domvpavlino.ru

Картотека с целями на Октябрь. Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Ноябрь Прогулки вечером подготовительная группа

Прогулка №1 «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цели:

— формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);

— учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы.

Дни стоят невыразимы,

Снегу — хоть давай взаймы

Всем другим бесснежным зимам...

Н. Асеев

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

♦ За каким месяцем идет декабрь?

♦ Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем?

♦ Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

♦ Какие защитные свойства у снега?

♦ Найдите на нашем участке приметы зимы.

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель : воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры

Игра в снежки.

Цель: закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Цель: воспитывать чувство равновесия.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия.

Прогулка №2 «Наблюдение за огородом»

Цели:

— знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период;

— воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Ход наблюдения

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью —

Ты корми нас целый год

И капустой и морковью.

Угощай нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.)

♦ Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим от холода и ветра.)

♦ Если много снега в огороде — это плохо или хорошо? (Хорошо, много влаги.)

♦ Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.)

♦ Где больше снега — у здания или в центре? (У здания.)

♦ Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)

Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

Трудовая деятельность

Постройка фигур из снега на участке.

Цели:

— учить строить из снега фигуры;

— воспитывать дружеские отношения.

Подвижные игры

«Совушка».

Цели:

— учить внимательно слушать команду воспитателя;

— развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

«Жмурки».

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа

«Попади в цель».

Цель: развивать глазомер и силу броска.

Прогулка №3 «Наблюдение за воробьем»

Цели:

— продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;

— формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

— учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Ход наблюдения

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.

В. Мирясова

♦ Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)

♦ Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)

♦ Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты.)

♦ Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)

♦ Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)

♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)

♦ Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.

♦ Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.

♦ Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)

♦ Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)

♦ Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

Трудовая деятельность

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.

Цель : воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Попади в цель».

Цель : учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.

«Встречные перебежки».

Цель : учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель : развивать координацию движений.

Прогулка №4 «Наблюдение за снегопадом»

Цели:

— формировать представление о свойствах снега;

— закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде;

— развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?

♦ Почему снег хрустит под ногами?

♦ Почему снег бывает рыхлый?

Исследовательская деятельность

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Трудовая деятельность

Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

Цель: развивать умение работать сообща.

Подвижная игра

«Снежная карусель».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : учить метать снежки вдаль.

Прогулка №5 «Наблюдение за рябиной»

Цели:

— расширять знания о рябине;

— продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Нарядилась рябинушка, вышла погулять.

Стала с ребятишками хоровод водить,

С платьица по бусинке каждому дарить.

Стали ярче рябинушки щеки детворы,

Щедрые у рябинушки для детей дары!

Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие на вкус ягоды рябины зимой?

♦ Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?

Исследовательская деятельность

Сравнить ягоды до мороза и после.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель: оказывать помощь дворнику.

Подвижная игра

«Кто скорее добежит до флажка?».

Цель: отрабатывать навыки подлезания под дугу.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели:

— продолжать отработку техники прыжка в длину с места;

— использовать зрительные ориентиры.

Прогулка №6 «Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей»

Цели:

— на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

— воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

♦ Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)

♦ Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)

♦ Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

♦ Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей -— маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)

♦ Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)

♦ Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)

♦ Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

♦ Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

Трудовая деятельность

Укрепление снегом корней молодых деревьев.

Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

Подвижные игры

«Птицы и кукушка».

Цели:

— развивать ловкость, быстроту;

— выполнять характерные движения по содержанию игры.

«Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Прогулка №7 «Наблюдение за трудом дворника»

Цели:

— продолжать наблюдения за работой дворника;

— способствовать обогащению словаря;

— воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

— прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что делает дворник зимой на территории детского сада?

♦ Какие орудия труда он использует для работы?

♦ Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

♦ Нужна ли работа дворника людям и природе?

Трудовая деятельность

Строительство горки из снега для кукол.

Цели:

— учить трудиться сообща;

— воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Два мороза», «Горелки».

Цели:

— упражнять в беге;

— закреплять умение соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цели:

— упражнять в ходьбе по лыжне;

— развивать ловкость, выносливость.

Прогулка №8 «Наблюдение за оврагом»

Цели:

— закреплять знания о ландшафте;

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как изменился овраг с приходом зимы? (Покрылся снегом, стал не очень крутой.)

♦ Где больше снега — вверху или внизу оврага? (Нужно измерить снегометром.)

♦ Почему снега внизу больше? (Порывы ветра сдувают снег, снося его вниз в овраг.)

♦ Где весной будет почва суше — вверху или на дне оврага? (Больше снега — больше воды; вверху песок быстро пропускает воду, а внизу — нет, потому что там глина.)

♦ Чем служит снег для трав? (Одеялом, которое укрывает от мороза и ветра.)

Исследовательская деятельность

Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке младших групп.

Цель : воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры

«Бездомный заяц».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

«Следопыт».

Цель: развивать внимание и наблюдательность.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.

Прогулка №9 «Наблюдение за хвойными деревьями»

Цели:

— закреплять знания о деревьях;

— развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ход наблюдений

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Для чего нужен лес?

♦ Что он дает человеку?

Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток.

♦ Чем пахнет зима?

♦ Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему?

♦ Какие деревья украшают лес зимой?

Стоят дома высокие,

Этажи несчетные,

Шпили колючие,

Под тучами могучими.

♦ О каких деревьях говорится в стихотворении? (О ели.)

♦ Как выглядит ель?

♦ Кто ее сестра?

♦ Когда зацветают ели? (Один раз в 5 — 6 лет.)

♦ В каких местах растут ели? (Они любят влагу, в сухих местах не растут.)

