domvpavlino.ru

Как формируются группы. Стадии развития групп. Социально психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников

Оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.

Группа – это два (или более) взаимодействующих и взаимозависимых человека, объединившихся для достижения определенной цели.

Группа – это сложившееся устойчивое объединение людей, для которого характерна общность цели, совместный труд, наличие управления (самоуправления), взаимопонимание и ответственность.

Виды групп

Существует 2 вида групп – формальные и неформальные.

Формальные группы – это рабочие коллективы, которые формируются организацией, имеют установленные рабочие обязанности и выполняют конкретные задачи.

Виды формальных групп:

  • Производственные (процессные) группы
  • Группы руководителей
  • Комитеты (временные объединения)

Неформальные группы – это спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Неформальные группы формируются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Примерами неформальных групп являются протестные группы, группы вокруг неформального лидера и т.д.

Причины вступления

Можно выделить следующие причины вступления людей в группы:

  1. Организационные:
    • Структурные причины (перевод, назначение)
    • Возможность карьерного роста, получения или повышения квалификации
    • Режим труда, условия и место расположения
  2. Материальные (материальные и нематериальные льготы и преференции):
    • Материальная заинтересованность (оплата труда)
    • Служебное положение (льготы)
    • Улучшение жилищно-бытовых условий
  3. Социально – психологические:
    • Чувство принадлежности, потребность в самоутверждении, престиж
    • Поиск взаимопомощи и поддержки
    • Защита и безопасность
    • Интерес к сфере деятельности
    • Тесное общение и симпатия
    • Общие интересы, увлечения, эмоциональные контакты и т.д.

Результаты объединения в группы

  1. Положительные:
    • Обретение места в мире (социализация)
    • Большинство новых интересных идей возникает в процессе совместного труда
    • Повышение гибкости (за счет разнородности характеров, возраста, пола)
    • Мотивационное усиление
  2. Отрицательные:
    • Предпочтение частных целей общим
    • Конформизм (стремление подражать, человекоугодничество)
    • Потеря времени (из-за дискуссий)

Этапы развития группы

Каждая группа в своем развитии проходит через следующие этапы:

  1. Формирование группы – первый развития группы, во время которого люди объединяются в группу, а затем определяют ее цель, общий режим, дисциплину, регламентные основы деятельности. На данном этапе управление происходит через ядро группы.На данном этапе необходимо соблюсти:
    • Количественный критерий
    • Характеристики демографического свойства:
      1. Разновозрастной состав (имеется в виду разница в опыте)
      2. Разнополый
      3. Учет характеров
      4. Учет симпатий и антипатий
  2. Внутригрупповой – второй этап развития, который характеризуется развитием внутригруппового конфликта, идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы.
  3. Этап зрелости (сплоченности) – этап, на котором обеспечивается сплоченность членов группы, и общие цели группы становятся целями каждого.
  4. Стадия наивысшей работоспособности и производительности – на данном этапе группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена не на борьбу за власть и распределение ролей, а на эффективное выполнение поставленных перед группой задач. На данном этапе общие требования становятся требованиями каждого, и каждый член группы становится участником управления.
  5. Заключительная стадия – является стадией расформирования для временных групп. Для постоянных рабочих групп выполнение работы становится окончательным этапом ее развития.

Эффективность работы группы

Почему одни группы работают более успешно, нежели другие? На рисунке представлены основные компоненты, определяющие эффективность работы групп.

Внешние условия включают в себя стратегию развития организации, организационную структуру, формально установленные в организации нормы и правила, имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, принятую систему подбора персонала, систему оценки работников и их поощрение, организационную культуру.

Эффективность работы группы зависит от способностей и личных качеств ее членов. Отмечается, что индивиды, обладающие особыми способностями, более активно вовлечены в работу и вносят больший вклад в решение поставленных перед группой задач. Что касается личностных качеств, то отмечается, что черты характера, положительно оцениваемые организационной культурой, такие как общительность, уверенность в себе и независимость, положительно влияют на производительность и моральный дух группы.

Осуществляя анализ и прогнозирование эффективности работы в группе, необходимо учитывать ее структуру (роли, нормы, размер, состав, сплоченность, согласованность и позиции формального лидерства), а также специфику задач, которые приходится решать данной группе. Самая эффективная группа – это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди разного пола, возраста и с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижении целей организации, где присутствует здоровый конфликтности и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.

Эффективность группы можно проиллюстрировать следующей формулой:

Потенциальная эффективность работы группы + Преимущества коллективной работы – Потери и просчеты в работе = Эффективность работы группы

Особенности группы в экономической среде:

  1. Группы формируются на основе вещественных факторов (например, материально-вещественный фундамент).
  2. Будучи однажды созданной, группа существует как объективная реальность вне зависимости от воли создавших ее людей.

Управление группой

Очень важно управлять развитием группы. Главной задачей является воспитание зрелости группы, т.е. баланс интересов группы и составляющих ее индивидов. Существуют следующие правила управления группами:

  1. Правило движения: сочетание глобальных и частных целей, стратегических и оперативных.
  2. Принцип параллельного действия: необходимо учитывать и отдельных индивидов, и коллектив.

Структура группы

Роли – набор ожидаемых схем поведения, приписываемых тому, кто занимает определенное положение в конкретной ячейке общества

  • Роли, ориентированные на выполнение рабочего задания (целевые)
  • Роли, ориентированные на поддержку уровня удовлетворенности членов группы (поддерживающие)

Нормы – приемлемые стандарты, которые становятся общими для всех членов группы.

Первая совокупность норм касается показателей эффективности труда (интенсивность работы, терпимость к браку, нарушениям сроков выполнения заданий).

Вторая совокупность норм – это внешние факторы (форма одежды, отношение к сверхурочной работе).

Третья совокупность норм – это уровень лояльности организации.

Согласованность – существуют групповые нормы, которые оказывают на людей давление, принуждая к подчинению и приведению поведения в соответствие с мнением и поступками окружающих. Одной из форм согласованности является шаблонное мышление, в соответствии с которой члены группы испытывают сильное давление привести свое мнение в соответствие с мнением других членов группы

Системы статуса – уровень престижа, положение или ранг индивида внутри группы.

Размер группы. Группа, с состав которой входит более 12 человек, более эффективна при сборе исходных материалов. Количество, равное 7 участникам, оптимально для обработки данных.

Сплоченность группы – это то, насколько члены группы нравятся друг другу и разделяют общие групповые цели.

Состав группы. С точки зрения эффективности группы, предпочтительны разнородные по составу группы (пол, возраст, стаж работы).

Формальное лидерство. В качестве примеров можно привести такие должности как руководитель проекта, начальник подразделения. Лидер во многом определяет моральный климат, взаимоотношения в коллективе и эффективность работы.

