domvpavlino.ru

Проблема изучения познания в психологии. Психологическое познание человека Виды познания в психологии

Уяснение природы психического выясняет вместе с тем теоретические задачи психологии, специфические задачи психологического познания. Анализ любого психического явления показывает, что осознание - значит, всякое, даже наивное познание - психических явлений всегда предполагает раскрытие тех предметных связей, посредством которых психические переживания впервые выделяются из мистической туманности чистой непосредственности, лишённой всякой определённости и членораздельности, и определяются как объективные психологические факты. Поскольку эти предметные отношения могут быть неправильно или неполно, неадекватно раскрыты в непосредственных данных сознания, эти последние могут давать неадекватное познание психических явлений. Не всё то, что человек переживает, он адекватно осознаёт, потому что не все отношения, выражающиеся в переживании и определяющие его, сами адекватно даны в сознании как отношения. Именно поэтому встаёт задача - отличного от простого переживания - познания психического посредством раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется . Это и есть задача психологии. Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей и опосредований.

В радикальном отличии от основных тенденций традиционной психологии, изучавшей, функции или структуру сознания только имманентно, в замкнутом внутреннем мире, психология должна исходить при изучении человеческого сознания из его отношения к предметному миру объективной действительности.

Заодно с преодолением дуалистического противопоставления психического как будто бы замкнутого внутреннего мира миру внешнему падает традиционное дуалистическое противопоставление самонаблюдения, интроспекции внешнему наблюдению, падает само понятие самонаблюдения в его традиционном понимании, которое, замыкая самонаблюдение в самодовлеющем внутреннем мире, механически противопоставляет его внешнему, объективному наблюдению.

Поскольку, с одной стороны, действие или поступок не могут быть определены вне своего отношения к внутреннему содержанию сознания, объективное психологическое наблюдение, исходящее из внешней стороны поведения, не может брать внешнюю сторону поведения в отрыве от внутренней его стороны. Поскольку, с другой стороны, осознание моих собственных переживаний совершается через раскрытие их отношений к внешнему миру, к тому, что в них переживается, познание психических фактов, исходящее из внутренней их стороны, из самонаблюдения, не может определить, что собственно оно даёт, вне соотношения психического, внутреннего с внешним.

Пусть я исхожу из самонаблюдения: мне даны мои переживания так, как мои переживания никому другому не могут быть даны. Многое из того, что сторонний наблюдатель должен был бы установить косвенным путём посредством кропотливого исследования, мне как будто непосредственно открыто. Но всё же: что собственно представляет собой моё переживание, каково объективное психологическое содержание того процесса, субъективным показателем которого оно служит? Чтобы установить это и проверить показания моего сознания, я вынужден, становясь исследователем своей собственной психики, прибегнуть принципиально к тем же средствам, которыми пользуется в объективном психологическом исследовании сторонний наблюдатель. Сторонний наблюдатель вынужден прибегнуть к опосредованному познанию моей психики через изучение моей деятельности не потому только, что ему непосредственно не даны мои переживания, но и потому, что по существу нельзя объективно установить психологический факт или проверить объективность психологического познания иначе, как через деятельность, через практику.

Восприятие, воспроизведение, мышление и т. д. - это внутренние психические процессы, но каждый из них объективно определяется посредством тех условий, которым он должен удовлетворять, чтобы быть действительно восприятием (а не галлюцинацией), узнаванием (а не иллюзией уже виденного), мышлением (а не простой ассоциацией представлений или скачкой бредовых идей). Но удовлетворяет процесс тем объективным условиям, которыми он определён, полностью выявляясь лишь в действии. Поэтому объективное наличие того или иного психического процесса может быть и другим и мной самим объективно установлено лишь посредством соответствующей деятельности.

Восприятие предполагает наличие реального объекта, непосредственно действующего на наши органы чувств. Оно всегда при этом есть восприятие какого-то материала (предмета, текста, нот, чертежа), которое совершается в определённых реальных условиях (при определённом освещении и пр.). Для того чтобы установить наличие этого объекта и, значит, наличие восприятия (а не галлюцинации), необходимо, очевидно, прибегнуть к ряду операций, совершаемых в определённых реальных условиях. Для того, например, чтобы утверждение о чёткости восприятия не было фразой, лишённой всякого определённого значения, нужно прибегнуть к объективным мерилам, дающим возможность придать утверждению определённое содержание, например чёткость и острота зрения, определяемая чтением такого-то текста в таких-то реальных условиях, на таком-то расстоянии, при таком-то освещении. Но для того чтобы это установить, необходимо, очевидно, испытать функцию в этих конкретных реальных условиях - действительно прочитать этот текст.

Воспроизведение предполагает соответствие воспроизведённого образа реальному предмету. Для того чтобы установить наличие этого соответствия и, значит, наличие подлинного воспроизведения (а не воображения) и характер этого соответствия (степень точности) и, значит, психологические особенности воспроизведения или памяти, необходимо, очевидно, объективизировать воспроизведённый образ, выявить его во вне, хотя бы зафиксировать словесно и создать таким образом возможность проверки этого соответствия в определённых условиях, доступных реальному контролю.

Имеется ли налицо действительно мышление (а не случайная ассоциация представлений), определяется тем, осознаны ли объективные предметные отношения, которые дают решение задачи. Но дают ли осознанные в данном психологическом процессе отношения действительное решение задачи, - это доказывается и проверяется её решением. Субъективное чувство понимания - это симптом, который может быть обманчивым. Оно по существу заключает в себе гипотезу о возможных действиях субъекта. Эта гипотеза проверяется действием. Понимание решения задачи определяется умением её решить, а умение её решить доказывается её решением.

То же самое, что выше сказано о восприятии, воспроизведении, мышлении, применимо и к чувствам: и здесь действие является признаком, по которому можно судить о реальных помыслах и чувствах реальной личности. Сказать, что у человека такие-то чувства, - это значит утверждать, что у него те переживания, которые отвечают такому-то отношению, такому-то способу действия по отношению к другому человеку. Деятельность является раскрытием во внешнем, материальном плане тех отношений, которыми объективно определяются психологические факты.

Через посредство деятельности субъекта его психика становится познаваема для других. Через посредство нашей деятельности объективно познаём нашу психику, проверяя показания нашего сознания, даже мы сами. Случается поэтому - каждый это когда-либо испытал, - что собственный наш поступок внезапно открывает нам в нас чувство, о существовании которого мы не подозревали, и совсем по-новому нам же освещает наши собственные переживания. Мы сами через нашу деятельность, не непосредственно, а в испытаниях жизни глубже всего познаём самих себя. По тем же самым данным нашей деятельности познают нашу психику и другие. Понятным, таким образом, становится, что другие люди, перед которыми разворачивается наша деятельность, иногда раньше замечают в нас вновь зародившееся чувство, во власти которого мы находимся, чем мы сами его осознаём, и порой даже правильнее судят о нашем характере и о наших реальных возможностях, чем мы сами в состоянии это сделать.

