domvpavlino.ru

Наиболее часто встречающие грехи пример исповеди. Как подготовиться к исповеди, что говорить батюшке

Немногие знают, как правильно исповедоваться и что говорить батюшке. Я расскажу вам и дам пример речи для покаяния, чтобы обряд прошел для вас максимально комфортно, и вы смогли получить благословение. Страшно идти на этот шаг только в первый раз. После того, как вы испытаете на себе всю священную силу ритуала, сомнения уйдут, а вера в Бога усилится.

Что такое исповедь?

Практически все люди слышали об исповеди, но лишь немногие знают, как правильно исповедоваться в церкви и что говорить батюшке, а также о том, какой глубокий смысл заключен в этом священном обряде.

Смысл исповеди - в очищении души, но и одновременно и испытание для нее. Она помогает человеку снять груз своих грехов, получить прощение и предстать перед Богом совершенном чистым: мыслями, поступками, душой. Также исповедь - прекрасный религиозный инструмент для того, кто хочет победить внутренние сомнения, научиться слышать свою интуицию и покаяться в совершенных проступках.

Важно знать, что если человек совершал тяжелые грехи, священник может назначить ему наказание - епитимью. Она может заключаться в долгих утомительных молитвах, строгом после или воздержании от всего мирского. Наказание следует принять смиренно, понимая, что оно помогает вашей душе очиститься.

Известно, что любые нарушения божьих заповедей негативно сказываются и на физическом здоровье человека, и на состоянии его души. Именно для этого нужно покаяние - чтобы набраться сил, необходимых для противостояния искушениям и соблазнам, перестать грешить.

До исповеди желательно заранее составить список своих грехов, описать их по церковным канонам и подготовиться к разговору с батюшкой.

Что говорить на исповеди священнику: пример

Вы должны знать, что изливать душу батюшке и каяться в своих грехах во всех подробностях вовсе не обязательно, даже нежелательно. Просто взгляните на этот список грехов и выпишите то, что свойственно вам.

Всего смертных грехов, в которых и необходимо покаяться, семь:

  1. Зависть к успехам и достижениям, благам других людей.
  2. Тщеславие, которое проявляется к эгоизме, нарциссизме, завышенной самооценке и самовлюбленности.
  3. Уныние, с которым также отождествляются такие понятия, как депрессия, апатия, лень и отчаяние, отсутствие веры в собственные силы.
  4. Сребролюбие, которое на современном языке мы называем жадностью, скупостью, зацикленностью только на материальных благах. Когда человек ставит перед собой цели, направленные только на обогащение, но не уделяет ни минуты времени развитию духовному.
  5. Гнев, направленный на людей. Сюда же относятся любые проявления вспыльчивости, раздражения, мстительность и злопамятность.
  6. Блуд - измена своему партнеру, частая смена половых партнеров, неверность возлюбленному в мыслях, словах или действиях (не только физический акт).
  7. Чревоугодие, обжорство, чрезмерная любовь к еде и отсутствие всяких ограничений в пище.

Эти грехи не напрасно названы «смертными» - они приводят если не к гибели физического тела человека, то к смерти его души. Постоянно, день за днем, совершая эти грехи, человек все дальше отдаляется от Бога. Он перестает чувствовать его защиту, поддержку.

Только искреннее покаяние на исповеди поможет очиститься от всего этого. Стоит понимать, что все мы не без греха. И не нужно корить себя, если узнали себя в этом списке. Не ошибается только Бог, а обычный человек не всегда способен противостоять искушениям и соблазнам, не впускать зло в свои тело и душу. Особенно, если в его жизни происходит какой-то сложный период.

Пример того, что можно говорить: «О Боже, я грешил перед тобой». А затем перечислять грехи по заранее подготовленному списку. Например: «Совершил прелюбодеяние, жадничал с матерью, постоянно гневаюсь на жену». Завершите покаяние фразой: «Каюсь, Боже, спаси и помилуй меня грешника».

После того, как священник выслушает вас, он может дать совет и поможет понять, как вам следует действовать в той или иной ситуации в согласии с божьими заповедями

Вам может быть очень сложно признаваться в совершенных грехах. Ощущение тяжести, подавленности, комок в горле, слезу - любая реакция совершенно нормальна. Постарайтесь преодолеть себя и рассказать все. Батюшка никогда вас не осудит, ведь он проводник от вас к Богу и просто не имеет права давать оценочные суждения.

