domvpavlino.ru

Ложное срабатывание. Почему на машине срабатывает без причины сигнализация: возможные неполадки и их устранение. Ремонт автосигнализации. Алгоритм срабатывания пожарной сигнализации

Ложные тревоги – самый неприятный недостаток, который может быть у системы охранно-пожарной сигнализации . К сожалению, нигде в рекламных материалах вы не найдете никаких параметров, позволяющих оценить вероятность возникновения ложных тревог. Еще хуже то, что любая, сколь угодно замечательная техника может оказаться жертвой плохого монтажа, воздействия времени или помех. А потому монтажники и особенно эксплуатационщики должны знать возможные причины ложных тревог и уметь их искать.
Самой распространенной причиной ложных тревог является плохой контакт в шлейфе сигнализации. Недаром электронику в шутку называют наукой о контактах: об их отсутствии, где они нужны, и их наличии, где их быть не должно. Скрутки, дешевые стальные клеммники, переламывающиеся одножильные провода – и вот вам через год-другой уже начинает пропадать контакт. Очень неприятная неисправность, в зависимости от температуры или влажности воздуха она может месяцами не проявляться, а вылезет на поверхность, например, при минус 30 на улице, чтобы «приятней» было ее искать. Или будет проявляться по ночам, а днем приходит ремонтник – все в порядке, все работает. Такую неисправность очень трудно выявить и устранить.
Нередко причиной являются электромагнитные помехи. Причем помехи могут влиять как на прибор приемно-контрольный, так и (чаще) на сами датчики (извещатели). Эта неприятность характерна для пожарных дымовых извещателей, установленных на подвесном потолке. В таком случае кабель шлейфа часто просто лежит на каркасе потолка, вперемешку с кабелями освещения. Да и сами газоразрядные лампы с высокочастотными (бездроссельными) балластами нередко являются источником ужасающих помех, а расположены они совсем рядом с пожарными извещателями.
Третьей по распространенности причиной являются огрехи монтажа. В данном случае я имею в виду не плохое подключение проводов, а именно некачественный механический монтаж устройств.
Например, геркон поставлен криво, магнит от времени слегка размагнитился, деревянная дверь рассохлась и перекосилась, и вот уже геркон честно выдает сигнал «дверь открыта». Прижмете посильнее – норма, слегка потянете запертую дверь – тревога. У большинства герконов дистанция надежного срабатывания всего 1–2 см. Такую неисправность легко выявить, если приклеить к геркону магнит (не забывайте, что вы тем самым фактически отключили геркон – он перестал обнаруживать открывание двери). Если ложные тревоги на время проверки прекратились, значит, проблема именно в этом, более тщательно смонтируйте геркон и ответную часть (магнит) на двери или вообще замените геркон на более «дальнодействующий».
Кстати, нередка и обратная неисправность: геркон перестает сигнализировать об открытии двери. Это бывает на стальных дверях, если сама рама достаточно намагнитится.
Кроме герконов некачественный монтаж может сказываться и, например, на инфракрасные датчики движения. Висит датчик на одном шурупе и колышется от хлопанья дверьми в соседних комнатах. А в поле его зрения батарея отопления. Был бы датчик жестко закреплен – батарея ему бы не мешала. А так – вот вам ложные тревоги.
Вообще инфракрасные датчики легко поставить неправильно – напротив окна и батареи отопления. Теоретически он все равно будет работать, но хлопающая на ветру форточка или развевающаяся занавеска объективно обеспечивает быстрое изменение распределения температуры в поле зрения датчика. Это даже нельзя назвать ложной тревогой – датчик честно фиксирует движение чего-то теплого на фоне холодного. Аналогично акустический датчик разбития стекла объективно может реагировать на очень сильный резкий звук (практически любой можно загнать в тревогу, если непосредственно перед ним хлопнуть в ладоши). Не надо безоговорочно верить тому, что говорят и пишут о сложном спектральном анализе. Да, компьютерные программы могут очень точно различать звуки. Но для того чтобы серийные датчики могли так хорошо отличать звук стекла от других похожих звуков, надо, чтобы в них тоже стоял Pentium на несколько гигагерц. Правда, они бы потребляли тогда, как компьютер, и стоили столько же. Поэтому я даже не считаю ложными тревогами срабатывания датчика разбития стекла в столовой, где постоянно ножи на кафель роняют. Если для вас это проблема, прикрутите чувствительность. Или поставьте датчик за шторами возле окна – тогда он будет хорошо слышать звук разбиваемого стекла и не будет слышать звуки предновогоднего корпоратива из помещения.
Теперь разберем, каким образом можно искать и устранять неисправность. Главный принцип: источник ложных тревог надо сначала локализовать. Это непросто, ложные тревоги, как уже говорилось, могут происходить довольно редко (но достаточно часто, чтобы это нервировало заказчика). Вы приезжаете на объект, подтянули все винты в соединениях, проверили целостность проводов, даже прозвонили шлейф тестером (омметром) и убедились, что все вроде в норме, а через неделю вам вновь говорят, что два раза была ложная тревога. Что ж, пора браться за проблему систематически.
Первый вопрос: ложные тревоги всегда происходят в одном шлейфе или в разных? Если ППК имеет хороший журнал событий и вы можете его просмотреть – замечательно. Если нет, придется договариваться с дежурными охранниками, чтобы они записывали, когда и какая лампочка горела при тревоге. Как договариваться, вопрос не ко мне. Если не умеете, читайте об искусстве ладить с людьми или другие подобные опусы. В результате вы узнаете, где происходят тревоги и когда. Иногда удается сопоставить время тревог с включениями, например, промышленного оборудования – значит, проблема в электромагнитных помехах и надо по рекомендациям производителя экранировать, заземлять или, наоборот, запитывать от отдельных источников питания. Меры борьбы обсуждайте с разработчиком системы, они будут не рады, но что-нибудь присоветуют. Или можно просто заменить сбоящие извещатели на другие типы (например, дымовые на тепловые) – это тоже может помочь.
