domvpavlino.ru

Кто раньше умер Адам или Ева. История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Создание Адама и Евы.

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены - это один из главных замыслов Бога - обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат. Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Искушение.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли - нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

История грехопадения.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева

Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам - на жену, а жена - на змея.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни - уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха - его начало и природа.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

Изгнание из рая.

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 - 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

Дети Адама и Евы.

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Первыми сыновьями Адама и Евы были . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был . Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

Адам - первый человек, прародитель всего человечества. Обладал величайшим духовным уровнем, знанием сокровенной мудрости и даром пророчества . Адам и его жена Хава (Ева) были созданы Всевышним на шестой день Творения . Еврейская традиция считает днем сотворения человека первое Тишрея - день Рош аШана , еврейское Новолетие (Новый год). Слово «адам» стало нарицательным и означает в иврите само понятие «человек». А, например, слово «люди» в иврите произносится как «бней адам», буквально - «дети адама/человека». С другой стороны, «адам» - того же корня, что и «адама» - земля, почва. Ведь, согласно мидрашу, тело первого человека было сотворено Всевышним из элементов земли, а вот душу в человека Творец «вдохнул», как образно пишет Тора . Адам и его жена были помещены в Ган Эден - райский сад, «сад Эдемский». Однако, ослушавшись воли Творца, Адам и Хава были изгнаны оттуда. В Писании сказано, что Адам прожил 930 лет. Там же упомянуты 3 сына Адама и Хавы: Каин, Авель (был убит Каином) и Шет .

Сотворение первого человека

Как уже было указано выше, Адам и его жена Хава (Ева) созданы Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана - первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а ).

И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7 ), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (Санхедрин 38б; Седер адорот ). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (Берешит 2:7; Санхедрин 38б ).

Тело Адама было «изготовлено» из тех же природных элементов, что и тела животных. Поэтому он подобен им по строению органов. Но высшая душа (нешама ), благодаря которой человек обрел мышление и речь, сродни обитателям высших миров, не имеющим материального тела и не подверженным смерти (Рамбан , Берешит 1:26 ). В высшей душе заключалась основная суть человека, и именно к ней относится слово «сотворил» (бара ) и выражение «по Своему образу» (Берешит 1:27 ). Но тело называется лишь «плотью человека», а не самим «человеком» (Виленский Гаон , Адерет Элияу 1:27 ).

Адам был сотворен на горе Мория , на месте, где впоследствии был возведен Иерусалимский Храм (Пиркей дераби Элиэзер 11:20 ). Он появился на свет взрослым (как двадцатилетний) (Берешит раба 14:7 ) и обрезанным (Авот дераби Натан 2:5 ). Его кожные покровы состояли из «тонкой материи», подобной свету, и его лицо излучало сияние (Зоар 1, 36б, 3:261б; Эц Йосеф, Берешит раба 8:10 ).

Тело первого человека было огромным: когда он лежал, его голова находилась далеко на востоке земли, а ноги достигали крайнего запада (Санхедрин 38б, Раши ). Некоторые комментаторы полагают, что указания Талмуда на то, что Адам был ростом «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» (Хагига 12а ), являются лишь образными сравнениями, подобно тому, как в Торе сказано: «Города большие и крепости до небес» (Дварим 1:28 ). Просто он был очень высокого по человеческим меркам роста (Яд рама, Санхедрин 38б ). А есть толкователи, относящие указания Талмуда вообще не к росту, а к мудрости, которой наделил Адама Творец: постижение первого человека охватывало все «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» ().

Сотворив Адама, Всевышний показал ему всех людей, которым еще предстоит прийти в мир до эпохи воскрешения мертвых: «каждое поколение и его вождей, каждое поколение и его мудрецов, каждое поколение и его пророков» (Берешит раба 24:2, Эц Йосеф; Шохер тов 139 ). Адам особенно обрадовался, когда дошел до времени раби Акивы : его восхитили мудрость и праведность этого человека. Но затем он был поражен его мученической смертью (Санхедрин 38б ).

На пятый час дня Адам «встал на ноги» - и его голова уходила высоко в небеса (Санхедрин 38б , Раши). Когда все прочие создания увидели человека, сотворенного «по образу Б-га» (Берешит 1:27 ), они решили, что это и есть их Творец, и склонились перед ним в трепете. И тогда Адам указал им на истинного Владыку Вселенной, которому, действительно, следует поклоняться (Пиркей дераби Элиэзер 11 ).

На шестой час Всевышний провел перед Адамом всех созданных животных и птиц, и Адам «нарек им имена» (Берешит 2:19-20 ): одно из животных он назвал шор (бык), другое - хамор (осел), третье - сус (конь), четвертое - гамаль (верблюд) и т.д. (Берешит раба 17:4 ). Каждое живое существо он назвал в соответствии с его природой, разделил их по видам, внутри которых возможно размножение (Рамбан, Берешит 2:20 ). И имя, данное им на святом языке, точно соответствовало духовному корню каждого из живых существ. Поэтому-то в Торе сказано: «И как Адам назовет каждое живое существо - таково его имя» (Берешит 2:19 ) - т.е. «таково его подлинное имя, отражающее его духовный источник в высших мирах» (Эц Йосеф, Берешит раба 17:4 ).