А наверху, над мглою этой,

Перерастая лес, одна,

В лучах заката,

В бликах света

Горела яркая сосна.

♦ Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

♦ Как переносится по лесу сосновая пыльца? (Ветер ее разносит.)

♦ Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? (Семена летят по ветру и быстро вращаются, как маленькие пропеллеры; помогают им крутиться полупрозрачные крылышки.)

♦ В чем сходство хвойных деревьев?

♦ Чем отличаются деревья друг от друга?

♦ Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер.)

Исследовательская деятельность

Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям.

Цель : воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.

Подвижная игра

«Что растет в родном краю?».

Цели:

— закреплять названия деревьев;

— формировать словарный запас;

— прививать бережное отношение к природе.

Прогулка №10 «Наблюдение за серой и черной вороной»

Цели:

— учить сравнивать серую и черную ворону;

— находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Ход наблюдения

Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру...» — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.

А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.

Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель : воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижная игра

«Раз, два, три — беги!».

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

Индивидуальная работа

Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

Цель : развивать силу, выносливость.

Прогулка №11 «Наблюдение за общественным транспортом»

Цели:

— закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;

— воспитывать интерес к технике и труду взрослых.

Ход наблюдения

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже —

На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю.

В. Мирясова

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Какой общественный транспорт вы знаете?

♦ Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.)

♦ Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)

♦ В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)

♦ Из какой двери надо выходить? (Из задней.)

♦ С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади.)

♦ Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.)

♦ Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?

♦ Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.)

♦ На какой свет светофора? (На зеленый.) Трудовая деятельность

Вскапывание песка в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

Подвижные игры

«Цветные автомобили», «Салки».

Цели:

— учить действовать по сигналу;

— закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.

Прогулка №12 «Наблюдение за ветром»

Цели:

— расширять и углублять знания о неживой природе;

— формировать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Ветер дул всю ночь,

Шумели ели,

Морщинилась вода.

Сосны старые скрипели,

Ивы гнулись у пруда,

Выло, дуло, завывало.

И когда пришел рассвет,

Ветра будто не бывало,

Будто не было и нет.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)

♦ Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)

♦ С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)

♦ Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)

Трудовая деятельность

Постройка горки.

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Подвижные игры

«Кто самый меткий?».

Цели:

— упражнять в метании предметов;

— развивать глазомер.

«Зарисуй дерево».

Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

Индивидуальная работа

«Найди предмет».

Цели:

— закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;

Картотека прогулки в подготовительной группе МДОУ «Детский сад№198»

Сентябрь

Прогулка 1

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

Формировать понятия о смене времен года;

Уточнять представления об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

А. Майков

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узора­ми листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «ба­бьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит народная пословица.

♦ Какие вы знаете признаки осени?

♦ Что делает человек осенью?

♦ Как приспосабливаются животные осенью к жизни? Исследовательская деятельность

Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Оси­на, береза.)

Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Учить создавать радостное настроение от выполненной работы;

Воспитывать экологическую культуру.

Подвижная игра

«Смелые ребята».

упражнять в быстром беге;

развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Сентябрь

Прогулка 2

Наблюдение за кипреем

Цели :

Знакомить с лекарственными растениями;

Рассказать о кипрее, его особенностях в осеннее время года.

Ход наблюдения

Кипрей на Руси называют иван-чаем. В этом растении мно­го витамина С; в пищу используют корень, он похож по вку­су на картофель; листья и цветы заваривают как чай; листья используют в салат. Еще кипрей помогает при болезни же­лудка. Его семена прибывают на поляну вместе с ветром осе­нью на своих пушистых парашютиках. Прибыли и остались жить. В июле и августе вся поляна лилово-розовая от цвету­щего кипрея. К концу лета вместо розовых соцветий у кип­рея появляются первые пушистые султанчики. Это созрева­ют семена с парашютиками.

Поляну мы не замечали,

И вдруг, умытая росой,

Она в накидке иван-чая

Нежданно вспыхнула красой!

Сравнить кипрей с одуванчиком.

Найти сходства и различия.

Трудовая деятельность

Сбор семян цветов.

Подвижные игры

«Северные олени».

Цель: закреплять умение передвигаться вперед на двух ногах.

«У оленя дом большой».

Цель: закреплять умение выполнять движения в соответ­чик с текстом (игра с убыстрением).

Индивидуальная работа

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Сентябрь

Прогулка 8

Наблюдение за специальным транспортом

Цели :

Расширять знания о специальном транспорте;

Обогащать словарный запас.

Ход наблюдения

Красная машина по дороге мчится,

Ей на место поскорей надо появиться.

Там огня необходимо погасить лавину,

Все зовут пожарной красную машину.

«01» - две эти цифры часто набирают,

Значит осторожными не всегда бывают. В. Мирясова

♦ Какие специальные машины вы знаете? («Скорая по­мощь», пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицей­ская.)

♦ Для чего нужны эти машины? (Чтобы помогать лю­дям.)

♦ Для чего на пожар вызывают еще и «скорую помощь»? (Чтобы помочь пострадавшим во время пожара от ожогов и дыма.)

♦ Останавливаются ли у светофора машины, едущие с включенной сиреной? (Нет.)

♦ Почему? (Они спешат на помощь людям.)

♦ Назовите их. («Скорая помощь», пожарная и милицей­ская.)

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: учить пользоваться секатором, убирать только об­ломанные ветки.

Подвижные игры

«Пчелы и медвежата», «Мяч водящему».

Упражнять в лазанье по гимнастической лестнице чере­дующимся шагом;

Упражнять в подбрасывании и ловле мяча.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Сентябрь

Прогулка 3

Наблюдение за рябиной

Цели :

Продолжать наблюдение за рябиной осенью;

Учить находить сходство и различия красной и черной рябины.

