domvpavlino.ru

Как сдать егэ в году. Как подать заявление на сдачу егэ выпускникам прошлых лет. Три попытки, чтобы сдать ЕГЭ

12. Отклоняющееся поведение и его типы. Богбаз10, §16, 176 – 181; Богпроф11, §6, 58-64.
12.1. Оклоняющееся поведение.
12.1.1. Девиантное поведение.
12.1.2. Делинквентное поведение.
12.2. Формы девиантного поведения.
12.3. Виды отклонений (девиаций).
12.3.1. Культурные и психические отклонения.
12.3.2. Индивидуальные и групповые отклонения.
12.3.3. Первичное и вторичное отклонения.
12.3.4. Культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.
12.4. Типы девиантного поведения (Роберт Мертон).
12.5. Причины девиантного поведения.
12.5.1. Причины культурно осуждаемых отклонений. Биологические объяснения. Психологические объяснения. Социологические объяснения. Культурологические объяснения.
12.5.2. Причины культурно одобряемых отклонений.
12.6. Личность преступника.
12.7. Преступность.
12.7.1. Что такое преступность
?
12.7.2. Виды преступности.

12.7.3. Организованная преступность.

12.1 . Отклоняющееся поведение .
Девиантное (от лат . deviatio – отклонение), отклоняющееся поведение – поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.
12.1.1. На одном полюсе девиантного поведения находятся лица, проявляющие максимально неодобряемое поведение: террористы, предатели, преступники. На другом – лица с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, учёные, писатели, художники. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не являются противоправными.
12.1.2. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное (буквально преступное) поведение. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны.
Делинквентное поведение (от лат . delictum – проступок, англ . – delinquency – правонарушение, провинность) – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
12.2 . Формы девиантного (неодобряемого) поведения : уголовная преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройство, самоубийства.
12.3 . Виды отклонений .
12.3.1. Культурные и психические отклонения .
Часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Однако обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
12.3.2. Индивидуальные и групповые отклонения .
Индивидуальное отклонение : отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
Групповое отклонение : конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответ-ствии с нормами собственной субкультуры).
12.3.3. Первичное и вторичное отклонения .
Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.
Вторичное отклонение – отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
12.3.4. Культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.
12.4. Типы девиантного поведения (Роберт Мертон ).
Главной причиной девиаций Мертон считал разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами их осуществлениями.
1) Конформность : соответствие культурным целям и средствам.
Конформизм – это единственный тип недевиантного поведения, поскольку поддерживает и цели деятельности, и средства их достижения.
2) Инновация : согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.
Инновация (от англ . innovation) – нововведение.
3) Ритуализм : отрицание целей данной культуры, но принятие и использование традиционных, одобряемых обществом средств их достижения.
Ритуал (от лат . ritualis – обрядовый) – разновидность обычая или традиции; исторически сложившаяся или специально установленная норма поведения, в которой форма исполнения действий строго канонизирована и имеет лишь символическое значение.
4) Ретретизм (от англ . retreat – отступление, отход; уединённое место, убежище), бегство от действительности: отрицание и целей, и социально одобряемых средств их достижения.
5) Мятеж, бунт – форма поведения, не только отрицающая, но и стремящаяся заменить старые цели и средства, способ действий, который предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов, формирование новых целей и средств.
12.5 . Причины девиантного поведения .
12.5.1. Причины культурно осуждаемых отклонений .
1) Биологические объяснения (теории физических типов):
Определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм; люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.
Первыми, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явились сторонники физиогномики (например, Лафатер). Они называли в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т. д. Однако какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось.
Физиогномика (от греч . φύσις – природа, γνώμων – знающий) – учение о существовании однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические и физические характеристики этого типа.
Френология (от греч . φρην – грудобрюшая преграда; переносное знач. – дух, душа, сердце и греч. λογος – слово, наука) – псевдонаука о связи психики человека и строения поверхности его черепа. Создателем френологии является австрийский врач и анатом Ф. Й. Галль. Он утверждал, что все психические свойства, якобы локализующиеся в полушариях мозга, при развитии вызывают разрастание определённого участка мозга, а это, в свою очередь, - образование выпуклости на соответствующем участке черепа; при недоразвитии каких-либо свойств в черепе образуются впадины.
Чезаре Ломброзо (1835 – 1909) является автором идеи «прирождённого преступника». Однако, первым, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явился сторонник физиогномики Лафатер. Они называл в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т.д.
По Ломброзо, преступник – это особый природный тип. Станет человек преступником или нет – зависит только от врождённой предрасположенности, причём для каждого типа преступлений (убийства, изнасилования, хищения) характерны свои аномалии физиологии, психологии и анатомического строения.
Чезаре Ломброзо «Преступный человек» (1897):
«Внезапно, однажды утром мрачного декабрьского дня, я обнаружил на черепе каторжника целую серию ненормальностей... аналогичную тем, которые имеются у низших позвоночных. При виде этих странных ненормальностей – как будто бы ясный свет озарил тёмную равнину до самого горизонта – я осознал, что проблема сущности и происхождения преступников была разрешена для меня».
Основные признаки, присущие прирождённым преступникам : 1) необычно маленький или большой рост; 2) маленькая голова и большое лицо; 3) низкий и наклонный лоб; 4) отсутствие чёткой границы роста волос; 5) морщины на лбу и лице; 6) большие ноздри или бугристое лицо; 7) большие, выступающие уши; 8) выступы на черепе, особенно в области «центра разрушения» над левым ухом, на тыльной стороне головы и вокруг ушей; 9) высокие скулы; 10) пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами; 11) кривой или плоский нос; 12) выдающаяся вперёд челюсть; 13) мясистая нижняя и тонкая верхняя губа; 14) ярко выраженные резцы и вообще ненормальные зубы; 14) маленький подбородок; 15) тонкая шея, покатые плечи при широкой груди; 16) длинные руки, тонкие пальцы; 17) татуировки на теле.
Уильям Шелдон . «Виды преступной молодёжи:… » (1949):
1. Эндоморф – человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом – такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми.
2. Мезоморф – тело человека отличается силой и стройностью – он отличается склонностью к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.
