domvpavlino.ru

С.р по волнам.doc - Самостоятельная работа по физике "Механические волны" (9 класс). Поперечные волны. Продольные волны

Волны и колебания – обычные явления в окружающем мире. Рассмотрим, что они собой представляют и чем отличается волна от колебаний.

Определение

Волна – возмущение, возникшее в какой-либо среде и распространяющееся в ней со временем.

Волны на воде

Колебания – движения возвратно-поступательного характера, совершаемые некоторым телом или частицами.


Колебания

Сравнение

И в том и в другом случае происходит процесс перемещения. Но отличие волны от колебаний заключается в характере такого движения. Волне свойственно распространение на определенное расстояние относительно места ее возникновения. При этом наблюдается чередование максимальных и минимальных параметров (например, плотности или температуры). В геометрическом изображении такого явления присутствуют гребни и понижения.

Волна может возникать в разных средах. Ее легко увидеть, например, бросив в воду тяжелый предмет. В толще земли действуют сейсмические волны, в воздухе – световые. Характерным свойством подобных возмущений, какова бы ни была их природа, является перемещение энергии из одной зоны в другую. Вещество же при этом, как правило, не переносится, хотя такой вариант не исключен.

Тем временем при колебаниях отсутствует протяженное перемещение энергии. Здесь происходит переход последней то в одну, то в другую форму. Сам процесс осуществляется в ограниченном пространстве и характеризуется периодически повторяющимся изменением того состояния системы, которое она принимает относительно точки равновесия. При механических колебаниях наблюдается перемещение вещества (маятник, качели, груз на пружине). При электромагнитных – передвигаются только частицы. В последнем случае примером будет процесс, происходящий в колебательном контуре.

Стоит отметить, что обсуждаемые явления не рассматриваются полностью изолированными друг от друга. Волну можно образно представить как «растянутое» колебание, в котором, при чередовании фаз, действует уже не одна материальная точка, а множество таких взаимосвязанных элементов.

Лучше понять, в чем разница между волной и колебаниями, поможет и следующий пример. Представим, что тело в механической системе под действием силы выводится из равновесия. Возникает движение объекта с постоянной сменой направления, или колебание. В процесс вовлекается окружающая среда. Вещество в ней начинает сжиматься и разряжаться. Возмущение распространяется с определенной скоростью все дальше от источника. Такой процесс уже является волновым.

Логическая схема по теме «Механические волны».


Поперечные волны.

Продольные волны .

Плоская волна.

Сферическая волна.

  • Возникает упругая деформация сдвига.

  • Объем тела
не меняется.

  • Силы упругости стремятся вернуть тело в исходное положение. Эти силы и вызывают колебания среды.

  • Сдвиг слоев друг относительно друга в жидкости и газе не приводит к появлению сил упругости, следовательно ПВ возникают только в твердых телах.

  • Возникают при деформации сжатия.

  • Силы упругости возникают в твердых телах, жидкостях и газах . Эти силы вызывают колебания отдельных участков среды, поэт. Пр.В. распространяются во всех средах.

  • В твердых телах скорость распространения больше.

n

  • Колебания распространяются в виде волн в направлении нормали к пластине.

  • Поверхности равной фазы наз. волновыми поверхностями.

  • Линия, нормальная к волновой поверхности, наз. лучом.

  • Под направлением распространения волн понимают направления лучей.

  • Лучи для плоских волн-
параллельные прямые.

Вдоль лучей происходит перенос энергии.


У ПВ размеры волновых поверхностей по мере удаления от источника не меняются, поэтому энергия не рассеивается, а амплитуда уменьшается только за счет трения.

Возникает, если поместить в среду пульсирующую сферу.

  • Лучи- продолжения радиусов.


  • Амплитуда убывает по мере удаления от источника.

  • Энергия, излучаемая источником, равномерно распределяется по поверхности сферы, радиус которой увеличивается по мере возрастания волны.


Урок 1. «Механические волны».

