domvpavlino.ru

Изменение культуры быта петре 1. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Изменения в дворянском быту

При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и ее развития.
Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства и была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны, поиском и использованием полезных ископаемых, строительством новых городов, ростом мануфактурного производства и торговли.
Были заложены основы отечественной медицины. В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будущего Ботанического сада. А в 1707 г. был открыт первый в России госпиталь и при нем госпитальная школа. С 1718 г. в Петербурге начали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.
В 1720 г. была издана карта Каспийского моря.
В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горноразведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. А в 1714 г. молотовый мастер Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска. В начале 20-х гг. рудознатец Григорий Капустин открыл месторождения каменного угля на юге России. Тогда же бурые угли были обнаружены в Подмосковье.
Сподвижник Петра Яков Вилимовнч Брюс в 1699 г. организовал Навигацкую школу в Москве, в которой изучалась астрономия. Здесь же в 1702 г. по его указанию была оборудована первая в России обсерватория, оборудованная в Сухаревой башне. На основе пятилетних наблюдений в 1707 г. Брюс составил первую в России карту звездного неба. С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.
Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики» Леонтия Филипповича Магницкого - энциклопедии математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов назвал позже «вратами своей учености».
Андрей Константинович Мартов в 1712-1725 гг. первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков.
В 1724 г. по проекту другого гениального русского механика -Никонова была создана и испытана на Галерном дворе первая русская подводная лодка.
Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфях.
По указанию Петра I с 1722 г. начался сбор материалов по истории России для последующего написания научных трудов и учебников. В Петербург со всех концов страны и из-за границы начали свозить интересеные документы и материалы, положившие начало русским архивам.
Интерес к знаниям у Петра сохранялся на протяжении всей жиз-i ни. Не удивительно, что именно при нем впервые начала формироваться государственная политика в области образования. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и отправление талантливой молодежи для обучения за границу, не может дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.
Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения (где готовили офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.
Поскольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании.
Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в. в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.
Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М. В. Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
С 1703 г. начала издаваться первая официальная печатная газета - «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.
Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1719 г. Кунсткамера (помещение для редкостей), в которой хранились собрания минералов, медицинские препараты, древние монеты, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов», был устроен зоологический кабинет. Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 г. в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 г. об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя в 1725 г.).
При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства.
Однако в целом все эти преобразования и нововведения носили переходный характер, так как во многом еще сохранялись черты прежней эпохи.
Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосное пение ансамбля или хора певцов без музыкального сопровождения, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников).
Архитектура петровского времени представлена прежде всего ансамблями зданий Санкт-Петербурга, для строительства которых были приглашены лучшие зарубежные специалисты - Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы - И. К. Коробов и М. Г. Зсмцов. Важнейшими памятниками архитектуры того времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения Петергофского ансамбля.
Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером в этом направлении был А. Ф. Зубов.
Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин (1690-1742), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе») присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера.
По обилию новых явлений в культурной жизни первая четверть XVIII в. не имеет аналогов в отечественной истории.
По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды - камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем - ссылка.
Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.
С января 1700 г. Петр ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Поэтому теперь вслед за 7207 г. наступил 1700 г. К тому же новый год теперь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января.
Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией, фейерверки, маскарады. С 1718 г. он специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. На них приглашались знакомые сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, тал цах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиоз-ный ужин, в ходе которого каждый хозяин ассамблеи стремился великолепием и новинками превзойти своего предшественника.
Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярной стала игра любительских оркестров, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.
Новшеств в быту высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие по правилам хорошего тона. В 1717 г. вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов».
Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление светских ее начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры. Эти перемены были неоспоримы и весьма заметны.
Именно на их основе зародилась и развилась отечественная нау-ка, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только в последующие десятилетия XVIII, но и XIX вв.
Однако культура петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси.
Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более чем чудачества самого царя и своих господ.

Взойдя на престол, Петр I принял решение изменить облик страны. Его не устраивали существующие порядки и положение России на международной арене. Поэтому ему так хотелось вывести государство на лидирующие позиции во всех отношениях. Однако планируя реформы, вынужден был брать с чего-то пример. Образцом выступила прогрессивная Европа. Мы сегодня поговорим о том, какими были изменения культуры при Петре 1.

Великое посольство

Реформы культуры и быта при Петре 1 положительно отобразились на будущем страны. Что поспособствовало началу изменений? В 1697 году Россией была предпринята дипломатическая миссия в страны Европы. В ее состав входили дипломаты и волонтеры, которые ехали с целью узнать новые технологии в строительстве. Среди их числа ехал и сам царь, несмотря на то что он оставался инкогнито под псевдонимом «Петр Михайлов». Из-за своей неординарной внешности (Петр I был более двух метров ростом, а руки и ноги у него были непропорционально длинными) был в скором времени разоблачен. Также в кампании принимали участие лекари, небольшой отряд охранников и солдат, слуги. Посольство даже сопровождали личные повара и шуты.

Истинные причины посольства

Официальной задачей дипломатической миссии была своего рода «разведка» планов правителей других стран, а также сближение с потенциальными союзниками против Османской империи. Петр I хотел обрести как можно больше друзей среди европейцев, чтобы вместе с ним бок о бок вести бои с Турцией, посягавшей в то время на территорию России. Однако эта стратегическая цель была не единственной. Царь хотел посмотреть на быт и жизнь людей в зарубежных странах. Он хотел перенять у них технологии и знания, чтобы потом внедрить эти новшества в своем государстве. Действительно, культура и быт при Петре 1 претерпели много изменений. Об этом далее.

Чему учился Петр Михайлов

Сравнивая иностранцев со своими соотечественниками, Петр видел большой разрыв между ними. Помимо явного отставания в военно-технических областях, можно было увидеть огромную разницу в культурном и образовательном уровне людей. Волонтеры «великого посольства» были определены в специальные места, где они обучались строительному и мореплавательному делу. Сам Петр был и плотником, и моряком. Он ходил на лекции по анатомии. Там он познакомился с лучшими докторами. Даже увидел в одном из кабинетов препарированный труп ребенка и удивился, какой живой и превосходный вид был у мертвеца. Как повествуют биографии, Петр даже поцеловал мертвую улыбку.

Культура России при Петре 1 претерпела кардинальные изменения благодаря тому, что царь посещал множество придворных домов, светских балов, где видел общение элиты друг с другом. Ему хотелось бы, чтобы и его подчиненные не боялись высказывать свои мысли, как это делали приближенные английского короля. В этом царь и видел отличие своей страны от зарубежных. Дипломатическая миссия Петра приехала, чтобы набираться учености, но мало кто из них придавал должное внимание обычаям, нравам и правилам, которые царили в том обществе. После проживания в арендованных домах, они оставляли за собой разруху, за что потом им предъявлялись огромные даже по меркам того времени счета. Но царь подмечал и запоминал все, и эти недостатки ему хотелось искоренить.

Первые реформы

По прибытии в Москву Петр сразу же стал издавать указ об изменении существующих порядков по всей стране. Естественно, в первую очередь реформы коснулись военной сферы. Подвергались изменениям финансовая и судебная системы. До области просвещения вскоре дошел свой черед.

Образование специалистов

Культура в эпоху Петра 1 вышла на совершенно новый уровень. Уже через два года после окончания «Великого посольства» по всей территории государства начали открывать военные школы. Ведь для того чтобы вывести Россию на передовые позиции, необходимо было подготовить настоящих специалистов. В 1701 году в столице государства была открыта Навигацкая школа. Здесь учеников обучали математике, навигации, геометрии, а также знанию небесных тел. Несколько месяцев спустя был образована Артиллерийская школа. Для лекарей открыли Медицинскую школу в 1707 году, а для инженеров только в 1712 году.