Группа – это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретные цели.
Социальный процесс взаимодействия индивидов в малых группах определяют как групповую динамику. Групповые взаимодействия – основная причина того, что характеристики группы существенно отличны от личностных качеств входящих в нее индивидов.
Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие их потребности:
- в достижении целей;
- усилении власти;
- обеспечении безопасности;
- самоуважении;
- общении;
- получении определенного статуса.
Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечить ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворяться потребность в самоуважении. Объединение в группы может увеличивать власть ее членов, поэтому люди объединяются в различные союзы, коалиции. Обычно, объединяясь в группы, индивиды удовлетворяют не одну, а сразу несколько потребностей. Объединяясь в профсоюзы, работники одновременно могут удовлетворять потребности в защите прав и социальных гарантий, усилении своей власти для достижения конкретных целей, таких как улучшение условий труда на рабочем месте, а также потребности в самоуважении и общении.
Стадии развития группы. Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности.
Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют пятиступенчатую модель развития группы:
- начальная стадия формирования;
- внутригрупповой конфликт;
- обеспечение сплоченности членов группы;
- стадия наивысшей работоспособности и производительности;
- заключительная стадия (для временных групп).
Начальная стадия формирования характеризуется неопределенностью относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы, и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы.
Вторая стадия развития группы характеризуется борьбой за лидерство и распределением ролей между членами группы. После завершения этой стадии становится ясно, кто лидер в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере).
На третьей стадии отношения между членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе. Обеспечение сплоченности членов группы
На стадии наивысшей работоспособности и производительности группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.
Для временных групп, созданных на время осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится заключительной стадией их осуществления. Чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем больше ее члены начинают думать о том, что данная группа скоро прекратит свое существование, а также о новых перспективах своей работы в другом коллективе. Производительность работы группы в этот период может снижаться.
Условия, влияющие на эффективность работы групп. Группа как подсистема организации определяется следующими условиями:
стратегией развития организации;
организационной структурой;
формально установленными в организации нормами и правилами;
имеющимися в распоряжении организации ресурсами;
принятой системой подбора персонала;
выбранной в организации системой оценки работников и их поощрения;
организационной культурой.
Стратегией развития организации определяются ее цели и средства их достижений. Это может быть снижение затрат на производство продукции, улучшение ее качества или сокращение производства. Стратегия развития организации определяет стратегию функционирования каждой группы, входящей в организацию.
В каждой организации имеется своя организационная структура, определяющая место конкретного подразделения в организационной иерархии, формального лидера этого подразделения и его взаимоотношения с другими структурными единицами организации.
Организация вырабатывает формально установленные правила (например, режим работы), различного рода положения и предписания с тем, чтобы стандартизировать поведение работников в организации. Чем больше существует формально установленных в организации норм и правил, тем более будет предопределено поведение членов группы, оно будет являться относительно постоянным и предсказуемым.
Имеющиеся в распоряжении организации ресурсы (трудовые ресурсы, финансы, сырье, оборудование): их достаточность или ограниченность оказывают значительное влияние на специфику работы организации и всех ее подразделений. Избыток трудовых ресурсов сопровождается их нерациональным использованием и снижением производительности труда, недостаток приводит к повышению интенсивности труда, браку и преждевременной усталости работников. Недостаток других ресурсов может вызвать конфликтную ситуацию внутри организации, усилить борьбу за распределение и перераспределение ограниченных ресурсов.
Принятая в организации система подбора и оценки персонала существенно влияет на состав всей организации и каждой группы в отдельности. В организациях, нацеленных на коллективную работу, предпочтение при отборе кандидата отдается тому, кто умеет работать в команде, владеет навыками группового принятия решений, искусством ведения переговоров и разрешения конфликтов.
Поведение людей в группе во многом определяется организационной культурой (неписанные нормы и правила) организации, к которой эта группа принадлежит.
Структура группы. Под структурой группы понимаются следующие ее компоненты:
формальное лидерство;
роли;
нормы;
статус;
размер;
состав.
Формальное лидерство. Каждая группа имеет своего формального лидера (начальник отдела, руководитель проекта, председатель комитета и т.п.). Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и эффективность работы.
Роли. За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли (модели поведения), ожидаемые от членов группы в соответствии с тем местом в группе, которое они занимают. Очень часто один работник исполняет сразу несколько ролей, например, менеджер может быть председателем профсоюзного комитета. В ряде случаев эти роли могут быть несовместимыми и противоречить одна другой. В результате может возникнуть ролевой конфликт.
Нормы. Для успешного осуществления трудовой деятельности все группы вырабатывают определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Можно выделить три совокупности норм.
Первая совокупность норм касается непосредственного выполнения работы и ее качества. Вторая совокупность норм касается таких внешних факторов, как форма одежды, отношение к сверхурочной работе и др. Третью совокупность образуют нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы.
Работникам, для того чтобы чувствовать поддержку группы, необходимо приспосабливаться к ее нормам.
Статус. Под статусом понимается социальный ранг личности в группе, мера уровня признания, уважения и принятия личности ее участниками.
Системы (или иерархии) статусов определяют ранг индивидов по отношению к другим участникам группы. Утрата статуса - иногда называемая «потерей лица», или лишением статуса, - серьезное событие для большинства индивидов. Поскольку статус имеет важнейшее значение для большинства индивидов, они прилагают значительные усилия, чтобы заслужить достойное место в группе.
Индивиды, обладающие высоким внутригрупповым статусом, обычно наделены большей властью и влиянием, чем ее участники, имеющие низкий социальный ранг. Кроме того, они получают больше привилегий от группы и стремятся активно участвовать в ее деятельности, больше взаимодействуют с равными по положению коллегами. По существу, высокий статус позволяет индивидам играть важную роль в своей организации. Напротив, члены организации, имеющие низкий статус, нередко ощущают, что они находятся вне основного потока событий.
Размер группы. Эффективность работы группы определяется ее размером. Согласно результатам исследований при выполнении конкретной задачи малые группы (около 7 человек) оказываются наиболее продуктивными, при обсуждении и коллективном принятии решения лучшие результаты у групп, в составе которых 12 человек и более. По мере того как количество членов группы увеличивается, возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются. В малых группах не возникают субгруппы, и на выработку коллективного решения требуется не так много времени. С целью облегчения группового принятия решения рекомендуется в состав групп включать нечетное количество членов.
Состав группы. Работа, выполняемая в группах, как правило, требует различных знаний, умений, навыков, личностных качеств. Принято считать, что разнородные по составу группы (по полу, возрасту, стажу работы организации) работают более эффективно, чем группы относительно однородные по своему составу. В разнородных по составу группах могут возникать проблемы, конфликты из-за недопонимания среди их членов, борьба за власть, более высокая текучесть кадров. При умелом управлении эти проблемы успешно преодолеваются.

В литературе имеется несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели - младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации.

По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).

Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также 4 этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения.

