domvpavlino.ru

Особенности правописания о а на конце наречий. Справочник по русскому языку На конце наречий пишется буква

Урок изучения нового материала формирует навык правописания гласных О, А, на конце наречий, сопровождается мультимедийной презентацией. Урок построен по новым подходам в преподавании и обучении.

Просмотр содержимого документа

7 класс

Урок № 44. Правописание гласных на конце наречий.

Цель: формирование навыков правописания гласных О, А, на конце наречий.

Задачи:

    самостоятельно получить сведения о правописании гласных на конце наречий с приставками в-,на-, за-, из-(ис-) . до-, с-, графически объяснять написание гласных на конце наречий;

    развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий, навык самостоятельной работы, коллективных способов обучения, как средства формирования учебной деятельности;

    воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация, интерактивный плакат, сигнальные карточки.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу!

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что нам всем этот урок принесет радость общения друг с другом. Я желаю вам творческих успехов и удачи.

2. Грамматическая разминка.

    Грамматический анализ предложения.

Я (не)торопливо 2 брожу по берегу (не)больш…й степной реч…нки, оставляя 1 за собой след на мокрой траве.

    Объясните правописание слов.

    Изобразите предложение схематично.

    Произведите разборы.

2. «Мешочек каверзных вопросов»

(несколько учеников берут из мешочка по 1 заданию и отвечают на вопрос)

    Сколько звуков в слове «петь»?

    Назовите синоним к слову финиш.

    Назовите главные члены предложения?

    Назовите 5 приставок

    Назовите неизменяемую часть речи?

    Назовите лишнее слово: аккуратно, наверху, бегут, налево, направо, вместе.

    Назовите антоним к выражению «в час по чайной ложке»

    Что значит шиворот - навыворот?-

    Знать назубок-

Выполняют задания, данные по предложению.

Подлежащее сказуемое

В из за над под

Сломя голову

Наоборот

Знать хорошо

3. Этап планирования и целеполагания

Прочитайте слова, записанные на доске, и определите часть речи: слева, вправо, изредка, насухо, дочиста, засветло.

Найдите «опасное место» в наречии, написание которого объяснить пока не можем.

Сформулируйте тему нашего урока.

Какова задача нашего урока?

Это наречия.

«Опасные места» на конце наречий. Мы не знаем когда пишется а, когда о.

Правописание гласных на конце наречий.

Открыть способ проверки написания гласных на конце наречий.

4. Изучение нового материала.

Знание назубок сегодняшней темы, поможет нам писать без ошибок. Сегодня мы узнаем, от чего зависит написание гласных О и А на конце наречий.

У наречий много секретов, давайте разгадаем один из них.

Посмотрите ещё раз на наречия. Выделите в них приставку и суффикс.

На какие группы можно их разделить?

Разделим на группы, которые предложил…..(имя ученика, который назвал группы по написанию гласных).

Запишите слова.

Подумайте, от чего зависит написание букв о и а на конце наречий?

Что вы заметили? Обсудите в паре.

Чтение учебника с.124- правило.

Но и у меня есть еще один секрет. Достаточно взять слово ОКНО с таким предлогом, как приставка у наречия, и сразу определишь, О или А.

    Исследование слов. Что общего.

    Разделите на две группы (работа в парах)

    Объясните своё решение

    Проверяем себя

    Теоретический материал (запись в тетрадь + примеры)

На, за, в - О

Из, до, с - А

в) Выводы детей. в наречиях с приставками -из, -до, -с, пишется суффикс -а;

С приставками -на, - за, -в, суффикс о.

Налево- на окно, засветло- за окно, издавна- из окна

5. Закрепление

    Конструирование (упражнение № 277)

К наречиям добавьте нужные приставки, допишите суффиксы -а -о . Составьте с наречиями предложения.

...давн..., ...глух..., ...полн..., ...легк..., ...далек..., ...высок..., ...редк...

    Комментированное письмо

Поворот слев... направ..., уехать надолг..., вытереть досух..., изредк... переписываться, переработать занов..., начать снов..., накалить докрасн..., друзья издавн..., обратиться запрост..., выйти засветл..., наскор... позавтракать, возвратиться затемн..., накормить досыт..., посмотреть искос..., расположиться справ..., запереть наглух..., взглянуть влев..., доходчив... об...яснить, сначал... выслушать.

    Работа с сигнальными карточками.

Учащиеся получают карточки с буквами О, А. Учитель называет наречие. Слев…, досрочн…, созвучн…, досин…, изобильн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…, дословн…, достаточн…, извилист…, исправн…, досыт…, доверительн…, сначал… , влев…, нагол…, задолг…

Если нужно вставить о – поднимают карточку те, кому досталась соответствующая буква.

6. Итог урока. Рефлексия.

Какой секрет вы сегодня сумели разгадать?

Чем был интересен урок?

На своих листочках нарисуйте смайлик.

Рисуют смайлик:

грустный – не понравился урок, весёлый – понравился

7. Дом задание.

Выучить § 35.

«3» - упр.279;

«4» и «5» - упр. 276.

Приложение №1

Знать назубок

Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.

Шиворот-навыворот

Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

Просмотр содержимого презентации
«7 класс Правописание А-О на конце наречий»

БУКВЫ О И А НА КОНЦЕ НАРЕЧИ Й


Исследование

Правило

Рассуждение

Конструирование

Комментирование

Распределительный диктант

Контрольное списывание


ИССЛЕДУЙТЕ СЛОВА. ЧТО ОБЩЕГО?

Разделите на две группы.