Грамота для граждан

Как только в России стали появляться первые выпускники-специалисты, которые занимались строительством флота и военной техники, Петр I начал образовывать школы в губерниях. Здесь обучались дети простых жителей. В цифирные школы также поступали выпускники специальных Навигационных школ. Здесь также преподавали азы арифметики и грамматики. За все правление царя, к 1725 году, в России было построено уже 42 цифирные школы. В них обучались 2 тысячи школяров.

Дети солдат учились в отдельных заведениях - в гарнизонных учреждениях. При заводах также образовывались мастерские, куда набирали детей-подмастерьев. Им передавали все основы мастерства. Для обучения духовенства были построены епархиальные училища. В качестве единственного учебного заведения в Москве работала только Славяно-Греко-Латинская академия, которая была образована еще в 1687 году. Также для священников была образована Киевская духовная академия.

Заграничное обучение

Появилась тенденция посылать дворянских детей за границу, чтобы там они выучились какому-нибудь мастерству. Отправляли в другие страны даже взрослых людей. Среди них были, например, именитые графы Д. М. Голицын и П. А. Толстой. Петр Андреевич начал свое позднее обучение, когда ему исполнилось 52 года. К этому моменту него уже были взрослые внуки, но это не отпугнуло ученика.

Таких людей называли волонтерами. Их присылали в основном группами в такие страны, как Голландия, Франция и Англия. Основными направлениями образования были: медицина, навигация, искусство (живопись и скульптура), инженерное мастерство.

К 1725 году число обученных за рубежом россиян приблизилось к тысяче. Однако не все из них добросовестно относились к своим поездкам. Зачастую они лишь тратили казенные деньги. Возвращаясь на Родину, они не могли показать никаких навыков. Участь таких недорослей была предрешена - их отправляли в рядовые или определяли матросами на корабли.

Академия наук

Отправляясь за рубеж, русские дипломаты и послы получали распоряжение - завербовать хотя бы двух иностранцев - мастеров какого-либо дела. Таким образом, в России увеличивалось количество ученых людей. К 1725 году их набралось столько, что оказалось возможным открыть первую в стране Академию наук. Здесь обучались студенты различным серьезным наукам. Продолжить свое образование и полностью изучить свои отрасли они могли в Европе, куда отправлялись по приказу Петра I. Финансировалось это заведение исключительно на деньги страны. Государственный бюджет также распределялся на поездки студентов за рубеж. Такое явление было достаточно редким.

Открытие типографий

Для лучшего и скорого процесса обучения были напечатаны новые книги. Для этого в столице отстроили новые типографии. Некоторые из них выполняли специальные функции. Например, в Петербургской типографии печатались только официальные указы, распоряжения власти и Петра I. Также были открыты: Сенатская типография, при Александро-Невской лавре, при Морской академии и Академии наук. Начали появляться первые независимые частные учреждения: типография Василия Киприянова.

Книжные нововведения

Раньше существующие книги были трудны для понимания не только из-за большой безграмотности в стране, но и из-за сложности алфавита и шрифта. В 1708 году своим указом царь постановил упрощения языка книг. Старославянство на письме уступало место разговорной речи. До современности дошли книги и газеты, которые свидетельствовали о популяризации иностранных слов. Зачастую их использовали совершенно неоправданно в публикациях и в различных сочинениях.

Обновились и школьные учебники. Началась публикация авторских книг по арифметике, письму. Помимо теоретических знаний в них можно было найти множество практических советов: как измерить расстояние между деревьями, рассчитать высоту колодца и многое другое.

Публицистика

Петр I в области культуры провел много реформ. Он является родоначальников публицистики в России. Именно Петр 1 образовал первую в государстве газету «Ведомости» в 1708 году. Сам царь являлся автором многих ее заметок. Многие публикации проходили его редактуру. Первые издания были рукописными, поэтому количество экземпляров было очень ограничено. Однако с развитием технологий увеличился и тираж «Ведомостей». В основном на страницах газеты печатались факты о военном положении, объяснение реформ царя, с целью создать симпатию и доброе отношение народа к нововведениям. С помощью публицистического издания Петр I создавал выгодные ему и власти посылы, успокаивающие недовольства дворян и крестьян. Также газета занималась просветительской деятельностью: она делилась результатами различных экспедиций или научных исследований, давали хозяйственно-бытовые полезные советы. Также располагала информацией о старых и новых праздниках.

Популярность при Петре набирали отпечатанные календари. Помимо перечисления дат и месяцев, в них содержалась еще и другая интересная информация. Покупатели могли узнать, прочитав календарь, когда будет восход и заход солнца, заметки и догадки о погодных условиях, а также приближение празднеств.

Художественная литература

Преобразования Петра 1 в области культуры коснулись и художественной литературы. Появились новые литературные направления и течения. Теперь авторы в своих художественных произведениях поднимали новые проблемы. Стало интересно поднимать проблемы, которые бы не соприкасались со старомосковским сознанием и реалиями. Примером тому служили повести об обычных солдатах, моряках, которые выполняли свой долг, а также старанием и упорным трудом продвигались по карьерной лестнице.

Также для воспитания недорослей и прививания им правил поведения в обществе или в семье, переводились зарубежные книги. Одной из таких была «Юности честное зерцало».

Культурная оппозиция

По мере роста грамотности начала возникать и оппозиция. Ведь многие указы и реформы Петра 1 в культуре совершенно меняли устоявшийся быт дворян. По всей стране «гуляли» подметные тетради. Авторов у этих произведений, естественно, не было, ведь в них содержалась критика внутренней и внешней политики Петра. Анонимы обычно оставляли их в людных местах, чтобы как можно больше человек могли ознакомиться их содержанием и узнать «истинные» факты о «непотребном поведении» правителя. Историки считают, что в основном эти публицистические листки писались выходцами из старообрядческой сферы.

Строительство Северной столицы

Петр I заложил и построил новый город. Своим указом от 1703 года он объявил о строительстве крепости и одноименного города - Санкт-Петербург. Постройкой занимались тысячи мастеров, половина из которых погибла во время тяжелых годов упорной работы. Уже к 1712 году приближенные царя переехали со своими дворами и семьями в новый город, который стал военной и культурной столицей Российской империи на несколько веков.

Проект всего города был изначально разработан и спланирован. Улицы должны были проходить строго параллельно друг другу и пересекаться под углом 90°. Артерий Санкт-Петербурга стали называть Невский проспект. В городе начали появляться монументальные сооружения, которые славились своей архитектурой. Многие здание выполнялись в стиле барокко, украшались золотом, резным орнаментом. Все силы были брошены на то, чтобы новый город своей красотой превзошел в сотни раз старую столицу России. Ведь всем историкам известна искренняя нелюбовь царя к Москве.

Появление живописи

Список преобразований в культуре при Петре 1 был бы не полным без такого значимого, как появление живописи. Если еще XVII столетие России не знало живописного искусства, то с приходом Петра возникает действительно истинно русская живопись. На слуху стали появляться портретисты, мастера гравюры. Среди любимых сюжетов были бои и баталии, морские сражения и, конечно же, красивый город Петербург. Художественная культура при Петре 1 процветала. Известные художники - А. Матвеев, И. Никитин, Зубовы, А. Ростовцев занимались росписью художественных книг, составлением географических карт для школьных учебников. Многие живописцы приехали из Европы и, уже открывая свои мастерские, обучали русских художественным приемам. Их вклад в российское искусство нельзя недооценивать.

