domvpavlino.ru

Ольга, княгиня Киевская: биография

Княгиня Ольга Святая
Годы жизни: ?-969
Годы правления: 945-966

Великая княгиня Ольга , в крещении Елена. Святая Русской православной церкви, первая из правителей Руси принявшая христианство еще до Крещения Руси. После смерти мужа, князя Игоря Рюриковича, правила Киевской Русью с 945 года до 966 года.

Крещение княгини Ольги

Издревле в Русской земле люди называли равноапостольную Ольгу «начальницей веры» и «корнем Православия». Патриарх, крестивший Ольгу, ознаменовал крещение пророческими словами: « Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи не обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

На необъятных просторах Русской земли, подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной провидицей христианства.

В летописи об Ольге немало неточностей и загадок, но большинство фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками устроительницы Русской земли, не вызывают сомнения в достоверности.

История Ольги — княгини киевской

Одна из древнейших летописей «Повесть временных лет» в описании
женитьбы Киевского князя Игоря называет имя будущей правительницы Руси и ее родину: « И привели ему жену из Пскова именем Ольга» . Иокимовская летопись уточняет, что Ольга принадлежала к одной из древнерусских княжеских династий — к роду Изборских. Житие святой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей не сохранились. По Житию они были не знатного рода, варяжского происхождения, что подтверждается ее именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga, в русском произношении — Ольга (Вольга). Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых первой половиной X века.

Более поздний Пискаревский летописец и типографская летопись (конец XV века) повествуют слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега , который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика : « Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга» . Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Житие святой Ольги повествует, что здесь, «в области Псковской» впервые и состоялась её встреча с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней .

Княгиня Ольга и князь Игорь

По возвращению из похода на греков князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав . Вскоре Игорь был убит древлянами. После убийства Игоря к его вдове Ольге древляне, боясь мести, прислали сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня Ольга сделала вид, что согласна и последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.

Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: « Довольны ли честью?» А они закричали: « Ох! Хуже нам Игоревой смерти» .

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В «Повести Временных Лет» летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По «Повести Временных Лет» после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

Правление княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава , но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Летопись свидетельствует о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политический и хозяйственной жизни страны. Ольга отправилась в новгородские и псковские земли. Установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), окруженная верной дружиной. Внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Реформы княгини Ольги

На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию, на реке Пскове, где она родилась, основала город Псков. В тех краях, на месте видения трех светоносных лучей с неба, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Ольга пробовала приобщить к христианству Святослава . Он гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».

Летописи считают Святослава преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря, поэтому дата начала самостоятельного его правления достаточно условна. Внутреннее управление государством он передоверял матери, находясь все время в военных походах на соседей Киевской Руси . В 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю. Вместе с детьми Святослава Ольга заперлась в Киеве. Вернувшись с Болгарии, он снял осаду и не пожелал оставаться надолго в Киеве. Уже в следующем году собрался уйти в Переяславец, но Ольга удержала его.

« Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня? — ибо она уже разболелась. И сказала: « Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь. Через три дня Ольга умерла (11 июля 969), и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.

Святая княгиня Ольга

Место погребения Ольги неизвестно. Во времена княжения Владимира ее стали почитать как святой. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в Десятинную церковь. Во время нашествия монголов мощи были сокрыты под спудом церкви.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

День памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла позднее — до середины XIII века.

После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они могут не платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Тем самым он хотел захватить киевский престол и единолично править Русью. С этой целью было собрано посольство, которое направлялось к княгине. Послы везли с собой богатые подарки. Мал надеялся на малодушие "невесты" и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский трон.

В это время великая княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог претендовать на трон, но был еще слишком мал. Попечительство над юным Святославом взял на себя воевода Асмуд. Сама же княгиня занялась делами государственными. В борьбе с древлянами и другими внешними врагами она должна была рассчитывать на собственную хитрость и доказать всем, что страной, которая раньше управлялась только за счет меча, можно управлять и женской рукой.

Война княгини Ольги с древлянами

Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что "невеста" отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там. Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.

В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.