Объясните свое решение.

Слева, затемно,

добела, изредка,

начисто, вправо.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Слева Затемно

Добела Начисто

Изредка Вправо


В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется

буква а , если эти наречия образованы от бесприставочных

прилагательных.

Пример: до сух а (от сухой без приставки)

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется

буква о , если они образованы от прилагательных, в

которых уже были приставки.

Пример: досрочн о (от досрочный с приставкой).

В наречиях с приставками в-, на-, за- всегда пишется

буква о .

Пример: на сух о (с приставкой на).


БУКВЫ О – А НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ С ПРИСТАВКАМИ

если

НА – ПИШИ О

ЗА –

Влев о

Направ о

Засветл о

если

ИЗ –

ДО – ПИШИ А

Издавн а

Докрасн а

Слев а


РАССУЖДЕНИЕ

Доверительн ? - в этом наречии есть приставка

до- , но она уже была в прилагательном

доверительный , значит, наречие образовано с

помощью суффикса ; пишу на конце букву ;

Доверительно.

Досух? - в этом наречии есть приставка до- ,

но ее нет в прилагательном сухой , значит, наречие

образовано с помощью приставки до- и суффикса ;

пишу на конце букву а :

Досуха.


«ПРАВИЛО ОКНА»

  • дотемн а доверчив о
  • дочист а но доходчив о
  • досыт а досрочн о
  • Почему?
  • «Правило окна» распространяется на наречия, образованные приставочно- суффиксальным способом.
  • в-,на-,за- -о
  • из-,до-,с- -а

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Задание:

К наречиям добавьте нужные приставки,

допишите суффиксы -а -о . Составьте с

наречиями предложения.

...давн..., ...глух..., ...полн..., ...легк...,

...далек..., ...высок..., ...редк... .


ПРОВЕРКА

Из давн а ,

с полн а,

с легк а ,

из далек а ,

с высок а ,

из ре дк а .

На глух о .


Тема урока:«Буквы о, а на конце наречий»

Цель урока : создать условия для формирования навыка написания букв А и О на конце наречий;

Задачи:- развивать навык правописания наречий с суффиксами –о-, -а-,

- обеспечить воспитание умения слушать и говорить;

- создать условия для воспитания аккуратности и внимания, бережного отношения и любви к родному языку.

Тип урока : изучения и применения новых знаний

Форма урока : урок изучения нового материала

Ход урока

1.Орг момент

2.Проверка д.з.

Словарный диктант: (не) худо, (не)мудрено,(не)ряшливо выполнить, далеко (не)храб-

рый, (не)годующе воскликнуть, (не)уклюже оправдываться, очень (не)убедительно.

Задание: составьте 3-4 предложения с данными словами.

Игра «Собери пословицы и подчеркни наречие»

Зато плод сладок; дальше будешь; а дома лучше; мягко стелет; в гостях хорошо; да жестко спать;корень ученья горек; тише едешь.

Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)
А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель

Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке И) из рук вон К) как убитый Л) время от времени

М) рукой подать.

Ознакомление с новым материалом

Создание проблемной ситуации, побуждающий к гипотезам диалог:
Прочитайте предложения на доске. Учащиеся читают:
– Раньше мы редко ездили отдыхать на море. – Солнце изредка показывалось из-за туч. – Слева возвышались горы, справа чернела пропасть. – Я посмотрел налево, потом направо. – Стриж метнулся вправо. – Пол был вытерт досуха. – На улице было солнечно, сухо и пыльно. – Он заново начал писать сочинение. – За окном снова начался дождь.

Найдите в них однокоренные слова.

- Редко, изредка, слева, справа, налево, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова.

Какие это части речи?.

Выделите их суффиксы. Что интересного заметили? Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные. Какой возникает вопрос? Почему на конце однокоренных наречий разные гласные? Какова цель нашего урока? Научиться правильно писать буквы А-О на конце наречий. Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а-о в суффиксах наречий? : Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать? По способу образования: суффиксальный и приставочно-суффиксальный. (Группируют слова).
От каких слов они образованы? Запишите их рядом в скобках. Обратите внимание на то, какая гласная пишется на конце наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом.Гласные -а, -о. Какую закономерность вы видите? Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с - а на конце слова. Н:Дотемна,скупо,добела,наутро,вправо,издавна

Из - из давн а В - в лев о

До- А(суф) до бел а НА- на крепк о

С - с нов а ЗА- за светл о


Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке). Чтение текста из учебника « А или О»?

Выпишем в первый столбик слова с приставками в-, на-, за-, а во второй – с приставками из-, до-, с- и посмотрим на их суффиксы.

Делайте. Учащиеся выписывают слова. Что дала проверка? Наречия первого столбика пишутся с –о в суффиксе, а наречия второго столбика пишутся с –а в суффиксе. (Аргумент). Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные? Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания) : Отвечают на вопрос: наречия с приставками в-, на-, за- пишутся с на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с - а на конце.

Воспроизведение нового знания

Цели:

  • познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы;
  • формировать навык правильного написания наречий;
  • способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся.

Ход урока

1. Формирование психологического настроя.

– Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о правописании наречий, а сейчас я предлагаю вам игру “Как? Где? Когда?”. Вы будете командой знатоков. В роли телезрителей выступят учащиеся 8-го класса, они составили специально для вас вопросы по теме “Правописание наречий”.

2. Повторение изученного по теме: “Правописание наречий”.

Слайд 1. Случайно ли я изменила название всем известной интеллектуальной игры? На какие еще вопросы отвечают наречия?