Если ложные тревоги происходят более-менее равномерно во всех шлейфах, вероятно, проблема с ППК. Замените его, лучше всего на другую модель. Если не помогло, считаем, что система просто запущенная в целом (или везде стоят одинаково некачественные извещатели), и начинаем бороться по очереди с каждым шлейфом (если шлейфов в системе много, то лучше сразу по нескольку). Во время такой борьбы на некоторое время отключаются части системы и снижается безопасность объекта, так что не забудьте согласовать это с ответственным за безопасность. Возможно, даже придется временно развернуть резервную систему, например, радиоканальную, ее легче быстро смонтировать, а потом демонтировать.
Итак, поиск неисправности в отдельном шлейфе. Единственный научный метод – это метод деления пополам. Разрываете шлейф посередине, переносите туда оконечный резистор (а лучше ставите новый оконечный резистор) и ждете некоторое время. Если раньше ложные тревоги случались где-то раз в неделю, ждать надо примерно месяц. Нет ложных тревог – проблема в отрезанном куске шлейфа. Подключаем его обратно и перерезаем этот кусок посередине, так что теперь остается подключенным ¾ шлейфа.
Если на первом этапе ложные тревоги были, значит, проблема на подключенной части (в отрезанном куске тоже могут быть проблемы, но мы для начала постараемся поймать за хвост хотя бы одну). Делим ближний кусок еще раз пополам (подключенной остается ¼ шлейфа) и снова ждем.
И так до тех пор, пока не найдем конкретный датчик, дающий ложные тревоги. Внимание: если у вас, например, электромагнитные помехи и ложные тревоги дают равномерно все датчики, то по мере отрезания кусков шлейфа тревоги будут случаться все реже и реже. Если это так, увеличивайте время выдержки. Вся эпопея, если ложные тревоги не очень частые, а шлейфы имеют много датчиков на каждом, может растянуться на месяцы.
Второй способ – замена оборудования. Он особенно уместен, если ложных тревог много на разных шлейфах. Выбираете один из шлейфов и меняете на нем все датчики на самые надежные и дорогие, какие только можете себе позволить. Для одного шлейфа это, как правило, не так уж дорого. Хотя и весьма трудоемко и частенько некрасиво в части самых дешевых – герконовых охранных датчиков. Если помогло, то в случае охранного шлейфа с разнотипными датчиками можно постепенно ставить обратно разные типы датчиков и так выяснить, в каких именно датчиках проблема. С пожарными сложнее – там обычно весь шлейф состоит из одинаковых датчиков, и если помогла замена на хорошие, то, значит, раньше просто стояли все плохие. Не то чтобы они были совсем все безнадежно плохие. Быть может, в других ситуациях они и могут работать, но конкретно в вашей, на этом объекте, они непригодны.
В случае пожарных датчиков бывает еще и такая причина: дешевые изделия могут иметь очень большой разброс параметров. Половина из них, например, вполне устойчивы к помехам, а некоторые срабатывают, что называется, от косого взгляда. Если это экономически оправдано, можно постепенно, по нескольку штук, ставить обратно старые датчики. Возможно, вам удастся отобрать те, которые не дают ложных тревог.
Особый случай – адресные системы. Конечно, адресные извещатели, как правило, более дорогие и более качественные, чем обычные. Но идеальных изделий не бывает. Во многих случаях они также могут давать ложные тревоги. Зато поиск проблем значительно облегчается. Во-первых, вам не нужно мучиться с делением шлейфа пополам, вы изначально знаете, какие именно извещатели выдают ложную тревогу. Это уже сэкономит вам несколько месяцев. Во-вторых, все известные мне адресные системы имеют хорошие средства протоколирования событий, так что вы можете получить информацию с точностью до минут или даже секунд, когда происходили ложные тревоги. Наконец, адресные извещатели нередко предоставляют возможности подробной диагностики или настройки своих параметров. Можно изменить какие-то параметры, как минимум просто загрубить чувствительность. Конкретные рекомендации давать не буду, все зависит от типов устройств.
В целом поиск неисправностей в адресной системе значительно приятнее, чем в неадресной. Вместо бегания по объекту со стремянкой и инструментами большинство операций могут производиться с пульта управления системой. Однако и в адресной системе может понадобиться все тот же трудоемкий и длительный метод деления пополам. Обычно это необходимо, если проблема в нерегулярной потере связи с отдельными извещателями. Если дело в плохом контакте (разрыве шлейфа), то место повреждения шлейфа можно вычислить, проанализировав, с какими извещателями связь теряется, а с какими она всегда стабильна. Если же причина в коротком замыкании линии связи, то придется делить пополам. Впрочем, даже в этом случае ситуация легче, чем в неадресной. При делении пополам необязательно полностью отключать остальной кусок шлейфа, достаточно вставить один или несколько изоляторов короткого замыкания. Когда замыкание даст о себе знать, он отключит поврежденную секцию, а вы узнаете, где искать проблему.
В заключение опишем рекомендации по борьбе с электромагнитными помехами. Эта деятельность не столько наука, сколько искусство. Некоторые считают ее шаманством. Действительно, в сложных системах, состоящих из сотен изделий, соединенных километрами кабеля и расположенных среди множества других электроустановок, точно рассчитать влияние одного устройства на другое просто невозможно. Одни и те же действия в одном случае могут помочь, в другом только ухудшат ситуацию. Но есть общие принципы, которые следует понимать, чтобы не перебирать все возможные комбинации методом проб и ошибок.
