domvpavlino.ru

Самоделки акустики из веги 25ас 109

Отечественные аудиокомпоненты редко становятся объектами исследования в журнальных статьях, а между тем и у нас есть продукция, достойная и страниц Stereo&Video, и внимания искушенных любителей аудио. Таковы акустические системы Verna московского инженера Анатолия Демьянова.

Вот краткая история бренда в изложении самого А. Демьянова: «Торговая марка Verna зарегистрирована в 1992. Через год на Московской международной выставке «Интерторг-93» демонстрировались четыре модели Verna, одна из них - Verna 35-02 - выпускалась серийно. С 1994 акустические системы изготавливаются только на заказ. Некоторые разработки описаны в журнале «Радио». Для оценки качества звучания прототипов и готовых колонок я приглашаю профессиональных музыкантов, разработчиков усилительной техники и любителей домашнего аудио».

Изготовление колонок на заказ имеет неоспоримые преимущества перед серийным производством: заказчик имеет возможность участвовать в создании компонента «под себя» - в формировании его конструкции, дизайна и звукового почерка, - прозрачным в этом случае является ценообразование. Естественно, особенно удачные изделия могут выпускаться серийно, правда, сложно представить, что Анатолий не вносил бы в конструкцию изменений (мы давно знакомы, и я знаю, что он неустанно думает о совершенствовании сделанного). Описываемая акустическая система Verna 100А-022 некоторое время тому назад покинула мастерскую разработчика, сейчас она имеет хозяина. Я слушал колонки на территории Verna и дома у владельца, теперь предлагаю читателю отчет о более глубоком изучении компонента в редакции S&V.

Система в форме усеченной пирамиды состоит из двух частей: НЧ и CЧ/ВЧ, одна устанавливается на другую без какого-либо дополнительного крепления, между ними сделаны прокладки из плотного фетра (Анатолий считает, что фетр идеален с точки зрения виброизоляции). С нижней полосой (ограничена сверху 380 Гц) работает 10-дюймовая головка Infinity, в средне-верхнем звене, спереди, в симметричной конфигурации - два среднечастотника SEAS H1262 (ограничены 2500 Гц) и твитер ScanSpeak 970000; еще один высокочастотник SEAS H1149 создатель разместил на верхней панели (излучает вверх). Материал диффузоров: НЧ - композит длинноволоконной целлюлозы и полимера, СЧ - целлюлоза, ВЧ - ткань. При проектировании кроссовера инженер в первую очередь стремился получить не ровную АЧХ (сделать это, по его словам, не сложно), а оптимальную переходную характеристику в области частот раздела; компоненты фильтров подбирались с точностью 0,5%. Порт ФИ устроен в днище басовой секции, пространство для его дыхания образовано ножками-колесиками (сделаны по просьбе заказчика). Снова слово автору компонента: «Формы и пропорции акустического оформления 100А-022 оптимизированы для минимизации переотражений от передней панели, дифракционных и интерференционных возмущений, а также для расширения диаграммы направленности. Корпуса изготовлены из четырех слоев 8-мм MDF и 10-мм клееной фанеры. Внутренние соединения выполнены многожильным посеребренным проводом в изоляции из мелкодисперсного стекловолокна и фторопласта». Отделана модель натуральным шпоном зебрано (этот декор сегодня становится все более популярным). При внимательном рассмотрении колонок замечаешь, что по уровню исполнения они уступают другой High End-акустике - видны еле заметные шероховатости: шпонирования, изготовления некоторых деталей (защитных сеток, клеммной панели).