Слайд 2. С вами играет Киселёва Алёна. Внимание вопрос:

– Какие слова являются наречиями?

Слайд 3. С вами играет Суразаков Василий. Внимание вопрос:

– Существительные склоняются, глаголы спрягаются.

Как изменяются наречия?

Слайд 4. С вами играет Шадрина Юлия. Внимание вопрос:

– Расскажите о правописании не с наречиями.

– Дополните ответ своими примерами.

Слайд 5. С вами играет Рее Оксана. Соревнования с компьютером.

Слайд 6. Нужно заменить фразеологические обороты на наречия. Кто быстрее?

Слайд 7. С вами играет Шадрин Иван. Внимание вопрос:

– Какие степени сравнения есть у наречий?

Слайд 8. С вами играет Казанцев Алексей. Внимание вопрос:

– Какие группы наречий по значению вы знаете?

Слайд 9. С вами играет Казанцев Иван. Внимание вопрос:Когда в наречиях пишется суффикс -А, а когда -О?

3. Новый материал. Слайд 10.

– На вопрос Вани мы пока ответить не сможем, оставим его на потом.

А сейчас, ребята, послушайте сказку.

– Жил-был маленький человечек с огромным красным носом и всегда ходил он с гигантским носовым платком в маленькой ручке. Однажды его спросили:
–Как тебя зовут?
– Издос, – ответил он.
– Какое странное имя!
– Это де ибя. Бедя дазывают Издос, потобу что у бедя все вребя ИЗ ДОСа течет.
– Что-что?
– Он сказал: “Меня называют Издос, потому что у меня все время из носа течет”, – перевел кто-то.

Издос высморкался в свой платок и стал говорить нормально.

– А это мой друг и помощник, показывая на платок, его зовут Занав, – сказал Издос.
– А почему его так зовут?

– Это его родовое имя. Я всегда боролся с насморком, никаких платков мне не хватало. А на волшебном Окне висела занавеска. Я взял и отрезал половину: – ЕСКА осталась висеть, а ЗАНАВ – теперь всегда со мной.

Ребята, я вам рассказываю эту сказку для того, чтобы вы лучше запомнили приставки наречий Окна? Что это за наречия окна, я вам сейчас расскажу.

Слайд 12.

– Есть такое племя: Приставки Окна. Они там живут, в Волшебном окне, и ему, окну, поклоняются и повинуются. А Издос и Занав там стражники. Они отбирают, кто может пройти в Племя окна, а кто нет. Отбор очень жесткий и суровый – как в космонавты, ведь все хотят жить в Волшебном окне. А берут туда те наречия, у которых имена, как у стражников. Это наречия с приставками ИЗ, ДО, С (ИЗДОС) и ЗА, НА, В (ЗАНАВ). Но стражники решают немного в судьбе наречий. Их жизнью распоряжается Само Окно! Слайд 13. Например, мы не знаем, “О” или “А” пишется на конце слов влев.., справ.., издавн…Мы подставляем существительное ОКНО. Как будто приставки В, С, ИЗ – предлоги. Влев.. (в окно). Значит, влево. Слайд 14,15.

4. Чтение орфограммы № 61 на стр. 115 (хором).

5. Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук “О” усиливает кровоснабжение сердца, звук “А” благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

6. Тренировочные упражнения: Слайд 16.

2. Придумать рассказ на тему “Я лечу простуду”, используя наречия: справа, засветло, снова, налево, изредка, докрасна, издавна, сначала.

3. Данные словосочетания заменить наречиями с -О или -А на конце, объяснить выбор орфограммы:

Идти в правую сторону (идти вправо);

Расстаться на долгое время (расстаться надолго);

Наесться до полной сытости (наесться досыта);

Переписать окончательно (переписать начисто или набело).

Слайд 17. Я думаю, что сейчас мы сможем ответить на вопрос Казанцева Ивана. Внимание вопрос:

– Когда на конце наречий пишется суффикс -А, а когда -О?

Слайд 18. Домашнее задание:

1. § 41, упр. 246 (по образцу).

Слайд 19. Рефлексия.

“Недописанное предложение”:
– Я не напрасно провел этот час, потому что….
– Всем спасибо. До свидания.

Гласные а, о, у пишутся на конце наречий в зависимости от приставок, с помощью которых они образованы:

А пишется, еcли наречия имеют приставки с- (со-), из- (ис-), до- : с л е ва , с н о ва , с пр а ва , с пь я на , с ы знова , и з редка , и с коса , д о бела , д о суха ;

О пишется, если наречия имеют приставки в- (во-), на- , за- : в л е во , во ед и но , в пр а во , н а глухо , на д о лго , н а чисто , за в е домо , за д о лго , з а ново , з а просто ;

У пишется, если наречия имеют приставку по- : по д о лгу , по мн о гу , по напр а сну , п о пусту , по ск о льку , по ст о льку .

