domvpavlino.ru

Какой смысл вносят частицы в предложении. Отрицательная частица "ни" и "не": правописание и примеры. Сравнение с другими частями речи

Частица — служебная часть речи, которая не имея своего вполне самостоятельного лексического значения, придает различные оттенки словам и предложениям или служит для создания форм слов.

Частицы не изменяются, не имеют самостоятельного лексического значения и не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения.
Основная сфера использования частиц — устно-разговорная речь, художественная литература и публицистика с элементами разговорной речи. Использование в речи частиц придает высказываниям большую выразительность, эмоциональность. Избыточное употребление частиц ведет к засорению речи и потере смысловой точности.

Главная роль частиц (общее грамматическое значение) — вносить дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов или предложений. Частицы уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы для более точного выражения содержания: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало .» (Пушкин А.С. ) Уж — частица с усилительным значением .

Частицы возникли позднее других частей речи. По происхождению частицы связаны с разными частями речи: с наречиями (лишь, только, едва, уж, прямо и др.); с глаголами (пусть, пускай, давай, дай, было, бы, ведь, вишь и др.); с союзами (а, да, и, же и др.); с местоимениями (все, оно, что за, то, это, себе и др.), с междометиями (вон, ну и др.). Некоторые частицы не связаны с другими частями речи по происхождению: вот, ли, -ка и др.

В русском языке частиц немного. По частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов (так же, как и , союзы и некоторые местоимения). В эту сотню самых частотных слов входит 11 частиц (не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь ).

Сравнение с другими частями речи

По своему строению и функциям частицы сближаются с наречиями, союзами и междометиями.

Частицы отличаются от знаменательных частей речи тем, что не имеют лексических значений, поэтому частицы и не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. От предлогов и союзов частицы отличаются тем, что не выражают грамматических отношений между словами и предложениями,т.е. частица никогда ничего не связывает.

При синтаксическом разборе частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится или не выделяется вообще.

В науке о русском языке не существует единого мнения по классификации частиц. У разных авторов классификации могут различаться.

Разряды частиц.

По значению и роли в в предложении частицы делятся на разряды.

  • формообразующие,
  • отрицательные,
  • смысловые (модальные).

Формообразующие частицы

— частицы, которые участвуют в образовании некоторых форм различных частей речи (глаголов, прилагательных, наречий, имен состояния, местоимений).

  • Частицы, которые служат для образования форм наклонения глагола:
    • повелительного наклонения — да, пусть (пускай), давай (давайте) : да здравствует, пусть едет, давай(давайте) поедем;
    • сослагательного (условного) наклонения — бы(б): сказал бы , помог бы , надел б ; что бы не случилось.
      Частица бы(б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами: Я б в рабочие пошёл. Я хотел бы жить в Москве. Я сделал ещё бы лучше. Я бы ещё лучше сделал.

    Частицы бы, пусть, пускай, да, давай(давайте) являются частью глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются с ним. Формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается с глаголом при морфологическом разборе глагола как части речи .

  • Частицы, которые образуют формы степеней сравнения прилагательных, наречий, имен состояния — более, менее : более важный, менее важный; более интересно, менее скучно.
    Значение сравнительной степени может усиливаться частицами ещё и всё : ещё страшнее, всё интереснее.

При образовании форм частицы сближаются с морфемами: важнее (степень сравнения образована с помощью суффикса) — более важный (степень сравнения образована с пом. частицы).

Не являются частицами постфиксы -ся(-сь), -то, -либо, -нибудь и не, ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания. Следует различать частицу -то и -то : какой-то , куда-то ( ) — Я-то все знаю. (частица)

Замечание .

В комплексе Бабайцевой по русскому языку, у некоторых других авторов (Глазунова, Светлышева) предложен другой подход, где -то, -либо, -нибудь, кое — отнесены к словообразовательным частицам и образуют местоимения и наречия: кто — кто-то, кое-кто, кто-нибудь, кто-либо; какой — какой-то, какой-нибудь и т.д. К словообразовательным частицам отнесены и отрицательные частицы не и ни : кто — никтО, нЕкто; когда никогдА, нЕкогда и т.д. При этом частицы превращаются в .
С помощью частицы не образуются слова с противоположным значением: друг — недруг, счастье — несчастье.
Некоторые слова без не уже не существуют: ненастье, неряха, невежа, нельзя и др.
Эти вопросы стоит уточнить у Вашего учителя.

