domvpavlino.ru

Романтические произведения гоголя анализ произведений. Николай Васильевич Гоголь: список произведений, описание и рецензии. Гений классической литературы

Свою основную мысль о роли Промысла в истории Гоголь попытался использовать для частичного оправдания Первого Рима. В рассуждении «О Средних веках» он пишет о возвышении Римского папы так: «Не стану говорить о злоупотреблении и о тяжести оков духовного деспота. Проникнув более в это великое событие, увидим изумительную мудрость Провидения: не схвати эта всемогущая власть всего в свои руки… – Европа рассыпалась бы…» .

В том же 1834 году Гоголь позволил себе единственный в своей жизни резкий выпад против Восточного Рима в его начальном, наступившем после существовании: «Восточная империя, которая очень справедливо стала называться греческою, а еще справедливее могла бы называться империей евнухов, комедиантов, любимцев ристалищ, заговоров, низких убийц и диспутствующих монахов…» (О движении народов в конце V века) , – мнение, явно вдохновленное западной историографией.

Впрочем, уже тогда в душе Гоголя наитие художника противоречило взглядам ученого. Свои исторические статьи он объединил и напечатал в 1835 году в составе сборника «Арабески». Включенные в тот же сборник три художественные повести, написанные от лица разных рассказчиков, не совпадающих по взглядам с самим Гоголем, наложили на всю книгу, а значит, и на статьи, в ней помещенные, особый отпечаток отстраненности от личности автора. В целом в «Арабесках» воспроизведены, отражены, выражены различные оттенки магического миросозерцания, причем некоторая общая «нечистота» книги подчеркнута количеством отобранных статей: их 13, и та, в которой содержится выпад против Византии, помещена именно на 13-м месте – перед красноречиво замыкающими книгу «Записками сумасшедшего».

Объединяющей подосновой всех составных частей «Арабесок» стал пантеизм, устремляющий сознание повествователей и героев к самообожению, а в действительности – к самоуничтожению, растворению в стихиях природного бытия. Гоголь намекнул на это уже названием, что тут же заметил чуткий Ф.В. Булгарин, откликнувшийся так: «Арабесками называют в живописи и скульптуре фантастические украшения, составленные из цветов и фигур, узорчатых и своенравных. Арабески родились на Востоке, и потому в них не входят изображения животных и людей, которых рисовать запрещено Кораном. В этом отношении название книги удачно прибрано: в ней большею частью попадаются образы без лиц » .

Духом магического пантеизма проникнуты не только художественные повести «Арабесок», но и статьи, где, например, по замечанию С. Карлинского, кровавые завоеватели (Аттила и подобные) «рассматриваются как злые маги, которые иногда получают возмездие от рук средневековых пап и святых, изображенных добрыми магами» . В составе «Арабесок» это действует двояко: с одной стороны, большинство статей сборника выдержано в магическом духе, а магия склонна видеть самое себя везде, в том числе и в христианстве; с другой стороны, Гоголь, скрываясь за своими магически настроенными повествователями, указывает на признаки действительного, с православной точки зрения, уклонения католичества к магии.

Желая вполне постичь сущность Первого Рима, Гоголь стремится в Италию, как некогда стремился в Петербург. Отправившись в июле 1836 году в Европу, он с марта 1837-го начинает жизнь в Риме. Теперь он вполне предается обаянию итальянской природы и древнего города и оказывается как никогда далеким от России и Православия. Примечательно, что вместе с сочувствием к католичеству в письмах 1838–1839 годов Гоголь обнаруживает и увлечение язычеством, магией. В апреле 1838 года он пишет из Рима М.П. Балабиной: «Мне казалось, что будто я увидел свою родину… родину души своей… где душа моя жила еще прежде меня, прежде, чем я родился на свет» . Нехристианская мысль о предсуществовании душ (внутренне связанная с пантеистической идеей перевоплощения душ) дополняется в том же письме общим уравниванием достоинств христианства и язычества. Первый Рим, по Гоголю, «прекрасен уже тем… что на одной половине его дышит век языческий, на другой христианский, и тот и другой – огромнейшие две мысли в мире» . Подобное уравнивание достоинств разных по сути видов духовности – признак магического сознания. Гоголь словно бы пытается обернуть историю вспять, вернуться к язычеству и потому обозначает свое письмо не христианским, а римско-языческим летоисчислением: «год 2588-й от основания города». Мысль: «…в одном только Риме молятся, в других местах показывают только вид, что молятся» , – звучит в этом письме не только прокатолически, но отчасти и по-язычески.

Католические священники в Риме пытались обратить Гоголя в свою веру . Слухи о том достигли России. Когда Гоголь оправдывается в письме домой 22 декабря 1837 года, слова его звучат неправославно: «…я не переменю обрядов своей религии… Потому что как религия наша, так и католическая совершенно одно и то же» .

В конце 1830-х годов писатель сочувствует католическому, усвоенному от иудейства, упованию на «царство Божие» (или «рай») на земле, которое будто бы возможно устроить волею и силами воцерковленного человечества. Зерном этого «рая», естественно, мыслился Первый Рим. 10 января 1840 года Гоголь, вернувшийся в Москву, пишет М.А. Максимовичу: «Жду и не дождусь весны и поры ехать в мой Рим, мой рай… Боже, какая земля! какая земля чудес!» .