3. Эктоморф – отличается тонкостью и хрупкостью тела – склонен к самоанализу, наделён повышенной чувствительностью и нервозностью.
По мнению Шелдона наиболее склонны к отклонениям в поведении мезоморфы
Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог обидеть и муху.
Преступность и хромосомные аномалии .
Пол человека и связанные с ним биологические признаки определяются набором половых хромосом: у мужчин присутствует набор XY хромосом, у женщин – XX. Наблюдаются также случаи, когда в результате каких-то аномалий на ранней стадии зародышевого развития происходит удвоение «мужской» половой хромосомы Y – XYY синдром. Фенотипически люди, имеющие это отклонение, отличаются весьма высоким ростом.
Исследования, проведённые в США, Англии, Австралии и других странах показали, что кариотип XYY чаще встречается среди обследованных преступников, чем в контрольной группе. В специально подобранных группах правонарушителей (с умственными аномалиями или высоким ростом) этот признак встречался в 10 и более раз чаще. Была даже выдвинута гипотеза о том, что удвоение Y-хромосомы влечёт за собой формирование «сверхмужского» типа личности, предрасположенного к агрессивному и жестокому поведению.
Однако эта гипотеза не нашла подтверждения: изучение поведения лиц с XYY- синдромом не выявило какой-либо их повышенной жестокости. Кроме того, данная хромосомная аномалия не может объяснить происхождения не только преступности в целом, но и даже какой-либо её части: в норме она встречается примерно у 0,1 – 0,2% населения.
2) Психологические объяснения .
Зигмунд Фрейд предполагал, что любые поступки людей – это рвущиеся наружу бессознательные инстинкты или влечения. Когда контролирующий волевой фактор не способен подавить природный инстинкт – возникает конфликт, выливающийся в преступление.
По мнению Конрада Лоренц а источником агрессии является инстинкт борьбы за выживание. У человека, в отличие от всех других живых существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. На заре человеческой истории это было не столь опасно. Однако появление средств массового уничтожения ставит под угрозу выживание человека как вида.
3) Социологические объяснения .
Теории конфликта .
Карл Маркс и Фридрих Энгельс существование преступности связывали с социальным неравенством капиталистического общества. С целью достижения равенства члены определённых групп населения становятся преступниками прежде всего с целью получения материальной выгоды.
В работе «Положение рабочего класса в Англии» Энгельс, цитируя Томаса Гоббса, назвал состояние с преступностью в капиталистическом обществе «войной всех против всех». Энгельс считал, что преступления присущи в первую очередь пролетариату как угнетаемому классу. Позже это положение уточнялось, поскольку было необходимо объяснить, почему преступления совершают не все рабочие и почему преступления присущи не только угнетаемым, но и правящим классам. Последнее объяснялось тем, что частнособственнические отношения обуславливают моральную деградацию всех без исключения классов общества, а преступность перестала отождествляться с пролетариатом в целом, и стала пониматься как признак одного из слоёв люмпен-пролетариата.
Теории социальной аномии .
В начале XX века динамика преступности противоречила как теориям механистического социального детерминизма (преступность росла быстрее роста населения), так и классовым теориям конфликта (по мере сглаживания классовых противоречий преступность не только не исчезала, но даже и не уменьшалась).
Габриэль Тард :
«Как! Рост трудовой деятельности и богатства делает естественным рост преступлений и преступников! А где же, следовательно, нравственная сила труда, нравственная добродетель богатства, о которых столько говорили? Образование сделало большие успехи. Где же благодетельное, столь прославленное действие просвещения на нравы? Как! Три великих предупредительных лекарства от социальной болезни: труд, общее довольство и образование – усиленно действовали не раз, а поток преступности, вместо того чтобы пересохнуть, вдруг вышел из берегов».
Было выдвинуто предположение, что экономическое положение рабочих классов должно пониматься не только как финансовое, но и духовное, нравственное и политическое. Однако даже с учётом этого классовые теории оказались неспособными объяснить рост преступности и её качественные изменения (рост числа безмотивных и хулиганских преступлений, появление массовых убийств, распространение преступности, связанной с наркотиками и другие тенденции).
Попытка объяснить эти противоречия была предпринята французским социологом Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм констатирует, что необходимым условием благополучного существования человека является достаточное удовлетворение его потребностей, которое определяется равновесием между целями, которые ставит себе человек и степенью его успеха в достижении этих целей. При этом если биологические потребности (в еде, сне и т. д.) ограничены естественным образом, то для социальных потребностей (стремление к благополучию, роскоши, комфорту) никаких внутренних ограничивающих механизмов не существует, их пределы могут быть установлены только обществом.
В нормальных условиях человек ощущает ограничения, накладываемое обществом и подчиняется его коллективному авторитету, его требования не превышают некоего социально-приемлемого уровня. Однако в случае, когда в обществе отсутствуют устоявшиеся пределы стремлений для отдельных его членов, как это бывает при различных общественных потрясениях, до прихода общества в равновесие ни один его член не знает точно, какие потребности окажутся чрезмерными, а какие нет. Это состояние Дюркгейм называет социальной аномией.
Аномия (греч . a – отрицательная частица, nomos – закон), беззаконность, безнормность, неуправляемость – 1) психическое состояние человека, когда для него ничто не свято и не обязательно (индивидуальная аномия); 2) нарушения в ценностно-нормативной системе общества (отсутствие или неэффективность, противоречивость правовых и нравственных норм), всеобщая апатия, разочарованность, рост преступности, массовое стремление к нетрудовому образу жизни (массовая аномия); 3) стремление к реализации политических целей путем попрания правовых и нравственных норм (политическая аномия); 4) конфликт норм в культуре (аномия культуры).
Дюркгейм приходит к выводу, что преступность – это нормальное общественное явление. Её существование необходимо для того, чтобы общество не останавливалось в своём развитии, преступность подготавливает почву для общественного прогресса, а ненормальной является лишь чрезмерная или слишком низкая преступность. Дюркгейм полагал, что даже если у общества каким-то образом получится перевоспитать или уничтожить существующих преступников (воров, убийц, насильников и т. д.), общество будет вынуждено сделать преступными другие деяния, которые раньше таковыми не считались. Это объясняется тем, что преступник представляет собой отрицательную ролевую модель поведения, необходимую для формирования человека как полноценного члена общества.
Этот вывод достаточно парадоксален и потому встретил серьёзное противодействие со стороны других криминологических школ. Тем не менее, его значение заключается в том, что он !!! объясняет все неудачи попыток радикальным образом искоренить преступность.