Когда ангелы-служители впервые увидели человека, они тоже впали в заблуждение, решив, что перед ними - (проявление Творца в сотворенном мире), и они стали прославлять его как Творца: «Кадош, кадош, кадош!» . Чтобы указать ангелам на их ошибку, Всевышний «навел на человека глубокий сон» (Берешит 2:21 ), и обитатели небес сразу поняли, что увидели всего лишь Адама (Берешит раба 8:10, Раши ).

Сотворение Евы (Хавы)

На седьмой час дня Всевышний «взял одну из частей» спящего человека и «преобразовал эту часть… в женщину» (Берешит 2:21-22 ). Первоначально человек был создан двуполым - «с двумя ликами» (Брахот 61а; Берешит раба 8:1 ). И об этом сказано: «Мужчиной и женщиной Он их сотворил и назвал их именем Адам (Человек)» (Берешит 1:27 ). Его тело было создано так, что семя передавалось от его мужской половины к женской, и таким образом одна половина «помогала» другой при размножении. Но затем Творец отделил эту «помощницу» от Адама, чтобы она была «напротив него» (кенегдо ) и он мог бы соединяться с ней по своему желанию (Рамбан, Берешит 2:18 ). Виленский Гаон отмечает, что у двух «половин» первого человека была общая душа - нешама , и Творец разделил только их тела, но в отношении души они остались целостным существом (Адерет Элияу 1:27 ).

На восьмой час дня Адам и его вторая «половина», названная им на святом языке Иша (Женщина), вступили в близость (Санхедрин 38б ). Они не скрывали своей близости и «не стыдились» (Берешит 2:25 ), поскольку выполняли повеление Творца: «Плодитесь и размножайтесь» (там же 1:28 ). Поэтому соитие «было для них подобно еде и питью, а органы близости - рту, лицу и рукам» (Сфорно и Альшейх , Берешит 2:25 ).

Адам и Иша «взошли на ложе вдвоем, а сошли с него вчетвером» (Санхедрин 38б ) - в результате близости у них в тот же час родились близнецы: мальчик, получивший имя Каин (Берешит 4:1 ), и девочка (Раши, Берешит 4:1 ). Несколько позднее женщина родила еще троих близнецов: мальчика, названного Эвель (Берешит 4:2 ), и двух его сестер (Берешит раба 22:2-3; Раши, Берешит 4:1; Тосафот, Санхедрин 38б ).

Сад Эдена

На девятый час дня Всевышний поместил Адама и его семью в саду Эдена (Берешит 2:8; Брахот 34б; Пиркей дераби Натан 1:7 ). В этом месте, обладающем наивысшей на земле святостью, человек способен пророческим путем «постигать основы всего Творения» и «все тайны высших миров» (Рамбан, Шаар агмуль 81 ).

В саду Эдена Адам обладал абсолютным ясновидением: он воспринимал все, что происходит «от конца до конца Вселенной» (Берешит раба 12:6 ). Ему были открыты имена всех ангелов, серафимов и других обитателей высших миров, и он также знал, какую функцию во Вселенной выполняет каждый из них (Тикуней Зоар 57, 91б ). Ангелы прислуживали ему в саду и готовили для него пищу (Санхедрин 59б ).

Древо Познания и первый Грех

Поместив первого человека в саду Эдена, Творец повелел ему под страхом смерти «не есть от Древа Познания добра и зла », растущего посередине сада (Берешит 2:17, 3:3; Санхедрин 38б ). Помимо этого, Он дал ему еще шесть заповедей: запрет идолослужения , запрет проклинать Творца, запреты убивать, развратничать и грабить, а также повеление установить правосудие (Берешит раба 16:6; Дварим раба 2:25; Рамбам , Мелахим 9:1 ).

Однако, передавая женщине запрет относительно плодов Древа Познания, Адам, стремясь отдалить ее от греха, сделал «ограду закону»: он сказал ей от имени Творца, что запрещено даже прикасаться к этому Древу (Берешит 3:3; Авот дераби Натан 1:5 ). Это и привело к греху: когда женщина прикоснулась к Древу и увидела, что ничего страшного не произошло, она решила, что запрет не так уж серьезен, - и съела плод (Берешит 3:6; Авот дераби Натан 1:7; Берешит раба 19:3, Эц Йосеф ).

На десятый час дня, когда до наступления первого Шабата оставалось всего два часа, женщина дала плод от Древа Познания Адаму, и он тоже ел от него (Берешит 3:6; Санхедрин 38б).