Подробный, на редкость ясный и легкий средний регистр - основа звучания. Середина гладко соединяется с обостренным и воздушным верхним регистром и суховатым, быстрым, отлично структурированным басом с некоторым дефицитом массы, НЧ-плоти. Звучание открытое, щедрое, распахнутое. Колонки поднимают уровень очень тихих деталей, тем самым как бы сокращая динамическое соотношение между материалом низкои среднеамплитудного уровня. Другими словами, то, что должно было бы звучать предельно тихо (другая акустика приучила к такой подаче), поднимается на пол динамической ступеньки, в результате пара как бы полностью выводит из тени микродинамическую область. Детальность во всем диапазоне (в первую очередь в среднем и верхнем регистрах) очень высока, порой даже слишком высока. А уместно ли в данном контексте слово «слишком», спросит читатель? Вкусы - в том числе звуковые - у людей различаются. Звучание Verna можно сравнить с фотографией очень высокого разрешения со скрупулезной и рельефной передачей фактуры (кожи, поверхности дерева, камня и т.д.) Можно привлечь аналогию с живописью, вспомнив о разных подходах к отображению объекта: одни художники исключительно подробно прорисовывали натуру, другие стремились передать общее настроение обобщенными средствами. Оба направления не лишены достоинств, оба имеют сторонников. Verna ассоциируется с первым - система преподносит музыкальную ткань - ее колористический, динамический и пространственный аспекты - соответствующим образом, очень подробно.

Могу сказать, что все это характеризует не только конкретную модель Verna, но и почерк разработчика. «Стиль Демьянова» в большей или меньшей степени проявляется в разной его акустике многополосного дизайна; его акустика на основе широкополосных излучателей (Goodmans, Visaton) звучит иначе. Нижний регистр формируется на основе высококачественной звуковой ткани, насыщен пластичными музыкальными событиями. Колонки обладают по-настоящему широким динамическим диапазоном - это подтверждается инструментально. Тональный баланс немного смещен в прохладную сторону, что заметно в первую очередь при воспроизведении академических записей рояля: в среднем и верхнем регистрах инструмента струна (металл) немного преобладает над декой (деревом) и молоточком (фильц): если оптимальное соотношение одного с другим - 50 на 50, то у Verna оно 55 на 45. Колорит приближался к нейтральному, когда я закрывал плотной тканью верхний твитер - звучание становилось более ровным в тональном отношении, исчезала легкая ВЧ-возбужденность. Можно предположить, что модель будет звучать более тонально сбалансированно в т.н. заглушенном помещении. Музыкальная перспектива близкая (слушатель ощущает себя в первых рядах партера); рельефная, объемная сцена характеризуется несколько большей плотностью событий вблизи колонок и соответственно небольшой разреженностью в центральной части образа. Притом ощущение естественного музыкального объема, живой акустической среды колонки передают великолепно. Прослушивание способствовало погружению в музыку, отсутствовали звуковая синтетика и утомление. Об уровне компонента свидетельствовали повышение интереса к разной музыке, концентрация артистической атмосферы в комнате.

Что сказать в заключении... Очень интересный компонент с изыскано музыкальным и далеким от схемы звучанием. Советую обратить внимание на марку Verna.

АЧХ характеризуется плавным подъемом с максимумом на 1 кГц. Затененной оказалась область баса. Спад в левой части графика неактивный, но продолжительный, поэтому нижняя граница диапазона оказалась довольно высокой: 62 Гц (при прослушивании существенного дефицита баса не отмечалось). Судя по угловым АЧХ (сняты при отклонении от центральной оси на 30 и 60 градусов), звучание слабонаправленное. Угловые АЧХ незначительно отличаются по рельефу осевой - отраженное комнатой звучание будет спектрально близко прямому. Графики зависимости КНИ от частоты и амплитуды сигнала свидетельствуют об очень широком динамическом диапазоне модели. Особо следует отметить очень низкий уровень нелинейности в нижнем регистре, который не превышает, а при 82 и 88 дБ оказывается существенно ниже 0,5% - отличный результат. Ступенчатый импульс регистрирует, что СЧи ВЧ-головки работают в отрицательной, а НЧв положительной полярности. АЧХ входного сопротивления показывает минимум в области 6–10 кГц - меньше 3 Ом. В целом импеданс стабильный. Канал фазоинвертора настроен довольно низко - около 30 Гц.