Игорь Тычинин

Великая княгиня Ольга наиболее узнаваемый персонаж начальной истории Руси. Известные факты ее биографии многим хорошо знакомы. Особенно, ритуальная месть за убийство мужа, князя Игоря. Путешествие в Константинополь. Крещение в православие, крестный отец император Константин Багрянородный. Недопонимание с сыном, Святославом, непримиримым язычником. Воспитание внуков: Ярополка, Олега и Владимира. Да и многое другое.
Тем не менее, летописная биография Ольги содержит много тайн и недомолвок.
Начать хотя бы с ее происхождения, возраста при замужестве с Игорем и при рождении Святослава.
Или еще. Почему при осуществлении мести древлянам Ольгой никак не пострадал древлянский князь Мал. Каким образом, его дочь Малуша, будучи вроде бы рабыней, оказалась ближайшей к Ольге прислужницей (ключницей, крупная должность при дворе монархов любого уровня). И родила сыну Ольги Святославу великого сына Владимира. А сын Мала, Добрыня оказался наставником Владимира.
Была ли Ольга легитимной правительницей или опекуншей при своем сыне Святославе? Как получилось, что ее сын Святослав решил перенести столицу Руси из Киева в Болгарию? И почему у него сложились непростые отношения с матерью? Наконец, крестила Ольга своих внуков или нет? И многое, многое другое. Но ограничимся этими вопросами.
По летописям Ольга вышла замуж за Игоря в 903 году. Сын Святослав у Ольги и Игоря родился в 943 году. Игорю в момент свадьбы было от 26 до 38 лет, согласно разным летописям. Соответственно, Святослава он родил в возрасте от 66 до 78 лет.
Сколько лет было Ольге при выходе замуж, мы не знаем. Можно допустить наиболее вероятный разброс от 12 до 15 лет. Тогда Святослава она родила в возрасте от 52 до 55 лет. В принципе это возможно, правда, в наше время. Во времена Ольги и Игоря рожали в гораздо более раннем возрасте. Допустим, до Святослава у Ольги и Игоря рождались только девочки. Но о них точно должно было быть известно. Остается допустить, что на свет появлялись и девочки, и мальчики, но все они умирали в младенчестве, или мы о них почему-то не знаем. И только Святославу, последней попытке родителей, повезло. Тем не менее, все эти выкладки вызывают глубокие сомнения.
Тем более что в деятельности Ольги и Игоря есть еще одна странность. Их опекун, великий князь Олег умер в 915 году (через 12 лет после их свадьбы). Но, придя к власти, Игорь (а вместе с ним и Ольга) никак себя не проявляли лет 25. Что они делали, непонятно. Видимо, накапливали силы для последующего рывка в 40-х годах Х века. Но более логичным выглядело бы то, что и Ольга и Игорь, родились попозже, лет этак на 30. Тогда никаких разночтений сообщения летописей не вызывали бы. Они и вовремя женились, и вовремя бы родили сына, и вовремя бы начали проявлять себя во главе Руси.
Снялась бы и еще одна неясность. Вспыхнувшая любовь императора Константина к 60, а по ряду данных и к 70-летней Ольге во время приема в Константинополе. В этом случае она бы была молодой, цветущей женщиной лет 30.
Ну а теперь несколько слов о месте рождения Ольги. Это город Плесков. Под этим названием известен Псков на северо-западе Руси и Плиска в Болгарии. Второй вариант выглядит экзотично, однако он более вероятен, если обратить внимание на решение Святослава перенести свою столицу в Болгарию. Возможно, не без влияния с детства рассказов матери о своей родине.
Теперь о мести Ольги. Давно замечено, что все те ужасы, которые она обрушила на древлян, не были ничем необычным, не страшным. Это известная языческая процедура, казалось бы давно утерянная. Другое дело, что в период мести она предстает молодой, решительной женщиной, брызжущей энергией.
Другое дело, судьба Мала, князя древлян. Чаще всего считают, что после гонений Ольги он превратился в Малко Любечанина. Весьма странного, уединенного, но в покое живущего человека. Не надо забывать о том, что Мал сватался к Ольге после убийства его подданными ее мужа. Может быть, это сыграло свою роль, но вряд ли. Сватовство также вытекало из типичного языческого ритуала.