Идеи Дюркгейма были развиты Робертом Мертоном, который сделал вывод, что независимо от классовой структуры общества, от его экономического, политического и иного развития антисоциальное поведение будет расти, если выполняются два условия: 1) в обществе господствует идеология, ставящая некие символы успеха, якобы общие для населения в целом, превыше всего (в американском обществе Мертон считал таким символом богатство); 2) существенная часть населения не имеет никаких или почти никаких законных средств для достижения целей, задаваемых этими символами.
4) Культурологические объяснения .
Теория конфликта культур (Торстен Селин): совершение преступлений является одним из возможных результатов разрешения конфликта, возникающего вследствие того, что один и тот же человек входит в различные социальные группы с различным мировоззрением и стереотипами поведения (семья, коллеги по работе, национальные и этнические сообщества).
Теория стигматизации (Говард Беккер «Аутсайдеры»): человек становится преступником не потому, что нарушает закон, а в результате «стигматизации», которая выражается в том, что государственные органы накладывают на него «клеймо», «ярлык» преступника, результатом чего является отторжение от общества, переход преступного поведения из случайного в привычное.
Стигма , стигмы (греч . stigma – пятно) – 1) клеймо, ставившееся на теле рабов или преступников в древней Греции (истор.); 2) в средние века – кровавая язва, появлявшаяся на теле фанатика в припадке истерического религиозного экстаза в связи с его представлениями о язвах на теле распятого Христа (истор.).
Стигма социальная – 1) в древности – метка или клеймо на теле раба или преступника; 2) в переносном смысле – «темное пятно» на репутации человека (социальной организации) в связи с каким – либо действительным или предполагаемым недостатком у него или в силу нарушения им норм общежития.
Типы стигм : физическая стигма (хромота, слепота и другие телесные увечья), стигма безвольных людей (алкоголиков, наркоманов, душевнобольных), этническая стигма, морально-правовая стигма, религиозная стигма, мировоззренческая стигма.
Теория дифференциальной ассоциации , теория субкультур (Эдвин Сазерленд): человек становится преступником в результате обучения противоправному поведению в социальных микрогруппах (семья, улица, школа и т. д.).
Основные положения :
1) девиантное поведение усваивается при взаимодействии с другими людьми, особенно в случаях, когда такое взаимодействие носит тесный личный характер.
2) при обучении усваиваются как техники совершения преступления, так и их мотивы, рациональное объяснение поведения и отношение к нему.
3) когда оценки, благоприятствующие правонарушению берут верх над оценками, которые ему не благоприятствуют, человек становится преступником.
4) обучение преступному поведению осуществляется с использованием тех же самых механизмов, что и обучение любому другому типу поведения.
Недостатки данной теории : во многих случаях дружба с преступниками не влечёт за собой совершения впоследствии каких-либо противоправных действий, в результате чего неясно, что является причиной, а что следствием: отклоняющееся поведение или наличие друзей с таким поведением.
12.5.2. Причины культурно одобряемых отклонений .
1) Сверхинтеллектуальность . Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера.
2) Особые склонности . Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
3) Сверхмотивация . Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
4) Личностные качества – личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности.
5) Счастливый случай . Большие достижения – это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
12.6 . Личность преступника .
Признаки, присущие личности преступника :
1) биофизиологические – состояние здоровья, антропометрические характеристики (рост, вес и т. д.), врождённые свойства и аномалии как нервной системы, так и других органов;
2) социально-демографические – пол, возраст, образование, род деятельности, семейное положение, уровень доходов, место жительства и т. д;
3) социально-ролевые – признаки, связанные с общественными функциями лица, обусловленными его положением в обществе и членством в определённых социальных группах;
4) нравственно-психологические – интеллектуальные качества, целевые установки, ценностные ориентации, отношение к нормам права и морали, потребности и предпочтительные способы их удовлетворения.
К последним относятся: ограниченность потребностей и интересов; нарушение равновесия между разными их видами; искажённое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; признание возможности использования антиобщественных способов удовлетворения своих потребностей и интересов.
12.7 . Преступность .
12.7.1. Преступность – понятие криминологии, означающее совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрена уголовная ответственность, а также массовое негативное социально-правовое явление, обладающее определенными закономерностями, количественными и качественными характеристиками.
Особенность преступности : наличие определённого контингента лиц – преступников, для которых преступная деятельность стала профессиональной.
Группы риска – категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки.
12.7.2. Виды преступности .
1) По сфере общественной жизни, в которой проявляется преступность и которой она наносит ущерб : организованная преступность, политическая преступность, экономическая преступность, налоговая преступность, таможенная преступность, государственная преступ-ность, коррупция, компьютерная преступность, экологическая преступность, преступный оборот наркотиков (криминальный наркотизм); преступность на почве ненависти;
2) По субъекту (в зависимости от признаков личности преступника) : преступность несовершеннолетних, преступность военнослужащих, женская преступность, преступность мигрантов, профессиональная преступность, рецидивная преступность, беловоротничковая преступность, синеворотничковая преступность;
3) По характеристикам вины и преобладающей преступной мотивации: корыстная преступность, насильственная преступность, терроризм, неосторожная преступность.
12.7.3. Особенности организованной преступной группы :
1) два или более человек, которые объединились для совершения преступлений; 2) группа построена по принципу иерархии; 3) наличие материально-технической базы (денежные средства, транспорт, средства связи, вооружение); 4) каналы для «отмывания» денег; 5) коррупция , т.е. связь с представителями органов власти и управления; 6) раздел сфер влияния между отдельными группами либо по территориальному, либо по отраслевому признаку.
Опасность организованной преступности :
1) для личности : подавление её прав и свобод актами насилиями и другими средствами («рэкет»), распространение влияния на профсоюзы, принуждение женщин и подростков заниматься проституцией.
2) для общества : перехват прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества, проникновение в область законного предпринимательства, насаждение идеологии преступного мира.
3) для государства : создание на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, подготовка и финансирование прямых антиконституционных действий; проникновение в политические партии и государственный аппарат.