Отрицательные частицы

Не, ни — наиболее частотные частицы. Кроме того: нет, вовсе не, отнюдь не.

Частица НЕ играет основную роль при выражении отрицания, придает следующие значения:

  • отрицательное значение всему предложению: Не бывать этому.
  • отрицательное значение отдельному члену предложения: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.
  • положительное значение, утверждение (через двойное отрицание с не): не мог не помочь, т.е. должен был помочь; не мог не сказать.

Чаще всего отрицательная частица не входит в состав сказуемого: Ночью не было дождя. (не было — сказуемое) Я не знаю. (не знаю — сказ.)

Частица НИ придает:

  • отрицательное значение в предложении без подлежащего: Ни с места!
  • усиление отрицания в предложениях с словом не (нет), которое выражает основное отрицание: Вокруг нет ни души. Не видно ни зги. На небе нет ни облачка. Иногда ни употребляется без не : На небе ни облачка.
  • усиление и обобщение любого утверждения, сделанного в главном предложении (для этого в придаточном предложении используется частица ни ): Что ни (= всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (= всюду) посмотришь, везде поля и поля.
  • При повторе частица ни приобретает значение сочинительного (соединительного) союза : Ни солнце, ни воздух мне не помогут. (ни — союз )
  • К отрицательным частицам относится слова нет. Оно употребляется при отрицательном ответе на высказанный или невысказанный вопрос: Хочешь? Нет . Для усиления отрицания слово нет повторяется или употребляется перед отрицательным сказуемым: Нет, я не хочу.
    Частице нет соответствует по своей роли в предложении утвердительная частица да : Пойдешь? Да .
  • вовсе не, далеко не, отнюдь не .

Необходимо различать ни (не) приставку, частицу и союз. Приставка пишется слитно (некто, некого, ничей ). Частица и союз пишутся раздельно: нет ни души (частица, усиливает отрицание); Ни (союз) дождь, ни (союз) снег не могли его остановить.

Смысловые частицы

Смысловые (модальные) частицы — частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки (уточняют, акцентируют, усиливают), выражают чувства и отношение говорящего.

Группы частиц по значению:

  • Вносят смысловые оттенки:
    • вопросительные ли (ль), разве, неужели :
      Неужели это так? Правда ли это? Разве ты со мной не согласен?

      Разве и неужели часто выступают как синонимы: Разве (неужели) ты не узнал меня? Но, они могут иметь и разные значения.
      В предложениях с разве выражается сомнение, говорящий как бы спорит с собеседником, уверен в недопустимости факта: Разве можно лгать?
      В предложениях с неужели появляется сомнение и удивление: Неужели он обманул нас?
    • указательные вот (а вот), вон (а вон), вот и, вон и .
      Выделяют тот предмет, на который надо обратить внимание: Вот моя деревня.
    • уточняющие именно, как раз, почти, чуть не, точно, точь-в-точь, ровно : Именно она рассказала мне об этом. Как раз он знал об этом.
      Частицы именно , как раз служат для выделения наиболее важной информации.
    • выражают выделение , ограничение (ограничительно-выделительные) — только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то : Я не болен, только (лишь) устал немного.
  • частицы, которые выражают чувство и отношение говорящего:
    • восклицательные частицы — что за, как , ну и: Что за душа! Как здорово! ну и дела!
      Эти частицы выражают восхищение, удивление, негодование.
      Частица как имеет омоним как — местоимение как и союз как .
      Частица как обычно употребляется в восклицательных предложениях: Как упоительны в России вечера!
      Местоимение-наречие как употребляется в вопросительных предложениях и является членом предложения: Как вы себя чувствуете? Как — обстоятельство.
      Союз как — в сложноподчиненных предложениях: Я расскажу тебе, как жить дальше.
    • выражают сомнение вряд ли, едва ли: Едва ли это подойдет. Вряд ли он согласится.
    • усилительные частицы — даже, же, ни, ну, уж, ведь, всё-таки, лишь, только и др.
      Частицы выделяют слова в предложении: Маше знакомы лишь известные памятники. (Лишь — усилительная частица, в предложении является частью определения лишь известные ).
      Некоторые частицы этого разряда могут выполнять роль союзов : Луна стала ярче, звезды же лишь посинели. Частица же выделяет слово звезды и связывает первое и второе предложения.
    • выражают смягчение требований — —ка.
      В сочетании с глаголами повелительного наклонения эта частица смягчает значение глагола: Сделай! — Сделай-ка .