Показания нашего сознания о наших собственных переживаниях, данные самонаблюдения, как известно, не всегда достоверны; иногда мы не осознаём или неадекватно осознаём свои собственные переживания. Для познания своей собственной психики мы всегда должны исходить - в принципе так же, как при познании чужой психики, но лишь в обратной перспективе - из единства внутренних и внешних проявлений. Интроспекция как такое погружение во внутреннюю сторону, которое бы вовсе изолировало и оторвало психическое от внешнего, объективного, материального, не может дать никакого психологического познания. Она уничтожает саму себя и свой объект. Психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познаётся лишь опосредованно - через отношение его к объективному миру. В этом ключ к разгадке таинственной природы психологического познания; отсюда открывается путь для преодоления феноменализма, разъедающего систему традиционной психологии.

Единство между сознанием и деятельностью, которое таким образом устанавливается, создаёт основу объективного познания психики: падает утверждение субъективной идеалистической психологии о непознаваемости чужой психики и утверждение противников психологии о субъективности, т. е. ненаучности, всякого психологического познания; психика, сознание может стать предметом объективного познания.

Это единство является основой подлинно научного объективного познания психики. Оно открывает возможность идти к познанию внутреннего содержания личности, её переживаний, её сознания, исходя из внешних данных её поведения, из дел её и поступков. Оно даёт возможность как бы просвечивать через внешние проявления человека, через его действия и поступки его сознание, тем самым вместе с тем освещая психологические особенности его поведения. Деятельность человека, - как писал К. Маркс о промышленной деятельности, - это «раскрытая книга человеческих сущностных сил, чувственно предлежащая пред нами человеческая психология» . [К. Маркс и Ф. Энгельс, Собр. соч., т. III, 1929, стр. 628; К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. Т. 42. С. 123.]

Единство сознания и поведения, однако, не тожество; речь идёт не об автоматическом совпадении внешних и внутренних проявлений человека. Действия людей по отношению к окружающему не всегда непосредственно соответствуют тем чувствам, которые они к ним питают: в то время как человек действует, в нём обычно перекрещиваются различные, порой противоречивые чувства. Внешне различные и даже противоположные поступки могут выражать применительно к различным условиям конкретной ситуации одни и те же черты характера и проистекать из одних и тех же тенденций или установок личности. Обратно: внешне однородные и как будто тожественные поступки могут совершаться по самым разнородным мотивам, выражая совершенно не однородные черты характера и установки или тенденции личности. Один и тот же поступок один человек может совершать для того, чтобы помочь кому-нибудь, а другой - чтобы перед кем-нибудь выслужиться. Одна и та же черта характера, застенчивость например, может в одном случае проявиться в смущении, растерянности, в другом - в излишней шумливости и как будто развязности поведения, которой прикрывается то же смущение. Само же это смущение и застенчивость нередко порождаются диспропорцией в одних случаях между притязаниями личности и её способностями, в других - между её способностями и достижениями и множеством других самых разнообразных и даже противоположных причин. Поэтому ничего не поймёт в поведении человека тот, кто не сумеет за внешним поведением вскрыть свойства личности, её направленность и мотивы, из которых исходит её поведение. Бывают случайные поступки, не характерные для человека, и не всякая ситуация способна адекватно выявить внутренний облик человека (поэтому перед художниками встаёт специальная композиционная задача - найти такую, для каждого действующего лица специфическую, ситуацию, которая в состоянии выявить именно данный характер). Непосредственные данные поведения могут быть так же обманчивы, как и непосредственные данные сознания, самосознания, самонаблюдения. Они требуют истолкования, которое исходит из внешних данных поведения, как отправных точек, но не останавливается на них как на чём-то конечном и самодовлеющем. Отдельный, изолированно взятый, как бы выхваченный из контекста, акт поведения обычно допускает самое различное истолкование. Его внутреннее содержание и подлинный смысл обычно раскрывается лишь на основе более или менее обширного контекста жизни и деятельности человека - так же, как смысл фразы часто раскрывается лишь из контекста речи, а не определяется однозначно одним лишь словарным значением составляющих её слов. Таким образом, между внутренними и внешними проявлениями человека, между его сознанием и поведением всегда существует связь, в силу которой внутренняя психологическая природа акта деятельности сказывается и на внешнем его протекании. Однако это отношение между ними не зеркально; их единство - не автоматическое совпадение; оно не всегда адекватно. Если бы это отношение между внутренней психологической природой акта и его внешним протеканием вовсе не существовало, объективное психологическое познание было бы невозможно; если бы оно всегда было адекватно, зеркально, так что каждый совершённый акт не требовал бы никакого истолкования для квалификации его внутренней природы, психологическое познание было бы излишне. Но это отношение существует, и оно не однозначно, не зеркально; поэтому психологическое познание и возможно и необходимо.

В своём конкретном содержании психика человека, его сознание, образ его мыслей зависит от образа его жизни и деятельности, формируясь в процессе их развития. В силу этого основное значение для понимания психики животных приобретает изучение её развития в процессе биологической эволюции, для понимания сознания человека - его развития в историческом процессе: психология изучает психику в закономерностях её развития . Психология изучает при этом не одни лишь абстрактно взятые функции, а психические процессы и свойства конкретных индивидов в их реальных взаимоотношениях со средой; психология человека - психику, сознание человека как конкретной личности, включённой в определённую систему общественных отношений. Сознание человека формируется и развивается в процессе общественно-организованной деятельности (труда, обучения); оно исторический продукт. Психология человека не перестаёт из-за этого быть естественной наукой, изучающей психологическую природу человека, но она вместе с тем и даже тем самым (а не несмотря на это) историческая наука, поскольку сама природа человека - продукт истории.

Психология человека обусловлена общественными отношениями, поскольку сущность человека определена совокупностью общественных отношений. Если в отличие от организма, как только биологического индивида, термином «личность» обозначить социальный индивид, то можно будет сказать, что психология человека изучает психику как качественно специфическое свойство личности или что она изучает психику личности в единстве её внутренних и внешних проявлений. Всякое изучение сознания вне личности может быть только идеалистическим, так же как всякое изучение личности помимо сознания может быть только механистическим. Изучая сознание в его развитии, психология изучает его в процессе становления сознательной личности.

Закономерности общественного бытия являются наиболее существенными ведущими закономерностями развития человека. Психология в своём познании психики человека должна поэтому исходить из них, но, однако, никак не сводить ни психологические закономерности к социальным, ни социальные к психологическим. Точно так же - как ни велико значение физиологического анализа «механизмов» психических процессов для познания их природы, - никак нельзя свести закономерности психических процессов к физиологическим закономерностям. Отражая бытие, существующее вне и независимо от субъекта, психика выходит за пределы внутриорганических отношений и выражается в качественно иной, отличной от физиологической, системе понятий; она имеет свои специфические закономерности. Основная, конечная теоретическая задача психологии и заключается в раскрытии специфических психологических закономерностей.