Примечание 1. В древнерусском языке краткие прилагательные изменялись не только по родам и числам, но и по падежам, при этом имели такие же окончания, как и имена существительные; ср.:
И. новъ (домъ , село )
Р. нова (дома , села )
Д. нову (дому , селу )
В. новъ (домъ , село )
Т. новъмь (домъмь , селъмь )
М. новЪ (домЪ , селЪ ) (местный значит предложный).
Из сочетаний падежных форм кратких прилагательных мужского и среднего рода с разнообразными предлогами и создавались наречия. Одновременно бывшие падежные окончания прилагательных превращались в суффиксы наречий, а предлоги - в их приставки. Например:

наречие д о суха образовалось с помощью предлога до от прилагательного в родительном падеже с у ха (ср.: до сел а ); эта же модель в наречиях д о бела , д о красна, д о пьяна , д о сыта , д о чиста ; из давна , из далек а , и з желта , и з редка , и с коса , ис с и ня ; с высок а , с горяч а , с перв а , с прост а , с ызнова ;

наречия типа н а глухо , з а просто , в л е во сохраняют застывшую краткую форму прилагательного в винительном падеже (ср.: на сел о , за сел о , в сел о );

наречие по д о лгу и ему подобные образовались от кратких прилагательных дательного падежа (ср.: по сел у );

наречия в далек е , в кр а тце , в пр а ве , в ск о ре , на равн е сохранили краткое прилагательное в форме предложного (местного) падежа.

Сходство падежных форм кратких прилагательных и существительных позволяет использовать и такой прием выяснения сомнительной гласной у наречия: рекомендуется после приставки, с которой начинается наречие, поставить существительное среднего рода - ударное окончание существительного будет соответствовать суффиксу наречия; ср.: издавна (из окн а , из сел а ), вправо (в окн о , в сел о ).

Примечание 2. У некоторых наречий с приставкой с- (со-) вместо -а пишется -у: с м о лоду , с о слепу , с пь я ну , с р о ду .

Наречия, оканчивающиеся на шипящие

На конце наречий после шипящих ж, ш, ч пишется ь: настежь , наотмашь , сплошь , вскачь , невмочь , прочь .

Исключения: замуж , невтерпеж , уж .

Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме:
Буквы О и А на конце наречий

Урок в 7 классе по теме: «Буквы О и А на конце наречий». Тип урока — комбинированный.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двадцать первое декабря. Классная работ а.

Блиц-опрос «Я знаю про наречие всё!»

Орфографическая пятиминутка Аквалангист погрузился совсем (не)глубоко. Решение найде(н, нн)о. (Не)крепко затянул узел моряк. 4. Девочки сегодня болтали (без)умолку. 5. Роза смотрелась в вазе сегодня ещ… свеж… 6. Конферансье торжестве(н,нн)о объявил начало концерта.

Проверка домашнего задани я Буквы О и Е после шипящих на конце наречий выглядеть свеж… идти неуклюж… попросить ещ… чувствовать себя хорош… говорить волнующ… смотреться могуч… спорить горяч…

Самопроверка 0 ош. – «5», 1 ош. – «4», 2 ош.- «3», 3 ош. и более — «2» выглядеть свежо идти неуклюже попросить ещё чувствовать себя хорошо говорить волнующе смотреться могуче спорить горячо

Прочитайте предложения, найдите в них наречия 1. И навечно совпало с нами это время в календаре. 2. Печку мать докрасна протопила. 3. Подарю тебе чудо я запросто. 4. Снова над бескрайнею землёю зашумят и закружат ветра. 5. Изредка письма приходят ко мне. 6.Вправо дорога уходит, а жизнь… Р. Рождественский

Наречия: навечно докрасна запросто снова изредка вправо

Что их объединяет? навечно докрасна запросто снова изредка вправо

Наречия: навечно запросто вправо докрасна снова изредка

Буквы (суффиксы) О и А на конце наречий (орфограмма) Цели: — познакомиться с правилом написания букв О и А на конце наречий; — научиться, применяя правило, писать буквы О и А на конце наречий.

В наречиях, образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом В-… НА- … О ЗА- … ИЗ- (ис -) … ДО- … А С- …

Наречия навечно запросто вправо засветло влево надолго докрасна снова изредка слева издавна досыта

Проверка – приём подстановки. В О НА О ЗА О ИЗ А ДО А С А

Закрепляем Комментированное письмо Употребите суффиксы О или А Докрасн …раскалённый, обойти слев …, пойти направ …, начать сначал …, закончить засветл …, отмыть добел …, поссориться сгоряч …, свернуть влев …

Образуйте от данных слов все возможные наречия с суффиксами — О- и – А- и с приставками — в, -на, -за, -из, -до, -с. Запишите эти наречия в составе словосочетаний или предложений Чёрный, лёгкий, косой, правый

Тестовое задание. 1.В каком наречии пропущена буква О? а) дотемн. б) изредк. в) влев. г) справ.

Тестовое задание 2 . В каком наречии пропущена буква а? а) насух. б) досух. в) замертв. г) нагол.

Тестовое задание 3.В каком наречии пропущена буква О? а) дочерн. б) искос … в) снов. г) занов.

Взаимопроверка В Б Г

Подумай! Почему в данном наречии пишется на конце О, а не А? и звилисто (Дорога шла извилисто)

Делаем выводы… С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке? В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О? В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А? Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?

Домашнее задание § 20 (или грамматический справочник), упражнение № 277

У нас всё получилось! Спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока:знакомство с правилом правописания о и а на конце наречий; оказание помощи учащимся в запоминании трудных слов;формирование умения выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образовани.

Познакомить учащихся с выбором нужного суффикса в наречиях с приставками из-, до-, с-; повторить правописание «о» и «е» после шипящих в различных частях речи; закрепить правила словообразования.

Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый.

Буквы о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Буквы О и А на конце наречий» разработан в соответствии с программой общеобразовательных учреждений.

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» (7 класс) .

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему «Буквы О и А на конце наречий» по требованиям ФГОС.

Буквы о и а на конце наречий.

Урок 30. Русский язык 7 класс

Конспект урока «Буквы о и а на конце наречий.»