Сами итальянцы признают, что в отношении Гоголя к их столице проявилась способность «любить, восхищаться, понимать» этот «светящийся оазис мира и покоя» . Как никто среди иностранных писателей, Гоголь в сознании итальянцев обрел беспримерное право говорить от имени Рима. Т. Ландольфи, собрав несколько десятков очерков о жизни писателей разных стран в Риме, назвал всю книгу «Гоголь в Риме», хотя Гоголю, как и остальным, уделено лишь несколько страниц .

Тем более веским представляется совершившийся осенью 1840 года перелом в «римском» самосознании писателя. Внешней причиной стала загадочная опасная болезнь, приключившаяся в Вене, потрясшая душу и сокрушившая тело. Едва оправившись и прибыв в Рим, Гоголь признался М.П. Погодину: «Ни Рим, ни небо, ни то, что так бы причаровало меня, ничто не имеет теперь на меня влияния. Я их не вижу, не чувствую. Мне бы дорога теперь, да дорога в дождь, слякоть, через леса, через степи, на край света» – «даже в Камчатку» (письмо от 17 октября 1840 г.) .

С тех пор любовь к Первому Риму вытесняется влечением к Третьему, к Москве, так что в декабре 1840 года Гоголь пишет К.С. Аксакову из столицы Италии: «Посылаю вам поцелуй, милый Константин Сергеевич, за ваше письмо. Оно сильно кипит русским чувством и пахнет от него Москвою… Зазывы ваши на снега и зиму тоже не без увлекательности, и почему ж иногда не позябнуть? Это часто бывает здорово. Особливо, когда внутреннего жару и горячих чувств вдоволь» . Примечательно, что это пишет человек, более всего, кажется, боявшийся мороза.

Примечателен и неуспех русско-итальянских католиков в деле обращения Гоголя в латинскую веру: еще с 1839 года писатель подчеркнуто противостоял их обольщениям . В римских письмах Гоголя упоминаются многие даже самые мимолетные знакомства, однако нет «ни малейшего намека о таких, во всяком случае, близких знакомых поэта, как молодые Семененко и Кайсевич», – покинувших Польшу ксендзах, усиленно старавшихся обратить Гоголя . Это говорит об изначально осторожном отношении писателя к католическим влияниям, об изначальном внутреннем отторжении (при том что в Риме ему было очень выгодно поддерживать добрые отношения с католиками).

Перемена сознания, конечно, отразилась и в художественном творчестве Гоголя. Причем изначально, по наитию, чувствуя глубинное основание своих взглядов и грядущее проявление этого основания, он выражал влечение к Первому Риму не от собственного лица, а через отстраненное сознание повествователей и героев. Так, если в «Портрете» (1834–1842) повествователь говорит о «чудном Риме», а в «Риме» (1838–1842) другой повествователь всемерно развивает этот образ, то за их голосами слышится более сдержанное суждение самого писателя, который показывает, как, например, в «Риме» главный герой и повествователь увлечены стихией языческого пантеизма – она же источается руинами древнего Рима и окружающей природой и топит в себе христианский лик города вместе с душами его обитателей.

В повести «Рим» господствует образ угасающего, заходящего (за-падного ) солнца. В его обольстительном, томительном, манящем во тьму, призрачном свете растворяются души с отображенными в них чертами римского мира, языческого и христианского: все эти «гробницы и арки» и «самый безмерный купол» храма апостола Петра. А потом, «когда и солнце уже скрывалось… везде устанавливал свой темный образ вечер». В этом призрачном полубытии реют «светящиеся мухи», как некие падшие духи, мерцающие украденным у солнца магическим огнем. Они обступают исступленную человеческую душу, забывшую о Боге и о себе, и среди них – «неуклюжее крылатое насекомое, несущееся стоймя, как человек, известное под именем дьявола».

В слоге «Рима» устойчивы признаки антично-языческого поклонения красоте . В повести обнажается хаотическая, стихийная, пантеистическая подоснова внешне чинного языческого почитания «божественной» красоты человека и природы. Торжество хаоса над кажущейся светлой упорядоченностью языческого видения красоты подчеркивается в повести образами древних развалин, поглощаемых буйной природой, образом закатного света, иссякающего во тьме, и самой сбивающе неожиданной оборванностью «отрывка», отданного, тем не менее, Гоголем в печать.