Текст: Артем Аватинян

Делаете Hi-Fi аппаратуру на заказ? Или хотите заказать у мастеров?
За регистрацию 100 руб на счёт в подарок!


1. Зарегистируйтесь

Напишите о Ваших предлжениях или услугах по Hi-Fi технике.

3. Выбирайте заказы

Выберите интересные Вам заказы на аудиоаппаратуру.

4. Ставьте условия

Предложите заказчику свои цены и условия.

5. Станьте PRO

Станьте PRO-пользователем и получите доступ к заказам без ограничений.

6. Размещайте новости и статьи

Публикуйте интересные материалы Hi-Fi и аудиотехники.

26.01.2018 05:56 | Romnik | Новости Hi-Fi, Hi-End, аудио и видеотехники

Новые 10- и 12-дюймовые сабвуферы используют преимущества патентованной технологии Polk PowerPort для создания чистого и четкого баса.

Компания Polk Audio объявила о выпуске двух новых активных сабвуферов в составе серии, предназначенной для домашнего кинотеатра (Home Theatre Series – HTS). Модели HTS10 и HTS12 подойдут для работы в составе любой кинотеатральной системы. Сабвуферы серии HTS – единственные, в которых используется патентованная технология Polk PowerPort, предназначенная для снижения шумов потоков воздуха в порте фазоинвертора с помощью фирменного конуса, установленного на его выходе, что позволяет улучшить качество НЧ.

Сабвуферы Polk Audio HTS10 и HTS12 оснащены излучающими вперед длинноходовыми 10- или 12-дюймовыми динамиками, сконструированным в соответствии с фирменной концепцией динамического баланса (Dynamic Balance). Их приводят в действие встроенные усилители класса D мощностью 200 Вт и 400 Вт, соответственно.

Сабвуферы HTS универсально совместимы с

Модульный телевизор Samsung стал лидером списка «Лучшее на CES 2018»

24.01.2018 15:38 | Romnik | Новости Hi-Fi, Hi-End, аудио и видеотехники

Модульный телевизор Samsung под близким аудиофильскому сердцу названием «The Wall» с экраном, созданным по технологии MicroLED. Эта 146-дюймовая конструкция впечатлила наших коллег из FlatpanelsHD настолько, что они поместили ее на вершину списка лучших устройств, встреченных на CES 2018.

Телевизор The Wall примечателен тем, что стал первым достаточно близким к коммерческому использованию устройством с экраном на новой технологии MicroLED. Конечно, компании придется поработать над уменьшением размеров самих неорганических светодиодов: представленный образец работал в разрешении 4K, а в MicroLED, как и в OLED, один диод равняется одному пикселю, поэтому, скорее всего, Samsung и представила такую исполинскую конструкцию.

Помимо Samsung в список лучших экранов на CES вошли сверхъяркий 8K ЖК-телевизор от Sony, выдающий на пике 10 000 нит, сворачивающийся в рулон 65-дюймовый OLED-телевизор от LG (к сожалению, далекий от запуска в продажу), 8K OLED-телевизор от LG, а также 8K ЖК-телевизор от

Легенды, мифы и реалии HI-End

24.02.2018 08:50 | Шульга Владимир Анатольевич | Статьи Hi-Fi, Hi-End, аудио и видеотехники

Прежде всего хочется сказать о человеке, которого я считаю родным отцом hi-end-a.

Это - Susumu Sakuma японский радиолюбитель самоучка, который родился в далёком 1943 г. Первый усилитель изготовлен в октябре 1978 г. Собственно говоря работы этого мастера стали тем пинком, который заставил меня заняться разработкой и изготовлением аппаратуры класса HI – END. Случилось это летом 1995г., в один из выходных, я как обычно бежал на радиотучу и встретил одного своего знакомого,который стал рассказывать мне, что он изготавливает ламповые усилители малой мощности (до 1,5 Вт) с фантастическим звуком и что ни один из изготавливаемых промышленностью усилителей так не звучит.

