domvpavlino.ru

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Звук. Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы в детском саду Игра «Займи свой дом»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: «Семья»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по теме: «Знаю я, что у меня очень дружная семья»

Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: « Знаю я, что у меня очень дружная семья». Материал будет интересен логопедам, воспитателям и другим специалистам дошкольного учреждения. Этот конспект может являться развлечением.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Здоровье», «Музыка».
Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
Задачи:
1. Уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные.
2. Закрепить представление о трудовых обязанностях членов семьи.
3. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
4. Развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление.
5. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий.
3. Изготовление родителями семейного древа.
4. Рисование рисунков на тему «Моя семья».
Оборудование: Семейные фотографии, схема дерева, корзина, пчелки, медвежонок из кукольного театра, фотовыставка.

Ход занятия:

Логопед: Дети, давайте представим,что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу- « Моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи? (Ответы детей). Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места.(Дети под музыку садятся на стульчики). Участники телепередачи готовы? (Ответы детей). Ну, тогда начали.
- Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Галина Владимировна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, дети детского сада « Веснянка» пос. Чертково. Я предлагаю участникам представиться.
Дети: Меня зовут…, моя фамилия… .
Логопед:
- Сейчас я загадаю вам загадку и, отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора.
Самые дорогие и близкие люди для меня,
Без которых мне прожить никак нельзя.
Друг о друге мы заботимся всегда
Это моя дружная… семья.(Дети).
- Правильно, сегодня мы поговорим с вами о семье.
- Дети, послушайте, кто - то спешит к нам в студию.
Медвежонок: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Меня зовут Мишутка. Угадайте, из какой сказки я к вам пришел? Да, я пришел из сказки « Три медведя» и хочу показать вам фотографию своей семьи. Это папа – Михайло Потапыч, он большой и сильный, а это мама – Настасья Петровна, она добрая и ласковая, а это я – Мишутка. Наша семья небольшая, всего три человека. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже очень любят и заботятся обо мне и друг друге. Ребята, а у вас есть семья? Расскажите мне о своей семье и о том, как вы живете.
Логопед: Дети, давайте на пальчиках расскажем о своей семье.
Пальчиковая игра: « Моя семья».
- Сегодня у нас на телепередаче открыта фотовыставка, многие из вас сделали фотоколлаж вместе с родителями. Нашим телезрителям и Мишутке будет интересно послушать рассказы о ваших семьях.
(Дети рассказывают: кто изображен; И.О.родителей, где работают, где снимались).
- Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Игра: « А ты мне кто?».
Дети в кругу, воспитатель спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын)… .
Логопед:
- Дети, сегодня мы с вами много говорили о семье, а сейчас я хочу рассказать вам о том, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки).Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки.Ветви потоньше - это ваши папы мамы, а самые тонкие веточки – это вы детки. А сейчас давайте послушаем детей, которые еще не рассказывали о своей семье. (Рассказ 1-2 детей).
Физминутка: «Кто живет у нас в квартире?»
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Логопед: Дети, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут и заботятся.
-А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью каких слов можно его исправить? Вы знаете такие
волшебные слова , тогда поиграем:
1. Растает ледяная глыба, от слова теплого – спасибо
2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – добрый день!
3. Когда бранят за шалости, мы говорим – прости, пожалуйста.
- Я вижу вы очень внимательные, добрые дети. У меня в руках (проводится игра)
« Корзинка добрых дел» в ней живут пчелки. Вам нужно поймать пчелку, опустить ее в корзину и назвать то доброе дело, которое вы выполняете дома.(Звучит музыка., дети по очереди называют свои поручения по дому).
Логопед: Дети, к нам на телепередачу приехали гости. Давайте пригласим их в студию. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь. У нас в гостях: мама Артема Кунгурцева – Оксана Петровна, и мама Коротковой Арина – Наталья Викторовна. Уважаемые гости, наши дети уже рассказали, какие они выполняют поручения у себя в семье, а теперь они хотят узнать – как распределяются обязанности у взрослых. Можно мы зададим вам несколько вопросов? И так первый вопрос. (Дети задают свои вопросы: кто ходит у вас в семье на работу, вяжет носочки, печет пироги, забивает гвозди…).
-Спасибо большое, нашим гостям за участие в телепередаче.

Тема: Звук З.

Цель: формирование фонетико- фонематического восприятия звука З.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет любой слог.

2. Введение в тему.

Ребята, сейчас я загадаю вам загадку.

«Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

Выдели первый звук в слове.

З-замок.

Кто догадался, какой звук мы будем сегодня учить?

Сегодня мы будем учиться слышать и правильно говорить звук З.

3. Изучение нового.

А) Постановка звука З.

Взяли зеркала. Когда мы говорим звук З, то кончик языка у нас упирается в нижние зубы, губы улыбаются. Попробуем сказать вместе- З-З-З.

Когда мы говорим звук З, то у нас дрожит горлышко. Поставьте руку к горлышку, скажите З-З-З, а теперь С-С-С. Чем отличаются эти звуки?.

З- дрожит горлышко, С- не дрожит горлышко.

Попробуй ты скажи, ты скажи и т.д.

А теперь повтори за мной слоги:

ЗЫ- ЗЫ- ЗЫ

Скажет тот, кому я на стол поставлю игрушку.