Примеры:

  • И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.(А.Пушкин) — усилительное значение
  • Ну что за шейка, что за глазки! (И.Крылов) — восклицательное значение
  • Да здравствует солнце, да скроется тьма (А.Пушкин) Пусть сильнее грянет бурая. (М.Горький) — образует форму повелительного наклонения глагола
  • То же слово, да не так бы молвил. — образует форму сослагательного наклонения глагола.
  • То, о чем мы раньше только думали, сейчас воплотили в жизнь. Только думали — только не наречие, не союз, поскольку ничего не связывает, но усиливает значение глагола (думали, но не делали). Следовательно, это частица.

Тема урока: «Частицы НЕ и НИ».

Цели урока: - тренировать в нахождении частиц в предложении;

Познакомить с правилами различения частиц НЕ и НИ;

Провести работу по подготовке к ЕГЭ;

Развитие творческого и ассоциативного мышления.

Ход урока:

1. Работа на повторение. Ввод в тему урока.

Начнем урок с небольшой лексической разминки. Она поможет нам сформулировать тему, с которой вы уже начали знакомиться на предыдущих уроках. (Слайд №1)

Подобрать антонимы к словам.

Какая часть речи называется частицей?

Составьте кластер «Частица»

Посмотрим, какие частицы вы знаете, умеете ли находить их в тексте? (слайды №3- №6)

Какой смысл вносит частица НЕ в предложение? Какую еще отрицательную частицу вы знаете?

2. Сообщение темы и целей урока.

Познакомитесь с правилами различения частиц НЕ и НИ;

Потренируетесь определять смысловые значения этих частиц, правильно их писать и употреблять в речи.

3. Новый материал. Работа с учебником под руководством учителя.

Откройте учебники теории на стр. 191. Учебники помогут разобраться в новой теме.

Слайд №8. Прочитайте предложение.

Какой смысл вносит в него частица НЕ, употребленная дважды? Есть ли объяснение этому в учебнике? Найдите и прочитайте. (еще 2 предл.) Если не найдете помощь в учебнике, поможет таблица.

5. Игра «Орфографический олимп». Слайд №10

Усложняю задание. Теперь вы должны найти и исправить ошибки в написании частиц НЕ и НИ, но в форме игры «Орфографический олимп».

6. И на ЕГЭ вы столкнетесь с заданием, где проверяется знание данной орфограммы. Слайд №11

(Но вы люди грамотные и, думаю, справитесь). (ОТВ: 1. 1 2. 2)

7. Работа с текстом. Слайд №12

Трудная орфограмма, да? Но, оказывается, и эти трудные отрицательные частицы вносят в речь, в текст выразительность, эмоциональность. Посмотрите.

Слайд(№12) с текстом.

Прочитайте текст.

Объясните написание пропущенных букв.

Прочитайте текст еще раз. Запишите его по памяти (дать поработать со словарем)

Прочитайте, что получилось. У кого ближе к оригиналу?

О чем текст? Какие образы помогли сделать вывод?

8. Релаксация. Работа по развитию речи.

А слышали вы, как журчат ручьи? А у итальянского композитора Антонио Вивальди в композиции «Времена года» звучит вот так. МУЗЫКА.

Что еще услышали?

Это время года вдохновляло художников на написание полотен. Никого не оставляют равнодушным работы И.Левитана, например, …..СЛАЙД (№13 - 15)

Каково впечатление от картин?