Посмотрите обучающее видео о том, с каких слов начать исповедь перед батюшкой:

Как подготовиться к исповеди

К священному обряду готовиться лучше заранее, чтобы все прошло гладко. За несколько дней выберите церковь, в которую пойдете, изучите часы ее работы, посмотрите, в какое время проводятся исповеди. Чаще всего в расписании для этого указываются выходные либо праздничные дни.

Часто в это время в храме очень много людей, и не все могут открыть свое сердце на публике. В таком случае следует обратиться к батюшке напрямую и попросить его назначить время для вас, когда вы сможете побыть наедине.

До исповеди читайте Покаянный канон, который настроит вас на нужное состояние и освободит мысли от всего лишнего. Также заранее выпишите список грехов на отдельный листочек, чтобы в день исповеди ничего не забыть от волнения.

Кроме семи смертных грехов в списке могут оказаться:

  • «Женские грехи»: отказ от общения с Богом, чтение молитв «на автомате» без включения души, секс с мужчинами до брака, негативные эмоции в мыслях, обращения к магам, гадалкам и экстрасенсам, вера в приметы и суеверия, страх старости, аборты, вызывающая одежда, зависимость от алкоголя или наркотиков, отказ в помощи нуждающимся.
  • «Мужские грехи»: гневные слова в адрес Бога, отсутствие веры в Бога, себя, окружающих, чувство превосходства над слабыми, сарказм и насмешки, уклонение от службы в армии, насилие (моральное и физическое) над другими людьми, ложь и клевета, поддался искушениям и соблазнам, воровство чужого имущества, грубость, хамство, жадность, чувство презрения.

Почему так важно исповедоваться? Мы регулярно очищаем свое тело от грязи, но совершенно забываем, что и к душе она прилипает ежедневно. Очистив душу, мы получаем не только прощение Бога, но и становимся более чистыми, спокойными, расслабленными, полными сил и энергии.

Те, кому впервые в жизни предстоит поучаствовать в одном из важнейших христианских таинств, задаются вопросом, с каких слов начать исповедь перед батюшкой. Человек, который хочет покаяться и , может не знать, как рассказывать о своих грехах.

Известный церковный деятель современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин) выделил два варианта построения исповеди:

  • по десяти заповедям;
  • по заповедям блаженства.

В своей книге, посвященной исповеди, иерарх приводит пример того, как можно произносить исповедь и каяться в своих грехах. Архимандрит анализирует каждую из заповедей и описывает, какие обязанности должны иметь христиане перед Богом согласно этим заповедям. Иоанн указывает читателям на ошибки в повседневной жизни, которые ведут к забвению веры.

Он анализирует заповеди блаженства и указывает на то, что люди предают небрежению. Рассматривая вторую заповедь блаженства ("блаженны плачущие"), он спрашивает читателя, оплакивал ли он осквернение Божьего образа в себе, свою нехристианскую жизнь, приливы гордыни и гнева. Он показывает читателям, как далеко они стоят от ступеней нравственного совершенства.

Эту книгу признают хорошим пособием, объясняющим, что следует считать грехом в человеческой жизни. Но она не может быть инструкцией о том, что нужно говорить. Кающийся должен сам выбирать слова, которые будут идти из его сердца, и искренне желать раскаяться.

Подготовка к исповеди и ее проведение

Человек, который хочет исповедаться впервые, должен тщательно вспомнить все совершавшиеся грехи. Для удобства он может составить конспект, который позволит ему ничего не забыть во время таинства. Он может заранее поговорить со священнослужителем, который назначит для него время во время общей исповеди или особо.

Люди исповедуются у священнослужителей в порядке очереди. Пришедший должен подождать своей очереди. После этого он, повернувшись к собравшимся, просит у них прощения за совершенные грехи. Они говорят, что Бог простит, и прощают его. После этого исповедующийся идет к священнослужителю.

Человек подходит к аналою, крестится, совершает поклон, а после начинает исповедоваться. Подойдя к священнику, он должен обратиться к Богу и сказать, что перед Ним он согрешил. В начале он может представиться исповедующему его священнику, но это можно сделать и в конце, когда священнослужитель должен будет называть его имя в молитве. Далее наступает время перечисления грехов, рассказ о каждом из которых должен начинаться со слова: «согрешил/согрешила».