Рассказ. Все мы видели волны на поверхности воды. Как их можно изобразить? Как же возникает волна?

Среда, в которой возникает волна состоит из частиц. Частицы приходят в колебательное движение.

Рассмотрим процесс передачи колебаний от точки к точке при распространение некой волны. Для этого обратимся к рисунку, на котором показаны различные стадии процесса распространения поперечной волны через 1/4Т.

На рисунке- цепочка шариков, символизирующих частицы среды. Пусть между шариками, как и между частицами среды, существуют силы взаимодействия, в частности при удалении возникает сила притяжения.

Если первый шарик вывести из равновесия, т.е. заставить двигаться вверх и вниз от положения равновесия, то благодаря силам взаимодействия каждый шарик в цепочке будет повторять движение первого, но с запаздыванием. Когда первый шарик пройдет ¼ часть пути полного колебания, максимально отклонившись вверх, четвертый- только начнет движение из положения равновесия. Седьмой отстанет от первого на ½ колебания, десятый- на ¾ колебания, тринадцатый от первого -на одно полное колебание, т.е. будет находиться с ним в одинаковых фазах. Движения этих шариков будут одинаковыми.

Так возникает волна.

Колебания, распространяющиеся в пространстве со временем, называются волной .

Рассмотрим возникновение продольных и поперечных волн.

Пусть пружина закреплена с одного конца. Ударим по другому концу рукой. От удара несколько витков пружины сближаются, возникает сила упругости, под действием которой эти витки начинают расходиться. Как маятник проходит в своем движение положение равновесия, так и витки, минуя положение равновесия, будут продолжать расходиться. В результате в этом месте пружины возникнет уже некоторое разряжение. Если по концу пружины ритмично ударять, то при каждом ударе витки будут сближаться, образуя сгущение, и отходить друг от друга, образуя разряжение, т.е. витки будут колебаться около своего положения равновесия. Эти колебания постепенно передадутся вдоль всей пружины. По пружине побежит волна, так называемая бегущая волна .

Основное общее свойство бегущих волн любой природы- распространяясь в пространстве, они переносят энергию. Так, колеблющиеся витки пружины обладают энергией. Взаимодействуя с соседними витками, они передают им часть своей энергии, благодаря чему вдоль пружины распространяется механическая волна. Такая волна получила название продольной волны , т.к. возникновение волн в пружине происходит вдоль направления распространения волны.

В бегущей волне происходит перенос энергии без переноса вещества.

Волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны, называются продольными.

Кроме продольных волн существуют и поперечные . Рассмотрим опыт. Один конец резинового шнура неподвижно закреплен, другой приводится в колебательное движение в вертикальной плоскости рукой. Благодаря силам упругости, возникающим в шнуре, колебания будут распространяться вдоль шнура. В нем возникнут волны, причем колебания частиц шнура происходит перпендикулярно распространению волн.

Волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения, называются поперечными.

Различают еще плоские и сферические волны. Запишем с помощью таблицы, какие различают виды волн и что они собой представляют, при каких условиях и где возникают.

Урок 2. «Физические величины, характеризующие волны».

Рассказ. Вспомним, как возникает волна. (Из материала прошлого урока)…

Изобразим волну и свяжем с ней систему координат. Если по вертикальной оси отложить смещение частиц от положения равновесия, а по горизонтальной оси расстояние на которое распространяется волна, то можно показать следующие характеристики волны: амплитуду и длину волны.

Амплитуда- максимальное смещение частиц от положения равновесия.

Длина волны- расстояние между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах.

Длина волны обозначается греческой буквой λ («ламбда»).

Построим еще один график волны, где по вертикальной оси покажем смещение, а по горизонтальной- время распространение волны, тогда можно увидеть на графике период волны, т.е. время одного полного колебания.

Поскольку период колебаний связан с частотой зависимостью Т=1/ν, то длину волны можно выразить через скорость волны и частоту:

λ=V/ν

V=λ/Т V=λν

Конспекты уроков.