Первая рекомендация от производителей всех систем – использовать экранированный кабель. Да, это часто помогает. Хотя в действующей системе заменить уже проложенный кабель на экранированный, как правило, практически невозможно. Тем не менее рассмотрим некоторые детали. Сам по себе экран на кабеле может сильно помочь. Даже если его никуда не подключать. Нередко это даже лучшее решение – оставить экран кабеля неподключенным. В любом случае экран выравнивает влияние помех на все провода в кабеле, и потому уменьшаются разностные помеховые сигналы, приложенные к устройствам. Ни в коем случае нельзя экран заземлять (или вообще куда-то подключать) с двух концов. Потому что при этом экран становится не экраном, а дополнительным проводником, по которому течет слабопредсказуемый ток. Это называется земляная петля, об этом ниже. Часто оптимальное решение – заземлить или занулить экран со стороны ППК. Именно ППК принимает сигнал со шлейфа, и если экран подключить к опорной точке внутри ППК, то помехи на всех жилах кабеля относительно этой точки будут минимальны. В зависимости от схемотехники оптимальным может быть не заземление, а подключение, например, к корпусу ППК, к минусовому проводу питания ППК или даже к минусовому проводу шлейфа. Кстати, корпус ППК, если он металлический, по идее, необходимо заземлять. Но на практике, если земля (третий провод в сети питания) не слишком качественная (сама содержит множество помех), может оказаться, что лучше не подключать никуда, чем к такой земле.
Помимо экранирования кабеля иногда применяют экранирование подверженного помехам извещателя. Лист медной фольги или оцинкованной жести подкладывается под извещатель со стороны предполагаемого источника помех (например, если за стеной стоит мотор лифта или фрезерный станок). Алюминиевая фольга от шоколадки малоэффективна, ибо имеет довольно низкую проводимость. Такой экран часто полезно соединить с минусом питания извещателя отдельным достаточно толстым проводом.
Нередко путем проникновения помех является незапланированный контакт. Хуже всего, когда один или разные провода в системе оказываются заземленными в разных местах. Та самая упомянутая выше земляная петля. Разные точки земли имеют весьма разный потенциал (земля является не слишком хорошим проводником), в результате по проводу, заземленному в нескольких местах, потечет так называемый выравнивающий ток. В том числе это может быть обратный ток от проезжающего трамвая (по идее, он должен течь по рельсам, но, если там плохой контакт, он замечательно потечет по вашему кабелю) или симметрирующий ток трехфазного двигателя прокатного стана. Известны случаи, когда такой ток испарял неудачно заземленные кабели и напрочь выводил из строя оборудование. Результат, как правило, не настолько трагичен, но влияние помех возрастает многократно.
Обратите внимание: множественное заземление может произойти помимо вашего желания. Например, шлейф, проложенный лапшой, крепили гвоздями. Гвоздь коснулся одного из проводов и заземленной штукатурной сетки – и готово, вот она неожиданная точка вторичного заземления. По идее (согласно ГОСТ), все ППК рассчитаны на работу при сопротивлении утечки в шлейфе до 50 или даже 20 кОм. Но возможное влияние помех при такой утечке на землю непредсказуемо. Нередко при проверке шлейфов проверяют лишь сопротивление и изоляцию между проводами. Не забывайте проверять утечку на землю – с точки зрения помех это еще важнее. Если сопротивление на землю менее 1 Мом, проблемы весьма вероятны.
Еще один путь для проникновения помех – прокладка линии питания извещателей и линии сигнальной в разных кабелях. Это встречается, если удаленные извещатели подключаются к отдельному, расположенному рядом с ними источнику питания. В таком случае помехи, наводимые на линию питания и на линию сигнала, разные, и эта разность потенциалов оказывается приложена к извещателю. Опять же по идее (точнее, по ГОСТу), извещатели должны легко переносить помехи со стороны шлейфа. Но возможные помехи намного разнообразнее, чем тестовые, применяемые во время испытаний. Может быть, все будет хорошо, а может быть, и нет.
Кстати, потенциальным источником проблем является популярный в пожарной сигнализации кольцевой шлейф. Такой шлейф может оказаться огромной петлевой антенной, весьма восприимчивой и к магнитным, и к электрическим полям в широком диапазоне. Если ППК не обеспечивает достаточной степени изоляции между двумя концами кольцевого шлейфа (а многие ППК вообще никак их не изолируют), то при наличии подозрений на электромагнитные помехи можно попробовать разорвать кольцо. Может помочь.
Еще один источник помех – сеть питания. Попробуйте его отключить. Совсем, оба провода. Пусть какое-то время система поработает на аккумуляторе. Если помогло, ложные тревоги прекратились – ставьте развязывающий трансформатор, стабилизатор, online UPS – все это возможные способы изолироваться от помех, приходящих из сети питания.
И уж совсем напоследок, как последнюю меру, могу посоветовать попытаться разбить одну большую систему на несколько небольших. Вместо одного 48-шлейфового прибора поставить три 16-шлейфовых, подключенных к разным блокам питания. Или одну интегрированную систему разделить на несколько автономных. Возможно, проблема в том, что размеры системы непосредственно соединенных устройств превысили допустимые в данном месте. Опять же если помогло, то впоследствии можно с соблюдением мер предосторожности, например с гальванической развязкой линий связи, соединить систему вновь в единую. Главное – определить источник проблемы, тогда можно будет найти подходящее решение.