Больше того, похоже, Ольга отказала не только Малу. Из одного известного устного предания следует, что Ольга многих князей женихов перевела, «которого загубит … горазд хитра была».
Но перед Ольгой стояла чрезвычайно важная проблема. Пока ее муж был не похоронен должным образом, сын ее, не важно, ребенок ли, или взрослый был лишен отцовского покровительства. Наоборот, Мал, убив князя соседнего племени, приобретал сакральную силу, а также и его женщин, и его детей. Но Ольга, частично следуя общим правилам, пошла наперекор им. Или все-таки не пошла. И летописи преподносят нам красивую, а порой и кровавую, ужасную сказку. Есть ли основания для такого вывода? Возможно есть. Но вряд ли среди них есть следующее основание. Смотрите. От кого конкретно после всех перипетий начального периода истории Руси пошел род русских великих князей? Правильно, от Владимира Святого. А кем был Владимир Святой по отношению к нашим героям Игорю и Ольге и, внимание, к Малу? Да, внуком он был, вот кем. Внуком по отношению ко всем троим. Напомним, к Игорю — внуком по отцовской линии, к Малу – внуком по женской линии через дочь Мала Малушу, мать Владимира.
И говорить это может о многом. Вариантов развития событий много. Например, такой. Ольга все-таки стала, или почти стала, номинально женой Мала в соответствии с языческими традициями, поэтому Мал и сохранил жизнь. Но супружество это было Ольге поперек горла, чтобы уйти от следования языческим законам, она крестится, принимает христианство. Становится свободной женщиной. Но какой ценой. Вокруг ведь одни язычники, могут ведь, и учинить расправу. А ценой венчания, почему нет, сына Святослава с дочерью Мала Малушей. Так на свет рождается Владимир. При этом и Мал, отказавшись от своих языческих прав, удаляется на почетный покой. Это один из вариантов, можно придумать и другие, но не будем этого делать.
Ну а что же тогда представляли знаменитые три мести Ольги. Все они, конечно, были. Только Ольга тут не очень причем. Разве, что следила, чтобы правильно все было сделано, чтобы прежде, чем заранее подготовленных «смертников» поместили в яму, не забыли поместить дубовых углей. И чтобы перед тем, как жечь в бане других выбранных для этой цели людей (в летописи «послов») их не забыли напоить медом. И, наконец, чтобы число кончающих самоубийством дружинников умершего вождя при насыпании кургана было не меньше 5000. Учет и контроль, только и всего.
Следующий вопрос, была ли Ольга самостоятельной правительницей, или руководила страной от имени сына. По летописям она однозначно была регентшей при сыне, на деле вопрос спорный.
В первую очередь, о ее гораздо большей роли говорит иерархия правящего слоя Руси, описанная Константином Багрянородным. В своем произведении «О церемониях» он описывает прием русской архонтиссы с приближенными в своем дворце и ценность подарков гостям на приеме. В определенной степени это отражает иерархию русского двора. Так вот после Ольги в этой иерархии поставлен ее племянник. А люди Святослава таятся аж на 11 месте, получая скудное вознаграждение.
В списке есть и 6 архонтисс, которые по табели о рангах находятся выше Святослава. Высказывалось мнение, что это жены из гарема Игоря. Подбрасываю версию, что это могли быть дочери Игоря и Ольги. И она взяла их с собой в Константинополь в надежде подыскать жениха. Почему нет.
Тут важен и такой любопытный момент. При жизни Игоря, в его договоре с Византией, Святослав поставлен на второе место, до Ольги. А через несколько лет после смерти Игоря Святослав в табели занимает уже 11-е место, точнее, его люди (послы), но это дела существенно не меняет.