· Сегодня мы узнаем несколько способов отличить, где пишется о , а где а .

· Познакомимся с волшебным окном и волшебными словами.

· И составим не один, а несколько нужных нам алгоритмов.

На конце наречий может писаться о или а . Сегодня мы с вами разберем, почему О пишется в таких словах, как наглухо , засветло , досрочно , а А – в таких словах, как искоса , досуха , слева . От чего это зависит?

Правописание о и а на конце наречий зависит от приставок и от способа образования слова. Сначала разберемся с приставками.

Есть приставки, в наречиях с которыми всегда пишется о , а есть приставки, которые могут обозначать написание о или а .

О пишется на конце слов с приставками в-, на-, за- .

На конце слов с приставками из-, до-, с- может писаться о или а .

Посмотрите, приставки в-, на-, за- и еще со- не доставляют нам никаких проблем, в наречиях с ними пишется только о : влево , насухо , созвучно , засветло .

Но есть и приставки, которые не указывают однозначно, что нам нужно писать: о или а. Это проблемные приставки, из-, до- и с- . Например, на конце наречия досрочно пишется о , а на конце наречия досыта а . На конце наречия изнеженно пишется о , а на конце наречия издалека а . Почему так происходит?

Правописание таких наречий зависит не только от приставок, но и от способа образования самого наречия.

В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется а , если наречие образовалось от бесприставочного прилагательного . В таких наречиях пишется о, если у прилагательного, от которого образовалось наречие, уже была приставка .

Рассмотрим два слова – досуха и достойно . Наречие досуха сухой . В образовании наречия участвовала приставка до-, поэтому на конце наречия пишется а. А вот наречие достойно образовалось от прилагательного достойный , до- в этом слове входит в состав корня. Поэтому мы пишем О.

Но, даже зная, как и от какого слова образовано наречие, бывает нелегко запомнить, какие приставки соотносятся с О на конце, а какие – с А. Как же запомнить все эти приставки и быстро различить – о или а нужно писать?

Кто нам поможет? На помощь спешит окно! Какое окно, спросите вы? Самое обыкновенное существительное окно .

Это слово позволяет проверить, какие приставки в наречиях соотносятся с О на конце, а какие – соотносятся с А. Потому что такие наречия ведут себя точно так же, как слово окно с предлогами . Вы, конечно, спросите: а как это?

Рассмотрим наречие издавна . Мы видим в нем приставку из-. Подставим такой же предлог из к слову окно . Получается – из окна . Например, из окна вылетела стрекоза. Мы ясно слышим, что на конце существительного звучит а. И а будет писаться на конце наречия. Приставка и предлог одинаковые, и буквы на конце слов тоже одинаковые.

Рассмотрим еще несколько примеров. Вправо – мы видим приставку в-. Подставляем предлог в к слову окно. В окно выглянул мальчик . На конце существительного о – и на конце наречия тоже.

Досуха – приставка до-. Подставляем к слову окно . Шарик не долетел до окна . В конце слова окна а , значит, пишем досуха .

Наглухо – приставка на-. Подставляем к слову окно предлог на . На окно поставили решетки . Слышим о . Значит, пишем наглухо через о .

Доверительно – кажется, что мы должны подставить предлог до к слову окно . И у нас получится – до окна . Но это не так. Нас ждет неприятный сюрприз, ведь перед нами – наречие, образованное от прилагательного с приставкой . Доверительно образовано от доверительный , а у этого слова приставка уже есть. Нам нужно всегда проверять, от чего образованы наши наречия, не забывайте .

Может быть, кому-то покажется сложным все время помнить о слове окно . Но есть еще и другой способ запомнить нужные нам приставки.

Этот способ немного волшебный. Посмотрите. После приставок на-, в-, за- мы пишем на конце наречий о . У нас получилось волшебное слово для запоминания: навзао .

А после приставок до-, -с, -из мы пишем а . Вот и еще одно волшебное слово: досиза .

Запомните эти волшебные слова: навзао и досиза . Правда, нужно помнить, что мы можем их применять только для наречий, которые образованы с помощью приставки !

Так как мы определяем, о или а пишется на конце наречий?

Есть несколько способов.

Первый наш алгоритм – для самых рассудительных . Задайте себе вопрос – вы видите в наречии приставки из-, до- или с-? Если нет, то сразу пишем о . А если да, то задаем себе еще один вопрос: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если на этот вопрос отвечаем «да», то пишем на конце наречия а . А если отвечаем «нет», то на конце наречия пишем о .

Проверим себя. Как пишутся все эти наречия?

Искос… косой , значит, пишем а .

Нагол… – приставка на-. Значит, сразу пишем о .

Дочист… – приставка до-, наречие образовано от прилагательного чистый . Пишем на конце а .

Исправн… – приставка ис-. Наречие образовано от прилагательного исправный , а у этого прилагательного уже есть своя приставка. Значит, на конце наречия мы напишем о .

А вот и второй алгоритм – для самых оригинальных . Сначала мы должны спросить себя: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если нет, то сразу пишем о . А если да, то пользуемся подсказкой – существительным окно . Благодаря этому существительному нам не нужно запоминать никаких приставок.

Дочерн… – образовано от черный . До окна . На конце наречия – а.

Набел… – образовано от белый . На окно . На конце наречия – о

Издалек… – образовано от далекий . Из окна . На конце наречия – о.