Психологическое познание - это познание психического, опосредованного всеми существенными конкретными связями, в которые включена жизнь человека; оно поэтому изучение не только механизмов психики, но и её конкретного содержания.

Эти последние формулы означают принципиальное преодоление чисто абстрактной психологии: они означают приближение психологии к конкретным вопросам практической жизни.

Уважаемые психологи Дома Солнца! Дайте, пожалуйста, совет! После развода усыновитель удерживает моего сына 12-ти лет уже пол года. Не даёт возможности с ним общаться, видится ни мне, ни моим родителям. Есть решение суда об отмене установлении, но он подал новое заявление об восстановлении усыновления.

Используя своё служебное положение, водит моего сына по разным инстанциям и принуждает ребёнка писать заявления, что он не хочет меня видеть, а хочет жить только с ним.

Может быть есть какие...

Суть психологической боли проста: несогласие с происходящим, вызванное привязкой к определённым ментальным шаблонам. Как следствие - попытка силой удержать стабильность этих шаблонов - что приводит к мощнейшему перенапряжению мозга.

Если рисовать картинку, то попытка удержать привычные психошаблоны на фоне изменений реальности - это всё равно, как попытка удержать проносящийся мимо поезд, хватаясь за него крюком.

Как всё происходит…

Человек живёт образами. Он создаёт некий набор...

Помимо технических и внешних факторов, в процессе управления своим временем большую роль играют психологические барьеры. Наш внутренний настрой на работу и способы ее выполнения эмоционально окрашивают весь рабочий процесс.

Это могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. Попробуем разобраться в этом подробнее.

Вы не умеете отказывать и другие этим пользуются. Как следствие, вы перегружены физически и эмоционально. Постоянно внутренне переживаете эту несправедливость. Но если...

В наш век популяризации психологии тайны, когда-то сокрытые от обычных обывателей, начинают массово публиковаться и внедряться различными психологами и психотерапевтами. Наверное, практически любой взрослый человек знает, что такое НЛП и психологические приемы манипулирования.

Этому учат бизнес-тренера или коучеры, как модно называть сейчас.

Понятие коучинга вошло в нашу жизнь не так давно, больше их деятельность известна, как наука о психологических приемах манипулирования сознания людей...

Отчего мне так плохо? Этот вопрос многие из нас часто задают себе. Все мы – живые люди, испытывающие массу эмоций, ежедневно подвергающиеся испытанию для психики в виде различных сильных раздражителей. Мы беспокоимся, переживаем, плачем.

Мы испытываем гнетущее чувство беспомощности. Страдаем, мучаемся, не спим ночами. Нам кажется, что мир вокруг – чужой и агрессивный по отношению к нам.

Мы подвержены низкой самооценке, мешающей строить взаимоотношения с окружающими нас людьми. Потеря...

В большинстве случаев человек идет к психологу индивидуально. И это правильно! Ведь только с психологом Вы сможете понять, какой вид терапии для Вас является наиболее подходящим именно в данное время и именно с возникшей проблемой.

Безусловно, клиент всегда самостоятельно принимает решение не только к какому специалисту ему обратиться, но и хочет ли он работать в группе или индивидуально. Хочет он пользоваться дополнительными материалами или это будет исключительно вербальная коммуникация...

Есть такое представление о психотерапевтах, что во всем, что портит их клиентам жизнь сегодня, они склонны искать психологические травмы в прошлом.

Имеет ли смысл бередить эти раны, ведь прошлого все равно не изменить?

Ведь если любое событие, причинившее нам боль, рассматривать как психологическую травму, тогда мы все не должны вылезать от психотерапевтов. И впору открывать психотерапевтические стационары, чтобы нам, таким хрупким в своем выздоровлении, не приходилось ехать домой по...

Существует 4 основных типа психологических защит человека, из которых можно вывести уже более конкретные формы проявления этих защит.

Однако типов - четыре: по содержанию того, что лежит в основе защиты.

Что значит "психологическая защита"?

Это поведение, при котором человек не решает свои проблемы осознанным путем, а уходит от их решения. Или - РЕАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, при котором человек не руководит собой сам, а им руководят его реакции.

Итак, типы.

Возбуждение - или "перевод...

В соответствующей литературе наука определяется обычно как исторически сложившаяся система а) знаний и б) методов его получения, а также как определенный социальный институт. Рассмотрим последовательно каждую из перечисленных составляющих науки применительно к психологии.

Одной из самых главных трудностей в психологической науке, как мы говорили ранее, является то, что в научной психологии так и не сложилась единая общепринятая система знаний. Психологи разных школ и направлений не могут договориться друг с другом по поводу решения фундаментальных психологических проблем. Этот плюрализм подходов стал оцениваться в первой трети XX в. как кризис в психологии - и до сих пор психологическая наука не вышла из этого состояния (некоторые психологи считают, что это вообще невозможно). Одной из задач курса «Введение в психологию» является поэтому знакомство с основными психологическими направлениями и концепциями (системами знаний) мировой психологии, которые пользуются в настоящее время наибольшим влиянием и претендуют на универсальность. Несмотря на серьезные различия между этими концепциями, можно найти в них и существенное сходство - их создатели в той или иной степени стремятся именно к научному познанию психической реальности.

Каковы же основные принципы научного познания? Многие авторы называют в качестве таковых: I) объективность, 2) детерминизм, 3) системность, 4) доказательность и обоснованность получаемых в исследованиях результатов, 5) постоянную рефлек-

сию используемых методов и др. Однако в последнее время объективность и детерминизм как универсальные принципы научного познания начинают подвергаться сомнению. Рассмотрим их более подробно (сначала применительно к науке вообще, а потом - к психологической науке в частности).

В эпоху так называемой классической науки (т.е. с XVII в. до середины XIX в.) объективность действительно выступала как абсолютный идеал научного познания; при этом предполагалось, что каждому фрагменту объективной реальности соответствует строго одно определенное знание, которое необходимо получить, отвлекаясь от свойств познающего субъекта. Таким образом, на этом этапе развития науки, называемом также этапом классической рациональности, объективность означала элиминацию (вынесение за скобки) исследователя с его сознанием, т.е. стремление к познанию мира самого по себе вне зависимости от используемых исследователем методов его познания.