Недостатком всех этих определений является некоторая их произвольность, отсутствие методологического критерия.

В основе авторской модели лежит концепция, основанная на процессах, которые определяют особенности развития каждой группы. Процессы эти, по общепризнанному мнению психологов, таковы: адаптация, идентификация, интеграция и коммуникация.

Адаптация характеризует начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство.

Идентификация связана с формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс протекает на трех уровнях: эмоциональном - как умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом - как способность стать на точку зрения другого человека или всей группы и поведенческом - как стремление подчиниться складывающимся групповым нормам.

Интеграция знаменует собой этап, когда уже завершена борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив.

интеграция приводит к превращению коллектива в саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности.

Для данного этапа развития группы характерны следующие признаки:

· четко обозначены цели;

· достигнута совместимость индивидов в группе;

· лидер группы доказал на практике право на лидерство;

· группа успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

· размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать его;

· люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно трудности и решая групповые задачи;

· конфликты и стрессы, проявляющиеся на первых порах особенно часто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.

Показателем эффективности интеграции является степень сплоченности группы. Наиболее высокая сплоченность присуща группе на ступени ее зрелости. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами.

Таким образом, если следовать логике развития группы и тем процессам, которые его сопровождают, можно выделить следующие стадии:

1. Адаптация.

2. Идентификация.

3. Интеграция.

4. Распад.

При этом следует заметить, что стадии эти не являются изолированными друг от друга формами эволюции группы. Они лишь указывают на доминирующие тенденции, которые определяют тот или иной ее жизненный цикл.

В жизни все сложнее. Бывает, что процессы и адаптации, и идентификации, и интеграции происходят одновременно. А случается и так, что, достигнув уровня интеграции, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи.

Что же касается процесса коммуникации, то он сопровождает развитие группы на всех ее стадиях. Коммуникация является средством, с помощью которого члены группы взаимодействуют, общаются, строят свои отношения, формируют характеристики группы, управляют своим поведением. Поэтому о ней мы поговорим отдельно.

Обобщая сказанное, можно схематично представить модель формирования и развития группы.

Модель формирования и развития группы

образования

Типы группы

развития групп

Основные характеристики

Потенциальные

конечные результаты

Удовлетворение

Потребности в:

Общении,

Самоуважении,

Безопасности,

Усилении власти,

Получении

определенного

общественного

Достижении

социальных,

экономических

и других целей

Формальные

1. Администра-тивные

2. Оперативные

Неформальные:

1. группы по интересам

2. группы на основе дружбы

1. Адаптации

2. Идентифи-кации

3. Интеграции

4. Распада

1. структура

7. сплоченность

8. коммуникация

и взаимопонимании

9. лидерство

10. конфликт

Индивидуальная

результативность

Групповая

результативность

Организационная результативность

В соответствии с этой моделью рассмотрим основные характеристики группы и потенциальные конечные результаты ее деятельности.

Структура группы. Каждая группа имеет свою структуру. Она зависит от типа группы, ее размера и состава, взаимоотношений и норм в ней, статуса и роли каждого члена группы.

Размер и состав группы. Одним из важных факторов, который во многом определяет эффективность группы, является ее размер. Практика показывает, что наиболее продуктивными оказываются группы, состоящие из 5-9 человек. Такая численность позволяет, во-первых, учитывать при принятии решений разные мнения, во-вторых, создает прозрачность, при которой хорошо виден вклад каждого и, в-третьих, обеспечивает благоприятные условия для взаимодействия и сплоченности.

Эффективность группы зависит также от ее состава. Исследования подтвердили такую закономерность: чем больше общих признаков у группы (по возрасту, квалификации, взглядам и т.д.), тем плодотворней работают ее члены, тем быстрее они находят правильные решения вопросов, которые перед ними возникают. В то же время разнородность группы по какому либо признаку при определенных условиях может быть источником конфликтов.

Статус. Под статусом принято понимать место человека в обществе или группе.

Различают формальны и неформальный статус. Формальный определяется должностью, официальным званием. Например, профессор или победитель конкурса «лучший по профессии»; неформальный - личными качествами человека и признанием людьми этих качеств.

Если установленный групповой статус соответствует ожиданиям личности, личность признает групповые нормы и ведет себя в соответствии с ними, если нет, между личностью и группой возникает конфликт.

Роли. Роль - это способ или модель поведения человека в той или иной ситуации. Каждый член группы выполняет определенные роли, которые зависят от его статуса. Сложность управления организационным поведением здесь заключается в том, что в жизни люди одновременно выполняют несколько ролей. Человек в одно и то же время может быть руководителем, подчиненным, товарищем, родителем и т.д. в каждой роли от него ожидают определенного поведения. Когда член группы не оправдывает ожиданий группы, возникает ролевой конфликт.

Существуют разные ролевые конфликты:

1. Конфликт «личность - роль». Он возникает тогда, когда требование роли нарушает основные ценности индивида либо его потребности. Например, человек может уйти из группы, если его представления о нравственности или справедливости расходятся с групповым мнением.

2. К онфликт внутри роли . Такой конфликт появляется тогда, когда человек оказывается как бы между двух огней. С одной стороны, например, руководитель группы по служебной иерархии принадлежит к начальству и должен вести себя в соответствии с положением; с другой, он - член группы и хочет сохранить с ней дружеские отношения.

3. Конфликт между ролями . В его основе лежат противоречия между ожиданиями от тех ролей, которые выполняет человек. В частности, сплоченная группа, цели которой не совпадают с целями формальной организации, может стать причиной межролевого конфликта для ее членов. Исследования показывают, что избежать ролевых конфликтов трудно. Однако можно минимизировать их негативное влияние на новые группы. Для этого надо знать причины возникновения противоречий и своевременно вмешаться в процесс их развития.

Нормы. Под групповыми нормами принято понимать общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия ее членов. В отличие от ролевых ожиданий, которые обращены к отдельным людям, нормы обращены сразу ко всем членам группы.

Как формальные, так и неформальные группы могут иметь разнообразные писаные или неписаные нормы. Одни из них формализованы в различных письменных документах. Другие официально не объявляются, тем не менее становятся известными всем членам группы. И хотя они носят неформальный характер, их влияние на взаимоотношения в группе и эффективность ее работы часто оказывается сильнее писанных норм.

Основные нормы можно свести к нескольким типам.

1. к первому типу относятся те, которые определяют нормы деятельности, ее производительность, качество, сроки выполнения заданий и т.д.

2. ко второму - нормы, связанные с распределением ресурсов. Они регламентируют порядок выделения денег на заработную плату, поощрения, последовательность предоставления льгот и привилегий и т.д.

3. к третьему - нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений. Сюда входят правила, регулирующие проявление профессиональной или групповой солидарности, допустимые пределы санкций к отдельным членам группы, нормы групповой лояльности и т.д.