Ложное срабатывание сигнализации – извещение, сформированное системой сигнализации о возникновении тревожного события при отсутствии явных признаков, его характеризующих.

Например, для охранной сигнализации тревожным событием может быть проникновение нарушителя, для пожарной - возгорание или сопутствующие ему факторы (повышение температуры, задымленность).

Не вижу смысла перечислять очевидные негативные последствия ложных срабатываний сигнализации, поэтому предлагаю рассмотреть некоторые причины их возникновения.

  1. Нарушения цепи шлейфа сигнализации.
  2. Ошибки при проектировании (монтаже) сигнализации.
  3. Воздействие внешних факторов.
  4. Электромагнитные помехи (наводки).
  5. Конструктивные особенности датчиков сигнализации.
  6. Неисправности приборов сигнализации.

Ложные срабатывания шлейфа сигнализации как электрической цепи обуславливаются, прежде всего, наличием плохих контактов. Причин, собственно, две -

  • некачественный монтаж (с этим, думаю, все ясно)
  • естественное повышение сопротивления контактов (со временем контакты склонны окисляться, винтовые соединения могут ослабнуть. Выход - своевременное и грамотное техническое обслуживание).

Вторая причина ложных срабатываний обусловлена нарушением требований нормативных документов , определяющих правила монтажа, проектирования системы сигнализации.

Ложные срабатывания, вызванные воздействием внешних факторов подразумевают срабатывания сигнализации от влияния на извещатели помех, сходных с нормированным воздействием. Например, для пассивных ИК извещателей это могут быть посторонние засветки, конвенционные воздушные потоки и т.п. Некоторые особенности различных датчиков описаны в этом разделе , сопутствующих ему статьях.

Безусловно, все это должно учитываться на этапе проектирования, но бывают ситуации, когда в уже охраняемых помещениях производятся частичные перепланировки, установка нового оборудования и пр.

Пункт четвертый, конечно, можно отнести к внешним воздействиям, но про него стоит сказать отдельно. Это воздействие смело можно назвать "темные силы электричества". Коварство электромагнитных излучений и наводок заключается в том, что интенсивность и место их воздействия сугубо индивидуальны для каждого объекта, да и там они не являются константой.

Ложные сработки при этом могут возникать без какой либо явно выраженной закономерности. Кстати, ложные срабатывания от этих причин - результат технического прогресса. Датчики сигнализации постоянно усложняются, обрастают новыми функциональными возможности, используют новые технологии и становятся более чувствительны не только при обнаружении требуемых воздействий, но также воздействий сторонних.

Плюс добавьте сюда такой фактор как нежелание производителей удорожать продукцию за счет усложнения конструкции, направленной на компенсацию подобных причин срабатываний, вызванную, в свою очередь, желанием потребителя получить систему сигнализации за копейки.

К особенностям, влияющим на ложные срабатывания датчиков сигнализации, можно также отнести некоторые индивидуальные (для конкретных типов) конструкторские недоработки например, неудачная дымовая камера для пожарных извещателей.

Говоря про неисправности приборов сигнализации, естественно я подразумевал "плавающие" неисправности (то она есть - то нет). Тоже, кстати вещь неприятная, но легче обнаруживаемая, чем предыдущие.

© 2010-2019 г.г.. Все права защищены.
Материалы, представленные на сайте, имеют ознакомительно-информационный характер и не могут использоваться в качестве руководящих документов

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

УТВЕРЖДЕНО

Начальником ГУВО МВД России

полковником милиции

М .И. С уходольск им

« 06» ноября 2002 г.

ЛОЖНЫЕ СРАБАТЫВАНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НИМИ

Р 78.36.013-2002

МОСКВА 2002

Рекомендации ра зработаны сотрудниками НИЦ «Охрана» ГУВО МВД России Н . Н . Котов ым , Л . И . Савчук , Е . П . Тюриным , А . Г . Зайцевым под руководством Н . В . Будзи нского .

В рекомендациях рассматриваются вопросы снижения количества ложных срабатываний технических средств охранной сигнализации. Проведен анализ имеющегося опыта повышения помехоустойчивости технических средств охранной сигнализации. Выявлены мешающие факторы и определена степень их влияния на аппаратуру в условиях эксплуатации. Разработана методология поиска и устранения причин ложных срабатываний аппаратуры охранной сигнализации на объектах.

НИЦ «Охрана» выражает признател ьность ГУВО МВД России (B . C . Веремчу ку , Ю . Н . Зуйкову , В . А . Л ютен ко , В . П . Фур та ту ), УВО при МВД республики Башкортостан , УВО при МВД республики Татарстан , УВО при ГУВД г . Москвы , УВО при ГУВД Московской области , УВО при Г УВД Краснодарского края , УВО при ГУВД Пермской области , УВО при ГУВД Санкт - Петербурга и Ленинградской области , УВО при ГУВД Челябинской области , УВО при УВД Омской области , УВО при УВД Тул ьской области за замечания и предложения , высказанные в процессе подготовки и рецензирования настоящих Рекомендаций .

ВВЕДЕНИЕ

Развитие технических средств охраны происходит исключительно быстрыми темпами. Это в основном обусловлено бурным развитием микрооптоэлек трон ики, микропроцессорной и вычислительной техники. За последнее десятилетие на базе комплекса проведенных теоретических и экспериментальных исследований создан целый ряд извещателей, приборов приемно-кон трольн ых и систем передачи извещений с расширенными тактик о-техническими характеристиками, улучшенными методами обнаружения и способами обработки информации. Несмотря на это, проблема ложных срабатываний сигнализации остается в настоящее время одной из основных причин, снижающих эффективность охраны.

Анализ причин ложных срабатываний показывает, что большинство из них происходит из-за неудовлетворительного технического состояния аппаратуры охранной сигнализации на охраняемых объектах, серьезных упущений в организации работы электромонтеров охранно-пожарной сигнализации и инженерно-технических работников подразделений вневедомственной охраны.

Опыт работы ведущих подразделений охраны свидетельствует, что при проведении целенаправленных мероприятий по улучшению технического обслуживания технических средств охранной сигнализации количество ложных срабатываний сигнализации может быть сведено к минимуму. С целью улучшения организации работы по сокращению количества ложных срабатываний на местах с учетом опыта работы подразделений вневедомственной охраны и разработаны настоящие рекомендации.

В рекомендациях рассмотрены вопросы, связанные с организацией и проведением работы по борьбе с ложными срабатываниями; определен ряд факторов, оказывающих влияние на работоспособность а ппаратуры; изложены требования к установке и оптимальной настройке на охраняемых объектах.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ложным срабатыванием называется сформированное техническими средствами охранной сигнализации извещение о нарушении на объекте при отсутствии явных признаков, характеризующих эти события. Таким образом, под ложным срабатыванием технического средства охранной сигнализации понимается любое тревож ное извещение, вызванное сбоями (отказами) аппаратуры или другими событиями, не связанными с попы тками проникновения на охра няемый объект.