И еще один алгоритм – самый волшебный . Мы опять проверяем, от чего образовано наречие. Если не от бесприставочного прилагательного, то пишем о на конце. А если от прилагательного без приставки, то мы можем обратиться к двум волшебным словам – навзао и досиза – и сразу вспомнить, что в наречиях с приставками на-, в-, за- мы пишем о , а в наречиях с приставками до-, с-, из- на конце пишется а .

Буквы “о” и “а” на конце наречий

Особенности правописания О А на конце наречий

В русском языке правописание букв о и а на конце наречий зависит от того, с какой приставкой пишется слово:

    Суффикс пишется в наречиях с приставками в-, за-, на- .

Тест по теме

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

  1. 1. Ramzan Ramzan 6,301
  2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
  3. 3. Iren Guseva 4,925
  4. 4. Анастасия Гудяева 3,482
  5. 5. admin 3,412
  6. 6. Александра Люханчикова 3,122
  7. 7. Мухаммад Амонов 3,084
  8. 8. Гузель Миннуллина 2,374
  9. 9. Артём Чекуров 2,016
  10. 10. Алёна Кошкаровская 1,886
  11. Самые активные участники недели:

  12. 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  13. 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  14. 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  15. Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  16. 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  17. 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  18. 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  19. Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    Правило о-а на конце наречий

    Словарные диктанты

    Снова, влево, направо, сначала, заново, дочерна, налево, изредка, справа, издавна, досуха, вправо, начисто.

    Объясните правописание букв о, а на конце наречий.

    Разберите по составу наречия сначала, изредка .

    Справа от меня, проснуться засветло, вытереть досуха, свернуть направо, начать заново, расстаться надолго, закрыть наглухо, навещать изредка, переписать набело.

    Определите способ образования записанных наречий.

    Объяснительные диктанты

    1) Удача любит того, кто встаёт засветло. 2) Чтобы строить наново, нужно начинать сначала. 3) Ласточка отлетает ещё затепло. 4) Даже изредка не позволяй себе лукавить. 5) Издавна светлый закон миром правит: тот благоденствует, кто не лукавит.

    Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий». Объясните правописание наречий.

    Проведите синтаксический разбор предложения 1.

    Укажите части речи в предложении 5.

    1) Стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали теченье реки. (И. Тургенев) 2) Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. (Е. Носов) 3) Ни сначала, ни после я не лгал ни перед собой, ни перед нею. (Л. Толстой) 4) Она портному исправно служит, с ниткой тесной дружбою дружит. (Загадка: иголка) 5) Влево тянулась узкая тропинка. (Чаплина)

    Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий», объясните выбор гласной буквы.

    Найдите предложения: а) с причастным оборотом; б) с деепричастным оборотом. Объясните пунктуацию в данных предложениях. Деепричастный и причастный обороты подчеркните.

    Так нередко бывает в жизни: живёшь рядом, встречаешься с человеком чуть ли не ежедневно, и вдруг однажды будто какой-то луч озарит знакомое лицо. Лицо покажется прекрасным, а человек - самым желанным в мире.

    Выделите орфограммы в наречиях.

    Укажите наречие образа действия.

    Предупредительные диктанты

    Вспомните правило правописания букв о, а на конце наречий.

    1) Издавна на Руси человек находил успокоение от душевных невзгод на лоне матушки-природы. 2) Наша бричка свернула с главной дороги влево, туда, где синела манящая гладь широкой реки. 3) Справа от нас простиралось безбрежное море золотой пшеницы. 4) Сначала внизу и вокруг меня царствовала совершенная тишина. (Л. Толстой) 5) Пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески. (И. Тургенев)

    Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий». Объясните выбор гласной буквы.

    Определите способ образования наречий издавна, влево .

    Выпишите из предложений по одному слову, которые будут иллюстрировать орфограммы: а) «Проверяемая безударная гласная корня», б) «Чередующаяся безударная гласная корня» (простиралось). Выделите корни, объясните выбор гласной буквы.

    Найдите в предложении 5 слова, в которых происходят следующие фонетические явления: а) озвончение, б) оглушение. Объясните причину данных фонетических явлений.

    Найдите предложение, в котором есть деепричастие. Проведите синтаксический разбор этого предложения.

    Вспомните и проговорите правила правописания наречий: 1) «Буквы о, а на конце наречий»; 2) «Правописание НЕ с наречиями на -о, -е».

    Запишите под диктовку.

    Я пошёл вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Всё кругом быстро чернело и утихало, - одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо метнулась в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой. Уже я с трудом различал отдалённые предметы. Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало снова синеть - но то уже была синева ночи.

    Выделите орфограммы в наречиях. Объясните правописание наречий.

    Подчеркните в тексте все наречия как члены предложения, определите их разряд по значению.

    Отметьте в тексте языковые средства выразительности.

    Выборочные диктанты

    1) Хранить дружества с соседями, помогать ближним и защищать угнетённых - издавна было священным обычаем россиян. (Ф. Глинка) 2) Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать каждый раз заново. (С. Михалков) 3) Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А. Вампилов) 4) В каждую книгу писатель уходит надолго, как уходят в просторы неизведанной страны исследователи и завоеватели. (К. Паустовский) 5) Всё снова нас будет влечь к испытанному крову с готовым ложем и здоровым сном. (Дж. Ките)

    Выпишите слова с орфограммой «Буквы о, а на конце наречий» в два столбика: 1) -а на конце наречий; 2) -о на конце наречий. Графически обозначьте выбор гласной буквы.

    Дополните записи своими примерами (по два-три примера в каждый столбик).

    Запишите четыре ряда слов.