4. четвертый тип образуют организационные нормы. Это могут быть требования к одежде работников, предъявляемые для поддержания определенного имиджа фирмы, или стандарты при ведении переговоров и т.д.

Существование норм диктуется задачей достижения целей группы. Объединение усилий членов группы требует некоторого принуждения. Необходимость такого принуждения проявляется тем сильнее, чем острее ощущается потребность в единообразии поведения при решении вопросов совместной деятельности группы.

Значение норм трудно переоценить.

Во-первых, они способствуют предсказуемости поведения членов групп, сокращению количества межличностных проблем и конфликтов.

Во-вторых, нормы позволяют людям определить ценность своей группы, отличающую ее от других, и на этой основе построить модель собственного поведения.

В-третьих, оказывают влияние на формирование сплоченности группы.

Сплоченность. Концепция сплоченности имеет важное значение для понимания роли группы в организации. Эта роль может быть либо положительной, либо отрицательной, все зависит от того, совпадают групповые цели с целями организации или нет.

В первом случае члены группы культивируют лучшие деловые и нравственные качества, гордятся принадлежностью к своему коллективу. Все это вместе способствует тому, что возникающие проблемы решаются по-деловому, творчески, с учетом общего мнения.

Во втором случае на первом месте в жизни группы выступают межгрупповые конфликты. Общепроизводственные проблемы отступают на второй план. Сплоченность такой группы в конце концов разрушается. Однако пока это не случится, группа оказывает негативное влияние на поведение всей организации.

Менеджеру надо знать, как управлять процессами, которые сплачивают людей в группе, и в зависимости от направленности сплоченности применять те или иные меры воздействия.

Существуют различные методики, которые позволяют количественно оценить степень сплоченности и ее направленность. Одна из них предложена Р.С. Вайсманом. Суть ее заключается в следующем. Членам коллектива дается набор из двадцати личностных качеств, тесно связанных с деловым общением. Среди этих качеств - постоянство, выдержка, инициативность, общительность, исполнительность, знание своих возможностей, настойчивость, лояльность к групповым нормам, искренность и др. Из этого набора они должны выбрать пять качеств, которые, по их мнению, необходимы для продуктивной работы и которые культивируются в группе. Сопоставление повторений отдельных качеств с общей суммой выборов позволяет вывести коэффициент ценностно-ориентационного единства группы.

В зависимости от этого коэффициента менеджер может предпринять действия либо по укреплению сплоченности, либо по ее разрушению.

Немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг дают для этого следующие рекомендации.

Для укрепления сплоченности:

1. помогите группе испытать общий успех;

2. постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру;

3. развивайте чувство принадлежности к группе как ощущение некой особенности, избранности, укрепляйте это чувство, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя большой потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающейся в совместной работе;

4. позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, отвечала мотивации к принадлежности, уважению, самоуважению, престижу;

5. поддерживайте веру группы в реальность решения поставленных задач.

Для разрушения сплоченности:

1. в драматической форме продемонстрируйте группе бесперспективность ее деятельности;

2. покажите группе невозможность достижения поставленных ею целей;

3. посейте недоверие между людьми и прежде всего к лидеру группы;

4. образуйте «раскольнические» подгруппы, стимулируйте бегство из группы, поощряйте перебежчиков, а лучше всего - превратите в перебежчика лидера группы;

5. ассоциируйте чувство принадлежности к группе с чувством ущербности, усталости, недовольства;

6. устраните лидера путем перемещения его на другое место работы.

Менеджеру могут пригодиться и советы американских ученых, которые рекомендуют:

Для укрепления сплоченности:

1. сделать группу меньше;

2. поощрять согласие с целями группы;

3. стимулировать соревнование с другими группами;

4. выдавать вознаграждение всей группе, а не отдельным ее членам;

5. если необходимо, изолировать группу от негативного влияния других работников.

Для разрушения сплоченности:

1. сделать группу больше;

2. расформировать группу;

3. выдавать вознаграждения не всей группе, а отдельным ее членам;

4. поощрять несогласие с задачами группы;

5. не изолировать группу.

1. оцени потенциальные возможности людей и распредели между ними ролевые позиции в группе;

2. обозначь место и значение каждого члена группы в решении общей задачи;

3. поставь перед группой общую цель, не забыв убедить каждого, что общая цель - это и его личная цель;

4. распредели обязанности, ответственность, права, власть и средства, разработав грамотные должностные инструкции и сбалансировав ресурсы;

5. обсуди первые трудности с ориентацией на выявление их причин;

6. предложи группе постоянно квалифицировать свою деятельность;

7. стабилизируй, сплоти группу, создай благоприятный климат, а потом имитируй кризис, чтобы люди научились разрешать противоречия и конфликты (задача, требующая времени, ресурсов, уверенности в достижимости ожидаемых результатов и участия небольшой, но квалифицированной группы социопсихологов);

8. развивай коллективное принятие решений. Авторство присваивай группе, однако внутри группы отдавай должное каждому в зависимости от его вклада;

9. разработай постоянные критерии оценки работы и следуй им;

10. веди коллективный и публичный разбор противоречий;

11. поддерживай в группе главные ценности: уважение к каждому, оценку по вкладу, ориентацию на положительное в человеке, гласность, демократичность, учет индивидуальных особенностей;

12. раскрывай смысл и значимость работы, место и ценность каждого в общем деле;

13. децентрализуй власть и предоставь полную самостоятельность всем членам группы (но не забудь, о чем говорилось в п. 4);

14. поощряй инициативу, исключи практику поиска виновного. Важно найти причины и пути устранения ошибок;

15. не забывай про постоянное повышение квалификации и ощущение перспективы для каждого;

16. все групповые проблемы разрешай совместно и гласно;

17. давай постоянную информацию о достижениях каждого;

18. всем членам группы дай право свободно сообщать любую информацию, выражать любые мнения или сомнения по поводу любого обсуждаемого вопроса;

19. назначь одного члена группы на роль «адвоката дьявола» - человека, защищающего явно неправое дело или занимающегося «крючкотворством», выискиванием недоработок, неточностей, сомнительных положений, ошибок, критикующего принимаемые решения с различных точек зрения. Это помогает быстрее принять правильное, для всех приемлемое и всесторонне обоснованное решение;

20. выслушивай различные точки зрения и критику также спокойно, как и то, что совпадает с твоей точкой зрения;

21. отдели усилия по генерированию идей от их оценки. Сначала собери все предложения, а потом обсуди плюсы и минусы каждого из них;

22. выслушай сначала идеи подчиненных низших рангов, потом рангом выше и только после этого излагай свои.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, – важнейший вопрос таких дисциплин как «Организационное поведение» и «Социальная психология», так как становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

По словам К.Маркса, «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

В реферате поближе познакомимся с понятием «Группа», определим, на какие типы подразделяются группы, их структура, общие характеристики, а также выявим факторы, которые влияют на создание групп.