Также, подойдя к аналою, верующий может сказать «Исповедуется раб Божий (раба Божия)» и назвать имя. Затем сказать «Раскаиваюсь в грехах» и начать их перечисление.

Когда кающийся заканчивает перечислять свои грехи, он должен выслушать слово иерея, который может отпустить ему грехи или назначить наказание для мирянина (епитимью). После этого человек еще раз крестится, совершает поклоны, прикладывается к Евангелию и Кресту.

Исповедь – одно из важнейших таинств в жизни христианина. У новообращенных и поздно пришедших к вере часто возникает вопрос, с каких слов начать исповедь перед батюшкой. . Человек должен показать, что он осознал свою греховную жизнь и хочет измениться.

Простые правила для исповеди

Исповедь, особенно, если она связана с постом, милостыней, усердной молитвой, возвращает человека в состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся должен быть крещёным, членом Православной церкви, признающим все основы православного вероучения и раскаивающимся в своих грехах.

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила — нужны вера и покаяние. Однако рекомендуется почитать покаянные молитвы, возможен и пост.

Кающийся должен исповедать свои грехи. Нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а также назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ

(подумай: не отягощают ли тебя эти грехи)

1 . Чревообъядение: Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добро-детели и людям.

2. Любодеяние: Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и серд-ца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Не-хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляю-щая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие: Любление денег, вообще любление имущества движимого и не-движимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обо-гащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной ни-щеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная, из-лишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу сво-боды. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. При-своение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев: Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и от-мщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непри-стойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль: Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обето-ваниях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малоду-шие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние: Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непре-станной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспеш-ность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излиш-нее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехожде-ние с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и про-чих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточе-ние. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие: Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият-ности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобрете-ния временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокры-тие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость: Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омра-чение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, раз-вратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Краткий перечень грехов.

  • Нужно каяться в грехах, совершенных делом, словом, в помыслах.
  • Вспоминайте грехи за время, прошедшее после предыдущей исповеди или, если никогда не исповедовались, за время, прошедшее после крещения.
  • Если вас крестили во младенчестве, старайтесь вспоминать лет с шести.
  • «Поминутно» и в подробностях вспоминать и рассказывать не нужно. Достаточно сказать, что такой-то грех, так или иначе, случался в жизни. Делом, словом, в помыслах.
  • На исповеди не оправдывайтесь, а только кайтесь.
  • Исповедуясь, старайтесь говорить по делу, не отвлекаясь на посторонние темы.
  • Не утаивайте грехов. Это делает исповедь не действительной и удваивает греховную тяжесть на душе.
  • Не пытайтесь «быстро отделаться» сказав: «Грешен во всём!» . Нужно обязательно разобраться, в чём именно, чтобы выявить свои духовные болезни - причины жизненных проблем, и осознанно начать их врачевание.
  • Пост, в смысле приёма пищи, перед исповедью не обязателен.
  • Если вы уже исповедовали какой-то грех и более его не совершали, повторяться не надо.
  • Грешно продолжать терзаться о том, в чём вы уже покаялись на исповеди. Это проявление маловерия.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Не соблюдение Закона Божия.
  • Обида на Бога.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Забота только о земной жизни.
  • Несоблюдение молитвенного правила, постов и других церковных установлений.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Некрещение детей. Воспитание детей вне православной веры.
  • Неисполнение обещаний, данных Богу.
  • Работа в воскресенье и в дни больших церковных праздников.
  • Неоказание молитвенной помощи ближним. Живым и усопшим.
  • Неприобщение или редкое приобщение к таинствам покаяния, причащения, соборования.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Недостаток добрых дел. Неоказание посильной помощи Церкви.
  • Совершение уголовных преступлений.
  • Человекоубийство, аборты. Покушение на убийство или самоубийство.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Зависть . Злоба, ненависть.
  • Ложь, обман.
  • Злословие, сплетни. Ругань, сквернословие. Причинение вреда, ущерба. Оскорбление, нанесение обид.
  • Неисполнение родительского долга. Неисполнение долга перед родителями
  • Любая недобросовестность.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.

Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.