Театральная жизнь

Реформы Петра 1 в сфере культуры коснулись и театральной жизни. После «Великого посольства» в Москве возникает театр. В России тогда еще не было актеров, поэтому персонажей во всех спектаклях и постановках играли европейцы. Драматическое искусство также не было развито, поэтому переводчики переводили зарубежные пьесы, которые потом оказывались на сцене театров. Однако театр не был популярен среди народа. Даже сам царь в скором времени потерял свой интерес к театральному мастерству. Ему хотелось всегда быть активным героям, а не пассивным зрителем, как происходило в зрительском зале. Однако в Москве имели успех непрофессиональные, любительские выступления, подготовленные учениками академий.

Ассамблеи

Очередным новшеством для общества было введение ассамблей - предвестников будущих светских балов. На этих мероприятиях дворяне находили для себя множество развлечений. Здесь собирались только знатные люди. Простому люду быть закрыт путь на такие вечера. Сезоном проведения ассамблей считалась зима. В основном они устраивались и князей или графов, однако не редки случаи, когда ее хозяином мог стать сам Петр I.

На таком событии необходимо было представить богатый вкусный стол, большое помещение для танцев. Обустраивались специальные уголки для игр в шахматы. Поощрялось курение табака и трубок.

Появление ассамблей кардинально изменило жизнь русских женщин. Впервые для них открывалась дверь в общество. Одиночеству и затворничеству пришел конец, теперь им дали возможность показать себя. Излюбленным занятием становятся танцы. Женщины обязательно посещали такие мероприятия в богатом убранстве. Если на первых ассамблеях костюмы дам были смешны и неуклюжи, то с течением времени они оттачивали свой вкус и появлялись уже в интересных нарядах, которые привлекали всеобщее внимание. И каждая старалась перещеголять другую даму. Чувствовался конкурентный дух.

Новая мода

Реформы культуры и быта Петра 1 коснулись и внешнего вида дворян и бояр. Царь испытывал острую неприязнь к длинным платьям в пол и к широким рукавам. Поэтому на одном из шуточных пиров он пришел в бешенство и бросился с ножницами на окружающих людей и стал отрезать им рукава. Через несколько месяцев на главных столбах уже были повешены листы, говорившее о том, что теперь запрещалось носить русские платья. Дворянам надлежит надевать венгерские кафтаны. Чтобы этот указ не был сорван разгневанной публикой, к столбам приставили охрану.

Также истории известно другое происшествие с ножницами. По приезде в Москву в 1698 году царь при встрече со своими боярами лично отрезал каждому из них бороду. Стрижка не постигла только представителей белого духовенства. Брадобритие было встречено негативно в России, так как она была долгие годы своеобразным символом зажиточности и порядочности. Поэтому впоследствии она становится образом ушедшей старины и протеста против нововведений.

Не только благородное сословие подчинилось этой реформы Петра 1 в культуре. Это решение коснулось всех жителей государства. Те, кто не желал расставаться с волосами, могли заплатить налог за ношение бороды. Однако цена его была настолько высокой, что даже не все знатные князи могли позволить себе отдавать ежегодно круглую сумму. Те «счастливчики», которые осмеливались платно оставлять свои бороды, носили на груди специально отлитый бородовой знак. С одной стороны на бляхе были изображены усы, а на другой красовалась надпись: «Деньги взяты».

Летоисчисление

Очередной реформой Петра 1 в области культуры, повлиявшей на всю истории России, является новое летоисчисление. Царь объявил в своем указе, что счисление лет нужно производить по-другому. Новолетие должно было начаться с 1 января. А года отсчитывались от Рождества Христова. Таким образом, в стране закрепился новый праздник, который в современном мире считается одним из самых любимых среди жителей России.

Отмечая Новый год, Петр также ввел традицию запускать фейерверки и устраивать народные гуляния. Городские жители должны были украшать свой дом хвойными ветками, а также при возможности салютовать в честь наступления Нового года.

Таким образом, благодаря реформам культуры и быта, Петр I не только завоевал уважение к стране среди европейских государств, но и поднял культурный уровень России. Его нововведения, встреченные поначалу негативно, дожили до сегодняшних времен. Без реформ Петра 1 в области культуры история государства и современная жизнь в нем были бы совершенно другими.

Дворянское обучение и служба

Во время Петра Великого молодые дворяне, достигшие 16 - 17-летнего возраста, обязаны были нести пожизненную службу. Начинали они службу рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях. Военная форма - «немецкий» мундир.

Дворяне изучали артиллерийское или инженерное дело. Отсутствовала единая система преподавания, учебники. Те из дворян, кто отправлялся за границу, должны были освоить математику или «навигацию» на чужом языке. Экзамены принимал лично Петр I.

Если дворянин увольнялся с военной службы, то он назначался на «статскую», исполнял обязанности воеводы в провинциальном городе, чиновника в одном из учреждений или сборщика подушной подати.

Дворянская одежда и облик дворянина

Изменения произошли в ношении одежды. Началась борьба с широкорукавным платьем. 29 августа 1699 г. Петр указом запретил носить старый русский костюм, а в январе 1700 г. обязал носить платье на манер венгерского. Позднее все бояре и дворяне должны были одевать немецкое платье по будням и французское - по праздникам. Дворяне обязывались брить бороду. За нарушение царского указа следовал штраф и битье батогами.

С 1 января 1701 г. женщинам предписывалось носить европейское платье. Появилось много украшений, в моду вошло кружево, жабо. Среди головных уборов лидером стала треуголка. Вводился парик, корсет, широкие юбки, узконосая обувь.

Дворянские развлечения и быт

В дворянских домах появились предметы роскоши: зеркала, гравюры, кровати, столики, табуреты, кресла, шкафы-кабинеты для бумаг, серебряная, оловянная и стеклянная посуда. На это тратились большие средства.

Дворяне обучались манерам. Пленные шведские офицеры и женщины из немецкой слободы обучали русских таким танцам, как полонез, менуэт и гросфатер.

Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось летоисчисление от Рождества Христова. Новолетие начиналось с 1 января, как во многих европейских государствах. Праздновали с 1 по 7 января. Ворота дворов украшались сосновыми, еловыми и можжевельными деревьями, ворота бедных владельцев - ветвями. В столице устраивались фейерверки.

Создавалась новая система праздников; устраивались маскарады, балы. С 1718 г. Петр ввел ассамблеи, на которые мужчины обязаны были являться вместе с женами и взрослыми дочерьми. В XVIII в. появились игры в карты и шахматы. Для высшего общества организовывались катания по Неве.

Крестьянская жизнь и быт

Крестьянский быт не претерпел существенных изменений. Шесть дней в неделю крепостные крестьяне работали на помещика, по воскресеньям и праздникам - на собственных земельных участках. Дети с 8 - 9 лет приучались трудиться. Отец воспитывал своего сына по своему подобию.

Все земельные вопросы находились в ведении общины, которая следила за порядком, разбирала ссоры между односельчанами, занималась раскладкой повинностей. Все были объединены круговой порукой. Местные дела решал сход женатых мужчин.

Сохранилось сильное влияние традиций в быту, следование обычаям. Одежда продолжала оставаться традиционной и шилась из холстины и других дешевых материалов. Гардероб женщины составляла рубаха, сарафан, телогрея, шуба. Европейская мода пришла в русскую деревню только в конце XVIII в.

Основные развлечения крестьян - массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда - похлебка, щи и мучные изделия.

Городской быт

Горожане жили в усадьбах, разводили лошадей, коров, свиней, птицу; обрабатывали огороды. Разрешалось курение.

В 1714 г. вводился ценз грамотности жениха, без достижения определенного уровня образованности брак не допускался.

Обязательным становилось изучение «Юности честного зерцала» - свода правил общежития.

Праздники

Во времена Петра I проводилось много празднеств, которые от-мечали пышно, с размахом, с фейерверками, иллюминацией, паль-бой из пушек. Поводов для праздников находилось много: это и по-беды в Северной войне, празднование Нового года, спуск на воду нового корабля, именины государя.