Составьте 2 предложения по ним. Но мы все разные, и по-разному встречаем утро, вечер, времена года. Дополнительно: 1 вар. - оптимисты;

2 вар. -пессимисты.

9. Словарная работа.

Что означают слова? Каково их лексическое значение? (ученик поможет). СЛАЙД №16.

Итак, первый вариант с радостью встречает весну, второй - с противоположными чувствами. Составляйте по предложению, не забывайте использовать частицы.

10. Итог урока в форме теста.

Ответы:

1вар. 1. 3 2 вар. 1. 2

2. 2 2. 2

3. 1 3. 3

4. 2 4. 2

5. 1 5. 1

11. Осталось записать дом. зад. СЛАЙД №17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русский язык 5 класс Урок Письма

Данный урок разработан в соответсивии программы по русскому языку для общеобразовательных классов. Урок направлен на формирование представлений учащихся о значимости Олимпийского движения....

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.

Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование...

1. Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
Ни с места! Вокруг ни души.

2. Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет .
Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.

3. Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
Что ни (=всё ) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду ) посмотришь, везде поля и поля.

Модальные частицы

К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.

Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:

1. Вопрос : ли, разве, неужели

2. Указание : вот (а вот), вон (а вон)

3. Уточнение : именно, как раз

4. Выделение, ограничение : только, лишь, исключительно, почти

Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:

1. Восклицание : что за, как

2. Сомнение : вряд ли, едва ли

3. Усиление : даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки

4. Смягчение, требование : -ка

Морфологический разбор частицы

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Разряд;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Фонетика и фонетический разбор слова

Фонетика раздел наукив котором изучаются звуки речи ударение слог.. человек может издавать несколько сот различных звуков но в своей речи при.. имя прилагательное значение и грамматические признаки имени..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи
Звук - это наименьшая звуковая единица слога(это то, что мы слышим и произносим). Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. (это то, что мы видим и пишем.) При написан

Фонетический разбор
Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану: 1. Затранскрибировать слово, поставив ударение. 2. Определить количество слогов, указать ударный. 3. Показать, каком

Лексика и фразиология
Лексикология– раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка. Лексика (от греч.- словесный, словар

Морфемика и словообразование
МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом. МОРФЕМА - это минимальная неделима

Словообразовательный анализ
План словообразовательного анализа

Грамматика. Морфология
Грамматика – раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, изменения слов, их соединение и словосочетания, предложения, текст. Грамматика состоит из двух разделов – морфология и

Значение и грамматические признаки имени прилагательного
Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? Примечание. Под признаком в грамматике принято пон

Превосходная степень
Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому - либо признаку. Относительные прилагательные Относительные

Значение и грамматические признаки имени числительного
Имя числительное - часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. По значению и грамматическим признакам имена числительные де

Значение и грамматические признаки местоимения
Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Начальная форма местоимений - именительный падеж единственного числа. В п

Прошедшее время
Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи. При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время. Глаголы в форме прошед

Будущее время
Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи. Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составногоглаголов н

Причастие
Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Примечание. Некоторые учен

Деепричастие
Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? К

Наречие
Наречие - часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака. Наречие могут относиться к глаголу, к его особым формам - причастию и деепричаст

Непроизводные и производные предлоги
Предлоги делятся на непроизводные и производные. Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.

Частица
Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предло

Самостоятельные части речи
Сначала надо назвать часть речи и общее грамматическое значение, поставить вопрос, привести начальную форму слова (если оно изменяется). Затем указать: o У существительных - собственное ил

Грамматика и синтаксис
Грамматика-как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (сло

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
К грамматической основе (предикативному центру) предложения относится набор главных членов предложения, при этом в разных предложениях данный набор будет разным: существуют предложения, состоящие т

Распространенные и нераспространенные предложения
В зависимости от того, есть в предложении второстепенные члены или нет, предложения делятся на: распространенные (второстепенные члены предложения есть): Летнее солнце ярко светило;

Осложненное простое предложение
Простое предложение, имеющее в своем составе: а) обособленные обороты. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца (Короленко).Весьмир, с листвой,