Урок1. . «Механические волны».

Тип урока: введение в тему, объяснение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с понятием механических волн, их основными видами и механизмом их возникновения и распространения.

Задачи

Образовательные:


Воспитательные:

Развивающие:




Технические средства:

Компьютер;


- мультимедиапроектор;
- фото- и видеоматериалы на магнитных и оптических носителях информации;
- демонстрационный экран

Информационные технологии:


  • мультимедийные демонстрации

  • использование анимацией с Интернет-сайтов
Ход урока:

Этапы

Время

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организация работы

1-2 минуты

Подготовка к работе на уроке



Актуализация темы

3-6 мин

Ответы на вопросы учителя, требующие знаний по различным предметам



Приобретение новых знаний

7-20 минут



Изложение нового материала в форме диалога с учащимися

Физическая и эмоциональная разгрузка

5 минут

Физические упражнения, имитирующие распространение волн

Организация разгрузки и комментирование действий учащихся

Закрепление новых знаний

5-7 минут

Вопросы по теме урока.

Контроль деятельности учащихся

Подведение итогов урока, выставление оценок,

задание на дом



3-5 минут





1. Организация работы.

2. Актуализация знаний. Прежде чем перейти к знакомству с новой темой, давайте вспомним, что знаем о механических колебаниях и какими величинами характеризуется колебательное движение.

Все мы видели волны на поверхности воды.

Вспомните строки из поэтических произведений, где упоминались бы волны.

Например:

“А волны все выше, а волны все круче, а волны уходят под самые тучи” (К.Чуковский)

“На берегу пустынных волн, стоял он, дум высоких полн” (А.С.Пушкин)

“Волны катятся одна за другою c плеском и шумом глухим” (М.Ю.Лермонтов)

Волны в живописи:

(Картина символизирует быстрый рост карьеры, волны активные - подъем по...)

Вопрос учителя: Какой из художников, изображавших море, вам известен?

Айвазовский.

Как называется самая известная картина Айвазовского?

-“Девятый вал”.

..Айвазовский К.А., "Девятый вал " 1850 г

В 1898 году Айвазовский И.К. написал картину "Среди волн ", которая почти повторяет Девятый вал. .

Волны на планете Земля

На экране демонстрируются фотографии цунами и барханов. Обсуждается вопрос о том, что движение песка в пустыне тоже подчиняется законам распространения волн.

Прибытия разрушительного цунами .

Изложение нового материала. (В соответствие с логической схемой).

Сопровождается показом к/ф «Продольные и поперечные волны»-5мин.

Ученики делают вывод о том, что механические волны могут распространяться в различных средах и записывают это в своих тетрадях.

Виды упругих волн.

Демонстрируется волна на поверхности жидкости. Учитель обращает внимание на то, что она не является ни продольной, ни поперечной.

Ученики записывают в тетрадь таблицу видов волн.

Проблемный вопрос

Учитель ставит перед классом проблему: а происходит ли перенос вещества при распространении волн?

Как правило, мнения разделяются. Учитель предлагает классу поставить “эксперимент на себе”.

4. Физическая и эмоциональная разгрузка.

Класс разбивается на 2-3 группы. Ученики выстраиваются в шеренгу, держась за руки, или в колонну по одному, кладя руки на плечи впереди стоящего. По команде учителя один из учеников начинает совершать периодические движения в указанном направлении. Колебания передаются другим учащимся и возникает “волна”, которую наблюдают учащиеся. Вторая группа учащихся моделирует другой вид волны.

Учитель при этом обращает внимание учащихся на то, что при распространении колебаний в пространстве не происходит переноса вещества . Учащиеся остаются на месте, в то время как колебания передаются от одного к другому.

Таким образом, при проведении своеобразной “физкультминутки” полученные знания закрепляются.

5. Закрепление новых знаний –фронтальный опрос.