И говорит это, как минимум, о том, что Ольга не была регентшей при Святославе. Она совершенно самостоятельная, легитимная великая княгиня. А Святослав пока вообще отодвинут от власти.
Теперь несколько слов о крещении Ольги. В ПВЛ оно описано удивительным образом. Ясно, что далеким от жизни.
Из сообщения ПВЛ следует, что император Константин Багрянородный влюбился в Ольгу во время ее визита вежливости в Константинополь. Стал звать замуж, и это при живой жене, христианнейший государь. Ольга стала отговариваться тем, что она язычница. Тут же ее крестят, император посаженный отец.
После чего приставания продолжаются, но теперь у Ольги есть железобетонный аргумент их отвергнуть. Брак между крестным и крестницей по канонам христианства запрещен. Император раздосадован, Ольга его перехитрила. А мы понимаем, что весь этот рассказ народная выдумка летописца, что чести ему не прибавляет. Но в любой выдумке всегда есть хоть горсточка правды, иначе ее бы вообще не возникло.
Нам кажется, что такие горсточки имеются. Ольга крестилась не только из любви к христианству, у нее были и какие-то политические цели.
Одной из целей могло стать стремление избежать брака с императором. Но с каким? Явно не с Константином. Тогда с кем? Нам кажется, что с князем, а возможно и каганом, т.е. императором Малом, женой которого она должна была стать по языческим законам.
При этом, судя по всему, крещение прошло не гладко. Известно, что Ольга вернулась в Киев раздосадованной. Отсюда эти недомолвки с Константином в народной легенде. Что-то в крещении Ольги императору не понравилось. Может быть, ее стремление задвинуть сына подальше и не крестить его.
И еще. Из этого отрывка, каким бы фантастическим он не был, явно следует, что Ольга после гибели Игоря была молодой, красивой женщиной. И все эти сказки об ее 40-летнем браке с Игорем и о рождении Святослава в бабушкином возрасте надо решительно отбросить.
Теперь об отношениях Ольги и Святослава. Почему они были плохими? Считается потому, что Ольга стала христианкой, а Святослав креститься не пожелал и остался язычником. Но в этом ли все дело? Мы видим, что Ольга, развязавшись с Малом, который претендовал на престол, еще и решительно отодвинула от него сына. И не факт, чтобы она не сделала этого, если бы он крестился. Вряд ли это сильно понравилось молодому и энергичному князю.
Кстати, если летопись права и Ольге действительно было много лет во время рождения Святослава, то он мог быть и не ее сыном, а сыном одной из других жен Игоря. Это сразу бы многое объяснило. Но это уже чересчур, так редактировать ПВЛ мы не собираемся.
Одно ясно, что характеры у Ольги и Святослава были мощные. И чтобы искры от столкновения их не спалили всю Русь, Святослав Русь покинул. И в Киев не возвращался, разве что приехал при последних днях матери. И то, это не факт. Если внимательно присмотреться к русской истории этого периода. Святослав вообще не был Киевским князем. Он был русским князем вне Киевской Руси, которую он оставил матери, а сам решил создать какую-то новую Русь. Русь, которой бы мать не касалась, причем столицу ее образовать на родине матери, в Болгарии, может быть, в отместку за свою опалу на родине.
И последнее. Крещение внуков. Очень сомнительно, чтобы бабушка христианка не крестила внуков, имея в стране, напомним, речь идет о Киевской Руси, полную власть.
Другое дело, что Владимир, скорее всего, еще при отце на родине (похоже, Владимир — старший сын Святослава) был отправлен в Новгород, гораздо более языческий, чем Киев.
Скорее всего, он мог остаться некрещеным. Вполне возможно, утверждать тут нельзя ничего, что после смерти Ольги, Ярополк и Олег, боясь отца, вернулись к язычеству. А после его гибели обратно возвратились к вере бабушки.
Таково наше видение ряда тайн, связанных с великой княгиней Ольгой. Постепенно, думается, они будут раскрываться. И если здесь удалось отгадать, хоть малую часть из них, было бы здорово.