И как только он вкусил этот плод, в его сердце вошло дурное влечение (Раши, Берешит 2:25 ). Прежде он действовал в соответствии со своей природой и предназначением - подобно небесным светилам, которые выполняют волю Всевышнего, не руководствуясь в своих «поступках» любовью или ненавистью. Но у отведавшего плод Древа Познания пробуждалось стремление к выбору того или иного действия, которое представляется ему добром или злом. Теперь Адам мог по своей воле приносить зло и благо - как себе, так и другим (Рамбан, Берешит 2:9 ).

В Талмуде сказано, что в момент греха Адам «стал еретиком» и «вероотступником» (Санхедрин 38б, Раши и Эц Йосеф ), поскольку «нарушил волю Творца» (Берешит раба 16:1 ). Однако некоторые комментаторы говорят в его оправдание, что женщина дала ему плод в момент близости, когда он утратил контроль над собой; лишь поэтому уступил ее настояниям (Сфорно, Берешит 3:6 ).

Осознав свое новое духовное состояние, Адам и его жена попытались укрыться от Всевышнего среди деревьев Сада (Берешит 3:8 ). А на одиннадцатый час дня Всевышний подверг Адама и его жену суду (Санхедрин 38б ). И с тех пор первый день месяца Тишрей, Рош аШана, стал днем Б-жественного суда для всех поколений.

На суде Адам не только не раскаялся (Шохер тов 100 ), но и назвал косвенным виновником своего греха самого Творца, сказав Ему: «Женщина, которую Ты даровал мне, дала мне от этого дерева, а я съел» (Берешит 3:12, Радак; Авода зара 5б, Раши ). Но, согласно другой интерпретации, сначала Адам даже не подозревал, что плод, которым угостила его жена, был от Древа Познания: ведь он не обязан спрашивать, откуда жена взяла то, чем его угощает. И поэтому, оправдываясь перед Б-гом, Адам подчеркнул: «Жена, которую Ты даровал мне» - т.е., поскольку Ты дал мне ее для помощи и для пользы, а «с Небес не исходит зло», я не должен проверять каждый ее шаг. А, следовательно, согласно этой интерпретации, Адам совершил не намеренный, а невольный грех (Ор ахаим, Берешит 3:12 ).

Всевышний объявил приговор: теперь Адам будет зарабатывать свой хлеб «в скорби» и «в поте лица» - пока не «возвратится в прах» (Берешит 3:17, 19 ). Ведь даже если Адам, действительно, не знал, что этот плод - от Древа Познания, и преступил запрет неумышленно, - все же, как только он отведал запретный плод, «в него вошло дурное влечение, и он ел уже сознательно», понимая, что тем самым нарушает волю Творца. И поэтому он был наказан (Китвей Аризаль; Пардес Йосеф, Берешит 3:12, 76 ).

Последствия Греха

После греха Всевышний уменьшил рост Адама до ста амот (около 50 метров) (Санхедрин 38б; Бава батра 75а; Берешит раба 12:6 ). По другой версии, согласно которой Адам был просто высоким человеком, но не гигантом, - из-за греха была «уменьшена» его мудрость (Шиурим беагадот хазаль, Хагига 12а ).

Вследствие греха, совершенного первым человеком, была упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей ?!» (Берешит раба 24:5; Седер адорот ). Но если бы Адам устоял в испытании с Древом Познания, мир сразу бы достиг конечной точки развития: и он, и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79 ).

На двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б ). Ведь, поскольку первый человек по-прежнему не раскаялся в совершенном грехе, он мог «протянуть руку и к Древу Жизни » (Берешит 3:22 ), плоды которого наделяют бессмертием, и тогда смертный приговор оказался бы неисполнимым (Берешит раба 21:6; Рамбан, Берешит 3:22 ).

Но уже наступал первый Шабат Вселенной, и изгнание было отложено на одни сутки. И всю субботнюю ночь небо над садом Эдена было озарено первозданным светом, который сиял лишь в первые семь дней Вселенной (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 12:6 ).

На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23-24 ). При этом Всевышний заменил световую оболочку тела Адама и его жены покровом кожи (Зоар 3, 261б ), исчезло также сияние, окружающее лицо Адама (Берешит раба 12:6, 16:1, Эц Йосеф ). Они были изгнаны на гору Мория , так как врата сада Эдена расположены вблизи нее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92 ).

Когда Адам увидел, что наступает полная тьма, он испугался и сказал: «Горе мне! Это за то, что я согрешил!». Он еще не знал, что таков порядок, установленный на земле. Но затем он нашел два камня-кремня и, ударяя один о другой, сумел разжечь огонь. Адам произнес благословение: «…Борэ меорей аэш (Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка Вселенной, создавший свет огня» (Авода зара 8а; Берешит раба 11:2, 12:6; Шохер тов 92 ), - и к этому восходит обычай благословлять на свет огня в знак отделения Шабата от будней (Йерушалми, Брахот 8:5 ).

