domvpavlino.ru

Пятничный формат: Ментальные модели или подход к решению сложных задач. Как принимать взвешенные решения с помощью ментальных моделей

Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

2.1. Система ментальных моделей

Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим.

Александр Поуп

Наше несистемное мышление часто порождает проблемы преодоления стереотипов, закрепившихся в сознании. В этом смысле мы сами – элементы наших проблем, поскольку не в состоянии решить их, оставаясь на том уровне мышления, который их породил.

Как утверждают специалисты, в долговременной памяти человека хранится фантастический объем информации: возможно, вся его жизнь день за днем. Но доступ к этой информации возможен только при определенных условиях.

Ведущий исследователь проблем развития интеллекта Тони Бьюзен создал модель ментальных карт, суть которой в том, что мозг человека не способен усваивать последовательно логически изложенные знания, а воспринимает мыслеобразы: своего рода мыслительные картинки.

Поэтому иногда говорят, что ментальные модели – это карта местности (жизни), по которой мы идем. Когда-то в прошлом она была составлена нашими предшественниками, и теперь мы ею руководствуемся.

Эти мыслеобразы хранятся в памяти, и каждый из них становится базой для последующих. В результате выстраивается цепочка ассоциаций. Из мыслеобразов (своеобразных информационных узлов, количество которых невозможно подсчитать) мысли разбегаются подобно лучам: каждая новая ассоциация рождает множество новых.

Структурная схема ментальных моделей представлена на рис. 2.1.

Графическая модель движения мысли напоминает паутину или ветвистое дерево, или реку с множеством притоков. В качестве примера представим бизнес-план в виде такой паутины (рис. 2.2).

Из рисунка следует, что бизнес-план имеет комплексный характер и отражает основное содержание плана как сочетание десяти дорог: управленческая команда (дорога номер 1), резюме (основные положения) (номер 2) проекта, характеристика рынка товаров (услуг) (номер 3) по проекту, оценка рынка сбыта продукции (номер 4), конкуренция на рынке сбыта (номер 5), план маркетинга (номер 6), план производства (номер 7), организационный план (номер 8), правовое обеспечение по проекту (номер 9), оценка риска (номер 10), финансовый план (номер 11), система показателей (номер 12).

На пути вероятнее всего предстоит встретиться с отдельными подсистемами, изображенными на карте в виде ключевых слов. Например, на дорожке «Управленческая команда проекта» неминуема встреча с такими элементами (подсистемами), как проектная группа, эмоциональный интеллект, командные роли, типы личностей, сплоченность, синергия.

Ментальные модели представляют собой своеобразные фильтры, через которые мы видим мир. Эти модели формируются под воздействием идей наших воспитателей, тренеров (коучей), социальной культуры и общественных нравов и проявляются через четыре основных принципа восприятия (рис. 2.3).

Всякий раз, стремясь найти решение неизвестной ранее проблемы, мы пытаемся раскрепостить мышление и тем самым отменить сложившиеся ментальные модели и создать новые.

В качестве помех в поиске решений следует выделить такие факторы ошибочных толкований, как регрессию, пренебрежение временем и субъективную трактовку событий.

Регрессия проявляется в том, что происходящие события тяготеют к средним значениям. И в этом случае, стремясь поддержать наши ментальные модели, мы выдвигаем объяснения, не подкрепленные фактами.

Пренебрегая фактором времени, мы интерпретируем события как подтверждение наших теорий, без учета времени, разделяющего возможную причину и следствие.

Односторонняя трактовка событий обеспечивает подкрепление наших исходных ментальных моделей.

Считается, что помехи устраняются добротно выстроенными причинно-следственными связями между явлениями и возникающими проблемами.

Обычно предполагается, что причина оказывает одностороннее влияние на результат, в то время как относительная значимость каждого фактора, влияющего на систему, остается неизменной. Однако системное мышление свидетельствует о том, что факторы влияют друг на друга, относительная значимость каждого из них меняется со временем и зависит от механизмов обратной связи. Поэтому причина не статична, а динамична .

Причинно-следственные связи между элементами определяют структуру системы. В то же время не следует считать, что элементы системы и есть причина всего происходящего. Причины определяются структурой системы, отношениями между элементами. Так, организационная структура предприятия определяет отношения между подразделениями, а сами подразделения вступают в отношения между собой, создавая проблемы.