Уменьшение числа ложных срабатываний и, следовательно, повышение эффективности функционирования подразделений вневедомственной охраны представляет собой сложную ком плексную проблему, включающую в себя вопросы повышения помехоустойчивости и надежности технических средств охранной сигнализации, как на этапе разработки и серийного производства, так и на этапе экс плуатации. Достаточно ответственным этапом по обеспечению требований помехоустойчивости и надежности является этап разработки и серийного производства. От того, насколько всесторонне учтены при проектировании условия производства и эксплуатации аппаратуры, в конечном счёте зависит эффективность ее функционирования. Существующий «Перечень технических средств вневедомственной охраны, разрешенных к применению в (текущем году)» (далее - Перечень) является наилучшим барьером к появлению ненадежной и некачественной аппаратуры на охраняемых объектах.

К ложным срабатываниям могут привести ошибки, внесенные при обследовании объекта , выборе необходимых технических средств охранной сигнализации, проектировании схемы защиты объекта, монтаже и сдаче в эксплуатацию технических средств охранной сигнализации по причине:

Неквалифицированного обследования объекта;

Выбора технических средств охранной сигнализации без учета влияния помех, факторов, воздействующих на их работоспособность, выхода параметров аппаратуры за пределы граничных условий применения;

Неправильного выполнения (или отсутствия) работ по инженерно-технической укрепленности объекта;

Отступления от проекта или акта обследования при проведении монтажных работ;

Некачественного проведения (или отсутствия) входного контроля технических средств охранной сигнализации;

Неправильного выбора структуры сигнализации и тактики охраны;

Несоответствия проведения монтажных работ нормативным документам;

Неполноты эксплуатационной документации или ее отсутствие;

Недостаточной требовательности к руководителю, ответственному лицу, собственнику объекта при нарушении правил сдачи (снятия) объекта под охрану, эксплуатации технических средств охранной сигнализации;

Не уведомления сотрудников вневедомственной охраны о ремонтных, строительных работах на объекте, а также работах на автоматических телефонных станциях и абонентских телефонных линиях;

Несоответствующего качества и периодичности проведения технического обслуживания или ремонта технических средств охранной сигнализации;

Неправильного анализа причин возникновения ложных срабатываний, их локализации, устранения или нейтрализации;

Отказа технических средств охранной сигнализации, шлейфов сигнализации, линий связи и электропитания;

Отсутствия измерений (выявления изменений) помеховой обстановки на объекте;

Недостаточности (или отсутствия) технического контроля (надзора) эксплуатации технических средств охранной сигнализации и технической укрепленности объекта.

Таким образом, работы по сокращению количества ложных срабатываний технических средств охранной сигнализации представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования этих средств на охраняемых объектах, автоматической телефонной станции и пункте централизованной охраны.

2. СОКРАЩЕНИЯ

В настоящих р екомендациях применяются следующие условные сокращения:

ЛС - ложное срабатывание;

ТС ОС - технические средства охранной сигнализации;

ПЦО - пункт централизованной охраны;

ПЦН - пульт централизованного наблюдения;

СПИ - система передачи извещений;

РСПИ - радиосистема передачи извещений;

АРМ - автоматизированное рабочее место;

УО - устройство оконечное;

УТ - устройство трансляции;

Р - ретранслятор;

АЛ - абонентская линия;

ВЛ - выделенная линия;

ППК - прибор приемно-кон трольный;

ШС - шлейф сигнализаци и;

ДРС - датчик разбития стекла;

БОС - блок обработки сигнала;

ДСВ - датчик сигнала вибрации;

АТС - автоматическая телефонная станция;

УС - устройство соединительно е;

УЦ - узел центрального ретранслятора;

Б П - блок питания.

3. ПОМЕХИ И МЕШАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

ТС ОС и в первую очередь извещатели в процессе эксплуатации подвергаются воздействию различных помех и мешающих факторов, среди которых основными являются: акустические помехи и шумы, вибрации строительных конструкций, движение воздуха, электромагнитные помехи, изменения температуры и влажности окружающей среды, помехи по сети электропитания, техническая не укрепленность объекта, халатность или ошибки собственника.

Степень воздействия помех на работу ТС ОС зависит от их мощности, принципа действия прибора, а также его схемно-технических решений.

Акустические помехи и шумы создаются промышленными установками, транспортными средствами, бытовой электро-, радиоаппаратурой, грозовыми разрядами и другими источниками. Для практической оценки в таблице приведена сила звука различных источников акустических помех. Этот вид помех вызывает появление неоднороднос тей воздушной среды, колебания не жестко закрепленных остекленных конструкций и может служить причиной ложных срабатываний ультразвуковых, звуковых, ударноконтактн ых и вибрационных извещат елей. При уровне шума более 60 дБ применять данные извещатели не рекомендуется. К ложным срабатываниям ультразвуковых извещателей также могут привести и высокочастотные составляющие акустического шума.

Таблица 3.1 - Сила звука источников акустических помех

Сила звука, дБ

Примеры звуков указанной силы

Предел чувствительности человеческого уха

Шорох листьев. Слабый шепот на расстоянии

Тихий сад

Тихая комната. Средний уровен ь шума в зрительном зале

Негромкая музыка. Шум в жилом помещении

Слабая работа громкоговорителя. Шум в учреждении с открытыми окнами

Громкий радиоприемник. Шум в мага зине. Средний уровень разго ворной речи на расстоянии 1 м

Шум мотора грузового автомобиля. Шум внутри трамвая

Шумная улица. Маши нописное бюро

Автомобильный гудок

100

Автомобильная сирена. Отбойный молоток

120

Сильные удары грома. Реактивный двигатель

130

Болевой предел. Звук уже не слышен

Вибрацию строительных конструкций вызывают проходящие вблизи охраняемого объекта железнодорожные составы, поезда метрополитена, работа мощных компрессорных установок и т.п. Особенно чувствительны к вибрационным помехам ударноконтактн ые и вибрационные извещатели, поэтому на объектах, подверженных таким помехам, эти извещатели применять не рекомендуется.

Движение воздуха в охраняемой зоне вызывается в основном тепловыми потоками вблизи отопительных устройств, сквозняками, вентиляторами и т.п. Наиболее подвержены влиянию воздушных потоков ультразвуковые и пассивные оптико-электронные извещатели. При монтаже этих извещателей необходимо строго соблюдать требования по их установке.