Специалисты в области социологии понимают под девиантным поведением поступки человека, которые не подчиняются принятым в oбществе нoрмам. Отклоняющееся поведение также можно рассматривать как массовое явление в социуме.

В основе оценки девиантного поведения лежит такое определение, как социальная норма. Это есть некий процент дозволенного в поведении людей, выполнение которого необходимо для сохранения социальной структуры. Отклонения от социальных норм классифицируют следующим образом:

  • позитивное отклонение. Его цель – благоприятное изменение социальной структуры путем перехода от устаревших стандартов к современным;
  • негативное отклонение. Приводит к разрушению и дезорганизации социальной системы и, как следствие, к девиантному поведению.

Давайте подумаем, верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении: «Девиантное поведение можно отождествить с социальным выбором. В случае, когда цель не представляется возможным достичь реальными возможностями, индивиды часто прибегают к иным средствам, позволяющим добиться желаемого». Для социологов ответ очевиден – суждения верны, а в качестве примера к ним можно привести людей, стремящихся к власти и богатству. Для достижения своих целей они могут выбрать противозаконные и антисоциальные средства и даже стать преступниками. Или же, к примеру, протест, неприятие общественных ценностей тоже являются формами отклонений, которыми характеризуются террористы, экстремисты, революционеры.

Девиантное поведение относительно, поскольку оно сравнивается с нормами конкретной группы. Например, в криминальном мире вымогательство есть норма, однако для среднестатистического населения это считается отклоняющимся поведением. В обобщенном виде к примерам девиантного поведения

относятся:

  • алкоголизм
  • проституция
  • уголовная преступность
  • суицид
  • психические расстройства
  • азартные игры
  • наркомания

В научных кругах более всех распространена типология Р. Мертона. Автор данной типологии считает девиацию результатом разрушенной культурной базы, в особенности, её этической основы. Таким образом,

Мертон выделяет четыре основных типа девиантного поведения:

  1. инновация = согласие с общественными целями, но отрицание предложенных обществом путей достижения. Формы девиации – проституция, шантаж, создание «финансовых пирамид».
  2. ритуализм = отрицание общественных целей, преднамеренное преувеличение путей их достижения. Форма девиации – бюрократия.
  3. ретретизм = неприятие одобренных социумом целей и полный отказ от способов их достижения. Формы девиации – наркомания, алкоголизм, бродяжничество.
  4. бунт = отрицание и целей, и способов, установленных обществом, а также замена их на новые. Форма девиации – революция, стремление к перелому общественных отношений.

Мертон заявляет, что девиация не означает негативное отношение к общепринятым нормам. К примеру, вор желает материального достатка, проявляет рвение к этой социально одобряемой цели. Или бюрократ, который стремится к выполнению надлежащих правил работы, однако исполняет требования буквально, а порой и абсурдно.

Проведем краткий обзор основных распространенных причин отклоняющегося поведения.

Причины девиации имеют не только социальное происхождение, но и биопсихическое. К примеру, склонность к наркомании и алкоголизму может передаться детям от родителей.

Одна из причин – маргинализация. Её основные признаки – разрыв с обществом всех связей: в первую очередь, социальных и экономических, а затем и духовных. Следствие маргинализации – переход к примитивным сегментам общества.

В большинстве случаев отклонения связаны с аддикцией – стремлением уйти от внутреннего дискомфорта, имеющего социально-психологический характер, изменить своё психическое состояние. Чаще всего отклоняющееся поведение выбирают те люди, чьи индивидуальности подавляются, а стремления блокируются. Они по ряду причин лишены возможности «построить карьеру», повысить социальный статус и считают общепринятые стандарты несправедливыми.

Психологические и биологические причины девиации на данный момент не полностью изучены и подтверждены наукой. Более достоверны социологические теории, которые рассматривают отклонения в поведении в общественном контексте. Так, довольно широкое распространение имеет концепция дезориентации, предложенная французом Э. Дюркгеймом. Он полагал, что основная почва появления отклоняющегося поведения – это общественные кризисы. В том случае, когда происходит рассогласование общественных норм и жизненных принципов конкретного человека, может наступить состояние аномии, что означает отсутствие норм.

Широко известна также теория стигматизации («навешивание ярлыков»). Согласно этой теории, абсолютно все люди имеют склонность к нарушению общественных норм. Однако по девиантному пути пойдут только те, на кого навешен этот ярлык. Например, рецидивист может забыть своё преступное прошлое и начать новую жизнь, но окружающие всеми своими действиями не дадут ему этого сделать, они могут ограничить общение с ним, не станут принимать на работу. И тогда человек будет вынужден снова вернуться к криминальной стезе.

Причины девиации психологического характера – это расстройства психики, отклонения в умственном развитии. Например, Фрейд выяснил, что есть тип людей с врожденным желанием к разрушению.

Заражение плохими нормами тоже может рассматриваться как причина девиации. «Заразиться» можно в результате случайного взаимодействия с малознакомыми людьми.

Неравенство в социуме также может стать причиной отклонений в поведении людей. Базовые потребности у большинства людей похожи, а вот возможности их удовлетворения у разных слоёв общества различные. В результате бедные приходят к мысли, что они имеют «моральное право» на девиацию по отношению к богатым.

Нельзя не отметить в качестве причин девиации природные/техногенные катаклизмы. Они приводят к нарушению психики людей, неравенству в обществе. Обратимся к примеру ближайшего к нашим дням прошлого – это последствия затянувшегося военного конфликта в Чечне или катастрофа в Чернобыле, различные землетрясения.

Для того, чтобы девиация не прогрессировала в поведении человека, ему следует придерживаться некоторых правил:

  • открывать себе доступ к новым легитимным путям достижения благополучия, повышения социального статуса;
  • принимать социальное равенство людей перед законом;
  • стараться адекватно трактовать наказание и преступление.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм.

Девиация может быть как позитивной (не соответствующая образ­цам социального поведения в смысле улучшения их; приводит к поло­жительным для общества последствиям), так и негативной (нарушает требования социальных норм, приводит к негативных социальным по­следствиям).

Наиболее негативные, имеющие самые тяжкие для общества по­следствия формы девиантного поведения - это формы депинквентного (буквально - преступного) поведения.

Негативное девиантное поведение подразделяется на деструктив­ный и асоциальный типы.

Деструктивное поведение - отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, нарко­мания и др.).

Асоциальное поведение - поведение, наносящее вред дру­гим людям.

Девиантное поведение может быть индивидуальным, коллективным и массовым.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведе­ние конформное (от латинского слова conformis - подобный, сходный).

Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям.

Основная задача норматив­ного регулирования и социального контроля - воспроизводство в обще­стве конформного типа поведения.

3.12. Социальная роль

Социальная роль - образец поведения, признанный правильным и целесообразным для людей, обладающих определенным статусом в дан­ном обществе.

Роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Общество ожидает от человека с определенным статусом поведения, закрепленного социальной ролью.

Социальная роль может быть закреплена за человеком как фор­мально (например, в законодательном акте), так носить и неформаль­ный характер. Каждый человек обладает набором социальных ролей, который соответствует его набору его социальных статусов. Совокуп­ность ролей индивида называется ролевой системой, ролевым набором. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответ­ствующей социальной роли может возникнуть ролевой конфликт.