Всю ночь Адам и его жена постились и плакали. А утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория жертвенник, принес Ему быка в жертву (Авода зара 8а ). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние. И был прощен (Пиркей дераби Элиэзер 20 ). В дни покаяния Адам подобрал для себя погребальную пещеру у самого входа в сад Эдена, к югу от горы Мория (ныне район Хеврона) и углубил ее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Зоар 1, 57б ).

И в дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б ). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85 ).

Дети Адама

Каин возделывал землю, а Эвель пас стада (Берешит 4:2 ).

На сороковом году от Сотворения мира, на пятнадцатый день месяца Нисан , сыновья Адама, следуя его совету, принесли жертвоприношения Всевышнему: Каин возложил на жертвенник льняное зерно, а Эвель - лучших овец из своего стада. Творец принял только жертвоприношение Эвеля, а «к Каину и его дару не соблаговолил» (Берешит 4:5; Танхума, Берешит 9; Пиркей дераби Элиэзер 21; Ялкут Шимони, Берешит 35 ).

Затаив обиду, Каин […] нанес Эвелю смертельный удар (Берешит 4:8 ) - и Адам оплакал своего сына (Пиркей дераби Элиэзер 21 ).

Со смертью Эвеля была упущена еще одна историческая возможность: ведь Адам был достоин того, чтобы от него произошло двенадцать колен Израиля , но после гибели Эвеля Всевышний сказал: «Я дал ему всего двух сыновей, и один из них убил другого, - как же Я смогу произвести от него двенадцать колен?!» (Берешит раба 24:5 ).

У Каина родилось множество детей, и земля начала постепенно заселяться (Берешит 4:17-22 ). На сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом, который по ошибке принял его в лесу за зверя (Берешит 4:23, Раши; Ягель либейну 11 ).

После смерти своего второго сына Адам «вновь познал свою жену» (Берешит 4:25 ), и у них родился сын Шет . И после Шета у них родилось еще много детей (Берешит 5:4; Седер адорот ). Адам стал называть свою жену именем Хава («Дающая жизнь»), потому что она была матерью всего человечества (Берешит 3:20, Раши ).

Адам - в числе величайших праведников

Адам стал патриархом и старейшиной юного человечества. В мидраше он назван в числе трех величайших праведников, заложивших «основу мира» - Адам, Ноах и Авраам (Шохер тов 34 ).

Его ум обладал совершенством, предельно возможным для человека (Кузари 1:95 ), и он превосходил в познании и мудрости не только своих современников, но и всех будущих людей (Рамбан, Шаар агмуль 81 ).

Тайные познания Адама собраны в книге, названной Сефер Разиэль амалах (Книга ангела Разиэля). Эти сокровенные знания, связанные с тайной Б-жественного управления Вселенной (Маасе Меркава ), были переданы Адаму еще в саду Эдена ангелом по имени Разиэль . После греха и изгнания эти знания были утрачены, но затем - в ответ на молитвы и покаянные мольбы Адама - книга была вновь восстановлена в его памяти и записана (Зоар 1, 37б; Зоар хадаш 57, 91б ).

Впоследствии Адам передал свои тайные познания Шету и Ханоху , прадеду Ноаха, а затем по цепи традиции они дошли до царя Шломо . Рукопись книги Разиэль аМалах передавалась от учителя к ученику и была впервые напечатана в еврейской типографии Амстердама в 5461 /1701/ году.

К Адаму восходит также ряд псалмов , включенных в книгу царя Давида [см. книгу Теиллим на нашем сайте ] (Бава батра 14б ). Это: «Мизмор шир лейом аШабат» (Песня на день Субботний), сложенная Адамом в первый Шабат в саду Эдена. В последующих поколениях она забылась, но затем Моше Рабейну обновил ее (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 22:13 ) - а царь Давид включил ее в свою антологию (см. Теилим 92). Адаму принадлежат и некоторые фрагменты псалма «Хакартани ватеда» («Ты изучил и познал меня») (Шохер тов 139; Раши, Бава батра 14б; см. Теилим 139).

В последний период жизни Адама самым близким к нему учеником был сын Ханоха Метушелах , который представлял уже седьмое поколение от Шета (Седер олам раба 1 ).

Адам умер в 930 году от Сотворения мира (Берешит 5:5 ).

Еще в саду Эдена, повелевая Адаму не есть от Древа Познания, Творец предупредил его, что он умрет «в день, когда поест от плода» (Берешит 2:17 ). Однако Творец не уточнил, имеется ли в виду «день Б-га», который равен тысяче лет, или обыкновенный день человека. И Адам, прожив 930 человеческих лет, умер в тот же «день Б-га», когда и был сотворен (Бемидбар раба 14:12; Раши, Теилим 90:4 ).