Здесь необходимо рассмотреть три основных заблуждения относительно причинно-следственных связей.

1. Причина и следствие относятся к одному и тому же событию. Но упреждающая обратная связь приводит к тому, что следствие влияет на причину. Например, ожидание роста цен на бензин в летний период в России влияет на рост спроса на него, в результате чего возникает дефицит и цены, естественно, растут.

2. Если ограничить поиски причин областью, в которой проявляется следствие, то можно прийти к неверным выводам. При системном подходе объяснением служит не какая-то отдельная причина, а структура системы и отношения факторов внутри нее. Системное мышление вскрывает глубинные факторы, которые создают паттерн (воспроизводящийся образ, или архетип). Например, отсутствие денег воспринимается как проблема в деятельности организации, хотя решение проблем в таких ситуациях, как правило, может находиться в области мотивации, технологии взаимодействия подразделений, квалификационной структуре кадров, планировании и т. д.

3. Действия не всегда вызывают последствия, так как у системы есть порог восприятия. Например, крошечные вирусы могут стать причиной массовой эпидемии, а небольшие различия в начальных условиях способны дать совершенно разную реакцию на одинаковый набор влияющих факторов.

Необходимо учитывать и сложности в опознании стереотипов мышления, заложенных в ментальные модели.

Изменение ментальных моделей – рычаг, который обеспечивает прорыв. Но если результатом решения проблемы не стало изменение ментальных моделей, можно считать, что она решена не полностью. Например, для повышения качества выпускаемой продукции ужесточается контроль, что позволяет на определенный период времени решить проблему. Но при этом не меняются ментальные модели основных работников. Если же ввести новые модели самоорганизации и самоконтроля, то проблема качества будет иметь более эффективное решение.

Переоценивать свои ментальные модели нас заставляет обучение на собственном опыте: нас учит все, что мы делаем. Приобретенный опыт меняет нас. Так, например, самоорганизация и самоконтроль формируют инновационное мировосприятие, что меняет модель нашего поведения.

Обучение как петля обратной связи: действуем, усваиваем реакцию на свои действия и принимаем решения, которые инициируют новые действия. Например, введение самоорганизации приводит к снижению брака, что повышает заработную плату, а это в свою очередь побуждает работников к эффективному труду.

Учиться – означает принимать решения и сообразовывать действия с результатами обратной связи.

Усиливающая обратная связь : чем больше действий, тем сильнее реакция на них, что повышает количество новых решений.

Уравновешивающая обратная связь : устранение разрыва между действительным и желаемым.

Схема обучения, основанная на указанных положениях, приведена на рис. 2.4.

Примером может служить процесс перехода на бюджетирование, когда потребность в самоорганизации создает новые правила принятия решений внутри подрядного коллектива, перешедшего на работу в рамках выделенного бюджета. Эти правила относятся к самой системе организации труда в коллективе и самоконтролю технологического процесса – как в части экономии выделенных ресурсов, так и в части производительности и качества труда.

Однако необходимо выделить следующие причины, мешающие учиться:

Удаление части информации и обратной связи (учатся оба участника диалога, хотя и разным вещам);

Динамическую сложность (сложность связей, отсроченную реакцию, неформальную логику);

Ограничивающие ментальные модели (мы склонны замечать то, что ожидаем увидеть);

Трудности измерения обратной связи (ментальные модели притупляют восприимчивость);

Смешение понятий точности и достоверности (качественные оценки обратной связи, оценка мимики, интонации, чувств);

Осуществление действий (опережение обратной связи; запаздывание действий);

Неумение задавать вопросы;

Игнорирование того, что мы чувствуем.

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора

Использование математических моделей Другим подходом к прогнозированию потребности в человеческих ресурсах является использование математических моделей. Одним из наиболее часто используемых показателей прогноза уровня занятости является объем продаж. Существует

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

5.1.3. Использование математических моделей Другим подходом к прогнозированию потребности в человеческих ресурсах является использование математических моделей для предсказания будущих потребностей. Одним из наиболее часто используемых показателей прогноза уровня

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

9. Эффективность лидера за счет ситуационных моделей Не существует эффективного лидерского стиля! Повторяю. Не существует! Существует эффективный выбор. Выбор лидерского стиля. Мысль подкупает своей простотой. Нет эффективного лидерского стиля. Есть эффективный выбор