1.Понятие группы

Группа – это двое и более людей, которые общаются между собой и влияют друг на друга. Пациенты перед кабинетом врача или пассажиры автобуса не являются группой, если они не пробыли вместе достаточно долго, чтобы иметь возможность влиять друг на друга.

Несколько человек, находящихся в непосредственной близости, например на отдыхе в одной гостинице, и не влияющих друг на друга, называются собранием. Люди, собранные вместе, обычно осознают присутствие других, но сильного влияния друг на друга не оказывают. Хотя в собрании люди между собой общаются не часто и меньше влияют друг на друга, тем не менее некоторое влияние на окружающих все же проявляется.

Группа, как и любое организационное образование, подвержена определенным закономерностям в своем развитии. Для организации важно уметь оценивать эффективность группы. Критерии оценки эффективности группы примерно те же, что используются для оценки результатов труда работника: производительность, удовлетворение работой, адаптация и обучение и т.д.

Менеджеру крайне важно знать особенности группового поведения и уметь так выстраивать свою политику, чтобы группа была созидательной, а не деструктивной.

С понятием «группа» часто сочетается определение, уточняющее цель или назначение существования группы. Например, школьная группа, творческая, инициативная и т.д. В ряде случаев такие группы имеют устоявшееся название: школьная группа – класс, группа рабочих – бригада, группа солдат – отделение. Человек с момента своего рождения становится членом группы под названием «семья».

При всей своей простоте понятие «группа» является достаточно сложным и крайне важным, так как группы и их работа оказывают огромное влияние на эффективность деятельности организации в целом и отдельно взятого работника в частности.

В жизни современного работника группы также играют важную роль. Все больше времени человек проводит в различных группах, что объясняется рядом причин.

Во-первых, менеджеры большинства компаний пытаются сделать работу более демократичной. Все чаще используются целевые и проектные группы, которые объединяют людей из различных подразделений и с разных ступеней служебной лестницы. Больше работников участвуют в принятии ответственных решений, которые часто обсуждаются на собраниях групп.

Во-вторых, все меньше людей работают в жестко структурированных компаниях со стабильным окружением и рутинными технологиями. Напротив, все больше государственных организаций, фирм, предоставляющих услуги, оперируют в условиях изменчивого и нестабильного окружения. Подобные условия приводят к необходимости создания гибких, динамичных структур, использующих проектные группы для отслеживания изменений и адаптации к ним.

В-третьих, многие организации для повышения эффективности деятельности своих работников наделяют их все большей ответственностью, вовлекая их в процесс принятия решений. Это часто происходит, когда ликвидируется среднее звено менеджмент и усиливается процесс делегирования полномочий. В результате работники чувствуют себя более ответственными за качество продукции, улучшение методов производства, контроля и т.д. Для осуществления этих начинаний также используются группы.

Чтобы эффективно управлять группами, менеджер должен понимать их природу, оценивать эффект их размеров, знать методы формирования групп, пути их развития, ключевые роли в группе и т.д.

2.Типы групп и их структура

2.1.Принципы классификации

В зависимости от своих личностных характеристик и сложившейся ситуации каждый человек одновременно является членом нескольких групп. Основными типами групп являются:

    Семья (родители, дети и т.д.);

    Рабочая группа (трудовой коллектив);

    Дружеская группа (друзья независимо от их профессии);

    Группа по интересам (нумизматы и др.);

    Специальная группа (созданная с какой-либо целью).

Можно выделить ряд параметров, по которым целесообразно классифицировать группы. К их числу относятся размер, природа образования и целевое назначение группы (рисунок 1).

Рис.1. Классификация групп

2.2.Классификация групп по размеру

Группы могут быть разного размера, что, в свою очередь, влияет на поведение их членов. Среди небольших групп группы по два и по три человека достаточно обособлены, им следует уделить особое внимание.

Диада представляет собой группу из двух человек. В диаде отсутствует третий человек, к мнению которого можно было бы обратиться или который мог бы помочь в случае возникновения разногласий. В результате между двумя людьми (особенно с разными психологическими типами личности) часто возникают трения. Люди, работающие в паре, чувствуют или должны чувствовать это и избегать категорических суждений и действий, которые могли бы привести к разногласиям. В диаде мнения чаще спрашиваются, чем высказываются. Диады стремятся избежать разногласий (поскольку они могут привести к провалу), и результатом этого может быть видимая согласованность действий, даже если ее и не существует (ложный консенсус).

Триада, или группа из тех человек, ставит перед менеджерами другие проблемы. Допустим, Олег, Сергей и Мария работают в группе над разрешением какой-либо проблемы. Олег высказывает предположения, с которыми Сергей соглашается, а Мария – нет. В таком случае, если Олег и Сергей пришли к согласию, перед Марией встает проблема выбора. Она может пойти на поводу у ребят, надеясь, что ее точку зрения примут в следующий раз. Но если она этого не сделает, то ей придется противостоять мнению двух человек или попытаться переубедить одного из них или обоих.

Подобные проблемы являются естественным следствием триады. Именно поэтому люди покидают тройственные встречи в существенном напряжении. Даже если люди в триаде близки по взглядам, баланс взаимоотношений все равно будет постоянно разрушаться. В триадах очень большой потенциал для борьбы за власть, незапланированных объединений и общей нестабильности. Менеджерам, как правило, рекомендуется избегать использования триад, особенно когда поставленные задачи приводят к необходимости частого взаимодействия работников, что создает возможность оказывать давление друг на друга. В условиях конфронтации и борьбы за лидерство указанные задачи не могут быть решены.

Малая группа чаще всего насчитывает не менее 4 и не более 15 человек, так как в группе размером больше 15 человек ее членам сложнее общаться между собой. При численности группы менее 10 человек можно свободно общаться друг с другом, но когда группа становится большой, люди не улавливают сущность проблем и принимают меньше участия в дискуссии, высказывают меньше идей (студенты на лекциях в больших аудиториях).

Концепция малой группы имеет для менеджеров интерес с разных точек зрения, так как рабочие группы, группы по реализации проектов и т.п. обычно представляют собой малую группу.

При формировании малых групп менеджеры должны избегать четного числа членов группы, поскольку группы с четным количеством членов чаще заходят в тупик.

Большая группа – это группа с количеством членом более 15 человек. Большие группы организуются на короткий промежуток времени (собрание акционеров).

При увеличении размера группы эффективность ее деятельности может как увеличиваться, так и сокращаться.

В целом влияние размера группы на ее успех зависит от поставленной задачи . Если от добавления людей в группу ее эффективность увеличивается, то размер является положительным фактором. Если члены группы работают независимо, то большее число людей означает более высокую производительность. Размер группы может также играть положительную роль при выполнении работ, требующих взаимодействия внутри группы и совместных усилий.