Под влиянием немецкой классической философии примерно с середины XIX в. предметом особого внимания специалистов по науке становятся сам субъект и его познавательные действия, которые определяются не только природой объекта, но и задачей, стоящей перед субъектом. Сложились предпосылки для формирования неклассического типа рациональности, решающий вклад в оформление которого внесло неклассическое естествознание, особенно физика конца XIX - первой половины XX в. Обнаружилось, что для изучения законов существования, скажем, элементарных частиц невозможно абстрагироваться от способа наблюдения за ними; их поведение зависит от того, какой метод наблюдения мы при этом используем. Таким образом, в центре внимания исследователей оказались средства познания и процессы их конструирования субъектом. Неклассический тип рациональности, следовательно, предполагает обязательный учет зависимости результатов познания от методов его получения. Однако и здесь можно говорить о стремлении научного познания к определенной объективности, только теперь ее следует понимать как известную независимость от субъективных желаний и предпочтений ученого.

В настоящее время формируется еще один тип рациональности, называемый некоторыми авторами постнеклассическим. Объективность научного познания, согласно этому типу рациональности, не должна противоречить гуманистическим ориентирам и ценностям, и поэтому научное познание должно рассматриваться в контексте социальной и внутринаучной ценностно-целевой ориентации ученого .

Таким образом, несмотря на определенное изменение содержания понятия «объективность» в истории науки и понимание того, что абсолютно объективное исследование в науке невозможно, объективность, по мнению многих философов, остается од-

60

ной из наиболее фундаментальных ценностей научного исследования . Как мы видим, даже в естественных науках, о которых в основном и шла до этого речь, понимание объективности менялось в историческом развитии науки. Рассмотрим теперь, как обстояло дело с принципом объективности в психологии.

Проблема объективности научного познания в психологической науке всегда относилась к наиболее трудным и до сих пор неоднозначно решаемым проблемам. Ведь психология казалась многим особой наукой, потому что в ней познавательная активность субъекта направлена не на внешнюю реальность, а на самого себя, на свой внутренний мир. Многие психологи на этом основании изначально отказывались от признания психологии объективной наукой. «Разве можно объективно изучать субъективное?» - вопрошали они, подразумевая под субъективным внутренний мир субъекта, открытый для познания якобы только ему самому и никому другому. В рамках этой точки зрения главным (а иногда даже единственным) методом познания психических явлений провозглашался метод интроспекции, т.е. «всматривание внутрь себя». Сомнительность этого метода давно уже подчеркивалась многими исследователями, например И.М.Сеченовым, который сказал однажды, что, если бы психология действительно обладала таким особым «орудием» для «непосредственного» познания психики, она давно обогнала бы в своем развитии иные науки.


Реферат на тему:

Особенности психологического познания

Знания о мышлении позволят нам представить особенности интеллекта данного человека, оценить его способности, определив, в частности, где, в чем и каком образе они больше всего проявляются: в решении практических заданий с помощью реальных действий по материальные предметы (практическое или наглядно действующее мышление) или при внутренних манипуляциях с обидами (образное мышление), а возможно, в решении абстрактно логических, теоретических проблем с помощью понятий и за законами логики (словесно логическое мышление).

Психологические знания о состояниях человека включают представление о его позитивном или негативном эмоциональном настроении, об общем тонусе (повышенному или сниженному), о внутренней напряженности, об особенностях внимания, а также о характере эмоций: аффектов, чувств, страстей и стрессов.

Выучив мотивацию человека, также можно получить немало важных сведений о нем: какие его основные потребности и интересы, мотивы поведения, цели и ценности, каким образом он принимает и реализует разнообразные решения.

Немаловажное иметь представление и о типе темперамента человека, знати, например, холерик он, флегматик, сангвиник или меланхолик. Еще более важно точно знать черты характера, потому что именно они определяют непосредственное поведение человека, его действия, реакции, поступки в тех или других социальных ситуациях. Особенный интерес представляет выявление акцентированных черт характера, степени развитой тех свойств личности, от которых зависит отношение к людям, например чуткость, доброта, готовность прийти на помощь, порядочность, честность и др.

Наконец, далеко не последнюю роль в психологическом познании человека играет выяснение его отношения к самому себе и к окружающим людей: доволен ли он собой и своими взаимоотношениями с окружающими, любит или не любит себя и людей, удовлетворенный или не удовлетворенный своим местом в системе человеческих отношений, добрый или твердый, честолюбивый или без особенных претензий, сговорчивый или несговорчивый, контактный или замкнут, товарищеский или нетоварищеский по своей натуре.

Для чего необходимо все это знать? В первую очередь для того, чтобы иметь возможность установить контакты с данным человеком, если будет потребность оказывать на него влияние, способное принести пользу и вам, и ему самому.

Знание психологических состояний человека позволяет находить способы общения с ним, которые отвечают его настроению, и тем самым избегать недоразумений и конфликтов (например, человек в этот момент находится в состоянии аффекта, стрессу или просто находится в плохом настроении и не расположенный к общению). Представление о мотивах и потребностях человека поможет найти общий язык с ним, заинтересовать его и организовать взаимодействую с ним таким образом, чтобы оно в наибольшей степени отвечало актуальным интересам и потребностям данного человека.

Имея информацию о том, как человек принимает и практически реализует принятые решения, мы можем привести наши ожидания в соответствие с психологической индивидуальностью этого человека. Зная, например, о том, что он принимает решение сразу, не размышляя, и сразу пытается его реализовать, общаясь, взаимодействуя с ним, мы настраиваемся на быструю реакцию с его стороны и тщательным образом продумываем свои действия. Напротив, если известно, что человек не склонный сразу принимать решения и начинает действовать, лишь тогда, когда все к мелочам обстоятельно обдумано и взвешено, мы не ожидаем от него немедленных реакций и действий.

Точное представление о темпераменте и характере человека также позволяет прогнозировать, предусматривать его реакции. Кроме того, поскольку темперамент и характер достаточно стойкие, придется принимать как неминуемы некоторые поступки человека, строить личные и деловые взаимоотношения с ним с учетом уже сформированных особенностей.

Наконец, зная отношения человека к себе и других людей, мы можем или подстраиваться под эти отношения или предварительно настраиваться на то, чтобы в окончательном итоге изменить их в нужную сторону.

Мы можем и должны знать о психологии человека больше всего, и все эти знания можно, так или иначе, использовать в жизни. Но нужно или знать абсолютно все? Наверно, нет, потому что, во-первых, психология человека впоследствии меняется, потому нам пришлось бы изучать ее в течение всего, жизнь. Во-вторых, нет необходимости знать все досконально. Целиком достаточно ограничиться минимумом самой необходимой информации.

Что же включает этот минимум? Если речь идет о восприятии человеком окружающего мира, то в первую очередь желательно узнать о том, как он воспринимает других людей: на что в первую очередь обращает внимание, встречаясь с незнакомыми людьми, как воспринимает индивидуальные особенности и психологические состояния других людей. Те же моменты должны фиксироваться при восприятии человеком себя как личности и индивидуальность.