(демонстрация контрольных вопросов на экране)

На каком из рисунков показана поперечная волна? Продольная волна?

Продольная волна возбуждается :

А. В твердых телах


Б. В жидкостях
В. В газах

Поперечная волна возбуждается :

А. В твердых телах.


Б. В жидкостях.
В. В газах.

В продольных волнах колебания распространяются

А. В плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны.


Б. В направлении распространения волны.

В поперечных волнах колебания распространяются

А. В плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны


Б. В направлении распространения волны

6. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Домашнее задание.

По учебнику:

А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, «Физика – 9» §§ 31, 32, записи в тетради. Повторить основные характеристики гармонических колебаний: период, частота, амплитуда, фаза.

Урок 2. «Физические величины, характеризующие волны».

Задачи урока:

Тип урока: комбинированный.

Цель: ознакомить с основными характеристиками волн- скорость распространения, длина волны, частота волны.

Задачи

Образовательные:


  • Получение новых знаний о волнах, распространяющихся в упругой среде.
Воспитательные:

  • Закрепление умений индивидуальной работы.
Развивающие:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся.

  • Расширение кругозора учащихся.

  • Выработка умений работать с дополнительными источниками информации.

  • Установление межпредметных связей.
Технические средства:

Компьютер;


- мультимедиапроектор;
- фото- и видеоматериалы;
- демонстрационный экран

Информационные технологии:


  • мультимедийные демонстрации

Ход урока:


Этапы

Время

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организация работы

1-2 минуты

Подготовка к работе на уроке

Объявление темы урока и порядка работы на уроке

Актуализация темы

6-8 мин

Ответы на вопросы учителя, требующие знаний по предыдущей теме урока

Учитель предлагает учащимся вопросы, направленные на актуализацию темы

Приобретение новых знаний

7-15 минут

Восприятие и запись нового материала

Изложение нового материала в форме рассказа

Физминута

1 мин

Выполнение физупражнений

Упражнения направлены на снятие усталости мышц спины, глаз.

Закрепление новых знаний

10-12 минут

А) Решение задач

Б) Упр. 28- устное решение.


Решаем вместе

Подведение итогов урока, выставление оценок.

задание на дом



3-5 минут

Слушают пояснения учителя, записывают задание в дневник

Анализ урока. Домашнее задание, комментарий его, выставление оценок.

1. Организация работы. Объявление темы урока, порядка проведения урока.

2. Актуализация знаний.

а) Беседа по логической схеме, отражающей материал прошлого урока.

б)Фронтальный опрос.

Что такое период и частота? Как эти величины между собой связаны?

Что такое амплитуда, фаза колебаний? Каков график колебательного движения?

3. Приобретение новых знаний. Рассказ (см. выше приложение). Продолжение логической схемы с записью в тетради.

4. Закрепление новых знаний.


Упр. 28 устно.

5. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Домашнее задание.

По учебнику:

А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, «Физика– 9», повт. §§ 31, 32, опираясь на логическую схему; §33, упр. 28 письменно.

Урок 3. Решение задач «Механические волны».

Задачи урока: сформировать умения решать задачи на использование формул расчета длины волны, периода, связи скорости волн и частоты.

Материалы к уроку:

Задачи среднего уровня.




Задачи достаточного уровня


1. а) Почему в жидкой и газообразной средах не возникают поперечные волны?

б) В бегущей поперечной волне скорость частицы А направлена вверх. В каком направлении движется волна?




2. а) Почему в твердых телах могут распространяться поперечные и продольные волны?

б) Поперечная волна движется вправо, в каком направлении движутся частицы А и В ?




3. а) В каких упругих средах могут возникать поперечные волны?

б) В каком направлении смещается частица В, указанная на рисунке, в поперечной волне, движущейся влево?




2. На рисунке изображена поперечная волна в некоторый момент времени. Скорость волны 20 м/с . Чему равна в начальный момент скорость точки С ? Чему равен модуль координаты y точки А через 0,25 с ? В одинаковом или противоположном направлениях в начальный момент движутся точки А и В ?



