domvpavlino.ru

Нестандартное оборудование по физкультуре в детском саду своими руками. Музыкальные инструменты из бросового материала Шумовые инструменты своими руками из бросового материала

Для того чтобы изготовить детские музыкальные инструменты, нужно обладать смелостью. Ведь если такие предметы попадут в детские руки, то они станут источником звука, далеким от гармонии. Однако ни один родитель не усомнится в том, что такие игрушки очень полезны для развития чувства ритма и слуха. Не говоря уже о радости, которую принесет ребенку домашний оркестр.

Изготовление инструмента «шум дождя»

Если вы решили изготовить музыкальные инструменты своими руками, то следует начать с простого. В качестве такого выступит «шум дождя», который еще называется «посохом дождя». Этот перкуссионный инструмент в свое время изготавливался латиноамериканцами из стеблей кактуса, первоначально хорошо прослушивающихся. Использовался инструмент в шаманских ритуалах, которые были направлены на то, чтобы вызвать дождь.

Подготовка материалов

Такие музыкальные инструменты своими руками выполнить довольно просто, в итоге удастся получать звук, который напоминает шум дождя. Для проведения работ следует подготовить:

  • шило;
  • ножницы;
  • крупу;
  • цветной скотч;
  • трубку от фольги;
  • зубочистки;
  • клей;
  • картон.

Можно вместо трубы от фольги использовать трубу от бумаги для выпечки. В качестве крупы отлично подойдет рис или пшено. Для декорирования инструмента можно использовать не только цветной скотч, но и другие материалы.

Особенности проведения работ

Музыкальные инструменты своими руками довольно часто изготавливают любящие родители. В качестве одного из первых обычно выступает «шум дождя», так как изготовить его довольно просто. В трубке из-под фольги следует сделать отверстия с помощью шила, расположив их по спирали. Чем большее количество отверстий удастся сделать, тем больше звук инструмента будет напоминать шум дождя.

В отверстия вставляются зубочистки, которые можно закрепить капельками клея. Кусачками или ножницами довольно просто можно отрезать лишние концы зубочисток. Один конец трубки следует закрыть картонной окружностью, а после зафиксировать конструкцию скотчем.

Музыкальный инструмент своими руками из подручных материалов выполнить очень легко, для этого в трубку насыпается несколько ложек крупы, только после можно закрыть которой конец ладонью, чтобы проверить звук. Можно поэкспериментировать, какой звук - гречки, риса и пшена - вам понравится больше. Количество крупы следует определить опытным путем, оно будет зависеть от размеров трубы.

Взамен крупы можно использовать мелкие бусины и бисер. Как только подходящий звук удастся найти, второй конец трубки нужно закрыть картонной окружностью и закрепить скотчем. Когда изготавливаются такие музыкальные инструменты своими руками, на заключительном этапе важно их красиво украсить. Эти работы выполняются по желанию. Можно наклеить аппликацию, сделать декупаж или задекорировать концы шнурами и лентами, обвязав крючком. Одним из самых практичных вариантов станет цветной скотч.

Изготовление барабана, бубнов и погремушек

Музыкальные инструменты для детей своими руками в виде барабанов можно выполнить из баночек для майонеза. Их украшают цветными картинками. По бокам следует сделать отверстия для продевания веревки. В качестве барабанных палочек можно использовать любые, выполненные из пластика или древесины. Последние следует изготовить самостоятельно, если мужчины в доме имеют навыки работы с древесиной.

Для выполнения бубнов можно использовать сухие банки из-под консервов. По бокам в них проделываются отверстия, вставляются бубенчики, которые можно приобрести в отделах швейной фурнитуры, а после изделие украшается методом декупажа или аппликации. Если вам понадобились музыкальные инструменты, своими руками для детского сада их вполне можно изготовить. Самыми распространёнными являются погремушки. Для них подойдут пластиковые или металлические бутылки из-под кофе, йогурта, кетчупа или других продуктов. Наполнением может стать любая крупа, бисер, а также пуговки разных размеров.