На основании грамматического значения
Сочинительная связь может оформляться следующими отношениями в предложении: · Соединительными. Для них характерно значение логической однородности. Во временном плане - одновременность дву

По характеру связи
В зависимости от вида сочинительных союзов: · с соединительным союзом. · с разделительным союзом. · с противительным со

Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи- это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и

Орфография
Правописание, орфогра́фия (др.-греч. ὀρθογραφία, от ὀρθός - «прав

Буквы а - я, у - ю
Буквы а, уупотребляются: Для передачи гласных а, ув начале слова и после глас-ных, напр.: ад, алый, армия, заахать, лиана, оазис, Луара; ум, утро, увалень

Гласные и согласные в приставках
Выбор гласных зависит от смыслового значения приставки и от того, ударная они или безударная. Выбор согласных зависит от последующей звонкой или глухой, от пол

Различие на письме приставок не- и ни- в местоимениях и наречиях
Выбор букв е и и в приставках зависит от ударения. Примеры написания приставок не- и ни- Без ударения Под ударением

Правописание падежных и родовых окончаний
Для того чтобы правильно выполнить это задание, следует в первую очередь определить часть речи. Задание состоит из словосочетаний существительное + прилагательное

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени
Написание личных окончаний глаголов в формах настоящего и будущего простого времени зависит от глагольного спряжения: - глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете,

Правописание отрицательных местоимений
· В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставкане-, а без ударения - приставкани-: некого спросить - никого не вст

Правописание словарных слов. Список словарных слов (таких слов, правописание которых не подчиняется правилам орфографии)
Способ запоминания их правописания выбирайте самостоятельно. колокол мизинец одеяло аппарат хризантема шарлатан аккуратный фехтование мандолина фейерверк поми

Образец орфографического разбора слова
Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами. Скошенная - правописание суффиксов причастий. 1)две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слов

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
Между подлежащим и сказуемым может быть поставлен только один знак препинания – тире. Оно ставится в первую очередь в следующих случаях: · Подлежащее - существительное, а сказуемое СИС с

Тире между подлежащим и сказуемым
1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными вименительном падеже, например: Мо

Знаки препинания при сравнительных оборотах
1. Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.) 2. Обороты с союзом как выделяются запя

Обособленные члены предложения
Обособленными называют такие члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно. Обособленные члены предложения делятся на следующие группы: 1. Обособленные определения

Обособление определений и приложений
Выделяются запятыми Примеры 1. Любые определения и приложения (неза­висимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся

Приложения с союзом как
Обособляется Не обособляется если имеет оттенок причинности: если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с союзом как х

Обособление обстоятельств
Обособляется Не обособляется 1. Деепричастные обороты и оди­ночные деепричастия: Мы шли, утопая в песке. Я, запыхавшись, остановился. 2. С пр

Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Обособляются Примеры 1. Уточняющие обстоятельства места и времени С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов.

Вводные и вставные предложения
1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам(Лермонтов); Он

Обращение
1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале или в конце предложения) запятыми, например:

Междометие
1. Междометия отделяются или выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации, например: Ох, пошлите за доктором! (Тургенев);

Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова
1. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются в составе предложения запятой, например: Да, пр

Целостность текста
В точки зрения лингвистики текст – это группа предложений, объединенных в единое целое одной темой с помощью языковых средств. Текст имеет следующие основные признаки: членимость. Текст состо

Средства связи предложений в тексте
Виды связи между предложениями в тексте: ПоследовательнаяПараллельнаяАссоциативная (смысловая)Наиболее часто используется последовательный, или цепной, способ связи предложений. Например:

Общая характеристика стилей
В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей: научный, официально-деловой (деловой), газетно-публицистический (публицистический), художественный, разговорный

Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.

Формообразующие частицы

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами.

Отрицательные частицы

К отрицательным относятся частицы не и ни .
Частица не может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.

Значение частицы не

  1. Отрицательное значение.

всего предложения: Не спешите с ответом. Не бывать этому.

отдельного слова: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.

  1. Положительное значение.

Товарищ не мог не помочь мне.

Отрицательная частица ни может иметь, кроме отрицательного, другие значения.