Ход наблюдения

С рябиной свежей вазу Поставили на стол. Ее заметил сразу Лишь в комнату вошел. Есть рябину я не стану, Лучше краски я достану, Нарисую ягодки - Влажные и яркие, В каплях - бусинки росы Удивительной красы.

Рябинка - так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за яго­дами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь - ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она - любимое лакомство лесной куни­цы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси я зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, преж­де чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музы­кальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками - в черный цвет, а листья дают коричневую краску.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие звери любят ягоды рябины?

♦ Какие птицы клюют ягоды рябины?

♦ Как рябина используется в народном хозяйстве?

Исследовательская деятельность

Трудовая деятельность

После сбора урожая приведение в порядок земельной пло­щади огорода и цветника.

Цель: учить оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра

«Поймай мяч».

Цель: учить ловить и передавать мяч.

Индивидуальная работа

Беседа на тему: «Какая профессия на земле самая важ­ная?»

Расширять знания о представителях различных профес­сий;

Формировать словарный запас.

Сентябрь

Прогулка 4

Наблюдение за пауком

Цели :

Продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни;

Формировать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

Когда лапы на дорожке

Ходят - это мои ножки,

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы - это ножки.

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки! И. Лопухина

Воспитатель загадывает детям загадки, пр едлагает отве­ть на вопросы.

Ползла букашка

По большой ромашке,

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте, дети:

Кто расставил сети? (Паук.)

Не беда, что паутинка

Зацепилась за сучок,

В новом месте, на осинке

Свяжет сети... (паучок).

♦ Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.)

♦ Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.)

♦ Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.)

♦ На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жуч­ков.)

Пауки - хищники? (Да, они питаются другими насекомыми - мухами, комарами, жучками и

♦ бабочками.)

♦ Когда у пауков появляются малыши? (В конце лета.)

♦ Где выводятся новорожденные паучки? (Мама-паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вы­лупляются новорожденные паучки. Они живут все вместе в уютном теплом гнездышке, мама-паучиха кормит малы­шей насекомыми, а кокон защищает их от холода, дождя, ветра.)

♦ Куда исчезают пауки осенью? (С наступлением зимних холодов паучки забиваются в щелки коры, расщелины, ста­рых пней и засыпают до весны.)

♦ Как по поведению пауков можно предсказать погоду? (Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых; а если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине - жди сухих солнечных дней.)

♦ Из скольких частей состоит тело паука? (Из двух - го­ловогрудь и брюшко.)

Исследовательская деятельность

Взять лупу и рассмотреть паука. (На голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.) Трудовая деятельность

Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы).

продолжать учить осторожно окапывать вокруг цвет­ка; вместе с землей аккуратно пересаживать цветы в горшочки;

Воспитывать любовь к растениям.

Подвижные игры

«Один - двое», «Пройди бесшумно».

Учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений;

Использовать ходьбу как средство воспитания выносли­вости.

Индивидуальная работа

Продолжительный бег в медленном темпе.

Цель: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание.

Сентябрь

Прогулка 5

Солнце - источник тепла и света

Цели :

Формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;

Развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦Что нужно для роста растений, животных?

♦Что дает солнце?

Солнце - источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темно­ту. От холода и темноты погибли бы все растения и живот­ные.

Солнце - раскаленное шарообразное тело, его можно срав­нить с горящей печкой, раскаленным железом.

Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем Нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за Минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэто­му» даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает теп­ло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на сол­нышке мы греемся, нам тепло.

Исследовательская деятельность

Предложить посмотреть на солнце и ответить на воп­росы.

♦ Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?

♦ Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли гла­зам?

Положить два камешка. Один - на солнышко, другой - в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сде­лать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Трудовая деятельность

Помощь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малы­шам.

Подвижная игра

«Пожарные на ученье».

Закреплять умение лазать по стенке;

Развивать внимание.

Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Сентябрь

Прогулка 6

Наблюдение в огороде за морковью и свеклой

Цели :

Учить проводить сравнительный анализ овощей;

Закреплять представления о характерных особеннос­тях овощей, называть условия, необходимые для их роста.

Ход наблюдения

Тетушка Фекла -

Красная свекла.

Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие овощи выросли на грядке? (Свекла, морковь.)

♦ Что произошло с растениями по сравнению с весной? (На земле подросла ботва, а в земле - клубни.)

♦ Что помогло растениям вырасти? (Солнце, влага, уход человека.)

♦ Назовите характерные особенности моркови. (Морковь - овощ продолговатой формы, оранжевого цвета, имеет зеле­ную ботву.)

♦ Назовите характерные особенности свеклы. (Свекла - овощ округлой формы, красного цвета, имеет зеленую бот­ву.)

♦ Что можно приготовить из этих овощей? (Салаты, борщ.)

♦ Чем полезны свекла и морковь? (В них много витами­нов.)

Исследовательская деятельность

Определить семена моркови и свеклы (цвет, размер). Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе.

Трудовая деятельность

Сбор урожая в огороде.

Учить выкапывать овощи;

Воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижная игра

«Назови овощи».

Цель: закреплять названия овощей и ловить мяч.

Индивидуальная работа

Улучшение техники бега (легкость, быстрота, сгибание ног в коленях).

Цель: развивать координацию движений.

Сентябрь

Прогулка 7

Наблюдение за грибами на экологической тропе

Цель : развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе.

Ход наблюдения

Важный толстый боровик

Вырос у дорожки.