3. В чем отличие графика волнового движения от графика колебательного движения? Определите направление движения поперечной волны, если частица С имеет направление скорости, указанное на рисунке.


Отчет о проведение 2-х занятий.

В ходе проведенных 2-х уроков по темам «Механические волны» и «Физические величины, характеризующие волны» использован системно- логический подход, который позволил сделать доступным и легко усвояемым материалы уроков. На данных уроках он реализовывался в виде логической схемы. На первом уроке имела место и таблица (элемент системно- функционального подхода) с видами волн, которая явилась, в данном случае, частью логической схемы и позволила выделить элементы знаний в изучаемом материале.

Помимо знакомства с поперечными и продольными волнами учащимся, с целью расширения кругозора, была предложена информация о плоских и сферических волнах, которая так же содержалась в логической схеме.

Начало разговора о волнах- строки из литературных произведений классиков и картины известных художников с изображением волн, которые в качестве заставок с помощью компьютерной техники использовались и на последующем уроке при решение задач.

Объяснение нового материала на уроках проходило в форме эвристической беседы и рассказа.

Физминута, проведенная на первом уроке, несла функцию не только физической и эмоциональной разгрузки, но и одновременно с этим разрешала поставленную учителем проблему «А происходит ли перенос вещества при распространение волны?» В ходе разрешение данной проблемы еще и постановка эксперимента.

Закрепление полученных знаний проходило в виде фронтального опроса с применением ИКТ и решения задач учителем с привлечением учащихся, устным решением задач учениками с последующей их записью дома.

В результате 2-х уроков большинство учащихся без особого труда усвоили вводный материал «Механические волны» и умеют самостоятельно воспроизводить логическую схему, строя по ней рассказ. Меньшая часть класса основные моменты темы отражает достаточно успешно по готовой схеме. Чуть более длительному заучиванию подлежала информация о видах волн, размещенная в таблице. Однако, размещение информации таково, что хорошо бросаются в глаза отличительные признаки видов волн.

Учащиеся научились работать с графиками волн: определять величины, характеризующие волну, применять данные графиков для нахождения других, неизвестных параметров волны.

Использование данных подходов при изучении материала реализовали в достаточной мере системность, прочность, доступность в овладение и усвоение информации, стимулировали и активизировали познавательную деятельность, способствовали развитию речи в процессе рассказа по логической схеме.

Вариант№1
1.Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении бегущей волны в упругой среде?
А) энергии – нет, вещества –да;
Б) энергии и вещества – да;
В) энергии – да, вещества – нет.
2. Период колебания частиц воды равен 2с, а расстояние между соседними гребнями волн равно 6м. Определите скорость распространения этих
волн.
А) 3м/с
Б) 12м/с
В) 1/3м/с
3. В чем отличие графика волнового движения от графика колебательного движения?
А) график колебательного движения изображает положение различных точек среды в один и тот же момент времени, а график волнового
движения – одной и той же точки в различные моменты времени;
Б) график колебательного движения изображает положение одной и той же точки в различные моменты времени, а график волнового движения –
различных точек среды в один и тот же момент времени;
В) графики волнового и колебательного движений изображают положение одной и той же точки в различные моменты времени.
4. В каких упругих средах могут возникать поперечные волны?
А) в газообразных телах;
Б) в жидкостях;
В) в твердых телах.
5.От каких физических величин зависит скорость распространения волны?
А) от длины волны;
Б) от частоты колебаний волны;
В) от среды, в которой распространяется волна, и ее состояния.
6. От каких физических величин зависит частота колебаний волны?
А) от скорости распространения волны;
Б) от длины волны;
В) от частоты вибратора, возбуждающего колебания.
7. В одной и той же среде распространяются волны с частотой 5 Гц и 10 Гц. Какая волна распространяется с большей скоростью?
А) 5Гц;
Б) скорости одинаковы;
В) 10 Гц.
Вариант №2
1.Расстояние между ближайшими гребнями волн равно 6 м. скорость распространения волны 2 м/с. Какова частота ударов волн о берег?
А) 1/3 Гц;
Б) 3 Гц;
В)12 Гц.
2. Определите наименьшее расстояние между соседними точками, находящимися в одинаковых фазах, если волны распространяются со
скоростью 10 м/с, а частота колебаний равна 50 Гц?
А) 1,5м;
Б) 2м;
В) 1 м.
3. В каких упругих телах могут возникнуть продольные волны?
А) только в газах;
Б) только в жидких средах;
В) в твердых, жидких и газообразных телах.
4. Происходит ли перенос вещества при распространении поперечной волны?
А) нет;
Б) да;
В) только при больших скоростях распространения волны.
5. От каких физических величин зависит длина волны в одинаковых средах?
А) только от скорости распространения волны;
Б) от скорости распространения волны и частоты вибратора;
В) только от частоты вибратора.
6. Определите длину волны, если скорость равна 1500 м/с, а частота колебаний равна 500 Гц.
А) 3м;
Б) 1/3м;
В)750000м
7. Две волны распространяются в одной и той же среде, первая имеет длину 5м, а вторая – 10м. Одинаковы ли частоты вибраторов,
возбуждающих эти волны?
А) частоты вибраторов равны;
Б) частота первого вибратора меньше в 2 раза;