Значение частицы ни

  1. Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
    Ни с места! Вокруг ни души.
  2. Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет .
    Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.
  3. Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
    Что ни (=всё ) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду ) посмотришь, везде поля и поля.

Модальные частицы

К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.

Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:

  1. Вопрос : ли, разве, неужели
  2. Указание : вот (а вот), вон (а вон)
  3. Уточнение : именно, как раз
  4. Выделение, ограничение : только, лишь, исключительно, почти

Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:

  1. Восклицание : что за, как
  2. Сомнение : вряд ли, едва ли
  3. Усиление : даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки
  4. Смягчение, требование : -каМеждометие

Междометие - особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи). Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода – бр-р, для выражения страха или боли – ой и т.д.

июня 24 2011

Функция № 1. Частицы служат для образования формы слова (повелительного и условного наклонения глаголов, превосходной степени прилагательного и наречия):
Частица ДАВАЙ(ТЕ) употребляется в том случае, если хочет выразить приказ, требование, совет или просьбу: давай(те) петь;
Частица БЫ указывает на то, что действие возможно при определённом условии: читал бы, пошел бы;
Частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА, ЧТОБ помогают автору выразить побуждение к чему-либо: Уж не мешайте, пусть я расскажу! Да будет свет! Чтоб ты подавился!
Частицы БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, САМЫЙ помогают подчеркнуть превосходство признака: Эта коробка более вместительная. Сегодня на улице менее жарко, чем вчера.

Функция № 2. Частицы вносят в предложение различные оттенки значения, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

А) С помощью частицы НЕ можно выразить:
Отрицание (Он не приехал сегодня. Он приехал не сегодня. Сегодня приехал не он);
Неуверенное отрицание (Полянка - не полянка, а все-таки чистенькое место);
Неопределенность или неясность признака (Извозчик попался: едет - не едет);
Безразличие (Плачь не плачь, былого не воротишь);
Полноту и длительность действия (Возить вам не перевозить. Гляжу на вас не нагляжусь);
Высокую степень и длительность эмоционального состояния (не налюбуется, не надышится);
Утверждающую реплику-повтор (Нужно приданое? Как не нужно, конечно, нужно);
Категорическое отрицание (Знать не знаю, ведать не ведаю).
Б) Частица НИ выражает:
Отрицание (Ни души. Ни звука. Ни малейшей надежды);
Усиление отрицания (Мы не слышали ни звука);
Перечисление (Для тебя нет ни письма, ни посылки, ни телеграммы).
В) Частицы ЛИ, НЕУЖЕЛИ, РАЗВЕ, НИКАК выражают вопрос (Давно ли он ушел? Неужели это правда? Разве ты ему веришь? Никак ты болен?)

Г) Частицы ЧТО ЗА и КАК - восклицание (Что за прелесть эти ! Как прекрасен это мир!)

Д) Частицы ВОТ (А ВОТ), ВОН (А ВОН) - указание (Вот уже кое-где мелькает еле заметная травка).

Е) Частицы ВРЯД ЛИ, ЕДВА ЛИ - сомнение (Вряд ли твой доклад понравится слушателям)

Ж) Частицы ИМЕННО, КАК РАЗ - уточнение (Как раз это предложеие подходит для концовки сочинения)

З) Частица - С вносит в речь оттенок почтительности или иронии (Извольте-с. Слушаю-с. Ну-с, что такое у нас тут случилось?)

И) Частица - КА смягчает просьбу, побуждение (помолчи-ка, сходим-ка вместе).

К) Частицы ДА, ЕСТЬ и НЕТ выражают утверждение или отрицание (- Выполняйте. - Есть!)

Л) Частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ПОЧТИ помогают выделить отдельные слова и выражения (Гласные звуки состоят только из голоса)

М) Частицы ДАЖЕ (И), НИ, И, ЖЕ, ВЕДЬ, УЖ, ВСЁ, ВСЁ-ТАКИ, - ТО усиляют роль некоторых слов (Даже ты не веришь мне! Я очень занят, но всё-таки помогу тебе.)

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Частицы и их роль в предложении . Литературные сочинения!
Загрузка...