domvpavlino.ru

Роль Н. М. Верзилина в развитии теории и методики обучения биологии. Николай верзилин - по следам робинзона Верзилин николай михайлович

Каков вклад Н. М. Верзилина в развитие теории и методики обучения биологии?

В чем заключается образовательная и воспитательная ценность научно-художественных книг Н. М. Верзилина для детей?

Николай Михайлович Верзилин (1903-1984)

Биографическая справка и этапы профессионального становления

Н. М. Верзилин - основоположник теории обучения биологии. Родился в семье крестьян Курской губернии. Затем семья переехала в Новгородскую губернию, где в 1920 году Николай Михайлович закончил Маловишерскую школу II ступени. Еще обучаясь в старших классах, он начал преподавать в начальной школе. В школьные годы активно участвовал в скаутском движении и был избран старшим патрульным I Новгородского отряда бойскаутов «Лесной голубь». Главными задачами отряда являлось изучение природы, укрепление здоровья, развитие выносливости и способов поведения в экстремальных условиях. Для формирования таких качеств организовывались многодневные походы в лес, в течение которых участники учились использовать его ресурсы для выживания. Юношеская увлеченность лесом и лесными растениями во многом определила в дальнейшем его научные интересы и направления деятельности. Впоследствии Н. М. Верзилин участвовал в создании первых отрядов «юных коммунистов» при школе в Малой Вишере.

С 1921 по 1928 год Н. М. Верзилин обучался в Ленинградском сельскохозяйственном институте, где получил профессию агронома. Однако он отказался от агрономической практики и после окончания вуза преподавал естествознание в семилетней школе рабочего поселка Торковичи.

В 1929 году вместе с семьей Николай Михайлович переехал в Псков, где преподавал ботанику, биологию, методику естествознания, сельскохозяйственные дисциплины в школе и педагогическом техникуме. В школе молодой учитель создает небольшую опытную лабораторию, пришкольный участок, уголок живой природы. Впоследствии на основе приобретение ных знаний выпускает книги, раскрывающие актуальные тогда проблемы преподавания биологии: «Агробиологический участок средней школы», «Опыты с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий».

В 1932-1933 годах Н. М. Верзилин участвовал в организации Псковского педагогического института, где вел курсы ботаники и общей биологии, создал ботаническую лабораторию.

В 1933 году по приглашению Ленинградской естественнонаучной педагогической станции Н. М. Верзилин приехал в Ленинград, где получил должность научного руководителя кабинета ботаники и до 1938 года курировал преподавание ботаники в ленинградских школах. Затем ученый возглавлял факультет естествознания Ленинградского института усовершенствования учителей.

С 1967 года научно-профессиональная деятельность Н. М. Верзилина связана с ЛГПИ им. А. И. Герцена, в котором он работал на факультете повышения квалификации и в качестве профессора-консультанта на кафедре методики преподавания естествознания.

А может быть, эта книга попадет в руки юного натуралиста-мичуринца, мечтающего улучшить окружающий его растительный мир на пользу и радость советским людям. Его лозунг - слова Ивана Владимировича Мичурина: «Человек может и должен создавать новые формы растений лучше природы».
В руках разных читателей побывает книга, и я хочу, чтобы каждый из них нашел в ней интересное и нужное.
Эту книгу лучше читать поздней осенью или зимой, когда за окном снег, когда однообразная белая пелена сменила радостную зелень с пятнами цветов, и деревья, лишенные листьев, скованы морозом.
В это время даже равнодушные к природе люди с грустью вспоминают лето и с нежностью смотрят на растения, стоящие на окне.
Любители путешествий, внимательно рассмотрите ваши домашние растения! Ведь эти растения тоже «путешественники», прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Явы, Бразилии, пустынь Африки и Мексики.
Мы на нашем окне - на живой растительной карте - видим осуществление творческой фантазии человека.
Человек переделал карту мира.
Об этом хорошо сказал Фридрих Энгельс: человек «... переносит полезные растения и домашних животных из одной страны в другую и изменяет таким образом флору и фауну целых частей света. Более того. При помощи разных искусственных приемов разведения и выращивания растения и животные так изменяются под рукой человека, что становятся неузнаваемыми».*