Изготовление дудочки

Дудочка может быть изготовлена из материалов, которые вы сможете отыскать, отдыхая на природе. Для этого подойдет тростник, камыш, а также береста. Можно использовать любые другие трубчатые растения, плотные листья или кору. Трубочку следует оставить до высыхания, затем в ней с помощью ножа проделывается площадка и вырезается небольшой прямоугольник.

Из бересты нужно будет вырезать прямоугольник, сделав один его конец тоньше. После его укрепляют с помощью скотча к трубке и немного отгибают. Если есть желание, то можно проделать еще несколько отверстий. Этот вариант не является единственным, который можно использовать для изготовления дудки. Для этого отлично подойдет коктейльная трубочка.

В роли основы может использоваться та, что имеет гармошку. Меньшую часть следует расплющить, а затем ножницами отрезать кусочки верхней части. В итоге должен получиться угол. Он не должен быть слишком маленьким или большим, в противном случае дудочка не зазвучит.

Изготовление кастаньет

Музыкальные инструменты своими руками для детского сада изготавливают сегодня многие родители. Это могут быть кастаньеты, для которых понадобятся монеты. Для этого испанского инструмента нужно вырезать прямоугольник из картона в количестве 4 штук, размеры каждого будут равны 6х14 см. Два прямоугольника должны иметь размеры, равные 6х3,5 см.

Такой шумовой музыкальный инструмент своими руками изготавливается еще и с использованием клея и четырех крупных монет. Большие прямоугольники нужно сложить пополам и склеить попарно. Из маленьких полосок следует склеить кольцо для большого пальца. Внутри прямоугольника для каждой противоположной стороны нужно приклеить по монете, отступив от края 1 см. Когда картонные кастаньеты будут складываться, монеты должны соприкасаться, создавая своеобразный звук.

Ударные инструменты

Изготовить другую модель детского барабана можно с помощью:

  • керамического 14-см горшка;
  • воздушных шаров;
  • пластилина;
  • палочки для суши.

От шарика необходимо отрезать горлышко и натянуть его на горшок. Отверстие на дне горшка закрывается пластилином. На этом можно считать, что барабан готов. Останется лишь изготовить палочки. Для них отлично подойдут палочки для суши, на конец каждой из них следует укрепить шарик из пластилина, который предварительно замораживается. От воздушного шара отрезается нижняя часть, которую следует натянуть на пластилиновый шар. Резинка от верхней части шарика стягивает эту конструкцию.

Инструменты из подручных материалов

Получить очень необычные звуки можно, если сделать музыкальный инструмент своими руками. Им может стать музыкальная рогатка. Для этого подбирается ветка дерева соответствующей формы, которую необходимо хорошо отшлифовать. Для безопасности и продолжительного срока эксплуатации можно покрыть ее лаком. В двух противоположных концах рогатки просверливают отверстия, между которыми будет натягиваться нитка с закрепленными на ней элементами, позаимствованными из старой детской погремушки. Такие можно приобрести и в магазине фурнитуры.

Из скорлупы от орехов можно изготовить трещотку. Для этого подготавливаются две деревянные или пластиковые палочки, между которыми в несколько рядов натягивается прочная нить. Предварительно на неё следует надеть скорлупу от фисташковых орехов, которые укрепляются узелками.

Сделать музыкальный инструмент своими руками с необычными звуками можно еще и из маленькой бутылки из-под воды. Внутрь нее укладываются высохшие тонкие ветки и крупа, в качестве которой может выступить рис. В итоге удается добиться многогранности звука. Если такую бутылку оформить, то ее можно превратить в настоящие маракасы. Для этого же можно использовать емкости от киндер-сюрпризов, которые предварительно наполняются крупой или другими мелкими предметами.

