар, Константинополь устоял заступничеством Пресвятой Богородицы. Всю ночь множество людей вместе с патриархом простояли на молитве во Влахернском храме, прося помощи Божией Матери. На другой день был совершён крестный ход по стенам города с Нерукотворным Образом Спасителя, иконой Одигитрии и Животворящим Крестом Господним, после чего патриарх погрузил ризы Богородицы в воды залива. Поднявшаяся буря взволновала море и потопила корабли неприятеля, избавив город от разорения.

На протяжении нескольких веков, чудесным заступничеством Царицы Небесной через Её святой образ, Константинополь был избавлен от сарацин (при императорах Константине Пагонате, Льве Исавре) и от отрядов русских витязей Аскольда и Дира (при императоре Михаиле III).

В тяжёлые времена иконоборчества образ Филермской Божией Матери христиане сохранили от поругания нечестивых еретиков. По восстановлении иконопочитания чудотворный образ был вновь поставлен во Влахернском храме.

В 1204 году, когда рыцари четвёртого Крестового похода захватили Царьград, в числе многих других константинопольских святынь ими была увезена и Филермская икона Божией Матери. Образ был вновь перенесён в Палестину, где он достался рыцарям Ордена святого Иоанна Иерусалимского. По окончании крестовых походов рыцари перенесли икону на остров Родос, где на территории древнего селения Филермиос, близ города Родос, они построили для иконы храм.

В 1573 г., после захвата турками Родоса, святой образ обрёл новое местопребывание на о. Мальте, в кафедральном соборе во имя святого Иоанна Предтечи. После его освящения чтимая икона была помещена в Филермском приделе, где она и пребывала до самого конца XVIII века.

10 июня 1798 года остров Мальта был оккупирован 40-тысячной армией Наполеона. Покидая Мальту по приказанию французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увёз с собой несколько святынь. В числе их были десница святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая священные реликвии, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе, пока не достиг Австрии. Отсюда икона совершила ещё одно длительное путешествие, на этот раз – в Россию.

Австрийский Император Франциск II, искавший пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции, желая расположить к себе Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра мальтийского ордена, велел передать Филермскую икону Божией Матери вместе с другими святынями в Гатчину. А в память об этом торжественном перенесении мальтийских святынь в Россию был установлен 25 октября особый праздник: «Празднования св. Иоанна Крестителя Господня в память перенесения с Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя»

В своей резиденции император Павел устроил для Филермской иконы новую богатую ризу, на которой сияние вокруг лика Пресвятой Богородицы было исполнено на фоне мальтийского креста.

После убийства императора Павла I в 1801 году реликвии были перенесены в Зимний дворец в Санкт-Петербурге и помещены в соборе Нерукотворного Спаса – домовом храме Царской семьи.

С 1852 по 1919 год, по повелению императора Николая I, все три чудотворные святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в гатчинскую Дворцовую церковь, откуда совершался многолюдный крестный ход в Павловский собор, где святыни на 10 дней выставлялись для поклонения православному народу.

В 1919 году, во избежание поругания от богоборцев, все три реликвии были тайно вывезены в Эстонию, в город Ревель, где они пребывали некоторое время в православном соборе. Далее их путь простирался в Данию, где в то время пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После её кончины в 1928 году дочери царственной особы великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе заграничной Русской Православной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому).

Некоторое время священные реликвии находились в православном соборе г. Берлина, но в 1932 году, предвидя последствия прихода к власти Гитлера, епископ Тихон передал их королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, который хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи.

В апреле 1941 года в начале оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил вывезли реликвии в отдалённый Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись до 1951 года когда местными чекистами святыни были отвезены в Титоград, а оттуда переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.

В 1993 году православной общественности удалось вызволить из многолетнего заточения десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня. Филермская же чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по неисповедимой воле Божией, и по сей день находится в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье.

Слушателям Русского музея была представлена интерактивная программа и фильм: «Коронация Павла I и Марии Фёдоровны. Картина Мартина Фердинанда Квадаля». Программа включает живописные и графические портреты, виды городов и зданий, биографии исторических персон и документированные описания событий и регалий и облачений.