ЗА- ЗА- ЗА, АЗНА, АЗМА и т.д.

Б) Упражнение в слуховом восприятии звука З.

На доске картинки: зайка, коза.

Давайте послушаем, где прячется звук З в слове ЗАЙКА?

В начале слова.

А в слове КОЗА?

В середине слова.

На доске карточки.

В правую колонку будем ставить те картинки, на которых слова со звуком З в начале слова, в левую- в середине слова.

Слова: змея, телевизор, звонок, зал, вокзал, зарядка, коза, ваза, мимоза.

Дети выходят по одному и ставят картинку в левую или в правую колонку, проговаривая при этом слово с выделением звука З.

На доске картинка «Роза».

Ребята, «Роза»- это слово, оно состоит из частей. Давайте посчитаем части этого слова

Ро- за (Дети отхлопывают).

Сколько частей?

Что мы сейчас делали?

Делили слово на слоги.

Что такое слог?

Слог – это часть слова.

Давайте посчитаем, сколько слогов в слове ЗАЛ?

Один. (Дети отхлопывают).

Ми- мо- за.

Три. (Отхлопывают).

Зво- нок.

Два. (Отхлопывают).

Ребята, слово мы будем обозначать длинной зеленой полоской, а слоги- маленькими желтыми полосочками.



На фланелеграфе схема слова «ми- мо- за». Сколько слогов?

Сколько надо желтых полосок?

Аналогично разбираются слова: «змея», «коза», береза».

Отложили полоски на край стола.

На доске картинка, изображающая один предмет.

Что это?

Это ваза.

На столе стоит ваза, а если мы скажем: На столе стоят… Что?

Вазы. (выставляется картинка).

Аналогично: коза- козы, роза- розы, мимоза- мимозы.

5. Физминутка.

Мы расправили все спину

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

6. На доске картинки: ваза, мимоза.

Составьте с этими словами предложения.

Мимоза стоит в вазе. Мама купила мимозу и поставила ее в вазу. Папа подарил маме мимозу и вазу.

Сегодня на занятии мы учились слышать и произносить звук З.

Анализ занятия.

Тема, цель и содержание данного занятия соответствуют перспективному плану работы. Наблюдается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Логопед подготовила дошкольников к предстоящей работе, на доступном для детей языке рассказала о цели занятия и привлекла их внимание с помощью интересного упражнения. На занятии использовалась наглядность. Были соблюдены все этапы проведения занятия. Логопед умело сочетает различные приемы, которые представляют собой занимательные для детей упражнения и в то же время имеют коррекционно-речевую ценность для педагога. На занятии присутствовало сочетание индивидуальной и подгрупповой форм работы. Логопед легко устанавливает контакт с ребятами и поддерживает интерес к занятию на всем его протяжении. Речь логопеда характеризуется доступностью, эмоциональностью, выразительностью. В ходе работы педагог постоянно контролирует речь детей, дает им образец для подражания, учит правильно строить предложение при ответе. При выявлении ошибок и трудностей оказывает необходимую помощь. План занятия выполнен, цели занятия достигнуты, дети усвоили материал занятия.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе.

Тема: Звук З.

Цель: закрепление правильного произношения звука З. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Согласование прилагательных с существительными.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг логопеда.

Ребята, сегодня мы пойдем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем.

Логопед звонит по телефону и имитирует диалог.

В конце диалога логопед огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».

Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Только наш зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдем к столам – клеткам. Все звери оставили нам письма.

Логопед достает из конверта листок с загадкой.

А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (зайка).

Пестрой лентой притворяясь,

В зелени травы скользя,

Извиваясь, изгибаясь

По земле ползет… (змея)

Он в заповеднике пасется,

Как вихрь по прерии несется.

Могуч, отважен, грозен он,

Зовется этот зверь… (бизон)

Рогатая, а не олень.

Дает молоко, а не корова. (коза).

По ходу отгадывания загадок логопед выставляет на стол игрушки зверей.

Все наши звери вернулись в зоопарк. Кто живет в нашем зоопарке? (зайка, коза, бизон, змея).

Интонационно логопед выделяет в словах звук З.

Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук З пришел сегодня к нам на занятие.

2. Основная часть. Знакомство со звуком З.

1).- Ребята, в нашем зоопарке есть сказочная поляна. Хотите там побывать?

(Включается тихая музыка «Лесной ручей и шумы леса», а логопед вместе с детьми садится на ковер).

Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите, как поют птицы? Но здесь живут не только птицы, но и еще кто- то. Послушайте: З- З- З. Кто это звенит?.. (комарик).

Логопед держит в руках картинку с изображением комара.

Посмотрите, я поймала этого озорника и сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко. Как нужно звенеть?

Логопед подходит к каждому ребенку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук З.

2)- Молодцы, хорошо помогали комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поем? И сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Живые звуки». Для этой игры нужно четверо ребят. Ко мне подойдут те дети, чье имя я произнесу, показывая зеленый сигнал светофора.

Логопед вызывает 4 детей. Им раздаются линейки с изображением символов гласных звуков:

Ребята, теперь вы не просто дети, а дети- символы. Оля, какой звук изображает этот символ?

Логопед напоминает всем оставшимся детям графическое изображение гласных.

А Сережа будет новым звуком. Каким?

Ребята, звук З встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй?