На этот момент я уже имел высшее радиотехническое образование и стаж работы по специальности радиоинженера более 15, я выслушал его, честно скажу было желание послать…, потом этот разговор забылся, однако не прошло и месяца, как один из моих друзей стал рассказывать мне примерно то же самое, тогда я конечно полез в Интернет. В

Корпус усилителя из дерева своими руками

26.01.2018 05:26 | Romnik | Статьи Hi-Fi, Hi-End, аудио и видеотехники

Сделать усилитель не так сложно, как это кажется. Все работы можно выполнить дома на кухне, располагая минимальным набором инструмента и материала. Но тем не мене можно получить впечатляющие результаты. В этой статье я расскажу вам, как это сделать.

После того, как спаяна и настроена плата усилителя, цветомузыки, генератора, блока питания или другого радиоустройства возникает вопрос: куда эту плату со всеми радиодеталями, разъёмами, регуляторами и т.п. разместить? Нужен подходящий корпус. Готовый подходящего размера найти бывает трудно или вовсе невозможно. Тогда остаётся одно - сделать корпус своими руками.

Деревянный корпус для радиоаппаратуры своими руками

Самый доступный материал для корпуса - это фанера. Корпус из неё можно сделать любого размера. Её легко отпилить, просверлить, обработать и соединить. Можно взять готовые куски фанеры из ненужного ящика. После того как определились с размерами корпуса, выпиливаем необходимые по количеству и размеру стенки корпуса. Соединяем на

Программа звуковой анализатор, измеряющий архитектурную акустику «RPlusD»

01.01.2018 05:53 | Romnik | Программы для аудиофилов и радиолюбителей

Специализированный звуковой анализатор, измеряющий архитектурную акустику.

Программное обеспечение RPlusD имеет простой и дружественный пользовательский интерфейс и используется для настройки звука в небольших незаглушенных помещениях. От множества подобных ему приложений RPlusD выгодно отличается высокой точностью конечных результатов, достигаемых без использования дорогостоящей аппаратуры с помощью обычных звуковых карт.

Во многом это достигается благодаря повышению мощности тестовых сигналов в низкочастотной части звукового спектра и/или прямым соединением выхода звуковой карты с ее левым каналом, благодаря чему программно компенсируются внутренние искажения и неравномерность амплитудно-частотной характеристики, что, в свою очередь, обеспечивает точность измерений близкую к 100 процентам. Вход правого канала звуковой карты предназначается для акустических измерений с уже внесенными коррективами.

Данное приложение работает на принципе измерения времени затухания звука в комнате в

Программа для черчения электрических схем и печатных плат «Eagle»

23.10.2015 04:43 | Romnik | Программы для аудиофилов и радиолюбителей

Eagle (Easily Applicable Graphical Layout Editor) - программный комплекс для черчения электрических схем и трассировки печатных плат электронных приборов.

Программный пакет Eagle состоит из трех основных компонентов:
1. Schematic Module , предназначен для рисования электронных схем с помощью стандартных элементов.
2. Layout Editor , позволяющий разработать чертеж печатной платы собственными силами.
3. Autorouter , предназначенный для трассировки печатной платы без участия пользователя.

Существует возможность воспользоваться сторонним трассировщиком, экспортируя плату в любой популярный формат. Все переходы между модулями происходят внутри самой программы. Eagle имеет обширную библиотеку стандартных электронных компонентов с их кратким описанием, удобный редактор элементной базы и логические модули, проверяющие подключение и расположение компонентов на плате.

Из преимуществ Eagle над аналогичными программами специалисты отмечают возможность отката событий на любое количество шагов назад,


Ламповый усилитель “Retro” HI-END уровня своими руками

07.03.2018 04:50 | Шульга Владимир Анатольевич | Схемы, инструкции (мануалы) аудиоаппаратуры / Ламповые усилители

Желание создать усилитель “Retro” было навеяно воспоминаниями о том звуке, который когда то довелось слушать в далёких шестидесятых прошлого века из ламповых приёмников советского производства. Удивительно но этот звук почему то запомнился как превосходный, хотя сегодня он таковым уже не является. Возникло желание сделать усилитель на советских лампах с максимально возможным качеством звука и из самых доступных деталей. Внешний вид усилителя и фото монтажа представлены ниже.

