domvpavlino.ru

Конспект урока «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Конспект урока по русскому языку на тему "СПП с придаточными обстоятельственными" (9 класс)




Аннотация Синтаксис СПП многообразен и функционален. Известно, что большинство придаточных обстоятельственных в таких предложениях имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды. Материал данного урока можно использовать в качестве дидактического материала к урочной, внеурочной деятельности, для организации индивидуального обучения, работы с одаренными детьми в области языка и литературы.




Интеллектуальная разминка Разберите по членам предложение. Чем оно интересно? Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлеченно поиграть в футбол. В этом предложении очень много различных обстоятельств, представлены практически все их разряды: в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия; вечером – обстоятельство времени; несмотря на дождь – обстоятельство уступки; во двор - обстоятельство места; поиграть – обстоятельство цели; увлеченно – обстоятельство образа действия; очень – обстоятельство степени



Придаточные обстоятельственные А теперь вспомните, о чем у нас шла речь на предыдущих уроках, «включите ассоциации» и сформулируйте тему сегодняшнего занятия. Основываясь на знаниях и своих ассоциациях, выскажите гипотезы о придаточных обстоятельственных. Вероятно, их так же много, как и обстоятельств; они отвечают на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства: ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ? и КАК?


Проверяем гипотезу Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1. Смелый там найдет, где робкий потеряет. 2. Когда пьешь воду, помни об источнике. 3. Чтобы много знать, надо много читать. 4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. 5. Я счастлива, потому что умею любить. 6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. (Выполнение задания у доски. Проверка).




СПП с придаточными места Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений. 1.Откуда ветер оттуда и дождь. 2.Смелый там найдет где робкий потеряет. 3.Куда ветер дует туда и тучи несутся. 1. (откуда), [оттуда ]. 2.[там ], (где). где? 3.(куда), [туда ]. куда? откуда?


Проведение физкультминутки Закрыть глаза (досчитать до пяти) – вдох. Открыть глаза (посмотреть вверх, вниз, в стороны) – выдох. «Эмоциональная разрядка» Нахмуриться так, как это делает рассерженный человек или как осенняя тучка. Затем улыбнуться друг другу, как дети, увидевшие чудо.


Обобщим! Начинаем заполнять таблицу «Виды придаточных обстоятельственных в СПП») Вид придаточ- ного На какие вопросы отвечает К чему относится Средства связи Указатель- ные слова Обстоятель- ственное места Где? Куда? Откуда? Ко всему главному предложени ю (к сочетанию сказуемого с указательны ми словами) Союзные слова: где, куда, откуда Там, туда, оттуда


П\П Придаточные Вопрос Союзы Союзные слова К чему присоединяет ся Указательные слова 1 Места Где? Куда? Откуда? ______ Где, куда, откуда Сказуемое, обстоятельств о места Там, туда, оттуда 2 Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Когда, как только, едва _______ Сказуемое, обстоятельств о времени Тогда, до тех пор, после того как 3 Образа и степени действия Как? Каким образом? До какой степени? Как, будто, словно, точно Как, что, сколько, насколько Сказуемое, обстоятельств о образа действия Так, такой, таким образом 4Условия При каком условии? Если, если..то, когда, кабы _______Сказуемое В случае, тогда 5Причины Почему? Отчего? По какой причине? Потому что, так как, ибо _______Сказуемое Потому, ввиду того, вследствие того 6Цели Зачем? С какой целью? Для чего? Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы _______Сказуемое Для того, затем, с тем 7Сравнения Как? На сколько? Как, как будто, словно, точно _______ Все предложение, обстоятельство образа действия Так, настолько, только


Подумай! Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1.Медведь остановился там, где только что стоял лось. [ там ],(с.с. где). – Придаточное обстоятельств. места где? 2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось. какой? [ той сущ ],(с.с. где). – Придаточное определительное 3. Медведь заметил, где стоял лось. [ глаг. ],(с.с. где). – Придаточное изъяснительное что?


