domvpavlino.ru

Структурные компоненты личности по фрейду. Классический психоанализ зигмунда фрейда. Главные архетипы в структуре личности по Юнгу

66. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ 3. ФРЕЙДА

3. Фрейд представлял структуру личности в виде трех-компонентной модели.

1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид - хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) -противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.

2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.

3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали роди-тели, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэто может быть различным в зависимости от осознаваемое^ его содержаний.

Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго.

67. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ребенка состоит из 5 стадий, которые называются психосексуальными, так как на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и фиксация на определенной стадии ведет к формированию того или иного типа характера.

Стадии психосексуального развития

1. Оральная стадия (0-1 год) - для удовлетворения своих сексуальных инстинктов ребенок использует мать как внешний объект, а удовлетворение влечения происходит через полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характере человека преобладают зависимость и инфантильность.

2. Анальная стадия (1-3 года) - ребенок научается самоконтролю, и у него формируется чувство собственности.

3. Вагинальная стадия (3-5 лет) - проявляется интерес к своим половым органам и осознание мальчиками и девочками своих отличий друг от друга, начинает формироваться половая идентичность, что происходит в результате удачного разрешения эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. Суть этих комплексов заключается в возникновении сексуального влечения к родителю противоположного пола и ненависти и ревности к родителю своего пола.

4. Латентная (скрытая) стадия (6 лет - до начала полового созревания) - сила сексуальных инстинктов ослабевает под действием общественно-социальных факторов -обучения, школы, активного физического и интеллектуального развитии ребенка.

5. Генитальная стадия (от 10-11 до 18 лет)-внешним объектом и способами удовлетворения либидо выступает лицо противоположного пола при нормальном развитии и лицо своего пола при каком-либо отклонении и проблемах, связанных с половой идентичностью.

68. ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА 3. ФРЕЙДА ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ 3. ФРЕЙДА

1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальт-терапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе.

2. Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира «Я» и тех структур, которые не вписывались в собственно «сознательное» в человеке.

3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа - бессознательное - изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентированными школами.

4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнение о том, что личность е своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными.

Направления критики теории 3. Фрейда:

1) мифологическое объяснение «сексуальных комплексов*, антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества;

2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества;

3) биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности, и пансексуальность концепции Фрейда.

4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение социальных детерминант развития личности.

ФРЕЙД ВЫДЕЛЯЛ СЛЕ­ДУЮЩИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

1) вытеснение желаний - непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психи­ки «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытес­ненные мысли не теряют своей активности в бессознатель­ном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может нехватать для поддержания деятельности и здоровья человека, в результате вытеснение часто являет­ся источником телесных заболеваний психогенной приро­ды (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болез­ни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безраз­личие к данной сфере, реальности. Выделяют полное по­давление - когда болезненные переживания настолько по­давлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Вытеснение - это частичное подав-

ление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытеснен­ные переживания «прорываются» в виде неожиданных бур­ных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;

2) отрица­ние - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» - человек прояв­ляет яркое безразличие к логике, не замечает противоре­чий в своих суждениях; 3) рационализация - бессозна­тельная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых мораль­ных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, по­ступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершен­ного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться; 4) инверсия или противодействие - под­мена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой люб­ви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разозлить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5) проекция - бессознательная попытка из­бавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее друго­му лицу, приписывание другому человеку своих собствен­ных качеств, мыслей, чувств - т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не при­нимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, че­ловек утверждает, что «некоторые евреи - обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проек­цией также объясняются социальные предрассудки и фе­номен «козла отпущения», поскольку этнические и расо­вые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь другому своих негативных лич­ностных характеристик;

6) замещение - проявление эмоционального импуль­са переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собачка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно на правлено против самого себя: враждебные импульсы, адре­сованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;

7) изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделейности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;

8) регрессия - возвращение на более ранний, прими­тивный способ реагирования, устойчивые регрессии прояв­ляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаи­вает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В тяжелых случа­ях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безо­пасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних пери­одах жизни. Более мягкие проявления регрессии у взрос­лых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), противодействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Все люди в какой-то степени используют защитные меха­низмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину потребностей, страхов, стремлений человека. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

Они действуют на неосознанном уровне и поэтому явля­ются средствами самообмана;

Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприя­тие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:

Реалистическая тревога - эмоциональный ответ на уг­розу реальных опасностей внешнего мира, помогает обес­печить самосохранение;

Невротическая тревога - эмоциональный ответ на опас­ность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь что ЭГО окажется неспо­собным контролировать сексуальные или агрессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;

Моральная тревога - когда ЭГО испытывает угрозу на­казания со стороны СВЕРХ-Я, когда «ОНО» стремится к

активному выражению безнравственных мыслей или дей­ствий и СВЕРХ-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения;

Социальная тревога возникает в связи с угрозой исклю­чения из группы сверстников из-за неприемлемых дей­ствий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из СВЕРХ-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прош­лые или настоящие грехи.

Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, является средством предупреж­дения человека о надвигающейся опасности. При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угро­за исходит от конкретного внешнего источника, при невро­тической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмер­ного возбуждения инстинктов - позднее она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует меры защиты, механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымыш­ленной внешней угрозы, или психологическую защиту, ней­трализующую повышенное возбуждение инстинктов. Ин­стинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психическим заболеваниям (например, шизоф­рения), для которых свойственна значительная деформация ЭГО и восприятия реальности.

Зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста · Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки. 2. Периодизация истории психологии. См. билет 1 вопрос 1 Билет 3. 1. Возникновение и противостояние идеалистического и материалистического взглядов на природу психического в древности. Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII ...

Широкое понимание предмета психологии. Психология, как мы уже говорили, - очень молодая наука. Поэтому, возможно, она еще не нашла своего подлинного предмета, и его обнаружение - задача психологии XXI века. Не будем забывать, что психология как фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире. Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: «Мир...

Трёхкомпонентная психическая структура личности, предложенная Фрейдом в качестве основного подхода к исследованию психики, была изложена им в работе «Я и ОНО » в 1923 году.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) – австрийский психиатр, основатель психоанализа. К наиболее значимым достижениям Фрейда в психологии можно отнести предложенную им психическую структуру личности, понятие защитных механизмов и методику психоанализа.

Принимая во внимание научные открытия своего времени и достижения в различных областях знания, Фрейд сумел предложить очень удачную «конструкцию» личности, используемую некоторыми психологами и по сей день. Предложенная структура личности по Фрейду имеет оригинальный целостный характер, соединяющий в себе, с одной стороны, природную составляющую индивида, с другой – влияние социальной среды на формирование и развитие личности.

Постулат Фрейда «все проблемы родом из детства» остался основополагающим для многих его бывших сторонников, предложивших впоследствии свои собственные концепции. , Альфред Адлер, Эрик Берн заменили ведущую роль психосексуального фактора в развитии личности на социальную адаптацию человека.

Понятие психологической защиты, предложенное Фрейдом в 1894 году в качестве неосознаваемого психического процесса, впоследствии также органично вошло в различные направления и теории. А методика психоанализа, которую использовал в своей классической концепции Зигмунд Фрейд, является, пожалуй, первым образцом системы, позволяющей затронуть внутренние процессы личности в терминах сознания.

Зигмунд Фрейд: Я и ОНО

Структура личности у Фрейда представлена в виде трёх основных составляющих психики: Я (Ego), ОНО (id) и Сверх-Я. Давайте остановимся на них чуть подробней.

Я (Ego), в свою очередь, само состоит из трёх составляющих: сознательного, предсознательного и собственного бессознательного.
Я является посредником между внутренним и внешним миром (между ОНО и Супер-Я), сохраняя равновесие посредством защитных механизмов. «Я старается заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в ОНО , принципом реальности... Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность ОНО , содержащему страсти» (1, стр. 152).

Сознательное – это все восприятия, которые в данный конкретный момент нами осознаются: приходящие извне, а также изнутри (ощущения), наши мысли и умозаключения (1, Я и ОНО). Система восприятия при этом выступает как ядро личности.
Предсознательное – это то, что когда-то было сознательным. Состояние осознанности быстро проходит. Восприятия и представления в данный момент, через какое-то время перестают быть таковыми и переходят в разряд предсознательного (1).
Бессознательное нашего Я (Ego) формируется посредством сознания, которое пополняет не только предсознательное (ранее осознанное), но и гораздо большее, то, что мы, воспринимая – не осознавали! (1).

Сознание человека входит в структуру Я, но работает как на сознательную, так и на бессознательную часть нашего Я(Ego) , зачастую одновременно. Иногда сложная интеллектуальная работа происходит неосознанно, например во время сна. Сознание даже ночью руководит цензурой сновидений (1).
Сознание – ключевой момент сознательного. Всё наше знание проходит через сознание. Даже часть нашего ОНО через внутренние мыслительные процессы, слова и восприятие, может стать осознанным, а следовательно, перейти в наше Я(Ego) (1).

Бессознательная часть структуры личности по Фрейду
и моральные установки

ОНО (id) – это бессознательная часть психики, совокупность инстинктивных влечений. «Индивидуум представляется нам как непознанное и бессознательное ОНО , на поверхности которого покоится Я » (1, Я и ОНО, стр.151).
По отношению к ОНО составляющая Я подобна всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади. Но зачастую Я лишь воплощает волю ОНО в действие, как будто бы это было его собственной волей (1).
«Вытесненное» при этом сливается с ОНО и становится его частью. С одной стороны, вытесненное благодаря сопротивлениям вытеснения резко обособлено от Я , с другой – сливаясь с ОНО , благодаря восприятию может вновь вернуться к структуре Я в качестве нового своего «заместителя» (1).