В «Риме» молодой князь почувствовал «какое-то таинственное значение в слове “вечный Рим”» после того, как взглянул на свое итальянское отечество издалека, из суетного Парижа. А между тем сам Гоголь, работая в итальянском Риме над повестью о римском князе, начал наконец понимать римское, всемирно-державное достоинство собственной родины и ее древней столицы – Москвы. Это понимание отразилось в первом томе «Мертвых душ», завершаемом одновременно с повестью «Рим»: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?.. Здесь ли, в тебе не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?.. И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественною властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..» Рассуждающий так повествователь уже предельно близок самому Гоголю, и не случайно он именуется «автором». Первый том «Мертвых душ» завершается прямым провозглашением непревзойденного державного могущества России: «…гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Чичиков, который, по замыслу Гоголя, должен был переродиться в православно-державном духе, уже в первом томе касается основ соответствующего учения, хотя и не очень ему еще близкого: «Чичиков начал как-то отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются…»

О перемене сознания самого Гоголя свидетельствует его наблюдение, сделанное во время приезда Николая I в Рим и тут же поведанное в письме А.П. Толстому от 2 января н. ст. 1846 года: «О государе вам мало скажу… Его повсюду в народе называли просто Imperatore , без прибавления: di Russia , так что иностранец мог подумать, что это был законный государь здешней земли» . Гоголю хочется видеть, что сам итальянский народ, «римляне» (как особая коренная часть этого народа) подтверждают возродившееся в России представление о православно-русской державе как единственной законной преемнице «римской» власти.

Возвращаясь из-за границы на родину, Гоголь предпочитает жить в Москве, причем с конца 1840-х годов, после путешествия ко Святым местам, в его душе крепнет желание вообще никуда не выезжать из Отечества и даже вообще не покидать Москвы: «Ни за что бы я не выехал из Москвы, которую так люблю. Да и вообще Россия все мне становится ближе и ближе. Кроме свойства родины, есть в ней что-то еще выше родины, точно это как бы та земля, откуда ближе к родине небесной» (письмо А.С. Стурдзе от 15 сентября 1850 г.) .

Россия для зрелого Гоголя – это именно Третий Московский Рим: не сладостный рай на земле, а суровая временная крепость, ограждающая верные Христу души от видимых и невидимых врагов и позволяющая благополучно перейти от краткой земной жизни к вечному загробному существованию с возможным последующим вселением (если Христу будет угодно) в Царствие Божие, которое «не от мира сего».

Древний образ подобной христианской крепости на земле – монастырь, и Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» прямо пишет: «Монастырь ваш – Россия!» Христианское смирение России-монастыря оборачивается воинственностью, лишь когда возникает угроза святыне веры: «…или вы не знаете, что такое для русского Россия. Вспомните, что когда приходила беда ей, тогда из монастырей выходили монахи и становились в ряды с другими спасать ее. Чернецы Ослябля и Пересвет, с благословенья самого настоятеля, взяли меч, противный христианину» .

Москва для позднего Гоголя – самое святое место в России-монастыре, а Петербург – самое далекое от святости: «Тут найдется более свободного, удобного времени для бесед наших, чем в беспутном Петербурге»; в московских разговорах об «истинно русском добре» «воспитывается твердыня нашего характера и разум озаряется светом» (письмо А.О. Смирновой от 14 октября 1848 г.) . Движимый этим представлением, Гоголь в «Развязке “Ревизора”» (1846) влагает в уста «первого комического актера» мысль: «… слышим благородную русскую нашу породу… слышим приказанье Высшее быть лучшими других!» . В «Светлом воскресенье», заключительной главе «Выбранных мест…», Гоголь уверяет и себя, и соотечественников, что именно в России скорее восстановится чистота древнего христианства, утраченная повсеместно, и восстановится, поскольку в России она более всего сохранилась. Суть христианства – вера в вочеловечение Христа-Бога, Его смерть на кресте за грехи людей и Воскресение из мертвых – дабы и павшие люди воскресли. О Светлом Воскресенье Христовом Гоголь пишет: «Отчего же одному русскому еще кажется, что праздник этот празднуется, как следует, и празднуется так в одной его земле? Мечта ли это? Но зачем же эта мечта не приходит ни к кому другому, кроме русского?.. Такие мысли не выдумываются. Внушением Божиим порождаются они разом в сердцах многих людей… Знаю я твердо, что не один человек в России… твердо верит тому и говорит: “У нас прежде, чем во всякой другой земле, воспразднуется Светлое Воскресенье Христово!”».

Каждый чиновник российской православной державы, по Гоголю, должен быть одновременно и «честным чиновником великого Божьего государства» (Развязка « ») , которое отображается и предсуществует на земле своим преддверием – в виде русского : «Дружно докажем всему свету, что в Русской земле всё что ни есть, от мала до велика, стремится служить Тому же, Кому всё должно служить что ни есть на всей земле, несется туда же… кверху, к Верховной вечной красоте!» , – высказывает «первый комический актер» мысли, близкие самому Гоголю. Россия и должна явить заблудшему миру образец державного богопочитания.

В <«Авторской исповеди»> Гоголь подводит итог своему державному учению: «Итак, после долгих лет и трудов, и опытов, и размышлений… я пришел к тому, о чем уже помышлял во время моего детства: что назначенье человека – служить и вся жизнь наша есть служба. Не забыть только нужно того, что взято место в земном государстве затем, чтобы служить в нем Государю Небесному и потому иметь в виду Его закон. Только так служа, можно угодить всем: государю, и народу, и земле своей» . Таково одно из возможных определений православно-«римской» симфонии Церкви и государства. Церковь и осуществляемое через нее служение Богу – это содержание государственной жизни, а государство – ограда Церкви как народа Божиего.