Различие СПП с придаточными определительными и места, присоединенными при помощи союзных слов где, куда, откуда. Придаточные определительные Распространяют член предложения, выраженный существительным. Союзные слова могут быть заменены союзным словом который. Союзным словам в главной части соответствует указательное местоимение тот. Отвечает на вопросы какой?, каков?, какое? и т.д. Придаточные места Распространяют сочетание сказуемого с указательными словами там, туда, оттуда. Замена невозможна Союзным словам в главной части предложения соответствуют указательным словам (наречия) там, туда, оттуда. Отвечают на вопросы где?, куда?, откуда?


Различие СПП с придаточным изъяснительным и места Придаточные изъяснительные Отвечают на падежные вопросы. Указательные слова там, туда, оттуда к сказуемому, требующему изъяснения, поставить нельзя Придаточные места Отвечают на вопросы обстоятельств: где?, куда?, откуда? При сказуемом, к которому относятся придаточные места, можно поставить указательные слова там, туда, оттуда


Творческая работа -прочитайте текст; -озаглавьте его; -найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными; -какие ассоциации у вас вызывает бабочка? Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась так далеко, что он был известен за пределами родного города. Но был в городке человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел завистник на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Таким образом все поймут, насколько я умнее» Так все и случилось. Хитрец поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрому старцу. Спросил он у него: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец ответил так, что завистник побагровел от злости. Он сказал: ???








Открытый урок
«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
(9 класс)
Цель: усвоение знаний СПП с придаточным обстоятельственными.
Задачи урока: практические
­ уметь находить придаточные обстоятельственные в СПП,
­ отрабатывать навык постановки знаков препинания,
­составлять схемы предложений со всеми видами придаточных,
­совершенствовать монологическую и диалогическую речь,
­повторить опознавательные признаки сложного предложения, закрепить знания по
разделам «Фонетика», «Орфография», «Синтаксис».
Ход урока.
1.Организационный момент.
I. Слово учителя. Мотивация.
Мне бы хотелось, чтобы эпиграфом к нашему уроку стал афоризм: «Берите полной
пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего –
мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь
практическими делами». Но чтобы добиться целей, поставленных перед собой, каждому из
нас необходима уверенность. Послушайте мудрую притчу «Всё в твоих руках» и сделайте
для себя вывод.
Эта история произошла давным­давно в старинном городе, в котором жил великий
мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в
городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы
мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее
между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу­ка я у мудреца: скажи, мудрейший,
какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я
сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и
бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и
отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о,
мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был
умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”
– Друзья, все в ваших руках!
2Фонетико­орфографическая разминка. «Я выбираю…»
Загляни, как Пушкин встарь, в толковый и орфографический словарь…
(«Своя игра»)
Раздел
русского
языка
фонетика
орфографи
я
синтаксис
Цель разминки: повторить и закрепить знания учащихся, усвоенные при изучении
разделов: фонетика, орфография, синтаксис.
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
3
3
5
5
5