Когда Всевышний показывал Адаму все грядущие поколения, тот увидел, что прекрасной душе царя Давида вообще не отпущено жизни - этот младенец должен был умереть на третьем часу от рождения. Адам пришел в смятение и передал Давиду семьдесят лет от своей жизни: он написал дарственную расписку, а Творец поставил на ней печать. Поэтому Адам жил только 930 лет, а 70 оставшихся перешли к Давиду (Зоар 1, 91б; Ялкут Шимони, Берешит 41 ).

Адама похоронили его сын Шет, а также его ученики Ханох и Метушелах, и по нему скорбело все человечество (Седер олам раба 1; Седер адорот ). Адам и его жена Хава погребены в пещере Махпела, приготовленной им для этой цели еще при жизни (Эрувин 53а; Седер адорот ).

Как указывают знатоки кабалы, душа Адама вновь пришла в мир в праотце Аврааме, а душа Хавы - в Саре (Седер адорот; Оцар ишей аТанах, Адам ).

История Адама и Евы берет начало в Эдемском саду, где разворачиваются события, которые впоследствии повлияют на все человечество.

Жизнь Адама и Евы делится на до и после, на радостные и печальные события. Начнем с начала.

Великий Бог имел план создать человека подобного Себе.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт.1:26)

Для этой цели Он сотворил великолепный сад под названием Эдем, в котором было все необходимое для счастливой жизни.

Из праха земного Господь создал тело Адама. Это имя в переводе означает «красная глина» или «земля». Но человек еще не имел дыхания жизни, его тело было безжизненным.

Кто такой Адам

Когда Творец вдохнул в него дыхание жизни, тело Адама стало живым, имеющим дух и душу.

Так появился первый человек, сотворенный по образу и подобию Божию, венец творения. Бог одел его в одежду неувядающую (которая не изнашивается), сияние славы.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)

Адам жил в саду, окруженный красотой и великолепием - это был настоящий рай. Его окружали животные, которым чуть позже он даст имена. Господь сказал человеку царствовать и следить за садом.

Увидев, что у Адама нет помощника, Бог создал женщину из его ребра, которая будет называться Ева.

События изменившие жизнь

Господь благословил свое творение и повелел плодиться и размножаться, есть все, кроме плодов с одного дерева.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:16-17)

Не надо забывать, что Адам и Ева были без пятна и порока, и они не знали горя и слез, ссор, обид, злости и разочарований. Их жизнь была в любви и покое, без стрессов и забот, в общении с Самим Творцом.

Многообещающая жизнь Адама изменилась с приходом непослушания Богу. Человек лишился славной одежды, потерял общение с Богом. В его жизнь пришли страх, болезнь, стыд, разочарование, зло, ссоры, разногласия, убийство - все это проявление греха.

Поскольку от Адама произошло все человечество, то оно и унаследовало последствия греха вплоть до сегодняшних дней.

Живя за пределами сада, человеку пришлось нелегко, но он выполнил повеление Бога плодиться и размножаться, и свидетельство этому — мы с вами, и окружающие нас люди.

Заключение

Грех до сих пор порабощает человека сегодня. Так и продолжалось бы, пока человечество не истребило само себя, если бы Господь не нашел решения, как вернуть человека обратно к той жизни, которую Бог приготовил для него.

Иисус Христос, Последний Адам, заплатил цену и стал спасением для человечества.

Всех дней Адама было 930 лет, и его история показывает нам пример Божьей любви и мудрости.

иврит. "красная глина", "красная земля", отсюда - Адам) на церковнославянский переводилась как "персть". "Созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек, в душу живу" (Быт. 2, 7).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Адам

Транслитерация евр. слова, к-рое встречается в ВЗ ок. 560 раз. В подавляющем числе случаев "адам" означает "человек" или "человечество ". Действительно, в начале Быт (в рассказах о сотворении мира и рае) и, по мнению многих ученых, до Быт 4:25 включительно под "адамом" подразумевается человек вообще или конкретный человек. Однако не вызывает сомнений, что в ряде случаев библейский автор употребляет слово "адам" в качестве имени собственного применительно к первому человеку. Именно это значение слова "адам" наиболее важно для нас; помимо Быт, оно встречается в 1 Пар 1:1 и, возможно, в других местах ВЗ (в частности, во Втор 32:8, где словосочетание "сыны человеческие" можно понять как "сыны Адама"), а также в нескольких важных местах НЗ.