Электромагнитные помехи создаются грозовыми разрядами, мощными радиоустановками, высоковольтными линиями электропередач, распределительными сетями электропитания, контактными сетями электротранспорта, установками для научных исследований и т.п. К данному типу помех не восприимчивы магнитоконтактн ые и ударноконтактные извещатели. Наиболее подвержены воздействию электромагнитных помех радиоволновые и емкостные извещатели. Причем радиоволновые извещатели в большей степени восприимчивы к радиопомехам, а емкостные - к помехам от близко расположенных (менее 10 м) к охраняемому объекту электрических установок мощностью более 15 кВА.

В процессе эксплуатации ТС ОС в сети его питания постоянно присутствуют различные электромагнитные помехи. Среди них можно выделить несколько типов:

Импульсные высоковольтные броски (пики) - броски напряжения до 3кВ длительностью от 0,1 до 10 мс, возникающие при ударе молнии вблизи линии электропередач, переключении мощных электрических машин и аппаратов, эл ектростатических разрядах;

Периодические выбросы (пики на максимуме синусоиды) - периодические броски напряжения, причиной которых являются работа ламп дневного света, лифтового оборудования, а так же неисправности электросети;

Падение напряжения - медленное падение напряжения до 170 - 180 В при одновременном подключении к сети большого числа мощных потребителей (в промышленных районах - в рабочее время, в жилых кварталах - ранним утром и с насту плением сумерек);

Интерференция - (наложение) радиочастот - электрическое сложение волн, причиной которых являются мощные электропередатчики, сварочные аппараты, медицинское и офисное оборудование. Проявляется в модуляции частотой сигнала возмущающего устройства синусоиды питающего напряжения;

Спады и подъемы - понижение до 170 В или повышение до 240 В напряжения в течение нескольких периодов, возникающих при подключении к фазе мощных потребителей - тяжелого оборудования, лифтовых устройств, запуске электродвигателей;

Девиация - нестабильность частоты питающего напряжения;

Провалы - кратковременное (до половины периода) отключение энергии, выражающееся в резком падении синусоиды напряжения до нуля с последующим восстановлением;

Полное отключение энергии - исчезновение синусоиды питающего напряжения на неопределенное время.

При использовании на объекте люминесцентного освещения, источником помех для радиоволновых извещателей являются мигающий с частотой 100 Гц столб ионизированного газа лампы и вибрация арматуры лампы с частотой 50 Гц. Дальность обнаружения люминесцентных светильников всего в 3 - 5 раз меньше дальности обнаружения человека, поэтому на период охраны рекомендуется выключать люминесцентные лампы, а в качестве дежурного освещения использовать лампы накаливания. Допускается применять радиоволновые извещател и, у которого в схеме обработки входного сигнала используется микропроцессор, «вырезающий» спектральные составляющие помех люминесцентного освещения.

Изменения температуры и влажности окружающей среды на охраняемом объекте могут быть как медленными (при изменении погодных условий), так и сравнительно быстрыми (при смене времени суток в неотопительный период). При этом если температура и влажность меняются в пределах, оговоренных в технических условиях, аппаратура охранной сигнализации работает устойчиво без ложных срабатываний.

Затухание ультразвуковых колебаний в воздухе зависит от его температуры и влажности. Например, при повышении температуры среды от + 10 до + 30°С коэффициент затухания возрастает в 2, 5 - 3 раза, а при повышении влажности от ( 20 - 30) до 98 % и понижении ее до 10 % коэффициент затухания изменяется в 3 - 4 раза. Уменьшение температуры на объекте в ночное время по сравнению с дневным приводит к уменьшению коэффициента поглощения ультразвуковых колебаний и, как следствие, к увеличению чувствительности изве щателя (увеличению дальности обнаружения). При наличии ЛС рекомендуется дополнительно провести регулировку извещателя в ночное время.

Техническая неукрепле ннос ть объектов оказывает значительное влияние на устойчивость работы магнитокон так тн ых извещателей , прим еняемых для блокировки на «открывание» элементов строительных конструкций (дверей, окон, фрамуг и т.п.). Кроме того, плохая техническая укрепленность может служить причиной ЛС других извещателе й из-за возникновения сквозняков, вибраций остекленных конструкций и т.п.

Движение мелких животных и насекомых в ближней зоне может восприниматься извещателями, принцип действия которых основан на эффекте Доплера, как движение нарушителя. К таким изве щателям относятся ультразвуковые и радиоволновые. Кроме того выявлено, что движение насекомых (тараканов, мух и т.п.) непосредственно по поверхности линзы пассивных оптико-электронных извещателей может вызвать Л С.

Радиопроницаемость элементов строительных конструкций может стать причиной ЛС радиоволнового извещателя, если стены имеют малую толщину или в них имеются значительные по размерам тонкостенные проемы, окна, двери. Энергия, излучаемая извещателем, может выходить за пределы помещения, при этом извещатель обнаруживает проходящих вне объекта людей или проезжающий транспорт.

Крупные металлические конструкции, находящиеся в зоне обнаруже ния могут переотражать СВЧ энергию за пределы объекта, а при установке извещателя в узких коридорах шириной менее 3 м дальность обнаружения может увеличиваться в 1,5 - 2 раза, что может привести к ЛС.

Излучение осветительных приборов транс портных средств может служить причиной ЛС о птикоэле ктрон ных извещателей. Сигналы, вызываемые этим излучением, по мощности соизмеримы с тепловым излучением человека и могут служить причиной их срабатывания.

В таблице приведены возможные помехи и мешающие факторы, влияющие на устойчивость работы извещателей, способы повышения их помехоустойчивости.

Из таблиц ы видно, что уменьшение влияния мешающих факторов, а , следовательн о, и снижение количества ЛС извещателей в основном достигается соблюдением требований к размещению извещателей и их оптимальной настройкой по месту установки.