Образуются слоги: ЗА, ЗО,ЗУ,ЗЫ.

3) – Отгадайте загадку:

От дождя спасает, а сам намокает.

Хотя намокает, но не промокает. (Зонт)

А у меня есть для вас волшебный зонт. Каждый из вас, если я дотронусь до него зонтом, назовет слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу. (ЗА, ЗО, ЗУ).

4) – Теперь давайте вспомним потешки со звуком З.

За- за- за, за- за- за- здесь стоит коза.

Зы- зы- зы, зы- зы-зы- мало сена у козы.

Зу- зу- зу, зу- зу- зу- отвязали мы козу.

Логопед повторяет потешки вмксте с детьми, затем потешку проговаривает тот ребенок, до которого логопед дотронется зонтом. Интонационно выделяется звук З.

(Пока логопед проговаривает вместе с детьми потешки, воспитатель раскладывает по группе 6 конвертов).

5) – А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру «Найди конверт». Каждый конверт лежит в условном месте, и я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на свое место, но конверт не открываете. Миша, твой конверт лежит между столом и стулом. Паша, твой- на столе. Катя, возьми конверт, который лежит под столом. Витя, твой конверт лежит около стула. Дима, твой- под стулом. Оля, твой конверт- на стуле.

Игра «Четвертый лишний».

Открыв свои конверты, дети должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным:

1 конверт: мяч, машина, кукла, коза.

2 конверт: слон, медведь, белка, зонт.

3 конверт: кофта, шарф, варежки, змея.

4 конверт: картошка, капуста, морковь, звезда.

5 конверт: кошка, собака, корова, ваза.

6 конверт: лопата, лейка, ведро, мозаика.

Дети откладывают неподходящую к остальным картинку. Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук З.

Назовите лишнюю картинку. Паша, поставь свою картинку на доску.

Дети выставляют свои лишние картинки, предварительно называя их.

У последнего ребенка спрашивают, какой звук повторяется во всех этих словах, предварительно ребенок перечисляет все предметы, изображенные на картинках.

6) Физминутка «Зайчики».

(Воспитатель ставит веселую музыку, и под нее дети вместе с логопедом выполняют ритмичные движения).

Поднимайте плечики, прыгайте как зайчики.

Прыг- скок, прыг- скок, на травку присядем.

Тишину послушаем, морковку покушаем.

Тише, тише, прыгай высоко, на носках легко!

7) Логопед вместе с детьми подходит к фланелеграфу, на котором прикреплены клетки. В специальное отверстие логопед вставляет картинку с изображением козы, а затем меняет ее на картинку с изображением коз.

Ребята, все звери вернулись к себе домой в клетки. Вот в этой клетке живет коза. А в клетках… (козы).

Логопед заменяет поочередно животных, а дети отвечают на вопросы, кто где живет.

8) – К нам в гости хотели прийти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придет? Ее имя начинается на звук З.

Логопед ставит на стол куклу Зою.

Наша Зоя любит все озорное, забавное. Даже про ее гостей можно сказать, что они забавные. Посмотрите, кто пришел в гости к Зое? (Зайка). У Зои зайка какой? (Забавный)

Логопед выставляет на стол бизона, козу и задает аналогичные вопросы.

9) – Ребята, у куклы Зои недавно был день рождения. И друзья подарили ей… А вот что ей подарили, вы сейчас сами поймете.

История Зои.

Зое подарили…

Логопед показывает детям зонт и ставит около куклы.

На улицу Зоя пошла без…

Пошел дождь и Зоя вернулась домой за своим…

От дождя Зоя укрылась под…

Красивую ленточку Зоя привязала к…

Вот такая история про Зою.

3. Итог занятия.

Ребята, какой звук был сегодня у нас в гостях? Вы узнали много слов с этим звуком. А сейчас назовите слова со звуком З, которые вы запомнили.

Логопед опрашивает всех детей, и те, кто назвали слова правильно, подбирают с пола специально рассыпанные воспитателем маленькие розовые квадратики. У кого квадратиков окажется больше, тому логопед дарит зонтик, который ребенок наклеивает к себе в тетрадь.

Анализ занятия.

Тема данного занятия полностью соответствует его цели и содержанию. Материал занятия подобран в соответствии с коррекционно-развивающей программой. Занятие соответствует перспективному плану работы, возрасту ребенка. В занятии прослеживается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач, т.е. логопед работает не только над устранением недостатка звукопроизношения, но и дает учащемуся новые знания, и воспитывает у него положительные качества характера. На занятии дошкольники сосредоточены, внимательно слушают педагога и выполняют все его инструкции. Педагог соблюдает санитарно-гигиенические требования при проведении занятия, широко использует наглядность. В занятии сохранены все структурные компоненты. Логопед часто поощряет детей, ободряет их, и, тем самым, сохраняет положительный настрой в течение всего занятия. Во время занятия педагог постоянно контролирует речь детей (показывает удивление, если ребенок допустил ошибку в высказывании). Логопед оказывает дозированную помощь дошкольнику при затруднении, предъявляет требования с учетом личности ребенка. В занятие включает психогимнастику. Весь материал педагог дает от простого к сложному, учитывая при этом принципы логопедической работы. План выполнен полностью, цель занятия достигнута.

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Звук Р».

Этап: автоматизация в слогах, словах и предложениях.