Оценивая внимание человека, мы в первую очередь должны учитывать его стойкость и переключаемость, потому что от них зависят результаты деятельности человека и характер общения с ним. Этой же особенности внимания должны приниматься в расчет при взаимодействии с данным человеком на личной или деловой основе. Зная предварительно, например, о том, что дан человек сверх меры невнимательный, что его внимание рассеено, мы будем настойчивы, сообщая ему ту или другую информацию, и, конечно, снисходительные, прощая много чего с того, чего не простили бы человеку внимательному.

Главный практический интерес в человеческой памяти представляют такие ее характеристики, как объем и производительность процессов запоминания, сохранения и воссоздания. Особенно это касается кратковременной и оперативной памяти, от которой непосредственно зависит, сколько и какой информации человек сможет сразу воспринять и запомнить, а также то, насколько долго в его памяти может сохраняться эта информация после ее однократного восприятия. Это важно знать, например, из-за того, что в жизни, в работе и в общении с людьми человек постоянно пользуется кратковременной и оперативной памятью. От этого в первую очередь зависит то, насколько производительными будут его работа и взаимодействие с людьми.

Кроме того, изучая память человека, желательно дополнительно узнать о том, какой ее вид доминирует: зрительный или слуховой. Это необходимо для того, чтобы правильно строить запоминание в процессе учебы, труда и общения с людьми. Основная нагрузка в этих видах человеческой деятельности стоит адресовать ведущему виду памяти, которая обеспечивает наилучшие условия для запоминания, длительного хранения и быстрого, точного воссоздания информации.

Из других познавательных процессов человека важно иметь представление об уровне его интеллектуального развития и о доминирующем типе мышления: наглядно действующему, образному или словесно логическому. От этого зависит оценка его способностей и возможностей. Они в первую очередь проявляются в тех видах деятельности, которым отвечает доминирующий у человека тип мышления.

Непосредственно с изучением мышления человека связана психодиагностика его общих способностей, которыми определяется склонность к занятиям тем или другому виду деятельности. В этой связи важно, во-первых, обнаружить сами склонности, во-вторых, определить наличие у человека соответствующих задатков и способностей.

Изучая темперамент человека - еще одну его личностную характеристику, достаточно получить представление о подавляющем типе темперамента, а исследуя характер - об акцентированных чертах. Все это в первую очередь необходимо для правильной организации общения с данным человеком. Наконец, важно знать, как человек воспринимает самого себя и относится к себе, то есть его самооценку, а также то, как данный человек относится к людям.

Заметим, что видов деятельности, которыми с успехом мог бы заниматься тот же человек, достаточно много и для каждого из них практически невозможно обнаружить и правильно оценить все необходимые качества личности, задатки и способности. К счастью, этого и не нужно делать, потому что множество разных видов деятельности человека более-менее хорошо заключается в следующие основные группы: человек - человек, человек - техника, человек - знаковые системы, человек - художественный образ. Первая группа включает все возможные виды деятельности, главным для которых является влияние человека на человека. Вторая группа содержит в себе виды труды, ориентированные на работу человека с разными машинами. Третья группа связана с разработкой, созданием и использованием человеком разных знаковых систем, например языки для общения, для математического программирования, языки изобразительных символов и т. п. В четвертую группу входят те виды деятельности, в которых человек занят разными видами литературы, театром или изобразительным искусством. Потому на практике достаточно бывает только обнаружить имеющуюся у данного человека склонность к одном или два из перечисленных видов (групп) деятельностей.

Кроме всего прочего, нам важно иметь хотя бы какую-то информацию о потребностях человека, например, о том, насколько у него развитая мотивация достижения успехов и мотивация избежания неудач, потребность в общении с людьми и потребность во власти. Этими потребностями определяется отношение данного человека к работе, к людям, к своим успехам и неудачам и вообще основная жизненная позиция.

Возможности психологического самопознания и познания других людей. Что может знать и чего не в состоянии узнать человек о своей психологии и психологии других людей?

В это время мы имеем в распоряжении накопленные века знания о психологии человека. Весомый взнос в этот процесс внесли профессиональные психологи, а также писатели, философы, представители других отраслей науки и искусства. Чаще всего люди, которые не имеют отношений к науке, по мере развития цивилизации собирали и передавали из поколения в поколение полезные сведения о психологии человека и об отношениях людей в виде жизненных мудростей, обычаев и традиций. И однако, доныне мы не можем с уверенностью говорить о том, что знание наши о психологии человека и его поведении достаточно полные и объективные. На чем основывается такая критическая оценка? Дело в том, что психологические знания касаются самих сложных из всех существующих в мире явлений, потому что значительная, а точнее сказать, большая часть внутренней психологической жизни человека протекает на так называемом несознательном уровне, о котором мы доныне конкретно почти ничего не знаем.

Но однако, некоторые достоверные знания о психологии человека есть.

Мы, например, более-менее выразительно знаем о том, как человек воспринимает и переделывает элементарную информацию об окружающем его мире в виде ощущений и образов, которые формируются на базе работы центральной нервной системы и органов чувств. Нам доступные много знаний, которые относятся к области восприятия.

С достаточной уверенностью можно судить о внимании человека, о его памяти, о многих других делах, связанных с использованием человеком имеющейся у него информации для решения разнообразных заданий. В психологии это относится к сферам воображения, мышления и языка. В целом достаточно большими, но, конечно, что далеко не исчерпывающими знаниями мы располагаем о психологии познавательных процессов.

Немного хуже дело есть в области познания личности и индивидуальности человека, объяснения его поступков. О способностях людей, например, доныне известно, очень мало: не до конца десны их природа, нет достаточных сведений о том, как их формировать, или изменять. Вместе с тем мы все-таки научились более-менее хорошо оценивать уровень развития способностей человека с помощью разных тестов.

Сформированы много веков назад представление о типах темперамента человека сохранилось доныне. К нему в XX в. добавились знания, которые касаются органических основ темперамента, а также методики, которые позволяют проводить психодиагностику свойств темперамента, определять его тип у человека. Приблизительно т же именно можно сказать и о характере человека. Зная с самых давних времен множество черт характера (эти знания отбиты в языках, на которых говорят представители разных народов), психологии только в XX в. научились его оценивать с помощью разнообразных тестов. Но ученые доныне еще не получили ответа на вопрос, как возникают и развиваются те или другие черты характера у человека. И здесь практические умения, которые касаются управления темпераментом и характером человека, немного опережают развитие научно достоверных знаний об этих личностных особенностях.

Знание и объяснение мотивации человека, его ценностей, целей, интересов и потребностей, во-первых, в большинстве случаев имеют характер интуитивных догадок, то есть научно не целиком обоснованных предположений и гипотез, во-вторых, касаются в основном лишь отдельных мотивационных образований человека, например осознаваемых потребностей, интересов и целей.

Не менее сложное изучение межличностных отношений. Связано это с тем, что, с одной стороны, познания последние сложнее, чем, например, познание психических процессов, с другой стороны - отрасль науки, которая специально исследует человеческие отношения, - социальная психология - возникла сравнительно недавно. Однако мы уже в настоящий момент целиком в состоянии оценить личные взаимоотношения человека с окружающими людьми, его деловые взаимоотношения, отношение человека к себе или к другим людям.