Современные автолюбители боятся за сохранность своего транспортного средства - сейчас трудно найти машину, которая бы не была оснащена противоугонной защитой. При этом за последние годы на рынке появилось много недорогих китайских устройств, которые покупают и устанавливают в бюджетные автомобили. Особых охранных функций такие решение не имеют, а вот соседей раздражают сильно. Многие владельцы таких автосигнализаций жалуются на ложные срабатывания противоугонки. Да, такое явление есть. Чтобы убедиться в этом, можно просто почитать любой автомобильный форум. Давайте попробуем узнать, почему на машине срабатывает без причины сигнализация. Ведь если сирена включится поздно ночью, когда весь видит сны, это не очень приятно. За такое «благодарные жители» могут даже отомстить - например,

Да и сам хозяин такого автомобиля не сможет нормально выспаться перед очередным рабочим днем - когда срабатывает тревожная сирена, владелец тут же срывается посмотреть, все ли в порядке с машиной. А если таковых будет 5-10, то уснуть и выспаться просто не получится. Отключить сигнализацию - тоже не выход, потому что автомобиль останется без охраны, и неизвестно, что с ним может случиться ночью. Часто во дворах сливают бензин, крадут колеса, зеркала, дворники, да и просто

Почему наблюдаются ложные срабатывания

Если то это явление вполне объяснимо. Некоторые причины можно даже устранить самостоятельно, но только в том случае, если охранное устройство находится в полном порядке и не повреждены его компоненты. Среди причин ложных тревог можно выделить слишком чувствительную охранную систему, неправильно работающий концевик, а также высокую влажность. Это что касается основных причин, но есть еще и другие. Так, в процессе установки специалисты или сами автовладельцы нарушают технические требования монтажа. Часто требования эксплуатации просто не соответствуют техническим возможностям устройства.

Еще одна популярная причина - некачественный или же несвоевременно выполненный ремонт автосигнализации. Сирена включится без видимых причин, если наблюдаются перепады питающего напряжения. Ветер также часто является одним из виновников ложных срабатываний.

Чувствительность автомобильного охранного оборудования

Если оборудование на автомобиле стоит не так давно, то чувствительный датчик удара становится причиной того, почему на машине срабатывает без причины сигнализация. Виной всему - неправильная его регулировка. Элемент настроен на слишком высокий уровень чувствительности. И если район, где автовладелец проживает и постоянно ставит свой автомобиль, достаточно тихий, то чрезмерная чувствительность не является страшной бедой. Но если рядом со стоянкой находится автомагистраль, места, где любит собираться молодежь, стройка, аэропорт или еще какой-нибудь подобный объект, тогда датчик удара будет реагировать на любые громкие звуки включением сирены.

Данную проблему можно исправить - для этого просто снижается восприимчивость или чувствительность датчика удара.

Как снизить чувствительность датчика удара на автосигнализации

Итак, причина того, почему на машине срабатывает без причины сигнализация, ясна. Для решения нужно отрегулировать уровень чувствительности. Сделать это достаточно просто, несмотря на модель и производителя устройства. Перед началом работ необходимо ознакомиться с инструкцией. Там могут быть указаны простые механизмы настройки. Но если их описания нет, тогда некоторые манипуляции придется провести самостоятельно. Вначале отключают клеммы от аккумулятора. Если же в инструкции отключать питание запрещено, тогда удаляется предохранитель, отвечающий за свет в салоне. Эта процедура предотвращает быстрый разряд АКБ. Затем находят место в салоне автомобиля, где расположен датчик удара. Зачастую он располагается под приборной панелью, однако это не всегда актуально. Место установки данного элемента может отличаться. Но поиски следует начинать в передней части. Перед тем как настроить сигнализацию, необходимо отключить режим охраны и ввести блок управления в режим программирования. Любые изменения, которые будут внесены владельцем в этом режиме, обязательно сохранятся в памяти.

Отличия

На старых системах имеются отличия - в этом случае порог чувствительности настраивается не электроникой, а специальным винтом. Для его уменьшения элемент вращают против часовой стрелки. На более современных моделях вместо него используются кнопки. Шкала имеет несколько уровней, которые означают степень реакции устройства. Стандартные регулировки - 5-й уровень из 10 возможных на большинстве систем. В процессе настройки не стоит слишком сильно увеличивать чувствительность, потому что охранное устройство может срабатывать в среднем лишь 10-12 раз за один цикл.

После этого заново устанавливают систему на охрану, а затем продолжают настройку.

Что учитывать

При регулировке следует учесть вес машины, способы крепления блока управления, особенности парковки. Для уменьшения чувствительности снижают порог реагирования при помощи пульта, а затем проверяют его легкими ударами ладонью по кузову. Так определяют уровень физического воздействия. Для большей точности автомобиль ставят на охрану и оставляют на 2-3 минуты. Лишь после этого времени можно легко постучать в центр лобового стекла. Главное неудобство таких настроек заключается в необходимости несколько раз устанавливать и снимать автомобиль с охраны. Кроме этого, следует заранее подготовиться к тому, что сирена включится примерно 10 или более раз.

Полный сброс настроек

Иногда после уменьшения порога срабатывания некоторые охранные системы будут работать неправильно. Чтобы решить данную проблему, необходимо полностью сбросить настройки устройства. Большинство систем имеет такую функцию. Однако если ее нет, существует универсальный способ. Такой ремонт автосигнализации может помочь решить и другие проблемы.

Двигатель глушат и 9 раз нажимают на кнопку «Valet». Далее владелец автомобиля услышит сигнал, и автомобиль моргнет габаритами. Затем зажигание снова включают. При этом моргнут фары, а тревожная сирена издаст девять гудков. Это признак того, что все получилось. Чтобы выйти в нормальный режим, зажигание выключают и ждут, пока сигнализация самостоятельно перейдет из этого режима в нормальное рабочее состояние. Фары снова моргнут, а пульт подаст водителю сигнал, что все процессы завершены. Если после этого ложные срабатывания не прекратились, то стоит отключить устройство и поискать другие причины срабатывания сигнализации.