  • Расточительность.
  • Ошибочные суждения о жизни, распространение своих заблуждений.
  • Соблазнение на любой грех. Приобщение, в любой форме, к заблуждениям и лжеучениям:

разные философские системы; расколы, ереси и секты в христианстве;

другие верования — иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и их ответвления;

про. секты - сатанизм, дианетика (сайентология), мармоны, свидетели Иеговы, йога, медитация, и т.п., «оздоровительные» системы, ложные направления в психологии и

- Суеверие. Вера в приметы, толкование снов, соблюдение языческих обрядов и праздников.

  • Вступление в прямое общение с нечистой силой. Гадания, колдовство, заговоры, привороты, магия.
  • Любые игры и действия с картами.
  • Пьянство, наркомания, курение.
  • Блуд. (Удовлетворение половой потребности незаконно, то есть, вне брака или в извращенной форме.)
  • Несохранение брака. Развод.
  • Уныние, печаль. Чревоугодие. Лень. Самооправдание.
  • Нежелание трудиться для своего спасения.

По окончании исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Боже! Милостив буди мне грешному (грешной)

Краткое наставление перед исповедью (по материалам православных изданий)

Возлюбленные о Христе братия и сестры! Готовясь приступить к великому таинству святой исповеди, взирая на милосердие Божие, спросим самих себя, оказали ли мы милосердие ближним, со всеми ли примирились, не имеем ли в сердце своем вражды на кого-либо, вспомнив заветные слова Святого Евангелия: "аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6, 14). Вот условие, которое должны мы понять и соблюсти в спасительной деле святого покаяния. Однако для того, чтобы покаяться и получить оставление грехов, необходимо увидеть свой грех. А это не так просто. Мешает этому самолюбие, саможаление, самооправдание. Дурной поступок, в котором нас обличает совесть, мы склонны считать "случайностью", винить в нем обстоятельства или ближних. Между тем, всякий грех делом, словом или мыслию есть следствие живущей в нас страсти - своего рода духовной болезни.

Если нам трудно осознать свой грех, то еще труднее увидеть страсть, укоренившуюся в нас. Так, можно жить, не подозревая в себе страсти гордыни, пока кто-то не заденет нас. Тогда страсть откроется через грех: пожелание зла обидчику, резкое оскорбительное слово и даже месть. Борьба со страстями - главное делание для каждого христианина.

Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят множества своих грехов, не чувствуют их тяжести, отвращения к ним. Они говорят: "Ничего особенного я не совершал", "у меня только мелкие грехи, как у всех", "не украл, не убивал", - так многие часто начинают исповедь. Но святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали ко Христу: "Никтоже согреших на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный!" Чем ярче свет Христов озаряет сердце, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны душевные. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос закрыт для них пеленой грехов. Поэтому для преодоления нашей духовной лености и нечувствия святой Церковью положены подготовительные дни к таинству покаяния, а затем и к Причастию - говение. Период говения может продолжаться от трех дней до недели, если нет на то особого совета или предписания духовника. В это время следует соблюдать пост, хранить себя от греховных дел, мыслей и чувств, вообще вести жизнь воздержную, покаянную, растворенную делами любви и христианского благотворения. В период говения нужно как можно чаще бывать на церковных богослужениях, больше обычного молиться дома, посвящать время чтению творений святых отцов, житий святых, самоуглублению и самоиспытанию.

Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от их производных, корни - от листьев и плодов. Следует остерегаться также впасть в мелочную подозрительность ко всякому движению сердца, потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. Кающийся должен принести на исповедь не только список грехов, но, что важнее всего, - покаянное чувство; не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Знать свои грехи - это еще не значит каяться в них. Но что же делать, если иссохшее от греховного пламени сердце наше не орошается живительными водами слез? Что если немощь духовная и "плоти неможение" так велики, что мы не способны на искреннее покаяние? Но это не может быть причиной для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства.Господь принимает исповедание - искреннее и добросовестное - даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния. Только нужно и этот грех - окаменное нечувствие - исповедать мужественно и откровенно, без лицемерия. Бог может коснуться сердца и во время самой исповеди - смягчить его, утончить духовное зрение, пробудить покаянное чувство.

Условие, которое мы непременно должны соблюсти, чтобы покаяние наше было принято Господом действенно - прощение согрешений нашим ближним и примирение со всеми. Покаяние не может быть совершенным без словесного исповедания грехов. Разрешены же грехи могут быть только в церковном таинстве покаяния, совершаемом священником.