Перебороть ограничения, которые стоят на пути психологического познания человека и его отношений, можно различными путями. Некоторые из них, например научное познание психология человека, доступная только ученым. Другие, например жизненное познание психологии и поведение человека, в принципе по силам всем образованным, культурным и достаточно опытным взрослым людям. Любой человек на достаточном для жизни бытовом уровне может овладеть сравнительно простыми методами психодіагностики для познания себя, окружающих людей и человеческих взаимоотношений. К таким целиком доступным методам психодіагностики относится, например, наблюдение.

В результате продуманного, предварительно спланированного наблюдения за поведением человека можно много чего узнать о его психологии. Для этого нужно точно установить, что, где, когда и как стоит наблюдать.

Много полезной информации о психологии человека, который интересует нас, могут дать психологические тесты.

Для того, чтобы овладеть методом тестирование, необходимо усвоить начальный курс теоретических и методических психологических знаний (как минимум, доброе выучить школьный курс психологии). Кроме того, хорошо овладеть техникой применения того или другого теста. И наконец, выучить научно обоснованные способы интерпретации знаний, получаемых с помощью тестов, то есть знать, какие выводы о человеке можно делать на основе проведенного тестирования.

Знание психодиагностики позволит перейти от жизненного познания психологии и поведения людей к научному. Основное задание данного пособия именно и заключаются в том, чтобы помочь вам сделать этот важен шаг.

Чем же научные знания о психологии людей отличаются от жизненных - от тех, которые каждый из нас регулярно получают в результате общения с людьми, добывая жизненный опыт?

Научные знания больше объективны и независимы от индивидуального опыта человека, чем жизненные. Они, во-первых, ближе к истине, во-вторых, точнее отбивают то, которое есть в самой жизни. В жизненных знаниях много оман и суеверий, основанных только на интуиции и вере. Научные знания, напротив, базируются на несомненный факт и предлагают не веру, а умное обоснование. Научные знания в их практическом приложении намного реже ведут к ошибкам, чем жизненные. Потому для того, чтобы даже на бытовом уровне научиться пользоваться методиками и с их помощью получать достоверные сведения о человеке, необходимо располагать хотя бы минимумом научных знаний о психологии человека.

Источники психологических знаний

Знание о себе человек может получать из всевозможных источников. Первый, с которым человек сталкивается в детстве, - окружающие его люди: иметь, родители, родственники, что замещают их люди. Они психологически оценивают ребенка, характеризуют его поведение. Ребенок принимает эти оценки на веру, относит их к себе: в итоге у него складывается определенная самооценка, что, по сути дела, является оценкой, сформированной у него другими людьми.

Психологические характеристики, которые человек дает другим людям, формируются на основе того, что сам человек видит, общаясь с этими людьми и изучая отзывы окружающих об этих людях. Соизмеряя собственные впечатления с оценками других людей, человек формирует обиды этих людей. Все это, вместе взятое, и составляет первый и основной источник знаний человека о себе и об окружающих его людях. Такими знаниями в том или другой степени он пользуется практически в течение всей жизни, начиная с того момента, когда овладеет языком и научится понимать окружающих людей.

Вторым важным источником психологического познания являются практические дела и продукты человеческой деятельности. Оценивая их, сравнивая результаты своей деятельности и деятельности других, человек формирует представление о собственных качествах, способностях и возможностях. У него складывается самооценка знаний, умений, навыков, деловых, волевых и других персональных качеств. Сопоставляя достижение других людей со своими собственными успехами и неудачами, человек формирует обиды других людей.

Третьим возможным источником психологического самопознания и познания других людей могут служить разного рода испытания и критические жизненные ситуации, в которых человек больше всего ярко проявляет свои особенности. Тесты, которые иногда дополнительно используются в некоторых случаях, дают наиболее достоверную и точную информацию о человеке. Они же чаще всего являются единственным источником знаний о таких психологических свойствах людей, которых невозможно наблюдать и оценивать непосредственно.

Как следующий источник психологических знаний могут стать произведению науки, литературы и искусства, в которых воплощена или представлена психология разных людей. Да, важным источником психологического познания людей являются произведения талантливых писателей - знатоков человеческих душ: по общему признанию, это Шекспир, Чехов, Достоевский, Толстой и др.

Рассмотрим теперь, как проявляются и с возрастом по мере приобретения жизненного опыта меняются познавательные психологические способности человека. Начало их развития, вероятно, связанное с формированием у ребенка определенной самооценки, а она, как известно, появляется приблизительно до двух-трех лет. Самооценка обычно возникает вместе с пониманием ребенком оценочных слов, которые относятся к психологии человека, вместе с первыми признаками самосознания, которое рождается. Приблизительно из трех-четырех лет ребенок начинает понимать и психологически оценивать окружающих ее людей. Источниками психологического познания рядом с суждениями окружающих людей становятся для него собственные наблюдения и практические дела тех людей, которых он берется оценивать.

В эти годы, то есть приблизительно в промежутке от двух до четырех лет, знание ребенка о себе и о людях очень бедные и, как правило, не выходят за пределы субъективных и приблизительных оценок, которые относятся к отдельным психологическим свойствам и поступкам. Причем эти оценки даются в ограниченных сроках типа «хорошо» или «плохо» с упрощенным, односторонним пониманием содержания самих оцениваемых свойств.

Начиная с пяти лет наступает качественный перелом в развитии самосознания и следующий этап в психологическом познании людей. На этом этапе, оценивая окружающих людей, ребенок уже возьмет к сведению мысли не только взрослых, но и одногодков. Кроме того, в психологическом оценивании людей как личностей начинает четко выступать собственная позиция ребенка, что она отстаивает и которая в эти годы заметно отличается от позиций других людей. Однако вплоть до семи - восьмилетнего возраста самооценка и оценки других людей со стороны ребенка еще достаточно субъективными, ограниченными и неточными. Это связано как со слабым развитием самосознания, так и с дефицитом жизненного опыта.

Данный опыт начинает быстро накапливаться и обогащаться с момента поступления ребенка в школу в первую очередь за счет активизации и расширения сферы межличностного общения, включения ребенка в новые для нее виды совместной деятельности. Она получает возможность обнаружить себя и увидеть окружающих людей в разных ситуациях. Соответственно расширяются и углубляются психологические знания ребенка о себе и о других людях. В результате его самооценка и оценки, которые даются другим, людям, становятся больше гибкими и разносторонними.

В подростковом и особенно в раннем юношеском возрасте психологические знания человека о себе и о людях начинают терять черты ребячества и постепенно добывают качества взрослости, то есть становятся похожими на оценки взрослых людей. Как подросток, так и юноша начинает целиком разумно отвечать на разнообразные вопросы, которые касаются психологии людей, причем в этих ответах уже можно найти информацию об их познавательных процессах, эмоциональных состояниях, чертах личности, способностях, мотивах, потребностях, отношениях.