Изготавливая детские музыкальные инструменты своими руками, можно выполнить звенящие браслеты. Для этого в магазине фурнитуры приобретаются металлические бубенчики, которые следует пришить к предварительно выполненному тканевому браслету. На руке он будет держаться с помощью липучек.

Одним из самых простых решений является палка-шумелка. Для этого следует подготовить деревянную заготовку, на которой нужно зафиксировать веревки с зафиксированными на их концах крышками от пластиковых бутылок. Дополнительно можно использовать те же бубенчики.

Заключение

Музыкальные инструменты своими руками для сада вы тоже можете выполнить. Для этого вполне подойдут крышки от пластиковых банок, которые укрепляются клеем на полоску гофрированного картона, сложенного в конце пополам. Для получения звука крышки необходимо совместить друг с другом, что позволит получить ударный шум.

Играть на инструментах, танцевать и сами себе аккомпанировать? Придумывать музыкальную сказку? Озвучивать стихи? Все это вызывает у детей азарт и восторг, дает эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе. Дети любят веселье, смех, движение. Их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят творить и играть. У них есть свой собственный интерес к музыке, которым педагог не имеет права пренебрегать. Внешняя привлекательность и необычность инструментов - главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей - либо помощи извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними. Разнообразие шумовых и ударных инструментов, обычно находящихся в музыкальном зале, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, клавесины, маракасы, трещотки, румбы и многие другие их разновидности. Техническая легкость игры на шумовых инструментах, их способность точно же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звуко - красочной игре, а через нее - к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Обязательным является использование всех ступеней обучения самодельных шумовых инструментах. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения к музыки в отсутствии настоящих инструментов. Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты, конструировать их вместе с детьми, проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами. Раздражающих звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы ими упиваться. Дети безотчетно стремятся ко всем предметам, из которых они самостоятельно могут извлечь звуки. Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, кусочки железа, стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдет всё, что угодно:

Бумага (целлофан, газет, пергамент, гофра и т. д.) ;

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яичек, ячейки);

Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

Природные материалы: жёлуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;

Кусочки пластилина, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.) ;

Металлические банки разных размеров;

Стеклянные бутылки и фужеры;

Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески;

И многое другое.

ЩИПАЛКИ

Готовой щипалкой является яйцерезка, которая звучит очень симпатично — похоже на мышиный писк.

Можно сделать маленький лук с леской вместо тетивы. Эту леску и надо щипать. (Лук, кстати, был первым струнным инструментом в истории человечества.) На лук можно натянуть две или три лески. Тогда вы получите прообраз настоящей арфы.

На плотные цилиндрические коробочки из-под лимонных долек или из-под чипсов натяните тонкую (аптекарскую) резинку. Резиночка, натянутая над пустым пространством коробочки, должна быть хордой верхней окружности. Если резиночек две или три, на таких первобытных гусельках уже можно играть простейшие песенки.

Еще проще: канцелярские резиночки натягиваются над пустым спичечным коробком. Важно помнить, что резинка должна быть натянута упруго, не провисать. Поэтому, возможно, ее надо обернуть вокруг коробка два или три раза.

Глядишь — и в вашем распоряжении уже целый оркестр в духе Винни-Пуха, сочинявшего бурчалки и сопелки. Успех зависит только от вашего желания и фантазии.

СРЕПЕР из соломинок

Нарезать из соломинок для коктейля заготовки длиной 8 см; склеить их с помощью липкой ленты;

Склеить цилиндр из полоски картона; приклеить соломинки к цилиндру; звук извлекается деревянной палочкой.

ЗВЕНЕЛКИ

Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья».

Первый способ изготовления ожерелья. В металлических пробках из-под пива надо проделать дырочки, через дырочки пропустить леску. Такое ожерелье прекрасно звенит.

Второй способ. Для изготовления ожерелья берутся различные металлические трубочки. Подвешенные на леске или проволоке, они тоже прекрасно звенят.

Третий способ. На леску нанизывают скорлупки грецких орехов или фисташек. Они скорее гремят, чем звенят.