Сверх-Я (Super Ego) – это моральные установки человека, сформировавшиеся посредством идентификации с родителями и другими окружающими людьми. «Будучи маленькими детьми, мы знали этих высших существ, удивлялись им и испытывали страх перед ними, впоследствии мы приняли их в себя самих» (1, Я и ОНО, стр. 163).
В дальнейшем роль родителей переходит к учителям и авторитетам, осуществляя в качестве правил и запретов моральную цензуру.

Защитные механизмы

Защитный механизм – термин впервые был введён Фрейдом и подразумевал неосознаваемый психический процесс, направленный на снижение эмоционально-негативных переживаний.
При жизни сам Фрейд выделял чуть меньше десяти таковых, отмечая, что действуют они комплексно, в совокупности друг с другом. В дальнейшем его дочь Анна и другие единомышленники увеличили этот перечень до нескольких десятков.
Впоследствии термин «прижился» и вошёл в общеупотребительный лексикон психологов различных школ и направлений. При этом следует отметить, что нет какой-либо общепринятой классификации для психологических защит, представители разных направлений используют этот термин со своими характерными особенностями (2).
Из наиболее известных психологических защит можно выделить следующие: проекция, вытеснение, замещение, рационализация, отрицание и регрессия.

Как уже упоминалось выше, заслуга Фрейда заключается в том, что он создал первую структуру личности, которая давала возможность проникнуть и попытаться понять скрытый внутренний мир другого человека. Методика классического психоанализа включает в себя ряд методов и технических приёмов (техник) для последовательного прохождения определённых психических процессов, которые и характеризуют её особенности.

Метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и метод неосознаваемых действий и оговорок лежат в основе классического психоанализа. Подход использует такие процессы как: перенесение, контрперенос, переработка и преодоление сопротивлений анализируемого, процесс катарсиса. Технические приёмы оговаривают поведение психоаналитика во время сеанса и рекомендации по восприятию материала. Организационные моменты затрагивают гарантии и область применения.
В современных направлениях осталось немного от методики классической концепции Фрейда. Удачное название, имидж и сложившаяся ранее организация дела позволяют неплохо существовать этим направлениям и поныне.
Более подробно будет рассказано в следующей статье.

Литература:
1. Зигмунд Фрейд. По ту сторону удовольствия \ З.Фрейд: Пер. с нем.– Мн.: Харвест, 2004.
2. Зигмунд Фрейд. Материал из Википедии.
3. Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений \ под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой, А. М. Боковикова. – М.: Фирма СТД, 2005.

Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы. Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд

Коротко о создании метода

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко - лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.


Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Что входит в основу психоанализа

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна . Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания. Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок. Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания. Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки. Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека . Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.


Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» - одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.

«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.

Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.

Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:

  • компенсация;
  • сублимация;
  • защитные механизмы.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.

Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме . К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.

Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту. Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы. Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.

По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.


Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия

Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:

  • изоляция;
  • подавление;
  • гиперкомпенсация;
  • отрицание;
  • проекция;
  • регрессия.

Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы . В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

Структура личности по З. Фрейду

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский врач и психолог, профессор.

Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики.

Главенствующая сфера личности - «Оно».

Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что "психическое " и "сознательное" - понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

Характеризуя бессознательное, как "закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наше психическая деятельность", Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

  • 1) оно - несловесное (невербальное);
  • 2) "оно никогда не умирает", не теряет своей динамической силы и энергии;
  • 3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;
  • 4) по динамике своего образования бессознательное, есть вытесненное(Verdrangung), формирующееся на протяжении всей Жизни человека без всякого участия сознания;
  • 5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное "как бы не обращает внимание" на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет "всевременно", - сразу прошлым, настоящим и будущим.

Решающую роль в образовании комплексов играют влечения (Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражении организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:

  • · влечения "Я" ,цель которых - самосохранение индивида;
  • · сексуальные влечения(libido), цель которых - продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.

На основе влечений, и в особенности инфантильных влечений сексуального характера, происходит формирование комплекса Эдипа.

Комплекс Эдипа восходит к античному мифу о царе Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В учении Фрейда он означает вытесненное из детской жизни половое влечение к матери и связанное с ним агрессивное отношение к отцу.

Фрейд считал, что личность во всех жизненных ситуациях заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа(или эдипова комплекса).

Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психотерапевтической практики подверглась им существенной корректировке. Он вводит новое деление влечений и предлагает более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходит из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями "Я") и Танантосом (влечениями к смерти).

Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной - продолжение рода - или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.

Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.

Вторая сфера личности - «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и, обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.

Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни - принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями "Оно".

Пройдя цензуру, психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание "принципом реальности" психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что находится в сознании или может войти в него, - строго процензуровано.