Методика проведения: ученик выбирает раздел и оценку, которую хочет получить за это
задание. Продолжительность ответа 1минута. (Оценка заносится в рабочий лист
ученика. За урок будет выставлена оценка – средний балл за все задания на уроке)
Задание по фонетике.
«3»­1.Сколько букв и звуков в слове сильдерей (9 букв,8 звуков)
2.Назовите мягкие согласные в слове Татьяна.(Т, Й)
3.Сделайте транскрипцию слова солнце.
«4»­1.Сколько букв и звуков в слове считалка (8 букв, 7 звуков)
2.Дайте характеристику первого звука в слове ель (Й­согл,мяг, непарн, зв, непарн)
3.Дайте характеристику первого звука в слове щука (щ­согл, мягк, непарн,
глух,непарн)
«5»­1.Назовите только твердые непарные звуки (ш, ц,ж)
2.В каком слове букв больше, чем звуков (короткий, воробьи, ширина, свет, дума)
3.Составьте схему « Звуки русского языка»
Задание по орфографии.
«3»­1. Объясните правописание корня слова прикасаться.
2. Объясните правописание корня слова прорастать.
3.Почему и какая пишется в словах приставка: пришел, прибежал, приехал.
«4»­1.Найдите слово, в корне которого после шипящей пишется о (пережевывать,
жесткий, обжора, пшенный, печенка)
2.Найдите слово, в котором в суффиксе пишется одна н (стеклянный, временный,
оловянный, бессмысленный, шерстяной).
3.Найдите слово, в котором пишется после ц буква ы (цилиндр, цинга, циклоп, на
цыпочках, цифра)
«5»1. Найдите слово, в котором нет двойной согласной –с­ (режиссер, ассоциация,
профессия, компромиссы, ресурсы)
2.Найдите слово, которое пишется слитно (пол­Европы, пол­лимона, полуоборот,
пол­России, пол­апельсина)
3.Объясните все орфограммы в слове перевоплотиться. Перевоплощение Плотничанье
Плотный Уплотнение
Задания по синтаксису.
«3»­1.Тип односоставного предложения. На фабрике изготовляют детские игрушки.
(неопр.­личн)
2. Тип односоставного предложения. Почему не идешь отдыхать?(опред.­личн)
3.Чем осложнено предложение Не сбылись, мой друг, пророчества пылкой юности.
«4»­1.Дайте определение СПП с придаточным определительным.
2.Дайте определение СПП с придаточным изъяснительным.
3.Укажите вид связи в словосочетании ветка рябины (управ), лист клена, ремень
солдата.(управ)
«5» 1.Укажите в каком словосочетании вид связи примыкание (летел над пропастью,
почуял снег, плетется рысью (примык.), его лошадка, растущий организм)
2.Определите вид придаточного. Картина, которую я вижу перед собой, напоминает
мне детство.(опред)
3.Определите вид придаточного На той березе, которая росла возле дома, мы
прибили скворечник.(опред)
3.Актуализация знаний.
Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали?
Предложение
ПП
ССП
СПП
СП
БСП

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных
предложений?
Соотнесите понятия (карточки с понятиями развешаны по классу): 1) определение –
согласование – СПП с придаточными определительными; 2) дополнение – управление –
СПП с придаточными изъяснительными; 3) обстоятельство (не показываю) – примыкание –
СПП с придаточными обстоятельственными (выбор зависит от вопроса)
4. Продолжи предложения. Составь сложные предложения по началу, схемы,
определи вид придаточных.
Я желаю вам чтобы……
Пусть будет у вас день который…..
Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать:
чем оно интересно?
Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во
двор очень увлечённо поиграть в футбол.
в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия (когда? при каком условии?)
вечером – обстоятельство времени (когда? в какое время?)
несмотря на дождь – обстоятельство уступки (несмотря на что? вопреки чему?)
во двор ­ обстоятельство места (куда? в какое место?)
поиграть – обстоятельство цели (зачем? с какой целью?)
увлеченно – обстоятельство образа действия (как? каким образом?)
очень – обстоятельство степени (как? в какой степени?)
5. Формулировка темы и цели урока.
А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы
уроков, «включите ассоциации» и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.
Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?
Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.
3) обстоятельство – примыкание – СПП с придаточными обстоятельственными (выбор
зависит от вопроса)
Выдвижение гипотезы
Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?
Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы
обстоятельств.
Проверка гипотезы.
Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.
Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (ученики у доски)
Когда солнце село, птицы продолжали петь. (времени)

Если я приду домой пораньше, я успею поиграть. (условия) с и с. с обратиться к учебнику
Лев рявкнул так громко (как громко? до какой степени громко?), что все вздрогнули.
(степени)
Он бежал так, (как?) как раньше не бегал (образа действия)с. с как
Люди бежали оттуда (откуда бежали?), откуда доносились взрывы(места)
Лампа заслонена бумажным щитом, (зачем? С какой целью), чтобы свет не разбудил
Серёжу (цели)
Обоз тронулся с места рано, (почему?) потому что было нежарко (причины)
Виды обстоятельств
образа действия или степени
места
времени
условия
причины
цели
Вопросы
как? каким образом?
где? куда? откуда?
когда?
при каких условиях?
почему
зачем?
Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)
Сделайте вывод:
­ придаточных обстоятельственных, вероятно, так же много, как и обстоятельств, и
отвечают они на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства:
ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, КАК? и другие;
­ придаточные обстоятельственные присоединяются к главному предложению при помощи
союзов и союзных слов;
­ придаточные обстоятельственные могут стоять перед главным предложением, после
главного и в середине главного предложения;
Давайте обратимся к учебнику стр.
6.Закрепление нового.
А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа.
Задание: записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного.
Самопроверка.
Весна.
Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут
ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на
весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от
зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся
красотой родной природы.
Весна.
Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело
бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если
посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда
просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди
приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели)