Виды ролевых конфликтов:

1. Межролевой: возникает, если индивид стремится выполнять несо­вместимые роли (например, женщина-мать и женщина-карьеристка)

2. Внутриролевой: возникает, если в рамках одной роли следует по­ступить нетипично (например, любящий родитель, наказывающий на­шалившего ребёнка)

3. Личностно-ролевой: возникает в случае психологической несо­вместимости личности с выбранной ролью (например, застенчивый человек, читающий лекции)

Выделяют основные (базисные) социальные роли:

    роль труженика;

    роль собственника;

    роль потребителя;

    роль гражданина;

    роль члена се­мьи.

Совокупность ролей, которые играет конкретный индивид, называют ролевым набором.

На выполнение той или иной социальной роли откладывает отпеча­ток личность человека. Чем выше статус личности, тем ролевые пред­писания более жёсткие.

3.13. Социализация индивида

Социализация - длящийся на протяжении всей жизни процесс вза­имодействия человека с обществом и его институтами, в результате которого он усваивает социальные нормы, осваивает социальные роли, приобретает навыки совместной деятельности.

Социализация личности проходит в два этапа:

1. Первичная социализация - неосознаваемое самим человеком и некритически воспринимаемое воздействие общества, его норм и институтов, приводящее к первичному усвоению норм и навыков соци­ального взаимодействия. Первичная социализация заканчивается фор­мированием личности.

2. Вторичная социализация - критичное и выборочное освоение личностью новых норм и образцов поведения в рамках социальных ин­ститутов.

Социализация в обществе происходит с помощью институтов соци­ализации.

Агенты социализации - люди и организации, которые осуществля­ют социализацию в рамках определенных институтов (отец, коман­дир (начальник), журналист).

Институты социализации - социальные институты, ответ­ственные за социализацию индивида в обществе. В качестве таковых выделяют:

Отклоняющееся поведение и его типы

Социальные нормы, которым люди следуют в своих дейс­твиях, придают социальному миру регулярность и предсказу­емость. Но не всегда и не все действия индивидов соответству­ют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняют­ся от правил, которым они обязаны руководствоваться.

Девиантное (от позднелат. deviatio - отклонение) (от­клоняющееся) поведение - социальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Основными формами девиантного поведения являются : пьянство; наркомания; преступность; проституция; само­убийство; гомосексуализм.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens - совершаю­щий проступок) (буквально - преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под ка­тегорию противоправного действия. При этом подчеркива­ется, что девиантное поведение относительно, ибо принадле­жит к моральным нормам данной группы, а делинквентное - абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выражен­ную в юридических законах общества.

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.

Биологическое

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному ти­пу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к пре­ступлениям отражается в его облике

Психологическое

Девиантное поведение является следст­вием психологических качеств, черт ха­рактера, внутренних жизненных устано­вок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и сре­дой. В то же время сам поступок, нару­шение закона может стать результатом психологического состояния девианта

Социо­логичес­кое

Девиантное поведение вызывается ано-мическим состоянием общества (ано­мией), т.е. распадом существующей си­стемы социальных ценностей и норм, ре­гулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигма­тизации (от гр. stig­ma - угол, пятно)

Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а груп­повой оцейкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установ­ленных норм.

Выделяют первичную и вторичную де­виацию . При первичной девиации ин­дивид время от времени нарушает неко­торые социальные нормы. Однако окру­жающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя деви­антом. Вторичная девиация характери­зуется тем, что на человеке ставят клей­мо «девианта» и начинают с ним обра­щаться не так, как с обычными людьми.

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием кри­минальной субкультуры, носителями которой являются де-классированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступ­ки, называют группами риска. К таким группам, в частнос­ти, относят определенные слои молодежи.

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худ­шую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитив­ный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

Правонарушение - одно из тех социальных явлений, которые представляют исключительный интерес для теоретического и практического правового знания, да и не только правового. Действительно, почему закон, казалось бы, принятый для общей пользы, освящённый авторитетом государственной власти, воплотивший не Ьдин раз обсуждённые, наиболее разумные правила поведения, тем не менее нарушается?

Пожалуй, с тех самых далёких времён, когда в раннеклассовых обществах зародилось право и появился его неразлучный спутник - правонарушение, теоретико-правовая мысль ищет ответ на вопрос, каковы причины и формы правонарушения, прежде всего особо опасного его вида - преступления. Почему возникает поведение, нарушающее правовые принципы, правила, предписания? И что надо делать, чтобы противостоять правонарушению, чтобы устранить эти опасные отклонения из общественной жизни? Поиск идёт уже не одно столетие.

В этом поиске теория права не одинока. Она сотрудничает с социологией, другими гуманитарными науками - философией, социальной психологией, специальными юридическими науками: криминологией, наукой уголовного права.

Однако определение правонарушения, его видов и иных основных юридических характеристик - это дело теории права.

И первое, что можно выделить в правонарушении, - это действие (или бездействие), имеющее противоправный характер, т.е. нарушающее запреты, не исполняющее обязанности, установленные нормой права. И хотя противоправное поведение, как правило, включает в себя и нарушение моральных норм и содержит дезорганизацию, однако основной признак правонарушения - это противоправность. Правонарушение всегда направлено против охраняемых законом различных интересов: личных, общественных, государственных и иных. Оно причиняет этим интересам соответственно физический, имущественный, моральный, социальный, духовный ущерб. Поэтому правонарушение - это не просто антисоциальное поведение, а наиболее вредное антиобщественное поведение, запрещённое правом. По степени вредности различают преступления и проступки... Наряду с преступлением и проступком ещё одним видом правонарушения является деликт - отклонение от требований права, от положений договоров в среде имущественных и связанных с ними неимущественных отношений.

Общим признаком правонарушения является его свойство порождать юридическую ответственность, т.е. различные установленные законом неблагоприятные последствия для правонарушителя: физические, имущественные, моральные и иные страдания, ущемления. В этом смысле утверждается, что правонарушение является основой для наступления юридической ответственности. Не может быть юридической ответственности без правонарушения.

(А. Венгеров )

Пояснение.

1) причины, например:

Противоправное поведение может быть вызвано недостатками воспитания человека;

Противоправное поведение может быть вызвано крайне тяжёлыми жизненными условиями;

Противоправное поведение может быть обусловлено особенностями личности правонарушителя;

(Могут быть названы другие причины.)