Всё это мы и видим на растениях, стоящих на нашем окне.
Сейчас комнатное садоводство чрезвычайно распространено. Почти нет ни одного окна, где бы не стояли фикус, бальзамин, пеларгония и другие растения.
Развилось комнатное садоводство благодаря подбору растений, потребностям которых соответствуют комнатные условия. В комнатах теплая ровная температура от 14 до 20°, но мало света. Солнечный свет рассеивается стеклами и оконными рамами. В комнате влажно и много углекислого газа. В воздухе комнат содержится до 0,7 процента углекислого газа, то есть в двадцать три раза больше, чем под открытым небом.
Углекислый газ повышает воздушное питание растений, но недостаток света сказывается на них.
Многие наши лесные и луговые растения не могут долго жить в комнатах, так как им мало света; в зимний период они теряют листья и требуют для дальнейшего своего развития низкой температуры.
Люди пытались приучить к жизни в комнатах много различных красивых растений, но не всегда это удавалось.
В искусственный отбор человека вмешивался и естественный отбор: погибали растения, не приспособленные к условиям человеческого жилища.
Прижились в комнатах северных жителей или чрезвычайно выносливые растения далеких пустынь или растения тропических лесов. Растения тропических лесов на своей родине имеют условия, сходные с комнатными. В тропических лесах сумрачно, тепло, влажно. В тропических лесах нет листопада, и комнатные растения круглый год не теряют листьев.
Несколько хуже в зимнее время чувствуют себя растения субтропиков, привыкшие к яркому солнцу и некоторому временному понижению температуры. Они зимой чахнут, вытягиваются, но весною принимают вновь веселый, цветущий вид.
Комнатные растения, как правило, или совсем не цветут или цветут, но без искусственного опыления не дают плодов. Поэтому они не могли размножиться семенами, и в комнатах распространились только те растения, которые легко размножаются вегетативно, кусочками стеблей - черенками. Соседи и знакомые меняются «отводками», вернее - черенками, и так повсеместно распространяют уживчивые экзотические
растения.
В результате мы видим теперь на комнатных растениях замечательное подтверждение учения Дарвина об естественном и искусственном отборе. Этому отбору подверглись растения всего мира, и в наших комнатах выжили биологически наиболее приспособленные, но из этих растений человек вывел такие красивые сорта, каких нет и никогда не было в природе.
Вы можете собрать на ваших окнах, читатель, целую коллекцию самых необыкновенных растений.
Нужно помнить, что составление коллекции растений не является занятием одних любителей.
Коллекционные питомники необходимы для выведения новых сортов растений и продвижения их на север.
Всесоюзным институтом растениеводства собрана мировая коллекция семян культурных растений в 300 000 образцов, из которых 28 000 - одних пшениц.
Известный преобразователь природы Иван Владимирович Мичурин широко использовал в своей работе растения всего мира.

«Я начал, - пишет он, - привлекать в свой питомник растения чуть ли не со всех концов земного шара. К Октябрьской революции в питомнике насчитывалось около восьмисот видов исходных растительных форм. Здесь были растения Северной и Южной Дакоты (США), Канады, Японии, Маньчжурии, Кореи, Китая, Тибета, Индии, Памира, Индонезии, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Балкан, Альп, Франции, Англии, тундры».
Когда за окном снег, можно вырастить цветущий сад в комнате, на окнах, украсив свое жилище.
Подоконник с несколькими комнатными растениями может стать замечательной лабораторией. Работая в ней, можно научиться воспитывать растения, управлять их развитием; размножать семенами, отводками и черенками; прививать и скрещивать их, а главное, научиться наблюдать и понимать жизнь растений и по-мичурински любить их.
На комнатных растениях с успехом можно изучать многие закономерности жизни природы, которые были открыты замечательными русскими учеными Климентом Аркадьевичем Тимирязевым, Иваном Владимировичем Мичуриным, Трофимом Денисовичем Лысенко.
Опыты с этими растениями дадут юному мичуринцу ценные ботанические знания и практическое умение, которое он с пользою применит весною и летом в саду, в поле и на огороде. И в будущем эти навыки освоения и изменения домашних растений помогут улучшить растительный мир нашей социалистической Родины.
Каждому юному исследователю растений нужно подробно познакомиться с жизнью обычных комнатных растений в естественной обстановке. Только тогда можно понять их потребности и научиться управлять их жизнью.
«Формы живых тел создавались и создаются только условиями их жизни. Поэтому понятно, что управлять изменением растительных и животных форм можно только путем умелого управления условиями жизни растений и животных». Так говорит академик Трофим Денисович Лысенко, создавший учение об управлении развитием растений и их переделке.
Попробуем и мы на наших комнатных растениях учиться управлять жизнью растительного мира.
Но почти все домашние растения - питомцы далеких стран. Чтобы поближе познакомиться с ними и с необходимыми для них условиями жизни, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Это путешествие необыкновенное: оно будет мысленным и в то же время конкретным, так как растения, которые мы будем рассматривать во время путешествия, настоящие, живые, растущие в нашей комнате. Жизнь растений познается в опытах с ними, в пытливом наблюдении за их развитием в разных условиях.
Поэтому лучше начать знакомство с простых и выносливых растений, с которыми легко поставить доступные опыты.
Самые выносливые из комнатных растений происходят из далеких пустынь.