Указ Петра I о Новом годе

Пётр I издал указ, по которому новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как было раньше, и отсчёт лет шёл от Рождества Христова, как на Западе, а не от Сотворения мира, как было в Рос-сии. Указ издали в декабре 1699 г. и, таким образом, с 1 января в стране наступил новый, 1700 год, а не продолжался 7208 г. от Со-творения мира.

Первый Новый год отмечался так. Был издан специальный указ, по ко-торому царь велел 1 января 1700 года в Москве на Красной площади рас-ставить 200 пушек, из которых палили шесть дней кряду. Устроили пыш-ный фейерверк. Каждому владельцу дома приказали украсить свои воро-та сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветками. А те хозяева, у ко-торых имелось огнестрельное оружие, должны были салютовать в честь Нового года. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Петровские ассамблеи

Царь Пётр I также ввёл ассамблеи. В указе говорилось, что это слово — французское. Оно подразумевало приёмы в каком-то богатом доме, где присутствовали не только мужчины, но и женщины. Там танце-вали, вели светские разговоры и дружеские беседы, обменивались мнениями, пили ранее неизвестный в России напиток — кофе, курили трубки с табаком по европейскому обычаю, играли в шашки и шахматы.

Каждый петербургский вельможа хотя бы один раз в году (а то и чаще) должен был устроить в своём доме ассамблею, выставить угощение, обеспечить залу для танцев, комнаты для отдыха, игр и бесед. В основном ассамблеи устраивались зимой.

Картинки (фото, рисунки)

  • Быт и одежда во времена петра 1

  • Изменение в быту при петре 1 кратко

  • Как жилось крестьянам при петре 1

  • Крестьяни жизнь и быт при петре 1

  • Быт во время петра 1

Вопросы к этой статье:

§ 11. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ ПРИ ПЕТРЕ I

Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей?

Титульный лист «Юности честного зерцала…».

1. Дворянский образ жизни

При Петре I молодые дворяне, как и прежде, должны были с 16—17 лет нести пожизненную службу. В первой половине XVIII в.

они часто служили рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях — вместе со вчерашними крестьянами и посадскими.

Служба и в XVII в. была нелёгкой. Но теперь, помимо обычных боевых и походных тягот, дворянину надо было облачаться в «немецкий» мундир, усваивать приёмы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат.

Самим им нужно было учиться артиллерийскому или инженерному делу и в соответствии с царскими указами стараться дать образование своим детям.

Учиться же дворянину Петровской эпохи было очень трудно — не было ни системы преподавания, ни профессиональных учителей, ни учебников.

Юному недорослю приходилось сталкиваться с «премудростью» на невразумительном научном языке, терпеть порки, холод в неотапливаемых помещениях и голод, поскольку копеечное жалованье выдавалось нерегулярно. Дежурившие в классах Морской академии гвардейские солдаты за нарушение порядка били воспитанников независимо от их происхождения. Отправлявшиеся по приказу Петра за границу дворянские отпрыски должны были (умея лишь читать и писать по-русски) изучать математику или «навигацию» на чужом языке.

Какие учебные заведения существовали в России до Петра I?

Какие были созданы в его правление?

«Отставка» — по болезни или по ранению — при Петре I и его преемниках не означала вольной жизни в имении.

Дворянин увольнялся с военной службы и тут же назначался на «статскую» — воеводой в провинциальный город, чиновником в новое учреждение или сборщиком подушной подати.

Покоя не было и дома.

Надо было носить «немецкий» кафтан и брить бороду — царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье». А ещё надо было отмечать новые праздники, являться на маскарад, обучаться манерам.

Пётр приказывал также собираться на ассамблеи, куда мужчины обязаны были приходить с жёнами и взрослыми дочерьми. Пленные шведские офицеры и жительницы немецкой слободы учили русских полонезу, менуэту и любимому Петром танцу — гросфатеру.

Дворец Шереметевых на Фонтанке в Петербурге.

На смену церковной литературе пришли отечественные и переводные книги по математике, механике, фортификации; руководства по составлению писем и приобретению светских навыков («Юности честное зерцало…»).

В круг чтения людей той эпохи вошли сочинения античных авторов Квинта Курция, Юлия Цезаря, Иосифа Флавия и занимательные повести о храбрых и галантных героях («Гистория о российском матросе Василии Кориотском» или «О Александре российском дворянине»).

Дамы сменили русские сарафаны на пышные платья с открытыми плечами, освоили модные причёски. Появились новые привычки вроде курения табака, новые развлечения — игра в карты и шахматы.

Местом гуляний петербургской публики стал Летний сад, украшенный античными скульптурами богов и героев.

Для царя европеизация означала прежде всего овладение прикладными знаниями, техникой. А дворянские недоросли предпочитали менее трудный путь для сближения с «во нравах обученными народами» — знакомство с модами, светскими развлечениями и т.

Так реформы способствовали отчуждению верхов общества от низов. К тому же новые культурные запросы обходились дорого: чтобы жить «по-европейски» (иметь хороший дом, модную одежду, карету, учителей для детей), нужно было иметь не менее 100 крепостных душ.

Крестьяне.

XVIII век. Художник Ф. Лерье

2. В крестьянском и городском «миру»

Деревенская жизнь, в отличие от дворянской, шла, как и прежде, согласно вековым обычаям и повторявшемуся из года в год кругу земледельческих работ. Пётр I, правда, пытался своими указами приучить крестьян убирать рожь косами и ткать широкие холсты. Но на практике ничего не изменилось: приёмы работ определялись местными условиями, а широкий холст нельзя было изготовить на обычном ткацком станке.

Крестьянский мальчик с 8—9 лет приучался к крестьянскому труду, а девочки — прясть, вышивать, ткать, доить корову, стряпать.

В традиционном обществе сын занимал место отца и точно так же воспитывал своих детей. Община-«мир» регулировала порядок пользования землёй, разбирала ссоры односельчан, занималась раскладкой повинностей, т. е. определяла, кто будет сколько платить и кто пойдёт ремонтировать дорогу и мост через речку. Круговая порука заставляла самих крестьян преследовать тех, кто уклонялся от общих дел.

Все важнейшие дела решались на сходе женатых мужиков — глав хозяйств, как правило, единогласно — взгляды выросших в тесном крестьянском «миру» людей были близкими.

Вся жизнь «мира» строилась на основе обычая: как молиться, как жениться, как справлять поминки, как сеять, как праздновать — всё это было определено традицией и проходило на виду и под контролем односельчан. Нарушителя принятых порядков ожидало всеобщее осуждение и даже изгнание.

Жители городов во многом походили на крестьян. Они жили в усадьбах — замкнутых мирках, окружённых забором. Горожане держали лошадей, коров, свиней, птицу; обрабатывали свои огороды; гуляли на Рождество и Масленицу, водили хороводы на Троицу и развлекались кулачными боями.

В крестьянской и посадской среде известия о небывалых новшествах — «немецком» платье, отмене патриаршества, новых праздниках с участием женщин — воспринимались с осуждением, как нарушение «старины» и православного благочестия.

Тем более что их введение сопровождалось увеличением податей, рекрутчиной, отправкой на строительство Петербурга, крепостей или каналов.

3. Новшества в повседневной жизни

Нам сейчас трудно представить себе потрясение традиционно воспитанного человека Петровской эпохи, когда он, оказавшись в столице, видел непривычно прямые улицы, построенные по европейским образцам дома и в Летнем саду мог столкнуться с самим Петром Алексеевичем — в «пёсьем облике» (бритым), в «немецком» кафтане, с трубкой в зубах, общавшимся на голландском языке с гостями.

Но со временем новые моды и привычки входили в повседневную жизнь.