В заключение вечера был показан фильм из авторского цикла директора Государственного Русского музея В.А. Гусева - «Коронация Павла I и Марии Фёдоровны».

Картина М.Ф.Квадаля, открытой в Михайловском замке Русского музея к 250-летнему юбилею со дня рождения императора Павла I. Венчание на царство российских монархов восходит ещё к XV веку, однако церемония коронации Павла I, соединившая старые православные традиции и новые веяния Европы, демонстрирует как неординарность личности самого императора, так и характерную для того времени расстановку приоритетов и политических пристрастий двора и самой России. Полотно Мартина Фердинанда Квадаля, на котором изображён один из самых ярких моментов церемонии, проходившей в Успенском соборе Московского Кремля 5 апреля 1797 года, представляет уникальный исторический документ, являясь групповым портретом императорской семьи и первых лиц государства.

Древнее церковное предание возводит начало икон Богоматери к временам Апостолов. В церковных песнопениях упоминается, что Филермская икона Пресвятой Богородицы - один из немногих образов, который во время земной жизни Пресвятой Богородицы, был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукою, спутником и помощником Апостола Павла, и благословлена Богоматерью.

Икона была написана в 46 году от Рождества Христова и принесена Святым Лукой в Антиохию к монахам-назореям.

Позднее икону перенесли в Иерусалим, где ей также предстояло пробыть недолго. В 430 году супруга Византийского Императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда переслала икону в Константинополь.

Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Константинополе. Но после захвата и разграбления в 1203 году крестоносцами Константинополя, икону вновь перенесли в Святую Землю. Именно тогда чудотворный образ оказался в руках католиков - рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре.

Через 88 лет Акра была атакована и захвачен турками. Отступая, рыцари взяли Святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейское море. Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету. Все это время рыцари уберегали святыню от магометан. Икона короткое время пребывала на Кипре. С 1309 года более двух веков святыня была укрыта на острове Родос в Эгейском море, завоеванном рыцарями у турок и сарацин.

В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и начали осаду крепости и столицы Ордена иоаннитов. Рыцари защищались с большим упорством. Тем не менее над руинами Родоса был поднят белый флаг. В условиях сдачи острова оворилось: "…чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество, чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы, за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова".

Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозят Святыни по разным городам Италии; остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти владетельных синьоров.

В 1530 году Император Священной Римской Империи Карл V передает острова Мальта, Комино и Гоцо, а также крепость Триполи в Ливии Ордену иоаннитов на вечные времена. В том же году святыни вместе с великим магистром ордена и советом прибыли на остров Мальта, где Филермская икона Пресвятой Богородицы обретает новую родину. Местом ее хранения стал форт Сан-Анжело (Святого Ангела), а позднее замок Святого Михаила - главная резиденция Мальтийского Ордена.

В 1571 году чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город. Здесь в столице Державного Мальтийского Ордена Иоанна Иерусалимского городе Ла-Валетта, в соборе Святого Иоанна была сооружена часовня мадонны Филермо. В ней рядом с Алтарем и поместили чудотворный образ, писанный Святым Евангелистом Лукой. С тех пор икона стала именоваться Филермской. Более двух столетий святыня не покидала острова, оставаясь вместе с другими христианскими реликвиями Мальтийского Ордена.

10 июня 1798 года остров Мальта без видимого сопротивления был захвачен 40-тысячной армией Наполеона. Покидая Мальту по приказанию французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увез с собою Святыни: десницу Святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня, чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая Святыни, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе. Так они на малое время оказались в городе Триест, позднее в Риме и, наконец, оказались в Австрии. Здесь низложенный Наполеоном магистр как частное лицо остановился частным порядком, надеясь найти защиту в лице Австрийского императора.