Проблемные концевики

Таковыми называют часть охранной системы, которая замыкает электрическую цепь на подачу тревожного сигнала при открытии дверей. Определить, что причина кроется в нем, очень просто. Когда система охраны сработает, на брелоке высветится символ открытой двери, капота или багажника. Среди причин неправильной работы концевика, вследствие чего автомобильная сигнализация срабатывает сама по себе, могут быть плохие электрические контакты, окисленные части на концевике либо чрезмерный износ элемента. Если поврежден провод, то это можно исправить его заменой. А что касается остальных случаев, здесь поможет только полная замена данного элемента. Можно попробовать обойтись и без этого и попытаться обработать деталь средством для антикоррозийной защиты. Но это лишь временная мера.

Повышенная влажность

В сезон дождей большинство автомобилей не дают спать именно по этой причине. Иногда срабатывает сигнализация сама по себе даже после посещения автомойки. В моторный отсек попадает вода и сигнализация крякает или воет. Здесь нет ничего лучше, как просто выключить охранное оборудование до тех пор, пока вся электроника не высохнет. Если система работает автономно, тогда для отключения необходим особенный ключ. Если же тревожная сирена зависимая, то чтобы отключить сигнализацию, просто отсоединяют провода от нее. Некоторые современные устройства имеют салона. Если владелец оставил в салоне автомобиля что-нибудь с большими габаритными размерами, одной из причин ложной тревоги может быть именно этот предмет.

Не только влажность может являться причиной ложных тревог. Часто зимой старая сигнализация срабатывает сама по себе ночью. Здесь проблему стоит искать в самом устройстве. Возможно, где-то есть проблемы с проводкой или устройству требуется ремонт.

Резюме

Это самые распространенные причины - с ними сталкиваются все владельцы автомобилей.

Данные проблемы не один раз обсуждались на многочисленных автомобильных форумах. Чтобы такого не случалось, специалисты рекомендуют не приобретать дешевую продукцию из Китая. Лучше приобрести надежное устройство от проверенных производителей. Тогда не придется ломать голову над тем, почему на машине срабатывает без причины сигнализация.

Бывают случаи, когда периодически выдает сигналы о неисправности или сработке . Когда-же наладчик приходит по вызову прибор ведет себя послушно и шлейф на который поступали жалобы стабильно выдает состояние "норма", но только стоит уйти с объекта снова поступают звонки от заказчика. Наиболее часто такая ситуация происходит в неадресных шлейфах пожарной или охранной сигнализации. Давайте попробуем совместно составить методику поиска таких неисправностей подходящую для большинства систем.

Даже если шлейф уже в норме, первым делом необходимо отключить его и проверить при помощи мультиметра сопротивление. Сопротивление должно быть стабильным и не сильно отличаться от сопротивления оконечного резистора, это отличие в среднем составляет 30 Ом на 100 метров шлейфа (для медного провода 0.4 мм).

Если дымовой шлейф выдавал сигнал "неисправность", для определения возможного плохого контакта в розетке одного из извещателей или в соединении платы внутри извещателя иногда полезно провести такую процедуру: один наладчик подключает мультиметр (лучше стрелочный но можно и цифровой) к отключенному от прибора шлейфу в режиме измерения сопротивления и непрерывно наблюдает за показаниями, другой наладчик в это время проходит по шлейфу, слегка постукивая по каждому дымовому извещателю. На проблемном извещателе будут наблюдаться изменения сопротивления.

Если измерения сопротивления не дали результата, можно замерять ток включив мультиметр в режиме миллиамперметра в разрыв шлейфа. Этот метод особенно актуален если прибор периодически выдает сигнал "Пожар" в шлейфе с токопотребляющими извещателями а индикатор ни на одном датчике не светится.
Показания должны лежать в допустимых пределах состояния "норма" для вашего приемоконтрольного прибора, желательно не на границе этих значений. Если паспортные значения вашего приемо-контрольного прибора не известны, можно сравнить показания проблемного шлейфа с нормально работающими такого-же типа. Если имеется повышенные показания тока при нормальном сопротивлении шлейфа, возможно какой-то из токопотребляющих датчиков шлейфа неисправен. Неисправный датчик "вычисляют" поочередным их отключением с одновременным контролем показаний, при отключении неисправного извещателя должно быть зафиксировано резкое снижение тока в шлейфе.

Методом измерения тока можно попытаться определить наличие утечки шлейфа на землю, для чего измеряют ток в плюсовом и минусовом проводах шлефа. При отсутствии утечки показания должны быть полностью одинаковы.

Если вышеописанные способы не дали результата, можно попробовать поменять шлейф местами с другим, такого-же типа. Это исключит неисправность самого приемо-контрольного прибора.

Если в проблемном шлейфе включены токопотребляющие датчики (например дымовые) через "реле сброса", его также можно временно исключить из схемы. Как правило после исключения реле сброса легче определить кратковременно подрабатывающий дымовой извещатель. Если-же после исключения реле сброса, ложные срабатывания шлейфа прекратились то возможно причина в большом количестве токопотребляющих датчиков в этом шлейфе либо в неисправности одного из датчиков. (В момент подачи напряжения на дымовой шлейф, часто наблюдается скачек потребления тока, который спадает до нормального значения в течении 1-2 сек). Некоторые приборы, например АСПС "Бирюза" позволяют изменять время восстановления шлейфа после срабатывания реле сброса, что иногда позволяет решить проблему.

Если ничего не помогает, причины не удается найти, а шлейф переодически продолжает выдавать ложные сработки, в пожарном шлейфе можно попробовать на время отключить все датчики и проконтролировать работоспособность чистого шлейфа без датчиков. Если сработок в таком шлейфе не будет- подключать по одному или несколько извещателей через некоторый промежуток времени, до выявления проблемных.

Либо можно "выкорачивать" шлейф по частям, чтобы определить проблемный участок.

В охранных шлейфах, где вскрытие датчиков контролируется отдельной линией, ее часто используют для выявления подрабатывающего датчика.

Загрузка...