ШУРШУНЧИКИ

В отличие от стучалок, издают более тихий звук. Например, можно тереть друг о друга две шишки: получается таинственное шуршание. Можно издавать шуршащие звуки при помощи мятой газеты. Можно стучать по донышкам стаканчиков от йогуртов — получается глухой, но выразительный звук.

А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.

Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, семенами, песком, и т. д., коробочки от киндер сюрприз, банки из под чипсов, железные банки из - под кока-колы.

Японский дождик разных размеров.

ОРКЕСТР

Трубочки; пластинки от металлофона; ключи; колокольчики, подвешенные на рамку.

Бумажный биг-бум.

Барабан из бумажных трубок разной величины и диаметра, с одной или двух сторон закрытых целлофаном. Отстраните возникшие вдруг мысли: на что будет походить зал, когда все дети понесут из дома «чудо - инструменты»? Как воспримет этот оркестр заведующая? Что подумают родители? А всё - таки попробуйте. Не проиграете!

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является приоритетным, поэтому формирование экологической культуры дошкольников проходит через различные виды деятельности., в том числе и музыкальную.

Музыка в огромной мере способствует развитию и формированию эстетического чувства ребенка, она обогащает его эмоциональную сферу, учит тонко чувствовать и сопереживать. Красота природы, воспетая в музыке, задевает самые тонкие струны души, оставляя в сердце неизгладимый след. Все это формирует в дальнейшем бережное отношение к окружающему нас миру, способствует формированию экологической культуры.

С помощью музыки мы воспитываем в детях эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброту. Посещая детский сад, большую часть времени ребенок проводит в группе. Поэтому там обязательно должно найтись место для музыкального уголка, ведь детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление ребенка; развивается способность проявлять инициативу, самостоятельность. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера - своеобразный иммунитет от жизненных неудач. Ведь эмоции дают возможность оценивать происходящие события с точки зрения значимости их для каждого из нас.

В процессе игры на инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир. Преодолеть застенчивость и скованность.

И сейчас мы хотим рассказать о нескольких вариантах изготовления музыкальных инструментов своими руками.(Фото 1).

Ксилофон «по-грецки»

Замечательный ксилофон можно сделать из скорлупок грецких орехов, приклеив их на разделочную доску. Конечно, настроить такой инструмент не удастся. Но отрабатывать ловкость рук очень даже можно. Даже попасть молоточком по скорлупке непростая задача.

(ф ото 2)

Маракасы изпластмассовых ложекодноразовые пластмассовые ложки - 2 шт., пластиковое яйцо киндер, любая крупа (в моём случае - чечевица), упаковочная бумага, тесьма или тонкая лента, скотч (тонкий и двухсторонний), ножницы. - и ваше чадо готово танцевать горячие латинские танцы! Там-пам-пам-пам! (фото 3)

Свирель из соломенных трубочек

Какие же чудесные звуки издаёт эта простая свирель. (Фото 4)

Шейкер - погремушка - Сделать музыкальный шумовой инструмент можно из внутреннего цилиндра от бумажных полотенец или туалетной бумаги из картона. Только последние нужно с обоих концов заклеить, чтобы можно было туда что-либо положить. Делают шейкер и из двух одноразовых стаканчиков, склеив их между собой скотчем. Для создания звукового эффекта внутрь ёмкости помещают крупу, песок, мелкие камушки, бисер, дробь, пуговицы. Молено прикрепить к круглым ёмкостям ручки, раскрасить их акриловыми красками. Тогда получаться очень красивые музыкальные шумовые инструменты., своими руками, которые можно соорудить из подручных материалов.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

Развитие ритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:

знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;

формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности;

пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;

развитие музыкальных способностей дошкольников, коллективных навыков игры;

формирование художественного вкуса.

Формы работы с шумовыми инструментами

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3.Звуковая иллюстрация стихов и сказок – шумелок.