К уважению привык

Гриб на крепкой ножке.

Как увидим, что он близко -

Трудно мимо нам пройти.

Сразу кланяемся низко -

Белый гриб встал на пути!

Срежь ты бережно его,

Не порань грибницу,

В этом месте через год

Новый гриб родится.

Грибы - удивительные растения, даровый продукт при­роды. Мы их не сеем и не садим, на том же месте, где среза­ем грибы сегодня, вновь получаем их завтра.

Когда появляются первые белые грибы, - это чудесная, летняя пора. Лес тогда необыкновенно красив, воздух чист. Теплые летние дожди создают благоприятные условия для бурного развития и плодоношения грибов. Они растут везде, где есть береза, ель и сосна. Растут на полянах, опушках леса, заброшенных лесных дорогах, на склонах старых ка­нав и оврагов.

Мир грибов велик и разнообразен. Все грибы можно раз­делить на съедобные и несъедобные.

♦ Какие грибы съедобные, а какие нет? (Боровик, подбере­зовик, моховик, рыжик, груздь, волнушка, сыроежки, лисич­ка, сморчок, опята - съедобные, а несъедобные - бледная поганка, мухомор.)

♦ Чем отличаются съедобные грибы от несъедобных? (Съе­добные грибы можно употреблять в пищу, а несъедобные нельзя - можно отравиться.)

♦ Назовите лечебный гриб лосей. (Мухомор.)

Чтобы источник пищевых грибов не нарушался, надо бе­режно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые не употребляются в пищу. Охранять их от истребления -долг каждого человека. Надо каждому знать правила поведения в природе: «Не сбивай грибы, даже несъедобные. Пони, что грибы очень нужны в природе».

♦ Что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, икру, солянку. Их можно мариновать, солить, сушить.)

Трудовая деятельность

Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборки. сухой травы, листьев.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижная игра

«Мяч водящему».

Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Сентябрь

Прогулка 9

Наблюдение за кипреем на экологической тропе

Цели :

Продолжать знакомить с лекарственными растениями;

Закреплять знания о кипрее, его особенностях.

Ход наблюдения

На лугу расцвел кипрей -

Вот семья богатырей.

Крепки, статны и румяны

Встали братья-великаны.

Славный выбрали наряд -

Куртки пламенем горят!

Кипрей еще называют иван-чаем, или медовым цветком. Почему на Руси цветок нарекли Иваном? Может быть, пото­му, что бедным Иванам был другой чай не по карману? А мо­жет, стали так звать за характер: храбрый, сильный, стой­кий цветок, как русский Иван. Летом в июле на глухих лес­ных вырубках пышно цветет иван-чай. Точно высокие прозрачные свечи, малиново-красным огнем горят островер­хие шапки красивых и пышных цветов. Кипрей очень хоро­ший медонос. Прилетят пчелы, попросят у иван-чая меду. А он им кивнет: «Пожалуйста, пчелки, берите, сколько хо­тите!» Придет больной человек, нарвет листьев и цветков иван-чая, попьет горячего отвару и поправится.

Исследовательская деятельность

Найти два одинаковых цветка.

Измерить высоту стебля кипрея.

Найти самый высокий (низкий) кипрей.

Трудовая деятельность

Прополка сорняков в аптекарском огороде.

Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.

Подвижные игры

«Назови меня».

Цель: развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты.

«Лиса и зайцы».

Цель: развивать быстроту бега, умение увертываться от ловишки.

Индивидуальная работа

Перебрасывание друг другу мяча сверху.

Цель: развивать быстроту, ловкость.

Сентябрь

Прогулка 10

Наблюдение за осенним лесом

Цели :

Формировать обобщенное представление об осени как о времени года;

Учить различать березу и осину по форме, окраске ствола и листьев;

Закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень);

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ход наблюдения

Вот и осень наступила,

Листья пожелтели

И, скользя по воздуху,

На землю улетели!

Вот и лес стоит густой,

Качает нам всем головой,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Мы никого здесь не обидим

И чудеса твои увидим!

Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, доб­рым приятелем - лесом, ответить на вопросы.

♦ Как нам узнать березу среди других деревьев?

♦ Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пят­нами.)

♦ Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, ко­рень.)

♦ Какого цвета ветки?

♦ Зачем корень дереву?

♦ Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)

♦ Какого цвета они были летом? (Зеленые.)

Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пят­нами. Черные пятна - это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме.

Воспитатель организует игры с детьми.

«На месте не стой, вокруг березки хоровод построй».

Цель: продолжать учить выполнять движения в соответ­ствии с текстом.

Березку мы нашли. Какое еще дерево мы найдем?

«Раз, два, три быстрей осину найди».

♦ Как называется это дерево? (Осина.)

♦ Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый.)

♦ Какие ветки? Какого цвета? (Тонкие, светло-зеленые.)

♦ Сколько стволов у осины?

♦ Какого цвета листья?

Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, что осинки переговариваются друг с другом.

Исследовательская деятельность

Собрать листья осины и березы для гербария.

Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).

Приложить березовый листок к осиновому. Какой боль­ше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых листьев за­пах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются с нами.)

Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес - это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Можно оставлять мусор на лесной полянке? (Нет.)

♦ Что нужно делать с мусором? (Подобрать, сложить в пакет и вынести.)

♦ Почему не нужно срезать и ломать ветки?

♦ Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.)

♦ Можно ли срывать цветы? (Нельзя.)

♦ А что можно делать с цветами? (Рассматривать, ню­хать, рисовать.)

Подвижная игра «С кочки на кочку».