Академик Трофим Денисович Лысенко.

Растения тропических лесов хорошо приживаются в комнатных условиях и легко могут быть размножены даже кусочками побегов.
Путешествуя мысленно по местам, откуда произошли растения, мы в то же время будем изучать живые растения и изменять их по своему желанию.
Научившись ухаживать за растениями пустынь и растениями влажных тропических лесов и ставить с ними простые опыты, каждый сможет обеспечить нужным уходом многообразные и требовательные субтропические растения и провести более сложные эксперименты.
Путь наш будет лежать через раскаленные солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.
Мы проникнем в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди массы гигантских растений с трудом найдем своих знакомых.
И, наконец, мы побываем в богатых плодами и цветами субтропиках, где живут многообразные и прихотливые растения, испытывая в течение года то влажность, то сильную засуху. Проехав однообразные, почти безжизненные пустыни, мрачные, полные опасностей тропические леса, хорошо оказаться в благоухающих советских субтропиках, полных прекраснейших цветов и вкусных плодов - чудес человеческого творчества в природе.
Здесь многие растения со всех частей света нашли свою вторую родину.
Мы объедем весь мир вместе со скромными растениями, стоящими в горшочках на наших окнах.
Мы попробуем узнать, как живут наши растения на их родине, посмотрим, какую пользу они приносят.
Вернувшись из необычайного путешествия, мы не только раскроем тайны происхождения и жизни зеленых друзей, но и будем уметь управлять их жизнью.
Отправимся же в путешествие по родным местам наших домашних растений!

ВСТУПЛЕНИЕ

Когда за окном снег..................................................................................................................................... 5

Часть I
ПО ДАЛЕКИМ ПУСТЫНЯМ

Красавица пустыни ...................................................................................................................................... 13
Зеленые уродцы, или принцессы ночи ...................................................................................................... 25
Растение с четырьмя тысячами цветов ...................................................................................................... 50
Столетник второй из пустыни Карру ......................................................................................................... 55
Растения, «играющие в прятки» .................................................................................................................. 60
Растения с фальшивыми листочками .......................................................................................................... 67

Часть II
ПО ТРОПИЧЕСКИМ ЛЕСАМ

Плакса из лесов реки Амазонки .................................................................................................................. 73
Резиновое дерево индийских джунглей ..................................................................................................... 84
Двадцать растений из одного листа ........................................................................................................... 97
Деревцо, уничтожающее моль .................................................................................................................... 108
«Щучий хвост» в цветочном горшке ........................................................................................................... 111
«Ванька» из Занзибара .................................................................................................................................. 113
Растение тропических болот ....................................................................................................................... 121
Драконовое дерево ....................................................................................................................................... 130
Похищенное сокровище ............................................................................................................................... 134
Папирус древнего Египта ............................................................................................................................ 138