1­2 ош – «4», 3­5 ош – «3», 6 и более – «2»
2) Запись предложения.
Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть­чуть,
потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.
­ Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)
Задания (подготовка к ОГЭ)

­ Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)
­ Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый
сделает, потратит, приложит)
­ Сделать схему предложения , (если).
­ Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление»,
«примыкание» (например, наши души, потратит минуту,)
3) Дифференцированная работа.
А) Творческая работа в парах.
Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким
образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения
с придаточными обстоятельственными.
4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ).
1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.
1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.
2. Нет истины, где нет любви.
3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
2) Среди предложений 1­3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным
времени
1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что­то делать, там меня тормошили
ребята, вместе с ними - хочешь не хочешь - приходилось двигаться, играть, а на уроках
- paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по
деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов
к тому, чтобы жить среди чужих людей.
3) Среди предложений 1­7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным
цели
(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в
тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не
попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать,
как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку,
чтобы Овцов споткнулся.
4) Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного

– Спасибо,(1) – сказал Назаров,(2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали
в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы
остановиться у Вас на неделю?
– Нет,(6) нет,(7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно,(8) потому что у меня совсем
маленькая квартира.
5) Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых
четверостиший,(3) Ваня страдал.
Взаимопроверка
Ключ Слайд № 13
1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3
Работа с текстом. Выразительное чтение текста

(1)И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий
язык. (2)В нем вся она - наша Россия. (3)В нем все дары ее: и ширь неограниченных
возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и
размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.
(4)Все доступно нашему языку. (5)Он сам покорен всему мировому и надмирному, и
потому властен все выразить, изобразить и передать.
(6)В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7)В нем
ласковые шорохи и хрусты. (8)В нем травяные шелесты и вздохи. (9)В нем клекот, и грай, и
свист, и щебет птичий. (10)В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и
плески чуть слышные. (11)В нем вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон
человеческий, и зерцало божественных видений…
(12) Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой,
честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем
целомудрии, в своей кованности и ритмической гибкости, кажется, что это звучат сами
именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. (13)А
когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, то водворяется молчание,
насыщенное высказанными несказанностями…
(14)Это язык острой, режущей мысли. (15)Язык трепетного, рождающегося
предчувствия. (16)Язык волевых решений и свершений. (17)Язык парения и пророчеств.
(18)Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
(19)Это язык зрелого самобытного национального характера. (20)И русский народ,
создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую
зовет его - его язык…
(21)Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его - в его
звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего
правописания. (22)Не любить его, не блюсти его - значит не любить и не блюсти нашу
Родину.
1. Докажите, что данный отрывок является текстом. (Предложения связаны общей
темой, идеей. Предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически.
Материал изложен последовательно, логически связан.
2. Определите тему, идею (основную мысль) текста (Тема текста – Россия нам в дар
дала дивный, могучий, поющий язык;
основная мысль ­ носители русского языка должны достигнуть душевно и духовно
той высоты, на которую его зовет – его язык…)
3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ
(Стиль речи публицистический, в текста явно проступает авторская позиция. И.А.Ильин
поднимает важную проблему бережного отношения к русскому языку. Речь автора
призывная, эмоциональная. Для характеристики русского языка используются синонимы –
выразить, изобразить, передать; речевые повторы, обратный порядок слов (« И еще еще
один дар дала нам наша Россия…»); лексику высокого стиля – «покорен и властен»,
«зерцало божественных видений», « в ризах его органически выросшего правописания»…
Синтаксический строй текста характеризуется использованием рядов однородных членов
«В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи», многосоюзием «В
нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий», синтаксическим параллелизмом «Язык
трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык
парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов», неполными
предложениями).
4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?