В обиход дворян и богатых горожан вошёл европейский костюм: у мужчин — короткие штаны, камзол и кафтан с галстуком, башмаками, шляпой, париком; у дам — корсеты и платья с юбками на каркасах — фижмах, шарфы, веера, кружева, перчатки.

В обстановке домов появились зеркала и гравюры, новая мебель — кровати, столики, табуреты, кресла, шкафы-кабинеты для бумаг; серебряная, оловянная и стеклянная посуда.

Москвичи покупали импортный тростниковый «Канарский» сахар и кофе по 60 копеек за фунт; чай же был ещё дорог (фунт стоил 6 рублей) и несоизмерим по цене с икрой (5 копеек за фунт). В Грановитой палате устраивались ассамблеи, на улице можно было зайти в «кофейный дом», а о новостях из Лондона, Парижа, Вены и даже Лиссабона (пусть и с месячным опозданием) можно было прочитать в приходившей из Петербурга газете.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Петровские реформы способствовали формированию в России светского образа жизни и светской культуры, без которых не мог бы впоследствии появиться тип по-европейски образованного интеллигентного человека и гражданина — главное культурное достижение XVIII в.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра I по сравнению с предыдущим временем? 2. Какие перемены произошли во внешнем облике дворян? 3. Опишите крестьянский быт начала XVIII в. Отметьте, как на него влияли происходившие в стране перемены. 4. Что изменилось в жизни горожан в начале XVIII в., а что осталось по-прежнему?

5. Какие товары, появившиеся в России при Петре I, были неизвестны жителям страны раньше?

Изучаем документ

ИЗ СТАТЬИ ИСТОРИКА М. П. ПОГОДИНА

Мы просыпаемся. Какой нынче день? 18 сентября 1863 года. Пётр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Пётр Великий велел считать месяцы от января.

Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному первоначально Петром I, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завёл он, шерсть настрижена с овец, которых развёл он. Попадается на глаза книга — Пётр Великий ввёл в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнёте читать её — этот язык при Петре I сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят вам газеты — Пётр Великий начал их издание… За обедом, от солёных сельдей до картофеля, который сенатским указом указал он сеять, до виноградного вина, им разведённого, все блюда будут говорить вам о Петре Великом.

После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдём в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. Вы получаете чин — по Табели о рангах Петра Великого. Чин доставляет мне дворянство: так учредил Пётр Великий. Мне надо подать жалобу: Пётр Великий определил её форму. Примут её перед зерцалом Петра Великого. Рассудят по его генеральному регламенту.

Вы вздумаете путешествовать — по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо — Пётр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение.

Какие новшества Петровской эпохи в документе не названы? 2. Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для жителей современной России.

Думаем, сравниваем, размышляем

2. Используя Интернет, подготовьте презентацию на тему «Мода Петровской эпохи».

Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального дворянина, впервые попавшего на ассамблею.

Докажите (с помощью текста параграфа), что модернизация Петра изменила и повседневную жизнь людей.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

Перемены в повседневной жизни при Петре

Е. И. Кириченко (из книги «Русский стиль»): Культурный перелом в России рубежа XVII—XVIII веков — не поворот, а переворот. Переход от средневековья к Новому времени стал для неё одновременно переходом к ускоренному развитию (отставание требовалось навёрстывать).

Главное же, радикальность едва ли не величайшего за всю историю России стадиального переворота усугублялась сопровождавшим его другим переворотом. А именно: выходом за рамки связанной с православием культуры византийского типа и насильственным насаждением европейской культуры, генетически связанной и развивавшейся в контексте иных вариантов христианства.

Культура при Петре 1

Мудрец избегает всякой крайности.

Культура при Петре 1 в России это очень важная тема, поскольку принято считать, что петр 1 стал великим реформатором именно благодаря изменениям культуры в России.

На самом деле нужно разделять понятия: Петр Великий скорее не реформировал и создавал, а рушил старое.

И реформы Петра 1 в культуре лишний раз это подчеркивают. Сегодня я предлагаю детально поговорить о том, что собой представляла петровская культура, какие изменения происходили в стране и какие последствия эти изменения имели.

Насколько массовыми были изменения

Откроем любой учебник по истории и там будет написано, что при Петре 1 Россия ликвидировала отсталость, переняв европейский образ жизни, перестали носить бороды, стали одевать европейские одежды, пить кофе, курить табак, учить иностранные языки, читать книги, приглашать ученых и так далее.

Все это ложь, и никакой массовости и систематичности эти культурные изменения не носили.

О культуре петровской эпохи нужно понимать 2 вещи:

  • Петр 1 никогда ничего не позволял или разрешал. Он приказывал и заставлял. Поэтому когда говорят, что он позволит читать, учиться или пить кофе, нужно понимать, что Петр 1 заставлял читать, учиться и пить кофе. Разница между понятиями гигантская. Заставил это тоже самое, что солдат с палкой в школе, который бил детей и “вбивал” в них знания (именно по такому принципу работали петровские школы).
  • Как писал историк Ключевский — несмотря на все преобразования петровской эпохи, население России как было тягловым, так и осталось.

    Нам говорят, что Петр полностью изменил культуру страны, а один из виднейших историков нашей Родины пишет, что с точки зрения народа и общества мало, что изменилось.

Ключевский своей фразой подвел итог происходящему, но на мой взгляд гораздо более красноречиво о событиях той эпохи высказался Александр Сергеевич Пушкин.

Народ, упорным постоянством удержал бороду и русский кафтан. Народ был искренне удовлетворен своей победой и уже равнодушно смотрел на немецкий образ жизни своих обритых бояр.

Реформы Петра 1 в области культуры затронули в лучшем случае 2% населения — дворянство. Остальных 98% нововведения практически не касались. В результате Петр нанес удар по русскому обществу — он навсегда разделил дворян и всех остальных. Если раньше русское общество было единым, но с разными сословиями, то теперь это было 2 разных общества: с разными традициями, обычаями, культурой и так далее.

Новый календарь

При Петре в России был введен европейский календарь.

Ввели его 1 января 1700 году (1 января 7208 года по церковному календарю). До этого действовал календарь, где летоисчисление велось от Сотворения мира, а не от рождества Христова, а новый год начинался 1 сентября. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга.

Теперь у государства был один календарь, у церкви другой.

Первый Новый год отмечали так. На красной площади Москвы было установлено 200 пушек и было велено палить из них 6 дней подряд. Впервые на празднике применялись фейерверки. Каждому жителю домов было приказано украшать дома и ворота сосновыми и еловыми ветками. Всем владельцам огнестрельного оружия было приказано палить в воздух. Обратите внимание — всем было приказано.

Введение новой азбуки и шрифтов

На момент прихода Петра к власти в России действовала азбука, созданная Кириллом и Мефодием.

Она считалась азбукой церковной, и ее же шрифты использовались во всех писаниях. Само начертание букв осуществлялось на греческий манер и было весьма затруднительно для чтения.

В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще говоря утверждались новые типографские шрифты. Для культуры при Петре 1 это был серьезный шаг.

Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.

Это преобразование петровской эпохи кажется незначительным, но это была одна из немногих реформ, благодаря которой культура в России при Петре 1 действительно начала движение в положительном русле.

При Петре Великом не только бояре и боярыни, но и буквы русские сбросили с себя широкие шубы, нарядившись в летние одежды.

Михаил Ломоносов

Одновременно вводились в обиход арабские цифры.

Ранее все цифры обозначались буквами.

С другой стороны мы вновь видим, что реформы Петра 1 в культуре постоянно создают разделение: государство отдельно, церковь отдельно.

Говоря о создание русской азбуки петровской эпохи, многие историки забывают уточнить, что изменения коснулись не только внешнего вида букв и цифр, но и их содержания:

  • Петр 1 ввел в русской алфавит букву «Э ».Говорят, что буква уже использовалась и поэтому петр ее просто «узаконил».