Часть III
ПО СОВЕТСКИМ СУБТРОПИКАМ

Дерево-гигант, не дающее тени .................................................................................................................. 145
Элексир бодрости ......................................................................................................................................... 156
«Журавлиный нос» ....................................................................................................................................... 159
Двухэтажные деревья с золотыми яблоками ............................................................................................. 176
Забытое комнатное растение ...................................................................................................................... 190
Царица цветов .............................................................................................................................................. 195
«Дружная семейка» ....................................................................................................................................... 205
Воспоминание о родине .............................................................................................................................. 209
«Сестра» чая ................................................................................................................................................... 217
«Золотое», или «колбасное», дерево ............................................................................................................ 222
Семейство камнеломковых ........................................................................................................................... 224
Кукольные деревца ........................................................................................................................................ 228
Зеленые «звери» ............................................................................................................................................. 232
Растение это ядовито! ................................................................................................................................... 237
Растение, «шагающее» по стене .................................................................................................................... 242
«Хозяин» величайшего в мире цветка .......................................................................................................... 249
Цветок алхимиков ........................................................................................................................................... 253
Каменный дом за луковицу ............................................................................................................................ 261
Цветы случайностей ....................................................................................................................................... 269
Учебное пособие, переплывшее океан .......................................................................................................... 273
По заветам И. В. Мичурина ............................................................................................................................ 280
Карта мира на окне .......................................................................................................................................... 292

Часть IV
КАК УХАЖИВАТЬ ЗА ДОМАШНИМ САДОМ

Как разместить зеленых друзей ...................................................................................................................... 301
Борьба с простудой .......................................................................................................................................... 304
Сложная процедура ......................................................................................................................................... 306
Банный день ..................................................................................................................................................... 310
Земляная кухня ................................................................................................................................................. 311
Весенняя пересадка ......................................................................................................................................... 315
Хирургические операции ................................................................................................................................ 317
Парник из лампочки и горшочков .................................................................................................................. 318
Медицинская помощь ...................................................................................................................................... 320
Электрический санаторий ............................................................................................................................... 323
Растения «вышли» на балкон .......................................................................................................................... 327
Вечер с зелеными друзьями ............................................................................................................................ 329
Указатель растений, упоминаемых в книге ................................................................................................... 332

(1903-01-21 ) Место рождения: Дата смерти: Гражданство:

Российская империя , СССР

Род деятельности:

педагог,
детский писатель

Годы творчества: Направление:

педагогика, популяризация биологии

Язык произведений: Дебют:

«Лечебница в лесу» (1943)

Верзи́лин Нико́лай Миха́йлович (8 (21) января , д. Сафроново Рыльского района Курской области - 2 июня 1984, Ленинград) ― писатель-натуралист, педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук .

Биография

Научно-педагогическая деятельность

В ленинградском филиале Академии педагогических наук заведовал лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии . Автор различных учебных программ, методичек «Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет оригинальный учебник ботаники. Учебник по биологии для 9-10 классов неоднократно издавался.

Творчество

Как автор книг для детей впервые выступил в 1942 году с книжкой «Лечебница в лесу», рассказав в ней о полезных для человека растениях. Большой популярностью пользовалась его неоднократно переиздававшаяся книга «По следам Робинзона» ().

В своих книгах рассказывал о значении растений в жизни человека, сообщал интересные факты из истории, географии, археологии , наглядно раскрывающие основную тему книг, давал советы по уходу за растениями.

Библиография

  • Лечебница в лесу. М.-Л., Детгиз, 1942;
  • По следам Робинзона. М. - Л., Детгиз, 1946;
  • Как сделать гербарий. М.-Л., Детгиз, 1947;
  • Как собирать лекарственные растения. ― М., Детгиз, 1947;
  • Путешествие с домашними растениями. М. - Л., Детгиз, 1949;
  • Как ухаживать за комнатными растениями М. - Л., Детгиз, 1952;
  • Растения в жизни человека. М. - Л., Детгиз, 1952;
  • Райский сад на подоконнике: Руководство по уходу за комнатными растениями. ― М., 2000 ISBN 5-8237-0003-2
  • Общая биология: Учебник для 9-10-х кл. /Ю. И. Полянский, А. Д. Браун, Н. М. Верзилин. ― М., Просвещение, 1984;
  • Учитель ботаники, или разговор с растениями. ― Л., 1984

Литература

  • Естествознание в школе, 1947, № 2;
  • Естествознание в школе, 1952, № 3;
  • Вокруг света, 1955, № 1;
  • Советская педагогика, 1956, № 5.
  • Верзилин Н. Учитель ботаники / Н. Верзилин // В мире растений. - 2003. - № 1. - С. 42-43.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Верзилин, Николай Михайлович" в других словарях:

    ВЕРЗИЛИН Николай Михайлович - , педагог, методист. (биология), ч. к. АПН (1955), д р пед. наук (1956), проф. (1957). Чл. Союза писателей СССР (1952). Окончил Ленингр. с. х. ин т (1928). С 1919 преподавал в… …

    Верзилин, Николай Михайлович - (1903 1984) педагог, методист биолог, член корреспондент АПН СССР (1955). Член Союза писателей СССР (с 1952). С 1919 преподавал в сельской начальной школе; с 1932 на научно педагогической работе в Ленинграде, с 1967 профессор консультант ЛГПИ … Педагогический терминологический словарь

    Русская фамилия. Верзилины дворянский род. Известные носители: Верзилин, Николай Михайлович (1903 1984) ― писатель натуралист, педагог, член корреспондент Академии педагогических наук. Верзилин, Пётр Семёнович (1791 1849) генерал майор, наказной… … Википедия

    ВЕРЗИЛИН - Николай Михайлович , педагог, методист (биология), ч. к. АПН (1955), дер пед. наук (1956), проф. (1957). Чл. Союза писателей СССР (1952). Окончил Ленингр. с. х. ин т (1928). С 1919… … Российская педагогическая энциклопедия

    Члены корреспонденты Российской академии образования: Абрамов, Александр Михайлович Александров, Игорь Александрович Алексеева, Вера Васильевна Алексин, Анатолий Георгиевич (в статье указано: член корреспондент АПН СССР) Антропова, Мета… … Википедия

    Город Рыльск Герб … Википедия

    Кувшинка белая … Википедия

    Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «В» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

    Имени императора Петра I (ВГАУ) … Википедия

    Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 1999 году: Абдулатипов, Абул Кадыр Юсупович доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Дагестанского государственного университета… … Википедия

Книги

  • По следам Робинзона. Методическое пособие для взрослых , Верзилин Николай Михайлович. Николай Михайлович Верзилин работал учителем, занимался ботаникой - и стал писателем. Его книга познакомит читателей с удивительным миром растений, расскажет об ихпроисхождении и свойствах,…

Николай Михайлович Верзилин, Россия, СССР 21.01.1903-02.06.1984

Николай Верзилин родился в 1903 г. в деревне Сафроновке Курской области. К живой природе мальчик был неравнодушен с детства. Рано приобщился к чтению, до дыр зачитывал повести Сетона-Томпсона, романы Жюля Верна, Даниэля Дефо, Фенимора Купера, Майн Рида, под впечатлением прочитанного совершал выезды за город с ночевками в лесу, играл в индейцев и путешественников...

В шестнадцать лет, так уж случилось, Николай Верзилин начал преподавать в начальных классах сельской школы. И здесь юный учитель устраивает походы в лес, знакомя учеников с растениями среднерусской природы. Но юноше хотелось учиться дальше, и в 1928 г. он заканчивает Ленинградский сельскохозяйственный институт и, как и прежде, продолжает работать в школе, а также преподавать в Педагогическом институте и Институте усовершенствования учителей.

Страсть к изучению жизни растений непосредственно в природных условиях влекла Верзилина в путешествия по родному краю и странам мира. Собранный материал предстал в книгах, написанных в форме бесед с юным читателем, увлекательных путешествий.

В школе молодой учитель с азартом энтузиаста, влюблённого в свое дело, создаёт небольшие опытные лаборатории, пришкольные участки растений, уголки живой природы и выпускает книги, знакомящие с его опытом преподавания биологии: («Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет учебник ботаники, непохожий на все предыдущие издания: материал в нем излагает в тесной связи с сельским хозяйством.

Спустя 15 лет Верзилин участвует в создании нового учебника по общей биологии для учащихся старших классов, а результаты многолетних исследований и практического преподавания обобщает в учебниках «Основы методики преподавания ботаники» и «Общая методика преподавания биологии» (в соавторстве с биологом В. Корсунской). В середине семидесятых годов Н. Верзилин со своими сыновьями издаёт книгу «Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее». Ботаник и педагог, он всё делает для того, чтобы увлечь ребят и студентов наукой, сделать из них настоящих следопытов, изучающих удивительный мир растений.

Деятельность Верзилина, как в народном образовании, так и в педагогической науке была отмечена медалями имени К. Ушинского, А. Макаренко и другими правительственными наградами. В 1955 г. его избирают членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, в 1967 г. – утверждают профессором-консультантом Ленинградского педагогического института им. А. Герцена.