Русский император Павел I c 1798 года стал Великим Магистром Мальтийского ордена. Римский престол не воспрепятствовал этому, уверенный на помощь Российского Императора, единственного и истинного Христианского Государя, способного противостоять стремительно распространяющейся революции. На титул Великого Магистра Ордена Государь имел полное право. Ведь он самодержавно управлял миллионами католиков Российской Империи, и де-факто мог возглавить орден. Факт сей признали практически все светские правительства Западной Европы, кроме естественно самой Франции, Испании и Рима.

Решение Государя Павла I Петровича получило признание у первого среди коронованных особ Европы - Императора Священной Римско-германской империи и Апостолического короля Венгрии Франциска II. Он был последним неправославным монархом, у которого во владении находилась чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы и другие Святыни Мальтийского Ордена.

Австрийский Император искал пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции. И чтобы расположить к себе Государя Императора Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра, Франциск II принудил фон Гомпеша к отречению, и приказал конфисковать у него священные реликвии Ордена, которые тот хранил, найдя убежище в Австрии.

Святыни, в числе которых была и чудотворная Филермская икона Божией Матери, по приказу Австрийского Императора без промедления были отосланы специальной делегацией в новую резиденцию Ордена - Санкт-Петербург. Такова история их перемещения в Россию.

С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в Императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. С 1852 по 1919 год, как и повелел Император Николай I Павлович, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Оттуда совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы.Затем Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец. Так бы происходило и теперь, если бы не свершилась революция 1917 года.

В 1919 году Святыни тайно вывезли в Эстонию, в город Ревель. Некоторое время они находились там, в православном соборе, а после также тайно были перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая Императрица Мария Феодоровна - супруга Александра III и мать Николая II.

После кончины Марии Феодоровны в 1928 году ее дочери Великие Княгини Ксения и Ольга передали Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Антонию.

Некоторое время святыни находились в православном соборе г. Берлина. Но в 1932 году, предвидя последствия прихода к власти Гитлера, епископ Тихон передал их королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, который хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи.

В апреле 1941 года в начале оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил вывезли великие Святыни в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись. Но в 1951 году в монастырь прибыли местные чекисты - специальная служба "Удба" (югославский ОМОН). Они взяли Святыни и отвезли их в Титоград (ныне Подгорица) и через некоторое время передали реликвии в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.

В 1968 году один из полицейских тайно сообщил о Святынях Цетинскому игумену Марку (Каланья) и Епископу Даниилу. Им удалось в 1993 году вызволить из многолетнего заточения десницу Святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста
Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить ее из плена до сих пор остаются безуспешными.

Списки Иконы.

Когда в 1852 году в Гатчине завершилось шестилетнее строительство величественного собора во имя Святого Апостола Павла, для этого Собора был выполнен список с чудотворной иконы Филермской. В 1923 году Итальянское правительство, одно из первых признавшее Советскую Россию, обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского Ордена. Поскольку Святынь в России уже не было, в1925 году послу Италии в СССР был передан этот самый список.

Известно, что икона пять десятилетий хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (полное название Ордена). С 1975 года и по сей день, она пребывает в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи.

Последнее из оставшихся в России изображение Филермской иконы Божией Матери находится на медальоне Великого Магистра де Ла Валетта - большом Мальтийском кресте с помещенной в его центре, на медальоне, изображением иконы. В настоящее время он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля.

Святой Лука принёс икону назореям посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству . У них она пребывала три века.

Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился граф Павел Иванович Игнатьев "с каким-то военным ," и изъял святыни. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр, и Игнатьев увез их в Эстонию , в город Ревель (ныне Таллин). В году Итальянское правительство обратилось к Советской России с просьбой "вернуть" святыни, но к этому времени они уже были зарубежом. В году послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви и мирян, был передан список с Филермской иконы из Гатчинского Павловского собора. Эта икона пятьдесят лет хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Мальтийского ордена, а с года пребывает в базилике Марии Ангельской в городе Ассизи .