Итоги рассмотрения влияния размера группы на ее эффективность приведены на рисунке 2.

Рис.2. Эффект размера группы

2.3.Классификация групп по природе образования

Формальные группы. Некоторые группы создаются в качестве части формальной организации, другие – нет. Формальность организации заключается в существующей в ней иерархии и наличии различных подразделений. Формальность организации отражается также в целях, методах, правилах и нормах, создаваемых для достижения целей этой организации. Любая группа, созданная целенаправленно и соответствующая этим критериям, является формальной группой.

Неформальные группы возникают вследствие индивидуальной потребности людей в общении с себе подобными. Членство в таких группах обычно добровольное и основывается на общности интересов и ценностей. Иногда природа образования таких групп не зависит от их организации.

Например, коллеги могут обедать вместе и никогда не встречаться после работы, т.е. не быть членами одной и той же неформальной группы. В других случаях неформальные группы развиваются в качестве ответной реакции в сторону организации как в случае, когда сотрудники собираются после работы, чтобы не только провести время, но и выработать совместную позицию по тем или иным производственным вопросам.

Неформальные группы могут быть горизонтальными , состоящими из людей, занимающих сходное положение, выполняющих на работе примерно одинаковые функции, или вертикальными , состоящими из людей, находящихся на различных ступенях организационной лестницы. К ним относятся, например, группы работников «со стажем», объединяющиеся по интересам. Случайные неформальные группы охватывают как вертикаль, так и горизонталь организации и возникают вокруг любой общности интересов. Эти группы могут развиться настолько, что в состоянии преодолеть порядки организации или усилить власть ее членов. Они также могут состоять из людей, которые нравятся и доверяют друг другу и, возможно, общаются вне работы, как, например, любители театра или люди, живущие по соседству.

Неформальные группы могут быть очень эффективны и очень сильны, что, возможно, объясняет, почему многие менеджеры относятся к ним с вниманием и даже с некоторым подозрением. Они часто рассматривают неформальные группы как разрушающие и потенциально вредные для формальной организации. Некоторые менеджеры добиваются поддержки со стороны неформальных групп и их лидеров, чтобы уменьшить их потенциальную опасность или упрочить свое положение и усилить позиции в организации.

2.4.Классификация групп по целевому назначению

Первичные группы достаточно важны для людей, потому что они формируют их идеи, убеждения и ценности. В них люди могут убедиться в правильности своих взглядов, получить оценку, поддержку или конкретные предложения. Первичные группы служат стандартом, с которым люди сравнивают свое поведение. Человек, стоящий перед выбором, может прибегнуть к помощи группы или переговорить с кем-то из ее членов.

Важной разновидностью первичной группы является семья . Люди, вместе с которыми мы отдыхаем, работаем, занимаемся общественной деятельностью, могут также составлять первичную группу. Человек может относить себя к различным первичным группам. Первичная группа – это та группа, к которой человек себя причисляет, хотя он может и не быть ее членом.

Социальные группы в основном создаются и существуют для проведения досуга и развлечения своих членов. Большинство клубов игроков, нумизматов, любителей изысканно кухни существует для того, чтобы их члены могли насладиться приятным обществом. Иногда в социальных группах присутствуют и производственные цели, как, например, в футбольной команде завода или в клубе пользователей компьютеров. Но в данном случае работа вторична по отношению к преимуществам общения с единомышленниками. Группы могут существовать в организациях независимо от желания руководства. На работе и вне ее устанавливаются дружеские отношения между работниками. Они проводят вместе досуг или общаются каким-либо другим образом.

Наличие спонтанно сформированных социальных групп важно для деятельности организации. Менеджерам при принятии решений о перемещении сотрудников или распределении заданий надо учитывать существование таких групп.

Целевые группы обычно создаются и существуют для выполнения какой-либо конкретной задачи. Преимущества общения для членов такой группы в отличие от социальной группы вторичны и могут вообще отсутствовать. Отделы, комиссии, проектные группы, аудиторские группы и т.п. представляют собой организационные формы целевых групп. У таких групп обычно есть определенная цель и сроки ее достижения, конкретные рабочие поручения и обязательные взаимоотношения с вышестоящей организацией. Некоторые целевые группы относительно постоянны, другие – временны. Целевые группы имеют очень важное значение для менеджеров и для эффективности работы организации.

2.5.Общие характеристики групп

Каждой группе независимо от ее размера, природы образования и целевого назначения присущи одни и те же характеристики , которые представлены на рисунке 3.

Рис.3. Общие характеристики групп

Гомогенность. Данная характеристика позволяет оценить однородность группы, исходя из заданных параметров, например с точки зрения пола: группы мужские, женские, смешанные. Если оценивать гомогенность групп с позиций возраста, то школьный класс в большей степени гомогенен, чем студенческая группа или производственный отдел. Гомогенность группы и ее анализ позволяет глубже понять группу, принимать правильные решения в отношении ее развития.

Фоновые характеристики. Группы образуются и развиваются в разном окружении , и от состояния внешней среды зависит эффективность их деятельности. В организации с нездоровой организационной культурой создание целевой группы по стратегическому развитию может закончиться провалом, так как, вероятно, предложения по изменению организационной культуры могут быть отвергнуты.

Статус членов группы. Очень часто понятия статуса и должности настолько близки, что во многом являются взаимозаменяемыми. Статус устанавливается для определенной должности и обычно представляет собой сумму признаков, отличающих одну должность от другой. Можно сказать, что статус – это относительная позиция человека внутри группы или общества. Это своего рода индекс рангов или значимости людей. Статус – общепринятая социальная сила, он вполне очевиден и легко определяется. Рассмотрим факторы, которые можно использовать при определении статуса человека:

    Должность или занимаемая позиция;

    Образование, знания, опыт;

    Присвоенные награды и звания;

  • Владение собственностью;

    Личные характеристики, (внешний вид, стиль одежды, возраст и пол);

    Поведенческие факторы (поведение на работе или во время отдыха).

Внимательно изучив данный список, можно сделать вывод, что статус присваивается людям в соответствии с их достижениями, личными характеристиками, взаимоотношениями с другими людьми и условиями, в которых они работают или отдыхают.

Понятие статуса основывается на том, что ценится в данном культурном окружении, и на оценках окружающих. Исследования престижности различных видов деятельности в развитых странах показали, что самый высокий статус имеют профессии преподавателя, врача, юриста, ученого, священнослужителя. В середину списка попали менеджеры, санитары, актеры и музыканты, и в самом низу стоят профессии уборщика мусора, разносчика газет, официанта, шахтера.

Открытость. Степень открытости – это характеристика, которая определяет уровень входных барьеров в ту или иную группу. Например, стать офицером достаточно просто, но попасть в группу элитных подразделений уже более сложно. Относить себя к группе ученых может любой человек с высшим образованием, но стать членом группы нобелевских лауреатов – задача для большинства неразрешимая.