Copyright: Игорь Тычинин, 2016
Свидетельство о публикации №216122401723

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Рецензии

Написать рецензию

Первая встреча князя Игоря с Ольгой, Василий Кондратьевич Сазонов

  • Годы жизни: около 878 г. – 945 г.
  • Отец и мать: Рюрик, имя матери неизвестно.
  • Супруга:Ольга.
  • Дети:Святослав Игоревич.

Игорь (≈878 – 945 гг.) – князь Киевской Руси.

В 912 году после смерти отца Игорь принимает власть.

Игорь был первым русским князем, о котором упоминалось в западных источниках.

У Игоря была жена Ольга, которая родила ему сына Святослава.

Древляне, воспользовавшись сменой власти, решили не выплачивать дань. Но Игорь усмирил бунт, и дань была выплачена.

В 913 году Игорь пошел в поход на побережье Каспийского моря.

Но к нему можно было подойти только через территории, принадлежавшие хазарам. Князь Игорь пообещал им половину добычи за то, что они пропустили его войско.

Игорь сдержал свое обещание, но хазары стали претендовать и на другую половину. В результате произошла битва, и князь потерял большую часть своего войска.

Во времена правления Игоря на русские земли впервые напали печенеги.

В 915 году с ними был заключен мирный договор. До 920 года печенеги на русские земли больше не нападали.

В 941 году Игорь совершил поход на Царьград . Византийцы уничтожили большую часть русского флота греческим огнем.

Игорь Рюрикович

В сентябре 941 года после ряда поражений Игорь вернулся в Киевскую Русь.

В 944 году Игорь решил собрать второй поход, чтобы смыть позор из-за своих поражений. Князь собрал войско русичей, славян, варягов и печенегов и пошел на Византию. Император Роман I Лакапин узнал об огромном войске Игоря и послал послов с дарами и предложением заключить мирный договор. Князь принял дары и развернул войско.

В 944 году Киевская Русь и Византия заключили военно-торговый договор.

Игорь больше не воевал, а за данью отправлял дружину боярина Свенельда.

Это вызвало недовольство, т.к. дружина Свенельда богатела, а дружина Игоря нет.

Дружинники Игоря уговаривали его самого отправиться за данью. В результате он согласился и осенью 945 году отправился за данью к древлянам. Игорь обнаружил недостачу и решил собрать дань повторно. Древлян возмутило такое поведение Игоря, и они убили все войско Игоря и его самого.

Вдова Ольга, по преданиям, во время своего правления отомстила за смерть мужа.

Княгиня Ольга правила древнерусским государством с 945 по 960 г. Она первая из древнерусских правителей приняла христианство, когда все ее подданные еще пребывали в язычестве.

  1. Происхождение
  2. Правление и смерь Игоря
  3. Древляне и месть Ольги
  4. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

Происхождение

«Повесть временных лет» поведала, что Ольга стала суженой Игоря в возрасте 10-ти лет.

Князь имел несколько жен, но уважал более других Ольгу за ее мудрость. По поводу происхождения Ольги есть несколько исторических версий.

  • Есть легенда, что она была простой варяжской крестьянкой из-под Пскова, понравившейся князю.
  • Некоторые летописи свидетельствуют, что она происходила из легендарного рода Гостомысла и называлась Прекрасна, но Олег Вещий дал девушке свое имя.
  • Некоторые историки считают ее дочкой Олега, отдавшего дочь за князя Игоря.
  • В рукописи XV века сообщается о ее болгарском происхождении – она была привезена Олегом из города Плиски.

Установить точное происхождение Ольги историкам не удалось.

Правление и смерь Игоря

По данным летописи, князь Игорь был не особо деятельным правителем.

Историческую известность он приобрел благодаря своей трагической смерти. Игорь вступил на княжение в 912 году. После ряда набегов на селения древлян, а так же обложением непомерной данью, те решили не платить новому князю, пришлось их покорять. Князю удалось победить древлян и уличей в 914 году.

В 920 году разразилась война с печенегами, но ее итоги неизвестны.

Слава Олега вызывала у князя Игоря желание прославиться тоже, поэтому он два раза ходил походом в Византию.

Как звали жену князя Игоря «Слово о полку Игореве»?

Первый в 941 окончился поражением князя – византийцы были предупреждены о нападении и сожгли суда нападающих прямо в море. Сам князь с остатками дружины и без славы бежал в Киев.

В 944 состоялся другой поход, в состав войска входили многие славянские племена, в качестве наемников выступали печенеги.

Чтобы избежать измен Игорь взял от них заложников и направил свою рать двумя путями – по суше на конях и по морю на ладьях. Византийского императора опять предупредили булхары. Император, узнав о количестве приближающихся войск, отправил послов к Игорю с предложением мира и щедрой дани. Стороны заключили мир и подписали выгодные соглашения о торговле. В этих договорах впервые упоминается словосочетание «русская земля».

Осенью 945 году по настоянию недовольной дружины князь выдвинулся за данью к древлянам.

Дань была получена, но по пути домой князю этого показалось мало. Часть дружины с данью поехала в Киев, а Игорь возвратился к древлянам и выдвинул новые требования. Древляне возмутились и перебили дружину. Они казнили Игоря, привязав к стволам молодых деревьев, которые разорвали его.

Похоронили князя около Искоростеня в высоком кургане.

Древляне и месть Ольги

После казни Игоря древляне отправили к вдове сватов, чтобы она стала супругой древлянского князя.