2) меры, например:

Установление юридической ответственности;

Неотвратимость ответственности за любые правонарушения;

Борьба с бедностью, безнадзорностью детей;

Ужесточение наказания за особо тяжкие преступления.

(Могут быть указаны иные меры.)

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 363 (часть С)

1) Отклоняющееся поведение - это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

4) Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение общепринятых норм.

5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.

Пояснение.

Девиант - любой человек, отклоняющийся от нормы. Девиантное поведение - отклоняющееся поведение. Типы девиантного поведения (Мертон): инновация (принятие целей, но непринятие средств достижения), ритуализм (непринятие целей, но принятие средств, например, бюрократ), репритизм (отрицание целей и средств, например, наркоманы, алкоголики), мятеж (полное отрицание целей и средств и замена их на новые, например, революционер). Причины девиантного поведения: биологические, психологические, социологические. Аномия - состояние индивида, характеризующееся распадом системы ценностей, вызванное противоречиями между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их достичь законными средствами. Делинквентное поведение - совокупность противоправных поступков или преступлений.

1) Отклоняющееся поведение - это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества - нет, неверно.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным - нет, неверно.

3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер - да, верно.

4) Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение общепринятых норм - да, верно.

5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида - да, верно.

Ответ: 345.

Ответ: 345

Читаем:1) От­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние - это любое по­ве­де­ние, ко­то­рое вы­зы­ва­ет не­одоб­ре­ние об­ще­ства.

Ваш ответ: 1345. Правильный ответ: 345

Почему 1 не подходит?

Валентин Иванович Кириченко

Оно может неодобрения и не вызывать, если позитивное.

Милена 04.05.2017 16:18

Примерами отклоняющегося поведения являются национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства,

разве они нарушают общепринятые нормы? (4 вариант)

Валентин Иванович Кириченко

Да. нарушают. Жириновский, к примеру.

·

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отклоняющееся поведение индивида всегда связано с нарушением нравственных норм.

2) Отклоняющееся поведение индивида может быть вызвано его социальным окружением.

3) Отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер.

4) Отклоняющееся поведение проявляется только у индивидов и не свойственно социальным группам.

5) Отклоняющееся поведение влечёт определённые социальные санкции.

Пояснение.

Девиантное (от лат. deviatio отклонение), отклоняющееся поведение - поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.

1) Отклоняющееся поведение индивида всегда связано с нарушением нравственных норм - нет, неверно.

2) Отклоняющееся поведение индивида может быть вызвано его социальным окружением - да, верно.

3) Отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер - да, верно.

4) Отклоняющееся поведение проявляется только у индивидов и не свойственно социальным группам - нет, неверно.

5) Отклоняющееся поведение влечёт определённые социальные санкции - да, верно.

Ответ: 235.

Ответ: 235

Валентин Иванович Кириченко

Всегда , если человек собирает монеты, например. он нравственные нормы не нарушает. Удачи

Агата Баракзай 12.02.2017 21:36

почему 5 вариант правильный? позитивное отклоняющееся поведение не влечет санкции

Viktoria Kochetkova 24.02.2017 17:50

Почему такое поведение может быть и положительным?

Валентин Иванович Кириченко

Если вреда нет, значит положительное.

·

Учёные опро­си­ли граж­дан стра­ны Z. Им за­да­ва­ли вопрос: «С чем, по Ва­ше­му мнению, свя­за­но от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние людей?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Наименьшая доля опро­шен­ных юно­шей видит при­чи­ну от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния во вли­я­нии со­ци­аль­но­го окружения.

2) Доля тех, кто считает, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние че­ло­ве­ка свя­за­но с его об­ра­зом жизни, среди де­ву­шек выше, чем среди юношей.

3) Одинаковые доли опро­шен­ных в обеих груп­пах считают, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние яв­ля­ет­ся след­стви­ем пси­хо­ло­ги­че­ских черт характера.

4) Три чет­вер­ти опро­шен­ных каж­дой груп­пы считают, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние свя­за­но с об­ра­зом жизни человека.

5) Доля тех, кто видит био­ло­ги­че­ские при­чи­ны от­кло­ня­ю­ще­го­ся поведения, среди де­ву­шек выше, чем среди юношей.

Пояснение.

1) Наи­мень­шая доля опро­шен­ных юно­шей видит при­чи­ну от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния во вли­я­нии со­ци­аль­но­го окру­же­ния - да, верно.

2) Доля тех, кто счи­та­ет, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние че­ло­ве­ка свя­за­но с его об­ра­зом жизни, среди де­ву­шек выше, чем среди юно­шей - да, верно.

3) Оди­на­ко­вые доли опро­шен­ных в обеих груп­пах счи­та­ют, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние яв­ля­ет­ся след­стви­ем пси­хо­ло­ги­че­ских черт ха­рак­те­ра - да, верно.

4) Три чет­вер­ти опро­шен­ных каж­дой груп­пы счи­та­ют, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние свя­за­но с об­ра­зом жизни че­ло­ве­ка - нет, неверно.

5) Доля тех, кто видит био­ло­ги­че­ские при­чи­ны от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния, среди де­ву­шек выше, чем среди юно­шей - нет, неверно.

Ответ: 123.

Ответ: 123

1) Нервно-психические за­бо­ле­ва­ния человека, за­держ­ка его пси­хи­че­ско­го и фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия яв­ля­ют­ся одной из при­чин от­кло­ня­ю­ще­го­ся поведения.

2) Примером по­зи­тив­но­го от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния яв­ля­ет­ся за­ня­тие благотворительностью.

3) Снижение уров­ня эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия не свя­за­но с уве­ли­че­ни­ем числа лиц с от­кло­ня­ю­щим­ся поведением.

4) Распад су­ще­ству­ю­щей си­сте­мы со­ци­аль­ных цен­но­стей и норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих жиз­не­де­я­тель­ность людей, вы­зы­ва­ет де­ви­ант­ное поведение.

5) Основными фор­ма­ми де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния являются: пьянство, наркомания, преступность.

Пояснение.

1) Нерв­но-пси­хи­че­ские за­бо­ле­ва­ния че­ло­ве­ка, за­держ­ка его пси­хи­че­ско­го и фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия яв­ля­ют­ся одной из при­чин от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния - да, верно.

2) При­ме­ром по­зи­тив­но­го от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния яв­ля­ет­ся за­ня­тие бла­го­тво­ри­тель­но­стью - да, верно.