Адам согласно учению ВЗ. В Библии говорится, что Бог создал человека "по образу Своему" и что Он "мужчину и женщину сотворил их" (Быт 1:27); ни о каком другом живом существе ничего подобного не сказано. Бог повелел человеку: "...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею..." (Быт 1:28). Человеку надлежало не бездельничать, а ухаживать за райским садом; ему было запрещено есть " от дерева познаниядобраизла" (Быт2:1517). Человек получил право дать имена всем животным (Быт 2:20), но среди них ему не нашлось достойного помощника, поэтому Бог из его ребра создал женщину (Быт 2:2123). По наущению змея женщина нарушила Божий запрет; она попробовала плод с дерева познания добра и зла и уговорила мужа сделать то же самое. В наказание Бог изгнал их из рая. Женщине отныне предстояло в муках рожать детей и находиться в полной власти мужа; на проклятой Богом земле произрастали только сорняки и колючки, и до самой смерти Адам должен был добывать пропитание тяжким трудом (Быт 3). Но проклятье не окончательное: Бог обещает Избавителя, Который поразит змея (Быт 3:15). Далее рассказывается о рождении двух сыновей Адама Каина и Авеля, о том, как Каин убил Авеля (Быт 4:116), о рождении Сифа (Быт 4:25).

О смысле этих рассказов все еще спорят. Многие специалисты по ВЗ относят их к древнейшим мифам, в крых люди искали ответы на вопросы: "Почему у змеи нет ног?", "Почему человек смертен? ". Другие видят здесь выраженные в мифологической форме неизменные истины, крые имеют отношение к происхождению и природе человека, или же, как полагают некрые, к его "падению вверх". Сторонники последней концепции рассматривают первобытного человека как одного из представителей животного мира поначалу он мог грешить не больше, чем грешили животные. Когда же он стал осознавать, что те или иные его поступки неверные, это уже был значительный шаг вперед. Однако очень сомнительно, чтобы библейский писатель руководствовался такими идеями. По всей вероятности, он все же видел в Адаме и Еве прародителей человеческого рода. Он сообщает нам о Божьем замысле все те, в кого Бог вдохнул "дух жизни", должны жить в общении с Ним. Совершив свой первый грех, Адам и Ева отпали от первоначального блаженного состояния, и этот грех имеет непреходящие последствия для всего человеческого рода. В последующие времена масштабность грехопадения иногда подчеркивалась идеей, согласно крой Адам изначально был наделен чудесными сверхъестественными дарами; он лишился их в результате своего греха (в Сир 49:18 Адам величается " выше всего живущего в творении "; ср. средневековые представления о его сверхъестественных качествах). Однако все это лишь умозрительные заключения.

Из рассказов о сотворении мира еледует, по крайней мере, что существует связь между человеком и остальным тварным миром (человек создан " из праха земного", Быт 2:7; относительно животных и птиц см. ст. 19), а также между человеком и Богом (человек создан по "образу Божьему", Быт 1:27; ср. 2:7). Человек "владычествует" над низшим тварным миром, символ этого право человека давать имена всякому земному творению. Рассказ об изгнании из рая свидетельствует о серьезности греха и о его непреходящих последствиях. Хотя в ВЗ о грехопадении упоминается не слишком часто, эта тема здесь определяющая: фундаментальные представления о человеке как греховном существе отличают еврейскую литературу от всей остальной литературы Древнего мира. Идея общности Адама со своими потомками положена в основу в.з. писаний, как и мысль о нераздельной связи греха и смерти. Какие бы вопросы в этом плане ни приходилось решать современным комментаторам, не вызывает никаких сомнений, что ВЗ уделяет самое серьезное внимание проблеме греха и что грех в нем рассматривается как часть человеческой природы.

Адам в литературе межзаветного периода и в НЗ. В литературе межзаветного периода можно найти поразительные свидетельства о чувстве общности с Адамом, напр., страстное восклицание Ездры: "О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим" (3 Езд 7:48; ср. 3:21; 4:30; Прем 2:2324; в Сир 25:24 вина возлагается на Еву). Адам рассматривается здесь не в качестве отдельно взятого грешника, а как человек, оказавший влияние на весь человеческий род.

В НЗ Адам упомянут в генеалогии Иисуса, крую приводит Лука (Лк 3:38); сходная ссылка есть и в Иуд, где Енох назван "седьмым от Адама" (14). Изданных стихов мало что можно почерпнуть об Адаме здесь говорится только с той целью, чтобы отвести ему место на генеалогическом древе. Вероятно, об Адаме идет речь в Мф 19:46 и Мк 10:68, хотя имя его не называется. Наконец, еще три места в НЗ имеют важное теологическое значение 1 Тим 2:1314; Рим 5:1221; 1К0р15:22,45.

В 1 Тим 2:1314 подчиненное положение женщины обосновывается двумя фактами: (1) Адам был создан первым; (2) поддалась обольщению Ева, но не Адам. Т.о., само содержание этого отрывка основано на убеждении Быт рассказывает нам о чем-то, что имеет непреходящее значение для всех людей.