Цель: формировать навыки прыжков в длину.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цели: воспитывать с помощью движений бережное отноше­ние к природе;

упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.

Октябрь

Прогулка 1

Наблюдение в аптекарском огороде

Цели : закреплять знания о лекарственных растениях, расту­щих на участке детского сада;

Формировать умение и желание беречь и защищать при­роду.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на рас­тения в аптекарском огороде, задает вопросы.

♦ Почему, крапива растет на аптекарском огороде? Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы? (Они ос­танавливают кровь, укрепляют волосы, богаты витамина­ми К, С.)

♦ Когда заготавливают листья крапивы? (Сбор сырья производится только в период цветения - с июня по ав­густ.)

♦ Чем богаты плоды шиповника? (Витаминами А, Р, В, С. Содержат яблочную и лимонную кислоту; плоды шиповни­ка следует собирать только зрелые, когда листья на кус­тах начнут менять свою окраску на осеннюю.)

♦ Почему на нашем аптекарском огороде растет кипрей Как еще его называют? (Иван-чай.)

♦ Чем полезен кипрей? (Его используют при болезнях желудка, как противовоспалительное средство.)

Заготавливают листья и цветы кипрея во время цветения июле. Они богаты витамином С, помогают при болезнях желудка. Особенно вкусный чай получается из одних цветов.

Календула (ноготки). Цветки этого растения можно заготавливать в течение всего лета. Собирают свежие распустившиеся корзинки, срезая у самого основания цветка. Ноготки богаты витамином С, обладают противовоспалительными, ранозаживляющими действиями. Отвар из цветков календул используют в виде полосканий при ангине.

Подорожник (друг путника). Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертос­ти на ноге или пораненному пальцу. В листьях подорожника содержатся витамины А, К, С. Листья подорожника способ­ствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаи­вают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения.

Мать-и-мачеха. Собирают листья в июне, июле. Настой ли­стьев применяют как отхаркивающее средство.

Правила поведения в природе:

Из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете, и они не занесены в Красную кни­гу; - нельзя вырывать растения с корнем;

Лекарственные растения следует собирать в строго указанные сроки;

Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.

Исследовательская деятельность

Найти растения: кипрей, календулу, мать-и-мачеху, кра­пиву, подорожник, шиповник, мяту, ромашку.

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: формировать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры «Северные олени».

Формировать знания о северных оленях, их повадках;

Развивать умение передвигаться длинными прыжками.

«Лиса мышкует».

Цель: закреплять умение бегать на носочках, увертывать­ся от ловишки.

Индивидуальная работа

Перебрасывание мяча друг другу снизу.

Цель: развивать ловкость, выносливость.

Октябрь

Прогулка 2

Наблюдение за черникой

Цель : продолжать знакомство с ягодным кустарником - черникой.

Ход наблюдения

Я спросил у Васи:

Чем ты губы красил?

У тебя лиловый рот

И усы лиловые,

И лиловый сок течет

На рубашку новую.

И ответил Вася:

Губы я не красил,

Я черничный пил компот,

Вот и стал лиловым рот.

«Ягодка черненькая, маленькая, сладенькая, ребятишкам миленька», - так говорили о чернике. Растет она в хвойных лесах, любит сосновые и еловые боры. Их так и называют - сосняки-черничники и ельники-черничники. Растет она и на торфяных болотах. Созревает в июле-августе. Люди давно приметили: когда черника поспела, то и рожь в поле созре­ла. Молодые листочки черники серебристо-зеленые, листья тонкие, гладкие, с мелкими зазубринками по краям. Листи­ки держатся на коротких черешках. В конце мая - начале июня на кустах черники появляются небольшие цветки на коротких цветоножках. Черника - прекрасный медонос, при­влекающий шмелей, пчел и других насекомых, которые и опыляют ее цветы. Черника - чудодейственное растение. В плодах есть сахар и витамин С. Недаром говорится: «Поло­жил чернику в рот - избавился от хвори на весь год».

Воспитатель задает детям вопросы.

♦Как выглядит ягода черника?

♦Как выглядит растение черника?

♦ Какие полезные вещества содержатся в ягоде черники?

Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с брусничными. Чем отличаются, чем схожи?

Трудовая деятельность

Уборка участка.

Учить выполнению трудовых действий;

Приучать работать в коллективе.

Подвижная игра

«Лесные тропинки».

Цель: разнообразить движения в зависимости от усло­вий.

Индивидуальная работа

Общеразвивающие упражнения.

Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упраж­нениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения.

Октябрь

Прогулка 3

Наблюдение за камнями

Цель : формировать представление о камнях как части не­живой природы.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие бывают камни?

♦ Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, крем­ний.)

♦ Назови твердые камни.

♦ Какими камнями легче рисовать на асфальте?

♦ К какой природе они относятся? Почему?

♦ Какие камни прочнее?

, ♦ Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?

♦ Могут ли камни издавать звуки?

♦ Сравните камни на участке и в овраге.

♦ Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, - острые углы исчезают, камешек становится ок­руглым.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узо­ры, кристаллики.)

Трудовая деятельность

Сбор камней на участке и выкладывание из них компози­ции.

Учить трудиться сообща;

Развивать творческое воображение.

Подвижные игры

«Камень, ножницы, бумага».

Учить внимательно слушать воспитателя;

Развивать усидчивость. «Ловкая пара».

Цель: учить бросать мяч под углом.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение бросать мяч в цель

Октябрь

Прогулка 7

Наблюдение за ветром

Цели : продолжать учить определять силу ветра;

Расширять знания детей о неживой природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

♦ Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Та­кое передвижение воздуха создает ветер.)