Исповедь - это подвиг, самопринуждение. Во время исповеди не нужно ждать вопросов от священника, но самим делать усилие. Называть грехи надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, отказаться от попыток объяснить духовнику "смягчающие обстоятельства", от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения во грехе.

Исповедь - это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе, хотя и духовная беседа также очень важна и должна иметь место в жизни христианина, но исповедь - это иное, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь - это горячее покаяние сердца, жажда очищения, это второе крещение. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для праведности, святости.

Принеся покаяние, мы должны утвердиться внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Знак совершенного покаяния - ненависть и отвращение ко греху, чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Жизнь человеческая настолько разнообразна, настолько таинственна глубина нашей души, что трудно даже перечислить все прегрешения и грехи, которые мы совершаем. Поэтому, приступая к таинству святой исповеди, полезно напомнить себе об основных нарушениях нравственного закона Святого Евангелия. Внимательно будем проверять свою совесть и каяться о своих согрешениях пред Господом Богом. Таинство святого покаяния имеет основную цель - пробудить наше духовное сознание, открыть нам очи на самих себя, опомниться, глубоко понять, в каком губительном состоянии находится наша душа, как необходимо искать спасения у Бога, просить слезно и сокрушенно прощения наших бесчисленных грехов перед Ним. Господь Иисус Христос ждет от нас преискреннего сознания наших отступлений от Его святой воли и смиренного обращения к Нему, как недостойных Его рабов, много прегрешивших и оскорбивших Его Божественную любовь к нам.

Нам нужно помнить и глубоко верить в бесконечное милосердие Божие, простирающее свои объятия каждому обращающемуся грешнику. Нет греха, которого Бог по Своему неизреченному милосердию не простил бы человеку, явившему чистосердечное раскаяние в своих грехах, твердую решимость исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним согрешениям. Приступая к исповеди, будем молить Бога, чтобы Он Своей всемогущей помощью отверз нам двери покаяния, примирил и соединил с Собою, даровал Духа Святаго для новой и обновленной жизни. Аминь!

Примерный образец исповеди.

Исповедую я, многогрешный(ая) раб(а)божий(ия) (имя…), Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу, и тебе, честный отче, все мои грехи вольные и невольные, содеянные словом, или делом, или помышлением.

Согрешил(а) несохранением обетов, данных мною при крещении, но во всем солгал и преступил, и непотребным себя соделал пред лицом Божиим.

Согрешил маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, замедлением в помыслах, от врага всеваемых, против Бога и Святой Церкви, кощунством и насмешками над святыней, сомнением в бытии Божьи, суеверием, обращению к «бабкам», целителям, екстрасенсам, гаданием, игрою в карты, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога, забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией, не благодарил Бога за все.

Согрешил непокорностью к действиям промысла Божия, упорным желанием, чтобы все было по-моему, человекоугодием, пристрастной любовью к вещам. Не старался познавать волю Божию, не имел благоговения к Богу, страха пред Ним, надежды на Него, ревности о славе Его, ибо Он прославляется чистым сердцем и добрыми делами.

Согрешил неблагодарностью к Господу Богу за все Его великие и непрестанные благодеяния, забывая о них, ропотом на Бога, малодушием, унынием, ожесточением своего сердца, неимением к Нему любви и неисполнением Его святой воли.

Согрешил порабощением себя страстям: сладострастию, корыстолюбию, гордости, лености, самолюбию, тщеславию, честолюбию, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, тайноядению, объядению, пьянству, курению, наркомании, пристрастию к играм, зрелищам и увеселениям.

Согрешил божбою, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, кощунством, призыванием имени Божия всуе, в плохих делах, желаниях, мыслях.

Согрешил непочитанием праздников церковных, не ходил в храм Божий по лености и нерадению, в храме Божием стоял неблагоговейно; согрешил разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, суетными воспоминаниями, хождением по храму во время богослужения без нужды; выходил из храма до окончания службы.

Согрешил нерадением к утренним и к вечерним молитвам, оставлением чтения Святого Евангелия, Псалтири и других Божественных книг, святоотеческих поучений.