Ольга закопала сватов живыми вместе с ладьей, на коей гости приплыли. После этого вдова стала пенять древлянам, что прислали незнатных сватов, она попросила приехать лучших. Новых знатных гостей Ольга сожгла, заманив в баню, чтобы они помылись перед визитом к великой княгине. Потом вдова поехала к древлянам справить тризну на могилке мужа. На тризне Ольга напоила гостей крепким вином и велела всех порубить. В летописях говорится о 5.000 погибших древлян, присутствующих на тризне.

В 946 году Ольга отправилась в поход против древлян и одержала верх в бою.

Последним пал Искоростень – древлянская столица. Осада длилась лето, потом княгиня велела осажденным дать ей дань в виде домашних голубей.

Обнадеженные и измученные осадой древляне выполнили странную просьбу, в надежде умилостивить врагов. Ольга велела прикрепить к лапам птиц подожженную паклю и отпустить их.

Голуби полетели домой в Искоростень, и город сгорел. Подлинность этой легенды отвергается многими историками – они называют это красивой легендой. Княгиня установила на завоеванных территориях новую дань и вернулась в Киев.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

На момент гибели Игоря его сыну Святославу было всего три года. После мести убийцам мужа Ольга официально правила до совершеннолетия сына.

Фактическое ее правление продлилось и позже – князь Святослав не любил государственных дел, предпочитая проводить время в многочисленных военных походах. В период правления Ольги на Руси стали строить из камня, до этого использовали древесину. Княгиня уделяла много времени благоустройству Киева, Новгорода, Пскова и других подвластных ей земель.

В 955 году Ольга крестилась именем Елена в Константинополе.

По легенде случилось это так. По прибытии в Константинополь Ольга получила предложение о замужестве от самого императора Константина VII. Умная княгиня мягко отклонила это предложение, сославшись на то, что нельзя христианину венчаться с язычницей. Император был вынужден признать ее правоту, предложив женщине креститься. Ольга согласилась, крестили ее патриарх и сам император.

Потом Ольга повторно отвергла притязания императора, заметив, что негоже крестному отцу на крестнице жениться.

Отдельные историки доказывают, что это легенда. Они утверждают, что Ольга посетила Константинополь, будучи уже истовой христианкой. Крестил же ее намного раньше состоящий всегда при ней священник Григорий. Но большинство историков склоняются к тому, что все же Ольга крестилась осенью 957 в Константинополе.

Как бы ни было, но Ольга склоняла к крещению и сына Святослава, тот наотрез отказался.

При жизни матери креститься другим Святослав не запрещал, но насмехался над этим чужеземным обычаем. Вероятнее всего, князь боялся прослыть зависимым от матери и потерять уважение своей дружины. После смерти матушки Святослав казнил своего единственного младшего брата Глеба за приверженность к христианству.

Похоронена Ольга по христианскому обычаю в 969 году.

Внук Владимир Святославович в 1007 году перенес прах княгини в новую церковь Святой Богородицы (Киев). Великая княгиня Ольга причислена к лику святой равноапостольной, кроме нее в христианстве этого удостоены только 5 женщин. Память об Ольге православная церковь празднует 11 июля, святая почитается как защитница новообращенных христиан и вдов.

Древние летописи дают противоречивую информацию о месте и дате рождения Ольги, из княжеской ли семьи происходит или она незнатного рода, и споры об этом идут до сих пор. Кто-то называет ее дочерью князя Олега Вещего , другие источники считают, что ее род идет из Болгарии от князя Бориса. Знаменитый Нестор в «Повести временных лет» родиной Ольги указывает деревню под Псковом, и что она из простого народа.

Также и в биографии княгини Ольги сохранились только краткие сведения.

По одной из легенд князь Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой в лесу, когда тот развлекался охотой. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее за юношу. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Позднее князь Игорь женился на Ольге.

Киевская княгиня Ольга проявила себя очень мудрой правительницей на Руси. Во время боевых походов князя Игоря она занималась политическими вопросами, принимала послов, управлялась с жалобщиками, наместниками, дружинниками. Князь Игорь и княгиня Ольга были не только счастливой супружеской парой, но и вместе управляли страной, разделив управленческие обязанности.

Игорь предводительствовал на войне и решал межплеменные вопросы, а Ольга занималась внутренней жизнью страны.