Учитель-логопед: Ушакова Н.А.

Цель: закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи: 1. Обучающие:

Продолжать учить детей правильно произносить звук [Р] в слогах, в словах и в предложениях;

Упражнять в образовании относительных прилагательных;

Закреплять знания детей о перелётных птицах;

2. Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу;

Развивать координацию речи с движением;

Развивать внимание, память, воображение;

3. Воспитательные:

Воспитывать чувство взаимопомощи;

Оборудование: плоскостные фигуры Красной шапочки, Бабушки и Буратино, условные обозначения артикуляционных упражнений, зеркала, мольберт, игра «Солнышко», бумажные цветы, игра «Кто, где живёт?», игра «Волшебная груша», пеналы для звукового анализа, игра «Раскрась дом Бабушке», игра «Вкусное варенье», диск с записью «Песни Красной шапочки».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Л.: Сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто это вы узнаете, если отгадаете загадку: «Мне приятно быть на голове у этой Девочке. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…». Ребята кто загадал эту загадку? О ком она? Правильно эту загадку нам загадала шапочка, которую всегда носит девочка, поэтому её так и называют Красной шапочкой, и сегодня Красная шапочка у нас в гостях. Она просит проводить её к бабушке через сказочный лес, в котором встречаются разные опасности и неожиданности. Проводим Красную шапочку?

2. Характеристика звука.

В этом путешествии нам будет помогать один из звуков речи. Сейчас я расскажу вам его артикуляцию, а вы скажете мне, что это за звук.

«Когда мы произносим этот звук: кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, «моторчик» работает. Что это за звук?

Правильно это звук [Р]. На что похож этот звук? Давайте вспомним стихотворение «Звук Р».

ЗВУК [Р].

1. Ррр! – ракета рвётся ввысь!

2. Ррр! – рычит сердито рысь.

3. Ррр, - рокочет ровно робот.

4. Ррр сказать и ты попробуй!

5. Ррр! – возьмемся за учёбу!

1. Ррр! – язык широкий - к нёбу!

2. Языком, передним краем

Вверх, на дёсны нажимаем.

3. Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

4. Ррр – раскатистый и громкий,

5. Ррр – рокочущий и звонкий!

Ребята, расскажите, что вы знаете о звуке [Р]? (согласный, твёрдый, звонкий).

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы лучше произносить звук [Р] нужно сделать артикуляционную гимнастику: "Лопаточка», «Качели», «Чистим зубки», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан».

  1. Упражнение «Прогулка».

Отправляемся в путь.

Логопед (выполняет вместе с детьми)

Раз, два, три,

По дорожке мы пошли.

Дети маршируют за логопедом.

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв.

Дети идут на носочках с высоко поднятой головой.

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали.

Дети прыгают через кубики – кочки.

Впереди течёт ручей,

Проходите поскорей.

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

Дети идут по скамейке, покрытой синей тканью, имитирующей ручей.

  1. Игра «Солнышко».

Логопед. Ребята вот мы и в лесу! Прислушайтесь! Вы слышите пение птиц? (Нет) А почему? (Правильно птицы ещё не вернулись с юга)

Чтобы птицы быстрее вернулись к нам с юга, солнышко должно пригреть потеплее, а снега растаять. Давайте соберём своё солнышко и приблизим весну. На лучиках картинки, в названиях которых есть звук [Р]. Нужно отобрать и прикрепить к солнышку только те лучики, где слова состоят из 3-х звуков.

Слова: рак, рысь, сыр, рот, рог, шар, хор, бор.

Логопед. Каких птиц будет встречать наше солнышко весной? (Перелётных.) Назовите их. Назовите зимующих птиц, в названии которых есть звук [Р].

Дети отвечают.

  1. Игра «Волшебная полянка».

Солнышко пригрело, и появились первые цветы. Как они называются? (подснежники). Давайте нарвём бабушке букет. Но цветы это не простые сорвать их можно, если правильно произнесёшь чистоговорку.

Ра – ра – ра, ра – ра – ра – мы в лесу уже с утра.

Ру – ру – ру, ру- ру – ру – растут сосны в бору.

Ры – ры – ры, ры – ры – ры – здесь живут бобры,

Ры – ры – ры, ры – ры – ры – строят хатки бобры.

Ра – ра – ра, ра – ра – ра – а у мышки есть нора.

Ру – ру – ру, ру – ру – ру – мышка спряталась в нору.

  1. Игра «Кто, где живёт?».

Логопед. Ребята мы оказались около норок грызунов, которые заблудились.

Посмотрите на картинку и назовите животных. А теперь найдите норки, в которых живут крот, барсук и бурундук. Подсказкой вам послужат угощения в норках: сколько слогов в названии грызуна, хозяина норки, столько же слогов и в названии угощения.

  1. Игра «Волшебная груша».

В нашем лесу растёт волшебная груша, которая плодоносит круглый год, вот и сейчас у неё поспел очередной урожай. Давайте поможем груше ей очень тяжело держать плоды на ветке, соберём урожай. Но сорвать грушу можно только если определить место звука [Р] в названии картинки, которая находится на ней. (Русалка, радуга, роза, тигр, мухомор, помидор, барабан, карандаш, таракан.) Молодцы ребята груша говорит вам большое спасибо.

9. Игра «Поможем Буратино».