(Эпитеты: наш дивный, наш могучий, наш поющий язык; метафоры: ризах его
правописания; олицетворения: травянистые вздохи…)
7. Итоги урока.
Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными
или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8­9
сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.
Этап рефлексии.
В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок
самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые
считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи.
Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к предстоящим
экзаменам в 9 классе
«Знаю», «умею» ­ это 1 балл,
«нет», «не уверен» ­ 0 баллов.
Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат.
Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы
обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Знание теоретического материала: ___________
Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________
Умение конструировать СПП: ____________
Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________
Умение работать с текстом: _____________
­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Оценка

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока : «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Цели:

Обучающие:

    Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.

Развивающие:

    Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

    Обеспечить развитие речевых компетенций в деловом общении.

    Развивать умение работать с компьютером и компьютерной программойPowerPoint.

Воспитывающие:

    Воспитывать любовь к малой родине, к творчеству кубанских авторов.

    Тип урока-практикума изучение новых знаний

    Форма проведения урока – урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование:

    Компьютерная программа «Фраза».

    Презентации «Сложноподчиненные предложения» и «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

    Раздаточный материал для индивидуальной работы.

    Разноцветные жетоны.

Предварительная подготовка:

    Создание презентаций к уроку в программе PowerPoint.

    Подбор раздаточного материала с региональным уклоном.

Ход урока

I.Слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»: познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. А также закрепим умение работать на компьютере.

Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа).

II. Повторение изученного.

    Лингвистическая разминка.

Расставьте ударение в словах, записанных на доске.

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

(Проверка по цепочке).

Слова, в которых допустили ошибки, запишите в словарь.

    Повторение теоретических сведений о придаточных определительных и изъяснительных. (Презентация №1).

А сейчас проверим знания теории о придаточных определительных и придаточных изъяснительных при помощи уже знакомой вам презентации.

Для начала давайте напомним себе, каково лексическое значение слова презентация.

Презентация – 1 .официальное представление вновь созданного проекта, продукции. 2.Предъявление переводного векселя лицу, обязанному осуществить по нему платежи.

Нас интересует, конечно, первое значение слова.

Итак, приступаем.

1)Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? (1 слайд)

2)Что такое сложноподчиненное предложение? Чем оно отличается от сложносочиненного? (1 слайд)

3)На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения? (2 слайд)

4)Расскажите о СПП с придаточными определительными. (3слайд)

5)Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными. (4 слайд)

(Выдать жетоны).

Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

3.Фронтальный опрос – графический диктант.

А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).

6.В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.(Придаточное определительное).

-А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

7.Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке.

(Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)

Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия).

(Выдать жетоны).

Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.

- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради).

Представит нам новый материал о придаточных обстоятельственных Ксюша в своей презентации , которую она создала к сегодняшнему уроку. А вы по ходу её рассказа схематично запишите в тетради с опорными конспектами основные сведения о придаточных обстоятельственных. (Вопросы, союзы и союзные слова, примеры).

III.Изучение нового материала.

1.Презентация № 2 . (Рассказ о придаточных обстоятельственных, запись схематично основных сведений в тетради с опорными конспектами).

2.-Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?

Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам).

(Выдать жетоны).

IV.Закрепление новой темы.

Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно-цифрового диктанта.

1. Распределительно-цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

    в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,

    во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.

1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (С придаточным условным).

2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое предложение).

3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. (С придаточным времени).

4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. (Простое предл.)

5.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.

(С придаточным цели).

6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.(Простое пр.)

7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. (С придаточным места).

8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. (Простое предл.)

9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. (С придаточным причины).

10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простыепредл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ).

(Выдать жетоны).

А сейчас будем опровергать известную пословицу «Один в поле не воин» посредством индивидуальной работы по карточкам..

2.Индивидуальная работа по карточкам.

Задание: расставить знаки препинания, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.

(Собрать карточки, проверить во время работы детей на компьютере).

(Выдать жетоны).

Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Индивидуальная работа на компьютере (компьютерная программа «Фраза»: 9класс, «Сложноподчиненное предложение», вариант «Отдельные предложения» №515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

(Выдать жетоны).

(Сообщить оценки за выполнение работы по карточкам).

V.Подведение итогов урока.

1.Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2.Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3.Выставление оценок с учетом полученных жетонов.

VI. Домашнее задание: п.12, с.57-59, выписать из романа Лермонтова «Герой нашего времени» 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Вейделевского района Белгородской области»

Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.

Цель : узнать отличительные признаки СПП с придаточными обстоятельственными

Задачи:

    Образовательная: изучить особенности СПП с придаточными обстоятельственными; формировать умение использовать СПП с придаточными обстоятельственными в речи, правильно ставить знаки препинания в СПП; использовать полученные знания при решении заданий ОГЭ.

    Воспитательная: способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости; создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения;

    Развивающая: развивать аналитические способности учащихся (умение применять теоретические знания на практике), активизировать мышление учащихся, развитие орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование орфоэпических умений, развитие навыков работы в парах; вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная.

Оборудование: презентация к уроку, рабочие листы, оценочные листы

Структура урока.

1.Оргмомент. Приветственное слово учителя. Эмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний.

1)Работа по карточкам (3 человека)

Карточка

2)Лингвистическая разминка. Спишите, расставьте ударения в словах:

3)Синтаксическая разминка.

Замените словосочетание сосновым иголкам

Какие средства выразительности использованы в данном предложении? (олицетворение, сравнение, метафора)

    Там счастье не диво где

Какой тип придаточного?

К чему относится?

Чем присоединяется?

Какая связь между смысловыми группами обстоятельств и придаточным в данном предложении?

Какова тема урока?

Сформулируйте цели.

4.Открытие нового знания. Работа с презентацией. Чтение правила в учебнике.

Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по теоретическому материалу учебника.

5.Закрепление материала.

1)Комментированное письмо. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы, укажите тип придаточных.

2

6.Подготовка к ОГЭ. Тестирование. С последующей взаимопроверкой.

1. Выпишите цифры

Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) (3) (4) и я хотел спросить, (5)

Нет, (6) нет, (7) (8)

2. Выпишите цифру

Когда Сеня, (1) путаясь и напрягаясь, (2) (3) Ваня страдал.

Ответы: 1)5,8; 2)3

Итог урока.

    На уроке узнали….

    научились…

    Эти знания понадобятся ….

Остались вопросы…

Домашнее задание : П.24, упр. 127

Источники.

1.Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. 9 класс. М. «ВАКО», 2011.

2.Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. Книга для учителя. М. «Мнемозина», 2010.

3.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Ростов-на-Дону. Легион, 2016.

Рабочий лист.

1)Работа по карточкам (3 человека)

Карточка

Спишите, расставьте знаки препинания, обозначьте грамматические основы, составьте схемы предложений, определите тип придаточного.

1.Я попр…сил его что(бы) он пр…нес книгу. 2. Было слышно как в саду тихо шуршал дождь. 3.Это была книга которую я помн…л с детства.

2)Лингвистическая разминка. Спишите, расставьте ударения в словах:

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

3)Синтаксическая разминка.

    Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.

    Утром моното(н,нн)ый осе(н,нн)ий дождь старательно пр…кр…пил к с…сновым иголкам капли-серёжки и они долго в…сят на каждой иголочке укр…шая их будто бри(л,лл)ианты.

Составьте схему предложения.

Замените словосочетание сосновым иголкам синонимичным со способом управление.

Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от значения.

Какие средства выразительности использованы в данном предложении?

Найдите в предложении обстоятельства, укажите их значение.

Какие еще виды обстоятельства вам известны? Приведите примеры.

3.Определение темы и целей урока.

Анализ предложения. Записать, составить схему, определить тип придаточного.

    Там счастье не диво где

Какой тип придаточного?

К чему относится?

Чем присоединяется?

Какая связь между смысловыми группами обстоятельств и придаточным в данном предложении?

Какова тема урока?

Сформулируйте цели.