Воспитатель: Таинственный и манящий мир звуков окружает малыша с раннего детства. Как помочь маленькому человеку состояться в мире музыкальных звуков? Учение для дошкольников должно быть не только легким и приятным времяпровождением, но и интересным.

Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности

Так что же такое шум?

Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т.д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое. На столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите пожалуйста себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.

«Шуршунчики»

Цветные пластиковые «киндер-сюрпризы» наполняются фасолинками, горошинами, семечками или бусинками и т. п. Чтобы превратить «шуршунчик» в «погремушку», с одной стороны «киндер-сюрприза» проделывается отверстие для палочки-держалочки. Для разнообразия тембра наполнителем погремушки можно использовать крупу.

«Часики-шуршалочки» .

Через крышку спичечной коробки протягивается тонкая круглая резинка (по размеру запястья, а в коробку можно положить любые семечки, крупу и т. п. Надев часики на руку, нужно потрясти кистью руки, чтобы «разбудить» инструмент. Этот инструмент удобно использовать и в качестве ориентира (правой, левой стороны) при исполнении музыкально-ритмических движений.

«Озорные колпачки»

Колпачки от зубной пасты, дезодоранта, лака разных размеров. Этими инструментами дети с удовольствием отстукивают ритм песни, пляски. В зависимости от тембра «голоса» колпачки приобрели имена: бабушка, дедушка, малышок.

«Хлопушки» .

Чтобы создать этот инструмент, необходимо проделать шилом два отверстия в нижней части баночки от вазелина, продеть через них тонкую резиночку, закрепить узелками внутри баночки, оставив снаружи петлю из резинки, закрыв крышку и соединить обе части клейкой лентой. Хлопушки надеваются на ладошки. Дошколята очень любят хлопать в ладоши различные ритмы, когда в них «прячутся» «хлопушки». Можно по такому же принципу сделать хлопушки их крышек от майонеза.

«Маракасы-преврашалки»

В баночки из-под чипсов насыпаются различные наполнители (крупа, семечки, фасоль, горох) – это маракасы. Если поиграть по крышке маракаса палочкой или пальчиком, то он «превращается» в барабанчик. Такое превращение инструмента позволяет его использовать в играх на определение характера музыки

получились из прозрачных пластиковых контейнеров для изюма. Дети дали такое название инструменту, заметив разное звучание барабана, если поиграть по цветной стороне и по прозрачной.

Звучащие ключи.

Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

"Звонарики"

Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.

"Чудо-кастаньеты"

Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

Трещотка "Гармошка"

Описание: Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке.

Описание: Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.

Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т. п. Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, оклеив их разноцветной бумагой.

А теперь давайте позовём наших детей и дружно поиграем с нашими музыкальными, самодельными инструментами в «Оркестр» Звучит русская народная мелодия «Сени».

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать звучание.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение

Мышиная история.

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(барабан)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.(Звонарики)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(деревянные ложки, кубики)

грызли зёрнышки

(расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.(маракасы - превращалки)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. (шуршим бумагой и пакетами)

А снаружи на землю каждый день падал снег(звучащие ключи)

Шумел ветер,(дудим в бутылку)

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(или барабаним пальчиками по пустой коробке)

Трусливый заяц

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршалки)

Испугался заяц и бежать. (барабаним пальцами)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим кубиками)

Бросился заяц бежать. (барабан)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (трещётки)

Побежал заяц из леса к речке. (барабан)

А на берегу речки лягушки сидели. (гусли из карандашей)

Увидели они зайца и прыг в воду. (звонарики)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

Желаем вам творческих успехов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и сочинению сказок - шумелок.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

Развитие ритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:

Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;

Формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности;

Пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;

Развитие музыкальных способностей дошкольников, коллективных навыков игры;

Формирование художественного вкуса.

Формы работы с шумовыми инструментами

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3.Звуковая иллюстрация стихов и сказок – шумелок.