Согрешил забвением грехов на исповеди, самооправданием в них и умалением их тяжести, сокрытием грехов, покаянием без сердечного сокрушения; не прилагал старания о должном приготовлении к причащению Святых Тайн Христовых, не примирившись со своими ближними приходил на исповедь и в таком греховном состоянии дерзал приступать к Причастию.

Согрешил нарушением постов и нехранением постных дней - среды и пятницы, которые приравниваются к дням Великого поста, как дни воспоминания страданий Христовых. Согрешил невоздержанием в пище и питии, небрежным и неблагоговейным осенением себя крестным знамением.

Согрешил непослушанием начальству и старшим, самоволием, самооправданием, леностию к труду и недобросовестным исполнением порученных дел. Согрешил непочитанием родителей своих, оставлением молитвы за них, не воспитанием детей в вере православной, не почитанием старших себя по возрасту, дерзостью, своенравием и непокорством, грубостью, упрямством.

Согрешил неимением христианской любви к ближнему, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, причинением вреда ближнему, драками и ссорами, неуступчивостью, враждою, воздаянием злом за зло, непрощением обид, злопамятством, ревностию, завистию, зложелательством, мстительностью, осуждением, оклеветанием, воровством, приготовлением и продажей самогона, «отматыванием» электросчетчика, присвоения госимущества.

Согрешил немилосердием к бедным, не имели сострадания к больным и калекам; согрешили скупостью, жадностью, расточительностью, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием, помыслами и попытками к самоубийству.

Согрешил лукавством в отношении ближних, обманом, неискренностью в обращении с ними, подозрительностью, двоедушием, сплетнями, насмешками, остротами, ложью, лицемерным обращением с другими и лестью, человекоугодием.

Согрешил забвением о будущей вечной жизни, непамятованием о своей смерти и страшном суде и неразумной, пристрастной привязанностью к земной жизни и ее удовольствиям, делам.

Согрешил невоздержанием своего языка, пустословием, празднословием, сквернословием, смехотворством, рассказывал анекдоты; согрешили разглашением грехов и слабостей ближнего, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью, неумеренным смотрением телевизора, увлечением азартными и компьютерными играми.

Согрешил невоздержанием своих душевных и телесных чувств, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на лиц другого пола, вольным с ними обращением, блудом и прелюбодеянием, невоздержанием в супружеской жизни, различными плотскими грехами, желанием нравиться и прельщать других.

Согрешил неимением прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости, не охраняли и не защищали честь других. Согрешили неимением любви, воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, нестяжательности, милосердия и смиренномудрия.

Согрешили унынием, тоской, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью, нечистотой и всеми нашими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами. Каюсь и в прочих моих грехах, которые я забыл и не вспомнил.

Каюсь, что прогневал Господа Бога моего всеми своими грехами, искренно об этом жалею и желаю всевозможно воздерживаться от грехов моих и исправляться. Господи Боже наш, со слезами молю Тебя, Спаса нашего, помоги мне утвердиться в святом намерении жить по-христиански, а исповеданные мною грехи прости, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Называть нужно только свои соделанные грех из здесь перечисленных. Не перечисленные здесь грехи надо сказать духовнику особо. Для удобства грехи можно записать на листе бумаги и прочитать перед священником. Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, называть на исповеди не следует, ибо они уже прощены, но если мы их снова повторяем, то нужно в них снова каяться. Каяться нужно и в тех грехах, которые были забыты, но вспомнились теперь. Говоря о грехах, не следует называть излишние подробности и имена других лиц - соучастников греха. Они должны сами раскаяться за себя. Навыки ко греху искореняются молитвой, постом, воздержанием, добрыми делами. Исповедь совершается в храме после вечерней службы или по договоренности со священником влюбое время. Как часто надо прибегать к этому спасительному таинству? Как можно чаще, по крайней мере, в каждый из четырех постов.

Исповедь – это одно из семи таинств, установленных в христианской церкви. «Исповедуйте друг другу согрешения ваши» – говорит апостол Иаков в одном из своих посланий.

У ранних христиан, каждый человек не таясь рассказывал о своих проступках в присутствии всего церковного собрания. Такая практика существует и по сей день в некоторых течениях протестантов. В православной христианской церкви покаяние в прегрешениях принимает священнослужитель.

Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке? Пример исповеди, что такое это таинство и для чего оно необходимо верующим – обо все поговорим ниже.

Для проведения таинства необходимы Крест и Евангелие. О чем говорить на личной беседе с батюшкой? Человек рассказывает о своих проступках.