Тем временем подлинные святыни некоторое время находились в Таллинском Александро-Невском православном соборе, а после были тайно перевезены в Данию , где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна . После её кончины, 13 октября года в пригороде Копенгагена ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому) . Затем они были помещены в православном соборе Берлина . Но в году, предвидя великие бедствия в Германии, епископ Берлинский Тихон передал святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу .

В Югославских землях

Король Александр I с особенным благоговением хранил святыни в часовне королевского дворца, а после в церкви загородного дворца на острове Дединьи . В апреле

Филермская икона Божией Матери является одной из покровительниц Санкт-Петербурга, наряду с Казанской, Царскосельской, Скорбящей с грошиками, Невской Скоропослушницей иконами Богородицы. Эта икона более века пребывала в пределах столицы Российской Империи в церкви Зимнего дворца, будучи моленным образом последних шести Российских императоров, в том числе и Царя-Мученика Николая II. Публикуем отрывок из книги о том, как икона оказалась в России.

В конце ХVIII в. Мальтой овладели наполеоновские войска, и тогда мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1796 г. посол Мальтийского ордена граф Джулио (Юлий) Литта прибыл в Петербург, где на торжественной аудиенции просил императора Павла I принять Мальтийский орден под свое высокое покровительство. В 1798 г. мальтийские рыцари избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же 1798 г., а чудотворная Филермская икона Божией Матери и части древа Животворящего Креста Господня - в 1799 г.. Первоначально они находились в Воронцовском дворце, где размещался мальтийский капитул.
Движимые чувством благодарности мальтийцы отправили депутацию в Петергоф для принесения святынь в дар императору Павлу I. Император изъявил желание ознаменовать сие событие особым празднеством, усматривая в нем проявление особой милости Божией к России.
12 октября 1799 г. в 10 часов из Гатчинского дворца выехала кавалькада с императором во главе, для встречи другой процессии, в которой представители Мальтийского ордена везли в Гатчину свои святыни. После встречи у Спасских ворот, началось торжественное шествие.
Впереди с крестным ходом шло духовенство, затем ехал наместник Мальтийского ордена - граф Юлий Литта, у которого на руках, в золотом ковчеге, на алой бархатной подушке, покоилась честная десница св. Иоанна Крестителя. Вслед за Литтой мальтийские рыцари везли Филермскую икону Божией Матери и части Животворящего Древа. Император Павел I шел рядом с каретой, в полном облачении Великого магистра; на нем был красный «супервест» и черная мантия, на груди - мальтийский крест, а на голове - золотая корона Великого магистра. За императором шли русские члены священного совета Мальтийского ордена: граф Иван Петрович Салтыков, князь Петр Васильевич Лопухин, Яков Ефимович Сиверс и другие. За ними следовала многочисленная царская свита; процессию завершало множество простых жителей Гатчины.
Когда процессия приблизилась ко дворцу, Павел I взял десницу св. Иоанна Предтечи и, с пением тропаря, внес ее в придворную церковь, где и положил на приготовленном месте; здесь же была положена Филермская икона Божией Матери и часть Животворящего Древа.

ПОСЛЕДНИЙ ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В ЕЕ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