До окончания школы психологические познавательные способности становятся достаточно развитыми. Правда, знания психологии людей еще долго остаются односторонними, что связано не столько со способностями, сколько с дефицитом жизненного опыта у молодых людей. Этот опыт постепенно добывается в течение жизни, и, как следствие, обогащаются, расширяются и углубляются - знание человека о себе и об окружающих людей.

С возрастом растут и индивидуальные расхождения в глубине, разносторонности и адекватности психологических знаний. Одни люди, как известно, лучше и глубже понимают себя и окружающих, чем другие. Это связано как с их личным жизненным опытом, в частности профессиональным, так и с общим уровнем культурно интеллектуального развития. Установлено, например, что люди определенных профессий - актеры, психологи, педагоги и врачи - лучше, чем представители других профессий, способные понимать и оценивать психологию людей.

Как правило, человек относительно неплохо знает, например, свои достоинства и развитые способности. Намного меньше он знает о своих негативных сторонах, например о недостатках характера. Последние особенно плохо осознаются человеком в том случае, если входят в противоречие с сформированной позитивной самооценкой и оказываются несовместимыми из принятой им же моралью. Такие знания обычно вытесняются из сферы сознания человека и сохраняются в подсознании, куда ни он сам, ни окружающие его люди не имеют свободного доступа. Психологические сведения, которые сохраняются в подсознании человека, могут стать известными только в результате применения специальных психоаналитических процедур или тестов, называемых проективними, которые позволяют проникнуть в содержание подсознания человека.

Как лучше и больше узнать о себе и других людей

Человек в состоянии знать свою психологию, но при определенных условиях. В первую очередь ему необходимо научиться вести систематические наблюдения за собой и за реакциями людей на свое собственное поведение. Для того, чтобы образ психологический Я человека постоянно совершенствовалась, наблюдение за собой должно стать для него некоторого рода привычками. Желательно также, чтобы наблюдаемые реакции других людей человек постоянно соотносил с собственными ощущениями и действиями, мог выразительно судить о том, которое влияние и какую конкретную реакцию он вызывает, а также наоборот: какая реакция другого человека является следствием той или другого конкретного действия.

Важно также не просто наблюдать за собой, но и быть экспериментатором для себя, то есть сознательно употреблять разнообразные действия по расчет на то, чтобы внимательно проследить за тем, какие реакции они вызывают, к каким психологическим последствиям ведут. Важно также научиться анализировать причинно-следственные связки, которые существуют между собственными действиями и поступками других людей.

В психологическом самопознании человеку во многом может помочь его собственный интерес к тому, как его воспринимают и что о нем думают другие люди. Активная и постоянная заинтересованность в том, как человек выглядит со стороны, осознано стремление до того, чтобы больше узнать о себе, - еще одна важна условие постоянно расширяется, что углубляется и уточняется психологического самопознания.

Достижению этой цели может способствовать психологическое сам тестирование, то есть изучение себя самого с помощью разных психологических тестов. Сам тестирование позволяет узнать о себе то, что обычно скрыто от повседневного самосознания, внутреннего и внешнего самонаблюдения.

Первое, что необходимо сделать, стремясь к адекватному психологическому самопознанию, - постоянно интересоваться тем, как ты выглядишь со стороны, как воспринимаются твои высказывания, жесты, мимика, пантомимика, действия, реакции и поступки.

Для того, чтобы лучше узнать себя, узнать, как тебя воспринимают окружающие, необходимо чаще смотреть на других людей. Точно так же узнать, как звучит и воспринимается твой голос, можно слушать хорошо технически выполненную магнитную запись, а понять, как ты физически выглядишь, можно пересматривая фотографии или видеозапись.

Обсудим теперь, при каких условиях человек может лучше узнать психологию других людей. Заметим, что эти условия во многом подобны с теми, которые обеспечивают красивое психологическое самопознание. Точно так же необходимо систематически наблюдать за другими людьми, внимательно анализируя результаты наблюдения.

Во избежание субъективности в оценках других людей важно не полагаться только на свое собственное мнение, а интересоваться и взять к сведению суждения других людей. Если для полноценного психологического восприятия человеком самого себя важно наблюдать за реакциями на него других людей, то для оценивания других людей желательно наблюдать за тем, как они сами реагируют на действия и поступки окружающие. Интересно также знать, что сам оцениваемый человек думает о себе и об окружающих людей. Потому разнообразные вопросы, которые стимулируют разные высказывания человека о себе и об окружающих, являются красивым средством для его собственного психологического познания. Здесь так же, как и при самопознании, важно использовать данные, полученные в процессе психологического тестирования.

Заметим, что любой человек больше всего ярко психологически проявляет себя в таких жизненных ситуациях, которые ставят его перед неминуемым моральным выбором и вынуждают действовать, оперативно принимая решение. Это могут быть ситуации, связанные, например, с быстрым реагированием на возникшую угрозу Я, психологическую или физическую опасность, агрессивные действия со стороны других людей, ситуации, которые требуют предоставления помощи людям, когда придется отказываться от чего-то особенно важного для себя. Если мы хотим глубже узнать психологию человека, то чрезвычайно важно наблюдать за его поведением именно в подобных ситуациях. Дело в том, что далеко не все личностные, как позитивные, так и негативные качества человека хорошо проявляются в обычных жизненных ситуациях. Намного лучше они выступают в психологически экстремальных условиях.

Достаточно полезную информацию о другом человеке мы можем получить, если знаем, как он относится к людям, в частности к вам лично. Эмоционально небезразличный субъектный настрой одного человека относительно другого способствует проявлению личностных качеств, которые отвечают этому настроению. Оценивая другого как личность, мы всегда должны корректировать выводы о нем с учетом его внутреннего отношения к другим людям. Положительно настроен человек поневоле проявляет в общении с другими людьми в основном позитивные качества. В этом случае может возникнуть целиком реальная опасность непроизвольного сокрытия негативных свойств. Негативный эмоциональный настрой, напротив, способствует проявлению в основном негативных качеств в общении с другими. Соответственно, не учитывая этого, мы можем сделать ошибку другого рода: недооценить достоинства, имеющиеся у данного человека.

Поставим следующий вопрос: «Может ли человек при желании улучшить свои оценочные способности в психологическом познании людей?» Наверно, может, но с обязательным учетом следующих обстоятельств. Во-первых, сама природа таких способностей нам не до конца известна. Мы, например, точно не знаем, когда они впервые появляются в жизни человека и как развиваются, лежат ли в их основе некоторые задатки, данные человеку от природы, или они полностью формируются под прямым влиянием социальных условий, в которых человек живет. Мы также целиком достоверно не знаем о том, на какие конкретные признаки обычно ориентируются одни люди, воспринимая и психологически оценивая других людей. И однако, кое-что нам все-таки известно, и этого вполне достаточно для того, чтобы попробовать дальше выразить ряд полезных советов по практическому улучшению у каждого человека способности правильно воспринимать и оценивать людей.