Сплоченность. Сплоченность группы – показатель, определяющий наличие в группе связей особого типа, характеризующих социально-психологическую общность людей, единство взглядов и стремление к общей цели. Сплоченность определяется степенью, в которой члены группы поддерживают друг друга, полагаются на помощь коллег, стремятся к пребыванию в рядах коллектива. Чем выше сплоченность, тем сильнее стремление отдельных членов группы быть в ее составе, выше ее привлекательность для них и единство всех ее членов.

3.Факторы, влияющие на создание групп

С одной стороны, люди стремятся стать членами какой-либо группы. Они платят высокие членские взносы, чтобы иметь возможность вступить в гольф-клуб, или покупают автомобиль, чтобы вступить в автоклуб. Они могут покупать вещи, похожие на те, которыми пользуются известные люди, с которыми они хотели бы себя ассоциировать. Вступление в группу может также требовать значительных физических или моральных затрат, как, например, в случае приема в престижное учебное заведение.

С другой стороны, людей могут присоединить к группе насильно, несмотря на их раздражение и неприязнь. Многие сотрудники скорее примут участие в работе такой группы, чем рискнут навлечь на себя гнев начальства своим отказом. Факторы, которые определяют, будет ли сформирована группа, подразделяются на персональные и ситуационные. Данные факторы представлены на рисунке 3.

Рис.3. Факторы, определяющие создание группы

Персональные факторы создания групп

Люди объединяются в группы и присоединяются к уже существующим по разным причинам. Человек склонен объединяться в группы с теми, кто разделяет его воззрения. С единомышленниками намного проще общаться, такое общение позволяет человеку утвердиться в своих взглядах, сокращает вероятность возникновения конфликта, обеспечивает возможность высказываться с меньшим опасением услышать возражения. Птицы одной породы сбиваются в стаи, чтобы решить задачу, которая каждой птице в отдельности не по силам (например, дальний перелет). Люди формируют группы, исходя из политических пристрастий, принадлежности к одной партии или по таким признакам, как пол, возраст, образованность. Существует мнение, что «противоположности притягиваются», что люди с разными точками зрения дополняют друг, друга, но исследования показывают, что это не так. К другим факторам, определяющим членство в группе, относятся цели и пути их достижения.

Общие цели , которые требуют совместных действий, - мощный фактор создания групп. Менеджеры организации объединяют работников в группы по выполняемым ими функциям, например, планирование, производство, продажи, бухгалтерия и т.д. Если люди в этих группах обладают сходными качествами, то база для сплоченности групп еще более усиливается.

Некоторые цели требуют общих физических усилий. Например, группа лучше, чем отдельный человек, подходит для перемещения тяжелых предметов, если для выполнения такой работы нет специальных механизмов.

Общность целей также может иметь интеллектуальную или развлекательную направленность, например группы ценителей искусства, футбольных болельщиков или поклонников звезд эстрады. Группа также формируется тогда, когда человек может получить выгоду от сплоченности других людей.

Общность интересов и целей также вырастает и из эмоциональных потребностей. Многие люди просто стремятся принадлежать к каким-либо группам. Группы удовлетворяют потребность людей в безопасности и покое, принадлежность к определенной группе может служить предметом гордости.

Ситуационные факторы создания групп

Группа формируется также и тогда, когда непосредственная близость и взаимодействие позволяют развиться отношениям, которые обеспечивают им возможность общения. Близость интересов и общение ведут к дружбе и формированию групп в студенческих общежитиях, жилых домах, в организациях и т.д.

На общение людей и образование групп может влиять организация, например, за счет планировки помещений, рабочих кабинетов (перегородки могут повлиять на членство в группе или причисление человека к ней). Люди склонны объединяться в группы с теми, кто находится от них в непосредственной близости. Работающие вместе люди могут быть размещены неподалеку друг от друга, чтобы усилить общение и стимулировать необходимое сотрудничество. При этом следует учитывать тот факт, что постоянное общение и нахождение на виду у всех членов группы в течение всего рабочего дня может вызвать у ряда сотрудников негативные ощущения. В такой ситуации человек должен быть в постоянном напряжении, каждую минуту быть готовым к общению и ожидать каких-либо действий со стороны других членов группы.

Ожидание общения может вызывать и положительные эмоции по отношению к другому человеку. Люди часто отмечают, что им больше нравится тот, кого они ожидают встретить, чем кто-то, с кем встреча может не произойти. Ожидание встречи может нести в себе положительные эмоции и рассматривать грядущие отношения как приятные и потенциально плодотворные. Если это действительно происходит, то и последующие отношения, скорее всего, таковыми и окажутся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Люди проводят в группах огромное количество времени, особенно на работе. Нет ни одной организации, которая не использовала бы группы для решения широкого спектра проблем. Группам часто передаются полномочия не только для решения различных задач, но и для совершенствования управления или обучения друг друга. Менеджеру важно знать особенности группового поведения и уметь направлять его в русло созидательной, а не деструктивной деятельности.

Существует большое разнообразие групп, которые можно классифицировать по их размеру, природе образования, целевому назначению. Группы отличаются друг от друга по размерам, но чаще всего они состоят из четырех – десяти человек. Мелкие группы – диады и триады – достаточно обособленны и обладают своими отличительными характеристиками. Группы большего размера имеют другой эффект деятельности и иную психологическую природу. Первичные группы имеют особенное значение при формировании воззрений человека, но немалую роль играют и другие, например социальные или целевые, группы. В структуре любой организации существуют формальные и неформальные группы.

Помимо рассмотренных параметров более четко идентифицировать те или иные группы помогают такие характеристики, как гомогенность, фоновые свойства, статус членов группы. Гомогенность позволяет оценить однородность группы, фоновые свойства характеризуют состояние внешней среды, статус, присваиваемый каждому из ее членов, может способствовать успеху группы, но может и затормозить ее развитие.

На создание групп влияют персональные характеристики людей и ситуационные факторы. Группы, как правило, формируются из людей со сходными воззрениями и ценностями, целями и интересами. Образуются группы и тогда, когда людям необходима «сила многих», чтобы влиять на других или достичь поставленной цели. Но даже просто возможность общения может стать причиной образования группы. Организация может влиять на образование групп, создавая такую возможность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Брукс Ян – Организационное поведение. – Изд.: ДИС, 2006

    Гринберг Д., Бэйрон Р. – Организационное поведение: от теории к практике. – Изд.: Верника, 2009

    Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. – Организационное поведение. Основы управления. – Изд.: Юнити-Диана, 2010

    Зайцев Л.Г., Соколова М.И. – Организационное поведение. – М.:Экономист, 2008

    Кочеткова А.И. – Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, 2008

    структуры и развития личности. Методологической основой... формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие ... потребности включают потребности в принадлежности к группе , в признании, уважении и любви...