Ход:

Воспитатель: Таинственный и манящий мир звуков окружает малыша с раннего детства. Как помочь маленькому человеку состояться в мире музыкальных звуков? Учение для дошкольников должно быть не только легким и приятным времяпровождением, но и интересным.

Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности

Так что же такое шум?

Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т.д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое. На столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите пожалуйста себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.

«Шуршунчики»

Цветные пластиковые «киндер-сюрпризы» наполняются фасолинками, горошинами, семечками или бусинками и т. п. Чтобы превратить «шуршунчик» в «погремушку», с одной стороны «киндер-сюрприза» проделывается отверстие для палочки-держалочки. Для разнообразия тембра наполнителем погремушки можно использовать крупу.

«Часики-шуршалочки» .

Через крышку спичечной коробки протягивается тонкая круглая резинка (по размеру запястья, а в коробку можно положить любые семечки, крупу и т. п. Надев часики на руку, нужно потрясти кистью руки, чтобы «разбудить» инструмент. Этот инструмент удобно использовать и в качестве ориентира (правой, левой стороны) при исполнении музыкально-ритмических движений.

«Озорные колпачки»

Колпачки от зубной пасты, дезодоранта, лака разных размеров. Этими инструментами дети с удовольствием отстукивают ритм песни, пляски. В зависимости от тембра «голоса» колпачки приобрели имена: бабушка, дедушка, малышок.

«Хлопушки» .

Чтобы создать этот инструмент, необходимо проделать шилом два отверстия в нижней части баночки от вазелина, продеть через них тонкую резиночку, закрепить узелками внутри баночки, оставив снаружи петлю из резинки, закрыв крышку и соединить обе части клейкой лентой. Хлопушки надеваются на ладошки. Дошколята очень любят хлопать в ладоши различные ритмы, когда в них «прячутся» «хлопушки». Можно по такому же принципу сделать хлопушки их крышек от майонеза.

«Маракасы-преврашалки»

В баночки из-под чипсов насыпаются различные наполнители (крупа, семечки, фасоль, горох) – это маракасы. Если поиграть по крышке маракаса палочкой или пальчиком, то он «превращается» в барабанчик. Такое превращение инструмента позволяет его использовать в играх на определение характера музыки

«Барабанчики с двумя голосами»

получились из прозрачных пластиковых контейнеров для изюма. Дети дали такое название инструменту, заметив разное звучание барабана, если поиграть по цветной стороне и по прозрачной.

Звучащие ключи.

Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

"Звонарики"

Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.

"Чудо-кастаньеты"

Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

Трещотка "Гармошка"

Описание: Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке.

Шейкер.

Описание: Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.

Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т. п. Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, оклеив их разноцветной бумагой.

А теперь давайте позовём наших детей и дружно поиграем с нашими музыкальными, самодельными инструментами в «Оркестр» Звучит русская народная мелодия «Сени».

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать звучание.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение

Мышиная история.

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(барабан)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.(Звонарики)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(деревянные ложки, кубики)

Грызли зёрнышки

(расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.(маракасы - превращалки)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. (шуршим бумагой и пакетами)

А снаружи на землю каждый день падал снег(звучащие ключи)

Шумел ветер,(дудим в бутылку)

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(или барабаним пальчиками по пустой коробке)

Трусливый заяц

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршалки)

Испугался заяц и бежать. (барабаним пальцами)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим кубиками)

Бросился заяц бежать. (барабан)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (трещётки)

Побежал заяц из леса к речке. (барабан)

А на берегу речки лягушки сидели. (гусли из карандашей)

Увидели они зайца и прыг в воду. (звонарики)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

Желаем вам творческих успехов.


Своими руками. Конечно, изготовить скрипку или фортепиано без специального обучения, материалов, приспособлений дома неподготовленному к данному виду деятельности мастеру не удастся. И это факт, который следует принять безоговорочно. А вот как сделать довольно простые музыкальные инструменты своими руками - об этом интересующимся расскажет наша статья.