    1) Изредка, досуха, слева, влево;

    2) Заново, направо, влево, справа;

    3) Дочиста, досуха, досрочно, издавна;

    4) Слева, справа, сослепу, сначала.

    Подчеркните в каждом ряду «лишнее» слово. Обоснуйте свой выбор.

    (Ключ: «лишнее» слово в 3-м примере - досрочно - наречие с приставкой до- на конце имеет суффикс -о, так как образовано от прилагательного с приставкой: досрочный (сравним: досуха - сухой).)

    Определите способ образования «лишних» слов.

    (Ключ: влево, справа, сослепу - приставочно-суффиксальный; досрочно - суффиксальный.)

    «Буквы о , а на конце наречий"

    Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы ГБОУ КК ШИСП Ахметова Н.И.

    МЕСТО УРОКА В КТП: урок изучение новой темы.

    Цели урока:

    развивающая:

    Развивать мышление от частного к общему, элементы творческого поиска

    Учить работать самостоятельно;

    образовательная:

    Совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

    воспитательная:

    Развивать чувство коллективизма, ответственности;

    Воспитывать умение конролировать свои эмоции.

    Задачи урока:

    1. Создание условий для осознанного запоминания правописания о и а в конце наречий

    2. Научить составлять алгоритм по теме урока.

    3. Научить правильному употреблению наречий в тексте.

    4. Помочь каждому поверить в себя

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

    Метапредметные:

    Познавательные

    Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.

    Регулятивные

    Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.

    Коммуникативные

    Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

    Предметные:

    Умение составлять алгоритм по теме, осознанно применять его при написании текста.

    Ресурсы : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР,

    Литература:

    Учебно-методический комплект для 7 класса под редакцией

    М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской и др.

    Видеоуроки и тесты для 7 класса

    Методы и приемы: проблемное обучение, взаимооценка, самооценка, лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа.

    Формы работы: индивидуальная, в группах, всем классом, у доски по карточкам.

    Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.

    Межпредметные связи: литература

    Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.

    Тип урока: изучение нового материала

    Длительность урока: 45 минут.

    Ход урока

    1.Лингвистическая разминка

    Все любят играть в буриме, и мы с вами тоже сыграем в рифмы:
    свЁкла – ФЁкла
    ель – щавЕ"ль
    вЕра – афЕ"ра
    удивИт – алфавИ"т
    истерИя – ассиметрИ"я
    сидИшь - звонИ"шь
    достАл – квартА"л
    столЯр – малЯ"р

    II. Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»

    «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.»

    1. Объяснение эпиграфа.

    2.Просмотр видеоурока №30

    3. Составление алгоритма

    Применяя данное правило, рассуждаем так:

    Алгоритм

    Наречие образовано

    от беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

    Если образовано с приставками В конце пишем О

    в на за из до с

    Пишем

    III. Закрепление изученной темы.

    1.-Работа в парах(рассуждение по алгоритму) :

    Издалека, докрасна, снова,сначала,исправно,изнеженно,доверчиво,связано.

    2.Записывать слова и графически обозначить правило: упражнение 269

    3.Работа по вариантам: упражнение 271

    4.Самостоятельное чтение упражнения 272, пересказ, беседа по тексту.

    5.Экспресс-тест по изученной теме

    1.

    1) засветл...

    2) издавн...

    3) вдохновенн...

    4) досыт...

    2. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

    __ если наречие образовано от прилагательного с приставкой, то на его конце пишем А.

    __ в наречиях с приставками на-, в-, -за на конце пишется О

    __ в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется А

    __ если наречие образовано от прилагательного, не имеющего приставки, то на его конце пишем О.

    3. В каких случаях мы напишем на конце наречий О?

    Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

    1) Упражнение было переписано занов... .

    2) Герой сызнов... вернулся в родные края.

    3) Дверь была закрыла наглух... .

    4) Изредк... в реке ловилась крупная рыба.

    4. Найдите наречие, на конце которого пишется А.

    1) занов...

    2) набел...

    3) насух...

    4) дочерн..

    5. Где-то в примерах, взятых из пословиц и поговорок, спрятано неправильно написанное наречие. В каком из примеров оно притаилось?

    Изображение:

    Выберите один из 4 вариантов ответа:

    1) Пойдёшь направо, а придёшь налево.

    2) Засветло найди пристанище на ночь.

    3) Досыто не наедаемся, а с голода не умираем.

    4) Правая рука - это та, на которой большой палец слева.

    6. Вопрос:

    В поговорке "Грозит мышь кошке, да издалече" наречие употреблено в архаичной форме. О или А писалось бы на конце современного варианта наречия? Запишите наречие в его современном варианте.

    Изображение:

    Запишите ответ:

    7. Отметьте предложения с ошибками

    Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

    1) И слева, и справа были стены.

    2) Искосо бросая взгляды на друзей, жадный Вова ел мороженое.

    3) Таня насуха вытерла мячик.

    4) Котенок доверчиво прижался к ласковым рукам.

    8. Наречия, которые были образованы от прилагательных с приставками.

    Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

    1) заново

    2) изысканно

    3) изменчиво

    4) изнеженно

    9. Ученику на диктанте досталась трудная фраза. Сколько наречий в ней пишутся с А на конце? Ответ укажите числом.

    Издавн... повелось, что и направ..., и налев... от этого коридора были наглух... закрытые двери, на которые жильцы изредк... поглядывали искос... .

    Изображение:

    Запишите число:

    10.Отметьте предложения без ошибок

    Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

    1) Он каждый раз начинал решать эту задачу заново.

    2) Радостный Витя слегка приобнял друга за плечи.