Из книги Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Закон № 19. Тестирование существующих бизнес-моделей Вместо того чтобы начинать что-то с чистого листа, посмотрите на бизнес-прорывы современности – они все выросли на плечах того, кто креативил.Обычно компания, придумавшая что-то новое, не имеет возможности грамотно

Из книги Качество, эффективность, нравственность автора Гличев Александр Владимирович

Из книги Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности автора Тейт Карсон

Из книги Запуск! Быстрый старт для вашего бизнеса автора Уокер Джефф

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Из книги Персональный бренд. Создание и продвижение автора Рябых Андрей Владиславович

Типы ролевых моделей Для выбора стратегии личного бренда вы можете воспользоваться ролевыми моделями. Ролевых моделей существует огромное множество. Они могут называться также архетипами, тогда тут будут еще и классификации на любой вкус, от героев сказок до

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Из книги Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте автора Коллектив авторов

Из книги Метод Сильвы. Искусство управления автора Сильва Хосе

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Ментальные модели- как не угодить в ловушку?

Все решения и сценарии поведения людей происходят на базе их ментальных моделей.

Ментальные модели мы создаем для упрощения картины мира. Наблюдая за событиями, мы их обобщаем, и храним в памяти единую картину (фотографию). С одной стороны, это позволяет не запоминать всё многообразие. С другой стороны, мы теряем изменчивость, присущую вещам и событиям. Сначала процесс познания работает на ментальную модель, потом ментальная модель подгоняет увиденное под себя. Как зачетка на студента.

Ментальная модель, сформированная благодаря нейронным связям, это убеждения в правоте собственной позиции , или то, что люди даже вопреки всем свидетельствам и фактам, могут считать истинным.

«Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения.»

Уинстон Черчилль

Наши ментальные модели придают свой особый смысл событиям.

Через них мы истолковываем свой опыт.

Это- не факты ! Хотя мы иногда так к ним относимся.

Ментальные модели мы создаем для упрощения собственной «картины мира», т.е. восприятия мира с позиции своего индивидуального опыта, воспитания, среды, традиций и привычек. Это некие индивидуальные рамки, в которые мы подгоняем все многообразие жизни и поведения людей.Как разбойник Прокруст “подгонял” путешественников под размеры своего ложа, обрезая или растягивая ноги.

Например, если ранее нам удалось достичь роста продаж без серьезных вложений в качество продукта, то мы проецируем наш успешный опыт на дальнейшую деятельность предприятия, не принимая, что условия, среда, рынок и потребитель и прочие вводные поменялись.

У ментальной модели есть две стороны медали:

  1. Положительная (не нужно «изобретать велосипед» каждый раз заново, т.е. скорость принятия решений в стандартных ситуациях «на автомате» и быстрота реакции)
  2. Отрицательная (ограничение и рамки, которые делают жизнь трудной, загоняют в тупик, способствуют спорам и разногласиям, тормозят личное развитие и т.п.)

У каждого человека – свои индивидуальные ментальные модели, некоторые из нас постоянно готовы их менять, поскольку мир вокруг меняется, и мы получаем новые вводные (информация,опыт, знания, переосмысление, озарение и опять по кругу).

А некоторые люди всю жизнь так и остаются со своими жесткими принципами и убеждениями, отстают в развитии, так, что с ними вообще невозможно общаться!

«Фанатик - это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему»

Уинстон Черчилль

Наши ментальные модели хорошо иллюстрирует треугольник Канижа, названный в честь итальянского психолога .

Посмотрите на картинку внимательно, и скажите, сколько треугольников вы видите?

По опросу слушателей на семинарах и конференциях, все «видят» посередине белый треугольник, которого на рисунке …нет! Нам кажется, что он нарисован, но это лишь иллюзия:)

Таким образом, наша ментальная модель- это некий фильтр, через который мы пропускаем все факты и события нашей жизни и которую поддерживаем с помощью 4-х механизмов (источник Д.О’Коннер,И.Макдермотт “Искусство системного мышления”).

1.Вычеркивание – отбор и фильтрация опыта, часть которого уходит из памяти. Все мы помним одни и те же события по-разному.

2.Конструирование – придумывание чего-то, что на самом деле отсутствует. Полезно для мозга, развивает креатив и фантазию, но искажает факты

3.Искажение – манипуляция фактами и событиями, придание им различных толкований, выдергивание из контекста, усиление или принижение значимости.