    Но использоваться эта буква стала именно в петровскую эпоху, когда в русском языке стали использовать сотни иностранных слов, где буква Э важна.

  • Петр изъял из алфавита букву «ижица», в 1710 году эту букву вернули и просуществовала она до распада Российской Империи в в 1917 году.
  • Алфавит изымал дублетные буквы (это 2 буквы, использующиеся для обозначения 1 звука).

    Это были такие буквы как «ДЗ», «ШТ» и «ЕЯ». Последняя была заменена классической сегодня буквой Я, начертание которой разработал лично Петр.

Бритье бород

Бритье бород это одно из нововведений, которые принесла культура при Петре 1. Указом от 1698 было приказано всем брить бороды. Опять же, откроем любой учебник по истории и там будет написано, что бороды брили все, будут рассказаны истории как нерадивым горожанам выдергивали бород по волосинке, как сжигали бороды прямо на лице и так далее.

Такое, конечно, имело место быть, но это были исключительные случаи. В действительности же указ 1698 года с одной стороны запрещал бороды, а с другой стороны предусматривал покупку права не брить бороды:

  • Купцы платили по 100 рублей в год
  • Бояре платили по 60 рублей в год
  • Прочие горожане платили по 30 рублей в год.
  • Крестьяне платили по 1 копейке за въезд и выезд из города.

После выплаты «налога на бороду» человек получал специальный медный знак, который носился под бородой, и к этому человеку уже никаких вопросов не было.

Обращаю внимание на крестьян — пока они жили в деревнях, они могли носить бороды вообще без проблем. Проблемы возникали только при пересечении солдатского КПП на въезде (выезде) в город. Но опять же выплатой 1 копейки они получали право ехать дальше с бородой.

Архитектура эпохи

Архитектура эпохи Петра 1 лучше всего понимается в Петербурге. Сам император называл этот город на западный манер «Парадиз», то есть «рай».

Во многом развитие, в том числе и архитектурное, этого города отразилось на других городах. Так, указом от 1714 года Петр запретил в России каменное строительство везде, кроме Петербурга. Весь камень со всей страны надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану, а его архитектором был итальянец Трезини. Применяемый им стиль сегодня принято называть русским барокко.

Трезини разработал для города 2 типа домов:

  • Для людей «именитых» предлагались двухэтажные каменные здания.
  • Для людей «подлых» предлагались здания одноэтажные.

Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения.

Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).

Что касается архитектуры за пределами Петербурга, то можно выделить московскую церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня).

Она была построена по проекту архитектора Зарудного.

Культура и быт России при Петре I

Новшества культуры и быта

Когда Петр I по возвращении из Европы в 1698 г. начал стричь бороды боярам и укорачивать их длиннополые кафтаны, люди поначалу восприняли это как сумасбродство молодого монарха. Но они ошибались. Петр действительно начал широкую программу культурных преобразований. Бороды и кафтаны стали цветочками, но пошли и ягодки.

Уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жестко и решительно царь начал менять внешний облик людей.

В жизнь дворян и горожан стали вводиться не только одежда и обувь европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких) но и парики.

В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Раньше, по старорусскому обычаю, пришедшему из Византии, годы исчислялись от мифического сотворения мира.

Новый год начинался 1 сентября. Петр I предписал считать годы, как в христианской православной Европе (Юлианский календарь) - от Рождества Христова, а новый год открывать 1 января. Первого января 1700 г. Россия стала жить по новому календарю. Но для церкви Петр разрешил сохранить старое летоисчисление. В Россию пришли елка, Дед Мороз, январские новогодние праздники.

Вскоре после переноса столицы в Петербург в этих праздниках стали участвовать царская семья, двор, гвардия, все население города.

Проходили торжественные церковные службы, а на улицах устраивались елки, веселые гулянья, фейерверки; в домах горожан начинались пиры, в которых нередко принимал участие и царь.

За этим наступили перемены в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера.

Петр же ввел новое, европейское деление - деление суток на равные 24 часа. Все часы в России, в том числе на Спасских воротах Кремля, стали переделываться. Куранты Спасской башни впервые отбили 9 часов утра 9 декабря 1706 г.

Петр добивался, чтобы общение окружавших его людей было свободным и раскованным, чтобы ушли в прошлое закоснелые старомосковские ритуалы, сложные церемонии, подчеркивавшие важность и родовитость Княжеских и боярских фамилий.

Первым пример новым способам общения давал сам Петр. Он запросто общался как со своими сподвижниками, так и с простыми горожанами и даже солдатами. Заходил в их дома, усаживался за стол, нередко становился крестным отцом детей не только знати, но и простолюдинов.

Частыми в покоях царя, в домах его соратников стали дружеские пирушки.

С 1718 г. царь ввел в практику общения так называемые ассамблеи - собрания.

Они периодически проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. Гостей здесь не встречали и не провожали. Каждый, в том числе царь, мог запросто заехать на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входить в моду. Молодежь танцевала, развлекалась играми.

Государственные мужи вели солидные беседы, решали назревшие дела, купцы, предприниматели обсуждали профессиональные проблемы. В ассамблеях непременно участвовали женщины. Уходили с таких ассамблей «по-английски», не прощаясь.

Другими становились и манеры русских дворян и горожан, появился так называемый «политес», правила хорошего тона.

Петр всячески поощрял умение танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, фехтовать, владеть искусством речи и письма. Все это меняло облик высших слоев общества. Вышедшая в 1717 г.

книга «Юности честное зерцало» (написана она была по указанию Петра), стала сводом правил хорошего тона - правил внешней культуры и поведения дворянина в обществе. В ней порицалось то, что совсем еще недавно было обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. Там в частности, говорилось о поведении за столом: «сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свинья и не дуй в ушное (от слова уха), чтобы везде брызгало, не сопи егда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов (пальцев) и не грызи костей, но обрежь ножом».

При Петре российская жизнь засияла чередой новых праздников и увеселений.

Помимо традиционных празднеств, связанных с именами и днями рождения царя, царицы, их детей, появились и новые - день коронации Петра I, день царского бракосочетания, а также ежегодные праздники, посвященные Полтавской битве (27 июня), победам под Гангутом и Грен гамом (27 июля), овладению Нарвой (9 августа), заключению Ништадского мира (30 августа). Особый праздник устраивался в честь учреждения первого и высшего русского ордена Св.

Частью общего культурного поворота в обществе стали повышение грамотности населения, широкое развертывание книгопечатания, типографского и книгоиздательского дела, появление первых русских публичных библиотек.

При активном участии Петра в России была издана и новая гражданская азбука - вместо устаревшей церковнославянской. Это значительно упростило книгоиздание. Новая азбука просуществовала более двух веков

Старорусские буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами.

Теперь единица обозначалась «1», а не буквой «А», как прежде.

Появились новые типографии.

В них печатались русские и перевод) н.и учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов, в том числе Юлия Цезаря, древнегреческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия. В Москве и Петербурге появились первые библиотеки - общедоступные и бесплатные.

В 1702 г. в культурной жизни страны произошло примечательное событие: встав однажды поутру в один из декабрьских дней, москвичи обнаружили, что около московской типографии продаются какие-то диковинные печатные листы.

Так вышла в свет первая в России массовая газета «Ведомости». Она предназначалась не только для царской семьи и высших сановников, как «Куранты» при Алексее Михайловиче. Ее вынесли на улицу.

Тираж «Ведомостей» доходил до 2500 экземпляров.

Но вместе с этими новшествами и успехами русской культуры появились и первые признаки чрезмерного и порой необдуманного увлечении всем иностранным, чему пример подавал и сам царь. Достаточно сказать, что русский язык в это время пополнился более чем 4 тысячами новых и иностранных слов. Многие из них были вовсе не обязательны. Письма царя пестрят немецкими, голландскими словами и терминами. Началось настоящее засорение русского языка.