♦ Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)

♦ Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)

♦ Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Исследовательская деятельность

Определить направление ветра с помощью компаса и флю­гера. (Куда повернул флюгер - оттуда и ветер, а по стрел­ке компаса определяется сторона света.)

Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и се­кундомера.)

Как определить с какой стороны дует ветер? (С помо­щью компаса: если с севера - холодный, если с юга - теплый.)

Трудовая деятельность

Уборка участка от веток и камней.

Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры «Коршун и наседка».

Цели: учить слушать команды воспитателя;

Развивать внимание.

Цели: закреплять представления о связях в природе;

Учить внимательно слушать команды воспитателя.

Индивидуальная работа: Упражнение с мячом.

Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.

Октябрь

Прогулка 4
Наблюдение за листопадом

Цели :

Расширять знания о сезонных изменениях в природе;

Формировать способность выражать наблюдаемое в сво­ей речи.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Все ли деревья изменили окраску листьев?

♦ Какими были летом деревья, кусты?

♦ Как они изменились с приходом осени?

♦ Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)

♦ У какого дерева раньше других меняется окраска листь­ев? (У березы.)

♦ У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат!

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

Ты не жалуйся врачу,

Конопушки я лечу,

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.

♦ Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зим нему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)

♦ Все листочки падают одинаково? (Нет.)

♦ Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотис­тая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад.)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки.)

Исследовательская деятельность

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.

Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.

Трудовая деятельность

Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.

Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь вы­полнения задания общими усилиями.

Подвижные игры «Лиса и зайцы».

Цель: формировать представление об образе жизни и по­вадках животных.

«Хищник - добыча».

Упражнять в установлении связи «хищник - добыча»;

Развивать быстроту бега, ловкость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не подни­маясь.

Октябрь

Прогулка 5

Наблюдение за смородиной

Цель : продолжать знакомить с ягодным кустарником чер­ной смородины.

Ход наблюдения

Растет в саду

Смородины куст.

К нему пойду,

Попробую на вкус

Ягодку черную,

Соком полную.

Ягодка гладкая,

Ты уже сладкая?

Коли поспела -

Возьмусь за дело:

Туесок принесу,

С веток стряхну росу,

Стану ягодки срывать,

На варенье собирать.

Ягоды смородины похожи на маленькие черненькие ша­рики. Смородина - многолетний кустарник, у него разные листья. Весной на кустах смородины раскрываются цветы, похожие на маленькие колокольчики. Смородина зацветает в саду раньше других ягодных культур. Созревают ягоды смо­родины в июле. Вкусные, кисло-сладкие, сочные. Самый стой­кий витамин С. Ягоды и листья смородины обладают целеб­ными свойствами. Душистые листья смородины кладут в маринады и соления, добавляют их при засолке огурцов, по­мидоров, грибов и капусты.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как выглядят ягоды смородины?

♦ Какого цвета бывают ягоды?

♦ Какие полезные вещества содержатся в ягодах смородины?

Какие сорта смородины вы еще знаете?

Исследовательская деятельность

Найти отличия смородины от шиповника (сравнение лис­тьев, стебля, плодов).

Трудовая деятельность

Помощь взрослым в уходе за кустарником, произрастаю­щим на участке.

Цель: формировать умение и желание работать сообща.

Подвижная игра

«Перебежки».

Цель: учить не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко ув
Ефимчева Елена Ивановна

Номинация « Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Основные этапы прогулки:

1. Наблюдения в природе.

2. Подвижная игра.

3. Индивидуальная работа (по подгруппам).

4. Сюжетно-ролевая игра.

5. Трудовая деятельность на участке.

Выносной материал : мячи, цветные мелки, оборудование для игр с песком, метлы, грабли, мешки для мусора.

Ход осенней прогулки в подготовительной группе ДОУ

1. Наблюдения в природе.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени как времени года; совмещать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; развивать познавательный интерес, мышление, память, речь, внимание.

Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по территории нашего детского сада. Начнем мы наше путешествие замечательными стихами:

Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.

О каком времени говорится в стихотворении Ивана Бунина? (Об осени).

Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их. (Ответы детей).

А как в народе называют сентябрь, октябрь и ноябрь и почему? (Ответы детей).

Давайте все вместе вспомним пословицы об осени:

  • Гром в сентябре - к теплой осени.
  • Поздний листопад - к суровой зиме.
  • От осени к лету поворота нету.
  • В сентябре и лист на дереве не держится.
  • Сентябрь без плодов не бывает.
  • Холоден сентябрь да сыт.
  • Октябрь то плачет, то смеется.
  • Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
  • В ноябре зима с осенью борются.

А теперь проверим, умеете ли вы осенние загадки отгадывать:

1) Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья….. (осень. Обратить внимание детей на листву деревьев, отметить цветовую палитру осени).

2) Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин……(журавлиная стая)

3) Весной вырастают, сенью опадают………(листья)

Молодцы, ребята, легко справились с загадками. А сейчас я вам немножко расскажу о народных приметах. Все они подмечены были народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы:

  • Много рябины уродилось - осень будет дождливая.
  • Облака идут низко - ожидай стужи.
  • Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх - к теплой зиме, лицевой стороной вверх - к зиме холодной.

Давайте проверим, какой нам ждать зимы. (Дети рассматривают положение листьев и делают выводы. Если мнения разделились, подвести детей к тому, что положение листьев может меняться из-за ветра ).

Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы проверить эту примету? Каким способом? (Ответы детей ).

2. Подвижная игра.

Цель: вырабатывать ловкость, быстроту, координацию движений, внимание; формировать умение играть в коллективе, уступать друг другу; воспитывать чувство товарищества; соблюдать правила игры; развивать речь и память.