4.Обобщение – истолкование единственного случая (в том числе вырванного из контекста) как типичного для целого класса явлений. Например, если был неудачный опыт общения с психологом или врачом, говорим, что все они «шарлатаны». После болезненного развода и раздела имущества, женщина может считать, что все мужики понятно кто.

«Заботьтесь о том, чтобы не было худшего, а лучшее само о себе позаботится».

Народная мудрость на идише.

Жесткие ментальные модели загоняют нас в ментальные ловушки:

Недооценка аномалий и неопределенности (“черных лебедей”), обычно мы страхуемся от малых и вероятных потерь, а не от больших и редких

Слепая вера прогнозам экспертов и гуру

Самоуспокоение

Обилии информации плохо влияет на скорость и качество решения (не видно леса из-за деревьев)

Наши собственные идеи прилипчивы, с ними трудно расстаться, мы их горячо защищаем, даже когда не правы…

Самообольщение и слепая вера в самый благоприятный для нас исход событий

Надежда на «авось»

Неадекватное установление сроков окончания работ\проектов и бюджетов

Заложена ли ошибка планирования в человеческой природе?

Да, так и есть, утверждает Нассим Талеб , с которым я полностью согласна, и очень рекомендую прочесть его книгу «Черный лебедь»

Исследователи провели эксперимент, предложив студентам назвать время, необходимое им для завершения диплома.

В одном показательном тесте группа разделилась на оптимистов и пессимистов: оптимисты обещали закончить за двадцать шесть дней, пессимисты - за сорок семь. На самом деле на завершение работы потребовалось в среднем пятьдесят шесть дней.

Попробуйте протестировать себя и четно ответить на вопросы ниже, чтобы понять какой тип ментальной модели у вас преобладает.

Ограничивающие развитие ментальные модели


1.Если вы всегда настаивайте на том, что ваши идеи полностью соответствуют реальности.

2.Если у вас узкий круг интересов, который исключает приобретение нового опыта.

3.Если вы не допускаете ни малейшей неопределенности и стараетесь как можно быстрее делать выводы.

4.Каждый раз, когда вас не устраивают поведение людей и ход событий, вы имеете наготове богатый запас объяснений.

5.Активно используете модальные операторы («должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо») и никогда не сомневаетесь в оправданности их применения.

6.Щедро оснащаете свою речь обобщающими понятиями («все», «каждый», «никто», «никогда») и не признаете никаких исключений.

7.Делаете обобщения на основании единственного случая.

8.Используете односторонние, полученные вне прогнозируемых временных рамок события для подтверждения своих идей.

9.Вину за неудачи и проблемы возлагаете на только людей, а не систему (не забывая при этом и себя).

10.Осмысляете происходящее в терминах прямолинейной логики «причина – следствие».

11.Никогда не проявляете любознательности.

12. Не пересматриваете своих убеждений на основе полученного опыта.

Развивающие вас системные ментальные модели

1.Вы исходите из того, что на данный момент ваши ментальные модели лучшие из всего, что было вам доступно, но не прекращайте поиска более совершенных.

2.Вы имеете широкий круг профессиональных и личных интересов, хобби.

3.Не боитесь неопределенности (особенно, если вы топ-менеджер, которым платят за принятие решений в условиях неопределенности).

4.Проявляете любознательность и уделяете особое внимание тому, что, похоже, противоречит вашим ментальным моделям.

5.Ищете причины событий в системе обратных связей, действующих в разные временные периоды.

6.Столкнувшись с проблемой, исследуете не только ситуацию, но и свои предположения о ней.

  1. Обращаете внимание на взаимную связь факторов, добиваясь понимания того, как события согласуются друг с другом.

8.Ищете объяснения в виде системы циклов и контуров обратных связей (см.мою статью ), в которых результат – следствие одной из причин – в свою очередь становится причиной чего-то другого.


Ментальные модели — это неотъемлемая часть мышления человека. В ней кроется как невероятный потенциал, так и слепая догматичность. Причем одновременно. Так что же они из себя представляют?

Согласно определению авторов книги «Искусство системного мышления» Джозефа О’Коннора и Иана Макдермотта, ментальные модели — это идеи и представления, которые мы используем для направления наших действий, для понимания и объяснения причин и следствий, а также для того, чтобы придать смысл нашему жизненному опыту.