В первую очередь отметим, что для этого необходимо научиться превращать в полезные жизненные привычки все то, о чем говорилось выше. Желательно также постоянно заниматься психологическим самообразованием, больше читать, отдавая преимущество тем писателям, которые заслуженно считаются в литературном мире красивыми психологами. Лучшие произведения искусства учат зрителя глубже понимать себя и других людей.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - Г., 2003

2. Коул Г., Скибнер С. Культура и мышление. - К., 2000

3. Робер М.А. Тильман Ф. Психология индивида и группы. - К., 1999

4. Веккер Л.М. Психические процессы. - К., 1994

Подобные документы

    Интеллект человека: понятие и формы его проявления. Экспериментальные попытки объяснения понятия "интеллект". Взаимосвязь развития интеллекта и генетической предрасположенности. Особенности влияния социальной среды и культуры на развития интеллекта.

    реферат , добавлен 11.07.2012

    Психологический анализ как способ познания психики человека. Определение сознательного и бессознательного в предпосылке психоанализа. Сущность психоаналитической концепции познания. Возрастные кризисы и психические новообразования развития человека.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2008

    Характер, структура и возможности психологического воздействия в процессе непосредственного межличностного общения. Диалог: определение, цель, специфика; природа и роль общения в развитии характера и других психических образований в личности человека.

    доклад , добавлен 17.12.2010

    Характер как совокупность устойчивых черт личности. Обзор механизма формирования и типологии характера. Возрастные особенности становления черт характера у человека. Проблемы перевоспитания характера. Черты характера и другие личностные свойства человека.

    реферат , добавлен 04.11.2013

    Жизненный опыт познания других людей и самого себя, концепция жизни и смерти, Я-концепция. Варианты обобщенного жизненного психологического знания в ситуациях консультирования. Характеристики психологической дистанции и строение внутреннего диалога.

    реферат , добавлен 30.05.2010

    Анализ психодиагностического исследования личности взрослого человека с помощью индивидуально-типологичесого опросника Л.Н. Собчик и цветового теста Люшера. Оценка психологического типа личности, основных черт характера, профессиональной пригодности.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2010

    Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения. Характер человека как система наиболее устойчивых черт. Подходы к пониманию мотивации достижения. Исследование взаимосвязи черт личности, мотивации успеха и уровня уверенности в себе.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2009

    Характеристика психологического облика человека. Заниженная, завышенная и адекватная самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выявление уровня уверенности молодежи в себе и её перспективы.

    реферат , добавлен 06.01.2011

    Понятие личности как совокупности индивидуальных, социальных и психологических качеств. Свойства и черты личности. ее поведение. Психологические различия между мужчинами и женщинами. Суть теорий личности 3. Фрейда, А. Адлера, Г. Айзенка и К.К. Платонова.

    реферат , добавлен 08.03.2011

    Требования к личности психолога-консультанта и терапевта; исследование их эмпатийных способностей как феномена социально-психологического происхождения, возникающего при взаимодействии человека с человеком. Основные детерминанты самосознания человека.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Том 1

Издательство «Феникс»

Ростов-на-Дону

ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (1924 г. рождения), доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии образования. Заслуженный деятель науки РФ, с 1992 г. президент Российской Академии образования.

Автор книг по истории психологии, социальной психологии, психологии личности. Редактор и автор многократно переиздававшихся учебников по психологии для вузов. Его книги переведены на многие иностранные языки.

ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич (1915 г. рождения), доктор психологических наук, профессор, действительный член Нью-йоркской академии наук, почетный член РАО. Главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники Российской Академии Наук.

Художник О. Бабкин

Петровский А. В., Ярошевский М. Г.

История и теория психологии - Ростов-на-Дону:

Издательство «Феникс», 1996. - 416 с.

В работе представлен нетрадиционный подход к историческому развитию психологического познания, позволивший под новым углом зрения проследить эволюцию понятийных структур психологической науки, ее объясняющих принципов и проблем.

Этот подход реализуется благодаря ориентации на метод категориального анализа, цель которого выявить закономерный и системный характер преобразований научных знаний о психике.

И 4704010000 – без объявления ББК 65.5

Петровский А. В.

Ярошевский М. Г.

Издавна известно, что без ретроспективного анализа научного знания необъяснимо его современное состояние. Любая из разрабатываемых ныне проблем имеет исторические корни. Обращение к ним необходимо, чтобы объяснить зарождение проблемы, выявить испытанные в практике ее исследования продуктивные решения, с одной стороны, тупиковые ходы - с другой. Поэтому исторический взгляд справедливо называют самосознанием науки, подобно тому, как самосознание личности формируется благодаря осмыслению ею своего прошлого.

Как известно, исторический подход требует такой реконструкции событий, которая была бы адекватна их смене в исторически необратимом времени. Без хронологии нет истории. Соответственно, любой способ изучения динамики научных представлений имеет своей предпо сылкой четкое очерчивание процесса перехода от одной эпохи в эволюции знаний о психике к другой. Узловые пункты этой эволюции освещены в первой части книги.

Процесс «перехода» детально рассматривался в предшествующих работах авторов. При характеристике же одного из периодов, а именно истории русской психологии в советскую эпоху, авторы, учитывая допущенную ими прежде односторонность, сочли необходимым уделить специальное внимание оценке тех деформаций, которые претерпела наука под давлением идеологических установок и запретов.

Без истории нет теории науки. Но, чтобы история науки служила теоретическому развитию и эффективной разработке актуальных проблем, саму историю следует подвергнуть особому теоретическому рассмотрению. Его предметом становится не само по себе содержание мысли (применительно к психологии в качестве такого содержания выступают различные психические процессы, функции, проявления активности личности, ее свойства и т.д.), а сама эта научная мысль в ее динамике, в переходе от одних способов исследования предметного содержания к другим.

Трансформация научной мысли происходит закономерно. При всем многообразии отдельных гипотез, моделей, фактов, обобщений, которые запечатлеваются различными психологическими направлениями и школами, в этой полифонии и многокрасочности представлена постоянно звучащая «мелодия». Она проходит через всю историю науки. Это есть логика ее развития. Она охватывает устойчивые структуры этого развития, служит его осью.

В работе представлен нетрадиционный подход к историческому развитию психологического познания, позволяющий под новым углом зрения проследить эволюцию понятийных структур психологической науки, ее объяснительных принципов и проблем. Этот подход реализуется благодаря ориентации на метод категориального анализа, цель которого - выявить закономерный и системный характер преобразований научных знаний о психике. Тем самым история психологической науки смыкается с ее методологией.

Загрузка...