Идём дольше. На этой поляне живут Мальвина, Буратино и Артемон. Мальвина дала задание Буратино: составить звуковую схему своего имени, а у него не получается. Поможем ему? (Буратино). А второе задание собрать геометрические фигуры.

10.Физминутка «Веснянка».

Буратино говорит вам большое спасибо и предлагает поиграть в игру «Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей. («Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

  1. Игра «Раскрась дом бабушки».

Вот мы и подошли к дому бабушки. А Бабушка затеяла ремонт, вынесла все вещи из дома и хотела приступить к покраске, но немного заболела. Посмотрите, какой старенький у неё дом. Давайте поможем бабушке и покрасим дом. А красить мы будем теми красками в названии которых есть звук [Р]. (Розовый, красный, бордовый, серый, оранжевый, чёрный, изумрудный). Раскрашиваем крышу, трубу, ворота, веранду, забор, раму. После этого дети говорят, что и каким цветом он раскрасил. Например: я раскрасил крышу чёрной краской, я раскрасил трубу красной краской и т.д.

  1. Игра «Вкусное варенье».

Бабушка говорит вам большое спасибо и дарит вам вот по такой баночке варенья. Скажите, каким вареньем вас угостила Бабушка? Например: Бабушка меня угостила грушевым (персиковым, брусничным, черничным, смородиновым, виноградным) вареньем. Красная шапочка тоже вас благодарит за то, что вы проводили её от волка и дарит вам по карамельки. На этом наше путешествие закончено, нам пора в детский сад. Повторяем игру «Прогулка».

  1. Итог занятия.

Где мы сегодня с вами были? Кого мы встретили? Какой звук сегодня звучал чаще других? Что нового вы узнали на занятии?


Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию фонематических функций

Давидюк О.Н. Учитель-логопед МКДОУ детский сад «Берёзка» п. Лиственничный
Тема: "В гости к Лунтику"
Цель занятия : Совершенствование фонематического слуха и восприятия
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
Закрепить понятие звонкий согласный звук.
Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционным и акустическим признакам.
Активизировать словарь по теме «Насекомые».
Совершенствовать умение определять количество слогов в слове.
Формировать представления о глаголах совершенного и несовершенного вида путем сравнения (читает – прочитал).
Коррекционно - развивающие:
Совершенствовать фонематический слух: узнавать звук в ряду звуков, на фоне слогов и слов
Совершенствовать движения мелкой и общей моторики, сопровождая движения речью.
Совершенствование внимания и памяти.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация».
«Здоровье».
«Физическая культура».
«Познание».
Методы и приемы: Наглядный, Практический, Игровой
Оборудование: 2 деревянных ложки; картинный материал: цветы: гладиолус, фиалка, ландыш, колокольчик, одуванчик, ромашка; предметные картинки: стул, слон, лук, клубника, фиалка, яблоко, лампа, белка, лошадь; 3 корзинки разного размера, клубнички с кармашками.
Презентация: PowerPoin
Ход занятия:
1. Организационный момент
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
(Дети «дарят» друг другу улыбки).
2. Сообщение темы
Учитель- логопед: Ветерок весенний дует, вертит,
В форточку влетел конвертик!
Ну-ка Даша, посмотри,
Что там прячется внутри?
(Ребенок открывает конвертик).
Учитель- логопед: О, да здесь письмо!
Я родился на луне,
Оказался на земле.
Здесь завел себе друзей,
Чтобы было веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я….. (ответы детей)
Учитель- логопед: Ребята, послушайте, что Лунтик нам пишет: «Дорогие дети, жду я с Вами встречи. Я Вас приглашаю на свою поляну! До скорой встречи».
- Вы хотите отправиться в гости к Лунтику? (ответы детей) .
- Замечательно. Значит, сегодня мы с вами побываем в гостях у Лунтика и поиграем со звуком, с которого начинается его имя.
- Кто же скажет, какой первый звук в слове Лунтик? (ответы детей).
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам
Учитель- логопед: А сейчас возьмите зеркала и мы с вами посмотрим и расскажем, как нужно правильно произносить звук Л.
- Что стало с губками? Зубками? Язычком? (ответы детей: губки улыбаются, зубки сближены, язычок поднимается за верхние зубки к бугорочкам) .
- Ребята, а как вы думаете звук Л гласный или согласный?(ответы детей: согласный)
- Почему?(ответы детей: звук Л согласный, потому что при произношении звука в ротике образуется преграда) .
- А если мы поставим руку к горлышку и произнесем звук, что мы еще сможем про него сказать? Какой это звук? (ответы детей: звонкий). Молодцы!
4. Развитие мелкой моторики
Учитель- логопед : Путь нам предстоит не близкий, и поэтому я предлагаю вам взять с собой что-нибудь вкусненькое. Вы любите торты. Тогда мы с вами сейчас их быстренько приготовим. (пальчиковая гимнастика)
Тесто ручками помнем,
Вкусный тортик испечем,
Серединку смажем джемом,
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой мы украсим торт немножко.
5. Фонетическое упражнение
Учитель- логопед: Ну что, я вижу, к путешествию все готовы. Пора произносить волшебные слова:
Лет- лет – лет – появись самолет!