В главе «Выбранных мест…» «Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве» Гоголь напоминает соотечественникам и всему человечеству подлинную сущность Православия и роль России в его развитии: «Эта Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая… одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставив у нас всякое сословье, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России изумить весь мир согласной стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, – и эта Церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!» .

Средоточие церковной жизни – богослужение, литургия, и Гоголь, размышляя о «нашей литургии» ( . 1845–1851), указывает, между прочим, на «римскую» символику в ней, например в «Херувимской песни» («…яко да Царя всех подъимем, ангельскими невидимо дориносима чинми, аллилуия!»): «Был у древних римлян обычай новоизбранного императора выносить к народу в сопровождении легионов войск на щите под осененьем множества склоненных над ним копий. Песню эту сложил сам император, упавший в прах со всем своим земным величием пред величием Царя всех, копьеносимого херувимами и легионами небесных сил: в первоначальные времена сами императоры смиренно становились в ряды служителей при выносе Святого Хлеба… При виде Царя всех, несомого в смиренном виде Агнца, лежащего на дискосе, как бы на щите, окруженного орудиями земных страданий, как бы копьями несчетных невидимых воинств и чиноначалий, все долу преклоняют свои главы и молятся словами разбойника, завопившего к Нему на кресте: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем”» .

Н. В.Гоголь - выдающийся писатель критического реализма, продолжающий традиции Пушкина и одновременно углубляющий критическое отношение к современной действительности» Писаревподчеркивал роль Белинского и Гоголя в процессе демократизации общественной мысли.

В силу особенностей своего миросозерцания (защита и утверждение идеала прогрессивной дворянской государственности) Гоголь мало. интересовался внутрисосяовными конфликтами, его глубоко волновал всеобщий упадок дворянства и чиновничества. И он развенчивал и обличал нравственную пустоту, никчемность «небокоптителей» в сфере их служебной жизнедеятельности»

В первый, романтический период творчества Гоголь создает цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», в центре которых находится изображение украинской народной Жизни и украинских народных характеров во всей широте их национальных привычек, склонностей и увлечений. В обрисовке своих героев, вольных и свободолюбивых парубков и девушек, Гоголь активно использует народные поверья, поэтическую фантастику, фольклор»

В творчестве этого же периода осознанное выражение получает принцип народности, которая, по Гоголю, заключается не в описании внешних атрибутов национального характера, а в глубоком постижении «духа народа», его истории.

Очень сложным является вопрос о соотношении романтизма и реализма в творчестве Гоголя» При очевидном преобладании романтических тенденций в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» образует исключение своим последовательным реализмом, в новеллах «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка» бытовые зарисовки и народно-разговорный язык тяготеют к реалистической манере письма, а «Страшная месть» написана в единой романтическом ключе.

Показателен с этой точки зрения сборник «Миргород» в него входят как романтическая народная эпопея «Тарас Бульба» и романтическая новелла «Вий», так и реалистические повести из дворянской жизни «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

В «Тарасе Бульбе» дано героико-романтическое изобрашение национально-освободительной борьбы украинского народа. Личность необькновенная, Тарас Бульба в то же время органическая часть коллектива запорожских казаков, действующих как мощная, цельная и активная сила. Идея пламенного патриотизма, несгибаемого мужества, неодолимости «русского товарищества» пронизывает все повествование». Сюжетная линия, рисующая любовь Андрия к прекрасной полячке, искусно вплетается в изображение военных событий; оставаясь на втором плане, она помогает понять трагизм не только судьбы Андрия, но и общего процесса борьбы запорожцев за независимость»

Образ Запорожской; Сечи предстает в идеальном (а отчасти и утопическом) освещении* Это союз людей, построенный на основе всеобщего равенства и независимости, - людей, свободных от феодального притеснения. В «Тарасе Вульбе» можно усмотреть своеобразный «руссоизм» - «неволе душных городов», населенных представителями панской Польши, противостоит вольная, полная движения, радостная жизнь украинских казанов» Тарас Бульба - дворянин, но он полностью на стороне сражающегося народа, преисполненного мощных, богатырских сил и высоких нравственных идеалов свободы и братства.

В колоритном описании Запорожской Сечи, быта и нравов украинского казачества начала XVI столетия, в раскрытии нравственной силы людей далекого прошлого, в пейзаже, в сложном переплетении героического и комического, эпического и лирического нашли свое воплощение лучшие традиций украинского героического эпосае

Кричащие социальные противоречия столицы России определили своеобразие содержания так называемых «Петербургских повестей», свидетельствовавших об углублении критического реализма Гоголи» Но романтические тенденции сохраняют свою силу в изображении контраста мечты и действительности в «Невском проспекте», в романтической критике искусства, служащего меркантильному обществу («Портрет»).

В центре «Петербургских повестей» - обличение ничтожества и скудоумия обывателей и бюрократов (майор Ковалев в «Носе», Пирогов в «Невском проспекте», отец Софи в «Записках сумасшедшего», «значительное лицо» в «Шинели»), Свое сочувствие к жертвам социальной несправедливости Гоголь выразил в образах Поприщина («Записки сумасшедшего»), Пискарева («Невский проспект»), Акакия Акакиевича («Шинель»), Важно отметить роль гротеска и фантастики в «Носе», в «Записках сумасшедшего» и частично в «Шинели».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Романтический период творчества Гоголь . И в закладках появилось готовое сочинение.

"Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным". Н. В. Гоголь.

Гений классической литературы

Николай Васильевич Гоголь известен миру как писатель, поэт, драматург, публицист и критик. Человек недюжинного таланта и потрясающий мастер слова, он знаменит как на Украине, где родился, так и в России, в которую переехал со временем.

Особенно Гоголь известен своим мистическим наследием. Его истории, написанные на уникальном украинском языке, не являющимся литературным в полном смысле этого слова, передают глубину и красоту украинской речи, известные всему миру. Наибольшую популярность Гоголю подарил его «Вий». Какие еще произведения написал Гоголь? Список произведений мы рассмотрим ниже. Это и нашумевшие истории, часто мистические, и повести из школьной программы, и малоизвестные произведения автора.

Список произведений писателя

Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий». Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя. Список перед вами:

  1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
  3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  4. «Нос» (1841-1842).
  5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
  6. «Портрет» (1842).
  7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
  8. «Ревизор» (1835).
  9. Пьеса «Женитьба» (1841).
  10. «Мертвые души» (1835-1841).
  11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
  12. «Шинель» (1839-1841).
  13. «Рим» (1842).

Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

«Вий» - самое мистическое творение Гоголя

В истории «Вий» рассказывается про недавно усопшую панночку, дочь сотника, которая, как известно всему селу, была ведьмой. Сотник по просьбе любимой дочки заставляет читать над ней заупокойную бурсака Хому Брута. Ведьма, умершая по вине Хомы, мечтает отомстить…

Отзывы о произведении «Вий» - сплошная похвала писателю и его таланту. Список произведений Николая Гоголя невозможно обсуждать, не упомянув всеми любимого «Вия». Читатели отмечают ярких персонажей, самобытных, уникальных, со своими характерами и привычками. Все они - типичные украинцы, веселые и оптимистично настроенные люди, грубоватые, но добрые. Невозможно не оценить тонкую иронию и юмор Гоголя.

Также выделяют уникальный слог писателя и его умение сыграть на контрастах. Днем крестьяне гуляют и веселятся, выпивает и Хома, чтобы не думать об ужасе предстоящей ночи. С приходом вечера же наступает мрачная, мистическая тишина - и Хома вновь вступает в очерченный мелом круг…

Совсем небольшая по объему история держит в напряжении до последних страниц. Ниже - кадры из одноименного фильма 1967 г.

Сатирическая комедия «Нос»

«Нос» - потрясающая повесть, написанная в столь сатирической форме, что для начала кажется фантастическим абсурдом. По сюжету, Платон Ковалев - человек публичный и склонный к нарциссизму, утром просыпается без носа - на его месте пусто. В панике Ковалев начинает искать потерянный нос, ведь без него и в приличном обществе не появишься!

Читатели без труда увидели прототип российского (да и не только!) общества. Гоголевские истории, несмотря на то что были написаны в 19-м веке, не теряют своей актуальности. Гоголь, список произведений которого в большинстве своем можно поделить на мистику и сатиру, очень тонко чувствовал современное общество, которое за прошедшее время ничуть не изменилось. В почете до сих пор остались чин, внешний лоск, а вот внутреннее содержание человека никому не интересно. Именно нос Платона, с внешней оболочкой, но без внутреннего содержания, становится прототипом человека богато одетого, разумно мыслящего, но бездушного.

«Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - великое творение. Описывая произведения Гоголя, самые известные, список которых предоставлен выше, нельзя не упомянуть об этой повести. В центре сюжета двое братьев, Андрей и Остап, а также их отец, сам Тарас Бульба, человек сильный, мужественный и донельзя принципиальный.

Читатели особенно выделяют мелкие детали повести, на которых автор акцентировал внимание, что оживляет картину, делает те далекие времена более близкими и понятными. Писатель долгое время изучал детали быта той эпохи, чтобы читатели более живо и ярко представляли себе происходящие события. Вообще, Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы обсуждаем сегодня, всегда придавал особое значение мелочам.

Харизматичные персонажи также произвели неизгладимое впечатление на читателей. Жесткий, беспощадный Тарас, готовый на все ради Родины, смелый и мужественный Остап и романтичный, самоотверженный Андрей - они не могут оставить читателей равнодушными. Вообще, известные произведения Гоголя, список которых мы рассматриваем, имеют интересную особенность - удивительное, но гармоничное противоречие в характерах героев.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Еще одно мистическое, но при этом смешное и ироничное произведение Гоголя. Кузнец Вакула влюблен в Оксану, которая пообещала выйти за него замуж, если он достанет ей черевички, как у самой царицы. Вакула в отчаянии... Но тут совершенно случайно на глаза ему попадается нечисть, развлекающаяся в селе в обществе ведьмы. Неудивительно, что Гоголь, список произведений которого вмещает в себя многочисленные мистические истории, в этой повести задействовал ведьму и черта.