Осенью на улице становится прохладно, поэтому, чтобы нам не замерзнуть, вместе поиграем в игру. (Предлагаем на выбор игры «Мышеловка», «Третий лишний», «Ловишка», «Найди себе пару» ).

3. Индивидуальная работа (по подгруппам).

Цель: преодоление застенчивости, развитие наблюдательности, речи, умственных способностей; отработка основных движений, воспитание моральных качеств. Одна подгруппа выполняет математические задания (можно использовать мелки), вторая подгруппа играет с мячом в «Вышибалы» или выполняет упражнения с мячами индивидуально или в паре.

4. Сюжетно-ролевая игра выбирается по желанию детей.

Цель: создать и поддержать спокойную, дружескую обстановку во время игры, предоставить детям возможность заниматься интересующим их делом; уделить внимание детям замкнутым, застенчивым, помочь им найти свое место в игре; излишне возбужденных детей привлечь к занятиям, которые содействовали бы их успокоению. («Кафе-мороженое», «Строители крепости»).

5. Трудовая деятельность на участке.

Цель: учить детей работать с инструментами (грабли, метла), учить работать в коллективе, помогать друг другу; ценить свой труд и труд своих товарищей, учить договариваться по спорным вопросам; уметь видеть и ценить результаты своего труда; уважать труд дворника.

Ребята, посмотрите, сколько листьев у нас на участке. Давайте наведем здесь порядок. (Раздать детям инструмент, дать конкретное задание. Подвести итоги работы, похвалить детей за старание и трудолюбие).

А теперь для всех, кто работал и устал, час обеденный настал!

(Организованный уход в группу ).

вероника шестакова
Картотека зимних прогулок в подготовительной группе

Картотека зимних прогулок в подготовительной группе .

В красочном варианте, картотека представлена ниже .

Картотека прогулок ЗИМА

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.

Загадка : Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным.

Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т. д.)

Трудовая деятельность

Очистка участка от снега.

Цель : воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

Подвижные игры

«Мы - веселые ребята» .

Цели :

Повышать двигательную активность;

Быстро действовать по сигналу воспитателя. «Птички и кошка» .

Цель : учить «слетать» только по зову, бегать в пределах площад­ки, спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением впе­ред на расстояние 2-3 м.

Наблюдение № 2 за сезонными изменениями

Цели : формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает) ;

Ход наблюдения Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу - хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам.

Пришел декабрь - первый зимний месяц . Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко , потому и называют в народе декабрь «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

Воспитатель задает детям вопросы.

За каким месяцем идет декабрь?

Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?

Какие защитные свойства у снега?

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель : воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры : Игра в снежки.

Цель : закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Цель : воспитывать чувство равновесия.

Индивидуальная работа : Развитие движений.

Цель : обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия

Публикации по теме:

Картотека прогулок для детей раннего возраста (осень) ОСЕНЬ (сентябрь, октябрь) 1. Наблюдение за небом: серое, хмурое, облаков нет. П/и «Догони мячик». Игры с песком, выносным материалом.

Картотека прогулок на апрель месяц для подготовительной группы Карточка № 1 Апрель. Наблюдение за высотой стояния Солнца- закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Картотека прогулок на май для подготовительной группы Карточка № 1 Май. Наблюдение за погодой- продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце.

Карточка № 1 средняя группа Зима (живая природа) Декабрь Наблюдение за березой и рябиной Цель: формировать знания о жизни растений зимой.

Картотека прогулок в старшей группе. Зима. Декабрь. Часть 1 Декабрь. Часть1. Прогулка №1Наблюдение за сезонными изменениями Цели: - формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь.

Картотека прогулок в старшей группе. Зима. Декабрь. Часть 2. Декабрь. Часть 2. Прогулка №8Наблюдение за снегирем Цели: - расширять представления о пролетных птицах; - развивать умение анализировать,.

Картотека прогулок в старшей группе. Зима. Январь. Часть 2 Январь. Часть 2. Прогулка №8Наблюдение за снежинками Цели: - обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; - учить сравнивать,.

Юлианна Тропина
Конспекты осенних прогулок для подготовительной группы

Сентябрь

«Падают, падают листья, в нашем саду листопад…»

Наблюдение.

Цель: Закрепление умений замечать изменения, происходящие в природе, понимание, от чего происходит листопад. Объяснить детям, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Стихотворение:

Разноцветный парк, разноцветный сад.

Листопад начался! Начался листопад!

Под ногами у ребят листья весело шуршат! (М. Авдеева)

Вопросы детям:

Вы знаете, почему осенью листья опадают?

Вам нравятся разноцветные листья?

Вы любите их собирать?

Почему листья меняют окраску? Какого цвета листья становятся на березе, клене, вязе и т. д. Какие опавшие листья на ощупь?

Почему иногда опадают 2-3 листочка, а иногда – много?

В. рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защищают корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшими листьями (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Следопыты. Каких листьев больше»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, закрепление знаний о деревьях на участке детского сада.

Дети расходятся по участку и собирают по несколько опавших листьев с разных деревьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по видам, называя, с какого они дерева. Сравнивают, каких листьев больше, а каких – меньше, объясняют, почему (если лист с дерева, которое не растет на участке, рассказывают, как он мог сюда попасть).

Труд.

«Поможем растениям».

Цель: привлекать детей к посильной помощи в уходе за растениями.

Дети сгребают опавшие листья к корням деревьев, кустарников, укрывают многолетние цветы на газонах, чтобы они не замерзли зимой.