Где найти исходный материал для поделок

Любой предмет, из которого можно извлечь звук, относится к музыкальным. А это практически всё, что нас окружает! Если внимательно проследить за годовалыми малышами, то станет ясно: спинка железной кровати, когда по ней ударяют ложкой, издаёт мелодичный звон, схожий со звуком металлофона. А если стучать деревянными ложками по столу и стульям, то получится удивительное подобие

Получается, что нас окружают сплошные музыкальные инструменты! Своими руками нужно только украсить их нужным способом, собрать в одно место и посадить рядом «музыканта».

Подарок барабанщику

Например прекрасная получается из набора кастрюль, крышек и деревянных палочек. В качестве последних подойдут карандаши, деревянные ложки, кисточки. Можно также выточить специальные палочки для начинающего барабанщика из дерева.

Как видно из фото, сделать подобные своими руками достаточно просто. Для красоты можно даже придумать специальную эмблему и украсить ею каждый предмет. Для «тарелок» подойдут металлические крышки, укреплённые на подставке. Кстати, рядом с кастрюлями будут замечательно уживаться металлические ведра, кружки, миски, тазики. Главное в этом деле - подобрать ёмкости различного размера, которые способны издавать разные звуки.

Инструмент для «ложкарей»

Всем известен такой русский как ложки. Практикуются даже сольные номера, где исполнители умудряются исполнять достаточно интересные композиции.

Можно расширить возможности ложкарей-музыкантов, создав для них целую установку. Для неё потребуется деревянная матрёшка. Расставив их по возрастанию объёма, можно получить превосходный инструмент-установку.

Гуиро своими руками

Искусные мастера по дереву могут изготовить вполне профессиональные музыкальные инструменты. Сделанные своими руками трещотки также сегодня представляют интерес для музыкантов.

Первоначально гуиро изготавливались из плодов горлянкового дерева, на которых делались насечки. Местом происхождения его считают Латинскую Америку. Современные гуиро - музыкальные инструменты, сделанные своими руками из деревянного массива с насечками, по которым следует водить скребком, называющимся «пуа». Музыкант извлекает таким образом интересные стрекочущие звуки, сопровождая пение или исполняя свою партию в оркестре.

Сегодня появляются такого рода музыкальные инструменты, сделанные своими руками из металлических либо пластмассовых трубочек. В России аналогом гуиро были трещотки, выполненные из деревянных дощечек с насечками.

Маракасы, шейкеры - погремушки

Сделать музыкальные шумовые инструменты своими руками можно из самых разных ёмкостей. Для поделки подойдут металлические баночки из-под кофе, пластиковые бутылочки от йогурта, коробочки от яиц «киндер-сюрпризов», деревянные шкатулки и даже внутренние цилиндры от бумажных полотенец или туалетной бумаги из картона. Только последние нужно с обоих концов заклеить, чтобы можно было туда что-либо положить. Делают шейкер и из двух одноразовых стаканчиков, склеив их между собой скотчем.

Для создания звукового эффекта внутрь ёмкости помещают крупу, песок, мелкие камушки, бисер, дробь, пуговицы. Можно прикрепить к круглым ёмкостям ручки, раскрасить их акриловыми красками. Тогда получаться очень красивые музыкальные шумовые инструменты, своими руками которые можно соорудить из подручных материалов.

Кастаньеты

Дети очень любят изготавливать вместе со взрослыми самые разные поделки. Музыкальные инструменты своими руками тоже можно сделать в домашних условиях.

Изготовить кастаньеты можно, воспользовавшись двумя крупными пуговицами, к которым крепятся петли. Надеваются эти приспособления на большой и средний пальцы. Стуком кастаньет при их соприкосновении и извлекается звук.

Из абсолютно ненужных вещей, приготовленных для выноса на помойку, можно изготовить достаточно интересные поделки. Музыкальные инструменты своими руками создаются способом приклеивания крышек на картонные кусочки, после чего заготовки нужно скрепить между собой, сложив их перпендикулярно друг другу.