Эта история интересна не только сюжетом, но и колоритными персонажами, каждый из которых уникален. Они, словно живые, предстают перед читателями каждый в своем образе. Одними Гоголь любуется с легкой иронией, Вакулой он восхищается, а Оксану учит ценить и любить. Словно заботливый отец, он добродушно посмеивается над своими персонажами, но все это выглядит настолько мягко, что вызывает лишь нежную улыбку.

Нрав украинцев, их язык, обычаи и устои, так явно описанные в повести, мог столь подробно и любовно описать только Гоголь. Даже подшучивание над «москалямы» выглядит в устах персонажей повести мило. Все потому, что Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы сегодня обсуждаем, любил свою родину и отзывался о ней с любовью.

«Мертвые души»

Звучит мистично, согласны? Однако на самом деле Гоголь в данном произведении не прибегал к мистике и заглянул гораздо глубже - в людские души. Главный герой Чичиков кажется персонажем отрицательным на первый взгляд, но чем больше читатель знакомится с ним, тем больше положительных черт замечает в нем. Гоголь заставляет читателя переживать за судьбу своего героя, несмотря на его нелицеприятные поступки, что уже говорит о многом.

В данном произведении писатель, как всегда, выступает прекрасным психологом и настоящим гением слова.

Безусловно, это не все творения, которые написал Гоголь. Список произведений неполный без продолжения «Мертвых душ». Именно его автор якобы сжег перед смертью. Поговаривают, что в следующих двух томах Чичиков должен был исправиться и стать порядочным человеком. Так ли это? К сожалению, теперь мы никогда не узнаем об этом наверняка.

Класс: 10

Презентация к уроку






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • обобщить и расширить знания о нескольких страницах жизни и творчества писателя;
  • углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя;
  • формировать устойчивый интерес к русской литературе, умение делать самостоятельные выводы.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Слово учителя.
  2. Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя (сообщение ученика).
  3. Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.
  4. Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
  5. Вывод по беседе.
  6. Компьютерное тестирование.
  7. Вывод по теме урока.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.
  10. Выставление оценок за урок.

Методы и виды учебной деятельности, приемы:

  • метод творческого чтения (приемы: беседа, выразительное чтение; виды деятельности: слушание, рассматривание иллюстраций);
  • эвристический метод (приемы: построение системы вопросов для самостоятельного добывания знаний, постановка проблемного вопроса; виды деятельности: подбор материала из художественного произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ эпизода;
  • репродуктивный метод (виды деятельности: запись основных понятий, тестирование).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация “Н.В. Гоголь. “Вечера на хуторе близ Диканьки”; сборник Н.В.Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”; компьютерное тестирование.

Ход урока

1. Слово учителя (ознакомление с темой урока, постановка целей).

– Сегодня мы говорим, пожалуй, об одном из самых известных и загадочных писателей России, 200-летие которого мы отмечали в 2009 году – о Николае Васильевиче Гоголе.

Цель урока:
– обобщить и расширить знания о нескольких страницах жизни и творчества писателя;
– углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя;
– формировать устойчивый интерес к русской литературе, умение делать самостоятельные выводы. (Слайды 1, 2, 3 . Ученики записывают тему урока в тетрадях.)
– У каждого человека есть свои любимые книги, писатели. Для меня одним из таких писателей является Николай Васильевич Гоголь: пожалуй, самый необычный и загадочный писатель, человек с трагической судьбой, до конца своих дней горячо влюбленный в Россию, веривший в своё великое предназначение, мечтавший все свое творчество посвятить служению народу и отечеству. Гоголь – один из самых противоречивых писателей русской литературы. Будучи когда-то веселым и жизнелюбивым, он к сорока годам превратился в черного меланхолика, а ведь А.С. Пушкин, прочитав в 1831 году его повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, оценил: писатели с таким чувством юмора редко появляются на свет.
– В чем же необычность и драматизм Н.В.Гоголя? На этот вопрос мы попытаемся ответить, обратившись к некоторым страницам его жизни. К концу урока попытайтесь ответить на вопрос: почему жизнерадостный, жизнелюбивый писатель превратился в угрюмого, черного меланхолика?
– Вспомним некоторые страницы жизни Н.В. Гоголя, отразив жизнелюбие и противоречивость писателя.

2. Реализация индивидуального домашнего задания: сообщение ученика о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. (Слайды 4–15).

Учитель: Как видим, жизнь Н.В. Гоголя с конца 30-х годов была трагична. Но сегодня мы говорим о самых ранних произведениях писателя, когда Гоголь молод, полон сил и творческих замыслов. Это веселые и страшные истории, рассказанные пасечником Рудым Панько. В его уста писатель вкладывает мысль о том, что истинная поэзия создается народом. В мире “Вечеров…” добро торжествует над злом, любовь – над ненавистью, красивое – над безобразным.

3. Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.
– Ранний Гоголь – романтик. Вспомним, что такое романтизм, каковы основные черты романтизма. (Определение дано в презентации, Слайд 19 ):

Учитель: Что же привлекает романтиков?

(Ответы учеников.) (Слайд 20).

Учитель: С произведениями романтизма мы уже встречались. Вспомните и назовите произведения романтизма.

Ответы учеников: Ранняя лирика М.Ю. Лермонтова, его поэмы “Мцыри”, “Демон”, баллады В.А. Жуковского “Светлана”, “Людмила” и т.д.

4. Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Учитель: Гоголь – романтик хорошо знает, что светлый мир, нарисованный им, – это сказка, красивая мечта народа, воплощенная далеко не так прекрасно, как она изображена в книге. В действительности талантливый народ угнетен, лишен свободы. Писатель видит своих врагов посрамленными только в мечте, но не в действительности. Вот почему в приподнятый тон “Вечеров…” врываются грустные ноты.

В каждой повести Гоголь дает почувствовать, что над народом стоит темная и страшная сила власти. Примером этому являются слова:

“ …заседатель с дьявольски сплетенною плетью, от которого ни одна ведьма на свете не ускользнет, он знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков и сколько лежит полотна…” (Слайд 21).

– А в “Майской ночи, или Утопленнице” каждый из чиновников может простого человека “заковать в кандалы и наказать примерно. Пусть знают, что значит власть. От кого же и голова поставлен, как не от царя?” (Слайд 21).

– Таковы реальные условия жизни народа. Но в “Вечерах…” Гоголь говорит об этом глухо, намеками. Пока он творит поэтическую сказку, уводя читателей в мир прекрасной мечты, показывая, что такой должна быть жизнь человека. В этом проявляется ещё одна черта романтизма: двоемирие (Слайд 22) :

Двоемирие – разрыв между мирами: один мир, лучший, неземной, истинное духовное царство – в душе героя, другой – эмпирическая действительность – вокруг него (учащиеся записывают определение в тетрадях).

– В сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” включено несколько повестей.

(Слайды 23, 24). Ученики записывают названия повестей.

Учитель: Со сборником “Вечера на хуторе близ Диканьки” вы познакомились ещё в среднем звене. Посмотрите иллюстрации к повестям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”, узнайте героев Н.В. Гоголя. (Слайды 16, 17, 25–28). (Ответы учеников.)

Наша задача – вспомнить сюжеты повестей и особенности некоторых из них и рассмотреть эти повести как романтические произведения, на их примере рассмотреть и романтизм Гоголя.

– По группам вы получили задание прочесть повести и подготовить ответы на вопросы.

Вопросы 1-й группы:

– Расскажите о замысле и истории создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
– От чьего имени ведется рассказ в повестях, включенных в сборник “Вечеров…”. Почему такой прием использовал Н.В. Гоголь? (Охарактеризовать Рудого Панька.)
– Как фантастика переплетается с реальностью в повести “Сорочинская ярмарка”?
– Какая народная легенда находит отражение в повести “Вечер накануне Ивана Купала”?

Вопросы 2-й группы:

– Как проявилось мастерство писателя при описании украинской ночи?
– С помощью каких языковых средств Гоголю удалось опоэтизировать майскую ночь?
– Легенда, рассказанная Левко своей возлюбленной Ганне, чудесным образом переплетается с реальной жизнью героев и имеет свое продолжение. Как Левко удалось получить разрешение на свадьбу с Ганной?
(Демонстрация фрагмента из фильма “Майская ночь, или Утопленница”.)
– Какая картина русского художника перекликается с эпизодом, просмотренным вами из фильма “Майская ночь, или Утопленница”? Расскажите об истории создания картины. (Картина И.Н. Крамского “Русалки”. Слайд 18 , Приложение 2 ).

Вопросы 3-й группы:

– Одним из самых замечательных произведений является повесть “Ночь перед Рождеством”, запечатлевшая удивительное, особое состояние человеческого духа в эти праздничные дни, передающая национальный колорит.
Как фантастическое в повести переплетается с реальным?
– Парубки и дивчины в ночь перед Рождеством колядовали. Известно ли вам происхождение слов “коляда”, “колядовать”?
– Посмотрите, как люди в старину праздновали Рождество, колядовали.
(Демонстрация фрагмента из фильма “Ночь перед Рождеством.)
– В сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки” есть не только веселые, брызжущие юмором истории, но более и серьезные по своему содержанию произведения, в которых затрагиваются острые социальные и политические вопросы. Одно из таких произведений – повесть “Страшная месть”.
Какие реальные исторические события нашли отражение в повести “Страшная месть”?
– В своей повести Гоголь дает прекрасные картины Днепра. С какой целью писатель включил описание Днепра в повесть “Страшная месть”?

Вопросы 4-й группы:

– Каково идейно-тематическое содержание повести “Иван Федорович Шпонька и его тетушка”?
– В чем состоит комизм повести “Заколдованное место”?
– Мы рассмотрели сюжеты и некоторые особенности повестей из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Как вы думаете, на чем основывается романтизм Гоголя?
– Чем объясняется интерес Гоголя к народным обычаям и легендам?

5. Вывод по беседе.

– Вернемся к началу нашего урока и вспомним основные черты романтизма.
(Слайд 29).
– Докажите, что повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки” – романтические произведения.
– В качестве закрепления и проверки своих знаний вам предлагается компьютерное тестирование.

6. Компьютерное тестирование (8 минут) (Приложение 1).

(Тестирование выполняется по 4 вариантам.)

7. Вывод по теме урока.