Филермская икона Пресвятой Богородицы - один из немногих образов, который во время земной жизни Пресвятой Богородицы был написан святым апостолом и евангелистом Лукою. Икона была написана в 46 году от Рождества Христова, и это был последний образ Богородицы в Ее земной жизни. В последующие годы святым апостолом Лукой были написаны и другие иконы Богородицы, например, Киккская икона, но все они были написаны по памяти святого Луки. Но Филермскую икону, согласно преданию, Лука писал, смотря на Пресвятую Богородицу, которая сидела напротив, задумчиво глядя вдаль.
Филермская икона Пресвятой Богородицы была принесена святым Лукой в Антиохию, где она пребывала на протяжении трех столетий. Позднее икону перенесли в святой град Иерусалим, где ей по воле Божией предстояло пробыть недолго. В 430 году супруга византийского императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда по особому благословению переслала икону сестре своего супруга Пульхерии. Пульхерия поставила бесценный образ в новоустроенном Влахернском храме в Константинополе. В храме многие верующие получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной. Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Константинополе. Но после захвата в 1203 году крестоносцами Константинополя икону вновь перенесли в Святую Землю.
Тогда чудотворный образ оказался в руках католиков-рыцарей ордена иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. Через 88 лет Акра была захвачена турками. Отступая, иоанниты взяли святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейском море. Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету. В 1530 году император Римской империи Карл V передал острова Мальту, Комино и Гоцо ордену иоаннитов. Так чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы по воле Божией обретает новое пристанище в замке Святого Михаила - главной резиденции Мальтийского ордена на острове Мальта. А затем была сооружена часовня мадонны Филермо, и в 1571 году чудотворная икона заняла место в этой часовне и стала именоваться Филермской.
Название «Филермская» происходит от названия холма Филермо, на котором была построена часовня. С холма Филермо высотой 267 метров открывается прекрасный вид на остров и море, часовня Филермской иконы Богородицы также хорошо видна с равнинной местности. Название холма, в свою очередь, происходит от имени монаха, пришедшего сюда из Иерусалима в XIII веке, он построил на холме небольшую церковь, рядом с которой через несколько веков и была построена часовня мадонны Филермо. Вокруг холма образовалось селение Филермиос. Церковь, построенная монахом, в наши дни находится в центре большого Филермского монастыря, куда приезжают паломники из многих стран.
В России празднование Филермской иконе было установлено в 1800 году, и день этот приходился на 12 октября ст. ст., в память перенесения чудотворного образа в Россию. В 1852 году Государь Император Николай I распорядился сделать копию Филермского образа Пресвятой Богородицы. Список с чудотворной иконы был выполнен и обрел свое место в Гатчинском соборе. Так случилось, что это был единственный список в России с Филермской иконы Богородицы, которая пребывала в нашей стране с 1799 до 1919 года. В 1925 году по просьбе итальянского правительства послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви был передан этот список с Филермской иконы.
Принято считать, что чудотворный список написан один к одному с подлинной иконы, однако это не так. Размеры списка - 41,2 х 30,3 см, размеры подлинной иконы - 50 х 37 см. Имеются и другие различия.
Так случилось, что в России после революции не осталось ни списков, ни фотографий Филермской иконы Богородицы. Однако в наши дни в некоторых храмах Русской Православной Церкви имеются списки Филермской иконы, что также немаловажно: ведь верующие, возносящие свои молитвы к Божией Матери перед любой Ее иконой, от образа мысленно восходят к Первообразу.
Филермская икона Богородицы в Цетинье находится в хорошем состоянии, за всю свою многострадальную историю икона несколько раз сама обновлялась, поэтому краски и Лик Богородицы хорошо сохранились. Драгоценная риза не повреждена. Риза имеет богатое покрытие золотом, на золоте, охватывающем Лик Божией Матери, имеется восьмиконечный крест из эмали. У чудотворного списка звезда выполнена из металла, и риза производит впечатление шлема. У подлинной иконы риза украшена девятью большими рубинами, чередующимися с крупными бриллиантами, исполненными в виде цветов. На одеянии Пресвятой Богородицы - двойное ожерелье из сапфиров и бриллиантов, сапфиры (их 6) - в виде крупных капель. В цепочке сапфиров отсутствует центральный камень, раньше на его месте находилась серьга, пожалованная императрицей Екатериной II. На золотой раме, окружающей изображение Божией Матери, в углах расположены золотые Ангелы. Существующая драгоценная риза была изготовлена в России в 1801 году, после убийства Императора Павла I, который долгими часами молился перед Филермской иконой Божией Матери. До приезда в Россию риза Филермской иконы была сделана из серебра и жемчуга.
В отличие от других святынь, отданных из музея городе Цетинье в монастырь святителя Петра Цетинского, Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в историческом музее. Радует только одно - святыня цела (долгое время икона считалась утерянной) и находится на территории православного государства. Такова история лишь одной иконы, связанная с социальными изменениями, потрясшими наше Отечество после 1917 года.

Загрузка...