Бубен

Часто в детских музыкальных инструментах присутствуют колокольчики и бубенчики, которые красиво звенят. Можно навесить их на пустой цилиндр от бумажных полотенец или по краям скреплённых вместе одноразовых тарелок. Складывать последние лучше всего асимметрично.

Раскрасив ярко сделанные таким образом инструменты, можно использовать их в шумовом детском оркестре.

Свистульки и дудочки

Легко и просто сделать своими руками, которые производят звуки, когда исполнитель дует в них. Их делают из полых стеблей травинок, коры веточек, пластиковых ручек, трубочек от коктейлей. Если последние срезать по диагонали на разной длине, то можно получить свистульки, издающие разный звук.

Получаются свистульки и из стручков фасоли, гороха или акации. В детстве каждый хотя бы раз, но «играл» на таком музыкальном инструменте.

Умельцы изготавливают дудочки из дерева, вырезая в полых трубочках дырочки-отверстия. Но тут уж требуется особое мастерство. Не менее сложно - и столь ж интересно! - сделать свистульку-игрушку из глины или солёного теста. Обычно здесь используют вариант «дымковской» игрушки. Хотя можно сделать вещичку, спрятав внутрь уже готовый свисток. Изготовив несколько таких игрушек, которые издают звуки разной высоты, можно даже сыграть на них некоторые мелодии.

Можно изготовить самодельные музыкальные инструменты своими руками практически из ничего. Вот, например, крышка от пластиковой бутылки, на которую натянут кусочек резины, вырезанный из лопнувшего воздушного шарика, станет увлекательной игрушкой для ребёнка.

Можно в качестве свистульки использовать и пустые пузырьки. Если во входное отверстие дуть сверху вниз, прикладывая ёмкость только к нижней губе и держа её вертикально, можно издавать удивительные звуки! Музыканты меняют наклон «инструмента», расстояние между губами и отверстием пузырька, силу выдувания воздуха, и на свет рождаются различные мелодии.

«Литрофон», или «поющие бутылки»

Сегодня всё чаще на сцену выходят исполнители с такими интересными инструментами, что только диву даешься! И из чего только они их не делают! Изготовить своими руками можно, например, из бутылок или фужеров, наполнив их водой.

Различных высот издаваемых звуков добиваются за счет количества наливаемой жидкости, материала изготовления посуды, изменения объёма ёмкости. Чем меньше налито воды, тем тоньше звук. Для красоты и удобства жидкость подкрашивают.

Харп, или «музыкальная расчёска»

Взяв обычную плоскую расчёску («ёжик» не подойдёт), нужно место расположения зубцов накрыть фольгой или папиросной бумагой. Дуя в этот простой инструмент, можно издавать прикольные дребезжащие звуки.

Талантливые музыканты со сцен исполняют на харпе разные музыкальные композиции, вплоть до классических. Особенно интересен этот инструмент, изготовленный из расчёски с разной толщиной зубьев.

Основная тема «Полонеза» Огинского или мелодия народной песни/шлягера выходят до удивления похожими на оригинал!

Гитара, сделанная своими руками

Это поистине удивительно! Но сделать своими руками из подручных материалов, а попросту из хлама, можно даже гитару.

В качестве основы берут закрытые картонные коробки, пустые плоские пластиковые бутылки из-под шампуня. Конечно, звучание инструмента будет зависеть от материала изготовления каркаса гитары и от размера вырезанного в нём отверстия.

Также важно подобрать правильно струны для гитары. Чаще всего берут канцелярские или авиационные резинки и натягивают их с разной силой.

Так что не нужно теперь бежать в магазин детских игрушек, если малыш закапризничал. Ведь можно просто сделать для него увлекательную игрушку - музыкальный инструмент, который станет для ребёнка самой любимой и дорогой вещью.

Загрузка...