В 945 г. князь Игорь был убит древлянами за повторный сбор дани. Княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам, проявив хитрость и сильную волю.

Чтобы уладить дело с Ольгой, древляне отправили к ней 20 мужей с предложением выйти замуж за их князя Мала. По Ольгиному приказу их встретили и с честью понесли прямо в лодках, а на месте прибытия бросили в заранее приготовленную яму и закопали живьем.

Затем княгиня Ольга отправила своих послов в древлянскую землю с требованием прислать за ней лучших мужей, чтобы прийти к ним с великой честью. Новым послам была затоплена баня, куда их заперли, а потом сожгли.

И вновь Ольга отправила послов и потребовала приготовить мед, чтобы справить тризну на могиле мужа. Княгиня прибыла с небольшой дружиной. Во время тризны древляне опьянели, и Ольгина дружина перерубила их мечами.

Но на этом месть княгини Ольги древлянам не закончилась. Она собрала войско и на следующий год пошла на древлянскую землю. Древляне были разбиты, но их главный город Коростень не был взят.

Тогда Ольга потребовала с них дань в размере трех голубей и трех воробьев с каждого двора. Осажденные жители города обрадовались столь малой платой и исполнили ее желание. Ольга приказала воинам привязать к ногам птиц куски трута (трут – легковоспламеняющийся материал, такой как трава, опилки, кора, бумага) и выпустить их на волю. Птицы полетели к своим гнездам, и вскоре Коростень охватил пожар. Бежавшие из города люди были убиты или обращены в рабство, а на остальных наложена тяжелая дань.

Усмирив древлян, великая княгиня Ольга активно занялась налоговой реформой. Она отменила полюдья, поделила земли на «погосты» (области) и для каждого погоста установила «уроки» (фиксированный размер подати). Смысл реформ княгини Ольги заключался в создании упорядоченной системы сбора дани, ослаблении племенной власти и укреплении авторитета Киевского князя.

Сын княгини Ольги Святослав был еще мал после смерти князя Игоря , поэтому власть сосредоточилась в руках Ольги. Да и потом правление Ольги на Руси продолжалось, т.к. Святослав очень часто уходил в военные походы.

При княгине Ольге в Киеве стали строиться первые каменные сооружения, появились новые города, окруженные прочными каменными стенами.

Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией.

Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой. В 957 г. она предприняла поездку в Царьград, чтобы принять крещение от самого императора Константина VII (хотя в некоторых источниках говорится о его соправителе Романе II) и патриарха Феофилакта. При крещении киевская княгиня получила имя Елена.

Византийский император, очарованный красотой и умом русской княгини, решил взять ее в жены. Ольга же, верная своей памяти о муже, сумела отклонить предложение, не обидев императора.

Попытки Ольги обратить своего сына Святослава в православие не увенчались успехом, видимо потому, что Святослав боялся потерять авторитет и уважение своей дружины, хотя он и не препятствовал обращению в христианство других.

Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира , который продолжил ее дело.

Княгиня Ольга умерла в 969 году в Киеве. И лишь в 1547 г. она была признана святой.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена (ок. 890 — 11 июля 969), правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь - святой, история - мудрой.

Великая княгиня Ольга (ок. 890 — 11 июля 969) была супругой великого князя Киевского Игоря.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Ольга происходила из славного рода Гостомысла (правителя Великого Новгорода ещё до князя Рюрика). Родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в 12 км от Пскова выше по реке Великой, в языческой семье из династии князей Изборских. Споры о точной дате рождения Ольги ведутся до сих пор - одни историки настаивают на дате ок.890 года, другие - на дате 920 года (хотя эта дата абсурдна в силу того, что Ольга вышла замуж за Игоря при Вещем Олеге, который погиб в 912 году). Обе даты можно подвергнуть сомнению, поэтому их принимают условно. Имена родителей Ольги не сохранились.

Когда Ольге уже исполнилось 13 лет, она стала супругой великого князя Киевского Игоря. Согласно преданию, князь Игорь занимался охотой. Однажды, когда он охотился в псковских лесах, то выслеживая зверя, он вышел к берегу реки. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее сначала за юношу. Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это не юноша, а девица. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Красота Ольги уязвила сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению. Однако целомудренная девица, уразу-мев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пристыдила его мудрым увещанием. Удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы, и не стал её домогаться.