Однако в России и за рубежом Николай Верзилин известен не столько как учёный и педагог, сколько как талантливый писатель-популяризатор ботанических знаний. Его работа «Лечебница в лесу» – первая работа для детей, первая проба писательского пера – появилась в годы Великой Отечественной войны и предназначалась в помощь юным сборщикам лекарственных трав и съедобных дикорастущих растений. Эта книга позже вошла в книгу «По следам Робинзона» (1946). В книгу «По следам Робинзона», вошли более сотни очерков о «тайнах» дикоросов – дикорастущих растений флоры России. Книга сразу привлекла внимание обилием забавных советов, она давала возможность ребёнку самому почувствовать себя Робинзоном. Через три года читатели знакомятся с новой книгой Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями» (1949), рассказывающей о происхождении, особенностях, практическом использовании растений, встречающихся в садах и огородах, выращиваемых на балконах и подоконниках. Все эти растения – пришельцы из далеких пустынь и тропических джунглей, саванн и влажных субтропиков.

Такой же занимательной была следующая книга Верзилина «Растения в жизни человека» (1952) – маленькая энциклопедия ботанических знаний, на этот раз адресованная тем, кто ещё не полюбил ботанику.

Прежде чем написать очередную книгу «По садам и паркам мира» (1961), Верзилин побывал в Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Японии, где ознакомился с местными парками и садами, дендрариями и оранжереями, посетил шедевры садово-парковой архитектуры в России. В книге есть советы, как самим создать сад у себя перед домом, школой или на приусадебном участке. С этой работой перекликается другая его книга, чисто географическая «Пылинки дальних стран» (1969), рассказ о поездках в Норвегию, Италию, Францию, Японию (книга иллюстрирована авторскими фотографиями).

Более сложным проблемам науки о растениях посвящены три книги, написанные Н. Верзилиным также в соавторстве с В. Корсунской: «В саду Мичурина», «Лес и жизнь» (1966), «В.И. Вернадский» (1982).

Все популярные работы Верзилина не «чисто» ботанические. В каждой из них переплетаются история и география, искусство и поэзия. Строки поэта Всеволода Рождественского и рисунки художника Юрия Смольникова как бы «вкраплены» в тексты детских книг Н. Верзилина «Тропинка в лес» (1956) и «Цветы из сада» (1962).

Своеобразным воспоминанием об истоках и мотивах многолетней деятельности как педагога, воспитателя и биолога стала последняя книга Николая Михайловича «Учитель ботаники, или Разговор с растениями» (1984).

Книги Н. Верзилина много раз издавались в России. Так, «По садам и паркам мира» выходили дважды; «Путешествие с домашними растениями» – четырежды (последнее издание вышло с изменённым названием – «Райский сад на подоконнике»). Книга «По следам Робинзона» переиздавалась семь раз. Выпускались его книги и в других странах: в Болгарии, Бразилии, Грузии, Китае, Латвии, Литве, Молдавии, Польше, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии, Югославии, Японии.

Произведения Верзилина сопровождаются и практическими советами: как провести ботанический опыт, разводить интересные растения или собирать лекарственные травы, посадить деревья или бороться с сорняками, составить красивый букет цветов… И это понятно: Верзилин - не только учёный, писатель, но ещё и педагог. По его книгам не одно поколение детей познавало премудрости природы. Жаль, что современные издатели проявляют мало интереса к творчеству Н.М. Верзилина.

(1903-1984) – педагог, методист-биолог, член-корреспондент АПН и др. Н.М. Верзилин - автор программ, учебников и трудов по МПБ в школе и ВУЗе, по организации внешкольных занятий и различных форм учебной работы (уроков, внеурочных занятий, домашних заданий экспериментального характера и др.). Созданная под руководства Верзилина теория развития понятий легла в основу отбора содержания школьных курсов биологии. Разработал методику организации урока ботаники; на большом экспериментальном материале выявил приемы формирования умений и навыков самостоятельной работы учащихся. Н.М. Верзилин – инициатор исследования проблем школьных учебников, вопросов организации и методики работы на агробиологическом участке школы. В деятельности Верзилина сочетались талант педагога, ученого-практика и яркого самобытного писателя. Его научно-художественные книги для детей «По следам Робинзона» (1974), «По садам и паркам мира» (1961) и др. учат детей быть верными защитниками и друзьями природы.