3) Сни­же­ние уров­ня эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия не свя­за­но с уве­ли­че­ни­ем числа лиц с от­кло­ня­ю­щим­ся по­ве­де­ни­ем - нет, неверно, связано.

4) Рас­пад су­ще­ству­ю­щей си­сте­мы со­ци­аль­ных цен­но­стей и норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих жиз­не­де­я­тель­ность людей, вы­зы­ва­ет де­ви­ант­ное по­ве­де­ние - да, верно.

5) Ос­нов­ны­ми фор­ма­ми де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния яв­ля­ют­ся: пьян­ство, нар­ко­ма­ния, пре­ступ­ность - да, верно.

Ответ: 1245.

Ответ: 1245

Валентин Иванович Кириченко

Девиантное - любое отклоняющееся поведения, в том числе и противоправное. Или вы считаете, наркоманию нормой жизни.

Вика Шевченко 30.03.2016 00:17

Здравствуйте!Скажите, пожалуйста, почему ответ "При­ме­ром по­зи­тив­но­го от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния яв­ля­ет­ся за­ня­тие бла­го­тво­ри­тель­но­стью" считается верным? спасибо!

Валентин Иванович Кириченко

Абсолютное большинство благотворительностью не занимаются.

Евгений Баширов 30.03.2016 08:29

пьянство, наркомания и преступность по своей сути относятся к делинквентному поведению

Валентин Иванович Кириченко

Пьянство - девиантное, но не делинкветное, по закону можно.

Гульназ Ханова 24.04.2016 13:37

преступность - форма делинквентного поведения, а не девиантного

Валентин Иванович Кириченко

Де­ви­ант­ное - любое от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ния, в том числе и про­ти­во­прав­ное. Или вы счи­та­е­те, нар­ко­ма­нию нор­мой жизни.

Олег Махалов 06.01.2019 12:53

В комментариях вы упорно пишете: "Девиантное - любое отклоняющееся поведения". Ну это же бред. Делать было нечего обществоведам: сели за столом и решили, что будут 2 одинаковых термина - девиантное поведение = отклоняющееся поведение. Ерунда полная. Во всех учебниках и пособиях отклоняющееся поведение делят на делинквентное и девиантное.

Иван Хеорхе

Учебник Боголюбова, 2017 год издания, 11 класс, обществознание. Базовый уровень., параграф 14, с. 157, прочитайте заголовок подпункта. Там указано «Отклоняющееся (девиантное) поведение»

·

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об от­кло­ня­ю­щем­ся поведении?

А. Кри­те­рии от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния раз­лич­ны в раз­ных типах обществ.

Б. От­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние имеет вы­ра­жен­ное ин­ди­ви­ду­аль­ное и по­ло­воз­раст­ное своеобразие.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Отклоняющееся по­ве­де­ние (также со­ци­аль­ная девиация) - это поведение, от­кло­ня­ю­ще­е­ся от общепринятых, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных и усто­яв­ших­ся норм в опре­де­лен­ных со­об­ще­ствах в опре­де­лен­ный пе­ри­од их развития.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Установите со­от­вет­ствие между ви­да­ми отклоняющегося по­ве­де­ния и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми примерами: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ОТ­КЛО­НЯ­Ю­ЩЕ­ГО­СЯ ПО­ВЕ­ДЕ­НИЯ

A) мо­ло­дой человек со­би­ра­ет коллекцию ста­рин­ных дверных замков, в его кол­лек­ции уже более 300 экземпляров

Б) пред­при­ни­ма­тель Н. от­крыл в своём род­ном городе музей кре­стьян­ских промыслов, в ко­то­ром в сво­бод­ное от биз­не­са время про­во­дит экскурсии для посетителей

B) фут­боль­ный болельщик во время матча вы­стре­лом петарды нанёс трав­му вратарю команды-соперника

Г) граж­да­не Н. и П., от­ме­чая уход в отпуск, зло­упо­тре­би­ли алкоголем и устро­и­ли драку на своём ра­бо­чем месте

Д) 12-летняя М. вы­иг­ра­ла международный кон­курс исполнителей оперы и на­ча­ла выступать в мест­ном театре

Е) 16-летнего граж­да­ни­на П. после по­бе­ды на меж­ду­на­род­ной олимпиаде по ма­те­ма­ти­ке зачислили на механико-математический фа­куль­тет МГУ

1) позитивное

2) негативное

А Б В Г Д Е

Пояснение.

Отклоняющееся (девиантное) по­ве­де­ние - со­ци­аль­ное поведение, не со­от­вет­ству­ю­щее имеющейся норме или на­бо­ру норм, при­ня­тых значительной ча­стью людей в груп­пе или сообществе. Не­га­тив­ное девиация - поведение, ко­то­рое большинством людей вос­при­ни­ма­ет­ся отрицательно, вы­зы­ва­ет осуждение (преступность, наркомания, пьянство, проституция).

Позитивная де­ви­а­ция - это такое от­кло­ня­ю­ще­е­ся поведение, ко­то­рое хоть и вос­при­ни­ма­ет­ся многими как необычное, стран­ное (ненормативное), но в то же время не вы­зы­ва­ет неодобрения (сверхтрудолюбие, ге­ро­изм и т.д.).

A) мо­ло­дой человек со­би­ра­ет коллекцию ста­рин­ных дверных замков, в его кол­лек­ции уже более 300 экземпляров - позитивное.

Б) пред­при­ни­ма­тель Н. от­крыл в своём род­ном городе музей кре­стьян­ских промыслов, в ко­то­ром в сво­бод­ное от биз­не­са время про­во­дит экскурсии для посетителей - позитивное.

B) фут­боль­ный болельщик во время матча вы­стре­лом петарды нанёс трав­му вратарю команды-соперника - негативное.

Г) граж­да­не Н. и П., от­ме­чая уход в отпуск, зло­упо­тре­би­ли алкоголем и устро­и­ли драку на своём ра­бо­чем месте - негативное.

Д) 12-летняя М. вы­иг­ра­ла международный кон­курс исполнителей оперы и на­ча­ла выступать в мест­ном театре - позитивное.

Е) 16-летнего граж­да­ни­на П. после по­бе­ды на меж­ду­на­род­ной олимпиаде по ма­те­ма­ти­ке зачислили на механико-математический фа­куль­тет МГУ - позитивное.

Ответ: 112211.

Ответ: 112211

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

1) социальной нормы

2) формальной негативной санкции

3) конформного поведения

4) отклоняющегося поведения

Пояснение.

Социальная норма - это правило поведения.