Игорь был единственным сыном новгородского князя Рюрика (+879). Когда отец умер, княжич был ещё очень молод. Перед смертью Рюрик передал правление в Новгороде своему родственнику и воеводе Олегу и назначил его опекуном Игоря. Олег был удачным воином и мудрым правителем. В народе его прозвали Вещим . Он завоевал город Киев и объединил вокруг себя многие славянские племена. Олег любил Игоря как родного сына и вырастил из него настоящего воина. А когда настала пора искать ему невесту, в Киеве устроили смотрины красивых девиц, чтобы среди них найти девушку, достойную княжеского чертога, но ни одна из них
не по-любилась князю. Ибо в сердце его уже давно был сделан выбор невесты: он велел вызвать ту прекрасную лодочницу, которая перевезла его через реку. Князь Олег с великой честью привез Ольгу в Киев, и Игорь вступил в с нею в брак. Женив молодого княжича на Ольге, стареющий Олег стал усердно приносить жертвы богам, чтобы дали Игорю наследника. За долгих девять лет много кровавых жертв идолам принёс Олег, столько людей и быков заживо спалил, ждал, что дадут славянские боги Игорю сына. Не дождался. Умер в 912 году от укуса змеи, выползшей из черепа его бывшего коня.

Языческие идолы начали разочаровывать княгиню: многолетние жертвоприношения идолам не дали ей желаемого наследника. А ну как Игорь поступит по человеческому обыкновению и возьмёт себе другую жену, третью? Гарем заведёт. Кем она тогда будет? И тогда княгиня решилась молиться христианскому Богу. И стала Ольга по ночам горячо просить у Него сына-наследника.

И вот в 942 году ,на двадцать четвертом году совместной жизни, родился у князя Игоря наследник — Святослав! Завалил князь Ольгу подарками. Она же самые дорогие отнесла в церковь Илии — для христианского Бога. Понеслись счастливые годочки. Стала задумываться Ольга над верой христианской да о выгодах от неё для страны. Только Игорь мыслей таких не разделял: его боги в битвах ни разу ему не изменяли.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани (он стал первым правителем в истории России, который погиб от народного негодования). Игоря Рюриковича казнили , в урочище, с помощью почетной «размычки». Нагнув два молодых, гибких дуба, привязали за руки и ноги, и отпустили…


Ф.Бруни. Казнь Игоря

Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга . Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня жестоко отомстила древлянам, проявив хитрость и сильную волю. Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в «Повести временных лет».

Месть княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.


Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией. Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой.


В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград (Константинополь) , где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской, посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.

Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение , хотя и дружина, и русский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

По возвращении в Киев Ольга пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убежденным язычником.

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове , место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» - на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».

Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году, в возрасте 80 лет и была похоронена в земле по христианскому обряду.

Сергей Ефошкин. Княгиня Ольга. Успение

Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве. Её внук князь Владимир I Святославич, Креститель Руси, перенес (в 1007 году) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Скорее всего, в княжение Владимира (970—988) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется православными и католическими и другими западными церквами.


Княгиня Ольга первой из русских князей официально приняла христианство и была канонизирована Русской православной церковью еще в домонгольский период. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира, который продолжил ее дело. Она не вела завоевательных войн, а направила всю свою энергию на внутреннюю политику, поэтому на долгие времена народ сохранил о ней добрую память: княгиня провела административно-налоговую реформу, которая облегчила положение простых людей и упорядочила жизнь в государстве.

Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Ин тропарь равноапостольной Ольги, глас 8
В тебе, Богомудрая Елено, известен спасения образ бысть в Русстей стране,/ яко, приимши баню святаго Крещения, последовала еси Христу,/ творящи же и учащи, еже оставити идольскую прелесть,/ восприяти же попечение о души, вещи безсмертней,/ темже и со Ангелы радуется, равноапостольная, дух твой.

Ин кондак равноапостольной Ольги, глас 4
Явися днесь благодать всех Бога,/ прославльши в Руси Ольгу Богомудрую,/ молитвами ей, Господи,/ людем подаждь/ грехом оставление.

Молитва святой равноапостольной княгине Ольге
О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребываеши светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. А минь.

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА (890-969)

Из цикла «История государства Российского».

Загрузка...