  1. Формирование развития

    Лабораторная работа >> Менеджмент

    На тему: «Формирование мероприятий организационного развития» Выполнил студент учебной группы 02 – 514 ... общей схемы организационной структуры . Сравнение типовых организационных структур и формирование организационной структуры общего и функционального...

  2. Формирование социальной стратегии развития предприятия

    Реферат >> Менеджмент

    Демографических, социально – профессиональных групп , социальных общностей (семьи, народы... управление организационной и производственной структуры . В целом особенность построения... работа посвящена формированию социальной стратегии развития предприятия. ...

  3. Формирование структуры стекольного завода

    Курсовая работа >> Менеджмент

    Литература. 1. Формирование структуры стекольного завода. 1.1. Определение типа структуры . Структура организации – ... принадлежности к обществу или группе людей. Т.о. организация должна... , претерпевающие более быстрое развитие , чем организация, которой...

  4. Социально психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников

    Дипломная работа >> Психология

    Психологический факультет Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников Дипломная работа... от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп : Группа учащихся...

Поскольку группы существуют в самых разных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. В организации способы образования групп чаще всего задаются внешними по отношению к группе факторами, например условиями развития организации, изменениями рыночной конъюнктуры, диверсификацией в сферах организационной деятельности и т.д. Иными словами, причины возникновения группы лежат вне её, в более широкой организационной системе. Именно здесь определяется цель групповой деятельности и формируются формальные требования к структуре и функциям группы.

В то же время процессы и феномены, происходящие в группе, обладают собственными закономерностями и в целях анализа могут рассматриваться как автономные. Их изучение имеет важное значение для организации, во многом определяя эффективность её базовых единиц - рабочих групп. Не менее важная задача состоит в том, чтобы понять, как формируется группа, какие этапы развития она проходит, как каждый из этих этапов влияет на организационную деятельность.

Как и любое развитие, становление группы - динамический процесс. Большинство групп находятся в непрерывном процессе изменения. Однако, как показывают исследования, группы проходят в своем развитии ряд последовательных ступеней, которые можно рассматривать сами по себе, как закономерности, присущие исключительно этой форме объединения работников. Эти четыре стадии могут быть условно названы так - формирование, брожение, нормирование и деятельность.

Первая стадия - формирование группы (forming) или формального объединения индивидов. Еще недавно незнакомые или мало знакомые люди в силу различных обстоятельств (по необходимости или в соответствии с чьим-либо решением) объединяются или оказываются объединенными в формальную группу. Люди вначале ведут себя осторожно, внимательно следят за каждым шагом новых партнеров. Стадия характеризуется высокой степенью неопределенности в целях группы, ее структуре и лидерстве. Члены группы бросают «пробные камни», пытаясь определить свои роли, и выбрать, какой тип поведения наиболее адекватен ситуации. Сама групповая деятельность находится на периферии внимания. Если какую-то работу нужно сделать, ее делают в первую очередь на основе индивидуального исполнения. Эта стадия завершается в тот момент, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы.

Стадия брожения (storming) - это одна из форм внутригруппового конфликта. Индивиды соглашаются с существованием группы, но они сопротивляются контролю, который группа накладывает на своих членов. Происходит выяснение и распределение форм деятельности. Решения принимаются, как правило, на основе мнения большинства, заглушая голоса меньшинства. Кроме того, возникает конфликт, связанный с тем, кто будет лидером группы. По завершении этой стадии в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутри-группового лидерства.

Третья стадия - это стадия нормирования (norming), т.е. формирования в группе близких взаимосвязей и общности норм и ценностных ориентаций. На этой стадии можно говорить об упрочении группы. Здесь группа выступает именно как группа. Члены группы уже имеют четкое впечатление друг о друге, о способах работы коллег и их личностных особенностях. Роли и функции каждого члена группы обретают достаточную определенность: каждый знает свою роль и осознает ответственность за её исполнение. Теперь в группе существует сильное чувство внутригрупповой идентификации и чувство локтя. Стадия нормирования завершается с образованием четкой групповой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение члена группы. Несогласные с новыми ролями вынуждены, по крайней мере, временно смириться и следовать групповым нормам и требованиям. В некоторых случаях «недовольные» прибегают к различного рода защитным механизмам.

В целом, внутренняя атмосфера в группе на этом этапе значительно улучшается, напряженность первых этапов спадает и на передний план выступает цель совместной деятельности.

Последняя стадия - стадия деятельности (performing). На этой стадии завершается становление группы в качестве психологической общности, групповая структура принята всеми членами и предельно функциональна. Члены группы активны, нацелены на достижение групповой цели, стремятся к саморазвитию и согласны работать на благо всей группы. Задания выполняются с общей ответственностью. Энергия группы полностью перемещается от задач взаимодействия к задачам деятельности. Кульминацией этой стадии может стать достижение группой состояния групповой гармонии, при которой члены группы стремятся к выравниванию различий в активности и признают ценность каждого члена группы с точки зрения единого целого.

Атмосфера группы приобретает теплый, дружеский характер, члены группы чувствуют себя в полной безопасности и гордятся тем, что являются частью группы. Происходит еще более глубокая интеграция группы: не только ценности группы, но и ценности самой деятельности всё больше разделяются отдельными индивидами. Сама совместная работа приобретает столь большое значение, что превращается во внутреннее основание существования группы. Пожалуй, только на этом этапе развития можно говорить о превращении группы в команду, которая не только эффективно действует, но позволяет каждому члену группы удовлетворять широкий спектр своих потребностей, включая потребности в самоуважении и самоактуализации.

Рассмотренная последовательность не означает, что эффективность группы монотонно возрастает по мере ее формирования. И хотя существует ряд исследований, демонстрирующих рост эффективности на четвертой стадии развития группы, вопрос групповой эффективности не так прост. В некоторых условиях именно стадия брожения может быть наиболее продуктивной. И в этом случае эффективность последующих стадий будет ниже. Кроме того, движение от стадии к стадии не является четко определенным. Более того, группа часто регрессирует к предыдущей стадии.

При таком изменении последовательности стадия брожения уже будет выступать стадией дробления. В этом случае желание членов группы сотрудничать друг с другом резко падает, появляются клики - объединения индивидов, лишь формально связанные с целями группы. Между кликами легко рождается конкуренция и борьба за власть, которые резко снижают эффективность работы группы. Если группе не удается преодолеть дезинтеграционные процессы, ее распад становится неизбежным. Если же группа находит в себе силы преодолеть кризис, ее развитие возобновляется.

В реальной жизни группы выделить указанные стадии в чистом виде удается лишь в редких или критических случаях. Как правило, наблюдается параллельное и даже разнонаправленное протекание сразу нескольких процессов. Поэтому рассмотренные нами стадии правильнее рассматривать как общую схему, которая выделяет группы и помогает лучше понять проблемы, которые в ней возникают.

Загрузка...