Учитель: Сегодня мы вспомнили несколько страниц из жизни Н.В. Гоголя, говорили об особенностях его романтических произведений. В начале урока я озадачила вас вопросом: почему жизнерадостный писатель, создавший прекрасные картины украинской жизни, изобразивший смелых, благородных, красивых жителей Диканьки, превратился в угрюмого, черного меланхолика?

Ответ ученика: Гоголь в “ Вечерах…” нарисовал прекрасную сказку о том, какой должна быть жизнь и какими должны быть люди, он верил в свое высокое предназначение, в свою великую миссию: с помощью своего творчества исправить общество, сделать жизнь лучше, но реальность груба, уродлива. Гоголь понял, что ему не удастся исправить этот мир, он стал замкнутым, изводил себя религиозными постами, впал в уныние и, действительно, превратился в черного меланхолика.

8. Рефлексия:

– Что нового вы сегодня узнали? (Слайд 30).
– Каким вы видите Н.В. Гоголя после нашего сегодняшнего разговора?

Учитель: Каким бы противоречивым ни было творчество Н.В. Гоголя, для нас он останется великим писателем, своим талантом прославившим Россию, в которую до конца своих дней был горячо и пламенно влюблен. Для меня он один из самых значимых, любимых писателей. Я хочу, чтобы и вы так же любили и понимали его творчество.

9. Домашнее задание. На следующем уроке мы продолжим работу по творчеству Н.В. Гоголя. Вы должны прочитать к следующему уроку повести из сборника “Миргород”.

10. Выставление оценок за урок.

Урок 19. Тема: Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Романтические произведения.

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования.

Задачи урока.

  1. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества Н.В.Гоголя для русской литературы;
  2. Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.
  3. Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

  1. Мультимедийная установка.
  2. Презентация “Н.В.Гоголь”.

Эпиграфы.

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.

В.Г.Белинский

Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью... вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью - мыслью о служении благу родины.

Н. Г. Чернышевский

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям Н.В.Гоголя. (презентацию готовят учащиеся)

Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.


Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. .В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал частные уроки.

В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Окончив гимназию в 1828, Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала очень негативные отзывы критиков, что усилило тяжелое настроение Гоголя, который в течение всей жизни очень болезненно переживал критику своих произведений.

В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева.Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

В 1832 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве – песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словам Пушкина , было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.

В конце 1832 года Гоголь приезжает в Москву уже известным писателем, где сближается с М.П. Погодиным, семейством С.Т. Аксакова, М.Н. Загоскиным, И.В. и П.В. Киреевскими, которые оказали большое влияние на воззрения молодого Гоголя. В 1834 году Гоголь был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы".

В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник "Арабески" (на темы петербургской жизни).
Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре.

Так же в 1935 году был закончено произведение “Нос” - верх гоголевской фантастики (опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в.

Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью", Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме.

В сентябре 1839 Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ", которые вызывают восторженную реакцию. В 1940 г. Гоголь вновь покидает Россию и в конце лета 1840 в Вене, его внезапно постигает один из первых приступов тяжелой нервной болезни. В октябре он приезжает в Москву читает в доме Аксаковых последние 5 глав «Мертвых душ». Однако в Москве цензура не допустила роман к печати и в январе 1842 писатель переправляет рукопись в Петербургский цензурный комитет, в котором книга была разрешена, однако с изменением названия и без "Повести о капитане Копейкине". В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.И вновь произведение Гоголя вызвало шквал самых противоречивых откликов. На фоне общего восхищения раздаются резкие обвинения в карикатурности, фарсе, клевете. Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу, где писатель работает над 2-м томом "Мертвых душ".

Все лето 1842 года Николай Васильевич провел в Германии и лишь в октябре переехал в Рим. Много времени уходит у него на подготовку к публикации собрания сочинений, но он успевает работать над вторым томом «Мертвых душ». «Сочинения Никола Гоголя» начинают выходить в 1843 году, однако и здесь произошла некоторая задержка (на один месяц) из-за придирок цензуры. Начало 1845 года знаменуется для Гоголя новым душевным кризисом. Он начинает переезжать с курорта на курорт с целью обрести душевное равновесие. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ" - "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу. И начинает работу заново.

В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений.

В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги – необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).

Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

Весна 1850 года – Гоголь делает предложение руки и сердца А. М. Виельгорской, однако получает отказ. 1852 год – Николай Васильевич регулярно встречается и беседует с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11-12 февраля 1852 года, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель с рукописями. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям «Мертвых душ»). 20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, однако принятые меры не дают результата. Утром 21 февраля Н.В. Гоголь скончался. Последними словами писателя были: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!".

  1. Вспомните, какие произведения Н.В. Гоголя вы читали раньше

«Вечера на хуторе близ Диканьки», рассказанные пасечником Рудым Панько

«Миргород» («Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Повесть о том как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

Можно ли назвать эти произведения романтическими? Обоснуйте ответ.

4. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни Н.В.Гоголя?

2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?

3. Какие черты личности Н.В.Гоголя вас поразили, удивили?

5. Объяснение домашнего задания.

рассказать о цикле «Петербугские повести»; образ маленького человека; прочитать «Невский проспект». .


Загрузка...