Опытная деятельность

«Почему осенью цветы вянут»

Цель: установление зависимости роста растений от температуры поступаемой влаги.

Взрослый предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (теплая, полить оставшийся от стебля пенек (хризантема, астра, на который предварительно надевают подходящую по диаметру резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Затем воду охлаждают с помощью кусочков льда, измеряют температуру (стала холоднее, поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много: корешки не переносят холодной воды.

Игровая деятельность

Подв. игры:

Русская народная игра «Заря-зарница».

Цель: упражнение в беге, умение реагировать на сигнал, развитие ловкости, быстроты.

«Удочка»

Цель: упражнение в прыжках, развитие ловкости, быстроты реакции.

Индивидуальная работа.

Дети с высокой двиг. активностью: «Достань листочек» (подпрыгивание на месте, стараясь дотронуться до подвешенного листочка).

Игра «Я положу в корзинку»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания.

Дети с низкой двиг. активностью: «Кто скорее принесет листок» (бег наперегонки).

Игра «По загадке и отгадка» (обогащение выразительности движений).

Воспитатель загадывает загадки, а дети, используя мимику и жесты, показывают отгадки.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Октябрь

«Экскурсия в осенний парк»

Наблюдение

Цель: формирование представлений о состоянии растений и животных осенью, установление связей между состоянием объектов живой природы и внешней средой, выявление причин происходящих изменений.

Вопросы детям?

Что нового вы заметили в убранстве деревьев в октябре? Сравните с тем, что видели в сентябре. (В парке теперь неприветливо, под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви, с большинства деревьев опала листва).

Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?

Игра «Я- березка» (пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация творческого воображения).

Требуется представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях. Упражнение повторить с новым объектом (ива, дуб, сосна, клен, рябина, ель и др., в который дети «перевоплощаются».

Вариант: «Если бы я был деревом».

Ребенок-водящий представляет себе дерево и изображает его. Остальные отгадывают, что это за дерево.

Обратите внимание на ветки, почки, редкие листья, плоды. Что осталось съедобного для птиц в парке?

Какие птицы любят лакомиться ягодами рябины? Семенами клена?

Рассматривание семян клена, вынуть семя из плода и показать детям, что внутри его находятся зародыш дерева.

Опытная деятельность.

Цель: развитие познавательных интересов, умения сравнивать, делать логические выводы.

Сравнение семян клена, ясеня и дуба. Крылышки семян ясеня и клена помогают им летать, путешествовать по воздуху с помощью ветра. Отметить, что желуди тяжелые, они не могут летать, как крылатки клена и ясеня. В «путешествиях» семенам дуба помогают животные.

Трудовая деятельность.

Цель: привлечение детей к сбору семян и плодов для поделок. Дети собирают семена и плоды, раскладывают их в коробки по видам.

Индивидуальная работа.

Дети с высокой двиг. активностью: «Будь внимательным» (развитие слухового внимания, упражнение в беге): на слова воспитателя «Раз-два-три, к дереву (березе, клену, вязу, тополю и т. д.) беги!» дети бегут к названному дереву.

Дети с низкой двиг. активностью: «Воробышки» (упражнение в прыжках с продвижением вперед).

Игровая деятельность.

Подв. игры:

Русская нар. игра «Птицелов» (умение быстро реагировать на сигнал, внимание, слуховое восприятие).

«Ловишки» (упражнение в беге, ловкости, развитие двигательного творчества). После традиционного варианта игры предложить детям придумать новые движения: прыгать от водящего на 2 ногах, на одной ноге, на поскоках и т. д.

Дети стоят по кругу. Внутри круга – водящий, который внимательно слушает и делает то, что его просят.

Вася, ты сейчас в лесу?

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовет тебя, узнай.

Водящий закрывает глаза и отгадывает, кто его позвал.

Самостоятельная деятельность

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Ноябрь.

«Подарки осени»

Подготовка: на участке и спортивной площадке спрятаны задания для детей на «кленовых листьях».

Наблюдение.

Цель: развитие связной речи, наблюдательности, памяти.

В. предлагает детям рассказать об изменениях в природе, сравнить их с сентябрем и октябрем. Обобщает ответы детей: ноябрь – последний месяц осени, грустный, пасмурный, но сегодня осень приготовила нам подарок. Прежде чем его найти, нужно выполнить задания.

Дети ищут и находят первый листок с заданием (загадки):

Летит орлом, гудит, как гром,

Стучит в окно, не спросясь никого. (ветер)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает? (осень)

Игровая деятельность.

Дети ищут и находят задание на спортивной площадке: назвать перелетных и зимующих птиц.

Подв. игры:

«Перелет птиц», «День и ночь». Цель: развитие ловкость, внимание, умение действовать по сигналу.

Подвижная игра по желанию детей.

Индивидуальная работа.

Задание: показать себя сильными, ловкими.

«Ходьба по бревну приставным шагом» (равновесие, внимание).

«Пройди через туннель» - ловкость, гибкость.

Дети с высокой двиг. активностью «Кто больше соберет предметов» (ловкость, внимание).

Дети с низкой двиг. активностью «Лови- бросай!» с мячом (координация, ловкость).

Самостоятельная деятельность.

Цель: развитие двигательного творчества.

В. предлагает детям поиграть с различными физкультурными пособиями (мячи, обручи, кегли, скакалки, поощряет новые способы движений с ними.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

В конце прогулки воспитатель хвалит детей, предлагает найти последний листок («подарок»). Дети ищут сюрприз с помощью игры «Тепло-холодно», находят угощение – яблоки.

Загрузка...