Технические характеристики усилителя “Retro”:

Выходная мощность 2 х 6 Вт или 2 х8 Вт (лампы 4 х 6П6С или 4 х 6П3С)
Полоса частот (Рн=8Вт.) 20Гц – 50 кГц (- 3 дБ) (Rн = 4 или 8 Ом)
Нелинейные искажения менее 3% (во всей полосе частот)
Сигнал / фон Минус 69 дБ
Входной сигнал 1,5В / 20 кОм
Габариты 420 х 210 х 240 мм
Принципиальная схема имеет ряд особенностей:
- Это двухтактный стерео усилитель с выходными каскадами работающими в режиме АВ с автоматическим смещением и без общей ООС (отрицательная обратная

Ламповый фонокорректор на трансформаторных каскадах с LR коррекцией и лампах 6Э6П-Е

04.03.2018 03:33 | Шульга Владимир Анатольевич | Схемы, инструкции (мануалы) аудиоаппаратуры / Ламповые усилители 1

Трёхкаскадный ламповый фонокорректор на трансформаторных каскадах с LR коррекцией. Корректор собран на шести лампах 6Э6П-Е. Собрать такой корректор захотелось, чтобы на практике проверить разницу между RC, LRC и LR коррекцией. В результате получился корректор представленный ниже.

Журнал "Радио", номер 9, 1998г.

В данной статье вниманию читателей предлагается описание акустической системы "VERNA 50-01". В ней использованы доступные головки громкоговорителей российского производства 25ГДН-3-4, 5ГДШ-5-4 и 10ГДВ-2-16, что позволяет радиолюбителям без особых затрат построить АС с хорошим качеством звучания.

"VERNA 50-01" - трехполосный фазоинвертор, с вертикальным положением головок по оси корпуса.

Основные технические характеристики АС.

  • номинальная (максимальная) мощность - 25(50) Вт;
  • номинальное электрическое сопротивление - 8 Ом;
  • диапазон воспроизводимых звуковых частот - 50...20000 Гц;
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 100...8000 Гц - +/-3 дБ;
  • уровень характеристической чувствительности - 85 дБ/Вт/м;
  • суммарный коэффициэнт гармонических искажений при уровне звукового давления 90 дБ в диапазоне:
    • 63...500 Гц - 3%;
    • 500...10000 Гц - 1.5 %;
    • 1000...15000 Гц - 1%;
  • габариты - 220x700x270 мм;
  • масса - 15 кг.

Изготовление АС начинают с попарного подбора низкочастотных головок громкоговорителей после их 10...30 -часового прогона, позволяющего стабилизировать характеристики подвеса диффузоров головок. При прогоне головок 25ГДН-3-4 их поочередно подключают к звуковому генератору и подают на них сигнал частотой 65 Гц и амплитудой 18 В. Реальные чевствительности и добротности головок, устанавливаемых в одном корпусе, не должны отличаться друг от друга более чем на 10 и 5% соответсвенно. Рекомендуется также использовать головки с разными (в пределах 10...15 Гц) резонансными частотами. Это благоприятно сказывается на АХЧ звукового давления и уменьшает четные гармоники воспроизводимого сигнала в два раза, а это весьма важно для малогабаритных АС.

Принципиальная схема АС приведена на рис.1. В СЧ звене работает широкополосная головка 5ГДШ-5-4 с пропитанным мастикой подвесом и установленными на окна диффузородержателя панелями ПАС. Эту головку можно заменить на 6ГДШ-5-4, но поскольку уровень ее характеристической чувствительности ниже, чем у 5ГДШ-5-4, то резистор R2 нужно взять меньшего сопротивления.