Самолет летит, самолет гудит: л – л – л – л – л…..
Мы летим высоко,
Мы летим низко,
Мы летим далеко, (тихо)
Мы летим близко. (громко)
(Дети вместе с учителем-логопедом произносят текст)
6. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов:
Учитель- логопед: А пока мы летим, предлагаю вам поиграть с ложками: я буду произносить звуки, вы внимательно слушать, как только услышите звук л, ложки передаете соседу, если не слышите ударяете в ложки.
Учитель- логопед: л, г, м, л, н, л, з, в, л, м, н, л; му, лу, ……; кошка, стол, пила, башня, ягода, клубника, бабочка, жук, ложки, вишня, ландыш.(дети выполняют задание)
Учитель- логопед: Ребята, самолет - то наш уже приземлился. А вот и полянка, на которой живет Лунтик и его друзья. (на экране слайд с изображением поляны)

Учитель- логопед: Кто у Лунтика друзья?(ответы детей: Кузя, Мила, Пчелёнок…) .
- Как их можно назвать одним словом? (Ответы детей: насекомые) .
- Ну что, идем искать Лунтика. Посмотрите-ка, бабочки, пойдем за ними. (на экране появляется анимация «бабочки»)
Мы за бабочкой пойдем
Скоро Лунтика найдем,
Выше ноги поднимай,
И уверенно шагай.
Учитель- логопед: Ребята, вы знаете кто это?(на экране слайд с изображением Милы)


- Бабочки мне сказали, что Мила ищет цветы, в названии, которых есть звук Л. Поможем ей?.. А Мила нам подскажет, где Лунтика найти.
(дети выполняют задание, выбирая цветы со звуком Л. После выполнения задания проверяем на слайде: после щелчка мыши появляются цветы. После второго - бабочки)
Учитель- логопед: Посмотрите- ка, Мила позвала бабочек, они нам покажут дорогу.
Отправляемся вперед,
На полянке Лунтик ждет. (Щелчок мыши)


Мы цветочки увидали,
Через них мы прыгать стали. (прыжки на месте)
7. Слоговой анализ слова:
Учитель- логопед : Вот и Кузя. (на экране слайд с изображением Кузи)


- Что это он делает? (ответы детей)
- Скажите, сколько у Кузи корзинок? (ответы детей)
- Они все одинаковые? (ответы детей)
- Чем же они отличаются? (ответы детей)
Кажется, я догадалась, зачем Кузе столько корзин. В самую большую корзину Кузя собирает самую спелую и самую крупную клубнику; в маленькую …. (ответы детей: мелкую клубнику) и в среднюю …
- Поможем Кузе клубнику собрать? У нас вот и корзинки есть. Только клубничка здесь растет особенная: под каждой ягодкой картинка прячется. Ягодку срывайте и смотрите, если в названии картинки один слог кладем ягодку в маленькую корзинку, если два слога – в среднюю, и если три слога - в большую. (после выполнения задания проверяем на слайде: после щелчка мыши – из корзинок появляются картинки) . Смотрите-ка бабочки, нам пора идти дальше.
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв.
(После щелчка мыши появляется пчелёнок).


Учитель- логопед: Ой, что это за пчела такая большая? (ответы детей)
- Ребята, какое настроение у Пчелёнка? (ответы детей)
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы настроение у него стало веселое? (ответы детей)
8. Физминутка:
Учитель- логопед: А я предлагаю научить его танцевать
(музыкальная физминутка)
Звонко капли с крыши скачут,
Кап, кап, кап.
Под окном сосульки плачут,
Кап, кап, кап.
Звонко скачут мне в ладошку,
Кап, кап, кап.
И на бабушкину кошку,
Кап, кап, кап.
На ступеньки, на перила,
Кап, кап, кап.
Кошка даже рот открыла,
Кап, кап, кап.
Звонко капли скачут с крыши,
Кап, кап, кап.
К нам весна идет, мы слышим.
Кап, кап, кап.
(щелчок мыши- появится улыбка)
Учитель- логопед: Вы так весело танцевали, посмотрите и настроение Пчелёнка изменилось. (после щелчка мыши- Пчелёнок улетает)
Нам пора идти дальше: По извилистой тропинке
Поскорее мы пойдем.
Может быть за поворотом
С вами Лунтика найдем.
Мы так долго, долго шли,
И кого же мы нашли?
(на слайде изображение Лунтика)


Учитель- логопед: А Лунтик почему-то грустный. Может он не рад нам, как вы думаете? (ответы детей)
9. Игровое упражнение «Исправь ошибку»
Учитель- логопед: Мне бабочки подсказали, что это Вупсень и Пупсень виноваты. Они перегрызли травинку на бусах и отдельные бусинки потерялись. Чтобы найти бусинки, нужно исправить ошибки в словах. Готовы помочь Лунтику? Тогда внимательно слушайте: . ыжи, . ожка, бе. ка, фиа. ка, сто., сту. , с. он. (после каждого ответа ребенка - щелчок мыши – появляется бусинка)
10. Формирование представлений о глаголах совершенного и несовершенного вида
Учитель- логопед: Лунтик очень рад, что мы ему помогли и хочет раскрыть нам секретик про звук Л. (на экране слайд с меняющимися картинками)


- Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей: читает книгу).
- Верно, он занимается делом: читает. Скажите, в слове «читает» есть звук Л? (ответы детей: нет).
-А сейчас посмотрите на следующую картинку: Что делает мальчик? (ответы детей: прочитал книгу) .
- Правильно, он уже закончил занятие. А в слове «прочитал» есть звук Л? (Ответы детей: есть) .
- Значит, как только в слове «прочитал» появился звук Л, занятие закончилось. Оказывается звук Л настоящий волшебник, он может изменять не только слова, но и действия. Проверим. (аналогично рассматриваются все картинки) .
Вот и побывали мы у Лунтика в гостях. Но пришла пора прощаться, в детский сад нам надо возвращаться.
Пришла пора сказать волшебные слова: Лет- лет –лет появись самолет!
Ставим руки мы вразлет – появился самолет!
- Занимайте свои места, мы возвращаемся в детский сад.
11. Итог
Учитель- логопед: где мы сегодня побывали?
- С кем понравилось играть?
- Какой звук нам помогал?
Лунтик тоже был очень рад, что мы побывали у него в гостях. Вы ему очень понравились, и он решил подарить вам вот такие подарки (раскраски) .

Данное занятие поможет автоматизировать звук "С"в изолированном виде, в слогах, словах и предложениях, обобщить и систематизировать знания детей о диких животных. Закрепить умение детей образовывать множественное число имен существительных. Развивает у детей фонематический слух, восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторку, мимические мышцы лица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

В подготовительной к школе группе

«Путешествие в сказочный лес».

Составитель: Рудник Анна Иосифовна

Учитель-логопед МДОУ № 126

Цели:

Образовательные: Уточнить артикуляцию звука С, работать над автоматизацией этого звука в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях. Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных. Закрепить умение детей образовывать множественное число имен существительных на материале лексической темы «Дикие животные».

Коррекционные: Работать над речевым дыхание, ритмической стороной речи. Закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох выдох. Развивать внимание, память, мышление. Развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику; мимические мышцы лица.

Воспитательные: Воспитывать у детей самоконтроль за речью. Воспитывать выдержку, терпение, усидчивость, умение работать в коллективе.

Оборудование: Мольберт, макет леса, вырезанные из бумаги бабочки, театр на магнитах (лиса, сова, заяц, медведь, бабка Звукоежка), теннисные мячики для массажа,колокольчик, девочка Алиса, набор фигурок, изображающих диких животных, пособие «Волшебное зеркало» - три соединенных между собой зеркала.

Ход занятия.

Организационный момент

/Установление эмоционального контакта/

Дети и логопед встают в круг

Логопед: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Меня зовут - Анна Иосифовна, а тебя как зовут? Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Машенька - М, Никита - Нь).

Пальчиковая гимнастика.

Чтобы лучше говорить надо с пальцами дружить.

Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Логопед находит письмо и читает его.

Собирайтесь скорее

В необычный поход,

Ждут вас тайны лесные,

В лес тропинка зовет.

Ребята, вы хотите отправиться в лес, познакомится с героями сказок и поиграть в интересные игры. (-Да!)

Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.

В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямоком.

Вот мы с вами и в лесу! (на мультимедийной доске появляется лес)

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои!

В какой лес мы с вами пришли? (осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...)

Дыхательное упражнение.

Массаж пальчев рук.

Логопед находит корзиночку с мячиками - солнышками.

Упражнение «Солнышко».

- Солнышко осенью греет мало, уже не так тепло как летом. Давайте его попросим подарить нам еще теплые денечки.

Нарисую солнышко.

На своей ладошке.

Пусть оно сияет

Хоть и понарошку.

Ходит солнце золотое

В чистых - чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг

И на всех детей вокруг.

Дети возвращают мячики - солнышки в корзинку.

В лесу живет много животных, давайте вспомних их. Подумайте, в названии какого животного 1й звук Ль, З, В, Мь, Е, Б.

Молодцы, ребята! Как мы назовем их всех вместе? (Дикие животные).

Работа над ритмом. Ритмическая игра «Дятел»

Кто это там отбивает необычный ритм по дереву? Какая птица? (правильно, дятел)

Дятел подарил нам колокольчик. Как красиво он звенит, он приглашает нас в сказку.

Дети садятся.

Дети садятся на стульчики-пенечки перед мольбертом.

Артикуляционная гимнастика «Сказка»

Все ребятки по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Ой! Мы, кажется, в сказке уже...

Сказка про лису - рыжую красу.

Логопед. Жила-была на лесной опушке Лиса - рыжая краса (звучит музыка, появляется Лиса). И всё-то у нее было хорошо, да только не умела Лиса произносить звук С. Сидит она на опушке и плачет. Вдруг видит - бабочки прилетели.

Бабочки. Отчего ты плачешь, Лиса - рыжая краса?

Лиса. Как же мне не плакать, если...

Логопед. И рассказала лиса бабочкам о том, что не умеет звук С произносить.

Лиса. Не подШкажите ли, бабочки, кто может научить меня?

Бабочки. Ты сначала подуй на нас, а то налетела тучка и намочила дождиком наши крылышки - трудно летать.

Лиса. Как же я подую? Я не умею...Кто мне поможет?

Дети дуют 3 раза.

Бабочки. Спасибо вам, дети! Теперь наши крылышки сухие, и мы опять можем летать. А научиться звук С произносить тебе поможет Сова (Исчезают).

Логопед. Сидит Лиса - рыжая краса, плачет, а мимо Сова летит. (звучит музыка)

Сова. Здравствуй, Лиса - рыжая краса!