В Рим 5 подчеркивается связь всего человеческого рода с Адамом. Именно через одного человека, Адама, грех вошел в мир, а следствием греха стала смерть. Это произошло задолго до дарования закона, поэтому смерть нельзя рассматривать как результат его нарушения. Если даже люди не грешили подобно Адаму, они захвачены последствиями греха "смерть царствовала от Адама до Моисея" (Рим 5:1214). Отсюда ап. Павел делает вывод, что Адам есть "образ" Христа; он последовательно сравнивает то, что каждый из них совершил. Сходство прежде всего в том, что действия их репрезентативны они несут неисчислимые последствия для всех тех, кому указывают путь Адам и Христос. Но гораздо более значительными представляются ап. Павлу различия между Адамом и Христом. Грех Адама принес всем смерть и осуждение, сделав людей грешниками. Когда появился закон, грехи только умножились, ибо закон определил, какие грехи могут быть вменены человеку. Итог содеянного Адамом катастрофа. Напротив, Христос принес жизнь и освобождение; смысл Его смерти определяется словами "дарблагодати", "благодать Божия" и "оправдание". Итог деяний Христа величайшее благо. В заключение ап. Павел противопоставляет владычество греха, к-рое ведет к смерти, воцарению благодати "через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим ".

У ап. Павла, крый блестяще интерпретирует воскресение мертвых, можно прочитать: "Как в Адаме все умирают, таквоХристевсеоживут" (1 Кор 15:22). Эта мысль недалека от той, края обнаруживается в Рим 5: Адам глава всех людей, крым он принес смерть; Иисус глава нового человечества, к-ром у Он принес жизнь. Существует мнение, что местоимение "все" в обоих случаях относится к одной и той же общности человеческому роду. В первом случае, когда речь идет об Адаме, этот факт бесспорен. Но далее утверждается, что Христос тоже воскрешает весь человеческий род, даже если некрые оживают только для того, чтобы понести наказание за грехи. Однако слово "ожить" заключает в себе более широкий смысл, чем "восстать на суд"; оно относится к вечной жизни, и под "всеми", т.о., лучше нонимать "всех, кто во Христе". Как умерли все, кто в Адаме, так и оживут все, кто во Христе.

Чуть ниже ап. Павел пишет: "..."первый человек Адам стал душею живущею"; а последний Адам есть дух животворящий" (1 Кор 15:45). Адам стал "душею живою", когда Бог вдохнул в него жизнь (Быт 2:7); Адам мог оставить и оставил своему потомству только физическое бытие. "Последний Адам", напротив, дает "жизнь" в полном смыслеэтого слова, вечную жизнь. Здесь опять звучит мысльотом,что Христос искореняет зло, содеянное Адамом, однако акцент не на отрицании, а на жизни, круюОннесет.

На вопрос, кто прожил больше, Адам или Ева, ответить крайне сложно, так как мы даже не знаем какая между ними была разница в возрасте. Тем не менее, некоторые источники дают нам такую информацию.

Плодитесь и размножайтесь

Вопрос летоисчисления жизни библейских Патриархов непростой и во многом спорный. Это, в первую очередь, связано с тем, что Ветхозаветные книги не указывают нам каких-либо дат. Согласно Библии, нам известно, в каком году от Сотворения мира мы живем, однако мы не знаем точную дату рождения первого человека, насколько Адам был старше Евы (и старше ли), когда наших прародителей изгнали из Эдемского сада и, наконец, кто раньше умер, Адам или Ева?

Теологи утверждают, что Адам и Ева увидели свет уже взрослыми, сформировавшимися и готовыми к размножению созданиями. Ведь сказано в Пятикнижии: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27–28).

Библия дает нам некоторые даты хронологии жизни Адама. «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт. 5:3-5). А вот о Еве известно гораздо меньше.

Судьба Евы

Из 2-й главы Книги Бытия мы знаем: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:20–23).

Но сколько лет было Адаму, когда из его ребра была сотворена Ева, какого возраста была сама Ева, сколько лет на земле было отведено супруге первого человека, Библия умалчивает. Косвенно на длительность жизни Евы может указывать возраст, в котором у Адама рождались дети. Однако сложность возникает уже с первенцами прародителей человечества. Согласно Библии, Каин и Авель появились на свет после грехопадения и изгнания из Рая – именно тогда Адам познал Еву.

Но иудейские толкователи считают, что глагол «познал» следует воспринимать в плюсквамперфекте. Другими словами, по их мнению, зачатие произошло до изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. Возможно, сразу после создания нашей праматери из ребра праотца.

Куда проще с третьим сыном Адама и Евы – Сифом. Опираясь на канонический текст, мы знаем, что Сиф появился на свет, когда нашему праотцу было 130 лет. А когда Адаму исполнилось 800 лет, как указывает священное писание, он родил еще «сынов и дочерей». Логично предположить, что матерью всех детей Адама была Ева, а значит к 800-летию мужа она была еще жива.

Предания ислама

А что по поводу жизни первых людей говорит Коран? В исламской традиции сообщается о том, что после изгнания из Рая Адам сошел на землю на острове Цейлон, а Хава (Ева) в аравийской Джидде. На протяжении 200 лет они молили Господа о прощении, пока не встретились в долине Арафата. Затем Адам и Хава отправились на территорию современной Сирии, где родили многочисленное потомство.