Санкции - это меры наказания или поощрения за отклоняющееся поведение.

Конформное поведение - это поведение соответствующее установленным правилам, шаблонам, соответствующим определенной группе людей.

Отклоняющееся поведение - это поведение, не соответствующее стандартному поведению, общепринятому, оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Петр Дмитриевич Садовский

Тогда бы в условии стояло, например: наложение штрафа на нарушителя правил дорожного движения - это пример? А само нарушение - это пример отклоняющегося (девиантного) поведения.

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Социальная норма - уста­нов­лен­ное в об­ще­стве пра­ви­ло поведения, ре­гу­ли­ру­ю­щее от­но­ше­ния между людьми. Су­ще­ству­ют раз­ные виды со­ци­аль­ных норм (обычаи, традиции, нормы морали, нормы права.)

Социальный кон­троль - механизм, ре­гу­ли­ру­ю­щий от­но­ше­ния ин­ди­ви­да и об­ще­ства с целью укреп­ле­ния по­ряд­ка и стабильности, опи­ра­ет­ся на со­ци­аль­ные нормы.

Санкция - ре­ак­ция на по­ве­де­ние со сто­ро­ны остальных; меры воздействия, воз­на­граж­де­ния (позитивные) и на­ка­за­ния (негативные) за со­ци­аль­ные действия.

Отклоняющееся по­ве­де­ние - поведения, не со­от­вет­ству­ю­щее об­ще­при­ня­тым правилам.

Самоконтроль - форма внут­рен­не­го со­ци­аль­но­го контроля, когда че­ло­век сам кон­тро­ли­ру­ет свое поведение.

Выпадающие термины: со­ци­аль­ная мо­биль­ность (перемещение ин­ди­ви­да или груп­пы в со­ци­аль­ной струк­ту­ре общества, из­ме­не­ние их статуса.) и социальная структура

Ответ: 1, 4.

Ответ: 14|41

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

1) Неформальный социальный контроль поведения индивида осуществляется его семьёй и ближайшим социальным окружением.

2) Социальный контроль предполагает целенаправленное воздействие на индивида в процессе его социализации.

3) Государство преимущественно неформально воздействует на индивидов, демонстрирующих отклоняющееся поведение.

4) Образовательные организации осуществляют социальный контроль по отношению к обучающимся и их семьям.

5) Социальный контроль в некоторых случаях может осуществляться общественно осуждаемыми средствами.

Пояснение.

Социальный контроль - это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная общность (группа) обеспечивает соответствующее принятым нормам (моральным, правовым, эстетическим и др.) поведение своих членов, а также предотвращает девиантные поступки, наказывает девиантов или исправляет их. Основные средства социального контроля заключаются в следующем:

Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.

Воспитание - процесс систематического воздействия на социальное развитие личности в целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы.

Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний, соответствующих принятым в ней нормам.

Принуждение - применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения.

Среди методов социального контроля наиболее употребимыми, как установил Т. Парсонс, являются: изоляция (отлучение девианта от других людей, например, заключение в тюрьму), обособление (ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества, например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу), реабилитация (подготовка девиантов к нормальной жизни, например, в группах анонимных алкоголиков).

Социальный контроль над девиацией подразделяется на два основных вида. Неформальный социальный контроль включает в себя социальное поощрение, наказание, убеждение или переоценку существующих норм, замену их новыми нормами, более соответствующими изменившимся социальным установлениям. Формальный контроль осуществляется специально созданными обществом социальными институтами и организациями. Среди них основную роль играют милиция, прокуратура, суд, тюрьма.

1) Неформальный социальный контроль поведения индивида осуществляется его семьёй и ближайшим социальным окружением - да, верно.

2) Социальный контроль предполагает целенаправленное воздействие на индивида в процессе его социализации - да, верно.

3) Государство преимущественно неформально воздействует на индивидов, демонстрирующих отклоняющееся поведение - нет, неверно.

4) Образовательные организации осуществляют социальный контроль по отношению к обучающимся и их семьям - да, верно.

5) Социальный контроль в некоторых случаях может осуществляться общественно осуждаемыми средствами - да, верно.

Ответ: 1245.

Ответ: 1245


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

<...>

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) практическое воплощение правовой культуры:

правосознание и правовое или противоправное поведение граждан или групповых общественных субъектов;

2) причины противоправного поведения:

Осознанный мятеж; - новаторство в отношении к принятым.в обществе правилам; - слабая правовая информированность; - социальная наивность; - деловая некомпетентность.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Проиллюстрируйте примерами любые три названные авторами мотива правового поведения (в каждом случае сначала укажите мотив, а затем приведите соответствующий пример).


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Правовая культура - это специфический социальный институт, выполняющий функцию формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а опосредованно и правового поведения. Структура правовой культуры включает следующие элементы: право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; правовое поведение <...>

Правовая культура находит своё практическое воплощение как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причём отклоняющееся от правовых норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.

В своём правовом поведении индивид обычно руководствуется собственными интересами, ориентациями и установками. Различное сочетание потребностей, стремлений и интересов лежит в основе мотивации правового поведения. Учёные выделяют целый ряд мотивов правового поведения. Это внутреннее убеждение в правильности и справедливости требований правовых норм; наличие у индивида собственной потребности в соблюдении законов; осознание социальной необходимости соблюдения законов; сознательное подчинение требованиям закона; сознание собственных прав; осознанная защита групповых интересов; боязнь юридической ответственности; следование традиции; стремление к пассивному подчинению государству и его требованиям. Поступки и действия, совершаемые с внутренней убеждённостью в соответствии этих поступков нормам права, можно считать высшей формой правового поведения.

(В.В.Касъянов.В.Н.Нечипуренко)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы мотивы и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) наличие у индивида собственной потребности в соблюдении законов (гражданка, нашедшая пакет с крупной суммой денег, передала их в милицию, так как считала неприемлемым присваивать чужие ценности);

2) осознание социальной необходимости соблюдения законов (владелец фирмы честно выплачивает налоги, поскольку убеждён, что налоговые поступления в бюджет обеспечивают образование, здравоохранение и др. нужды общества и государства);

3) сознание собственных прав (гражданин выразил готовность к реализации своих избирательных прав и принял участие в выборах главы государства);

4) осознанная защита групповых интересов (общество потребителей обратилось в суд с иском к фирме-производителю услуг для защиты своих прав).

Могут быть приведены другие примеры, проиллюстрированы примерами другие мотивы правового поведения.

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Загрузка...