1 вариант.

1. Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении бегущей волны в упругой среде?

А. энергии – нет, вещества – да

Б. энергии и вещества – да

В. энергии – да, вещества – нет.

2. Период колебания частиц воды равна 2 с, а расстояние между соседними гребнями волн равно 6 м. Определите скорость распространения этих волн.

А. 3м/с Б. 12 м/с В. 1/3 м/с

3. В чем отличие графика волнового движения от графика колебательного движения?

А. график колебательного движения изображает положение различных точек среды в один и тот же момент времени, а график волнового движения – одной и той же точки в различные моменты времени

Б. график колебательного движения изображает положение одной и той же точки в различные моменты времени, а график волнового движения – различных точек среды в один и тот же момент времени

В. графики колебательного и волнового движений изображают положение одной и той же точки в различные моменты времени.

4. В каких упругих средах могут возникнуть поперечные волны?

А. в газообразных телах Б. в жидкости

В. в твердых телах

5. От каких физических величин зависит частота колебаний волны?

А. от скорости распространения волны

Б. от длины волны

В. от частоты вибратора, возбуждающего колебания

Г. от среды, в которой распространяются колебания

6. От каких физических величин зависит скорость распространения волны?

А. от длины волны

Б. от частоты колебаний

В. от частоты колебаний волны

Г. от среды, в которой распространяется волна, и ее состояния

7. В одной и той же среде распространяются волны с частотой 5 Гц и 10 Гц. Какая волна распространяется с большей скоростью?

А. 5 Гц Б. скорости одинаковы

2 вариант.

1. Расстояние между ближайшими гребнями волн равно 6 м. Скорость распространения волны 2 м/с. Какова частота ударов волн о берег?

А. 1/3 Гц Б. 3 Гц В. 12 Гц

2. Определите наименьшее расстояние между соседними точками, находящимися в одинаковых фазах, если волны распространяются со скоростью 10 м/с, а частота колебаний равна 50 Гц.

А. 1,5 м Б. 2 м В. 1 м

3. В каких упругих средах могут возникнуть продольные волны?

А. только в газах Б. только в жидких средах

В. в твердых, жидких и газообразных телах

4. Происходит ли перенос вещества при распространении поперечной волны?

А. нет Б. да

В. только при больших скоростях распространения волны

5. От каких физических величин зависит длина волны в одинаковых средах?

А. только от скорости распространения волны

Б. от скорости распространения волны и частоты вибратора

В. только от частоты вибратора.