Подражание западной моде привело к тому, что люди порой были вынуждены менять удобную и хорошо приспособленную к русскому климату и одежду на вполне европейские, но неудобные и непрактичные для России наряды.

Действительно, какая польза от коротких панталонов, шелковых чулок, фетровых шляп при двадцатиградусных петербургских морозах!

Перемены в культурном облике России коснулись и внешнего вида русских городов.

Петр понуждал городские власти строить современные здания, мостить улицы брусчаткой, как в европейских городах. Он в своих указах предписывал в уже существующих городах вносить элементы «правильности» - выносить жилые дома за «красную линию», «строить их не по середь дворов своих», создавать тем самым прямые улицы, добиваться симметричной планировки фасадов зданий. При нем впервые в России загорелись уличные фонари. Конечно, это было в Петербурге.

А ранее в Европе только в семи городах - Гамбурге, Гааге, Берлине, Копенгагене, Вене, Лондоне и Ганновере (столице Саксонии) существовало освещение.

Для строительства Петербурга были мобилизованы тысячи работных, посадских людей, государственных крестьян. День и ночь к городу на телегах зимой - на санях везли строительный камень, кровельный материал, доски.

Для проектирования и строительства улиц, дворцов, общественных зданий приглашены итальянские и французские архитекторы, инженеры, мастера. Стали создаваться замечательные архитектурные ансамбли - Адмиралтейство, Петропавловская крепость с новым собором, здание коллегий, дворец Меньшикова, здание Кунсткамеры и др.

«Аз есмь в чину учимых»

Так говорил о себе Петр, который учился всю жизнь.

Того же он требовал от всей страны.

В первой четверти XVIII в. в России, по существу, появилась сеть светских школ и других учебных заведений. Во многих городах страны открылись «цифирные школы». В них учились дети дворян, чиновников, низшего духовенства.

Расширилась сеть епархиальных школ, где проходили обучение дети духовных лиц, отдельные школы создаются для детей солдат и матросов.

Но развитие экономики, торговли, градостроительства требовали все новых и новых кадров грамотных и смышленых людей. Этого же требовала усложнившаяся система государственного - центрального и местного - управления. Нужны были хорошо подготовленные, владеющие иностранными языками губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, чиновники, дипломаты.

В ответ на эти запросы времени в России создаются горные школы, школа переводчиков, где ученики овладевали европейскими и восточными науками.

Расширяется обучение в Славяно-греко-латинской академии, на которой формируются школы - славяно-латинская, славяно-греческая, и славяно-русская.

При Петре I в России впервые появляются технические учебные заведения. Навигацкие школы вслед за Москвой создаются в Новгороде, Нарве и других городах, а на их основе открывается Морская академия в Петербурге. Основной предмет в ней - кораблестроение. Следует еще раз упомянуть об открытии в Москве и Петербурге инженерных школ и возникновении первых медицинских училищ.

В основном здесь учились дети дворян. Петр сам занимался подбором учеников, строго следил за обучением, поэкзаменовал учащихся, хвалил прилежных, корил и даже наказывал нерадивых.

Специальным указом он запретил молодым дворянам жениться, если они не имели образования. По существу, царь силком втаскивал Россию в просвещение.

Развитие науки

Еще будучи в Европе во время великого посольства, Петр I много внимания уделял ознакомлению с европейской наукой.

Он встречался с выдающимися учеными, изобретателями. Царь-реформатор прекрасно понимал роль науки в развитии цивилизации. Но как перенес научные знания в Россию, как дать мощный импульс научной мысли в отсталой стране? Первое, что он сделал, - пригласил на службу европейских научных светил. Петр не скупился на расходы. Обеспечивал их хорошими окладами, предоставлял удобное жилье, давал различные льготы.

Так в России появились швейцарский математик и механик Даниил Бернулли (1700-1782), французский астроном и картограф Жозеф Делиль» (1688-1768) и некоторые другие. Во-вторых, царь помогал продвинуться в науке талантливым русским самородкам.

Многие из них при его поддержке проходили обучение в европейских странах. В-третьих, он всячески способствовал развитию научно-технических знаний, а также тех областях науки, которые имели большой практический интерес для становления русской промышленности, освоения природных ресурсов. По всей стране рассылались геологические экспедиции, которые обнаруживали месторождения каменного угля, железной и медной руд, серебра, серы.

Впервые в петровское время стали разрабатываться нефтяные месторождения.

Открытие новых земель, присоединение Сибири привели к подлинному буму новых экспедиций на восток. Русские люди появились на Камчатке и Курилах. Цель этих экспедиций заключалась не только в разведывании и освоении новых богатых пушниной и полезными ископаемыми земель, но и в научном изучении пространств России и близлежащих стран, составлении географических карт.

Была послана специальная экспедиция на Чукотский полуостров, перед которой царь поставил цель разведать «сошлася ли Америка с Азией». За три недели до смерти Петр составил инструкцию для датского капитана Витуса Беринга, состоящего на русской службе.

Он направлялся в свою первую камчатскую экспедицию ради поиска пути через Ледовитый океан в Китай и Индию. Уже после смерти Петра Беринг достиг берегов Аляски, открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем.

Другая экспедиция пробивалась в Индию через среднеазиатские ханства Хиву и Бухару.

Казачьим атаманам поручалось обследовать и описать земли по Аму-Дарье, в районе озера Иссык-Куль. Постоянными стали экспедиции на Северный Кавказ. В результате к началу 20-х гг. появились карты отдельных частей России.

Общий подъем экономики и просвещения в стране привел к сдвигам в области технических новшеств.

В механике появились изобретения Андрея Константиновича Нартова, создавшего серию оригинальных токарских и винторезных станков. Новыми, более экономичными и эффективными способами стали ковать и обрабатывать оружейные стволы. Зародилась отечественная оптика. Русские умельцы стали мастерить микроскопы, подзорные трубы, которые прежде покупались за границей.

По инициативе Петра были открыты астрономическая обсерватория, Ботанический сад, начат сбор древних рукописей, появились новые исторические труды.

Литература и искусство

Эпоха Петра 1 не могла не наложить отпечатка на литературу и искусство.

В традиционные народные литературные жанры властно вторгается «петровская» тема.

Новым явлением в литературе стала публицистика – произведения, созданные петровскими сподвижниками и прославляющие деяния царя-реформатора.

Первая четверть XVIII в.

России отмечена новыми явлениями в области искусства.

В Москве был вновь возрожден театр. Самодеятельные театры организовывали ученики различных средних и высших учебных заведений.

Произошли существенные сдвиги в живописи, и главное из них – развитие наряду с традиционной иконописью светской реалистической живописи.

В первую очередь это относится к портретной живописи.

Появились первые художники-реалисты. Оценив их талант, Петр послал некоторых из них на выучку за границу. Виднейшим портретистом своего времени был Иван Никитич Никитин, создавший галерею портретов знаменитых людей той эпохи. Его кисти принадлежит и картина «Петр I на смертном ложе». Другим известным русским художником-портретистом стал Андрей Матвеевич Матвеев.

Оба они прошли обучение в Голландии.

В музыке также произошли изменения. Наряду с традиционными хоровыми произведениями, народными песнями звучала военно-строевая музыка. Полки во время парадов, триумфов маршировали под русские и иностранные марши. Обыватели с восторгом взирали на военно-музыкальные зрелища.

Одежда

В столице, а особенно на официаль-ных приёмах и в учреждениях, требова-лось появляться в «европейском платье». Для россиян оно было непривычно ко-ротким. Русский человек привык к долгополой одежде с широкими рукавами. Неподчинившимся обрезали полы одежды и выставляли на всеобщее посмешище.