Удобнее всего делать это в церкви или специальной исповедальной комнате. Но как исповедоваться в церкви, если человек, к примеру, не может ходить?

Таинство может проходить в любом месте – в церкви, дома или другом помещении. При большой необходимости исповедоваться можно в письме или по телефону.

Пример исповеди есть в житие Макария Великого: там рассказывается о женщине, которая принесла старцу свиток со списком своих грехов, а тот, не распечатывая его, смог все их вымолить. Исповедуются люди, по православной традиции, не менее четырех раз в год. В католической церкви к этому таинству принято прибегать значительно чаще, почти каждый день.

Исповедование может быть полным и неполным, индивидуальным и совместным:

  • Полная исповедь может быть только индивидуальной. Во время нее человек рассказывает о своих прегрешениях за всю жизнь, начиная с самого рождения. Таинство может длиться очень долго. Многим помогало это справиться с болезнью или преодолеть тяжелую жизненную ситуацию. Нужно исповедоваться так хотя бы один раз в пять лет. Например, одной пожилой женщине диагностировали неоперабельный рак. Врачи говорили, что жить осталось не более месяца. Когда она исповедовалась батюшке и причастилась, то почувствовала себя значительно лучше. Не умерла ни через месяц, ни через два. А обследования показали, что она абсолютно здорова.
  • Неполной исповедью называют ту, на которой рассказывают о грехах, совершенных с момента последней исповеди.
  • Индивидуальной называют ту, во время которой человек находится со священником наедине.
  • Совместная принимается у нескольких людей сразу. Как правило, священник читает грехи, а люди говорят, согрешили или нет.

Согласно учению православной церкви, таинство исповеди совершается только посредством специально поставленных на то лиц – иерея (батюшки, священника) или епископа.

Обоснование такой исключительной роли священнослужителей находится в Евангелии от Иоанна «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» – говорил Христос своим ученикам – апостолам.

Нужно понимать! Грехи прощает только Бог, а священник выполняет роль свидетеля и наставника.

Конечно, и не каждый человек может исповедоваться. Для совершения таинства исповеди необходимо:

  1. Быть членом Церкви. Членство достигается путем веры и крещения. Вера – это внутренняя составляющая каждого христианина, но она неминуемо проявляется и во внешних делах (милостыня, незлобивость, любовь к ближнему). А крещение выступает уже как «печать» уверовавшего человека, символ его приобщения к Церкви Христовой.
  2. Признавать свои проступки и иметь твердое намерение к их искоренению. Без этих двух составляющих исповедь может превратиться в обычную формальность. Такой пример исповеди представлен в Евангелии от Матфея, где описывается покаяние фарисея – якобы праведного человека. Евангелист и апостол дает понять, что Богу противны пустые слова.

Что говорить на исповеди?

Прежде всего нужно помнить, а лучше записывать, какие прегрешения совершены. Весь этот перечень озвучивается перед священнослужителем.

Здесь не стоит вдаваться в подробности, почему грех совершен и как. Достаточно будет кратко его назвать.

Если христианин не знает, как правильно называть грехи на исповеди, и затрудняется ответить, правильный ли он совершил поступок, существует список вопросов, который может задать батюшка в процессе:

  • Не участвуешь ли в ворожбе или гадании?
  • Не воруешь ли?
  • Не пропускал ли утренние и вечерние молитвы, а также молитвы до и после трапезы?
  • Не носишь ли разные обереги и талисманы?
  • Посещаешь ли Церковь в положенные дни – воскресные и праздничные?
  • Утаивал ли какие-либо грехи на исповеди?
  • Играешь ли в азартные игры и на деньги?
  • Не сквернословил ли ты?
  • Употреблял ли в постные дни скоромные продукты?
  • Не имеешь зависти к чужому?
  • Не стесняешься ли ты своей веры?
  • Почитаешь ли ты отца и мать? Относишься к ним с должным уважением и не обижаешь?
  • Не сплетничал?
  • Не упоминал имя божье всуе, понапрасну?
  • Не дрался ли ты?

Это не полный список возможных вопросов, и заданы они могут быть далеко не все. В процессе таинства батюшка сам понимает, какие грехи преобладают над его духовным чадом, и избирает вопросы индивидуально, исходя из возраста, пола, семейного положения, психического состояния.