Узнать больше о ментальных моделях Вы сможете в следующей нашей статье, а в этой мы поговорим о жестких ограничивающих ментальных моделях. Не все их них являются ограничивающими, но все они жесткие. На основе признаков поведения, которые мы рассмотрим чуть ниже, Вы можете сделать шаг к выявлению своих собственных ограничивающих ментальных моделей и своих близких людей. После нестрогого поведенческого анализа. Итак:

  • когда Вы настаиваете на том, что только Ваши идеи полностью соответствуют реальности;
  • когда у Вас в жизни сложился узкий круг интересов, который исключает приобретение нового опыта;
  • когда Вы не допускаете ни малейшей неопределенности и стараетесь как можно быстрее делать выводы («незадумываясь» — уместное здесь слово);
  • каждый раз, когда Вас не устраивают поведение людей и ход событий, а Вы также имеете наготове богатый запас объяснений;
  • когда активно используете модальные операторы («должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо») и ни на йоту не сомневаетесь в оправданности их применения;
  • когда щедро оснащаете свою речь «кванторами всеобщности» — обобщающими понятиями («все», «каждый», «никто», «никогда») и не признаете никаких исключений;
  • когда делаете обобщение на основании единственного случая;
  • когда используете полученные вне прогнозируемых временных рамок примеры событий для подтверждения своих идей;
  • когда осмысляете происходящее в терминах прямолинейной логики «причина — следствие», «после этого — значит по причине этого»;
  • когда избегаете пересматривать свои убеждения на основе полученного нового опровергающего опыта.

Список не является закрытым, но уже эти признаки позволяют многое понять. Как о себе, так и о знакомых Вам людях. Сами по себе ментальные модели состоят их нескольких убеждений, которые не являются ни объективно плохими, ни объективно хорошими. Многое зависит от контекста.

Неоспоримым достоинством таких мыслительных моделей является наличие четкой позиции и последовательного поведения человека. Даже закономерно предсказуемого, ведь другие варианты исключены. Однако хочу отметить и один недостаток: ограничивающие ментальные модели — это не всегда верные представления о мире и источник конфликтного поведения.

Чарльз Мангер

Адвокат, экономист, инвестор, партнёр Уоррена Баффета в Berkshire Hathaway.

Упрощайте сложное

Обычно мы не задумываемся о том, что каждое событие - это сумма миллиардов переменных. Если бы вы смогли повлиять на переменные, ответственные за результат, вы смогли бы увеличить шансы на положительный исход. Но как узнать, что это за переменные?

Нет смысла пытаться влиять на все мельчайшие детали, да это и невозможно, наш мозг не создан для этого. Здесь-то и пригодятся ментальные модели. С помощью них можно отделить зёрна от плевел.

Один из примеров ментальных моделей - . Он гласит, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата. Закон помогает отсеять неважное и сосредоточиться на ключевых моментах.

Мангер и Баффет применяют этот закон, когда решают, во что инвестировать. Они оценивают компании в поисках тех, которые обеспечат непропорционально высокий доход.

Избавьтесь от предубеждений

Одновременно к достоинствам и недостаткам человеческого ума относится способность определять причину и следствие. С одной стороны, это само по себе работает как ментальная модель, позволяя нам быстро упорядочивать всё понятным для нас образом. С другой - как раз из-за этой быстроты причинно-следственная связь часто бывает ошибочной.

Мы не можем смотреть на мир объективно, у всех нас есть предрассудки. Ментальные модели помогают заметить их.

Зная свои предрассудки, вы дважды подумаете перед тем, как принять решение. Так вы значительно снизите вероятность ошибок и убытков.

«Нужно накапливать много ментальных моделей. Используя одну или две, вы неизбежно начнёте подстраивать под них действительность, - говорит Чарльз Мангер. - И модели должны быть из разных дисциплин, ведь вся мировая мудрость не может сосредоточиться в одной области».

Обычно мы смотрим на мир через призму своей специальности или профессии. Но он гораздо разнообразнее, чем то представление, которое складывается благодаря нашим привычкам, занятиям и образованию.

Это не значит, что нужно одновременно стать экспертом по экономике, психологии и другим наукам. Но нужно понимать основные принципы всех дисциплин и использовать их, принимая решения. Мозгу для работы необходим набор инструментов. Ментальные модели как раз станут такими инструментами.

Загрузка...