Праздники

Во времена Петра I проводилось много празднеств, которые от-мечали пышно, с размахом, с фейерверками, иллюминацией, паль-бой из пушек.

Поводов для праздников находилось много: это и по-беды в Северной войне, празднование Нового года, спуск на воду нового корабля, именины государя.

Указ Петра I о Новом годе

Пётр I издал указ, по которому новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как было раньше, и отсчёт лет шёл от Рождества Христова, как на Западе, а не от Сотворения мира, как было в Рос-сии.

Указ издали в декабре 1699 г. и, таким образом, с 1 января в стране наступил новый, 1700 год, а не продолжался 7208 г. от Со-творения мира.

Первый Новый год отмечался так. Был издан специальный указ, по ко-торому царь велел 1 января 1700 года в Москве на Красной площади рас-ставить 200 пушек, из которых палили шесть дней кряду. Устроили пыш-ный фейерверк. Каждому владельцу дома приказали украсить свои воро-та сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветками.

А те хозяева, у ко-торых имелось огнестрельное оружие, должны были салютовать в честь Нового года. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Петровские ассамблеи

Царь Пётр I также ввёл ассамблеи.

В указе говорилось, что это слово — французское. Оно подразумевало приёмы в каком-то богатом доме, где присутствовали не только мужчины, но и женщины. Там танце-вали, вели светские разговоры и дружеские беседы, обменивались мнениями, пили ранее неизвестный в России напиток — кофе, курили трубки с табаком по европейскому обычаю, играли в шашки и шахматы.

Каждый петербургский вельможа хотя бы один раз в году (а то и чаще) должен был устроить в своём доме ассамблею, выставить угощение, обеспечить залу для танцев, комнаты для отдыха, игр и бесед.

В основном ассамблеи устраивались зимой.

По-разному относились к этой затее Петра I. Одни приветствова-ли, другие не одобряли, но подчинялись.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

  • Быт людей петре 1

  • Научные знания в период петра 1

  • Перемены в быте при петре 1 картинки

  • Общество при петре 1 доклад

  • Перемены в быту при петре i

Вопросы к этой статье:

  • С какой целью учреждались в столице ассамблеи?

  • Кто мог и обязан был присутствовать на ассамблеях?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Изменения в культуре и быту в Петровскую эпоху

Образование и школа

Создание светской системы образования, в основу которой был заложен принцип обучения дворянства.

Учёба приравнивалась к государственной службе.

Петровская школа создавалась как техническая школа, среди дисциплин преобладали точные науки

Появление:

  • «цифирных» школ для обучения детей дворян и чиновников
  • «гарнизонных» и «адмиралтейских» школ для обучения детей солдат и матросов, работных людей
  • Технические специальные школы в Москве и Санкт-Петербурге
  • Отправка дворянских недорослей для учёбы за границу

1702 г.

– изданиепервой периодической газеты «Ведомости»

1703 г. – введение арабских цифр

1708 г. – переход на гражданский шрифт – введение новых букв «е», «я», «э», упрощено правописание …

1714 г. – открытие первой в России публичной библиотеки в Санкт-Петербурге

1714 г. - указ о запрете жениться неграмотным дворянским недорослям

Основание Кунсткамеры – собрания редкостей на базе личной коллекции Петра І.

С 1719 г. – доступна для обозрения

Создание «Модель-камеры», ставшей впоследствии основой для Центрального военно-морского музея

Появляются учебники:

  • «Букварь» Ф. Поликарпова
  • «Арифметика» Л. Магницкого
  • «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича

Научные знания

Создание первой карты Каспийского моря и 30 карт уездов.

Открытие многих месторождений:

  • Каменный уголь – в Донецком и Кузнецком угольных бассейнах
  • Нефть – в Поволжье и Коми крае

1709 г. – начало действия Вышневолоцкой системы каналов

1714 г.

– открытие первого ботанического сада в Санкт-Петербурге

1724 г. – указ об учреждении Академии наук

В 1712 г . известный изобретатель А.К. Нартов создает токарный станок с использованием самоходного металлического держателя резца-суппорта. Он изобрёл машину для сверления дул у пушек, ряд оригинальных винторезных, зуборезных, токарно-копировальных станков, технологию и механизацию производства монет

Театр

1702 г.

– открытие в Москвеобщедоступного публичного театра.

Труппа – немецкие актёры. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Популярностью пользовались школьные театры при Славяно-греко-латинской академии и Хирургической школе. Сестра Петра І Наталья Алексеевна организовала свой театр.

Публицистика

Феофан Прокопович – вице-президент Синода, публицист, поэт, драматург – написал:

  • 1721 г.

    – «Духовный регламент», где обосновывал необходимость ликвидации патриаршества и преимущество коллегиального правления, обосновал подчинение духовной власти светской;

  • 1722 г. – «Правда воли монаршей», где доказал, что наилучшая форма государства для России – абсолютная монархия

И.Т. Посошков («Книга о скудности и богатстве (1724 г.).

Он выступал за развитие отечественной промышленности путём государственного поощрения предпринимательской деятельности и рационального использования недр, считал, что исключительное право торговли должно принадлежать купечеству, отстаивал меры по ограничению произвола дворян, регламентации крестьянских повинностей

Архитектура

Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербура, Азова, Таганрога) с улицами, пересекающимися под прямым углами, и выравниванием фасадов домов по линии улиц.

Новым явлением в архитектуре стало сооружение триумфальных арок

Светское начало в архитектуре стало возобладать над церковным

Господствующий стиль – «петровское барокко» , для которого характерны: симметрия фасадов, высокие двускатные крыши, простое композиционное решение, монументальность, обилие украшений, волнообразные или изломанные карнизы, окраска фасада в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.

В Санкт-Петербурге:

  • Летний дворец Петра І (Доменико Трезини)
  • Петровские ворота Петропавловской крепости
  • Здание Двенадцати коллегий
  • Благовещенская церковь Александро-Невской лавры и др.

Развивалось деревянное зодчество (Преображенская церковь на острове Кижи )

Скульптура

Развивалась монументально-декоративная скульптура, рельефы, фонтанная и садово-парковая скульптура

Б.К.

Растрелли – создал бюсты Петра І, А. Д. Меньшикова, конный монумент Петру І, скульптурную группу «Нептун»

Живопись

Живопись по характеру стала преимущественно светской. Художники отходили от иконописных традиций и стремились передать объём предметов и глубину окружающего пространства, изобразить фигуры в соответствии с законами анатомии:

  • И.Н.

    Никитин «Портрет Петра І», «Петр І на смертном ложе»,

  • А.М. Матвеев «Автопортрет с женой), портреты И.А.

    и А. П. Голицыных

Бурное развитие гравюрного искусства (А.Ф. Зубов «Панорама Петербурга», «Вид Петербурга»

Быт людей

1700 г. – введение юлианского календаря . Счёт лет стали вести от Рождества Христова, а не от сотворения мира (5508 лет), Новый год – 1 января 1700 г. (вместо 1 сентября)

1700 г. – указ, обязывающий дворян, приказных и служебных чинов, торговых людей носить европейскую одежду (венгерское и немецкое платье)

1705 г. – указ, обязывающий население страны брить усы и бороды

1717 г.

введение правил поведения в обществе – «Юности честное зерцало»

1718 г. – введение ассамблей (от фр. – собрание)- светской формы развлечений, когда собирались представители разных сословий, мужчины и женщины, танцевали, играли в шахматы, вели беседы

Проведение публичных праздников с фейерверками, карнавальные шествиями, маскарадами

Знак об уплате пошлины за бороду

Эрмитаж.

Русская культура петровского времени.

Загрузка...