Всесвятский Борис Васильевич

(1887-1987) – педагог, методист (биология), профессор. Окончил естественное отделе­ние физико-математического факультета Московского университета.

Б.В. Всесвятский начал свой трудовой путь в 1911 учителем средней школы.

В 1918 в Москве, в Сокольниках, была организована первая в стране Станция юных любителей природы, преобразованная затем в Центральную биостанцию юных натуралистов им. К.А. Тимирязева. Б.В. Всесвятскому было предложено стать во главе этого учреждения. Бессменным руководителем биостанции он оставался вплоть до 1932. В 20-е гг. газетой «Правда» проводился конкурс на лучшего учителя, и победите­лем этого конкурса оказался Б. В. Всесвятский. Его педагогической деятельности «Правда» посвятила несколько статей.

С 1932 по 1939 Б.В. Всесвятский работает в Институте политехнического образования в качестве руководителя сектора естествознания. После преобразования этого института в 1939 в Научно-исследовательский институт школ Б.В. Всесвятский. до 1943 является его директором.

С 1944 жизнь и деятельность профессора Б.В. Всесвятского связана с факультетом естествознания Московского городского института им В.П. Потемкина, он заведует кафедрой методики преподавания биологии. В 1945-1958 Б.В. Всесвятский одновременно - декан факультета.

После объединения Московского городского педагогического института им. Потемкина с Московским государственным педагогическим институтом им. В.И. Ленина Б.В. Всесвятский продолжает возглавлять кафедру методики преподавания биологии.

Сотрудником МГПИ Б.В. Всесвятский остается до 1973.

Все свои силы, знания, опыт Б. В. Всесвятский щедро отдавал подготовке и воспитанию будущих учителей биологии. Под его руководством защищены десятки диссертационных работ.


Б.В. Всесвятский был одним из ведущих ученых-методистов Советского Союза. Его работы имели большое значение для развития методики преподавания как науки. Им опубликовано 135 научно-методических работ, посвященных вопросам совершенствования методики преподавания биологии. Особое внимание ученый уделял разработке программ и подготовке учебников для средней и высшей школы. В 1933 вышел в свет его школьный учебник ботаники, который выдержал 29 изданий. По этому учебнику училось не одно поколение школьников. Он был переведен на многие языки.

Большое значение имела работа Б.В. Всесвятского, изданная в 1936. Она называлась «Методика ботаники» и долгое время служила учебным пособием для студентов и практическим руководством для учителей-биологов. В 1960 вышла в свет «Общая методика биологии», подготовленная как учебное пособие для студентов педагогических институтов.

Результатом работы над совершенствованием процесса преподавания биологии, раскрытием принципов и закономерностей процесса обучения явилась книга Б.В. Всесвятского «Проблемы дидактики биологии». Она была издана в 1969 и получила высокую оценку методистов и учителей.

Имя Б.В. Всесвятского широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом.

Его «Общая методика биологии» переведена на немецкий, болгарский, вьетнамский языки.

Всю жизнь профессор Б.В. Всесвятский был активным общественным деятелем.

В 1934-1960 - главный редактор журнала «Биология в школе», а в 1956-1965 - член редколлегии журнала. Редактор журналов «За массовое опытничество», «Биология и химия в школе». Всесвятский один из авторов первых программ по биологии для средней школы, стабильного учебника по ботанике для средней школы и методики преподавания ботаники (совместно с В.Н. Вучетичем, 1936; 1941). Труды Всесвятского посвящены также методике работы кружков юных натуралистов, организации экскурсий, опытнической работе.

Борис Васильевич постоянно разрабатывал вопросы совершенствования содержания и методов обучения биологии, раскрывая преемственные связи в развитии методики преподавания Б. В. Всесвятский написал работу «Проблемы биологического образования в средней школе (системный подход к обучению)». Эта книга - итог его многолетних трудов и размышле­ний ученого.

Соч.: Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926; Общая методика биологии. М., 1960; Проблемы дидактики биологии. М., 1969; У истоков юннатского движения. М.,1972 (ред.); Системный подход к биол. образованию в ср. школе. М., 1985.

Загрузка...