При подборе ВЧ головки следует выбрать экземпляры с наиболе низкой частотой резонанса. Затем следует разобрать головки, с тем, чтобы заменить в них звукопоглотитель. Для этого нужно отвернуть винты, крепящие акустическую линзу, затем снять саму линзу и купол головки. В качестве нового звукопоглотителя рекомендуется применить 0.5 г глазной (мелкодисперсной) ваты. Ее следует равномерно распушить и положить под купол. Затем ВЧ головку нужно собрать в обратной последовательности. Крепежные винты акустической линзы фиксируют лаком НЦ.

Коротко о фильтре. В низкочастотном звене применен фильтр L1C1L2C2R1 третьего порядка с частотой среза 550 Гц и затуханием 18 дБ/окт, в среднечастотном - полосовой фильтр первого порядка R2C2L3 и в высокочастотном - фильтр третьего порядка R3C4L4C5.

Катушки L1 и L2 намотаны на плоских магнитопроводах из феррита 2000НМ размерами 8x15x80 мм; L1 содержит 200, а L2 - 72 витка провода ПЭЛ-2 1,12. Намотка - виток к витку. Катушки L3, L4 состоят соответсвенно из 140 и 147 витков провода ПЭЛ-1 0,56. Они намотаны на пластмассовых каракасах диаметром 20 и высотой 25 мм. В фильтрах применены конденсаторы К73-16 (C1-C3) и К73-21, К73-17 (C4,C5), резистор R1 - ПЭВ, R2, R3 состоят четырех включенных параллельно резисторов МЛТ-2 сопротивлением 16 Ом. Все элементы фильтра смонтированы на стеклотекстолитовой плате, которая через резиновые шайбы крепится шурупами к задней панели корпуса акустической системы.



Корпус АС (рис.2) изготовлен из пластин ДСП толщиной 16 мм и брусков сечением 20x20 мм, устанавливаемых в углах соединяемых панелей. СЧ и ВЧ-головки размещены в отсеке, отделенном от общего корпуса. НЧ блок имеет обьем около 17 дм 3 , что позволяет настроить фазоинвертор, состоящий из двух трубок внутренним диаметром 30 и длиной 150 мм на частоту, близкую к резонансной частоте НЧ головок - 50 Гц. При этом уровень звукового давления на этой частоте на 5 дБ ниже уровня средней характеристической чувствительности. Неравномерность АЧХ при использовании двух головок 25ГДН-3-4 в данном обьеме в диапазоне 50...500 Гц не превышает +/-3 дБ. В качестве звуко- и вибропоглотителя в НЧ блоке использован мягкий войлок толщиной 15 мм, который плотно приклеен клеем "Момент" ко всем его внутренним поверхностям. В стыках панелей корпуса поверх войлока закреплены марлевые пакеты с ватином. Трубки фазоинверторов изготовлены из стали и закреплены в отверстиях с помощью эпоксидного клея. Для увеличения жесткости и вибропотерь корпуса между отверстиями НЧ головок и фазоинверторов клеем ПВА приклеены буковые бруски.

СЧ-ВЧ блок образован двумя перегородками из фанеры толщиной 12 мм (их устанавливают в смонтированном корпусе АС без задней панели). Его обьем позволяет свободно воспроизводить сигнал с частотой 300 Гц. Внутри бокса равномерно уложена хлопчатобумажная вата массой около 200 г. СЧ и ВЧ головки закреплены снаружи через фетровые кольца толщиной 3 мм.

НЧ головки также установлены снаружи через прокладки из пористой резины 3...4 мм.

Снаружи корпус АС покрыт шпоном дуба и влагонепроницаемым бесцветным лаком. Передние панели АС снаружи закрыты рамкой с акустически прозрачной тканью. На задней панели расположены зажимы для подключения АС к исилителю мощности.

Сравнительный субьективный анализ качества звучания АС показал, что "VERNA 50-01" звучит не хуже таких импортных АС, как MATRIX 805, JBL L-20, TDL NFM-2, KEF K160, K140, при гораздо меньших затратах на изготовление и настройку.

Загрузка...