Г. от частоты вибратора и скорости распространения волны

6. Определите длину волны, если скорость равна 1500 м/с, а частота колебаний равна 500 Гц.

А. 3 м Б. 1/3 м В. 750000 м

7. Две волны распространяются в одной и той же среде: первая имеет длину 5 м, а вторая – 10 м. Одинаковы ли частоты вибраторов, возбуждающих эти волны?

А. частоты вибраторов равны

Б. частота первого вибратора меньше в 2 раза

В. частота первого вибратора больше в 2 раза.

Характеристики волнового движения.

3 вариант.

1. Каковы свойства механических волн? Укажите все правильные ответы.

А. волны переносят энергию

Б. волны переносят вещество

В. источником волн являются колеблющиеся тела

2. Каковы свойства продольных волн? Укажите все правильные ответы.

А. эти волны могут распространяться только в газах

Б. продольные волны представляют собой чередующиеся разрежения и сжатия

В. частицы среды при колебаниях смещаются вдоль направления распространения волны.

3. Каковы свойства поперечных волн? Укажите все правильные ответы.

Б. эти волны могут распространяться только в твердых телах

В. скорость волны равна произведению длины волны на частоту волны.

4. В каких направлениях совершаются колебания в продольной волне? Укажите все правильные ответы.

А. во всех направлениях

5. В каких направлениях совершаются колебания в поперечной волне? Укажите все правильные ответы.

А. во всех направлениях

Б. только по направлению распространения волны

В. только перпендикулярно распространению волны

6. Определите длину волны при частоте 100 Гц, если скорость распространения волн равна 340 м/с.

7. Какова скорость волны, если при частоте 900 Гц имеют длину волны 5 м?

В. 0,006 м/с

Характеристики волнового движения.

4 вариант.

1. Какое из приведенных ниже выражений определяет понятие «механическая волна»? Выберите правильное утверждение

А. особая форма материи, осуществляющая взаимодействие между частицами среды

Б. процесс распространения в пространстве механических колебаний с течением времени

В. периодическое смещение тела от положения равновесия

2. Каковы свойства механических волн? Выберите правильное утверждение.

А. волны переносят энергию

Б. волны переносят вещество

В. источником механической волны является любое тело, движущееся с ускорением

3. каковы свойства поперечных волн? Выберите правильное утверждение

А. поперечные волны представляют собой чередующиеся разрежения и сжатия

Б. эти волны могут распространяться только в газах

В. частицы среды смещаются перпендикулярно направлению распространения волны

4. Каковы свойства продольных волн? Выберите правильное утверждение.

А. частицы среды смещаются по направлению распространения волны

Б. продольные волны могут распространяться только в твердых телах

В. для существования продольных волн необходимо, чтобы между частицами вещества существовали силы, препятствующие изменению формы

5. В океанах длина волны достигает 300 м, а период 13,5 с. Определите скорость распространения такой волны.

6. Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 10 м. Какова частота ударов волн о корпус лодки, если скорость волн 3 м/с

7. В каких направлениях совершаются колебания в продольной волне? Укажите все правильные ответы

А. Во всех направлениях

Б. только по направлению распространения волны

В. только перпендикулярно распространению волны

Характеристики волнового движения.

5 вариант.
1. Какие из перечисленных ниже волн не являются механическими?

А. волны на воде

Б. звуковые волны

В. световые волны

Г. волны в шнуре

2. Какова скорость распространения волны, если длина волны 2 м, а частота 200 Гц?

А. 100 м/с Б. 200 м/с В. 300 м/с

Г. 400 м/с Д. 500 м/с

3. Частота волны 800 Гц. Скорость волны 400 м/с. Найдите длину волны.

А. 0,5 м Б. 1 м В. 1,5 м

Г. 2 м Д. 2,5 м

4. Что называется периодом волны?

А. расстояние между двумя ближайшими гребнями воны

Б. время, за которое совершается одно полное колебание

В. время, за которое происходят 10 колебаний

Загрузка...