Третья сфера личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Важнейшим является и то, что система "Сверх-Я" формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения "добра" и "зла".

К проявлениям "Сверх-Я" можно отнести внезапное пробуждение совести" у человека, возникновение "безотчетного чувства вины", строгости и презрения к себе.

Образование "Сверх-Я" Фрейд связывает с особым психическим механизмом -идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом. В дальнейшем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.

Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая их трех, рассмотренных выше систем, может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, "Сверх-Я" и предсознательного предстает более образно.

Схема наглядно показывает, что бессознательное ("Оно") может взаимодействовать одновременно с двумя системами - "Сверх-Я" и "Я" и ее самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в сознании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и подсознательном уровнях.

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если "Я" будет неспособно восстановить между ними равновесие.

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном "Я", которое может не только определить требования "Оно", но и преодолеть давление со стороны "Сверх-Я". Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям "Оно", то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, - раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают "Я" снимать напряжение с помощью разного рода "выпускных клапанов", к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека.

Сублимация, как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. Поэтому в диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделить сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совместного решения в согласительной фазе главным является смягчение и возможное устранение противоречий между отобранными вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом происходит взаимное блокирование определенных психических побуждений партнеров, взамен которых появляются новые, приносящие удовлетворение большей своей результативностью.

Проекция, состоящая в наделении других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения "Сверх-Я", может найти проявление в контактной фазе делового общения.

Какрационализация - поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия. Встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его.

Вытеснение - невозможность:

  • - либо вспомнить какое-либо событие;
  • - либо воспринять какую-либо информацию в связи с травмирующим характером этой информации.

Вытеснение является защитным механизмом, сохраняющим психику человека неповрежденной. Вместе с тем травмирующая информация, вытесняясь в бессознательное, продолжает влиять на поведение и психологическое состояние человека.

Десублимация (от лат.Sublimo) - возвышаю

В психоаналитической теории - обратное перенесение сублимированной инстинктивной энергии на первоначальные сексуальные объекты.

Идеализация - психологический механизм защиты индивида; психический процесс сверхоценки объекта или субъекта.

Идентификация (от лат.Identifico - отождествляю) - по Фрейду - механизм психологической защиты заключающийся в отождествлении индивидом себя с другим человеком или группой людей. Идентификация помогает человеку овладевать различными видами деятельности, усваивать нормы поведения и социальные ценности.

Изоляция - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в уходе от общества, от других людей; погружение вглубь себя.

Интроекция - в глубинной психологии - противоставляемый проекции психический процесс; замещение внешних объектов их внутренними образами, играющими важную роль в формировании "сверх-Я", совести и пр.

Конверсия - механизм перехода вытесненных психологических желаний, идей, чувств в физиологические симптомы.

Отказ - защитный механизм, заключающийся в бессознательном игнорировании событий во внешнем и внутреннем мире.

Отрицание реальности - психологический механизм защиты, проявляющийся в том, что различные явления, факты и т.д., содержащие в себе угрозу для того или иного индивида, отрицаются и не воспринимаются им.

Рационализация - защитный механизм, заключающийся в поиске разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам. Посредством рационализации от сознания субъекта скрываются истинные мотивы его действий, мыслей, чувств.

Регрессия (от лат.Regressus - обратное движение) - защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Репрессия (от лат.Repressio - подавлении - в психоаналитической теории - защитный механизм, специфика которого заключается в подавлении, изгнании из памяти неприятных, вызывающих боль и неудовольствие воспоминаний, образов, мыслей.


У истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда * . Его по праву называют "отцом" современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов ХХ века Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО.

Ид

Ид. Слово "Ид" происходит от латинского "Оно" и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дыхание и т.д.), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, Ид - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия . Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, Ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Эго

Эго (от лат. "ego" - "Я") - это компонент психического аппарата человека, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно Эго использует когнитивные ** и перцептивные *** процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид. В отличие от Ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности , цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Суперэго


Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации"; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования Cуперэго (от лат. "super" - "сверх" и "ego" - "Я").

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с Cуперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими "формирующими" фигурами. Будучи морально-этической силой, Cуперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать "правильно" и "неправильно" (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил Cуперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал . Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют "непослушным поведением" и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект Cуперэго - это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

* Зигмунд Фрейд (допустимо также Фройд; нем Sigmund Freud; полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя - 23 сентября 1939, Лондон) - австрийский психолог, психиатр и невролог.
Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.
Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории Эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

** Когнитивные процессы - это познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

*** Перцептивные (сенсорно-перцептивные) процессы - это процессы, которые порождаются органами чувств; процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В зависимости от того, какой именно орган играет ведущую роль в восприятии, выделяют его различные виды: зрительные, обонятельные, слуховые и др.

Загрузка...