    3) За лето ученики нашего класса загорели дочерно.

    4) В армии солдат бреют наголо.

    Ответы:

    1) (2 б.) Верные ответы: 2; 4;

    2) (2 б.) Верные ответы: Нет;

    Нет;

    3) (2 б.) Верные ответы: 1; 3;

    4) (1 б.) Верные ответы: 4;

    5) (3 б.) Верные ответы: 3;

    6) (2 б.) Верный ответ: "издалека".

    7) (2 б.) Верные ответы: 2; 3;

    8) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

    9) (3 б.): Верный ответ: 3.;

    10) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

    6. Подведение итогов. Выставление оценок.

    Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учебника (§ 43, с. 111).

    IV. Выполнение упражнений

    1. Упражнение 241: комментированное письмо, конструирование предложений.

    От каких слов образованы данные наречия? (От прилагательных и причастий.)

    Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)

    2. Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске

    и в тетрадях).

    V. Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»

    Слово «табу» - одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно означает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, что- бы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет!" о запрете не принятых в обществе слов или действий. Например, вместо слова «черт» часто говорится «лукавый».

    Интересно, что всем известное слово «медведь» тоже связано с табуированием. Это животное, пожалуй, единственное, не имеющее собственного имени в русском языке. В других языках оно не только названо: «bear» по-английски, «ber» по-немецки, УТОЧНИТЬ! Но и закреплено в названиях городов: Берлин, Берн.

    По-русски же это «тот, кто ведает мёд», название окольное, не прямое. Вспомним, что и в русских народных сказках к медведю отношение особое. Его называют уважительно «хозяином», а часто - по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапыч», «Топтыгин». Недаром этот зверь изображен на гербах многих старинных городов, и наших, и зарубежных.

    Домашнее задание

    Методические приемы: лингвистическая игра, повторение изученного материала, устное рисование, реализация межпредметных связей с литературой.

    Ход урока

    I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

    Почёт, печёт, плечо, чётный. {Плечо - о после шипящей.) Огорчённый, прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Украшенный -ев суффиксе.)

    Заброшенный, купленный, копчёный, решённый. (Копчёный -одна н.)

    Словарная работа на доске:

    Бе--молвие

    (Не)рукотворный хр-м

    Ц-рит г-рмония

    Оч-рованная душа

    Поэтическая нап-вность

    Л-сная ска-ка

    Хр-м пр-роды

    (По)истине тр-гическое звуч-ние

    Слыш-т?ся в ответ

    Ра-рушенный

    Исп Цели: закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников. .

    Методические приемы: анализ сочинений, повторение изученного материала, тест, самостоятельная работа.

    Ход уроков

    I. Чтение и анализ нескольких сочинений - описаний

    внешности

    II. Беседа по вопросам учебника

    Опираемся на контрольные вопросы и задания с. 70. Ответы должны быть полными, развернутыми.

    III. Вопросы и задания, составленные учениками

    За удачные вопросы и задания ученики получают оценку.

    IV. Словарный диктант

    Акварель, аквариум, акваланг, берёста, благородный, великодушный, возвышенный, выровненный, гирлянда, движимый, желанный, жёваный, изощренный, искриться, калитка, кованый, колонна, медленный, невиданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, отразить, пакет, переведённый, поразительный, прекратить, претензия, приведённый, присутствовать, рыцарский, святой, священный, силуэт, чуткий.

    V. Работа по развитию речи

    1. Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях:

    Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

    Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.

    В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие сусальной позолотой.

    Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным. Кем-то обиденный мальчик горько плакал.уга(н,нн) пр-тихший лес

    По началу нашего урой вы уже поняли, что главная его тема -спортивная. Спортивная журналистика - нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.

    Ваша задача - попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.

    Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.

    Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепричастий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения.

    Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее вы полнит задание. За правильные ответы засчитываются «забитые I голы», за ошибки - штрафные очки.

    Предложения записаны на доске:

    1) Все поезда идущ...ев футбольную cm.. .лицу заполн... е(н, нн)ы болелыц...ками.

    2) Ко(м, мм)ентаторы уд...ляли повыше(н, нн)ое вн... мание футболисту забивш...му победный гол в ворота соперн...ка.

    3) (В)место пользу...щ...гося в команде (не, ни)пр...река...мым автор...тетом вет...рана в стартовом составе может выйти v под... ющий надежды защитник из юнош... ской сборной страны.

    4) Дровиш...к в разг...ревш...йся к...стер надежд подбросила молодая пор...ель украинских игроков добравшись до ф...нала чемп...оната Европы.

    5) Нап...дающий открывшись на гран... офсайда перебросил I мяч... через голкипера но выручил защитник насти(г, к)шиймяч... поч...ти на линии ворот.

    6) Об...грае три команды бр...зилъц... вышли в (четвертьфинал.

    1) Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.

    2) Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, : забившему победный гол в ворота соперника.

    3) Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий | надежды защитник из юношеской сборной страны.

    4) Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила молодая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата I Европы.

    5) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти I на линии ворот.

    6) Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.

    (Предложения взяты из газеты «Спорт-экспресс».)

    Примечание: обратим внимание на причастие в пятом пред-

    I ложении: нападающий - оно выступает в роли подлежащего. Это | случай перехода одной части речи в другую (в данном случае - при-[ частия в существительное).

    IV. Выполнение упражнений

    Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).

    3. Устное описание действий, обсуждение описаний.

    Алгоритм

    Наречие образовано

    От беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

    Если образовано с приставками В конце пишем О

Загрузка...