Лиса. Здравствуй.

Сова О чем плачешь?

Логопед. Рассказала Лиса Сове о том, что не умеет звук С произносить.

Сова. Кажется, я смогу твоему горю помочь. Нам помогут мои друзья дети. (Дети рассказывают)

Язык широкий как можно ниже,

Кончик к нижним зубкам ближе,

Посередине языка бежит струйка воздуха.

Улыбнись и посвисти,

Звук С-С-С произнеси!

Лиса. С-С-С! Ах, какой красивый звук!

Сова. Теперь ты можешь играть в игры со звуком С. Ребята, научат тебя.

Логопед. Давайте научим лису играть в игры «Мы подуем высоко…».

Какой это звук?(согласный). Бывает мягким, твердым.

Игра «Волшебники»

са-са-са - ся-ся-ся, со...,су...,сы..., сэ...

Дети выполняют упражнения.

Лиса. Ой, как интересно. Спасибо детям и тебе сова, что помогли мне.

Логопед. Пожалуйста – ответила сова. И только лиса её и видела. Сидит она по прежнему на лесной опушку и улыбается, а мимо Зайка идет. (музыка)

Заяц. Здравствуй, лиса – рыжая краса! Что это ты разулыбалась.

Лиса. Как же мне не улыбаться?. Раньше я не умела Звук С произносить, а сова меня научила

Заяц. Рад за тебя! Может и ты мне поможешь? Давай определим в названии какой картинки звук С - твердый, а в каких Сь - мягкий.

Лиса. Конечно, я помогу тебе и ребята нам помогут

Заяц. Спасибо. Молодцы вы правильно распределили слова. Но мне пора уходить.

Сидит она и вдруг слышит кто-то летит.

Бабка-Звукоежка. - Кто это звук С научился произносить? Будет чем подкрепиться. Сейчас я его во всех словах съем. Я звук С в словах съедаю и значение слов меняю.

Был САД - стал..АД, Был СМЕХ - стал..МЕХ.

Логопед. - Предлагаю самым бесстрашным и смелым вступиться в схватку с Бабкой Звукоежкой. ...МИРНЫЙ, ...УТКИ, ...УШКИ, ...КЛАД, ...КОТ,...НАРЯД, ...ПЕШКА, ...ПУТНИК,...ТРОЙКА, ...ПОРТ.

Логопед. - Ура! Мы победили Звукоежку.

Лиса. Как я рада. Я даже стихи сочинила. Повторяйте за мной.

Са-са-са – под кустом сидит лиса. Сы-сы-сы – есть лисята у лисы!

Со-со-со – хвост лисы как колесо.

Логопед. - Сидит Лиса, а мимо Медведь идет, кусты к земле гнет. (Звучит музыка, появляется медведь)

Медведь. Здравствуй, Лиса – рыжая краса!

Лиса. Здравствуй, Мишенька. А что ты такой грустный?

Медведь. Да вот письмо получил. А в нем все не правильно. Как исправить не знаю.

Логопед. - Сейчас мы тебе поможем. Я вам читаю предложение, если в нем все правильно, вы хлопаете, если есть ошибка, поднимаете руку вверх.

У медведя лисий хвост.

У белки беличий хвост.

У лисы волчий нюх.

Лиса живет в беличьем дупле.

У зайца заячьи уши.

У оленя оленьи рога.

Еж любит мед.

Медведь. Спасибо вам ребята за науку.

Ушел медведь – только его лиса и видела.

Логопед. До свидания Лиса – рыжая краса. Мы рады, что смогли помочь тебе. Отправимся дальше по сказочному лесу.

Физкультминутка «Как живешь?»

Звенит волшебный колокольчик и приглашает нас в гости к девочке Алисе. Алиса побывала в сказочной Стране Чудес в Зазеркалье. Она принесла с собой волшебное зеркало и хочет показать нам различные чудеса, а вы будете правильно называть всё, что покажет Алиса.

Логопед. Историю чудесней

Вы слышали едва ли:

Сегодня вспомним сказку мы

«Алиса в Зазеркалье»

Зеркал широкий разворот

Нас в Зазеркалье позовет…

Ребята, смотрите: у нас

Фигурки животных есть.

Мы аккуратно сейчас

Будем их ставить здесь.

(показ места перед зеркалом)

Возьмем животное одно

Поставим перед зеркалами…

И что же видим? Вот чудно!

Животных много перед нами!

Кто это? (заяц) А теперь я поставлю его к чудесному зеркалу Алисы. Кто теперь у нас? (зайцы). Кого мы видим у Алисы в Зазеркалье? (медведей, волков. белок, лис, ежей и т.д.).

Логопед. – Спасибо тебе Алиса за волшебную, необыкновенную игру.

Итог. - Мы побывали с вами в волшебной стране, познакомились с разными героями и нам надо возвращаться в группу.

Тропинка, тропинка, ты нас проводи

Пойдем за тобою, а ты впереди.

Веди через поле, ручей и овраг,

Вот только зачем же ты крутишься так!

Тропинка послушалась стала прямой

И нас незаметно вернула домой.

Ребята, вам понравилось в лесу, в гостях у сказки? Вы все молодцы. Давайте попрощаемся с гостями.

До свидания!


Загрузка...