Согласно преданию, Хава рожала 20 раз, при этом за исключением последнего сына рождались близнецы. Всего у пары было 39 детей, а перерыв между родами составлял два года. Впрочем, число «два» может и не соответствовать нашему современному летоисчислению. В некоторых исламских источниках можно встретить информацию, что Адам прожил 2000 лет, а Хава его пережила на 40 лет, по другим – всего на год.

Согласно исламским традициям (об этом упоминают сподвижники Мухаммеда), известно место погребения Хавы – Джидда. Памятник над ее захоронением был уничтожен в 1928 году по указанию принца Фейсала, чтобы не допустить распространения суеверий. Сама могила была забетонирована властями Саудовской Аравии в 1975 году, так как паломники молились на ней, нарушая предписания хаджа.

Даже если допустить, что в Джидде находится подлинная Ева, то в обозримом будущем археологи и ученые добраться до захоронения вряд ли смогут.

И умерли почти в один день

Гораздо больше о жизни Адама и Евы нам могут рассказать Ветхозаветные апокрифы из так называемых «Свитков Мертвого моря», дошедших до нас в арабском, сирийском, эфиопском, армянском и славянском вариантах.

Так, в тексте под названием «Книга Адама и Евы» сообщается, когда Адаму было 930 лет, он серьезно заболел. По его просьбе Ева и Сиф отправились в Эдем, чтобы найти лекарство, облегчающее страдания. Однако Бог отказался им помогать. Вернувшись к Адаму, они услышали от него историю о божественном видении, в котором архангел Михаил объявил Адаму о его скорой кончине. Перед тем как отойти в мир иной Адам наставил Сифа на путь праведный, просил соблюдать заветы Господа. Через шесть дней, после того как Ева и Сиф доставили Адама к вратам Рая, он почил.

Согласно тому же апокрифу спустя шесть дней после смерти Адама Ева собрала всех сыновей
и дочерей (тридцать братьев и тридцать сестер Сифа) и сказала: «Слушай меня, мои дети, и я скажу Вам, что архангел Михаил сказал нам, когда я и ваш отец согрешили перед Богом.
Из-за нашего греха, Бог принесет на наш род гнев его осуждения, сначала водным путем, во второй раз огнем; этими двумя стихиями будет Бог судить целый человеческий род».

Дальше в тексте пишется, что как только Ева произнесла речь, она протянула руки к небу в молитве, «и стала на колени, и в то время как она поклонилась Богу и воздала благодарность ему, и испустила дух. После того, все ее дети захоронили ее и громко оплакивали».

Что говорит наука

А что может сказать о возрасте первых людей наука? К сожалению, о том, сколько они жили, ничего. Однако ученые-генетики смогли установить приблизительное время жизни митохондриальных Адама и Евы. Это стало возможным, благодаря тому, что было восстановлено «древо эволюции» мужской Y-хромосомы.

После проведения долгих и кропотливых исследований генетики смогли заявить, что хромосомный Адам жил примерно 120-156 тысяч лет назад, а Ева, – 99-148 тысяч лет назад. И хотя митохондриальные Адам и Ева не имеют никакого отношения к библейским персонажам, в целом наука подтверждает, что генетические прародители людей, ныне живущих на Земле, существовали почти одновременно.

Куда сложнее отношение науки к возрасту библейских Патриархов. Согласно Библии, продолжительность их жизни составляла многие сотни лет. Так, сына Адама Сиф прожил 912 лет, внук Енос – 905, правнук Каинан – 910. Но рекордсменом стал сын Еноха Мафусаил, который дожил до 969 лет. Неслучайно существует выражение «мафусаилов век». До Всемирного потопа, если судить по Ветхозаветным текстам, средний возраст Патриархов превышал 900 лет.

Геронтологи не верят, что подобное долгожительство было когда-либо возможно. Максимальный ресурс обычного человека, по их мнению, 120-130 лет. Некоторые представители научного мира подобный феномен объясняют тем, что «библейский год» равен современному месяцу, в таком случае если возраст Адама (930 лет) разделить на 12 месяцев, то получим 77,5 лет. Вроде бы соответствует средней продолжительности жизни современного человека.

Однако здесь существует серьезная загвоздка. Если согласиться с учеными и перевести на современное исчисление возраст рождения Адамом Сифа, то мы получим 10 лет и 8 месяцев! А ведь Каин и Авель родились еще раньше. Тогда и Авраам, который согласно Библии прожил 175 лет, должен был умереть в возрасте 14,5 лет.

По другой версии, поддерживаемой богословами, до Потопа человек проживал в более благоприятных климатических и биологических условиях, что и позволяло ему достигать таких впечатляющих возрастных отметок. Отягощенное грехами праотцов, поколение, рождающееся после Ноя, стало неуклонно терять способность к долгожительству.

Так, Моисей прожил всего 120 лет, словно исполнил предначертанное Богом: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3).

Загрузка...