4.Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по теоретическому материалу учебника.

5.Закрепление материала.

1)Комментированное письмо . Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы, укажите тип придаточных.

1)Народными сказками восхищался Пушкин настойчиво советуя молодым писателям читать их «чтобы видеть свойства русского языка» 2 ) Глупец один (не)изм…няется ибо время (не) пр…носит ему развития а опыт для него (не) существует. 3) С тех пор как я живу на свете я (н…)чего (не) читал скучнее этой статьи.4)Я хотел бы жить и умереть в Париже если (б) (не) было такой земли – Москва.5) Он (не) рассказ…вал об этом сильном впеч…тлении (н…)кому потому что ему (н…)кто бы (не) поверил

6 .Подготовка к ОГЭ. Тестирование. С последующей взаимопроверкой.

1. Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями СП, связанными подчинительной связью.

Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву, (3) но в Москве я знаю только Вас, (4) и я хотел спросить, (5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет, (6) нет, (7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

2. Выпишите цифру , обозначающую запятую между частями СП, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня, (1) путаясь и напрягаясь, (2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, (3) Ваня страдал.

Итог урока.

    На уроке узнали….

    научились…

    Эти знания понадобятся ….

Остались вопросы…

____________________________________________
СПП с придаточными обстоятельственными
Цели: закрепить умение определять структуру СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.
Оборудование: таблица «Придаточные обстоятельственные».
Ход урока
Проверка домашнего заданияРассказать, в чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными.
Зачитать предложения, составленные по схемам.
Повторение ранее изученного материала Осложненное списываниеСписать, расставить знаки препинания, определить вид придаточных.
Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. (А. Фадеев) Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. (Н. Чуковский) Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить.
- Какого вида придаточных вы не встретили в данном упражнении? (Обстоятельственных.)
- Что обозначают придаточные обстоятельственные? (Обстоятельственные придаточные означают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чем сообщается в главной части СПП. Они отвечают на вопросы обстоятел ьств.)
Распределительный диктант
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. (В. Арсень- ев) Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко. (Т. Скрибецкий) Куда мать, туда и дитя. (Пословица) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется... (М. Лермонтов) Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него. (Л. Толстой) Раз дождя нет, значит, можно идти дальше. (В. Арсеньев) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, т. к. его звал граф Илья Андреич, и провел у них Целый день. (Л. Толстой) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск. (К. Паустовский) За крестьянскими усальбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни. (А. Чехов)
Ключи к диктанту:
- с придаточным цели;
- уступки;
- места;
- времени;
- образа действия и степени;
- условия;
- причины;
- сравнительные;
- следствия.
Самостоятельная работа
Вариант I
Составьте и запишите СПП, используя данные схемы. Определите вид придаточного в каждом случае.
[...], (когда...).
(Пока...), [...].
[..., (когда...),...].[... сущ.], (когда...).
[..„(куда...), ...].[... глаг.], (когда...).
Вариант IIСоставьте и запишите СПП, соответствующие данной синтаксической модели. Что является общим для всех этих предложении? Сделайте вывод.
[Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда). Вариант III
Закончите каждое предложение, определите вид придаточного. Собравшимся сказали, что... Собравшимся сказали, чтобы... Собравшимся сказали, будто... Собравшимся сказали, где... Собравшимся сказали, куда... Собравшимся сказали, почему... Собравшимся сказали, сколько...
Самостоятельная работа проверяется в классе. Графический диктант
Составить схемы предложений, в которых, кроме придаточных, следует выделить обособленные определения и обстоятельства.Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливали изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина. (Ч. Айтматов) После экзаменов мы подождали, пока инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу. (К. Паустовский) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, я заметил немного дрожала. (J1. Толстой) Я никогда не забуду того ужаса и восторга, какие я испытывал, когда парус, надувшись, накренил шлюпку так низко, что вода поднялась до уровня борта. (К. Паустовский)
IV. Итоги урокаДомашнее заданиеИспользуя данную схему, составьте и запишите предложения. Докажите, что они иллюстрируют один вид СПП. Какой? [Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда).

Загрузка...