Как исповедоваться в церкви?

Обычно таинство начинается утром или вечером во время службы. Но по особой договоренности с батюшкой или при особой срочности время может меняться.

Прийти нужно вовремя, не опаздывая, зайти тихо и не мешать другим исповедующимся.

Перед самим таинством следует определенное чинопоследование из молитв, и после этого каждый заходит к священнику по одному для раскаяния и отпущения грехов.

Что говорят на исповеди священнику? Сначала вместе творится молитва и называются все грехи, совершенные и не раскаянные с прошлого исповедования.

Важно знать весь круг прегрешений, которые может совершить любой человек. Как правило, они делятся на три основные группы:

  1. Грехи против Бога. Здесь нарушается первая заповедь – возлюби Господа Бога всем сердцем, всем разумением и всей крепостию своей. Это хула и ропот, продолжительное нераскаяние, пропуск церковных служб, рассеяность на молитве или на литургии, кощунство над священными предметами (книги, крест и другое), вера во сны, в гадания и ворожбу.
  2. Грехи против ближнего. Вторая заповедь о любви к своему ближнему попирается этими пороками. Отсутствие любви к ближнему и сопутствующих ей дел, непочитание родителей и старших, отсутствие стремления воспитывать своих детей в православной христианской вере, вольное или невольное убийство, оскорбление, желание иметь чужое своим, жестокость к животным, гнев, проклятья, ненависть, злоречивость, ложь, клевета, осуждение, лицемерие.
  3. Грехи против себя. Пренебрежение теми ценностями, которые даровал Бог. Таланты, время, здоровье. Пристрастие к различным развлечениям и увлечение бесполезными занятиями. Чревоугодие – чрезмерное потребление пищи, приводящее к расслабленности, лени. Сребролюбие – желание бесконечного обогащения и использование богатства не во благо.

Как исповедоваться первый раз? Для тех, кто идет на таинство впервые или долго не был его участником, можно привести пример. Ход исповеди во многом зависит от самого батюшки, но духовное состояние самого исповедующегося также немаловажно.

После определенного чинопоследования будет диалог между священником и исповедующимся. Как правило, начинается он с вопроса со стороны батюшки «В чем согрешил?», в ответ перечисляются прегрешения. На каждый из них священник отвечает «Бог простит».

Затем духовный отец может начать задавать вопросы, которые помогут найти забытые пороки и сделать покаяние более глубоким. После, согласно церковным правилам, батюшка может наложить епитимью – наказание за совершенные тяжкие проступки. Церковь устанавливает отлучать от причастия за:

  • намеренное убийство на 20 лет;
  • неосторожное убийство на 10 лет;
  • прелюбодеяние на 15 лет;
  • блуд на 7 лет;
  • воровство на 1 год;
  • клятвопреступление на 10 лет;
  • волшебство или отравление на 20 лет;
  • кровосмешение на 20 лет;
  • посещение волшебников и гадалок на 20 лет.

Важно! Отрекшийся от Христа может причаститься только перед смертью.

Роль исповеди для верующего

Покаяние в прегрешениях – одно из необходимых составляющих для полноценной жизни христианина.

Святые отцы называют это таинство вторым крещением, основываясь на схожем свойстве очищать от греха. Любое прегрешение Господь прощает именно здесь при условии искреннего раскаяния.

Обычно после исповедования определяется, сможет ли христианин участвовать в одном из главных событий в своей жизни – соединении с Иисусом Христом в таинстве причастия.

Из Евангелия следует, что Господь заповедовал нам творить это таинство: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

И сегодня православные христиане хранят этот завет, каждая литургия заканчивается воплощением евангельских строк в жизнь. Обычный хлеб становится телом Христовым, а простое вино – кровью Христовой.

Полезное видео: Как подготовиться к исповеди в первый раз?

Подведем итоги

Исповедь – важнейшее таинство православной Церкви. Очищение падшего человека после крещения возможно только с ее помощью. Но то, как она будет проходить формально и поверхностно или обдуманно и глубоко? Зависит в большей мере отдельно от каждого христианина.

Всегда нужно помнить, что такая практика установлена самим Сыном Божьи – Иисусом Христом, и только Он способен очистить и спасти все человечество и лично каждого, что и послужит всеобщему благоденствию.

Загрузка...